Формирование и структурно-композиционные особенности информационного пространства. Дизайн периодических изданий для планшетных компьютеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Бирюков, Василий Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат наук Бирюков, Василий Евгеньевич
Введение............................................................6
Актуальность темы исследования....................................6
Источники исследования и степень научной разработанности проблемы ... 8
Объект и предмет исследования.....................................9
Цель и содержание поставленных задач.............................. 10
Основные задачи исследования..................................... 10
Границы диссертационного исследования............................ 10
Методы исследования..............................................11
Теоретическая значимость исследования..............................11
Положения, выносимые на защиту.................................. 12
Прикладная ценность исследования................................. 13
Апробация работы............................................... 13
Глава Основные этапы развития электронных периодических изданий (Периодизация)..................................................... 14
1.1. Эволюция печатных периодических изданий: формирование структурно-композиционных признаков и основных формообразующих элементов ... 14
а) Краткая общая история бумажных периодических изданий...........14
б) Характерные визуальные и структурные признаки современного периодического издания и история их формирования.................. 16
1.2. Структурно-композиционные решения первого поколения планшетных изданий. От бумажных версий — к экранным.........................23
1.3. Влияние пользовательских предпочтений на формирование
информационного поля...........................................26
Выводы по главе 1................................................31
Глава 2. Влияние информационной составляющей, технологии и структуры отображения информации на специфику дизайна электронных и планшетных версий периодических изданий.......................................33
2.1. Специфика дизайна электронных версий периодических изданий .... 33
2.2. Формы и типы представления информации в электронных версиях периодических изданий...........................................35
а) Веб-сайт и его PDA-версия......................................35
б) Smart Edition (адаптированная копия печатной версии издания).......35
в) Портативная версия в виде приложения для планшетных компьютеров . 36
г) Новостная рассылка............................................37
д) Виджет.......................................................38
е) Одновременное использование нескольких типов подачи информации
в электронных версиях периодических изданий.......................38
2.3. Планшетные издания как актуальный этап в развитии электронной периодики и их отличия от бумажных изданий........................39
2.3.1. Свойства экрана и свойства бумаги............................39
а) Физические свойства и свойства восприятия. Отражение и поглощение света. Тактильные свойства экрана и бумаги..........................39
б) Работа с изображениями на бумаге и на экране. Аналоговые и цифровые изображения....................................................40
Графические стилеобразующие элементы........................43
в) Работа с текстом на бумаге и на экране. Особенности экранной типографики....................................................43
Колонки....................................................44
Орнамент, декоративные элементы, разделители..................46
Шрифт.....................................................47
Текстовые и заголовочные шрифты.............................47
Специальные шрифты для периодических изданий................48
Шрифты для экрана и электронных изданий......................49
Экранная типографика для чтения в режиме онлайн...............50
2.3.2. Планшетный компьютер и его свойства, влияющие на проектирование электронных версий периодических изданий.........................51
а) Планшетный компьютер как единая композиционная структура, «рамка» издания.........................................................51
б) Интерактивность как часть интерфейса планшетного компьютера. Приложение и его взаимодействие с пользователем....................53
в) Интерактивность как режим онлайн и его влияние на планшетные версии периодических изданий...........................................57
2.3.3. Экономическая составляющая проектирования периодических изданий
для печати и планшетных компьютеров..............................58
а) Организация платного доступа...................................61
б) Способы подачи и размещения рекламы...........................63
2.4. Тенденции и перспективы развития и взаимодействия печатных
и электронных версий периодических изданий........................64
Выводы по главе 2................................................72
Глава 3
Средства дизайна информационного пространства электронных планшетных изданий............................................................74
3.1. Особенности композиции электронного издания и экранное поле .... 74
а) Модель свитка и модель карточек.................................75
Scrolling Model — модель прокрутки............................75
Card Model — карточная модель................................76
б) Типы взаимодействия пользователя с приложением. Имитация бумажного издания и имитация веб-сайта......................................77
3.2. Комплекс дизайнерских требований в проектировании информационного пространства планшетных изданий.................................77
а) Простота и логичность интерфейса. Юзабилити....................78
Пространственное мышление..................................81
б) Удобочитаемость..............................................82
в) Соотношение нелинейности и линейности композиции..............83
Линейные приложения........................................83
Нелинейные приложения......................................84
3.3. Типология планшетных версий периодических изданий............85
а) Типы бумажных и электронных изданий, создающих себе планшетные версии, и типы планшетных версий периодических изданий............85
1. Нелинейные приложения....................................85
1) модульная система и автоматическая генерация/компоновка материалов..............................................86
2) Безграничное разнородное содержание....................87
3) Обновляемость........................................88
4) Жесткий единый стиль..................................89
4а) Особенности жесткого стиля в «настоящих» периодических
изданиях, т. е. изданиях с профессиональной редакцией........89
4Ь) Агрегаторы — «псевдо-периодика»......................90
2. Линейные приложения......................................91
1) Приложения-книги, ориентированные на чтение............92
2) Приложения-«журналы», ориентированные на развлечение. .. 95
б) Структурно-композиционные и визуально-образные особенности разных типов планшетных периодических изданий..........................96
1) Port — пример линейного приложения книжного типа...........96
