Историко-морфологическая модель развития русского наборного шрифта. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Кирсанов, Дмитрий Михайлович

  • Кирсанов, Дмитрий Михайлович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 110
Кирсанов, Дмитрий Михайлович. Историко-морфологическая модель развития русского наборного шрифта. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2007. 110 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кирсанов, Дмитрий Михайлович

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

Шрифт как объект и предмет дизайна.

1. Состояние шрифтовой терминологии и анализ морфологии шрифта на современном этапе.

2. Краткий обзор истории латинского и кириллического шрифта.

2.1. Латинский типографский шрифт.

2.2. Русский типографский шрифт.

2.3. Итоги развития кириллицы.

ГЛАВА II

Дизайн шрифта как следствие проектной культуры и совокупности эволюционных факторов.

1. Социальные, экономические, философские течения.

2. Технологические, научно-технические причины.

3. Стиль эпохи, мода.

4. Информационная среда. Печатные и электронные издания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-морфологическая модель развития русского наборного шрифта. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов»

Актуальность исследования. Письмо и его производное—шрифт появляются на ранних стадиях зарождения человеческого общества в связи с потребностью в хранении информации. Можно сказать, что письмо и шрифт являются условием существования цивилизации. Эффективность социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и соответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его возникновения. Огромное значение играет шрифт в развитии, существовании и развитии визуальной культуры любого народа.

Создание шрифта, его жизнь и значение в культуре, в издательском деле, в графическом дизайне определяется совокупностью многих факторов объективного и субъективного характера. Проектирование шрифтов—это всегда баланс традиций и новаторства, формально-композиционных поисков и условий практического применения. По своему отношению к обществу шрифт сравним с такими практически необходимыми областями искусства, как архитектура и промышленный дизайн.

Коренное изменение технологий в 80-90 годах XX века, как допечатных издательских процессов, так и производства наборных шрифтов повлекло за собой появление большого количества шрифтов самого разного качества. В связи с изменением экономической и политической модели в России появилось много независимых частных издательств, применяющих настольные издательские системы. Относительная лёгкость освоения современных издательских технических средств привела к появлению большого количества специалистов, более или менее владеющими грамотой работы с техникой, но почти или совсем не владеющими грамотой конкретной профессии, т.е. наборщика, верстальщика, художественного и технического редакторов и т.д. Это привело к резкому падению качества печатной продукции, к смешению и размыванию границ различных типов изданий.

Сходные процессы наблюдались и в области проектирования шрифтов. На начальном этапе компьютеризации, в начале девяностых, многие люди, хоть как-то владеющие техникой занялись проектировкой шрифтов, не имея представления о большом количестве требований, предъявляемых к рисунку наборного шрифта, о тех необходимых профессиональных знаниях технологии набора, формных и печатных процессов, влияющих на рисунок шрифта и его удобочитаемость. За короткий период времени рынок был заполнен большим количеством шрифтов, которые вернее было бы назвать просто набором знаков самого низкого качества.

Новая техника диктовала принципиально иные технические требования к шрифтам. Необходимо было иметь минимальный шрифтовой ассортимент для использования, а большинство профессионалов не успело сориентироваться в создавшейся ситуации. Чтобы изготовить шрифт хорошего качества, необходимо много времени, обычно месяцы. Сделать же посредственную поделку, владея профессиональной программой, можно за несколько часов, в крайнем случае — дней. Однако после того, как минимум шрифтов, необходимых для издательской деятельности, стал доступным, выяснилось, что кроме количества, требуется соответствующее художественное и техническое качество. В результате этого ситуация изменилась, случайные люди отсеялись, фирмы, пытавшиеся зарабатывать на этом деньги, занялись более прибыльным бизнесом. И хотя сейчас проектированием шрифтов занимаются в основном профессионалы, последствия тех времён мы переживаем до сих пор.

Основные проблемы использования шрифтов в графическом дизайне России делятся на общекультурные и внутрипрофессиональные.

К первым относится то, что многие шрифтовые фирмы, учитывая несовершенство российского законодательства начала 90-х, копировали рисунки и названия шрифтов. В результате рынок был заполнен множеством гарнитур, имеющих сходные рисунки, но разные названия, и наоборот, что значительно затрудняет выбор необходимого шрифта. Неграмотный выбор шрифтов также происходит из-за низкой квалификации специалистов. В итоге набор многих изданий часто осуществляется гарнитурой, не предназначенной для данного вида издания с позиции образного, эстетического соответствия и удобочитаемости.

Вторая группа проблем связана с тем, что современные технологии позволяют в любых пределах масштабировать рисунок шрифта, не учитывая, что он предназначен к использованию в определённых размерах, и чрезмерное уменьшение либо увеличение формы знаков отрицательно влияет на их восприятие. При горячем наборе создавалось несколько рисунков одного шрифта в базовом кегле для различных кегельных групп: от 5 до 8 пунктов, от 9 до 12, и т.д. При этом рисунок менялся учитывая психофизиологию его восприятия в различных размерах. Подобная система сейчас применяется редко, хотя количество имеющихся шрифтов уже позволяет оформлять издания, выбирая подходящие по стилю гарнитуры.

К отрицательным последствиям приводят часто используемые в практике набора и вёрстки трансформации шрифта (т.е. насильственное расширение, сжатие, наклон шрифта). Для специалистов, имеющих профессиональное образование и опыт работы, ясно, что подобные эффекты допустимы лишь в отдельных случаях, но никак не при наборе основного текста. Но уровень профессионализма в широкой издательской среде пока низок.

Разобраться в этой пёстрой картине работникам издательств, да и просто пользователям персональных компьютеров черезвычайно сложно. Литературы, посвящённой этим проблемам, выходит мало, как правило ограниченным тиражом, и она мгновенно раскупается. Да и качество подобных изданий часто оставляет желать лучшего. В течении последнего периода времени появился ряд периодических изданий, посвящённых работе на издательских системах. Это журналы «Курсив», «КомпьюАрт», Print&Publish, российское издание известного американского журнала Publish, и др. Но грамотные статьи, посвященные непосредственно использованию шрифтов, появляются редко.

Развитие и появление новых средств коммуникаций, подачи информации, таких, как интернет и мультимедийные издания, диктует необходимость появления новых шрифтов. Знание причин эволюции русского наборного шрифта способно помочь в проектировании новых наборных шрифтов, удовлетворяющих практическим и эстетическим требованиям современного российского общества. А всестороннее исследование происхождения и развития шрифтов имеет важное значение для грамотного применения их на практике.

