Нравственные аспекты предпринимательства: Традиции и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Палеев, Роман Николаевич

  • Палеев, Роман Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 169
Палеев, Роман Николаевич. Нравственные аспекты предпринимательства: Традиции и современность: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1999. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Палеев, Роман Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬ

61. Становление соционормативного регулирования 17 хозяйственной деятельности

62. Свободное предпринимательство и мораль

ГЛАВА II. РОЛЬ МОРАЛИ В РАЗВИТИИ РАЦИОНАЛЬНОГО

КАПИТАЛИЗМА.

61. Мораль и особенности менталитета современного предпринимателя . V : . .".V.

62. Нравственный фактор в развитии российского предпринимательства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные аспекты предпринимательства: Традиции и современность»

Актуальность темы исследования

Наша страна переживает сегодня период глубоких преобразований. Прежде всего речь идет о переходе от командно-административной системы хозяйства к рыночной системе, совмещающей свободное предпринимательство с использованием государственных механизмов обеспечения свободы экономической деятельности и ее ориентации на решение социальных задач, повышение качества жизни народа. Нормальное экономическое развитие России по пути, на который с объективной необходимостью встали все страны, опирающиеся в своей хозяйственной жизни на частную собственность и порождаемые ею стимулы эффективной деятельности, было прервано Октябрьской революцией. Гигантский экономический эксперимент, которому она положила начало, представлял собой теоретически попытку построить народное хозяйство на базисе общественной собственности, а практически он свелся к превращению тоталитарного государства в собственника всех решающих средств производства и орган, втискивающий хозяйственную жизнь в прокрустово ложе планов, выражающих субъективную волю руководящих партийно-государственных органов, не пожелавших считаться с требованиями объективных законов экономического развития. Революционный энтузиазм масс и использование методов насилия, принуждения к труду на протяжении ряда лет компенсировали отсутствие экономических стимулов трудовой деятельности, обеспечивая высокие темпы индустриального развития при сохранении нищенского жизненного уровня трудящихся. Но долго это не могло продолжаться. Ущербность административно-командных методов управления хозяйством стала обнаруживаться все более явно, проявляясь в росте непроизводительных затрат и экономических потерь, катастрофическом старении техники в большинстве отраслей народного хозяйства, в массовых проявлениях пренебрежительного отношения работников к своим трудовым обязанностям. Осознание неизбежности надвигающегося в результате всего этого экономического кризиса, угрожающего развалом хозяйства, становилось все более четким по мере преодоления пережитков сталинского режима, развития процесса демократизации, сломавшего "железный занавес", отделявший нас от Запада, и позволившего увидеть, насколько иллюзорны представления о "преимуществах социализма перед капитализмом", насколько изменился капитализм и насколько лучше обстоят дела в капиталистических странах по сравнению с нашей страной.

Естественно, что у трезво мыслящих граждан России появилось желание выяснить, чем объясняются успехи развитых капиталистических стран, и перенести их опыт на нашу почву. Оказалось, что это нелегко. Мешает психологическое наследие советского периода, сопротивление людей, не освободившихся от социалистических иллюзий. Мешает необходимость вытерпеть на первой стадии реформирования проявления беспредела, похожего на тот, который в Европе дал о себе знать в эпоху первоначального накопления и "дикого", авантюристического капитализма. Симптомы этого беспредела — вторжение криминальных элементов в предпринимательство, подмена свободной конкуренции разбойным устранением конкурентов с помощью заказных убийств и т.п. В условиях "социализма", жесткой экономической централизации предприниматель превращался в подпольного дельца, вынужденного хитрить, обманывать, действовать по законам "черного рынка". Навыки такой полукриминальной деятельности у многих обнаруживаются и сегодня, помогая не обремененным совестью предпринимателям отмывать грязные деньги, уклоняться от уплаты налогов и т.д. Незрелость рыночных отношений, которые существуют у нас в настоящее время, особенно существенно проявляется в том, что они не стали еще фактором экономического развития, так как преимущественно выражаются в финансовых спекуляциях, в стремлении людей, обладающих солидными денежными средствами, "прокрутить" их в сфере обращения, а не вложить в развитие производства. В стране появилось множество банков, но это не привело к росту инвестиций в промышленность и сельское хозяйство. Не повлияло на размер этих инвестиций и то, что у населения накопились и лежат мертвым грузом валютные ресурсы, продуктивно использовать которые люди опасаются в обстановке перманентной экономической нестабильности.

