Дизайн вещи: культурно-исторические трансформации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Плотникова, Марина Геннадьевна

  • Плотникова, Марина Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Плотникова, Марина Геннадьевна. Дизайн вещи: культурно-исторические трансформации: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2014. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Плотникова, Марина Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I

1

1.2 1

ГЛАВА II

2

2.2.

2.3.

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ДИЗАЙНА ВЕЩИ В ЕГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ

Понятие вещи как онтологической единицы философского

анализа в историко-философской традиции

Сущность дизайна и его дефиниции

Культурная ситуация постмодерна: экспликация

понятия

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ДИЗАЙНА: МОДЕРН И

ПОСТМОДЕРН

Культурно-исторические трансформации дизайна как теории

и социальной практики

Дизайн вещи как проектная форма культуры модерна в

индустриальном обществе

Особенности дизайна вещи в ситуации постмодерна в

постиндустриальном обществе

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн вещи: культурно-исторические трансформации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования дизайна вещи как проектной формы культуры в начале XXI века определяется трансформациями социокультурной ситуации в современном обществе. С одной стороны, в результате развития глобализационных процессов и повышения социальной мобильности разрушаются привычные связи человека с окружающим его вещным миром, с другой - усиление поиска идентичности в фрагментарной культуре повседневности заставляют человека все больше обращать внимание на предметную среду своего обитания и осознавать ее значимость для своего комфортного существования. Агрессивность современной техноцистской среды урбанистической цивилизации формирует у человека «синдром большого города», вызывающий отчуждение и социальную апатию. Все это актуализирует потребность в анализе средств, способных гармонизировать среду человеческого обитания. И дизайн, по сути, является формой деятельности, реализующей эту потребность, поскольку он является сущностным качеством современной материальной культуры и включает в себя проектирование типовых вещей и визуальных коммуникаций в условиях серийного промышленного производства. Поэтому стремительное развитие дизайнерской практики, сопровождаемое усилением к нему внимания со стороны как теоретиков, так и практиков дизайна, является приметой нашего времени и ответом на этот вызов цивилизационного кризиса.

Художественная практика современного дизайна начинает строиться на принципиально новом представлении о культуре, ее выразительных стилях и средствах, что, в свою очередь, обуславливается изменениями в идеологии, ценностной системе и межличностных отношениях в обществе. В итоге концептуально трансформируется и предметно-пространственная среда обитания людей, которая является продуктом их проектной деятельности, их представления о гармонии и красоте.

Несмотря на то, что дизайн - это достаточно новое явление в культуре современного общества, он уже претерпел ряд трансформаций, изменивших

3

его существенные характеристики как социокультурного феномена. Это касается и дизайна вещи, являющегося ¿одной из сторон культурного процесса производства, распределения и потребления вещей-знаков. В этой связи актуализируется необходимость осмысления сущности дизайна в контексте его культурно-ценностной значимости, выявления факторов и закономерностей его внутренних изменений, инициируемых современным постмодернистским культурным контекстом.

Научная разработанность проблемы. Междисциплинарный характер исследования обуславливает использование источников из различных областей гуманитарного знания: философии, философии техники, теории и истории дизайна, теории культуры и культурологии, искусства и архитектуры. В этой связи их можно условно разделить на несколько групп:

Первая группа источников представлена исследованиями эстетических принципов и мировоззренческих установок постмодерна как явления современности. На рубеже 70-х-80-х годов постмодерна позиционировался рядом ученых как наиболее адекватное духу современной эпохи эмоциональное и интеллектуальное восприятие действительности (И.П.Ильин, У.Эко). В исследовательской среде выделился определённый круг ученых, поставивших перед собой задачу анализа различных проявлений постмодерна в культуре, философии, искусстве и эстетике - Дж. Ваттимо, Д. Кампер, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Ж.Деррида, И. Хассан, В. Велып, Ж. Делез, П. Козловски, Ж.-Ф. Лио-тар и др. В работах этих авторов постмодерн трактуется по-разному: для В.Велына он выступает как альтернатива модернизму и выражение кризисного состояния культуры Запада; Р. Аппиньянези, наоборот, рассматривает постмодерн как непосредственное продолжение модернизма; Р.Вентури и И.Хассан акцентируют внимание на инновационном характере постмодерна в области искусства и архитектуры; Ч.Дженкс трактует его как усталость от жесткой нормативности модернистской стерильности.

В большинстве случаев постмодерн рассматривается как оппозиция модерну, который не смог обеспечить интегрированности, единства лично-

ста и культуры - Ч.Дженкс, В. Вельш, и др. Однако некоторые исследователи употребляют эти термины как синонимичные (в частности, Ж.-Ф. Лиотар).

Среди отечественных ученых также по-разному расставляются акценты при анализе этого явления: А.Шакуров и А.Рябушин видят в постмодерне, прежде всего, поиск новых выразительных форм и отказ от рационализма модерна; для В.Л.Глазычева важен разрыв с модерном; в работах В.Хайта акцентируется внимание на раскрепощении профессионального мышления в области формообразования; А.В.Иконников рассматривает постмодерн как не совсем удачную попытку создания новой архитектурной формы. В трудах М.Н.Эпштейна, И.П.Ильина и О.Б.Вайнштейна были проанализированы базовые методологические принципы западного постмодерна в литературе и философии. Обзор постмодернистской методологии в контексте общеэстетической проблематики был представлен в исследованиях Н.Маньковской и В.Бычкова. Вопросы методологии постмодерна также рассматривались в трудах И.Добрицына, А.Шукорова, Е.В.Андреевой, Д.Райхмана, Г.Курьерова

I

и др.

