Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств: на примере моторикши тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Цинман, Жанна Германовна

  • Цинман, Жанна Германовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 300
Цинман, Жанна Германовна. Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств: на примере моторикши: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2008. 300 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цинман, Жанна Германовна

Введение.

Глава 1 Мототранспорт специального назначения. Мотороллер как база для проектирования специального мототранспорта (исторический обзор, современные тенденции развития).

1.1. Классификация мототранспорта.

1.2. Типология мотосредств специального назначения.

1.3. Мотороллер как база для проектирования специального мототранспорта (ретроспективный анализ формообразования, анализ современных тенденций развития).

1.3.1. Становление и развитие легкового мотороллера.

1.3.2. Становление и развитие трехколесного мотороллера.

1.4.Мотороллер специального назначения на фоне современных тенденций скутеростроення.

1.4.1 Формообразование современного легкового мотороллера.

1.4.2. Современный мотороллер специального назначения.

Глава 2 Морфологический анализ специальных мототранспортных средств.

2.1. Мототакси (электротакси).

2.1.1. Мототакси Bajaj RE Autorichsa.

2.1.2. Электротакси «Рикша» (ВАЗ).

2.2. Грузопассажирская мотоколяска (с возможностью модификации).

2.2.1. Опытный образец мотоколяски «Sitara Citi Cart».

2.2.2. Опытный образец утилитарной мотоколяски «Пчелка».

2.3. Мотосредство для людей с ограниченными физическими возможностями.

2.3.1. Мотоколяска «Кинешма» (АО «Автоагрегат»).

2.3.2. Электроскутер «Winner 3w» (Moving PeopIe.net, Великобритания).

Глава 3 Принципы художественно-конструкторского моделирования специальных моторизованных транспортных средств (на примере моторикши).

3.1. Описание разработанного объекта.

3.2.Формообразование кузова моторикши.

З.З.Особенности компоновки вариантов моторикши.

3.3.1. Открытый пассажирский вариант.

3.3.2. Пассажирский вариант, оснащенный полукабиной — обтекателем с открытыми боковыми проемами.

3.3.3. Закрытый пассажирский вариант.

3.3.4. Моторикша для перевозки инвалидов - колясочников.

3.3.5. Малобюджетное транспортное средство личного пользования (молодежное, в т.ч. для молодой семьи).

3.3.6. Одноместный скутер для пожилых и инвалидов.

3.3.7. Грузовой открытый вариант, оснащенный открытой бортовой платформой.

3.3.8. Грузовой вариант, оснащенный полукабиной - обтекателем (закрытой кабиной) и кузовом — фургоном.

3.4. Технология изготовления и цвето-фактурное решение моторикши.

3.5. Модель дизайн-процесса для специального мотосредства.

3.5.1. Тематизация вещи. Семантическая ситуация.

3.5.2. Становление формы вещи. Функциональная и функционально-морфологическая ситуации.

3.5.3. Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность (образ вещи). Художественно-морфологическая ситуация.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств: на примере моторикши»

В настоящее время в связи с рядом экономических и экологических проблем в обществе значительно возросла потребность в дешевых и маневренных транспортных средствах. К такого рода транспортным средствам традиционно относятся легкие двух-, трехколесные малогабаритные разновидности мотоцикла — мотороллеры (современное название «скутер»), использующиеся в качестве индивидуального транспорта, для грузовых и » пассажирских перевозок, для нужд сферы безопасности.

Современная ситуация, сложившаяся в дизайне легковых и специальных мотороллеров, характеризуется появлением произведений, сильно отличающихся от предшествовавших по формальным и образным характеристикам, возникновением новых типов машин и новых сегментов на рынке мотопродукции. Скутерная индустрия постоянно увеличивает ряд своих предложений, чтобы удовлетворить дифференцированные запросы потребителей. Тем не менее, приоритет отдается созданию коммерчески выгодных моделей (стилизация в русле современных тенденций, усложненная техническая оснастка), что приводит к удорожанию скутера и потере существенной части целевой аудитории (молодежь, сельские жители, люди с ограниченными физическими возможностями), для которой мотосредство было альтернативным средством передвижения: доступным по управлению и цене, оригинальным по внешнему виду.

