Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов: На примере баптистов и евангельских христиан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Макеев, Александр Валентинович

  • Макеев, Александр Валентинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 131
Макеев, Александр Валентинович. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов: На примере баптистов и евангельских христиан: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2002. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макеев, Александр Валентинович

Введение.1

Раздел I. Становление протестантской этики. 7

Раздел II. Вероучительиые основы пуританской

Раздел III. Трудовая этика и практическая деятельность российских протестантов.81

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов: На примере баптистов и евангельских христиан»

Актуальность темы исследования. Хозяйственная и трудовая этика есть важнейшая составляющая морально-нравственных основ общества. Все национальные и мировые религии занимались не только духовными и богословскими проблемами, но и непосредственно влияли на повседневную практическую деятельность людей, формируя у них определенный тип общественно-хозяйственного мышления. Вместе с другими структурами общественного бытия, религия создавала определенные духовные стимулы производственной и трудовой деятельности верующего, критерии экономического поведения в обществе. Другими словами, она реально участвовала в процессе социализации этики, превращения ее в одну из идейных основ экономической деятельности.

Таким образом, в конкретно-исторических условиях религиозный фактор выступает как существенный элемент социально-экономического бытия. В этой связи представляют интерес мировоззренческие основы трудовой и предпринимательской деятельности отечественного протестантизма, особенно в сравнении с западноевропейским протестантизмом, в частности, с пуританской этикой.

Религиозная сфера жизни страны в конце XX - нач. XXI вв. характеризуется целым рядом важных процессов. Религиозный фактор стал играть существенную роль во всех областях социально-экономического и политического развития общества, обрел способность оказывать позитивное влияние на его духовно-нравственное оздоровление и стабилизацию. На повестку дня вышла весьма актуальная проблема духовно-религиозных аспектов экономических отношений. Поэтому вопрос о том, станут ли основы трудовой этики отечественного протестантизма одним из идейных факторов экономического развития в нашем государстве, как это произошло на Западе, является весьма актуальным и важным как для российской науки вообще, так и для прогноза перспектив развития экономики страны, в частности.

В связи с этим, в настоящее время уже недостаточно ограничиваться ни общей характеристикой различных направлений российского протестантизма в целом, ни поверхностным описанием истории их социально-экономической деятельности. Назрела необходимость в углубленном и комплексном исследовании всех аспектов их духовного и практического бытия, прежде всего в экономической сфере, выявлении природы, содержания, специфики, масштабов и характера влияния на верующих.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к вопросам специфики протестантского влияния на труд и предпринимательскую деятельность освещались как в богослови I U T-v ской , так и в религиоведческой литературе. В светском религиоведении можно выделить работы западных (М. Вебер, В. Зомбарт, Питер Дж. Хилл, Пол Ф. Скотчмер, Ж. Ле Гофф и др.А) и отечественных ученых (С.Н. Булгаков, Ю.Н. Давыдов, Э.Г. Филимонов, П.П. Гайденко, Т.Б. Коваль, В.М. Сторчак, Е.С. Элбакян, См.: Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т.1-3. - М., 1998; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. Приложения. - М., 1986; Он же: Время молчания прошло. - Харьков, 1992; Экман У. Экономическая свобода. - СПб., 1993; Кандалинцев В. Бизнес во Христе. - М., 1996; Хлеб наш насущный. Ежедневное христианское чтение. - Минск, 1998; Проханов И. С. В котле России. - М., 1992; Calvin J. Harmony of the Law. - Oxford, 1998; Perks S. The political economy of a Christian soceiety. Eng., 1998; Flinn R. The рш-itan femily and the Christian economy. - USA, 1980 и др. л См. : Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. ~ М., 1990; Он же: Хозяйственная этика мировьк религий // Избранное. Образ общества. - М., 1994; Зомбарт В. Буржуа. - М., 1994; Бродель Ф. Время мира. Материальная хщвилиза-щм, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. В 3 тт. - М., 1992; Этика российского рынка. Антология. - М., 1992; Ле Гофф Ж. Цивилизащм средневекового Запада. - М., 1992 и др.