В этой обстановке приобретает особенно большое значение деятельность той части предпринимателей, которые видят в накоплении денег не конечную цель, а средство, предназначенное для решения задач общественного развития. Такая предпринимательская элита у нас еще только формируется. Чтобы ускорить этот процесс, расширить слой этой элиты, необходимо взяться за основательное изучение опыта ее формирования и деятельности в Европе, Америке, Японии, где предпринимательская верхушка научилась быть достаточно ответственной перед обществом и сыграла ключевую роль в создании обстановки, при которой богатство высших слоев населения не порождает массовой бедности основной его части. Это во многом явилось результатом целенаправленной работы по внедрению в практику бизнеса нравственного воспитания его участников, развитию деловой этики, опирающейся на кодексы должного поведения предпринимателей. Принципы деловой этики разрабатывались и осваивались и в среде российских предпринимателей, выдвинувшей крупных деятелей, сочетавших бизнес с благотворительностью и меценатством. Возрождение заложенных ими традиций и освоение опыта западных предпринимателей стали сегодня задачами, решению которых содействует работа, направленная на развитие деловой культуры отечественных предпринимателей, развернутая такими организациями как Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Это стало проблемой, привлекающей все более пристальное внимание ученых, занятых в разных отраслях научного знания — от экономических наук до культуроведения.

Степень разработанности проблемы

При подготовке диссертации нас интересовало отражение в научной литературе разных аспектов соционормативного регулирования экономической деятельности. Прежде всего тема диссертации предполагала характеристику предпринимательства как особого вида экономической деятельности. Это потребовало привлечения трудов А.И.Агеева, А.В.Бусыгина, М.Вебера, Г.К.Гинса, Дж.Гэлбрейта, Н.И.Зибера, В.Зомбарта, Я.А. Кронрода, К.Маркса, А.Смита, Н.Хилла, М.Шкаратана, Й.Шумпетера, Л.Эрхарда1, а также ряда коллективных работ2.

1 Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 1991; Бусыгин А.В. Предпринимательство. — М., 1997; Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Гинс Г.К. Предприниматель. — М., 1992; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М., 1969; Зибер Н.И. Давид Рикардо и Карл Маркс. — М., 1937; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. — М., 1994; Кронрод Я.А. Законы политической экономии социализма. — М., 1966; Маркс К. Капитал//Маркс К., Энгельс Собр. соч. Т. 23. —

Система соционормативного регулирования хозяйственной деятельности и, в частности, предпринимательства, соотношение морали и права в этой системе анализировались на основе изучения трудов С.С.Алексеева, Н.Ф.Антонова,

A.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна, Д.Н.Дембовского, А.А.Ивина, И.Канта, Ю.В.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, Е.М.Пенькова,

B.Д.Плахова, Л.Н.Толстого, Г.$.Шершеневича и других1. Механизм морального регулирования экономической деятельности на разных этапах истории исследовался по трудам В.П.Алексеева и А.И.Першица, Э.Тайлора, С.А.Токарева, Дж.Фрезера, З.Фрейда, Ф.Энгельса, К.Юнга (этап первобытного общества)2, Аристотеля, А.Я.Гуревича, Э.Дюркгейма,

М. , I960; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962; Хилл Н. Думай и богатей. — М. , 1997; Шкаратан М. Феномен предпринимательства. Интерпретация понятий. — М., 1993; Шумпетер И. Теория экономического развития. Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. — М., 1982; Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М., 1991.

2 Курс экономической теории. — Киров, 1997; Основы экономической теории. — М. , 1997; Политическая экономия. — М. , 1989, и др.

1 Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1994; Антонов Н.Ф. Нравственные устои экономики. — М., 1993; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 1998; Дембовский Д.Н. Нравственность и право с точки зрения исторического материализма. — Харьков, 1925; Ивин А.А. Логика норм. — М. , 1973; Кант И. Основоположения к метафизике нравов//Кант И. Соч. — М., 1997. Т. III; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. — М., 1978; Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. — М., 1986; Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. — М., 1972; Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. — М. , 1985; Толстой Л.Н. Религия и нравственность. — М., 1908; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. — Рига, 1924, и ДР

2 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М., 1990; Тайлор Э. Первобытная культура. — М. , 1989; Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. -- М. , 1964; Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М., 1980; Фрейд 3. Тотем и табу. — М., 1997; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20; Юнг К. Архетип и символ. — М., 1991.