В нашей стране особенно остро стоит проблема создания современных, импортозамещающих средств реабилитации, в т.ч. средств обеспечения транспортной подвижности инвалидов (данная проблема обозначена в проекте федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», разрабатываемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N Пр-218). Отметим, что по экономическим причинам для нашей страны актуально создание специального мототранспортного средства, адаптированного к нуждам совмещенного потребительского контингента.

На этом фоне для определения потребности в новом изделии, его конкурентоспособности, дизайнеру необходимо предварительно получить информацию, включающую показатели развития и взаимодействия производства и потребления данных транспортных средств, оценку аналоговых ситуаций и культурных образцов, влияющих на потребность, исследования имеющихся ' традиций проектирования подобных объектов и тенденций новаторства в данной сфере, а также общих закономерностей и особенностей формирования потребительских требований к конкретным группам изделий.

В отечественном дизайне нами не обнаружено глубоких научных исследований, которые могли бы предоставить систематизированные и обобщенные данные, позволяющие дизайнерам свободно ориентироваться в проблеме проектирования специальных мототранспортных средств и осуществлять разработки на высоком творческом уровне.

Технический аспект проблемы рассматривался в ряде отечественных и зарубежных изданий в 1960-1980 гг. (материалы по теории конструирования, описание способов испытания и прочностных характеристик).

Среди современных исследований интерес представляют материалы по истории развития мототранспорта (А. Воронцов, Е. Певзнер), однако информация в данных публикациях также подается в инженерно-техническом срезе.

Современные зарубежные публикации, посвященные разработкам легковых и специальных скутеров, позволяют собрать богатый иллюстративный материал, но они не носят научного характера.

Такая подача материала затрудняет целостное восприятие проблемы, так как не учитываются социокультурные традиции использования специальных транспортных средств, эстетические запросы современного общества, материальный, культурный уровень потребителей и средовые условия эксплуатации.

Совокупный анализ вышеозначенной проблематики предопределил необходимость исследования принципов, методов и закономерностей процесса формообразования легкового и специального мотороллера в контексте исторических и современных стилевых тенденций, общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных, «человекоориентированных» форм, а также актуальность разработки многомерной матрицы построения утилитарного объекта (специального мотосредства для широкой целевой аудитории) в русле современных тенденций.

Базой диссертационного исследования послужили близкие по тематике исследования Ю. Долматовского, занимавшегося общетеоретическими и научно-прикладными проблемами проектирования экономичного малогабаритного автотранспорта (такси), А. Павлива («Принципы художественно-конструкторского моделирования транспортных средств для семейного автотуризма»); основные положения методики художественного конструирования промышленных изделий (Ю. Соловьев, В. Сидоренко, Л. Кузьмичев, Д. Щелкунов, Л. Переверзев, А. Грашин, Д. Азрикан, В. Пузанов, А. Рубин и др.), системный подход в проектировании машин (E.H. Лазарев); исследования композиции в технике, темы соотношения формы и содержания, образа, формы и функции промышленного объекта (Ю. Сомов, Г. Демосфенова, В. Сидоренко, С. Хан-Магомедов и др.); художественно-образный подход, исследования языковых художественных средств дизайна, семантики формы (А. Рубин, Е. Жердев); базовые положения отечественной эргономики, концепция человекоориентированного проектирования (В. Мунипов, В. Зинченко), концепции оценки качества жизни (Г. Зараковский), функциональных состояний и функционального комфорта (Г. Зараковский, Л. Чайнова и др.), концепция управления эргономическим уровнем качества продукции (В. Даниляк); проектные исследования В. Магерамова, С. Калустова (ВНИИТЭ), занимавшихся разработкой грузовых мотороллеров по заказу Тульского машиностроительного завода; проектные исследования кафедры дизайна средств транспорта МГХПУ им. Строганова, сотрудничающей с итальянской фирмой Engines engineering s.p.a. — проектировщиком двухколесной мототехники.

Цель и задачи исследования.

Цель работы — разработать универсальную модель (матрицу) процесса дизайн-проектирования сложного утилитарного объекта - специального мотосредства - на основе комплекса потребительских и средовых требований, на примере системы (моторикша с электроприводом в виде семейства изделий).