М.П.Мчедлов, М.М.Смирин, Н.В. Ревуненкова, Е.С. Терлеева и

Главное внимание в этих трудах уделяется концепции хозяйственно-предпринимательской деятельности протестантизма как разновидности христианства, тогда как изложению конкретно кальвинистских этических принципов, затрагивающих изучаемую проблему, посвящено сравнительно небольшое количество работ, в которых намечены лишь общие подходы. К ним относятся работы советских и зарубежных исследователей: М.А. Барга, В.М. Лавровского, Т.В. Павловой, М. Козлова, Ф. Д. Капелюша, Э. Кернса, Б. Коварда, Г. Миттера и др'А. Протестантская модель трудовой этики рассматривается в представленных работах как наследница пуританских мировоззренческих основ. Однако в отечественной литературе практически отсутствует анализ основных вероучительных документов англо-шотландских пуритан и комментариев к ним, существенно повлиявших на формирование указанных мировоззренческих основ.

Вопросы возникновения и развития хозяйственно-экономической деятельности российских баптистов и евангельских христиан изложены в трудах советских исследователей Г. С Ляли См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Соч. в 2-х тг. Т. 1. - М.,1993; Он же: Народное хозяйство и религиозная личность. Соч. в 2-х тт. Т. 2. - М., 1993; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религия и экономика // Религии народов современной России. - М., 1999; Они же: Предпринимательская деятельность религиозных организаций // Предпринимательство. Политика. Наука. - №1. - 1996; Элбакян Е.С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. - Омск, 1998; Сторчак В.М., Макеев A.B. Протестантизм и православие: этос труда и предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. - №1. - 2000; Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. - М., 1994 и др.

•* См.: Барг М.А., Лавровский В.М. Английская буржуазная революция XVII в. - М., 1958; Барг М.А. Кромвель и его время. - М., 1960; Он же: Великая английская революция в портретах ее деятелей. - М., 1990; Павлова Т.В. Оливер Кромвель. - М., 1980; Козлов М. Кальвинизм // Православная беседа. - № 4. - 1995; Капелюш Ф. Д. Религия раннего капитализма. - М., 1931; Кернс Э. Дорогами христианства, - М., 1992; Ковард Б. Оливер Кромвель. - Ростов-на-Дону, 1997; Миттер Г. Основы кальвинизма. - М., 1996 и др.

НОЙ, Л.Н. Митрохина, З.В. Калиничевой, А.И. Клибанова и дрА. В этих работах освещались в основном социальные аспекты проблемы, тогда как хозяйственно-экономическая деятельность не была затронута в должной степени.

Указанные работы, бесспорно, представляют интерес, однако в них почти не затрагиваются вопросы сходства или различия протестантской западноевропейской и российской этики труда и предпринимательства, практически не освещена современная хозяйственно-экономическая деятельность отечественных баптистов и евангельских христиан. Анализ данной проблематики способствовал бы выяснению перспектив развития хозяйственной и предпринимательской деятельности российских протестантов. Поэтому возникла необходимость дальнейшего исследования указанных проблем в контексте современного социально-экономического и духовного состояния российского общества.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является сравнительный анализ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов (баптистов и евангельских христиан).

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: проследить становление основ протестантской догматики и этики в реформационном движении ХУ1-ХУ11 вв.;

- выявить и рассмотреть теологические и философские аспекты кальвинистской трудовой этики;

-исследовать основные догматические документы англошотландских пуритан;

- выделить в них основополагающие этические принципы трудовой и предпринимательской деятельности; См.: Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Митрохин Л.Н. Баптизм: ясторш и современность. - СПб., 1997; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. - М., 1975; Калиничева З.В. Социальная сущность баптизма (1917-1929 гг.). - М., 1972.

- Проанализировать основы вероучения и трудовой этики российских протестантов в сравнении с западными кальвинистами;

- изучить предпринимательскую и хозяйственную деятельность баптистов и евангельских христиан в России.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются научные принципы изучения социальных явлений: объективность, системность и историзм. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению - философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются системный, сравнительный и герменевтический подходы к анализу исследуемой литературы.

