Формирование световой среды вечернего города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, доктор архитектуры Щепетков, Николай Иванович
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 303
Оглавление диссертации доктор архитектуры Щепетков, Николай Иванович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА.
1.1 Роль искусственного света в формировании 27 городской среды.
1.2. Основные компоненты искусственной световой среды города.
1.3. Особенности взаимодействия искусственного освещения и архитектурной формы.
1.4. Критерии оценки искусственной световой среды 67 города.
1.5. Теоретическая модель светопространственной 78 структуры среды в селитебных зонах города.
Глава 2 ГОРОД КАК ОБЪЕКТ СВЕТОУРБАНИСТИ
ЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
2.1. Методологические основы светового урбанизма.
2.2. Разработка светопланировочной структуры города 108 и его фрагментов.
Глава 3 СВЕТОВОЙ АНСАМБЛЬ КАК ОСНОВНАЯ 122 СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ОБЛИКА НОЧНОГО ГОРОДА.
3.1. Типология масштабов восприятия световых 124 ансамблей.
3.2. Формирование световых ансамблей городской 130 застройки.
3.3. Формирование ландшафтно-световых ансамблей.
Глава 4 АРХИТЕКТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
ОБЪЕКТОВ.
4.1. Принципы построения светового образа объектов.
4.2. Архитектурное освещение зданий и сооружений.
4.3. Архитектурное освещение объектов городского ландшафта.
Глава 5 ДИЗАЙН ЭЛЕМЕНТОВ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ
ГОРОДА.
5.1. Светомоделирование как метод светового дизайна.
5.2. Дизайн элементов осветительных систем.
5.3. Подготовка архитекторов-светодизайнеров.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов2012 год, кандидат архитектуры Батова, Анастасия Геннадьевна
Принципы проектирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы)2017 год, кандидат наук Матовников Григорий Сергеевич
Принципы формирования световой среды пешеходных улиц города: на примере Москвы2017 год, кандидат наук Матовников, Григорий Сергеевич
Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства2013 год, кандидат наук Бутыревская, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование световой среды вечернего города»
Жизнь современного города невозможна без искусственного освещения. Свободное время большинства жителей, их передвижение, общение и отдых приходится на вечер, а для ряда профессий и рабочее время в городских пространствах совпадает с темным временем суток, которое тем продолжительнее в осенне-зимний период, чем дальше от экватора расположен город.
Существующее сегодня в любом городе мира электрическое освещение является обязательным элементом его жизнеобеспечения, его базовых инженерно-технических инфраструктур. Оно сложилось в большинстве случаев спонтанно, в процессе эволюции городского коммунального хозяйства и деятельности энергетических служб. В теории и практике градостроительства наружное освещение во всех его видах включено в раздел инженерного оборудования городских территорий. Это обстоятельство, по мнению автора, сыграло решающую роль в многолетнем игнорировании, недооценке в своей проектной практике большинством зодчих всей планеты эстетики наружного освещения, его богатейших возможностей и созидательного потенциала в художественной интерпретации и гуманизации архитектурной среды, традиционно проектируемой и рассчитываемой на условия ее зрительного восприятия и оценки лишь в дневное время. В теории градостроительства и архитектуры до сих пор не существует четко обозначенной проблемы формирования искусственной световой среды города как профессиональной и относительно автономной творческой задачи, как самостоятельного раздела любого архитектурного проекта, нет и методологии ее решения.
Актуальность проблемы. Эффектные реализации электрического освещения достопримечательных объектов во многих городах мира, на международных выставках и в природном ландшафте, в создании которых в предшествующие десятилетия главную авторскую роль играли инженеры-светотехники, а архитекторы были в роли концептуальных консультантов, экспертов или чиновников, согласующих предлагаемые э решения, всегда привлекали интерес широкой общественности к новым возможностям совершенствования и новым, формируемым освещением, стандартам окружающей среды. Эти возможности, стандарты и ожидания неуклонно возрастают в связи с прогрессом в области светотехники и повышением жизненного уровня. Для профессии архитектора, по убеждению автора, созрела объективная и настоятельная потребность овладения искусством освещения не как экзотической, малозначащей, инженерной задачей, а как одной из многоплановых и перспективных "зодческих" проблем, которая должна решаться в процессе проектирования города, его фрагментов и большинства объектов в нем наряду и в комплексе с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и дизайнерской формы. При такой постановке дела обогащается философия и расширяется область профессиональной деятельности: архитектура должна создаваться не только для жизни в ней и восприятия ее днем (это одно визуальное состояние окружающего мира^ но и ночью, и выглядеть при нтом не простым повторением дневной (что в Экстерьере и невозможно), а иметь свои характерные образно-эмоциональные качества. Это следует считать вторым зрительным состоянием и архитектурным образом городской (равно как и интерьерной) среды. От триады Витрувия, определяющей свойства дневной архитектуры как "польза, прочность, красота", для ночной или «световой» архитектуры остаются лишь польза и красота, и от потери одного элемента значение этих двух лишь усиливается.
Актуальная потребность в профессиональном решении вопросов формирования визуально полноценной в дневное и вечернее время городской среды связана с пятью объективными обстоятельствами:
• эстетические качества архитектуры оцениваются главным образом по зрительным впечатлениям, а они возможны лишь при наличии освещения;
• зрительное восприятие архитектурной формы во всех ее категориях (пространство, объем, пластика, цвет) зависит не только от ее особенностей, но и от количества света и качества ее освещения, а в темноте- в решающей мере именно от них;
• в последние годы в Москве, городах России и всего мира наблюдается бурная «цепная реакция» в освещении все большего числа объектов (не только памятников, как раньше), идет своеобразное соревнование на масштабы, лучший образец или стиль освещения. В массе своей освещение объектов носит пока «штучный» характер с вытекающими отсюда последствиями спонтанности, поскольку отсутствует теоретическая база «светового урбанизма», не ч сформулированы архитектурные требования к созданию световых ансамблей, не развит профессиональный терминологический и светокомпозиционный «словарь», недостает специалистов^]^ этой -области. Осознание необходимости решения в России этих вопросов зафиксировано многими выступлениями главных архитекторов, художников, дизайнеров городов на научных и творческих форумах, обращениями за консультативной помощью к автору. Рынок строящихся жилых, офисных, торгово-сервисных зданий в Москве свидетельствует, что удачно освещенные снаружи объекты продаются более успешно, чем традиционно не освещаемые;
• высокое качество освещения социально и экономически рентабельно. Оно может быть достигнуто лишь комплексным решением всех взаимодействующих в городском пространстве систем освещения. Установлено, что при этом: сокращается число ДТП, особенно с тяжелым исходом; увеличивается скорость движения транспорта; снижается уличная преступность и вандализм; повышается экологическая безопасность (меньше зрительных стрессов, вызванных световым хаосом и дискомфортной яркостью, недостатком световых ориентиров и информации, сокращается выброс газов автомобилей за счет уменьшения простоев и увеличения пропускной способности дорог и т.д.); растут доходы от вечернего туризма; происходит оживление экономической жизни (развитие светотехнической отрасли, продажа ее продукции, рост занятости в сфере обслуживания); увеличиваются отчисления в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения объемов и качества услуг в освещаемых и благоустроенных зонах; экономится время на передвижение в городе; улучшается визуальный комфорт и психологическая атмосфера, что положительно влияет на здоровье и работоспособность жителей; повышается социальный престиж города и его властей, в чем большую роль играют СМИ и печатная изопродукция, видео- и кинофильмы с эффектными видами освещенных ансамблей и достопримечательных объектов;
• искусственный свет становится все более емким и мобильным носителем информации, без которой немыслим прогресс человеческой цивилизации в новом столетии и, тем более,тысячелетии. Информационно-световые медиа-технологии уже активно влияют на архитектуру и на создаваемую среду и со временем это влияние будет усиливаться, поэтому они должны уже сегодня учитываться при разработке градостроительных и средовых проектов.
