Авторское право в области архитектурной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Заславский, Алексей Аркадьевич

  • Заславский, Алексей Аркадьевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ12.00.03
  • Количество страниц 192
Заславский, Алексей Аркадьевич. Авторское право в области архитектурной деятельности: дис. кандидат юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Екатеринбург. 2001. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Заславский, Алексей Аркадьевич

Введение

Глава 1. Объекты авторского права в области архитектурной деятельности.

§ 1. Архитектурная деятельность и ее правовое регулирование

§ 2 Произведения архитектуры как объекты авторского права

Глава 2. Правовой статус авторов произведений архитектуры.

§ I. Актор произведений архитектуры. Соавторство в архитектуре $ 2. Права авторов произведений архитектуры $ 3. Авторские договоры в области архитектурной деятельности

§ 4. Защита авторских прав на произведения архитектуры

Список использованных нормативных актов и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторское право в области архитектурной деятельности»

Актуальность темы исследования. С начала 90-х годов в Российской Федерации происходит активный процесс обновления действующего законодательства, обусловленный возникновением насущной необходимости скорейшего придания правовых форм тем новым общественным отношениям, которые начинали динамично развиваться в тот период. Социально-политические и экономические преобразования в государстве потребовали принципиального изменения правового регулирования и абсолютного большинства общественных отношений, являющихся предметом гражданского права.

Признание за частным интересом права на существование, принцип свободы договора, а также осознание необходимости создания эффективного механизма защиты нарушенных гражданских прав, привело к кардинальному обновлению законодательства в области того раздела гражданского правя, который регулирует общественные отношения по охране и использованию результатов творческой деятельности. Важнейшими этапами на этом нуги стали принятые в 1992-1993 годах Патентный закон Российской Федерации', Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»2, Закон РФ «О селекционных достижениях»1, а также Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»'1.

Особое место в процессе реформирования российского законодательства в целом, и законодательства в области использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности в частности, имело принятие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации 5 (далее ГК РФ), в которой к числу объектов гражданских прав были прямо отнесены результаты

1 Российская газета № 225 от 14.10.92.

2 Российская газета № 229 от 20.10.92.

3 Российская газета № 170 от 3.09.93.

4 Российская газета № 147 от 3.08.93.

5 Собрание закойодательства РФ № 32, 5.12.94, ст. 3301. интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

Одним из последних законов в указанной области является Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»6, с принятием которого российское законодательство сделало еще один шаг вперед по пути регулирования отношений по охране и использованию произведений науки, литературы и искусства. Наряду с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» является нормативным актом, содержащим подробное правовое регулирование охраны и использования одного из видов произведений, указанных в ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», а именно произведений архитектуры.

Авторскому праву на произведения архитектуры в указанном законе отведена специальная глава, состоящая из четырех статей. Нормы авторского права содержатся и в других статьях закона. Существенные правовые новеллы, направленные на расширение круга как личных неимущественных, так и имущественных прав архитектора, как автора архитектурного проекта, также отличают правовую форму общественных отношений в области создания и использования произведений архитектуры, установленную Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от общего правового режима по использованию произведений, предусмотренного Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Насущная необходимость обстоятельного анализа и подробного изучения цивилистической наукой авторско-правовых отношений в области архитектурной деятельности обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, возникла потребность в выявлении специфики правового регулирования архитектурной деятельности не столько как материального производства, сколько производства духовного. Так, в науке оставлен без внимания такой аспекты проблемы как соотношение результатов

6 Российская газеТа № 231 от 29.11.95 г. архитектурной деятельности как материального производства и как соответствующей интеллектуальной деятельности, в связи с чем переосмыслению подлежит само понятие «произведение архитектуры» как объект авторского права.

Во-вторых, формирование новейшего российского законодательства привело к кардинальному обновлению всей гражданско-правовой доктрины в области авторского права. Существенному расширению подвергся не только перечень произведений, охраняемых авторским правом, но изменился и уровень правовой охраны прав, как самих авторов, так и правомерно использующих произведение лиц. Детальное изучение авторских правоотношений в отдельных областях творческой деятельности стало при этом первостепенной задачей. В области авторского права на произведения архитектуры при этом научному анализу необходимо подвергнуть не только вопрос о сущности произведений архитектуры, но и особенности правового статуса автора этих произведений, содержание их субъективных авторских прав, специфику договорных отношений при создании и использовании архитектурных произведений и другие вопросы.