Основной источниковедческой базой исследования явились:

- книги Священного писания, прошлые и современные труды видных представителей западноевропейской протестантской мысли (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Экман и др.);

- общепринятые церковные документы англошотландских пуритан («Женевская Библия», «Каноны Дортского синода», «Вестминстерское исповедание» и др.);

- вероучительные документы российских баптистов и евангельских христиан;

- уставы и литература изучаемых конфессий, а также личные наблюдения диссертанта.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в том, что в работе впервые в отечественной религиоведческой литературе: исследованы вероучительные документы кальвинистского толка («Комментарии» Ж. Кальвина к Библии, «Вестминстерское исповедание веры», «Каноны Дортского синода»);

- определены принципиальные отличия в догматике и трудовой этике западных и российских протестантов;

- выявлена специфика хозяйственной и предпринимательской этики российских баптистов и евангельских христиан;

- рассмотрена современная предпринимательская деятельность исследуемых в диссертации конфессий.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащиеся в ней материалы и выводы углубляют и уточняют существующие в отечественной религиоведчеи 1 1 и и и ской, философской, экономической и исторической литературе представления о протестантском понимании хозяйственно-предпринимательской деятельности, его идейных истоках, специфике трудовой этики российских протестантов, а также о главных направлениях предпринимательской деятельности в прошлом и настоящем (на примере баптистов и евангельских христиан). Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по религиоведению, истории религий, основам экономических знаний в высших и средних специальных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1,8 п.л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура диссертации включает в себя введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Макеев, Александр Валентинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформаторские идеи, объективно имевшие место уже- в социально-политической и философско-теологической мысли в XIV-XV вв., нашли своих активных последователей и продолжателей в Западной Европе в первой половине XVI века. Особую роль в развитии протестантского учения сыграли проповеди и трудн М. Лютера и Ж. Кальвина. ДоГх\1аты первого об «оправдании верой», «о всеобщем священстве», о «мирском призвании» и др., отрицание католического учения об оправдании «добрыми делами», дали толчок к развитию нового религиозного у-чения в христианстве -протестантизму - и заложили основы его вероу-чения.

Вместе с тем, диссертант отмечает половинчатость и незавершенность, как в теологическом, так и в богослужебном плане лютеранского вероучения. Более того, основатель протестантизма практически не касается в своих богословских изысканиях темы этики Труда и хозяйственной деятельности человека, живущего в реалиях мирского, повседневного сутцествования.

Наиболее последовательным и радикальным протестантским деятелем стал Ж. Кальвин. Его учение, основанное, как подчеркивается в диссертации, на теистической мировоззренческой установке, о необходимости удостоверения своей веры в светской профессии дало положительный и мощный заряд для ее развития. Связывая воедино практическуто и профессиональнуто этику с улчением о предопределении, кальвинизм определял человеку важное место в божественной теургии, предоставляя ему роль «орудия» Бога, демиурга истории и культуфы.

Как показано в диссертационном исследовании, Ж. Кальвин не видел в материи зло, а в земной жизни, труде и хозяйстве одно страдание, «дурную бесконечность», которую по возможности необходимо избежать. Человек для нею есть не юлько познавательный, но и хозяйственный логос мира. Ему принадлежит право и обязанность трудиться, как для собственного существования, так и для совершения общего для человека дела на земле. Кальвин в данном слу"4ае не просто призывает к труду, но рассматривает его как выполнение «завета», данного БогОхМ. Тем самым, кальвинизм духовно и нравственно ориентирует хозяйственную деятельность и подчиняет труд высшим целям, превращая его в религиозное служение. В психологическом плане такая установка воспитывала активных, трудолюбивых, творческих и самостоятельных верующих, отличающихся своим индивидуализхмом и стремлением к независимости.

