Ч. П. Сноу "Чужие и братья": Структура цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Липнягова, Светлана Геннадьевна

  • Липнягова, Светлана Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1997, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 167
Липнягова, Светлана Геннадьевна. Ч. П. Сноу "Чужие и братья": Структура цикла: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Красноярск. 1997. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Липнягова, Светлана Геннадьевна

ВВЕДЕНИИ

ГЛАВА

Категория характера и принцип «резонанса» в романах Ч.П.Сноу

1. Образ героя-поиествователя

2. Пу ть от «чужого» к «брагу»

3. Структурно-содержательные доминанты образов-персонажей

ГЛАВА

Принцип «резонанса» и эволюция, структуры цикла *

I. Пространство и время в романах цикла и взаимодействие эпического, драматического и лирического начал

2. Поэтика заглавий и ст руктура цикла

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ч. П. Сноу "Чужие и братья": Структура цикла»

Выдающийся английский писатель-реалист и одновременно крупный ученый-физик Чарлз Перси Сноу (1905-1980), получивший широкую известность и признание у себя на родине, хорошо знаком также и нашему читателю и критике, прежде всего - как автор I 1 -томного цикла «Чужие и братья» («Strangers and brothers», 1940-1972). Если в Англии это признание ознаменовано присвоением ему в 195 7 году дворянского звания, то у пас оно породило достаточно широкий поток критической литературы о нем, а в 1963 году Ч.П.Сноу был вручен Почетный диплом доктора филологических наук Ростовского государственного университета.

Как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении немало сказано о многогранной личности Чарлза Перси Сноу. Сложился вполне закономерный стереотип восприятия его через связь понятий: ученый - политик - писатель. Именно эта цепь, из которой практически невозможно убрать ни одного звена, определяет творческую индивидуальность Чарлза Сноу, его стиль, манеру повествования-будь то роман, статья или лекция.

Ученый - политик - писатель. Это не столько этапы жизни, сколько взаимопроникающие и взаимозависящие грани одного целого. Результат этого синтеза литературное наследие писателя. Молодой, подающий надежды ученый-исследователь с характерной для физика четкостью и строгостью, логической з а к с р ш е н н о с т ыо и з л о ж е и и я мысли, проявляет аналогичные черты - аналитичность, трезвость, умение просчитывать течение событий на несколько ходов вперед и как политик и, что особенно важно, как писатель. Процесс рождения писателя из ученого был подготовлен желанием, которое возникло у Сноу еще в юном возрасте. «Я был воспитан как ученый,. но я знал, что это не является моей единственной страстью. В восемнадцатилетнем возрасте я понял, что меня неудержимо влечет призвание романиста»' Среди «крылатых выражений» Ч. П. Сноу, есть такое: «К пятнадцати годам я уже знал, что буду писателем. Если бы я знал раньше так же много об официальном мире, как сейчас, я бы еще раньше оставил гражданскую службу » . В одном из интервью уже достигший известности писатель признается: «Я понимал, что мне суждено принадлежать к того рода писателям, которым приходится пробивать себе дорогу, накапливая материал для творчества. Так что я был вполне удовлетворен избранной мной научной карьерой и стремился получить от нее все, что можно. Но всегда конечной и высшей мечтой оставались для меня мысли о писательстве»'1. (Подобное чувство свойственно и герою-повествователю I I -томного цикла «Чужие и Братья» Льюису Элиоту).

Среди характерных особенностей прозы Сноу, роднящих физика и литератора, особенно отчетливо выделяется интеллектуальность его романов. «Я не приемлю искусства, из которого был бы изъят интеллект. Со своей стороны я старался писать книги, в которых была бы показана личность, прежде всего личность. Я старался также обрисовать эту личность в ее общественных взаимоотношениях, старался без всякого стыда апеллировать к разуму, ибо для нас в нем заключено самое существенное и интересное»4 .

Действительно, внимание к личности во всех ее проявлениях, апелляция к разуму человеческому подчиняют себе все повествование его одиинадцатитомпого цикла «Чужие и братья», а также отдельных романов писателя, оставшихся за его пределами, независимо от их темы, проблемы и круга действующих лиц. «Человек разумный» - Homo sapiens - вот подлинный герой произведений Сноу. Возможно в какой-то степени это и объясняет кажущуюся сухость стиля писателя, подмену детального изображения чувства кратким и точным определением, констатацией. Автор уверен, что «в искусстве, прежде всего в романе, человеческая личность раскрывается 1 6 через обычные понятия, такие как воля, сознание и т.д.»5

Своеобразие и значительность литературных тнорсний Сноу объясняют незатухающий интерес читателей и критиков к его творчеству.

Обзор аи гло- и русскоязычной критики, посвященной его литературному творчеству делался в нашей стране неоднократно. Одной из первых работ этого типа появилась в 1977 статья Г.Плехановой «К проблеме изучения цикла Ч.II.Сноу «Чужие и братья». Конкретным аспектам изучения художественной прозы писателя в отечественном и зарубежном литературоведении посвящены разделы диссертационных работ А.-Г. Кирвайтиса «Чужие и братья» Чарлза Перси Сноу и некоторые проблемы жанра эпопеи « XX веке» (71., 1978) и Н. В. Афанасьевой «Чарлз Сноу: проблемы науки, концепция личности ученого» (М., 1989).

В 1977 году И.МЛевидовой был издан специальный библиографический указатель 6 , включающий помимо списка художественных произведений, статей и интервью писателя, подробный перечень литературоведческих работ, им посвященных. Подобный же список русской и западноевропейской литературы о Сноу сопровождает и монографию А.М.Люксембурга «Творческий путь Ч. Г1. Сноу»7 ( 1979).

Г!редмехом аналнза в ней стала неоднозначная оценка романов цикла в зарубежном литературоведении. Отзывы англоязычных критиков об отдельных произведениях писателя содержатся в работах Г.В.Аникина, П.П.Михальской, В.В.Ивашевой и др.

Поэтому в нашем исследовании мм будем использовать лишь те работы, которые помогают более том но представить творческую индивидуальность писателя и стуктурно-содержательные доминанты его романов, вошедших в цикл «Чужих и братья».

Англоязы ч ная критика, рассматривающая как романы цикла «Чужие и братья», так и произведения, остающиеся за пределами цикла писателя многоаспектна.

Значительная часть ее отражает противостояние реализма и модернизма и стремится выявить место романов Сноу, равно как и его эстетических взглядов в их сложном взаимодействии. Это работы Г.Фелнса, Г.Мартина, Р.Адамса, П.Уэста, Дж.Гиндина и др. В основном они построены либо на полемике со Сноу, либо просто на отрицании его писательского мастерства, ввиду неприятия данными авторами его « с о ц и а л Ы1 о-к р и т и ч е с к о г о » (пользуясь терминологией, вводимой И.Ф.Волковым реализма, трактуемого ими как традиционность и даже старомодность.

Иной угол зрения выявляет работа Памелы Хенсфорд Джонсон, жены и друга писателя, я вляющейся одновременно достаточно известной романисткой, «Три романа и пути создания характера» («Three novelists and the drawing of character: С.P.Snow, Joyce Cary and Ivy Complon-Burnett», 1950). Пытаясь сопоставить творчество трех разных писателей, Памела Хенсфорд Джонсон говорит о том, что «романист объясняет человеку не только соседа, но и его самого. Некоторые книги становятся частью нас»10 .

