Человек и мир в художественной системе Ф. Искандера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Лачинов, Александр Владимирович

  • Лачинов, Александр Владимирович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 154
Лачинов, Александр Владимирович. Человек и мир в художественной системе Ф. Искандера: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 1998. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лачинов, Александр Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Концепция человека и мира в историческом

развитии

1.1. Единство философии и литературы как основа формирования концепции человека и мира

1.2. История философии и литературы как процесс развития концепций человека и типов мировоззрения

Глава 2. Человек и память

2.1.Память и забвение

2.2.Память детства

2.3. Память и история

Глава 3. Человек и мир как гармония единичного и общего,

диалектика «микрокосма» и «макрокосма»

3.1. Человек и природа

3.2. Природа человека

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и мир в художественной системе Ф. Искандера»

ВВЕДЕНИЕ

Концепция человека и мира в творчестве каждого крупного писателя - это один из краеугольных камней его системы взглядов, его мировоззрения, мироощущения. Диалектика отражения «большого» в «малом» и место «малого» в «большом», представляющем собой систему, складывающуюся в конечном счете из бессчетного количества «малых», находящихся между собой в сложных и противоречивых взаимосвязях, - так, на наш взгляд, можно определить суть данной проблемы, определить вклад любого писателя в мировую культуру. И если в ее оркестре «каждая национальная целостность дорога всем другим своим уникальным тембром и гармонией со всеми»1, то представление о человеке и мире такого большого, сложного, глубокого, неоднозначного писателя, как Фазиль Искандер, соединившего в себе достоинства двух национальных - абхазской и русской - культур, вызывает особый интерес.

Произведения Ф. Искандера, созданные в разные годы, были востребованы не только читателями, но и критиками. Среди большого количества статей, появившихся за несколько десятилетий в периодике и научных сборниках, наибольший интерес, по нашему мнению, представляют работы Н. Ивановой, Ст. Рассадина, Б. Сарнова, В. Соловьева, И. Виноградова и др.

Как известно, литературная критика оценивает, истолковывает художественные произведения, а также явления жизни, в этом произведении отраженные. Абсолютное большинство критических

1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо -Психо -Логос. - М., 1995, с. 11.

статей, посвященных творчеству Ф. Искандера, - это отклики на какое-либо одно произведение, увидевшее свет, будь то повесть, роман или же сборник рассказов. Безусловно, в большей или меньшей степени критики затрагивают интересующую нас концепцию человека и мира, как отмечалось выше, но на материале одного произведения. Мы ставили своей целью исследование данной проблемы в рамках художественной системы писателя, которая на формальном, жанровом уровне включает в себя и рассказ, и повесть, и роман, а на содержательном, повествовательном - сложную иерархию персонажей, событий в планах эпического, художественного и авантюрного времени. Этим определяется акту альность диссертационной работы.

В 1990 году в издательстве «Советский писатель» вышла в свет монография Н. Ивановой «Смех против страха, или Фазиль Искандер», которая остается на сегодняшний день наиболее значительным исследованием творчества писателя. В ней нашли свое отражение и уникальность творческой манеры Ф. Искандера, и особенности сатиры и юмора, гротеска и фантазии, проявившиеся в произведениях «Созвездие Козлотура», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы» и др. Путь писателя прослежен на фоне общественной истории 50-х - 80-х годов.

