Библейская идеология: Система универсального практического мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Тахтамышев, Владимир Григорьевич

  • Тахтамышев, Владимир Григорьевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2000, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 330
Тахтамышев, Владимир Григорьевич. Библейская идеология: Система универсального практического мировоззрения: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2000. 330 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Тахтамышев, Владимир Григорьевич

Введение.

Глава 1. Понятие библейской идеологии.

§1. Сущность , структура и типы идеологии.

§2. Канонический религиозный текст и идеология.

Сущность и элементы библейской идеологии.

§3. Форма и содержание библейского текста. Типология методов библейской герменевтики.

Глава 2. Система ветхозаветной идеологии.

§1. Парадигма ветхозаветной идеологии.

§2. Система мировоззрения (универсология) Ветхого завета

§3. Идеологические технологии и идеократическая действительность в Ветхом завете.

Глава 3. Система новозаветной идеологии.

§1. Парадигма новозаветной идеологии.

§2.Мировоззренческая система Нового завета.

§3. Идеологические технологии и идеократическая действительность в Новом завете.

Глава 5. Становление библейской идеологии как глобальной действительности в Новое и Новейшее время.

§1. Библейская идеология и идеологический процесс в Западной Европе в Новое и Новейшее время.

§2. Библейская идеология и идеологический процесс в России: история и перспективы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейская идеология: Система универсального практического мировоззрения»

Современная Россия является обществом, которое лишено идентичности. Переход от социализма к демократии обнаружил, что утверждение в реальной действительности прав человека и демократических принципов испытывает сопротивление со стороны традиционной российской ментальности. Быстрый скачок от командной экономики к рынку не состоялся. Демократические свободы не стали формами повседневной жизни большинства населения. Разочарование в демократии вызвало к жизни настроения возврата к сильной авторитарной власти.

В обществе все более нарастает сознание того, что неудачи рыночных и демократических преобразований объясняются тем, что они затрагивали лишь отдельные, хотя и существенные сегменты действительности. Реформы в России осуществляли политики, которые исходили из постулата о первичности экономики среди сфер общественной жизни. Перейдя в теории от марксизма к экономическому либерализму, они остались марксистами по своим методологическим предпосылкам, поскольку придерживались главного марксистского постулата - примата хозяйственной деятельности.

Понимание того, что успех реформ в России зависит от комплексного решения задач, среди которых на первом месте стоят задачи достижения общенационального единства, признание большинством общества первостепенной важности моральных ценностей, а также ценности семьи, государства и патриотизма, ясно вы4 ражено в программных заявлениях кандидатов на пост Президента Российской Федерации, участвующих в кампании 2000 года. Это понимание говорит о том, что общественное сознание в лице ведущих политических лидеров начинает более адекватно оценивать перспективы реформ в стране.

Стремление государственной власти сформулировать общенациональную идею, опереться на фундаментальные моральные ценности свидетельствует, что период кавалерийской атаки на тоталитарный социализм прошел и что общество приступает к реальной конструктивной трансформации всего социального организма. Выполнение этой цели невозможно без обозначения нормативной искомой общественной модели. Эта модель как общенациональный идеал, консолидирующий общество и обращенный ко всем его членам, предстает как национальная идеология. И хотя Конституция России провозглашает отсутствие какой-либо государственной идеологии, сама логика общественного развития вызывает к жизни интегрирующую индивидов и социальные группы идеологию, идеологию России XXI века.

Завершение XX столетия характеризуется поиском национальной идеологии России со стороны различных партий и общественно-политических движений. Предлагаемые ими идеологические концепции описывают социально-политическую модель России, методологические принципы построения которой не становится предметом анализа. Предлагаемые идеологии абстрагируются от анализа своих теоретических предпосылок. Они являются только ограниченными формами идеологии, которая по своему определению есть не просто социально-политическая доктрина, а знание (логос) идеи (существенного содержания действительности).

Основными идеологическими формами в России в течении двух последних столетий были христианство и марксизм. Хотя они 5 внешне взаимоисключают друг друга, их взаимосвязь в целом была осознана уже Ф.Энгельсом, а в отношении исторических судеб России - Н.Бердяевым. Очевидно, что идеология России нового столетия не может формироваться вне этих идеологических форм. Отсюда следует сделать вывод, что библейская идеология как идеология, которая преодолевает крайние противоречия (человека и Бога) и тесна связана с основными историческими формами российской идеологии, должна рассматриваться в качестве источника идеологии новой России.

Необходимость обращения к библейской идеологии обусловлена и поиском причин катастрофического развития России в последнем столетии. Превращение величайшей страны мира в страну, которая добровольно сдала свои позиции на международной арене, чье выживание стало зависеть от кредитов западных финансовых организаций, не может быть объяснено вне парадигмы библейской идеологии, которая в качестве максимы поведения выдвигает последовательное и предельное самоотрицание.

Наконец, обращение к библейской идеологии как учению, вскрывающему глубинные закономерности общественной жизни и мирового исторического процесса, позволяет выявить критерии общественного развития, которые необходимы для комплексной оценки современных тенденций глобального развития мировой цивилизации, определить России свою идентичность, без чего невозможно сохранение ею своей самостоятельности в продолжающемся соперничестве с Западом и Востоком.

Поскольку библейская идеология есть идеология, синтезирующая крайние противоречия (Бог и человек, добро и зло), обращение к ней позволяет использовать ее методологические принципы для построения идеологии новой России как синтетического целого, 6 которое возвышается над противоречиями цивилизаций, общественных групп, а также взаимоисключающих мировоззрений.

Актуальность обращения к исследованию библейской идеологии определяется и особенностями современного глобального исторического процесса.

