Бизнес и предпринимательство в контексте современной этики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Ульшина, Евгения Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ульшина, Евгения Николаевна
Введение.
Глава 1. Становление и развитие этики бизнеса в западной философии и культуре
1.1. Проблема взаимодействия этики и экономики.
1.2. Протестантская этика труда как нравственная легитимизация и мотивация экономики.
1.3. Этика бизнеса как нравственная регуляция экономики.
Глава 2. Русская философия о нравственном смысле предпринимательства
2.1. Нравственность и экономика в философии B.C. Соловьева и Н.Ф. Федорова.
2.2. Философия хозяйства С.Н. Булгакова о задачах предпринимательства
2.3. Предпринимательство как творчество и предстояние высшему
Н.А. Бердяев и И.А. Ильин).
Глава 3. Перспективы развития экономической этики в современной России
3.1. Рецепция этики бизнеса.
3.2. Поиск национальной модели предпринимательства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Этический анализ предпринимательства в России2004 год, кандидат философских наук Варина, Ольга Владимировна
Трудовая этика протестантизма и современное предпринимательство в США2013 год, кандидат философских наук Макаров, Владимир Андреевич
Философско-этические основания рынка2000 год, кандидат философских наук Иванова, Наталья Михайловна
Феномен социальной этики: на материалах русской философии XIX-XX вв.2009 год, кандидат философских наук Попов, Борис Анатольевич
Культурно-цивилизационные основания отечественной философии хозяйства2011 год, доктор философских наук Барковский, Геннадий Францевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бизнес и предпринимательство в контексте современной этики»
Актуальность темы исследования. Мы живем в эпоху, в которой ценности экономического порядка во многом являются определяющими. Сознание современного человека, его бытие и культура детерминированы экономическими факторами. Л. Дюмон говорит о «первостепенном значении экономического подхода в современном мире, который, «глубоко коренится в ментальном устройстве современного человека»1.
Такое положение вещей требует серьезного этико-философского анализа экономикоцентричного сознания современного человека с целью его одухотворения нравственными ценностями. Это хорошо осознается многими философами, и поэтому гуманитарные проблемы экономики так актуальны сегодня на Западе. П. Козловски еще в 1984г. говорил о наметившейся тенденции «в экономических исследованиях снова больше учитывать гуманил тарные науки при формировании научной теории» .
Актуальными эти проблемы стали сегодня и для России в связи с трансформацией (во многом драматической) социальных, политических и экономических институтов и перехода страны в новую социокультурную парадигму.
По мнению многих современных ученых именно предпринимательство сегодня становится главной общественной силой, способной видоизменить нашу жизнь в сторону более достойного образа. Однако, ни нравственного оправдания в глазах большинства сограждан, ни нравственного обоснования и даже осмысления современный бизнес не получил. Имеет место довольно широкое и интенсивное изучение дореволюционного опыта отечественного предпринимательства, но на практике происходит или перенос западного опыта или коррупция и криминал.
Дюмон, Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии/ Л. Дюмон. - М.: NOTA BENE, 2000.-С.34.
2 Козловски, П. Этика капитализма; Эволюция общества: Критика социобиологии/ П. Козловски. - СПб.: Экономическая школа, 1996. - С.11.
Во многом это связано с тем, что не изучен в достаточной степени опыт отечественной философии хозяйства в его сопоставлении с западноевропейскими философскими экономическими доктринами. Создатель современной философии хозяйства, основанной на традициях русской философии, Ю. М. Осипов пишет, что «подошел срок неизбежного возврата к философии», к той философии, «которая смогла бы снабдить человека иными представлениями о хозяйственной реальности, чем это делала теоретическая экономия». Анализируя современную ситуацию, Ю. М. Осипов отмечает, что «теоретическая экономия. отстранилась от многих глубинных и масштабных вопросов хозяйственного бытия», что привело к «сужению предмета и содержания теоретической экономии», которая обнаружила бессилие «разрешить многие узловые вопросы хозяйственного бытия, в том числе и те, которые она сама же для себя и когда-то поставила».
Все это делает необходимым философский анализ нравственного смысла хозяйственной деятельности вообще, и предпринимательства, в частности. Основной круг вышеуказанных проблем традиционно именуется как взаимоотношения нравственности и предпринимательства в контексте русской философии, и этики и бизнеса - в контексте западноевропейской.
Изучение этого сравнительного пласта дает возможность увидеть, что взаимоотношения нравственности и экономики реализуются в формах нравственной регуляции, легитимизации и мотивации экономики. Если нравственная регуляция осуществляется в рамках этики бизнеса, деловой культуры, и соответственно хорошо изучена, то нравственная легитимизация предпринимательской деятельности требует еще достаточных усилий гуманитариев для решения насущных проблем. Что касается вопроса о нравственной мотивации, то в контексте нашего исследования он приобретает вид вопроса о нравственном смысле предпринимательства, выходящем на уровень метафизики хозяйства. Этот пласт вопросов недостаточно изучен и проработан, чем и определяется актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Настоящее исследование носит сравнительный характер, что диктует необходимость анализа различных философских, этических, социологических, религиоведческих, психологических подходов к проблеме взаимодействия этики и экономики как у отечественных мыслителей и исследователей, так и у западноевропейских.
Проблема взаимоотношений этики и экономики в интеллектуальной традиции Запада имеет долгую и богатую историю. Этические основы капиталистической ментальное™ основательно изучены в трудах В. Зомбарта и М. Вебера. Именно с этими именами связано создание наиболее сильных и продуктивных теорий становления и развития капитализма, обусловленных появлением нового типа человека с новыми ценностями и мировоззрением. К недавним теориям, раскрывающим глубинные этико-религиозные пласты человека рыночного типа, можно отнести работу католического теолога М. Но-вака «Дух демократического капитализма».
Весьма ценные и интересные сведения о различных аспектах хозяйственной жизни индоевропейцев представлены в «Словаре индоевропейских социальных терминов» Э. Бенвениста. Изучение этого материала помогает прояснить характер взаимоотношений этики и экономики в истории.
Моральные коллизии капитализма, его противоречивый этический характер подвергался тщательному анализу у ряда исследователей, среди которых и профессиональные экономисты и гуманитарии самого широкого профиля. Сюда можно отнести ранние работы К. Маркса, раскрывшего механизмы отчуждения при капиталистическом строе. Среди ученых XX века, критически осмыслявших социокультурную и духовную ситуацию капитализма, можно отнести П. Козловски, А. Этциони, Б. Сутора, X. Ламперта, М. Бюше-ра, JI. Мамфорда; отдельные критические мысли можно найти у Дж. Кейнса и Дж. Гэлбрейта.