Вторую группу источников составляют исследования по социальной природе дизайна, среди которых обращают на себя внимание работы таких западных практиков и теоретиков дизайна как Д. Нельсон, Ле Корбюзье, В. Гропиус, У.Моррис и др. Генезис и становление дизайна рассматриваются в публикациях Р. Бэнхема, Р. Ч. Эшфорда, Розенталя, Н. Певзнера, Г. Рида, и др. Исследователи Дж. Нельсон, Т.Мальдонадо дают в своих работах аргументированную критику коммерческого дизайна.

Историческим исследованиям российского дизайна посвящены работы К. Кантора, Е. Любимовой, О. Хан-Магомедова, А. Лаврентьева, Н. Адаски-на, Н. Воронова и др. В исследованиях В. Сидоренко, В. Маркузона, В. Таса-лова, О. Генисаретского, Г. Щедровицкого анализируется специфика эволюции теории дизайна. Анализ сущностных характеристик дизайна, трансформации его содержательного концепта проведен в работах Т.Ю. Быстровой, Н.В. Воронова, Г.НЛолы, К.М. Кантора.

В отечественных публикациях последнего времени по изучению феномена дизайна и художественной культуры реализуется уже комплексный подход к анализу этих явлений (Е. Жердев, В. Тасалов, А. Грашин, В. Само-хвалова, Ю. Перов, О. Иванова, Л. Безмоздин, Е. Павловская, К.Воденко и ДР-)

В контексте нашего исследования представляют определенную ценность работы В.Степина, рассматривающего систему жизненных смыслов и ценностей, характерных для постиндустриального общества, в том числе и представление о нерасторжимой связи человека с процессом преобразования объектов.

Третье направление в источниковой базе связано с отечественными исследованиями методов формирования предметной среды в социологическом аспекте (К. Кантор, В. Тасалов, В. Глазычев и пр.); анализом проблемы эстетической ценности предметной среды (М. Бархин, А. Буров, Н. Воронов, А. Гутнов, А. Иконников, М. Каган, К. Кантор, М. Федоров, С. Хан-Магомедов). Поскольку основными категориями в теоретическом осмыслении дизайна выступают утилитарное и эстетическое, постольку возможность их синтеза являются центром аксиологической рефлексии теоретической мысли в дизайне.

Четвертая группа источников рассматривает проблему дизайна в более широком, по сравнению с теорией дизайна и культуры, контексте культурологической проблематики. Исследования Ю. А. Жданова, Т. П. Матяш, Г. В. Драча, В. Е. Давидовича, В. П. Яковлева, В.О.Пигулевского позволяют увязать решение поставленных в исследовании вопросов о специфики дизайна с концептуальным рассмотрением проблем философии культуры и философской антропологии, что дает возможность рассмотреть феномен дизайна в более широком контексте. В частности, В.О.Пигулевский в статье «Дизайн в культуре модерна и постмодерна» рассматривает специфику дизайна в контексте культуры модерна и постмодерна, связывая поворот от модерна к по-

стмодерну с трактовкой культуры как гипертекста1. Однако, на наш взгляд, дизайн все-таки остается пока еще не до конца проясненным феноменом. Учитывая тщательность и многоаспектность анализа этой проблемы в работах современных отечественных исследователей, тем не менее, заметим, что влияние на современный дизайн разнообразных социокультурных процессов инициирует в нем постоянные изменения. Поэтому возникает потребность систематических теоретических исследований дизайна, в философском, ценностном и культурологическим аспектах в контексте его историко-культурных трансформаций. Это обстоятельство позволило заявить тему нашего исследования и определило цели, задачи, объект и предмет исследования.

Цель диссертационного исследования - проанализировать сущностные характеристики проектной культуры модерна и постмодерна и выявить специфику их проявления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1.Исследовать изменения в подходах к философскому анализу понятия вещи как онтологической единицы в историко-философском контексте.

2.Проанализировать основные подходы к определению понятия «дизайн», сформулировать его основные критерии, выявить сущностные характеристики дизайна как социокультурного феномена.

3.Дать оценку общей культурологической ситуации постмодерна, сформулировать основные отличия культуры модерна от постмодерна.

4.Рассмотреть основные этапы культурно-исторической трансформации дизайна как теории и социальной практики, сформулировать их специфические признаки.

5.Исследовать проектную форму дизайна в индустриальном обществе, выявить диалектику взаимосвязи идей модерна и социокультурной практики

1 Пигулевский В.О. Дизайн в культуре модерна и постмодерна //Гуманитарные и социальные науки.- 2012. -№3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hses-online.ru/2012_03.html

дизайна вещи, определить мировоззренческие основы дизайна в эпоху модерна.

б.Основываясь на анализе практических опредмеченных форм бытования дизайна, раскрыть его специфику в контексте постмодернистской культуры постиндустриального общества.

Объект исследования: предметная деятельность в культурно-историческом развитии общества.

Предметом исследования являются культурно-исторические трансформации дизайна вещи в культурном контексте модерна и постмодерна.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили принципиальные выводы и положения, сформулированные в работах Платона и Аристотеля, известных представителей зарубежной и отечественной философии культуры Ж.Бодрийяра, Р.Барта, М.М.Бахтина, М.С.Кагана, а также современных авторов: Т.Ю.Быстровой, М.А.Коськова и др. Изучение данной проблемы потребовало также обращение к работам искусствоведов, практиков и теоретиков дизайна.