Современная эпоха развития человечества характеризуется глобализацией процессов в отдельных странах и цивилизациях. Глобализация ведет к необходимости единого центра управления совокупного человечества. В качестве подготовки создания такого центра можно рассматривать такие международные учреждения, как ООН, Совет Безопасности, МВФ, Международный Суд и другие. Теоретической основой деятельности этих учреждений является идеология либерализма (сведенная к лозунгам прав человека и демократии), концентрированно выражающей существенные особенности культуры Нового времени, культуры модерна.

Однако XX столетие все чаще рассматривается как последнее столетие культуры модерна в вид}' ее явного кризиса. Этот кризис проявляется не только в том, что ценности либеральной демократии не препятствуют появлению тоталитарных режимов. Постмодерн поставил под сомнение основополагающие теоретические основы картины мира Нового времени такие, как целостность и познаваемость мира, ценность истины, рационализм. Отказ от этих теоретических предпосылок приводит в социально-политической теории и практике к неадекватной оценке характера современной эпохи и неверным способам решения ее основных задач. Целью прогресса объявляются права человека, утверждающие его автономность, абсолютную ценность и неприкосновенность, хотя его обязанность использовать эти права для завершающей самореализации не утверждается. Результатом господства однобокой доктрины прав человека является индивидуализм, культ потребительства, грозящий при7 вести к экологической катастрофе, диктат Запада в отношении стран Востока.

Доктрина прав человека является результатом духовного переворота, совершенного в эпоху Реформации. Эта доктрина является выражением в понятиях социально-политического учения библейского представления о боговоплощении. Поэтому поиск причин односторонности современных социально-политических доктрин, фиксирующих кризисные явления в западной цивилизации, предполагает обращение к библейской идеологии. Последняя примиряет крайние, абсолютные противоположности и поэтому содержит основания для преодоления односторонних идеологических доктрин и создания действительно универсальной идеологии как теоретического базиса деятельности формирующегося центра глобального управления. Такой центр должен бьггь интернациональным по своей идеологии и выражать интересы совокупного человечества. Попытки стран Запада (прежде всего, США) выступать в роли такого центра не дают решение задачи, поскольку этот центр осуществляет интерес прежде всего самого Запада, а потом уже и остального человечества.

Логика исторического развития создает возможности для России, которая является единственной страной христианской культуры, опирающейся и на культурное наследие Запада и на культурное наследие Востока, взвешенно соединять в своем социально-политическом устройстве и внешней политике западный индивидуализм и восточный традиционализм и тем самым выполнять роль силы, ограничивающей экспансионизм цивилизаций Востока и Запада. Россия наступившего столетия, в которой формируется новый уклад общественной жизни, может оказывать косвенное и прямое влияние на цивилизации Востока и Запада, создавая предпосылки 8 для образования единого глобального органа управления совокупного человечества.

Указанные цели являются имманентными целями развития человеческой истории и ясно опознаются при анализе современных исторических процессов. Сознательное утверждение этих целей требует их теоретического осмысления и создания идеологии, основой которой может быть библейская идеология как самая универсальная и массовая идеология, ставшая существенным компонентом современных светских социально-политических идеологий. Однако создание современной универсальной идеологии, опирающейся на принципы библейской идеологии, затрудняется не только тем обстоятельством, что не существует самого понятия библейской идеологии. Более существенной причиной является односторонний подход к идейному содержанию Библии, который характерен для теологического, атеистического или светского прочтения этого памятника культуры. Без преодоления этой односторонности библейская идеология не может использоваться как элемент современной универсальной идеологии, в которой нуждается прежде всего Россия.

Степень разработанности проблемы. Трудно найти какое-либо литературное произведение, которое породило бы такое огромное и практически необозримое количество комментаторской и исследовательской литературы, как Библия. Тем не менее эта литература не соответствует потребностям современной эпохи по ряду обстоятельств. Прежде всего, она отталкивается от ограниченных методологических принципов. Основная масса этой литературы конфессиональна и поэтому в той или иной степени страдает религиозным догматизмом. Систематическое изложение библейской идеологии осуществляется в системах догматического богословия (см., например, 6; 79). Эти системы верно выражают основную идею 9 библейской идеологии, однако рассматривают ее с догматических позиций, как нечто недостоверное, только представляемое. Поэтому эти системы не доходят до реальной (в том числе социальной) действительности и не могут быть приняты в качестве изложения библейской идеологии.

В ХУШ утвердился просветительский и атеистический подход к Библии, который объявляет ее существенной содержание фантазией. Этот подход акцентирует как раз идеологию Библии как систему идей, обеспечивающих эксплуатацию угнетенных угнетателями. Заслуга просветителей состоит в том, что они вскрыли противоречивость Библии и подвергли критике религиозно-догматический подход к ней. Однако для них Библия была объектом борьбы, памятником ушедшей эпохи, который потерял свое значение для человека. Их стремление к достоверному знанию было ограничено субъективизмом и односторонностью, так что существенное в Библии отбрасывалось. Просветительский подход характерен для многих отечественных исследователей Библии советской эпохи, среди которых следует отметить Н.Морозова, А.Рановича, И.Крывелева, М.Беленького, И.Хлопина, И.Шифмана, М.Шахновича. Этот подход не дает какое-либо глубокое проникновение в идейное содержание Библии.

К просветительскому подходу примыкает исторический подход, абстрагирующийся от универсального содержания Библии (И.Амусин). С помощью комплекса исторических дисциплин этот подход пытается реконструировать реальную историческую ситуацию времен создания Библии. Однако зависимость этого подхода от ограниченной эмпирической базы делает результаты его работы малозначимыми при анализе идеологии Библии.