С.Г.Лозинского, А.Ф.Лосева и А.А.Тахо-годи,

A.M.Самозванцева, текстов Библии, сборника "Фрагменты ранних греческих философов", Законов Ману, Законов лангобардов, "Судебников" Ивана III и Ивана IV и др. (этапы античности и средневековья)1, Н.Ф.Антонова, Т.Гоббса, Ж-Ж.Руссо, Г.Спенсера, Г.Маркузе, Ю.Хабермаса, П.Сорокина, Э.Фромма и ряду коллективных трудов (новое и новейшее время)2.

Для выявления роли морали в развитии отечественного предпринимательства были использованы следующие труды: Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. — М., 1995; Современное отечественное предпринимательство. — М., 1996; Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов н/Д., 1997; Российское предпринимательство: истоки, традиции, современность. — М., 1998; Бизнесмены России. 40 историй успеха. — М., 1994.

1 Аристотель. Никомахова этика//Аристотель. Соч. в 4-х т. — М., 1984. Т. 4; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1988; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991; Лозинский С.Г. История папства. — М., 1986; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. — М., 1993; Самозванцев A.M. Теория собственности в Древней Индии. — М., 1978; Библия. — М., 1923; Законы Ману. — М., I960; Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. — М., 1989; Шервуд Е.А. Законы лангобардов. — М., 1992; Судебник Ивана III 1497 года. — М.-Л., 1952, и др.

2 Антонов Н.Ф. Нравственные устои экономики. — М., 1993; Гоббс Т. О гражданине//Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т. — М., 1964. Т. I; Руссо Ж-Ж. Трактаты. — М., 1969; Спенсер Г. Синтетическая философия. — Киев, 1997; Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. — М., 1994; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М., 1992; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992; Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990; Культурология XX век: Антология. — М., 1995; Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994.

Анализ деятельности, направленной на повышение эффективности морального регулирования предпринимательства, осуществлен на основе изучения таких документов, как "Национальная программа "Российская деловая культура", Кодекс деловой этики российских предпринимателей "Принципы ведения дел в России", Кодекс чести банкира, планы деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и другие материалы.

Объектом исследования, представленного в диссертации, является предпринимательство как вид экономической деятельности.

Предмет исследования — соционормативное регулирование экономической деятельности — от его зарождения до утверждения такого его компонента как этика современного предпринимательства.

Цель и основные задачи исследования

Цель, которую ставил перед собой автор диссертации, заключалась в раскрытии роли морали как социокультурного фактора превращения авантюристического капитализма в современный рациональный капитализм, становления и повышения социальной эффективности современного предпринимательства.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи: проанализировать теоретические представления о предпринимательстве, раскрыть соотношение общего и конкретно-исторического в содержании этого понятия; раскрыть содержание понятия "соционормативная система регулирования хозяйственной деятельности", выявить различия между такими элементами этой системы как мораль и право; рассмотреть основные исторические этапы развития соционормативной системы регулирования хозяйственной деятельности — от ее синкретического состояния до вычленения морали и права как относительно самостоятельных факторов воздействия духовной культуры на материальную практику людей; проанализировать версию о решающей роли протестантской этики в становлении современного капитализма и дать объективную оценку этой версии; выявить сущность свободного предпринимательства, содержание понятия "свобода" в применении к нему, факторы, обусловившие возникновение этого экономического феномена; показать иллюзорность представлений о социальном партнерстве предпринимателей и наемных рабочих в условиях становления капитализма, обоснованность марксистского анализа противоречий между этими классами; выявить факторы, позволившие перейти от обострения борьбы между этими классами в XIX веке к сотрудничеству в условиях современного развитого капитализма; обосновать производительный характер деятельности предпринимательской элиты, как разновидности профессионального труда, и ее ключевую роль в обеспечении роста жизненного уровня населения развитых капиталистических стран; проанализировать процесс становления традиций честного предпринимательства в России и трудности возрождения этих традиций на современном этапе жизни нашей страны; охарактеризовать меры, принимаемые деловой общественностью для повышения этической культуры предпринимательской деятельности в России, пути повышения эффективности этих мер.

Методологические и теоретические основы исследования

В качестве основного автором был избран культурологический подход к решению исследовательских задач в его системном понимании, предполагающем рассмотрение культуры как целостности, сущностью которой является самореализация личности в творческой деятельности, отвечающей принципам гуманизма. Автор опирался в избранной им трактовке культуры на теоретические работы М.М.Бахтина, М.С.Кагана, В.М.Межуева, Э.В.Соколова и других отечественных культурологов. В исследовании использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых феноменов материальной и духовной культуры, позволяющего выявить как общее, присущее им на разных этапах исторического развития общества, так и особенности проявления этого общего на каждом этапе. Учитывался также методологический принцип дополнительности, помогающий избегать однозначных оценок исследуемых явлений, не соответствующих их сложности и противоречивости, и не абсолютизировать трактовки этих явлений в разных теоретических концепциях, соединяя то рациональное, что раскрывает каждая из них.