Вместе с тем, следует отметить, что теоретическое исследование проблемы авторского права в области архитектурной деятельности имеет важное практическое значение, поскольку осмысление закономерностей правового регулирования в данной сфере будет являться существенным фактором как в совершенствовании законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике.

Указанные обстоятельства и обусловили актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений цивилистики, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений архитектуры в процессе осуществления архитектурной деятельности, выявить закономерности правового регулирования указанных отношений, выработать предложения по совершенствованию соответствующего регулирования.

Методологической основы диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы: сравнительного правоведения, системно - структурного анализа, исторический, формально-логический и др.

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили труды отечественных правоведов в области авторского права: Б.С. Антимонова, Е.Л. Вакман, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, А. Гейне, Я. Гевирца, М.В. Гордона, И.А. Грингольц, М.Г. Диканского, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, У К. Ихсанова, В.А. Кабатова, В.Г. Камышева, М.Я. Кирилловой, В.И. Корецкого, О.А. Красавчикова, Б.С. Мартынова, 1>.Н. Мезрина, М.И. Никитиной, Х.А. Пизуке, И В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.Г1. Сергеева, С.А. Чернышевой, В.Л. Черткова, Е.А. Флейшиц и других ученых.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Исследование отношений в области создания и использования произведений архитектуры позволило сделать вывод о неразрывной связи материальной и духовной составляющих в социальном содержании архитектурной деятельности. Это обусловливает особенности отношений в рассматриваемой области по сравнению с отношениями по поводу иных объектов авторского права. Правовым следствием указанного обстоятельства является объективная потребность в специальном правовом регулировании этой специфической группы общественных отношений. Нормы, регулирующие данный вид отношений, образуют в своей совокупности субинститут авторского права на произведения архитектуры.

В работе формулируется понятие авторского права на произведения архитектуры в объективном смысле, согласно которому последнее есть совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений архитектуры, правовым статусом авторов произведений архитектуры, их личными неимущественными и имущественными правами, а также защитой этих прав.

2. В диссертации обосновывается, что естественное право человека на собственную интеллектуальную деятельность включает в себя право на творческую самореализацию (право на проявление собственной индивидуальности), а также право на результаты такой самореализации в любой сфере творчества, в том числе и в архитектуре.

В позитивном праве это, в первую очередь, отражается в наделении автора определенным объемом личных неимущественных и имущественных прав в отношении любого созданного им произведения.

3. Объектами авторских прав в области архитектурного искусства являются архитектурный проект, созданная на его основании документация для строительства, а также архитектурный объект. В работе дается определение такого объекта авторских прав, как архитектурный проект.

Архитектурный проект есть результат творческой самореализации личности в архитектурном искусстве, представляющий собой воплощенную в объектах материального мира оригинальную совокупность графических и текстовых знаков и символов, а также условных объемно-пространственных структур, отображающих композиционное построение архитектурного объекта, художественное оформление его внешнего и внутреннего облика.

4. Реализация одного из основных принципов авторского права, а именно принципа свободы творчества, в архитектурном искусстве может подвергаться существенному ограничению в связи с необходимостью учитывать социально-экономические, политические, технические, нормативные, климатические аспекты будущего строительства.

5. Несоответствие созданного архитектурного проекта обязательным требованиям строительного законодательства не влияет на признание за ним статуса охраноспособного авторского произведения.

6. Отсутствие у лица архитектурного образования, а также лицензии на осуществление архитектурной деятельности не может выступать ограничением для творческой самореализации личности в архитектурном искусстве.

7. В диссертации обосновывается, что соавторство на созданное произведение архитектуры (как на неделимое, так и на делимое произведение) возникает только в том случае, когда имело место соответствующее взаимное волеизъявление лиц. Отношения между лицами следует характеризовать как соавторские, а созданное ими произведение архитектуры как единое коллективное, если воля каждого из этих лиц была изначально направлена на создание единого коллективного произведения архитектуры путем объединения результатов интеллектуальной деятельности друг друга.