Содержательный подход к Библии обнаруживается в европейской философии Нового времени, которая была порождением Ре

10 формация и осуществила перевод библейских представлений в философские понятия. Среди корифеев этой традиции следует отметить Декарта, Спинозу, Канта и Гегеля. В своей философии истории Гегель выявил основы библейской идеологии и показал их реализацию в историческом процессе. Библейская идеология была сведена к простым принципам, развитие которых порождали всю систему библейской идеологии. Тем не менее Гегель не рассматривал библейскую идеологию как завершенную теоретическую систему и не исследовал перспективы ее практического осуществления в будущем. Гегель осмыслил библейскую идеологию в ее существе и выразил ее в понятиях философии. Он показал реализацию библейской идеологии в светской культуре Запада как полное и окончательное. Использование адекватного метода проникновения в содержание идеологии Библии было осмыслено Гегелем как ее полное осуществление в действительности. Однако это полное осуществление было лишь завершенным развертыванием принципов библейской идеологии в систему философских понятий.

Идеологии и массовые социально-политические движения XIX века обнаруживают необходимость завершения теоретического осмысления действительности и перехода к глобальному социальному конструированию. Этот переход порождает различные идеологические модели, которые строятся как внешне независимые от библейского универсализма, что особенно характерно для марксизма и фашизма.

Необходимость трансформации библейской идеологии в универсальную идеологию осознана в русской религиозной философии конца XIX - начала XX столетий, особенно в творчестве В.Соловьева. Зависимость Соловьева от религиозного догматизма не позволила ему полностью решить поставленную задачу. Решение этой задачи подготовлено в конце XX столетия как политикой го

11 сударственного атеизма в СССР, создавшей условия для преодоления догматизма в понимании библейской идеологии, так и процессами глобализации, объективно подталкивающие России к поиску универсальной идеологии.

Библейская идеология есть особенная идеология. Понятие идеологии закрепилось в общественном сознании как на Западе, так и в России исключительно для обозначения социально-политических учений. Западная традиция исследования идеологии в XX веке представлена именами М.Вебера, К.Манхейма, М.Селигера, Дж.Пламенатца, М. Ласки, Ф.Воткинса, Г.Кона, Д.Макроэ и других. Марксистскую традицию представляют В.Кортунов, С.Попов, М.Яковлев, Г.Шахназаров. Эта традиция также отказывается от исследования проблем теоретического самообоснования идеологии.

В настоящее время наметилась тенденция отхода от принципа деидеологизации, утвердившегося в постсоциалистическую эпоху в России. В работе Т.Алексеевой, Б.Капустина, И.Пантина (3) идеология рассматривается как форма рационализации, позволяющая находить «устойчивые» точки ориентации для деятельности человека. Однако развиваемые этими авторами принципы интегративной идеологии России не соотносятся со всеобщими предпосылками познания и поэтому не являются самообоснованными. Этот недостаток характерен и для различных форм либеральной, консервативной и социалистической идеологии, имеющим распространение в современном российском обществе.

В.Полосин в монографии «Миф, религия, государство» рассматривает государственную идеологию как признанную нацией правительственную программу осуществления, развития и сохранения национального идеала. Объективным критерием соответствия

12 этому идеалу признается религия Единобожия (127,432), вера в недосягаемого Всемогущего Бога (127,433), недосягаемость которого и служит препятствием (которого не замечает Полосин) для создания целостной и имеющей внутреннее обоснование идеологии.

Российская христианская демократия, пытавшаяся на российской почве в начале 90-х годов утвердить библейскую идеологию в форме либерально-демократической доктрины, фактически утратила всякое влияние в обществе, поскольку не учитывала культурно-исторические традиции страны.

Следует отметить ряд идеологических течений (прежде всего, общественно-политическое движение «К Богодержавию»), которые строят свою идеологию по отношению к библейской. Идеология Библии в них нередко подвергается односторонней оценки. Задача построения новой идеологии России с опорой на библейскую традицию ставится (но не решается) Полосиным (127,433). Однако уже формулировка проблемы оказывается обремененной догматизмом, поскольку запрещается перетолковывание текстов Откровения (127,432), как будто имеется единственная и навсегда данная форма их истинного понимания.

Наряду с этими подходами Ю.Волковым разрабатываются основания идеологии гуманизма, которая понимается как идеология, утверждающаяся на универсальных теоретических основаниях (и следовательно решающая задачу самообоснованности, которая не решена идеологиями, сводящимися к социально-политическим доктринам) и мыслимая как теория самоуправления совокупного человечества. Этот подход воскрешает идеи русского космизма, обозначает фундаментальные перспективы человечества, предполагает опору на существующие массовые идеологии для утверждения в качестве способа практического изменения действительности.

13

Настоящее исследование решает задачу воссоздания теоретической системы библейской идеологии как базиса универсальной идеологии XXI столетия, рассматриваемой в качестве самообоснованной системы осуществляющегося знания.

Целью настоящего исследования является изучение системы библейской идеологии с помощью последовательного философского метода как универсального теоретического описания действительности, направленного на управление внутренним миром человека и социальной действительностью, а также рассмотрение вопроса о действенности (реальности) этого описания.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- определение содержания понятия идеологии в качестве триединства теоретической модели действительности, методов трансформации действительности и самой действительности, как воплощения модели;

- проведение типологизации идеологий;

- исследование характера языка библейской идеологии;

- определение идеологической парадигмы Ветхого и Нового завета;

- развертывание парадигмы библейской идеологии в целостную картину мира;

- анализ процесса трансформации библейской идеологии в социально-политические идеологии Западной Европы и России Нового времени;

- определение на базисе библейской идеологии нормативной модели общественной системы как составного элемента универсальной идеологии XXI века.

Объектом исследования диссертации является идеология как существенное выражение мира человека в его трех основных сферах:

14 знании (мировоззрении), действии, направленном на осуществление знания, и действительности (реализованном знании).

Предметом исследования является система библейской идеологии и ее влияние на историческое становление человека.

Теоретико-методологической основой исследования является метод последовательного философского анализа, постигающий действительность как целостную, динамичную, структурно-функциональную систему, существенные определения которой выступает в качестве осуществленной цели ее существования. Как метод познания радикальный анализ состоит в достижении конечного определения вещи как основания, преодолевающего взаимоисключающие противоречия определений, и выступающего базисом их синтеза в форме теоретической системы иерархизированных сущностей. Принимаемая методологическая предпосылка познания предполагает рассмотрение явления таким образом, что существенное содержание его не совпадает с формой его существования и выступает в качестве цели (проекта) бытия явления. Вскрытие «замещения» явлением существенного содержания предполагает не отказ от форм замещения, а освобождения этих форм от их стремления к целостному замещению сущности (принцип всеединства).