2) The Guardian — пример нелинейного приложения газетного типа. 100
в) Критерии качества и способы оптимизации структурно-композиционных
и визуально-образных решений...................................102
1) Критерии качества планшетной версии издания................102
2) Микротипографика: проблема типографики на малом экране и удобочитаемость текста......................................104
3) Узнаваемость издания.....................................104
3.4. Айдентика электронных изданий (взаимодействие печатных
и планшетных версий)...........................................106
а) Единство стиля периодического издания. Элементы оформления издания и принципы их взаимодействия, иерархия, приоритеты.................106
Эволюция информационной архитектуры периодических изданий
в электронном виде...........................................110
Эволюция обложки в контексте развития планшетов...............111
б) Перенос элементов периодического издания в электронную среду.....114
в) Невозможность применения одних и тех же проектных решений в разных типах изданий...................................................118
г) Использование интернет-эстетики в оформлении традиционных печатных
изданий........................................................ 120
Выводы по главе 3............................................... 122
Общие выводы по работе........................................... 125
Список литературы................................................128
Электронные ресурсы. Ресурсы Internet............................. 133
Приложение
135
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Дизайн печатных изданий в интерактивной среде2011 год, кандидат наук Золотарев, Денис Александрович
Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий: на материале итальянских СМИ2009 год, кандидат филологических наук Беляев, Александр Ашотович
Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете2004 год, кандидат искусствоведения Хоменко, Елена Александровна
Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий: на примере газет Краснодарского края2014 год, кандидат наук Носаев, Денис Александрович
Роль современных средств допечатной подготовки в практике местной прессы: На примере периодических изданий Кубани2003 год, кандидат филологических наук Зуев, Александр Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и структурно-композиционные особенности информационного пространства. Дизайн периодических изданий для планшетных компьютеров»
Введение Актуальность темы исследования
Информационные потоки XXI века складываются не только из традиционных печатных носителей, разнообразных новостей культуры, но и из все более и более развивающихся электронных форм. Современные периодические издания уходят от печатного станка к экрану, от книжной полки к интерфейсу Newsstand, от энциклопедии к строке поиска, т.е. становятся все более и более мобильными и менее привязанными к национальным, локальным и бытовым реалиям. В наши дни периодические издания представлены не только в традиционном для них печатном виде, но и в различных цифровых формах. Нормальное для настоящего времени цифровое воплощение периодического издания — не «просто сайт» с указанием названия издания, тиража и способов распространения, а комплекс из полноценной сетевой версии, часто более подробной и разветвленной, чем само издание, планшетной версии издания и иногда других вариантов (smart edition, виджет и др.).
Однако единого принципа формообразования электронных версий периодики не существует; кроме того, влияние печатных изданий на форму соответствующих цифровых, как и обратное влияние формы цифровых изданий на печатные, практически не исследовано. Эта тема освещается в разрозненных статьях (чаще всего — в статьях в интернете, а не в традиционных печатных изданиях, и, как правило, в статьях англоязычных); книги, хотя бы косвенно относящиеся к проблеме, в основном посвящены дизайну периодических изданий или веб-дизайну в целом; чаще это практические руководства, а не теоретические исследования. В теории графического дизайна обозначился пропуск, пробел в исследованиях, относящихся к проблемам создания цифровых, особенно планшетных, версий периодики и рассматривающих проблемы формообразования и взаимовлияния печатных и электронных версий. Таким образом, единая теория проектирования (в плане как структуры, так и визуального ряда) планшетных версий периодических изданий отсутствует, и работа, исследующая вышеперечисленные проблемы, является актуальной как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Взаимоотношения и взаимовлияние электронных (особенно планшетных) и печатных изданий не проработаны и часто сводятся либо к копированию приемов
из бумажного издания в цифровое, либо к проектированию цифровой версии в отрыве от печатной.
В дизайне появляется новый объект исследования - информационное пространство. Под информационным пространством мы понимаем совокупность множества информационных потоков в культуре XXI века. Одним из развивающихся элементов этого пространства становятся цифровые версии периодических изданий и соотвествующие им носители - планшеты и иные мобильные устройства.
История планшетных изданий (в массе) начинается с практически дословного, механического копирования печатного прототипа, или, с другой стороны, с создания отдельных приложений, перегруженных анимацией, видео и другими невозможными для печатного носителя технологиями. При этом способы взаимодействия пользователя с изданием в разных приложениях радикально отличались, в дальнейшем возникла форма планшетных изданий, наиболее близкая к веб-сайту, а в последнее время — к т.н. «сайту-книге», «сайту для длительного чтения» (long-read).
Для того, чтобы представить себе масштабы явления, приведем статистику данных, относящихся к этому средству современной коммуникации.
За двадцать с небольшим лет (с 1992 г.) существования интернета число активных пользователей возросло в сотни раз: со скромных 10 млн в 1993 году до трети населения земного шара в наши дни: количество активных пользователей интернета на июнь 2012 г. составило 2,4 млрд1; таким образом, всемирная сеть стала не только и не столько местом работы технических специалистов и развлечения, сколько площадкой для размещения последних новостей, мнений, материалов, публикация и распространение которых в виде «традиционных» печатных изданий потребовали бы неоправданно больших затрат.
По данным аналитиков Digiday, в 2013 году 35% посетителей сайта Forbes использовали его просмотра мобильные устройства, большая часть которых планшетные компьютеры.
Количество читателей iPad-версии аналитического еженедельно издания Коммерсантъ Деньги выросла за последний квартал 2013 года на 30% и составляет около 13% всех читателей журнала.
1
Использованы данные data.worldbank.org и royal.pingdom.com.
Согласно отчетам Pew Research Center, за последний год количество пользователей планшетов увеличилось более чем в 2 раза, в конце 2013 года смартфонами владело 22% населения Земли, планшетными компьютерами — 6%, и их продажи продолжают расти.
Масштаб явления свидетельствует, что на этом классе устройств и в этом сегменте информационного пространства отрабатываются не тольтко перспективные редакционные, но и дизайнерские стратегии.