Одна из первых глав ее посвящена ранней поэзии Ф. Искандера, так как именно с нее начинается путь писателя в большую литературу. «...Я не являюсь особым поклонником ранней поэзии Искандера и ценю его прозу не в пример выше. Но для того, чтобы понять становление его творческой индивцдуальности, чтобы увидеть воочию преодоление идейных клише, избавление от навязываемых временем (50-е годы) стереотипов, надо внимательно

вчитаться в его ранние стихи»2, - так начинается разговор о творческом пути Ф. Искандера. Анализируя первые поэтические опыты (1953 - 1956 гг.), сборники стихов «Горные тропы» (1957), «Доброта земли» (1959), «Дети Черноморья» (1961), автор делает вывод о постепенном переходе Ф. Искандера к созданию собственного художественного мира «через древнюю языческую обрядность, возрождение и реабилитацию радостей плоти, ощущений вкуса, аромата жизни, её конкретно-чувственного праздника, соединенных с философским познанием; через возрождение чувства Дома, товарищества, народной этики, соединенное с гневным отрицанием лицемерия, доносительства, предательства, подлости...»3.

В следующих главах монографии речь идет о прозе Ф. Искандера: о рассказах 60-х годов, объединяющим началом которых является тема детства («Первое дело», «Петух», «Детский сад», «Время по часам», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Мой первый школьный день» и др.); о повести «Созвездие Козлотура», принесшей писателю широкую известность благодаря «успеху блестящей сатиры»; о произведениях второй половины 60-х-начала 70-х годов, в которых Ф. Искандер возвращается к теме детства, где «радость и улыбка, с одной стороны, трагедия и страх - с другой», где «сочетание волшебного времени детства и тяжелейшего исторического периода»4 второй половины 30-х годов и Великой Отечественной войны («Ночь и день Чика», «Чик и Пушкин», «Чик идет на оплакивание», «Старый дом под кипарисами», «Мой дядя

2 Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. -М.. Сов. писатель, 1990, с. 30.

3 Там же, с. 68.

4 Там же, с. 137

самых честных правил», «Дедушка», «Лошадь дяди Кязыма», «Защита Чика», «Ремзик»). «Смех и детство в творчестве Ф. Искандера едины потому, что они, действуя вместе, возвращают жизни её реальный лик, очищая его от скверны авторитарности»5, -таков один из основных выводов в анализе темы детства.

Отдельная глава монографии Н. Ивановой посвящена рассказам, в которых нашли отражение морально-философские искания писателя конца 60-х - начала 70-х годов, обогатившие «концепцию личности и истории у Искандера», а «герой, глубоко укорененный в народной смеховой культуре», наделен «большим запасом художественной энергии» («Начало», «Лов форели в верховьях Кодора», «Летним днем», «Письмо», «Встреча в поезде», «Бедный демагог», «Англичанин с женой и ребенком», «Колчерукий» и др.).

Большое место в «Смехе против страха...» отводится главному произведению Ф. Искандера - роману «Сандро из Чегема». История его создания, жанровая специфика, проблемный характер, система образов, полифоничность повествования, пространственно-временные связи, автор и его герой - эти и ряд других аспектов исследованы в монографии Н. Ивановой.

В главе «Бестиарий» речь идет о животных, действующих в поэзии и прозе Ф.Искандера. Начиная с тезисов о том, что «единство человека и зверя было одной из определяющих ценностей в абхазском фольклоре» и что «происхождение человека от животного, от тотема зафиксировано в народных верованиях, легендах, сказках», Н. Иванова рассматривает рассказ «Джамхух -сын оленя», созданный Ф. Искандером в духе фольклорной традиции и включенный отдельной главой в роман «Сандро из Чегема».