Внутрипрофессиональная актуальность исследования заключается также в возникшей необходимости анализа разнообразных причин, влияющих на формирование знаков шрифта. Автор видит свою задачу в объединении различных подходов для создания наглядной и практически применимой модели морфологической эволюции шрифта.

Состояние вопроса.

Вследствии намечающегося широкого характера данного исследования нас интересуют все доступные источники так или иначе посвященные описанию шрифта, и проблемам, связанным с его развитием и применением.

По этой причине хотелось бы сослаться на диссертацию Г. И. Козубова «Морфология наборных шрифтов и художественные аспекты их системного формообразования (с использованием САПР)», где достаточно подробно освещается список литературы, посвященной шрифту и её общее содержание. (54) Но поскольку автора интересовали определённые аспекты этих работ в связи с темой диссертации, то близкий по содержанию список дополнен рядом появившихся в последнее время работ, остановившись на аспектах, представляющих интерес для данного исследования.

Исследований о шрифте и письменности до 1917 г. на русском языке сохранилось мало и они либо устарели, либо имели низкое качество изложения материала. Из выделяющихся научным подходом и широтой охвата темы можно назвать книгу Я. Б. Шницера «Иллюстрированная всеобщая история письменъ» (1903), в которой автор цельно и систематически излагает историю письма и шрифта, в том числе и кириллической графики.

С момента образования Отдела наборных шрифтов в конце 30-х проводились теоретические исследования в области шрифта. Предпринимались попытки разработать: нормы для проектирования рисунка шрифтов (руководитель темы Н. П. Проскурнин), методику анализа построения шрифтов (руководители темы А. Н. Коробкова и Ф. Ш.Тагиров), критерии оценки художественного качества шрифтов (руководитель темы Н. Я. Караван -ский). (99)

Во всех этих темах ставилась задача на основе изучения закономерностей структуры и пластической формы шрифта помочь художникам проектировать новые рисунки шрифтов.

Проводились также и параметрические работы, связанные с различными видами и требованиями проектирования и эксплуатации шрифтов. На основе обобщения отечественного опыта по освоению и использованию зарубежных разработок шрифтов Ф.Ш.Тагиров написал работу на тему «Технологический процесс разработки рисунков копируемых шрифтов». В 1946 году в журнале «Полиграфическое производство» была опубликована статья Ф. Ш. Тагирова «Состояние и перспективы развития печатных шрифтов в СССР».

В 1956 году в НИИПолиграфмаше был выпущен специальный сборник материалов по научно-технической информации, где рассматривались вопросы состояния, ближайших задач и дальнейших мер по улучшению шрифтового дела в СССР со статьями профессора В.А.Артемова, М.Н.Ушаковой, Г. А. Банниковой, Н.Я.Караванского, Ф. Ш. Тагирова. (99)

Значительное теоретическое исследование провел Ф. Ш. Тагиров в своей статье «Язык, письменность, шрифт», опубликованной в сборнике «Проблемы рукописной и печатной книги» (М., 1976). Рассматривая вопросы взаимосвязи языка, письменности и шрифта, он пришел к выводу, что «. .существует закономерная связь письменности с языком, шрифта с письменностью.»

Г. А. Банникова в своем отчете «Процесс проектирования Банников-ской гарнитуры» делилась опытом критического использования исторического наследия при создании своей гарнитуры и проводила поиски основного различия между типами шрифтов, рассматривая вопросы классификации.

Н. Н. Кудряшев в своем труде «Опыт проектирования текстового шрифта для набора газет» рассказал о первом опыте по разработке отечественного газетного шрифта и сформулировал основные требования, которым должны отвечать газетные шрифты.

М. Г. Ровенский в своем исследовании «Шрифт в книжном оформлении Д. А. Бажанова» описал мастерство графических работ Д. А. Бажанова в книжном оформлении, его индивидуальную манеру рисунка шрифта— «Бажановский почерк» и возможность использования рисунка его шрифта для разработки типографской гарнитуры.

Следует отметить издания, посвящёнными шрифту, явившиеся фундаментальными для своего времени. Книга Б.М. Кисина «Графическое оформление книги» (JL: Гизлегпром, 1946), содержала главу о шрифте, которая на протяжении длительного времени была основным общедоступным материалом по этой теме.

Наиболее известное фундаментальное для своего времени издание посвященное шрифту—«Книжный шрифт» коллектива авторов: М.В. Большаков, В. Г. Гречихо, А. Г. Шицгал, М., 1964 г. Это учебное пособие, в котором рассматривалась история, методы письма и рисования шрифтов, а так же практического их применения. Несмотря на то, что данный труд сильно устарел, он остаётся одним из наиболее серьёзных, рассматривающих проблемы кириллического шрифта.

Вышедшая в 1966 г. книга Виллу Тоотса близка по тематике и построению к изданию «Книжный шрифт». Автор более подробно рассматривает определённые моменты истории и различные каллиграфические шрифты. Наглядно даны шрифты и образцы типографики. Несмотря на давность издания, за неимением подобных на русском языке (за исключением вышеперечисленного), оно и сейчас способно успешно выполнять роль учебного пособия.

В книге С. Б. Телингатера и JI. Б. Каплан «Искусство акцидентного набора» (М., «Книга», 1966), наряду с раскрытием заявленной темы присутствуют и необходимые сведения о шрифте.

Можно упомянуть ряд учебных пособий, в которых имеются краткое изложение истории шрифта и основные понятия построения формы. Это следующие книги: «Построение шрифтов» Я. Чернихова и Н. Соболева, (М., 1958 г.), «Шрифт» Б. В. Воронецкого и Э. Д. Кузнецова (1967 г., переиздана в 1975), «Шрифт и шрифтовой плакат» С. И. Смирнова (первое издание—1977, последнее —1988), книга Н. Н. Таранова «Рукописный шрифт» (1986), книга П. А. Семченко «Основы шрифтовой графики» (Минск, 1978 г.). К сожалению, в данных изданиях в той или иной степени присутствуют неточности в терминологии и изложении фактов, страдает качество иллюстраций. По этой причине для данной работы они могут представлять только исторический интерес.

