Декоративно-прикладное искусство ногайцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Канокова, Фатима Юрьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Канокова, Фатима Юрьевна
Введение.
Глава I. Художественная обработка твёрдых материалов (камень, металл, дерево).
1-1. Резьба по камню.
1-2. Обработка металла.
1-3. Художественная резьба по дереву.
Глава И. Художественная обработка мягких материалов (вышивка, узорный войлок, кожа).
П-1. Вышивка.
И-2. Узорный войлок.
И-З. Тиснение и аппликация по коже.
Глава III. Современное состояние декоративно-прикладного искусства ногайцев.
III-1. Художественные промыслы.
Ш-2. Творчество народных мастеров.
111-3. Профессиональное искусство.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Декоративно-прикладное искусство адыгов2004 год, доктор искусствоведения Мальбахов, Борис Хасанович
Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.2006 год, кандидат исторических наук Дагданова, Жигмыт Николаевна
Искусство ногайцев: эволюция художественно-образной целостности2019 год, доктор наук Канокова Фатима Юрьевна
Орнаментальный декор в традиционном искусстве народов Северного Кавказа (карачаевцев и балкарцев)2014 год, кандидат наук Султанова, Аминат Мурадиновна
Бурятский орнамент XVIII - XX веков2000 год, кандидат искусствоведения Баторова, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративно-прикладное искусство ногайцев»
Настоящая диссертация посвящена яркому и самобытному искусству ногайцев, которое в художественной .культуре и жизни ногайского народа играло и играет огромную роль. Это искусство своеобразное по стилю, яркое и самобытное, отличающееся артистизмом и верностью своим лучшим традициям.
Зародившись в условиях кочевого быта, оно было тесно связано на всех этапах жизни ногайцев. До настоящего времени декоративно-прикладное искусство этого народа не было предметом особого изучения и исследования, ведь, фактически, народное искусство ногайцев - является одним из главнейших звеньев цельной и неразрывной цепи, которую представляет искусство тюркских и монголоязычных субстратов, живущих на обширных территориях Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Изучение народного искусства ногайцев представляет собой много увлекательных и интересных проблем, исследование которых поможет осветить многие, пока до сих пор неизвестные стороны истории, культуры и этногенеза народа.
История распорядилась с ногайцами так, что разбросала его части в течение веков по огромной территории. Отсюда чувство широкого географического пространства, которое стало составной частью национального самосознания ногайцев. Сегодня ногайцы живут почти в каждом Южном субъекте РФ, небольшие его части есть на Украине и в Прибалтике в составе крымских и литовских татар, а также в Турции и Румынии. Формирование ногайского этноса происходило в рамках Ногайской Орды в Х1У-ХУП века в регионе между Волгой и Иртышем. Несмотря на такую раздробленность и, не имея государственности, ногайцы смогли сохранить и развить своеобразие материально-духовной культуры, выраженное в преимущественном развитии определенного вида ремесел и промыслов, в стилистическом характере традиционных памятников. В настоящем, в народном искусстве ногайцев немало элементов художественной культуры, как этнических предшественников, так и других сопредельных соседей. Связи с ними ногайцев не могли не оставить заметных следов в их художественном творчестве.
Исходя из этого, декоративно-прикладное искусство ногайцев представляет большой интерес. Изучение этого искусства раскроет не только эстетическую сторону и национальное своеобразие, но и укажет на моменты напрямую связанные с различными периодами хозяйственной и общественной жизни ногайцев, покажет художественно-культурные связи с другими сопредельными народами. Это исследование имеет и практическую ценность, его лучшие традиции, выработанные многими веками руками народа, являются ценным источником в оказании влияния на современную художественную практику как в области творчества большого круга народных мастеров, так и деятельности профессиональных художников в местах компактного проживания ногайцев.
Таким образом, основной целью диссертации является (с позиций искусствоведческой науки, опираясь на историко-этнографические исследования) рассмотреть ряд вопросов, связанных с декоративно-прикладным искусством ногайцев, определить художественно-стилистические особенности и пути развития. Воссоздать целостную картину искусства этнически родственных народов, проживающих в различных местах расселения ногайцев, подвергнуть искусствоведческому анализу памятники, археологические, полевые, музейные и частные коллекции, дошедшие до наших дней.
К основным задачам диссертации относятся:
- выявление общего содержания исследуемого объекта исходя из введения впервые в научный обиход большого количества памятников, определяющих основные виды декоративно-прикладного искусства ногайцев;
- выявление основных черт и стилистических особенностей в искусстве ногайцев;
- выявление технико-художественных традиций и приемов ногайских мастеров;
- исследование наиболее широко распространенных видов прикладного искусства;
- характеристика традиционных центров художественных производств и определение их локальных отличий;
- раскрытие взаимосвязи декоративно-прикладного искусства ногайцев с другими проявлениями духовно-материальной культуры народа;
- выявление местных особенностей и установление типологически общих черт между народным декоративно-прикладным искусством ногайцев с сопредельными народами;
- определение места и значения декоративно-прикладного искусства в жизни ногайцев.
Исследуемый материал по различным видам декоративно-прикладного искусства ногайцев, не претендует на полный охват его многообразий и явлений, связанных вследствие недостаточной разработанности темы.
