Особенности письменной культуры в виртуальной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Помпеев, Александр Юрьевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат культурологии Помпеев, Александр Юрьевич
Введение
Глава первая. Исторические основания письменной культуры.
1.1. Происхождение письменности, теория и практика развития письма.
1.2. Терминологическое определение типографики и её места в истории культуры.
1.3. Материалы для письменного текста.
1.4. Возникновение и развитие культуры шрифтов
Глава вторая. Письменная культура в системе современных коммуникаций.
2.1. Текст как система символов в пространстве письменной культуры
2.2. Современная среда информационных технологий
2.3. Семантическое поле термина «виртуальная реальность».
2.4. Виртуальная среда как новейший этап письменной культуры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Лингвокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации2010 год, доктор филологических наук Морослин, Петр Васильевич
Семиотическая модель типографики как культурологическая проблема2013 год, кандидат культурологии Пакшина, Ираида Адольфовна
Гипертекст как феномен современного общества2003 год, кандидат философских наук Негуторов, Виктор Валериевич
Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста2008 год, кандидат искусствоведения Лаврентьева, Екатерина Александровна
Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры2005 год, кандидат культурологии Наседкина, Юлия Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности письменной культуры в виртуальной среде»
Облик и содержание современной культуры во многом определяются объёмами интеллектуальных ресурсов, сохранённых и приумноженных в обществе с помощью знаковых средств и представленных в электронном пространстве, прежде всего - в Интернете. Это - самое значительное и наиболее доступное хранилище социальной информации, накопленной в живых языках письменной культуры, возможности которого позволяют исследовать современное общественное сознание по его знаковым составляющим. Происходящая интеллектуализация материального производства выводит Интернет и его ресурсы на первый план в качестве одного из внешних условий осуществления гуманитарных целей информационного общества при объединении умственной деятельности многих народов. Культура в историческом обществе есть общая сфера познания, а также сфера представлений переживаемого. По мнению Ги Дебора, культура в современном зрелищном обществе («обществе спектакля») должна стать ведущим товаром и занять «роль двигателя в развитии экономики, каковой была роль автомобиля и железных дорог в XIX веке»1.
Доля интеллектуальных ресурсов России в пространстве Интернета явно недостаточна, особенно использование кириллицы, что выдвигает на первый план задачу более активного участия России в гуманитарной «национализации будущего», превращения нашей страны в «сетевую» державу2.
Знаковые сообщения в странах древней цивилизации возникли в связи с непрерывно разрастающимися связями между людьми и мирозданием, между людьми и вещами. Выразить логическую сложность этих связей, их типологию и правила согласования была призвана письменность, как определённый способ трансляции человеческих мыслей и чувств,
1 Дебор Г. Общество спектакля / Ги Дебор. - М.: Логос, 2000. С. 88
2 Сурков В. Национализация будущего / Владислав Сурков // Эксперт, № 43 (537), 2006. С. 102 заключающий в себе систему условных средств, предназначенных для фиксации определённой информации, с целью её хранения и передачи во времени и в пространстве. Письменная культура выполняла, помимо познавательной, культовую (или ритуальную), прагматическую и мемориальную функции. Письменность как частное проявление культуры относится к высшим достижениям ранней истории человечества. Её изобретение сравнивают по своему значению с происхождением государства, она тесно связана с последующим развитием духовной деятельности- живопись, рисование, начертание букв или иероглифов, литература, письменные подсчёты, индоевропейские рациональные или восточноазиатские образные языки. Можно согласиться с Германом Гессе, который назвал письменную культуру «опредмеченным духом», «начертательной манифестацией Духа»1.
Исторически роду человеческому, - по мнению В. Гюго, -«принадлежат две книги, две летописи, два завещания - зодчество и книгопечатание, библия каменная и библия бумажная»2. Образ единого и огромного здания в прошлом письменной культуры видел и Д.С. Лихачёв (1906-99), восстанавливая мир древнерусской рукописной литературы, над построением которого трудились семь столетий десятки поколений русских книжников. Авторы текстов и мастера древнерусской книги «работали над одним, общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным "чувством плеча", создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшиеся в единое здание литературы»3.
Книгопечатание, которое на первых порах было преимущественно искусством, в ходе последовавшей великой реформы, уже через несколько десятилетий, стало чем-то насущным и доступным. Оно разрушило прежние школы письма и сделало ненужными высоко реномированные
1 Гессе Г. Магия книги / Герман Гессе. - М.: Книга, 1990. С. 167
2 Гюго В. Собор Парижской богоматери / Виктор Гюго. - Краснодарское кн. изд-во, 1959. С.205-206
3 Лихачёв Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачёв // «Изборник». -М.: Худ. лит-ра, 1969. С. 7-8 скриптории. Обиходное письмо, предоставленное случайностям индивидуальных исканий, отвечало жизненным потребностям общества. Поиски в пространстве европейской письменной культуры (другие направления в диссертации не рассматриваются) сопровождались «неподдающимся классификации богатством проявлений», в них нашли выражение «все оттенки дурной и хорошей подготовки и разнообразие темпераментов пишущих», чтобы занять достойное место в основании письменной культуры человечества1,
Превосходно организованное письмо давало в прошлом и предоставляет в настоящем времени возможность «переоткрытия» (термин И. Пригожина)2 и восприятия новых эстетических ценностей.