Особое место среди изданий о шрифтах занимают работы А. Г. Шиц-гала—«Русский гражданский шрифт 1708—1958» («Искусство», Москва, 1959), а также «Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения» (1-е изд. М., «Книга», 1974, 2-е изд. М., «Книга», 1985). Автор проделал огромную работу, собрав большое количество исторического материала, нигде ранее не опубликованого. А. Г. Шицгал осторожен в выводах, анализируя факты. Чаще они высказываются в виде предположений, например о применении в России середины XVIII века шрифтов, близких по форме к классицистической антикве. Иногда просматриваются личные пристрастия автора в выборе и изложении материала. Не нужно при этом забывать, в какое время делались первые публикации, когда неосторожное высказывание могло поставить под угрозу издание в целом. В то же время большой труд представляло систематизировать и изложить ранее не изученный материал. На сегодняшний день это наиболее полное историческое исследование, прослеживающее возникновение русского гражданского шрифта и его историческое развитие до недавнего времени.

Выдающиеся мастера искусства книги В.А.Фаворский, Н.И.Пискарев, П.М.Кузанян, И.Ф.Рерберг в своих автомонографиях высказали ценные суждения об искусстве шрифта, являющиеся важным подспорьем для последующих поколений художников, работающих в этой области. Особенно стоит отметить труды В.А.Фаворского, выдающегося художника, графика, мастера книги, философа и теоретика искусства. Со свойственной ему философской глубиной он рассматривает развитие шрифта через призму меняющихся художественных стилей, отношения их творцов к окружающему пространству. При этом В. А. Фаворский предлагает свою оригинальную классификацию шрифтов. (109, с. 325) Работы, затрагивающие проблемы развития шрифта, написаны известными исследователями графического дизайна В. Р. Ароновым, Ю.Я. Герчуком, JI. И. Владимировым, В. Г. Кричевским.

Ю. Я. Герчук написал ряд книг, в которых затрагивает проблемы шрифта. Это «Эпоха политипажей» (М., 1982 г.) и «Художественная структура книги» (М., 1986 г.). Освещены проблемы исторического развития шрифта с привлечением богатого исторического материала в книге Е. В.Лебедевой, Р. М.Черных—«Искусство художника оформителя». Здесь Ю.Я. Герчук составил зрительный ряд, представляющий собой первую часть книги: это таблицы, иллюстрации и комментарии к ним. Интересна его статья, написанная в качестве предисловия к альбому «Искусство шрифта. Работы московских художников книги 1959-74 г.г.» Составитель Е. Буторина. Художник издания—М. Г.Жуков, внёсший большой вклад в сбор, подготовку и оформление материала книги.

Среди отечественных авторов, наиболее подробно описал развитие печатных и шрифтовых технологий Е. JI. Немировский в книгах «Мир книги. С древнейших времён до начала XX века.» (М., 1986) и «Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты» (М., 2000).

Многие технические вопросы шрифтового проектирования рассмотрены Н. А. Спировым в его труде «Обзор иностранной и отечественной литературы о деформации рисунка шрифтов в зависимости от разных видов печати», а также в книге «Проектирование и производство типографских шрифтов» (М., 1959).

Важное значение для понимания происхождения понятий художника, дизайнера шрифта, печатных изданий, его значения по отношению к обществу имеет послесловие М. Г. Жукова к книге «Типографика» известного швейцарского типографа Эмиля Рудера, (М., «Книга», 1982 г.) Также важное место среди зарубежных публикаций занимает статья М.Г. Жукова, посвящён-ная происхождению и развитию форм русского гражданского шрифта The Pecularities of Cyrillic Letterforms: Design Variations and Correlation in Russian Typefaces, в журнале Typography Papers, (1, 1996. The University of Reading, Great Britain.) Автор подробно рассматривает взаимозависимость изменений формы знаков шрифта в зависимости от стиля и проводит сравнительный анализ по морфологическим признакам кириллического и латинского шрифтов. К сожалению статья не публиковалась на русском языке.

Современным понятиям и методам проектирования шрифтов посвящены статьи В. В. Ефимова. Первая—послесловие к книге А. Г. Шицгала «Русский типографский шрифт», которое представляет собой общий обзор положения в деле проектирования шрифтов у нас и за рубежом. Более подробно вопросы проектирования шрифта рассматриваются в серии статей В.В. Ефимова в журнале «Курсив» №1-3 за 1996 г. (Повторно статьи переизданы в сборнике «Шрифты. Разработка и использование». М., «ЭКОМ», 1997. ) В энциклопедии «Книга» (М., «Большая Российская энциклопедия», 1999.) В. В. Ефимовым даны ясные, насколько это возможно в данном издании, исчерпывающие формулировки основных понятий, касающихся наборного шрифта: непосредственно самого шрифта, начертания. Терминологическая работа была продолжена в каталоге фирмы ПараТайп «Цифровые шрифты 199812004» (М., 2004) и при редактировании книги Р. Брингхерста «Основы стиля в типографике» (М., 2006). Многие вопросы истории кириллического шрифта раскрываются в главе «Кириллица» (с. 341-400) в книге П. Карова «Шрифтовые технологии» (М., 2001). В журнале Publish опубликованы статьи об истории создания таких известных шрифтов, как Тайме и Гельвети-ка. Тема продолжена в серии книг «Великие шрифты», вышла первая книга «Истоки. Шесть из тридцати» (М., 2006).

Для темы работы важны авторы, труды которых посвящены палеографии, происхождению и развитию письма, но без которых было бы невозможно рассматривать эволюцию шрифта. Это исследования О. А. Добиаш-Рождественской, (21) Н.М. Дьяконова (23), В.А. Истрина (38), переводы западных классиков И. Фридриха (112), Д. Дирингера (25).

Среди диссертаций, для данного исследования важны три работы, исследующие историю, морфологию и методы проектирования шрифта.

1. Интересной работой, поднимающей проблемы развития кириллического шрифта, является работа болгарского диссертанта Ж. Т. Станкулова и

Современные проблемы формообразования знаков печатных шрифтов кирилловской системы письменности», 1977 г. Автор подробно анализирует морфологию кириллического шрифта, соотношение отдельных элементов строчных и прописных знаков, сравнивая его с латинским. Ж. Т. Станкулов выступает сторонником предельной латинизации кириллического шрифта, проводя при этом линию болгарской шрифтовой школы.

