Социальные тревоги как феномен общественной жизни: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Баринов, Дмитрий Николаевич

  • Баринов, Дмитрий Николаевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 348
Баринов, Дмитрий Николаевич. Социальные тревоги как феномен общественной жизни: социально-философский анализ: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2011. 348 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Баринов, Дмитрий Николаевич

Введение.

Глава 1. Социальные тревоги: понятие и сущность.

§ 1. Эволюция представлений о тревоге в истории философии.

§2. Социальные тревоги и страх: диалектика взаимодействия и характерные черты.

§3. Социальные тревоги как явление общественного сознания.

Глава 2. Основные условия возникновения социальных тревог.

§ 1. Антропологические предпосылки и социальная основа возникновения социальных тревог.

§2. Социальные тревоги и феномен отчуждения.

§3. Социальные тревоги в условиях социального действия.

Глава 3. Социальные тревоги в условиях трансформации современного российского общества.

§1. Социальные факторы возникновения социальных тревог в современном российском обществе.

§2. Динамика социальных тревог в современной России.

§3. Воздействие СМИ на социальные тревоги.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные тревоги как феномен общественной жизни: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Обращение к теме социальных тревог обусловлено особенностями развития современного общества. С одной стороны, оно предоставляет человеку широкие возможности познания и творчества. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного человечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его исторического оптимизма. С другой стороны, современный мир является неустойчивым, в нем сохраняются неопределенность и непредсказуемость, не позволяющие человеку ощущать себя защищенным. Глобальные проблемы, природные катаклизмы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие болезни, социально-экономические кризисы — все это не дает современному человеку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне, порождает тревогу. В этой связи философское исследование социальных тревог позволяет глубже осмыслить противоречия развития современной цивилизации.

Исследование социальных тревог актуально с точки зрения понимания специфики современной российской ситуации. История России XX века - это в том числе история социальных тревог, преследовавших человека как в условиях более или менее стабильной жизни, так и в условиях революций и войн, голода, репрессий, ограничения политических свобод. На исходе XX века Россия вновь подверглась преобразованиям. Распад командно-административной системы, ускоренное проведение реформ экономических и политических отношений, трансформация духовных ориентиров наряду с позитивными моментами имели и деструктивные последствия, отразившиеся на самочувствии населения. Современное российское общество также не лишено причин возникновения социальных тревог. Непрерывное реформирование отдельных сфер общества, неопределенность возможностей повышения уровня жизни населения, противоречивый характер модернизации России, терроризм порождают у россиян социальные тревоги. В этих условиях появляются разнообразные по своему характеру и профилю работы, содержащие методики преодоления страха и тревоги. Поэтому философское исследование социальных тревог предполагает разработку практических рекомендаций, связанных с пониманием предпосылок их возникновения и способов преодоления.

Необходимость философского исследования феномена социальных тревог обусловлена также тем, что это явление остается недостаточно изученным. В истории западноевропейской философии классического периода тревога изучалась в рамках проблематики страха. В философии XX века тревога исследовалась главным образом в экзистенциализме, психоанализе, персонализме. Большое количество работ, посвященных тревоге и страху, имеется в психологической науке. В философии и социологии изучался главным образом социальный страх. В то же время в философии практически нет работ, посвященных исследованию феномена социальных тревог. Поэтому перед философией стоит задача выработки базового определения понятия «социальные тревоги» на основе разграничения категорий «социальный страх» и «социальные тревоги». Это требует раскрытия сущности социальных тревог как самостоятельного, отличающегося от социального страха, феномена общественной жизни, выявления условий и предпосылок его возникновения, роли в жизни общества.

Таким образом, актуальность социально-философского изучения социальных тревог обусловлена необходимостью создания целостной концепции, которая включала бы систему теоретических представлений о социальных тревогах и разработку практических рекомендаций их преодоления.

Степень научной разработанности темы. На протяжении истории философии мы встречаемся с попытками постичь тревогу, показать ее экзистенциальный смысл, социальную и практическую роль. В учениях Платона, Аристотеля, Эпикура, Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, П. Гольбаха, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше внимание уделялось преимущественно страху, а тревога рассматривалась как его составная часть. В работах этих философов обнаруживается стремление осмыслить причины страха, рассмотреть его формы и виды, показать его связь с другими психическими состояниями. Важной стороной теорий указанных мыслителей является анализ социальных аспектов страха как элемента социального поведения и управления, как источника и компонента религии'. В трудах С. Кьеркегора разграничиваются понятия страха и тревоги, которая предстает самостоятельным феноменом . Философия экзистенциализма в лице М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, Р. Мэя придала тревоге онтологический статус, усматривая в этом эмоциоу нальном переживании симптом обретения подлинного бытия .

В русской философской мысли в трудах Д.С. Аничкова, М.М. Щербатова, Д.И. Фонвизина, П.Я. Чаадаева, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, В.И. Иванова, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.Б. Струве, E.H. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, C.JI. Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета4

1 Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии. В 4 томах. Т. 1. ч. 1. М.: Мысль, 1969; Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986; Аристотель Сочинения. В 4 томах. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Сочинения. СПб.: Кристалл, 1998; Бэкон Ф. Сочинения. В 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978; Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1964; Спиноза Б. Избранные произведения. В

2 томах. Т. 1. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1957; Локк Дж. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1985; Дидро Д. Сочинения. В 2 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1986; Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 томах. Т. 1, 2. М.: Соцэкгиз, 1963; Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль, 1989; Кант И. Сочинения. В 6 томах. Т. 5. М.: Мысль, 1966; Гегель Г.Ф.В. Философия религии. В 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1977; Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992; Ницше Ф. Сочинения. В 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. л

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1994.

3 Хаидеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1992; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1995; Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр Ж.П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1995; Тиллих П. Теология культуры. М.: Юрист, 1995; Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2005.

4 Фонвизин Д.И. Рассуждение о непременных государственных законах // Русская философия второй половины XVII века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. С.173-186; Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994; Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003; Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: РарогЪ, 1993; Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990; Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1988; Струве П.Б. Patriótica: Политика. Культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997; Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс-культура, 1994. С.243-488; страх и тревога исследовались в рамках проблематики политико-правового регулирования общественной жизни, социального и духовного кризиса, познания, духовной активности личности, смысла и цели мировой истории, исторической судьбы России.

Проблема страха и тревоги актуальна и для современной философской мысли. В сочинениях Ж. Делюмо, Д. Дюкло, П. Киньяра, Ю. Кристевой, Э. Мунье, К. Робина, В.А. Андрусенко, A.C. Ахиезера, П.П. Гайденко, П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, В. Кавторина, JI.C. Липавского, И.С. Хори-на1 рассматриваются экзистенциальные, этические, гносеологические, социокультурные аспекты страха, тревоги и их форм, исследуется соотношение страха и знания, место и роль страха и тревоги в отдельных сферах общественной жизни.