Сформулированная выше цель исследования предусматривает решение следующих основных задач:

1. проведение типологического анализа мототранспорта (виды, конструкции, назначение);

2. построение классификации мототранспорта и определение в ней места мотороллера;

3. выявление типологии специальных мотосредств по назначению, контексту потребления, особенностям конструкции, определение группы колесных мотосредств базовой конструкцией которых является мотороллер;

4. проведение ретроспективного анализа формообразования легковых (двухколесных) и специальных (трехколесных) мотороллеров;

5. выявление современных тенденций формообразования легкового и специального , мотороллера, определение композиционных приемов и морфологических зависимостей, которые используются в современных разработках, выявление традиционного и инновационного в формообразовании;

6. проведение сопоставительного и морфологического анализа ряда мотосредств специального назначения и вычленение доминантных морфологических признаков универсального специального мототранспортного средства;

7. разработка схемы моделирования универсального специального мототранспортного средства;

8. разработка типологии потребителей и ситуаций потребления универсального специального мототранспортного средства, комплекса утилитарных и социокультурных потребительских и средовых требований к изделию, выявление адекватных форм реализации требований в объекте проектирования, принципиальных возможностей перехода к проектированию индивидуального транспортного средства, а также средств, приемов и методов дизайнерского моделирования, позволяющих наиболее полно воплотить в объекте требования адресатов.

Объект исследования — специальный мототранспорт (мотороллер).

Предмет исследования - модель (матрица) процесса дизайн-проектирования и моделирования специального мотосредства, определение средств, приемов и методов, способствующих эффективному воплощению матрицы в реальных разработках.

Методы исследования: типологический анализ, ретроспективный анализ и анализ современных тенденций формообразования, сопоставительный анализ, морфологический анализ, метод междисциплинарного синтеза, типологическое моделирование, системный подход в проектном эксперименте.

Границы исследования определяются временными рамками 10-е гг. XX века - начало XXI века (охватывают вопросы формообразования мотороллера в его историческом генезисе), а также границами системы (универсальное специальное мотосредство для совмещенного потребительского контингента).

Научная новизна исследования.

Впервые исследован эстетический аспект вопроса формообразования легкового и специального мотороллера в его историческом генезисе.

Определены доминантные морфологические признаки универсального изделия в рамках своего класса (специальное мотосредство) на основании синтеза положительных эстетических, эргономических, экономических качеств типологического ряда специальных мотосредств.

Предложена экспериментальная модель специального мотосредства, являющаяся инвариантом ряда, ориентированная на социально-экономические условия нашей страны.

Построена универсальная модель (матрица) процесса дизайн-проектирования и моделирования специального мотосредства, которая применима к любому утилитарному объекту проектирования.

Научная и практическая значимость исследования.

Разработка универсальной модели процесса дизайн-проектирования сложного утилитарного объекта (специального мотосредства), ориентированного на совмещенный контингент потребителей, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования методики художественного конструирования транспортных объектов и объектов дизайна в целом.

Произведенный анализ формообразования мотороллера в его историческом генезисе может быть использован в общетеоретических и научных исследованиях, связанных с формообразованием в дизайне.

Предложенная модель дизайн-процесса для специального мотосредства, а также исследования эволюции формообразования мотороллера применимы к проектированию объектов транспортного дизайна.

На основании исследования могут быть разработаны методические рекомендации для практикующих дизайнеров, студентов и аспирантов художественно-промышленного профиля. I

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Цинман, Жанна Германовна

Основные выводы и рекомендации.

1. Построена классификация мототранспорта (по назначению, конструктивно-компоновочным особенностям), выявлена типология специальных мототранспортных средств. Определены типы специальных мотосредств, базовой конструкцией которых может служить мотороллер.

2. Исследован эстетический аспект вопроса формообразования легкового и специального мотороллера в его историческом генезисе.

3. Исследованы утилитарно-рациональные и концептуальные тенденции в формообразовании мототранспорта и выявлены наиболее эффективные методы, принципы и средства создания специальных мотосредств для совмещенного контингента в российских социально-экономических и культурных условиях.

4. На основании сопоставительного и морфологического анализа типологического ряда специальных мотосредств синтезированы доминантные морфологические признаки универсального специального мотосредства.