2. Значительное теоретическое исследование провел Г.И. Козубов в своей диссертации «Морфология наборных шрифтов и художественные аспекты их системного формообразования (с использованием САПР)» 1990 г., где подробно разбираются исторические причины формообразования шрифта, многие спорные вопросы профессиональной терминологии. Углублённо рассматриваются проблемы и возможности проектирования шрифтов на новом этапе современного развития. При этом автор предлагает свою, оригинальную классификацию—системный куб, исследуя возможности планомерного проектирования шрифтов на его основе.

3. Основной фактор эволюции шрифта в работе А.И.Кудрявцева «Эволюция шрифтовой формы в графическом дизайне»—исторические формы письменности и рукописный шрифт. Поскольку, несмотря на заявленную тему, развитие шрифта в различных сферах графического дизайна в работе практически не рассматривается, то попытка рассмотреть связь каллиграфических, рукописных форм и наборного шрифта представляется наиболее интересной и требующей дальнейшего развития. Однако в современной культуре этот фактор играет всё меньшую роль в связи с резко возросшим в последнее время значением экранной, мультимедийной культуры, компьютерных, экранных шрифтов и графики.

Из наиболее известных у нас зарубежных авторов—теоретиков и историков шрифта—необходимо упомянуть работы А.Капра, В.Йончева, X. Коргер, Ф. Музыки, Т. Санто.

Альберт Капр, едва ли не единственный из серьёзных зарубежных теоретиков шрифта, опубликованный в нашей стране на русском языке. Это книга «Эстетика искусства шрифта» (в 1979 г. издана на русском языке) содержащая тезисы автора по проблеммам развития шрифта в целом и на современном этапе в частности. Наиболее фундаментальное исследование посвящённое истории и развитию шрифта А. Капра, это Schriftkunst (Dresden, 1976). Оно содержит богатый иллюстративный ряд, сопровождаемый комментариями и статьями автора.

XJ

Книга В. Иончева «Шрифтът през вековете» по охвату и широте исторического материала ненамного уступает монографии Капра. Хотя следует отметить низкое качество иллюстраций образцов современных шрифтов, выполненных болгарскими авторами. Главное достоинство монографии—издание её на родственном нам болгарском языке, который при желании можно прочесть, и второе—это наиболее фундаментальное исследование, посвящённое происхождению кириллической письменности.

В1956 г. в Праге была издана двухтомная монография Франтишека Музыки «Krasne pismo». Это едва ли не самый фундаментальный труд, в котором бы тщательнейшим образом копировались бы все исторические рукописные почерка, в том числе и глиптальные, скульптурные формы, высеченные в твёрдом материале, подобным шрифтам посвящён первый том. Во втором приводятся образцы типографских шрифтов от ренессанса до середины двадцатого века.

Среди книг, посвящённых шрифту и переведённых на русский язык наиболее важное место занимает сборник, составленный Р. фон Зиховски и Г. Тиманом, «Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели 18-20 веков о секретах своего ремесла» (М., «Книга», 1987.) О проблемах искусства книги и шрифта говорят выдающиеся мастера, прославившие себя экспериментами в этиих областях. Затрагиваются как практические, так и философские вопросы.

Значительным вкладом в теорию шрифта на современном этапе стала статья Чарльза Бигелоу и Дональда Дея «Графика цифрового шрифта» (журн. «В мире науки», 1983, №10). В статье подробно исследуется развитие исторических форм шрифтов в зависимости от используемых технологий, а также современные способы проектирования.

Из авторитетных зарубежных изданий, посвящённых шрифту и типог-рафике и недавно переведённых на русский язык, заслуживают внимания две книги. В книге Э. Шпикермана «О шрифте» (М., ПараТайп, 2005) на простых и понятных примерах рассматривается типографика и шрифт как эффективный инструмент подачи информации. Книга Р. Брингхерста «Основы стиля в типографике» (2006) —одно из самых серьёзных исследований последнего десятилетия, посвящёное шрифту, которое утверждает высокие принципы классической типографики.

Стоит сказать про известных европейских и американских авторов, писавших о истории, теории и практике в области шрифта и типографики, поскольку аналогичных изданий на русском языке пока не существует. Э. М. Катич создал оригинальную теорию происхождения засечек и теорию развития исторических рукописных шрифтов (141); В. П. Джасперт,

В. Т. Берри, А. Ф. Джонсон написали уникальную энциклопедию наборных шрифтов (156); Г. Ноордзей выработал оригинальную систему эволюции наборной антиквы (143); Д. Б. Апдайк сделал одну из первых историко-морфологических классификаций шрифта; Р. Картер, Б. Дей, Ф. Меггс, А. Хейли и др. занимаются глубокими историческими исследованиями и анализируют современные методы проектирования шрифта.

Особо надо отметить книгу-альбом Language culture type. International type design in the age of Unicode под редакцией Джона Берри (John D. Berry), где, кроме альбома шрифтов-победителей конкурса «буква:раз!» был целый ряд статей известных авторов, посвящённых набору и проектированию шрифтов на различных языках.

Как правило, историко-морфологические аспекты шрифтового дизайна рассматриваются в связи с проектированием новых шрифтов, изучением классических шрифтов и их непосредственным практическим применением, но реже в связи с анализом культурно-исторической ситуации. Необходимость в построении комплексной модели эволюционных и революционных процессов развития наборного шрифта назрела в связи с расширением сферы применения графического дизайна, его выходом в число лидеров в формировании предметно-пространственной среды.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Кирсанов, Дмитрий Михайлович

Основные выводы и результаты исследования.

1. В эволюции шрифта можно выделить естественные, эволюционные факторы развития и периоды резких стилистических и морфологических изменений под влиянием определенных проектных усилий, действий, идей, методов. К естественным факторам относятся постепенно развивающиеся технологические и социо-культурные условия. К проектным—как частные случаи вмешательства конкретной политической воли, так и изменение формы под влиянием заказов издателей, с начала книгопечатания активных посредников между читателем и художником шрифта.

Согласно тезису о проектности культуры, высказанному В. Сидоренко, О. Генисаретским, К. Кондратьевой, можно оценить значение каждого из факторов, рассмотренных в работе, в эволюции шрифта. Роль субъекта проектирования по отношении к шрифту на тех или иных этапах выполняют различные факторы—политические, технологические, творчески-личностные, стилевые и т.д. Эти причины тесно связаны, но в разные периоды те или иные факторы становятся лидирующими, и их влияние оказывает решающее значение на формирование морфологии шрифта.