5 Н. Иванова. Указ. раб., с. 163

Животный мир произведений писателя многообразен: буйвол Широколобый и мул старого Хабуга, Кукла - лошадь Кязыма и Белка - собака Чика, драчливый петух и корова, которую «пасет мальчик в городе со своим сумасшедшим дядюшкой», животные домашние и дикие, животные из философской сказки - антиутопии «Кролики и удавы». Последней в главе уделено особое внимание. Н.Иванова соотносит антиутопию Ф.Искандера с классическими произведениями этого жанра: «Чевенгуром» А. Платонова, «Мы» Е.Замятина, «Приглашением на казнь» В.Набокова, «Скотным двором» и «1984» Дж. Оруэлла, «Замком» Ф.Кафки. Остро полемизируя с А.Казинцевым («Очищение или злословие?» - «Наш современник», 1988, № 2) и Вс. Сахаровым («Репортаж из котлована» - «Наш современник», 1988, № 3), автор приходит к следующему выводу: «И в изображенном Искандером времени 30-х годов, и в кроличьем королевстве власть основана на рефлексе подчинения, на массовой мрачной эйфории, в которой «Веселые ребята» соединены с массовыми требованиями расстрелов. И если даже исчезнет диктатор и рухнут стены страха, рефлекс подчинения неистребим... Потому что стабильность авторитарности в королевстве кроликов держится на двух вещах: на страхе и на мечте о светлом будущем, то есть Цветной Капусте, то есть жратве. И если страх отпал, то вторая половина осталась. Жратву - не в далеком обещанном раю, но сегодня - кролики добывают воровством, совершая, конечно, не такие страшные преступления, как удавы, а свои маленькие подлости. Кролики неизбежно замараны, их жизнь испакощена, и пока они... не пройдут через очищение - рефлекс

подчинения будет действовать неизбежно... Обретем ли мы подлинную свободу, даже если избавимся от страха?»6.

Последняя глава монографии - «Утраты» - посвящена нескольким произведениям писателя: «Морской скорпион», «О, Марат», «Большой день Большого дома», «Утраты», «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен». Все они в большей или меньшей степени объединены темой, вынесенной в название главы. «Через скорбное повествование о реальных утратах родственников Искандер пишет постепенное оскудение действительности, утекание из нее любви и добра...»7. «Смех Искандера становится еще более горьким. Пессимизм писателя углубляется. У него возникает острое осознание отъединенности жизни, протекающей в том же Мухусе, от жизни народной...». «Искандер остается Искандером - художником по преимуществу. Но гротеск его .... становится черным...» . К таким выводам приходит автор в данной главе.

В завершающей части монографии «Вместо заключения...» («потому что заключения не может быть») интерес вызывает раскрытие Н. Ивановой смысла названия монографии: «Смех - это смелость, отвага человека, отвага народа, отвага человечества... Ответ тоталитарности. Освобождение от гипноза... Смех объединяет людей - страх действует как колоссальная разъединяющая сила. Можно сопротивляться официозу по-разному... Искандер... взрывает официоз... Он... поднимается и до народного... и до общечеловеческого, и до личностного. Он доказывает, что если национальное самосознание не страдает комплексом неполноценности, то оно излучает человеческие ценности.

6 Иванова Н. Указ. раб., с. 288.

7 Там же, с. 306.

И при этом еще смеется»8.

Много пишет о Ф. Искандере Ст. Рассадин. Его статьи, опубликованные в разные годы в периодике ( «Последний чегемец» -«Новый мир», 1989, № 9; «После потопа» - М. : Правда, 1990; «Игра и тайна в книгах Фазиля Искандера» - «Литературная газета», 1990, № 31; «Потерянный Чегем. Фазиль Искандер как зеркало литературной ситуации» - «Литературная газета», 1994, №5 и др.), представляют собой синтез критического осмысления и литературоведческого анализа появляющихся в печати новых произведений писателя, соотнесения их с другими, определения места писателя и его творчества в современном литературном процессе.

Заслуживают внимания работы критика и публициста А. Лебедева ( «Смешно сказать» - «Литературное обозрение», 1984, № 10; «И смех, и слезы, и любовь: О творчестве Ф. Искандера» -«Литература в школе», 1992, № 1 и др.), Б. Сарнова ( « Чем глубже зачерпнуть» в его книге «Бремя таланта» - М.: Советский писатель, 1987, с. 10 -56), И. Виноградова ( «Русская проза чегемского мудреца Фазиля Искандера» в книге : Искандер Ф.А. Собрание сочинений в 4-х т., т.1. - М.: Молодая гвардия, 1991, с. 5 -16).

