Формирование русского театра в Башкортостане, конец ХVIII - начало ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Стрижевский, Вячеслав Александрович

  • Стрижевский, Вячеслав Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 182
Стрижевский, Вячеслав Александрович. Формирование русского театра в Башкортостане, конец ХVIII - начало ХХ вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2000. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Стрижевский, Вячеслав Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ

§ 1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ УФЫ В КОНЦЕ ХУШ В. И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

§ 2. ДОМАШНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ

§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ АНТРЕПРИЗ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ И ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

§ 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ В УФЕ И ГУБЕРНИИ

§ 2. ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР В УФЕ

§ 3. ЧАСТНЫЕ ТЕАТРЫ

ГЛАВА 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УФЫ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВВ.

§ 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ В УФЕ И ГУБЕРНИИ

1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ПЕНИЯ, МУЗЫКИ И ДРАМА ТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

1.2. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

1.3. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В УФЕ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX ВЕКА

§ 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В УФЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУППЫ НА УФИМСКИХ СЦЕНАХ

§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКИХ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ

§ 4. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ В УЕЗДНЫХ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование русского театра в Башкортостане, конец ХVIII - начало ХХ вв.»

В современных условиях, когда повысился интерес к истории регионов и народов, их населяющих, становится особенно актуальным изучение истоков многонациональной российской культуры. Данная диссертация, ограниченная региональными рамками Башкортостана, посвящена одной из интереснейших страниц истории российской культуры.

До сих пор история зарождения и развития театрального искусства на территории Башкортостана в научном плане не исследовалась. Между тем изучение истории театра на Южном Урале, как и истории всего провинциального движения в России, имеет большое значение для изучения истории культуры региона в целом, так как театр в дореволюционной России был «центром культурной жизни провинции».1

Изучение истории развития театрального искусства в Башкортостане позволяет выявить закономерности развития любительского театра и перерастания его в профессиональный, определить место театра в культурной и общественной жизни региона, показать его влияние на духовную жизнь общества, вклад в развитие культуры региона, в развитие театральной культуры России.

Таким образом, исследование данной проблемы позволяет выявить общие тенденции и выработать предложения по развитию театрального дела на современном этапе.

Изучение истории дореволюционного русского театра имеет давние традиции. Первые исследования начали появляться в конце XIX - начале

1 Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., Искусство, 1979.-С. 18. 5

XX вв. Проблемам возникновения и развития русского театра посвящены работы, опубликованные в конце прошлого - начале этого века Е. Опочинина,2 П.О. Морозова,3 A.C. Фаминцына,4Н. Юшкова,5 И.А. Шляпкина,6 Ю. Беляева,7 И.Н. Божерянинова и Н.И. Карпова,8 П.О. Морозова,9 И.Ф. Горбунова,10 Н.В. Дризена,11 В.Н. Перетца,12 В.П. Погожева,13 Б.В. Варнекса,14Н.Н. Евреинова,15 В.Н. Всеволодского (Гернгросса),16 С.К. Богоявленского,17 В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса,18И.Н. Игнатова,19 С.С. Игнатова,20 A.A. Кизеветтера,21 A.B. Лейферта,22А. Белецкого,23 В.М. Дорошевича,24 В.Г. Сахновского,25 Э. Бескина,26 Т.

2 Опочинин Е. Русский театр, его начало и развитие. Вып. 1-5. СПБ, 1887-1888.

3 Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII столетия. СПБ, 1889.

4 Фаминцын A.C. Скоморохи на Руси. СПБ, 1889.

5 Юшков Н. Материалы для истории русской литературы и театра. Казань, 1893.

6 Шляпкин И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. СПБ, 1898.

7 Беляев Ю. Актеры и пьесы. СПБ, 1902.

8 Божерянинов И.Н., Карпов Н.И. Иллюстрированная история русского театра XIX века. Т. 1-2. СПБ, 1903-1904.

9 Морозов П.О. История драматической литературы и театра. Т. 1. СПБ, 1903.

10 Горбунов И.Ф. Очерки из истории театра//Горбунов И.Ф. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПБ, 1904.-С. 257-370.

11 Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М. 1913; Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881. П., 1917.

12 Перетц В.Н. К истории польского и русского народного театра. Вып. 1-14. СПБ, 1905-1909; Из начального периода жизни русского театра. СПБ, 1907. ь Погожев В.П. Столетие организации императорских московских театров. Вып. 1, Кн. 1-3. СПБ, 1906-1908.

14 Варнекс Б.В. История русского театра. Ч. 1-2. Казань, 1908-1910.

15 Евреинов В.Н. Крепостные актеры. СПБ, 1911.

16 Всеволодский В.Н. (Гернгросс). Театр в России в эпоху Отечественной войны. СПБ, 1912; История театрального образования в России. Т. 1, СПБ, 1913; История русского театра. Т. 1-2. JI.,-M. 1929; Краткий курс истории русского театра. М., 1935; Хрестоматия по история русского театра. М., 1936; Русский театр. От истоков до середины XVIII века. М., 1957; Русский театр второй половины XVIII века. М., 1960.

17 Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М., 1914.

18 История русского театра. Под ред. В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса. Т. 1. М, 1914.

19 Игнатов И.Н. Театр и зрители. Ч. 1,М., 1916.

20 Игнатов С.С. Начало русского театра и театр Петровской эпохи. М., 1919.

21 Кизеветтер A.A. Театральные очерки. Размышления. Заметки. М., 1922.

22 Лейферт A.B. Балаганы. М., 1922.

23 Белецкий А. Старинный театр в России. М., 1923.

24 Дорошевич В.М. Старая театральная Москва. П.-М., 1923.

25 Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. Л., 1924.

26 Бескин Э. История русского театра. Ч. 1. М.,-Л., 1928. 6

Дынника,27 Л. Гуревича,28 С. С. Данилова,29 Б.Н. Асеева,30 В. Д. Кузьминой,31Т. Родиной,32П. Арапова33 и др.

Можно без преувеличения сказать, что изучение истории русского театра оставалось на протяжении многих лет одной из ведущих тем в российской искусствоведческой науке. В значительной мере этот интерес ученых объясняется тем, что театральная культура являлась и является неотъемлемой частью национальной культуры народа, и ее исследование способствует более глубокому осмыслению процесса общекультурного и духовного развития России.

Процессы развития театрального искусства России исследуются в многочисленных работах советских искусствоведов.34

Прежде всего необходимо назвать фундаментальную работу, проделаную составителями семитомной «Истории русского драматического театра».35

Особо следует выделить также фундаментальные монографии И.Ф. Петровской, проследившей и проанализировавшей деятельность театров

27 Дынник Т. Крепостной театр. M.,-JL, 1933.

28 Гуревич JI. История русского театрального быта. Т. 1. М., - JL, 1939.