Эта потребность обусловила содержание настоящей работы по трем основным составляющим - концептуально-теоретической разработке вопросов формирования искусственной световой среды города; методологии решения архитектурно-проектных задач в области световой урбанистики, светообъемного проектирования и дизайна осветительных систем; подготовке специалистов в области архитектурно-светового проектирования.
Состояние проблемы. История развития искусственного освещения городов насчитывает не одно столетие. В ней можно выделить два этапа - длительная эра доэлектрического освещения и освещение электрическими лампами, которым немного более века. Это история в основном эмпирического опыта, изложенная в работах Л.С.Калффа, Г.Папагалова, Л.Монзера, Д.Неуманна, Д.Филлипса [283,25,302,305,311], в обзорных трудах ученых фирмы «Филипс» [275,310]. Она стала начальным разделом науки об искусственном освещении города, которая до сих пор относительно неразвита и фрагментарна.
Анализ имеющихся данных показывает, что появление электрического освещения в конце ХГХ века изменило ночной облик, масштаб и психологическую атмосферу в городах. Кроме изначального первоначального назначения — освещать пространства улиц и площадей для безопасности передвижения и охраны владений появились новые функции - художественное освещение фасадов достопримечательных и репрезентативных объектов и световая информация и реклама. Это было связано с открывшейся возможностью получать ранее немыслимые и регулируемые потоки электрического света, перераспределять и концентрировать их и передавать в нужном направлении. Промышленность выпускала все более широкий ассортимент осветительных изделий различного дизайна, которые заполняли городские пространства в качестве малых форм, вечером светящих, а днем визуально более или менее значимых.
В наружном освещении некоторых объектов и в световой рекламе уже в конце XIX -начале XX столетия эстетическая функция электрического света становилась доминирующей. Проекты изобиловали изображениями прожекторных лучей и световых эффектов, которые по тем временам были скорее желаемыми, иллюзорными, нежели реально достижимыми. Международные выставки в особенности широко и по максимуму «эксплуатировали» выразительные качества света ламп Яблочкова и Лодыгина-Эдисона (Париж, 1886, 1889, 1900, 1937гг.; Чикаго, 1893, 1933гг.; Омаха, 1898г.; Буффало, 1901г.; Сент-Луис, 1904г.; Сан-Франциско, 1915, 1939гг.; Рио де Жанейро, 1922г.; Барселона, 1929г.; Нью-Йорк, 1939г.). Складывалось понимание искусственного освещения как самостоятельного элемента или раздела архитектуры, а света как архитектурного материала и средства художественной выразительности. Родились совершенно новые понятия - "архитектурное освещение" и "световая архитектура". Последний термин "Lichtarchitectur", л , предложенный в 1906 г. писателем-утопистом П.Ширбартом и расшифрованный в 1926 году немецким светотехником И. Тейхмкйыером [305,92], подразумевает специфический, отличный от дневного зрительный образ архитектурного произведения, возникающий при сознательно организованном искусственном освещении и исчезающий при его выключении.
Происходившая поэтапно в течение века модернизация средств освещения и смена одних типов источников света на новые, более эффективные (тепловых на разрядные, которые, советшенствуясь, поэтапно заменяются все новыми поколениями и уже вытесняются светодиодными) в установках уличного и архитектурного освещения вызывалась в основном технико-экономическими причинами и приводила каждый раз к очевидному результату: в городе повышались уровни освещения, расширялись освещаемые площади - он становился светлее и комфортнее, изменялся и усложнялся его ночной колорит - от монохромного тепло-белого света при лампах накаливания во всех городских зонах в первой половине XX века к разноспектральному освещению в различных его зонах при нескольких одновременно применяемых типах разрядных ламп в третьей четверти века. Укрупнялся и дифференцировался масштаб городских освещаемых ансамблей, поскольку диапазон осветительных установок расширился от однотипных и маломощных уличных фонарей начала века до широкой современной палитры прожекторов, светильников разной мощности в разнообразных системах освещения, заливающих светом микро-, мезо- и макропространства, участки территории и фасадные поверхности объектов. Тем самым, постоянно трансформировался архитектурнО-световой облик города и психологическая атмосфера вечерней городской среды - электрическое освещение стало ее самым управляемым, л мобильным и эффективным элементом, отражающим социальные изменения в обществе, его эстетические предпочтения и технический прогресс. Современная архитектура все более ассоциировалась с понятием «архитектура света» [136]. Однако, в массе своей в большинстве городов мира до 80-х годов господствовало традиционное функциональное уличное освещение, а архитектурное освещение объектов носило скорее исключительный характер. Как отмечал в 50-е годы XX века видный немецкий светотехник В.Келер [92], в архитектуре это свидетельствовало о робости зодчих «перед величием задач, выдвинутых возможностью использования новых технических достижений». Ведущий французский светодизайнер Р. Нарбони в 90-е годы писал, что для повышения эстетической роли освещения в городе нужно было преодолеть в 70-е годы банальные догмы сугубо инженерного отношения к нему и последствия энергетического кризиса [304].
Этот краткий ретроспективный анализ показывает, что практика городского освещения следует за развитием светотехники, используя его и завися от него, но недостаточно эффективно формирует заказ на тот тип продукции, который требуется для формирования необходимых, в том числе, эстетических качеств световой среды, за которые. ответственны архитекторы и градостроители. Отчасти поэтому ряд технических новинок, имевших определенные преимущества перед другими, не получили дальнейшего использования в освещении города, другие долго не выходят за рамки экспериментальных или экзотических средств, чаще применяемых в авангардных направлениях синтетических искусств, работающих со светом (светомузыка, рок-эстрада, световые шоу и спектакли "Звук и Свет" и т. п.), или в световой рекламе, хотя известны уже несколько десятилетий (свето диоды, электролюминесцентные панели, голограммы, световоды, световые проекции, светоцветодинамическое освещение, лазерная светоррафика, "искусственные луны" и др.).
Более фундаментальной причиной зависимости городского освещения от арсенала светотехники является теоретическая необеспеченность и практическая невостребованность данной проблемы внутри архитектурной профессии. Это отражается, во-первых, в бытующей терминологии: архитектурное освещение именуют «световым оформлением», «дополнительным декорированием градостроительных ансамблей» (З.Н.Яргина) [236], «художественной подсветкой», «иллюминированием» и т.п., что иллюстрирует третьестепенный, кратковременной характер проблемы, а уличное освещение считается утилитарно-техническим, не стоящим внимания зодчих.
Во-вторых, в трудах, написанных в "электрическую" эпоху даже в последние десятилетия по градостроительству и эстетике города, теории композиции, основам архитектурного формообразования и художественному языку зодчества (JI. Н. Авдотыш, М. Г. Бархин, А. В. Бунин, А. П. Вергунов, В. JT. Глазычев, А. Э. Гутнов, А. В. Иконников, Л.И.Кириллова, Я.В.Косицкий, А. Кучмар, И. Г. Лежава, К. Линч, И. М. Смоляр, 3. Н. Яргина.), по формированию городской среды и ее эстетической оценке (А. Ю. Беккер, Е. Л. Беляева, К. Дэй, И. И. Сердюк, С.А.Хасиева, С.Б.Чистякова, В. Т. Шимко, А. С. Щенков), практически отсутствуют упоминания о вечерней среде и световом образе ночного города как заслуживающих профессионального внимания архитектурно-композиционных проблемах.