Важное значение как методологический инструмент исследования имеет метод герменевтической реконструкции. Это дало возможность говорить о динамике и изменении конкретного социокультурного феномена дизайна в его культурно-исторических транформациях. Подобный подход позволяет, используя интуицию и понимание, анализировать особенности дизайна в контексте постмодерна.

Комплексный характер методологии исследования обусловлен сложностью и многосторонностью его предмета. Представленные в работе цель и задачи предопределили выбор методов исследования: системный, сравнительно-исторический и деятельностный подходы, ориентированные на анализ феномена дизайна в его целостности, другими словами, и как специфический феномен с присущими ему структурой и закономерностями, и как сложный синтез процесса и результата одновременно.

При деятельностном подходе вещь рассматривается как продукт материальной деятельности людей, как результат опредмечивания мастерства и потребностей индивида. Деятельностный подход позволяет проанализировать специфические черты дизайна, поскольку человек именно в процессе деятельности способен «овеществлять» предмет и превращать его в вещь.

Наряду с этими подходами автор использует такие диалектические принципы исследования как принцип научного обобщения, принцип конкретности рассмотрения и принцип историзма.

Эмпирической базой исследования является теория и история искусства, практические формы существования дизайна в отечественной и зарубежной культурах.

Научная новизна исследования состоит в содержательном приращении научного знания и заключается в следующем:

1 Выявлены философско-культурологические традиции исследования понятия вещи как онтологической единицы философского анализа.

2 Конкретизировано понятие дизайна как социокультурного феномена; сформулировано определение дизайна вещи как проективной предметной формообразующей деятельности по гармонизации взаимосвязи человека и предметной среды в соответствии с социально-культурными ценностями и с использованием средств современного промышленного производства.

3 На основе анализа научного дискурса о дизайне и его социальной практики, определена специфика историко-культурных подходов к оптимизации взаимосвязи человека с вещью; выявлена диалектика взаимосвязи идей модерна и социокультурной практики дизайна вещи.

4 Уточнены мировоззренческие основы дизайна в эпоху модерна; проявлен социокультурный контекст идентификации дизайна в модернистской культуре.

5 На основе анализа практических опредмеченных форм бытования дизайна в культуре постмодерна выявлена специфика дизайна в постиндустриальном обществе, состоящая в игровой направленности, цитатности, проектировании впечатлений, использовании брэнд-стратегий, случайности и ироничности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Трактовка понятия вещи как онтологической единицы философского анализа представляет собой наиболее глубинный уровень онтологии как предметной области полагания смысла, что составляет исток человеческой жизнедеятельности. В развитии гуманитарного знания в этом отношении обнаруживается чередование двух представлений о вещи, сменяющих друг друга - вещь как набор количественных параметров для измерения и возвращение к «самим вещам», их качественным характеристикам и чувственной наглядности. Последнее представление относится к философской традиции анализа понятия вещи. Обе эти позиции, регулярно сменяя друг друга, концептуально по-новому задают мир вещей, включенный в социокультурную практику человечества, одной из культурных форм которой является дизайн.

2. Дизайн выступает сущностным качеством материальной культуры в условиях серийного промышленного производства вещей. Как проектная форма культуры общества массового потребления, дизайн является проективной деятельностью по производству вещей с высокими потребительскими и эстетическими свойствами и включает в себя проектирование промышленной продукции, визуальных коммуникаций и культуры потребления. При определении сущности дизайна необходимо акцентировать внимание на таких его характеристиках как функционализм и проективность в условиях серийного промышленного производства.

Являясь одной из сторон культурного процесса производства, распределения и потребления вещей-знаков, дизайн вещи определяется нами как проективная предметная формообразующая деятельность по гармонизации

взаимосвязи человека и предметной среды в соответствии с социально-культурными ценностями и с использованием средств современного промышленного производства.

3.Исследование культурно-исторических трансформаций дизайна подтверждает существование двух принципиально отличных подходов к поиску оптимума по взаимодействию человека с вещью: в первом случае акцентируется внимание на практике функционирования системы «человек-вещь», второй подход актуализирует весь спектр социально-психологических и социальных характеристик индивида и многообразие культурных значений вещей. В последнем случае вещь предстает в качестве посредника межчеловеческого общения и предпосылки анализа культурно-коммуникативной стороны художественного конструирования. В дизайне система «человек-вещь» проявляет себя уже как «человек-вещь-социально-культурная общность».

4. Дизайн индустриального общества возникает в результате взаимовлияния трех форм культурного воздействия: серийного промышленного производства, искусства и сознания повседневности, воплощенных в предметных формах.

Диалектика взаимосвязи идей модерна и социокультурной практики дизайна как культурной формы выражается в абсолютизации модерном геометрических форм, в культивировании идеи о существовании неких образцов для глобального переустройства социальной среды. Эта идея рационального переустройства мира трансформируется в модернистском сознании дизайна в функционализм, рационализм и «эстетику машины», в восприятие среды как объекта тотального эстетического воздействия, предназначенного для создания целостного, гомогенного вещного пространства.

5. Символическое «развеществление» вещи и «овеществление» человека являются основными процессами, характеризующими постиндустриальную парадигму дизайна. Специфическими характеристиками дизайна в культуре постмодерна выступают игровая направленность, цитатность, проектирование впечатлений, использование брэнд-стратегий, случайность и иро-

ничность. Дизайнерский продукт эпохи модерн построен на основе рационального функционализма или стайлинга, постмодернистский - на основе семантики и участия.