В рамках философского осмысления феномена смерти страх изучался в работах Ф. Арьеса, Ж. Батая, И.В. Вишева, A.B. Демичева, К.Г. Исупова, В.А. Кувакина, A.M. Положенцева, В.М. Розина, В.Ш. Сабирова, В.А. Саку-тина, В.А. Тихонова, А.Н. Чанышева2.

Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992; Шестов Л.И. Философия трагедии. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001; Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994.

1 Делюмо Ж. Идентификация ужаса. М.: Алгоритм, 2009; Дюкло Д. Страх и знание: общество лицом к науке, технике и их опасностям. М.: ИНИОН, 1992; Киньяр П. Секс и страх: Эссе. М.: Азбука-классика, 2007; Кристева Ю. Сила ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003; Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999; Рабан К. Разрывы в метафоре: табу, фобия, фетишизм // Вопросы философии. 1993. №12. С. 47-50; Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция; ИД «Территория будущего», 2007; Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1,2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998; Гайденко П.П. Страх // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 645; Гуревич П.С. Современный апокалипсис // Философские науки. 1992. №2. С. 100-108; Гуревич П.С. Страх - молитва души // Философские науки. 1992. №2. С. 89-100; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982; Кавторин В. Русский страх // Нева. 2000. №4. С. 163-184; Липавский Л. Исследование ужаса. М.: Ад Маргинем, 2005; Хорин И.С. Страх в политике // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М.: Ин-т молодежи, 1997. С. 64-75.

2 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992; Батай Ж. Человек перед страхом смерти и пустоты // Делюмо Ж. Идентификация ужаса. М.: Алгоритм, 2009; Ви-шев И.В. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ-Пресс, 2002; Демичев A.B. Тема

Солидная традиция изучения тревоги сложилась в отечественной и зарубежной психологии, во многом опирающейся на предшествующую философскую традицию. В рамках данной науки ученые стремились найти специфику соотношения страха и тревоги, показать их взаимосвязь с другими явлениями психики, раскрыть психофизиологические механизмы их возникновения, их биолого-эволюционную роль. Наряду с этой проблематикой исследовалась специфика детской и школьной тревожности, роль межличностных отношений и морально-психологического климата, стилей воспитания в формировании тревожности. Эти аспекты рассмотрены в трудах X. Айзенка, П. Жане, К. Изарда, Ж. Нюттена, Ф. Перлза, Я. Рейковского, Дж. Рейнгольда, Ч. Рикфорда, Ф. Римана, Ч. Спилбергера, X. Хекхаузена, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, JI.C. Выготского, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, Н.Д. Левитова, Д.А. Леонтьева, А.Д. Ноздрачева, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханина, Ю.В. Щербатых1. тичность смерти. Дискурсы и концепты // Человек. 2002. №2. С. 158-165; Исупов К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. №3. С. 106-126; Кувакин В.А. Разговор с собой о смысле, духе, бытии и ничто и о возможностях заглянуть за первоначала // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. №2. С. 43-50; Положенцев A.M. Страх человеческого бытия // Социальное бытие, человеческое бытие: Тезисты докладов и выступлений. 25.10.1993. СПб.: СПбГУ, 1993. С. 33-35; Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 170-180; Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие (обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек. 2000. №6. С. 8-16; Сакутин В.А. Страх смерти как молитва души // Вестник Гуманитарного института ДВГМА. 2001. №2. С. 58-62; Тихонов В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. 1992. №6. С. 19-29; Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. №10. С.158-165.

1 Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 217-239; Жане П. Страх как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций: Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 192-203; Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006; Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005; Нютген Ж. Отрицательная мотивация: избегание объекта // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 100-104; Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.: Инт общегуманит. исслед., 2002; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1972; Рейнгольд Дж. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М.: ПЕР СЭ, 2004; Рикфорт Ч. Тревога и неврозы. М.: ПЕР СЭ, 2008; Риман Ф. Основные формы страха. М.: Алетейя, 1999; Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003; Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги

Среди психологических исследований следует выделить работы, посвященные психотерапевтическим методам преодоления страха и тревоги. Несмотря на свой прикладной характер, в работах Л. Бурбо, Дж. Нардонэ, И. Ялома, В.Н. Карандашева, В.Л. Леви уделяется внимание вопросам происхождения и сущности тревоги и страха1.

Своеобразный подход к изучению тревоги сложился в психоаналитической традиции (3. Фрейд, О. Ранк, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, А. Фрейд, Д. Айке) , характеризующейся тенденцией к биологизации этого феномена в рамках сексуальной этиологии, постепенно уступающей место исследованию социальных аспектов тревоги, связанных с особенностями межличностных отношений, социально-экономическими и социально-политическими условиями жизнедеятельности человека.

Анализ социальных страхов предпринимается в социологической науке. В исследованиях Я.У. Астафьева, В.Э. Бойкова, М.И. Витковской, М.К. Горшкова, Л.Д. Гудкова, В.А. Ивановой, Ю. Левады, С.Я. Матвеевой, П. Митева, Ж.Т. Тощенко, Ф.А. Хохлушкиной, М.Ф. Черныша, В.Э. Шляпен Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. С. 111-120; Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JL: Наука, 1988; Выготский J1.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999; Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000; Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. №1. С. 131-138; Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться [Электронный ресурс] // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры [сайт]: Киев, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/ leond03.htm (дата обращения 11.10.09); Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000; Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. №6. С. 94-106; Щербатых Ю.В., Ноз-драчев А.Д. Физиология и психология страха//Природа. 2000. №5. С. 61-67.

1 Бурбо Л. Страхи и верования. М.: София, 2006; Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. СПб.: Питер, 2005; Леви В.Л. Приручение страха. М.: Метафора, 2006; Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия. М.: Психотерапия, 2008; Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2008.

2 Фрейд 3. Истерия и страх. М.: СТД, 2006; Ранк О. Травма рождения. М.: Аграф, 2004; Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис Пресс, 2004; Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995; Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003; Айке Д. Страх // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 42-59. тоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова1 дается анализ катастрофического сознания, выделяются функции и типы социальных страхов, рассматривается их динамика, региональная, социокультурная и этнополитическая специфика.