29 Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. M.-JL, 1948; Русский драматический театр XIX века. Т. 1, J1.-M., 1957. j0 Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков. М., 1958.

31 Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958.

32 Родина Т. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.

3j Арапов П. Летопись русского театра. СПб, 1861.

4Алперс Б.В. Актерское искусство в России. М.; Л., 1946; Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. М.; Л., 1968; Анникст A.A. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972; Бескин Э Крепостной театр. М., 1927; Гозенпуд A.A. Русский оперный театр XIX в.: 1857-1872. Л., 1971; Он же. Русский оперный театр между двух революций: 1905-1917. Л., 1975; Данилов С.С. Русский театр в художественной литературе. М.; Л., 1939; Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр Х1Хвека. Л., 1974; Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М., 1963; Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М., 1979; Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.; Л., 1928-1929. Т. 1-П; Хайченко Г.А. Народный театр//русская художественная культура конца Х1Х-начала XX века. М., 1977 и др. jS История русского драматического театра: В 7-ми томах. М., 1977-1991. 7 российских столиц и провинции в XIX -начале XX вв.36 Большую научную и практическую ценность имеет работа этого же автора по источниковедению истории русского драматического театра дореволюционной эпохи.37

Среди первых работ, посвященных истории становления провинциального театра в России можно отметить воспоминания и записки нашего великого земляка С.Т. Аксакова,38 М.С. Щепкина,39 Ф.Ф. Вигеля,40 М.П. Жданова,41 В.А. Инсарского,42 Н. Коровкина,43 Л.П. Никулиной-Косицкой 44 и др.

Однако специальных работ по истории провинциальных театров России немного.45 Это объясняется, по нашему мнению, сложностью задачи, так как материалов в этой области исследований явно недостаточно. Тем не менее следует отметить, что в отечественной j6 Петровская И. Театр и зрительно российских столиц. 1895-1917. Л., искусство, 1990; Она же. Театр и зритель провинциальной России: Вторая половина XIX века. JL, Искусство, 1979;

37 Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. J1, Искусство, 1971.

3S Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания//Собрание сочинений: в 4-х томах. М.1955. Т. 3.

39 Щепкин М.С. Записки и письма. Изд. 2-е.СПб., 1914.

40 Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1892. Ч. 1-7.

41 Жданов М.П. Путевые записки по России в двадцати губерниях. СПб, 1843.

42 Инсарский В.А. Половодье: Картины провинциальной жизни. СПб, 1875.

43 Коровкин Н. Тайны русских провинциальных театров/ЛПантеон и репертуар. 1845. Кн. 4-6.

44 Никулина-Косицкая Л.П. Записки//Русская старина. 1878. Т. 21.

45 Бузрук-Салихов М. Материалы к истории узбекского театра. Ташкент, 1935; Вартанян В. Роль русской передовой театральной культуры в развитии армянского театра. Ереван, 1958; Голицын А.Л. Материалы для истории крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901; Глаголь С. (Говоров С.Д.) Театр народов Северного Кавказа. Пятигорск, 1936; Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону. Ростов-на-Дону, 1947; Губайдуллин Х.Х. Первое десятилетие татарского профессионального театра. Казань, 1957; Дележа Е.М. Формирование русского театра в Забайкалье. (XIX - начала XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения СПб, 1993; Дьяконов В.А. Театральное движение в провинциальной России Х1Х-начала XX века. На материале Среднего Поволжья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 1995; Костерина А.Б. Особенности развития театральной культуры на Урале ХУШ - XIX вв. Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М., 1991; Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1957; Ратов С. Причины несостоятельности театрального дела в провинции. СПБ, 1901; Рожковская H.H. Развитие драматического театра в провинциальном городе XIX - начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой 8 историографии накоплен большой фактологический материал. Но бесспорно и то, что театральная культура российской провинции исследована недостаточно глубоко. Такая точка зрения особенно сраведлива по отношению к Южному Уралу.46

История русского театра в Башкортостане до настоящего времени также не была предметом серьезного исследования. Тем не менее отдельные вопросы этой проблемы нашли отражение в ряде работ как дореволюционного, так и советского периодов.

Еще в XIX в. появляются воспоминания о театральных представлениях в Уфе.47 Материалы эти представляют не только историографическую, но и конкретно-прикладную ценность для современных исследователей, так как воссоздают «аромат» эпохи, фиксируют детали подготовки и постановки спектаклей в Уфе. Однако им нельзя полностью доверять, т.к. они страдают субъективизмом и требуют критического к себе отношения.

Упоминание о первых театральных представлениях в ХУШ веке в Уфе встречали в работе Р.Г. Игнатьева.48

Об уфимском театре начала XIX в. пишет Бельский-Сутолак.49

Краткое изложение истории русского театра в Уфе дано в работе степени кандидата искусствоведения. М., 1979.

46 Даже в добротной и очень интересной диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения А.Б. Костериной «Особенности развития театральной культуры на Урале в ХУШ - XIX вв.» (М., 1991) совершенно не исследуются вопросы развития театральной культуры на Южном Урале. Исключение составляет работа Ю. Курочкина «Из театрального прошлого Урала» (Свердловск, 1957), в которой имеются некоторые сведения о театре в Оренбурге.

47 Нестеров М.В. Воспоминания. М., Советский художник, 1989; Пеняев И.П. Первые шаги Федора Ивановича Шаляпина на артистическом поприще. (Из воспоминаний провинциального актера). М., 1903; Елпатьевский С.Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа, 1984.

48 Игнатьев Р.Г. Марфа Ивановна Муравина, уфимская римско-католичка //Уфимские губернские ведомости. - 1878. - № 18, 20, 25, 27.

49 Бельский-Сутолак. О временном уфимском театре//Репертуар и Пантеон. Т. 4, кн. 12, 12. СПб., 1843.-С. 127. 9 театроведа C.B. Волкова-Кривуши,50 в очерке народного артиста Башкортостана JI.A. Бенина,51 в книге «История Уфы. Краткий очерк»,52 в разделе «Театральная культура» монографического очерка краткой энциклопедии «Башкортостан»,53 в статье кандидата искусствоведения Т.С. Угрюмовой.54 Деятельности Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства посвящена статья A.B. Лебедевой.55 Историю русского театра в советской Башкирии кратко освещают A.B. Андреев56 и Д.Г. Давлетшина.57

Информация о работе театров и театральных любительских кружков в Уфе и Уфимской губернии, а в советское время - в Башкортостане неоднократно появлялась на страницах центральных и местных театральных и исторических журналов - «Репертуар и Пантеон», «Сцена», «Театр и искусство», «Театральная Библиотека», «Артист», "Искусство", "Театрал", "Рампа и жизнь", «Театральная Россия», «Театральная жизнь», «Театр», «Рампа», «Ватандаш», «Аксаковский дом» и др. Кроме того, местная театральная жизнь освещалась на страницах местной периодической печати - «Уфимских губернских ведомостей», «Уфимского края», «Уфимской жизни», «Уфимского вестника», «Известий Уфимского губисполкома», «Власть труда», «Красная Башкирия», «Советская Башкирия», «Известия Башкортостана»,

50 Волков-Кривуша С. Русский театр драмы в Уфе. Уфа, 1959. м Бенин Л.А. Русский театр в Уфе//Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана». Уфа: «Китап», 1994. - С. 110-118.