Несмотря на значительный практический опыт работ в данной области, в графическом дизайне отсутствует попытки анализа теоретических проблем развития информационных и коммуникативных моделей с точки зрения проектиной культуры, художественно-выразительных средств, взаимодействия технологии и проектных идей.
До сих пор отсутствует ясное представление о роли дизайнера в разработке планшетных версий периодических изданий, в некоторых случаях роль дизайнера сводится исключительно к верстке той версии макета, которую удалось адаптировать к носителю; иногда дизайнер изобретает интерфейс и способы подачи информации в отрыве от реальных технологических решений, в этом исследовании рассмотрены вопросы роли дизайнера в процессе работы над планшетным периодическим изданием и необходимых условий подготовки грамотного дизайнера такой специальности.
Источники исследования и степень научной разработанности проблемы
Для того, чтобы выработать методику и основные направления исследования в сфере графического дизайна электронных версий периодических изданий, в условиях дефицита литературы, относящейся непосредственно к данной проблеме, в работе использованы три группы источников.
Во-первых, это работы, связанные с исследованием информационных процессов в культуре, изучением влияния новейших технологий на появление новых видов искусства в XIX-XX веке.
Это также общетеоретические труды, связанные с философией, культурологией, теорией искусства и общей историей и теорией дизайна — таких авторов, как
B.А.Фаворский, С.М.Эйзенштейн, И.И.Иоффе, М.Маклюэн, У.Дж.Боумен, Ф.Меггс,
C.Хеллер.
Вторая группа источников информации затрагивает более общие вопросы графического дизайна, дизайна периодических изданий, интерфейсов, графического стиля, пропорций, типографики и т.п., применимые при проектировании планшетных версий периодических изданий. Эта группа включает таких авторов, как В.Г.Кричевский, Ю.Я.Герчук, Э.Рудер, О.И.Рожнова, Р.Брингхерст, Е.Б.Адамов, И.Мюллер-Брокман, М.Портер, В.В.Лазурский и другие.
Третья группа источников информации, посвященных собственно планшетным изданиям, их структуре, интерфейсам и т.п.,— исследования зарубежных специалистов, в основном в форме серий статей, опубликованных в их блогах в интернете. Это такие авторы, как О.Райхенштайн (Information architects, http:// ia.net/blog/), Я.Нильсен (Alertbox, http://www.nngroup.com/articles/), Х.Винь (http:// www.subtraction.com), Дж.Лесли (Mag culture blog, http://magculture.com/blog/), a также такие издания, как A list apart (http://alistapart.com/), Fast Company (http:// www.fastcodesign.com/).
Особо стоит отметить исследование мультимедийных технологий в проектной культуре дизайна О.Г.Яцюк, анализ дизайна печатных изданий в интерактивной среде Д.А.Золотарева и изучение компьютерных средств визуальной информации в современной графической культуре М.В.Филиппова.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: периодические издания, разработанные для современных мобильных устройств, планшетные версии периодических изданий.
Примерами объектов изучения (и в некотором роде источником информации) являются реальные примеры существующих и заслуживающих внимания периодических изданий, имеющих версии для планшетного компьютера. Например, в этом исследовании подробно рассмотрены и проанализированы такие планшетные издания (яркие представители своих типологических групп), как Port, The Guardian, Bloomsberg Business Week и другие.
Предмет исследования: специфика формообразования информационного пространства электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий в контексте графического дизайна, с учетом их назначения, структуры и технологии носителя информации.
Цель и содержание поставленных задач
Цель: исследование специфики современного графического дизайна в области проектирования электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий, изучение закономерностей их стилеобразования, анализ особенностей формообразования в контексте новых технологий и моделирования информационных структур.
Основные задачи исследования
1) Периодизация и выделение этапов развития электронных и в частности планшетных изданий;
2) Анализ структуры и типологии планшетных периодических изданий;
3) Выявление места электронных планшетных изданий в системе современной информационной среды;
4) Анализ инструментов и средств дизайна информационного пространства электронных планшетных изданий.
5) Выявление и описание специфики жанра дизайна электронных периодических изданий.
Границы диссертационного исследования
Границами данного исследования являются:
Типологические границы — пересечение таких областей дизайна, как дизайн печатной продукции и в частности дизайн периодических изданий, веб-дизайн, дизайн пользовательских интерфейсов и юзабилити. Также исследование включает в себя исторический анализ развития электронных периодических изданий, анализ развития пользовательских интерфейсов и моделей платного доступа, анализ особенностей работы с текстом и изображениями в цифровой среде.
Хронологические границы исследования: основная часть исследуемого материала (планшетные версии периодических издагий) сосредоточена на
небольшом периоде с 2010 по 2013 год. Однако описание и анализ электронных изданий захватывает также период с 1992—1993 гг. до наших дней, а исторический анализ развития печатных периодических изданий включает в себя период с сер. XVII в. до начала 1990-х гг.
Географические границы исследования: исследование затрагивает в основном издания, редакции которых расположены в Европе (включая Россию) и Северной Америке.
Методы исследования
Обширный материал для изучения обусловил специфику использованной методики исследования. В основу исследования положен комплексный подход, основывающийся на искусствоведческом, историко-культурном, системно-структурном, типологическом и проектном анализе.
Искусствоведческий и историко-культурный анализ были задействованы в процессе описания и анализа исторического формирования стиля и облика периодических изданий, перехода стиля издания из печатной формы в цифровую и обратно, общих вопросов композиции. Системно-структурный и типологический анализ использовались при анализе структуры и формировании типологий электронных и планшетных версий периодических изданий. Проектный анализ был использован для выявления факторов, влияющих на проектирование электронных и, в частности, планшетных периодических изданий, анализа проектной специфики разных типов электронных изданий, выведения формообразующих принципов проектирования электронных и планшетных периодических изданий.