5. Разработана универсальная модель (матрица) дизайн-процесса проектирования и моделирования специального мотосредства, применимая к любому объекту дизайнерского проектирования.

6. Разработана типология потребителей специального мотосредства, проведена классификация потребительских требований к изделию, определены эффективные способы реализации данных требований в объекте проектирования.

7. Тенденция к последовательному сужению потребительской группы до индивида как субъекта проектирования позволила наметить принципиальную возможность разработки в будущем методов индивидуального проектирования мототранспортных средств.

8. Определены основные принципы моделирования специального мотосредства: «достраивание вокруг человека»; вычленение базовой пластической и семантической единицы; создание «изменяемой морфологии», «поливариантной формы», «полисемантической формы» и синтезированного мультикультурного образа.

9. Принципы моделирования специального мотосредства в случае проектирования дизайн-объекта специального назначения тяготеют к учету индивидуальных особенностей отдельных групп потребителей (дети, пожилые, инвалиды, жители села и т.п.), что в итоге создает возможность перехода к индивидуальному проектированию.

10. Принципы моделирования специального мотосредства могут быть рассмотрены как основные направления продвижения к идеальному предмету и идеалу развития предметной среды с учетом закономерных изменений социальных, культурных, технико-экономических условий, т.е. в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.

11. Алгоритм дизайн-процесса проектирования и моделирования утилитарного объекта (специального мотосредства) применен в преподавании дисциплины «Проектирование» (специальность «Промышленный дизайн») на кафедре «Дизайн» в Тульском государственном университете, получены положительные результаты.

12. Разработана экспериментальная модель — моторикша с электроприводом в виде семейства изделий. Спроектированная открытая система способна к совершенствованию функциональных и эстетических качеств на основе учета изменений в потребностно-мотивационной сфере, в контексте динамического развития предметной среды, в том числе в русле глобальной тенденции к индивидуализации формы объекта дизайна. На настоящий момент заявленное мультифункциональное изделие способно наиболее адекватно выполнять поставленные задачи, основная из которых — задача социализации людей с ограниченными физическими возможностями, а также обеспечение доступности эстетичного, эргономичного, экономичного транспортного средства для людей невысокого уровня материального благосостояния.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Цинман, Жанна Германовна, 2008 год

1. Автомобилестроение M.: ВИНИТИ, т. 2: Электромобили (зарубежн.)/ Канд. тех. наук Ставров О.А, научн. ред. д-р техн. наук Галкин Ю.М. - 1976. -192 с.

2. Азрикан А.Д. Образ целесообразности техномира // Художественное моделирование комплексного объекта. М., 1981. - С. 82-95 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

3. Аксенов И .Я. Транспорт: История, современность, перспективы, проблемы/ отв. ред. Т.С. Хачатуров М.: Наука, 1985, - 176 с.

4. Алпатов М.В. Композиция в живописи. M.; JL. 1940. - С. 3-7

5. Аруин A.C., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М., Машиностроение, 1989. -251 е.: ил.

6. Астапов А. Спецназ // Мото 1999 - №4

7. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. — М.: Мир, 1969. 112 с.

8. Братковский JI.E., Оришечко С.Ф. Мотоциклы.- К.: Техшка, 1984.- 96 е., ил.

9. Браун Роланд Мотоциклы: энциклопедия: пер. с англ. / Р. Браун: Пер. Л .Я. Гальперштейн. -М.: РОСМЭН, 2001. 567с.

10. Бутусов В.П. Эстетика в технике. — М., 1967. 75 с.

11. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. -Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001. 288 с.

12. Васильев М. Изобретение колеса // Мотор — 2005 №4

13. Ветров Ю.В. Газы // Авторевю 2006 - №8

14. Волков А.Т., Шувалов К.И. Мотороллеры -М.: Машгиз, 1959. 175с.

15. Волков H.H. Композиция в живописи. М., 1977. - С. 18-146

16. Волков C.B. Не ищите мотор под капотом // Автобизнес -Weekly — 2005 №38 (487)

17. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Грантъ, 2002.

18. Воронцов А.Е. Генезис скутера: эпизод третий // Мото 2004 - №9

19. Воронцов А.Е. Европа уходит в отрыв. Милан, главный мотосалон года // Мото- 2006 -№1

20. Воронцов А.Е. Мотоциклы. В 2-х т.- М.: Виктория: ACT, 1997. Т.1.: История мотоцикла. 256 е.: ил., Т.2: История мотоцикла. - 256с.: ил.