Научная новизна исследования может быть выражена в указании на следующие моменты: впервые предпринята попытка рассмотреть соционормативное регулирование хозяйственной деятельности как важнейшую функцию культуры, присущую ей с начала существования человечества и проявляющуюся на всех этапах его развития; обосновано приоритетное положение морали в системе соционормативного регулирования, как основы, определяющей содержание права и религиозных этических установлений; устранена однобокость в оценке предпринимательства, которая часто проявляется в абсолютизации либо его негативных, либо его позитивных черт; отчетливо выявлена тенденция развития ценностных ориентаций предпринимателей от установки на рост денежного дохода как конечную цель до отношения к нему как к средству, позволяющему непосредственно содействовать социальному и культурному прогрессу; на базе анализа функций предпринимателя показана необходимость соединения в содержании его квалификации качеств способного к инновациям менеджера и стратега, умеющего эффективно распоряжаться собственностью в условиях рыночной неопределенности; определены общие черты и специфические особенности процессов развития деловой этики предпринимателей в России и в капиталистических странах Запада.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление человечества неотделимо от формирования его культуры, важнейшей функцией которой с самого начала явилось регулирование деятельности людей, направленное на сохранение и продолжение человеческого рода. Тесное переплетение этих целей на заре истории, не допускавшее возникшего позже их противопоставления, определило специфику содержания и форм социокультурных норм, составлявших систему магических предписаний и запретов, регламентирующих поведение и взаимоотношения индивидов.

2. Социальные нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, носили на первых порах синкретический характер, но превалирующими в их содержании были элементы, представлявшие собой зачатки морали, сохранившей приоритет в системе социальных норм и тогда, когда мораль и право выделились в качестве относительно самостоятельных компонентов духовной культуры.

3. Система правового регулирования, утвердившаяся в обществе с разделением его на классы и появлением государства, базируется на моральных принципах и нормах, питающих ее и выступающих критериями ее оценки.

4. В хозяйственной деятельности людей издавна выделился такой ее вид как предпринимательство, характеризуемый такими чертами, как нетрадиционность решений и действий, соединение делового расчета с интуицией, помогающей угадать скрытые от сознания объективные тенденции изменения ситуации.

5. Потребность в индивидах, обладающих качествами предпринимателя, наиболее остро чувствовалась в такой сфере экономической деятельности как обращение, обмен, рыночные отношения, которые всегда оказывались в меньшей мере подвластными ограничениям со стороны государства, церкви, крупных землевладельцев, чем сфера непосредственного производства. Это обусловило повышенную активность субъектов, действующих в этой сфере, прежде всего купцов, торговцев, и, вместе с тем, их склонность к нарушению традиционных обычаев, хитрости, обману. Это всегда порождало потребность в выработке средств, сдерживающих такой произвол, выработку деловой этики, ставящей поведение субъектов рыночных отношений в рамки принятой в обществе морали.

6. Развитие рыночных отношений в связи с переходом от феодализма к капитализму, возникновением системы свободного предпринимательства, свободной конкуренции выдвинуло задачу повышения роли нравственных качеств в менталитете предпринимателей. Как показала зарубежная и российская историческая практика, эффективным средством решения этой задачи оказалось формирование нового поколения предпринимателей в слоях населения, исповедующих протестантскую веру (в России — близкое протестантизму старообрядство), предусматривающую воспитание в духе строгой этики, включающей уважение к труду, к профессиональному долгу и таким нравственным качествам как честность, порядочность, справедливость.

7. Соглашаясь с получившей широкое признание версией М.Вебера о существенной роли, которую сыграла протестантская этика в становлении рационального капитализма, следует вместе с тем критически относиться к попыткам представить эту версию как опровержение концепции К.Маркса. Во-первых, Вебер, как и Маркс, признавал приоритетное значение экономических условий, добавляя к ним такой фактор становления капитализма как протестантская этика. Во-вторых, Маркс, как и Вебер, придавал большое значение моральному фактору, вовсе не отрицая его влияния на экономическое развитие. Но в отличие от Вебера, который полагал, что протестантская мораль обеспечивает отношения социального партнерства между предпринимателями и рабочими, Маркс считал, что протест против капиталистической эксплуатации порождает пролетарскую мораль, которая выступает как идеологическое оружие в классовой борьбе рабочих против предпринимателей. История показала, что именно обострение этой революционной борьбы вынудило буржуазию найти средства для смягчения эксплуатации трудящихся и повышения их жизненного уровня.

