Технология мультимедийного представления творческой истории текста в электронном издании: издательский проект "Видеотекст" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.03, кандидат наук Хомякова, Екатерина Владимировна

  • Хомякова, Екатерина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ05.25.03
  • Количество страниц 151
Хомякова, Екатерина Владимировна. Технология мультимедийного представления творческой истории текста в электронном издании: издательский проект "Видеотекст": дис. кандидат наук: 05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Санкт-Петербург. 2017. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хомякова, Екатерина Владимировна

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические предпосылки создания технологии электронного издания с элементами кинетической типографики

1.1. Функциональная характеристика книги как коммуникативного феномена

1.2. Книга на пути к современному мультимедийному изданию

1.3. Синтетическая природа комикса

1.4. Учебное кино и диафильм как ранние опыты синтеза кино и книги

1.5. Синтез книги и кинематографа в современных медиа

1.6. Средства кинетической типографики в кино и электронных приложениях для обмена сообщениями

Выводы к главе 1

Глава 2. Способы представления творческой истории текста в изданиях и медиапродуктах

2.1. Процесс создания текста как предмет текстологии

2.2. Традиции представления генезиса текста в печатном издании. Редакции и варианты текста как объект редакторской работы и элемент аппарата издания

2.3. «Оживление черновиков» в научно-популярном кинематографе: к истории кинотекстологии

2.4. Редакции и варианты текста в современных мультимедийных изданиях

Выводы к главе 2

Глава 3. Модель и технология анимационного представления творческой истории текста в электронном издании: проект «Видеотекст»

3.1. Концептуальная и функциональная основа проекта

3.2. Основные требования к технологии и сферы ее применения

3.3. История проекта и его участники

3.4. Текстологический аспект подготовки видеотекстов

3.5. Технические особенности программного продукта Videotext

3.6. Реализация технологии «Видеотекст» в литературно-художественном издании. Перспективы применения технологии в эпоху мультимедиа

Выводы к главе 3

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технология мультимедийного представления творческой истории текста в электронном издании: издательский проект "Видеотекст"»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, стремительным развитием цифровых мультимедийных технологий, в том числе в издательском деле, с другой - отсутствием адекватной системы представления генезиса текста в печатных и электронных изданиях. Необходимость создания такой системы продиктована, в первую очередь, широко применяемой практикой обращения к процессам создания текстов различных жанров в сфере гуманитарного образования и науки. Первые шаги на пути к решению этой проблемы уже сделаны как в нашей стране, так и за рубежом.

Широкое понимание книги как объекта, позволяющего материализовать все знания человечества, а также продуцировать новое знание, требует обратить особое внимание на до сих пор недостаточно реализованные возможности книги, которые могут быть раскрыты благодаря современным компьютерным технологиям. Один из путей реализации этих возможностей - электронное издание, обеспечивающее процесс восприятия текста в режиме его непрерывного становления и открывающее читателю эффективные средства для освоения архивов, рукописей, черновых вариантов произведения и собственно логики движения авторской мысли в ходе создания текста.

С тех пор как существуют письмо и печать, читатель имел возможность видеть и последовательно воспринимать почти исключительно результаты письма. Цивилизация выработала устойчивое отношение читателя к тексту как к готовому продукту даже в том случае, когда объективно и с точки зрения автора написанное является лишь моментом в творческом процессе.

За время существования письма и печати человечество накопило огромные объемы малодоступной текстовой информации, представленной в форме черновых и промежуточных вариантов текста, как авторских, так и редакционных. Многие тексты (не только художественные, но и научные, деловые, юридические и проч. - будь то гимн России или Уголовный кодекс) имеют свою собственную судьбу, со временем претерпевая множественные, иногда вполне целенаправлен-

ные изменения. Особо важное место среди последовательно формируемых и меняющихся во времени текстов занимают авантексты писателей - черновые варианты произведений, документально зафиксированные в процессе создания текстов (притом что последний вариант произведения, воспринимаемый как конечный, часто является лишь моментом приостановки творческого процесса, потенциально промежуточным «кадром»). Авантекст как текст в процессе его становления, будучи важным источником гуманитарного знания, до сих пор не находил адекватной технологии своего визуального представления, которая позволяла бы читателю следить за эволюцией авторской мысли и динамикой предпочтений. В результате писатель как творческая личность и тип деятельности в некотором смысле исчезает для читателя, будучи воспринимаем лишь в плоскости окончательных (зачастую - условно окончательных), эдиционных вариантов.

Процедуры создания текста и его последующих изменений до сих пор были доступны лишь в форме текстологического описания - как моделируемые, но непосредственно не наблюдаемые. Варианты текста, черновики и другие документальные сведения о процессе становления текста публикуются в справочном аппарате академических литературно-художественных изданий, не формируя объекта непрерывного чтения. Традиционные способы издательского представления авторских черновиков, с множеством сносок в соответствии со слоями правки, делает их неудобочитаемыми, доступными лишь узкому кругу специалистов: читатель оказывается не в состоянии составить целостную картину творческого процесса, воспринимать и осмысливать текст на пути его становления. Поэтому до сих пор такого рода информация, представляющая общекультурный и общенаучный интерес, могла быть предметом внимания только узкого круга специалистов.

В то же время современная теория и практика средств массовой коммуникации, рекламы и PR, копирайтинга, спичрайтинга, редакторской подготовки изданий, стилистики и рерайтинга, психолингвистики, риторики постоянно обращается к процессам создания текста в деловых, научных и учебных целях. Однако

программной среды и технологии визуального представления процесса становления текста на всех его стадиях до сих пор не существовало.

Благодаря возможностям анимации графических символов, их внешней трансформации, модификации в режиме реального времени современные электронные технологии сформировали предпосылки для существенной перестройки восприятия печатного текста. Анимированный текст широко применяется в рекламе, в кино, при создании художественных видеороликов, однако преимущественно в декорационных целях, не получая полноценного применения в сфере чтения, в целях обогащения его возможностей и коммуникативного потенциала электронной книги. При всей революционности новейших технологий подготовки электронных изданий, они сделали восприятие информации лишь более удобным, существенно не изменив ни объекта, ни процесса чтения.

Современные мультимедийные технологии могут быть эффективно использованы как инструмент, обеспечивающий восприятие прежде малодоступной генетической информации - наблюдение за процессом становления любых объектов, и в первую очередь объектов вербальных: высказывания и текста.

Мы имеем дело не только со всеми необходимыми теоретическими, практическими, технологическими предпосылками разработки нового вида электронных изданий - таких, которые бы позволили читателю целостно и осмысленно воспринимать процесс порождения текста, - но и очевидной потребностью культуры в такого рода изданиях. Все это определяет актуальность предлагаемой работы.

Степень разработанности темы. В отечественной издательской практике проблема эдиционного представления генезиса текста впервые была поставлена при подготовке собрания сочинений А.С. Пушкина в середине XIX в. (изд. П.В. Анненкова. 1855-1857). Научная методика представления ранних редакций и вариантов произведения в дальнейшем была выработана советскими текстологами (С.М. Бонди, Г.О. Винокуром, Ю.Г. Оксманом, Б.В. Томашевским, М.А. Цявловским и др.) в ходе работы над Большим академическим собранием сочинений Пушкина (1939-1957) и изложена в предисловии к разделу «Другие

редакции и варианты». Эта методика на протяжении многих лет была основой последующего опыта подготовки научных изданий литературной классики.