52 История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1981. - С. 89-90, 127-128, 199-200, 548-550.

5" Башкортостан. Краткая энциклопедия. НИ «Башкирская энциклопедия». Уфа, 1996. - С. 72.

54 Угрюмова Т.С. Предпосылки башкирской оперы в дореволюционной музыкальной культуре//Народы России: возрождение и взаимодействие культур. Тезисы докладов международной научно-практической конференции 28-29 июня 1996 г. Уфа, 1996. - С. 167-168.

55 Лебедева A.B. О функционировании в Уфе общества любителей пения, музыки и драматического искусства в 1900-1902 гг.//Актуальные проблемы отечественной истории XX века. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции, посвященной 50-летию УГНТУ. Уфа, 1998. - С. 13-17.

56 Андреев A.B. Русский театр в Башкирии//Культурное строительство Башкирии за 15 лет (1919-1934 гг.). Уфа, 1934, С. 108-109.

10

Вечерняя Уфа», «Ленинец» и др.

Несмотря на то, что до сегодняшнего дня никто из искусствоведов и историков не обратился к целостному изучению зарождения и развитию театральной жизни в республике, достижения российской и советской историографии несомненны. В научный оборот введены не дошедшие до наших дней материалы по истории театра в регионе, выявлены некоторые закономерности развития русского театра в Уфе и Башкортостане.

Таким образом, российская искусствоведческая и историческая наука создала некоторый задел для изучения данной темы. Но история русского театра в Башкортостане рассматривалась фрагментарно, попутно, при освещении каких-либо иных проблем. Обобщающего исследования по данной проблеме еще не было. Кроме того, имеющиеся работы посвящались почти исключительно театрам г. Уфы советского периода, значение дореволюционного периода в формировании театральных предприятий не учитывалось.

Предметом исследования данной работы является зарождение и развитие театрального движения в Уфе и частично в Уфимской губернии, история формирования и деятельности профессиональных и любительских театров, антреприз, театральных кружков, участие столичных и местных актеров и театральных деятелей в развитии театральной культуры края.

История театрального искусства в Башкортостане насчитывает более двухсот лет - с последней четверти XVIII века, когда в Уфе впервые ссыльными поляками был поставлен спектакль «Пан Бронислав». С тех пор вплоть до создания профессионального театра на территории Оренбургской (с 1865 г. - Уфимской) губернии функционировали самые различные виды театров: народный, городской, дворянский любительский, школьный и др. Во многих состоятельных семьях устраивали домашние

57 Театральное объединение//Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. - С. 563.

11 спектакли. Воспоминания об этом оставил нам известный русский художник, уроженец Уфы М.В. Нестеров.58

На сороковые годы 19-го столетия приходится начало выступлений профессиональных артистов. С этого времени и по 1917 г. на театральных сценах Уфы выступили труппы: Соколова, Маркевича, Хотева-Самойлова, Васильева-Гладкова, Андреева, Семенова-Самарского, Струйского, Медведева, Громова, Марджанова, Шигаевой, Горина, Шатковского, Войтоловского, Адельгейма, Квитки-Павловского, Дмитриева-Волынского, Надлера, Василенко, Пасхалова, Коганова, Суслова, Кручинина, Певзнера, Орлова, Кириллова, Чебышевой, Гениса, Плахотникова, Тоди, «Товарищества артистов Императорского Московского Малого театра», «Казанского оперного товарищества», «Товарищества Харьковской оперетты», труппа итальянской оперы и другие театральные коллективы.

Уфимцы имели возможность видеть множество спектаклей различного уровня и самого разного жанра: драмы, комедии, трагикомедии, оперы, оперетты, музыкальные комедии, миниатюры. Многие выдающиеся российские актеры были известны уфимским зрителям не понаслышке. Уфу посещали и иностранные гастролеры.

В Уфе процветал любительский театр. Относительно высокий уровень любительских театральных представлений уфимцев в 1880-е годы отмечает в своих воспоминаниях врач, писатель-демократ С.Я. Елпатьевский, отбывавший в Уфе ссылку.59

Театр впитал в себя все характерные черты духовной жизни общества и являлся непосредственным участником культурной жизни губернии, оказывая влияние на широкие слои населения края. Это

58 Нестеров М.В. Воспоминания. М., Советский художник, 1989. - С. 42.

59 Елптьевский С .Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа, 1984. - С. 87

12 отражалось и в репертуаре трупп, и в рецензиях критиков, регулярно появлявшихся на страницах местной периодической печати.

Театр в России и в Уфе в то время играл большую идеологическую роль. Театральные представления были не только развлекательными зрелищами, но и имели большое образовательное и воспитательное значение. Театр быстро и гармонично вписался в культурную жизнь Уфы и губернии. В большинстве случаев этому способствовало лояльное отношение к театру местных властей.

Цель данной работы - показ проблем развития театрального дела в провинции на примере театра г. Уфы и, частично, Уфимской губернии. Причем в круг рассматриваемых вопросов включается как история русского драматического, так и музыкального театра, исследование роли и места театра в общественной и культурной жизни края в изучаемое время. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

• исследование положения театра в жизни Уфы и Уфимской губернии;

• исследование организации и деятельности театральных предприятий (государственных, частных, любительских);

• выявление в местной и столичной периодической печати XIX - начала XX вв., а также в фондах архивов материалов по истории театров Башкирии;

• определение контингента театральных зрителей;

• составление репертуарной сводки профессиональных и любительских драматических трупп, работавших на сценах Уфы и губернии в XIX - начале XX вв.

• выявление имен актеров, выступавших на сценах Уфы и губернии.

13

Хронологические рамки работы охватывают время с конца XVIII по начало XX вв. Отправная точка исследования - первое публичное театральное представление ссыльных поляков в г. Уфе, конечная -Октябрьская революция, круто изменившая весь уклад жизни края, затронувшая все сферы жизни общества. Советский период истории Башкортостана характеризуется принципиально иной ситуацией для развития театральной культуры в республике и требует отдельного серьезного исследования.

Территориальные рамки исследования охватывают г. Уфу и частично территорию бывшей Уфимской губернии, включая Златоустовский уезд, часть которого вошла в 1920-е годы в состав Челябинской области и Мензелинский уезд, перечисленный в советское время к Татарии.