Среди работ, посвященных истории экономики как социального института, исследованию экономической идеологии, выделяются труды французского ученого Л. Дюмона. В отличие от Й. Шумпетера в своих работах Дю-мон уделяет значительное место рассмотрению вопросов о взаимосвязях морали и экономики. Монументальный труд Шумпетера «История экономического анализа» демонстрирует позицию автора как профессионального экономиста, отрицающего влияние философских идей на экономическое мышление. В то же время труды Шумпетера представляют интерес для этического анализа, так как в них показана отрицательная нравственная перспектива для капитализма.
В этом плане значительными являются работы Э. Фромма, раскрывшего человека с рыночной ориентацией как психологически и духовного непродуктивного типа.
В современной экономической мысли Запада есть теоретики, практически отрицающие связь нравственности и экономики. Это, прежде всего М. Фридмен и Хайек. Их идеи основываются на теории спонтанной самоорганизации социальных институтов, прежде всего рыночной экономики, саморегулируемых и не терпящих никаких внешних контролирующих инстанций (в том числе и этических).
Современная экономическая этика представлена большим количеством имен. Это связано с тем, что повысилась роль социальной этики в культуре. Среди наиболее интересных и значимых для нас можно выделить хозяйственную этику А. Риха и экономическую и предпринимательскую этику К. Хомана.
Этика бизнеса как «золотое правило бизнеса» представлена неисчерпаемым количеством литературы. Помимо собственно теоретических разработок этот массив пополняют разного рода учебные пособия по менеджменту, корпоративной этике и деловой и предпринимательской культуре: Р. Де Джордж, Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон, Питер Ф., Друкер Д., Д. Дж.
Фритцше, Х.-Ю Варнеке, Р. Андерсон, П. Берд, Дж. Честера, Д. Ягер и др. Психология бизнеса также входит в основной корпус данных работ: А. Менегетти, X. Маккей, Р. Морган, Б. Швальбе, М. Вудкок и др. Процесс появления этики бизнеса как специализированного этического знания внутри экономической теории описан JI. Дюмоном.
Русская религиозная философия XIX-XX вв. отличается богатством идей и подходов к взаимоотношению этики и экономики. Человек здесь рассматривается как активный духовно-нравственный субъект хозяйственной деятельности, а сама хозяйственная деятельность не рассматривается автономно, в отрыве от фундаментальных смысложизненных задач. Парадигмы хозяйствования в русской философии представлены прежде всего идеями Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, И. А Ильина. Нравственная сущность предпринимательства в центре идей отечественных мыслителей. С точки зрения современных исследователей работой «Философия хозяйства» Булгаков снискал честь первооткрывателя, а затем и классика новой отрасли знания.
Современные отечественные исследования посвящены изучению и осмыслению различных сторон проблемы взаимоотношения этики и экономики. В центре исследовательского внимания широкий круг тем: общефилософские вопросы о нравственной сущности предпринимательства, специфика трудового этоса в России, возможности рецепции протестантской этики, в том числе и этики бизнеса, критический анализ рынка и его перспектив в России, влияние религиозно-нравственного фактора на становление хозяйственной культуры. К числу наиболее авторитетных исследовательских трудов как этического, так и общефилософского характера относятся работы Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, Ю. М. Бородая, В. Т. Ганжина, М. Н. Га-раджа, А. А. Гусейнова, Ю. Н. Давыдова, Е. Л. Дубко, Ю. А. Замошкина, С. Г. Кара-Мурзы, К. Костюка, В. А. Красилыцикова, В. Н. Назарова, Ю. М. Осипова, А. М. Руткевича, А. С. Панарина, Ю. В. Согомонова, В. П. Фетисова, В. Н. Шердакова, П. Н. Шихирева, Ю. В. Яковец и др.
Социокультурные аспекты предпринимательства достаточно полно исследуются в работах Н. Н. Зарубиной.
Существует значительное количество учебников по этике бизнеса, деловой культуре, основам предпринимательской деятельности, авторами которых являются И. И. Агапова, И. Алехина, В. К. Борисов, Р. Н. Ботавина, И. Н. Браим, А. В. Бусыгин, В. И. Бенедиктова, В. Я. Горфинкель, Ф. И. Кузин, Н. Кузнецов, Г. В. Кузнецова, М. Г Лапуста, В. Г. Макеева, Е. JL Маслова, Ю. Ю. Петрунин, А. К. Семенов, Э. А. Уткин, П. Н. Шихирев .
Сегодня уделяется достаточно большое исследовательское внимание истории отечественного предпринимательства, в том числе таким его аспектам как становление и развитие купечества, меценатства, роль государства в развитии хозяйственной культуры, хозяйственно-трудовая этика старообрядчества. Среди исследователей этого направления нужно назвать имена М. Н. Барышникова, М. JI. Гавлина, Т. Б. Коваля, А. И. Клибанова, JI. П. Найденовой, О. А. Платонова.
Имеется ряд диссертационных исследований данной проблемы: И. М. Антонов, О. В. Варина, А. В. Туторский и др.
Однако, в большинстве работ, посвященных тем или иным аспектам культуры отечественного предпринимательства, в которых говорится о неразрывной связи нравственности и экономики нет раскрытия собственно нравственного смысла самой предпринимательской деятельности как таковой, специфики нравственного деяния в предпринимательстве. Среди работ ближе всех соприкасающихся с данным аспектом проблемы являются труды по философии хозяйства Ю.М. Осипова, работы о нравственной сущности предпринимательства В.П. Фетисова, критический анализ потребительской цивилизации А. С. Панарина.
Работы, в которых имеет место сравнительный анализ этики бизнеса и нравственных основ предпринимательства тоже практически отсутствуют.
Таким образом, возникает определенный исследовательский пробел в данной теме, что и послужило мотивом к написанию диссертационной работы.
Объектом исследования являются хозяйственные парадигмы России и Запада.
Предметом исследования являются бизнес и предпринимательство в контексте современных этических теорий России и Запада.
Цель исследования целостный этико-философский анализ бизнеса и предпринимательства в свете современных этических теорий.