В связи с развитием средств передачи и хранения информации, наряду с тремя большими эпохами - устной, рукописной и книгопечатной культур как исторически последовательных типов массовой коммуникации- со второй половины XX столетия фиксируется рождение нового -информационного - типа культуры, вызванного тотальным развитием компьютерной техники и появлением виртуальной среды, создаваемой средствами аудиовизуальной связи. Поисковые системы Интернета включают десятки миллиардов информационных источников письменной культуры: газеты и журналы, научная и художественная литература, правительственная и коммерческая информация, частные записи, дневники, корпоративные и общественные блоги и т.д.
Интернет - самое значительное хранилище социальной информации. Пользование его ресурсами возможно при освоении письменной культуры как определённого способа трансляции человеческих мыслей и чувств. Интернет как пространство глобальной коммуникации перерос рамки дополнительного средства массовой информации и стал вместилищем всемирной культуры.
1 Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века / O.A. Добиаш-Рождественская. - Петербург: изд-во Брокгауз-Ефрон, 1923. С. 188,49
2 Пригожин И. Порядок из хаоса / Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. С. 8
Пользуясь сравнением Виктора Гюго, это третья (виртуальная) Книга (помимо зодчества и книгопечатания) в настоящей и будущей истории человечества. Она требует культурологического освоения.
Традиционная книга в форме кодекса утратила свою монополию в ряду средств массовой коммуникации в середине XX века, в момент информационного «взрыва», а с развитием Интернета утрачивает и место лидера в этом ряду. Но переход к аудиовизуальным формам коммуникации не только не предвещает заката книжной культуры, наоборот, пробуждает глубинный интерес человечества к печатному тексту. Как книга-кодекс многое взяла от рукописной формы, так и динамичная компьютерная стадия письменной культуры не сможет полностью порвать с традициями духовной работы человечества и навсегда лишиться культурно-исторической памяти.
Л.Н. Толстой замечал, что суть книги - увековечение мысли, воплощение её в доступном, по возможности большинству, виде посредством письмен или видимых знаков. Гомер в греческом мире, Вергилий в классическую эпоху Рима, Библия в первые века христианской церкви, Евангелие и русский эпос не нуждались в книгопечатании для того, чтобы остаться в истории мировой культуры1. По такому определению суть книги вечна и не определяется степенью технического прогресса.
Охватить все аспекты письменной культуры в виртуальной среде немыслимо. В настоящем исследовании рассматриваются характерные для виртуальной среды особенности письменной культуры (диалогичность, гипертекстуальность, интерактивность), определяемые свойствами самой среды. В данной работе основное внимание сосредоточено на исследовании экранной типографики, которая должна обеспечивать качественное представление произведений искусства в виртуальной среде, на электронных носителях.
1 Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования: собр. соч. в 22-х т. Т. 16. - М.: Худож. лит., 1983. С. 83
Типографика - сравнительно новая для отечественной культурологии категория. При очевидной тенденции к разрушению традиционной формы книги, особо актуальное значение приобретают образно-символические системы в организации и создании разнообразных специфических форм письменных сообщений. Они выступают в качестве универсального коммуникативного продукта, обеспечивающего различные планы социального общения на основе закрепления текстовой информации посредством знаков письменности. Эти образно-символические системы как раз и создаются методами типографики. Разработка, использование и освоение этих методов позволяют приблизиться к пониманию созданного с помощью знаковых систем текста как явления культуры и к оценке правильности его прочтения.
Пользователь должен знать язык Сети, в том числе сетевой сленг, специальные знаки общения, наиболее употребительные аббревиатуры, соблюдать сетевой этикет. Эти навыки, намеченные к освоению в российских школах по одному из национальных проектов в системе «Образование», помогут адаптировать человека к виртуальной среде и эффективно использовать огромный информационный ресурс Интернета для получения знаний.
Новый тип электронной письменной культуры, основанный на образах и символах, как результат длительной и сложной эволюции форм передачи информации, пока не стал предметом глубокого научного интереса, хотя комплексные исследования особенностей письменной культуры в виртуальной среде становятся насущной проблемой современной теории и истории культуры.
Сегодня в результате компьютеризации информационной сферы происходят процессы не менее значительные, чем в прошлом появление печатной книги. Становятся общедоступными колоссальные объёмы текстовой и визуальной информации, которые недостаточно используются, по крайней мере, в гуманитарных исследованиях. Восполнению этого пробела, особенно заметного в использовании историко-культурологических ценностей письменной культуры на её новейшем этапе, в известной степени послужит настоящее исследование.