21. Воронцов А.Е. Орудия дальнего боя // Мото — 2006 №6

22. Воронцов А.Е. Счастье для каждого. Генезис скутера: эпизод второй // Мото 2003 - №11

23. Воронцов А.Е. Укрощение мебели. Генезис скутера: эпизод первый // Мото 2003 - №9

24. Гаврилов Э.В. Эргономика на автомобильном транспорте. Киев: Техшка, 1976, 126 с.

25. Габричевский А.Г. Морфология искусства. — М.: Аграф, 2002. 864 с.

26. Генисаретский О. И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании // Художественное моделирование комплексного объекта. -М., 1981. С. 34 -53 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

27. Гзовский М., Воробьев-Обухов А. Решающий раунд: электроны против углеводородов // За рулем 1999 - №10

28. Гинцбург М.Г. Устройство и обслуживание мотоциклов. — М., ♦ Машиностроение, 1972. 93 с.

29. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987, - 207 е.: ил.

30. Грашин A.A. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий. Теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002. 262 е.: ил.

31. Грузовой мотороллер «Муравей». Руководство по ремонту. Спб., 2002. - 71с.

32. Грузовые мотороллеры. «Муравей» (Серия «Рокер») Спб., 2002. - 56 с.

33. Гулиа Н.В., Юрков С. Новая концепция электромобиля // Наука и техника 2000 - №2.

34. Даниляк В. И. Концепция управления эргономическим уровнем качества продукции и организационно-психологические методы ее реализации. Автореф. диссертации, М., 2004

35. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество конкурентоспособность. -М.: Изд-во Стандартов, 1990

36. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. М., 1980. — С. 3048 (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 23.).

37. Демосфенова Г.Л. Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне //Художественное моделирование комплексного объекта. М., 1981. - С. 57-67 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

38. Демченко Б. Ф. Справочник мотоциклиста —М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. 286 е.: ил.t

39. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Миневрин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Миневрина и В.Т. Шимко. -М.: «Архитерктура-С», 2004. 288 е.: ил.

40. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М.: Знание, 1986. - 240 е., ил.

41. Долматовский Ю.А. Применение принципов технической эстетики при конструировании легковых автомобилей. М., ВНИИТЭ, 1966. 24 с.

42. Долматовский Ю.А. Архитектурная композиция автомобильного кузова //сб. Научно-исследовательских работ по автотракторному делу, М.-Л., Государственное научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1966. С.208-240

43. Еретин A.B. Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля: основы теории и методологии. Автореф. диссертации, М., 2002

44. Ефимов A.B. Характерные особенности колористики предметно-пространственной среды // Проблемы художественной выразительностисовременной предметной среды. М., 1985. - С. 59-67. - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 47.).

45. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. 227с., ил.

46. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика . М.: Изд- во АУТОПАН, 1996, 79 с.

47. Зараковский Г. М. Потребности населения и критерии качества жизни // Проблемы психологии и эргономики. 2001, № 3. — С. 54-58.

48. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Чем опасен транспорт для людей, животных и растений?/ Рос. экол. федер. инф. агенство при Минприроды России, Федерал. Экол. Фонд РФ. М.: издательство РЭФИА, 1996

49. Каганов Г.З. Представления потребителей о типологически различных средах // Дизайн городской среды, типологические аспекты. М., 1984. - С. 79 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 44.)

50. Канунников С. Под колпаком у «Мессершмитта»//3а рулем 2005 - №1

51. Кершенбаум В.Я., Фальк В.Э. Горизонты транспортной техники. М.: Транспорт, 1988. — 132 е., ил.

52. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве//Вопросы философии. -1967. № 106

53. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. 1991. - С. 124.

54. Корчагин В.А., Филоненко Ю.Я. Экологические аспекты автомобильного транспорта.: учеб. пос./ межд. независим, эколого-политолог. ун-т. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 206с.

55. Косенко Б.Ф., Тюркин Б.П. Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам, мопедам: Устройство, обслуживание, ремонт/ под ред. JI. Г. Расстегаева. — Л.: Лениздат, 1965. 207 с.