В качестве методологических приемов в работе использовались методы объективности, системности, историзма, а также структурно-типологический подход, они позволили рассматривать проблемы не в узко региональном, краеведческом плане, а на более широком историческом фоне.

Для достижения поставленных задач были использованы также методы всестороннего анализа различных видов источников и выявления определенных закономерностей.

Источниками для данной работы послужили архивные материалы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Научного архива Уфимского научного центра Уральского отделения РАН (НА УНЦ УрО РАН), а также неопубликованные и опубликованные источники, работы как российских, так и советских исследователей, российская периодика из фондов Российской национальной библиотеки, Государственной

14 публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, С-Петербургской театральной библиотеки, Национальной библиотеки Республики Башкортостан имени А.-З. Валидова и др.

Важным источником явились также публикации в центральных и местных периодических изданиях.60

Интересным источником для изучения развития театрального дела в Уфе и губернии являются протоколы заседаний, отчеты и другие материалы Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства.

Ценные сведения о развитии театрального дела в Уфимской губернии XIX века отложились в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, в фондах Канцелярии Оренбургского гражданского губернатора (И-6), Канцелярии Уфимского гражданского губернатора (И-11), Уфимского губернского правления (И-9), Уфимской городской думы (И-311), Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства (И-118), в личном фонде заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР C.B. Волкова-Кривуши (Р-4092) и др.

В научном архиве Уфимского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук в личном фонде Д.С. Волкова (Ф.23) имеются отдельные сведения о первых театральных представлениях в Уфе.

Наряду с архивными источниками в процессе написания работы нами использованы: Сборник материалов по истории Уфимского дворянства В.А. Новикова (Уфа. 1879.); обзоры Уфимской губернии, отчеты Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства, журналы Уфимской городской думы, информация о репертуаре

60 Театр и искусство,Театральная Библиотека, Театральная жизнь, Театр, Рампа, Ватандаш, Аксаковский

15 уфимского театра, опубликованная в столичных театральных журналах и др.

В диссертации также использованы данные справочных изданий Уфимской губернии, материалы местной периодической печати второй половины XIX - начала XX века, содержащие большой фактологический материал. Потребовалась дополнительная работа по проверке отдельных сведений, так как газеты зачастую содержат тенденциозно подобранный материал, в них, особенно в годы революции и гражданской войны, не редко допускались искажения, а в отдельных случаях и подлоги. Однако, в сопоставлении с другими источниками, материалы периодики дают возможность составить объективную картину происходящего. В целом выявленные источники позволили достичь поставленной в диссертации цели.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые специально исследуется вопрос о месте театра в культурной жизни Башкортостана. Впервые в российской историографии предпринята попытка систематизировать малоизученные, а также не исследованные ранее вопросы возникновения и развития театрального дела в провинции на примере Уфимской губернии в XVIII - начале XX века. При этом в диссертации рассматриваются как профессиональные, так и любительские театральные объединения.

В данной работе впервые научно обобщается и систематизируется большой материал из архивов и опубликованных источниках. Неокторые выявленные рукописные материалы вводятся в научный оборот впервые.

Результаты данной диссертации могут быть использованы в монографических, краеведческих исследованиях по истории Башкортостана и Урала, при изучении истории культуры России, при дом, Уфимские губернские ведомости, Уфимский край, Уфимская жизнь, Уфимский вестник.

16 составлении вузовского курса лекций по истории театра, края.

Не теряя познавательной ценности, данная работа может послужить пособием (источником) при выборе приемов и методов, необходимых для руководства театральным делом, развития театральной культуры в современных условиях.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. К ней дано приложение, включающее фотографии, ксерокопии театральных афиш, репертуарную сводку профессиональных и любительских драматических трупп, работавших на сценах Уфы и губернии в Х1Х-начале XX вв., список использованных источников и литературы и список сокращений, употребляемых в работе.

17

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Стрижевский, Вячеслав Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театральная жизнь Уфы и губернии мало чем отличалась от других провинциальных городов. Она была довольна разнообразна. Существовали, чаще всего одновременно, разные виды театров: домашний, народный, школьный, городской общедоступный, профессиональный, дворянский любительский, любительский народный и др. Но все эти многочисленные театры можно разделить на две группы: театры, отражавшие, несмотря на относительную самостоятельность, интересы привилегированных слоев населения и общедоступные театры, отражавшие интересы широких народных масс.

Развиваясь параллельно, сосуществуя на едином географическом и культурном пространстве, театры воздействовали друг на друга и постепенно сближались, вырабатывая общие театральные тенденции, действуя в рамках формирующейся общей светской русской общенациональной театральной культуры.

Большую роль в формировании театральной жизни Уфы в конце ХУШ - начале XIX века играли публичные представления, устраиваемые по инициативе властей на площадях города в честь крупных событий общественной и политической жизни России: победа в войне, коронация нового императора и т.п.

Большим успехом у народа пользовались балаганные представления, устраиваемые сезонно на ярмарках и в дни больших праздников: на святках, на масленицу и т.п.

Демократизация общественной жизни вообще и активизация театральной жизни, в частности, способствовали возникновению и развитию многочисленные любительских театральных кружков, обществ, и других объединений. Роль их в просвещении народа, приобщении

- 140широких масс населения к лучшим достижениям российского и мирового искусства трудно переоценить. Благодаря любителям, жители Уфы и других городов Башкирии знакомились с бессмертными произведениями Гоголя, Островского, Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Верстовского, Глинки, Сумарокова и многих других выдающихся драматургов и композиторов.

Любительский театр Уфы, в условиях отсутствия постоянной театральной труппы, являлся почти единственным проводником театрального искусства в регионе. Особенно больших успехов добились любители, объединившись в 1885 году в Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. Позднее были образованы и другие любительские театральные коллективы, но Уфимское общество любителей пения, музыки и драматического искусства выделялось размахом и серьезным отношением к делу. Душой и организатором Общества был человек высокой культуры и предприимчивости, уфимский городской голова Д.С. Волков. Кружок был центром культурной жизни Уфы и проводимые им мероприятия - любимым местом провождения досуга многих уфимцев.

Все любительские театральные объединения, существовавшие в г. Уфе и в уездных городах Уфимской губернии (Бирске, Стерлитамаке, Златоусте и др.), преследовали просветительскую и воспитательную цель. Чаще всего любители ставили спектакли с благотворительной целью. В работе любительских театральных кружков активное участие принимали молодые люди, тем самым, вовлекаясь в общественную жизнь губернии. Некоторые из них стали впоследствии профессиональными артистами. На сцене в Уфимском Дворянском собрании впервые вступил Ф.И. Шаляпин, исполнив арию «Стольника» в опере «Галька» С. Монюшко.