Один из основных тезисов, высказанных писательницей, взявшей на себя роль критика, утверждает, что Сноу «сочетает традицию реализма в английском романе - реализма в стиле Троллопа, Теккерея, Джорджа Элиота, Голсуорси и Бснпета - с техническими достижениями его века, привнесенными в роман, с большой выразительной силон, анализом характера изнутри»11 .

Манера Сноу рассматривается в контексте литературы XIX-XX веков, при этом отмечается большая близость писателя к Бальзаку, чем к Прусту, поскольку он дает правдивые наброски, а затем развивает их более тонкой деталью, что характерно именно для прозы Бальзака.

Значительное внимание П .Х.Джонсон уделяет мастерству Сноу-художника, характеризуя его как создателя «наиболее замечательной серии портретов

12 /л нашего времени» Она замечает, что «характер в романах Сноу есть наиболее важный элемент, и он не позволяет затемнять это» 13.Наиболее подробно она останавливается на трех, на ее взгляд, более совершенно созданных и наиболее сложных характерах: Джордж Пассант , Шейла Иайт и сам Лыоис Элиот. Рядом с ними поставлен и образ Роя Калверта, как героя, соединяющего в себе Свет и Тьму.

Близок к этой оценке творчества Чарлза Сноу и его друг, критик и писатель - Уильям Купер 14 . В книге «Ч.П.Сноу» («С Р. Snow», 1959) автор, рассматривая ранние романы писателя, а так же цикл «Чужие и братья», обращает внимание читателя не гол ь ко на следование Чарлзом Сноу традициям английской литературы, но и на особенности его индивидуального стиля.

Говоря о внутренней хронологии и структурном единстве цикла романов (до 1959 года он заканчивался романом «Дело»), Купер подробно останавливается на теме и замысле цикла. «Само название «Чужие и братья» сразу же обращает внимание на глубочайшую тему цикла в целом - на то, что все люди, замкнутые в себе самих, остаются одинокими и чужими друг для друга, пока в их сходстве и резонансе между ними, в их радостях, в их стремлениях и страданиях не становятся братьями. И каждый человек существует в своем собственном динамическим равновесии между этими двумя положениями, иногда более чужим чем братом, иногда более братом, чем чужим»15 .

В данном высказывании для пас важен прежде всего термин «резонанс» (и означаемое им понятие), таким образом впервые введенный У.Купером в англоязычную «сноувиану» и получивший затем подтверждение и развитие в отечественном литературоведении.

У.Купер выделяет далее два основных, по его мнению, вопроса, которые Сноу пытается изучить, выдвигая гипотезы о природе своих характеров и исследуя поведение этих характеров: индивидуальные поступки персонажей и их причины. Причем, но словам автора книги. Сноу это делает тоном, как бы воскрешающим в памяти события, таким образом, что читатель сам пытается отвечать на них, благодаря чему он чувствует себя и чужим и братом .16

Подчеркивая именно исследовательский момент в произведениях Сноу, Купер ссылается на признание, сделанное самим писателем в самом начале его творческого пути. «Он хотел исследовать: сколько в нас от нашего класса и времени, а сколько в нас врожденного, и насколько мы можем меняться?»17.

Эдмунд Фуллер в работе «Книги и люди за ними» («Books with Men Behind Them», 1962), особое место уделяет изучению категории характера в романах Сноу. 1? качестве э и и граф а он избирает слова Роя Кал верта (из романа «Наставники»): «Я нуждаюсь в человеке, который должен познать самого себя и ужаснуться. И

1 X простить себя, чтобы жить дальше» . Именно в этих словах, указывает Фуллер, он нашел ключ к пониманию характеров Сноу. Эти слова отражают гуманность и скромность, которые теснейшим образом связаны с житейскими познаниями писателя и его тонкими суждениями о людях 19 .

Сравнение мастерства писателя в показе характера с мастерством изображения человека скульптором Генри Муром, проведенное Эдмондом Фуллером, перекликается с другим исследованием творчества Сноу, сделанным С.Раманазан «Романы Ч.П.Сноу» («The novels оГС.Р. Snow», (978)

Автор, подобно выше названным критикам, останавливает свое внимание па своеобразии стиля Сноу и способах построения характеров.

В зависимости от этих факторов находится и предложенная С.Раманазан классификация романов Сноу:

I группа - романы, в которых один характер доминирует над действием и детально изучается писателем.

2 группа - романы, в которых есть центральный характер, но он не развит с такой же скрупулезной тщательностью, как герои романов первой группы.

3 группа - романы, в которых нет четко выраженных ведущих характеров, но вместе того они населены большим количеством мужчин и женщин, обозреваемых автором достаточно иристалыю 20 .

Таким образом, зарубежное, в частности, англоязычное литературоведение, тщательно исследуя структуру характера в романах Споу и уделяя определенное внимание их типологии, фактически не ставит вопроса о художественной природе «Чужих и братьев» как цикла.

Популярность Сноу в нашей стране определилась достаточно рано. И связана она с двумя основными моментами: устойчивостью реалистической традиции в романном творчестве Сноу, которую с особой настоятельностью поддерживало наше литературоведсинс и критика в советскую эпоху, а также его доброй расположенностью к нашей стране и выступлениями в защиту мира. Среди первых работ, представивших Ч.Споу читательским кругам в нашей стране, были статьи В.В.Ивашевой «Иллюзии и реальность» (1960) и «Чарлз Иереи Сноу» (в книге «Английский роман последнего десятилетия», 1962), Д. С. Шестакова «Два романа Чарлза Сноу» (1963),

И. И. Л иисимова «Сноу и наше время» (1964), а также исследование Я.Р.Симкина м Г.С.Петелина «Чарлз Перси Сноу - писатель и человек. Очерк о почетном докторе наук Ростовского государственного университета» (1963).

В начале шестидесятых годов на русском языке выходят романы Сноу «Дело» («The Affair»), «Пора надежд» («Time о Г Норе», 1962) и «Возвращения домой» («Homecomings», 1964). В предисловии к роману «Дело» С.С. Смирнов говорил об авторе не только как о писателе, но и как об общественном деятеле, внесшем немалый вклад в развитие личных контактов между людьми науки и культуры Великобритании и СССР. Публицистический талант Чарлза Сноу направлен против гонки вооружений, наращивания ядерного потенциала, его выступления пронизаны тревогой за судьбы мира 2|.

В.В.Ивашева так же отмечала, что после посещения Сноу нашей страны летом 1960 года о нем заговорили многие. Интерес к личности Сноу как писателя и общественного деятеля вызвал и повышенный интерес к его творчеству. По справедливому замечанию Т.Г Плехановой, это было связано с тем, что «его проза в хорошем смысле обладает качествами социального документа, что в своих романах он обращается к социальной действительности, не забывая о психологическом достоверности героев и сюжетных ситуаций» 22 .

В 60-е годы и особенно активно в 70-е - 80-е годы к произведениям Чарлза Сноу обращались Г.В.Аникин, И.И.Анисимов, П.С.Балашов, В.В.Ивашева,

А.М.Люксембург, Н.П.Михальская, С.Н. Филюшкина, а также ряд начинающих исследователей, авторов диссертационных исследований.