Ряд направлений в современной науке исследует не столько страх и тревогу, сколько обращается к смежной проблематике. Таковыми являются исследования риска, раскрывающие потенциальные угрозы, провоцирующие тревогу и страх. В работах У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, Ф. Найта, X. Ливраги, О.Ф. Гефеле, B.C. Диева, Ю.А. Зубок, К.И. Исаева, Т.А. Колесниковой, A.B. Мозговой, В.Б. Устьянцева, В.И. Чупрова, И.Г. Яковенко, О.Н. Яницкого исследуются детерминанты рисков, обосновываются прин

1 Астафьев Я.У., Хохлушкина Ф.А. Массовый страх в регионе // Страхи и тревоги россиян. СПб.: РХГИ, 2004. С. 110-138; Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004. №7. С. 46-51; Витковская М.И. Социальные страхи как предмет социологического исследования. Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М. РУДН, 2006; Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества // Социологические исследования. 2009. №7. С. 26-32; Гудков Л.Д. Страх как рамка понимания происходящего // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №6(44). С. 46-53; Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова. М.: МОНФ, 1999; Левада Ю. Проблема эмоционального баланса общества // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2000. №2(46). С. 716; Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 2000; Митев П., Иванова В.А., Шубкин В.Н. Катастрофическое сознание в Болгарии и России // Социологические исследования. 1998. №10. С. 111-118; Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. №6. С. 3-15; Черныш М.Ф. О страхах и фобиях: реальных и мнимых // Социологические исследования. 2008. №4. С. 112-119; Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания//Социологический журнал. 1997. №3. С. 77-91.

2 Бек У. Общество риска. На пути к новому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Гид-денс Э. Судьба, риск, безопасность // THESIS. 1994. №5. С. 107-134; Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. №5. С. 135-160; Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. №5. С. 12-28; Ливрага Х.А. Общество комфорта и общество риска [Электронный ресурс] // livraga.ru [сайт]. URL: http://vvwvv.livraga.ru/statii/obshestvo komforta.htm (дата обращения 11.10.09); Гефеле О.Ф. Личность в ситуации риска: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. М., 2004; Диев B.C. Философская парадигма риска // ЭКО. 2008. №12. С. 27-39; Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. №4. С. 42-51; Исаев К.И. Общество риска в условиях глобализации // Социологические исследования. 2001. №12. С. 15-22; Колесникова Т.А. Антикризисное управление обществом риска: Синергетическая концепция. М.: ЛИБРОКОМ, 2009; Мозговая A.B. Риск как социологическая категория // Социология. 4M. 2006. №22. С. 6-18; Риск в ципы их типологизации, анализируется бытие различных социальных общностей в условиях неопределенности, раскрывается специфика управления рисками.

Возможности предотвращения различных угроз, их профилактики связаны с проблемой безопасности общества, разрушение которой чревато распространением тревоги. Различные аспекты безопасности общества и личности, разновидности форм и видов безопасности (духовной, информационной, экономической, национальной, экологической), особенности безопасности молодежи, женщин, общества в целом, детерминанты безопасности рассматриваются в работах A.A. Возьмителя, С.И. Григорьева, В.Н. Иванова, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Ф.Н. Мукулова, Г.Г. Силласте, А.Я. Флие-ра1.

Необходимо выделить исследования, посвященные анализу социального кризиса, его сущности, источников, воздействия на человека и общество. Это работы А. Вебера, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, А.И. Пригожина, П.А. Сорокина, Э. Тоффлера, А. Швейцера, О. Шпенглера, П. Штомпки, В.Г. Белосоциальном пространстве / Под ред. A.B. Мозговой. М.: Институт социологии РАН, 2001; Устьянцев В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска // Вестник Российского философского общества. 2002. №4. С. 32-41; Чупров В.И. Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска // Вестник РУДН. 2005. №6-7. С. 7-17; Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция, 2006; Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. №1. С. 3-35.

1 Возьмитель A.A. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. 2006. Т. XV. №2. С. 147-159; Григорьев С.И. Человек в современном мире. Сохранение жизненных сил, безопасность индивидуального и социального бьггия // Социологические исследования. 2009. №11. С. 14-20; Иванов В.Н. Великая победа и проблемы безопасности // Социологические исследования. 2005. №11. С. 19-29; Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М.: Республика, 2002; Левашов В.К. Глобализация и проблема безопасности // Социологические исследования. 2002. №3. С. 19-28; Мукулов Ф.Н. Безопасность и личность: взгляд на методологию и практику социологического анализа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2004. №1. С. 163-178; Силласте Г.Г. Женщина как объект и субъект социальной безопасности // Социологические исследования. 1998. №12. С. 62-72; Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. №3. С. 181-187. уса, A.A. Овсянникова, Т.А. Семченко, Т.Ю. Сидориной1. Исследования этих ученых позволяют рассматривать кризис в качестве важнейшего фактора возникновения тревоги.

Близка к названной, но вместе с тем и специфична проблематика эмоционального самочувствия в кризисных, экстремальных ситуациях, в условиях посттравматического синдрома, исследованная в трудах Р. Лазаруса, Е.М. Бабосова, А.Г. Злотникова, Г.И. Мимандусовой, В.А. Моляко, О

Ю.А. Привалова, Ю.И. Саенко, Н.Г. Титаренко~.

В ряде работ исследуется влияние массовой коммуникации на общественные настроения. При этом акцент делается преимущественно на манипулировании СМИ страхами и тревогами в ходе информационного воздействия. Такая проблематика характерна для исследований Я.У. Астафьева, И. Дзя-лошинского, Д. Дондурея, A.C. Заворуевой, С.Г. Кара-Мурзы, Д. Комма, B.C. Поляковой, Г.Г. Почепцова, А. Цуладзе .

1 Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 5-11; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 101-116; Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 382-397; Пригожин А.И. Феномен катастрофы (дилеммы кризисного управления) // Общественные науки и современность. 1994. №2. С. 114-126; Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) //Вопросы социологии. 1993. №3. С. 53-59; Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 1999; Швейцер А. Упадок и возрожденеи культуры. М.: Прометей, 1993; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998; Штомпка П. Социальные изменения как травма // Социологические исследования. 2001. №1. С. 6-16; Белоус В.Г. Вольфила, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания. СПб.: Mipb, 2007; Овсянников A.A. Социология катастроф: какую Россию мы носим в себе? // Мир России. 2000. №1. С. 69-113; Семченко А.Т. Современный апокалипсис: критика идеологии катастрофизма. М.: Политиздат, 1989; Сидоина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта; Наука, 2003.

Лазарус Р. Теория стресса ц психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. JL: Медицина, 1970. С. 178-208; Бабосов Е.М. Боль Чернобыля // Социологические исследования. 1992. №6. С. 14-21; Бабосов Е.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1991. №4. С. 25-34; Злотников А.Г. Гомельская область: хроника постчернобыля // Социологические исследования. 1998. №9. С. 3844; Мимандусова Г.И., Привалов Ю.А., Саенко Ю.И. Социальный мониторинг постчернобыльской ситуации // Социологические исследования. 1999. №10. С. 114-120; Моляко В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал. 1992. №1. С. 135-146; Титаренко Н.Г. СПИД как угроза социальной катастрофы // Социологические исследования. 1998. №9. С. 44-50.

