Домашний театр в культуре русского дворянства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Слуцкая, Елена Алексеевна

  • Слуцкая, Елена Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 215
Слуцкая, Елена Алексеевна. Домашний театр в культуре русского дворянства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2013. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Слуцкая, Елена Алексеевна

Оглавление

Введение

Глава I. Домашний театр и его место в исторической типологии отечественных форм театрального искусства от Средневековья до эпохи Просвещения

1.1. Роль «домашних» театральных форм в становлении русской средневековой культуры

1.2. Зарождение и становление Придворного (дворцового) театра (XVIIb.)

1.3. Дворянский домашний театр

1.4. Крепостной театр как разновидность домашнего дворянского театра в России

Глава II. Домашний театр и другие театральные институты XIX -начала XX вв

2.1. Домашний театр в морфологической структуре отечественной театральной культуры XIX - начала XX вв

2.1.1. Частная театральная антреприза

2.1.2. Театр деревенский

2.1.3. Солдатский театр

2.1.4. Ученический театр

2.1.5. Детский театр

2.1.5. Купеческий театр

2.2. Театр в императорских и великокняжеских дворцах

2.3.Театр дворянских особняков

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Домашний театр в культуре русского дворянства»

Введение

Актуальность исследования. Обнаружившийся в последние два десятилетия усиленный интерес к прошлой, особенно царско-дворянской культуре, неслучаен. Истосковавшись в стереотипно-стандартизованных явлениях культурной и социальной действительности, подчиненных идее героического прославления коммунистического строя, народ в поисках Прекрасного устремился к образам прошлого, потому что именно «память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»1. За познанием утраченного люди бросились во вновь реконструированные дворцы и особняки, отданные в советское время под дома отдыха, больницы, интернаты. Одной из неожиданных находок стало то, что во многих дворянских особняках обнаружились сценические площадки, где раньше, как в настоящем театре игрались спектакли. Конечно, из произведений русской литературы (Лескова, Герцена) и советских фильмов, таких как «Сто дней после детства» Сергея Соловьева или «Крепостная актриса» Романа Тихомирова, было известно о так называемых домашних театрах, но сведения были общими, не подкрепленными «зрительным рядом». Увидеть домашний театр со вновь воссозданными кулисами, занавесом, рампой стало возможным в доме Державина в Петербурге на Фонтанке, где в советские годы располагались жилые коммунальные квартиры, во дворце Юсуповых в Петербурге, в годы советской власти функционировавший как Дворец культуры работников просвещения, или же подмосковную усадьбу «Архангельское», служившую в советские годы туберкулезным санаторием. Вновь открытое прошлое настоятельно требует своего осмысления и освоения.

Объект исследования: российская дворянская культура дореволюционной России.

1 Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006. С.ИЗ

Предмет исследования: домашний театр как явление в русской культуре.

Цель исследования: воссоздать историю становления и развития домашнего театра в контексте отечественной художественно-культурной жизни. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- дать определение «домашнему театру»;

- выявить место домашнего театра в современной типологии театральных форм;

- рассмотреть развитие домашнего театра от средневековья до начала XX века в контексте общекультурных и художественных процессов;

- выявить основные исторические разновидности домашних театров;

рассмотреть художественные особенности различных форм домашнего театра (придворного, дворянского, крепостного, купеческого) и определить социокультурные функции этих форм на разных этапов исторического развития.

Выявляя актуальность данной работы, следует выделить следующие аспекты:

1 .Духовно-ценностный.

Несмотря на меркантильный и прагматичный характер культуры современной эпохи, или как кардинально охарактеризовал наше время еще в 70-е годы XX века русско-американский социолог Питирим Сорокин - «век коммерциализованной и вульгарной псевдокультуры»1 с одной стороны, несмотря на «неутолимую жажду новаторства» с другой стороны, бешеного развития «индустриально-кибернетизированной жизни»3 с третьей стороны, сегодня с особой остротой возрастает необходимость извлечь духовные и культурные ценности, накопленные художественно-

1 Сорокин П. Долгий путь. Сыктывкар: СЖ Коми АССР. МП Шыпас, 1991. С. 50.

2 Каган М. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2003. С. 272.

1 Фромм Э.Кргоис психоанализа. М.: ACT. 2009. С. П.

историческим опытом. Одной из таких важных ценностей прошлого и является данное культурное явление Домашний Театр.

2.Информационный

Изучение сущности домашних театров может стать хоть и дополнительным, но необходимым материалом для работников тех музеев, чье прошлое представляют дворянские усадьбы (Государственные Музеи-Заповедники), дворцы и особняки царских или дворянских семей, в которых находится театр. Рассказы экскурсоводов в таких музеях, за неимением других сведений, сегодня чаще ограничиваются лишь описанием архитектурно-стилевых особенностей данного театрального интерьера.