В исследованиях по психологии зрительного восприятия вообще (С. И. Вавилов, С. В. Кравков, Б.М.Величковский, В. П. Зинченко, А.Р.Лурия, А. И. Коган, В. В. Шаронов, И. Д. Артамонов, Р. Грегори, Д. Грегг и др.) и архитектуры и искусства в частности (Р. Арнхейм, Ю. И. Короев, М. В. Федоров, С.Хессельгрен, А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев), по зрительной экологии (В. А. Филин, Д. Гибсон), цветовому зрению и цветоведению (И. В. Мигалина, Е. Н. Соколов, Л. Н. Миронов^Иттен, Г. Фрилинг, К. Ауэр, С. С. Алексеев, В. А. Зернов, Г. Цойгнер, М. Дерибере, Д. Джадд, Г. Вышецки и др.), колористике города (А. В. Ефимов, В. И. Кравец, В. П. Беляков, В.А. Глинкин, Г. А. Петров, Ф. Хайгл, Ж. Ф.
Ланкло) визуальная оценка городской среды при искусственном освещении также не производится.
В то же время, работы вышеуказанных ученых объективно послужили автору содержательной базой исследований. Другой составляющей явился международный опыт наружного освещения, в котором участвовали некоторые зодчие. Эффекты света еще в 20-е годы широко использовали в своих проектах архитекторы советского авангарда (братья Веснины, К.Мельников) и западные функционалисты (футуристы и экспрессионисты (Э.Мендельсон, Б.Таут, Г.Шарун, М.Брейер и др.). Характерная эстетика "интернациональной" архитектуры из стекла и металла особенно ярко зазвучала в офисных зданиях в послевоенные годы, когда интерьеры залил свет люминесцентных ламп, и здания, обнажившие свое ранее невидимое "нутро", радикально изменили свой дневной тектонический и образный характер (Г. Баншафт, JL Мис ван дер Роэ, В.Гропиус, Ф. Джонсон, Скидмор, Оуингс и Мерилл).
Другое, по сути противоположное направление в наружном освещении развивалось в ряде городов или их коммерческих районов - это световая реклама (Лас-Вегас, Гинза в Токио, Бродвей и Таймс-сквер в Нью-Йорке, Пикадилли в Лондоне). Ее считают течением поп-арта в дизайне рекламы. В послевоенный период она создала на западе обеспокоившую общество л проблему визуального хаоса, исследованную В.С.Лындиным [111], с которой в развитых странах в основном удалось справиться регламентирующими мерами в 60-70-е годы. Конструкции светорекламных установок на фасадах и крышах зданий практически игнорируют или зрительно уничтожают архитектуру и создают характерный, "царапающий" глаз световой или свето-цвето-динамический рисунок, формируя тем самым особый образный мир, в котором используются различные знаковые, текстовые, орнаментальные и изобразительные элементы и эффекты оп-арта. Широко применяемые в них газосветные лампы породили особое направление в освещении, называемое «неоновое искусство». В ряде исследований (П. Гейтс [267], К.В.Томсен [338]) подобные установки рассматриваются как часть электронных медиа-средств, динамично завоевывающих жизненное пространство, «атакующих» методологическую базу традиционной архитектуры и диктующих ей «свою нематериальную цветовую поэзию света». В результате архитектура становится все более «думающей», «разумной», эмоциональной, реагирующей на воздействия природной среды и человека. Эти тенденции ведут к «медиаархитектуре» с новыми концепциями пространства и времени. К.Маак (фирма 3RC0) рассматривает свет как четвертое измерение архитектуры.
Наиболее традиционная и объемная ветвь в наружном художественном освещении связана во всем мире с памятниками архитектуры, монументального искусства, уникальными и репрезентативными зданиями и сооружениями, с достопримечательными элементами ландшафта. Здесь, как и в предыдущем случае, роль архитекторов не была в большинстве случаев авторской и творчески конструктивной. Отчасти поэтому долгое время господствовало и сейчас существует убеждение, ч^о вечерний образ освещаемых объектов должен как можно более соответствовать дневному. Это выражалось в доминировании приема яркостей, напоминающим солнечный день. Под эту идеологию в основном разрабатывались и осветительные приборы.
Особой областью использования искусственного света в городской среде является "световое искусство" в разных его вариациях ("кинетизм", "люминизм", "светомузыка", спектакли «Звук и Свет»), произведения которого украшали город с 60-х годов (Н. Шеффер, П. Робер-Уден, заливающего прожекторного освещения фасадов с
В.Вазарели, В. Ф. Колейчук, Б. М. Галеев, А.А.Абрамян, Ж.-М.Жарр, М. Ричмен, Г.Хоф, Х.Ямагато). Оно органично входит в круг мультимедийных искусств, синтезирующихся в «архитектуре Прометея».
В силу вышеизложенных причин теоретические работы архитекторов в области освещения города весьма редки и фрагментарны, за исключением нескольких трудов Н. М. Гусева и В. Г. Макаревича, А. И. Дамского, И. А. Азизян, JI. С. Калффа, JI. Монзера, Д. Грахама, или аналогичных изданий, написанных архитекторами в содружестве со светотехниками (В. Келер и В. Лукхардт, X. Божков и Г. Папагалов, Ж.-М. Дюпон и М. Жиро), в которых рассмотрены многие композиционные проблемы взаимодействия света и архитектурной формы в условиях города. Однако, и в них не сформулирована какая-либо определенная научная система принципов формирования световой среды или световой композиции градостроительных комплексов, применимая к любой пространственно-планировочной структуре и обеспеченная методикой архитектурного проектирования с достаточным набором критериев оценки, регламентации и проектирования, в том числе городов будущего, где свету отводится исключительная роль. Отдельные аспекты освещения городов рассмотрены в опубликованных работах зодчих, искусствоведов, художников, дизайнеров (Ле Корбюзье, Д.Понти, А.Люрса, М. Рагон, Р.Венгури, Л.Ларсон, Ж.Ф.Каминада, И.Араухо, Д.Е.Аркин, Н.В.Оболенский, С.И.Гапонов, К.Менде, В.Янковски, К.Гарднёр и Р.Молони Д.Неуманн). С позиций светотехнической науки и практики вопросы городского освещения отражены в трудах Н. В. Горбачева, В. М.Царькова, Н.В.Волоцкого, В.В.Мешкова, М.А.Островского, Я.Б.Зильберблата, М. С. Дадиомова, А.Б.Матвеева, Г. В. Каменской, В.И.Петрова, В.М.Пятигорского.