Исследуя основные конфессиональные протестантскрхе документы («Каноны Дортского синода», «Вестминстерское исповедание» и др.), изданные в ХУ1-ХУ11 вв. в различных странах Западной Европы и имеющих доктринальное значение, можно со всей основательностью утверждать, что они полностью согласуются с учением Ж. Кальвина. По сути, эти доку л1енты представляют собой систематизацию и развитие его идей и взглядов, так как именно в них кальвинизм выражен в наиболее концентрированной форме. Систематически изложенные и жестко кальвинистски интерпрети-риумые в них положения о «предвечном предопределении», « не-отстут1ности святых», «человеческой порочности» и «свободе воли», «первичных» и «вторичных причинах» греха и другие, органично воплотились и вошли в «плоть и кровь» протестантски ориентированной хозяйственной и профессиональной этики. В психологическом плане они способствовали формированию следующих умостроечных установок:

- хозяйсю! заинтересованных, дисциплинированных, стойких и неунывающих, оптимистично настроенных в изменчивом мире развивающейся рыночной экономики индивидов;

- практике патернализхма, где рабочие и хозяева чувствовали себя членами одной религиозной семьи, в которой каждый выполняет свои обязанности;

- установку на комхмерчсскуто прибыль и профессиональный успех, лишекнуто нравственной рефлексии своего поведения в бизнесе;

- престижности любого труда или профессии, поскольку каждый труд освящен «божественным проввдением» и унаследован согласно своему «призванию».

Таю1м образом, подчеркР1вается в диссертации, впервые в христианской этике труд перестал осознаваться тягостной необходимостью, суетой и наказанием за первородный грех; он превратился в ежедневнуто деятельность по прославлению Бога. Приобретение денег, коммерческая и предпринимательская заинтересованность стали выражением деловитости человека, а эта деловитость составила альфу и омегу всей пуританской моральной жизни. В итоге, понятие «бизнес», означающий до Реформации различные виды трудовой деятельности в его мирском понимании, пройдя освящение кальвинистским понятием «призвание», благодаря которому оно полупило трансцендентное основание своего сутцествова-ния, прочно заняло место прежних религиозных представлений, амбивалентно выражая в себе как мирские нормы, так и религиозные каноны бытия.

Анализ рассмотренных документов позволяет нам сделать вывод о том, что их положения воспитывают и регулирутот поведение человека капиталистической формации. Выработанные в них пуританские этические установки способствовали строительству буржуазно-демократических основ западного общества, а также экономическим успехам в странах протестантской ориентации.

Как показало исследование, российские протестанты в богословском плане существенно отличались и отличаются от западных. О проблемах, волнующих кальвинистов - предопределении, призыве и т.д. в их исповеданиях или не упоминается, или отводится второстепенное место. ПоэтОхМу мировоззрение отечественных протестантов так непохоже на мировоззрение их западных единоверцев. Российских баптистов и евангельских христиан прежде всего интересовало духовное "пробу'ждение", роль «святого д>'ха» в спасении человека, личное моральное совершенство своих адептов, то есть субъективные проблемы. Такие мировоззренче-С{ше позиции сближали их с анабаптистами и с наследниками последних меннонитами, то есть с течениями, не относящихся к кальвинистским ветвям христианства. Эта близость объясняется еще и тем, что баптизм на юге России возник под сильным влиянием и при непосредственном у-частии немецкого протестантизма и меннонитов, не придерживавшихся в своих у-чениях строго кальвинистской направлекностй. Именно поэтому и в теологии, и в этике российские протестанты ближе к ним, а не к кальвинистам. С>тце-ственное влияние на мировоззрение первых российских протестантов оказали и молокане с их социально-христианскими идеалами построения «царства Божьего на земле», социального равенства и примитивного коммунизма. Всё это вкупе со слабой протестантской богословской мыслью и непродуманностью важнейших вопросов теологии сказалось в том, что трудовая этика баптистов и евангельских христиан в России не стала, в отличие от этики английских и шотландских пуритан, общепринятым и действенным этическим учением.

