Дизайн печатных изданий в интерактивной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Золотарев, Денис Александрович

  • Золотарев, Денис Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Тольятти
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 272
Золотарев, Денис Александрович. Дизайн печатных изданий в интерактивной среде: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Тольятти. 2011. 272 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Золотарев, Денис Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПИСЬМЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Анализ конструктивных и стилистических взаимосвязей техник письма и технологий фиксирования информации (носителей письма)

1.1.1. Эволюция письменности и проблематика носителей письма

1.1.2. Эволюция формы носителя от глиняных табличек до свитка

1.1.2.1. Принцип резьбы по камню как базовая форма письменной коммуникации

1.1.2.2. Глиняные таблички и клинопись как переходный этап к мобильным типам носителей

1.1.2.3. Восковые таблички как компромисс между мобильностью и сохранностью сообщения

1.1.2.4. Папирусный свиток как первая функциональная форма книги

1.1.3. Пространственные особенности кодекса как конструкции. Кодекс как оптимальная форма структурирования информации

1.1.4. Особенности восприятия рукописного кодекса

1.2. Возникновение и развитие печати, эволюция книжной формы и возникновение периодических печатных изданий. Особенности пространственной организации и интерпретации текста в периодических изданиях

1.2.1. Возникновение печати. Значение печатной формы передачи информации для культуры и социума

1.2.2. Формальные и стилистические особенности печатных книг

1.2.3. Предпосылки возникновения периодических изданий. Особенности организации информации в периодике

1.2.4. Авангардистские течения начала 20 в. как инструмент трансформации

формальной и смысловой структуры текста

1.3 Развитие и трансформация печатных изданий в 20 в

1.3.1 Особенности структуры периодических изданий

1.3.2 Кризис и перспективы развития печатной продукции

1.3.2.1 Печатные издания в контексте развития информационных технологий

1.3.2.2 Перспективы и актуальные проблемы развития печати

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ТИПОГРАФИКА И ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ

2.1 Влияние «экранной эстетики» на графический дизайн и типографику

2.1.1 Значение аудио- и видеоканалов в информационной среде

2.1.1.1 Развитие телерадиовещания, его значение и особенности

2.1.1.2 Особенности восприятия динамического изображения. Принцип обратной связи

2.1.2 Типографика 20 в. в контексте эволюции цифровых технологий

2.2 Роль цифровых технологий в сфере коммуникаций

2.2.1 Интерактивные технологии

2.2.1.1 Интерактивные технологии как инструмент качественного изменения информации

2.2.2 Возможности развития интерфейсов в интерактивной среде

2.2.2.1 Сокращение числа посредников между пользователем

и информацией

2.2.2.2 Вероятные пути развития интерфейсов

2.2.3 Технологии подачи текстовой информации и типографика в контексте всемирной Сети

2.2.3.1 Интенсификация потребления информации во всемирной Сети

2.2.3.2 Свойства гипертекстуальности в Сети

2.2.3.3 Структурирование информации как саморегулирующаяся система

2.2.3.4 Влияние всемирной Сети на характер работы с информацией

2.2.4 Сравнительный анализ восприятия печатной информации и информации в интерактивной среде

2.2.4.1 Структурные и композиционные особенности представления информации

в интерактивной среде

2.2.4.2 Особенности отображения печатного и экранного текста

2.2.4.3 Физические ограничения экранного текста

2.2.4.4 Особенности восприятия экранного текста

2.2.4.5 Опосредованное восприятие как фактор дистанционирования реципиента

2.2.4.6 Текст в интерактивной среде как интерпретация оригинала

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРЕЕМНИКА ПЕЧАТНЫХ МЕДИА. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ

ПОДХОДОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ИЗДАНИЯМИ

3.1 Печатные издания в контексте интерактивной среды

3.1.1 Миграция СМИ в интерактивную среду

3.1.2 Электронные издания как феномен интерактивной среды

3.1.3 Виды присутствия изданий в интерактивной среде Всемирной сети

3.1.3.1 Возможности существования книги в интерактивной среде

3.1.3.2 Возможности актуализации информации в сети на примере электронных копий печатных изданий

3.1.3.3 Электронные издания как аналог печатных. PDF-издания

3.1.3.4 Информационное сопровождение печатных изданий посредством интернет-ресурсов

3.1.3.5 Потенциал интернет-ресурсов как площадок для решения альтернативных задач

3.1.3.6 Возможности адаптации печатных изданий для планшетных устройств

3.1.3.7 Перспективы разработки самостоятельных изданий для планшетных устройств

3.1.3.8 Псевдоиздания как агрегаторы личного информационного потока

реципиента

3.1.3.9 Сочетание печатной и электронной формы посредством технологии «бумажных дисплеев»

3.1.4 Сравнительный анализ печатных и современных электронных изданий на формальном и структурном уровне

3.1.5 Технологическое сопровождение современных электронных изданий

3.1.5.1 Анализ планшетов как посткомпьютерных устройств для потребления информации

3.1.5.2 Виды и сравнительные характеристики планшетных компьютеров

3.1.5.3 Развитие планшетных компьютеров в качестве универсальных устройств

3.1.5.4 Особенности разработки и дистрибуции электронных изданий для планшетных устройств

3.2 Перспективы развития электронных изданий

3.2.1 Проблематика перехода печатных изданий в интерактивную среду

3.2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие электронных изданий

3.2.1.2 Особенности печатной формы, требующие адекватного отражения в интерактивной среде