В ситуации постмодерна, наряду с качеством и функциональностью дизайнерского продукта эпохи модерн, добавляются функции символическая, коммуникативная, моделирование эмоциональных впечатлений потребителя и игровая, которая усиливается за счет снижения значимости утилитарной функции.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что сформулированные в ней выводы расширяют представления науки о дизайне как проектной форме культуры и могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области философии культуры, в анализе философии и теории дизайна. Теоретические положения исследования могут быть использованы в лекционных курсах по культурологии, философии культуры, философии и философии дизайна, искусствоведению.

Апробация работы. Д иссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры «Философия и история» ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» «протокол №4 от «30» ноября 2012г.». Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, методологических семинарах, а также в публикациях (3 публикации в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России) общим объёмом 2,15 п.л.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ДИЗАЙНА ВЕЩИ В ЕГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ

ТРАНСФОРМАЦИЯХ

1.1. Понятие вещи как онтологической единицы философского анализа в историко-философской традиции

Понятие вещи (др.-греч. хргцаа, ярауца; лат. res) является одной из важных и универсальных онтологических единиц языка, лингвистических теорий, философии, которая либо конструируется языком, теорией языка, философией языка и философией науки, либо сама является языком. Для человека мир вещей всегда представлял большой интерес, поскольку благодаря ему выговаривается и получает человеческую размерность окружающая его действительность. Даже этимологически термин «вещь» родственен слову «весть» («произнесенное», «сказанное), а в латинском языке слово res может пониматься и как «дело», и как «вещь». В определенном смысле мы можем рассматривать вещь как продление человеческого тела, позволяющее нам очеловечивать и обживать этот мир. Именно этот культурологический аспект отношения человек - вещь представляет для нас исследовательский интерес, когда в процессе культур-философского анализа вещь рассматривается не столько с точки зрения своей потребительской стоимости (т.е. полезности), сколько в качестве носителя культурных смыслов.

Вещь необходима человеку, поскольку позволяет ему как-то бороться (пусть и иллюзорно) с проблемой принципиальной безопорности человеческого бытия, которую замечательно точно иллюстрирует выражение: «Воз-дыми дух свой! И ни на чем его не утверждай». Поэтому человек и создает обитаемый мир вещей, который дает ему чувство защищенности. В этом случае вещь, обладая вещественностью, делает мир реальным, дает возможность ощутить его плотность и вещественность, почувствовать в нем опору. Это же утверждает и китайский мыслитель Дун Цичан (XVI в.), для которого «це-

нить вещи - значит ценить в них то, что дает нам поддержку. Так и предметы домашнего обихода служат нам опорой в жизни и приносят нам пользу».1

Существование материальной культуры позволяет реализовывать всю полноту потребностей и проявлений человека. Поэтому, как замечает Т.Ю.Быстрова, в философии культуры принято трактовать вещь только как востребованный предмет, взаимодействующий с человеком. В противном случае она «...не приобретает статуса необходимости, оставаясь фрагментом бытия, веществом, чем-то нейтральным для человека либо даже чуждым ему»2.

Для нас принципиально важно различать такие понятия как «вещь» и «предмет», поскольку на уровне обыденного сознания эти два понятия принято отождествлять. Так, «Толковый словарь» В. Даля трактует вещь как «...предмет, отдельная единица,...; все, что доступно чувствам»3. Однако понятие «вещь» нагружено культурными смыслами, в то время как «предмет» находится вне культурного поля. Поясним эту мысль.

Действительно, если предмет понимать как вещь никому не нужную, то, в свою очередь, вещь - это обязательно кому-то нужный предмет. И существование вещи возможно только в процессе взаимодействия с человеком. Если нужда в вещи исчезает, то она превращается в предмет, т.е. объект, «пред-стоящий человеку». Согласно В.В.Корневу, «вещь как таковая и смысл как таковой не привлекут внимания, если я не буду чувствовать ясно своего желания этой вещи»4.

Вещь является продуктом культуры в целом, а не результатом деятельности какого-то отдельного человека. Создатель вещи, независимо от собственного желания, «вкладывает» в нее информацию о себе. В результате в вещи реализуются не только определенные индивидуальные вкусы, способ-

1 Дун Цичан. Разговор об антикварных вещах // Антология даосской философии. - М., 1994. - С. 399-400.

2 Быстрова Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ: автореферат дис. на соискание уч. степени док. филос. н. - Екатеринбург, 2003.

3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1998. — Т. 1. —С.189.

4 Корнев В.В. Пять тезисов о вещи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/melnik/14.ru.shtml

ности, мировоззренческие установки, но и определенный уровень развития культуры и цивилизации, навыков и методов, технологии и техники. В этом случае вещь выступает как носитель культурных смыслов.

Т.Ю.Быстрова акцентирует внимание на способности вещи создавать в культуре механизмы реального наследования опыта в процессе социализации. Автор подчеркивает, что, в отличие от искусства, способного научить «опыту чувств» (А.Натев), пользование вещами создает поведенческие навыки и формирует память движений, что позволяет человеку в процессе воспроизведения какого-либо движения в момент пользования вещью воспроизводить то же движение, что делал творец вещи. Следовательно, «...ощущать, думать, оценивать непривычным образом, находясь как бы в состоянии инобытия»1. Именно такое свойство вещей, утверждает Т.Ю.Быстрова, и гарантирует стабильность и репродуктивность культуры. Поэтому, заключает автор, вся «...история культуры показывает, что отношение человека к вещи воспроизводит отношение к себе самому, а также определяет ее назначение и сущность, следовательно, форму вещи»2.