8. В комплексе этих средств важнейшими явились использование достижений научно-технического прогресса и выдвижение на ключевые позиции в обществе предпринимательской элиты, высокая квалификация которой превратила ее в решающий фактор развития экономики и роста благосостояния населения.

9. В развитых капиталистических странах уделяется огромное внимание повышению деловой культуры предпринимателей, использованию кодексов делового поведения — корпоративных и профессиональных, различных методов улучшения морального климата в фирмах и корпорациях. В нашей стране эта работа только развертывается. Актуальная задача состоит в том, чтобы активизировать эту работу и создать условия, стимулирующие не только разработку этических кодексов, но и превращение их в инструменты нравственного совершенствования предпринимателей и работников, которыми они руководят.

Научно-практическая значимость исследования и его апробация

Материалы, представленные и проанализированные в диссертации, позволяют лучше разобраться в сущности предпринимательства, что необходимо для повышения качества подготовки бизнесменов и менеджеров в специальных учебных заведениях. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин в вузах культуры — как в курсах, посвященных экономике культуры и менеджменту, так и в изучении теории и социологии культуры — предметов, в содержании которых следует отводить больше места, чем это обычно делается, проблемам, касающимся экономической сферы общественной жизни и менталитета занятых в этой сфере людей.

Диссертация прошла апробацию на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского Государственного Университета культуры, где получила положительную оценку, а также в выступлениях соискателя на научной конференции МГУК (декабрь 1998 г.) и межвузовской научно-практической конференции молодых ученых (Москва, 1999 г.).

Структура диссертации. Текст диссертации включает введение, две главы, заключение и список использованной автором литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Палеев, Роман Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование, целесообразно обратиться к положениям, которые были вынесены на защиту. Первое из них касалось значения регулирующей функции культуры. Выявляя его, мы старались показать на конкретном материале, что с начала человеческой истории выступали в неразрывном единстве такие объекты регулирования как хозяйственная деятельность, обеспечивающая сохранение человеческого рода, и семейно-брачные отношения, обеспечивающие его продолжение. Для начала человеческой истории чрезвычайно важным было органическое переплетение этих двух сфер его жизни, оно сыграло роль прочного моста, позволившего перейти от животного мира с его биологическими законами к миру людей с его социальными законами и культурой как средством реализации требований этих законов. В дальнейшем стали обнаруживаться противоречия между двумя указанными сферами и нередко оказывалось, что текущие, повседневные интересы существующего поколения приходили в столкновение с интересами будущих поколений. Это, в частности, отчетливо выразилось в отношении к природе: стремление побольше у нее взять для удовлетворения потребностей уже появившихся на свет приводило к тому, что ухудшались природные условия для тех, кому еще только предстоит на него появиться. Сегодняшний глобальный экологический кризис — следствие расхождения и противостояния этих двух аспектов жизни человечества — его сохранения и его продолжения.

Инструментом, который играл первостепенную роль в осуществлении регулирующей функции культуры с самого начала оказалась система социальных норм. Мы стремились доказать, что нередкие попытки рассматривать эти нормы либо как правовые, либо как моральные не являются убедительными. Синкретический характер культуры первобытного общества обусловил такой же характер действующих в нем норм. В условиях, когда еще не вычленились в качестве самостоятельных компонентов духовной культуры мораль и право, не могло быть ни правовых, ни моральных норм. Были синкретические нормы, содержащие в себе зачатки правовых и моральных, причем приоритет принадлежал, последним, что и привело к тому, что при выделении двух разновидностей социального регулирования — правовой и моральной — на первых порах правовая по сути своей выступала как моральная, воплощаясь в так называемом "естественном" или "обычном" праве. Система правового регулирования в полном смысле этого слова, утвердившаяся с разделением общества на классы и появлением государства, продолжала базироваться на моральных принципах и нормах, питающих ее и выступающих критериями ее оценки. Мы стремились доказать это, обращаясь к таким историческим документам как Ветхий Завет и Законы Ману.