Примеры—указы Карла Великого, утвердившего использование каролинского минускула, строчных и прописных знаков, что оказало важнейшее влияние на развитие латинского шрифта. Реформы Петра I и возможное участие его в качестве пректировщика нового гражданского шрифта в основном определило современную форму русского наборного шрифта. Эстетика классицизма, идеи рациональности и чистоты формы повлияли на возникновение антиквы нового стиля, воплощённой на практике Дидо, Бодони, Вальбаумом и др. В последнее время много акцидентных шрифтов возникло под влиянием определённых технических требований и ограничений, определив целое эстетическое направление в этой области.

Сейчас в формообразовании шрифта факторы проектной технологии лидируют. Сознательное создание формы, определяемое постановкой конкретных задач с целью формирования визуальной среды, играет основную роль.

2. Каждый из факторов имеет свой механизм влияния на шрифт, его морфологию и эстетику.

• Научно-технологические факторы, инструмент, материал: технология полиграфического производства и технология письма порождает проектные технологии моделирования шрифтовой формы.

• Большие художественные стили и направления, мода в искусстве, эстетические и философские течения создают среду, которая обязательно отражается в сфере шрифтового дизайна, в работах художников, типографов.

• Социально-экономические, политические факторы: существует государственная политика, которая выражается в виде ряда стандартов и есть определенная политика шрифтовых, производственных фирм и общественных организаций в области шрифта, выражающаяся в организации конкурсов, целевых разработок и т.д.

Взаимосвязь этих факторов показана в составленных автором исторических, хронологических и иллюстративных таблицах, где в компактной форме выявлены этапы эволюции шрифта.

3. Русский наборный шрифт развивается параллельно латинскому, по общим эстетическим принципам. Но, по сравнению с латинским шрифтом, формировавшимся в основном естественным, эволюционным путём, в развитии кириллического, русского шрифта преобладал фактор непосредственного политического влияния и вмешательства (деятельность Кирилла и Мефодия—политика христианизации, Пётр I—реформа с целью европеизации и пр.).

Специфика современной ситуации в России заключается в недавней политической изоляции и отличии экономической системы от западноевропейских и прочих стран. Последствия этого—низкий уровень шрифтовой культуры, недостаточное количество самих шрифтов, и профессионалов, грамотно их применяющих.

Эти же причины отразились и на состоянии терминологии русского шрифта, развитие которой отставало от латинского. Благодаря историческим исследованиям, научно-техническим достижениям, возникли новые термины и понятия, адекватные которым в русской типографике сейчас разрабатываются.

4. Художественный замысел творца—главное в определении формы шрифта. Но современный шрифтовой дизайнер, как и мастера прошлых эпох, подвергается влиянию причин, перечисленных выше, которые в концентрированном виде отражены в информационной среде, состоящей сейчас прежде всего из печатных и электронных изданий. Конкретные участники современного информационного поля, издательские дома, СМИ сохраняют роль непосредственных заказчиков. Создав шрифт, художник, в свою очередь, влияет на визуальное формирование окружающего его информационного поля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кирсанов, Дмитрий Михайлович, 2007 год

1. Аронов В. Р. Эльзевиры.-М., «Книга», 1975-230 с.

2. Адамов Е. Б. Рукопись—Художественный редактор—Книга. М., «Книга», 1985 -296 с.

3. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А. Шрифты. Разработка и использование. —М., «ЭКОМ», 1997-190 с.

4. Баскервиль Д. Предисловие к изданию Мильтона. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987—С. 41—44

5. Бертух Ф.И. О типографической роскоши в связи с изданием полного собрания сочинений Виланда. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987—С. 51-58

6. Бигелоу Ч., Дей Д. Графика цифрового шрифта. // В журн. «В мире науки», 1983, №10.-С. 76-90

7. Бодони Д. О письменности и книгопечатании. // В кн. «Книгопечатание как искусство». М., «Книга», 1987-С.59-86

8. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. -М., «Книга», 1964.-312 с.

9. Брингхерст Р., Основы стиля в типографике.-М, «Издатель Д. Аронов», 2006-432 с.

10. Валери П. Две особенности книги. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987—С. 311-314

11. Вайс Э.Р. Книга как предмет. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987-С. 189-200

12. Виганд В. Bremer Presse. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 —С. 201-212

13. Владимиров JI.И. Всеобщая история книги.-М., «Книга», 1988. -312 с.

14. Воронецкий В.Г., Кузнецов Э.Д. Шрифт.—Л., «Художник РСФСР», 1967-128 с.

15. Генисарсткий О.И. Проектная культура и концептуализм. В сб.

16. Труды ВНИИТЭ, серия «Техническая эстетика» №52 «Социально-культурные проблемы обрза жизни и предметной среды». — М., 1987

17. Герчук Ю.Я. Об искусстве шрифта //в альб. «Работы московских Художников», -М., «Книга», 1977—С. 201-212

18. Герчук Ю.Я. Художественная структура книга. М., «Книга», 1984—228 с.

19. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие для студентов ВУЗов, М., «Аспект-Пресс», 2000 —128 с.

20. Гилл Э.О. книгопечатании. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 -С. 129-140

21. Де Винь T.JI. Старые и новые. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 -С. 95-104

22. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века.-М., «Книга», 1987 320 с.

23. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору.-М., «Книга», 1985

24. Дьяконов Н.М. О письменности. // Предисловие к книге Дирингера Д. «Алфавит». -М., «Иностранная литература», 1963 -С. 189-200

25. Дьяконов И.М. Письмо // Книга. Энциклопедия. -М., «Большая Российская энциклопедия», 1999-С. 487-492

26. Дирингер Д. «Алфавит». -М., «Иностранная литература», 1963-328 с.