Исходя из обстоятельства, что данная диссертация является первым комплексным искусствоведческим исследованием, в научный обиход введен по объему и весьма разнообразный круг памятников, выбран путь монографического исследования, художественного анализа всех видов ногайского народного декоративно-прикладного искусства, где они в диссертации распределены по главам и разделам. Так в первую главу объединены разделы, анализирующие художественную обработку твердых материалов (резьба по камню, кузнечное ремесло, ювелирное искусство, резьба по дереву). Во второй главе рассматриваются разделы художественной обработки мягких материалов (вышивка, костюм, обработка кожи, войлочные изделия). Такое деление разделов и глав не противоречит искусствоведческой науке и основано по характеру используемых материалов, а также на определенной близости в стилистике анализируемых памятников, характере орнаментальных мотивов, художественно-ремесленных приемов применяемых при создании изделий из различных твердых и мягких материалов.
Третья глава рассматривает современное состояние декоративно-прикладного искусства ногайцев - художественные промыслы, народное искусство и профессиональных художников, творчество народных мастеров.
В заключении формулируются теоретические и практические результаты работы, определяются методы использования традиций народного искусства в творческой практике народных мастеров, ремесленников, промыслах, а также профессиональных художников.
Дальнейшее углубление изучения искусства ногайского народа позволит более полно познать духовную культуру одного из древнейших кочевых народов России.
Изучение народного декоративного искусства ногайцев проводилось на основе методологии, разработанной Российской искусствоведческой наукой в области изучения народного искусства, базирующейся на принципах учения о развитии культуры и классовой природе искусства. Исходя из этого, произведения ногайского народного искусства раскрываются как неотрывная составная часть национальной народной культуры, существующей в неразрывной связи с историей, условиями труда и быта, обычаями, религиозными верованиями и другими видами народного творчества ногайцев.
Метод исследования ногайского народного искусства рассматривается в его единстве и взаимной связи частей, обобщением, сведением в единое целое данных добытых методом анализа. Эти материалы в достаточной мере использованы в данной диссертации.
Сбор материала для диссертации представляет самостоятельную научную работу и потребовал значительных затрат труда и времени. Исходя из этого, методика подготовки и проведения существенно отличалась от традиционной работы искусствоведа, и это сказалось на результатах диссертации. Наряду с собственным анализом материала существенную часть исследования составляет выявление основных традиционных центров ногайского народного декоративно-прикладного искусства, а также ведущих мастеров, изучение инструментов и художественно-ремесленных приемов. Это все нашло отражение в тексте диссертации.
Большинство памятников, рассматриваемых в диссертации - это археологический материал, а также памятники ХУШ-ХХ вв., что характерно для большинства изучений в области народного декоративно-прикладного искусства. Предметы домашнего обихода, изделия из дерева и текстиля при ежедневном интенсивном использовании растворялись и изнашивались, кроме изделий из камня, металла и особенно изделий из дорогого золотного шитья, бережно передававшихся из поколения в поколение. Исходя из этого, в диссертации рассматриваются археологические материалы.
Особое место в работе занимает сравнительный анализ произведений ногайского народного декоративно-прикладного искусства обнаруженных на обширных территориях, которые раньше населяли предки ногайцев и на современных территориях их проживания, подтверждающих, что в художественной, материальной культуре и наследии великого ногайского народа органически переплелись и творчески преобразовались художественные традиции предков этого кочевого народа - древнетюркских племен.
Первым этапом начала формирования ногайского народа был период с IV в. до X в., когда древнетюркские племена мигрировали из одних регионов в другие. В эти века прослеживаются пути образования, распада, интеграции племен, позже влившихся в состав ногайского народа. Поэтому можно сказать, что этногенез ногайцев связан с тюркскими племенами (IV-VIII вв.), средневековыми компонентами которых являются племена Печенежского (IX - XI вв.), Кыпчакского (Половецкого - XI - XIII вв.) союзов, Золотой и самое главное - Ногайской орды (XIV - XVII вв.)» [70, С.35]. В различных источниках этого же времени есть свидетельства о наличии у тюркоязычных племен развитых ремесел. Формирование ногайцев, как и многих других народов, шло в общении не только с тюркским миром, но и другими соседями, ибо «многовековое непосредственное общение восточных славян, руссов с различными восточными, в первую очередь, с тюркоязычными племенами и союзами племен, обитающими в южнорусских степях, в Поволжье, Крыму, на Северном Кавказе, нашло отражение в этногенезе, словарном составе, быту и жизни наших предков» [70, С.35]. Таким образом, в последствие, в формировании ногайской художественной культуры немаловажное значение имели карачаевцы, балкарцы, дагестанские народы, а позже и адыгские племена.
Далее, к вопросу о формировании ногайского народа (без чего невозможно изучение материальной и художественной культуры), видный ногайский историк, профессор Керейтов Р.Х. в своей книге «Ногайцы, особенности этнической истории и бытовой культуры» пишет, что «формирование ногайского народа происходило в сложных этнических взаимосвязях местных племен и представителей племен, вошедших в орбиту миграций в результате захватнической войны золотоордынских ханов. Поэтому, этнический состав ногайцев непосредственно связан с историческими процессами, происходившими на обширной территории современной Южной Сибири, Средней Азии, Казахстана, Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Северного Причерноморья» [70, С.35]. В процессе исследования, мы находим очень много сходного в искусстве Южной Сибири (тувинцев, бурятов, монголов), Казахстана (казахов, каракалпаков), Поволжья (татар, чувашов, башкир). Это все подтверждают исторические исследования многих ученых. Исходя из этого, мы имеем картину - карту поселения предков ногайцев, что позволяет исследовать истоки становления раннего искусства интересующего нас народа, имея большое количество письменных источников и обширный археологический материал.
Миграция ногайских племен была вызвана многими факторами и причинами, среди которых особое место занимает татаро-монгольское нашествие на Русь и юг России, а также междоусобная борьба ханов.