Ощутимо отсутствие концептуальных гуманитарных работ, посвященных анализу культурно-исторических аспектов, теоретического осмысления и практического использования письменной культуры и повышения навыков знаковой грамотности, особенно в компьютерной среде, исследованию влияния технологии на современные культурные процессы. Не существует не только целостных концепций и теорий, но также единства понимания сущности и особенностей письменной культуры виртуальной среды, подходов при её междисциплинарном исследовании и анализе культурологических проблем виртуальной коммуникации в сети Интернет. Объясняющие принципы и понятийный (категориальный) аппарат, превращающий дисциплину в науку, в данном разделе культурологии находятся в процессе создания. Сами по себе интересные исследования оказываются разрозненными, не связанными друг с другом.
Рассмотрение особенностей письменной культуры в виртуальной среде позволит сблизить абстрактное с конкретным и обеспечить пользование человеческой мыслью без ограничения во времени и пространстве. Виртуальная среда при этом выступает в качестве функционального аппарата для хранения и трансляции человеческой мысли, материализованной в изображениях и в гипертексте - связке, превращающей любой текст во фрагмент универсального информационного пространства. Следует учитывать, что разветвлённое сетевое сообщество использует наикратчайший путь общения на основе прямых коммуникационных каналов, с авторской персонификацией и с широким использованием ссылок на источники информации.
История информации есть прежде всего история её носителей - от передачи из уст в уста через тиражирование информации в письменной культуре, - до активного распространения новейших информационных технологий. Достижения в сфере информационных носителей коренным образом меняли жизнь общества. Но только с 1960-х гг. на передний план выдвинулась деятельность, связанная с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.
Современный компьютер становится орудием для производства и переработки образов не просто в умелых руках, но в руках человека, способного их создать, воспроизвести и разместить в виртуальной среде на основе современных достижений экранной типографики.
Электронный текст как новая форма фиксации и передачи письма сменил печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса. Эта смена приводит к существенным особенностям, сводящимся к следующим основным позициям:
1. Пользователь относительно самостоятельно выстраивает индивидуальную виртуальную среду посредством электронной публикации сайта и «пропиской» его в поисковых системах Интернета;
2. Осознанный выбор цвета фона и шрифтов, типа шрифтовых гарнитур и размера кегля, привлечение графических элементов и пиктограмм в меню и использование иллюстраций позволяет создать страницы электронной публикации оптимальные для адекватного семантического восприятия информации;
3. Новая форма текста не нуждается в печати в традиционном смысле слова, но при этом, в условиях новой техники записи и распространения письма, усложняются задачи экранной типографики и дизайна;
4. Открытость электронной публикации в Интернете накладывает необходимость при ее создании учитывать эстетические принципы потенциальных читателей;
5. Благодаря электронному доступу к ресурсам, принципиально меняется система работы с текстами, включая текстовую аргументацию и публикационную деятельность за счёт новых ресурсно-технологических возможностей, кооперации с партнёрами в России и за рубежом;
6. Читатель, ранее «привязанный» к книге, обретает независимость в виртуальной среде в рамках определённых кодов и условностей и становится пользователем, имеющим возможность самостоятельно выбирать свой путь чтения следуя гиперссылкам и активно воздействовать на дискурс, участвуя в форумах и чатах. Новые культурные сдвиги являются следствием динамических процессов в современной письменной культуре. Они призваны воплотить в себе определённый художественный замысел, задать восприятие текста и направление его интерпретации, воздействовать на виртуальное пространство.
Новый компьютерный продукт с использованием различных форматов графической коммуникации в глобальной сети Интернет стал возможен с середины 1980-х гг., после появления технических средств, позволяющих конструировать реальность не только вербальным способом, но и аудиовизуальным. Виртуальная реальность - это особая реальность, взаимодействуя с которой, человек может «входить» в неё, трансформировать её и вступать в интерактивный контакт с другим субъектом в режиме диалога. Для построения виртуальной реальности используется не только и не столько текст как базовый объект экранной типографики, не только и не столько дискурсивные инструменты, сколько методы моделирования, вплоть до появления трехмерных макромоделей, реализуемых при помощи компьютера. Конструирование можно считать текстовым способом построения реальности, а виртуализация использует метод построения реальности в трёхмерном пространстве.
В постмодернистской типографике ценностный удельный вес шрифтов в образных решениях уменьшился, уступив приоритетные позиции цветовой информации, «картинке», ставшей главным стилеобразующим фактором. С другой стороны, шрифты хлынули в повседневность, распространились вширь, заполнили визуальное пространство, превращая его в «шрифтовую среду».
В современной культуре заметна тяга к интерактивности, проявляющейся в реальных возможностях творческого взаимодействия с искусственным пространством, в котором трёхмерная компьютерная графика производит очевидный переворот. Это ещё раз подтверждает тезис о значительном эстетическом потенциале типографики виртуальной среды, раскрытие которого следует ожидать в ближайшее время.