Задачи исследования:
• обосновать идею глубинной связи этики и экономики в контексте западноевропейской и отечественной философских традиций;
• охарактеризовать основные формы современной экономической этики;
• определить культурно-исторические и социально-философские параметры этики бизнеса;
• реконструировать корпус идей русской философии о нравственной сущности предпринимательства;
• дать сравнительный анализ хозяйственных культур России и Запада; проанализировать концепции современных отечественных исследователей относительно перспектив экономической этики в России.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном анализе концепций экономической этики, на основании которого определяется модель современной отечественной экономической этики и ее социокультурная перспектива.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертационном исследовании выявлено, что взаимосвязь этики и экономики осуществляется в трех формах нравственного сознания. Это -нравственное оправдание, нравственное ограничение, нравственное задание. Нравственная легитимизация экономики - форма нравственного сознания, связанная с поиском справедливости в экономической жизни общества, социокультурным и религиозным оправданием бизнеса; это находит свое воплощение в экономических и хозяйственных этиках, в протестантской этике труда. Нравственная регуляция экономики - форма ограничения экономической свободы этическими рамками; она находит свое воплощение прежде всего в этике бизнеса (на Западе), в принципах честного предпринимательства (в России). Нравственная мотивация экономики - уровень нравственного сознания, связанный с нахождением духовных и метафизических смыслов предпринимательской деятельности, и ставящий внеэкономические цели хозяйству; это относится к раннепротестантской этической мотивации, русской религиозной философии.
2. Определено, что взаимодействие этики и экономики в контексте западной философии и культуры выражается преимущественно в таких формах нравственного сознания как протестантская этика труда и этика бизнеса. При том, что у них единые духовно-культурные основания, протестантская этика выступила в качестве нравственной легитимации и мотивации экономической деятельности, в то время как этика бизнеса в современной западной культуре по-преимуществу является моральной регуляцией экономической деятельности. Этика бизнеса органично связанна с протестантской этикой труда и является ее современной формой, так как существует в условиях секуляризованного общества. В этом смысле этика бизнеса является доминирующей формой экономической этики, присущей западной цивилизации. Это и есть современная хозяйственная парадигма Запада, в которой произошло синтезирование историко-культурных, религиозных, психологических, социальных и философских компонентов в единое целое.
3. В диссертационном исследовании утверждается, что в контексте современной этической теории необходимо различать этику бизнеса и нравственную сущность предпринимательства. Несмотря на общность хозяйственно-утилитарных интересов, отраженных в этих понятиях, а также их общий моральный пафос, имеются различия, обусловленные различной спецификой трудовой культуры (хозяйственным этосом). Этика бизнеса выступает в качестве инструмента и средства для получения экономической выгоды и достижения коммерческого успеха. Кроме прагматических целей этика бизнеса имеет позитивное нравственное значение, проявляющееся в том, что моральное ограничение свободной предпринимательской деятельности способствует формированию высоких моральных качеств личности, ее индивидуальной и социальной ответственности. В понятии предпринимательство, вызревшем в недрах отечественной культуры (в том числе и русской религиозной философии), в самом слове предпринимательство содержится нравственный смысл, выводящий на духовные и метафизические уровни. Нравственная сущность предпринимательства заключается не только в честном и порядочном ведении дел (что само собой разумеется), но и в стремлении к преображению и одухотворению наличной природной и социальной реальности средствами хозяйственной деятельности.
4. Установлено, что проблемы взаимоотношения этики и экономики всегда были в центре внимания философов, социологов, историков, богословов, как в России, так и на Западе. Однако и специфика постановки, и способы разрешения, и аксиологические акценты были различны. Так для западной философии характерна проблема моральной и социальной легитимизации бизнеса, в то время как для России нравственного оправдания и нравственной мотивации предпринимательства. Моральная автономность рыночной экономики создала прецедент моральных коллизий капитализма, что породило феномен социальной этики, в том числе и этику бизнеса. Отечественная философия хозяйства в большей степени ориентирована на метафизические проблемы преображения мироздания, поэтому вопросы социального плана не выходят здесь на первое место.
5. В диссертационном исследовании показано, что нравственные смыслы предпринимательства были выявлены целой плеядой русских религиозных философов. Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин сформировали целостную парадигму хозяйственной жизни - философию хозяйства, в которой нашли свое разрешение и материально-экономические цели человека и высшие нравственно-метафизические запросы его духа. Основные идеи русских философов, имеющих непосредственное практическое значение для реалий современной экономической жизни, заключаются в следующем: идея Н. Ф. Федорова о «супраморальности» предпринимательства; анализ В. С. Соловьева эгоистической сущности человека, разрушающей личность и тормозящей социально-экономический прогресс; новые горизонты предпринимательства, раскрытые в философии хозяйства С. Н. Булгакова; высокий статус предпринимательства как творчества, обоснованный Н.А. Бердяевым; совестное понимание предпринимательства И. А. Ильина, выводящее его на просторы служения своему отечеству.
6. В диссертационном исследовании выявлено, что в настоящий момент российская философская мысль озабочена вопросами о путях дальнейшего социального, духовного и экономического развития России. Современных отечественных исследователей в зависимости от их мировоззренческой ориентации можно разделить на две категории: на сторонников рецепции этики бизнеса в западном варианте, и на сторонников философии хозяйства, ищущих собственных путей развития России. В диссертации утверждается, что в условиях постиндустриального хозяйствования неизбежно взаимодействие с западной экономикой и поэтому для выработки адекватной методологии в определении экономических и духовно-нравственных путей развития необходимо учитывать оба вышеуказанных подхода.
Методология исследования основывается на комплексном и междисциплинарном анализе изучения взаимоотношения этики и экономики, что предполагает его исследование в культурно-историческом контексте, а также в контексте философских, социологических, лингвистических, богословских и психологических теорий.
В работе используются методы сравнительного анализа, связанного с выявлением различных ценностных приоритетов хозяйственной этики в России и на Западе.
В работе использован также текстологический анализ первоисточников - классических текстов западноевропейских мыслителей и русских религиозных философов. Наряду с общим логико-философским анализом проблемы, представленным в классических теориях, в работе используются результаты и методы современных теоретических исследований, прежде всего в области этики.
Для реконструкции центральных значений исследуемого феномена, привлекались данные лингво-этимологического анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации философских идей о взаимоотношении этики и экономики в России и на Западе, что позволяет выходить на новые уровни исследования данной проблемы.
Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов, прежде всего по этике, социальной философии, культурологии, а также по другим философским и религиоведческим дисциплинам. Результаты исследования могут быть также использованы в качестве рекомендаций в практической деятельности современных предпринимателей.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы, нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях и симпозиумах; изложены в семинарах для студентов по дисциплинам «Философия», «История философии», «Этика» Воронежской государственной лесотехнической академии; обсуждались на заседаниях кафедры философии ВГЛТА. По теме исследования опубликовано 6 статей общим объемом 2 п.л.
1. Предпринимательство как творчество// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В 2-х частях. Аспирантские тетради 4.1. Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал (ж-л вкл. в перечень изд. ВАК РФ). - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007г. - № 17 (43). - с. 396. - С. 351 - 355.
2. Размышления по поводу «некоторых» нападок на христианство// Философия и религия: Матер, межвуз. научн. конф. 14-15 мая 2002г. / Под ред. проф. В.П. Фетисова, доц. В.Г. Бухонова. Воронеж - Воронеж, гос. лесртехн. акад. ,2002г.-С. 61-64.
3. Экономоцентризм в морали// Нравственная философия в России: состояние и перспективы [Текст] : материалы межвуз. научн. конф. 13-14 мая 2005 года, посвященной 75-летию ВГЛТА/ под ред. В.П. Фетисова; Фед. агенство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Воронеж, гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2005. - С. 78-81.
4. Нравственный смысл предпринимательства// Современная Россия: забвение Абсолютов [Текст]: материалы межвуз. научн. конф. 12-13 мая 2006 года/ под ред. В.П. Фетисова; Фед. агенство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Воронеж, гос. лесотехн. акад. -Воронеж, 2006. - С. 159-164.
5. Роль и значение этики в бизнесе. Основные проблемы// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Доц. М.Я. Пащенко, доц. П.П. Макаренко. - Вып. XXXVIII. - Воронеж, 2006. -112с.-С. 36-37.
6. Сергей Булгаков о метафизических основах хозяйственной деятельности// Русские философы о преображении человека и мира [Текст]: материалы межвуз. научн. конф. 11-12 мая 2006 года/ под ред. В.П. Фетисова; Фед. аген-ство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Воронеж, гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2007. - С. 115-121.
Диссертация обсуждалась на кафедре прикладной этики, теологии и религиоведения им. А.С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов: На примере баптистов и евангельских христиан2002 год, кандидат философских наук Макеев, Александр Валентинович
Профессиональная этика в структуре современного философского знания2011 год, кандидат философских наук Сафонов, Кирилл Борисович
Ценностные ориентации русского предпринимательства: Экон.-социол. анализ1998 год, кандидат экономических наук Токаренко, Ольга Викторовна
Этико-философские основания экономических воззрений в творчестве С. Н. Булгакова2000 год, кандидат философских наук Бобрышев, Вячеслав Сергеевич
Нравственные аспекты предпринимательства: Традиции и современность1999 год, кандидат философских наук Палеев, Роман Николаевич
Заключение диссертации по теме «Этика», Ульшина, Евгения Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были рассмотрены основные теории взаимосвязи этики и экономики в контексте западноевропейской и отечественной философии и культуры. Прежде всего, важен факт неустранимости нравственной рефлексии из экономической сферы. Это подтверждается анализом взглядов как этиков, пишущих на экономические темы, так и экономистов, в своем большинстве самым серьезным образом затрагивающих этическую проблематику.
На основании изучения значительного количества как западных, так и отечественных исследователей нравственных аспектов экономики, стало очевидно сходство и различие в хозяйственных парадигмах двух культур, которое концентрируется вокруг двух доминант экономической деятельности. Это - бизнес и предпринимательство. При значительной общности практически-хозяйственных интересов, которые отражены в этих понятиях, между ними имеются расхождения, которые нельзя игнорировать при этическом анализе. В работе были рассмотрены вопросы становления, развития и сущности этики бизнеса как этической доминаты в западной экономической культуре и нравственные основы предпринимательства, которые составляют существо отечественного подхода.
Что касается западноевропейской традиции, то проблемы интенсивного взаимодействия этики и экономики, приобретающие характер моральных коллизий капитализма, на которые обратил внимание П. Козловски в работе «Этика капитализма», происходят в результате автономизации экономики. Процесс автономизации разворачивается в социальной метафизике, описанной философом в терминах «линия ойкономии» как теории докапиталистиче-ско-феодального хозяйства и «линии хрематистики» как теория капитализма. «Линия ойкономии» связана с теологической онтологией с доминированием морально-этических ценностей, соответственно, «линия хрематистики» связана с механистической онтологией, в которой этика или отделена от экономики, или замещается экономикой.
Это хозяйственная парадигма западной культуры, в которой отношения между этикой и экономикой проходят несколько стадий: этика вне экономики, экономика вне этики, этика в экономике.
Ситуация этика вне экономики - это ситуация морального доктринерства и морализаторства, считающая экономическую деятельность по определению порочной и не подлежащей нравственному преображению.
Ситуация экономика вне этики характерна для апологетов свободного рынка (М. Фридман, Ф. Хайек), которые вообще склонны отрицать значение этических факторов в бизнесе. Для этой ситуации характерна позиция «чистой экономики», одним из наиболее ярких выразителей, которой является И. Шумпетер, отрицавший влияние философских идей на экономическое мышление.
Это и приводит к тому, что в XX веке создаются специализированные версии социально ориентированной экономической этики. Наиболее видные теории в этой области - «хозяйственная этика» А. Риха и «экономическая этика» К. Хомана. Наряду с этим появляется институт этики бизнеса, который создает свой собственный этический инструментарий, который призван регулировать отношения людей внутри их профессиональной предпринимательской деятельности.
Кредо этики бизнеса выражено одним из ее главных представителей Д. Дж. Фрицше: «Этика это необходимое условие достижения успеха в бизнесе». Этичное поведение необходимо при осуществлении предпринимательской деятельности; неэтичное же поведение, наоборот, ведет к торможению экономической эффективности. Мораль в контексте этики бизнеса, это -честность, разумные и целесообразные правила и нормы, то есть те принципы, которые, в конечном счете, способствуют экономической целесообразности. Суть «идеологии чисто капиталистического хозяйствования» достаточно емко выразил А. Рих в свой работе «Хозяйственная этика», указав на два ее определяющих фактора: «культ предпринимательского интереса» и «максимальная прибыльность». Совершенно очевидно, что эта идеология не содержит в себе метафизических целей и ценностей.
