Буддийские росписи Турфанского и Кучарского регионов Шёлкового пути в коллекции Государственного Эрмитажа: художественные особенности и культурный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Чжао Баобо

  • Чжао Баобо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 310
Чжао Баобо. Буддийские росписи Турфанского и Кучарского регионов Шёлкового пути в коллекции Государственного Эрмитажа: художественные особенности и культурный контекст: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Баобо

Введение

Глава I. Буддийские росписи, собранные Российскими экспедициями в конце XIX - середине XX века и пополнившие коллекцию Государственного Эрмитажа

1.1. Общие сведения о Шелковом пути: география, история, этнические группы, религиозные представления

1.2. Деятельность российских экспедиций: открытие и исследование памятников материальной культуры Шелкового пути

1.3. Древние буддийские росписи в Государственном Эрмитаже:

систематизация и экспозиционное расположение

Глава II. Буддийские росписи в коллекции Государственного Эрмитажа (искусствоведческий и исторический анализ)

2.1 Искусство росписи безекликских пещер: влияние культуры Буддизма

2.1.1 Основные сюжеты и персонажи

2.1.2 Художественная выразительность линии

2.1.3 Декоративные особенности орнаментов и узоров

2.2 Искусство туюк-мазарских и кочоских росписей: сюжеты и ведущие

идеи

2.3. Искусство росписей Кучарского оазиса ( кызыльские росписи )

2.3.1 Сюжеты стенных росписей кызыльских пещер

2.3.2 Характерные особенности создания ведущих образов

2.3.3 Выразительные черты жанра «ню» в кызыльских росписях

Глава III. Технологические особенности буддийских росписей из коллекции Государственного Эрмитажа

3.1 Грунтовой слой буддийских росписей

3.2 Цветовая композиция Турфанских и Кучарских росписей

3.3 Особенности повреждений древних росписей

Заключение

Библиография

Том II

Оглавление

Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Буддийские росписи Турфанского и Кучарского регионов Шёлкового пути в коллекции Государственного Эрмитажа: художественные особенности и культурный контекст»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена исследованию росписей, собранных российскими экспедициями в конце XIX - середине XX века на территориях Шелкового пути и находящихся в настоящее время в коллекции Государственного Эрмитажа. Поднимаются проблемы выявления характерных особенностей искусства древней буддийской росписи на материале данной коллекции, изучаются технологии создания рассматриваемых предметов искусства, а также некоторые вопросы сохранения экспонатов, хранящихся в Эрмитаже.

Актуальность темы и направленность исследования

С древнейших времен и до наших дней национальная культура всегда выступала в роли невидимой энергии, оказывающей огромное влияние на процессы сплочения государств и народов. Она сыграла решающую роль в формировании менталитета и самосознания, самоидентификации человека. Культурное наследие - это материальный носитель культурного типа, определенная деятельность в сфере культуры, ее воплощение. Квинтэссенция древней цивилизации и религиозной культуры, сосредоточенная в руинах древних каменных пещер на Шелковом пути, представляет собой ценнейшее духовное богатство нации и государства. В результате непреодолимых природных катаклизмов и разрушений, вызванных деятельностью человека, большей части реликвий были нанесены повреждения разной степени тяжести, особенно это касается настенных росписей, которые нуждаются в защите и исследовании. Теоретическое изучение буддийских росписей, представленных в коллекции Эрмитажа, может значительно улучшить и дополнить общую концепцию современного научного направления -турфановедения.

Как известно, с упадком торговых отношений на Шелковом пути, снижением влияния буддийских верований, а также наступившим господством ислама в Восточном Туркестане искусство пещерных росписей с

4

буддийским художественным сюжетом было «похоронено» в пустыне Западного региона. В конце XIX века экспедиции из различных стран мира обнаружили этот район, и внимание ученых привлекло изучение художественных ценностей, найденных здесь.

Среди обнаруженных ценностей искусство росписи представляло отдельный интерес как одно из важнейших и ценнейших составляющих культуры Восточного Туркестана. Благодаря международным исследованиям, заложившим основы дуньхуановедения и турфановедения, началось углубленное изучение искусства буддийских росписей из района Восточного Туркестана, большая часть которых представлена сегодня в Эрмитаже. В начале XX века российские востоковеды также подключились к научно-исследовательским изысканиям в данной сфере. В настоящее время нет систематического крупномасштабного художественного анализа буддийских росписей в регионах Турфана и Кучара, имеющихся в Эрмитаже. «Турфановедение» - это новая и незрелая наука по отношению к научным исследованиям «Дунхуановедения» (конкретное объяснение в первом разделе второй главы диссертации).

На базе взаимного интереса к этим росписям, начиная с конца XX века, установилось официальное научное сотрудничество между Китаем и Россией, однако состоявшихся примеров совместной научно-исследовательской деятельности между учеными и искусствоведами пока недостаточно.

Насущной остается проблема комплексного изучения росписей Турфанского региона, представленных в Эрмитаже, а также некоторых оригинальных немецких коллекций кызыльского фрескового искусства.

Состояние и степень изученности проблемы

До последнего времени художественные особенности буддийских росписей из турфанских1 и кучарских2 пещер не являлись предметом специального научного исследования в России. Между тем в КНР и некоторых других странах были проведены исследования, посвященные искусству росписи. К ним относятся работы Цзи Сяньлинь Тан

Шихуа У Синьхуа (ШШЩ, Чжао Ли ЩЩ Чжао Лия (М^Ш),

Валери Хансена (США), Альберта фон Лекока (Германия), Lilla Russell-8шкп(Германия), С.Ф. Ольденбурга (Россия), К. Ф. Самосюк(Россия), И. Ф. Поповой (Россия),Н. Г. Пчелин (Россия), Е. А. Кий (Россия).

Цзи Сяньлинь перевел «Записки западного региона

династии Тан (Записки о путешествии на запад)»3 («^^MMiB^^»). Это

подробные и тщательно выверенные заметки о путешествии танского монаха

династии Сюаньцзан Книга разделена на двенадцать томов. Тома 1 и

12 выступают интерпретациями и обобщениями сведений по истории, географии, религии, языку всего региона Центральной Азии на Шелковом пути. Данная книга - важный документ, фиксирующий историю китайского буддизма. В труде описаны буддийские религиозные направления, распространенные в западном регионе и странах Южной Азии, в дополнение автор приводит сведения о местных языках и подробно рассматривает сходства и различия между странами Центральной Азии на Шелковом пути. Книга « Запис ки западного региона дина стии Тан» помога ет проанализировать различные документы, обнаруженные зарубежными экспедициями в Восточном Туркестане в конце XIX века, а также дает

1Турфан - самый жаркий город Китая. Он был не только важным торговым и культурным центром на Великом шелковом пути, но и стратегическим постом на северной ветке древней караванной дороги.

2Кучар(Куча) - оазис в округе Аксу Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В начале XX века буддийские монастыри Кучи посетили две русские экспедиции, французская, англоиндийская, немецкая и японская.

3 ШШШ. [M]. Ф^^М, 1985: 439. Цзи С. Записки западного регионе

династии Тан, - Пекин.: Книжная компания Чжунхуа, 1985. - 439 с.

6

интересную интерпретацию различных влияний на стили и сюжеты пещерных росписей.

Работа Тан Шихуа «История по Буддисткой сутре турфанской

росписи» («Й^^ШШШ^^^») посвящена буддийским сутрам как основе

сюжета сохранившихся пещерных росписей в Турфане. Это описание историй, представленных в изображениях, рассказывающих содержание буддийских сутр и свидетельствующих о развитии и распространении буддизма в Турфане в средние века. Работа Тан Шихуа впервые в Китае систематизированно представила историю буддийских сутр в турфанских росписях, однако в силу ограниченного объема исследовательских материалов в ней не упоминаются росписи из собрания Эрмитажа.

В работе У Синьхуа (Ж^^) «Настенная роспись Турфана» («Й#

^^Щ») подробно представлены предметы искусства Турфана, собранные в

зарубежных музеях, в частности, в коллекциях Кореи, Германии и Японии. В книге содержатся изображения, необходимые для исследователей, работающих в сфере турфановедения, но в то же время здесь отсутствуют детальные описания сюжетов росписи и их глубокий художественный анализ.

Книга Хуан Вэньби5 («Археологические находки Турфана» представляет собой отчет, написанный Северо-

западной научно-исследовательской группой о ее работе в районе Турфана. Книга разделена на три части: первая - это описание Турфана, в том числе древнего городища, старых храмов и гробниц в районе Турфана, с дорожной картой и картой древнего города; вторая - описание реликвий, экспертиза древних документов, картин и других культурных объектов, полученных в

4 2015:116-117. Тан Ш. История по Буддисткой сутре турфанской росписи. - Урумчи.: Синьцзян-Народное издательство. 2015. - С 116-117.