- 141

Репертуар любительских трупп состоял, преимущественно, из пьес популярных российских авторов, модных в то время драматургов: А. Сумбатова, Потехина, И.В. Шпажинского, П.М. Невежина, Д. А. Мансфельда, И.И. Мясницкого, К.В. Назарьевой, В. Билибина, И. Щеглова и многих других.

Наряду с незатейливыми пьесами ставились и серьезные спектакли: «Таланты и поклонники», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» А.Н. Островского; «Скандал в благородном семействе», «Трагик поневоле» А.П. Чехова; «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Рассказ Мармеладова» Ф.М. Достоевского и др.

Спектакли в большинстве случаев ставились на высоком уровне и пользовались успехом у зрителей.

Любители чутко откликались на все события общественной, культурной и политической жизни России.

Так, 18 ноября 1889 г. Уфимским обществом любителей пения, музыки и драматического искусства был отмечен 50-летний юбилей артистической деятельности знаменитого русского композитора и исполнителя - Антона Григорьевича Рубинштейна. 5 ноября 1900 года Обществом был устроен вечер памяти по случаю столетия со дня рождения великого русского трагика Павла Степановича Мочалова. В 1901-1902 гг. праздновались юбилеи известных писателей и поэтов: Добролюбова, П.И. Вейнберга, В.А. Жуковского, A.A. Потехина, к 50-летию литературной деятельности которого любителями была поставлена его комедия «Мишура». Очень торжественно было отмечено 50-летие со дня смерти Н.В. Гоголя. Была подготовлена довольно разнообразная программа, в завершении вечера уфимцы увидели в исполнении любителей спектакль Н.В. Гоголя «Ревизор».

- 142В 1904 году в связи с начавшейся в Русско-японскую войной любители перечислили средства, вырученные от спектакля, через Русско-китайский банк госпоже Стессель - жене коменданта Порт-Артур на счет увечных героев этого города и их семейств.

В начале XX в. любители прибегают к новой форме организации своей деятельности - для режиссуры постановок приглашаются актеры-профессионалы. Это заметно повышает профессиональный уровень спектаклей.

Интересным явлением театрального движения было возникновение в конце XIX века в городах и уездах губернии народных театров при Попечительствах о народной трезвости. Они прилагали много усилий к просвещению простых народных масс через театральные представления, одновременно решая задачу отвлечения народа от пьянства.

Профессиональный театр в Уфе, как и во многих других провинциальных городах России, начал развиваться с конца ХУШ в. и был представлен вначале исключительно иностранными артистами (ссыльными поляками, бродячими немецкими труппами).

А начиная с XIX в. уфимский театр попал в круговорот антрепренерского предпринимательства. Особенно бурно пошел этот процесс с 80-х годов XIX века, когда через Уфу была проложена Самаро-Златоустовская железная дорога, соединившая город и с Востоком Западом России. Профессиональные антрепризы стали постоянными и частыми гостями на уфимских сценах. С этого же времени театральной жизни в Уфе более пристальное внимание уделяет и столичная пресса -журналы «Рампа и жизнь», «Театральная Библиотека», «Театр и искусство», «Искусство», «Артист», «Театрал» и др. Уфа была включена в единую систему, объединявшую театры Москвы, Петербурга и провинций.

- 143

Антрепризы выступали как на сценах городских театров, так и в частных театрах. Городским театром распоряжалась Уфимская городская дума, как правило, сдававшая театр антрепренеру по контракту.

Материальные условия сдачи театра были разными, но чаще всего практиковалось следующее:

- за театр, освещение, оркестр, прислугу, декорации и костюмы управе уплачивалась определенная арендная плата;

- либо за театр и пользование театральным имуществом антрепренер или товарищество платили городским властям оговоренный процент с валового сбора или оговоренную плату после каждого спектакля.

Как в первом, так и во втором случае, большую роль играли «вешалка» и «буфет», использование которых составляло одну из главных статей дохода.

Зачастую театр сдавался совершенно неизвестному лицу, и успех предприятия был непредсказуем. Среди антрепренеров встречались люди, беззаветно преданные искусству, но были и обыкновенные комерсанты, пекущиеся только о своей личной наживе. Артистам приходилось тогда не легко - при неудачном ведении дела в первую очередь страдали именно актеры. Хотя существовало обязательное правило о взносе антрепренерами месячного содержания труппы в виде залога, но на практике оно редко соблюдалось. Так, А.И. Громов - антрепренер драматической труппы, выступавшей в Уфе в 1903 году, сбежал из Уфы, не пожелав делиться с коллегой доходами, и оставил труппу без средств к существованию. Оставшиеся артисты образовали Товарищество во главе с артистом Марджановым и довели благополучно сезон до конца.

Примером антрепренера, заботящегося о своем добром имени и достоинстве, являлся А.П. Горин, труппа которого выступала без всякого

- 144успеха в октябре 1909 г. на сцене Соединенного Собрания. Отчаявшись улучшить положение, Горин распустил труппу, выплатив артистам за месяц вперед. Горин понес большие убытки, но с артистами труппы обошелся справедливо.

Благородно поступил с артистами опереточной труппы антрепризы Коганова, выступавшей в Уфе в 1912 году, антрепренер П.П. Струйский Он взялся поддержать труппу, распавшуюся из-за полного отсутствия сборов. П.П. Струйский пополнил труппу и принял меры к тщательному оформлению спектаклей. Несмотря на то, что почти вся труппа, за исключением вторых персонажей, хора и оркестра, перешла к П.П. Струйскому на половинное жалованье, последний от опереточной антрепризы понес убыток. Однако труппе и всем служащим было уплачено сполна.

В конце XIX века наряду с антрепризами появляются товарищества артистов, являвшиеся по сути той же антрепризой, но антрепризой, ни в чем не ответственной перед труппой. «Нравственную» ответственность за постановку и ведение дела нес избранный представитель товарищества. От него не требовалось никакого залога, контракты с артистами часто заключались таким образом, что никто не имел права заявлять какие-либо претензии. Кроме того, лично «представитель» не нес никаких расходов по составлению товарищества: все расходы (проезд по железной дороге, гостиница, телеграммы, почтовые расходы и др.) вписывались в счет будущего заработка всего товарищества под рубрикой «предварительного расхода».

После подписания контракта с местными органами антрепренер ехал, обычно, в Москву, обращался в театральное бюро или агентство для составления труппы. Агентства, занимавшиеся подбором актеров для трупп, взимали обычно с актера-претендента единовременно 2 рубля

-145 членского взноса и 10 % с его месячного жалованья по контракту. При этом за качество предлагаемых услуг агентство ответственности не несло (рекомендованный антрепренер мог оказаться мошенником, а рекомендованный актер - бездарным).361

Успех театрального предприятия во многом зависел от режиссера и подбора труппы. Антрепренеры подбирали труппы, как правило, с учетом творческих способностей актеров и своих финансовых возможностей. Чем талантливее и известнее был артист, тем выше был его гонорар.