С точки зрения диссертанта вероучительные этические установки наложили свой отпечаток и на практику хозяйственной и предпринимательской деятельности отечественных протестантов. Баптисты и евангельские христиане занимались предпринимательской деятельностью, но носителями «духа капитализма» в вебе-ровском понимании этого словосочетания они не были. Их трудовым идеалом оставалось совместное производство необходимых для жизни продуктов ремесла и сельского хозяйства и равное распределение произведенного. Как только изменились социально-политические и экономические условия в послереволюционной жизни государства, баптисты и евангельские христиане попытались вернуться к примитивному коммунальному способу производства и распределения.

Современное содержание и корректировка вероучительных документов исследуемых конфессий, также как и их практическая экономическая деятельность, пока не дает оснований надеяться на то, что российский протестантизм станет локомотивом рыночных отношений в России, осуществленных их единомышленниками на Западе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макеев, Александр Валентинович, 2002 год

1. Английская буржуазная революция XVII века // Под ред. Косминского Е. А. И Левицкого Я. А. М.: Институт истории, 1954.1. Т. 1 494 с. Т. 2-384 с.

2. Барг М. А. Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль, 1990.397 с.

3. Белов А. В. Адвентизм. М.: Политиздат, 1968. 231 с.

4. Беркоф Л. Христианская доктрина. Минск: Вышэйшая школа, 1995. 295 с.

5. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. М.: Московская патриархия, 1983. 1372 с.

6. Биффи Дж. Я верую. Италия, 1992. 293 с.

7. Большой Вестминстерский катехизис // Вестминстерское исповедание веры. Glasgow. 2000. С. 141-327.

8. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения в 3 тт. Академия наук СССР.

9. Т. 1 -М. 1959.412 с. Т. 2-м. 1961.395 с. Т.З -М. 1963.405 с.

10. Булгаков С. И. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 тт. т. 2. М.: Наука, 1993. 751 с.

11. Булгаков С. Н. Философия хозяйства // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 тт. т. 1.М.: Наука, 1993. 603 с.

12. П. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс,1990. 804 с.

13. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994. 702 с.

14. Вейш Я. Я. Религия и церковь в Англии. М.: Наука, 1976. 184 с.

15. Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. 143 с.

16. Вероучение евангельских христиан // История баптизма. Одесса, 1996. С. 435-459.

17. Вестминстерское исповедание веры. М.: Протестант, 1997. 54 с.17: Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. эпохи кальвинизма. М., 1894. 686 с.

18. Волкер Дж. Выступление // В начане.(Минск) 2000, № 2. С. 10-15.

19. Вязовский Г. К вопросу о некоторых тезисах вероучения евангельских христиан-баптистов // В начале. (Минск). 2000, № 3. С. 8-20.

20. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. 199 с.

21. Гараджа В. И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995. 350 с.

22. Глаголев А. Аз семь Бог твой // Православная беседа. 1994, № 2. С. 41-44.

23. Глаголев А. Да будут у вас весы верные // Православная беседа. 1994, №3 . С. 43-45.

24. Глаголев А. И благословил Бог труды их // Православная беседа. 1994, № 1. С. 40-42.

25. Глаголев А. И будете есть хлеб свой досыта // Православная беседа. 1994, № 4. С. 42-46.

26. Глаголев А. Начала хозяйственного бытия //Православная беседа. 1993, №5-6. С. 34-37.

27. Глаголев А. Пусть будет царь над нами // Православная беседа. 1994, №5. С. 39-43.

28. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций в 2-х частях: М., 1995.1. Ч.1 -25 7С. 1. Ч .2 1 9 3 С .

29. Джонстаун П. Операция мир. Спб.: 1996.

30. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. Спб.: Андреев й согласие, 1994. 231 с.

31. Зверева Г. И. История Шотландии. М.: Наука, 1987. 207 с.

32. Зеленский Ю. Н. Женева: прошлая и современная. М,: Мысль, 1980. 221с.

33. Иваненко СИ., Трофимчук. Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991. 100 с.

34. Исповедание веры христиан-баптистов // История баптизма. Одесса: Богомыслие, 1996. С. 421-435.

35. История баптизма. Одесса: Богомыслие, 1996. 490 с.

36. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. 624 с.