В последние десятилетия известные архитекторы ряда западных стран (Н. Фостер, Р.Роджерс, Ж. Нувель, Б. Чуми, К. де Портзампарк, Ф. Гери, Р.Мейер, Т.Ито, Т.Андо) создают оригинальные световые образы своих сооружений в содружестве со специалистами новой рождающейся профессии - светодизайнерами (lighting designer), или светохудожниками (lighting artist), как их называют в англоязычных странах, или световыми концептуалистами, (concepteur lumiere), именуемыми так во Франции. Интересы светодизайнеров, продиктованные требованиями практики, уже вышли за традиционные пределы фасадов отдельных объектов в городское пространство. Термин "световая архитектура" (Г architecture 1шшёге) дополнился "световым урбанизмом" (l'urbanisme 1шшёге). Сбываются прогнозы, данные Ле Корбюзье в 1930-х годах, о том, что «освещение городов превратится однажды в целое направление нового искусства, где архитектура, живопись и электротехника предложат миру невиданные прежде шедевры» и что "освещение. приведет к новым выводам в области архитектуры и планировки". Во Франции и других странах выполняются и реализуются концептуальные светопланировочные и светокомпозиционные работы разного масштаба -от целого города до отдельного ансамбля, рассчитанные на различную по срокам перспективу. Светодизайнеры Р.Нарбони, Л.Клер, А.Гийо, П.Бидо, Я.Керсале, Ж.-Ф. Арно, Ж. Берн, Ж.-М. Вильмотт во Франции, Р. де Алесси, Д. Д. Муни, Д. Лей, Р. Баркетт, Р. Ренфро, С. Граф, Р. Сщн-ер, К. Родер, Т. Рузика в США, И. Мотоко, К. Тахара, X. Фужита в Японии, К.Уилкинс, П.Фордхэм, П.Вудруфф, Д.Спейрс, К. и Д.Энгль в Англии и другие, используя новейшие светотехнические технологии, находят нетрадиционные подходы в освещении городского пространства и новые приемы построения светового образа объектов. Ставятся вопросы о создании определенного стиля освещения и, в связи с масштабностью и социально-эстетической значимостью этих задач, о «культуре света» (С.Таржетти) [157] или о "световой культуре" (аналогично "музыкальной и художественной культуре") как важной составляющей понятия "качество жизни" (В. Тиелъ) [337]. Эта культура основывается на сотрудничестве архитектуры с новыми технологиями, где электронно-световые медиа занимают все более значимое место.
Таким образом, определяется новая сфера профессиональной деятельности, где архитектор должен быть компетентным творцом или со-творцом при решении освещения в архитектурных и в градостроительных проектах. Схема работы его с инженером-светотехником в световой архитектуре в главном - в создании выразительного архитектурно-светового образа - аналогична «классической» схеме сотрудничества зодчего и конструктора в традиционной (материально-пространственной) архитектуре.
Цель исследования разработка концепции формирования искусственной световой среды города и методологии архитектурно-проектной деятельности в этой области.
В соответствии с поставленной целью определились задачи исследования:
•. на основе изучения и обобщения отечественного (в том числе, авторского) и зарубежного опыта оценить существующее состояние и тенденции развития городского освещения с точки ^зрения современных научных и практических архитектурно-градостроительных требований; • провести аналитические, натурные и лабораторные и проектно-экспериментальные исследования по определению фотометрических параметров и критериев освещения городских пространств и объектов и их корреляции со зрительными оценками и на их основе разработать систему светокомпозиционых характеристик для регламентации проектно-расчетных параметров световой среды; определить задачи и специфику профессиональной работы по освещению в области градостроительного, объемного и дизайнерского проектирования, создать структурную классификацию городских пространств для системного решения функциональных и композиционных задач освещения пешеходных и транспортных зон; «сконструировать» теоретическую модель светопространственной структуры среды в селитебных зонах города как основу концепции; разработать методологию комплексного проектирования освещения городских территорий и пространств (в проектах планировки, застройки и благоустройства) и освещения городских объектов (в проектах строительства, реконструкции и реставрации зданий и сооружений) как «инструмент» реализации концепции; обосновать необходимость и актуальность подготовки специалистов нового направления - архитекторов-светодизайнеров, разработать первичные программные документы и учебно-методические и нормативные пособия; проверить эффективность положений разработанной концепции комплексного проектирования искусственной световой среды города на практике и в профессиональном обучении; представить материалы исследований как новое направление профессиональной и проектной деятельности и новый раздел теории архитектуры, градостроительства и дизайна со своими научными и творческими проблемами, терминологическим словарем и композиционными средствами.
Эти задачи решены лично автором, что и определяет основные научные результаты его работы.
Объект исследования - облик города и образующих его элементов в темное время суток при электрическом освещении.
Предмет исследования - искусственное освещение городских архитектурных пространств и формирующих их объектов, особенности взаимодействия его с архитектурно-градостроительной формой во всех ее категориях, оцениваемого на основе зрительных впечатлений.
Научная новизна, достоверность и практическая значимость работы:
Впервые проблема искусственного освещения города рассматривается во всем комплексе основных составляющих в макро-, мезо- и микромаспггабе окружения человека, по всей «вертикали» научно-творческих проблем от светодизайна города до дизайна светильника и из преимущественно инженерной трансформируется в архитектурно-урбанистическую, рассматриваемую автором как новая ветвь профессиональной деятельности зодчих по формированию вечерней визуальной среды города. Эта рукотворная среда прогнозируема и управляема по всем своим световым параметрам, самоценна, автономна, обладает определенной зрительной и художественной спецификой и эволюционирует на основе научно-технического прогресса в светотехнике, растущих социальных запросов и возможностей общества, творческого развития композиционных идей и приемов в урбанистике, архитектуре, дизайне, сценическом и изобразительном искусстве и новых данных науки о зрительном восприятии.
Это первое исследование, выполненное практикующим архитектором и вузовским педагогом-светотехником со значительным опытом научно-исследовательской, учебно-методической . и экспериментально-творческой работы в обеих областях, заполняет пустующую "нишу" на стыке архитектурной и светотехнической наук и, используя их теории, методики и практический опыт, обеспечивает единую теоретическую и методологическую базу для новой специализации или профессии, уже появившейся в ряде развитых стран.
Впервые сформулированы и комплексно рассмотрены проблемы разработки светового генплана города, формирования его светопространственной структуры и ранжированной системы световых ансамблей, а также способы создания архитектурно-световых образов объектов с использованием не только количественных, но и предложенных автором качественных характеристик освещения.
Научная достоверность и практическая значимость работы подтверждаются использованием ее результатов в нормативных документах и действующих проектных методиках по освещению города, проверенных широкомасштабной авторской реализацией основных научных и творческих идей в архитектурном освещении Москвы и других городов. Эти результаты получили широкий социальный, культурный и профессиональный резонанс, отраженный в многочисленных публикациях, интервью, отзывах и рецензиях в отечественных и зарубежных СМИ, в видовых и тематических кино- и видеосъемках и л телепрограммах, в популярности вечерних туристических маршрутов по Москве, в содержании новых учебных курсов в ряде архитектурно-строительных, художественно-дизайнерских и электротехнических вузов (например, «эстетика освещения» в МЭИ), в специализированных проектных и фотоэкспозициях на различных архитектурно-строительных и ландшафтных выставках, на форумах творческих союзов архитекторов, дизайнеров и художников, где выделена новая номинация «световой дизайн», в быстром росте числа городов России и СНГ, где, по примеру
Москвы, осуществляется на средства государства и частных инвесторов архитектурное освещение достопримечательных объектов. Все это свидетельствует о возрастающем интересе широких слоев общества, государственных структур и инвесторов к художественной стороне городского освещения, которое автор вводит в русло профессии, ответственной за качество создаваемой человеком материально-пространственной и визуально-световой среды.
На защиту выносятся:
1. Концепция формирования искусственной световой среды города как визуальной реальности, создаваемой в темное время суток системами электрического освещения в существующем архитектурном пространстве города, приобретающем благодаря свету характерную зрительную и хдожественно-образную специфику.