56. Краткий мотоциклетный справочник / НИИН Автосельхозмаш. — М., 1965.- 156с.

57. Кузьмичев JI.A. Типологический анализ акта художественного моделирования // Художественное моделирование комплексного объекта. -М., 1981. С. 54-70 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

58. Кулайкин В.И., Даниляк В.И. Инновационный потенциал эргодизайна в управлении качеством // Компетентность — 2006 №7(36)

59. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие/А.Н. Лаврентьев -М.:Гардарики, 2006 303с.: ил.

60. Лаврентьев А.Н. Композиционно-графическое моделирование как форма проектного эксперимента // Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. М., 1985. - С. 42-58. -(Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 47.).

61. Лазарев E.H. Дизайн машин. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. 256 е.: ил.

62. Ламаанагарика Говинда Творческая медитация и многомерное сознание. М., 1993. - 175 с.

63. Лотоцкий В.В., Зобнин В.А., Камерилов В.К., Шмелев О. Ф. Грузовые мотороллеры -М.: Машгиз, 1961. 164 е.: ил.

64. Мани Ллойд Транспорт, энергетика, будущее / пер. с англ. В.В. Альтова, под ред. Великанова Д.П. М.: Мир, 1987, - 160 с.

65. Материаловедение: Учеб. пособ./ С.А. Васин, H.H. Бородкин, Л.А. Морозова, В.А. Редько. Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. - 104 с.

66. Методика художественного конструирования. Издание второе, переработанное. ВНИИТЭ. М., 1983, 165 е.: ил.

67. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. — М.: искусство, 1973. — (Сер. Малая история искусств).

68. Мишин С. «Рикша» на батареях // За рулем 2001 - №8

69. Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Мн.: Ушвесггэцкае, 1994. -303 с.

70. Мотороллер «Муравей». Практическое руководство. Ремонт в дороге. Ремонт в гараже Спб., 2002

71. Мотороллеры «Муравей». Эксплуатация, ремонт, каталог деталей. Состав. К.П. Быков, П.В. Грищенко, Т.А. Шленчик; Ред. Т.А. Шленчик. -Чернигов: «Ранок», 2006. 186 е.; ил.

72. Мотоциклы, мопеды и велосипеды. М.: Изд-во стандартов, 1994. -120 с.

73. Мунипов В. П., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: логос, 2001. 356 е.: ил.

74. Нарбут А. Н. Биотранспорт. М.: Знание, 1990, - 56 е.: ил.

75. Нечетов Ю. «Кинешма» мотоколяска или автомобиль? // За рулем -1998 -№12

76. Николаевич В. Под колесами прогресса.//Компьютерра -2005 -№15

77. Охлябин С.Д. Легенды и были об экомобиле. М.: Сов. Россия, 1987. -192 с.

78. Павлив А.П. Принципы художественно-конструкторского моделирования транспортных средств для семейного автотуризма. Автореф. диссертации, М., 1993

79. Пополов А. Индивидуальный электротраспорт XXI века // Наука и техника-2001 -№8.

80. Постников Д. Электромобиль: «за» и «против» // За рулем 1997 - №2.

81. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов/ Васин С.А., Талащук А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю А. и др.; под ред. Васина С.А., Талашука А.Ю. М.: Машиностроение-1, 2004. - 692 е., ил.

82. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. -М.: Машиностроение, 1984. 128с.

83. Рубин А.А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн М., 1978. - С. 22- 37 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.).

84. Рубин А.А. Проблема включения точки зрения потребителя в модель ситуации организационной коммуникации // Художественное моделирование комплексного объекта. М., 1981. - С. 71- 81 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.).

85. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.1

86. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. — М.: Архитектура-С, 2005. 350с., ил.

87. Рыбаков Г. П. О модульном принципе компоновочных решений при создании мотомашин (на примере серии мотомашин «Пчелка») // Известия ТулГУ. Серия. Автомобильный транспорт. — Тула: ТулГУ, 2001

88. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологичесикй анализ знаково-символической деятельности дошкольника. —Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. -264 с.