В 1937 г. под руководством С.М. Бонди была предпринята новаторская попытка экспериментального представления процесса работы автора над рукописью с помощью методов кинематографической мультипликации (научно-популярный фильм «Рукописи Пушкина», реж. С. Владимирский; реконструкция - 1961). Этот и ряд последующих опытов графической анимации рукописи, с параллельным комментарием диктора, не имея аналогов за рубежом, не получили, однако, систематического развития и продолжения в практике научных и научно-популярных медиа в связи с большой трудоемкостью их подготовки.

С 2000-х годов предпринимаются отдельные попытки разработать способы динамического представления истории создания текста в печатном издании (ИМ-ЛИ РАН: М.А. Шолохов. Тихий Дон. Динамическая транскрипция рукописи. М., 2011; А.С. Пушкин. Собрание сочинений. Художественные произведения, критические и публицистические труды, письма, рисунки, пометы и деловые бумаги, размещенные в хронологическом порядке. Т. 1-5. М., 2000-2015). Эти научные опыты, по нашему мнению, не решая задачи представления работы автора над рукописью в виде непрерывного объекта чтения, позволили вновь обнаружить острую потребность текстологии в поиске эдиционных средств, обеспечивающих генетическое чтение.

В современной зарубежной науке - генетической критике (Л. Э, А. Грезийон, Ж.-Л. Лебрав и др.) и теории научного книгоиздания (Е. Пьераццо и др.) - неоднократно подчеркивалась недостаточная эффективность традиционных способов публикации рукописей в статическом пространстве двумерной печатной страницы, не позволяющей полноценно передавать процесс письма и движение хода авторской мысли. На рубеже тысячелетий несомненно важным шагом на пути к осуществлению этих возможностей явились инновационные решения в области электронной публикации рукописей и архивных материалов классиков западноевропейской науки, литературы и искусства (Пруста, Ван Гога, Ливингстона и др.) с опорой на принцип параллельного представления и визуального сопостав-

ления вариантов текста, а также транскрипций с использованием интерактивных инструментов электронного издания (всплывающих подсказок, пояснений и комментариев).

Попыток разработать и применить цифровую технологию «оживления» черновиков в электронном издании до сих пор не предпринималось.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает книга в печатной и электронной формах в ее коммуникативном, культурном, историческом, издательском аспектах; предмет исследования - возможности книги динамически отражать движение авторской мысли в процессе создания текста (эдици-онное представление ранних редакций и вариантов текста).

Процесс работы автора над произведением (процесс письма - от первых шагов в воплощении замысла к беловой рукописи и прижизненным эдициям) рассматривается как центральный элемент творческой истории текста, требующий издательского представления.

Цель диссертационной работы: обосновать и разработать технологию мультимедийного представления творческой истории вербального текста в электронном издании, обеспечивающую непосредственное восприятие читателем динамики становления и изменения текста.

Задачи исследования:

1. Выявить исторические и теоретические предпосылки создания технологии электронного издания с элементами кинетической типографики:

- представить функциональную характеристику книги как коммуникативного феномена;

- проследить исторический путь книги от древнейших форм к современному мультимедийному изданию и выявить основные черты сходства книги и кинематографа;

- проанализировать примеры синтеза кинофильма и книги в изданиях и медиа;

- изучить практику применения средств кинетической типографики в кино и электронных приложениях для обмена сообщениями.

2. Исследовать способы представления творческой истории текста в изданиях и медиапродуктах:

- рассмотреть процесс создания текста как предмет текстологии; изучить традиции представления генезиса текста в печатных изданиях, рассмотреть редакции и варианты текста как объект редакторской работы и элемент аппарата издания;

- изучить практику анимирования процесса создания текста в научно-популярном кино;

- исследовать практику представления генезиса текста в современных мультимедийных изданиях.

3. Разработать и описать модель и технологию анимационного представления творческой истории произведения в современном электронном издании, обеспечивающие непосредственное читательское восприятие процесса становления и изменения текста:

- сформулировать концептуальную и функциональную основу технологии анимационного представления генезиса речи в проекте «Видеотекст», обосновать инновационный характер проекта;

- определить основные требования к технологии и сферы ее применения;

- сформулировать принципы текстологического обеспечения видеотекстов;

- определить главные технические особенности программного продукта;

- реализовать экспериментальное электронное издание с применением разработанной технологии и наметить перспективы ее дальнейшего издательского применения и распространения.

Научная новизна. На основе проведенного исследования функционального и типологического родства печатного издания и кинематографа и возможностей их дальнейшего синтеза в электронных медиа впервые обоснована концепция и разработана инновационная технология, решающие задачу непрерывного анимационного представления творческой истории произведения в электронном издании и формирования качественно нового объекта читательского восприятия - видеотекста.

Теоретическая значимость результатов исследования. В диссертации предлагается типологическое описание книги в ее историческом развитии в тех ее свойствах, которые позволяют непосредственно организовать сам процесс чтения («покадровое» развертывание кодекса, его ритмико-композиционное восприятие, возможность визуальной демонстрации становления, развития и изменения объекта) и обеспечивают структурно-функциональное родство книги и кинематографа, способствуя возникновению синтетических медиапродуктов - комикса, диафильма, учебного кино, лонгрида и т.п.

В работе, с опорой на анализ семантического, синтаксического и прагматического потенциала книги, предложено оригинальное определение книги, позволяющее уточнить ее статус как семиотического коммуникативного объекта. Дается обоснование значимости современного электронного издания как носителя и репрезентанта генетической информации, в частности эстетического характера. Предлагаются решения по содержательной, композиционной и эстетической организации такого рода издания.

Исследование не только опирается на достижения теории и методики редактирования произведений разных видов и жанров, но и разрабатывает издательскую цифровую технологию, открывающую возможность максимально органичного представления самого процесса литературного редактирования текста, позволяющую демонстрировать процесс работы как автора, так и редактора над произведением в электронных научных и учебных изданиях.

В ходе разработки технологии «Видеотекст» сформулирована концепция и обоснованы принципы издательского подхода к подготовке нового типа цифрового издания, использующего анимацию для репрезентации творческой истории произведения.

Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость работы в целом и конкретных ее аспектов обеспечивается предлагаемыми инновационными решениями, позволяющими внедрить и генетическое чтение текста в широкую коммуникативную практику, в научные исследования и образовательный процесс и в дальнейшем способствовать массовому производству и

распространению учебных, научно-популярных и научных изданий с использованием технологии «Видеотекст».

Первым шагом на пути внедрения данной технологии в издательский процесс явилось подготовленное с использованием специально разработанной с участием автора компьютерной программы Videotext 2.1 электронное издание лирики А. С. Пушкина 1829 г. «Арзрумская тетрадь», позволяющее, наряду с другими опциями продукта, осуществлять генетическое чтение рукописей стихотворений Пушкина периода арзрумского путешествия.