2. Методология комплексного проектирования искусственной световой среды города и образующих ее элементов на разных стадиях выполнения градостроительных и архитектурных проектов. Методология снабжена теоретической моделью светопространственной структуры среды и системой Ч светокомпозиционных параметров.
3. Проектно-методологические основы «светового урбанизма», формирования системы световых ансамблей и доминант в структуре города.
4. Основы «светообъемного проектирования» и дизайна элементов световой среды города.
Внедрение результатов исследования. Работа является итогом целенаправленной научно-исследовательской, проектноэкспериментальной и учебно-методической деятельности автора в течение 33 лет. Она базируется на систематическом изучении и анализе отечественного и мирового опыта в этой области, на многочисленных натурных обследованиях наружного освещения городов в СССР, в России и за рубежом, лабораторных и натурных экспериментах по светомоделированию архитектурного освещения объектов, на выполнении концептуальных, эскизных и рабочих проектов освещения городов, архитектурных ансамблей и объектов разного масштаба и назначения, в большинстве своем реализованных, в которых решались новые, актуальные научные и творческие проблемы, на педагогической работе на кафедре "Архитектурная физика" МАРХИ (курс «Архитектурная светотехника и светология») и кафедре "Genie civil" (курс «Архитектура гражданских зданий») в Аннабинском университете (АНДР в 1980-83гг.).
Внедрение результатов научной и творческой работы автора осуществлено в 12 концептуально-творческих проектах 1993-2003 годов, один из которых вошел в раздел "Комплексное благоустройство города" нового Генплана г. Москвы, другой - в состав Генплана г. Астаны. По Ч проектам автора осуществлено архитектурное освещение ансамблей и объектов в Москве, Казани, Владимире, Вологде, Пятигорске (всеиГболее 400 проектов, из них реализовано до 85%).
Итоги научных исследований использованы в девяти нормативно-методических документах, двух учебниках и пяти учебно-методических пособиях для вузов (среди них три — на французском языке), в изобретении, подтвержденном авторским свидетельством.
Автору присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1996 года за формирование светоцветовой среды г. Москвы (Указ Президента РФ от 28 мая 1997 г. №532, диплом №320).
Апробация работы. Основные результаты исследований доложены на 35 международных, всесоюзных, общероссийских, региональных, отраслевых и московских научных конференциях, семинарах, совещаниях, форумах в 1971-2003гг. Итоги проектно-творческой работы экспонировались на 50 московских, российских и международных выставках, где отмечены призами, премиями, дипломами, грамотами. На VII и VIII и IX Всероссийских выставках «Дизайн-99» «Дизайн-2000» и «Дизайн-2001» автор стал лауреатом Российского национального приза «Виктория» по номинациям «Лучшая работа года в области дизайна» и «Лучший дизайнер года» «за создание нового направления в световом дизайне», а также лауреатом «Золотого диплома» Международного фестиваля «Зодчество-2002 Хрустальный Дедал», лауреатом конкурса «Дизайн светотехники» 6-й Международной выставки «Интерсвет-2000» (1 и 2 премии) и др.
Основное содержание диссертации отражено в 145 научных и учебнометодических публикациях и нормативных документах (85 п.л.), десяти 1 научно-технических отчетах по НИР (1970-80гг.), в двух десятках интервью для специализированных журналов и СМИ. /—
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы (350 наименований) и приложений (списки публикаций, научно-технических отчетов, докладов и выступлений, основных проектных работ автора и выставок, где они экспонировались). Общий объем работы страниц, в том числе, страниц текста (без приложений) и таблиц иллюстраций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Принципы формирования искусственной архитектурно-световой среды города в аспекте визуально-образного комфорта (на примере Челябинска)2024 год, кандидат наук Бокова Ольга Романовна
Формирование световой панорамы прибрежного города: на примере Владивостока2013 год, кандидат архитектуры Карпенко, Владимир Евгеньевич
Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды2000 год, кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович
Архитектоническая культура человека в формировании городского ансамбля2005 год, кандидат философских наук Крашенинникова, Евгения Сергеевна
Тенденции развития архитектуры метрополитенов Киева и Харькова (эстетический аспект)1982 год, кандидат искусствоведения Гомоляка, Ирина Игоревна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Щепетков, Николай Иванович
Основные результаты и выводы исследования:
1. Впервые проблема проектирования искусственного освещения города рассмотрена архитектором-ученым и проектирующим практиком, профессором архитектурной светотехники как неосвоенный, важный и многообещающий в творческом плане раздел профессиональной работы зодчих по созданию вечерней световой среды, интерпретируемой как образная альтернатива дневной визуальной среды, в едином комплексе трех ее основных составляющих -функционального освещения городских территорий и пространств, архитектурного освещения фасадов объектов, световой информации и рекламы. Этот комплексный подход отсутствует в существующей науке и практике городского освещения, где господствует дифференцированно реализуемое инженерами и композиционно не взаимосвязанное с другими элементами в единый световой ансамбль утилитарно-техническое освещение транспортных и пешеходных зон, с явным приоритетом первых, осуществляемая различными специалистами и службами оформительская "подсветка" зданий и коммерческая световая реклама.
2. На основе проведенных автором аналитических, натурных, экспериментально-лабораторных и концептуально-проектных работ создана теоретическая основа комплексного проектирования искусственной световой среды города в виде концепции, результируемой теоретической моделью светопространственной структуры среды и системой светокомпозиционных параметров
Для реализации концепции разработана методологическая база в виде пяти взаимосвязанных принципов организации городского освещения на разных стадиях выполнения градостроительных и архитектурных проектов. Главная задача методики проектирования -обеспечить комплексное решение светокомпозиционных задач на основе системного подхода путем пропорционирования света по количеству и качеству в городских пространствах, на земле и на поверхностях формирующих эти пространства искусственных и природных объектов, гармонизации параметров излучения всех осветительных установок, участвующих в формировании конкретного светопространства и светового образа объектов, а именно, установок функционального, архитектурного и светоинформационного освещения.
Концепция имеет универсальный характер, поскольку не привязана к какой-либо определенной градостроительной системе и допускает возможность гибкой модификации в конкретной урбанистической ситуации, предоставляя необходимую творческую свободу авторам проектов освещения.
3. Главное внимание в диссертации, базирующейся на традиционных основах архитектурно-пространственного построения городской среды, уделено взаимодействию искусственного освещения и архитектурно-градостроительной формы во всех ее категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в первую очередь, наименее исследованным в теории и на практике вопросам проектирования освещения городского пространства, рассматриваемым как актуальные вопросы создания зрительно комфортных, сомасштабных человеку архитектурных светопространств. В авторской концепции они трактуются как особый вид светоурбанистического проектирования, нового концептуального раздела планировочных проектов, в ротором решаются светопланировочные задачи и задачи оптического формирования структурированной системы городских светопространств определенного назначения, масштаба и зрительного характера.
Светоурбанистическое проектирование имеет целью осуществить структурно-иерархическую дифференциацию создаваемого городского светопространства, его масштабную светомодулировку и эмоциональную окраску, что служит основой формирования иерархизированной системы световых ансамблей и световых доминант как базисных структурных единиц облика ночного города.