Взаимодействие этики и экономики в контексте западной философии и культуры выражается преимущественно в таких формах нравственного сознания как протестантская этика труда и этика бизнеса. При том, что у них единые духовно-культурные основания, протестантская этика выступила в качестве нравственной легитимации и мотивации экономической деятельности, рассчитанной на успех и прибыльность, в то время как этика бизнеса в современной западной культуре по - преимуществу является моральной регуляцией экономической деятельности.
Этика бизнеса органично связана с протестантской этикой труда и является ее современной формой, так как существует в условиях секуляризованного общества. В этом смысле этика бизнеса является доминирующей формой экономической этики, присущей западной цивилизации. Это и есть современная хозяйственная парадигма Запада, в которой произошло синтезирование историко-культурных, религиозных, психологических, социальных и философских компонентов в единое целое.
В контексте отечественной философской культуры у предпринимательства, помимо чисто экономических интересов, которые естественным образом в нем присутствуют, есть иной смысл. Он связан как раз с самим словом предпринимательство, где центральное значение - предпринимать нечто достойное и высокое в нравственном смысле. Это, прежде всего, преображение действительности, стремление усовершенствовать наличную природную и социальную реальность хозяйственными средствами. Причем улучшить не только в социальном и культурном плане, но в метафизическом - в борьбе со злом и смертью как онтологическим ущербом мироздания. В этом смысл философии хозяйства, которая в данном аспекте никак не соотносится с прагматически ориентированной этикой бизнеса.
Нравственные смыслы предпринимательства были выявлены целой плеядой русский религиозных философов. Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин сформировали целостную парадигму хозяйственной жизни - философию хозяйства, в которой нашли свое разрешение и материально-экономические цели человека и высшие нравственно-метафизические запросы его духа. В современных исследованиях это направление нашло свое творческое продолжение и развитие. Это, прежде всего работы Ю.М. Осипова, А.С. Панарина, А.А. Королькова, В.И. Большакова, В.Н. Шердакова, В.П. Фетисова и др. Эти исследователи не разделяют оптимистических перспектив относительно рыночной экономики и предлагают альтернативные пути развития экономики и культуры, основанные на традиционных ценностях отечественной культуры.
Исходя из сопоставительного анализа духовно-нравственных парадигм хозяйственной деятельности, сложившихся в России и на Западе, бизнеса и предпринимательства как доминирующих форм экономической жизни, можно считать оправданным выделение таких форм взаимодействия нравственности и экономики как нравственная регуляция, нравственная легитимизация и нравственная мотивация. В ходе работы было установлено, что нравственная регуляция экономики - ограничение свободы предпринимательства этическими рамками, проявляется в большей мере на Западе в этике бизнеса, а в русской культуре - в принципах честного предпринимательства. Нравственная легитимизация экономики - поиск справедливости в экономической жизни общества, оправдание бизнеса имеет место в протестантской этике труда, в различных вариантах социальной этики. Нравственная мотивация экономики - нахождение духовных и метафизических смыслов предпринимательской деятельности имело место по - преимуществу в русской религиозной философии (в философии хозяйства), и в раннепротестантской этике.
В современных условиях постиндустриального хозяйствования неизбежно взаимодействие с западной экономикой. Необходимо изучать западный опыт, опираться на классический свод западной экономической мысли, реципировать этику бизнеса, при этом учитывая критические взгляды западных исследователей относительно перспектив рыночного общества (Э. Фромм, И. Шумпетер).
Но основные приоритеты в построении национальной модели экономики, мы полагаем, должны быть отданы отечественной системе предпринимательства, прежде всего ее нравственным основам, сформированным, с одной стороны, хозяйственно-трудовой этикой православия, с другой, русской религиозной философией, выходившей на уровень философии и метафизики хозяйства. Учитывая все вышеизложенные факторы, прежде всего различия бизнеса и предпринимательства, выявленные в ходе этического анализа, можно стремиться к построению достойного общества, в котором и материальный, и духовный план жизни равно важны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ульшина, Евгения Николаевна, 2007 год
1. Агапова, И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия/ И.И. Агапова. - М.: Юрист, 2002. - 190 с.
2. Алехина, И. Имидж и этикет в бизнесе/ И. Алехина. М.: Дело, 2003. -111с.
3. Андреев, А.П., Селиванов А.И. Русская традиция/ А.П. Андреев, А.И. Селиванов. М.: Алгоритм, 2004. - 320 с.
4. Андреев, А. Магия и культура в науке управления/ А. Андреев. СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 588 с.
5. Андерсон, Р. "Акулы" и "дельфины" : Психология и этика рос.-америк. дел. Партнерства/ Р. Андерсон. М.: Дело Лтд, 1994. - 207 с.
6. Антология экономической классики/ Пред. И.А. Столярова. М.: МП «Эконов-Ключ», 1993. - 475 с.
7. Ю.Апресян, Р.Г. Ценностные контроверзы предпринимательства/ Р.Г.
8. Апресян// Общественные науки и современность. 1993. -№2. П.Апресян, Р.Г. Утилитаризм/ Р.Г. Апресян // Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001.
9. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М.: 1993. -509 с.
10. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория). Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 256 с.
11. Афанасенко, И. Д. Экономика и духовная программа России/ И.Д. Афанасенко. СПб.: Третье тысячелетие, 2001. - 414 с.
12. Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Предпринимательская этика / Бакштановский В.И., Согомонов Ю. В.// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардприки, 2001.-С.386.
13. Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Как возможна этика предпринимательства?/ В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов// Нравственные основы предпринимательской деятельности : Межвуз. сб. науч. тр., Воронеж: Истоки, 1995. С.4-10.
14. Бакштановский, В.И. Согомонов, Ю. В. Честная игра/ В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов// Нравственная философия и этика предпринимательства. Т.2, Торговец в храме. Томск, 1992.
15. Барышников, М.Н. История делового мира России/ М.Н. Барышников М.: 1994.
16. Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов/ Э. Бенвенист М.: Прогресс-Универс, 1995. - 456 с.
17. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам; Пер., предисл., прим. Б. Г. Капустин. М.: Росспэн, 1998. -415 с.
18. Бергер, П., Лукман, Н. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Н. Лукман. М.: - 1996.