Внимание ногайцев, которые издревле являлись скотоводами, привлекали богатые пастбищами земли Северного Кавказа. В таких благоприятных климатических условиях не только развивалось скотоводство, земледелие, но и различные промыслы и ремесла, связанные с их трудовой деятельностью. Действительно, обильное наличие лесных массивов, камня в предгорьях, предшествовало развитию художественной резьбы по дереву и камню, где параллельно развивалась обработка кожи и шерсти. В первом случае - это был мужской труд, другие связанные с мягким материалом, принадлежали женщинам. Такие ремесла как кузнечное и ювелирное, также широко распространенные у ногайцев, требовали большей специализации, которой обладали не многие.
Одними из сохранившихся и дошедших до наших дней произведениями народного искусства ногайцев являются каменные «бабы», датируемые ранним средневековьем. Для них характерна простота, строгость, добротность, а для более поздних - выразительность и монументальность форм. Образы персонажей несомненно напоминают ногайских ханов. В этот период у ногайского народа уже сложились своеобразные художественные традиции. Подтверждением этого являются дошедшие до нас письменные источники и богатый археологический материал. В ногайских могильниках обнаружены изделия из различного материала - тесненной кожи, ткани с вышивкой, бронзовые, серебряные и железные изделия. Анализ выше перечисленных предметов позволяет сделать вывод, что качество вложенных в них ремесленных навыков уходит в глубокое прошлое к предкам ногайцев.
Переход от кочевого к оседлому образу жизни привел к существенным изменениям. Если раньше художественность была выложена на одежде, оружии, ряде предметов обихода характерных для кочевников, то теперь появилась возможность изготовления вещей постоянного и долгого пользования, в частности вещей связанных с интерьером жилища и предметами быта. Как раз в это время сложились и определились основные виды народного декоративно-прикладного искусства ногайцев, постоянный ассортимент изделий, сформировались и усовершенствовались художественные традиции, прошедшие долгий и сложный путь развития во взаимодействии с ранее существовавшими местными художественными традициями и принципами, принесенными ногайцами из далекой кочевой жизни.
Основными видами народного декоративно-прикладного искусства, в дальнейшем получивших широкое распространение до начала XX в. являются:
- резьба по камню;
- художественная обработка металла, куда входят кузнечное ремесло, ювелирное искусство, изготовление оружия;
- художественная резьба по дереву - посуда, утварь, мебель, игрушки;
- обработка шерсти (войлочные ковры, одежда, вышивка, ткачество);
- тиснение и аппликация по коже (конская сбруя, обувь, сумки).
Немаловажное значение в истории ногайцев имело обращение ногайцев в мусульманскую религию, которое не могло не отразиться на содержании и облике народного искусства. Культура ислама нашла отражение в традиционных обычаях, условиях труда, быта и художественной культуре ногайского народа. Некоторые виды искусства получили своеобразное развитие в духе эстетических идеалов и представлений о красоте. Такие виды как художественная обработка камня, кузнечное ремесло, деревообработка сохраняли верность национальным традициям.
Наиболее исламскому влиянию подверглись виды, которые обслуживали состоятельных потребителей. Это дорогая золотная вышивка, ювелирное искусство, частично оружейное дело.
Важной проблемой диссертационной работы является выделение именно ногайских памятников из множества племен и народов тюркоязычной группы. Огромный труд составил поиск и изучение письменных источников, археологического материала.
Немаловажное значение в работе имел сбор материалов в различных музеях страны. Дореволюционные коллекции в ряде музеев не были снабжены точными паспортными данными, это вызвало затруднение их научной атрибутации. Сопоставив эти коллекции с произведениями, обнаруженными в ходе полевых исследований, где компактно проживали и проживают ногайцы, а также у частных коллекционеров, удалось определить черты, стилистику, художественно-ремесленные приемы, позволяющие с точной долей достоверности отнести их именно к области ногайского искусства.
До настоящего времени не было опубликовано ни одной работы, посвященной народному декоративному искусству ногайцев, а в обширной литературе относящихся к историческим, этнографическим, краеведческим, дореволюционным и современным авторам, можно встретить лишь весьма отрывочные эпизодичные сведения, относящиеся к художественной культуре ногайцев. Несмотря на это, эти данные стали важными для изучения ногайского народного искусства.
Ранние сведения о материальной культуре, хозяйстве и бытовом укладе жизни ногайцев мы находим в дореволюционных источниках. Немаловажное значение представляют сведения европейских авторов Дженкисона А. [51], Жана де Люка [55], Олеария А. [124], Феррана [176]. В их отчетах рассматривается материал, связанный с материальной культурой ногайцев, упоминается о ремеслах связанных с художественной обработкой металла, тиснением и аппликацией по коже и войлоку. Татарские и ногайские источники того периода содержат сведения о наличии у ногайских племен развитой материальной культуры, упоминаются ремесла.
Особый вклад в изучение ногайской истории внесли русские ученые и путшественники Ананьев Г.Б. [9], Баллод Ф.В. [16], Веселовский Н.И. [33], Георги И.Г. [48], Гмелин С.Г. [50], Ковалевский П.И. [87], Марграф О.В. [107], Ногайцы//народы России. [122], Пашин П. [129], Пиралов A.C. [130], Радлов В.В. [136], Семенов Н. [144], Сергеев A.A. [145], Скальковский А. [149], [150], Фелицын Е.Д. [175], Фарфоровский С.В. [169], [170], Якоби [197], Худяков М.Г. [180], Архипов А.П. [12], Павлов А.О. [128].