3.2.1.3 Электронные издания в типологии программного обеспечения

3.2.2 Перспективы развития технологий представления информации

3.2.2.1 Современные технологии как инновационный форм-фактор

3.2.2.2 Потенциал использования аналогий физической среды в интерфейсах и альтернативные интерфейсы

3.2.3 Потенциал проектирования электронных изданий

3.2.3.1 Формообразующий фактор информационных носителей

3.2.3.2 Возможности взаимодействия содержания и контекста

3.2.3.3 Анализ альтернативных средств конструирования цифровых изданий. Перспективы развития инструментария

3.3 Разработка принципов проектирования электронных изданий

3.3.1 Методы структурирования информации в электронных изданиях

3.3.1.1 Выявление потенциала различных способов структурирования в рамках

проектирования электронных изданий

3.3.1.2 Введение информационных слоев и обратная связь с реципиентом как метод интенсификации восприятия издания

3.3.1.3 Контекстная зависимость как средство расширения функциональности и пространства издания

3.3.2 Принципы дизайна электронных изданий

3.3.2.1 Объединение содержания и средств управления в интерфейсе электронных изданий

3.3.2.2 Возможности стилистической индивидуализации

3.3.3 Инструментарий и технологии разработки электронных изданий

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн печатных изданий в интерактивной среде»

Введение

Актуальность темы исследования.

Проблема визуализации информации, ее сохранения и передачи стала актуальной еще до изобретения письменности. Можно проследить, как в процессе эволюции средств коммуникации менялся характер информационных носителей и технологий - от наскальных рисунков и предметного письма к современной фонетической письменности и бумаге.

В контексте исторического развития, информационные носители, а также способы передачи и особенности восприятия данных претерпевали наибольшие изменения в моменты радикальной смены технологий, что часто также сопровождалось трансформациями техник письма. Так, например, переход к глиняным табличкам спровоцировал развитие клинописи. В качестве основных точек бифуркации (рассматривая исторический период после развития фонетического письма) можно отметить переход от книги свитка к кодексу (осуществленный благодаря изобретению бумаги) и изобретение и распространение технологий печати.

Также следует отметить постепенное расслоение самой информации, изначально неделимой, на текстовую и графическую составляющую. Текст и сегодня является основным инструментом передачи и сохранения данных в неизменном виде.

Относительно законченный вид, в общих чертах оставшийся неизменным и по сей день, текстово-графическая информация приобрела именно в печатных книгах, использовавших конструкцию кодекса. В них же были отработаны основные принципы и способы взаимодействия текста и изображений. В свою очередь, организация пространства и типографика кодекса послужили прототипом для большей части печатных изданий, до середины 19 в. проектировавшихся по книжным канонам.

Дальнейшая эволюция печатных изданий была спровоцирована скорее

экономическими, чем технологическими факторами - так, экономически более выгодная модель выпуска изданий сериями, легла в основу концепции периодических изданий, что также отвечало возросшим потребностям общества в получении наиболее актуальной информации.

В настоящее время подобным переломным моментом, по степени значимости сравнимым с изобретением книгопечатания, стало развитие компьютерных технологий и глобальных сетей, в результате чего общий объем информации сейчас удваивается каждые полтора-два года. Происходит стремительная виртуализация информационной среды, то есть переход всех средств коммуникации и информационных носителей в цифровой формат -практически любая текстовая или графическая информация изначально производится, передается и сохраняется в электронном виде, что обеспечивает огромную степень мобильности и свободы оперирования данными, но в то же время ставит проблему информационной экологии (разумного и взвешенного подхода к производству информации).

Рассматривая современные печатные издания, можно заметить, что они постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство Глобальной сети (согласно исследованию, проведенному компанией МсКшБеу, за 2009 год объем рекламы в бумажных журналах уменьшился на 40%). Также за последние 20 лет Интернет более чем вдвое уменьшил долю традиционных носителей в медиапотреблении.

Информация, во все больших объемах мигрируя в виртуальную среду, образует новый вид изданий, с одной стороны, являющихся полноправными преемниками печатных медиа, и, с другой - строящихся и функционирующих по специфическим принципам, диктуемым виртуальным пространством. Управление этими принципами, освоение новой среды является сейчас первостепенной задачей подавляющего большинства издательских домов, каждый из которых в том или ином виде экспериментирует с электронными изданиями.

Следует отдельно отметить такое свойство виртуальной среды, как

интерактивность (заключающуюся в реализации диалога между реципиентом и информационным объектом). В некоторых случаях (например, в контексте сетевых ресурсов или компьютерных приложений) виртуальная среда перманентно находится в интерактивном состоянии, что позволяет говорить уже об интерактивной среде. Тем не менее, ее возможности мало используются в современных электронных изданиях, большинство из которых стараются даже в нематериальном виде имитировать свою физическую форму, что оборачивается скорее диссонансом, чем комфортом восприятия.

Наиболее серьезные изменения происходят на уровне периодических изданий. Они представляют наибольший интерес как объекты дизайна, в равной степени сочетающие в себе изобразительную и текстовую информацию, и обладающие определенной структурной гибкостью в противовес книгам, где, так или иначе, сохраняется линейность сюжета.

Исходя из этого, особенно важным на данный момент представляется анализ возможностей перевода печатных изданий в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды, а также разработка дизайн-методов проектирования изданий (в частности - периодических) в контексте интерактивной среды с учетом как ее особенностей, так и всего проектного потенциала, накопленного за более чем 500-летнюю историю печати и издательского дела, что и определяет актуальность исследования.