В качестве методологических принципов привлекаются идеи системы всеобщего, универсального знания (Г.Гегель), которое находит выражение в образной форме и становится принципом управляемого осуществления процессов глобализации (В.Соловьев).

При анализе содержания понятия идеологии автор обращается к первоначальному смыслу этого понятия (Дестют де Трасси) как учения о происхождении идей (=содержания знания), которое исследуется в процессе движения сознания к достоверной истине (феноменологией сознания), и выступает в качестве фундамента системы знания, направленной на изменение социальной действи

15 тельности. Гегелевская феноменологическая структура сознания используется в качестве методологической предпосылки анализа типологии идеологий и реконструкции системы библейской идеологии.

Основная гипотеза исследования. Теоретико-познавательной гипотезой, которая должна быть доказана, является понимание библейской идеологии как фиксации становящейся сущности человека в его внутреннем мире и его социальной практике посредством преодоления всех ее неадекватных форм (форм отчуждения) и превращение ее в действительность.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

- понятие идеологии определено как единство теоретической картины мира (мировоззрения), способов ее осуществления и регулируемой человеком действительности;

- проведена типологизация идеологий на базе феноменологической структуры универсума;

- введено понятие библейской идеологии;

- вскрыт характер языка библейской идеологии;

- выявлена основная парадигма библейской идеологии с помощью феноменологической матрицы сознания;

- дана целостная система ветхозаветной и новозаветной картин мира, преодолевающая односторонность религиозного и светского подходов;

- специальное внимание уделено исследованию социально-политической и экономической структур нормативного общества библейской идеологии;

- исследована связь библейской идеологии и идеологий Западной Европы и России в Новое и Новейшее время;

16

- на основе библейской идеологии определены параметры модели российского общества XXI века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Решение назревшей проблемы само обоснования идеологии предполагает рассмотрение идеологии не только как общественно-политической программы определенной социальной группы, но и как целостного универсального мировоззрения, которое трансформируется в проект изменения формы социального бытия человека и находит свое осуществление как реальная модель внутреннего и социального мира личности. В этом широком значении идеология есть мир человека, состоящий из трех сфер: картины мира, мировоззрения (когнитивный аспект), способов достижения ее объективности (креативный аспект), социальной действительности как осуществленной идеологии (аксиологический аспект); более адекватно природе идеологии понимание ее не как отражения непосредственной хозяйственной деятельности человека, а как выражения природы человека, находящей в хозяйственной сфере общества свое эмпирическое предметное существование.

2. Типология идеологий определяется (в соответствии с первоначальным смыслом понятия идеологии) уровнями постижения и преобразования действительности, обнаружение которых осуществляется в феноменологическом движении сознания; это движение сознания фиксирует достижение достоверной истины и построение на ее основе системы знания (когнитивные идеологии), трансформацию системы знания в языки основных социальных групп и формы внутри- и внешнегрупповых отношений (креативные идеологии) и свободное движение знания в глобальной человеческой общности, разрушающее обособленность своих овеществленных форм (аксиологические идеологии). Универсальная идеология в своей

17 теоретической форме есть идеология, фундаментом которой является система достоверной истины.

3. Поскольку существенной особенностью человеческой деятельности является ее сознательный характер (постигающий бессознательность ее непосредственной данности), периоды человеческой истории можно рассматривать как способы человеческой жизнедеятельности, представляющие осуществленные в общественном организме типы идеологии; смысл истории, который становится очевидным в фактах реальной истории и углублении самосознания человека, может бьггь понят как процесс формирования глобального человеческого организма, имеющего единый центр управления и использующего в качестве средства осмысления и корректировки энтропийных социальных процессов теорию универсальной идеологии.

4. Библейская идеология - первая в человеческой истории форма идеологии, достигающая завершенного постижения процесса самосознания человека (когнитивный аспект), распространяющая его на национальные общественные организмы и совокупное человечество (креативный аспект) и стремящееся к формированию глобального центра управления; как завершенная форма идеологии библейская идеология может рассматриваться в качестве нормативной идеологии вообще и в качестве основания всех жизнеспособных (притязающих на универсальность) идеологий современности.

5. Языком библейской идеологии является система образов, представлений, отношения которых устремляет познающее сознание к переходу от их эмпирической формы к постигаемому мыслью содержанию; эта сторона библейской идеологии позволяет рассматривать возможный способ существования универсальной идеологии как систему образов, отношение между которыми порождает движение разрушения образности, которое завершается в восста

18 новлении значения образа в качестве символа, знака действительности, теряющего самостоятельный характер.

6. Библейская идеология в своем когнитивном аспекте описывает движение сознания к достоверному истинному основанию, которое предстает как данное в формах человеческого эмпирического сознания целостность окружающего человека мира; это движение описывается понятием парадигмы, фиксирующей закономерность феноменологического развертывания сознания; ветхозаветная парадигма утверждает самосознание человека как главное определение его внутренней природы (что может быть осмыслено в понятиях типологии идеологий как идеализм), а социальную действительность понимает как национальную по форме, но интернациональную по содержанию идеократию.

7. Библейская новозаветная парадигма рассматривает самосознание человека не как цель, а как только как средство утверждения истинной коллективности (церкви) и всемирной идеократии, форма которой целиком интернациональна; новозаветная идеология является мощным стимулом интернационализации человечества и его устремлений к формированию всеобщего центра регулирования глобальных процессов; при этом новозаветная парадигма, развивая ветхозаветную, не предполагает исчезновение в нормативной коллективности социально особенного, но вводит этот элемент во всеобщие связи (принцип всеединства).