Особенный интерес, в свете наших задач, представляют работы, освещающие жанровое своеобразие романов, входящих в цикл «Чужие и братья» , равно как и цикла в целом, их структурно-содержательные координаты, выявляющие особенности художественного стиля писателя.

Наиболее обобщенно рассматриваются означенные аспекты в исследованиях, авторы которых стремились дать всесторонний анализ творчества Сноу. Такой подход характерен для статей В.В.Ивашевой « и е р в о о т к р ы в а т е л ь н и ц ы » Ч. С н о у для русского читателя. Помимо научной эти работы имеют и мемуарную ценность - как воспоминания о хорошо знакомом автору человеке, с которым ее связывала

2 3 почти двадцатилетняя дружба Подобный синтез личных впечатлений и литературоведческого анализа

У ±1 присутствует и в монографии А.М.Люксембурга

Теоретические положения, своеобразные «аксиомы» по определению жанровой природы цикла «Чужие и братья» даны к работах, посвященных английской литературе XX века Г.В. Аникиным и П.П.Михальской. Вводя в литературный обиход понятие эпического цикла наряду с понятием романа-эпопеи, достаточно широко разработанным к тому времени в отечественном литературоведении, Г.В.Аникин в книге

Современный английский роман» (1971) и в последующих работах выявляет наиболее характерные для этих жанров признаки 25. В современной Англии, отмечает он, «важное значение имеет жанр эпического цикла, основанный на принципе панорамноети, цикличности, хропйкальпости и многопланности»26.

Говоря о необходимости различения понятий «эпического цикла» и «эпопеи», автор показывает, что и для эпического цикла, и для романа-эпопеи существуют свои собственные художественные законы. «Роман-эпопея по преимуществу воспроизводит поэтическое, героическое состояние мира. В романе-эпопее сюжегообразуютим началом становится судьба человеческая, судьба народная, события национального и мирового значения. Жанр эпического цикла по преимуществу воспроизводит «прозаическое» состояние мира, хотя может отражать в определенной мере и героическое» 27.

13 качестве отличительного признака романа-эпопеи Г.В.Аникин называет синтез различных романных жанров (биографического, воспитательного, психологического, исторического). «Эпический цикл тоже тяготеет к этому, но синтеза не достигает. В эпическом цикле жанровые разновидности чаще существуют как отдельные произведения, входящие в

2 ^ цикл на равных правах» Основной жанрообразующей чертой эпического цикла, по мнению исследователя, являются особые внешние и внутренние сцепления между отдельными входящими в цикл книгами. «Диалектика композиционного построения в эпическом цикле состоит в том, что каждый из относительно самостоятельных его элементов является в то же время частью целого»29. Исходя из этих положений Г.В.Аникин и определяет «Чужих и братьев» *

Чарлза .Сноу как эпический цикл. Он показывает, что несмотря на широкое изображение действительности, ■ на охват большого временного периода, в этом цикле нет жанровых признаков характерных для романа-эпопеи: «.роману Ч.Сноу свойственно многообразие индивидуальных судеб, множество сюжетных л шиш, групповые сцепы; однако в них нет народно-исторической темы, которая бы сплавила многоплановое повествование в единый сюжет социально-исторического содержания»30 .

Данная точка зрения находит развитие в критических статьях Л .Д. БогдецкоЙ, Н.В.Вязьмитипой,

1 I

В.ДЛопатимой . Авторы выделяют в цикле романы, отличные Друг от друга ио своей жанровой характеристике. Романы «Пора надежд», «Возвращения домой», «Свет и тьма» («The Light and Dark», 1952) определяются как романы, сочетакнцие в себе черты биографического, психологического и воспитательного романа. «Чужие и братья» (второе название - «Джордж Пассант») («Strangers and Brothers», 1 958), «Дело» - как романы-«исследования». «Коридоры власти»

Corridors of Power», 1964) - как роман политический (в некоторых исследованиях его называют историческим), «Совесть богачей» («Conscience of the Rich», 1958), «Новые люди» («The New Men», 1954) -как синтез семсйно-бытовой и социальной хроники. Вопросам жанра посвящены диссертации Л.Д.БогдецкоЙ и А. Кирвайтиса32. Подводя некоторые итоги исследования проблемы, Т.Г.Плеханова утверждает необходимость принятия во внимание всех существующих концепций33, рассматривающих жанровую форму цикла и отдельных его романов, используя основополагающим заключение Г.В.Аникина о том, что «в эпическом цикле «Чужие и братья» нет % сплава жанровых характеристик, а есть разные аспекты жизни, отраженные в том или ином романе с присущей ему жанровой особенностью»34.

Таким образом ею акцентируется не объединяющее, интеграционное, а дифференцирующее начало в структуре цикла. К аналогичному выводу приходит и 11 С. Балашов, подчеркивающий в своей работе «Писатели-реал исты XX века на Западе» (1984) сюжетную завершенность и относительную самостоятельность каждого из романов цикла и вместе с тем подчинение каждого романа одной цели «запечатлеть картину жизни английского общества, особенно интеллигенции и «верхних» слоев, начиная с 1914 года и вплоть до наших дней»"15.

По мнению самого Споу, а также ряда зарубежных и отечественных критиков, писавших о нем, внутренняя структура цикла связана с соотнесением того, что Льюис Элиот, выступающий в качестве героя ведущего повествование во всех романах цикла, видит и того, что он чувствует и переживает лично36. Получив название «резонанса»9т«7~ прием стал одним из основных сюжето- и структурообразующих приемов цикла в целом и отдельных входящих в него романов. В зависимости от роли, которую играет в них Льюис Элиот, цикл делится на две большие группы; романы «непосредственного опыта», «внутренних переживаний» («direct experince») и романы «опыта наблюдений», к нош него обзора» («observed exprience»). li первой группе показывается мир душевных переживаний, мотивы действий главного героя («Пора надежд», «Возвращения домой», «Последнее» («Last Things», 1970); во второй - на передний план выступают драматические ситуации, связанные с другими персонажами цикла. «Подобная художественная структура позволила автору сохранить единство цикла, запечатлеть духовную эволюцию главного героя и многообразие драматических конфликтов»37 .

Хотя автор никогда не отрицал, что Льюис Элиот -это он сам, это не означает, что перед нами «неимоверно разросшаяся «исповедь сына века»3". По словам И. И. А нисимова, «Чарлз Сноу рассматривает современную действительность в непосредственной связи с тем, что он сам переживал в то же самое время, когда развертывается действие его романов. Это означает прежде всего, что романы всегда соотнесены с современностью»39.

Проблеме героя в романах цикла посвящены статьи В.Г.Кащеевой «Роман Ч. П. Сноу «Коридоры власти» (1969) и С.Н.Филюшкиной «Проблема «своего» героя в романе Ч. П. С ноу «Дело» (1984). Последняя в переработанном и дополненном виде вошла в книгу о современном романе, выпущенную С.Н.Филюшкиной в 1988 году 40.