Разработаны и проиллюстрированы различными, в том числе авторскими, примерами проектно-методологические основы "светового урбанизма" в масштабе города, например, применительно к современной трактовке его планировочной структуры в виде "каркаса" и "ткани", использованной в световых генпланах Москвы и Астаны, или его фрагментов в виде световых ансамблей городской застройки (Тверская улица с центральными площадями, Садовое кольцо) и ландшафтно-световых ансамблей (Бульварное кольцо, сад ЦЦРА - Екатерининский парк, Лужники, Олимпийская деревня-98 в Москве, проспекты Республики, Абая и др. в Астане) разного масштаба, разной функциональной и объемно-планировочной структуры, разных архитектурно-стилевых характеристик.
4. Для внедрения системного подхода при решении светокомпозиционных задач любого вида и жанра и для обеспечения приоритета в качестве освещения среды пешеходу (перед транспортом) с целью гуманизации городской среды разработана классификация городского пространства по характеру зрительного восприятия и поведения людей в пешеходных зонах на три типа — общения, движения, отдыха — с определением их характерных признаков. Она служит структурной основой светоцветового макро-, мезо- и микрозонирования городских территорий и пространств при и р+тенич разработке светопланировочных проектов^ светоурбанистических, светоансамблевых задач ландшафтного, ансамблевого и камерного масштаба. Типология масштабов зрительного восприятия освещаемого города и его объектов разработана применительно и для целей светового проектирования.
5. Наружное архитектурное освещение материальных объектов среды, формирующих и заполняющих городские пространства, отнесено к жанру светообъемного проектирования, целью которого является создание выразительных конкретно-чувственных световых образов этих объектов.
Светообъемное проектирование связано с творческой интерпретацией средствами освещения зрительно воспринимаемой формы архитектурных и природных объектов, с возможной иллюзорной трансформацией их объема, силуэта, тектоники, пластики, цвета, с созданием впечатления легкости или массивности, статики или динамики, со- или немасштабности, целостности или дробности этой формы.
Световые образы могут творчески "конструироваться" по принципу ассоциативного подобия дневным образам как архетипам (для общеизвестных объектов - памятников) или создания альтернативных световых "контробразов", обладающих специфическими зрительными характеристиками (для прочих объектов и современных сооружений). Выявлены задачи и способы этого светооптического "конструирования", осуществляемого индивидуально каждым автором проекта сообразно с его творческой философией и реальными возможностями с/^четом специфики зрительного восприятия и особенностей архитектурных и ландшафтных форм.
Подобные задачи решаются с помощью различных осветительных установок соответствующими пропорционированием света, т.е. его светораспределением в пространстве, на земле и на поверхностях объектов и созданием воспринимаемых глазом различий в уровнях, цветности, приемах и кинетике освещения, в том числе, согласно параметрам теоретической модели.
Выбор объектов для светообъемного проектирования (как и городских пространств для светопространственного) избирателен, что позволяет радикально улучшить зрительно воспринимаемые качества среды, эффектно показав человеку в городе все самое ценное, оригинальное - культурно-историческое наследие, природно-ландшафтные достопримечательности, современные шедевры - и оставив в темноте незаслуживаю щие внимания пространства и объекты.
6. Проведенными исследованиями выявлены основные компоненты формирования искусственной световой среды города и взаимодействия искусственного света и архитектурно-ландшафтных форм, а также критерии регламентации создаваемой световой среды. При этом определены некоторые специфические закономерности построения световой композиции пространственных ансамблей и объемных объектов и характеризующие их объективные фотометрические показатели и субъективные или статистически объективизированные оценки. Они имеют самостоятельную научную значимость и на их основе создана система светокомпозиционных параметров, использованная в разработанной автором теоретической модели светопространственной структуры среды, а также в его концептуально-проектных работах. /
7. Учитывая отсутствие у большинства архитекторов реального опыта проектирования освещения и нетрадиционность самого проектного процесса, автор исследовал известные способы моделирования, проверив многие из них в своих лабораторно-экспериментальных и проектно-творческих работах. В результате определен состав светоурбанистических и светообъемных проектов на разных стадиях их разработки и предпочтительный способ экспериментального светомоделирования: для планировочных объектов это световой генплан с различной степенью его схематизации для отображения светоцветового зонирования и ареалов освещения территории, иерархии светопланировочных элементов, группировки и границ световых ансамблей, расположения световых доминант и т.п.
Для объемных объектов главный документ - это цветное живописно-графическое (рукотворное или компьютерное) изображение освещенного объекта (его светоцветовой образ), которое должно с максимально возможной достоверностью передать задуманный эффект освещения. Автором предложен упрощенный способ расчета яркостной композиции по этому изображению, результат которого служит конкретным заданием светотехнику для расчета осветительной установки.
Во всех проектах присутствует и теоретическое светомоделирование в виде, как минимум, пояснительной записки.
8. Реальная польза и эффективность концепции и методологии формирования световой среды вечернего города проверена автором в десятке крупномасштабных концептуальных, отчасти реализованных светоурбанистических проектов, десятках реализованных световых Л ансамблей и трех сотнях осуществленных проектов архитектурного освещения объемных объектов, в нормативных документах и методических руководствах, в книгах и журналах, учебниках и учебных пособиях, в обширном авторском сайте в интернете www.mastersveta-9.ru. Эти работы, доступные архитекторам, дизайнерам, светотехникам, ученым, проектировщикам и в целом широкой общественности по экспонировавшимся на многих выставках и реализованным в натуре проектам, по публикациям и докладам автора, а также по многочисленным материалам СМИ, телепередачам, видео- печатной изо-и кинопродукции с видами работ автора по освещению Москвы, Вологды, Казани уже повлияли на общую профессиональную культуру и качество проектирования архитектурного освещения в столице и других городах, что обнаруживается при сравнении объектов, освещенных отдельными проектировщиками в середине 90-х годов и многочисленными - в последнее время.
Это влияние ощущается главным образом в области архитектурного освещения объектов, дающего городу немедленный положительный эффект. Более сложные проблемы "светового урбанизма" лишь начинают осознаваться руководителями, главными архитекторами, художниками, дизайнерами городов как важные, перспективные направления городского развития и социокультурной жизни.
9. Материалы диссертации образуют «начальную массу», "фундамент" нового раздела теории архитектуры и градостроительства по формированию эстетики вечернего города средствами искусственного света. Впервые исследовательская работа комплексно охватывает всю "вертикаль" профессиональных проблем в этой области - от масштаба города или архитектурного ансамбля ("световой урбанизм") до масштаба объектов («светообъемное проектирование») и отдельных изделий (дизайн элементов осветительных систем) в их взаимосвязи. /
До сих лор искусственное освещение традиционно редко, фрагментарно и в слишком общем виде упоминалось зодчими лишь в некоторых теоретических трудах как одно из средств благоустройства среды, но не рассматривалось как актуальная проблема профессии. Она обычно "переадресовывалась" инженерам-светотехникам и электрикам, что и обусловило характер многих бытующих мнений, оценок и способов ее решения.
Промедление с профессиональным освоением этой сферы формирования городской среды на современном этапе быстрого роста общественного интереса к ней уже привело к тому, что рынок реализуемой проектной продукции в архитектурном освещении все активнее осваивают инженеры. Если учесть, что функциональное и в значительной мере светоинформационное освещение традиционно обеспечивается инженерными службами, недавняя ситуация "борьбы с излишествами" и диктата примитивной инженерии, господствовавшая в отечественной архитектуре четыре десятилетия, может повториться в области искусственного освещения города. Об этом уже свидетельствуют многие реализованные примеры нетворческого, репродуктивного решения архитектурного освещения в наших городах.