Ряд статей посвящен «детской» прозе писателя. Среди них : Смелков Ю. «Путь взросления» - «Семья и школа», 1985, №3; Васюченко И.И. «И погладить их лошадей» - «Детская литература», 1936, № 1; Шкловский Евг. «Дерево детства Фазиля Искандера. Портрет писателя»- «Детская литература», 1986, № 9;, Липовецкий М. «Условия игры». - «Литературное обозрение», 1988, № 7. Из огромного количества выступлений, претендующих в той или иной

8 Иванова Н. Указ раб., с. 313.

мере на концептуальное осмысление отдельных произведений ( «Сандро из Чегема», «Человек и его окрестности» и др.) или творчества писателя в целом, хотелось бы отметить такие: Варламова И. «Цена добытой истины» -« Литературное обозрение», 1977, № 2; Новиков Вл. «Ощущение жанра» - «Новый мир», 1987, №3; Новиков Вл. «Возвращение к здравому смыслу» - «Знамя», 1989, №7; Лысенко В. «Тоска по человеку парящему» - «Литературная газета», 1989, № 44; Иванов С. «О «малой прозе» Искандера, или что можно сделать из настоящей мухи» - «Новый мир», 1989, №1; Сивоконь С. «Притяженье Чегема» - «Семья и школа», 1989, №3; Выгон С. «Человек и время в прозе Ф. Искандера» - В кн. Писатель и время. - М.: Прометей, 1990, с. 170-181; Геворкян Т. «Две закладки»-«Литературная Армения», 1990, № 5; Соловьев В. «Фазиль Искандер в окружении своих героев» - «Литературная учеба», 1990. № 5; Вайль П., Генис А. «Дядя Сандро и Иосиф Сталин» - «Книжное обозрение», 1991, № 19; Крохин Ю. «Капля жизни в чаше вечности»

- «Независимая газета», 1993, 7 октября; Крохин Ю. «Фазиль Искандер. Итоги подводить не пытался» - «Московские новости», 1994, № 8; Бигуаа С.А. «Писатель как публицист. Фазиль Искандер»

- В сб.: Способность к диалогу. Часть 2. - М., 1993.

Методологической основой данной работы являются исследования М.М.Бахтина, среди которых приоритетны для нашей темы следующие: Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике; Эпос и роман ( О методологии исследования романа); Слово о романе. Эти и другие работы ученого даны в книге: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975; Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Собр. соч. в

4-х т., т. 4. - М.: Художественная литература, 1982; Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек. К вопросу о художественных возможностях современной литературы. - Новый мир, 1981, № 4; Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - JI.,1979 ; О психологической прозе. - JL: Художественная литература, 1976 и другие работы.

Несомненный интерес в методологическом плане представляет взгляд на проблему исследователей северокавказского региона, таких, как Толгуров З.Х. ( В контексте духовной общности (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). -Нальчик: Эльбрус, 1991), Мусукаева А.Х. (Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик: Эльбрус, 1993), Шаззо К.Г. (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978), Тхагазитов Ю.М. (Адыгский роман (Национально-эпическая тенденция и современность). - Нальчик: Эльбрус, 1987), Бекизова JI.A. (От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. - Черкесск, 1974), Гутов A.M. (Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. - М.: Наука, 1993), Панеш У. (Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990), Схаляхо А. (Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988).

Цели и задачи. Целью настоящей работы является исследование концепции мира и человека в прозе Ф.Искандера. Проблема рассматривается не только в художественном, но и в философском плане.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:

- изучить концепцию человека и мира в историческом развитии;

- рассмотреть на основе художественного материала прозы Ф.Искандера концепцию человека и мира в следующих аспектах: человек и память, человек и история, человек и природа, природа человека;

- проследить эволюцию данной концепции.