5 [М]. 1954: 208. Хуан В. Турфанский Археологический Отчет. -Пекин.: наука, 1954. - 208 с.

результате исследования; третья - иллюстрации, то есть изображения реликвий и их описание. Книга стала первым официальным отчетом об археологических исследованиях Китая.

Американский историк Валери Хансен предложил исследование «Новая история Шелкового пути», где использовано большое количество новых археологических материалов и представлены актуальные результаты изучения средневековой истории Китая, в книге также изложена история археологических экспедиций западных стран Центральной Азии в Восточном Туркестане в конце XIX - начале XX века. Работа отличается яркими исследовательскими идеями, но представляет собой исключительно историческое, а не искусствоведческое исследование.

Труд немецкого ученого Альберта фон Лекока6 «Гаочан: сокровище древнего искусства в Турфане» имеет высокую академическую ценность. В монографии не только описаны редчайшие произведения искусства (такие как росписи в районе Турфана, созданные более тысячи лет назад), но также содержится подробная научная информация: сведения об экспедициях и территориальном расположении обнаруженных росписей. Большую ценность это издание имеет, прежде всего, потому, что в нем представлены произведения наскального искусства, около половины которых было уничтожено во время Второй мировой войны. Книга сделана в форме иллюстраций и заметок, посвященных древнему искусству Турфанского региона, и незаменима для научных исследований росписей Турфана. Но, к сожалению, в ней отсутствует их анализ.

Русский исследователь С. Ф. Ольденбург7 издал отчет о работе экспедиции, которой лично руководил. Работа называлась «Русская

6 ^Ш-Шй^, [М]. ШШ Ш1АЙЖШ±, 1912: 253. (ФРГ) Альберт ф. Л., Чжао Чунмин (перевод). Кочо: Факсимильные репродукции более важных находок первой королевской прусской экспедиции в Турфан в Восточном Туркестане. -Синьцзян.: Народ, 1998. -253 с.

7 Ольденбург С. Ф. Русская Туркестанская Экспедиция (1909-1910 гг.). Краткий предварительный отчет. - СПБ.: Издание Императорской академии наук, 1914. 141 с.

8

Туркестанская экспедиция с 1909 по 1910 годы». Это была первая российская экспедиция в Центральную Азию, целью которой было посетить Восточный Туркестан, а также произвести раскопки в Турфанском, Кучарском и Карашарском округах. Академическая ценность книги очень высока: работа детализирует конкретную информацию, полученную при изучении развалин, и сопровождается заметками, иллюстрациями и планами. В книге приводятся ценные сведения, коллекционные материалы каталогизированы, но художественный анализ обнаруженных объектов также отсутствует.

Русский исследователь К. Ф. Самосюк8 опубликовала книгу « Искусство кучарского оазиса в коллекциях России ». В нее собраны фрески и скульптуры, ремесла и др., полученные Русской экспедицией Березовского в 1906 году и Русской Ольденбургской экспедицией в 1909 году в Кучаре. В общей сложности насчитывается 262 иллюстрации культурных реликвий, 100 копирований сцены и 27 фотографий. Книга знакомит с историей и культурой Кучара, а также с обстоятельствами сбора культурных реликвий. Эта книга имеет высокую исследовательскую ценность и незаменима для археологических исследований на Шелковом пути и Синьцзяне.

Другой русский исследователь И. Ф. Попова9 выступила редактором сборника «Российские экспедиции в Центральную Азию в конце 19-го -начале 20-го века». В этом сборнике помещены статьи, освещающие историю освоения Центральной Азии российскими исследователями, а также этапы изучения археологических рукописных и этнографических коллекций, доставленных экспедициями конца XIX - начала XX века. Издание посвящено 190-летию Института восточных рукописей Российской Академии наук, где хранятся и изучаются уникальные документы на восточных языках Центральной Азии.

8 Самосюк К. Ф. Искусство кучарского оазиса в коллекциях России. - Шанхай: Изд-во «Древняя книга», 2018. - 412 с.

9 Попова И. Ф. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце 19-го - начале 20-го века / Сборник статей. - СПБ.: Издательство «Славия», 2008. - 244 с.

9

Следует отметить статью Чжао Ли «Коллекция росписей

кызыльских пещер в России» («Ш^Ш^ШШ^Ж^^ШШШ»). Это первая в

Китае публикация, посвященная российской коллекции кызыльских росписей. Сведения о большинстве из них публикуются впервые не только в Китае, но и в мире в целом. Однако в своей статье автор дает только краткое введение в историю росписей, указывает время создания и название той или иной росписи.

Чжао Лия Щ^Ш)11 в работе «Характеристики кучарского буддийского искусства и отношения между туюк-мазарскими пещерами» («'^ШШШ

доказывает диалектическую связь между

кучарскими и турфанскими росписями. Исследователь стремится определить степень и особенности их взаимовлияния.

Существует также целый ряд исследований, посвященных истории Шелкового пути. Это, например, книга «Новая история Шелкового пути»12. Однако проблема изучения древних росписей там не затрагивается и фиксируется лишь фрагментарно.

Таким образом, несмотря на существование ряда изданий по данной проблеме, в искусствознании не существует работ, комплексно рассматривающих проблематику буддийской росписи из коллекции Эрмитажа. Иными словами, не существует монографического исследования, объединившего в себе основные аспекты изучения (культурно-исторический контекст и традиции, художественные сюжеты и формы репрезентации искусства, тенденции развития) буддийской росписи в коллекции Эрмитажа.

10 [J]. ш^: 2018: 91. Чжао Л. Коллекция росписей кызыльских пещер в России. - Сиань.: Культурные реликвии, 2018. - С. 91.

11 шм.штшхшт&тшшттш j ях^жт 2015: 8-12.

Чжао Л. Характеристики кучарского буддийского искусства и отношения между туюк-мазарскими пещерами. - Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2015. - С. 8-12.

12 Valerie Hansen. The "Silk Road"a new history[M]. Beijing United Publishing Co., Led. 2015, 311p.

10

Этот факт свидетельствует об актуальности и необходимости данного диссертационного исследования, в частности, посвященного анализу взаимовлияния безекликских и кызыльскых пещерных росписей.

Объект исследования: буддийские росписи в коллекции Государственного Эрмитажа, созданные на территории Шелкового пути.

Предмет исследования: художественные и технологические особенности, культурный контекст росписей Турфанского и Кучарского регионов Шелкового пути в коллекции Государственного Эрмитажа.

Цель исследования: на основе изучения коллекции турфанских росписей из Государственного Эрмитажа провести анализ этих произведений с точки зрения сочетания в них новаций и традиций, ранее сложившихся в искусстве буддийской росписи.

Задачи исследования:

• составить представление о Шелковом пути (география, история, этнические группы, религиозные представления) как специфическом культурно-историческом явлении, во многом определившем условия возникновения и формирования искусства турфанских и кучарских росписей, обнаруженных и собранных русскими учеными в конце XIX -начале XX веков;

• рассмотреть вопрос об истоках формирования коллекции буддийских росписей в Государственном Эрмитаже: археологических раскопках, формировании отдельных коллекций, а также об исследованиях, проведенных в разных странах в конце XIX - середине XX века;

• дать общее представление об экспонатах в коллекции Государственного Эрмитажа, выбранных для изучения, в частности, описать их экспозиционное расположение, проанализировать его с точки зрения основного принципа систематизации данных экспонатов в музее -по принадлежности к той или иной экспедиции и исследовательской

деятельности тех или иных русских ученых;

11

• проанализировать росписи безекликских пещер из коллекции Государственного Эрмитажа с точки зрения их сюжетного разнообразия, особенностей изображения персонажей, их символики, а также художественных средств, использованных древними художниками; рассмотреть их связь с буддийским искусством;

• выявить основные черты искусства туюк-мазарских и кочоских росписей из коллекции Государственного Эрмитажа с опорой на анализ сюжетов произведений, их стилевых черт, символического и идейного содержания, соотношения с буддийским искусством;

• рассмотреть специфику искусства кызыльских росписей из коллекции Государственного Эрмитажа: осуществить анализ сюжетов, основных образов, а также выразительных особенностей жанра «ню» в кызыльских росписях;

• охарактеризовать технологические особенности буддийских росписей из коллекции Государственного Эрмитажа, в частности, художественно-выразительные возможности материалов, применяемых при создании произведений росписи;

• провести анализ грунтового слоя и цветовой композиции буддийских росписей из коллекции Государственного Эрмитажа;

• выявить формы повреждений древних буддийских росписей из коллекции Русского музея;

• показать вклад данного исследования в развитие современных научных представлений о художественной природе древних буддийских росписей, в том числе - в развитие «турфановедения» как нового научного направления ХХ - начала XXI века.