Электронные носители становятся компактнее и мобильнее, чтение и работа с текстом уже могут быть не привязаны к письменному столу. Разрешающая способность экранов становится выше, растёт скорость передачи данных. Повышается экологичность и эргономичность электронных устройств. Эти тенденции развития современных компьютерных технологий очевидны. Но наверняка нас ждут и неожиданности, такие, как создание электронных книг, привычных по форме (с обложкой и страницами), снабжённых микропроцессором и подключенных к сети Интернет. Они позволят, независимо от компьютера, воспроизводить на поверхности электронной «бумаги» любые тексты. Такие носители могут сделать привычным и приятным электронное чтение (скорость чтения книжных текстов выше, чем скорость чтения текстов с экрана) и сделать доступной информацию Интернета для «некомпьютерных» читателей.
Степень разработанности проблемы. С помощью развивающихся информационных технологий актуализируются наши представления о многомерной, слоистой реальности, закреплённые воображением и живущие в нём. Информационный эквивалент вещей, в противоположность естественному физическому пространству, как и мир ноосферы, есть мир виртуальный. Таковы воображаемая Вселенная религиозного философа П.А. Флоренского, неевклидова геометрия математика Н.И. Лобачевского, воображаемая (неаристотелева) логика русского мыслителя H.A. Васильева.
Одной из особенностей письменной культуры в системе современных коммуникаций - как в присущей ей художественной, так и в интеллектуально-аналитической ипостаси - является диалогичность. Концепция диалогизма утвердилась в XX столетии на основе идей М.М. Бахтина, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, С.Т. Махлиной, Л.В. Петрова и других. Благодаря этой концепции в культурологии сложился круг устойчивых представлений о системе знаковых взаимодействий по линии «я» - «ты», в которой собственные намерения «я» не только должны учитывать намерения собеседника, но и обоюдно способствовать обустройству всего пространства письменной культуры, дискурсу информационного общения в целом.
Культура, по базовому определению Ю.М. Лотмана, - это созданный человечеством «механизм, имеющий целью выработку и хранение информации»1. В свете информационных и синергетических представлений рост информации - это «обратная сторона» роста энергетической мощи общества. В полном соответствии с законом культурной эволюции Л. Уайта: «культура - механизм для обработки информации». Тем более, что культурные тексты запечатлеваются системой знаков, подобно информационному обеспечению в компьютере. Компьютерные программы по переработке, поиску, передаче и усвоению информации используют машинный язык и блоки памяти. По образному сравнению A.C. Кармина, «аналогичные компоненты характеризуют и культуру: языки- знаковые системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само»2.
Информационная достаточность компьютерной (виртуальной) среды, на наш взгляд, неотъемлемая часть современной культуры. С целью освоения её ценностно-эстетических смыслов и предпринято настоящее исследование, в котором новое видение реальности рассматривается как проявление её виртуальности. Процесс познания виртуальных объектов расширяет возможности разных форм диалога- речевого, текстового, сценического, компьютерного. Диалогизм становится неотъемлемым свойством коммуникативности.
1 Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство. - СПб., 2004. С. 395
2 Кармин A.C. Культурология / Кармин A.C., Новикова Е.С. - СПб.: Питер, 2006. С. 450,26
Технологическим средством виртуальных коммуникаций в письменной культуре информационного общества служит экранная типографика. Относительно новая для отечественной культурологи, категория типографики возникла в XVII веке как вспомогательная историческая дисциплина, примыкавшая к палеографии, эпиграфике, дипломатике, фрагистике, нумизматике, то есть наукам, занимавшимся изучением эволюции знаков рукописной и книжной письменности. Ныне этот термин в России зачастую связывают со специальными вопросами типографского искусства. Но европейская научная мысль использует понятие «типографика» во всех основных языках без соотнесения его с понятием «типография». «Типография» в немецком языке звучит как «Druckerei», в английском - «Printing works», во французском - «L'imprimerie», и только в русском языке слова «типография» и «типографика» столь созвучны (оба слова имеют греческие корни).
Современная экранная типографика составляет важную особенность письменной культуры в виртуальной среде, которая рассматривается в диссертационной работе. Ценностно-эстетические смыслы экранной типографики оказывают прямое воздействие на искусственный, созданный или освоенный людьми мир, посредством и благодаря которому личность формирует и реализует свои сущностные силы в письменной культуре.
Освоение ценностно-эстетических смыслов письменной культуры в виртуальной среде - относительно новая область научных исследований и культурной практики. В третьей четверти XX века под воздействием научно-технической революции, исследований в области семиотики и языкознания, бурной эволюции средств массовой коммуникации, началось становление экранной типографики как автономной, межотраслевой художественной дисциплины со своим зримым языком и визуальными средствами его выражения. Этому становлению способствовали работы отечественных исследователей творческого процесса в дизайнпроектировании и артографии Г. Быстрицкой [27]Ю. Гордона [55], И.Г. Елинера [70], М.А. Жукова [74], В.А. Кричевского [122], H.A. Павловой [171], H.H. Розановой [198], С.И. Серова [204], известных мастеров европейской типографики Э. Рудера [201], Дж. Феличи [231 ], Э. Шпикермана [249].