Материалом исследования послужили произведения прозы Ф.Искандера «Созвездие Козлотура», «Сандро из Чегема», «Школьный вальс, или энергия стыда», «Человек и его окрестности», «Стоянка человека», «Софичка», «Пшада», рассказы разных лет, публицистические выступления писателя.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема мира и человека исследуется в концептуальном плане в ряде указанных выше аспектов. В работе предпринята попытка не только рассмотреть проблему человека и мира в прозе Ф.Искандера концептуально, но и проследить ее эволюцию от произведений 6070-х годов («Созвездие Козлотура», циклы рассказов, первые главы «Сандро из Чегема») к произведениям 80-90-х годов («Сандро из Чегема» в законченном виде, «Человек и его окрестности», «Пшада», «Софичка», отдельные рассказы).

Теоретическая значимость работы определяется тем, что исследуемая в ней концепция человека и мира в прозе Ф.Искандера, рассмотрение эволюционных моментов в развитии данной проблемы могут стать составной частью комплексного исследования творчества писателя.

Практическая перспектива исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы могут быть использованы в

преподавании курса «Литература народов РФ и Ближнего Зарубежья», а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, предусматривающих обращение к творчеству Ф. Искандера. Материал диссертации может представлять интерес и при создании научных работ разных уровней, посвященных исследованию конкретных аспектов творчества Ф.Искандера.

Апробация работы. Основное содержание и научные результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в республиканской (КБР) печати и материалах научных конференций.

Так, отдельные аспекты рассмотрения концепции человека и мира в прозе Ф.Искандера - человек и история , человек и природа -нашли свое отражение в нашей статье «Крепко держась за землю, смело подниматься к небесам!», опубликованной в журнале «Литературная Кабардино-Балкария» (1996, №2).

Основные моменты изучаемой нами проблемы отражены в докладе «К вопросу о концепции мира и человека в художественной системе Ф.Искандера», представленном на научно-практической конференции, прошедшей в мае 1998 года в КБГУ .

Материалы исследования апробированы на 11 Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» в сентябре 1998г. в г. Пятигорске.

Структура работы направлена на достижение цели и решение задач данного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического раздела.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Лачинов, Александр Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция человека и мира в художественной системе Фазиля Искандера рассмотрена нами как ряд составляющих ее аспектов: человек и память, человек и история, человек и природа, природа человека. На наш взгляд, эти элементы наиболее полно выражают суть данной проблемы.

Память - одна из основных категорий в концепции человека и мира в художественной системе Ф. Искандера. Она представлена нами в трех конкретных преломлениях: память и забвение, память детства, историческая память. Человеческая память уникальна, и в конечном счете, по Ф.Искандеру, ничего забыть нельзя. Если человек что-то или о чем-то забыл, это «забытие» кажущееся. Сам процесс «забытая» - это перемещение определенной информации в область подсознания, и в определенные моменты жизни, чаще всего в «пограничной ситуации», человеку достаточно малейшего импульса изнутри или извне, и забытое вспомнится, т.е. информация «перейдет» из области подсознания на активный уровень памяти. Такими импульсами могут быть случайно услышанная фраза, встреча, сон, перемена настроения, запах и т.д.

Память детства помогает человеку полнее ощущать свои корни. У каждого, по Ф.Искандеру, должен быть главный корень. В основе этого понятия лежит «идея дедушкиного дома», память о сокровенном, о самом чистом и светлом, что было у человека в детстве. Если все это сохранено, то у человека появляется особая энергия - энергия преодоления, помогающая выйти достойно из самых сложных ситуаций. И если потери в жизни неизбежны, то память детства и исходящая от нее энергия преодоления сводят их к минимуму.