3 .Культурно- образовательный

Понимание сути Домашних театров может стать хорошим примером для тех театральных любителей, для которых театральные занятия не столько развлечение и приятное времяпровождение, сколько необходимая культурная потребность, которые в Театре видят необходимые знания и понимание художественных произведений, в данном случае - драматургических, и передачу их более простому массовому зрителю. О таких любителях-знатоках задумывались еще более ста лет назад: «Первое условие, создающее любителя и дающее ему это имя, - любовь к искусству в связи с чуткостью восприятия им художественных впечатлений, ведет за собою другое условие, необходимое в любителе - понимание художественности произведений искусства, знание таких сопровождающих искусство элементов, которые поддаются изучению. Любитель-знаток имеет гораздо большее значение в оценке и распространении влияния искусства в массы, чем простой любитель»1.

4.Семейно-досуговый

В наше время не возможно не заметить тенденцию к разрушению духовных семейных ценностей. Семья, как целостное нравственно-этическое

1 Киселев А.Художники и любители//Артист. Москва. 1894, №37.Май. С. 1-5.

явление, утрачивает свое значение. Родителей и детей, даже с раннего возраста, порой сближает только лишь одна крыша над головой. Еще в конце XX века академиком Д.С. Лихачевым было замечено, что «дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом»1. В настоящее время более серьезным конкурентом является компьютер. В качестве примера культурно-художественного семейного досуга академик приводит хоровое пение, считая, что хор «не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью,

■у

нравственно организует общество» . Также создание домашних спектаклей, в качестве украшения любого семейного праздника, может помочь духовному сближению всех членов семьи. «В домашнем театре и зрители, и актеры были соучастниками и единомышленниками, а подготовкой к представлению занималась вся семья»3. Княгиня Л.Л. Васильчикова рассказывала в своих мемуарах о трепетной подготовке к именинам отца, считая, что домашний спектакль мог стать самым хорошим подарком: «Кульминационным пунктом наших каникул были именины моего отца, 8 августа, к которым мы готовили ежегодный спектакль». Княгиня также замечала, что репетиционная подготовка велась на очень серьёзном уровне: «Я могу без хвастовства сказать, что мы играли очень хорошо»4.

6 .Нравственно-ценностный

Отношение русских дворян и других значимых прослоек населения к домашнему театру, как к культурной потребности, может послужить настоящим примером бескорыстной отдачи любимому увлечению, за которое, кроме неискоренимой радости творчества, ничего не требовали взамен: «Все участвующие вложили в исполнение любовь к делу и самое серьёзное отношение к пушкинскому произведению: прекрасное знание

1 Лихачев Д.С. Письма о добром. С.117.

2 Там же

3 Ходасевич В. Ф. Державин. М.1988. С.125.

4 Васильчикова Л. Исчезнувшая Россия. СПб., 1995. С. 104.

ролей, толковая, а жестами безупречная читка стихов, изучение характеров -все это наглядно доказывало основательность постановки, доведенной до мельчайших деталей. Самый строгий критик согласится, что в спектакле графа А.Д. Шереметева не было тех промахов, с которыми он встречался при постановке исторических пьес на настоящей сцене»1. Такая характеристика была дана в журнале «Артист» спектаклю, поставленному по трагедии А.Пушкина «Борис Годунов» на домашней сцене графа Шереметева в январе 1890 года.

Степень научной разработанности проблемы. Если царская, дворянская и купеческая культура издавна привлекала внимание различных специалистов: историков, искусствоведов, культурологов и социологов, то домашний театр как предмет исследования - практически неизученное явление. И это, несмотря на то, что русскому театру посвящено огромное количество и исследовательской, и документальной, и учебной литературы. Театральными историками и исследователями Домашний театр как наименование встречается в контексте театра Любительского ХУШ-Х1Х веков; понятие Домашний театр используется практически в любой театральной литературе, но, похоже, авторы этому термину особого значения не придавали. Чаще под этим наименованием понимались любительские спектакли, разыгрываемые в домашних условиях. Так, исследователь творчества выдающегося театрального деятеля Е.Б. Вахтангова Ю. Смирнов-Несвицкий, описывая первые театральные выступления юного Вахтангова как любителя во Владикавказе, даже не считал нужным называть, кому из жителей принадлежали «домашние помосты»: «Первые прикосновения к домашнему театру оказались веселыми, шаловливыми. Женя почему-то предпочитает исключительно женские роли» . Или, «Летом 1902 года он и Надя участвуют в спектакле «Медведь» Чехова. Это домашний театр, но уже

1 Хроника // Артист, М., 1890, январь. С.190-191.

2 Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. Л.: Искусство: Ленинградское отделение. 1987. С. 10.