8. Модель социально-экономической системы библейской идеологии утверждает ценность человека в соответствии с полнотой реализации им своей природы, обнаруживаемой самосознанием; все общество рассматривается как система форм деятельности (предметной, формальной, управленческой, целевой и осуществленной), распределяющихся между соответствующими сообществами.

19

9. Реальная история может рассматриваться как частичное осуществление библейской идеологии в древнем Израиле (в котором национальный момент идеологии тормозил проявление универсального), христианской церкви (которая была отчуждена от светской действительности), западной цивилизации (утверждающий права человека, которые не предусматривают права его полной самореализации). Глобализация человечества выдвигает необходимость единого центра регулирования, опирающегося в качестве теории управления на принципы библейской идеологии как идеологии, преодолевающей крайние антагонизмы; это создает условия реального осуществления системы библейской идеологии как гармонизированного единства индивидов, народов и цивилизаций.

10. Идеологический процесс в России (христианство - социализм - либеральная демократия) есть движение в крайних противоположностях, которое объективно формирует идеологические центры, обращающиеся к библейской идеологии, и идеологизированное общественное сознание, стремящееся осознать себя в модернизированной форме библейской идеологии (о чем говорит высокий авторитет церкви); этот двуединый процесс подготавливает условия для интеграции библейской модели общества идеологией России XXI века и новую роль России на международной арене в качестве морального арбитра в межцивилизационных отношениях и неявного центра корректировки направления глобальных исторических процессов.

11. Социально-политическую модель новой идеологии России, интегрирующую принципы библейской идеологии, можно рассматривать как построение общественных связей, обеспечивающих каждой общественной группе максимальное самовыражение, иерархи-зированное соподчинение основных сообществ, полную самоуправляемую мобильность индивидов, предметов вещного мира и капи

20 талов; национальная форма идеологии страны выступает в этом случае как выражение содержания универсальной общечеловеческой идеологии.

Практическая значимость исследования. В диссертации содержится системный анализ библейской идеологии, преодолевающий односторонности теистического и антитеистического подходов с позиций универсальной философской системы и выявляющий совокупность принципов практического библейского мировоззрения, которые сохраняют свою актуальность и могут быть использованы в разработке национальной идеологии России, а также в формировании стратегической линии и определении тактических задач массовыми общественно-политическими движениями, ориентированными на возрождение экономики и культуры России. Принципы библейской идеологии, которые предполагают рассмотрения явления в его взаимоисключающих тенденциях, позволяют государственным органам реально оценивать негативные тенденции в общественно-политических процессах в сфере их идеологического выражения, а затем использовать идеологические технологии для трансформации деструктивных идеологий в позитивные.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве научного и фактического материала для подготовки и чтения спецкурсов в вузах и других учебных заведениях. Предложенный способ преодоления несовпадения материалистического и теистического мировоззрений может рассматриваться в качестве принципа построения научного отношения к религии как в пределах курсов гуманитарных дисциплин, так и в практическом отношении к религиозным организациям со стороны светского государства.

Апробация результатов исследования. Разные аспекты работы нашли отражение в одной монографии, 14 брошюрах и статьях ав

21 тора общим объемом около 37 п.л., в выступлениях на трех российских и четырех региональных научно-практических конференциях.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии религии Ростовского государственного университета. Работа прошла апробацию на кафедре социологии и политологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете.

Результаты исследования использовались в преподавании учебных курсов «Религиоведение», «Библиология», спецкурса «Священные писания мировых религий», прочитанных автором для студентов Ростовского государственного университета, Южнороссийского гуманитарного института, Ростовского института бизнеса и права (1990-2000 гг.).

Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, четырех глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Тахтамышев, Владимир Григорьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библейская идеология есть наиболее глубокое и всестороннее выражение в образной форме мира человека. В своем существенном содержании она представлена библейским мировоззрением. Как явление она выступает в глобальном историческом процессе в качестве стремления человечества овладеть стихийными элементами своего развития. Как действительность библейская идеология в настоящее время осуществлена только как виртуальная связь развивающих ее идеологов и как тенденция к утверждению глобальной самоуправляемой общественной организации.

Развитие человечества в Новое и Новейшее время ясно демонстрирует тенденцию к устранению всякой обособленности и замкнутости локальных культур и к формированию органов глобального управления. Эта тенденция воплощает идеи библейского мировоззрения, сформулированные более двух с половиной тысяч лет назад. Философия истории Библии описывает установление будущей всемирной идеократии как результат вселенской катастрофы, Дня гнева Господня. Настроения близкого конца света характерны для многих современных христианских церквей. Им соответствуют настроения идеологов постмодерна, утверждающих, что «эпоха постмодерна представляет собой время, которое остается людям, чтобы стать достойными гибели» (88, 34).

Библейская идеология по существу предполагает управление глобальным человечеством как целостным единым организмом. Современные центры глобального управления и координации (в качестве которых выступают международные организации и целые государства) придерживаются принципов светской идеологии, представляющей собой трансформацию библейской идеологии в на

314 правлении относительного понимания Абсолюта. Результатом такой трансформации является абсолютизация относительной личности, непосредственной целью которой оказывается личный успех, а не благо целого. Очевидно, что цели, которые ставят перед собой центры глобального управления, оказываются целями, противопоставляющими интересы одной группы стран (стран Запада) другой (странам Востока). Такое противопоставление есть результат отхода от христианских основ светской идеологии Запада. Вследствие этого отхода само противопоставление теряет свой смысл, и идеология Запада начинает совпадать с субстанциальной идеологией Востока. Возникает отношение не высшего и низшего, а двух противоположно направленных равнодействующих сил.

Жестокое и губительное для планеты противоборство Запада и Востока может быть остановлено только пониманием каждой из сторон своей особенности и своего назначения в истории. Такое понимание дает библейская идеология, самая универсальная идеология человечества. Действительно живой эта идеология остается в России, которая, выступая одновременно и как Восток, и как Запад, оказывается страной самой универсальной цивилизации.