В XX - начале XXI вв. неоценимый вклад в изучение истории, этнографии и материальной культуры ногайцев внесли советские ученые, просветители Алиева С.И. [6], [7], Алексеева Е.П. [4], Бекмаханова Н.Е. [20], Викторин В.М. [34], Гаджиева С.Ш. [44], [45], Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х. [68], Керейтов Р.Х. [78], [79], [80], [81], [82], Кидирниязов Д.С. [83], [84], Кочекаев Б.Б. [88], Кужелева JI.H. [95], [96], Курмансетова А.Х. [100], Малявкин Г.Ф. [105], Сикалиев А.И. [146], [147], Трепавлов В.В. [162], [163], Уразманова Р.К. [167], Хижняков Б.Е. [179], Черенков JI.H. [187], Шенников A.A. [193], Ялбулганова A.A. [201], Ярлыкапов A.A. [202].
Наряду с материальной культурой, бытовым укладом ногайского народа эти авторы фрагментально рассматривают довольно подробные данные о ногайских домашних ремеслах, не подвергая их художественному анализу.
Ананьев Г.Б. [9] в процессе описания быта ногайцев проживающих в Северо-Западном Прикаспии, где параллельно с хозяйством, образом жизни, взаимоотношением внутри семьи, он обширно уделил внимание ряду моментов культуры ногайцев, художественному металлу, обработке кожи и шерсти, убранству юрты.
Интерес представляет работа С.В.Фарфоровского «Ногайцы Ставропольской губернии.» [170], где в рассматриваемом вопросе о переходе ногайцев от кочевого быта к оседлому, на доступном материале описывается свадебная обрядность, где непосредственно присутствовали изделия народного искусства, вышитые золотом одежды невесты, узорные войлоки, деревянные чаши для кумыса, предметы личного и домашнего обихода выполненные с большим вкусом, интересная интерпретация наиболее характерных образцов орнамента на вышеперечисленных изделиях. Большой интерес в деле взаимообогащения искусств народов Северного Кавказа представляет труд А.Павлова «О ногайцах, кочующих по Кизлярской степи» [128]. Эта работа расширяет и углубляет данные о материальной и духовной культуре ногайцев, описывает этнокультурные связи с сопредельными территориями, где проживали чеченцы, ингуши, кабардинцы, осетины и казаки.
Значительным событием в деле изучения жизни и быта ногайцев с историко-этнографической точки зрения стали исследования местных ученых, которым удалось сделать ряд интересных открытий, связанных с проблемами материальной культуры ногайцев. В исследованиях Р. Керейтова «Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры» [78] наряду с рассматриваемыми вопросами большое внимание уделяется ногайским тамгам, жилищу, одежде и ряду ремесел. Автор убедительно дал характеристику ногайской женской и мужской одежде, обуви, головным уборам, ювелирным изделиям, ряду бытовых предметов из металла и др. Восстановил терминологию многих ногайских изделий.
В изучении истории и этнографии Северного Кавказа следует отметить труды российских ученых. Сюда входят коллективные исследования «Народы мира. Народы Кавказа» [114], «Народные художественные промыслы Северного Кавказа» [111], «Народы Карачаево-Черкесии» [112], «Народное искусство СССР» [116], «Очерки истории Карачаево-Черкесии» [126], «Очерки истории Карачаево-Черкесии» [127], «История народов Северного Кавказа» [60], «Культура и быт народов Северного Кавказа» [99].
Из чисто искусствоведческих работ необходимо выделить работы исследователя Ф. Каноковой [69], [70], [71], [72], [73], [74], в которых автор раскрывает меру совершенства произведений народного искусства, показывает глубину, оригинальн ость замысла и максимальное соответствие формы и ее выражения, внутреннюю цельность и стройность, точный отбор тематических и композиционно-изобразительных деталей в декоративном искусстве ногайцев.
В работе «Ювелирное искусство ногайцев» [71] описывается, как наряду с памятниками одежды, жилища, конского снаряжения, предметов быта, ногайский народ сумел создать совершенные по красоте ювелирные изделия - филигранные пояса, нагрудники, браслеты, височные подвески, издревле украшающие ногайскую девушку, придавая особое звучание ее наряду, подробное описание которому дано в статье «Традиционный ногайский костюм и его особенности» [70] в которой раскрываются художественные достоинства традиционного костюма и аксессуаров ногайцев. Канокова Ф. выделяет выразительность формы, кроя, яркости, декоративности, разнообразие фактуры, придающей одежде живописность с одновременным подчинением декора форме и конструкции.
Глубокому и всестороннему исследованию металла посвящена работа «Художественная обработка металла у ногайцев» [73]. Как утверждает Канокова Ф. с XII в. по настоящее время у ногайцев уже достоверно существовала художественная обработка металла (кузнечное дело, медно-чеканное ремесло, ювелирное искусство и оружейное дело), где автор ссылается на исторические, фольклорные, археологические данные. В работе описывается высокий художественный уровень ногайских кузнецов, ювелиров, оружейников, чеканщиков. Эти материалы имеют неоценимое значение для науки, и что немаловажно, помогают изучению одного из важнейших видов художественной культуры ногайского народного искусства.
Интерес представляет изучение таких основных видов декоративного искусства ногайцев, как обработки дерева и камня. В работе Каноковой Ф. «Традиции художественной обработки камня и дерева у ногайцев» [74] выявляется своеобразие резьбы по камню и дереву, анализируются художественно-ремесленные приемы и технология изготовления изделий.
При всем своем творческом своеобразии, ногайские резчики выработали единый самобытный художественный стиль, который позволяет отличать их изделия от произведений других тюркских народов. В работе исследуется орнамент не как отдельное проявление в искусстве ногайского народа, а в синтезе, взаимосвязи с материалом, будь то камень или дерево. Исходя из этого, как отмечает автор, резьба по камню и дереву у ногайцев, является самобытной и опирается на многовековые традиции, составляющие часть материальной культуры ногайского народа.