особый, какой могли подсказать только местные условия. Освещение сцены естественное - сначала солнце, затем негаснущее вечереющее небо»1. В мемуарной литературе наименование Домашний театр встречается достаточно часто, но как нечто само собой разумеющееся, всем понятное явление. Так, Феликс Юсупов, расписывая декоративное убранство залов своего дома в Петербурге на Мойке, лишь упоминает театр, даже не затрудняясь его описанием: «Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей»2. (При этом, надо заметить, Театр во дворце Юсуповых на Мойке и своим архитектурным строением, и внутренним убранством является одним из уникальнейших творений европейского театрального зодчества). Достаточно часто домашний театр идентифицируют с частным, имея в виду под этим понятием театр как собственность. К понятию «частный» следует подходить осторожно, так как в XIX веке театр домашний и театр частный имели разные, чаще даже абсолютно противоположные предназначения. Историк М. И. Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга», рассказывая о литературных и театральных пристрастиях князя A.M. Белосельского-Белозерского, пишет: «Известна также ещё оперетка князя «Олинька, или Первоначальная любовь» - село Ясное 1796г. В Павловское время оперетку давали в Москве на частном театре А.О. Столыпина»'. Столыпины имели довольно многочисленную труппу крепостных актеров, так что в данном случае, частный театр Столыпина идентифицирован с театром крепостным. Некоторые театральные историки прошлого также ограничивали деятельность Домашнего театра творчеством крепостных актеров. Так, из труда Н. Евреинова следует, что русский дворянин из лености не желал быть актёром, «учить роли, мазать лицо, волноваться за

1 Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. С. 18.

2Юсупов Ф. Мемуары в двух книгах. До изгнания. 1887-1919. В изгнании. М.: Захаров, 2001. С.57

3 Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Паритет, 2008. С.34.

знание текста»1, а, поскольку его захватило желание «у себя дома культивировать учреждение, в котором, кроме пользы просвещения, видели ещё изящную забаву и роскошь, коей всегда приятно похвастать»2, то создание домашнего крепостного театра был «единственный по своей лёгкости путь удовлетворения новой страсти: обратить наиболее способных из своих крепостных в лицедеев»3. Крепостному театру посвящено огромное количество театрально-исторической литературы. Но, нельзя не заметить, что публикации, посвященные крепостному театру, частной антрепризе, любительскому театру XVIII-XIX столетий, издавались, в основном, в 30-е годы XX века, и, что естественно, покрыты пеленой советской идеологии, а именно, отношением к старинному российскому театру как вредному и ненужному: «В среде новой советской театральной общественности существовало убеждение в ненужности, даже вредности всего старого театра, который рассматривался лишь как порождение буржуазно-дворянского общества»4. Исследовательские работы 20-х-40-х гг. XX века занимались описанием исторического процесса развития русского театра с социальной и идеологической направленностью, «присущей русской науке той поры чрезмерным социологизированием прежде всего»5, не вычленяя Домашний театр из общего процесса развития театра, то есть, не выделяя его в отдельное театрально-культурное явление.

Наиболее ценным исследованием последних лет для данной диссертации следует назвать работу Е. Дмитриевой и О. Купцовой «Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай», особенно IV главу этой книги «Театр в усадьбе». В этой главе авторы рассматривают усадебный

1 Евреинов H.H. Крепостные актёры. Л.: КУБУЧ, 1925. С. 3.

2 Там же.

3 Там же.

4 Альтшуллер А.Я., Герасимов Ю. К. Русский театр XIX - начала XX века // История советского театроведения. Очерки 1917 - 1941. М.: Наука. 1981, С. 149.

3 Королева И.В. Древнерусский театр и театр XVIII века // История советского театроведения. Очерки 1917-1941. М.: Наука. 1981. С.136.

театр как «важную и значительную часть развлекательной усадебной культуры»1. По мнению авторов, усадебный театр являлся традиционной формой помещичьего быта; в состав усадебного театра входили: крепостной театр, институт шутов (шутовские потехи, выходки карликов и карлиц, арапок и др.), представления бродячих актеров, забавы, устраиваемые во время календарных праздников, спектакли «благородных любителей», то есть все разнообразные театральные, театрализованные и игровые формы. По мнению же автора данного диссертационного исследования, под усадебным театром следует понимать спектакли и театральные представления, устраиваемые в пространстве помещичьей усадьбы, и является усадебный театр одним из подвидов домашнего театра.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

-впервые домашний театр рассматривается как целостное культурное явление;

-уточнено определение термина «домашний театр»; -определены место и роль домашнего театра в системе других видов и форм отечественного театра;

-определена динамика развития домашнего театра от «пратеатральных» истоков, уходящих в средневековье, до времени «угасания» этой театральной формы - Октябрьской революции XX века;

-впервые подробно проанализированы функции домашних театров в разные периоды отечественной истории и роль в развитии этой театральной формы различных социальных сословий.

Труды, использованные при работе над диссертацией. Основными источниками для исследования послужили:

1 Е.Дмитриева, О. Купцова. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. - 2-е изд. - М.: ОГИ, 2008. С.236.