Методологическую основу диссертационного исследования

составили работы китайских и российских искусствоведов и культурологов. Методы исследования выбраны для получения объективных результатов

анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными методами выступили: культурно-исторический., цель которого - определение основных предпосылок появления искусства буддийских росписей на Шелковом пути и деятельности археологических экспедиций (Хуан Вэньби, Жун Синьцзян13, Чжао Ли, И.Ф.Попова, С.Ф.Ольденбург, Д.А. Клеменц, М. М. Березовский, К.Ф. Самосюк, Н.Г. Пчелин, Lilla Russell-Smith14); сравнительно-художественный метод в сочетании со структурно-композиционным позволили выявить сходства и различия изучаемых экспонатов по ряду параметров, в том числе по характеру композиционного построения конкретного произведения, и сделать выводы о присутствии сходства и различий у отдельных направлений искусства росписи в тех или иных регионах и в разные эпохи (М. Л. Рудова(Пчелина)15, Тан Шихуа, Валери Хансен, Чжао Лия, Lilla RussellSmith); иконологический позволил дешифровать художественные значения образов рассматриваемых экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа, объяснить и раскрыть набор смыслов и символических значений сюжетов, персонажей, произведений в целом, предложить их содержательную интерпретацию (Цзи Юйлинь, С. Ф. Ольденбург, Альберт фон Лекок, Е. А. Кий, У Синьхуа); стилистический способствовал выявлению системы устойчивых форм, выразительных качеств, характерных для стиля росписей того или иного региона, выделить в структуре изучаемых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа те формальные и содержательные признаки, которые дают возможность отнести его к тому или иному направлению в искусстве росписи.

13 ШК.

tt, 2010: 529. Жун Синьцзян. Сборник исследований недавно полученных документов, обнаруженных в Турфане // серия книг по историческому языку западных регионов. Пекин: Китайское народное издательство, 2010. -529с .

14 (DE)Lilla Russell-Smith. Uygur Patronage in Dunhuang: Regional Art Centres on the Northern Silk Road in the Tenth and Eleventh Centuries. Brill, Leiden and Boston, 2005. pp. 296.

15 Рудова М. Л. Введение // Памятники искусства из Дуньхуана хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Т. I. — Шанхай: Древняя книга; СПб: Государственный Эрмитаж, 1997. - С. 30-35.

13

Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы и коллекции Эрмитажа, а также материалы из бывшей немецкой музейной коллекции.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые на основе изучения коллекции буддийских росписей в Государственном Эрмитаже проведен анализ произведений турфанских росписей с точки зрения сочетания в них новаций и традиций, ранее сложившихся в искусстве буддийской росписи;

• впервые в процессе анализа произведений буддийских безекликских пещерных росписей, созданных древними художниками, найдены подтверждения гипотезы о возможности применения в турфанских росписях техники „оттиски" и „кустарного метода" для создания живописи;

• впервые при сопоставлении художественно - выразительных особенностей кызыльских росписей раскрыты и описаны основные черты жанра «ню», а также проанализированы те символические значения, которые позволили в древности расширить художественно-образные возможности создаваемых росписей;

• проведен анализ кызыльских росписей, собранных немецкой экспедицией и хранящихся после Второй мировой войны в Государственном Эрмитаже; в ходе анализа выявлено и обосновано влияние кызыльских буддийских росписей на росписи Турфана;

• при изучении художественно-образных особенностей произведений искусства древней росписи (Безеклика, Туюк-Мазар, Кочо) из собрания Государственного Эрмитажа конкретизирована их обусловленность территориальными различиями, своеобразием тех или иных культурных регионов и религиозных представлений;

• охарактеризованы технологические особенности буддийских росписей из экспозиции Государственного Эрмитажа, в частности,

проанализированы художественно-выразительные возможности материалов, применяемых при создании произведений росписи;

• выявлены наиболее характерные формы повреждений древних буддийских росписей из коллекции Русского музея;

• наряду с изучением деятельности Российских археологических экспедиций на Шелковом пути, рассмотрены новые моменты истории поступления и формирования коллекции буддийских росписей в Государственном Эрмитаже;

• в научный оборот впервые введен целый ряд зарубежных исследований, посвященных разработке данной тематики.

Положения, выносимые на защиту:

• Коллекция Государственного Эрмитажа является ценным источником установления специфики искусства древней буддийской росписи и выступает еще одним убедительным доказательством процесса ассимиляции в районе Турфан буддийских учений, обусловивших художественную эволюцию росписей на Шелковом пути;

• Экспонаты, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, систематизированы по региональному принципу; в соответствии с этим отдельное рассмотрение трех групп артефактов позволяет выявить наличие самостоятельных направлений в искусстве древней росписи, а именно: безеликские, туюк-мазарские, кочоские и кызыльские росписи.

• Художественно-выразительные особенности росписей Турфанского региона тесно связаны с деятельностью Шелкового пути и обусловлены как ассимиляцией различных школ буддизма в регионе Турфана, так и территориальными различиями, своеобразием региональных культур, религиозных представлений и эстетических учений;

• Роспись пещеры является особым направлением в искусстве Турфанского региона; процесс создания росписей из безекликских и

кызыльских пещер, хранящихся в коллекции Государственного Эрмитажа, включал применение техник «оттиски» и «кустарный метод».

• Основополагающим моментом при выборе методов реставрации турфанских росписей выступает анализ грунтового слоя и цветовой композиции росписей.

Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении в российском и китайском искусствоведении представлений о буддийской росписи, являющейся составной частью изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая. В работе исследуются произведения, представленные в залах Государственного Эрмитажа и являющиеся ценными памятниками декоративного искусства и мастерства художников буддийской росписи V-XIII веков.

В диссертации выявлены перспективные для дальнейших исследований проблемы зарождения и становления нового вида декоративного искусства. Подтверждено значение буддийской росписи как самостоятельного вида декоративного искусства и его соответствие художественным процессам, характерным для других видов искусства.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется не только современным запросом на изучение произведений буддийской росписи, но прежде всего, необходимостью пропаганды национальных духовных ценностей, бережного к ним отношения и способствует установлению верной ориентации в сложной и исторически весьма неоднородной художественной жизни буддизма. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность плодотворного диалога культур, более глубокого понимания национальной истории и культуры.

Новые материалы, введенные в оборот искусствоведческого знания, будут представлять интерес для исследователей древнего и современного искусства буддизма и, в частности, могут способствовать дальнейшему развитию нового научного направления - турфановедения. Введенные в

научный оборот памятники искусства росписи позволяют расширить представление об этом феномене, а также помогают глубже понять значение историко-культурного наследия буддизма.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательских работах по истории искусства, в частности, при составлении каталогов произведений искусства росписи на Шелковом пути.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий по истории искусства и в процессе преподавания университетских курсов по различным дисциплинам искусствоведческого цикла, а также в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля по теоретическим дисциплинам (история культуры Китая), в курсах по выбору, посвященных искусству Китая и т.д.

Использование результатов диссертационного исследования будет полезно при чтении спецкурсов, посвященных сюжетам и художественным особенностям искусства буддийских росписей; для создания видеомультимедийных учебно-методических материалов; при изучении научных исследований, как русских, так и китайских, посвященных искусству росписи.

Апробация исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры искусствоведения СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Основные положения исследования нашли отражение в восьми научных статьях, в том числе опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК; на международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения - 2019» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019); на международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Новосибирск, 2019); на

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Баобо, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Издания на русском языке

1. Абулайти М. Буддийская монументальная живопись на территории Западного Китая : дисс. канд. Искусствоведения. - СПБ.: РГПУ имени А. И. Герцена. - 2008. - 178 с.

2. Арапова Т. Е. Китайские изделия художественного ремесла в русском интероере XVII первой четверти XVIII в. (к истории культурных контактов Китая и России в XVH-XVIII вв.) // Труды Гос.Эрмитажа XXVII, Л.: Гос. Эрмитаж, 1989. - С. 108-116.

3. Асалханова Е. В. Художественно-технологическая специфика буддийской живописи // Вестник ИрГТУ. Социально-экономические и общественные науки. Иркутск, 2015. № 4 (99). - С. 185-191.

4. Бадьшкин А. Е. О буддийском влиянии в китайской культуре. - М.: Наука, 1934. с. 42.