Как и планета в целом, Россия расколота на Запад и Восток. Они представлены идеологиями либерализма и социализма Либерализм и социализм несут положительное содержание. Одно заключается в утверждении свободы и автономности личности, другое - в утверждении общественного целого как подлинной действительности человека. Библейская идеология провозглашает основание, которое соединяет эти противоположенные устремления. Для нее абсолютная автономность личности становится средством, скрепляющим целостность человеческого сообщества.

315

Подлинная автономность личности и подлинная частная собственность - это мысль человека, модифицированное в единичное всеобщее. Современное оцепенение (сон) народа России - это время обретения им частной собственности, нахождение самого глубокого основания, позволяющего ему объяснить собственную судьбу и судьбу Земли. Сон пробуждает забытые образы. Уходя, он позволяет человеку постигать их с помощью мысли. Идеологи новой России постепенно приходят к пониманию того, что национальная идеология не может формироваться вне отношения к библейской. Возникает возможность на ее основе синтезировать универсальную идеологию, соединяющую разносторонние идеологические течения и привлекающую симпатии интеллектуала и простого человека. Став самосознанием России, эта идеология неминуемо окажет влияние на вектор планетарного развития, подчинив стремление господствовать над другими стремлению служить целому.

Будущее планеты как осуществленная в существенных чертах библейская идеология, идеология социокосмизма не является утопией. Идеология не есть только социально-политическая доктрина, устремленная к идеальной модели общежития. Подлинная идеология как система знания есть схваченная мыслью закономерность становления человечества. В своей актуальной форме как элитарная идеология она всегда представлена отдельными индивидами. Однако тенденция всемирной истории состоит в том, что элитарное приобретает форму массового. Эта трансформация заключается не в опрощении возвышенного, а в его превращении в возвышающуюся иерархию идеологий, препятствующую обособлению своих отдельных форм. Современная глобализация, соединяющая национальные культуры, народы и профессиональные сообщества в единое расчлененное целое, есть процесс осуществления библейской идеологии

316 как устремления к самоуправляемому человеческому сообществу. Объективное место России в мирс^Г историческом процессе создает предпосылки для формирования национальной идеологии, наиболее адекватно выражающей принципы библейской идеологии. Эта идеология позволяет достичь гармонии социальных групп, народов и государств, а также внутреннего мира индивидов, что дает возможность рассматривать ее в качестве универсальной идеологии человечества.

317

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Тахтамышев, Владимир Григорьевич, 2000 год

1. Азимов А. В начале. М., 1990. - 374 с.

2. Айзенберг Й. Что такое Тора ? Иерусалим, 1989. 173 с.

3. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) // Полис. Политические исследования. 1997. № 3. С. 16-22.

4. Амусин И.Л. Кумранская община. М., 1981. 328 с.

5. Антология мировой философии в 4-х т. Т.1. М., 1969. 936 с.

6. Антоний, архиеп. Казанский. Догматическое богословие православной католической восточной церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. Изд. 8-е. М., 1862.-282 с.

7. Апокрифы древних христиан. М., 1989.

8. Баженов А., Литвиненко В., Микаилов Р., Павленко В. Государственный ремонт. О стратегии и политических инициативах//Независимая газета. 16.03.2000.

9. Барнузлл К., Дэнси П., Поп Т. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник. Спб, 1996. 495 с.

10. Ш.Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. -167 с.11 .Беме Я. Aurora или Утренняя заря в восхождении. М., 1914. 411 с.

11. Беме Я. Christosophia или Путь ко Христу. Спб., 1994. 223 с.

12. З.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. -224 с. (репринт.изд.)

13. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи И Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 318 362.318

14. Бердяев А.Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 43 - 271.

15. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. -С. 230 319.

16. Бертелеми Д. Бог и его образ. Очерк библейского богословия. Милан, 1992. 280 с.

17. Библейская энциклопедия. Росс.библ. об-во. 1996. 352 с.

18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии. М., 1968. 1372 с.

19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонич. С прим. Ч.И.Скоуфилда. М., 1988. 1499 с.

20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русск. пер. с прилож. 4-е изд. Брюссель, 1989. 2535 с.

21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонич. С прим. Б.Геце. 1991. 892, 306, 147 с.

22. Библия. Совр. пер. М., 1997. 1150 с.

23. Бикман Дж., Келлоу Дж. Не искажая Слова Божия. Принципы перевода и семантического анализа Библии. СПб, 1994. 449 с.

24. Биффи Дж. Я верую. Краткое изложение католического вероучения. 1992.

25. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. I, И. Адьяр, Мадрас. 1991. 845, 1008 с.

26. Болыной путеводитель по Библии. М., 1993.

27. Булгаков С.Н. О первохристианстве // Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. I. М., 1911. С.234 303.

28. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912. 321 с.319

29. Булгаков С.Н. Современное арианство // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918. С. 146 202.

30. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1995.-415 с.

31. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991.-351 с.

32. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии. №11, 1992.

33. Буянов B.C. Научное мировоззрение. М., 1987.

34. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61 212.

35. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 43 77.

36. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78 308.

37. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. Т. 1. 1913. 389 с.

38. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. Изд. 3-е. Спб.1913. 392 с.

39. Внутренний Предиктор СССР. Руслан и Людмила. Спб, 1996. -306 с.

40. Волков Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995. 226 с.

41. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. №6, 1999.

42. Волков Ю.Г. Идеология и гуманистическое будущее России. Спб Ростов-на-Дону, 1999. - 95 с.320

43. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма // Социально-гуманитарные знания. №1, 2000.

44. Воронов Л. Слово Божие в жизни церкви // Журнал Московской патриархии, 1987. №№3-4.

45. Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Птб., 1922. 168 с.

46. Гарнак А. Сущность христианства. Спб. 1907. 223 с.