1. мемуарная литература, в которой имеется описание культурно-досуговой деятельности различных общественных прослоек (например, «Записки» Е. Дашковой, «Воспоминания» князя В.Мещерского, «Московская сага» А.Гучкова и др.), а также личного опыта театрально-творческой деятельности (Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве»; Ф. Шаляпин. «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах»; В. Нелидов. «Театральная Москва. Сорок лет московских театров»; М. Чехов. «Путь актёра. Жизнь и встречи»);

2. публицистическая литература Х1Х-ХХ вв., дающая богатый материал для изучения театральной жизни России в столице и провинции (прежде всего, журналы: «Артист», «Рампа и жизнь»);

3. исследования по истории России (Н.М.Карамзина, В.Ключевского, А.Боханова, Н.Костомарова), а также исследования быта различных слоев русского общества (И.Е.Забелина, Ю.М.Лотмана, Н. Яковкиной, О.Елисеевой и др.);

4. литература по истории и теории русского театра (труды В. Всеволодского-Гернгросса, В.И. Немировича-Данченко, С. Данилова, Ю. Барбоя, Л. Стариковой, П. Маркова, К. Рудницкого, Г. Мордисона, Я, Гринвальда и др.);

5. научно-исследовательские работы, посвященные изучению исторического культурно-творческого опыта (такие, например, как монографические исследования Ф. Комиссаржевского, А.Белкина, О. Антоновой);

6. биографическая литература, посвященная деятельности тех людей, в жизни которых имела место практика домашнего театра (Мыльников А. «Петр III. Повествование в документах и версиях», Захарова О. «Светлейший князь М.С.Воронцов», монографии о великих князьях Сергее Александровиче, Константине Константиновиче Романовых и др.)

7. отечественная и зарубежная художественная литература, в которой зафиксирован быт определенного сословия (Лермонтов М. «Тамбовская

10

подвергнуты источниковедческому анализу, позволяющему раскрыть их историческое содержание и сопоставить с субъективным авторским мнением. Апробация результатов исследования состоялась в виде/ 1 .выступлений с докладами на международных конференциях: -«Домашний театр и его разновидности в культуре дореволюционной России: проблема искусствоведения или культурологии» (II Международная культурологическая конференция «Наука о культуре» в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации», Киев, 2011);

-«Домашний театр как феномен в русской театральной культуре» (Международная научная конференция «Культурные трансформации в синхронии и диахронии: теория и практика», Киев, 2012);

-«Театрализация музейного пространства» (Международная научно-практическая конференция: «Музей и художник: пути взаимодействия», Одесса, 2013)

2.постановок и проведения авторских театрализованных программ: -авторской театрализованной лекционной программы «Театральные традиции» цикла «Музей дворянского быта» в Юсуповском дворце (С-Петербург, 2004-2007);

-авторской театрализовано-интерактивной программы для детей и родителей «Необыкновенный мир театра» цикла «Волшебный мир дворца» в Юсуповском дворце (С-Петербург, 2012-2013, с участием студентов РГПУ им. А. Герцена, обучающихся по направлению «Художественное образование», профиль «Театральное образование».

3.публикацией по теме диссертации научных статей в количестве: 1. Слуцкая, Е.А., Корнилова, C.B. Театральное образование как аспект современного культурологического образования: проблемы и перспективы развития / Е.А. Слуцкая, C.B. Корнилова // Теория и практика общественного развития. Электронный журнал 2013

следовательно, для начала необходимо разобраться в существующей театральной типологии.

Театр, как целостная организация, сильно отличается от любой другой институциализации. «Ни одно учреждение, мне кажется, не похоже так на большую семью. Это удивительный дом»1, говорил Анатолий Эфрос. Режиссер имел в виду, что в театр нельзя идти как на «работу», на службу, в театр приходят, чтобы жить. Это - дом, это - загадочная и своеобразная модель мира. «До пятнадцати лет я толком не знал, что такое театр. Когда же я отравился этим ядом?» . Для величайшего актера современности Михаила Ульянова театр является ядом. Но ядом, не приносящим смертельную, разрушительную отраву; Ульянов имел в виду художественную отраву, отраву искусством. Совершенно на первый взгляд противоположные понятия дом и яд, означают в данном случае одно - полную, самоотверженную отдачу себя Театру, говоря словами поэта Б. Пастернака: «полной гибелью всерьез». Но тот же А. Эфрос в книге «Репетиция - любовь моя» добавлял: «кто только не засоряет иногда наши театры, и ничего с этим не поделаешь»'1. Если можешь жить без театра, лучше живи, - так говорили нам наши учителя, когда мы пришли учиться главной профессии в современном театральном искусстве - профессии режиссёра, «а вот если не можешь, тогда иди, но путь будет труден»4. Замечательный режиссёр драматического театра советского периода, более двадцати лет руководивший театром в г. Куйбышеве, П.Монастырский писал в своей книжке «Мой театр»: «Человек, выбравший себе актерский путь, должен безоговорочно понимать, что он выбрал себе дорогу в добровольное «рабство», и если он с таким преувеличением не согласен, должен сам принять решение: рассматривать это как частицу своего горько-сладкого счастья или бежать от него, как

1 Эфрос А. Репетиция- любовь моя. М.: Панас, 1993. С. 6.

2 Ульянов М.Работаю актером. М., 1989. С. 26.

3 Эфрос А. Репетиция — любовь моя. С. 25.