В осмыслении изучаемого материала большое значение имеют труды видных специалистов по декоративно-прикладному искусству русского народа. Это в первую очередь работы А.В.Бакушинского [15], А.Б. Салтыкова [140], [141], Н.В. Воронова [38], [39], В.М.Василенко [28], [29], [30], Г.К.Вагнера [25], А.Некрасова [118], М.А.Некрасовой [119], М.А.Ильина [61], С.Темерина [158], В.М.Вишневской [36], A.C. Канцедикаса [76], [77], Т.М.Разиной [137] и др.
Кроме того в работе привлекались исследования по декоративно-прикладному искусству татар, башкир, чувашей, тувинцев, бурят, дагестанцев, чеченцев и ингушей, кабардинцев.
Особое место в работе занимает привлечение материалов фольклора, который очень богат у ногайцев.
Параллельно с библиографией в диссертации использованы фонды архивов - ЦГАКЧР, ЦГИА, ЦГВИА, ГМЭ в г.Санкт-Петербурге, КЧНИИ, НИИЯЛ, МАЭ, ИЭАН СССР. Архивный поиск позволяет выявить центры художественных промыслов и ремесел, художественно-ремесленные приемы мастеров, цены на изделия, импорт и экспорт изделий народного творчества, фамилии мастеров и т.д.
Несомненный интерес представляют материалы народного искусства ногайцев, созданные учеными научно-исследовательских институтов гуманитарных исследований в гг.Черкесске, Махачкале, Астрахани, Нальчике, которые привлечены при написании диссертации.
Из музейных собраний страны наиболее многочисленно представлены в Национальном музее КЧР в г.Черкесске, в Национальном музее Дагестана в г.Махачкале и ряда музеев Северного Кавказа - Краснодаре, Ставрополе, а также в городах Элиста и Астрахань. Наряду с крымскими татарами в музеях Крыма можно найти изделия народных мастеров ногайцев.
В центральных музеях страны хранятся ценные коллекции ногайского народного декоративного искусства. В Государственном музее этнографии народов России в г.Санкт-Петербурге, собранные в разные периоды в экспедициях К. Иностранцева (1906г.), 3. Валаева (1907г.), Е.Студенецкой (1936-1976гг.) и др. Это посуда, утварь, ювелирные украшения, медная посуда, богато вышитая одежда, войлочные ковры и многое другое. В музее искусств народов Востока, государственном историческом музее, в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого представлены в большей или меньшей мере основные виды народного декоративного искусства ногайцев, где параллельно с предметами быта имеются военные доспехи и богато оформленная одежда.
В диссертации использованы материалы частных коллекционеров, а также богатый материал добытый автором в процессе полевых изысканий на протяжении нескольких лет в ногайских аулах расположенных в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Астраханской области, Калмыкии, Чечне, который явился основополагающим материалом в изучении народного декоративного искусства ногайцев. Параллельно удалось собрать и восстановить фамилии и имена мастеров в прошлом и настоящем, секреты традиционного ремесла, ремесленно-художественные приемы, использовавшиеся ногайскими мастерами. Через старожилов восстановлены забытые названия многих вещей и явлений в ногайском языке.
Исследуя и характеризуя проблемы развития современного народного декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии, а также других регионов, где компактно проживали ногайцы, были привлечены материалы периодических республиканских выставок народного творчества, продукция предприятий республик специализирующихся по художественным промыслам, произведения художников профессионалов и ремесленников, которые в своем творчестве обращаются к традициям ногайского народного искусства.
В диссертации уделено особое место возрождению наиболее ценных традиций художественного творчества ногайского народа, которое состоит в создании вещей, призванных украсить современный быт, приобщить наших соотечественников и гостей к замечательным достижениям ногайского традиционного искусства.
Настоящая диссертация не претендует на полное освещение всех вопросов, затронутых в ней. Исследование и изучение истоков становления и развития народного творчества продолжается.
Повторяя главную цель диссертации - ознакомление широкого круга читателей с ярким и самобытным народным изобразительным искусством ногайцев, можно утверждать, что она входит в сокровищницу тюркоязычной национальной культуры. Художественные творения ногайских народных мастеров, нашли воплощение в национальных традициях и эстетических вкусах народа.
Автор выражает признательность всем работникам и лицам различных учреждений и частным лицам за ценные советы и замечания при написании данной диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Народное искусство в традиционной культуре хакасов2002 год, кандидат исторических наук Кидиекова, Ирина Кононовна
Войлочное производство ногайцев в XIX - начале XX века2006 год, кандидат исторических наук Казакбиева, Ольга Ивановна
Войлочные изделия ногайцев в XIX - начале XX в.2006 год, кандидат исторических наук Казакбиева, Ольга Ивановна
Развитие центров народных художественных ремесел русского населения на Южном Урале: Вторая половина XIX - середина XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Шабалина, Наталья Михайловна
Эволюция художественной обработки дерева у мордовского народа в контексте развития культуры финно-угров России ХIХ – начала ХХI веков2022 год, кандидат наук Рябов Александр Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Канокова, Фатима Юрьевна, 2012 год
1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.2. «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.». Нальчик, 1974.
2. Азаматова М. Адыгейский орнамент (альбом). Майкоп, 1960.
3. Алексеева Е.П. Ногайцы //Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.
4. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М.: Наука, 1971.