Историческая память дает право этнической группе людей осознавать себя народом, нацией, а человек, благодаря исторической памяти, ощущает себя органической, кровной частью народа, носителем языка, культуры, обычаев, тех духовных ценностей, которые были выработаны предшествующими поколениями. «Кладовая» исторической памяти, по Ф. Искандеру, опыт и мудрость старших. Следование этому опыту позволяет не повторять прежних ошибок и избегать новых, но диалектика жизни такова, что на определенных этапах не удается избежать катаклизмов, потрясений ни народу, ни человеку как представителю народа. Нечто неуправляемое, жестокое вторгается в жизнь, разрушая устоявшееся. Опыт и мудрость в этом случае помогают в какой-то мере смягчить удар, но не предотвратить его.

Только человек живет памятью и воображением», - говорит Ф.Искандер. И только человек, - добавим мы, - своими делами, чувствами, нравственным уровнем определяет ту роль, которую сыграют в его судьбе эти ипостаси.

Концепция человека и мира в творчестве Ф.Искандера - это в известной мере «офилософствованная» система отношений человека и природы. Человек - это часть природы, он органичен с ней. Основа человека прежде всего природная. В «чегемской» системе природоотношения никогда и ни при каких обстоятельствах не могло возникнуть утверждение «человек - царь природы». Единство человека и природы в художественной системе Ф.Искандера, на наш взгляд, можно выразить так: человек «природен» по своей сути, а природа «очеловечена» в сознании горцев. Они - продолжение природы, а сама природа - продолжение их собственного дома, который появился, по Ф. Искандеру, как идея защиты огня (очага) от ветра, дождя, других стихий.

Концепция человека и мира в творчестве Ф. Искандера эволюционирует прежде всего потому, что отражает конфликт между уходящей патриархальностью и вторгающейся (вторгшейся) цивилизацией. «Законы гор вытесняются законами долин.» Природа патриархального сознания меняется, что обусловлено стремительными тенденциями социального переустройства. Чегем ушел в прошлое. Что же теперь будет ассоциироваться с несокрушимой Прочностью и вечной Твердью? Этот вопрос для Фазиля Искандера пока остается открытым.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лачинов, Александр Владимирович, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Античная литература / Под ред. Тахо - Годи A.A.. - М., 1980.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

4. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. - Черкесск, 1974.

5. Белоконь С. Созвездие Искандера// Ставрополье. - 1990. - № 1. -С. 51 -56.

6. Бигуаа С. А. Писатель как публицист, Фазиль Искандер // Способность к диалогу. Ч.2.- М., 1993. - С. 252 - 271.

7. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской литературе. - М.: Художественная литература. - 1977.

8. ВайльП., Генис А. Дядя Сандро и Иосиф Сталин // Книжное обозрение. 1991. №19. С. 8-9.

9. Варламова И. Цена добытой истины // Лит. обозрение.- 1977.- № 2.

10. Васюченко И. И погладить их лошадей // Детская литература. -1986.-№1.-С.18.

П.Виноградов И. Русская проза чегемского мудреца Фазиля Искандера//Искандер Ф.А. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1991. Т. 1. С. 5-16.

12. Выгон Н.С. Человек и время в прозе Фазиля Искандера // Писатель и время. - М.: Прометей, 1990. - С. 170 - 181.

13. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. - М., 1980.

14. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. -М.: Прогресс - Культура, 1995.

15. Геворкян Т. Две закладки // Лит. Армения. - 1990. - № 5. -С. 105 -112.

16. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Худ. литература, 1976.

17. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979.

18. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. - 1986. - № 2. - С.36-44.

19. Горький М. И Чехов А. Переписка, статьи, высказывания. - М., 1951.

20. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. -М.: Экопрос. - 1993.

21. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981.

22. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М.: Наука, 1993.

23. Днепров В.Д. Черты романа XX века. - М., 1965.

24. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - М., 1980.

25. Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир // Философия и ценностные формы сознания. - М., 1983. - С. 86 -89.

26. Егорунин А. Когда уходит чужой // Мое. Правда. 1993. 10 сентября.

27. Затонский Д. Искусство романа XX века. - М., 1973.