10. Обосновав актуальность и перспективы развития нового направления при дефиците квалифицированных отечественных специалистов с достаточными художественными и светотехническими знаниями, автор доказывает необходимость и актуальность подготовки архитекторов-светодизайнеров. С этой целью с участием автора модифицирована и реализуется действующая учебная программа дисциплины "Архитектурная светология" для архитекторов и разработана новая программа для специальности "архитектор-дизайнер", ^еозданы учебно-методические пособия и руководства по комплексному проектированию архитектурного освещения города. Основное внимание в содержании и методике обучения уделяется приобретению студентами практического опыта работы с "живым" цветосветом на конкретной архитектурной форме в условиях лабораторных экспериментов на установках кафедры "Архитектурная физика" и творческому конструированию" светоформ способами плоскостного (традиционно-графического и компьютерного) и объемного светомоделирования на академических моделях и на реальных проектных ситуациях. Воспитать у студентов "чувство света" подобное "чувству пропорций" является сверхзадачей педагогической деятельности в этой области.
В заключение следует подчеркнуть, что настоящая диссертация -лишь начало нового направления профессиональной деятельности, у которого в дальнейшем может быть столько же "ветвей", сколько сегодня их имеет "древо" традиционной архитектуры (при дневном свете) с точки зрения визуально-эстетических, социально-экологических и технико-экономических оценок. Можно указать на ряд проблем, затронутых в настоящей работе, но не имеющих пока решения из-за недостатка научных данных:
• современная наука о зрении пока не дает возможности определить «базовый» параметр, от которого зависит точный выбор регламентируемых характеристик освещаемых объектов и пространств и, соответственно, визуальные оценки вечерней городской среды - величину яркости адаптации глаза в реальных условиях поля зрения в ночном городе со сложным и меняющимся светоцветовым рисунком и пространственным светораспределением. Поэтому светотехнические параметры, приведенные в теоретической модели светопространственной структуры среды, в дальнейшем подлежат уточнению;
• частные и еще невыясненные вопросы практического применения науки о зрении связаны со специфическими закономерностями световой архитектурно-художественной композиции: установление оптимальных величин и гармоничных по зрительному эффекту соотношений между «пространственными» (как цилиндрическая освещенность) и «поверхностными» (как яркость) фотометрическими характеристиками в разных условиях зрительной адаптации, • при различных ощущениях светонасыщенности или «солнечности» пространства; определение численных значений градиента яркости, обеспечивающего впечатление иллюзорной статичности или динамичности архитектурной формы; выявление конструктивной или деструктивной роли цветного света и светодинамики в оптическом формировании светопространств и светоформ, в их иллюзорней трансформации, в создании определенной эмоциональной атмосферы и т.п., на основе чего можно будет уточнить область приемлемого использования этих параметров в градостроительном проектировании;
• медицинский аспект науки о зрении - свето- и цветотерапия, осуществляемая главным образом приборами искусственного света в лечебных помещениях, пока не исследован для условий городской среды. При наличии соответствующих методик он может принести положительные результаты в пешеходных зонах города, в первую очередь, в рекреационных пространствах отдыха, что необходимо использовать в числе эффективных экологических мероприятий на стадии проектирования;
• в сфере проектной деятельности до сих пор остается нерешенной важная для практики проблема общего языка архитектора и светотехника - "проект и действительность", а именно, проблема адекватного воплощения проектного архитектурно-световогеГдбраза в натуре, независимо от способа его разработки (светомоделирование теоретическое, живописно-графическое, компьютерное, проекционное, макетно-объемное и т.п., за исключением натурного). Науке предстоит установить критерии подобия освещенного объекта в проекте и в натуре, в частности масштабно-яркостной коэффициент перевода проектных параметров в расчетные в любом из применяемых способов проектирования, с которыми однозначно должен совпадать реализованный результат совместной работы архитектора-светодизайнера и инженера-светотехника;
• начавшийся XXI век уже называют веком информационных технологий, в котором, по некоторым прогнозам, зодчество на основе компьютеризации переродится в медиа- или "мыслящую", "разумную" архитектуру. Появится новая архитектурная эстетика вместе с медиахайтеком, новыми экологическими аспектами и цифровыми формами искусства, а медиаархитектура будет мультимедийной, имеющей много измерений. В этой ситуации свет, который сегодня считают четвертым измерением архитектуры, световая информация и световые образы будут играть все более важную роль "персонификации", "очеловечивания" и "оживления" ее, давая возможность свободно использовать стремления людей к общению, самовыражению и создавая неведомый современному человеку визуальный мир, а вместе с аудио-, термо-, кинетическими и другими средствами - новую виртуальную реальность. В этом направлении экспериментируют многие архитекторы, дизайнеры, художники, философы, предлагая новые "модели" архитектуры - "относительной", "жидкой", "диалоговой", "бесконечной", "нематериальной" и т.п. Деталями ее будут голографии и лазерные изображения на фасадах," отражающие внутреннюю жизньзданий, а в городских пространствах - жизнь подземных сооружений (метро^музеев, . супермаркетов) или состояние погоды и экологии в городе, большие светопроекции на объектах с портретами горожан, расширяющие возможности индивидуальных и социальных взаимоотношений, в том числе, способом телеприсутствия человека в городе, традиционные элементы интерьера в городской среде, придающие ей домашний уют (световые камины, торшеры, телеэкраны), осветительные устройства для монументов или пейзажных уголков, реагирующие на присутствие пешехода или управляемые им ручными пультами.
Массивные фасады зданий могут быть заменены медиафасадами, т.е. структурами из нескольких слоев с мембранообразной оболочкой. Они могут превращаться в интерактивные кибернетические скульптуры, орнаментировать здания образами, текстами и новыми творениями экспрессивного искусства или выполнять разнообразные функции информационной памяти, сохранения или генерации энергии. Свет во всех случаях изменяет архитектонический смысл, предусматривает новый волнующий опыт, новые связи между зданиями, городским контекстом и людьми, создает новое динамическое ощущение пространства как своего рода резонирующего тела, в котором гравитация как бы теряет свою привычную силу.
Еще одно обстоятельство повышает значимость городской среды в реальной жизни. Технологическая революция делает необязательным существующее пространственное разделение функций жилья и труда в городском пространстве: все большая часть работающего населения планеты выполнят свои обязанности за персональным компьютером в своем жилище. В связи с этим становятся актуальными проблемы социального общения людей и борьбы с гиподинамией, решаемые, в том Л числе, путем "выманивания" человека на природу, в благоустроенную и привлекательную городскую среду, предоставляющую, в числе прочих, и невозможные для помещения светопространсвенные зрительно-образные, аудио- и кинестезические, разномасштабные впечатления с положительным эмоциональным потенциалом. Наконец, объективно присущая искусственному освещению театрализация вечерней городской среды сегодня и в большей степени в будущем ставит психологическую и творческую проблему допустимой степени этой театрализации и виртуализации в конкретной градостроительной ситуации, поскольку возможности реализации этих задач, как показано выше, возрастают с развитием свето- аудио- кинетических медиа- и компьютерных технологий;
• в недалеком будущем города будут освещаться не только традиционно наземными установками электрического света, но и устройствами "небесного" света, искусственного по своей природе или по способу его получения. Это, во-первых, использование сверхмощных источников электрического света, поднятых на большую высоту с помощью специальных средств. В СССР еще в 70-е годы был разработан проект дирижабля для Крайнего Севера, который мог стать ветровой электростанцией и осветительной установкой, снабженной созданными в те годы ксеноновыми лампами "Сириус" мощностью 50-100 кВт.