В хозяйственной деятельности людей издавна выделился такой ее вид как предпринимательство. Однако в литературе это понятие получило неоднозначную трактовку, и одна из задач диссертанта состояла в том, чтобы выяснить, насколько обоснованы разные его трактовки и как они связаны между собой. Анализ литературы показал, что наиболее широкий смысл, который вкладывается в это понятие, указывает на такие черты хозяйственной деятельности как нетрадиционность решений и действий, соединение делового расчета с интуицией. Обнаружить людей, обладавших такими чертами, можно на разных этапах истории. Вместе с тем с возникновением капитализма появилась более узкая трактовка этого понятия, связывающая его с условиями свободного рынка, свободной конкуренции и т.д. То есть предпринимателями стали называть субъектов капиталистического хозяйства, причем не всех, а лишь тех, кто обладает названными выше чертами. В диссертации показано, что такие субъекты формировались наиболее интенсивно в сфере обращения, рыночного обмена, торговли и лишь во вторую очередь стала выявляться их роль в сфере непосредственного производства. Это подтверждает наиболее наглядно анализ истории развития предпринимательского сословия в России.

Предпринимательская деятельность в условиях свободной конкуренции потребовала формирования у ее субъектов не только специфических деловых качеств, обусловливающих новаторский характер их начинаний, но и нравственных качеств, ограждающих отношения между предпринимателями от неразрешимых конфликтов, враждебности и т.п. В диссертации анализируется роль, которую сыграли в формировании этих качеств протестантизм на Западе и старообрядство в России. Одной из задач этого анализа явилось выяснение степени обоснованности распространенного в литературе противопоставления позиций Вебера и Маркса по таким вопросам как признание определяющим фактором общественной жизни экономики, характер взаимосвязи последней с моралью, воздействие морали на экономическую сферу. Автор диссертации считает, что Вебер, как и Маркс, считал определяющими экономические условия, но в отличие от Маркса прибавлял к ним моральный фактор при объяснении генезиса капитализма. Во-вторых, Маркс не отрицал значения морального фактора, но в отличие от Вебера, который абсолютизировал нравственные нормы протестантской этики, распространяя их на отношения не только между капиталистами, но и на отношения между ними и наемными рабочими, Маркс вскрыл антагонизм этих классов и принципиальные различия моральных принципов, которыми эти классы руководствуются. В диссертации обосновывается точка зрения, согласно которой улучшение положения трудящихся в развитых капиталистических странах обусловлено не общностью их моральных установок и моральных установок предпринимателей, а революционной борьбой рабочего класса, вынудившей капиталистов искать пути улучшения их положения, и научно-техническим прогрессом, который позволил найти эти пути. В связи с анализом взаимоотношений между указанными классами дается критика взглядов, затушевывающих наличие капиталистической эксплуатации и, с другой стороны, представлений, отрицающих значение труда предпринимателей как важного фактора производства.

Последним среди положений, вынесенных на защиту, является признание существенной роли развития деловой культуры предпринимателей как необходимого условия эффективности их деятельности. В связи с этим анализируются некоторые кодексы этики предпринимателей и меры, которые принимаются в нашей стране для преодоления отставания от западных стран, которое наметилось в этой области. Автор убежден, что в решении этой задачи должны участвовать культурологи. Именно этим и продиктованы сделанный им выбор темы и ее разработка в предлагаемой диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Палеев, Роман Николаевич, 1999 год

1. Авилова Н.А. Этика деловых отношений. — Курск, 1994.

2. Агеев А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. — М., 1991.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М., 1990.

4. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. — М., 1995.

5. Антонов Н.Ф. Нравственные устои экономики. — М., 1993.

6. Апресян А.Г. Ориентация на успех как моральная проблема// Этика успеха. — Вып. 3. — М., 1994.

7. Аристотель. Политика//Соч. в 4-х т. — Т. 4. М., 1983.

8. Аристотель. Никомахова этика//Соч. в 4-х т. — Т. 4. — М., 1983.

9. Арсеенко А.Г. Предприниматели в прошлом и настоящем: кто они? (генезис западных концепций)//Философская и социологическая мысль. — 1993. — N 1.

10. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. — М., 1979.

11. Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.

13. Бизнесмены России. 40 историй успеха. — М., 1994.

14. Бродель Динамика капитализма. — М., 1993.

15. Буева Л.П. "Общественный прогресс и гуманизм". — М., 1984.

16. Булыгина А.А. Этика делового общения. — Новосибирск, 1995.18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.