4 Немирович-Данченко В. О творчестве актера. М.: Искусство, 1973. С. 30.

Мопассан от Эйфелевой башни»1, а выдающийся оперный режиссёр Б.А. Покровский своим ученикам говорил: «Когда все празднуют, надевают лучшее платье, пекут пироги, идут друг другу в гости, актёр бежит на утренник и вечерний спектакль, на ходу проглотив бутерброд, надевает пропыленный театральный костюм, мажет лицо гримом. И если это доставит вам радость, идите в актёры, а если вы будете завидовать отдыхающим в

л

праздники, займитесь другим делом» . Значимость актёрского труда точно определена в словах великого актёра Л. Качалова: «Труд мучительный, жертвенный, часто неблагодарный до отчаяния; и, тем не менее труд, от которого актёр, раз ему отдавшись, уже не захочет оторваться никогда в жизни, не променяет его ни на какой более спокойный. Если этого нет, не надо идти в театр»3. Основоположники МХАТа именно такими в идеальном будущем видели актёров, но жизненная реальность порой представляет совсем иные ситуации.

Известно немало примеров, когда замечательные актёры и режиссёры, проделывали многоразовые безуспешные попытки для поступления в театральные ВУЗы. Но случаются и противоположные ситуации. Встречаются студенты, даже вполне одаренные, но пришедшие обучаться театральному искусству по совсем другим причинам: например, создается возможность сниматься в «сериалах», то есть легко обрести популярность и неплохой заработок. «По странности судьбы они стали артистами. Искусство очень страдает от этого»4. Такая ситуация возникла не в наше время, а гораздо раньше. Еще более ста лет назад В.И. Немирович-Данченко, придя на преподавательскую деятельность в Филармоническое Общество, был ошеломлен увиденным им сбродом: «подозрительных девиц, которые шли сюда как на выставку, бездельников, которым совсем некуда было деваться; а

1 Монастырский Ю. Мой театр. Самара. 1995. С. 100.

2 Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. С. 47

1 Немирович - Данченко В.И. О творчестве актера. С. 40.

4 Эфрос А. Репетиция - любовь моя. С. 25.

главное - у большинства общее отношение было исключительно развлекательным»1. Человек, получивший диплом театрального учебного заведения, и, возможно, даже имеющий хорошие способности для театральной деятельности, порой не имеет большого желания «до отравления» напиваться театральным ядом. Но он считает себя вправе идти «служить» в театр: он обучен, он имеет диплом театрального деятеля, он может повышать профессиональную квалификацию, и за свои достижения получать хорошую зарплату и звания. Даже способные современные актеры порой забывают заветы великих: «В театре надо не служить, а совершать служение. Как в храме» . Таким образом, возникли две стороны одной медали: Театр - как образ жизни; и театр - как служба, не более, чем обычная профессия. Обе стороны породили главный тип театра -профессиональный.

Но первая сторона медали породила еще один, не менее важный тип театра, куда идут «по зову сердца». «Я поставил за свою долгую жизнь в театре много опер, но в десять раз больше я «поставил» опер и оперетт в своем воображении - для развлечения, для своего удовольствия. Хобби?»3, -таким модным английским словом Б.А.Покровский, спрашивает себя, что для него театр - профессия, или увлечение, любимое занятие. Совершенно естественно, что для Покровского, как и для многих других выдающихся театральных деятелей, Театр стал счастливым сочетанием профессии и удовольствия, работой и увлечением одновременно. И Покровский, и Эфрос, и Монастырский, и Ульянов получили прекрасное театральное образование, всю свою жизнь преданно «как в храме» служили Театру, получая за это звания и неплохие заработные платы. Но существует другая категория людей, которых принято называть актерами-любителями, которые не имеют (за редким исключением) никакого театрально-профессионального

1 Немирович-Данченко В. О творчестве актера. С. 30.

2 Там же.

3 Покровский Б.А. Ступени профессии. С. 207.

образования, а имеют лишь одно желание - быть на сцене. Они не получают заработную плату за свой труд, (за редким исключением - гонорара за спектакль), не получают наград и званий, они остаются, за исключением небольшого количества их поклонников, никому не известными. «Порой в сложнейших условиях они несут людям и радость, и знания и приобщают к прекрасному, несут свой нелегкий жребий, чаще всего не получая за то лавров»1. Они имеют другие профессии и должностные обязанности, а Театр для них лишь досуг, но досуг более широкого значения: не только получение удовольствия и развлечение, но и необходимая культурная потребность. «Храм муз открыт для всех людей. В нем мало избранных, но званых много»2. Многие из артистов-любителей, обладая замечательными сценическими дарованиями, по разным причинам не смогли найти своё место на профессиональной сцене: кто-то так и не поступил в театральный ВУЗ; кто-то желает зарабатывать хорошие деньги, а далеко не все профессиональные театры способны достойно оплачивать труд актёров, режиссёров, художников; а для кого-то Театр всегда был и остается любимым увлечением, но не главной профессиональной обязанностью. История, правда, знает немало примеров, когда актер-любитель, благодаря своему дарованию и исключительной работоспособности, добивался более высоких достижений, чем актер профессиональный. Таким образом, наравне с профессиональным, существует второй тип театра - любительский.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Слуцкая, Елена Алексеевна, 2013 год

Список литературы.