Теоретическая значимость исследования
Исследование задает вектор возможных последующих работ на тему теории проектирования электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий, а также на тему планшетных изданий вообще.
1) в исследовании освещаются проблемы существования разных типов информации в цифровой среде и переноса разнородного и сложноструктурного содержимого периодических изданий из печатной среды в электронную;
2) Проводится анализ планшетных изданий в свете особенностей композиции в замкнутом пространстве и вариантов линейного и нелинейного развития композиции;
3) Проводится анализ структуры разных типов печатных и электронных периодических изданий и выводятся закономерности влияния структуры периодического издания на форму его электронной версии;
4) Впервые на русском языке создается теория проектирования планшетных версий периодических изданий.
Положения, выносимые на защиту
1) Современные планшетные издания сформировались в самостоятельное направление графического дизайна. Периодизация этапов развития электронных и в частности планшетных изданий. Выделены три основных этапа в развитии планшетных периодических изданий: период первоначального хаоса и игрового отношения к приложению; период восприятия планшетного издания как своего рода веб-сайта; период разработки планшетных изданий для удобного длительного чтения.
2) Систематизация, классификация, типологизация электронных и, в частности, планшетных периодических изданий зависит не только от информационных и функциональных, но и изайнерских, проектно-художественных факторов.
3) Для определения характера взаимодействия планшетных и печатных периодических изданий необходимо учитывать особенности их структурно-композиционной организации. С одной стороны, способы организации информации в таких изданиях отличаются от принятых в печатных изданиях; но, с другой стороны, более мелкие элементы структуры планшетных изданий повторяют структуру печатных.
4) Специфика дизайна электронных периодических изданий отражает характер современного информационного пространства.
5) Проектный инструментарий дизайна информационного пространства электронных планшетных изданийоснован на взаимодействии сохраняемых при переносе из печатной среды в электронную композиционных и стилистических элементов и особенностей динамической экранной подачи материала.
Прикладная ценность исследования состоит в создании системы ориентиров и алгоритмов для проектирования планшетных версий периодических изданий, композиционно и стилистически адекватных их содержанию и структуре, удобных для пользования, легко читаемых и в полной мере использующих возможности устройства-носителя. Результаты могут быть применены на практике при решении ряда проектных задач: проектировании электронных периодических изданий, планшетных периодических изданий, разработке пользовательских интерфейсов для планшетных компьютеров, работе с экранной типографикой, комплексном проектировании периодических изданий для различных носителей — как печатных, так и электронных.
Исследование представляет интерес для дизайнеров, связанных с проектированием периодических изданий, пользовательских интерфейсов, электронных изданий, разработкой информационных ресурсов. Оно может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальностям «Графический дизайн», «Коммуникативный дизайн», «Дизайн периодических изданий».
Апробация работы
Материалы диссертации доложены и обсуждены на заседаниях кафедры Коммуникативного дизайна МГХПУ им. С.Г.Строганова, на научно-практических конференциях аспирантов, студентов и профессорско-преподавательского состава МГХПУ им. С.Г.Строганова, в публикациях. Положения, выведенные в диссертации, использованы в практической работе автора по дизайну планшетной версии журнала «Коммерсантъ. Стиль».
14 Глава 1
Основные этапы развития электронных периодических изданий
(Периодизация)
1.1. Эволюция печатных периодических изданий: формирование структурно-композиционных признаков и основных формообразующих элементов
В этом параграфе приведена краткая история традиционных печатных периодических изданий с момента их появления до наших дней, не затрагивая электронные периодические издания. Рассмотрено формирование содержания, структуры и основных характерных элементов в оформлении печатных периодических изданий, т. е. глава посвящена последовательному изменению формы периодических изданий от почти книжной до современной и привычной нам.
а) Краткая общая история бумажных периодических изданий
Периодика — регулярное предоставление информации с заданной частотой и в заранее определенной форме.
До появления газет и журналов были известны два принципиальных типа периодической публикации новостей: рукописные (а также гравированные на металле или камне) подборки известий и листовки, посвященные одиночной новости; те и другие существовали одновременно, начиная со времен Римской империи.
В эпоху раннего капитализма в Европе в связи с более активными международными отношениями и возросшей нуждой в новостях появились ежемесячные рукописные листки, посвященные политическим, экономическим и военным новостям, выпускаемые, как правило, правительством города или страны и продаваемые за определенную сумму. Однако их все же нельзя было назвать газетами, так как они не были ориентированы на широкую публику и были ограничены весьма узким кругом тем.
Существенную роль в появлении газет сыграли реляции — появившиеся в начале XVI века печатные издания большого формата, содержавшие одну новость, а также памфлеты и буклеты, часто иллюстрированные гравюрами на дереве.
Для периода до XIX в. применяется термин «повременные издания», поскольку в это время многие из них не имели строгой периодичности.
Понятие «газета» появилось в XVII веке, хотя еще в XVI веке в Германии существовали публикации, которые уже можно было считать газетами (рассчитанные на широкую аудиторию и посвященные как официальным новостям, так и последним слухам, печатные, с указанием даты, выходившие регулярно и сравнительно часто). Тем не менее, первой газетой считается Страсбургская Реляция, выходившая в начале XVII века. Первая успешная ежедневная газета The Daily Courant издавалась в Англии с 1702 по 1735 г.