Зависимость от зрителя диктовала составление репертуара театров. Ежедневную смену спектаклей, многие из которых выносились на суд зрителя после 2-3 репетиций. Достигнуть ансамбля артистам было очень сложно. Все зависело от их профессионализма.

Постепенно появляются и местные предприниматели-антрепренеры (Атарин, Кляузников, П.П.Струйский, П.П.Медведев).

Антрепризы в Уфе, как и в других провинциальных городах, регулярно чередовались. Это объяснялось тем, что к труппам и их репертуарам горожане быстро привыкали и, по истечении небольшого периода времени, сборы падали. Более одного сезона ни одна труппа не могла удержать интерес зрителей. В связи с этим, некоторые антрепренеры практиковали так называемые «переездные труппы», т.е. антрепренер законтрактовывал два города и две или даже три труппы (драматическую, оперную и опереточную). Каждый из законтрактованных городов пользовался в течении сезона и оперой и драмой. Система эта, в большинстве случаев, себя оправдывала. По такой системе работали в Уфе антрепренеры П.П. Медведев и П.П. Струйский.

С появлением антреприз театр стал доступен широкому кругу зрителей. Этому способствовало распределение мест в театральном зале в

361 Арбенин Н. Провинциальный театр//Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал.

- независимости от стоимости. Все антрепризы зависели от зрителя и были вынуждены соответствовать требованиям и вкусам публики. Вместе с тем, актеры могли воздействовать на культуру зрителей провинции через свою игру и подбор пьес для постановок, выбирая лучшие произведения современной драматургии. Вместе с артистами росли и зрители.

Следует отметить большой вклад в развитие театральной культуры края и в эстетическое воспитание населения таких антрепренеров, как H.A. Соколов, еще в начале 1840-х годов показавший уфимцам пьесу Н.В. Гоголя «Ревизор», П.П. Медведев, П.П. Струйский, много лет радовавших уфимцев сильными труппами и прекрасно подобранным репертуаром.

Начиная с репертуара пьес бродячих иностранных трупп, чаще всего фарсов легкого содержания, уфимская театральная культура выросла до постановки и адекватного восприятия серьезнейших драматических произведений, составлявших и составляющих до сих пор гордость национального драматического искусства России. Это относится ко всем видам театральных предприятий.

Так, на сценах школьных театров наряду с незамысловатыми пьесками ставились довольно серьезные произведения, затрагивавшие важные вопросы действительности. Но по своей направленности дворянские, любительские домашние и школьные спектакли были, как правило, в рамках общепринятой государственной морали.

Понемногу развивалась и провинциальная драматургия. Время от времени встречались пьесы местных авторов. Так, в 1894 г. уфимкой -госпожой Блюменкранц-Федоровой была написана пьеса «Знамение времени». Спектакль по этой пьесе был поставлен в том же году, автор

1897. № 1-4, №7

-147исполняла одну из главных ролей. Пьеса прошла с большим успехом -"автора много вызывали".362

В 1901 году уфимцы увидели пьесу местного драматурга К.И. Околовича - «Общество любителей изящных искусств».

Репертуар театров строился в расчете на хороший кассовый сбор и потому антрепренеры старались включать в репертуар разноплановые спектакли в расчете на разнопланового зрителя. Поэтому в репертуаре одной и той же театральной труппы мы можем видеть и классические произведения - драмы, трагедии и веселые развлекательные комедии, водевили, фарсы, дивертисменты.

Однако не все пьесы, выбранные антрепренером или артистами для постановки, могли быть поставлены. В этой области культуры, как и в других действовала цензура. Все произведения, исполняемые на театральных сценах независимо от того, Императорский это театр или просто любительский, должны были быть разрешены к постановке только после строгого рассмотрения цензурой. По требованию Совета Главного Управления по делам печати либретто и тексты пьес, исполняемых на театральных сценах, должны были быть представлены на предварительное рассмотрение цензуре драматических сочинений. Полиции было вменено в обязанность следить за точным исполнением цензурных постановлений и за "недопущением цинических приемов при исполнении разрешенных

363 представлений". Но и после рассмотрения цензурой, разрешенные произведения могли быть не допущены к постановке по распоряжению местных властей. Так произошло, к примеру, с пьесой Л. Андреева «Анфиса», запрещенной к постановке в зимний сезон 1909/1910 гг. на уфимской сцене. Однако уфимцы увидели все-таки эту пьесу и довольно скоро - в летний сезон 1910 г. ее с успехом поставили артисты труппы

362 Театральная Библиотека. 1894. № 40.

- 148

П.П. Медведева. А в зимний сезон 1911-1912 гг. эту пьесу увидели зрители губернской глубинки (г. Бирск).

Для повышения сборов антрепренеры применяли самые различные способы, начиная от привлечения, хотя бы на единичные спектакли прославленных артистов, чередования серьезных спектаклей развлекательными представлениями, балетом, и кончая устройством прямо в театральном зале кафе, с обслуживанием во время представления зрителей актерами, не задействованными в данном спектакле.

Если в конце ХУШ - начале XIX века в зрительском зале, в основном, присутствовали представители дворянства, чиновничества, интеллигенции, студенчества, то с 1860-х годов среди зрителей можно было увидеть и представителей низших городских сословий -ремесленников, мастеровых, мещан, прислугу, а изредка и крестьян, приезжавших в Уфу по делам.

Театральная культура Уфы и Башкортостана в целом вобрала в себя лучшие достижения театрального искусства России. На сценах Уфы и других городов губернии выступали прославленные российские актеры: A.A. Яблочкина, Т.Н. Федотова, К.А. Варламов, П.Н. Орленев, Н.М. Гондатти, Ф.И. Шаляпин, братья Адельгеймы и многие другие звезды театрального искусства. Уфимские зрители знакомились, часто почти одновременно со столичными зрителями, с лучшими произведениями отечественной и мировой драматургии. Благодаря предприимчивым антрепренерам, уфимцы смогли увидеть артистов из самых разных регионов России, включая как ближнее Поволжье и далекую Украину.

Исследование показало, что формирование и развитие театральной культуры в Уфе и Башкортостане неразрывно связано с развитием театральной культуры в России в целом. На театральную культуру Уфы

363 ЦГИА РБ. Ф. И-6, Оп. 1, Д. 632, Л. 1.

- 149большое влияние оказывали как столичные театральные деятели, так и посещавшие Уфу труппы, составленные из артистов других провинциальных городов России.