37. История религий в России // под ред. Трофимчука Н. А. В 2-х частях. М.: Агент, 2000.1. Ч. 1 -307 с. Ч.2-377С.

38. Калиничева 3. В. Социальная сущность баптизма. Л.: Наука, 1972. 139 с.

39. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. М.: Российский государственный гуманитарный университет.

40. Т. 1-м., 1997. 582 с. Т. 2-м . , 1998.480 с. Т. 3-М., 1999.640 с.

41. Кальвин Ж. О христианской жизни. М., 1995. 70 с.

42. Капелюш Ф. Д. Религия раннего капитализма. М.: Безбожник, 1931. 280 с.

43. Каретникова М. С. Протестантизм. СПб.: Библия для всех, 1994.108 с.

44. Каримский А. М. Социальная философия американского пуританизма // Вопросы научного атеизма. 1973, № 7. М. Мысль. С. 118-151.

45. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 тт. М.: Терра, 1993.1. Т. 1 686 с. Т. 2-569 с.

46. Католицизм. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1990. 320 с.

47. Каширский Е. Д. Апологетические этюды. М., 1997. 60 с.

48. Каширский Е. Д. О христианском учении. М., 1994. 48 с.

49. Керне Э. Дорогами христианства. М.: Протестант, 1992. 416 с.

50. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М.: Политиздат, 1974.256 с.

51. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Академия наук СССР. Институт истории, 1965. 348 с.

52. Коваль Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда // Правослаше. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. М.: 1994. С. 50-55.

53. Ковард Б. Оливер Кромвель. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 317 с.

54. Козлов М. Кальвинизм // Православная беседа. 1995, № 4. С. 14-17.

55. Козлов М. Переизбыток добрых дел // Православная беседа 1994, №5. С. 13-14.

56. Коппитерс Б. Отказ от воинской службы // Человек. 1990, № 5.

57. Краткий Вестминстерский катехизис // Вестминстерское исповедание веры. Glasgow, 2000. С. 328-368.

58. Крестьянинов В. Ф. Меннониты. М.: Политиздат, 1967. 224 с.

59. Кудинов Н. Ф. Духовные христиане. Молокане. Краткий исторический очерк. Владикавказ, 1913. 200 с.

60. Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII века. М.: Соцэкгиз, 1958. 366 с.

61. Лазута Д. Выступление на встрече христианских конфессий // В на-чале.(Минск). 2000, № 2. С. 3-10.

62. Лаперуз С. Л. Духовный призыв американской мечты. Американский характер. М.: Наука 1995. 319 с.

63. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс-академия, 1992. 374 с.

64. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 2. М.: Радуга, 1992. 575 с.

65. Лютер М. Время молчать прошло. Харьков, 1992. 110 с.

66. Лютер М. О рабстве воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Мысль, 1986. С. 290 546.

67. Лялина Г. С. Баптизм. Иллюзии и реальность. М.: Политиздат, 1977. 176 с.

68. Мажарова В. С Богом на рязанском раздолье // Христианское слово. № 1, 1998. С. 67-70.

69. Марцинковский В. Записки верующего. СПб.: Мирт, 1995. 269 с.

70. Милосердие: Учебное пособие. М.: Россеийская политическая энциклопедия, 1998. 214 с.

71. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М., 1998. 305 с.

72. Митер Г. Основные идеи кальвинизма. М.: Христианский мост, 1995. 237 с.

73. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ,1997.480 с.

74. Митрохин Л. Н. Предисловие // Кастеллио против Кальвина, или совесть против насилия. М.: Мысль, 1986. С. 5-42.

75. Митрохин Л. Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. 416 с.

76. Михайлов Н. Т. Протестантская вера. Философский анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. РАУ // М. 1994. 139 с.

77. Москаленко А. Т. Пятидесятники. М.: Политиздат, 1966. 224 с.

78. Настольная книга атеиста // под ред. Сказкина С. Д. М.: Политиздат, 1985.460 с.

79. Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. 445 с.

80. Новая Женевская учебная Библия. М., 1998. 2052 с.

81. Одинцов М. И. Государство и церковь в Росии. 1917-1937.' М.: Знание, 1991.630 с.