Первым журналом общей тематики считается The Gentleman's Magazine (с 1731 г.), издатель которого впервые воспользовался понятием «журнал».
В период индустриальной революции, во-первых, значительно возросла скорость печати, во-вторых, появилась возможность запечатывать сразу обе стороны листа. Это существенно удешевило периодические издания и сделало их доступными гораздо более широкой аудитории.
Возникновение журнальной формы было напрямую связано с процессом репродуцирования. В отличие от книги, которая эволюционировала из рукописных форм к печатным, журнал изначально был рассчитан на тиражирование информации, ее максимально быстрое и относительно дешевое донесение. Прообразом первых газет и журналов была не рукописная, а печатная книга. Однако, помимо технологий печати, влияние на сложение первых журнальных стилей оказали эстетические концепции, господствовавшие в Европе в XVH-XVIII веках.
Эпоха промышленной революции охватывает период с середины XIX века до 20-х годов XX века.
Название эпохи продиктовано тем, что промышленная революция, охватившая практически все области жизни Европы XIX века, отразилась в кардинальном изменении технологии и эстетических предпочтений в печатном деле. Появление новых печатных техник, черно-белой, а затем и цветной иллюстрации, обновление и расширение арсенала шрифтов — все это дало типографам принципиально новые возможности. Однако главным стимулом к изменению эстетики стали не только технологические разработки, но, в первую очередь, изменение сознания людей и темпа жизни. Появление таких понятий, как массовое производство и промышленное
искусство, привело к изменению отношения к печатной продукции. Став одновременно более дешевым и изобразительно активным, журнал приобрел новые функции и новые средства их отражения. С наступлением эры промышленности и появлением специализированных профессий наборщиков и иллюстраторов журналов периодика приобрела статус самостоятельного жанра. Переставшие быть низшими жанрами и в то же время свободные от каноничности, журнальный и плакатный дизайн оказались в авангарде и во многом определили тенденции развития зарождающейся профессии графического дизайна. Направленный не на достижение гармонии, а на привлечение зрительского внимания, журнал стал использовать различные средства образной выразительности — шрифтовые, орнаментальные, композиционные и иллюстративные. Вместо задачи гармонизации всех элементов проектного решения появилась задача ускорения процесса восприятия. Таким образом, в эпоху промышленной революции эстетичным считались решения, которые привлекали внимание зрителей.
Журнал из простого средства развлечения и информирования превратился в инструмент популяризации новой эстетики. Журнальный жанр, в отличие от станкового искусства не требующий долгого времени и больших финансовых затрат, приобрел роль лаборатории по испытанию новых средств образной выразительности.
б) Характерные визуальные и структурные признаки современного периодического издания и история их формирования
В этом пункте мы рассмотрим признаки, по которым пользователь отличает периодическое издание от непериодического, их появление в историческом контексте и эволюцию, приведшую к появлению их современной формы.
Периодическим изданием можно назвать многостраничное издание, листы которого сброшюрованы или сфальцованы и вложены один в другой, с заранее известной периодичностью выхода новых номеров и единой структурой и композиционными принципами организации материала, переходящими из номера в номер.
В качестве элементов, из которых формируется современное периодическое издание, можно назвать следующие:
1. Текст — как правило, это структурированный текст, разделенный как на материалы по разным темам (имеющим градацию по важности), так, в рамках
больших материалов, и на разные типы материала на одну тему (например, комментарий эксперта, справка, цитата и т.п.).
2. Иллюстративный материал. Наиболее распространенным иллюстративным материалом в современных периодических изданиях являются фотографии. Однако применяются и рисованные иллюстрации, инфографика и в цифровых периодических изданиях — видеоматериалы.
3. Служебные элементы для организации и систематизации материала. Это, как правило, система колонтитулов и колонцифр, а также содержание, объединяющее эту систему и дающее возможность читателю ориентироваться в ней. Эти элементы являются основной составляющей макета-шаблона, на базе которого строится оформление каждого конкретного выпуска издания.
4. Обложка издания, одновременно являющаяся как образно-выразительным, так и информационно-служебным элементом издания.
5. Также признаком, по которому мы можем отличить периодическое издание от непериодического, служит его характерный внешний облик, складывающийся из типа носителя (например, типа бумаги и способа брошюровки), формата издания и количества полос. Так, еще не видя содержания и служебных элементов, мы определим крупноформатное издание из листов, сложенных пополам и не скрепленных между собой, напечатанное на рыхлой сероватой бумаге, как газету, а издание формата примерно 20x25 сантиметров, толщиной в 100-200 полос, на тонкой мелованной бумаге и в глянцевой бумажной обложке как журнал.
Ранние журналы по структуре текста практически не отличались от современных сборников коротких рассказов. В конце журнала мог находиться раздел с совсем короткими заметками о курьезных происшествиях и прочая менее серьезная информация.
Ранние газеты выполняли роль информационного листка, поэтому основную роль в них играли короткие заметки с указанием места и даты произошедшего. Также со временем в газетах как отдельный жанр стали появляться частные объявления и реклама.
Современные периодические издания могут содержать текстовые материалы повествовательные, аналитические, интервью, цитаты, хронику, объявления,
рекламу и т.д. Большинство типов текста существуют и в газете, и в журнале, основная разница заключается в их соотношении между собой.
«Если в газете актуальность информации играет большую роль, чем ее эстетичность, то журнал, напротив, овеществляет информацию. Показательно, что, несмотря на тематическое разнообразие, газетные статьи в меньшей степени разнятся в оформлении, нежели журнальные. Вся газетная информация в первую очередь характеризуется понятием «актуальность». Содержание газеты — это прежде всего описание только что свершившегося, в котором временная координата играет решающую роль. ... Если газетная информация, собранная по временной категории, по большому счету является простыми перечислением событий, то журнальная наделяется оценочной категорией, то есть носит выборочный характер»2.