Самым тесным образом с определенным выше кругом проблем в изучении творчества Чарлза Сноу связана проблема характера и образной системы всего цикла и каждого отдельного романа. Этот аспект исследования является предметом, пусть не первое тененным, ряда литературоведческих статей. Затрагивается он и в монографии Л.М. Люксембурга. Обращая внимание на неторопливость, обстоятельность раскрытия характеров персонажей в романах Сноу, автор отмечает мастерство писателя в создании портретов действующих лиц. «Они обычно подготавливают дальнейшее раскрытие внутреннего мира образа, дают ключ к эмоциональной интонации, в которой разработан характер и незаметно переходит к иен хологической характеристике»4'. Выделяется использование автором эпического цикла двустороннего метода показа героев, одной из сторон которого является характеристика через действие, диалоги, описание поступков, реплики третьих лиц. Другой - комментарий Льюиса Элиота.

С выделенными аспектами исследования творчества писателя органично связана и проблема творческого метода, нашедшая отражение во всех работах о Сноу: все они единодушно определяют его как метод реализма. Во многом эта проблема связана с вопросом, менее освещенным критиками и заслуживающим более подробного изучения, а именно - Чарлз Сноу и литературная традиция XIX-XX веков.

Характеризуя Ч.П.Сноу как мастера реалистического романа, большинство исследователей сходятся во мнении, что в его произведениях «ощущается богатая и старая традиция английских мастеров реализма от Филдинга до Диккенса, от Диккенса до Троллопа и Беннета, но не слышатся перепевы читанного и знакомого, не возникает ощущение «deja vu», не бросаются в глаза известные давно приемы или затертые изобразительные штампы»42.

В работах, посвященных писателю, можно выделить основные направления, по которым рассматривается проблема традиции и новаторства в цикле «Чужие и братья» в целом и в отдельных его романах. Первой по значимости, по мнению исследователей данной темы, является связь Ч.П.Сноу - Э. Троллоп. «Я обратился к писателю, который в значительной степени определил все мое творческое развитие», - признавался Сноу, поясняя: «Это настоящая литература, потому что а-'на связана с жизнью, реальной, невыдуманной жизнью»43.

Среди непосредственных предшественников Сноу в создании м ноготомных циклов наряду с Троллопом обычно называют Бальзака и Золя. «Эти писатели явились создателями отличающихся друг от друга для художественного отражения жизни англичан в XX в.»46.

Показывая приверженность Сноу к реалистической традиции литературы XIX века, критики, в частности, Г.В.Лникнп, говорят о том, что общим для них было обращение к острым социальным и политическим проблемам: «Как и у Бальзака, в романах Ч.Сноу человек показан на фоне общества и во взаимоотношениях с обществом. Однако охват общества в романах Сноу не столь широк и масштабен, как в «Человеческой комедии» Бальзака. Чарлз Сноу избегает и преувеличенной «мономании страстей», свойственной, по его мнению, бальзаковским характерам»"17.

Параллель Ч.Сноу - Ч.Диккенс также находит место во многих литературоведческих работах. Об этом писала еще в 1960 году, в одной из своих ранних статей о Сноу, В.В.Ивашева. Указывая на многообразие литературной традиции воспринятой Ч.Сноу, она отмечала «известное влияние на него раннего Диккенса и, что, пожалуй еще более ощутимо, влияние Арнольда Кеннета - прямого продолжателя Диккенса в

4 8 английской литературе последующего этапа»

В плане сравнительного анализа отдельных мотивов, героев, романов в целом указанный ряд могут дополнять также М.Пруст и Дж.Голсуорси.

Проявление прустовской традиции критики видят прежде всего в подходе к художественному времени, в любви к детали, «в умении передать через малейшие оттенки значительное в характере людей»49, в непосредственном присутствии прустовских мотивов в тексте5" .

Значительно слабее разработана линия Дж.Голсуорси - Ч.П.Сноу. В основном эта проблема решалась на уровне выявления различий и сходства жанра «семейной хроники» и жанровых особенностей цикла «Чужие и братья». На страницах монографии А.М.Люксембурга, да и в некоторых других исследованиях говорится лишь о непосредственном присутствии в тексте романов упоминаний о Форсайтах.

Широта литературной традиции в формировании писательского мастерства Сноу на раннем этапе творчества дополняется в статье Н.В.Афанасьевой именем Г.Уэллса («Сноу и Уэллс», 1988 ). Подчеркивая их близость, автор показывает влияние Уэллса на Сноу не тол ько как писателя-фантаста, но и как автора социал ыю-быговых романов, и как публициста. В статье выявляется общность взглядов Уэллса и Сноу на науку и общество, углубленное познание действительности. Кроме того, автор делает акцент и на совпадении их точек зрения на экспериментальный роман. Итоговый вывод Н. В. Афанасьевой представляется нам достаточно обоснованным: «с Уэллсом Сноу сближает интерес к глобальным проблемам современности, панорамный обзор действительности, рассуждения о будущем цивилизации, зависящем, во многом от того, как человечество распорядится своим научным потенциалом»51 .

В своей более поздней статье «Чарлз Сноу и литературная традиция» (1980) А.М.Люксембург делает обобщающее заключение: «подобно тому, как Бальзак в «Человеческой комедии» показывал различные аспекты французской жизни эпохи Реставрации, Золя в «Ругоп-Маккарах» - II Империи, Голсуорси в «Саге о Форсайтах» н «Современной комедии» - крах викторианской Англии, а Фолкнер в своей саге о Йокпанатофе - американский Юг во всей его противоречивости, Сноу в «Чужих и братьях» прослеживает частные судьбы своих вымышленных героев, предпринимает попытку осмысления важнейших социально-политических процессов английской жизни, в частности, запечатлевает свершившееся на глазах прекращение могущественной Британской империи в небольшое, не очень самостоятельное и экономически слабое государство»52.

Связь произведений писателя с классической русской литературы XIX-XX вв., его интерес к ней также получили освещение в нашей критике. Английского реалиста в нашей литературе привлекало прежде всего то, то что «традиция русской прозы всегда была связана с земными проблемами и в большей мере вдохновлялась чувством подлинной человечности»53. Показательна с этой точки зрения книга Сноу «Реалисты» («The Realists», 1978), где среди восьми имен великих мастеров слова - Стендаля, Вальзака, Диккенса, Гальдоса, Джеймса, Пруста - два русских имени Толстого и Достоевского.

Учитывая многообразие подходов к изучению творчества Ч.Г1.Сноу, в предлагаемом исследовании мы ставим нашей целью тщательное и всестороннее исследование вопроса о структурно-содержательных доминантах цикла в целом, равно как и отдельных его романов.

В ходе нашей работы мы будем опираться на положения, выдвинутые в трудах по исторической поэтике и сравнительному литературоведению А.М.Веселовского, В.М.Жирмунского, М. М. Бахтина.

В плане историко-литературного анализа непосредственной точкой отсчета являются для нас работы но истории английской литературы XX века Г. В. Аникина, М.И .Воропановой, А.А.Елистратовой,

Д.Г.Жангиевой, Н.П.Михальской, М.В. и Д.В.Уриовых и др. исследован елей, а так же работы, персонально посвященные Ч.П.Сноу.

Акцентируя внимание «на определении господствующего поэтического элемента (эпопейны й роман, эпический цикл, драматический роман, лирико-драматический роман)»54 мы постараемся выявить структурпо-композиционные особенности как цикла «Чужие и братья» в целом, так и отдельные, входящих в него романов.

Конкретные задачи формулируются следующим образом:

1. Показать воздействие «резонанса» как структурообразующей константы цикла «Чужие и братья» на построение характеров и их взаимодействие внутри отдельных романов цикла и между ними.