Итак, чтобы называться вещью, предмет должен быть востребован, полезен человеку. Полезность вещи может перерасти в насущную необходимость: один из персонажей повести А.Платонова, измученная несчастьями и голодом старуха, постоянно перебирает руками свои немногочисленные скудные пожитки, чтобы ощутить себя живой, поскольку, по словам автора, кроме этих вещей «у нее не было связи с жизнью и прочими людь-ми»3.Очевидно, что используя вещь как опору для укоренения в мире, человек придает последней онтологический статус. Однако такой статус возможен только в случае предстояния вещи как Другого (другого Я). По М.М.Бахтину здесь между человеком и вещью возникают отношения долженствования, когда «понять предмет - значит понять мое долженствование

1 Быстрова Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ: автореферат дис. на соискание уч. степени док. филос. н. - Екатеринбург, 2003.

2 Быстрова Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ: автореферат дис. на соискание уч. степени док. филос. н. — Екатеринбург, 2003.

3 Платонов Л. Джан //Платонов А. Потомки Солнца. Рассказы и повести. - М., 1987. - С.322.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Плотникова, Марина Геннадьевна, 2014 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 22 кн., (4 тома). - М.,1994.

2. Аполлон Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Аполон / под ред. A.M. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

3. Аристотель. Метафизика: Переводы. Комментарии. Толкования / Аристотель; сост. и подготовка текста С.И.Еремеева. - СПб.: Алетейя, 2002. -832с.

4. Аристотель. О душе / Аристотель; предисл. В.К. Сережникова; пер. и примеч. П.С. Попова. -М.: Соцэкгиз, 1937. - 179с.

5. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122с.

6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / В.Р. Аронов. -М.: Сов. художник, 1987. - 232с.

7. Афоризмы старого Kитaя-URL:http://www.riif.org/news.php?reaclmore=8

8. Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология / А. Бай-бурин. - URL: http:// www.nz-online.ru/ index.phtml?aid=2 501083

9. Балла О. Человек и его вещи: к истории бытовой чувственности XX века, или торжество дизайна / О. Балла // Знание-сила. - 2001. - №4. - С. 72-83.

10. Барт Р. Camera Lucida / Р. Барт. - URL: http://soc.lib.ru/su/648.rar

11. Барт Р. Мифологии / Р. Барт; пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320с.

12. Басова Е.П. Психологические основы предметной культуры / Е.П. Басова. - Харьков, 1985.

13. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984-1985 / Академия наук СССР, Научный Совет по философским и социальным проблемам науки и техники. -М., 1986.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986.-445с.

15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

16. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / В. Беньямин; пер. с нем., под ред. Ю.А. Здорового.

- М.: Медиум, 1996. - 240с.

17. Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения / Н.А. Бердяев. - М.: Эксмо, 2006.

18. Библер В.С. Вещь и весть / В.С. Библер // Вопросы философии. - 2001.

- № 6. - С. 105-135.

19. Боброва И. Продавец лохматого золота / И. Боброва. - URL: http:// www.mk.ni/numbers/1 628/article53647.htm

20. Бовоне JI. Повседневность и коммуникативный подход (актуальные ,« тенденции развития социологии постмодерна) / Л. Бовоне // Контексты со- х временности. - Казань: АБАК, 1998. - С. 45-49.

21. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр - URL: http://filosof.Mstoric.ru/books/item/fD0/s00/z0000325/

22. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 2001. -168с.

23. Бойко А. Интеллектуальный гламур: вход только для посвященных / А. Бойко. - URL: http:// xz.gif.ru/numbers/60/dlyaposvyashchennykh/

24. Бойм С. Общие места: мифология повседневной жизни / С. Бойм. - М., 2002. - 320с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988.-496 с.

26. Бочарова А. Толще не бывает. Что продает глянец сегодня / А. Бочарова. - URL: http:// www.globalrus.ru/print_this/780810/

27. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. ун-та, 2001. - 288 с.

28. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма / О.Б. Вайнштейн О.Б. // Апокриф. - 1991. - N 2.

29. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: «Прогресс», 1984. -316 с.

30. Вершинин Г. Русский дух как ограничение дизайна / Г. Вершинин // Проблемы дизайна — 3: сб. статей под ред. B.JI. Глазычева. - М.: Архитекту-ра-С, 2005. - 256 е., илл., С. 39-58.

31. Владимиров Н. Воспитательный потенциал снимка / Н. Владимиров // Сов. фото. - 1984. - № 3. - С. 37.

32. Воронов Н.В. Эстетика техники (очерки истории и теории) / Н.В. Воронов, Я. Шестопал. - М.,1972. - 176с.

33. Габричевский А. Морфология искусства / А. Габричевский. - М., 2002. - 864с.

34. Генис А. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Культурология / А. Генис. - Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2003. - 539с.

35. Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культура / О.И. Генисаретский. - URL: http:// www.procept.ru/ publications/deyatjprojecting.htm

36. Генисаретский O.B. Методологические и гуманитарно -

художественные проблемы дизайна : автореф. дис.....д-ра исксствоведения:

17.00.06 / ВНИИ техн. эстет. Гос. ком. СССР по науке и тех. / О.В. Генисаретский. - М.,1990. - 36с.

37. Герасимова Е. Общество ремонта / Е. Герасимова, С. Чуйкина. - URL: http:// www.nzonline.ru/index.phtml?aid=25010960.

38. Глазычев В.Л. О дизайне / В. Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1979. - 567 с.

39. Глазычев В.Л. Функция, конструкция, форма / В.Л. Глазычев. - URL: http:// www.glazychev.ru/publications/articles/1965_fkf.htm.