Элементы технологии «Видеотекст», с использованием программы Videotext 2.1, внедрены в практику подготовки научного издания дневников Юлиуша Словацкого рабочей группой под руководством проф. М. Калиновской (Варшавский университет).

Компьютерная программа и электронное издание в настоящее время представлены в открытом доступе на сайте проекта: www.videotekst.ru.

Концепция и результаты проекта успешно апробированы в 2012-2017 гг. в выступлениях автора и участников проекта на международных научных конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Краков, Варшава, Антверпен, Мадрид и др.).

Будучи в первую очередь предназначен для филологов, созданный информационный продукт нацелен на использование в сферах научной, практической и учебной работы с любыми текстами, для представления и электронного хранения исторически изменявшихся документов. Технология рассчитана на дальнейшее применение в исследованиях, практике и преподавании лингвистической стилистики, риторики, теории коммуникации, истории и теории литературы, журналистики, копирайтинга, спичрайтинга и т.д. Конечные пользователи продуктов с использованием данной технологии - широкий круг читателей и пользователей электронных устройств. Модель может быть использована как элемент любых текстовых электронных изданий.

Методология и методы исследования. В работе использованы исторический, семиотический, структурно-функциональный, эмпирический методы, метод моделирования, метод текстологической реконструкции; применяются исследова-

тельские методики, разработанные в русле отечественного книговедения (в работах Н. А. Рубакина, М. Н. Куфаева, А. А. Беловицкой и др.) и текстологии (Б. В. Томашевского, С. М. Бонди, Д. С. Лихачева, Н. В. Измайлова).

Методологической основой диссертационного исследования является семиотический подход к книге как коммуникативному феномену. Семиотический подход в данной работе реализован прежде всего в общей установке исследования на изучение коммуникативных явлений в соответствии с характером соотнесения присущих им базовых и частных форм и функций (планов выражения и содержания), что, в частности, нашло отражение в анализе развития структурных форм книги и смежных медиапродуктов, в типологическом описании функционального и формального взаимоотношения печатной книги и кинематографа; а также при разработке принципов видеотипографики как семиотического типографического инструментария генетического представления текста.

Исторический метод, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, позволил проследить динамику развития книги и выявить исторически константные черты, сближающие ее с кинематографом (линейная организация процесса восприятия информации; ритмизированная, кадровая структура; делимитативная функция книжной страницы и кадра).

Структурно-функциональный метод, основанный на выделении в целостной системе ее структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между элементами и их функциями, - был полезен прежде всего при установлении инвариантных характеристик печатного издания, с одной стороны, и базовых коммуникативных признаков кино- и диафильма, - с другой, с учетом перспективы их синтеза в электронном издании (лонгрид и т.п.).

С использованием метода моделирования разработаны принципы электронного издания на основе технологии «Видеотекст». Основными элементами этой модели являются центрирование эдиционной версии, возможность парного соположения любых элементов в ряду: эдиционная версия - рукопись - транскрипция - видеотекст; опции просмотра текстологического комментария, изменения ско-

рости воспроизведения видеотекстов, оперативного перехода от одной части композиции издания к другой. Частными элементами модели являются анимирован-ная заставка (обложка) и некот. др.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Жанры медиа, синтезирующие черты книги и кинематографа, в силу их внутреннего сущностного сходства обладают более широким диапазоном выразительных средств, чем книга и кинофильм, взятые по отдельности.

2. Возможности синтеза печатной книги и кинофильма позволяют создать технологию анимационного представления генезиса и трансформации вербальных текстов в мультимедийном издании.

3. Использование авторской модели и технологии мультимедийного анимационного представления генезиса текста в электронном издании (технология «Видеотекст») решает проблему динамической репрезентации творческой истории текста, которую на сегодняшний день не представляется возможным решить традиционными средствами книгоиздания, а также позволяет ввести в культурный оборот новую модель чтения - чтения текста в динамике его становления и изменения.

Степень достоверности результатов, изложенных в диссертации. Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлена комплексным анализом проблемы, применением совокупности научных подходов и методов, соответствующих объекту и предмету, цели и задачам исследования, аргументированным обобщением теоретического и эмпирического материала, представлением основных результатов диссертации в научных работах и докладах на конференциях различного уровня, внедрением результатов исследования в практику.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения посвящены обоснованию и разработке технологии мультимедийного представления творческой истории вербального текста в электронном издании и соответствуют п. 4 «Производство и распростра-

нение книги. Типология и семиотика книги. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты книги, их соотношение с материальной ее составляющей. Эстетика и искусство книги. Теория и методика редактирования произведений разного вида и жанра» паспорта специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (филологические науки).

Личный вклад автора состоит в теоретическом и практическом решении проблемы обоснования и разработки технологии мультимедийного представления творческой истории вербального текста в электронном издании, а именно:

- осуществлено типологическое описание книги в ее историческом развитии в тех ее свойствах, которые позволяют организовать сам процесс чтения и обеспечивают типологическое родство книги и кинематографа;

- доказана синтетическая природа таких медиажанров, как комикс, диафильм, учебное кино, лонгрид;

- выявлена проблема репрезентации процесса становления и изменения текста в печатных изданиях;

- выработаны теоретические основы издательской цифровой технологии генетического чтения;

- разработана и реализована модель анимационного представления процесса создания текста в электронном издании;

- сформирована базовая система видеотипографики как семиотического инструментария анимационного представления процесса создания текста;

- предложены решения по разработке формализованной записи текстологических сценариев;

- с использованием компьютерной программы Videotext подготовлен к публикации ряд видеотекстов для электронного издания лирики А.С. Пушкина «Арзрумская тетрадь».

Апробация результатов исследования

В ноябре 2012 г. Г. В. Векшиным совместно с Н. В. Перцовым сделан доклад «О концепции текстологической информационной системы ВИДЕОТЕКСТ»

на крупной Международной научной конференции «Язык. Стих. Текст» к 50-летию М.И. Шапира в Институте языкознания РАН в Москве.

В 2013 г. был получен грант РГНФ №13-04-12029 «Разработка информационной системы мультимедийного представления текстологической информации (проект "Видеотекст")» сроком на 3 года. В 2015 г. итоговый отчет о результатах работы проекта был принят фондом.

В декабре 2013 г. Г.В. Векшиным и Е.В. Хомяковой был сделан доклад «Мультимедийная текстология как новая система памяти: проект "Видеотекст"» на XIV Международных научных чтениях памяти Н.Ф. Федорова в РГГУ.

В 2015 г. участники проекта выступили c докладами о проекте на нескольких международных конференциях в Москве:

- Хомякова Е. В. О мультимедийном представлении вариантов оригинала и перевода в издательской практике (проект «Видеотекст»). - Международная научная конференция «Русская литература: текстология и поэтика перевода», МИКЦ «Дом Носова», 19-20 февраля;

- Векшин Г. В., Хомякова Е. В. Технология мультимедийного представления процесса создания текста (проект «Видеотекст») - «Диалог-2015», РГГУ, 2730 мая;

- Векшин Г. В., Хомякова Е. В. Радио будущего и digital humanities (живая текстология в проекте «Видеотекст») - «Хлебников в степени N», Московский музей современного искусства, 9-11 ноября.