2. Опираясь па сюжегообразующую рол ь пространственно-временных отношений, также резонирующих друг с другом, определить типологические особенности романа Сноу и его жанровых вариантов, представленных в цикле.

3. Показать, как «резонанс» организует компоновку цикла, выявить на этой основе его тематическое единство в многообразии, структурно-композиционное и стилевое своеобразие и уточнить его жанровую характеристику.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Липнягова, Светлана Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование со всей очевидностью подтверждает, что цикл «Чужие и братья» Ч.П. Сноу продолжает традицию обширных эпических полотен писателей Франции (Бальзак, Золя), Россини (Толстой) и самой Англии (Троллоп, Бениет, Го>лсуорси), охватывающих значительные временные периоды в развитии общества, значительно в то же время отличаясь от них и содержанием, и структурой.

Верность Сноу реалистической традиции заключается как в широте охвата действительности, так и способах ее изображения. Предметом повествования в романах цикла «Чужие и братья» становится современное и хорошо знакомое писателю общество со всей его сложностью и неоднозначностью. Герои его романов живут рядом со своим автором, ходят с ним по одним улицам, пытаются найти ответы на одни и те же вопросы, которые их волнуют в равной степени.

Именно «непредвзятое исследование жизни» стоит в центре каждого романа Ч. Сноу. Перерабатывая жизненный материал, писатель создает персонажей типичных для тех слоев общества, в которых они действуют, но в то же время он не лишает их индивидуальности. Характеры в романах Сноу можно определить в большинстве своем, известной формулой -«типические характеры в типических обстоятельствах». Более того, для писателя жизненно верный характер -необходимый элемент настоящего романа.

Это же «непредвзятое исследование жизни», исследование характеров определяет и форму романа Сноу, и характер сочетания в нем эпического, драматического и лирического начал (или поэтических элементов). В первую очередь это связано с реалистической, аналитической манерой писателя-ученого, писателя-политика и вполне закономерно обосновано с точки зрения замысла цикла. «Чужие и братья» - серия романов, «в которых жизнь различных общественных слоев изображается с точки зрения одного и того же героя, ведущего повествование . Мысль заключается в том, чтобы изобразить жизнь различных слоев общества за последние 30 лет. и ее влияние на внутреннюю жизнь отдельной личности.» (Ч.П.Сноу . Английская литература сегодня).

В замысле цикла заключен основной структурно - и сюжетообразующий принцип - принцип «резонанса» -созвучия того, что Льюис Элиот испытывает сам и того, что наблюдает в жизни других людей и общества в целом.

Принцип «резонанса» работает как на тематическом, идейно-содержательном, так и на формальном уровне организации повествования «Чужих и братьев».

Резонанс» субъективного и объективного начал во многом определяет не только структуру самого цикла, но и деление романов внутри него на романы «внутреннего опыта» (собственные истории повествователя - Льюиса Элиота) и «внешнего обзора» (наблюдаемые им истории как личного, так и общественного звучания). Этот же принцип лежит в основе организации системы образов как цикла в целом, так и отдельных входящих в него романов. Прежде всего он сказывается в разделении персонажей на «наблюдателей» и «наблюдаемых». В этом находят отражение и основные темы цикла: политика - любовь -одиночество.

В романах «внутреннего опыта будучи не только рассказчиком - комментатором, но и главным действующим лицом, Льюис Элиот выступает объектом и субъектом повествования одновременно. В романах «внешнего обзора» объективное, повествовательное начало выходит на первый план»(Филюшкина С.Н.)

Созвучие и присутствие в каждом из романов цикла всех трех основных тем: политики - любви одиночества на примере большинства персонажей «Чужих и братье» организует разрешение этих тем в равной степени или при доминирующем начале одной * из них.

Рассматриваемая в различных вариантах каждая из тем организует связки героев «обретших» или «необретших», «преодолевших» или «непреодолевших». В раскрытии темы любви явно прослеживаются несколько линий: эгоистическая любовь, любовь к «недостойному человеку», «открытая» и открывающая» любовь. Одиночество как одиночество в обыденном понимании этого слова, одиночество вдвоем», внутреннее одиночество перед лицом смерти. *

Поиски себя в деле и дела для себя - политика, бизнес, наука.

Все темы заявлены уже в самом начале цикла (роман «Пора надежд»), где представлены и основные персонажи, ведущие в них свои партии. Вместе с тем общую главную тему можно определить как нравственные искания молодого человека, пытающегося совместить реализацию личных амбиций и общественного предназначения. Автор лишь варьирует план показа того или иного действующего лица.

Значительное влияние принцип «резонанса» оказывает на построение системы характеров в романах цикла. Зачастую отношения Льюиса с другими персонажами Сноу строит по определенной схеме, симметрично, изображая сходные сюжетно-событийные ситуации, которые легко накладываются друг на друга, с разницей лишь в идейно-психологическом наполнении (его отношения с Шсилой и Маргарет; изображение двух семей: Льюиса Элиота и Гилберта Кука).

Структурно-содержательной доминантой при создании образов-персонажей является преобладание внешнего, объективного описания над интроспекцией, заложенного уже самим способом повествования от первого лица, функция героя-повествователя.

Портрет-контраст, портрет-сравнение, повторяющаяся деталь, лейтмотив образа - приемы не только вводящие Сноу в литературную традицию, но и еще одно доказательство новаторского творческого подхода писателя к ее использованию. Важную роль в формировании нашего восприятия и в обрисовке персонажа играют их интродукция, экспозиция образа и пространственные характеристики.

Важную роль для определения типа романа Сноу в рамках цикла играют пространственно временные отношения, в связи с этим романы можно разделить на следующие группы: романы «малого» пространства и небольшого временного протяжения (около года); романы «развернутого» пространства и значительной временной протяженности; романы, занимающие промежуточное положение, соединяя в себе черты предыдущих групп. Первый тип романов: «Наставники» и «Дело». Второй - «Пора надежд», «Возвращения домой» и роман «Последнее».

Организующая роль принципа «резонанса» легко прочитывается и в названии самого цикла» и в названии отдельных входящих в него романов, подразумевая противопоставление двух жизненных позиций, возможность различных вариантов выбора пути.

Автор проводит каждого из героев через состояние «чужой» - «браг», но не каждый из них может стать тем или другим, в определенные моменты их жизни становится ведущим одно из состояний. Различные варианты прохождения пути «чужой» - «брат» Сноу показывает и как пути разрешения основных тем цикла. Политика - любовь - одиночество обязательно присутствуют, в разной степени, в сюжете каждого из романов. На равных - в романах «внутреннего опыта», с доминантой одной из тем в романах «внешнего обзора».

Созвучие объективного и субъективного начал придает завершенность и целостность окончательному (второму) варианту компоновки «Чужих и братье». Цикл в этом варианте начинается романом «внутреннего опыта» и завершается романом подобного же типа. Если «Пора надежд» - экспозиция цикла, то

Последнее», а название романа можно перевести и как «Завершение», «Эпилог» - действительно завершение, разрешение основных линий, своеобразный эпилог цикла. Роман же «Возвращения домой» - кульминация, момент зрелости повествователя и повествования.