47. Гече Г. Библейские истории. 2-е изд. М., 1990.

48. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1987. 383 с.

49. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. 541 с.

50. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан Москва, 1992. - 303 с.

51. Гегель. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. Т.1У. М., 1959. 440 с.

52. Гегель. Философия истории // Гегель. Сочинения. Т.УШ. М., 1935.-470 с.

53. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3. М., 1974 1977. -452, 695, 471 с.

54. Гегель. Философия религии в 2-х т. М., 1976-1977. 532,573 с.

55. Гегель. Эстетика в 4-х т. Т. 2. М., 1969. 326 с.

56. Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1974. 687 с.

57. Геце Б. Библейский словарь. Изд. 2-е. Стокгольм. 1978. 572 с.

58. Гольбах. Система природы // Гольбах П. А. Избранные произведения в 2-х т. Т.1. М., 1963. С.

59. Гомперц Г. Учение о мировоззрении. Спб, 1909. 568 с.

60. Гретц. История евреев. Т. I 1У. Одесса (б.г.).

61. Громов И., Мацкевич М., Семенов В. Западная социология. Спб, 1997.-372 с.321

62. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1984. 184 с.

63. Данн Дж. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М., 1997. 526 с.

64. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 257 317.

65. Джонгман А., Шмид А. Словарь по правам человека. М. -Рязань, 1997 76 с.

66. Донини А. У истоков христианства. Изд. 2-е. М., 1989.

67. Жбанкова И.И. Мировоззрение // Новейший философский словарь. Минск, 1998.69.3еньковскийВ.В. История русской философии. Т. I, П. Л., 1991.70.3иновьев А. Коммунизм как реальность. М., 1994. 495 с.

68. Зиновьев A.B. Магия Апокалипсиса. Из истории исследованиязагадок Библии. Саранск. 1990. 255 с. 72.Знание - Власть! Власть - народу! Орган народного движения «К

69. Богодержавию». №37(76). 73.3омбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. 444 с.

70. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

71. Иларион. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып.26. М., 1989. С. 153 - 207.

72. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 6 - 133.

73. Ильин М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея // Полис. Политические исследования. 1996. № 4. С. 81 -95.

74. Иноземцев В. За пределами экономического общества. М., 1998. -640 с.322

75. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.- 164 с.

76. Иоанн Златоуст. Творения. Птг (б.г.).

77. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х т. М., 1996. 864 с.

78. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. T. I, И. Изд. Росс. Гуманитар. Ун-та. 1997, 1998. 582, 479 с.

79. Канонические Евангелия. Пер. В.Кузнецовой. М., 1993. 350 с.

80. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 78 - 278.

81. Карсавин JI. Noctes petropolitanae. Птб, 1922. 203 с.

82. Карсавин JI. Философия истории. Берлин, 1923. 366 с.

83. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

84. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. 240 с.

85. Кортунов В.В. Идеология и политика. Борьба идей и эволюция идеологических концепций антикоммунизма в 1950 1970 годах. М., 1974. - 268 с.

86. Крывелев И.А. Что знает история об Иисусе Христе ? М., 1978.

87. Крывелев И.А. Библия: историко- критический анализ. М., 1985. 255 с.

88. Култыгин В.П. Социальное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современного мира // Социс. 1999, №12.

89. Лобье П. Социальная доктрина католической церкви. Брюссель, 1989.-254 с.

90. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987. 136 с.

91. Левашев В.К. Россия: в поисках стратегии нового времени // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 2.323

92. Лёзов C.B. Канонические Евангелия (Введение) // Канонические Евангелия. М., 1993. С. 5-78.

93. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 288 с.98 .Лютер М. Свобода христианина // Лютер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 16 54.

94. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Лютер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 55- 119.

95. Лютер М. О светской власти // Лютер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 121 163.

96. Львов Д. Экономическая модель XXI века // НГ-политэкономия. №19,1999.

97. Ю2.Манифесг хозяина земли Русской. М., 1995. 62 с. ЮЗ.Маннучи В. Библия - Слово Божие. Общее введение в

98. Священное Писание. М., 1996. 428 с. 104.Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашеговремени. М., 1994. С. 7 276. Ю5.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология И Маркс К.,Энгельс

99. Ф. Сочинения в 50 т. Т.З. С.7 - 544. Юб.Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на

100. Дону, 1988 180 с. Ю7.Мень А. Как читать Библию. Руководство к чтению книг

101. Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. М., 1995. 226 с.

102. З.Моисеев Н. Мировоззрение современного рационализма // Моисеев Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 9 353.

103. Моисеев Н. Агония России // Моисеев Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 354 471.

104. Никифор (Бажанов), архимандр. Иллюстрированная полная библейская энциклопедия. Изд. 2-е. Корнталь, 1989. 902 с.

105. Новая Женевская учебная Библия. Синодал. пер. 1998. 2052 с.

106. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.-631 с.

107. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 13 - 524.

108. Новое государство в поисках новых путей. Сумеет ли современная российская власть использовать религиозный фактор для создания национальной идеи? // НГ-религии. 07.03.2000.

109. Нюстрем Э. Библейский словарь. Изд. 4-е. Торонто, 1987. 522 с.121,Ориген. О началах. Самара. 1993. 318 с.122.0т берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. 360 с.

110. Откровения бл. Анджелы. Пер. и вступит, статья проф. Л.П.Карсавина. М., 1918. 323 с.

111. Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XYI века. М., 1986. 640 с.

112. Панарин A.C. Политология. М., 1997. 408 с.

113. Панарин А. Американский глобальный вызов. Имперские Штаты на пути к мировому господству // Росс. Федерация сегодня. 1999. № 8.325

114. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М., 1999. 440 с.

115. Поляков Е.С. Кому уподоблю род сей? или ортологический катехизис. Кн. I. Спб, 1993. 429 с.

116. Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. М., 1988. 268 с.

117. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель, 1988. - 614 с.