Самые ранние газеты были чисто текстовыми. Однако журналы, даже самые ранние, сразу были иллюстрированными, хотя расположение иллюстраций и подача их в макете вначале полностью соответствовали книжным канонам: иллюстрации были полосными, на отдельных, вклеенных в издание листах.
«Именно развлекательная, а не новостная функция была первичной для журнала, что в значительной мере определило характер его оформления. Прообразами первых развлекательных журналов были не книги, а богато иллюстрированные придворные календари, называвшиеся альманахами, и атласы с географическими и астрономическими картами. В следствии этого журнальная форма изначально складывалась не только из текстовой информации, но и из различного рода украшений и иллюстративных элементов. Возникновение периодики пришлось как раз на момент появлния техники гравирования на металле, которая давала большие репродукционные возможности по сравнению с традиционной для книги ксилографией... Востребованность иллюстративной формы повествования также объяснялась модой на коллекционирование, которое в 17 веке стало одним из основных средств познания. Таким образом, с самого начала журнальная иллюстрация была не только способом декорирования, но и новым носителем информации, альтернативным тексту»3.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий2016 год, кандидат наук Свитич Анастасия Леонидовна
Газетно-журнальный шрифт как компонент информационной культуры современного общества2010 год, кандидат филологических наук Олешко, Евгений Владимирович
Периодические издания Императорского общества поощрения художеств: историко-типологический аспект2020 год, кандидат наук Щерова Мария Сергеевна
Дизайн арабоалфавитной печатной продукции Поволжья и Урала: конец XIX - начало XX в.2011 год, кандидат искусствоведения Ахмадуллин, Марс Лиронович
Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ2016 год, кандидат наук Лайкова Яна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бирюков, Василий Евгеньевич, 2014 год
Список литературы
1. Адамов Е., Кричевский В. Оформление справочных изданий / Е. Адамов,
B. Кричевский. — М.: Книга, 1981. — 111 с.
2. Аронов В. Эльзевиры / В. Аронов. — М.: Книга, 1975. — 115 с.
3. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге / М.В. Большаков. — М.: Книга, 1990. —159 с.
4. Боумен Дж. Графическое представление информации / Дж. Боумен. — М.: Мир, 1971. —225 с.
5. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Роберт Брингхерст. — М.: Д.Аронов, 2006. — 432 с.
6. Водчиц С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций /
C. Водчиц. — М.: Техносфера, 2005. — 432 с.
7. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей / Ю.Я. Герчук. — М.: Книга, 1981.
— 150 с.
8. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 320 с.
9. Герчук Е. Архитектура книги / Е. Герчук. — М.: Индекс маркет, 2011.
— 206 с.
Ю.Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов
/ П.Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с. 11 .Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя / Ю. Гордон. — М.: Издал, 2006.
— 596 с.
12.Ефимов В. Великие шрифты. Книга первая. Истоки / Владимир Ефимов.
— М.: ПараТайп, 2006. — 184 с.
1 З.Ефимов В. Великие шрифты. Книга вторая. Антиква / Владимир Ефимов.
— М.: ПараТайп, 2007. — 224 с.
14.Иоффе И.И. Синтетическая история искусств / И.И. Иоффе. —Ленинград: Полиграфкнига, 1933. — 572 с.
15.Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах / Иоханнес Игтен. — М.: Д.Аронов, 2004. — 135 с.
1 б.Каров П. Шрифтовые технологии / Петер Каров. -— М.: Мир, 2001.
— 454 с.
17.Келейников И. Дизайн книги: от слов к делу / И. Келейников. — М.: Рип-холдинг, 2012.— 304 с.
18.Книгопечатание как искусство. — М.: Книга, 1987. — 383 с.
19.Кричевский В. Типографика в терминах и образах / В. Кричевский. — М.: Слово, 2000, — 158 с.
20.Кричевский В. Поэтика репродукции / В. Кричевский. — М.: Типолигон-АБ, 2007. — 48 с.
21.Кричевский В. Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска 1917 — 1937 / В. Кричевский. — М.: Самолёт, 2002. — 271 с.
22.Королькова А. Живая типографика / А. Королькова. — М.: Индексмаркет, 2007. — 224 с.
23.Лаврентьев А.Н. Алексей Ган / А.Н. Лаврентьев. — М.: Русский авангард, 2010. —191 с.
24. Лаврентьев А.Н. История Дизайна / А.Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2006. —303 с.
25.Лаврентьева Е. Текст и контекст в графическом дизайне / Е. Лаврентьева.
— М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008. — 212 с.
26.Лазурский В.В. Альд и альдины / В.В. Лазурский. — М.: Книга, 1977.
— 135 с.
27.Маэда Д. Законы простоты / Джон Маэда. — М.: Альпина, 2008. — 119 с.
28.Немировский Е.Л. Мир книги / Е.Л. Немировская. — М.: Книга, 1986.
— 287 с.
29.Папанек В. Дизайн для реального мира / Виктор Папанек. — М.: Д.Аронов, 2012.—416 с.
30.Робертс Люсьен, Джулия Трифт. Дизайнер и сетка / Роберте Люсьен, Джулия Трифт. —М.: РИП-холдинг, 2005. — 160 с.
31.Рожнова О.И. История журнального дизайна / О.И. Рожнова. — М.: Университетская книга, 2009. —- 272 с.