19. Берд, П. Продай себя! = Sell Yourstlf! : тактика совершенствования вашего имиджа/ П. Берд. Минск : Амалфея, 2004. -208 с.
20. Бердяев, Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики/ Н.А. Бердяев; Сост. и вступ. ст. в.Н. Калюжного. М.: ООО Издательство ACT; Харьков: ФОЛИО, 2003. - 701 с. - (Philosophy).
21. Бердяев, Н.А. Философия неравенства/ Н.А. Бердяев. М.: ИМА -ПРЕСС, 1990.
22. Бердяев, Н.А. Судьба России/ Н. А. Бердяев. М.: ACT, 2005. - 333, 3. с. - (Философия. Психология).
23. Богданов, А.А. Всеобщая организационная наука/ А.А. Богданов. М.: 1989. Кн.1.
24. Богданов, А.А. Эмпириомонизм. Кн. III.
25. Большаков, В.И. Грани русской цивилизации/ В.И. Большаков. М. : Москва, 1999. - 384 с.
26. Бородай, Ю.М. Возможна ли в России протестантская этика?/ Ю.М. Бородай // Наш современник. 1990. - № 10.
27. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие/ Р.Н. Ботавина. М.; Финансы и статистика, 2001. - 203 с.
28. Браим, И. Н. Этика делового общения: Учеб. пособ. для студ. экон. спец. Вузов/ И.Н. Браим. Минск: НКФ " Экоперспектива", 1996. - 104 с.
29. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. New York, Chalidze publications. - 1982.
30. Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков. Вехи. Из глубины // М.: Правда, 1991. - С. 31 - 72.
31. Бусыгин, А. В. Предпринимательство: учебник для студ. Вузов/ А.В. Бусыгин. М.: Бусыгин, 2003. - 613 с.
32. Бычков, В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте /В.П. Бычков. СПб.: Питер, 2004. - 448 с.
33. Вазюлин, В.А. О морали бизнесмена, этике бизнеса и их экономической обусловленности/ В.А. Вазюлин// Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвуз. сб. науч. тр., Воронеж: Истоки, 1995. С.10-16.
34. Варина, О.В. Этический анализ предпринимательства в России: автореф. дис. .канд. философск. наук: 09.00.05/ Варина О.В. -Саранск, 2004. 24 с.
35. Варнеке, Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие/ Х.-Ю.Варнеке.-М.: Наука /Интерпериодика, 1999.-280 с.
36. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 656 с.
37. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Избранное Образ общества / Вебер М. М.: Юрист, 1994. - С. 43-78.
38. Вебер, М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ). Избранное Образ общества / Вебер М. М.: Юрист, 1994. - С.78-309.
39. Вебер, М. История хозяйства. Город/ М.Вебер. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.-576 с.
40. Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете/ В.И. Бенедиктова. -М.: 1994.
41. Галыгин, А.В. Моральная оценка зарождающегося рынка ценных бумаг/ А.В. Галыгин// Нравственные основы предпринимательской деятельности : Межвуз. сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. С.21-28.
42. Гайдар, Е. Государство и эволюция/ Е. Гайдар. М.: Евразия, 1995.
43. Ганжин, В.Т. Формула успеха российского предпринимателя: «В здоровом теле деловой дух»/ В.Т. Ганжин// Нравственные основы предпринимательской деятельности : Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. С.28-34.
44. Гараджа, М.Н., Петрунин, Ю.Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или Православие и рынок/ М.Н. Гараджа, Ю.Ю. Петрунин// Наука и религия, 1993. - №2.
45. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество/ Дж. Гэлбейт. М. :Транзиткнига, 2004. - 602 с.
46. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). Отв. Ред. А.И. Неклесса. М: 2000.
47. Гусейнов, А.А. Справедливость/А.А. Гусейнов// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
48. Гусейнов, А.А. Мораль и рынок/ А.А. Гусейнов// Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж: Истоки, 1995.
49. Давыдов, Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология : актуальные проблемы веберовского социологического учения/ Ю.Н. Давыдов. М.: Мартис, 1998. - 509 с.
50. Давыдов, Ю.Н., Сапов, В.В. В. Зомбарт и его книга «Буржуа»/ Ю.Н. Давыдов, В.В.Сапов // Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. - С.401-428.
51. Давыдов, Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности / Ю.Н. Давыдов // Вебер М. Избранные произведения. М.: 1991.
52. Де Джордж Ричард Т. Деловая этика/ Т. Де Джордж Ричард. М.: Прогресс; Рипол Классик, 2003. - 736 с.
53. Диченко, М. Б. Жизнь без доллара, или Либерализм на пороге III тысячелетия/ М.Б. Диченко. СПб.: ЛИК, 1999 -165 с.
54. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / Питер Ф. Друкер ;
55. Пер. с англ. O.JI. Пелявского под ред. Т.А. Гуреш .— М. : Вильяме, 2004 .— 421 с.
56. Дубко, E.JI. «Этика успеха» и корпоративная этика/ E.JI. Дубко// Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж: Истоки, 1995. С.51-58.
57. Дюмон, JI. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии/ Л. Дюмон. М.: NOTA BENE, 2000. - 240 с.
58. Дюмон, Л. Эссе об индивидуализме/ Л. Дюмон. Дубна, Издательский Центр «Феникс», 1997.-304 с.
59. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда/ Э. Дюркгейм// Западно-европейская социология XIX начала XX веков/Под ред. В.И. Добренькова. - М. Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. - С.256-309.
60. Ильин, И.А. Путь духовного обновления/ И.А. Ильин. Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007.
61. Ильин, И.А. О чувстве ответственности/ И. А. Ильин. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2-х томах. т. 2. М.: М.П. «Рарог», 1992.
62. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007.
63. Ильин, И.А. Долой политическое доктринерство! / И. А. Ильин. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2-х томах. т. 2. -М.: М.П. «Рарог», 1992. С. 268 -269.
64. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деятеля науки РФ М.В. Конотопова, М.: КНОРУС, 2006.-664с
65. Кара-Мурза, С.Г. Может ли правительство патриотов оживить народное хозяйство?/ С.Г. Кара-мурза // Шансы российской экономики / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. М.: Теис, 1997. - С.559-574.
66. Карлейль, Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать!/ Т. Карлейль // Теперь и прежде. М., 1994.