40. Голофаст В.Б. Люди и вещи / В.Б. Голофаст // Социологический журнал. - 2000. - №5. - С. 58-65.

41. Горелова В.Н. Постмодернизм в культуре России / В.Н. Горелова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (2627 марта): в 2 т. Т. 1. - Пермь, 2001. - С. 260-263.

42. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 208с.

43. Гроссман-Рощин И. Социальный замысел футуризма / И. Гроссман-Рощин. - URL: http:// www.ruthenia.ru/sovlit/j/2919.html.

44. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: Изд. дом «NOTA BENE», 2001. - 352с.

45. Гусева А.Ю. Игрушка: необходимость соблазна? / А.Ю. Гусева // Философия желания: сб. статей. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2005.-С. 107-112.

46. Давидович В. Е. Повседневность и идеология / В. Е. Давидович, В. Е. Золотухина-Аболина // Философские науки. - 2004. - № 3. - С. 5-17.

47. Деготь Е. От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета / Е. Деготь. - URL: http:// www.ruthenia.ra/logos/ number/2000_5_6/2000_5-6_04.htm

48. Делез Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Новое литературное обозрение. - 1993. - №5. - С. 45-56.

49. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида. - Мн: Современный литератор, 1999. - 832с.

50. Деррида Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 53-57.

51. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода. В диапазоне гуманитарного знания / Д.И.Дубровский // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 42-55.

52. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения /Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2002. - № 10. - С. 92-107.

53. Дун Цнчан. Разговор об антикварных вещах / Цичан Дун // Антология даосской философии. - М., 1994. - 448с.

54. Дуцев B.C. Человеческое измерение вещного мира культуры: автореф. дис.... канд. филос. наук: 24.00.01 / B.C. Дуцев. - Н. Новгород, 2002. - 26 с.

55. Ермакова Е. Обыкновенный фетишизм / Е. Ермакова. - URL: http:// www.arcliidom.ru/article-l 5.html.

56. Зеленов JI.A. Философские проблемы дизайна / JI.A. Зеленов, A.A. Владимиров, В.А. Щуров // История и философия науки. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВ, 2005. - С. 296-330.

57. Земпер Г. Практическая эстетика / Г. Земпер; пер. с нем. В.Г. Камиша; вступ. статья и коммент. В.Р. Аронова. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

58. Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2: Созерцание жизни / Г. Зиммель - М.: Юрист, 1996. - 607с.

59. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Пер. с нем. - М.: Наука, 1994. - 443с.

60. Ильин В. Поведение потребителей. Краткий курс / В. Ильин. - URL: http:// socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/consumption/ content.htm.

61. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: Ин-трада, 2001.-384с.

62. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 253с.

63. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.-415с.

64. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. - М.: Мысль, 1999.-1472с.

65. Кантор K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна / K.M. Кантор //Вопросы философии. - 1981. -№11. -С. 84-96.

66. Кантор K.M. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / K.M. Кантор. - М.: Искусство, 1967. - 270с.

- \

67. Касенкова H.A. Вещи как компонент пространства духовной жизни современной молодежи: : автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 /НА Касенкова. - Тамбов, 2009.

68. Киященко Н. И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко. - М.: Мол. гвардия, 1977. - 192 с.

69. Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов / Н. Кляйн. - М.: ООО «Добрая книга», 2003. - 275с.

70. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие [для вузов] / Н. А. Ковешникова. - М.: Омега-Л, 2006. - 224 с.

71. Корнев В.В. Пять тезисов о вещи / В.В. Корнев. - URL: http:// irbis.asu.ru/mmc/melnik/l 4 .ru.shtml.

72. Коськов M.A. Предметный мир культуры / М.А. Коськов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2004. - 344с.

73. Краснухина Е. Лицо или имидж? / Е. Краснухина - URL: http: // www.top-manager.ru/?a= 1 &id=574.

74. Краткая стенограмма семинара в Брюгге. - М.: ВНИИТЭ. - 1964. - 68с.

75. Краткая философская энциклопедия / сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораб-лев, В.А. Лутченко. - М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 576 с.

76. Курицын В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии / В. Курицын // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 3. - С. 305-330.

77. Кутырев В. А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма / В.А. Кутырев // Вопросы философии. - 2005. - № 7. - С. 21-33.

78. Лазарев А.Г. Художественное творчество, искусство и дизайн в фило-софско-культурологической концепции П.А.Флоренского / А.Г. Лазарев, Н. В. Наумов, К.В. Воденко //Современные проблемы науки и образования. -2013. -№6, URL: http: // www.science-education.ru/113-11330 (дата обращения: 27.05.2014).

79. Лазарев E.H. Дизайн как технико-эстетическая система: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения (техническая эстетика): 17.00.06/ E.H. Лазарев. -М.,1984.-32с.

80. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие для вузов / А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2006. - 304 с.

81. Лелеко В.Д. Пространство повседневности как предмет культурологического анализа: автореф. дис. ... д-ра культ, наук: 24.00.01 / В.Д. Лелеко. -СПб., 2002. - 35с.

82. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи // Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптура флорентийского. -М.,1934. - 382 с.

83. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» / Ж.-Ф. Лиотар // Иностранная литература. - 1994. —№ 1. - С. 56—59.

84. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // Общественные науки за рубежом. - 1992. - Сер. 3. — № 5/6. - С. 102—114.

85. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экс-перим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 65(160)с.

86. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Ю. Липе; пер. с нем. В.М. Вахта. - Смоленск: Русич, 2001. - 512с.

87. Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.justlife.narod.ru/ lifshits/krisis_bezobraziya/07_bunt.htm.

88. Лола Г.Н. Опыт метафизической транскрипции. - М.: Изд-во МГУ, 1998.-264с.

89. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Том II - Искусство, М.,1969. - 641с.

90. Лосев А.Ф. П.Броммер об eidos и idea Платона //Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М.,1975.

91. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера история / Ю. Лотман. - М.: Языки рус. культуры, 1996. - 641с.

92. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. - M.: Кучково поле, 2007. - 464c.

93. Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму (1916 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.sredaboom.ru/ philoso-phy/librrn alevich_to_supr.htm.

94. Мандельштам О. Слово и культура: о поэзии / О. Мандельштам. - М.: Сов. писатель, 1987. - 320с.

95. Маньковская Н.Б. Симулякр в искусстве и эстетике / Н.Б. Маньковская // Философские науки. - 1998. — № 3/4. - С. 63—76.

96. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 346с.

97. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс // Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1988. - Т. 1. - Кн. 1. - 612с.

98. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Полн. собр. соч. - Т. 42.

99. Матяш Т.П. Культура XX века: постмодерн // Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Феникс Ростов-на/Д., 1995. - 342с.

100. Матяш Т.П. Постмодерн // Культурология. Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д., 1999.

101. Мачуговская М. Марсель Бройер. От венского стула к легенде авангарда / М. Мачуговская // Проблемы дизайна - 3: сб. статей / под ред. B.JI. Гла-зычева. - М.: Архитектура-С, 2005. - С. 175—193.

102. Михайлов С.М. История дизайна: учеб. пособие для вузов: в 2 т./ С.М. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2000. - 393с.

103. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов. — М.: Союз Дизайнеров России, 2004.-396 е.: ил. (24,75 п.л.)

104. Модернизм. Анализ и критика основных направлений: сб. статей / под ред. В.В. Ванслова, Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1973.

105. Мосорова H.H. Философия дизайна. Социально-антропологические проблемы: автореф. дис.... д-ра филос. наук 09.00.13 / H.H. Мосорова; УрГУ. Екатеринбург, 2001. - 36 с.

fr * V t

106. Нанси Ж.-JI. Corpus: пер. с фр. / Ж.-Л. Нанси - M.: Ad Marginem, 1999. 255 с.

107. Не бабушкин сундук // Vogue. - 2005. — № 10. - С. 94-96.

108. Некрасова Е.С. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве / Е.С. Некрасова // Альманах каф. философии культуры и культурологии и центра изучения культуры филос. ф-та Санкт-Петербург, ун-та. -СПб.: Санкт-Петербург, филос. об-во, 2002. - Вып. 2. - С. 179-188.

109. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Д. Нельсон; пер. Д.Э. Куниной, Д.В. Сильвестрова. -М.: Искусство, 1971.

110. Неретина С, Огурцов А. Реабилитация вещи. - СПб.: Изд. дом «Mip», 2010. - 800с.

111. Николай Кузанский. Простец об опытах с весами // Николай Кузан-ский. Соч. Т. 1. - М.,1979-1980. - 800с.

112. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т.1. литературные памятники. - М.,1990. - 830с.

113. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. - 3-е изд., ис-правл. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280с.

114. Новицкая Е. Этторе Соттсасс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sredaboom.ru/a_designers_sottsass.html.

115. Орлов Д.У. Судьба вещей в эпоху глобализма / Д.У. Орлов //Глобализация в социально-философском измерении: сб. материалов конф. -СПб.: Санкт-Петербург, филос. об-во, 2003. - С. 56—60.

116. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob .ru/ortega_y_gasset/revolt_mass.

117. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Радуга, 1991. - 638с.

118. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия //Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. — М.: Радуга, 1991. - 646с.

119. Панофски Э. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма /пер. с нем. Ю.Н.Попова. - СПб.,1999. - 228с.

120. Пелипенко A.A. Постмодернизм в контексте переходных процессов / A.A. Пелипенко // Человек. - 2001. — № 4. - С. 5—17.

121. Перек Ж. Вещи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vmw.lib.ru/INPROZ/PEHEK/weshi.txt

122. Петровская Е. Антифотография / Е. Петровская, - М.: Три квадрата, 2003. — Вып. 2. - 112 с. — (Сер. «Artes et media»).

123. Пигулевский В.О. Дизайн в культуре модерна и постмодерна //Гуманитарные и социальные науки.- 2012. -№3. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://hses-online.ru/2012_03.html.

124. Платон. Соч.: в 3 т. т.1. Менон. - М.,1968. - 624с.

125. Платонов А. П. Джан. Потомки Солнца. Рассказы и повести. / Послесл. Д. Зиберова; Ил. Н. Раковской,- М.: Правда, 1987. -432с., ил.

126. Подорога В.А. Выражение и смысл.- М., Ad Marginem, 1995. - 426с.

127. Полях Е.А. Постмодернизм и дизайн. Эклектика в дизайне / Е.А. Полях // Вест. Москов. ун-та. Сер. 7, Философия. - 1998. — № 5. - С. 85—97.

128. Постмодернизм: энциклопедия. - Минск: Интерпресс: Кн. дом, 2001. -1040с.

129. Постникова Т. Повседневность и смысл: опыт философскоантрополо-гической археологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. visiology.fatal.ru/texts .html

130. Проблемы дизайна / под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. — 256 е., илл.