27. Ефимов В.В. Послесловие//ккниге Шицгал А.Г. «Русскийтипографский шрифт». -М., «Книга», 1985 -С. 229-238

28. Ефимов В.В., Великий петровский перелом // журнал «Да!», №0, М., 1994 -С. 26-30

29. Ефимов В.В., Каталоги шрифтов: историческая перспектива // журнал «Полиграфия», №3, -М., 1995

30. Ефимов В.В., Шрифт, как он есть // журнал «Курсив», №1, -М., 1996 -С. 33-36

31. Ефимов В.В., Киррилица, сестра латиницы // журнал «Курсив», №2, -М., 1996 -С. 14-25

32. Ефимов В.В., Курсивные и жирные родственники // журнал «Курсив», №2, -М., 1996 -С. 14-25

33. Ефимов В.В., Необыкновенные приключения шрифта Хельветика в России //журнал Publish, №5-6, -М., 1998 -С. 92-98

34. Ефимов В.В., Шрифт // Книга. Энциклопедия. -М., «Большая Российская энциклопедия», 1999 —С. 722-724

35. Ефимов В.В., Новые Римские Времена //журнал Publish, №4, -М., 1999 -С. 94-102

36. Ефимов В., Великие шрифты, Шесть из тридцати/ Книга первая/ Истоки, Альбом, -М., ПараТайп, 2006-184 с.

37. Жуков М.Г. Типографика Эмиля Рудера. Послесловие / Комментарий // Рудер Э. «Типографика». -М., «Книга», 1982 -С. 275-286

38. Зиховски Р. фон, Тиман Г. (сост.) Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели 18-20 веков о секретах своего ремесла. -М., «Книга», 1987-384 с.

39. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма,-М, „Мысль", 1965

40. Йончев В. Шрифтьт през вековете. 3-е изд. София, 1974-412 с.

41. Капр А. Эстетика искусства шрифта. -М., «Книга», 1979-124 с.

42. Каров. П., Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. -М., «Мир», 2001-454 с.

43. Каталог ручных и машинных шрифтов. -М., «Книга», 1966-176 с.

44. Кестнер И. Иоганн Гутенберг. «Вища школа», Львов, 1987-84 с.

45. Кирсанов Д.М. Джамбаттиста Бодони—шрифт и человек // журнал Publish, №5, -М., 2000 -С. 26-39

46. Кирсанов Д.М. Краткий исторический экскурс на тему «шрифт и мода» // альманах «Лаборатория рекламы», №7-8, -М., 2000-С. 30-35

47. Кирсанов Д.М., Влияние социально-исторического фактора на развитие шрифта вообще и латинского шрифта в частности. // В сборнике: Материалы юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ— МГАП-МГУП». Часть2.-М., МГУП, 2000.-е. 162-165.

48. Кирсанов Д.М., Социально-исторический аспект эволюции кириллического и впоследствии русского гражданского шрифта. // В сборнике: Материалы юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ— МГАП-МГУП». Часть 2.-М., МГУП, 2000-с. 165-168.

49. Кирсанов Д.М., Коммуникативный и шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия. // альманах «Лаборатория рекламы». М., 2000 №11-12.-С. 21-25.

50. Кирсанов Д.М., Дисциплина «Искусство шрифта». // Сборник рабочих программ. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Специальность 051900 —Графика. Специализация 051906—Оформление печатной продукции. М., МГУП, 2001.-С. 68-81.

51. Кирсанов Д.М., Шрифтовой облик современного коммуникативного пространства, //журнал «Рекламныетехнологии». М., 2007, №3.—С. 36-39.

52. Историко-морфологическая модель влияния объективных и субъективных факторов на эстетику наборного шрифта. // журнал «Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела». М., 2007, №4—С. 97-104

53. Книга. Энциклопедия. М., «Большая Российская энциклопедия», 1999-800 с.

54. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., «Советская Энциклопедия», 1982—664 с.

55. Козубов Г.И. Морфология наборных шрифтов и художественные аспекты их системного формообразования (с использованием САПР). Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 1990

56. Козубов Г.И., Ефимов В.В. Фотонаборные шрифты. -М., «Книга», 1983-288 с.

57. Кричевский В.Г., Типографика в терминах и образах, том 1, М., «Слово», 2000 -144 с.

58. Кричевский В.Г., Типографика в терминах и образах, том 2, М., «Слово», 2000 -164 с.

59. Кричевский В.Г., Николай Ильин: «У меня есть кое-какие мысли относительно наборной обложки».,-М., «Самолёт», 2000

60. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М., 2000

61. Кузнецов Э.Д. Арифметика гармонии // журнал «Проект Россия» №3,1996 С. 57-59.

62. Лазурский В.В. Альд и Альдины.-М., «Книга», 1977

63. Лазурский В.В. Путь к книге.-М., «Книга», 1985-288 с.

64. Лазурский В.В. Анализ шрифта Остромирова Евангелия// Сб. Искусство книги. -М., «Книга», 1987 — С. 57-59.

65. Лисицкий Э. Наша книга. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 С. 229-240.

66. Мардерштейг Дж. Жизнь, посвящённая книге. // В кн. «Книгопечатание как искусство».-М., «Книга», 1987 — С. 291-310.

67. Морисон С. Основные принципы типографского искусства. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 — С. 111-128.

68. Моррис У. Заметка о моих намерениях при основании Kelmscott Press. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 — С. 87-94.

69. Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века. -М., «Книга», 1986-288 с.

70. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. -М., «Наука», 2000

71. Немировский Е.Л. Предтечи //журн. «Курсив», №1,1996 — С. 54-58.

72. Немировский Е.Л. От ксилографии к книгопечатанию: дальневосточные свершения //журнал «Курсив», №2, 1996 — С. 54-59.

73. Немировский Е.Л. Листовая гравюра и ксилография // журнал «Курсив», №3, 1996-С. 60-61

74. Немировский Е.Л., Технические новации Иоганна Гутенберга//журнал «Курсив», №1,1997-С. 54-59.

75. Немировский Е.Л., Ручной типографский станок // журнал «Курсив», №2, 1997-С. 58-62.

76. Немировский EJL, Начало иллюстрационной печати // журнал «Курсив», №3, 1997-С. 56-62.

77. Немировский Е.Л., Переплётное художество // журнал «Курсив», №4, 1997-С. 67-72.

78. Немировский Е.Л., Полиграфические новации Эрхарда Ратдольта // журнал «Курсив», №5, 1997-С. 54-60.

79. Немировский Е.Л., Ручные репродукционные процессы глубокой печати // журнал «Курсив», № 1,1998 С. 54-61.

80. Немировский Е.Л., Полиграфическая техника первых русских типографий //журнал «Курсив», №2, 1998-С. 50-56,

81. Немировский Е.Л., Совершенствование ручного типографского станка //журнал «Курсив», №4,.5, 1998

82. Немировский Е.Л., Шрифты и словолитчики // журнал «Курсив», №6, 1998-С. 58-62.