67. Кашников, Б.Н. «Теория справедливости» / Б.Н. Кашников// Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.- М.: Гардарики, 2001.
68. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Классика экономической мысли: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.480-787.
69. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси/ А.И. Клибанов. М.: 1996.
70. Козловски, П. Этика капитализма; Эволюция и общество: Критика социобиологии/ П. Козловски. СПб.: Экономическая школа, 1996. -158 с.
71. Козловски, П. Прощание с марксизмом-ленинизмом: О логике перехода от развитого социализма к этическому и демократическому капитализму. Очерки персоналистской философии/ П. Козловски. -СПб.: Экономическая школа, 1997. 216 с.
72. Коваль, Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда/ Т.Б. Коваль. -М.: 1994.
73. Красильщиков, В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI в./ в.А. Красильщиков// Вопросы философии. 1993. - №7.
74. Кузин, Ф. Культура делового общения: Практ. Пособие/ Ф. Кузин. М. : Ось-89,2000. - 319 с.
75. Кузнецов, И.Н. Бизнес-этика/ И.Н. Кузнецов. М.: Дашков и Ко, 2007.- 496 с.
76. Кузнецова, Г. В. Организация предпринимательской деятельности сучастием иностранного капитала : теоретический курс/ Г.В. Кузнецова. М.: Акад.изд-во МЭГУ, 1994. - 162 с.
77. Курлов, А.Б. Философия предпринимательства/ А.Б. Курлов. Уфа, -Издательство Автор-Проект, 2000.
78. Кэмпбел, Д., Стоунхаус, Дж.,Хьюстон, Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Д. Кэмбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон// Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. М.: Проспект, 2003. - 336 с.
79. Ламперт, X. Социальная рыночная экономика. Германский путь/ X. Ламперт. М.: Дело ЛТД, 1994. - 224 с.
80. Лапуста, М.Г., Поршнев, А.Г., Старостин, Ю.Л., Скамай, Л.Г. Предпринимательство: Учебник/ М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2002. - 520 с.
81. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня/ М. Лернер// Сочинения в 2-х тт. М.: Радуга, 1992. - Т. 2. - 575 с.
82. Макеева, В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие/ В.Г. Макеева. М.: ИНФРА-М, 2002. - 218 с.
83. Маграт, А. Богословская мысль Реформации/ А. Маграт. -Одесса. 1994.
84. Мясникова, Л. А. Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе)/ Л.А. Мясникова. СПб. : Бизнес-пресса, 2001. - 205 с.
85. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника развития человечества/ Л. Мамфорд. М.: Логос, 2001. - 408 с.
86. Мансурова, Г.М., Люкшин Д.И. «Новые русские»: реликт общинного мировидения в современном массовом сознании/Г.М. Мансурова// Культура и этика бизнеса: с. 52-54.
87. Мартыненко, Н.И. Христианская этика и предпринимательство/ Н.И. Мартыненко// Нравственные основы предпринимательской деятельности : Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. С.64-72.
88. Мееровский, Б.В. Адам Смит как философ-моралист/ Б.В. Мееровский// Смит А. Теория нравственных чувств. М. : Республика, 1997.-С.5-28.
89. Менегетти, А. Власть рекламы/ А. Менегетти// Психология бизнеса: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. Мн. : Харвест, 1998. -С.8-20.
90. Назаров, В.Н. История русской этики / В.Н. Назаров. М. : Гардарики, 2006. - 319с.
91. Назаров, В. Н. Прикладная этика: Учебник / В.Н. Назаров. М. : Гардарики, 2005. - 302 с.
92. Назаров, В.Н. Аскетизм/ В.Н. Назаров // Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
93. Найденова, Л. П. Мир русского человека XVI XVII вв. (по Домострою и памятникам права)/ Л.П. Найденова. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - 208 с.
94. Неусыхин, А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки/ А.И. Неусыхина// Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С. 589-658.
95. Новак, М. Дух демократического капитализма/ М. Новак. -Минск.: Лучи Софии, 1997. 544 с.
96. Нравственные основы предпринимательской деятельности :
97. Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. 92 с.
98. Осипов, Ю.М. Время философии хозяйства/ Ю.М. Осипов. М.: Экономист, 2003. - 656 с.
99. Осипов, Ю.М. Курс философии хозяйства: учеб. пособие/ Ю.М. Осипов. М.: Экономист, 2005. - 320 с.
100. Осипов, Ю.М. Экономическая теория на пороге XXI века/ Ю.М. Осипов. М.: Юристъ, 1998. - 767с.
101. Осипов, Ю.М., Смирнова, Е.Е. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес: Учебник/ Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. М.: БЕК, 1996. - 476 с.
102. Панарин, А.С. Народ без элиты/ А.С. Панарин. М. : Алгоритм, 2006.-352 с.
103. Панарин, А.С. Глобальное политическое прогнозирование/ А.С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 352 с.
104. Петрунин, Ю.Ю., Борисов, В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие/ Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. М.: Дело, 2001. - 280 с.
105. Петрунин, Ю.Ю., Борисов, В.К. Этика бизнеса: Учеб. Пособие. 3-е изд. переаб. и доп./ Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. - М.
106. Дело, 2004. 400 с. - (сер. "Классический университетский учебник".)
107. Петти, В. Трактат о налогах и сборах/ В. Петти// Антология экономической классики/ Пред. И.А. Столярова. М. : МП «Эконов-Ключ», 1993. - С.3-79.
108. Платонов, О.А. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов/ О.А. Платонов.- М.: Современник, 1995.
109. Предпринимательство: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-475 с.
110. Психология бизнеса: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. Мн. : Харвест, 1998.-496 с.
111. Пугачев, Н.Н. Рыночная система как объект моральной оценки/Н.Н. Пугачев// Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. С.72-79.
112. Радаев, В.В. Экономическая социология : учебное пособие для студ. Вузов/ В.В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 601 с.
113. Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих// Пер. Е. М. Довгань. М.: -Посев, 1996.-810 с.
114. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения/ Д. Рикардо// Антология экономической классики/ Пред. И.А. Столярова. М.: МП «Эконов-Ключ», 1993. - С.397-473.
115. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз// Новосибирский унт, 1995.
116. Российская государственная библиотека Электронный ресурс./ Антонов И.М. Личность предпринимателя/ Антонов И.М.// Социальнофилософский аспект исследования : дис. канд. филос. наук 09.00.11 .- М.: РГБ, 2003
117. Русская философия собственности. XVIII-XX. С.-Петербург, 1993.