5. Алиева С.И. К истории изучения ногайцев XV начала XX в. на Кубани (материалы для историографического обзора). Армавир, 1997.
6. Алиева С.И. Ногайцы Северо-Западного Кавказа в экономических условиях российской империи (60-80-е годы XIX начала XX вв.). Армавир, 1999. Вып.4.
7. Алпатов М.В. Искусство Древней Руси. М., 1969.
8. Ананьев Г.Б. Караногайцы, их быт и образ жизни //Сборник сведений о Северном Кавказе. 1908. -Вып.2
9. Андиева Р.Ф. Осетинский орнамент (альбом). Орджоникидзе, 1960.
10. Анчабадзе З.В. Кипчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей XI-XIV вв. Происхождение балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1960.
11. Архипов А.П. Домашняя ногайская утварь // Географические известия. М., 1850. -Вып.1.
12. Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979.
13. Аском Э. Описание Черного моря и Табарии, составленное доминиканцем Эмиддио Дортелли де Асколи префектом Кафы, Табарии и пр. в 1634 г. //ЗИООИД. -1902. -Т. XXIV.
14. Бакушинский A.B. Народное искусство СССР в художественных промыслах M.-JI., 1948.
15. Бакушинский A.B. Народное искусство СССР в художественных промыслах M.-JL, 1948.
16. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XX веков.: автореф. дис.-канд. ист. наук. - Нальчик, 1999.
17. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958.
18. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. Резные камни. М., 1931.
19. Бекмаханова Н.Е. К вопросу об этническом составе и политической истории Ногайской орды и Казахстана в XVI XVII вв. // ИГАРНО. -Махачкала, 1993.
20. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993.
21. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. M.-JL, 1953. -Т. III.
22. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.
23. Броневский М. Описание Крыма (Tartarial Deseriptio) //ЗИООИД. -Одесса, 1867.-Т. VI.
24. Вагнер Г.К. Трудности истинные и мнимые. // ДИ СССР, 1973, №7.
25. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
26. Вайнштейн С.И. Орнамент в народном искусстве тувинцев. «СЭ», 1967.
27. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. М., 1960.
28. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М., 1974.
29. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве. Русское искусство XVIII первой половины XIX в. М., 1971.
30. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.
31. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. . Казань, 1967.
32. Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время. Пг., 1922.
33. Викторин В.М. Астраханские ногайцы /Ногайцы сегодня: исследования по прикладной и неотложной этнологии и антропологии РАН. М., 1993
34. Викторин В.М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII начало XX в.): автореф. дис. - канд. ист. наук.-Л., 1985
35. Вишневская В.М. Русская народная резьба по дереву. М., 1967.
36. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начало XX в. М., 1974.
37. Воронов Н.В., Крамаренко Л.Г., Суслов И.М. Художники вещей. М., 1960.
38. Воронов Н.В. Крестьянское искусство. М., 1924.
39. Воробьев H.H., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957.
40. Воробьев Н.И. Резьба по дереву у Чувашей. «СЭ», 1956, №4.
41. Воробьев H.H., Валеев Ф.Х. Народное прикладное искусство татар Поволжья. М., 1964.
42. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды Нагорного Дагестана.- М., 1991
43. Гаджиева С.Ш. Из истории жилища дагестанских ногайцев XIX-XX вв. // Ученые записки НИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1970.-Вып.ХХ.
44. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX началеХХ в. -М.: Наука, 1976.
45. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1984.
46. Гаджиева С.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев в XIX начале ХХв. М.: Наука, 1979.
47. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений, забав.-Спб., 1799.
48. Герасимова K.M., Шишкина A.A. О современном состоянии народного прикладного и декоративного искусства в Бурят-Монголии. «Записки БМНИИК», T. XXIII, Улан-Удэ, 1957.
49. Гмелин С.Г. Путешествие по России. Спб., 1777. Т.Н.
50. Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию в 1558-1560гг. JL, 1937.
51. Дульский П.М. Искусство казанских татар. М., 1925.
52. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб., 1871.-Т.1.
53. Дудин С. Киргизский орнамент. M.-JL, 1925.
54. Жан де Люк. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин. 1625г./Жан де Люк//ЗИООИД.-1879.-ТЛ.
55. Жданова Т.А. Народное орнаментальное искусство Каракалпаков, в кН.: Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т.З. М., 1958.
56. Засодимский П.Б. Татары-ногаи Ставропольской губернии/ Живописная Россия. Спб., 1899.
57. Идрисов Э.Ш. Этнические традиции общественного и семейного быта астраханских ногайцев.-Астрахань, 2004.
58. История Кабардино-Балкарской АССР с древних времен до наших дней. Т.1.М., 1967.
59. История народов Северного Кавказа конец XVIII в. 1917г. М., 1988.
60. Ильин М.А. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX веков. М., 1976.
61. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник. Новая серия. Т.11. М.-Л., 1963.
62. Калоев Б.А. Осетины. 2 изд. М.: Наука, 1971.
63. Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1993.
64. Калоев Б.А. Материальная культура и прикладное искусство осетин. М., 1973.
65. Казахский народный орнамент (альбом), вступ. ст. Т.К.Басенова. Алма-Ата, 1958.
66. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1962.
67. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х. Ногайцы. Черкесск, 1988.
68. Канокова Ф.Ю. Роль народного искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения. IX республ. научн.-практ. конфер. Черкесск, 2009.
69. Канокова Ф.Ю. Традиционный ногайский костюм и его особенности. VII междун. науч.практ. конфер. Майкоп, 2010.
70. Канокова Ф.Ю. Ювелирное искусство ногайцев. VII междун. науч.практ. конфер. Майкоп, 2010.