Источники исследования. Одной из главных опор в исследовании являются источники, освещающие вопросы информационного дизайна, интерактивного дизайна и издательского дела в интерактивной среде (В. Брет, Э. Шонфельд, С. Кашин, С. Дадич, Э. Тафти, Д. Маэда, Э. Маркотт, Д. Шифман, Р. Харрелл, С. Каплин, С. Мак-Клауд и др.). Также необходимым базисом исследования явились труды по теории дизайна (С.И. Серов, А. Форти, В. Ф. Сидоренко, Белько Т.В. и др.). Непосредственные вопросы исследования, связанные с историей развития технологий коммуникаций, типографикой, книжным и журнальным дизайном, были изучены по трудам Ю.Я. Герчука, Е.Ю. Герчук, Г. Гусмана, Д. Феличи, Р. Брингхерста, О.И. Рожновой, С.И. Смирнова,

Ю. Гордона и др. Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных историков и культурологов (Й. Хейзинга, У. Эко и др.). Вопросы взаимодействия виртуального и реального рассмотрены в русле виртуалистики (И.А. Розенсон, Н.А.Носов, Н. Винер и др.), а также через теорию медиа (М. Маклюэн). Ряд источников по теории человеческого восприятия (Р. Арнхейм, Д. Гибсон, И. Рок и др.) обусловил частные методологические аспекты темы.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера исследования, определяемая развитием цифровых информационных технологий, в настоящее время малоизучена, что объясняется в первую очередь временным фактором. Тем не менее, сама по себе задача освоения новой среды неоднократно возникала в процессе эволюции информационных технологий. Так, частные аспекты темы, касающиеся принципиальной смены информационного носителя (или технологии передачи информации), рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Я. Герчук, Г. Ноордзей.

Сама по себе проблематика визуализации информации в текстовом и графическом виде рассмотрена достаточно широко - в частности, А.Н. Лаврентьевым, Э. Тафти, В.Г. Кричевским и т.д. Среди наиболее ранних исследователей следует отметить В. Плейфейра, разработавшего все современные виды графиков и диаграмм как средства трансформации текстово-числовых данных в графические формы.

Особенности визуализации информации и взаимодействие с данными в виртуальной среде рассматривались уже с середины 80-х годов в ряде научных работ (в основном, зарубежных исследователей), например - Structure and Interpretation of Computer Programs (1984), Fundamentals of Interactivity (1993), Reading Text from Computer Screens (2000) и др., на основе которых были сформированы общие представления об особенностях виртуальной среды и компьютерных экранах как устройствах для отображения информации.

В настоящее время изучение потенциала виртуального пространства и современных технологий, в частности как среды для существования печатных

изданий вызывает повышенный интерес со стороны не только ученых, но и дизайнеров-практиков. Так Скотт Дадич, арт-директор передового журнала о дизайне и технологиях Wired, стал одним из первых дизайнеров, всерьез занявшихся проблематикой электронных изданий. Также следует отметить ряд статей и эссе Виктора Брета - бывшего дизайнера интерфейсов компании Apple, активно разрабатывающего идеи «естественных интерфейсов».

Предмет исследования; проектный потенциал дизайна печатных изданий в интерактивной среде.

Объект исследования; печатные издания в интерактивной среде как феномен проектной деятельности.

Цель исследования; выявление перспектив развития дизайна печатных изданий в интерактивной среде, разработка концептуальных основ проектного подхода при работе с электронными изданиями.

Основные задачи исследования;

1) Анализ современных печатных изданий как инструмента медиа в контексте истории развития информационных технологий.

2) Исследование особенностей восприятия и работы с информацией в интерактивной среде.

3) Анализ потенциала современных цифровых технологий как преемника печатных медиа.

4) Классификация способов и технологий реализации изданий в интерактивной среде.

5) Определение факторов, препятствующих развитию электронных изданий в современной информационной среде.

6) Формулирование основных технических требований к среде разработки электронных изданий.

7) Разработка практических рекомендаций и общих принципов дизайна современных электронных изданий.

Диссертационное исследование опирается на имеющиеся представления о процессе проектирования печатных изданий, современной информационной

среде и цифровых технологиях и определяет возможности и способы реализации печатных изданий в интерактивной среде.

Границы диссертационного исследования.

Определяются пересечением таких областей дизайна, как информационный дизайн, дизайн печатной продукции и интерактивный дизайн. Также данное исследование включает в себе исторический анализ развития печатных медиа, охватывающий такие периоды, как развитие письменности от пиктографического до фонематического письма, эволюция книги от рукописной до печатной формы, возникновение и развитие периодических изданий и развитие печатных изданий и типографики в 20 веке вследствие технологического прогресса.

Методы исследования: ретроспективный анализ технологий передачи текстово-графической информации на основе обобщения различных литературных источников, монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну и электронных ресурсов, посвященных графическому дизайну, издательскому делу и технологиям; сравнительный анализ, особенностей представления текста в печатной и виртуальной системах; структурно-функциональный анализ существующих на данный момент электронных изданий и средств их производства; системный анализ проектного потенциала электронных изданий. Основным базовым материалом для работы являются труды в области теории и методологии дизайна, истории письма, шрифта и типографики, издательского дела и современных цифровых технологий, образцы существующих изданий, как печатных, так и электронных.

Научная новизна исследования:

1. В исследовании освещаются проблемы визуализации и структурирования информации, ставшие особенно актуальными за последнее десятилетие в области графического дизайна, в частности, необходимость адекватной реакции на эволюцию информационных технологий и возросшее влияние виртуальной среды, проблема

поиска наиболее органичной формы реализации многостраничных изданий в виртуальной среде.