В 2016-2017 гг. результаты работы проекта и первое подготовленное на его основе электронное издание были представлены на международных конференциях, в том числе за рубежом:

- Vekshin G., Khomyakova E. Reading text from the deep: Videotext digital project experience in visualizing the text creation process - «Przed-tekstowy swiat: Archi-wa, bruliony, r^kopisy», Ягеллонский университет, Краков (Польша), 10-11 марта 2016;

- Перцов Н. В., Хомякова Е. В. «Видеотекст» - электронный инструментарий генетического чтения - I Международные чтения «Методы текстологии и мо-

дели поэтики», Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 26-28 сентября 2016;

- Vekshin G., Khomyakova E. - The Videotext Project: Solutions for the New Age of Digital Genetic Reading - международная научная конференция Digital Scholarly Editing: Theory, Practice, Methods (ESTS 2016 / DiXiT 3), университет Антверпена (Бельгия), 5-7 октября 2016;

- Векшин Г.В., Хомякова Е.В., «К реконструкции авантекста "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." А.С. Пушкина - Международная научная конференция «Поэзия филологии. Филология поэзии», МГУ им. М.В. Ломоносова, Филологический факультет, Москва, 17-18 февраля 2017;

- Vekshin G., Khomyakova E. - "Non-canonical punctuation of Alexander Pushkin in the mirror of the Videotext digital publishing project" - Международная научная конференция 14th EUROPEAN SOCIETY FOR TEXTUAL SCHOLARSHIP CONFERENCE "Editorial Degrees of Intervention", Университет Алькала-де-Энарес, Мадрид (Испания), 23-24 ноября 2017.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа содержит 151 страницу основного текста, 35 рисунков. Список использованной литературы включает 148 наименований, из которых 43 - на иностранных языках.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ КИНЕТИЧЕСКОЙ ТИПОГРАФИКИ

1.1. Функциональная характеристика книги как коммуникативного

феномена

Коммуникативная природа книги - ее призвание быть посредником между пишущим и читающим - общеизвестна и достаточно хорошо исследована [7; 73; 102]. Вместе с тем функциональное описание книги как коммуникативного феномена требует особого внимания к роли издателя и редактора в структуре коммуникативного акта, а также назначению отдельных составляющих книги, а эта задача в рамках семиотики общения до сих пор не вполне решена.

Похожие диссертационные работы по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хомякова, Екатерина Владимировна, 2017 год

Список литературы

1. 1-е Международные чтения «Методы текстологии и модели поэтики» [Электронный ресурс] // Проект «Видеотекст». — 2017. — Режим доступа : http://videotekst.ru/tc2016. html.

2. Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги / Е. Б. Адамов. — Москва : Книга, 1974. — 96 с.

3. Альтшулер Б. А. Творческие вопросы учебного кино : учеб. пособие / Б. А. Альтшулер ; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. — Москва, 1976. — 67 с.

4. Арнольд Н. Выводы из практики работы с учебным фильмом / Н. Арнольд // Школьно-учебный фильм : сб. ст. / под ред. Б. С. Переса. — Москва : Кинофотоиздат, 1935. — С. 36-53.

5. Барт Р. Смерть автора / Р. Барт // Избр. работы: Семиотика: Поэтика : / пер. с фр. — Москва : Прогресс : Универс : Рея, 1994. — С. 384-391.

6. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Собр. соч. — Москва : Русские словари, 1996. — Т. 5. — С. 7-10.

7. Беловицкая А. А. Книговедение [Электронный ресурс]: общее книговедение : учеб. пособие / А. А. Беловицкая // Ин-т открытого образования : МГУП им. Ивана Федорова [сайт]. — Режим доступа : http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/ (дата обращения: 18.04.2017).

8. Битов А. Г. Глаз бури [Электронный ресурс] / А. Г. Битов. — Москва : Emergency Exit Records, 2004. — 1 опт. диск (CD-I) : зв., цв.

9. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л. С. Большакова // Вестн. Новгород. гос. ун-та. — 2008. — № 49. — С. 48-51.

10. Бонди С. М. Черновики Пушкина : статьи 1930-1970 гг. / С. М. Бонди. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1978. — 231 с.

11. В Российском книжном союзе обсудили новую структуру [Электронный ресурс] // Pro-books.ru. — 2017. — 2 марта. — Режим доступа : http://pro-books.ru/news/3/18928 (дата обращения: 18.04.2017).

12. Варбанец Н. В. Издания античных авторов в XV в. / Н. В. Варбанец // Книга и графика : сб. ст. — Москва : Наука, 1972. — С. 70-71.

13. Векшин Г. В. Книга как коммуникативный феномен (функциональный аспект) / Г.В. Векшин, Е. В. Хомякова // Известия вузов: проблемы полиграфии и изд. дела. — 2016. — №5. — С. 73—81.

14. Векшин Г. В. Очерк фоностилистики текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования : монография / Г. В. Векшин. — Москва : МГУП, 2006.

— 462 с.

15. Векшин Г. В. Проблема эстетической функции языка в связи с организацией низших уровней текста / Г. В. Векшин // Методология лингвистики и аспекты изучения языка : сб. науч. тр. — Москва : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988.

— С. 112—122.

16. Векшин Г. В. Проблемы представления творческой истории произведения в печатных и электронных изданиях / Г. В. Векшин, Е. В. Хомякова // Известия вузов: проблемы полиграфии и изд. дела. — 2015. — №4. — С. 22—27.

17. Векшин Г. В. Технология мультимедийного представления процесса создания текста (проект «Видеотекст») [Электронный ресурс] / Г.В. Векшин, Е. В. Хомякова // Диалог - 2015: Мат-лы междунар. конф. по компьютерной лингвистике. — М., 2015. — URL : http://www.dialog-21.ru/digest/2015/.

18. Венедиктова Т. К апологии «наивного читателя» [Электронный ресурс] / Т. Венедиктова // Иностранная лит. — 2008. — № 9. — Режим доступа : http://magazines.russ.ru/inostran/2008/9/ku6.html (дата обращения: 18.04.2017).

19. Галустян А. Земля отчуждения [Электронный ресурс] / Галустян А., Горшкова А. // Коммерсантъ. — 2014. — 26 апреля. — Режим доступа :

http://www.kommersant.ru/projects/chernobyl79f476940 (дата обращения: 18.04.2017).

20. Генетическая критика во Франции : антология / [Отв. ред.

A. Д. Михайлов ; вст. ст. и словарь Е. Е. Дмитриевой]. — М. : ОГИ, 1999. — 288 с.

21. Герчук Е. Ю. Архитектура книги / Е. Ю. Герчук. — Москва : Индекс-Маркет, 2011. — 208 с.

22. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Я. Герчук. — Москва : Аспект Пресс, 2000. — 320 с.

23. Горбунов А. С. Типографика и верстка [Электронный ресурс] / Артем Горбунов. — Москва : Изд-во Бюро Горбунова, 2015. — Режим доступа : http://bureau.ru/books/typography/demo/3 (дата обращения: 18.04.2017).