Таким образом, принцип «резонанса» определяющий основные мотивы и темы повествования, структуру цикла в целом, стилевое его своеобразие позволяет уточнить и жанровую характеристику цикла. Учитывая присутствие в канве повествования «Чужих и братьев» сложного взаимодействия общих и частных тем, наличие в нем предельно четко, архитектонически совершенно выстроенный романный цикл. Более того: в этих моментах взаимопроникновения и слияния, тяготения значительного числа персонажей к преодолению в себе «чужого», к выходу из одиночества, к превращению в «брата», можно усмотреть черты, роднящие этот цикл с романом-эпопеей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Липнягова, Светлана Геннадьевна, 1997 год

1. Пора надежд. М., 1962.2. Дело. М., 1962. *

2. Смерть под парусом. //Дон, 1963. N 3-4. 1971.

3. Возвращения домой. М., 1964.5. Поиски. М., 1964.

4. Коридоры власти. //Иностранная литература. 1966, №11-12.

5. Смерть под парусом. //Современный английский детектив. М., 1971.

6. Хранители мудрости //Новый мир. 1977, № 1-4.

7. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1978. Т. 1. Наставники.1. Т. 2. Коридоры власти.

8. Наставники. Коридоры власти. М., 1979.

9. Пора надежд. Возвращения домой. М.,1991.1. Публицистика и критика.

10. Две культуры. Сборник публицистических работ. Ред. и предисл. А.И.Арнольдова. М., Прогресс, 1973. 143 с.

11. Английская литература сегодня //Иностранная литература. 1957, № 6. С. 221-224.

12. Величайший из романистов //Лит.газ. 1960, 28 янв.

13. Говорить правду. (Беседа о принципах и системе творческой работы). Пер., встпл. и коммент.

14. Д.Урнова//Вопросы литературы. 1964, №2. С. 165178.

15. Интервью с Ч.Сноу //Иностранная литература. 1965, №4. С. 273.

16. Интервью Ч.П.Сноу //Иностранная литература. 1962, №6. С. 238-239.

17. Интервью Чарльза Перси Сноу //Иностранная литература. 1974, №12. С. 264-266.

18. Памела Джонсон, Чарльз Сноу: "Это были удивительные дни" //Лит,газ. 1963, 12 окт.

19. Прекрасный роман //Огонек. 1965, №43. С.6.

20. Такова жизнь романа. (Пер. с рукописи) //Лиг. газ. 1975, 15 окт.22. "У русских можно поучиться".(Пер. К.Масаева. С коммент. В.Н.Столетова) //Сов.Россия. 1967, 25 ноября.

21. Ч.П.Сноу: Будем чаще встречаться //Лит.газ. 1960, 14 июня.

22. Чарльз Перси Сноу. (Англия) //Иностранная литература. 1966, №12. С. 223-224.

23. Ответ на анкету журнала: "Ваше понимание реализма и какие, по Вашему мнению, новые черты свойственны реализму сегодня?"

24. Чарльз Сноу читателям нашего журнала. Пер. М.В.Давыдова //Вестн. Моск. ун-та. Филология. 1967, №5. С. 59-60.

25. Чарльз П.Сноу (Творческие планы зарубежных писателей) //Иностранная литература. 1961, №5. С. 232.

26. Издания произведений Чарльза Перси Сноу на английском языке1. Романы

27. Death under sail. L., Heinemann, 1932. 334 p.

28. New lives for old. L., Gollancz, 1933. 399 p.

29. The search. L., Gollancz, 1934, 429 p.

30. Strangers and brothers. L., Faber & Faber, 1940. 405 p.

31. The light and the dark. L., Faber & Faber, 1947. 392 p.

32. Time of hope. L., Faber & Faber, 1949. 416 p.1.em. (Предисл. на рус. яз. В.Ивашевой). М., 1964. 388 р.

33. The masters. N. Y.-L., Macmillan, 1951. XI, 386 p.

34. The new men. L., Macmillan, 1954. VII, 311 p.

35. Homecomings. L., Macmillan, 1956. VII, 400 p.

36. The concience of rich. L., Macmillan; N.Y., St. Martin's Press, 1958. 337 p.

37. The affair. L., Macmillan; N.Y., St. Martin's Press, I960. 376 p.

38. The corridors of power. (With Author's note). L., Macmillan, 1964. VIII, 408 p.

39. The sleep of reason. L., Macmillan, 1968. VIII, 406 p.

40. Last things. L., Macmillan, 1970. VI, 346 p.

41. The malcontents. L., Macmillan, 1972. 237 p.

42. In their wisdom. N.Y., Scribner's, 1974. 345 p.

43. Литературоведческие работы, сборники статей, тексты в сборниках периодической печати

44. Richard Aldington. An Appreciation: with bibliography L, Heinemann,1938. 26p.

45. Writers and Readers of the Soviet Union. L., Russia Today Publication. 1943.

46. The Two Culttures and the Scientific Revolution. Cambridge University Press, 1959. 52p.

47. Science snd Goverment. Oxford University Press, 1961. VI, 88p.

48. The two Cultures: A Second Look. Cambridge University1. Press.1964. 1 07p.

49. Variety of Men. L., Macmillan, 1967. 204p.

50. Public Affairs. L., Macmillan, 1071. 224p.

51. Trollope. L., Macmillan, 1975. 191p.

52. The Realists. L., Macmillan, 1978.52. lntervie with C.P.Snow if Review of English Literature, Alta, 1962, N3, July, p.91-108.

53. C.P.Snow //Times, L., 1971. March 13, P. 17.

54. Книги, вышедшие под редакцией и с предисловием Ч.П.Сноу

55. Winter's tales. 7. Stories from modern Russia. Ed. and with an introduction by C.P.Snow and P.H.Johnsjn. L., Macmillan; N.Y., St.Martin's Press, 1961. XXl,265p.

56. Литература о жизни и творчестве Ч.П.Сноу на английском языке

57. Allen W. (С.P.Snow) //Contemporary novelists. L.N.Y., 1973. P.1 153-1 155.

58. Allen W. Tradition and dream. A critical survey of British and American fiction from 1920-s to the present age. Harmondsworth, «Penguin Books», 1965, 365p.

59. Allen W. The novel sequence // Allen W. The novel today. L., 1969, P. 15-28.

60. Bergonzi B. The situation of the novel. L., Macmillan, 1970. 226p.

61. Bergonzi B. The world of Lewis Eliot //»Twentieth Century», L., I960, Febr., P. 214-225.

62. Cooper W. The world of C.P.Snow // «Nation», N. Y. , 1957, febr. 2. P. 104-105.

63. Cooper W. C.P.Snow.L., Longmans, Green, 1959. 39p.

64. Davis R.G. C.P.Snow. N.Y.-L., Colombia Univ. Press,1965. 48p.

65. Davis R.G. C.P.Snow. N.Y.-L, Columbia univ. press, 1965. 48p.

66. Fuller E. C.P.Snow: spokesman of two communities //Books with men behind them. N.Y., 1962, P. 102-134.

67. Graves N.C. The two culture theory in C.P.Snow's novels. Hattisburg. Univ. and college press of Missisiri, 1971, 95p.

68. Greacen R. The world of C.P.Snow. With a bibliogr. Bernard Stone. Lowestoft (Suffolk), Scorpion press, 1962. 162p.

69. Gindin J. Postwar British fiction. Berkeley, Calif. Univ. Press, 1962. XII, 246p.

70. Halperin J. CP.Snow: An oral Biography. N.Y.: St. Martin's press. 1983. 270p.

71. Johnson P.H. Important to Me. Personalia. L., Macmillan, 1974.

72. Johnson P.H. Three novelists and the drawing of character: Ch.P.Snow, J.Cary, I.Compton-Burnett //Essays and studies. Vol.III. Ed.by G.R.Hamilton. L., 1950, P. 82-99.