Астафьев Я.У. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации: к постановке проблемы // Страхи и тревоги россиян. СПб.: РГХИ, 2004. С. 170-210; Дзялошинский И. Про

Об актуальности изучения страха и тревоги свидетельствует и довольно значительное число диссертационных исследований, появившихся за последнее десятилетие и посвященных социологическим, культурологическим, этическим и эстетическим аспектам страха. Эти аспекты рассматриваются в диссертациях Е.М. Борового, A.C. Гагарина, Е.Г. Логиновой, Ю.В. Пусто-войт, Е.Ю. Райковой, A.B. Романовой, E.H. Романовой, М.О. Савиной, О.С. Фроловой1.

Несмотря на многообразие трудов в области социальных и гуманитарных наук, посвященных изучению тревоги, в философии практически нет работ, содержащих целостное исследование феномена социальных тревог. Это определяет направленность настоящего диссертационного исследования, обращенного не столько к социальным страхам, сколько к социальным тревогам как явлению общественной жизни.

Объектом исследования является жизнь и деятельность общества.

Предметом исследования выступают социальные тревоги. блема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ [Электронный ресурс] // dzyalosh.ru [сайт]: М., 2006. URL: http://www.dzvalosh.ru/01 -comm/statii/dzyalosh-01/f-kommunik2.html: Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003. №4. С. 147-154; Заворуева A.C. Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества (социально-философские аспекты): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: РГГУ, 2007; Кара-Мурза С. Манипулияция сознанием. М.: Эксмо, 2004; Комм Д. Технологии страха// Искусство кино. 2000. №11. С. 98-107; Полякова B.C. Использование страха как социально-коммуникативного феномена в убеждающей массовой коммуникации. Дис. канд. психол. наук. М., 2003; Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003; Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003.

1 Боровой Е.М. Страх и социальное бытие человека. Дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 2006; Гагарин A.C. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, страх, смерть (От античности до Нового времени). Историко-философский аспект. Автореф. дис. докт. филос. наук. Екатеринбург, 2002; Логинова Е.Г. Страх как социальный феномен в русской религиозной философии конца XIX — первой половины XX вв. Автореф. дис. канд. филос. наук. Чита, 2007; Пустовойт Ю.В. Феномен страха в античной культуре и патристике (этико-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. Тула, 2007; Райкова Е.Ю. Социально-философский анализ страха в обыденном сознании. Дис. канд. филос. наук. Саранск, 2006; Романова A.B. Социальные последствия страха перед преступностью в современном обществе. Дис. канд. социол. наук. Владивосток, 2005; Романова E.H. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа. Дис. канд. филос. наук. Омск, 2002; Савина М.О. Страх как социальное явление. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2004; Фролова О.С. Феномен страха в культуре. Дис. канд. филос. назте. Ростов-н/Д, 2006.

Целью исследования является разработка философской концепции социальных тревог как феномена общественной жизни, что определяет необходимость постановки следующих исследовательских задач.

1. Определить аспекты философского понимания социальных тревог на основе изучения эволюции представлений о тревоге в истории философии.

2. Выявить сущность и основные характеристики социальных тревог.

3. Установить особенности социальных тревог как явления общественного сознания.

4. Показать антропологические предпосылки и социальную основу возникновения социальных тревог.

5. Выявить роль отчуждения в формировании социальных тревог.

6. Раскрыть влияние социальных тревог на социальное действие.

7. Выделить социальные факторы возникновения социальных тревог в современном российском обществе.

8. Выявить динамику социальных тревог в современной России.

9. Раскрыть особенности воздействия средств массовой информации на социальные тревоги в современном обществе.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы объективности, системности, историзма, принципы гуманитарного познания, общенаучные и философские методы, теоретические положения и категории, разработанные социально-философской теорией. В диссертации использовались:

- ключевые положения философской, социологической и психологической теории эмоций, позволившие раскрыть специфику тревоги как единства субъективного и объективного, социального и биологического, рационального и иррационального;

- системный подход, принципы структурно-функционального анализа, раскрывающие особенности социальных тревог как феномена, порожденного системно-структурной организацией общества;

- социально-философская концепция духовной сферы общества, общественного сознания, давшая концептуальную модель анализа социальных тревог в духовной сфере общества;

- синергетическая парадигма, постмодернистский философский дискурс, концепция «общества риска», обосновывающие нестабильность общества как социальной системы;

- экзистенциальный, психоаналитический и антропологический подходы к трактовке природы человека, а также философская, социологическая и психологическая парадигмы исследования личности, давшие возможность рассмотреть тревогу как имманентный бытию человека феномен;

- принципы междисциплинарного исследования, позволившие более полно раскрыть специфику социальных тревог посредством привлечения к исследованию данных таких наук, как психология, социология, религиоведение, лингвистика.

Научная новизна исследования.

1. Проанализированы воззрения на тревогу в истории философии, на основе чего выделены антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический аспекты понимания данного явления, составившие основу философской концепции социальных тревог.

2. Разработано понятие «социальные тревоги» как феномена общественной жизни, сущностью которого является состояние беспокойства социального субъекта по поводу неопределенности возможностей удовлетворения его насущных потребностей и интересов в условиях противоречий общественного развития.

3. Раскрыта специфика социальных тревог как духовного явления, состоящая в том, что они предопределяют социально-психологические состояния субъекта общественного сознания и выступают предпосылкой развития его активности.

4. Определены антропологические предпосылки и социальная основа возникновения социальных тревог. Антропологические предпосылки состоят в стремлении человека преодолеть ограниченность биологической адаптации к природе посредством развития способности к созидательной деятельности. Сложности осуществления этой деятельности предопределяют состояния тревоги. Социальная основа заключается в системе общественных отношений, в ее противоречиях, порождающих неопределенность перспектив реализации насущных интересов субъекта.

5. Доказано, что отчуждение как разрыв связей и отношений человека с обществом, выражающийся в различных формах (экономической, политической, духовной и т.д.), лишает человека условий и средств осуществления его интересов и притязаний и тем самым выступает в качестве фундаментального источника порождения социальных тревог.

6. Показана роль социальных тревог в условиях социального действия, которая заключается в стимулировании активности социального субъекта, направленной на удовлетворение его потребности в безопасности. Выявлена роль ментальных моделей в преодолении социальных тревог, состоящая в конструировании образа непротиворечивой реальности.

7. Рассмотрены социальные факторы возникновения социальных тревог в современной России, в качестве которых наряду с отчуждением выступают конкуренция, конфликты, кризисные ситуации в экономике и других сферах общественной жизни, определяющие самочувствие тех или иных социальных общностей.