24. Грезийон А. Что такое генетическая критика? / Альмут Грезийон ; пер.

B. Мильчиной // Генетическая критика во Франции : антология. — Москва : ОГИ, 1999. — С. 28—58.

25. Грекова О. Россияне больше не читают книг: немодно, дорого, скучно [Электронный ресурс] / О. Грекова // PlanetaSMI.RU. —2016. — 25 августа. — Режим доступа : http://planetasmL.ru/izdatelskij-biznes/46083-rossiyane-bolshe-ne-chitayut-knig-nemodno-dorogo-skuchno (дата обращения: 18.04.2017).

26. Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии / А. Л. Гришунин ; РАН. — Москва : Наследие, 1998. — 416 с.

27. Гуревич С. А. Учебное кино на уроках литературы / С. А. Гуревич // Учебный фильм : сб. ст. — Москва : Искусство, 1961. — С. 182—190.

28. Давид Бурлюк // Лит. обозрение. — 1985. — № 12. — С. 95—96.

29. Давыдов Д. О статусе синтетического произведения искусства [Электронный ресурс] / Данила Давыдов // Res Cogitans. — 2008. — № 4. — Режим доступа : http://www.intelros.ru/readroom/res-cogitans/reg4-2008/27419-o-statuse-sinteticheskogo-proizvedeniya-iskusstva.html (дата обращения: 18.04.2017).

30. Дебре-Женетт Р. Эскиз метода / Раймонда Дебре-Женетт // Генетическая критика во Франции : антология. — Москва : ОГИ, 1999. — 288 с.

31. Диафильмы [Электронный ресурс]. — Национальная электронная детская библиотека : Архив оцифрованных материалов. — 2012—2016. — Режим доступа : http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27090 (дата обращения: 18.04.2017).

32. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века / О. А. Добиаш-Рождественская. — Москва : Книга, 1987. — 320 с.

33. Долинин К. А. Стилистика французского языка [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.»] / К. А. Долинин. — 2-е изд., дораб. — Москва : Просвещение, 1987. — 303 с.

34. Древнерусские берестяные грамоты [Электронный ресурс] = Birchbark Literacy from Medieval Rus: Contents and Contexts / дизайн и тех. поддержка А. В. Санникова. — [200?]. — Режим доступа : http://gramoty.ru/ (дата обращения: 18.04.2017).

35. Еланская А. И. Коптская рукописная книга / А. И. Еланская // Культура народов Востока : Материалы и исследования. — Рукописная книга в культуре народов Востока : Очерки. — Кн. 1. — Москва : Наука, 1987. — С. 20—103.

36. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. — 1964. — № 6. — С. 26—38.

37. Зимина Л. В. Современная эдиционная практика и новые текстологические подходы / Л. В. Зимина // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2004. — № 1. — С. 126—138.

38. Иванов С. Место учебного фильма в преподавании физики / С. Иванов // Школьно-учебный фильм : сб. ст. / под ред. Б. С. Переса. — Москва : Кинофото-издат, 1935. — С. 131—135.

39. Измайлов Н. В. Текстология / Н. В. Измайлов // Пушкин: Итоги и проблемы изучения : коллективная монография / под ред. Б. П. Городецкого [и др.].

— Москва ; Ленинград : Наука, 1966. — С. 555—610.

40. Ильяхов М. О. Информационный стиль [Электронный ресурс] / Максим Ильяхов. — Москва : Изд-во Бюро Горбунова, 2016. — Режим доступа : http://bureau.ru/books/text/demo/3 (дата обращения: 18.04.2017).

41. Интернет-паблишинг: новые стандарты [Электронный ресурс] // Tilda.

— [200?]. — Режим доступа : https://tilda.cc/ru/longreads/#rec277660 (дата обращения: 18.04.2017).

42. Кожевников Г. В. Типология литературно-художественной книги [Электронный ресурс] : конспект лекции / Г. В. Кожевников. — Москва : Моск. полигр. ин-т, 1985. — 40 с. — Режим доступа : http://hi-edu.ru/e-books/KozhevnikovTipologiyaLXDK/mdex.htm (дата обращения: 18.04.2017).

43. Кубеев Б. В. Учебное кино / Б. В. Кубеев; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. — Москва : [б. и.], 1977. — 47 с.

44. Кузнецов С. Советский диафильм [Электронный ресурс] / С. Кузнецов, Н. Топорков. — Москва : Искусство, 1962. — Режим доступа : http://diafilmy.su/1414-sovetskiy-diafilm.html (дата обращения: 18.04.2017).

45. Куфаев М. Н. Проблемы философии книги : Книга в процессе общения / М. Н. Куфаев. — Москва : Наука, 2004. — 192 с.

46. Лазурский В. В. Альд и альдины / В. В. Лазурский. — Москва : Книга, 1977. — 142 с.

47. Ланн Ж.-К. Хлебников-будетлянин / Жан-Клод Ланн // Авангард и остальное: Сб. ст. к 75-летию А. Е. Парниса. — Москва : Три квадрата, 2013. — С. 230—239.

48. Левкович Я. Л. Рабочая тетрадь Пушкина ПД №841 (история заполнения) / Я. Л. Левкович // Пушкин: Исследования и материалы. — Т. 12. — С. 243— 277.

49. Лихачев Д. С. Текстология : на материале русской литературы X—XVII веков / Д. С. Лихачев ; при уч. А. А. Алексеева и А. Г. Боброва ; ИРЛИ РАН. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — 759 с.

50. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2014. — 416 с.

51. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. — Таллин : Ээсти Раамат, 1973. — 92 с.

52. Мамонтов С. П. Основы культурологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / С. П. Мамонтов. — Москва : Олимп : ИНФРА-М, 1999. — Режим доступа : http://www.countries.ru/library/art/artizosint.htm (дата обращения: 18.04.2017).

53. Материалы конференции DIALOGUE 2015 [Электронный ресурс]: Программа: 30 мая // DIALOGUE 2017. — 2017. — Режим доступа : http://www.dialog-21 .ru/dialogue2015/results/program/day-4/.

54. Международная научная конференция «Русская литература: текстология и поэтика перевода», Москва, 19—20 февраля [Электронный ресурс] // Проект «Видеотекст». — 2017. — Режим доступа : http://videotekst.ru/conf-tr2015.php.

55. Методология и практика русского формализма: Бриковский сборник. — Вып. II: Мат-лы междунар. науч. конф. «II-е Бриковские чтения: Методология и практика русского формализма» / Моск. гос. ун-т печати. — Москва : Азбуковник, 2014. — 680 с.

56. Мецгер Б. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / Брюс М. Мецгер, Барт Д. Эрман; пер. с англ. Д. Браткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ББИ, 2013. — 405 с.

57. Минаева Э. Современный поэтический дискурс: коды визуальной поэзии [Электронный ресурс] / Э. Минаева, Т. Пономарева // Современный дискурс-анализ: науч. журн. — Режим доступа : http://discourseanalysis.org/ada9/st66.shtml (дата обращения: 18.04.2017).

58. Наймушин С. В. Генетическая критика во Франции и интерпретация / С. В. Наймушин // Сумма философии. — Вып. 5. — С. 106—107.

59. Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» [Электронный ресурс] / Изд-во «Языки славян. культур» ; ИРЯ РАН. — [200?]. — Режим доступа : http://www.lrc-lib.ru (дата обращения: 18.04.2017).

60. Непомнящий В. О собрании сочинений А.С. Пушкина, размещенных в хронологическом порядке (theory) / В. Непомнящий // Проблемы текстологии и эдиционной практики: Опыт французских и российских исследователей: Мат-лы «круглого стола» 22 марта 2002 г. — Москва : ОГИ, 2003. — С. 143.

61. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг и др. ; пер. с. фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова : общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-22] А. К. Авеличева. — Москва : Прогресс, 1986. — 391 с.

62. Омилянчук С. П. Текстология : Конспект лекций / С. П. Омилянчук. — Москва : МГУП, 2002. — 174 с.

63. Открытие международной научной конференции в Москве «Хлебников в степени N» [Электронный ресурс] // Мир Велимира Хлебникова. — 2005—2015. — Режим доступа : http://hlebnikov.ru/news/otkrytie-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-v-moskve-xlebnikov-v-stepeni-n/.

64. Переломова Ю. «Чудныя открытия на Солнце, Луне и Планетах» [Электронный ресурс] / Ю. Переломова // Иркутский репортер. — № 135. — 2011. — 26 ноября. — Режим доступа : http://www.vsp.ru/2011/11/26/chudnyya-otkrytiya-na-solntse-lune-i-planetah (дата обращения: 18.04.2017).

65. Перцов Н. В. О лингвистических аспектах текстологии / Н. В. Перцов, И. А. Пильщиков // Вопросы языкознания. — 2011. — № 5. — С. 3—30.

66. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума» / Н. К. Пиксанов. — 2-е изд. — Москва : Наука, 1971. — 400 с.

67. Полное собрание русских летописей [Электронный ресурс] // Неком. парт-во «Рукописные памятники Древней Руси». — [200?]. — Режим доступа : http://www.lrc-lib.ru/index.php%3fid=5 (дата обращения: 18.04.2017).

68. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] : В 16 т. / А. С. Пушкин ; Ред. комитет: М. Горький, Д. Д. Благой, С. М. Бонди,

B. Д. Бонч-Бруевич, Г. О. Винокур, А. М. Деборин, П. И. Лебедев-Полянский, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский, Д. П. Якубович // ФЭБ «Русская литература и фольклор». — Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937—1959. — Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/pushkin/default.asp (дата обращения: 18.04.2017).

69. Пушкин А. С. Собрание сочинений: Художественные произведения, критические и публицистические труды, письма, рисунки, пометы и деловые бумаги, размещенные в хронологическом порядке / А. С. Пушкин ; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [Сост. В. А. Кожевников; Примеч. В. А. Кожевников, В. С. Непомнящий]. — Т. 1—5. — Москва : ИМЛИ РАН; Наследие, 2000—2015.

70. Рабочие тетради = The Working Notebooks / А. С. Пушкин; [Авт. вступ. ст. Д. С. Лихачев, С. А. Фомичев]; РАН. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом), Консорциум сотрудничества с Санкт-Петербургом — Факс. изд. — Санкт-Петербург ; Лондон, 1995—1999. — 36 см. Т. 7: Рабочая тетрадь ПД 841. Первая арзрумская. Рабочая тетрадь ПД 842. Вторая арзрумская. — 1997. — 281 с.

71. Редакторская подготовка изданий : учеб. для вузов по спец. «Изд. дело и редактирование» / [Антонова С. Г. и др.] ; под общ. ред. С. Г. Антоновой. — Москва : Логос, 2004. — 495 с. — (Новая университ. б-ка).

72. Романенко С. А. Критика книгопечатания в творчестве романтиков /

C. А. Романенко // Известия Академии наук. — Сер. Литература и язык. — 1985. — № 5.

73. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги : Краткое введ. в библиогр. психологию / Н. А. Рубакин. — Москва : Книга, 1977. — 264 с.

74. Рукописи Пушкина [Электронный ресурс] // YouTube. — 2012. — Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v-=7RW7r1JZ2jc (дата обращения: 18.04.2017).

75. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса : учеб. пособие для студ. высших учеб. завед., обучающихся по направлению «Книжное дело» и спец. «Издательское дело и редактирование» / Н. З. Рябинина. — Москва : Логос, 2008. — 256 с. — (Новая университ. б-ка).

76. Синтез [Электронный ресурс] // Философский энциклопедический словарь. — Москва : Академик, 2000—2017. — Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3307/СИНТЕЗ (дата обращения: 18.04.2017).

77. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео : учеб. / А. Г. Соколов. — 2-е изд. — Ч. 1. — Москва : Изд. А. Дворников, 2005. — 242 с.

78. Сонин А. Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование : дис.... канд. филол. наук : 10.02.19. / А. Г. Сонин. — Барнаул, 1999. — 236 с.

79. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. — 2005. — № 6. — С. 115—123.

80. Сочинения Пушкина : Изд. Импер. Акад. наук [Электронный ресурс] : В 4 т. Т. 4. Лирич. стихотворения / [под ред. П. О. Морозова] ; ИРЛИ РАН. — 2006—2011. — Режим доступа : http://lib.pushkinskijdom.ru (дата обращения: 18.04.2017).

81. Стефановская Н. А. Экзистенциальные основы чтения : монография / Н. А. Стефановская. — Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. — 264 с.

82. Стрезикозин В. О некоторых дидактических требованиях к учебному фильму / В. Стрезикозин // Симпозиум по теории учебного кино [Доклады]. — Москва : [б. и.], 1968. — 21 с.

83. Сурат И. О Собрании сочинений А.С. Пушкина, размещенных в хронологическом порядке (practice, том 1, том 2) / Ирина Сурат // Проблемы текстологии и эдиционной практики: Опыт французских и российских исследователей: Мат-лы «круглого стола» 22 марта 2002 г. — Москва : ОГИ, 2003. — С. 156.

84. Сурат И. Отчего стрельба и крики? / Ирина Сурат // Новая русская книга. — 2002. — № 2. — С. 93—94.

85. Томашевский Б. В. Писатель и книга : очерк текстологии / Б. В. Томашевский ; [Вступ. ст. Б. М. Эйхенбаума]. — 2-е изд. — Москва : Искусство, 1959. — 279 с.

86. Тулин Е. И. Проектирование электронных изданий: Выбор технологического решения / Е. И. Тулин // Сб. науч.-теорет. конф. «Художник и книга». — Москва, 2015.

87. Фаворский В. А. О графике, как об основе книжного искусства / В. А. Фаворский // Искусство книги. — Вып. 2: 1956—57. — Москва : Книга, 1961. — С. 51—78.

88. Федотова С. Творческая лаборатория А.С. Пушкина [Электронный ресурс]: Факсимильное издание рабочих тетрадей поэта / С. Федотова // Наука и жизнь. — 1999. — №7. — Режим доступа : https://www.nkj.ru/archive/articles/9452/ (дата обращения: 18.04.2017).