5. Белозёрова В. Г. Анатомия традиционной китайской живописи // Общество и государство в Китае. -М: ИВ РАН, 2015. -Т.45. -Ч.2.[1031]с. -С. 342-370.

6. Белозёрова В. Г. Традиционное искусство Китая: В 2 томах : Том 1 : Неолит - IX век / В. Г. Белозерова. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - 648 с.

7. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. - Л. : Художник РСФСР, 1987. - 162 с.

8. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М.: Эдсмит, 2004. - 303 с.

9. Боревская Н. Е. Китайская культура во времени и пространстве / Н. Е. Боревская, С. А. Торопцев; Рос. АН, Ин-т Дальнего Востока. - М.: ФОРУМ. - 2010. - 478 с.

10.Бадылкин А. Е. О буддийском влиянии в китайской культуре. - М.: Наука, 1934. - С. - 42.

11.Бо Син-Цзянь. Да Лэ Фу. Ода Великой радости любовного соития Неба, Земли, тени и света. Серия: Восточная коллекция. М.: Наталис, 2003.

- 208 с.

12.Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Сборник статей. Серия: Культура народов Востока. Отв. редактор Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1982. 320 с.

13.Буддизм и государство на Дальнем Востоке. Академия наук СССР. Институт востоковедения. Сборник статей. Ответственный редактор Л.П. Делюсин. Вступительная статья А.С. Мартынова. М.: Наука, 1987. - 232 с.

14.Буддизм: История и культура. Ред. колл. Вертоградов В. В., Исаева Н. В., Кулланда С. В. М. Главная редакция восточной литературы. Издательство «Наука». 1989, 227 с.

15.Бяньвэнь о воздаянии за милости: (Рукопись из дуньхуан. фонда Инта востоковедения) / Факс. рукописи, исследование, пер. с кит., коммент. и табл. Л.Н. Меньшикова ; [Отв. ред. Б. Л. Рифтин]. Ч. 1- [АН СССР. Отд. истории. Ин-т востоковедения]. - Москва : Наука, 1972. 420 с. (Памятники письменности Востока).

16.Ван Янь. Вести из потустороннего мира. Буддийские короткие рассказы V в. / пер., примеч. и послесловие М. Е. Ермакова. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 175 с.

17.Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). Отв. редактор Завадская Е. Рецензенты: Кобзев А., Кожин П. М.: Наука, 1989. 309 с.

18.Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.

- 480 с.

19.Викторова О. С. Казимирова Р. А. Реставрация расписного потолка «Виноград» из Туюк-Мазара // Продленная жизнь. Реставрация произведений изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. - С. 81-90.

20.Виноградова Н. А. Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. Москва: Искусство, 1979. - 376 с. (Серия: Малая история искусств).

156

21.Воробьева-Десятовская М., Гуревич И., Меньшиков Л. Описание китайских рукописей дуньхуанского фонда института народов Азии. В 2-х томах. М. Изд. Восточной литературы 1963. - 775 с.

22.Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье : Архитектура. Искусство. Костюм / под ред. Б. А. Литвинского. -М.: Вост. лит., 2000. - С. 202.

23.Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс,1998. -480с.

24.Гусев И. Е. Все знаки и символы. Большая энциклопедия. - Минск.: Харвест, 2010. - С. 178.

25.Герасимова Н. Г., Мельникова Е. П., Бабарыкина Н. А. Влияние обработки растворами полибутилметакрилата на физические и механические свойства лессовой штукатурки // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Науч. реф. сб., 1979. Вып. 1. - С. 1621.

26.Долгов К. М. Духовная культура Китая. Критический анализ и краткое изложение Энциклопедии «Духовная культура Китая» (в 6 томах). М.: Научная книга, 2011. - 122 с.

27.Дудин С. М. Архитектурные памятники китайского Туркестана: из путевых записок. - Петроград.: Гос. тип., 1916. - С. 45.

28.Дудин С. М. Техника стенописи и скульптуры в древних буддийских пещерах и храмах западного Китая / С.М. Дудин. - Петроград : тип. Рос. акад. наук, 1917. - 21-92 с.

29.Дуньхуанские фрески. Предисловие проф. Центр. академии худ. Ван Сюня. Перерисовки худ.: Чжоу Шао-мяо, У Ми-фэна. Пекин, 1956. - 20 с.

30. Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. Т. 2: Мифология, религия / под. ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2007. -869 с.

31. Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т. Т. 6: Искусство / под ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2010. - 1031 с.

32. Дьяконов М. М. Росписи Пенджикента и живопись Средней Азии // Живопись древнего Пянджикента. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. -С. 89.

33. Дьяконова Н.В. Искусство народов Зарубежного Востока в Эрмитаже. Л.: Гос. Эрмитаж, 1962. - 127 с.

34. Дьяконова Н. В. Памятники искусства из Шишкина, хранящиеся в Государственном Эрмитаже. - Шанхай: Изд-во «Древняя книга», 2011. -411 с.

35.Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов вв. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.

36.Живопись средневекового Востока. Каталог выставки / под ред. Луконин В. Г. - Ленинград.: Советский художник, 1967. - С. 52.

37.Жун Синьцзян. 18 лекций о Дуньхуане. М.: Международная издательская компания «Шанс», 2019. - 488 с.

38.Жэнь Лань Синь. Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньху-ань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа) : дисс. канд. Искусствоведения. - СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 144 с.

39.Иванова Е. В. Рец. На кн.: «Обитель милосердия»: искусство тибетского буддизма. СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2015. -512 с.

40.Каган М. С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Изд-во «Искусство», Ле-нингр. отделение, 1972. - С. 20.

41.Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. - 288 с.

42.Кий Е.А. Основные источники для изучения редкой иконографической формы Манджушри // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы. СПб.: Издательство А. Голода, 2014. С. 144—154.

43.Клеменц Д. А. Сборник трудов орхонской поездки в среднюю Монголию в 1891 году. Императорская Академия Наук, 1895. 81с.

44.Козловская М. В. От изначальной концептуально сти к функциональной нецелесообразности (О происхождении одной изобразительной детали в настенной росписи «Бодхисаттва Маньджушри» из монастыря Безеклик) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 599-608.

45.Косолапов А. И., Маршак Б. И. Стенная живопись Средней и Центральной Азии. Историко-художественное и лабораторное исследование. -СПб.: «Формика», 1999. - C. 80.

46.Кравцова М.Е. Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества // Религии Китая. Хрестоматия. Сост. Е. А. Торчинов. СПб., 2001. С. 139-262.

47.Кравцова М. Е. История искусства Китая: учебное пособие. СПб.: Лань, Триада, 2004. - 960 с.

48.Кравцова М. Е. О начальном этапе распространения буддизма в Китае/Кравцова М. Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - Санкт-Петербург, 2011. Вып. 3. - С. 3-11.

49.Кравцова М. Е. Традиция погребальной монументальной скульптуры в контексте историко-политической и духовной культуры имперского Китая (I-XII вв.) // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Вып. 4. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 25-57.

50.Лю И, Попова И. Ф. Дуньхуановедение: перспективы и проблемы второго столетия исследований. Dunhuang studies: prospects and problems for the coming second century of research. Материалы на русском, английском и китайском языках. Санкт-Петербург: Славия, 2012. - 368 с.

51.Меньшиков Л. Н. Из истории китайской книги. СПб.: Нестор-История, 2005. - 324 с.

52.Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото. Императорская Академия Наук, 1914.

53.Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге. - СПБ.: Издание Отдела по делам Музеев и охране памятников Искусства и Страны, 1919. - 41 с.

54.Ольденбург С. Ф. Русские археологические исследования в Восточном Туркестане // Казанский музейный вестник, 1921. № 1-2. - С. 25.

55.Ольденбург С.Ф. Русская Туркестанская Экспедиция (1909-1910 гг.). Краткий предварительный отчет. - СПБ.: Издание Императорской академии наук, 1914. 141 с.

56.Ольденбург С. Ф. Экспедиция Д. А. Клеменца в Турфан в 1898 г. // Отдельный оттиск из 45-го тома «Известий Восточно-сибирского отдела Императорского Русского Географического общества». Иркутск, 1917. -270 с.

57.Осенмук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (ХП-ХШ вв.) в Китае. Монография. М.: Смысл, 2001. - 384 с.

58.Полевая и лабораторная консервация памятников археологии: Крат. тез. всесоюз. семинара «Новые методы исслед., консервации и реставрации худож. произведений». 1985 г. - 85 с.

59.Попова И. Ф. Жемчужины китайских коллекций Института Восточных Рукописей РАН. Глав. ред. Ю. Л. Полевой. СПб.: Кварта, 2018. 158 с.