118. Происхождение Библии. М., 1969.

119. Прорвать оборону! // Знание власть! Власть - народу! №37 (76).

120. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. 447 с.

121. Путин В.В. Открытое письмо к избирателям // Известия. 25.02.2000.

122. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994. 336 с.

123. Ранние отцы церкви. Брюссель, 1988. 724 с.

124. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 478 с.

125. Резванов C.B. Структура мировоззрения. Ростов-на-дону, 1995.

126. Рижский М.И. История переводов Библии в России. Новосибирск., 1978.

127. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества.М., 1987.

128. Рижский М.И. Книга Иова. К истории библейского текста. Новосибирск,

129. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. 4.1. М., 1994.-304 с.

130. Романовский Н.В. Социология и социологи перед лицом глобальных катаклизмов (По поводу полемики М.Арчер и И.Валлерстайна) // Социс. 1999, №3. С.3-11.326

131. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М., 1981. С. 19 592.

132. Салмин A.M. Россия, Европа и новый мировой порядок // Полис. 1999, №2. С.10-31.

133. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. 224 с.

134. Сковорода Г. Сочинения в 2-х т. М., 1973. 511, 486 с.

135. Словарь библейского богословия. Изд. 2-е. Брюссель, 1990. -1288 ст.

136. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения. Т. И. Спб (б.г.). С. 1 335.

137. Соловьев B.C. История и будущность теократии // Соловьев B.C. Сочинения. T. IY (б.г.). С.214 - 588.

138. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. М., 1991 (репринт, изд. 1911 г.). -448 с.

139. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х. T. I. М., 1988. С. 47 - 580.

140. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1989. С. 3 -172.

141. Сорокин В. Славянский текст книг Нового Завета и значение его исследования для православного богословия // журнал Московской патриархии. 1987. ЖКё 1-2.

142. Сорокин П. Элементарный учебник общей теории права в связи сучением о государстве. Ярославль, 1919. 236 с.

143. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избранные произведения в 2-т. T.II. М., 1957. С. 5 - 284.

144. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991. 352, 143 с.

145. Тареев М.М. Основы христианства. T. IY. Христианская свобода. 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. 423 с.327

146. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. 240 с.

147. Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971; Вып. 2. М., 1996.

148. Токвиль. Старый порядок и революция. Изд. 4-е. М., 1905. 353 с.

149. Толкование четырех Евангелий и Книги Деяний апостолов. Библ. Миссия, 1992. 454 с.

150. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 2-е. Т. I III. Стокгольм, 1987.

151. Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия -Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.23. М., 1957. С. 60 - 303.

152. Тора (Пятикнижие Моисеево) с русск. пер. Ред. пер. П.Гиль. Иерусалим, 1992. 1135 с.

153. Трубецкой E.H. Смысл жизни II Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994. С. 4 220.

154. Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории Н Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 43 480.

155. Трубецкой E.H. Смысл жизни II Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994.-С. 4-222.

156. Улюкаев А. Постсоциалистический либерализм // НГ-политэкономия. №11, 1999.

157. Учение. Пятикнижие Моисеево. Пер. И.Шифмана. М., 1993. -335 с.

158. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. Т. I. М., 1955.-С. 134 204.

159. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. 814 с.

160. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М., 1996. С. 647-681.328

161. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви IY века. М., 1992. 240 с.

162. Флоровский Г.В. Восточные отцы Y YIII веков. М., 1992. - 260 с.

163. ФлоровскийГ.В. Пути русского богословия. Киев, 1991. 600 с.

164. Франк C.JI. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк C.JI. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 107 - 152.

165. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, -С.13- 146.

166. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 135 - 256.

167. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. 2-е изд. М., 1985. 511 с.

168. Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 491-531.

169. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995. -245 с.

170. Хазел Г.Ф. Постигая живое Слово Божие. 1998. 288 с.

171. Хаскелевич Б. Об искажении переводов Библии и о проповеди христианства евреям // Диспут Нахманида. Нью-Йорк Тель-Авив, 1992.

172. Хлопин И.Н. А что было до потопа. Л., 1990. 155 с,

173. Хомяков A.C. О библейских трудах Бунзена II Хомяков A.C. Сочинения, т.И. Изд. 4-е. М., 1900. С.248-290.

174. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1991. 184 с.

175. Целлер. Очерк истории греческой философии. Спб., 1886. 308 с.

176. Церен Э. Библейские холмы. М., 1987. 480 с.329

177. Шахнович M.И. Библия в современной борьбе идей. Л., 1988. -240 с.

178. Шахназаров Г.Х. Социалистическая судьба человечества. М., 1978 462 с.

179. Шахназаров Г.Х. Социалистическая судьба человечества. М., 1983.-768 с.

180. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. 239 с.

181. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социс. 1999, №12. С. 50-53.

182. Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. I. Книга Бытия. М., 1994. 288 с.

183. Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1911. 192 с.

184. Яковлев М. Идеология. М., 1977.

185. Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М., 1984.

186. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Stuttgart, 1990.

187. Biblia sacra iuxta vulgatam versionem (Vulgata). Stuttgart, 1994.

188. Dictionnaire alphabétique & analogique de la langue française par P. Robert. P., 1970. 1971

189. Die Bibel. Nach der uberset. M. Luthers. В., 1968.

190. Funk & Wagnalls College Standard Dictionary of the English Language. Chicago. 1943. 1309 p.

191. Good News. Bible. Tody a" s English Version. Glasgow, 1991.

192. Kohn H. Political Ideologies of the Twentieth Centuary. 3-rd ed. 1966.206 .New Websters s Dictionery of the English Language. Delhi. 1989.

193. La Bible. Traduction oecumenigue de la Bible. P., 1997.

194. Lasky M. Utopia and Revolution.1976.

195. Lust J., Eynikel E., Hauspie K. A Greek-English Lexicon of the Septuagint. Parts I,II. Stuttgart. 1992,1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.