89. Федотова Ю. Скимминг: как облегчить чтение текста [Электронный ресурс] / Ю. Федотова // Get Good Rank. — [200?]. — Режим доступа : http://blog.getgoodrank.ru/skimming-kak-oblegchit-chtenie-teksta/ (дата обращения: 18.04.2017).

90. Фомичев С. А. Новое академическое полное собрание сочинений Пушкина в системе источниковедческих изданий / С. А. Фомичев // Проблемы тексто-

логии и эдиционной практики: Опыт французских и российских исследователей: Мат-лы «круглого стола» 22 марта 2002 г. — Москва : ОГИ, 2003. — С. 129—141.

91. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] / К. Г. Фрумкин // Концепция «двух продолжений»: философский портал. — [200?]. — Режим доступа : http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm (дата обращения: 18.04.2017).

92. Хомякова Е. В. О мультимедийном представлении вариантов оригинала и перевода в издательской практике / Е. В. Хомякова, С. А. Гейченко // Литературный трансфер и поэтика перевода: Сб. науч. статей [Transfer Literacki i Poetyka Przekladu: Zbior artykulow naukowych] / отв. ред. Г.В. Векшин, М. Понкчинский.

— М.: Изд. центр «Азбуковник», 2017. — С. 288—297.

93. Хомякова Е. В. Процесс создания текста как объект чтения: технология «Видеотекст» в учебном электронном издании / Е. В. Хомякова // Вестник МГОУ.

— 2015. — №3. — С. 65—71. — (Русская филология).

94. Хомякова Е. В. Творческое мышление писателя в зеркале проекта «Видеотекст» / Е. В. Хомякова // Язык и мышление поэта и писателя: Психол. и лингв. аспекты: Мат-лы XIII Междунар. науч. конф. (Ульяновск, 15—18 мая 2013 г.). — Ульяновск: изд-во УлГУ, 2013. — С. 64—66.

95. Хомякова Е.В. Разработка технологии мультимедийного представления текстологической информации в электронных изданиях / Е. В. Хомякова // Мат-лы Всеросс. науч. конф. молодых исследователей, посвящ. Дню славянской письменности и культуры. — Коломна, изд-во ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2014. — С. 148—154.

96. Черепинский С. И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей / С. И. Черепинский. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. — 165 с.

97. Чуковская Л. К. В лаборатории редактора / Лидия Чуковская. — Москва : Время, 2011. — 416 с.

98. Шевляков И. Место учебного фильма в преподавании биологии / И. Шевляков // Школьно-учебный фильм : сб. ст. / под ред. Б. С. Переса. — Москва : Кинофотоиздат, 1935. — С. 63—66.

99. Шилов К. «Найти мудрое решение» [Электронный ресурс] : Нек-рые ки-нематогр. подходы к образу Пушкина в 1960-е гг. в оценках Т. Г. Цявловской (из писем пушкиниста) / Константин Шилов // Киноведческие записки : офиц. сайт журнала. — [200?]. — Режим доступа : http://www.kinozapiski.ru (дата обращения: 18.04.2017).

100. Шолохов М. А. Тихий Дон : динамическая транскрипция рукописи / М. А. Шолохов ; [отв. ред. Г. Н. Воронцова]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2011. — 879 с.

101. Эйзенштейн С. М. Монтаж / Эйзенштейн С. М. // Избранные произведения: В 6 т. — Москва : Искусство, 1964. — Т. 2. — 566 с.

102. Эко У. Роль читателя : Исследования по семиотике текста / Умберто Эко ; Пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. — Санкт-Петербург: Симпозиум, 2005. — 502 с.

103. Язык. Стих. Текст [Электронный ресурс]: Междунар. науч. конф. к 50-летию М.И. Шапира: Ин-т языкознания РАН, 8—10 нояб. 2012, Москва // Ин-т языкознания Рос. акад. наук. — 2012. — Режим доступа : http://iling-ran.ru/conferences/2012_shapir_program.pdf.

104. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. : пер. с англ., франц., нем., чеш., польск. и болг. языков / [сост. М. Я. Поляков] ; под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. — Москва : Прогресс, 1975. — С. 193—230.

105. Bodine K. Kinetic Typography-based Instant Messaging / Bodine K., Pignol M.// CHI'03 Extended Abstracts on Human Factor in Computer Systems. — Ft. Lauderdale, Florida, USA: ACM Press, 2003. — Pp. 914—915.

106. Branch J. Snow Fall: Avalanche at Tunnel Creek [Electronic source] / J. Branch // The New York Times. — New York, 2012. — URL : http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek (accessed 26.05.2017).

107. Brownie B. Transforming Type: New Directions in Kinetic Typography / Barbara Brownie. — Bloomsbury Academic. — P. 128.

108. Bryce T. The Kingdom of the Hittites / T. Bryce. — Oxford University Press, 1998. — 584 p.

109. Byook en liquidation [Electronic source] // Livres Hebdo. — 03.03.2017. — URL : http://www.livreshebdo.fr/article/byook-en-liquidation (accessed 26.05.2017).

110. Carly Z. Byook Enhanced eBooks Review [Electronic source] / Carly Z. // Gear Diary. — 23.12.2012. — URL : https://geardiary.com/2012/12/23/byook-enhanced-ebooks-review/ (accessed 26.05.2017).

111. Choi H. Kinetic Typography Project (KIWEE) [Electronic source] / H. Choi. — 2017. — URL : https://heeryung.github.io/project/kt/ (accessed 26.05.2017).

112. Codex Sinaiticus : Древнейшая книга всех читателей на свете [Электронный ресурс] / ASC Solutions ; при поддержке DFG. — Лейпциг, 2007. — Режим доступа : http://codexsinaiticus.org (дата обращения: 18.04.2017).

113. Eisner W. Comics and Sequential Art / W. Eisner. — Tamarac, Florida: Poorhouse Press, 2000. — 164 p.

114. ESTS 2016 / DiXiT 3 [Electronic source]: Programme // Digital Scholarly Editing: Theory, Practice, Methods. — Antwerp, 2016. — URL : http://uahost.uantwerpen.be/estsdixit2016/ (accessed 26.05.2017).

115. Firestorm [Electronic source] // The Guardian. — 2013. — May 26. — URL : http://www.theguardian.com/world/interactive/2013/may/26/firestorm-bushfire-dunalley-holmes-family (accessed 26.05.2017).

116. Ford S. Kinetic Typography: Issues in Time-Based Presentation of Text / Ford S., Forlizzi J., Ishizaki S. // CHI'97 Conference Extended Abstracts. — 1997. — Pp. 267—270.

117. Forlizzi J. The Kinedit System: Affective Messages Using Dynamic Texts / Forlizzi J., Lee J.C., Hudson S.E. // CHI'03 Extended Abstracts on Human Factor in Computer Systems. — Ft. Lauderdale, Florida, USA: ACM Press, 2003. — Pp. 377— 384.

118. Grésillon A. Eléments de Critique Génétique: Lire les Manuscrits Modernes / A. Grésillon. — Paris, 1994. — 258 p.

119. Hay L. Critiques de la Critique Génétique / L. Hay // Romanic Review. — 1995. — №3. — P. 403—417.

120. Hill J. Byook Little fear — experience the fright of your life! [Electronic source] / J. Hill // State of Tech. — [200?]. — URL : https://stateoftech.net/byook-little-fear-experience-the-fright-of-your-life/ (accessed 26.05.2017).