71. Канокова Ф.Ю. Традиционный костюм и современная мода. VI междун. конгресс «Мир через языки, образование, культуру». Пятигорск, 2010.
72. Канокова Ф.Ю. Художественная обработка металла у ногайцев. «Декоративное искусство • и предметно-пространственная среда». Вестник МГХПУ. М., 2/2010.
73. Канокова Ф.Ю. Традиции художественной обработки камня и дерева у ногайцев. «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда». Вестник МГХПУ. М., 2/2010.
74. Каплан И.И. Очерки по народному искусству Алтая. М., 1961.
75. Канцедикас А.С. Народное искусство. М.: Знание, 1975.
76. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. М.: Изобразительное искусство, 1977.
77. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. Ставрополь, 2009.
78. Керейтов Р.Х. Этнические связи ногайцев по данным этнографических исследований // фольклор, литература и историяВостока: Материалы III Всесоюзной тюркологической конференции. Ташкент, 1984.
79. Керейтов Р.Х. Ногайская орда и вопросы ее этнического состава //ИГАРНО. Махачкала, 1993.
80. Керейтов Р.Х. Современные войлочные изделия у ногайцев (некоторые параллели) // Народные художественные промыслы Северного Кавказа. Махачкала, 1988.
81. Керейтов Р.Х. Свадебный обряд кубанских ногайцев в прошлом // Из истории Карачаево-Черкесии, 1974. -Вып. VII.
82. Кидирниязов Д.С. Ногайцы Северного Кавказа и их взаимоотношения с Россией в XVIII в. Махачкала, 2000.
83. Кидирниязов Д.С. Ногайцы в XV-XVIII вв. (проблемы политических, экономических и культурных взаимоотношений с сопредельными странами и народами). Махачкала, 2000.
84. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959.
85. Ковалев И. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1970.
86. Ковалевский П.И. Кавказ. Народы Кавказа. Спб., 1914. Т. 1.
87. Кочекаев Б.Б. Ногайская юрта и её убранство //История горских и ' кочевых народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1975. -Вып.1.
88. Кочекаев Б.Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества. Черкесск, 1973.
89. Кочетков Н.В. Народное искусство монголов. Майкоп, 2007.
90. Куёк М.Г. Художественный металл адыгов. Майкоп, 2007.
91. Кузеев Р.Г. Башкиры и ногайцы: Этнические взаимосвязи // ОАИГРНО. М.: Теркли-Мехтеб, 1991.
92. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.
93. Кузеев Р.Г. Об общности компонентов в этногенезе тюркских народов в лесостепном регионе Евразии // Этническая история и традиционная культура Средней Азии и Казахстана. Нукус, 1989.
94. Кужелева Л.Н. Ногайцы: Этнографический очерк // Народы Кавказа. М„ 1960. Т.1.
95. Кужелева Л.Н. Ногайцы (Из истории ногайцев ХУШ-начало XX вв.) //Ученые записки ИИЯЛИ им.Г.Цадасы. Т. XIII. Серия историческая. Махачкала, 1964.
96. Кужелева Л.Н. Социалистические преобразования в хозяйстве, культуре и быту ногайцев: автореф. дис. канд. ист. наук. -Махачкала, 1966.
97. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев. Нальчик, 1982.
98. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967 гг.). М., 1968.ЮО.Курмансетова А.Х. Бытование арабописьменной книги у ногайцев // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1990.
99. Лавров Л.И. Абазины // КЭС: труды ИЭАНСССР. Новая серия. М., 1955. -Т.26.
100. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. -Л.: Наука, 1978.ЮЗ.Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, 1984.
101. Мальбахов Б.Х. Резьба по камню у адыгов. Нальчик, 2007.
102. Мукминова P.P. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в. // Костюм народов Средней Азии. М., 1979.
103. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.ПО.Мясина М.В. Декоративно-прикладное искусство Средней Азии и Казахстана XVIII XX вв. М., 1995.
104. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.
105. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1955.
106. Народное творчество адыго-кабардино-черкесов. Нальчик, 1957.
107. Народы мира. Народы Кавказа. М., 1960. Т.1.
108. Нарочневый Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа. Армавир, 2005.
109. Народное искусство СССР. М., 1972.
110. Невский Т.А. Связи русского населения Ставрополья с ногайцами и другими кочевыми народами в XIX в. //История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XIX начале XX в. Ставрополь, 1980.
111. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.
112. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1977.
113. Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960.
114. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1986.
115. Ногайцы // Народы России. Спб, 1880. Вып.З.
116. Ногайцы Дагестана и Северного Кавказа (документы XVII-XVIII вв.). Махачкала, 1998.
117. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно.- Спб., 1906.
118. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957.
119. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1974. Т.1.
120. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1974. Т.2.
121. Павлов А.О. О ногайцах, кочующих по Кизлярской степи. Спб, 1842.
122. Пашин П. Из поездки к ногайцам с антропологической целью/Русский антропологический журнал.-1912.-Т.УШ.-№1(29)
123. Пашин П. Из поездки к ногайцам с антропологической целью/Русский антропологический журнал.-1912.-T.VIII.-№ 1(29)
124. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Вып. 1.
125. Прыткова Н.Ф. Одежда хантов //труды МАЭ. M.-JL, 1953. T.XV.
126. Поноженко Е.А. Политический строй ногайцев в XV середине XVII вв. /Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1987.
127. Полубояринова М.Д. Знаки на Золотоордынской керамике // Средневековые древности Европейских степей. М., 1980.
128. Посольская книга по связям России с Ногайской ордой, 1489-1508 гг. М. Институт истории СССР, 1984.
129. Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии.-Иркутск, 1929.
130. Разина Т. Русское народное творчество. М., 1970.
131. Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны. Спб., 1911.
132. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
133. Салтыков А.Б. Избранные труды. М., 1962.
134. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1969.
135. Сафаргалиев М.Г. Ногайская орда во 2-й половине XVI // Сборник научных работ Мордовского госпединститута. Саранск, 1949.
136. Северный Кавказ. 1902. №2.
137. Семенов Н. Теземзы Северо-Восточного Кавказа. Спб., 1895.
138. Сергеев A.A. Ногайцы на молочных водах. Симферополь, 1912.
139. Сикалиев А.И. Древнетюркские письменные памятники и ногайцы // СТ. 1970. №4.
140. Сикалиев А.И. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.
141. Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.гНаука, 1965.
142. Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии // Памятная книга Таврической губернии. Симферополь, 1867. Вып.1.
143. Скальковский А. О ногайских татарах, живущих в Таврической губернии // Журнал министерства народного просвещения. 1843. T.XI. 4. XI. №10-12.
144. Сказки адыгских народов. М., 1978.
145. Смирнов A.C. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. XIX первая половина XX века. М., 1983.
146. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. JL, 1972.
147. Сперанский П.Т. Табарский народный орнамент (альбом). Вып.1 и И. Казань, 1948, 1953.
148. Студенецкая E.H. Архивные документы, как источник изучения материальной культуры народов Северного Кавказа // Хозяйство и материальная культура народов Северного Кавказа. Вып.1. М., 1971.
149. Студенецкая E.H. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. М., 1989.
150. Табаев Ваха Ахмедович и др. Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. Грозный, 1974.
151. Темерин С. Русское народное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.
152. Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI X вв. до н.э. М., 1977.
153. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М.: Изд-во МГУ, 1958.
154. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. Черкесск, 1993.
155. Трепавлов В.В. Ноган в Башкирии XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, 1997.
156. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература, РАН, 2001.
157. Трошин И.И. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, 1967.
158. Трошин И.И. Калмыцкое народное искусство // «Теегин герл» Элиста, 1967, №1.
159. Тумахани A.B. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, 1970.
160. Уразманова Р.К. Роль ногайского компонента в этнической истории западных групп татарского народа // ОАИГРНО. М.: Терекли-Мектеб, 1991.
161. Уткин П.И. Кузнец, ювелир, художник. М.: Легкая индустрия, 1978.
162. Фарфоровский C.B. Народное образование среды ногайцев Северного Кавказа в связи с современным их бытом // Журнал министерства народного просвещения. Спб., 1909, №12. 4.24
163. Фарфоровский C.B. Ногайцы Ставропольской губернии: Историко-этнографический очерк // Записки кавказского отдела императорского русского географического общества. Кн. XXVI. Вып.7. Тифлис, 1905.
164. Фахретдинова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Ташкент, 1972.
165. Федоров Я.И. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983.
166. Федоров Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.
167. Федоров Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Издательство Московского института, 1973.
168. Фелицын Е.Д. Сборник тамг, или фамильных знаков, западно-кавказских горцев и племен кабертай адыгского народа //ЗИООИД. 1889. Т.15.
169. Ферран. Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 // Русский вестник. 1842. Т.6. Кн.2. Отд.2.
170. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.
171. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974.
172. Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов нацобластей Северокавказского края. Ростов-на-Дону, 1929.
173. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.
174. Хуранов Ш.Ш. Об абазинских тамгах //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979.
175. Цюримов A.B. Калмыцко-ногайские отношения в XVII 20-е гг. XVIII века // ОАИГРНО. М.: ^ерекли-Мектеб, 1991.
176. Чекалов А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.М.: Академия наук СССР, 1962. 184. Чяелеби Э. Книга путешествия. М., 1961. Вып.1; М., 1979. Вып.2. 185.Чепелев В. Киргизское народное изобразительное творчество. М., 1939. №5. «Искусство».
177. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России.-М., 2008. *
178. Черенков JI.H. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны). М., 1989.
179. Черепнин JI.B. Монголо-татары на Руси (XIII) // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.
180. Черкасова Н.В. Народное декоративное искусство: традиции и поиск. М., 1979.
181. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971. '
182. Шаманов И.М. Скотоводство и хозяйственный быт карачаевцев в XIX начале XX в. // Кавказский этнографический сборник. М., 1972. Т.5.
183. Шаниязов К.К. К этнической истории узбекского народа. Ташкент, 1974.
184. Шенников A.A. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно-русская этнография. Л., 1973.
185. Шиллинг Е.М. Адыгейский народный узор «Искусство», №3. 1940.
186. Шрагин Б.О. О декоративно-прикладном искусстве. М., 1963.
187. Щеглов И.Л. Трухмены и ногайцы Ставропольской губернии. Ставрополь, 1910. Т. 1.
188. Эрдиев У.Э. Калмыки. Элиста, 1980.
189. Якоби А.И. Тюрки степей Северного Кавказа. Спб., 1901.
190. Яковлева Е.Г. Народное искусство западных и юго-восточных районов Тувинской АССР, в кН. Сборник трудов НИИ художественной промышленности. №3. М., 1966.
191. Ялбулганов A.A. Очерки военной истории ногайцев, М., 1999.
192. Ялбулганов A.A. Ногайцы Северного Кавказа в XVIII первой половине XIX в. Автореф. дис. Канд. ист. наук. М., 1995.
193. Ярлыкапов A.A. Ногайская степь: Этнос и религия сегодня // ЭО. 1998. №3.
194. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.