8. Раскрыта специфика изменений социальных тревог в современном российском обществе, состоящая в том, что эти изменения обусловлены противоречиями развития российского общества, отражающими социокультурные особенности переходного характера социально-экономического развития страны.

9. Показана двойственная роль средств массовой информации в динамике развития социальных тревог, выражающаяся, с одной стороны, в способности снижать тревожность социального субъекта, а с другой, в манипулировании общественным мнением, составной частью которого являются не только реальные, но и мнимые тревоги. Выделены обусловленные природой СМИ компоненты информационного процесса, воздействующие на социальные тревоги: информационная энтропия, новости, «повестка дня», «присвоение статуса».

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Содержание разработанной в диссертации философской концепции социальных тревог включает вопросы методологии, определение сущности социальных тревог как феномена общественной жизни, его взаимосвязи с общественным сознанием, выявление антропологических предпосылок и социальной основы его возникновения, его особенности в развитии современного российского общества, места и роли средств массовой информации в динамике этого феномена. Решение этих вопросов достигается в ходе анализа следующих аспектов, выделенных в процессе историко-философского исследования тревоги. Антропологический аспект социальных тревог позволяет установить их связь с родовым понятием «страх», который непосредственно связан с потребностью человека в самосохранении и воспроизводстве своей жизни. Онтологический аспект заключается в раскрытии природы социальных тревог как духовного явления, в уяснении их места в системе общественного сознания, а также их структуры и типологии. Гносеологический аспект состоит в осознании социальных тревог как специфической формы отражения реальности, их причин. Аксиологический аспект заключается в соотнесении социальных тревог с миром социальных ценностей, что позволяет глубже понять их природу, их роль в жизненных проявлениях. Праксео-логический аспект раскрывает роль тревог в стимулировании практической социальной активности, усилении волевого фактора, направленного на предотвращение социальных угроз.

2. Социальные тревоги как феномен общественной жизни — это эмоционально-когнитивное состояние беспокойства социального субъекта по поводу неопределенности осуществления его жизненных планов и притязаний в данной системе общественных отношений. Основанием этой дефиниции выступает разграничение категорий «социальные тревоги» и «социальный страх». Социальные тревоги, как и социальный страх, имеют причинную обусловленность в виде конкретных социальных угроз, но в отличие от страха они характеризуются опережающей оценкой сознанием развития опасности и меньшей глубиной переживания. Поэтому социальные тревоги — это результат предвосхищения возникновения опасности как возможного развития социальной угрозы. В силу этого обстоятельства субъект сохраняет способность к более рациональной оценке сложившейся ситуации. В то же время социальные тревоги и социальный страх диалектически взаимосвязаны между собой. Страх выражает кульминационно более высокую степень переживания непосредственной опасности. В этом плане социальные тревоги могут выступать как начальная и конечная степень социального страха. Переходы от тревоги к страху и обратно обусловлены взаимодействием субъекта с внешним миром, а также степенью развития социального характера субъекта (его самообладания, воли и т.д.).

3. Дифференциация социальных тревог имеет своей непосредственной основой разграничение форм и уровней общественного сознания, обусловленных в свою очередь общественным разделением труда и соответствующих общественных отношений. Эта дифференциация конкретизирует картину их функционирования (экономические, политические тревоги и т.д.) как духовного явления. В качестве общественного умонастроения социальные тревоги оказывают воздействие на субъекта, обусловливая его специфические социально-психологические состояния от беспокойства и разочарования до выражения протеста в различных формах социального действия. В то же время социальные тревоги как разновидность общественного умонастроения обладают аксиологическим измерением. Структура ценностей общества обусловливает иерархию социальных тревог.

4. Трудности инстинктивной адаптации человека к природе в отличие от животного восполняются развитием его способностей к преобразованию окружающей среды. Такая преобразовательная деятельность осуществляется на основе развития приобретенного социального опыта, а ее составными частями являются целеполагание и проектирование нового. Однако относительная ограниченность познания и прогнозирования ведет к неопределенности в процессе достижения поставленных целей, что становится условием развития тревоги.

Институциональные механизмы организации общественной жизни и регулирования поведения людей обеспечивают предсказуемость и стабильность отношений между ними. Это снижает риски дезорганизации жизни общества и предупреждает возникновение социальных тревог. Однако в социальных системах сохраняется развитие спонтанно-стихийных процессов, которые характеризуются нестабильностью и неподконтрольностью. Поэтому достижение результатов социальной деятельности людей, осуществление их социальных притязаний и жизненных интересов становится негарантированным, что выступает основой возникновения социальных тревог.

5. Одним из главных источников возникновения социальных тревог является отчуждение, которое угрожает полноценному существованию человека в обществе. Отчуждение в его различных формах (от собственности, власти, образования, других людей) ограничивает возможности человека в развитии его способностей, удовлетворения его насущных потребностей, реализации жизненных интересов и притязаний. В результате отчуждения бытие представляется человеку враждебным и опасным, что порождает социальные тревоги. Преодоление социальных тревог в условиях отчуждения возможно посредством активного участия в совместной жизнедеятельности людей (события) на основе развития доверия к институтам общества. В свою очередь, стабильное функционирование социальных институтов на базе неизменяемых принципов и правил формирует чувство уверенности и безопасности. В то же время в ситуации дезинтеграции общества и разрушения уверенности доверие выступает фактором, стимулирующим самоорганизацию людей (социальный капитал), которая способствует реализации их интересов и тем самым позволяет преодолеть последствия отчуждения в виде чувства беспомощности и тревоги.

6. В условиях нарушения привычного хода повседневной жизни тревоги активизируют деятельность когнитивных структур (социальные представления, фреймы, «когнитивные карты» и т.д.). Данные структуры обеспечивают объяснение кризисных ситуаций на уровне здравого смысла и создают образ стабильной повседневной жизни, снижающий интенсивность переживания тревоги. Однако репрезентация социальной среды в сознании как предсказуемой не обязательно соответствует действительности. Этим обусловлено сходство влияния ментальных моделей на тревоги и социальное действие с древними мифами, которые поддерживали и регулярно воспроизводили в архаичном сознании представления о привычном мироустройстве. В то же время социальные тревоги усиливают общественную активность в виде действий (социальные движения, протестные акции, массовая миграция), направленных на изменение условий жизнедеятельности общества или создание новой стабильной общественной системы, которая позволяет социальному субъекту реализовать жизненные интересы и притязания. В таких условиях преодоление социальных тревог осуществляется либо путем подчинения волевого начала формальным нормам, либо посредством диалога как альтернативы конвенциональному статусно-ролевому взаимодействию.