83. Немировский Е.Л., Алоиз Зенефельдер и изобретение литографии, журнал «Курсив», №2,3,1999

84. Немировский Е. Л., Возникновение новых репродукционных способов высокой печати в конце XVIII века // журн. «Курсив», №1, 1999-С. 56-60.

85. Немировский Е.Л., Появление литографии в России //журнал «Курсив», №5, 1999—С. 60-64,

86. Немировский Е.Л., Изобретение гальванотехники, и её развитие в России, журнал «Курсив», №1,2, 2000

87. Немировский Е.Л., Фридрих Кениг и изобретение печатной машины, журнал «Курсив», №3,4, 2000

88. Немировский Е.Л., Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты — М., БРЭ, 2000

89. Омон Ж. Типографика в книге. // В кн. «Книгопечатание как искусство». М., «Книга», 1987—С. 13-40.

90. Павленко Н.А. История письма. Минск, «Вышейшая школа», 1987.

91. ПроненкоЛ.И. Каллиграфия для всех., -М., «Книга», 1990

92. ПараТайп95. Библиотека цифровых шрифтов. Каталог. Изд. 3-е. -М., Параграф, 1995. -164 с.

93. ПараТайп 97-98. Библиотека цифровых шрифтов. РагаТуре Originals. Каталог. Изд. 4-е. -М., Параграф, 1997.-124 с.

94. ПараТайп 2000/2001. Библиотека цифровых шрифтов. РагаТуре Addendum. Каталог. -М., ПараТайп, 2000.-124 с.

95. ПараТайп 1998—2002. Библиотека цифровых шрифтов. РагаТуре Originals. Каталог. -М., ПараТайп, 2003.-148 с.

96. ПараТайп 1989-2004. Цифровые Шрифты. РагаТуре Originals. Каталог. -М., ПараТайп, 2004.-508 с.

97. Пешель К.Э., Искусство книгопечатания, соответствующее духу времени. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987-С. 155-188.

98. Пискарёв Н.И. Роль и значение художника в создании шрифта // в кн. Искусство книги, выпуск 3, 1958-1960,-М., «Искусство», 1962—С. 131-144.

99. Реннер П. Современная книга. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987 —С. 241-262.

100. Ровенский М. Г., Отдел Наборных Шрифтов НИИПолиграфма-ша и отечественное шрифтовое дело // журнал «Полиграфист издатель», №4, -М., 1995 г.

101. Роджерс Б. От замысла к книге. // В кн. «Книгопечатание как искусство». М., «Книга», 1987-С. 141-150.

102. Рудер Э. Типографика. -М., «Книга», 1982-164 с.

103. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1990

104. Справочник технолога-полиграфиста, часть 1, наборные процессы, составители М.В. Шульмейстер, Г.А. Таль, -М., «Книга», 1981

105. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. -М., «Плакат», 1987.

106. Тарбеев А.В., Интернет с колокольни шрифтового дизайнера, журнал «Connect», №1-2, -М., 1997

107. Телингатер С.Б., Каплан Л.Б. Искусство акцидентного набора. М., «Книга», 1966

108. Тоотс В.К. Современный шрифт. — М., «Книга», 1966.-246 с.

109. Унгер И.Ф. Попытка создания новоговида немецких литер. // В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987-С. 45-50.

110. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., «Советский художник», 1988

111. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре.-М., «Книга», 1987-588 с.

112. Феличи Д., Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. СПб., «БХВ-Петербург», 2004-470 с.

113. Фридрих И. История письма.-М., «Наука», 1979

114. Фотонаборные шрифты. Каталог-справочник. М., «Книга», 1983.

115. Хан-Магомедов С.О., Пионеры советского дизайна.-М., «Галарт», 1995-423 с.

116. Херлберт Аллен. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг.-М., «Книга», 1984

117. Чихольд Ян. Изготовление книги как искусство. В кн. «Книгопечатание как искусство». -М., «Книга», 1987

118. Чихольд Я., Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении,-М., «Книга»., 1980

119. Швиттерс К. Тезисы о типографике. В кн. «Книгопечатание как искусство».-М., «Книга», 1987-С. 225-228.

120. Шицгал А.Г., Русский гражданский шрифт 1708-1958, «Искусство»,-М., 1959-290 с.

121. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. 1-е изд. М., «Книга», 1974, 2-е изд.-М., «Книга», 1985-256 с.

122. Шицгал А.Г. Репертуар русского типографского шрифта XVIII века.-М., «Книга», 1981-32 с.

123. Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. — М., «Книга», 1990-208 с.

124. Шницер Я. Б. Иллюстрированная всеобщая история письменъ, издание А. Ф. Маркса,-СПБ, 1903-264 с.

125. Шпикерман Э., О шрифте.-М., «ПараТайп», 2005-192 с.

126. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. Руководство по PageMaker 6 для всех и каждого. -М., «Русская редакция», 1997.

127. Экман О. Заметки по поводу пробного оттиска шрифта. // В кн. «Книгопечатание как искусство».-М., «Книга», 1987 —С. 151-154.

128. Эмке Ф.Х. Изменение чувства шрифта. // В кн. «Книгопечатание как искусство».-М., «Книга», 1987—С. 213-224.

129. ЯрмолаЮ.А. Компьютерные шрифты. — СПб., «BHV—Санкт-Петербург», 1994.

130. Публикации на иностранных языках:

131. Baines P., Haslam А., Туре & typography, Second edition, Laurence King Publishing, London, 2005 - 224 p.

132. Berry J. D. Language culture type. International type design in the age of Unicode. ATypI, Graphis, New York, 2002 - 374 p.