Театральные представления, являвшиеся в конце ХУШ — начале XIX века развлечениями для избранной, привилегированной публики, стали во второй половине XIX века общедоступными мероприятиями, несущими свет культуры в широкие массы населения губернии. В начале XX века театры были вовлечены в пучину революционной борьбы. В зависимости, в первую очередь, от установившейся в стране и губернии власти, а также от состава труппы и от контингента зрителей, подбирался репертуар, велась пропаганда тех или иных идей. Театральные сцены использовались для проведения митингов и манифестаций.

Проанализировав историю деятельности различных театральных предприятий и объединений в Уфе и губернии, автор пришел к выводу, что театры играли огромное значение в культурной жизни региона. Их деятельность была многогранной, как и различны были типы театральных предприятий - ограниченно-сословные, буржуазно-коммерческие, демократические, общедоступные и т.д. Все они, хотели того или не хотели, несли в себе просветительские, воспитательные функции. Все это очень актуально и сегодня. В современных условиях особенно значимой становится проблема внимательного, бережного рассмотрения накопленного в России опыта театральной деятельности, исследование всех форм деятельности театров - найм актеров, система привлечения зрителей, условия организации гастролей, создание театральных товариществ и многое другое.

Изучение накопленного театральными предприятиями опыта, по нашему мнению, имеет большое значение в плане совершенствования театрального дела в России.

- 150

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Стрижевский, Вячеслав Александрович, 2000 год

1. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ЦГИА РБ)

3. Ф. И-6.Канцелярия Оренбургского гражданского губернатора. On. 1. Д. 4.

4. Ф. И-9. Уфимское губернское правление. Оп.1. Д. 567.

5. Ф. И-11. Канцелярия Уфимского гражданского губернатора. On. 1. Д.1397.

6. Ф. И-118. Уфимское общество любителей музыки, пения, и драматического искусства. On. 1. Д. 1,2.

7. Ф. И-311. Уфимская городская дума. On. 1. Д. 6, 7, 8.

8. Ф. Р-2. Уфимский Совет рабочих и солдатских депутатов. On. 1. Д. 47.

9. Ф. Р-107. Исполнительный комитет Уфимского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. On. 1. Д. 36.

10. Ф. Р-564. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. On. 1. Д. 513.

11. Ф. Р-798. Министерство просвещения БАССР. On. 1. Д. 221.

12. Ф. Р-801. Отдел народного образования Уфимского губернского исполкома. On. 1. Д. 522, 534; Оп. 2. Д. 2.

13. Ф. Р-4092. Личный фонд Волкова-Кривуши C.B. On. 1. Д. 22, 45, 46, 60.- 151

14. НАУЧНЫЙ АРХИВ УФИМСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (НА УНЦ РАН)

15. Ф. 23. Фонд Волкова Д.С. Он. 1. Д. 5.1. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

16. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. М.,1919. 611 с.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

17. Справочная книжка Уфимской губернии: Сведения числовые и описательные относятся к 1882-83 гг. и только весьма немногие к прежним годам. Изд. Н.К. Блохина. - Уфа.: Печатня Н. Блохина, 1883. -6, 8, 227, 37, ЬХ1У, 136, 389 е.; 1 л. карт., 5 л. табл.

18. Башкортостан. Краткая энциклопедия. НИ «Башкирская энциклопедия». Уфа, 1996. 670 с.

19. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ И ДРУГИЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

20. Журналы Уфимской городской думы за 1907 год. Уфа,1908. 772 с.

21. Журналы Уфимской городской думы за 1908 год. Уфа, 1909. 743 с.

22. Новиков В.А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства.

23. Уфа. Печатня Н. Блохина. 1879. 265 с.

24. Обзор Уфимской губернии за 1897 год. Уфа, 1898. 115 с. + ведомости

25. Обзор Уфимской губернии за 1900 год. Уфа, 1902. 125 с.+ ведомости.

26. Обзор Уфимской губернии за 1910 год. Уфа, 1912. 97 с. + ведомости.

27. Обзор Уфимской губернии за 1911 год. Уфа, 1914. - 171 с. +ведомости.

28. Обзор Уфимской губернии за 1914 год. Уфа, 1916. - 128 с. +ведомости.

29. Обзор Уфимской губернии за 1915 год. Уфа, 1917. - 98 с. +ведомости.

30. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки идраматического искусства за сезон 1885/86 года. Уфа, 1886.

31. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки идраматического искусства за сезон 1887/88 года. Уфа, 1888.

32. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматическогоискусства за сезон 1889/90 года. Уфа, 1890.

33. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматическогоискусства за сезон1890/91 года. Уфа, 1891.

34. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматическогоискусства за сезон 1891/92 года. Уфа, 1892.

35. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматическогоискусства за сезон 1892/93 года. Уфа, 1893.

36. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматическогоискусства за сезон 1893/94 года. Уфа, 1894.

37. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки идраматического искусства за сезон 1894/95 года. Уфа, 1895, С. 20-22; То же за сезон 1895/96 года. Уфа, 1896.

38. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон1896/97 года. Уфа, 1897.- 153

39. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон1897/98 года.У фа, 1898.

40. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон 1898/99 года. Уфа, 1899.

41. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон 1899/1900 года. Уфа, 1900.

42. Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон1900/1901 года. Уфа, 1901.

43. ДНЕВНИКИ, МЕМУАРЫ, ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

44. Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания//Собрание сочинений: в 4-х томах. М. 1955. Т. 3.

45. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1892. Ч. 1-7.

46. Елпатьевский С.Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа, 1984.

47. Жданов М.П. Путевые записки по России в двадцати губерниях. СПб, 1843.

48. Инсарский В.А. Половодье: Картины провинциальной жизни. СПб, 1875.

49. Коровкин Н. Тайны русских провинциальных театров//Пантеон и репертуар. 1845. Кн. 4-6.

50. Нестеров М.В. Воспоминания. М., Советский художник, 1989;

51. Никулина-Косицкая Л.П. Записки//Русская старина. 1878. Т. 21.

52. Пеняев И.П. Первые шаги Федора Ивановича Шаляпина на артистическом поприще. (Из воспоминаний провинциального актера) М., 1903.

53. Щепкин М.С. Записки и письма. Изд. 2-е.СПб., 1914.- 154

54. МАТЕРИАЛЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ48. Аксаковский дом

55. Артист. 1890, 1891, 1892, 1893.50. Ватандаш51. Вестник Уфы. 1907, 1909.

56. Вестник Уфимского земства 1879 г. Выпуск 1-й. Уфа, 1879.53. Вечерняя Уфа. 1994.54. Вперед. 1917.

57. Дневник артиста. Приложение к журналу «Артист». 1892.56. Искусство. 188357. Истоки. 1993.

58. Оренбургские губернские ведомости. 1849, 1850, 1856, 1859.