Пространство письменной культуры- понятие глобальное во всех отношениях. В нём на протяжении XX века достаточно подробно исследованы:
- вопросы происхождения алфавита, история письма и письмен, история книги: Д. Дирингер [64], O.A. Добиаш-Рождественская [65], В.В. Истрин [89], Е.И. Кацпржак [106], С.Ф. Либрович [132], Ч. Лоукотка [138], Н.А.Павленко [170], В.В. Струве [216], И. Фридрих [234], Я.Б. Шницер [248];
- семиотика как общая наука о знаках и символах: С.С. Аверинцев [1], А. Арто [6], Р. Барт [12], Ж. Бодрийяр [21], А.Г. Волков [44], Ж. Делёз [62], Вяч.Вс. Иванов [77], В. Марков [146], С.Т. Махлина [150], Г. Почепцов [193], Ю.С. Степанов [214], В.Н. Топоров [223], Б.А. Успенский [227];
- намечены острые проблемы современного противостояния книги и гипертекста в виртуальной среде: Х.Л. Борхес [24], В.А. Емелин [71], О.Л. Каменская [94], Б.В. Марков [145], Р. Шартье [245], У. Эко [253].
Современное пространство письменной культуры, благодаря развитым компьютерным технологиям, обретает черты виртуальной реальности, которая принадлежит к тем знаковым достижениям науки и техники, с появлением которых связывают изменения во многих областях человеческой деятельности, в массовом сознании. Широкая популярность термина привела к тому, что виртуальная реальность стала собирательным обозначением множества феноменов конца XX века: телевидения, электронных коммуникаций, мультимедиа, компьютерной анимации,
1 В скобках указываются номер работы данного автора из списка литературы в конце диссертации. промышленного дизайна, спецэффектов в кино, наконец, компьютерной среды вообще.
Главной частью виртуальной среды в диссертации рассматривается Интернет, пользователем которого является каждый пятый россиянин. По данным «Яндекса», на сентябрь 2006 г. в Рунете создано около 1,2 млн блогов, со скоростью более ста в час. В виртуальной среде стирается грань между писателем и читателем. Возникает «пользователь», активно участвующий в формировании информационного пространства сети Интернет. Интернет в последние годы стал не только общепризнанным экономическим и социальным фактором, но и пространством художественных коммуникаций, базирующихся на фундаменте экранной типографики.
В начале 1990-х гг. виртуальной реальностью заинтересовались отечественные философы, культурологи, искусствоведы, социологи и психологи. Подход к исследованию различных аспектов культурного потенциала виртуальный среды информационного общества предпринят в работах Е.И. Анненковой [4], B.C. Бабенко [9], П.И. Браславского [25], Ф.И. Гиренка [53], В.В. Горчакова [56], И.Ф. Игнатовой [78], С.Н. Иконниковой [82], А.И. Калмыковой [93], В.В. Кучмурукова [127], Т.В. Ляшенко [87], Н.Б. Маньковской [143], Т.Э. Мартиросян [147], С.Т. Махлиной [148], Л.А. Микешиной [153], Ю.В. Наседкиной [160], М.Ю. Опенкова [169].
Философские и психологические проблемы виртуалистики исследуются в работах Г. Бейтсона [15], В.М. Быченкова [28], Е.В. Ковалевской [110], И.Г. Корсунцева [117], М.М. Кузнецова [123], H.A. Носова [163], Д.А. Поспелова [191], В.М. Розина [200], В.Ф. Спиридонова [211], B.C. Степина [215], В.И. Фалько [228], И.Т. Фролова [235], Е.А. Шаповалова [244].
Ряд авторов рассматривают виртуальную среду как подмену реальности, как законченное воплощение стиля, настроений элитарного и массового сознания постмодернизма, и как кризис символики, ритуала, конвенциональности - Д.В. Галкин [46], В. А. Емелин [71], О.В. Катаева [105], В.Л. Силаева [205], H.H. Суворов [217], М.Н. Эпштейн [256].
Статус «виртуальной реальности», не получивший достаточно чёткого научного обоснования, в умах пользователей воспринимается противоречиво и требует дальнейшего культурологического внимания.
Российская Федерация, несмотря на экономические и политические сложности переходного периода, активно включается в глобальное информационное пространство, развивает и осваивает новейшие телекоммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации, формируя законодательную базу, регулирующую информационную деятельность и т.п. Рассмотрение знаковых феноменов постиндустриального или информационного общества, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей, определяет актуальность настоящего исследования.
Современные технологии конструирования искусственных миров, которые могут поспорить по достоверности с миром реальным, базируются на возможностях письменной культуры. Каждая технология - это воплощение идеологии общества или, скорее, - идеологические инвестиции общества в собственное ближайшее будущее. Поэтому экранную типографику в пространстве виртуальной среды следует рассматривать не только как фактор масштабных изменений в письменной культуре, но и как выражение технологических тенденций. Объясняющие принципы и понятийный (категориальный) аппарат, превращающий дисциплину в науку, в данном разделе культурологии находятся в процессе создания. Сами по себе интересные исследования оказываются разрозненными, не связанными друг с другом. В обстановке творческого эклектизма происходит манипуляция терминами, мало пригодными для научного понимания и наглядного предметного языка. С этой целью значительное внимание в работе уделено терминологии.