60.Попова И. Ф. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце 19-го - начале 20-го века / Сборник статей. - СПБ.: Издательство «Славия», 2008. - С. 32-34.

61.Продленная жизнь. Реставрация произведений изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже / Государственный Эрмитаж. - СПБ.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2013. - 160 с.

62.Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. -М.: Искусство, 1982. -288 с.

63.Пчелин Н. Г. Культура и искусство Турфана // Пещеры Тысячи будд: российские экспедиции на Шелковом пути: к 190-летию Азиатского музея:

каталог выставки. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 209-213.

160

64.Регель А. Э. Путешествие в Турфан. Читано в Отделении математической и физической географии ИРГО 10 марта 1881 г. Отд. оттиск из Известий ИРГО за 1881 г. Т. 17. Вып. 4. - С.16.

65.Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. - СПБ.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2014. - 388 с.

66.Реставрация, исследование и хранений музейных ценностей. - Обзорная информация. Вып. 4. - Методы консервации и техники монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуры. - М., 1979. - С. 31.

67. Рудова М. Л., Бахтин Б. Б. и др. Страна Хань. Очерки о культуре древнего Китая. -Л: Детгиз, 1959. -45 с.

68. Рудова М. Л. Введение // Памятники искусства из Дуньхуана хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Т. I. — Шанхай: Древняя книга; СПб: Государственный Эрмитаж, 1997. - С. 30-35.

69. Рудова М. Л. Пранидхи: Стенная роспись из монастыря Безеклик. СПб.: Изд-во ГЭ, 2002. -18 с.

70.Рукописная книга в культуре народов Востока в 2-х книгах. Книга вторая. М.: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1988. -548с.

71.Савицкий Л. С. Описание тибетских свитков из Дуньхуана в собрании Института Востоковедения АН СССР. М. ГРВЛ. Наука, 1991. - 113 с.

72.Самосюк К.Ф.Буддийская живопись из Хара-Хото ХП-Х^ веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П.К. Козлова. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2006. - 424 с.

73.Самосюк К.Ф. Западный край: историко-культурный очерк // Пещеры Тысячи будд: российские экспедиции на Шелковом пути: к 190-летию Азиатского музея: каталог выставки. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. -480 с.

74. Самосюк К. Ф. Искусство кучарского оазиса в коллекциях России. -

Шанхай: Изд-во «Древняя книга», 2018. - 412 с.

161

75. Самосюк К. Ф. Искусство пещерных буддийских храмов Кучи // Сообщения Государственного Эрмитажа. - СПБ.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. - 158 с.

76. Сергей Фёдорович Ольденбург— учёный и организатор науки / Сост., отв. ред. И. Ф. Попова. — М.: Наука-Вост. лит., 2016. — 477 с.

77. Статский Б.Я. Судьбы буддизма в Средней Азии (по данным археологии). М.: Восточная литература. 1998. - 216 с.

78.Страны и народы Востока. Выпуск 10. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. М.: Наука, 1971.- 292 с.

79.Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН / Под ред А.В. Зорина.-СПБ.: Петербургское Востоковедение, 2013.- 240 с.

80.Торбик В. С. Методика повторной реставрации фрагментов монументальной живописи на лессовой штукатурке. СПБ, 2017. - С. 10-27.

81.Торбик В. С. Методика повторной реставрации фрагментов монументальной живописи на лессовой штукатурке. СПБ, 2017. - С. 47.

82.Торчинов Е. Краткая история буддизма: происхождение и развитие, философия и литература. СПб.: Амфора, 2008. - 430 с.

83.Труды Государственного Эрмитажа. Том XXVII. Культура и искусство народов Востока. 9. Л.: Аврора 1989, 160 с.

84.Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. -Москва.: Тип. «Кр. печатник», 1947. - 144 с.

85.Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. - Москва: Тип. «Кр. Печатник», 1947. - С. 26-27.

86.Фишер Р.Е. Искусство буддизма. М., Слово, 2001. - 224 с.

87.Цзинь М. Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан : дисс. канд. Искусствоведения. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2004. - 204 с.

88.Чай Цзяньхун, Лю Цзиньбао. История Дуньхуана. Москва: ШАНС, 2016. - 95 с.

89.Чжао Б. Художественный анализ орнаментов и узоров росписей из

коллекции Эрмитажа / Чжао Баобо // Университетский научный журнал /

162

Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб, 2019. № 46. - С. - 250-254.

90.Чжао Б. Анализ художественной формы росписи Туюк-Мазар из коллекции Эрмитажа // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. ХХХ1У-ХХХУ междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2019. № 4-5 (32). - С. 22-27.

91.Чжао Б. Художественные открытия «турфановедения» на Великом шелковом пути / Чжао Баобо // Культура и искусство. - М., 2018. - № 9. -С. 59-65.

92.Чжао Б. Художественный анализ орнаментов и узоров на росписях безекликских пещер / Чжао Баобо // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. Х1Х междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2019. № 2 (15). - С. 9-13.

93.Чжао Б. Буддийские сюжеты росписей в коллекции эрмитажа: художественный анализ // Месмахеровские чтения - 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21—22 марта 2019 г. : сб. науч. ст.; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» ; науч. ред. А. О. Котломанов. — СПб.: КультИнформ-Пресс, 2019. - С. 9-14.

94.Чжао Б. Проектная программа по реставрации росписей / Чжао Баобо // Университетский научный журнал. 2018. - № 42. С. 184-189.

95.Чжао Б. Китайские росписи в экспозиции Государственного Эрмитажа (проблема планирования методов реставрации) / Чжао Баобо // Университетский научный журнал, 2018. - № 43. С. 211-213.

96.Шейнина Е. Г., Винокурова М. П. Методика реставрации монументальной живописи из археологических раскопок, 2002. - 29 с.

97.Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма. Лекции проф. Щербатского, читанные на Первой Буддийской Выставке в Петербурге. П. Отдел по делам Музеев и охране памятн. Искусства и Старины, 1919. - 48 с.

98.Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. Редколл. Бокщанин А. А., Васильев Л. С., Кобзев А. И. М.: Главная редакция восточной литературы. Издательство «Наука», 1988. - 331 с.

99.Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / пер. с кит. М.: Наука, 1965. - 494

с.

100.Яловенко Г. В. Русские художественные лаки / Г. В. Яловенко. - М.: КОИЗ, 1959. - С. 42.

Издания на китайском и английском языке

2014: 569. (ФР) Али М. Шелковый путь -Китай - Персидский культурный обмен / перевод: Гэн Шэн. Пекин.: Китайская тибетология, 2014. - 569 с.

[В]. ^

2015: 127. Амитья А. М. Британская исследовательская

деятельность в Китайском Синьцзяне: дисс. канд. Мирововедения. -Ухань.: Уайчжунский педагогический университе, 2015. -127 с.

[М]. 1Ш:

1ШАйЖШ±, 1912: 253. (ФРГ)Альберт ф. Л., Чжао Чунмин (перевод).

Кочо: Факсимильные репродукции более важных находок первой королевской прусской экспедиции в Турфан в Восточном Туркестане. -Синьцзян.: Народ, 1998. - 253 с.

[М].

ЖШЙ,1987: 208. Асакура Ц., Лу Цинфу. Плоская композиция искусства и дизайна. - Шанхай.: народное изобразительное искусство, 1987. - 208 с.

[М]. #13, , Ш0

^,0279^, ^63^. Баддхабхадра. Дафанг Гуанхуа Яньцзин. Том.13. Восточная династия Цзинь.: Да Чжэнцзан, вып. 10, №. 0279. - С. 63.

106.^^^. НМ^Ш^Й^ [М]. ,2008:

798. Ван Б. Археологическая история про ападные земли. - Пекин.: Изд-во Народного университета , 2008. - 798 с.

107.^. [М]. 2011: 126.

Ван Йао. Искусство узора в росписи западных регионов. - Чанчунь.: литература и искусство, 2011. - 126 с.

[Л]. 1983: 134.

Ву В. Предварительное исследование по боди-арту кызылских пещер. -Пекин: Центрально-азиатский журнал,1983. -134 с.

[Л]. 2011(6):1-7. Ван С. Изучение и практика методологии

защиты от накипи на основе китайских рекомендаций по защите реликвий. -Ганьсу: Исследование Дуньхуана, 2011. - С.1-7.

110.^#ш, ЭД*. МшяШЯМШ+^ШЖЙ^^&Ш [Л].