2. Проводится сравнительный анализ печатных и электронных изданий с целью выявления преимуществ и недостатков каждой из систем, оптимальных моделей их функционирования.

3. Впервые проводится системный анализ проектного потенциала в сфере электронных изданий и современных интерфейсов, исследуются оптимальные формы существования электронных изданий на данный момент.

4. Даются практические рекомендации по проектированию современных электронных изданий на структурном и манипулятивном (интерфейсном) уровне.

5. Впервые проводится разработка принципов проектирования электронных изданий на структурном и манипулятивном уровне.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системный анализ индустрии издательского дела и возможностей представления информации в интерактивной среде.

2. Принципы проектирования современных электронных изданий.

Практическая и научная ценность исслелования состоит в нахождении принципов проектирования современных электронных изданий, наиболее полно отвечающих потребностям потребителей и использующих возможности интерактивной среды. Результаты могут быть применены на практике при ряде проектных задач: разработке информационных ресурсов, проектировании электронных изданий, работе с инфографикой и дизайном интерфейсов.

Исследование представляет интерес для дизайнеров, связанных с проектированием изданий в классическом печатном виде и интерактивной среде, разработкой информационных ресурсов и интерфейсов и может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальности "Дизайн"

специализации "Графический дизайн" и аспирантов, занимающихся исследованиями в области искусствознания или издательской деятельности.

Соответствие паспорту научной специализации.

В соответствии с формулой специальности 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн», охватывающей вопросы оптимизации творческих процессов проектирования, взаимосвязи художественных и технологических факторов, средств, приемов и способов проектирования изделий, связи традиций и современности, в исследовании определен потенциал разработки печатных изданий в интерактивной среде. Указанная область исследования соответствует областям исследования специальности, закрепленным в п. 7 «Методы и средства теоретического и экспериментального исследования процессов проектирования и изделий дизайна» и п. 14 «Принципы художественного оформления изделий и рекламы с учетом современных технологий».

Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования использовались:

1. В статьях сборников научных трудов, в частности: «Культурное взаимодействие современных периодических изданий России и Запада и кризис периодики» (Международная научно-практическая конференция «Россия -Запад - Восток»: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность», г. Тольятти), «Потенциал использования информационных технологий в сфере визуальных коммуникаций» (VII Международная научно-техническая конференция «Инновации и перспективы сервиса», г. Уфа), «Типографика в системе промышленного дизайна» (Пятая международная научно-практическая конференция «Наука - промышленности и сервису», г. Тольятти), «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» и «Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации», (журнал «Известия Самарского научного центра РАН», г. Самара), «Особенности дизайн-

структуры современных периодических изданий» (VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований», г. Днепропетровск), «Роль информационных технологий как модуляторов реальности. Актуальные направления развития интерфейсов» (Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки», г. Тамбов).

2. В разработке учебно-методических комплексов в процессе преподавания дисциплин «Шрифт» и «Типографика» специализации "Графический дизайн" в Поволжском государственном университете сервиса.

3. При создании ряда дизайн-проектов печатных и электронных изданий, выполненных автором для различных компаний и издательств - среди них ИД «Афиша», дизайн-студия Cosmos5, креативное бюро MOST Creative Club (г. Москва), телекоммуникационная компания «АИСТ» и др. Ряд работ получили награды на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в частности: первое место в категории «Многостраничники» на российском конкурсе дизайна «Грандизайно» (проект - журнал о графическом дизайне для студентов), вхождение в ТОР-100 лучших работ российского дизайна по версии портала kak.ru (в 2009 и 2010 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы и приложений. Объем работы составляет 205 стр. Список литературы содержит 120 наименований.

ГЛАВА 1. ПИСЬМЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В главе 1 рассматривается история развития медиаканалов в контексте взаимосвязи сообщения и носителя с древних времен и до изобретения печати, рассматривается эволюция типографики и печатных изданий в 20-21 вв., формулируются проблемы современной печатной продукции как инструмента медиа.

1.1. Анализ конструктивных и стилистических взаимосвязей техник письма и технологий фиксирования информации (носителей письма).

Возможность коммуникации между индивидами является важнейшим этапом становления общества. Даже в животном мире виды, обычно сосуществующие в социумах (стаях, группах), такие, как волки, дельфины или высшие приматы, как правило, имеют более развитые системы обмена условными сигналами. Для homo sapiens формирование системы обмена условными сигналами, которую мы теперь определяем как устную речь, явилось одним из решающих этапов развития вида.

Сущность языка, - пишет известный английский философ Б. Рассел, -состоит не в употреблении какого-либо способа коммуникации, но в использовании фиксированных ассоциаций... то есть в том, что нечто ощутимое - произнесенное слово, картинка, жест или что угодно - могли бы вызвать «представление» о чем-то другом. Когда это происходит, то ощутимое может быть названо «знаком» или «символом», а то, о чем появляется представление, - «значением». [41] Материальным же выражением языка в широком смысле являются системы письменности. Изобретение письма,

несомненно, является наиболее значимым этапом в истории коммуникаций после становления языка и речи.