Во-вторых, это освещение ночных городов солнечным светом, отраженным от гигантских зеркал-спутников, выведенных на высокую орбиту и двигающихся с той же угловой скоростью, что и Земля, и, следовательно, неподвижно висящих над городом в виде одной или множества "искусственных лун". По расчетам ученых СССР и США 60-70 годов, эти "луны" могли бы освещать территорию до 80-90 тыс. км2 и создавать освещенность до 20 лк. Первый и пока Л единственно успешный эксперимент вывода на орбиту подобного спутника с зеркальным пленочным отражателем диаметром 25м был осуществлен Россией в феврале 1993г., когда на земле был зафиксирован уровень создаваемой им освещенности в одну "лунетту" (0,2лк) в зоне пятна на земле диаметром около пяти километров, которое мчалось по земле со скоростью 8 км в секунду. В планах наших ученых создание "солокрафтов" — космических кораблей с "солнечным парусом" диаметром около двухсот метров, которые создадут освещенность в зоне зайчика" на земле около десяти "лунетт". В СССР в 70-е годы был предложен также проект искусственного "северного сияния", создаваемого путем ионизации атмосферы в требуемых районах для их освещения.
Можно лишь приблизительно предполагать, какое впечатление произведет на человека космический масштаб подобных осветительных установок, как изменит он восприятие пространства и общее представление о нем.
Проблема нового ощущения пространства, еще не изведанного человеком, равно как и само понятие пространства, очень важное для профессии архитектора, оказывается тесно связанной с развитием средств и приемов освещения;
• ряд известных специалистов утверждает, что роль света в архитектуре как вечного, но всегда современного "строительного" материала, материала строительства архитектурных образов явно недооценена теоретиками профессии и что сама история архитектуры вскоре будет убедительно представлена как история света в архитектуре, как история световой архитектуры. Эта история откроет даже более важные явления, чем история архитектурного пространства, которая была великим, решающим вопросом зодчества XX века. Искусство освещения всегда было одним из авангардных течений в зодчестве и урбанизме, одним из путей человека от эстетики материального к эстетике духовного. По осветительным установкам можно безошибочно судить о времени строительства объекта, о техническом прогрессе, об уровне общей и профессиональной культуры. "Нематериальный" свет в архитектуре дает возможность свободного использования и выражения стремлений людей к трансцендентальным ценностям и религиозным чувствам;
• в профессиональном плане уже сейчас актуальна проблема создания определенного стиля освещения города, позволяющая говорить о формировании более общего социально-философского понятия -световой культуры. Учитывая, что человек в течении жизни 85% информации об окружающем мире получает через зрение, невозможное без света, чем и определяется его (человека) пространственное поведение, и что в некоторых созданных освещением ситуациях и вызываемых ими состояниях он может ощутить себя частью светового космического ритуала или действа, а свет воспринимать при этом как главную силу жизни, как душу природы, что позволяет ему примирить созданную им архитектуру с природой, эта трудноуловимая культура не менее важна для цивилизованного общества, чем музыкальная, физическая, художественная. Световая культура формируется главным образом в лоне архитектуры. Отсюда и проистекают обязанности и миссия нашей профессии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация обобщает многолетний научно-исследовательский, учебно-методический и проектно-практический опыт автора в области формирования световой среды вечернего города как перспективной творческой проблемы современного и будущего зодчества и связанной с ней проблемы подготовки кадров. Автором сформулировано новое направление в теории и практике архитектурной и дизайнерской деятельности, обусловленное современными научными и творческими достижениями в градостроительстве, архитектуре и дизайне, научно-техническим прогрессом в светотехнике, новыми стандартами зрительного комфорта и экологии среды обитания, актуальными социально-эстетическими предпочтениями человека и общества, перспективными тенденциями в искусствах, связанных с визуальным восприятием, с цвето-светом, свето-кинетикой и свето-звуком, с новыми медиатехнологиями, активно формирующими образ мышления людей XXI века, по некоторым прогнозам - "века света" в архитектуре. Это обязывает зодчих и дизайнеров, по роду своей профессии ответственных за качество создаваемой среды, реализовать прогнозы ученых и ожидания жителей городов и населенных пунктов на более совершенное по зрительно воспринимаемым параметрам устройство антропогенезированного материально-пространственного мира в^темное , время суток, на которое приходится свободное время большинства трудоспособного населения и время прогулок на свежем воздухе групп малоподвижных в пространствах города жителей - детей, пенсионеров, инвалидов.
Список литературы диссертационного исследования доктор архитектуры Щепетков, Николай Иванович, 2004 год
1. Абрамова Т.В., Царьков В.М. Освещение архитектурного ансамбля Красной площади в Москве // Светотехника, 1988, №11
2. Айзенберг Ю.Б. Проблема энергосбережения в осветительных установках // Светотехника, 1998, №6
3. Алексеев С.С. Цветоведение // M.-JL Гизлегпром, 1949
4. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре // М., 1978
5. Азизян И. А. Световая композиция города // Декоративное искусство. 1972,11
6. Азизян И. А. Свет формообразующее средство // Сб. "Композиция всовременной архитектуре". М., Стройиздат, 1973
7. Азизян И.А. Искусство света в городе // В кн. "Огни Москвы". М., 2001
8. Александров П. А., Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов // М., Стройиздат,1971
9. Араухо И. Архитектурная композиция // М., "Высшая школа", 1982
10. Аркин Д. Архитектура и свет // Архитектура СССР, 1933, №5
11. Арнхейм Р. Искусство и зрительное восприятие // М., "Прогресс", 1974
12. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм // М., 1984
13. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения // М., "Наука", 1969
14. Архитектура Запада // Вып. 1-4. М., 1972-87
15. Архитектура и эмоциональный мир человека // М., 1985
16. Архитектурная форма и научно-технический прогресс // М., 1975
17. Бартес Э. Освещение и программирование окружающей среды //
18. Современная архитектура (пер. с фр.), 1972, №2
19. Бархин М.Г. Архитектура и город // М., Стройиздат, 1979
20. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования // М., Стройиздат,1993
21. Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие // М., Стройиздат, 1986
22. Беляева Е.Л. Движение и время в восприятии городской среды // Сб. "Город и время". М., Стройиздат, 1973
23. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия // М., Стройиздат, 1977
24. Белякова М.П., Щепетков Н.И. Новый световой ансамбль на проспекте Мира //Светотехника, 1998, №2
25. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода // М., "Наука", 1973
26. Божков X., Папагалов Г. Осветяване на архитектурни и художествени обекти // София, "Техника", 1971
27. Бойко И. Космическое зеркало // Иллюминатор, 2003,№1
28. Боос Г.В., Коробко А. А. и др. Программный комплекс Light-in-Night длярасчета архитектурного освещения // Светотехника, 1997, №5
29. Боос Г.В., Пятигорский В.М., Форов А.Ю., Щепетков НИ. Архитектурноеосвещение ансамбля Комсомольской площади в Москве // Светотехника,1996, №1—2.
30. Боумен У. Графическое представление информации // М., "Мир", 1971 Бочаров Ю.И., Кудрявцев O.K. Планировочная структура современного города//М., Стройиздат, 1972
31. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. Т. 1-2. История градостроительного искусства // М., Стройиздат, 197932
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.