1. Альтшуллер А .Я., Герасимов Ю.К. Русский театр XIX - начала XX века // История советского театроведения. Очерки. 1917-1941. М.: Наука, 1981. С. 148-154.

2. Американцы при дворе Александра III. Письма миссис Лотроп, жены покойного достопочтенного Джорджа Ван Несс Лотропа, бывшего полномочного министра и чрезвычайного посланника Соединенных штатов в России / РАН Санкт-Петербургский институт истории. СПб.: Европейский дом, 2010. 132 с.

3. Антонова O.A. Школьный театр в истории образования России (XVII-XXI вв.). Монография. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: изд.СПбГУСЭ, 2006. 279 с.

4. Арбенин Н. Отголоски деревенской сцены // Артист. М., 1894. №42, май. С. 121-126.

5. Базилевский В. Актёрство в любителях и любители в актёрах // Рампа и жизнь. М., 1909. №36. С. 812-813.

6. Барг М. Шекспир и история. Изд.2-е, доп. М.: Наука, 1979. 207 с.

7. Баринова Е. Российское дворянство в начале XX века. Экономический статус и социокультурный облик. М.: РОССПЭН, 2008. 351 с.

8. Барбой Ю. К теории театра. СПб.: СПГАТИ, 2008. 237 с.

9. Бахрушин Ю. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1994. 702 с.

10. Беккер С. Миф о русском дворянстве. Дворянство и привилегии последнего периода императорской России / Перевод с англ. Б. Пинксера. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 344 с.

11. Белкин A.A. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 194 с.

12. Безсонов C.B. Архангельское. Подмосковная усадьба. 3-е изд., исправл. и доп. М.: ГМУ-Архангельское, 2013. 416 с.

13. Бимман О., Богданов В., Воспанова Э. Купечество Москвы. История, традиции, судьбы. М.: Олимп, 2008. 544 с.

14. Боханов А. Правда о Григории Распутине. М.: Русский издательский центр, 2011. 608 с.

15. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. Изд. 4-е дополненное. М.: Молодая гвардия. 1991. 231с.

16. Валишевский К. Роман одной императрицы / Репринтное воспроизведение издания 1908 года. М.: СП ИКПА, 1989. 176 с.

17. Васильчикова J1. Исчезнувшая Россия. Воспоминания княгини Лидии Леонидовны Васильчиковой (1886-1919). СПб.: Петербургские языки, 1995. 544 с.

18. Вацуро В.Э., Мануйлов В.А. Драматургия М.Ю. Лермонтова // Примечания к собр. соч. М.Ю. Лермонтова. Изд. 2-е, испр.и доп. Л.: Наука, ленинградское отделение. 1979-1981. т.З. Драмы. С. 575-593.

19. Врангель H.H. Помещичья Россия. СПб.: Издательский Дом Коло, 2007. 297 с.

20. Врангель H.H., барон. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Составление, комментарии и подготовка текста И.А.Лаврухиной СПб.: журнал «Нева», 2000. 288 с.

21. Всеволодский-Гернгросс В. Театр в России при императрице Елизавете Петровне. СПб.: Гиперион, 2003. 334 с.

22. Всеволодский-Гернгросс В. Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче. СПб.: типография императорских СПб. театров, 1914. 99 с.

23. Всеволодский-Гернгросс В. Театр в России в эпоху Отечественной войны. СПб., 1912. 198 с.

24. Волков (основатель русского театра): Его жизнь в связи с историей русской театральной старины; Щепкин: Его жизнь и сценическая деятельность с прибавлением кратких биографий П.С. Мочалова, В.А. Каратыгина, Е.А. Мартынова и П.М. Садовского; Глинка: Его жизнь и

210

музыкальная деятельность; Серов: Его жизнь и музыкальная деятельность. СПб.: ЛИО Редактор, 1996. 416 с.

25. Гейзер М. Михоэлс. М.: Молодая гвардия, 2004. 323 с.

26. Гозенпуд A.A. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки (очерк). Ленинград: Гос. муз. издательство, 1959. 781с.

27. Гринвальд Я. Три века русского театра. М.: Московский рабочий, 1949. 353 с.

28. Гришин А. Трагическая судьба великого князя. М.: Вече, 2008. 304 с.

29. Гучков А. Московская сага. Летопись четырех поколений знаменитой купеческой семьи Гучковых. 1780-1936. СПб-М.: Лимбус-Пресс, 2005. 688 с.

30. Данилов С. Очерки из истории русского драматического театра. М.-Л.: Искусство, 1948. 587 с.

32. Данилов С. Русский драматический театр XIX века. Л.-М.: Искусство, 1957.350 с.

33. Данилова А. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института. Биографические хроники. М., 2004. 464 с.