133. Bringhurst R., The Invisible Hand Part One: Neoclassical Letterforms // Serif, #4, Claremont, CA, 1996-P. 18-30

134. Bringhurst R., The Elements of Typographic Style, 2ed ed., Hartley & Marks, Publishers.-Canada, USA, 1997

135. Blackwell L., 20th century type (remix), Laurence King Publishing, -London, 1998-216p.

136. Burke C. Paul Renner the art of typography. Hyphen Press, London, 1998-224 p.

137. Carnase Т., Gorkin В., TYPE. The Best in Digital Classic Text Fonts.

138. Graphis Press,-Zurich, 1995

139. Carter S. Twentieth Century Type Designers. London, 1995.

140. Carter R., Working with Computer Type 1. Books, Magazines, Newsletters, RotoVision SA, Switzerland,-New York, 1997

141. Carter R., Working with Computer Type 2. Logotypes, Stationery Systems, Visual Identity, RotoVision SA, Switzerland,-New York, 1997

142. Carter R., Working with Computer Type 3. Color & Type, RotoVision SA, Switzerland, New York, 1997

143. Carter R., Working with Computer Type 4. Experimental Typography, RotoVision SA, Switzerland,-New York, 1997

144. Catich E.M. The origin of the serif. Brush writing & roman letters. Catich Gallery St. Ambrose University, USA, 1968, second edition 1991.

145. Cheng K. Designing Type. Laurence King Publishing Ltd, London, UK, 2006-232 p.

146. Clair, K., A Tipographic Workbook: A Primer to History, Techniques, and Artistry, John Wiley & Sons, Inc. New York, 1999

147. Dodd R. From Gutenberg to opentype, ILEX, UK,-Cambrige, 2006 -192 p.

148. Earls D. Designing Typefaces. RotoVision SA, Switzerland, UK, 2002 -160 p.

149. Eason R., Rookledge S., Baines P., Rookledge G. Rookledge's International handbook of type designers: a biographical directory. Sarema Press Ltd., 1991

150. Fassina S., Roman capitals. Five itineraries in Rome. Letter Perfect Design, -Roma, 1997-72p.

151. Friedl F., Ott N., Stein В., Typography—when who how, Konemann Verlagsgesellschaft mbH,-K61n, 1998

152. Goede J. de, Kalligraphie mit gotishen und Frankturshriften. Augustus-Verl.,-Augsburg, 1991-88 p.

153. Gurtler A., Experiments with Letterform and Calligraphy. Verlag Nigli AG, -Basel, 1997-252p.

154. Gottschall E.M. Typographic Communication Today. Cambridge (Mass.), 1989.

155. Gotz V., Color & type for the screen, RotoVision SA, Switzerland, New York,-Berlin, 1998

156. Haley A. ABC's of Type.-New York, 1990.

157. Haley A. Type. HOT designers make COOL fonts. Rockport Publishers, Inc. Gloucester, — Massachusetts, 1998.

158. Hlavsa O., Wick K. Typographic v. l-3.-Praha, 1976, 1981,1986.

159. Jaspert W.P., Berry W.T., Johnson A.F. The Encyclopaedia of Type Faces. Cassel Paperback (Avon), Great Britain, 2001 -432 p.

160. Jong C. W., Purvis A. W., Friedl F. Creative type. A Soursebook of Classic and Contemporary Letterforms. Thames&Hadson, London, 2005-400 p.

161. Kapr A. Schriftkunst.-Dresden, 1976-468 p.

162. Kapr A. Deutsche Schriftkunst. Veb Verlag der Kunst,-Dresden, 1955-282 p.

163. Kapr A., Schiller W., Gestalt und Funktion der Typografie. VEB Fachbuchverlag, Dresden, 1977 - 410 p.

164. Kapr A., Buchgestaltung. Veb Verlag der Kunst, Dresden, 1963

165. Kinross R., Type as critique // Typography Papers, 2. The University of Reading, Great Britain, 1997-P. 77-88

166. Korger H., Schrift und Schreiben, VEB Fachbuchverlag-Leipzig, 1977-264 p.

167. Macmillan N. An A-Z of type designers, Laurence King Publishing Ltd, London, UK, 2006-200 p.

168. Liberman J. В., Type and typefaces. Atreasury of typography book. Myriad Press: New Rochell, NY, second edition 1978-142 p.

169. MeggsP., Day В., Carter R., Typographic Design: Form and Communication. -2nd ed. Van Nostrand Reinhold, New York, 1993. - 324 p.

170. Meggs P., Carter В., Typographic Specimens: The Great Typefaces.-New York, 1993.

171. Meggs P., A History of graphic design. John Willey & Sons, inc.,-New York, 1993.-528 p.

172. Middendorp J., Lettered typefaces and alphabets by Clotilde Olyff, Benelux, FontShop, 2001 -40 p.

173. Middendorp J., Dutch Type. 010 publishers, Rotterdam, 2004-320 p.

174. Muzika F. Krasno Pismo. v. l-2.-Praha, 1958.

175. Noordzij. G., Reply to Robin Kinross. // Typography Papers, 2, The University of Reading, Great Britain. 1997.-P. 89-90

176. Noordzij G., Letterletter, Hartley & Marks publishers,-Vancouver,2000-178 p.

177. Perfect C., Austen J. The Complete Typographer. A Manual for Designing with Type. Rockport (Mass.), 1992.

178. Pott G., Schrift, klang, bild—The Music of Lettering. Yerlag Hermann Schmidt, Mainz, 1995 -182 p.

179. SassoonR.,LovettP.,Creating Letterforms.ThamesandHudson, —London, 1992-96 p.

180. Sauthhoff D., Schriften erkennen, Verlag Hermann Schmidt Mainz,-Mainz,1998-72 p.

181. StiebnerE.D., Leonhard W., Handbuchder Schrift, Bruckmann, Munchen, 1992

182. Tschichold J. Treasury of Alphabets and Lettering.-London, 1995.

183. Type Reference Book for PostScript Users. Agfa Typography, 1994.

184. Updike D.B. Printing Types: Their History, Forms and Use. 3th ed. v. 1-2.-Cambridge, 1962.-332 p.

185. Updike D.B. Printing Types: Their History, Forms and Use. 3th ed. v. 1-2.-Cambridge, 1962.-346 p.

186. VanderLans R., Licko Z., Gray M. E., Keedy G., Emigre Graphic Design into the Digital Realm, Booth-Clibborn Editions,-London, 1994.

187. Willberg H. P. Wegweiser Schrift. Verlag Hermann Schmidt Mainz, Mainz,2001-104 p.

188. Woolman M., A type detective story, Episode One: The Crime Scene, RotoVision, Switzerland, 1997.

189. Wozencroft J., The graphic language of Neville Brody, Thames and Hudson, Reprinted 1995.

190. Zhukov M.G. The Pecularities of Cyrillic Letterforms: Design Variations and Correlation in Russian Typefaces. // Typography Papers, 1, The University of Reading, Great Britain. 1996.-P. 5-26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.