Устное слово, приведя к сплочению людей в общество, оказалось ограниченным рамками пространства и времени - устные предания, важные сообщения, отданные на произвол рассказчиков, были подвержены неконтролируемым изменениям и трансформации, так как в интерпретацию сообщения вмешивался человеческий фактор. Уже во времена палеолита древний человек осознает потребность вынесения информации вовне с целью наилучшего сохранения, перемещая ее из своей памяти в окружающий мир, и, таким образом, так или иначе овеществляя, то есть, превращая речь в письмо: «Письмо можно определить как такое средство сообщения, которое - состоит оно из условных или не требующих пояснения знаков - помогает человеку преодолеть время и пространство. Каждое устное сообщение имеет внешнюю сторону (звучание) и внутреннюю (смысл). Письменные сообщения тоже включают две эти стороны, но отношения между ними более сложные». [61] Говорить об «информации вообще» было бы некорректным в рамках данного исследования, поэтому необходимо сразу уточнить термины. Наиболее определение слова «информация», наиболее уместное в рамках данной работы, можно найти в кибернетике: «Информация - последовательность сигналов, передаваемых от передатчика к приемнику, накопляемых и обрабатываемых». [11] Следовательно, на качество информации влияет совершенство средств коммуникации, которое в свою очередь напрямую зависит от культурного и технологического уровня социума.

Для лучшего понимания взаимосвязи между сообщением, способом его передачи и контекстом (культурным, технологическим) следует рассмотреть эволюцию письма вплоть до изобретения печати.

Следует оговориться, что в данном исследовании письменность рассматривается, прежде всего, с точки зрения коммуникации, а не палеографии. Оценивается сама форма пространственной организации знаков, тип и особенности носителя текста. Тем не менее, особенности начертания

знаков напрямую связаны с их восприятием и пластическая составляющая той или иной системы письма не менее важна.

Таким образом, печатный текст и текст, преобразованный в электронные импульсы, в данном исследовании также отнесены к письму (typography... is to be understood as writing with prefabricated letters - «типографика... может быть определена, как письмо заранее подготовленными буквами). [74]

Современное письмо в его физическом (не электронном) воплощении выражается, прежде всего, в виде печатного текста, запечатленного на носителях, большинство из которых так или иначе имеет форму кодекса или является родственной ему формой. Известный дизайнер и теоретик типографики, Владимир Кричевский определяет кодекс как «носитель типографики (графики) в виде стопы листов с общим корешком» [29] (в быту такую форму называют книгой).

Для полного понимания пути, который прошла письменность, от грубых пиктограмм - до современного печатного и электронного текста, следует кратко рассмотреть характер изменений, происходивших с носителями и техниками письма на протяжении истории человечества, и провести анализ с точки зрения «типографической тектоничности» (по аналогии с тектоничностью архитектурной - архитектоникой, которая является, согласно «Энциклопедическому словарю», «художественным выражением закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры»). Применительно к данной теме «тектоничность» можно кратко определить как конструктивно-художественную взаимосвязь техник и носителей письма.

Являясь изобретением человеческой цивилизации, письмо вплоть до эпохи Возрождения развивалось и формировалось в основном под воздействием естественных факторов. Менялись материалы и инструменты письма, в зависимости от этого трансформировалась техника. Нельзя сказать, чтобы какой-то из факторов был определяющим для развития письменности. Скорее все они взаимно влияли друг на друга.

Этот процесс шел естественным путем несколько тысячелетий и только в эпоху книгопечатания в эволюцию включился технический прогресс.

В эволюции письменности всегда шли 2 параллельных процесса. Упрощение и схематизация форм знаков письма (для их лучшего запоминания и большего удобства изображения), и эволюция техник и носителей под воздействием инструментов, материалов и условий письма. Те знаки и носители (например, современный алфавит и бумага), что мы имеем сейчас и воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, являются следствием многолетней эволюции и отбора, сформированы трудом миллионов людей разных эпох, писавших десятками разновидностей инструментов.

1.1.1. Эволюция письменности и проблематика носителей письма.

Одной из наиболее ранних примитивных форм письменности является письмо предметное, заключавшееся в наделении некоего объекта, а чаще группы объектов дополнительным смыслом, который мог изменяться в зависимости от комбинации предметов или ситуации употребления. Наиболее древние виды предметного письма зависят от контекста: это не полноценные автономные сообщения, которое могут быть расшифровано кем угодно, кто знает «код», но некое дополнение к собственно посланнику, доставляющему сообщение, овеществленное напоминание или подсказка о неких нюансах послания. Именно в этом письме, пожалуй, парадоксальным образом стопроцентно соблюдается принцип тектоничности. Здесь сам носитель одновременно является посланием и задает определенный сценарий взаимодействия с ним. В качестве примера наиболее совершенного вида предметного письме можно привести узелковое письмо. В первую очередь, следует назвать кипу древних инков, исконных жителей нынешнего Перу. (Рис. П. 1.1) Такое письмо имелось не только у инков. «Уже китайский мудрец JIao-цзы указывал на ту роль, которая отводилась в древнем Китае узелковому письму как способу передачи известий; согласно Геродоту (1498), персидский царь Дарий предложил ионийцам простейший календарь, основанный на принципе узелкового письма; по этому же принципу

сделаны и католические четки.» [61] Его примеры по сей день встречаются в ряде уголков планеты.

Элементы предметного письма можно проследить и в современных визуальных коммуникациях. Так, часто в наружной рекламе или оформлении тех или иных заведений упоминание ключевого объекта замещается (или дополняется) им самим (или его пространственной копией). На Рис. П. 1.2 приведен пример подобного замещения в современных визуальных коммуникациях.

Теоретически, к предметному письму может быть отнесен в той или иной мере весь объем накопленных человечеством семиотических кодов, которые могут быть выражены предметно; так кольцо на пальце говорит о женатом положении мужчины, а отличительные знаки на форме - о ранге военнослужащего.