7. Социальными факторами возникновения социальных тревог в современном российском обществе, находящемся в процессе перехода к постиндустриальному обществу, помимо отчуждения выступают конфликты, конкуренция и кризисные явления в различных сферах общественной жизни. Эти факторы оказывают воздействие на взаимоотношения между социальными общностями (классами, стратами и т.д.) и определяют их самочувствие. Они ограничивают возможности реализации жизненных планов человека в рамках существующей социальной структуры, что, с одной стороны порождает умонастроение тревожности, чувство беспомощности, а с другой, служит предпосылкой активизации протестного потенциала. В условиях социально-политической и экономической стабильности действие этих факторов ослабевает, но не исчезает совсем, а в ситуациях социальных кризисов - обостряется. Это усиливает различия в образе жизни социальных общностей, неравенство между ними и провоцирует рост социальных тревог.

8. Динамика социальных тревог в современном российском обществе отражает изменения текущей объективной ситуации. Решающую роль здесь играют противоречия общественной жизни: между трудом и капиталом; между объективными потребностями модернизации общества и менталитетом россиян; между коммерциализацией всех сфер общественной жизни и объективной необходимостью развития культурной, духовной основы модернизации; между потребительскими ориентациями и идеалами трудовой этики. В условиях этих противоречий сохраняется действие традиционных для российской ментальности установок (двойственное отношение к богатству, труду, патерналистские настроения), что сказывается на степени активности россиян в направлении своевременного предотвращения социальных угроз.

Главным условием преодоления социальных тревог является развитие у населения критического сознания, способности самостоятельно принимать жизненно важные решения, стимулирование свободного творчества в различных сферах жизнедеятельности. Такое поведение предполагает установление отношений доверия между обществом и государством, основанных на признании значимости принципов права и моральной ответственности, и позволяет преодолеть установки российской ментальности, ограничивающие социальную активность людей.

9. Влияние средств массовой информации на динамику социальных тревог носит противоречивый характер. СМИ обладают способностью снижать уровень тревожности путем представления общественной жизни как стабильной и предсказуемой. Однако этот образ стабильности жизни либо соответствует действительности, либо является продуктом мифологизации социальной реальности. В то же время СМИ провоцируют распространение социальных тревог в силу действия следующих компонентов массовоинформационного процесса. Во-первых, это информационная энтропия, обусловливающая способность массовой информации увеличивать неопределенность. Во-вторых, специфика новостей, которые демонстрируют события сенсационного катастрофического характера и дестабилизируют общественную психологию, порождая социальные тревоги. В-третьих, «повестка дня», образующая изоморфизм производства и потребления массовой информации, на основе которого формируется перечень наиболее волнующих социальных проблем. В-четвертых, это функция присвоения статуса, состоящая в том, что, выделяя из однородной массы событие, СМИ повышают в общественном мнении не только статус этого события, но и его эмоциональную составляющую.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью дальнейшей научной разработки проблематики социальных тревог, их роли в жизни общества, необходимостью изучения способов воздействия на социальные настроения и посредством них на происходящие в обществе процессы. Теоретические положения исследования могут быть использованы при планировании общественных преобразований, подготовке мероприятий, направленных на снижение или предупреждение социального беспокойства, в процессе определения принципов информационной политики в сфере деятельности СМИ.

Материалы диссертации могут быть применимы для разработки программ учебных дисциплин «Философия», «Социология», «Политология», «Теория массовых коммуникаций», подготовки различных спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на международных научных конференциях: в рамках Международного коллоквиума «Социальные трансформации» (Смоленск, 20052007), на IV Международной научной конференции «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008), III Международной научно-практической конференции «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2008),

VI Международной научно-практической конференции (заочной) «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008), Международной научно-практической конференции «X Нёвские чтения» (Санкт-Петербург, 2008), IX Международной теоретико-методологической конференции «Интеллигенция и власть» (Москва, 2008), Международной научно-практической конференции «Художественный текст и текст в массовой коммуникации» (Смоленск, 2009), V Всероссийском философском конгрессе (Новосибирск, 2009), XIII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (Саратов, 2010), III Международной научно-практической конференции «Современные проблемы естественных и гуманитарных наук» (Москва, 2010), а также в монографиях: Феномен социальной тревожности. Смоленск: Смол. фил. Рос. ун-та кооп., 2009; Страхи и тревоги в духовной жизни общества. Смоленск: Издательство «Маджента», 2009; Социальные тревоги: понятие, природа, роль в жизни общества. М.: Издательство «Алекс», 2010.

Результаты исследования использовались при чтении лекций по курсам «Философия», «История социологии», «Массовые коммуникации», а также при чтении спецкурса «Феномен социального страха».

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой последовательности их решения. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Баринов, Дмитрий Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить основные результаты диссертационного исследования. Прежде всего, настоящее исследование посвящено разработке социально-философской концепции социальных тревог как феномена общественной жизни, отсутствующей на сегодняшний день в философии. В данной концепции дается комплексное представление о социальных тревогах, что имеет практическое значение. Оно состоит в том, что изучение социальных тревог создает основу для принятия своевременных мер по предупреждению социального беспокойства и различных форм действия, в которых оно воплощается.

В рамках диссертационного исследования разработано понятие «социальные тревоги» с учетом антропологического, онтологического, гносеологического, аксиологического и праксеологического аспектов понимания данного явления. Развитие этих аспектов определило круг первоочередных проблем концепции. К их числу относятся вопросы методологии, сущности социальных тревог как феномена общественной жизни, антропологических предпосылки и социальная основа их возникновения, их взаимосвязь с общественным сознанием, их особенности в развитии современного российского общества, места и роли средств СМИ в динамике этого феномена.

Анализ проблемы тревоги в социальной мысли выявил различие подходов к исследованию специфики этого явления. Это различие имеет методологическое значение и дает возможность учитывать два аспекта изучения социальных тревог. Первый преимущественно связан с институциональными механизмами рационально организованного и стабильно функционирующего социального порядка, обеспечивающего предсказуемость общественной жизни и минимизирующего разнообразные риски. Второй связан с областью спонтанно-стихийных отношений. Вместе взятые они дают возможность для более полного осмысления феномена социальных тревог.

Сопоставление социальных тревог с социальным страхом показало взаимосвязь этих феноменов, а также их различия. Такая взаимосвязь раскрывается в ходе анализа смены эмоциональных явлений, отражающих процесс взаимодействия субъекта с объективными условиями общественной жизни. В процессе такого взаимодействия социальные тревоги сменяются страхом и наоборот. Поэтому тревоги можно рассматривать как начальную либо конечную стадии развития страха. Как и страх, социальные тревоги возникают в ответ на конкретные общественные угрозы. Но в отличие от страха, социальные тревоги характеризуются опережающей оценкой сознанием развития опасности и меньшей глубиной переживания угрозы.