Объектом исследования является письменная культура в виртуальной среде как один из феноменов информатизации общества.
Предмет исследования - экранная типографика как одна из форм художественного воплощения письменной культуры в виртуальной среде.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к установлению исторических основ и особенностей письменной культуры в системе современных коммуникаций для получения достоверных (воспроизводимых) и качественных результатов текстовых сообщений в виртуальной среде.
В соответствии с поставленной целью в исследовании реализуются следующие задачи:
- выявить культурно-исторические истоки и философско-концептуальные основы письменной культуры как средства передачи и хранения информации;
- охарактеризовать современную письменную культуру в системе информационных технологий, включая компьютерную виртуальную среду;
- определить основные социокультурные свойства экранной типографики как образно-символической системы и технологического средства современных художественных коммуникаций;
- разработать образцы современного компьютерного продукта для социально-культурной сферы и связанные с ним выводы и рекомендации.
Теоретическая и методологическая основа исследования: информационно-семиотическое понимание культуры как социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных и создаваемых людьми знаковых средств и виртуальных коммуникаций, в условиях глобальной информатизации общества.
Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также новизна и разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа особенностей письменной культуры в виртуальной среде и феномена экранной типографики использованы подходы и положения, разработанные в культурологии, теории информации, семиотике, философии культуры, искусствоведении, психологии общения, визуально-вербальной риторике, компьютерных науках. Большое влияние на общий стиль историко-культурологического исследования письменной культуры виртуальной среды оказали работы Ф. Броделя [26], В.И. Вернадского [34], А.Л. Крёбера [121], В.Н. Ляхова [140], М.К. Мамардашвили [144], А.А. Потебни [192], П.А. Флоренского [233], М. Фуко [236], Г. Хакена [237], Г.П. Щедровицкого [250], У. Эко [254].
Научная новизна исследования:
- Проведено комплексное изучение историко-культурологических ценностей письменной культуры, проанализирована теория и практика развития письма, его роль в духовном совершенствовании человечества, выявлены и описаны этапы устной, рукописной и книгопечатной культур как исторически последовательных типов массовой коммуникации;
- Дано терминологическое определение типографики и её места в истории письменной культуры;
- Выявлены роль и определяющее значение текста как системы символов (знаков), мыслительных конструкций и ценностно-эстетических смыслов в пространстве письменной культуры;
- Проведен аналитический обзор теоретических подходов, рассматривающих виртуальную реальность в современной культуре, и выявлены характеристики виртуальной среды как новейшего этапа письменной культуры;
- Разработана авторская коллекция компьютерных шрифтов и образных символов, используемых в качестве универсального коммуникативного продукта на основании исторически сложившихся форм для современного воплощения ценностно-эстетических смыслов экранной типографики.
На защиту выносится: идея использования основных достижений традиционной книжной культуры в виртуальной среде глобальной сети, активно вторгающейся в пространственные перспективы письменной культуры и требующей принципиально новых образно-символических средств для закрепления текстовой информации. Электронный текст как новая форма фиксации и передачи информации разнообразит печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса. Эта идея нашла воплощение в следующих тезисах, защищаемых автором:
- Генеральной задачей книжного искусства на современном этапе является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка её как организации, как целостной, гармоничной функциональной формы создания и функционального использования элементов письменной культуры;
- Комплексный анализ письменной культуры в широком культурно-историческом контексте показывает, что текст и графика становятся единым визуальным полем, образ которого формирует монтаж на основе компьютерных программ;
- Результаты работы позволяют рассматривать письменную культуру виртуальной среды как новую и необходимую знакосозидательную составляющую культурных процессов информационной эпохи при использовании навыков знаковой грамотности и письма, приобретающего промышленные масштабы и свойства массовой культуры. Электронный текст как новая форма фиксации и передачи письма разнообразит печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса;
- Уровень современной письменной культуры, приобретающей черты компьютерного письма, повышает требования к знаковой грамотности, которая определяется владением экранной типографикой как современным средством массовой художественной коммуникации. В системе знаковых взаимодействий типографика как важная составляющая информационного ресурса способствует нормальному функционированию коммуникативного пространства письменной культуры в виртуальной среде;
- Непрерывно возрастающий объём информации в Интернете приводит к усилению роли систем поисков, каталогов и рейтингов сайтов. Эти ресурсы, а также «движки» для создания сайтов, форумов и чатов, формируют облик современной компьютерной письменной культуры, что накладывает особую ответственность на создателей руководств по дизайну, типографике, проектированию интерфейсов, семиотике и визуализации;
- Современный компьютер становится орудием для производства и переработки образов и размещения их в виртуальной среде в качестве компьютерного продукта с использованием различных форматов графической коммуникации в сети Интернет. Освоение Интернета как пространства глобальной коммуникации, выходящего за рамки дополнительного средства массовой информации, позволяет предвидеть новую волну гуманитарных исследований на основе использования растущих сетевых ресурсов, представляющих отечественную и мировую культуру;
- Компьютерный текст, обретающий бесконечную виртуальную глубину, впервые позволяет осуществить давнюю мечту об универсальной электронной библиотеке, содержащей все когда-либо напечатанные книги, все когда-либо созданные тексты;
-Современные процессы виртуализации стремительны и с трудом поддаются прогнозированию. Между тем, предметное поле социально-философских и культурологических исследований данной проблемы только начинает складываться. Важность и актуальность комплексного междисциплинарного исследования феномена виртуальной реальности в современной культуре и, в частности, в компьютерной виртуальной среде, следует считать основным выводом данного исследования, выносимым на защиту.