34. Данилова А. Ожерелье светлейшего. Племянницы князя Потемкина. Биографические хроники М.: ИЗОГРФУС; ЭКСМУС, 2003. 608 с.

35. Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-Классика, 2007. 336с.

36. Дашкова Е. Записки 1743-1810. Л.: Наука, 1985. 286 с.

37.Домашний театр с чертежами к устройству и расположению ширмового театра//СПб.: 1848.220 с.

38. Дынник Т. Крепостной театр. М.: Academia, 1933. 330 с.

39. Евреинов Н. Крепостные актеры. Л.: КУБУЧ, 1925. 128 с.

40. Екатерина И. Записки. СПб.: Азбука-классика, 2010. 288 с.

41. Елисеева О. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. М.: Молодая гвардия, 2008. 638 с.

42. Ермилов В. Спектакль в частной гимназии Ф. Креймана // Артист. М., 1891. №13, февраль. С. 195-196.

43. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец. М.: Книга, 1990. 312 с.

44. Захарова О. Светлейший князь М.С. Воронцов. Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. 312 с.

45. Иванов И.Н. Вопрос о театре в XVIII веке // Артист. М., 1893, №31 ноябрь. С. 113-124.

46. К-ъ А. О товариществах драматических артистов // Артист, М., 1890, № 2 февраль. С. 153-157.

47. Каган М. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб.: Петрополис, 2003. 320 с.

48. Камозин Э. Популярные очерки о российских императорах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 348 с.

49. Карамзин Н. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М.: Правда, 1988. 768 с.

50. Кашин Н.П. Театр Н.Б. Юсупова. М,: Государственная академия художественных наук, 1927. 64с.

51. Киселев А. Художники и любители // Артист. М., 1894, №37 май. С. 1-5.

52. Клейнмихель В., Клейнмихель Е. В тени царской короны. Симферополь: Бизнес информ, 2009. 344

53. Ключевский В. О государственности в России. М.: Мысль, 2003. 606 с.

54. Ключевский В. Александр I. // Александр I. М.: Мир книги, 2007. С. 265318.

55. Колесникова А. Бал в России. XVIII - начала XIX века. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 304 с.

56. Комиссаржевский Ф. Русские скоморохи // Рампа и жизнь. М., 1909, №27. С. 658; №28. С. 674-675.

57. Королева И.В. Древнерусский театр и театр XVIII века // История советского театроведения. Очерки. 1917-1941. М.: Наука, 1981. С. 135-142.

58. Косихина И.Г. Из истории музыкального любительства в российской провинции (на примере Курской губернии ХУШ-ХГХ веков) //

212

Культурология в контексте гуманитарного знания. Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2011. С. 248-254.

59. Костин В. Образ молодости в живописи Александра Самохвалова // Костин В.И. Среди художников. Художники и произведения. Статьи об искусстве 20-х и 30-х годов. Статьи по вопросам современного искусства. М.: Советский художник, 1986. С. 10-14.

60. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: Избранные главы. М.: Эксмо, 2008. 640 с.

61. Краско А. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. М.: Центрполиграф, 2009. 443 с.

62. Красовская В.М. Русский балетный театр. От возникновения до середины XIX века. СПб., М., Краснодар: Планета музыки, 2008. 384 с.

63. Кузьмина Л. Августейший поэт K.P. СПб.: Аврора, Калининград: Янтарный сказ, 2004. 63 с.

64. Купеческая Москва. Образы ушедшей российской буржуазии. М.: РОСПЭН, 2007. 248 с.

65. Л. Общество искусства и литературы // Артист, М., 1891, № 13 февраль. Современное обозрение. С. 145-147.

66. Лесков Н. Леди Макбет Мценского уезда // Лесков Н. Собр.соч. в 12 томах. Т. 5. М.: Правда, 1988. С. 348-403.

67. Лихачёв Д. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006. 256 с.

68. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX в. СПб.: Искусство, 2008. 413 с.

69. Ляшенко Л. Александр II, или история трех одиночеств. М.: Молодая гвардия, 2002. 357 с.

70. Ляшенко Л. Александр II. Победа и трагедия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.224 с.

71. Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 1. Из истории русского и советского театра. М.: Искусство, 1974. 542 с.

72. Материалы по истории русского балета в 2-х томах: Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского государственного хореографического училища, составленное М.Борисоглебским. Л.: изд-во Ленинградского государственного хореографического училища, 1938. 380с.

73. Матонина Э., Говорушко Э. K.P. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2010. 671 с.

74. Мещерский В. П. Мои воспоминания. - 2-е изд. М.: Захаров, 2003. 864 с.

75. Монастырский П. Мой театр. Размышления. Самара: Книжное изд-во, 1995. 224 с.

76. Мордисон Г. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII веков). СПб.: СПГАТИ, 1994. 4.1.-223 с. 4.2-224 с.

77. Мыльников А. Петр III. Повествование в документах и версиях. М.: Молодая гвардия, 2002. 511 с.