118. Руткевич, A.M. Вернер Зомбарт историк капитализма/ A.M. Руткевич// Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 т. - Спб.: Владимир Даль, 2005.-Т. 1.-е. 5-22.
119. Садовский, В.Н. Эмпириомонизм А.А. Богданова: забытая глава философии науки / В.Н. Садовский// Вопросы философии. 1995. -№8.
120. Самсин, А.И. Основы философии экономики: Учебное пособие для студ. Вузов/ А.И. Самсин. М.: Юнити, 2003. - 270 с.
121. Семенов, А. К., Маслова, Е. JI. Психология и этика менеджмента и бизнеса/ А.К. Маслова, E.JI. Семенова. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 200с.
122. Семенова, С.Г. Тайны царствия небесного / С.Г. Семенова. М.: Школа-пресс, 1994
123. Сидорович, А.В. Переходная экономика: на пути к новому этапу/ А.В. Сидорович// Шансы российской экономики / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. М.: Теис, 1997.- С.574-588.
124. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А. Смит // Антология экономической классики / Пред. И.А. Столярова. М.: МП «Эконов-Ключ», 1993. - С.79-397.
125. Смит, А. Теория нравственных чувств/ А. Смит. М.: Республика, 1997. - 351с.
126. Соколинский, В.М. Экономическая психология (спецкурс)/В.М. Соколинский // Российский экономический журнал. 1998. - №2.
127. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев; Сочинения в 2 т. Т. I/ Сост., общ, ред. втуп. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. -892 с. - (Филос. наследие). Т. 104.
128. Струве, П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство/ П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992. - №12. - С. 76-98.
129. Сутор, Б. Малая политическая этика/Б. Сутор // Политическая и экономическая этика / Пер. с нем. С. Курбатовой, К. Костюка. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - С.29-177.
130. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. №1. - 1992. - С.3-30.
131. Туторский, А.В. Хозяйственная деятельность русских крестьян: нормативная практика: автореф. дис. . канд. исторических, наук: / Туторский А.В. М., 2003.
132. Уткин, А.И. Россия и Запад. История цивилизаций / А.И. Уткин, М.:, 2000.
133. Уткин, Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов/ Э.А. Уткин. М.: Зерцало, 1998.-256 с.
134. Уткин, Э.А. Курс менеджмента/ Э.А. Уткин. М., 1998.
135. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров// Общ. ред.: А.В. Гулыга; Вступ. статья, примеч. и сост. С.Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. -711 с. - (Филос. наследие).- М.: Мысль, 1982.
136. Федотова, В.Г. Когда нет протестантской этики./В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2001. - №10.
137. Фетисов, В.П. Философия морали. Тоска по русскому аристократизму / В.П. Фетисов. Воронеж: Квадрат, 1995. - 120 с.
138. Фетисов, В.П. Экономика и нравственность Текст. / В.П. Фетисов // Нравственные основы предпринимательской деятельности: сб. научн. тр. / ВГЛТА. Воронеж, 1995.
139. Фридмен, М., Хайек, Ф. О свободе/ М. Фридмен, Ф. Хайек// Философия свободы, вып. II / Пер. Б. Пинстер. М.: Социум, Три квадрата, 2003. - 182 с.
140. Фритцше, Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива/ Дейвид Дж. Фритцше. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 336 с.
141. Фромм, Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм. М. : Республика, 1993.-415 с.
142. Хайек, Ф. Индивидуализм и экономический порядок/ Ф. Хайек. -М.: Изограф : Начала-Фонд, 2001. 256 с.
143. Хайек, Ф. Пагубная самонадеянность : Ошибки социализма/ Ф. Хайек. М.: Новости, 1992. - 302 с.
144. Хаммер, А. Мой век двадцатый. Пути и встречи/ А. Хаммер. -М.: Прогресс, 1988. - 304 с.
145. Хоман, К., Бломе-Дрез, Ф. Экономическая и предпринимательская этика/ К. Хоман, Ф. Бломе -Дрез // Политическая и экономическая этика / Пер. с нем. С. Курбатовой, К. Костюка. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 368 с. - с. 29-177.
146. Хорев, Б.С. Экономика: о чем бьют «барабаны рынка»/ Б.С. Хорев // Шансы российской экономики / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. М.: Теис, 1997
147. Честара, Дж. Деловой этикет : Паблик рилейшнз/ Дж. Честара// Пер. с англ. Л. Бесковой. М.: ФАИР, 1997. - 333 с.
148. Шансы российской экономики / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. М.: Теис, 1997. - 655 с.
149. Шердаков, В.Н. Нравственность и предпринимательская деятельность/В.Н. Шердаков// Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузов, сб. науч. тр., Воронеж : Истоки, 1995. С.86-91.
150. Шихирев, П. Н. Введение в российскую деловую культуру/ П.Н. Шихирев. М.: Новости, 2000. - 200 с.
151. Шихирев, П.Н. Возможна ли этика бизнеса? / П.Н. Шихирев // Вопросы философии. 1997.-№6.
152. Шумпетер, И. А. История экономического анализа/ Й.А. Шумпетер// Сочинения в 3-х т. СПб. : Экономическая школа, 2001. -494 с.
153. Шумпетер, И.А. Капитализм, Социализм и Демократия/ И. А. Шумпетер. М.: Экономика, 1995. - 540 с.
154. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янботрисова. Спб.: «Алга-фонд», «АЯКС», 1992.
155. Этика российского рынка. Антология. М.: «ЗЛАТОУСТ». -1992.-144 с.
156. Ягер, Д. Деловой протокол. Стратегия личного успеха/ Д. Ягер. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 343 с.
157. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций/ Ю.В. Яковец. М.: Экономика, 2001. - 345 с.
158. Aguilar Francis J. Managing Corporate Ethics/ Francis J. Aguilar . -New York, Oxford Univ. Press, 1994. 177 p.
159. Bowie N. Management ethics / Norman E. Bowie with Patricia H. Werhane. Maiden : Blackwell Publishing, 2005. - VIII, 159 p.
160. Freeman E. Business, science, and ethics / Edward Freeman and Patricia H. Werhane, eds. — Charlottesville, VA : Society for Business Ethics, 2004.-315 p.
161. Etzioni A. Rights and the Common Good/ A. Etzioni. New York. : St. Martins Press, 1995. - 293 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.