2008(6): 13-18. Ван В., Ма Ц. Теоретическая практика и

применение процедур проектирования защиты и росписи. -Ланьчжоу.: Ду-ньхуан исследования, 2008. - С. 13-18.

ш.т [Л].

2011(04): 59-60. Вэнь Б. Изменения и развитие древнекитайских фресок за счет использования материалов и производственного процесса. -Шань щи: Исторические записи, 2011. -С. 59-60.

112.#^1, Ш&—[М].

1985 :736. Геродот Г. Истории греко-персидских войн / перевод: Ван Ижи. -Пекин.: Коммерческого издательство, 1985. - 736 с.

165

113.?^. [М]. ^Ж:

2015: 456-472. Гэн Ш. Исследование французского синолога по Шелковому пути.-Пекин.: издательство академии, 2015. - С. 456-472.

П4.ш. т.

^,2013:34-36. Гао Я. Исследование традиционных материалов Кучарских

пещер. -Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2013. - С. 34-36.

115.11^. 2010: 69. Дуань

Вэньцзе. Китайские фрески Дуньхуана ■ Процветающая династия Тан [М]. Тяньцзинь: изд-во народа, 2010. - 69с.

116.Ш1Х [М]. 2006: 76-77. Дунь Ц.

История буддизма. -Цзянсу: Народное издательство, 2006. - С. 76-77.

[Л]. ^ 2016: 23. Дэн Я. Ис-

следование традиционной живописи по средней линии. -Кайфэн: Гранд Вью арт, 2016. - С. 23.

118.Т# , . [Л].

Х^ШЖ(С88а), 2017(2): 40-44. Дин Ф., Ши Р. Исследование по сохранению и восстановлению материального наследия "Пояс и Дорога". - Пекин: Сто школ в искусстве, 2017. - С. 40-44.

119.ШЖ.

2010: 529. Жун Синьцзян. Сборник исследований недавно полученных документов, обнаруженных в Турфане // серия книг по историческому языку западных регионов. Пекин: Китайское народное издательство, 2010. -529с .

1984: 56. Китайская академия общественных наук ■ Институт

истории. Исследование китайской истории. - Пекин.: Общественные науки Китая, 1984. - С. 56.

[Л]. 2008(1-3): 64. Ки-

тайская буддийская ассоциация. Буддийская культура. -Пенкин.: буддий-ской культуры, 2008. № 1-3. - 64 с.

122.#Ш#. [М]. 2006: 378.

Лин М. 15 лекция по археологии Шелкового пути. -Пекин.:Изд-во Пекинского университета, 2006.-378с.

123.^Ш^. [Л]. ^М^: ^М^А^^т, 2017(31-1):21-24. Ли Ч. Наименование и содержание Шелкового пути. -Шихезь.: Вестник Университета Шихези, 2017. - С. 21-24.

124.ЭД**. [Л].

^,2001:43-44. Лю Ю. Краткое описание обета 32-й пещеры Безклик Кор-рика. - Ганьсу.: Исследование Дуньхуана, 2001. - С. 43-44.

125.Ц,^ВД. [М]

2011: 322. Лу Ц., Чжан Л. Иран: сближение восточной и западной цивилизаций. - Гонконг.: Городской университет Гонконга, 2011. - 322 с.

126.^М(^) [М]. ^Ж:

2008: 431. Ли Ц (Династия Сун)., У Цзимин (перевод). Заметки и

толкование "Образцы строительства". - Пекин.: Изд-во химической промышленности, 2008. - 431 с.

127.®^. [О]. ^Ш:ШЖМА

^,2009: 36. Лу Т. Исследование эволюции китайских традиционных вихревых моделей: дисс. маги. Искусствоведения. -Цзинань: Шаньдунский педагогический университет, 2009. - 36 с.

128.«. Ж^^ГШШ! [Л]. ШШ: ШШМ^т 2015(13):70-76. Лю Ч. Двуглавые птицы и Поклонение шаманам. - Вэй Нань: Вестник Вейнанского педагогического университета, 2015. - С.70-76.

[Л]. тШ: А^^да

2014: 17-19. Ли С. Исследование костюмов королей, королев и дворян в росписях Куча. - Шицзячжуан: сценический журнал, 2014. - С.17-19.

[М]. 1Ш^^Ж»±,1992: 396. Марио Б., Сюй Ц., Хэ Х.

Центральноазиатская живопись - Центральноазиатское буддийское искусство. - Урумчи.: Синьцзянская фотопресса, 1992. - 396 с.

131.ЗД. [Л]. ШШШ

^,2005: 61-66. Ма Ц. Сравнение материальных методов между фресками

Дуньхуана и фресками с мокрой поверхностью. - Ланьчжоу.: Исследования Дуньхуана, 2005. - С. 61-66.

132.^^. [В].

2016: 185. Пэн Ц. Исследование документов китайского

буддизма, обнаруженных в гроте Безеклика в Турфане: дисс. канд. Истори-коведения. - Ланьчжоу.: Ланьчжоуский университет, 2016. -185 с.

[М]. 1999: 485.

Сима Ц. Гунны Биография пятидесятой / Исторические записи. - Пекин.: Изд-во Цзинхуана, 1999. - 485 с.

134.#ш&. [М].

1990: 166-169. Сюй Х. Синьцзян древней национальной теории культуры. -Урумчи.: Изд-во Синьцзянского университета, 1990. - С.166-169.

135.^. [В]. 2010: 177. Сун В. Отани экспедиция -Турфанского региона деятельности: дисс.

канд. Историковедения. - Ланьчжоу.: Ланьчжоуский университет, 2010. -177 с.

136.?/ШВ, ?/Ш. [М]. ^ЖШ:

ШЙ, 2000: 3291. Сунь Д., Сунь Х. Вэй и Цзинь в династии Суи и Тан / Интеграция китайской археологии. - Чжэнчжоу.: Древние книги Чжунчжоу, 2000. - 3291 с.

137.#Л|ШЯ.ШМ^Ш1 [М]. ШН: 1999: 277. (Япония) Сян Чуан Мо Ши. Археологическая атлас Западного региона. -Ханчжоу.: Изд-во Чжэцзянского народного искусства, 1999. - 277 с.

138.&Ш. [М].

2001: 252. Сюй М. Юньшань Лишуй: Исследование работ традиционного живописца Пан Лишуй. -Тайвань: Центр традиционного искусства, 2001. - 252 с.

139.#нт [М]. ЙНН: 2007: 264.

Сунь С. Иминология бодхисаттвы Манджушри. -Ланьчжоу.: Народное издательство Ганьсу, 2007. - 264 с.

^,2007: 74-75. Су Ю. Доноры, ремесленники и пещерные храмы в Западном регионе. - Урумчи.: Исслкдования западного региона, 2007. - С. 74-75.

[Л]. ЙНН:

2017(21): 44-46. Сюй Х. Исследование дизайна древней росписи по защите и восстановлению. - Ланьчжоу.: наука и технологии Ганьсу, 2017. - С. 44-46.

[Л]. ЙНН: 2016(5): 162. Сюй Ю, Е. Мей. Спасательная защи-

та и ремонт 56-й пещеры в пещере Кумутула. - Ланьчжоу.: Исследования Дуньхуана, 2016. - С. 162.

143.ШЙК, Й&^ЖШШМШ&Л]. ШЩ^,

2000: 65-75. Су Б., Ли Ц. Исследование пигментов кызыльскых пещер. -Ланьчжоу.: Дуньхуанское исследование, 2000. - С. 65-75.

2015:116-117. Тан Ш. История по Буддисткой сутре турфанской росписи. -Урумчи.: Синьцзян-Народное издательство. 2015. - С 116-117.

145.*ЩШ¥£[М].

2003: 145-147. Тянь Ц., У Ш., Тянь Ц. История китайских образцов. - Пекин.: Издательство высшего образования, 2003.- С. 145-147.

146.Ж1№ [М]. 2003: 256. У С.

Турфанская роспись. - Цзинань.: Изд-во изобразительного Шаньдуна, 2003. - 256 с.

[Л]. 1989(15-16): 50. Универси-

тет Ланьчжоуа : Группа Дуньхуановедения.Серия исследований Дуньхуа-новедения. - Ланьчжоу.: Ланьчжоуский университет, 1989, - С. 50.

148.^, Ш. [М]. Ш:^, 2009: 129. У

В., Ляо Ц. Анализ символов искусства облаков в династии Хань. - Шэньян.: Мэй юань, 2009. - 129 с.

149.Ж1№ 2013: 24. У С. Кызыльская роспись. -Цзинань.: Изд-во изобразительного Шаньдуна, 2013, -256с.

150.#^$. [Л].