Социальные тревоги возникают в неясной, неоднозначной ситуации. Учитывая когнитивный компонент социальных тревог, можно говорить о том, что данный феномен выступает результатом предвосхищения возникновения угрозы или ее негативного развития. Эти угрозы обусловлены неразрешенными своевременно противоречиями общественного развития, что ограничивает возможности реализации насущных интересов и притязаний субъекта. Поэтому в качестве феномена общественной жизни социальные тревоги определяются как эмоционально-когнитивное состояние беспокойства субъекта по поводу возможностей осуществления его жизненных планов в данной системе общественных отношений.

Как биологическое существо человек не обладает инстинктивной адаптацией к природным условиям. Поэтому он вынужден был прибегнуть к созданию новых форм жизнедеятельности, которые компенсировали бы ему трудности инстинктивной адаптации к природе. Такой новой формой стала преобразовательная деятельность, позволившая человеку развить качественно новые способности (сознание, речь и т.д.). Деятельность сознания, познание, творчество стали отправной точкой создания социокультурной основы жизнедеятельности человека. Однако относительная ограниченность познания и прогнозирования обусловливают неопределенность процесса достижения поставленных целей, что выступает в качестве антропологических предпосылок возникновения тревоги.

Человек создал социальные механизмы безопасности в виде институтов общества, способных поддерживать стабильность общественной жизни. Но окружающий человека мир остается неподконтрольной ему средой, заставляющей его испытывать тревогу. Стремления человека обезопасить себя с помощью институциональных предписаний и механизмов оказалось недостаточно, чтобы полностью избавиться от тревог. Поэтому можно говорить о том, что в обществе сохраняется социальная основа возникновения тревог, которые в этом случае выступают неотъемлемым элементом жизни и деятельности общества. С одной стороны, институциональные механизмы обеспечивают стабильность функционирования общества, что ограничивает проявление социальных тревог. С другой стороны, в обществе имеют место спонтанно-стихийные процессы, в рамках которых деятельность субъекта становится неподконтрольной и непредсказуемой. Данное противоречие, обусловленное особенностями системно-структурной организации общества, вносит неопределенность в процесс достижения поставленных целей, реализации насущных интересов субъекта.

В качестве духовного явления социальные тревоги выступают компонентом общественного сознания, придавая его формам специфические социально-психологические состояния. В этом смысле социальные тревоги являются разновидностью общественного умонастроения. В таком качестве они предстают показателем духовного состояния общества, его запросов. Социальные тревоги отражают потребности, интересы и ценности индивидов и социальных общностей. Социальные тревоги не просто показывают, чего опасаются люди, но чем именно они дорожат, что имеет для них первостепенное значение, что для них жизненно важно. В связи с этим социальные тревоги необходимо рассматривать не только как явление, выступающее элементом повседневной жизни, но и как реальную социальную силу, способную воздействовать на сознание и поведение людей, предопределяя их состояния от апатии до выражения недовольства и протеста в различных формах социального действия.

Социальные тревоги способны стимулировать действия, направленные на восстановление привычного порядка повседневной жизни. Это достигается либо посредством восстановления системы общественных отношений, либо посредством создания в сознании образа социальной реальности как стабильной и непротиворечивой. В то же время социальные тревоги мобилизуют такую активность субъекта, которая направлена на изменение сложившейся системы общественных отношений, в рамках которой затруднено осуществление жизненных интересов и притязаний субъекта.

Периоды стабильности в развитии общества сменяются периодами нарушающих привычный порядок изменений, в том числе изменений кардинального характера. В ситуации социальной дезинтеграции, разрушения различных форм взаимосвязи человека и общества возникает угроза лишения средств реализации насущных интересов. Отчуждаясь от собственности на основные средства жизни, труда, власти, образования, от социальных ценностей, от других общностей, субъект лишается возможностей реализации своих жизненных интересов, что провоцирует возникновение социальных тревог. Поэтому отчуждение выступает одним из основных источников возникновения социальных тревог. В условиях отчуждения преодолением социальной тревоги является доверие к общественным институтам, стабильность функционирования которых формирует чувство защищенности и безопасности и способствует укреплению доверия. Однако в ситуации дезинтеграции деятельности институтов общества доверие реализуется посредством самоорганизации индивидов. Самоорганизация деятельности компенсирует недостатки функционирования социальных институтов, которые оказались неспособны выполнять свои социальные функции. Она позволяет преодолеть неуверенность, беспомощность, тревогу и тем самым способствует осуществлению их жизненных планов.

Говоря о современном российском обществе, необходимо отметить, что не последнее место в детерминации интенсивности и иерархии социальных тревог занимают кризисные явления в различных сферах общественной жизни, конфликты и конкуренция, оказывающие влияние на самочувствие социальных общностей. С одной стороны, эти явления угрожают удовлетворению потребностей и реализации жизненных интересов социального субъекта. С другой, современное, динамично развивающееся общество, сегодня не мыслится вне социальных конфликтов, конкуренции и кризисных явлений. Поэтому практический смысл имеет изучение возможностей адаптации социального субъекта к меняющимся условиям его жизнедеятельности.

О необходимости такой адаптации свидетельствует динамика социальных тревог в современной России. Противоречия современной российской жизни порождают неопределенность полноценного существования россиян, что становится условием развития социальных тревог. Немаловажную роль при этом играет менталитет населения. В неблагоприятных экономических условиях обостряются эмоционально-чувственные состояния, ограничивающие необходимую для преодоления общественных угроз активность.

Несмотря на дифференциацию социальных тревог, они обладают единой социокультурной основой, что не в последнюю очередь обусловлено общим информационным пространством, формируемым средствами массовой информации. При этом влияние СМИ на динамику в обществе социальных тревог противоречиво. С одной стороны, СМИ выступают инструментом манипулирования тревогами, которое способно как снижать, так и увеличивать интенсивность социальных тревог, влиять на их иерархию. С другой стороны, динамика социальных тревог обусловлена свойственными природе СМИ компонентами массово-информационного процесса. Данные компоненты функционирования СМИ провоцируют социальные тревоги, независимо от существования реальных причин их возникновения. Это способствует мифологизации действительности и порождению не только реальных, но и мнимых тревог, выражающих беспокойство по поводу вымышленных, а не реальных общественных угроз.

В связи с вышесказанным можно выделить ряд функций социальных тревог как феномена общественной жизни. Это сигнальная, оценочная, мобилизующая, адаптационная и предупреждающая функции. Социальные тревоги сигнализируют о возникновении опасности или ее негативном развитии, оценивают сложившуюся ситуацию как опасную для реализации интересов субъекта, мобилизуют интеллектуальную и социальную активность субъекта в направлении конкретизации угрозы и способов ее преодоления и тем самым способствуют предупреждению появления опасности или развития ее негативных последствий, что в конечном счете повышает адаптационные возможности социального субъекта.