82. Одинцов М, И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1997. 171 с.

83. Основы религиоведения // Под ред. Яблокова И.Н. М.: Высшая школа, 1998.470 с.

84. Отис Дж. Особенности библейского пресвитерианства. Одесса: Содействие, 1998. 48 с.

85. Павлова Т. В. Кромвель. М.: Молодая гвардия, 1980. 351 с.

86. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М.: Протестант, 1996.382 с.

87. Попов В. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия. 1990, №7. С. 49-52.

88. Порозовская Б. Д. Жан Кальвин // Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола, Томас де Торквемада. М.: 1993. С. 167-256.

89. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер // Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола, Томас де Торквемада. М.: 1993. С. 57-166.

90. Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории атеизма и религии, 1958. № 6. С. 35-50.

91. Православие. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988. 272 с.

92. Протестантизм. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1990. 320 с.

93. Проханов И. С. В котле России. М.: Протестант, 1992. 263 с.

94. Ревуненкова И. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М.: Мысль, 1988. 206 с.

95. Религиоведение // Под ред. Яблокова И.Н. М.: Гардарика, 1998. 535 с.

96. Религиозные организации в России: Справочник. М., 1994. 113 с.

97. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1997. 472 с.

98. Руководство по обшему Богослужению (Шотландской церкви) // Вестминстерское исповедание веры. Glasgow, 2000. С. 405-442.

99. Руководство по семейному Богослужению // Вестминстерское исповедание веры. Glasgow, 2000. С. 474-480.

100. Савинский С. Военный вопрос в евангельско-баптистском братстве в первые годы советской власти // Религия и право. М. 1998, № 1-2. С. 14.

101. Свойкин А. Кальвинизм. М.: Икар, 1997. 40 с.

102. Сляднев М. И. Социально-экономические воззрения евангельских христиан-баптистов: (традиции и современные тенденции). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук // АОН при ЦК КПСС. М., 1991. 147 с.

103. Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война в Германии. М.: Академия наук СССР, 1955. 568 с.общей истории, 1998. 489 С.

104. Христианство. Словарь. М.: Республика, 1994. 560 с.

105. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия.

106. Т. 1.-м., 1993. 864 с. Т. 2.-м. 1993.673 с. Т. З.-М. 1995.784 с.

107. Цвейг С. Кастеллио против Кальвина, или совесть против насилия. М.: Мысль, 1986. 237 с.

108. Церкви в США. Справочник. Выпуск 2. М.: Институт США и Канады, 1980. 186 с.

109. Циркулярное письмо Союза ЕХБ Беларуси // В начале. (Минск). 2000, № 3. С. 8-9.

110. Чанышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969. 216 с.

111. Чистозвонов А. Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века. М.: Наука, 1964. 400 с.

112. Элбакян Е. С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. Омск. 1998. С. 169-172.

113. Этическая мысль. М.: Республика, 1992. 445 с.

114. Calvin J. Harmony of the Law. Commentaries on the four last books of the Moses. В 4 ТГ. Oxford, 1998.

115. T. 1 569 c. T.2- 528 c. T.3 - 545 c. T.4- 436 c.

116. Chilton D. H. Cromwell and His critics (A Reply to John Zens) // The Journal of Christian reconstruction. VI, № 2, 1979-80. C. 34-74.

117. Encyclopedia of the Reformed faith. Edinbyrgh: Saint Andrew Press, 1985.414 c.

118. Hazlitt J. Economics in one lesson. N. Y.: Three rivers press, 1979. 218 c.

119. Heier E. Radstockism and Pashkovism. N. Y.: 1971. 160 c.

120. Flinn R. The puritan family and the Chrristian economy // The Journal of Christian reconstruction. VI, № 2,1979-80. C. 75-86.

121. North G. From Covenant to Contract: pietism and secularism in puritan New England, 1591-1720. The Journal of Christian reconstruction. VI, № 2, 1979-80. C. 155-195.

122. Perks S. The political economy of a Christian society. England: Kuyper foundation, 2001. 410 c. ,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.