89. Сачков М. Не мерзнет и не потеет. Сиденье ЭкоКлимат // За рулем -2002 №12

90. Семина Н.В. Экологически чистый автомобиль мечта или реальность? - М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Серия «Транспорт» №5/1990)

91. Сидоренко В.Ф. Проблема художественного образа в дизайне // Проблемы образного мышления и дизайн М., 1978. - С. 9-21 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.).

92. Словарь литературоведческих терминов. Ред.- сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974. 509 с.

93. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977. -271с.: ил.

94. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. -М.: Машиностроение, 1967. 176с.

95. Сорокин К. Мотоколяска в стиле off road // Авто Тест 1999. - №13-14

96. Ставров О.А. Перспектива создания эффективного электромобиля/ отв. ред. Д. П. Великанов. М.: Наука, 1984. - 88 с.

97. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Гармония Хаоса, или Фрактальная реальность. Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. - 352 е., ил.

98. Тульские мотороллеры: Альбом / Потоцкий В.В., Зобнин В.А., Щербаков Е. Н. и др.- М.: Машиностроение, 1977. — 56 с.

99. Тупталов Ю.Б. К анализу эстетических суждений о продуктах дизайна // Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. М., 1985. - С. 91- 99 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 47.).

100. Фаворский В.А. О композиции // Искусство. -1933. № 1-2

101. Федутинов Ю.А., Шкляев H.A. Обеспечение возможности передвижения инвалидов и престарелых в больших городах //Сб. «Проблемы больших городов.» М.: МГЦНТИ, 1989, стр. 71-86

102. Федутинов Ю.А., Шкляев H.A. Транспорт для инвалидов. М.: Знание, 1990. 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Транспорт», № 11)

103. Фомин А. Автономное плавание // За рулем — 2002 №5

104. Хан-Магомедов С.О. В. Кандинский о восприятии и воздействии средств художественной выразительности //Проблемы образного мышления и дизайн М., 1978. - С. 77-96. - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.).

105. Хан-Магомедов С.О. К постановке вопроса о специфике художественной формы в дизайне // Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. М., 1985. - С. 14-26 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 47.).

106. Хан-Магомедов С.О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов // Традиции и истоки отечественного дизайна. М., 1979. С. 82-99 - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 21)

107. Хейзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс -Традиция, 1997. - 416с. - С. 162-167

108. Хиллер Бивис Стиль XX века. М.: Слово/slovo, 2004. - 240с., ил.

109. Холмянский JI.M. Макетирование и графика в художественном конструировании -М.: Изд-во МАрхИ, 1978. 23 с.

110. Цинман Ж.Г. Проблемы экологического формообразования городской среды // Известия ТулГУ. Сер. Строительство, архитектура и реставрация. Вып. 10.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 270 с. - С. 74-84

111. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний II Методы и критерии оценки функционального комфорта. М.: ВНИИТЭ, 1978.

112. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 160 е.: ил.

113. Шпара П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Киев: Высшая школа, 1989. - 247 с.

114. Шуругов Л.М. Трехколесные мотоциклы // Наука и жизнь 1979 - №8

115. Экономичность двигателей мотороллеров и мотоциклов / Пудовеев. Гололобов, Плешанов. Тульский машиностроительный завод им. Рябикова — Тула, Приокское книжное издательство, 1990. 96 с.

116. Энциклопедия мотоциклов: фирмы, модели, конструкции/ А.Е. Воронцов, Е.В. Певзнер, Д.В. Дольников и др. М.: За рулем, 2003. - 512 е.: ил.

117. Эргономика: Принципы и рекомендации / ВНИИТЭ. 2-е изд., перераб. -М., 1983.-183 е.: ил.

118. Electric & hybrid vehicle technology' 95. The international review of electric and hybrid vehicle design and development. UK & International press. 1995. -304 p.

119. Honda ICVS development program // Society of Automotive Engineers of Japan (Tokyo). Tokyo : Society of Automotive Engineers of Japan, March, 2002

120. Walter C. E., Salisbury I. D., Roadway Powered Electric Vehicle Project. Lawrence Berkeley Laboratory Report UCID-19576 Sept. 30, 1982.

121. Piaggio Ape. Storia modifica. http://www.motociclismo.it/

122. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики1. ЦИНМАН Жанна Германовна

123. ДИЗАЙН-МОДЕЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ МОТОРИКШИ)

124. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.