2017(25):59-69. Фу М. На древнем Шелковом пути от повторного изучения. -Пекин.:Вестник тихоокеанского журнала, 2017.- С. 59-69.

151.^ПВ. [М]. 2001: 325.

Фан Г. Китайский буддийский культурный вид. - Пекин.: Изд-во Пекинского университета, 2001. - 325 с.

^^№^,2009(6): 5-6. Фан З., Чэнь Г. Экспериментальное исследование

по сохранению и ремонту хрустящих тюленей в пещере 98-й грот Могао. -Ланьчжоу.: Исследования Дуньхуана. - 2009. - С. 5-6.

153*Е#. ЙНН:ШШШ

^,2008(6): 19-22. Фань Ц. Исследование технологии реставрации росписей в пещерах Могао (85-я пещера) в Дуньхуане. - Ланьчжоу.: Исследования Дуньхуана, 2008. - С. 19-22.

[М]. 4ЬЖ:Ш#

ЁР^Ш, 2010: 71. (АНГЛ)Хэлфорд Д. М. Географический центр истории / перевод: Лин Э, Чэнь Ц. - Пекин.: Коммерческое издательство, 2010. - 71 с

155.Й£^. [М]. 1954: 208. Хуан В. Турфанский Археологический Отчет . - Пекин.: наука, 1954. - 208 с.

156.М^Л|. [М]. 4ЬЖ: ИЖ^ЖШ^, 2008: 513.

Хэ Ф. История китайского и зарубежного культурного обмена. - Пекин.: Международная издательская корпорация культуры, 2008. - 513 с.

157.Ш. [Л]. ЙНН|:«1^$т1989:

48. Хоу Ч. Обзор исследований арфистов Турпана и Турфановедения. -Ланьчжоу.: Серия Дуньхуановедения, 1989. - С. 48.

158.Ш. ЙНН: «1^$т1989:

49-62. Хоу Ч. Обзор исследований арфистов Турпана и Турфановедения. -Ланьчжоу.: Серия Дуньхуановедения, 1989. - С. 49-62.

[Л]. ШШШ

^ЁА^^т, 2005:62-63. Хо С. Росписи кызыльских пещер и местная культура Куча. - Урумчи.: Вестник Синьцзянского педагогического университета, 2005. - С. 62-63.

[М]. ШШ^, 2001: 50-55. [США] Ху С, Перевод Тан Лии. Формирование узора - нанесение оттиски в росписи храма. - Ланьчжоу.: Дуньхуан Исследования, 2001. - С. 50-55.

161.^Ш*. [Л].

1986(3): 135. Цзи С. Дуньхуановедение, Турфанове-

дение в истории китайской культуры и роль. - Пекин.: Редакционного совета красного флага, 1986. - 135 с.

Шй^ЖПЖЖШт [Л]. 2001(6): 31-56. Центральноазиатский семинар(Корея). Исследование на месте пещер и монастырей в Синьцзяне. - Сеул.: Исследования в Центральной Азии, 2001. - С. 31-56.

163ЖЖ. [Л].

^,2012:41. Цзя И. сущность росписей пещер Гаочана. -Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2012. - С. 41.

164ЖЖ. [Л].

^,2012: 45. Цзя И. сущность росписей пещер Гаочана.- Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2012. - С. 45.

[М]. 1985: 138-139. Цзи

С. Записка о западном регионе династии Тан, - Пекин.: Книжная компания Чжунхуа, 1985. - С.138-139.

166.^Ш*. [М].

НЩ^^, 1982: 114-180. Цзи С. История китайско-индийских культурных связей/ Документы по культурным связям Китая и Индии. - Пекин.: Книжный магазин Санлиань, 1982. - С.114-180.

167.fi«. т^ет^ИШ^ [О]. Ш: ШША^, 2014: 45. Цао

Л. Исследование ромбовидного узора Кучской росписи: дисс. маги. Искусствоведения. - Чунцин.: Юго-западный университет, 2014. - 45 с.

168.&&Ж. МАЯ - ЙЙН^ [Л]. ЯАЙЖШЙ, 2011:

37-49. Чжан Л. Очарование Синьцзяна / на запад. - Урумчи.: Народ, 2011. -С. 37-39.

169.цм. [Л]. мдат

2003:1-8. Чэнь Г. Изучение и развитие турфановедения. - Урумчи.:Изда-тельство западнего исследования, 2003. - С. 1-8.

170.ЦЙ*. [Л]. й

НН: 2016: 83. Чэнь А. 17-ая пещера грота Безеклик, интерпре-

тация «Махаяна торжественный король».-Ланьчжоу.: Исследование Дунь-хуана, 2016. - С. 83.

[М]. 2012: 176-179. Чэнь

Б. буддийская жизнь и смерть, - Пекин: Изд-во Центральной компиляции, 2012. - С. 176-179.

[Л].

Ж^А^, 2006: 77. Чжао М. Пещеры Дуньхуана Могао и исследование

светских женщин в династиях Суй и Тан: дисс. маги. Искусствоведения. -Шанхай.: Университет Дунхуа, 2006. - 77 с.

173.3Ш*?. [Л]. 2011:

175. Чжан Х. Анализ китайских традиционных орнаментов и узоров феникса. - Аньхой: Исследование художественного образования, 2011. - 175 с.

[Л]. Ш^: 2018: 91. Чжао

Л. Коллекция росписей кызыльских пещер в России. - Сиань.: Культурные реликвии, 2018. - С. 91..

[J]. ЙНН: ЙННА^,

2008: 49. Чжун Ц. Исследование локализованных декоративных особенностей росписей кызылских пещер: дисс. магистра дизайноведения. -Ланьчжоу.: Университет Ланьчжоуа, 2008. - 49 с.

176.&££. ^^МА^Х^Ш [J]. ШН: Х^Ш, 2015: 10-11.

Чжан Ц. Анализ боди-арта кызыльских росписей. - Ханчжоу: искусство технологии, 2015. - C.10-11.

177.««. МШЖЙ^Й»^ [J].

2009: 24-28. Чжао Л. Происхождение и влияние рифмованного метода западных регионов. - Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2009. - С. 24-28.

178.««. ^Ш^^ЖМШ^ШШЖХ^Ш [J]. ЙНН: Ш!

2005: 75-76.Чжао Л. Изготовление и анализ процесса росписи пещер в Шелковом пути. -Ланьчжоу.: Дуньхуан Исследования, 2005. - C. 75-76.

179.«« .^Ш^^ЖМШ^ШШЖХ^Ш [J]. ЙНН: Ш!

2005: 81-82. Чжао Л. Изготовление и анализ процесса росписи пещер в Шелковом пути. - Ланьчжоу.: Дуньхуан Исследования, 2005. -C.81-82.

[J]. m

iSX^^fê^^, 2015: 8-12. Чжао Л. Характеристики кучарского буддийского искусства и отношения между туюк-мазарскими пещерами. - Урумчи.: Вестник Синьцзянской академии художеств, 2015. - С. 8-12.

18Utffi. ШШШ^ЙЗДШШ«^ [J]. Ж^А^, 2005: 71.

Шен Я. Исследование костюмов уйгуров в росписи Дуньхуана: дисс. маги. Искусствоведения. -Шанхай.: Университет Донхуа, 2005. - 71 с.

182.Ш. Ш^ШШ^Ш^ [Л]. Ж^А^, 2008: 216. Шен Я.

Уйгурские исследования культуры одежды: дисс. канд. искусствоведение. -Шанхай.: Университет Донхуа, 2008. - 216 с.

183.&Ш.ШЖ:2008:

107-110. Ши С. Введение в искусство Кучарской росписи. - Нанкин: Вестник Нанкинского университета искусств, 2008. - С. 107-110.

184.Ш^. Д^ШШ^ШтШШШШ^ШЙ [Л]. т1: т

2016(29): 64-69. Ян Ц. От рождения древнего Шелкового пути

до строительства современного Шелкового пути. - Яньтай.:Вестник Янь-тайского университета, 2016. - С. 64-69.

185.Ш^, [М].

Й, 2013: 317. Ян Ф., Чэнь А. Религия Турфана. -Урумчи.:изд-во Синьц-зянское научное и технологическое, 2013. - 317 с.

[М].

2016: 296. Ян Ч., Лин В. Искусство лэй Гуйюань. - Шанхай: Шанхайское культурное издательство, 2016. - 296 с.

187.[Л]. ШШ: ШША^, 2006: 45. Ян

В. Экзотические модели Северной династии: исследование моделей жимолости: дисс. маги. Искусствоведения. - Шаньси.: Университет Шаньси, 2006.- 45 с.