121. History of Kinetic Typography [Electronic source] // wizMotions. — URL : http://www.wizmotions.com/46465/history-kinetic-typography/ (accessed 26.05.2017).

122. Hunefer, Book of the Dead [Electronic source] // Khan Academy. — URL : https://www.khanacademy.org/humanities/ap-art-history/ancient-mediterranean-ap/ancient-egypt-ap/a/hunefer-book-of-the-dead (accessed 26.05.2017).

123. Ishizaki S. On Kinetic Typography / S. Ishizaki // The Newsletter for the American Center for Design Journal. — 1998. — Pp. 7—9.

124. Juxta : Compare, Collate, Discover [Electronic resource] / NINES. — [200?]. — URL : http://www.juxtasoftware.org/ (accessed 26.05.2017).

125. Kinetic Typography Channel [Electronic source] // Vimeo. — 2017. — URL : https://vimeo.com/channels/kinetictypography (accessed 26.05.2017).

126. Kirkham P. Reassessing the Saul Bass and Alfred Hitchcock Collaboration [Electronic source] / P. Kirkham // West 86th. — URL : http://www.west86th.bgc.bard.edu/articles/kirkham-bass-hitchcock.html (accessed 26.05.2017).

127. Kitney A. 37 must-see examples of kinetic typography [Electronic source] / A. Kitney // Creative Bloq. — 2017. — March 13. — URL : http://www.creativebloq.com/typography/examples-kinetic-typography-11121304 (accessed 26.05.2017).

128. Lebrave J.-L. De l'Édition Informatisé à l'Édition Électronique / Le-brave J.-L. // L'Édition du Manuscrit. De l'Archive de Création au Scriptorium Électronique. — Louvain-La-Neuve: Academia Brulyant, 2008. — P. 169—188.

129. Lee J.C. The Kinetic Typography Engine: An Extensible System for Animating Expressive Text / Lee J.C., Forlizzi J., Hudson, S.E. // UIST'02. — Paris: ACM Press, 2002. — Pp. 81—90.

130. Lee J.C. Using Kinetic Typography to Convey Emotion in Text-Based Interpersonal Communication / Lee J.C., Forlizzi J. // DIS '06 Proceedings of the 6th conference on Designing Interactive systems. — University Park, PA, USA — June 26— 28, 2006. — Pp. 41—49.

131. Lewis A. Active Text: A Method for Creating Dynamic and Interactive Texts / A. Lewis, A. Weyers // UIST'99. — Asheville, NC, USA: ACM Press, 1999. — Pp. 131—140.

132. Livingstone's 1871 Field Diary : A Multispectral Critical Edition [Electronic resource] / UCLA Library ; Project Director Adrian S. Wisnicki. — 2008. — URL : http://livingstone.library.ucla.edu (accessed 26.05.2017).

133. McCloud S. Understanding Comics: the Invisible Art / Scott McCloud. — Harper Perennial, 1994. — 216 p.

134. Odnaleziony raptularz Juliusza Slowackiego z podrozy na Wschod jako ro-mantyczne dzielo synkretyczne oraz zrodlo literackie I ikonograficzne do badan nad

historic I kulturç XIX wieku (grant NCN) [Electronic source] // Biuletyn Polonistyczny.

— Warszawa, 2017. — URL : https://biuletynpolonistyczny.pl/events/540/details (accessed 26.05.2017).

135. Petersen R. Comics, Manga and Graphic Novels: a History of Graphic Narratives / R. Petersen. — Santa Barbara, California; Denver, Colorado: PRAEGER, 2011. — 274 p.

136. Pierazzo E. Autour d'une séquence et des notes du Cahier 46: enjeu du codage dans les brouillons de Proust [Electronic resource] / Elena Pierazzo, Julie André ; with the support of Raffaelle Viglianti. — [2012]. — URL : http://research.cch.kcl.ac.uk/proust_prototype (accessed 26.05.2017).

137. Pierazzo E. Digital Scholarly Editing: Theories, Models and Methods [Electronic source] / Elena Pierazzo. — 2014. — URL : http://hal.univ-grenoble-alpes.fr/hal-01182162 (accessed 26.05.2017).

138. Przed-tekstowy swiat: Archiwa, bruliony, rçkopisy [Electronic source] // Wydzial Polonistyki Uniwersytetu Jagiellonskiego. — Kraków, 2010—2017. — URL : http://www.polonistyka.uj.edu.pl/documents/41623/954ab8d2-40cd-4c23-975a-a3e0c0324cfc (accessed 26.05.2017).

139. Saraceni M. The Language of Comics / M. Saraceni. — London; New York: Routledge, 2003. — 110 p.

140. Shillingsburg P. L. From Gutenberg to Google / P. L. Shillingsburg. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — P. 88.

141. Snapes L. Glitter in the Dark [Electronic source] / L. Snapes // Pitchfork.

— [200?]. — URL : http://pitchfork.com/features/cover-story/reader/bat-for-lashes/ (accessed 26.05.2017).

142. Vekshin G. Non-canonical punctuation of Alexander Pushkin in the mirror of the Videotext digital publishing project / G. Vekshin, E. Khomyakova // Editorial Degrees of Intervention: Fourteenth annual conference of the European Society for Textual Scholarship (ESTS), Alcalá de Henares, 23-24 November 2017: Book of Abstracts

/ Colegio San José de Caracciolos. — Madrid: Universidad de Alcalá, 2017. — Pp. 29—30.

143. Vekshin G. The Videotext Project: Solutions for the New Age of Digital Genetic Reading / G. Vekshin, E. Khomyakova // Advances in Digital Scholarly Editing : Papers pres. at the DiXiT conferences in The Hague, Cologne, and Antwerp / Ed. by Peter Boot, Anna Cappellotto. — Leiden: Sidestone Press, 2017. — Pp. 207—209.

144. Vincent van Gogh: The Letters [Electronic resource] / Edited by Leo Jansen, Hans Luijten and Nienke Bakker : Van Gogh Museum : Huygens ING. — Amsterdam, 2009. — URL: http://vangoghletters.org/vg/ (accessed 26.05.2017).

145. What is Digital Humanities? [Electronic resource] // Association for Computers and the Humanities. — Boston, [200?]. — URL : http://digitalhumanities. org/answers/topic/what-is-digital-humanities (accessed 26.05.2017).

146. Worthington M. The New Seduction: Movable Type / M. Worthington // AIGA Journal of Graphic Design. — 1998. — № 16. — Pp. 9—10.

147. XIV Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова: 3—7 декабря 2013 г [Электронный ресурс]: Программа конференции // Портал музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. — [200?]. — Режим доступа : http : //www.nffedorov.ru/w/image s/3 /3 f/Programma 14.pdf.

148. Yeo A. Byook: Third time's a charm [Electronic source] / A. Yeo // Computers in Entertainment. — 2017. — URL : https://cie.acm.org/articles/byook-third-times-charm/ (accessed 26.05.2017).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.