Научно-практическая значимость исследования. В XXI веке решающими факторами производства становятся нематериальные -информация, интеллект. Новейшее искусство, экспериментирующее в формах мультимедийных инсталляций и видеоарта, открывает новые грани пространственной образности. Зритель, обладающий знанием и определённым духовным опытом, становится полноправным действующим лицом пространственного образа. В нём он ищет источник новой культурной символики XXI века. Современный субъект развития обязательно включает печатный орган и базирующийся на нём медийный комплекс, объединяющий, как правило, телепрограмму, издательство и мощный Интернет-портал. Медийная составляющая даёт возможность отшлифовать идеологию, скорректировать смыслы и выявить коммуникативные технологии развития, с помощью которых идеи, как известно, могут обрести одухотворённую материальную силу.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования её результатов разработчиками компьютерных сайтов и программ и в широкой художественной практике, в том числе при изготовлении оригинал-макетов иллюстрированных альбомов. Отдельные результаты работы могут рассматриваться как предпосылки для использования шрифтовых технологий и культурных практик медиадизайна в высшем образовании, прикладных культурологических исследованиях. Работа содержит материалы, которые обогатят курс исторической культурологии, а также могут составить основу специализированного курса, посвященного технологиям компьютерной типографики и медиадизайна.
Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения работы использованы автором при создании им многочисленных художественных альбомов, каталогов, медиа-продукции, докладывались и обсуждались в ГМЗ «Петергоф», на заседаниях кафедры теории и истории культуры СПб ГУКИ и на конференциях.
Публикации. Основные положения диссертации отражены в одиннадцати публикациях.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 272 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса2009 год, доктор филологических наук Лутовинова, Ольга Васильевна
Культуро-творческий потенциал виртуальных коммуникаций2009 год, кандидат культурологии Бердникова, Элина Николаевна
Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ2008 год, доктор философских наук Маркова, Татьяна Борисовна
Проблемы изучения и восприятия гипертекста в мультимедийной среде Интернет2009 год, кандидат филологических наук Ильина, Ирина Анатольевна
Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста: на материале русскоязычного Интернета2006 год, доктор филологических наук Дедова, Ольга Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Помпеев, Александр Юрьевич
Результаты работы позволяют рассматривать письменную культуру виртуальной среды как новую и необходимую знакосозидательную составляющую культурных процессов информационной эпохи при использовании навыков знаковой грамотности и письма, приобретающего промышленные масштабы и свойства массовой культуры.
Уровень современной письменной культуры в виртуальной среде, усваивающей черты компьютерного письма, повышает требования к знаковой грамотности и эстетической одарённости пользователя, которые определяются скоростью и качеством владением экранной типографикой как современным средством массовой художественной коммуникации.
Непрерывно возрастающий объём информации в Интернете приводит к усилению роли систем поисков, каталогов и рейтингов сайтов. Эти ресурсы, а также «движки» для создания сайтов, форумов и чатов, формируют облик современной компьютерной письменной культуры, что накладывает особую ответственность на создателей руководств по дизайну, типографике, проектированию интерфейсов, семиотике и визуализации.
Современный компьютер становится орудием для производства и переработки образов и размещения их в виртуальной среде в качестве компьютерного продукта с использованием различных форматов графической коммуникации в сети Интернет. Освоение Интернета как пространства глобальной коммуникации, выходящего за рамки дополнительного средства массовой информации, позволяет предвидеть новую волну гуманитарных исследований на основе использования растущих сетевых ресурсов, представляющих отечественную культуру. Компьютерный текст, обретающий бесконечную виртуальную глубину, впервые позволяет осуществить давнюю мечту об универсальной библиотеке, содержащей все когда-либо напечатанные книги, все когда-либо созданные тексты.
К серьёзным выводам данного исследования следует отнести важность и актуальность комплексного междисциплинарного изучения феномена экранной типографики в пространстве письменной культуры и, в частности, в компьютерной виртуальной среде. И вот по какой причине. Мир стал инфраструктурным. Масштабы инфраструктур, их влияние на происходящие процессы приобретают глобальный характер. Человек, попав в инфраструктурную зависимость, становится несвободным, оказывается во власти созданных им самим технологий.
Одна из выявленных закономерностей говорит, что скорость удвоения быстродействия компьютеров и падение стоимости увеличения объёмов информации, с которыми вынуждены оперировать те, кто принимает решения, растёт по экспоненте. Отделение человеческого и информационного миров, возможные сбои в работе инфраструктур могут стать опасными для человечества, поскольку соизмеримы с природными катастрофами геологического масштаба.