78. Некрасова Е. Екатерина Семеновна Семенова, знаменитая трагическая актриса 1786-1849 // Артист. 1892. №19 январь. С. 58-69; №20 февраль. С. 4954.

79. Нелидов В. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. М.: Материк, 2002. 374 с.

80. Немирович-Данченко В. О творчестве актера. М.: Искусство, 1973. 487 с.

81. Покровский Б. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. 342 с.

82. Попова Н. Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметева. СПб.: Аврора, Калининград: Янтарный сказ, 2001. 63 с.

83. Потемкин Г.А. Последние годы. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., издательство Пушкинского фонда, 2003. 264 с.

84. Пыляев М. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Паритет, 2008. 528 с.

85. Пыляев М. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. СПб.: Азбука-классика, 2013. 512 с.

86. Рапацкая Л. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

87. Рогачев М.Б., Цой А. Усть-Сысольск; страницы истории. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. 246 с.

88. Российские государи. Их происхождение, интимная жизнь и политика. М.: Новости, 1993. 544 с.

89. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. М.: Наука, 1989. 384 с.

90. Русская театральная пародия XIX - начала XX века. М.: Искусство, 1976. 831 с.

91. Русский театр 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. 2-е изд. М.: Интеррос, 2006. 472 с.

92. Русско-английские литературные связи XVIII - первая половина XIX вв. (исследование Алексеева М.П.). М.: Наука, 1982. 863с.

93. Сац Н. Новеллы моей жизни. М.: Искусство, 1979. 648 с.

94. Скрынников Р. Борис Годунов. М.: Наука, 1983. 192 с.

95. Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. Л.: Искусство, 1987. 248 с.

96. Смирнова-Россет А. Дневник. Воспоминания. М.: Наука, 1989. 787 с.

97. Сорокин П. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. Сыктывкар: СЖ Коми АССР, МП Шыпас, 1991. 304 с.

98. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2004. 444 с.

99. Старикова Л. Театр в России XVIII века: опыт документального исследования: научный доклад на соискание ученой степени доктора искусствоведения // М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996. 60 с.

100. Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы. М.: Искусство, 1988. 333 с.

101. Тенишева М. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. 287 с.

102. Ульянов М. Работаю актером. М.: Искусство, 1989. 398 с.

103. Уточкина О. Юсуповы в России и для России // Юсуповский дворец. Дворянские особняки. История рода, усадьбы и коллекции. СПб.: Арт-Палас, 1999. С. 359-367.

104. Филин М. Мария Волконская. «Утаённая любовь» Пушкина. М: Молодая гвардия. 2006. 431 с.

105. Фрадкина Э. Зал дворянского собрания. (Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга). СПб.: Композитор. 1994. 200 с.

106. Фромм Э. Кризис психоанализа. М.: ACT, 2009. 252с.

107. Хайченко Г. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. 268 с.

108. Хижняк 3., Манькивский В. История Киево-Могилянской академии. Киев: издательский дом Киево-Могилянской академии, 2008. 203 с.

109. Ходасевич В. Державин. М.: Мысль, 1988. 283 с.

110. Цвейг С. Мария-Антуанетта. Портрет ординарного характера. М.: Мысль, 1989. 495с.

111. Чижова Н. Хозяйки литературных салонов Петербурга первой половины XIX в. СПб.: Сердце, 1993. 117 с.

112. Чехов А. П. Анна на шее // Повести и рассказы. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. С. 145 - 157.

113. Чехов М. А. Путь актёра. Жизнь и встречи. М.: ACT, 2009, 554.C.

114. Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. СПб, 2008. 240 с.

115. Шпицер С. Русский театр за три века царствования Дома Романовых // Нива. 1913. №8. С. 147-152.

116. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Союз художников. 2002. 320с.

117. Щеглов И. Записки о народном театре // Артист, 1892, № 24 ноябрь. С. 174-186.

118. Щепетков JI. Ближний боярин Артамон Сергеевич Матвеев как культурный политический деятель XVII века. (Опыт исторической монографии). СПб.: типография М.И. Акинфиева, Басков пер., 10. 1906. 150с.

216

119. Щепеткова И. Театр в доме Державина // Литература и театр: сб. ст. к 95-летию A.A. Гозенпуда. СПб.: Наука, 2003. С. 517-521.

120. Щепкин М. Записки актера Щепкина. М.-Л.: Academia, 1993. 260 с.

121. Эфрос А. Репетиция - любовь моя. Изд.2-е доп. М.: Панас, 1993. 318 с

122. Юрьев С. Деревенский театр // Артист. 1889. №3 ноябрь. С. 46-50.

123. Юсупов Ф. Мемуары в двух книгах: До изгнания. 1887-1919. В изгнании. М.: Захаров, 2001. 429 с.

124. Языков Дим. Детский театр // Рампа и жизнь. 1909. № 9. С. 362-363.

125. Яковкина Н. История русской культуры. XIX век. 2-е изд. СПб.: Лань, 2002. 576 с.

126. Яковкина Н. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции. СПб.: Лань, 2002. 160 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.