Первой же формой письменности в в буквальном смысле слова (то есть письма как системы символов, наносимых на ту или иную поверхность), имевшей более широкое распространение и повлиявшей так или иначе на всю историю культуры, является письмо пиктографическое (и его более совершенная форма - иероглифическое). В противовес предметному, оно не наделяет физический объект дополнительным смыслом, но изображает сам предмет, что, конечно, не отменяет возможности его метафорической трактовки. Так, изображение определенного предмета могло означать как сам предмет, так и некое отвлеченное понятие, что напрямую зависит от самого языка порождающего письмо - увеличение количества слов влечет за собой необходимость увеличения числа знаков (число которых ограничено типологией природных объектов), а появление отвлеченных понятий и качеств (дружба, сильный, семья) вынуждает наделять знаки дополнительными смыслами, формировать правила их взаимосвязи. На Рис. П. 1.3 показаны египетские и ранние китайские иероглифы как пример схематизации реальных объектов. (Рис. 1.3) Так или иначе, пиктограммы, являясь схематичным отображением реальных объектов, все же требуют определенного уровня детализации,

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Золотарев, Денис Александрович, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арене Т. Зависимость от кегля: шесть правил уменьшения [Текст] / Т. Арене. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2008. № 4(48) - стр. 38.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974.-392с.

3. Аронов В.Р. Эльзевиры [Текст] / В.Р. Аронов. -М.,1975.

4. Багдасарян Г., Крылова О. и др. Шрифт-Конструктор. Дизайнеры о типографике [Текст] / Г. Багдасарян, О. Крылова и др. - М.: ПараТайп, 2010. - 342 с.

5. Банков П. Навигационный дизайн. Транспортные системы. [Текст] / П. Банков. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2007. № 4(44) - стр. 32.

6. Белько Т.В. Природа и костюм. Технологии трехмерного функционирования и моделирования объектного мира. [Текст] / Т.В. Белько. // Текстильная промышленность - М., 2004. № 9

7. Белько Т.В. К вопросу об установлении гармонических отношений между природой и индустрией моды [Текст] / Т.В. Белько. // Швейная промышленность - М., 2005. № 4

8. Белько Т.В. Природа. Искусство. Дизайн (монография). [Текст] / Т.В. Белько. -Тольяттинский государственный университет сервиса, Тольятти, 2008.

9. Белько Т.В., Длясин Д. Г. Шрифт и изображение в истории визуальных коммуникаций [Текст] /Т.В. Белько, Д. Г. Длясин. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 12,2010. №3,-С. 236-241.

10. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике [Текст] / Р. Брингхернст. -М.: Д. Аронов, 2006. - 432 с.

11. Винер Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - М.: 1958.

12. Герчук Е.Ю. Архитектура книги [Текст] / Е.Ю. Герчук. - М.: IndexMarket, 2011.-208 с.

13. Герчук Е. Ю. Книжные серии: сотворение контекста [Текст] / Е. Ю. Герчук. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2006. № 2(38) - стр. 8.

14. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Я. Герчук. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

15. Герчук Ю.Я. Художественные миры книги [Текст] / Ю.Я. Герчук. -Москва, 1989.

16. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон. - Благовещенск.: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртене, 1998. -460с.

17. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя [Текст] / Ю. Гордон. - М. : Издал, 2006. - 384 с.

18. Гусман Г., Сеферьянц В. А. О книге [Текст] / Г. Гусман, В. А. Сеферьянц. -М.: Книга, 1982.- 109 с.

19. Жуков М. Шрифты без границ: некоторые уроки проекта Microsoft ClearType (MSCT) [Текст] / М. Жуков. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2008. № 4(48) - стр. 6.

20. Каплин С. Дизайн компьютерных пиктограмм [Текст] / С. Каплин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 192 с.

21. Кашин С. Цифровой удар [Текст] / С. Кашин. // Секрет фирмы. - 2010. № 8.-С. 63.

22. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации [Текст] / Кириллова Н.Б. -М.: Академический проект, 2005. - 400 с. (с. 21)

23. Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. Кодикологический и книговедческий аспекты. [Текст] / Киселева Л.И.

- АН СССР. Ленинград, 1985.

24. Коноплев А. Пропорционирование и книга [Текст] / А. Коноплев. // КАК

- М.: ДизайнДепо, 2006. № 2(38) - стр. 50.

25. Корнеев Е. Красивые книги глазами Евгения Корнеева и Николая Кулебякина [Текст] / Е. Корнеев. -М.: Типолигон-АБ, 2007. - 80 с.

26. Королькова А. Живая типографика [Текст] / А. Королькова. - М.: IndexMarket, 2007. - 224 с.

27. Кричевский В. Модерн в печати [Текст] / В. Кричевский. - М.: Типолигон-АБ, 2010.

28. Кричевский В. Поэтика репродукции [Текст] / В. Кричевский. - М.: Типолигон-АБ, 2007. - 48 с.

29. Кричевский В. Типографика в терминах и образах [Текст] / В. Кричевский. - М.: Власта, 2010. - 144 с.

30. Лазурский В. Альд и альдины [Текст] / В. Лазурский. - Москва, 1977.

31. Лаптев В. В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий [Текст] / В .В. Лаптев. - М.: РИП-холдинг, 2007. - 204 с.

32. Лаптев, В.В. Типографика: порядок и хаос [Текст] / В.В. Лаптев. - М. : АВАТАР, 2008.-216 с.

33. Лоськов М. Воля к победе [Текст] / М. Лоськов. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2009. № 2(50) - стр. 4.

34. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Об искусстве, 1998. - 288 с.

35. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры [Текст] / М. Мак-Люэн; пер. с англ. А. Юдиной. - К.: Ника-центр, 2003.-432 с.