Технологии виртуальной реальности обнаруживают продуктивные связи с философской традицией, культурными феноменами прошлого и настоящего. Они выявляют взаимосвязи типографики и различных видов письма. Виртуальную реальность можно рассматривать как один из факторов трансформационных процессов в современной культуре.
Многие процессы, происходящие сейчас в виртуальном мире, безусловно, берут своё начало в реальном мире, однако, проходя грань реального и виртуального, начинают активно видоизменяться и влиять на повседневную жизнь общества.
Если под технологиями понимать не только целенаправленные процессы, организованные людьми (искусственные технологии), но и всякие процессы, происходящие в природе и обладающие определёнными признаками (природные технологии), то структурная эволюция типографики в пространстве письменной культуры представляет собой эволюцию технологий.
Используя средства современной типографики, человек создаёт другую, качественно новую в технологическом отношении природу. Ресурсом развития становятся материальные и интеллектуальные образования, включая законодательство.
Человек живёт в технологическом окружении и сам в известном смысле технологичен. Естественная среда обитания человека всё в большей степени замещается средой искусственной со своими ресурсами и законодательством, определяющим технологическую направленность дальнейшего развития. Меняется не только среда обитания, но и сам человек. Поэтому по-новому должна быть поставлена и проблема человека как субъекта деятельности в компьютерном мире, в тесной связи с технологическими процессами, приобретающими автомодальный характер, то есть зависящими только от собственной логики.
Ближайшее время станет временем сосуществования привычных форм книги и гипертекста, а также трёх способов записи и распространения текстов: рукописи, печатного издания и электронного текста. Реальные читательские практики в массе своей по-прежнему связаны с печатными объектами. Но цифровые технологии распространяются стремительно и неудержимо. Поэтому по контрасту со свободной, стихийной электронной коммуникацией складываются электронные «книги» в качестве текстовых единиц, обладающих собственной идентичностью с платным онлайновым доступом и защитой морального и материального авторского права. Дисплей разворачивает перед читателем электронный свиток, снабжённый всеми ориентирами, присущими книге-кодексу, начиная с первых столетий христианской эры, - титульным листом, пагинацией, сносками, указателями, содержанием и т.д.
Электронная книга, свободная от многих полиграфических ограничений, предоставляет читателю компьютерной эпохи производить с текстом разнообразные операции в соответствии с волей самого читателя. Текст доступен любому читателю, располагающему компьютером, подключённым к Сети, где бы тот ни находился. Более того, читатель, освоивший начала типографики, всегда может вмешаться в саму ткань этих текстов, изменить их, переписать заново, сделать своими собственными. Компьютерный текст, обретающий бесконечную виртуальную глубину, впервые позволяет осуществить давнюю мечту об универсальной библиотеке, содержащей все когда-либо напечатанные книги, все когда-либо созданные тексты, - мечту о превращении Вселенной в Библиотеку.
Заключение
Виртуальная среда глобальной сети активно вторгается в пространственные перспективы письменной культуры и требует принципиально новых образно-символических средств для восприятия, закрепления, переработки и хранения знаковой информации. Экранная типографика как новая форма фиксации и передачи информации, в том числе - цветовой, разнообразит печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса, с обязательным использованием основных достижений традиционной книжной культуры.
Но генеральной задачей книжного искусства на современном этапе является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка её как организации, как целостной, гармоничной функциональной формы создания и функционального использования элементов письменной культуры. В этой форме текст и графика становятся единым визуальным полем, образ которого формирует монтаж на основе компьютерных программ.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Помпеев, Александр Юрьевич, 2007 год
1. Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символов / С.С. Аверинцев // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. - С. 300-305.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции: сб. ст. / С.С. Аверинцев. М.: Языки русской культуры, 1996. - 446 с.
3. Андрулайтис JI. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского как прообраз сетевой публицистики / Леонид Андрулайтис // Октябрь.- 2005. — № 12.-С. 168-171.
4. Анненкова Е.И. Виртуальные миры Н.В. Гоголя / Е.И. Анненкова, М.Б. Игнатьев // Виртуальные реальности. М., 1998. - С. 140.
5. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н. Артановский. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.
6. Арто А. Театр и его двойник / Антонен Арто. М.: Мартис, 1993. - 192 с.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. -М.: Сов. энциклопедия, 1969. 608 с.
8. Бабенко B.C. Виртуальная реальность в музейном деле / B.C. Бабенко, С.Т. Махлина. СПб.: СПбГУКИ, 1997. - 103 с.
9. Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности / B.C. Бабенко // Виртуальные реальности и современный мир. М., 1997. - С. 56-69.
10. Бабенко B.C. Размышления о виртуальной реальности / B.C. Бабенко// Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. -М., 1996.-С. 107-116.
11. И. Бабенко B.C. Художественная культура и виртуальная реальность / B.C. Бабенко, С.Н. Иконникова, С.Т. Махлина // Виртуальные реальности: C6.ct.-M., 1998.-С. 147-149.
12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Ролан Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
13. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства / Е.Я. Басин. М.: Мысль, 1973.-216 с.14
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.