Исследование феномена социальных тревог позволяет наметить перспективы дальнейшего научного изучения этого явления. Теоретическое изучение социальных тревог могло бы существенно дополнить конкретно-социологические исследования социального самочувствия населения. Прикладные исследования дают срезы эмоционально-чувственных состояний общества, но зачастую обходят вниманием вопрос о сущностной стороне возникновения и динамики социальных тревог. Бесспорно, меры по снижению инфляции или безработицы окажут воздействие и на тревоги по поводу этих угроз. Однако, как было показано в нашей работе, в своей основе социальные тревоги обусловлены противоречиями общественного развития. Поэтому изучение социальных тревог должно включать не только анализ конкретных причин их возникновения в данной текущей ситуации, но и разработку способов разрешения противоречий общественной жизни, порождающих социальные тревоги. В связи с этим одной из задач дальнейшего изучения социальных тревог является разработка принципов, позволяющих предотвращать потенциальный рост социального беспокойства при подготовке тех или иных мероприятий.

В массовой культуре социальные тревоги наряду с насилием и агрессией выступают средством воздействия на реципиента и одновременно фактором привлечения внимания аудитории. В этой связи возникает проблема изучения негативных последствий воздействия тревог на сознание и поведение субъекта. В то же время представляет интерес исследование тревоги как предмета эстетического осмысления, выражения личных тревог автора, тревог эпохи в художественных произведениях.

Немаловажной для изучения является проблема информационной безопасности общества. В данном случае речь идет не только о влиянии государства на информационную политику тех или иных СМИ, но и о социальной ответственности СМИ. Представляется актуальным изучение объективных и субъективных условий повышения или понижения ответственности как руководства СМИ, так и рядовых сотрудников различных органов информации за те сообщения, которые воздействуют на общественные умонастроения. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

11

12

13

14

301

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Баринов, Дмитрий Николаевич, 2011 год

1. Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 217-239. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 42-59.

2. Алстед Я. Психология, социология, общество: модели мотивации // Социологические исследования. 2002. №9. С. 17-28. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2 томах. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. Т. 1. 421 с.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества: (Соврем, мето-дол. проблемы и критика немарксистских взглядов). М.: Мысль, 1982. 304 с.

4. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 416 с.

5. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 172 с.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

7. Аничков Д.С. Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания // Русская философиявторой половины XVIII века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. С. 92.

8. Анищенко А.И., Уледов А.К. Применение структурно-функционального анализа к исследованию общественного сознания // Актуальные вопросы методологии общественных наук. М.: МГУ, 1971. С. 74-98.

9. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. 454 с.

10. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. 464 с.

11. Аристотель. Сочинения. В 4 томах. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.

12. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.

13. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. М.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 528 с.

15. Асланов Ш.С. Основные аспекты изменений этносоциальной структуры // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 томах. М.: Альфа-М, 2006. Т. 11. С. 16-19.

16. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Том 13. №5. С. 111-120.

17. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 224 с.

18. Астафьев Я.У. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации: к постановке проблемы // Страхи и тревоги россиян. СПб.: РГХИ, 2004. С. 170-210.

19. Астафьев Я.У., Хохлушкина Ф.А. Массовый страх в регионе // Страхи и тревоги россиян. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 110-138.

20. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. 804 с.

21. Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке // Природа. 1987. №12. С. 58-70.

22. Аш С.Э. Мнения окружающих и социальное давление // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. Т. 1. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 31-43.

23. Бабосов Е.М. Боль Чернобыля // Социологические исследования. 1992. №6. С. 14-21.

24. Бабосов Е.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1991. №4. С. 25-34.

25. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе, или Ценность знания в обществе незнания // Педагогика. 2008. №5. С. 3-9.

26. База данных «Архивариус». 22.04.2006 Электронный ресурс. // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. М., 20002010. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=93&q id=7740&date=22.04.2006 (дата обращения: 24.10.2010).

27. База данных «Архивариус». 28.01.2007 Электронный ресурс. // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. М., 20002010. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=432&q id=34699&date=28.01.2007 (дата обращения: 24.10.2010).

28. Баксанский O.E. «Когнитивная карта» и реальность // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. VII. №1. С. 93-96.

29. Баринов Д.Н. Философия общества C.JL Франка. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2001. 21 с.

30. Барулин B.C. Диалектика взаимодействия сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 230 с.

31. Батай Ж. Человек перед страхом смерти и пустоты // Делюмо Ж. Идентификация ужаса. М.: Алгоритм, 2009. С. 198-228.

32. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. 188 с.

33. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

34. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

35. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

36. Башмаков В.И. Изменения в экспертных оценках актуальности исследования социальных проблем труда // Социологические исследования. 2005. №5. С. 91.

37. Бек У. Общество риска. На пути к новому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

38. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 161-168.

39. Белозерова С. Незаполняемость вакансий тревожный симптом // Человек и труд. 2003. №6. С. 60-63.

40. Белозерова С. Социальная составляющая промышленной политики // Человек и труд. 2005. №7. С. 9-14.

41. Белоус В.Г. Вольфила, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания. СПб.: Mipb, 2007. 432 с.

42. Беляева Л.И. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. 2007. №5. С. 3-13.

43. Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 196 с.

44. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

45. Бердяев H.A. Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 697 с.

46. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.

47. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2002.736 с.

48. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: РУДН, 2002. 184 с.

49. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

50. Березутский Ю.В. Ценностно-мотивационный потенциал молодежи региона// Социология. 2006. №2. С. 31-33.

51. Бертильссон М. Второе рождение природы: последствия для категории «социальное» // Социологические исследования. 2002. №9. С. 118-127.

52. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики. Изд. 3-е, доп. и испр. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 432 с.

53. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 480 с.

54. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 297-314.

55. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 272 с.

56. Блом Р., Мелин X., Сарно А., Сарно И. Социальный капитал доверия и менеджериальные стратегии //Мир России. 2005. №2. С. 126-159.

57. Блохина М.В. Проблемы внебрачной рождаемости: мнение экспертов // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России». В 16 томах. М.: Альфа-М, 2006. Т. 5. С. 89-92.

58. Блумер Г. Коллективное поведении // Психология масс: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2001. С. 535-588.

59. Бодрияйр Ж. Фрагменты из книги «О соблазне» // Иностранная литература. 1994. №1. С. 65-66.

60. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социологические исследования. 2002. №8. С. 120-128.

61. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //Социологические исследования. 2004. №7. С. 46-51.

62. Боровой Е.М. Страх и социальное бытие человека. Дис. канд. фи-лос. наук. Новосибирск, 2006. 182 с.

63. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социологические исследования. 2003. №8. С. 3-11.

64. Брем П. Буунк. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 327399.76

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.