36. Маэда Д. Законы простоты [Текст] / Д. Маэда. - М.: Альпина, 2008. - 119 с.

37. Немировский Е.Л. Мир книги: с древнейших времен до начала XX века [Текст] / Е.Л. Немировский. - Москва, 1986.

38. Норман Д.А. Дизайн привычных вещей [Текст] / Д.А. Норман. - Изд.: Вильяме, 2006.

39. Носов H.A. «Виртуальная психология» [Текст] / H.A. Носов. - М.: 2000.

40. Павловская Е. Э. Дизайн рекламы : Стратегия проектного творчества : диссертация ... доктора искусствоведения [Текст ]/ Е. Э. Павловская. -Москва, 2003, 379 с.

41. Панов, E.H., Знаки, символы, языки [Текст] / E.H. Панов. - М.: Знание, 1980.-192 с.

42. Петровский Н.С. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка [Текст] / Н.С. Петровский. -Л.: 1958.-314 с.

43. Погарский М. Книга в пространстве постпечатной культуры [Текст] / М. Погарский. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2006. № 2(38) - стр. 66.

44. Роберте Л., Трифт Д. Дизайнер и сетка [Текст] / Л. Роберте, Д. Трифт. -М.: РИП-холдинг, 2005. - 160 с.

45. Рожнова О.И. История журнального дизайна [Текст] / О.И. Рожнова. -М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.

46. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов [Текст] / И. А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2008. - 219 с.

47. Рок И. Введение в зрительное восприятие [Текст] / И. Рок. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1 - 312с.; Т.2 - 280с.

48. Роузман Б. Инновации в дизайне транспортных расписаний 20 и 21 века [Текст] / Б. Роузман. // Counterform research - М.: Counterform, 2006. № 0(1)-стр. 14.

49. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению [Текст] / Э. Рудер. -М.: Книга, 1982.-288 с.

50. Самара Т. Дизайн публикаций. Практикум [Текст] / Т. Самара. - М.: РИП-холдинг, 2006. - 240 с.

51.Сидоренко В.Ф. Три эстетики [Текст] / В.Ф. Сидоренко. // Greatis. - 1992. №2.-С. 66-77.

52. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации [Текст] / С.И. Смирнов. -М.: Плакат, 1990.-192 с.

53. Сокольников Ю. Степная Кама-Сутра. Альбом наскальных рисунков -петроглифов [Текст] / Ю. Сокольников. - М.: ИД «Тигра», 2007. - 180 с.

54. Стейли Л., Андерсон Д. Что творится сегодня [Текст] / JI. Стейли, Д. Андерсон.// КАК - М.: ДизайнДепо, 2009. № 1(49) - стр. 4.

55. Сурнин Д. Внимательный дизайн [Текст] / Д. Сурнин. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2005. № 2(34) - стр. 4.

56. Тоотс В. Современный шрифт [Текст] / В. Тоотс. - М.: Книга, 1966. - 272 с.

57. Травкина Е. Штучное производство массового, массовое производство штучного [Текст] / Е. Травкина. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2006. № 2(38)

- стр. 20.

58. Травкина Е. Norm: в норме [Текст] / Е.Травкина. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2006. №3(39) - стр. 46.

59. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре [Текст] / Фаворский В.А. - Москва: КнигаД986.

60. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн [Текст] / Дж. Феличи.

- СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 496 с.

61. Фридрих И. История письма: эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней [Текст] / И. Фридрих. - М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 400 с.

62. Форти, А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года / А. Форти; пер. с англ. И. Форонова. -М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. -480 с.

63. Фришт Ш. Микротипографика [Текст] / Ш. Фришт. // КАК - М.: ДизайнДепо, 2003. № 4(22) - стр. 100.

64. Харрелл Р. Телевизионная графика [Текст] / Р. Харрелл. - М.: Искусство, 1979. - 143 с.

65. Хейзинга Й. Homo Ludens [Текст] / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс-Академия, 1992.

66. Чельцова Л., Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора [Текст] / Л. Чельцова, А.Э. Мильчин. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009. -1084 с.

67. Черневич, Е.В. Графический дизайн в России 1900-2000 [Текст] / Е.В. Черневич. - М.: Giobo/SIovo, 2008. - 120 с.

68. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике [Текст] / Я. Чихольд. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009.-228 с.

69. Шпикерман, Э. О шрифте [Текст] / Э. Шпикерман. - М.: ПараТайп, 2005. -192 с.

70. Bataille, М. ABCED [Текст] / М. Bataille. - Paris.: Albin Michel, 2008. - 46 с.

71. Marcotte, E. Responsive web design [Текст] / E. Marcotte. - NY: A Book Apart, 2011.- 150 c.

72. McCloud, S. Understanding Comics: The Invisible Art [Текст] / S. McCloud. -NY.: HarperPerennial, 1994.-216 c.

73. McCue C. Prepping your files for print [Текст] / С. McCue. // HOW -Cicncinnati.: F+W Publications Inc., 2008. № 2 - стр. 108.

74. Noordzij G. [Текст] / G. Noordzij. - Vancouver.: Hartley and Marks Publishers Inc., 2000. - 178 c.

75. Shiffman, D. Learning Processing: A Beginner's Guide to Programming Images, Animation, and Interaction [Текст] / D. Shiffman. - Burlington.: Elsevier, 2008. - 453 c.