59. Рампа и жизнь. 1914, 1915.60. Рампа.61. Театр.

60. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1897 1900, 1901, 1902, 1903, 1907, 1909, 1910, 1911, 1912.63. Театрал. 1895,1896.

61. Театральная Библиотека. 1879, 1894.65. Театральная жизнь.66. Театральная Россия.

62. Театральная газета и музыкальный мир. 1905.

63. Уфимская жизнь. 1915,1918.

64. Уфимские губернские ведомости. 1867,1868,1876,1878,1880,1889,1892, 1895,1898,1899,1900,1901,1902,1904,1905,1906.

65. Уфимский край. 1909,1910,1911,1916.71. Уфимский вестник. 1914.- 1551. ЛИТЕРАТУРА

66. Алперс Б.В. Актерское искусство в России. М.; Л., 1946;

67. Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. М.; Л., 1968;

68. Андреев A.B. Русский театр в Башкирии//Культурное строительство Башкирии за 15 лет (1919-1934 гг.). Уфа, 1934, С. 108-109.

69. Анникст A.A. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972;

70. Арапов П. Летопись русского театра. СПб, 1861.

71. Арбенин Н. Провинциальный театр//Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1897. № 1-4, № 7.

72. Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков. М., 1958.

73. Барсов H.H. Первые читатели и мемуаристы нашего края// По тропам былого. Уфа. 1980. С.74-76.

74. Белецкий А. Старинный театр в России. М., 1923.

75. Бельский-Сутолак. О временном уфимском театре//Репертуар и

76. Пантеон. Т. 4, кн. 12, 12. СПб., 1843. С. 127.

77. Беляев Ю. Актеры и пьесы. СПБ, 1902.

78. Бенин Л.А. Русский театр в Уфе//Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана». Уфа: «Китап», 1994. С. 110-118.

79. Бескин Э Крепостной театр. М., 1927;

80. Бескин Э. История русского театра. Ч. 1. М.,-Л., 1928.

81. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М., 1914.

82. Божерянинов И.Н., Карпов Н.И. Иллюстрированная история русского театра XIX века. Т. 1-2. СПБ, 1903-1904.

83. Бузрук-Салихов М. Материалы к истории узбекского театра. Ташкент, 1935;- 156

84. Вартанян В. Роль русской передовой театральной культуры в развитии армянского театра. Ереван, 1958;

85. Варнекс Б.В. История русского театра. Ч. 1-2. Казань, 1908-1910.

86. Волков-Кривуша С.В. Русский театр драмы в Уфе. Уфа, 1959.

87. Всеволодский В.Н. (Гернгросс). Театр в России в эпоху Отечественной войны. СПБ, 1912

88. Глаголь С. (Говоров С.Д.) Театр народов Северного Кавказа. Пятигорск, 1936;

89. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр XIX в.: 1857-1872. Л., 1971;

90. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр между двух революций: 19051917. Л, 1975;

91. Головачев В., Лагцилин Б. Народный театр на Дону. Ростов-на-Дону, 1947;

92. Голицын А.Л. Материалы для истории крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901;

93. Горбунов И.Ф. Очерки из истории театра//Горбунов И.Ф. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПБ, 1904. С. 257-370

94. Губайдуллин Х.Х. Первое десятилетие татарского профессионального театра. Казань, 1957;

95. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т. Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки. Уфа, 1991. С. 118-119.

96. Гуревич Л. История русского театрального быта. Т. 1. М., Л., 1939.

97. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948;

98. Данилов С.С. Русский театр в художественной литературе. М.; Л., 1939;

99. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр Х1Хвека. Л, 1974;- 157

100. Дележа Е.М. Формирование русского театра в Забайкалье. (XIX -начала XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения СПб, 1993;

101. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М. 1913;

102. Дорошевич В.М. Старая театральная Москва. П.-М., 1923.

103. Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881. П., 1917.

104. Дынник Т. Крепостной театр. M.,-JI., 1933.

105. Дьяконов В.А. Театральное движение в провинциальной России XIX-начала XX века. На материале Среднего Поволжья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 1995;

106. Евреинов В.Н. Крепостные актеры. СПБ, 1911.

107. Игнатов И.Н. Театр и зрители. Ч. 1,М., 1916.

108. Игнатов С.С. Начало русского театра и театр Петровской эпохи. М., 1919.

109. Игнатьев Р.Г. Марфа Ивановна Муравина, уфимская римско-католичка //Уфимские губернские ведомости. 1878. - № 18, 20, 25, 27.

110. История русского драматического театра: В 7-ми томах. М., 19771991.

111. История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1981. 605 с.

112. Кизеветтер A.A. Театральные очерки. Размышления. Заметки. М., 1922.

113. Костерина А.Б. Особенности развития театральной культуры на Урале ХУШ XIX вв. Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М., 1991;

114. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М., 1963;- 158120. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958.

115. Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1957;

116. Латыпова В.В. H.A. Гурвич наш земляк //Живая память. Уфа: Китап, 1997.-С. 232-251.

117. Лейферт A.B. Балаганы. М., 1922.

118. Морозов И.О. История русского театра до половины XVIII столетия. СПБ, 1889.

119. Морозов П.О. История драматической литературы и театра. Т. 1. СПБ 1903.

120. Опочинин Е. Русский театр, его начало и развитие. Вып. 1-5. СПБ, 1887-1888.

121. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М., 1979;

122. Перетц В.Н. К истории польского и русского народного театра. Вып.1.14. СПБ, 1905-1909;

123. Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., Искусство, 1979. С. 18.

124. Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л, Искусство, 1971.

125. Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л., Искусство, 1990;

126. Погожев В.П. Столетие организации императорских московских театров. Вып. 1, Кн. 1-3. СПБ, 1906-1908.- 159134. Ратов С. Причины несостоятельности театрального дела в провинции СПБ, 1901;

127. Ремезов Н.В. Очерках из жизни дикой Башкирии. Уфа,

128. Родина Т. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961

129. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.; JL, 1928-1929. Т. 1-П;

130. Рожковская H.H. Развитие драматического театра в провинциальном городе XIX начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1979.

131. Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. Д., 1924.

132. Угрюмова Т.С. Предпосылки башкирской оперы в дореволюционной музыкальной культуре//Народы России: возрождение и взаимодействие культур. Тезисы докладов международной научно-практической конференции 28-29 июня 1996 г. Уфа, 1996. С. 167168.

133. Фаминцын A.C. Скоморохи на Руси. СПБ, 1889.

134. Хайченко Г.А. Народный театр//русская художественная культура конца Х1Х-начала XX века. М., 1977.

135. Шляпкин И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. СПБ, 1898.

136. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии 1917-1994. Уфа, 1994.

137. Юшков Н. Материалы для истории русской литературы и театра. Казань, 1893.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.