32.Рудер Эмиль. Типографика. Руководство по оформлению / Эмиль Рудер.
— М.: «Таллер», 1998. — 232 с.
33.Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Энди Уорхол.
— М.: Д.Аронов, переиздание 2005. — 320 с.
34.Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие / В.А. Фаворский.
— М.: Советский художник, 1988. — 586 с.
35.Черневич Е. Графический дизайн в России / Е. Черневич. — М.: Слово, 2008, — 120 с.
Зб.Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд. — М.: Издал, 2011. — 244 с.
37.Шпикерман Эрик. Шпикерман О шрифте / Эрик Шпикерман. — М.: ПараТайп, 2005. — 194 с.
38.Шрифт конструктор. Дизайнеры о типографике / Эмиль Якупов. — М.: ПараТайп, 2010. — 305 с.
39.Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект / О.Г. Яцюк. — 2009. — 447 с.
40.Barth J., Grasy R.S., Leinbergcr J., Lukas M., Schilling M.L. Prototyping Interfaces — Interaktives Skizzieren mit vvvv / Jan Barth, Roman Stefan Grasy, Jochen Leinberger, Mark Lukas, Markus Lorenz Schilling. — Verlag Hermann Schmidt Mainz, 2013. — 352 c.
41.The best of newspaper design 26th edition / The Society for News Design. — New-York: Rockport, 2005. — 272 c.
42.The best of newspaper design 30th edition / The Society for News Design. — New-York: Rockport, 2009. — 272 c.
43.Burke C. Active literature. Jan Tschichold and New Typography / Christopher Burke. — Hyphen Press: London, 2007. — 336 c.
44.Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization/Alberto Cairo. — Peachpit Press, 2012. — 384 c.
45.Chapel W., Bringhurst R. A short history of the printed word / Warren Chapel, Robert Bringhurst. — Vancouver: Hartley & Marks publishers inc., 1999.
— 315 c.
46.Fawcett-Tang R., Jury D. Diseños tipográficos / Roger Fawcett-Tang, David Jury. — Barcelona: Laurence King, 2007. — 192 c.
47.Felici J. The Complete Manual of Typography: A Guide to Setting Perfect Type / James Felici. — Peachpit Press, 2002. — 384 c.
48.Franchi F. Designing news / Francesco Franchi. — Berlin: Gestalten, 2013.
— 240 c.
49.Great british editorial. — Barcelona: Index Book, S.L., 2008. — 642 c.
50.Heller S., Chwast S. Graphic style. From Victorian to post-modern / Steven Heller, Seymour Chwast. — Thames and Hudson, 1999. — 239 c.
51 .Hübne М., Klanten R. Fully Booked. Cover Art and Design for Books / Matthias Hübne, Robert Klanten. — Gestalten, 2008. — 272 с.
52.Innovations in Magazines 2013 World Report / The worldwide magazine media association. — FIPP, 2013. — 240 c.
53.Kaplan S. Die Aktivitaet des Lesens / Stephanie Kaplan. — Verlag Hermann Schmidt Mainz, 2007. — 195 c.
54.Kinross R. Modern typography / Robin Kinross. — London: Flyphen Press, 2004. —270 c.
55.Klanten R., Mollard A. Behind the zines. Self-publishing culture / Robert Klanten, Adeline Mollard. — Berlin: Gestalten, 2011. — 239 с.
56.Klanten R., Hübne M., Losowsky A. Fully Booked: Ink on Paper. Design and Concepts for New Publications / Robert Klanten, Matthias Hübne, Andrew Losowsky. — Berlin: Gestalten, 2013. — 280 с.
57.Klanten R., Ehmann S. Turning Pages. Editorial Design for Print Media / Robert Klanten. — Berlin: Gestalten, 2010. — 272 с.
58.Kunz W. Typography: macro- and microaesthetics / Willi Kunz. — Zürich: Nig-gli, 2002,— 171 c.
59.Loxley S. Type: The Secret History of Letters / Simon Loxley. — I.B.Tauris, 2006, —248 c.
60.Lucie-Smith E. Movements in art since 1945 / Edward Lucie-Smith. — London: new edition. Thames & Hudson world of art, 2001. — 304 c.
öl.Lupton E. Thinking with type / Ellen Lupton. —New York: Princeton Architectural Press, 2004. — 176 c.
62.Lupton E., Miller A. Design writing research / Ellen Lupton, Abbott Miller. — London: Phaidon Press Limited, 1999. — 224 c.
63.McCandless D. Information is beautiful / David McCandless. — London: Collins, 2009. — 256 c.
64.Meggs P. Meggs' History of Graphic Design / Philip Meggs. —Wiley, 5 edition, 2011, —624 c.
65.Middendorp J. Dutch type design / Jan Middendorp. — Rotterdam: 010 Publishers, 2004. — 320 c.
66.Middendorp J., Spiekermann E. Made with FontFont / Jan Middendorp, Erik Spiekermann. — Berlin: FontShop International, 2006. — 352 c.
67.Newarkt Q. What is graphic designer / Quentin Newarkt. — London: Laurence King, 2003. —256 c.
68.Pring R. www.type / Roger Pring. — New York: Watson-guptill publications, 2000. — 192 c.
69.Reoberts L, Trift J. Designer and grid / Lucien Reoberts, Julia Trift. — Rotovi-sion, 2005. — 160 c.