131. Прозерский В.В. Дискурс о мире на языке вещей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ideasliistory.org.ru/pdfs/14prozersky.pdf

132. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирницкой. - М.: ННН, 1995. - 272 е.: ил.

133. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2000. Розин В.М. Философия техники: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. M.: NOTA BENE, 2001. - 336с.

134. Раппопорт А. Вещи и слова / А. Раппопорт // Проблемы дизайна-3: сб. статей / под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Архитектура-С, 2005. - С. 5—28.

135. Рахманкулова Д.Ф. Вещь как мера культуры человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nngasu.ru/bibl/avtoreferat/ raxmankulova.pdf.

136. • Розин В.М. Философия техники: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. M.: NOTA BENE, 2001. - 456с.

137. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252с.

138. Савчук В. Конверсия искусства / В. Савчук. - СПб.: Петрополис, 2001. -288с.

139. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е.В. Сальникова. - М.: Алетейя, 2001. - 288с.

140. Секацкий А. Прикладная метафизика: эссе / А. Секацкий. - СПб.: Амфора, 2005. - 414с.

141. Семаш А.Ю. Дивный заклейменный мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/semash/brand.html.

142. Семаш А.Ю. Воображение и брэндинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/semash/imaginatio.html.

143. Сидоренко В. Ф. Форма постижения мира. //Творчество. - №4,1984.

144. Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне / Ю.Б. Соловьев. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 256с.

145. Сорокин В. Правила жизни / В. Сорокин // Esquire, 2006. - Июль - август. - С. 78-79.

146. Социология вещей. Сборник статей/Под ред. В.Вахштайна. - Издательский дом «Территория будущего», М.,2006. - 392 с

147. Стенли-Бейкер Дж. Искусство Японии / Дж. Стенли-Бейкер. - М.: CJIOBO/SLOVO, 2002. - 240с.

148. Суханцева В.К. Культура как диалог метафизик (Хайдегтер и Мандельштам) // Философськи дослщження. - Луганськ, 2002. - Вып. 3. С.7-18.

149. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. — М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995. - 624с.

150. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ./ Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2003. - 669с.

151. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002. - 557с.

152. Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания / Ж.Т. Тощенко // Вопросы философии. - 2002. — №6.-С. 29-37.

153. Уваров М.С. Русский коммунизм как постмодернизм / М.С. Уваров // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. статей. — СПб.: Петрополис, 2001. - Вып. 1. - С. 214—300.

154. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/logic/uemov/01 .html.

155. Ушакин С. Количество стиля: потребление в условиях символического дефицита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ushakO 11 .htm.

156. Философский энциклопедический словарь / ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ.Ковалев,В.Г. Павлов-М.: Сов. энцикл., 1983. - 840с.

157. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. М.: Наука, 1978. - 605с.

158. Фролов Р. Революционер быта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2005/03/17/markl70305-2/.

159. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.-416с.

160. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1986. - 238с.

161. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: ACT—ЛТД, 1998. -568с.

162. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой; вступ. ст. Н.С. Автономовой. Cn6.:A-cad, 1994. - 408с.

163. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас //Вопросы философии. - 1992. -№ 4. - С. 40-52.

164. Хайдеггер М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. -М.: Республика, 1993. - С. 316—326.

165. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. -М.: Республика, 1993. - С. 221—238.

166. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления/ Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М., 1993. - 448с.

167. Хайдеггер М. Что такое метафизика? //Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. /Пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 1993. - 448с.

168. Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер., сост и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416с.

169. Чадаева А.Г. Потребительский тотемизм как форма современного творчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.religare.ni/articlel8498.htm

170. Чураков С. Флористический дизайн эпохи эклектики / С. Чураков // Проблемы дизайна—3: сб. статей / под ред. В.Л. Глазычева. — М.: Архитек-тура-С,2005.-С. 81-103.

171. Шеин А. Диалектика дизайна / P.A. Шеин // Мифдизайн. — Екатеринбург: Тезис, 2000. - Кн. 1. -103с.

172. Шпаковская Л. Старые вещи. Ценность: между государством и обществом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nzonline.ru/index.phtml?aid=25010852.

173. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. / О. Шпенглер; пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Сваевяна. - М.: Мысль, 1993.

174. Щедрина Г.К. О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antlu-opology.ra/ru/texts/schedrina/kagan_20.html

175. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.koob .ru/books/zametki_na_polyah.rar

176. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с ит. Ю. Ильина; пер. с лат. А. Струковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288с.

177. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: литература и теория / М.Н. Эп-штейн. -М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - 368с.

178. Эпштейн М.Н. Реалогия - наука о вещах / М.Н. Эпштейн // Декоративное искусство. - 1985. - № 6. - С. 21- 44.

179. Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания /

180. М. Эпштейн // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 66- 82.

181. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность / Ф.Г. Юнгер. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 560с.

182. Яркова Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е.Н. Яркова // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 53-65.

183. Benso В. S. Of Things Face-to-Face With Levinas Face-to- Face With Heidegger // Philosophy Today, by De Paul University. Chicago, Spring 1996.

184. Derrida J. Of Grammatology.- Baltimore, 1976. —396p.

185. Margolin V. Introduction // Design Discourse: History, Theory, Criticism. -Chicago, 1939.

186. Jones J.C. Designing Designing. - London, 1991.

187. Mills C. W. Man in the middle: the designer // Power, Politics and people: the Collected Essays of С W. Mills. New York, 1967.

188. Simon H, The Science of Design: Creating and Artificial // The Sciences of the Artificial. Cambridge, 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.