73. Karl F. The politics of conscience. The novels of

74. C.P.Snow //Karl F. The contemporary English novel. N.Y. ,1962, P.62-84.

75. Karl F.R. C.P.Snow: the policy of conscience. Carbondale, Southern Illinois Univ. Press, 1963. IX, 62p.

76. Karl F.R. C.P.Snow: the unreason of reason // Contemporary British novelists. Carbondale a. Edwardsville, 1965, P. 114-124.

77. Leavis F.R. and Yudkin M. Two cultures? The significance of C P.Snow. Being the Richmond lecture, 1962. With a new pref. for the American reader. And an essay on New York. Panteon books, 1963. 64p.

78. Millgate M. Structure and style in the novels of

79. C.P.Snow // «Review of English literature», L., I960, N2, Apr. P. 34-41.

80. Morris R. C.P.Snow. «Strangers and brothers», the morality of history //Morris R. Continuance and change. The contemporary British novel sequence. Carbondalc, 1072. P.93-122.

81. Proctor M.R. The English University Novel. Berkeley and Los-Angeles, University of California Press, 1957.

82. Rabinovitz R. C.P.Snow as literary critic. C.P.Snow as novelist //Rabinovitz R. The reaction against experiment in the English novel, 1950-1960. N.Y., 1967. P. 97-165.

83. Ramanathan S. The novels of C.P.Snow. L., 1978. 96p.

84. Thale J. C.P.Snow. Edinburgh-London, Oliver & Boyd, 1964. 112p.

85. Idem. N.Y., Scribner's, 1965. 160p.

86. Snow P. Stranger and brother. A portrait of C,.P.Snow. L., 1983. 258p.

87. Работы общего характера на русском языке

88. Анастасьев H.A. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984. 182 с.

89. Андреев Л.Г. Литература у порога грядущего века //Вопр. лит., 1987. №8. С. 21-28.

90. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

91. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа. Автореф. дис. на соиск. учен, степеии канд. филол. наук, Л., 1971.

92. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. 502 с.

93. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1986. 406 с.

94. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения // Знание, 1974. Серия «Искусство»". №3. 45 с.

95. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. 256с.

96. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени //Вопросы философии, 1978. №8. С. 132-141.

97. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.,1976.

98. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения //Контекст 1974. М., 1975. С. 213-228.

99. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. М., 1967.

100. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль. М., 1975.

101. Гречнев В. Категория времени в литературном произведении //Анализ литературного произведения. Л., 1976. С. 126-144.

102. Егоренкова Г. Пространство и ритм сюжета // Неман. Минск, 1979. №12. С. 147-162.

103. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979. 492 с.

104. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. 1977. 406 с.

105. Зарубежная литература XX века: учеб./Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлов и др.; под ред. Л.Г.Андреева. М., 1996. 575с.

106. Зарубежный роман в системе литературных направлений: Сборник научных трудов. Днепропетровск, 1989.

107. Затонский Д. Век XX. Заметки о литературной форме на Западе. Изд-во Киев, ун-та, 1961.

108. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.

109. Зверев А. XX век как литературная эпоха //Вопросы литературы, 1992. Вып.II. С.3-56.

110. Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60-80 годов /К проблеме циклизации/. М., 1990.

111. Лейтис Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985. 79 с. ?

112. Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. Фрунзе, 1989.

113. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976. 359 с.

114. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма. М., 1982. 400 с.

115. Пространство и время в литературе и искусстве: методические материалы по теории литературы. Даугавпилс, 1990.

116. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1978. 128 с.

117. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978. 128 с.

118. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

119. Работы по английской литературе на русском языке

120. Алексеев М.П. К истории понятия «английская литература»//Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды, очерк, исследования. М.-Л., 1960. С. 453-473.

121. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы. Пер. с англ. М., 1970. 424 с.

122. Анастасьев H.A. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984. 182 с.

123. Английская литература //Курс лекций по истории зарубежной литературы XX века/ Под ред. М.Е.Елизаровой, Н.П.Михальской. М., 1965.

124. Английская литература, 1945-1980 /А.П.Саруханян, Г.А.Анджапаридзе, Г.В.Аникин; отв. ред. А.П.Саруханян. М., 1987. 510 с.

125. Аникин Г. Проблемы современного английского романа. Автореф. дне. на сосиск. учен, степени д-ра филол. наук. Л., ЛПГИ им. А.И.Герцена, 1972. 49с.

126. Аникин Г.В. Своеобразие композиционных форм в современном ангийском романе //Вопросы композиции в зарубежной литературе. М., 1983. С.3-20.

127. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск., 1971. 310 с.

128. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985. 431 с.

129. Богдецкая Л.Д. Английский политический роман 60-х годов. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Горький, 1973. 26с.

130. Ванчура 3. Двадцать лет английского романа (1945-1964г.г.)Перевод с чеш. М., 113 с.

131. Геннева Е.Ю. Нетипичные и типичные английские романы //Иностранная литература, 1979. №8. С. 195199.

132. Гениева Е.Ю. Что такое английская литература? //Иностранная литература, 1983. №5. С. 187-190.

133. Гуманизм и современная литература. Сборник статей /Ред. коллегия: Аниснмов И. и др. М., 1963. 405с.

134. Жантиева Д.Г. Становление идей в английской литературе и критике //Идеологическая борьба в литературе и эстетике. М., 1972. С.189-219.

135. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973. 535 с.

136. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974. 464с.

137. Ивашева В. Английский роман последнего десятилетия. (1950 1960). М., 1962.

138. Ивашева В.В. В атмосфере кризиса. Заметки о некоторых особенностях английской литературы 70-х годов //Иностранная литература, 1974. №11. С.211-217.

139. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. 488 с.

140. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986. 286 с.

141. Ивашева В.В. Судьбы английский писателей: Диалоги вчера и сегодня. М., 1989. 448 с.

142. История английской литературы. М. Т.1, 1943. 362с.; Т.2, 1953. 392 с.

143. История английской литературы. Т.З. М., 1958. 732 с.

144. Михальская Н.П. и Аникин Г.В. Английский роман XX века. М., 1982. 192 с.

145. Полосухин И.Н. О соотношении психологизма и художественного времени в современном английском романе //Проблемы зарубежной литературы. Сборник трудов. М., 1974. С. 315-337.

146. Филюшкина С.И. Современный английский роман. Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж, 1988. 1 83 с.

147. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986. 382 с.

148. Эстетические позиции и творческий метод писателя. Сборник трудов /Ред. коллегия: Михальская Н.П. (отв. ред.) и др. М., 1973. 304с.

149. Работы о жизни и творчестве Ч.П.Сноу на русском языке

150. Английские литераторы в Москве //Моск. правда, 1964, 5 сент.

151. Аникин Г.В. "Чужие и братья" Чарльза П.Сноу как эпический цикл //Метод и мастерство. Вып.II. Зарубежная литература. Вологда, 1970. С.220-236.