76. Skolos, N. Type, Image, Message [Текст] /N. Skolos, T. Wedell. -Gloucester.: Rockport, 2006. - 192 c.

77. Tufte E. Envisioning Information [Текст] / E. Tufte. - Cheshire.: Graphics Press, 1990.-126 c.

78. Tufte E. The Visual Display of Quantitative Information [Текст] / E. Tufte. -Cheshire.: Graphics Press, 2009. - 200 c.

79. Type Addicted [Текст] / - North Point. : Eviction:Workshop, 2007. - 240 c.

Электронные ресурсы. Ресурсы Internet

80. Бахтин Филипп об Esquire. Web: http://www.be-in.ru/people/9678-filippbachtin

81. Борисов M. Электронные издания. Web: http://www.publish.ru/adobe/2011/02/18738722/

82. Газета. Материал из Википедии. Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/

83. Глоссарий компьютерной технологии. Web: http://www.iir.rU/glossary/index.html#authors

84. Институт развития информационного общества, словарь терминов. Web: http://www.iis.ru

85. История книги. Глиняные таблички. Web: http://maxbooks.ru/tablet.htm

86. История создания радио в именах. Web: http://www.aragul.com/

87. Клинопись. Web: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6966

88. Книгопечатание. Материал из Википедии. Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/KHnrone4aTaHHe

89. Королькова А. Разговоры о шрифте. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/a7621

90. Королькова А. Строчные истины. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/a7658/

91. Королькова А. О внутрибуквенных и межбуквенных пробелах. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/a8068/

92. Королькова А. История с технологией. Часть 1. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/a8142/

93. Королькова А. История с технологией. Часть 2. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/a8208/

94. Королькова А. История продолжается. Web: http://kak.ru/columns/wordletter/al0058/

95. Лаврентьев А. Стенгазета Родченко. Журнал КАК. Web: http://kak.ru/columns/stengaz/а263О/

96. Минкин А. Рейтинг на телевидении. Web: http://kuzjka3 .livej ournal. com/3 87881 .html

97. На борту самолетов British Airways теперь используются iPad. Web: http://www .iphones.ru/iNotes/164165

98. Отец мультитача о будущем интерфейсов // Компьютерра online. Web: http://www.computerra.ru/interactive/579665/

99. Радио. Материал из Википедии. Web: Ьйр://т^Ыреё1а.о^Лу1к1/Радио

100. Родькин П. Визуальные коммуникации - это? Web: h ttp ://w ww. prdesign. m/text/2010/vi sual comm un i cations .html

101. Серов С.И. Карим Рашид: инфостетика диджипопа. 2007. КАК. Web: http://kak.ru/columns/serov/a3408/

102. Сеть супермаркетов Sainsbury выдает тележки с iPad-доком. Web: http://www.iphones.ru/iNotes/165742

103. Телевидение. Материал из Википедии. Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/Teлeвидeниe

104. Цена победы: телевидение третьего рейха. Web: http://www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/

105. Электронная бумага. Материал из Википедии. Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/

106. Allan Darren. Study says people read e-books slower than print (Исследование на тему чтения планшетных компьютеров и обычных книг). Web: http://www.techwatch.co.uk/2010/07/07/study-says-people-read-e-books-slower-than-print/

107. Apple Focused on Advancing iOS Metaphors to a Higher Level. Web: http://www.patentlyapple.com/patently-apple/2011/08/apple-focused-on-advancing-ios-metaphors-to-a-higher-level.html

108. A Race Between Digital and Print Magazines. Web:

http://bits.blogs.nytimes.com/2011/02/04/a-race-between-digital-and-print-magazines/?ref=technology

109. Bret Victor. Magic Inc: information software and the graphical interface // worrydream.com. 2006. Web: http://worrydream.eom/#l/MagicInk

110. Conde Nast's Scott Dadich on reinventing mags for the iPad and why partnering with Apple matters (Скотт Дадич о Wired и электронных изданиях). Web: http://www.niemanlab.org/2011/07/conde-nasts-scott-dadich-on-reinventing-mags-for-the-ipad-and-why-partnering-with-apple-matters/

111. eRoll - электронная книга, которую можно свернуть в трубочку. Web: http://reeed.ru/?id=201

112. iPad каждому английскому мусорщику. Британская сервисная организация Bury повышает эффективность работы за счет перехода с бумажных носителей информации на цифровые. Web: http://www.iphones.ru/iNotes/166012

113. iPad: Scroll or Card? (сравнение скроллинга и постраничного перелистывания). Web: http://www.informationarchitects.jp/en/ipad-scroll-or-card/

114. Kafka Peter. Видео с первым концептом планшетного компьютера. Web: http://allthingsd.com/20110813/heres-what-an-ipad-looked-like-in-1994-video/

115. Portable Document Format (PDF). Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/Portable_Document_Format

116. Schonfeld Erik. iPad Mags Need A New Blueprint (Эрик Шонфельд об электронных изданиях). Web: http://techcrunch.eom/2011/01/30/ipad-mags-new-blueprint/

117. The Daily - газета только для iPad. Web: http://ipad-club.ru/ipad-the-daily-gazeta-tolko-dlya-ipad.html

118. Tiddly Wiki. Вики-сайт, который представляет собой одну HTML-

страницу. Материал из Википедии. Web: http://ru.wikipedia.org/wiki/TiddlyWiki

119. UK magazine publishers should be damned for their iPad applications // The Telegraph. Web: http://www.telegraph.co.uk/technology/8183985/UK-magazine-publishers-should-be-damned-for-their-iPad-applications.html

120. What Should An iPad Newspaper Look Like? Web: http://techcrunch.com/2010/11 /21/ipad-newspaper/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.