[Л]. МБ:

2016: 32. Ян Я. Переосмысление линейных особенностей кызылской росписи. - Хэфэй.: Исследования художественного образования, 2016. -32 с.

Ш [Л]. ШХ: 2010: 152-156. Ян С. Проявление и эсте-

тические особенности боди-арта в древних кучарских росписях в районах

проживания этнических меньшинств Синьцзяна. - Ухань: Вестник ЮжноЦентрального университета национальностей, 2010. - С.152-156.

190.Aurel S. S. Detailed Report of Explorations in Central Asia and Westernmost China Carried Out and Described Under the Orders of H.M. Indian Government. -Oxford.: Oxford at the clarendon press. -1921. -183 p.

191.Chizhova A. A. Expedition silk road: Journey to the West, Treasures from the Hermitage[M]. Amsterdam: Museumshop Hermitage Amsterdam.

2014. 255p.

192.Daniel C.W. Riehthofen's 'Silk Road':Toward the Archaeology of a Concept. The Silk Road. Vol. 5, No.1 (2007), p.4-5.

193.Fred H. A. Wall Paintings from Ancient Shrines in Central Asia. -London.: Oxford university press. 1948. 36p.

194.Jokilehto J. Authenticity in Restoration Principles and Practices[J]. Bulletin of the Association for Preservation Technology.1985. vol17. NO.3/4. C5-11.

195. (DE)Lilla Russell-Smith., Ines Konczak-Nagel. The Ruins of Kocho: Traces of Wooden Architecture on the Ancient Silk Road. Berlin, Books & Media, 2016. pp.160.

196. (DE)Lilla Russell-Smith. Uygur Patronage in Dunhuang: Regional Art Centres on the Northern Silk Road in the Tenth and Eleventh Centuries. Brill, Leiden and Boston, 2005. pp. 296.

197.Peter Nolan. The Silk Road by Land and Sea. Horizons, September

2015, Issue, No.4, P.142.

198.Sarah E. F. Performing the Visual: The Practice of Buddhist Wall

Painting in China and Central Asia, 618-960[M]. -Palo Alto: Stanford University Press, -2003. -392 p.

199.(USA) Valerie Hansen. The "Silk Road"a new history[M]. Beijing United Publishing Co., Led. 2015, 311p.

200.Официальный сайт ярмарки SINA. [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/AÄM/1896949?fr=aladdin.^aTa обращения: 07.28.2018)

201.Официальный сайт ярмарки SINA. [Электронный ресурс]. URL:http://blog.sina.com.cn/s/blog_5effd9ec0100e68h.html (дата обращения: 02.08.2009)

202.Официальный сайт ярмарки SINA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsread.com/index.php/article/showread?id=824570.(дaтa обращения: 26.01.2018).

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А. Л. ШТИГЛИЦА»

На правах рукописи

ЧЖАО БАОБО

Буддийские росписи Турфанского и Кучарского регионов Шёлкового пути в коллекции Государственного Эрмитажа: художественные особенности и культурный контекст

ТОМ II

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Научный руководитель: Горбунова Татьяна Васильевна

доктор философских наук,профессор

Санкт-Петербург 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение I. Карта Синьцзяна. Распределение основных пещер росписей

в Синьцзяне...................................................................................7

Приложение II. Таблица 1. Основные зарубежные экспедиции в районе

Турфана и Кучи..............................................................................9

Приложение III. Таблица 2. Основные участники экспедиции в районе

Турфана и Кучи.........................................................................................12

Приложение IV. Таблица 3. Шифр музейных предметов в коллекции

Эрмитажа.....................................................................................17

Приложение V. Таблица 4. Результат аналитического грунтового

слоя............................................................................................19

Приложение VI. Таблица 5. Проектная программа по реставрации

росписи.......................................................................................21

Приложение VII. План расположения памятник в пещерах " Шелкового

пути "..............................................................................................................23

Ил. 1. Безеклик. Южная часть средней группы пещер.............................24

Ил. 2. Немецкий Безекликский план...................................................25

Ил. 3. Русский Безекликский план.....................................................25

Ил. 4. Английский Безекликский план................................................26

Ил. 5. Китайский Безекликский план..................................................26

Ил. 6. Туюр-Мазар. Монастырь левого берега......................................27

Ил. 7. Русский Туюр-мазарский план..................................................28

Ил. 8. Немецкий Туюр-мазарский план...............................................28

Ил. 9. Кочо (Идикут-Шари ). Здание в ряду параллельном южной стене

Северный фасад...........................................................................29

Ил. 10. Немецкий Кочоский план......................................................30

Ил. 11. Кызыл (Куча). Передняя часть пещеры......................................31

Приложение VIII...........................................................................................32

8.1. Основные произведения Турфанских росписей.............................33

2

Ил. 12. ТУ-540. Бодхисаттвы - Часть композиции Пранидхи.....................33

Ил. 13. ТУ-775. Пранидхи................................................................34

Ил. 14. ТУ-776. Бодхисаттвы Манджушри...........................................35

Ил. 15. ТУ-331. Сцена проповеди Будды.............................................36

Ил. 16. ТУ-782. Лотосовый пруд с утками.Фрагмент расписного пола........37

Ил. 17. ВД-687. Первый поворот к Фалунь и донаторы...........................38

Ил. 18. ТУ-495. Рай сукхавати / Чистая земля Будды Амитабхи................39

Ил. 19. ТУ-524. Будды на лотосовых престолах.Фрагмент росписи патолка.40

Ил. 20. ТУ-539. Осёл и Верблюд.Часть композиции Пранидхи..................41

Ил. 21. ВД-622. Донатор шапки в виде персика.....................................42

Ил. 22. ВД-673. Фрагмент росписи - группа людей................................43

Ил. 23. ВД-752. Донатор - Знатная Уйгурка..........................................44

Ил. 24. ВД-813. Часть композиции Пранидхи........................................45

Ил. 25. ТУ-532. Сиддха. Безеклик.У11-1Х вв..........................................46

Ил. 26. К1МШ-6891. Фрагмент рописи - брахман...................................47

Ил. 27. N0-4097. Намо брахма фо......................................................48

Ил. 28. №-10. Фрагмент росписи Тысячи Будд......................................49

Ил. 29. ТУ-568. Портрет донатора знатного уйгура с персиковой шапкой.....50

Ил. 30. ВД-862. Бодхисаттва держит полог..........................................51

Ил. 31. ВД-830. Портрет женского донатора с молитвенным жестом...........52

Ил. 32. ТУ-920. Портрет художника с ручкой........................................53

Ил. 33. ВД-777. Мужской портрет с головной платкой............................54

Ил. 34. ВД-795. Портрет донатора знатного уйгура................................55

Ил. 35. ТУ-533. Брахман с тарелкой...................................................56

Ил. 36.1В-8383. Фрагмент росписи с драконом.....................................57

Ил. 37. ВД-871. Фрагмент росписи потолка в пещере..............................58

Ил. 38. ВД-916. Уйгурский аристократический донатор..........................59

Ил. 39. ТУ-514. Бодхисаттва Майтрея в зеленой юбке.............................60

Ил. 40. ТУ-938. Рай Сукхавати..........................................................61

Ил. 41. ВД-672. Группа донаторов - мужчина и две женщины...................62

Ил. 42. ВД-758. Группа донаторов с ромбической прической....................63

Ил. 43. ВД-798. Три донатора. Фрагмент росписи..................................64

Ил. 44. К1МШ-6876. Группа донаторов - три мужчины...........................65

Ил. 45. ТУ-780. Животные птицы в обомлели растительного орнамента.

Роспись свода потолка....................................................................66

Ил. 46. ТУ-703. Сцены из жизни Будды Шакьямуни................................67

Ил. 47. ТУ-507. Фрагмент росписи. Двухголова птица............................68

Ил. 48. ККИ-0314. Фрагмент росписи с двуглавой птицей.......................69

Ил. 49. ВД-917. Женщины донаторы..................................................70

Ил. 50. ВД-869. Монголка в традиционном головном уборе......................71

8.2. Основные произведения Кызыльской росписи...............................72

Ил. 51. ВД-766. Бог дерева с молитвенным жестом.................................72

Ил. 52. ВД-628. Джатака о милосердном князе-черепахе..........................73

Ил. 53. ВД-723. Король Юэ Гуан отдает свою голову..............................74

Ил. 54. ВД-861. Вишвантара джатака..................................................75

Ил. 55. КУ-821. Горный пейзаж с изображением знаков зодиака и сцен

приношения даров Будде. Роспись свода потолка..................................76

Ил. 56. ВД-716. Ромбическая картина - история кармы...........................77

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.