28. Иванов В.П. Художественная деятельность - познание -искусство // Философия и ценностные формы сознания. - М., 1983.

29. Иванов С. О «малой прозе» Искандера, или что можно сделать из настоящей мухи // Новый мир. - 1989. - № 1. - С. 252 -256.

30. Иванова Н. Смех против страха // Знамя. - 1988. - № 3. - С. 220 -228.

31. Иванова Н.Б. Строй заново разбитой жизни зданье...// Дружба народов. - 1989,- №9. - С. 245 -261.

32. Иванова Н. Сон разума рождает чудовищ //Искандер Ф. Сандро из Чегема. Ли т. газета., W8. >М4.

33. Иванова Н. Бестиарий Фазиля Искандера// Лит. Армения. - 1989. - № 5. - С. 101 -111.

34. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. - М.: Сов. писатель, 1990.

35. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М., 1980.

36. Крохин Ю. Капля жизни в чаше вечности // Независимая газета. 1993. 7октября.

37. Крохин Ю. Фазиль Искандер. Итоги подводить не пытался // Моск. новости. 1994.№8.

38. Кузнецова М. Сальери или Раскольников? // Наш современник. -

1987. -№ 7. - С. 185-189.

39. Лабутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в классической и марксистско-ленинской философии. -М., 1981.

40. Лебедев А. Смешно сказать // Лит. обозрение.- 1984,- №10.- С.53-56.

41. Лебедев А. И смех, и слезы, и любовь: О творчестве Ф. Искандера//Литература в школе. - 1992,- № 1. - С. 34 -43.

42. Левина М. Детство, Юность и Время // Детская литература. -

1988. - № 10. - С. 34-40.

43. Липовецкий М. Условия игры // Лит. обозрение.- 1987.- №7,- С. 46 -49.

44. Лосев A.C. Эстетика Возрождения. - М., 1980.

45. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994.

46. Лысенко В. Тоска по человеку парящему // Лит. газета. 1989. № 44.

47. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и

современность: две эпохи в развитии буржуазной философии //

Философия в современном мире. Философия и наука. - М., 1972. -C.3S-S4.

48. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М., 1982.

49. Мамардашвили М. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс-Культура, 1992. - С. 57-71.

50. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. -М., 1983.

51. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик: Эльбрус, 1993.

52. Немзер А. Несбывшееся: Альтернативы в истории в зеркале словесности // Новый мир. - 1993. - № 4. - С. 226 -238.

53. Новиков В. Ощущение жанра // Новый мир. - 1987. - № 3. - С. 239-254.

54. Новиков В. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. -1989. -№7. - С.214 - 220.

55. Орлова Р. Фазиль Искандер // Горизонт. - 1989. - № 3. - С. 55 -64.

56. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990.

57. Пико делла Мирандола. Речь о достоинствах человека // История эстетики.: В 2т. М„ 1962.Т. 1. С. 506-510.

58. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора. - М., 1988.

59. Рассадин Ст. Последний чегемец //Новый мир. - 1989. - № 9. -С.232 -247.

60. Рассадин Ст. После потопа. - М.: Правда, 1990.

61. Рассадин Ст. Игра и тайна в книгах Фазиля Искандера // Лит. газета. 1990. №31,- С. 5.

62. Рассадин Ст. Суверенный Фазиль Искандер // Век. 1994. №1.

63. Рассадин Ст. Потерянный Чегем. Фазиль Искандер как зеркало литературной ситуации //Лит. газета. 1994. № 5.

64. Сарнов Б. Чем глубже зачерпнуть // Сарнов Б. Бремя таланта. -М.: Сов. Писатель, 1987,- С. 10-56.

65. Свидерская М.И. Леонардо да Винчи на рубеже Ренессанса и Нового времени // Мастера классического искусства Запада. - М., 1983,-С. 73 - 89.