70.Shaughnessy A., Bierut M. Graphic Design: A User's Manual / Adrian Shaugh-
nessy, Michael Bierut. — Laurence King Publishers, 2009. — 320 c. 71. Samara T. Making and breaking the grid / Timothy Samara. —New York:
Rockport, 2002. — 207 с. 72.Smeijers F. Counterpunch / Fred Smeijers. — London: second edition: revised
and reset. Hyphen Press, 2011. — 200 c. 73.Striegel С. Shaun O'L. Higgins, Press gallery. The Newspaper in Modern and Postmodern Art / Shaun O'L. Higgins, Press gallery. —New Media Ventures,
2005. —213 c.
74.Tracy W. Letters of credit. A view of type design / Walter Tracy. — Boston: David R. Godine, 2003. — 224 c.
75.Unger G. While You're Reading / Gerard Unger. — New York: Mark Batty Publisher, 2007. — 320 c.
76. VanderLans R. Emigre № 70 / Rudy VanderLans. — Gingko Press, 2009.
— 512c.
77.Vinh K. Ordering Disorder / Khoi Vinh. — New Riders Press, 1st Edition, December 3,2010. — 192 c.
78. Visual communications «Special issue: the new typography» / TDC. — London: Sage Publications, 2005. — 60 c.
79. Web design index by content.02 / Pepin press. —Amsterdam: Pepin press,
2006. —528 c.
80. Willberg H.P., Forssman F. Lesetypografie / Hans Peter Willberg, Friedrich Forssman. — verlag Hermann Schmidt Mainz, 2005. — 340 c.
81.Как. Про газетный дизайн №2 (34) / Как. — M.: Дизайн депо, 2005.
— 120 с.
82.Big magazine 23 / Design publication. —New York: Big magazine, 2006.
— 84 c.
83.The New York Times Magazine, T Style / The New York Times. — New York: The New York Times, august 2010. — 60 с.
84. Wired. —New York: Wired, September 2010 / Wired. — 132 c.
Электронные ресурсы. Ресурсы Internet
85.Кудрявцев Демьян. Какой будет газета 2020. URL: http://slon.ru/russia/ kakoy_budet_gazeta_2020_garri_pottera_vse_videli-309291 .xhtml
86.Якупов Сергей. Медиа-медиа. URL: http://media-media.ru/
87. A List Apart. Topic: Responsive Design. URL: http://alistapart.com/topic/ responsive-design
88. A List Apart. Topic: Typography & Web Fonts. URL: http://alistapart.com/ topic/typography-web-fonts
89. A List Apart. Topic: Interaction Design. URL: http://alistapart.com/topic/inter-action-design
90. A List Apart. Topic: Usability. URL: http://alistapart.com/topic/usability
91.Apple developers guides. iOS Human Interface Guidelines. URL: https://devel-oper.apple.com/library/ios/documentation/UserExperience/Conceptual/Mobile-HIG/index.html
92.Berry John D. Dot-font. URL: http://dot-font.com/index.php
93.Branch John. The New York Times project Snow Fall. URL: http://www. nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek
94.How much to make an app. Рассчет стоимости разработки приложения для мобильных устройств. URL: http://howmuchtomakeanapp.com
95.Huge. URL: http://www.hugeinc.com/
96.Joe ZeffDesign. URL: http://joezeffdesign.com
97.Leslie Jeremy, Losowsky Andrew. Magculture blog. URL: http://magculture. com/blog
98.Licko Zuzana, VanderLans Rudy. Ambition/Fear. URL: http://www.emigre. com/Editorial .php?sect=: 1 &id= 19
99.Mod Craig. Subcompact Publishing. URL: http://craigmod.com/journal/sub-compact_publishing/
100. Mod Craig. Unbindings and edges: How magazines will be changed forever. URL: http://craigmod.com/satellite/unbinding/
101. Mod Craig. Hack the Cover. URL: http://craigmod.com/journal/hack_the_ cover/
102. Mod Craig. Books in the age of iPad. URL: http://craigmod.com/journal/ ipad_and_books/
103. Vanhemert Kyle. Newsweek 2.0: A New Model For Online Magazines. URL: http://www.fastcodesign.com/1672623/newsweek-20-a-new-model-for-online-magazines
104. Moore Jonathon. Guardian iPad: Product challenges. URL: http://discom-bobulatedpm.blogspot.ru/
105. Nielsen Jakob. Alert Box. URL: http://www.nngroup.com/articles/
106. Reichenstein Oliver. Business Class: Freemium for News? URL: http:// ia.net/blog/business-class-news/
107. Reichenstein Oliver. Responsive Typography: The Basics. URL: http:// ia.net/blog/responsive-typography-the-basics/
108. Reichenstein Oliver. WIRED on iPad: Just like a Paper Tiger... URL: http://ia.net/blog/wired-on-ipad-just-like-a-paper-tiger/
109. Reichenstein Oliver. Designing for iPad: Reality Check. URL: http://ia.net/ blog/designing-for-ipad-reality-check/
110. Reichenstein Oliver. The iPad and the Publishing Industry. URL: http:// ia.net/blog/my-five-cents-on-the-thing/
111. Reichenstein Oliver. What's Next in Web Design? URL: http://ia.net/blog/ whats-next-in-web-design/
112. Reichenstein Oliver. iPad: Scroll or Card? URL: http://ia.net/blog/ipad-scroll-or-card
113. Reichenstein Oliver. The Interface of a Cheeseburger. URL: http://ia.net/ blog/the-interface-of-a-cheeseburger/
114. Rusbridger Alan. The Guardian iPad edition goes live. URL: http://www. theguardian.com/help/insideguardian/2011/oct/l 3/guardian-ipad-edition-news-stand-app
115. Translating the Paper to the Web. URL: http:// nytimes.com
116. Vinh Khoi. URL: http://subtraction.com
117. The World Bank. URL: http://data.worldbank.org
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.