152. Аникин Г.В. Эволюция романа в рамках эпического цикла Чарльа Сноу "Чужие и братья" //Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов XX века. М.,1974. С.24-28.

153. Аникин Г.В. Теория романа в литературно-критических статьях Чарльза Перси Сноу //Ученые зап. Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1970. №98. Серия филолог. Вып. 15. С.100-112.

154. Анисимов И И. Новая литературная эпоха //Знамя, 1959. №8. С. 201- 213.

155. Анисимов И.И. Сноу и наше время //Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. М.,1977.

156. Балашов П.С. Знакомьтесь: Чарльз Сноу // Известия, 1963, 2 окт.

157. Балашов ПС. Горизонты эпичекого повествования Ч.Сноу //Балашов Г1.С. Писатели-реалисты на XX века на Западе: Очерки жизни и творчества. М., 1984, С.63-95.

158. Балашов П.С. Путь художника //Новый мир, 1975. №10. С. 242-252.

159. Бруханскии А. Гражданин, ученый, писатель. (Чарльз Сноу)// Нева, 1963. №6. С. 165-167.

160. Бэлза С. Хранители мудрости //Сноу Ч.Г1. Портреты и размышления: Художественная публицистика, М., 1985.

161. Вязьмитина Н.В. К вопросу о жвнрово-стилевом своеобразии современного английского романа

162. Ч.П.Сноу "Коридоры власти") //Жанрово-стилевое многообразие прозы XX века. Киев, 1985, С. 296-315.

163. Гениева Е. Осмыслить себя. (Чарльз Перси Сноу и Памела Хенсфорд Джонсон в редакции журнала "Иностранная литература") // Иностранная литература, 1975. №12. С. 247-250.

164. Дубашинский И. Путь реалиста //Вопр. лит,, 1981. № 5. С. 279-283.

165. Дубашииский И.А. Роман Ч.П.Сноу "Коридоры власти": Уч. Пособие для студентов пед. инст-ов по спец. 2101, М., 1984.

166. Дубашинский И. Па магистрали реализма. О творчестве Чарльза П.Сноу //Иностранная литература, 1980. №11. С. 219-222.

167. Зорина И. Продолжение разговора //Иностранная литература, 1968. №3. С. 257 -259.

168. Ивашева В. Английский роман пятидесятых годов. (Заметки о некоторых тенденциях в современной английской прозе) // Иностранная литература, 1958. Jfel. С. 211- 217.

169. Ивашева В. Чарльз П.Сноу и его книга о Троллопе //Сноу Ч.П. Троллоп. М., 1981. С. 6-9.

170. Ивашева В. Чарльз Перси Сноу //Английская литература. XX век. М., 1967. С. 242-252.

171. Ивашева В. Чарльз Перси Сноу //Ивашева В. Английский роман последнего десятилетия. (19501960). М., 1962. С. 70-97.

172. Ивашева В. Чарльз Сноу // Сноу Ч.П. Пора надежд. Возвращения домой. Кишенев, 1977. С. 3-16.

173. Ивашева В. "Пора надежд" //Snow Ch.P. Time of Hope. M., 1964. C. 3-16.

174. Ивашева В. "Возвращение домой" //Сноу Ч. Возвращения домой. М., 1964. С. 5-20.

175. Ивашева В. Предисловие //Сноу Ч.П. Избранные произведения в 2-х томах, Т.1, Наставники. М., 1978.172. 126. Ивашева В.В. Новые тенденции в английской прозе 60-х годов // Вопросы литературы, 1967, 3.

176. Ивашева В.В. Иллюзии и реальность //Иностранная литература, 1960. №6.

177. Кащеева В.Г. О некоторых особенностях стиля и художественного мастерства Ч.П.Сноу //Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. Тезисы докл. X науч,-методич. Конференции. М., 1967. С. 258-259.

178. Кащеева В.Г. Роман Ч.П.Сноу "Коридоры власти"; К проблеме героя // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-т, 1969. №324. С.158-178.

179. Кирвайтис Г. Проблема конфликта между личной и общественной совестью в романах Ч.П.Сноу // Литература. Вильнюс, 1979. №13/31. С. 77-82.

180. Кирвайтис Г. К проблеме художественного метода Чарльза Сноу //Литература. Вильнюс, 1977. 19(3).1. С. 105-117.

181. Кирвайтис А.-Г.Й. "Чужие и братья" Ч.П.Сноу и некоторые проблемы жанра эпопеи в XX веке: Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1978. 26 с.

182. Кирвайтис Г. Эпический цикл или роман-эпопея? /К проблеме жанровой принадлежности "Чужих и братьев" Ч.П.Сноу // Литература. Вильнюс, 1980. №22. Вып. 3. С. 82-93.

183. Кирвайтис Г. Эпопея Ч.П.Сноу "Чужие и братья" как хроника XX века. Всесоюзная научная конференция молодых специалистов, посвященнаяпроблемам современной литературы. /Тезисы докладов/. Тбилиси, 1975. С. 29-30.

184. Лопатина В.Д. Жанр литературной биографии в современной английской прозе (Р.Олдингтон. Ч.Сноу.

185. Уилсон) //Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1985. С. 119-133.

186. Люксембург A.M. Творческий путь Ч.Сноу. -Ростов н/Д., 1979. 1 19 с.

187. Люксембург A.M. Ч.П.Сноу и традиции критического реализма. XIX век //Зарубежная литература: Проблема метода. Л., 1984. Выи. 2. С. 135-148.

188. Люксембург A.M. Молодость поколения. (О романе

189. П.Сноу "Чужие и братья") //Вопросы истории и филологии. Ростов н/Д., 1974. С. 192-198.

190. Люксембург А. Чарльз Сноу и литературная традиция. //Дон. Ростов н/Д., 1980. №12. С. 161-166.

191. Люксембург A.M. Отражение научной жизни в англо-американской "производственной" университетской прозе // Влияние науки и философии на литературу. Ростов, 1987. С. 31-42.

192. Люксембург А. Конформисты и бунтари в садах академии: (О некоторых явлениях в англоамериканской "университетской прозе") //Иностранная литература, 1981. №12. С. 206-21 1.

193. Люксембург A.M. Ч.П.Сноу, его оппоненты и критики в Англии и США. "Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки", 1975. №3.

194. Петелин Г.С. и Симкин Я.Р. Чарльз Перси Сноу -писатель и человек. Очерк о почетном докторе наук Ростовского государственного университета. Ростов н/Д., 1963.

195. Плеханова Т.Г. К проблеме изучения цикла

196. Ч.П.Сноу "Чужие и братья" //Идейно-художественные принципы в зарубежной литературе XIX-XX веков. Воронеж, 1977.

197. Плеханова Т. Коридоры власти, какие они? //"Подъем", 1976, №1.

198. Смирнов С.С. Чарльз Сноу и дело Дональда Говарда //Сноу Чарльз. Дело. М., 1962.

199. Тугушева М. "Мы убежденные реалисты".- Лит. газ., 1964- 12 сент.

200. Урнов Д. Лорд Чарльз //Иностранная литература, М., 1984, 46 С. 244-245.

201. Филюшкина С.Н. Проблема "своего героя" в романе Ч.П.Сноу "Дело" //Образ героя образ времени. Воронеж, 1984, С. 118-128.

202. Шестаков\ Д. Два романа Чарльза Сноу //Новый мир, 1963, 5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.