66. Сивоконь С. Притяжение Чегема // Семья и школа. - 1989. - №3. _ С. 46 - 47.

67. Скульская Е. Этическая одаренность // Сов. Эстония. 1989. 25 января.

68. Слюсарева И. В золотую пору малолетства все живое счастливо живет // Детская литература. - 1993. - № 10 -11. - С. 34 - 39.

69. Смелков Ю. Путь взросления // Семья и школа. - 1985. - № 3. -С.54-55.

70. Соловьев В. Фазиль Искандер в окружении своих героев // Лит. учеба. - 1990. - № 5. - С.109 -114.

71. Сухих И. Период ремонта гильотины: Литературные дневники // Нева. - 1989. - № 3. - С. 178 -182.

72. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988.

73. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности (Проблема развития литератур народов Северного Кавказа). - Нальчик: Эльбрус, 1991.

74. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман (Национально-эпическая тенденция). - Нальчик: Эльбрус, 1987.

75. Филиппов Л.И. Философия антропологии Ж.-П. Сартра. - М., 1977.

76. Философия в современном мире. Философия и наука. - М., 1972.

77. Философская энциклопедия.: В 5 т. - М., 1970. - Т.5.

78. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991.

79. Франки В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

80. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.// Собр. соч.: В 4 т. - М.: Худ. литература, 1982. - Т.4.

81. Храпченко М.Б. Текст и его свойства // Исследования по древней и новой литературе. - Л., 1987.

82. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978.

83. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного познания // Философия в современном мире. Философия и наука. -М., 1972 .

84. Шкловский Евг. Дерево детства Фазиля Искандера. Портрет писателя // Детская литература. - 1986. - № 9. - С. 19-24.

85. Шохина В. Игры в сумерках и при свете // Семья. - 1992. - №2. -С.22.

86. Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек. К вопросу о художественных возможностях современной литературы // Новый мир. -1981. - №4. - С. 236 - 241.

87. Юнг К. Аналитическая психология и мировоззрение // Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс - Универс, 1994. - С.219 - 246.

88. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы // Юнг К. Проблемы души нашего времени.. - М.: Прогресс-Универс, 1994. - С. 37 - 60.

Произведения Ф.А. Искандера

89. Избранное. Рассказы. Повести. - М.: Сов. Писатель, 1988.

90. Стоянка человека: Повесть. - М.: Мол. гвардия, 1990.

91. Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мол. гвардия, 1991.

92. Сандро из Чегема.: В 2 кн. - М.: Сов. писатель, 1991

93. Человек и его окрестности: Роман. - М.: Олимп. 111111, 1993.

94. Избранное: Сандро из Чегема: Роман: В 2кн. - М.: Терра, 1996.

95. Софичка: Повести и рассказы. - М.: Вагриус, 1997.

96. Собрание сочинений: В 6 т. - Харьков. Фолио М.: ACT. ООО, 1997.

97. Эпиграммы и экспромты // Лит. газета. 1983. №3.

98. Пшада: Повесть // Знамя,- 1993. -№ 8. - С. 3 -36.

99. Ласточкино гнездо: Рассказ // Новый мир. - 1994. -№1. -С. 111129.

100. Моцарт и Сальери // Знамя. - 1987. - № 1. - С. 125 - 131.

101. Воспоминание о романе // Перспектива - 87: Сов. Литература сегодня: Сб. - м.: Сов. Писатель, 1988. - С. 273 - 283.

102. Человек идеологизированный. Прошу слова // Огонек. - 1990. -№ 11. - С. 8-10.

103. Детства может хватить на всю жизнь // Пионер. - 1990. - № 12. -С. 2- 3.

104. Пастернак и этика ясности в искусстве // Лит. газета. 1991. № 1.

105. Светящийся человек // Знамя. -1991. - № 9. - С. 176 - 206.

106. Попытка понять человека: Размышления о личности человека в контексте истории // Лит. газета. 1993. № 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.