Не становятся соавторами такого произведения, как архитектурный проект, лица, которые лишь разрабатывали на основе этого проекта документацию для строительства, но не принимали участие в творческом процессе создания самого архитектурного проекта.

8. В диссертации аргументируется необходимость законодательного наделения заказчика, принявшего от исполнителя готовый архитектурный проект, правом на использование этого проекта путем разработки в полном соответствии с проектом документации для строительства, а также правом на однократное строительство соответствующего архитектурного объекта без дополнительного на то разрешения со стороны автора проекта.

9. Предметом договора на создание и использование архитектурного проекта выступает архитектурный проект как объект авторского права, который архитектор обязуется создать, определенный объем прав по использованию этого произведения, а также проектная документация, включающая в себя архитектурную часть и документацию для строительства.

10. Архитектор в рамках договора на создание и использование архитектурного проекта не отвечает за неисполнение обязательства по созданию проектной документации, если в ходе работы над проектом его постигла творческая неудача.

11. В диссертации аргументируется необходимость предоставления автору архитектурного проекта права передавать на депонирование в орган архитектуры и градостроительства указанный проект, что в последующем способствовало бы доказыванию авторства данного лица на это произведение архитектуры.

12. На базе теоретических выводов внесен ряд предложений по совершению действующего законодательства. В частности предлагается внести изменения и дополнения в некоторые статьи Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические и практические выводы могут быть использованы в процессе совершенствования действующего законодательства в области авторского права, в правоприменительной практике, в дальнейших научных исследованиях авторского права в области архитектурной деятельности, а также в учебном процессе при изучении дисциплины «гражданское право».

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Уральской государственной юридической академии, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные научные выводы изложены в опубликованных статьях, а также научном сообщении на проводившейся 20-21 мая 1999 года в Гуманитарном университете (г. Екатеринбург) конференции «Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий». Материалы диссертационного исследования использовались при проведении практических занятий со студентами.

Структура диссертации. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, а также списка использованной литературы и приложения с перечнем предложений о совершенствовании действующего законодательства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Заславский, Алексей Аркадьевич, 2001 год

1. Азбука авторского права. М., 1982.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982.

3. Алексеев С.С. Теория права. М. 1995.

4. Алексеев С.С. Философия права. М,, 1998.

5. Алексеев С.С. Право надежда наша. Екатеринбург, 1999.

6. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

7. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.Изобретательское право. М., 1960. '8. Архитектура. Сборник статей по творческим вопросам. М., 1945.

8. Бартенев. И.А. Архитектура. J1., 1960.

9. Бару М.И. Охрана прав авторов, изобретений, рационализаторов. Киев, 1984.

10. Белиловский E.JI. Соотношение авторских и изобретательских прав научных работников. Правоведение. 1966, № 2.

11. Богуславский М. М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974.

12. Богуславский М.М. Теория авторского права: состояние и задачи. Проблемы современного авторского права. Свердловск, 1980.

13. Богуславский М.М., Гаврилов Э.П. Авторское право: изменения и дальнейшее развитие. Советское государство и право. 1975, № 6.

14. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников. М., 1962.

15. Васева Н.В. Проблема творческого риска в авторском праве. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

16. Вилейта А. Правовая охрана произведений архитектуры и изобразительного искусства. Учен. зап. высш. учеб. завед. Лит. ССР. Право, 1981, т. 16, вып. 2.

17. Веинке Вили. Авторское право. М., 1979.

18. Гаврилов Э.П. Советское авторское право в условиях общенародного »государства. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

19. Гаврилов Э.П. Некоторые вопросы, касающиеся объектов авторского права. Проблемы современного авторского права. Свердловск, 1980.

20. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. М., 1984.

21. Гаврилов Э.П. Авторское право, издательские договоры, авторский гонорар. М., 1988.

22. Гаврилов Э.П. Вступительная статья к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1993.

23. Гаврилов Э.П. Авторское право. М., 1999.

24. Гарибян А.М. Авторское право на произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания, по законодательству европейских социалистических стран. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

25. Гарибян А.М. Авторское право на произведения науки. Ереван, 1975.

26. Гейне А. Авторское право на произведение зодчества. Вестник права. 1905,• июль.

27. Гевирц Я. Предмет архитектурного авторского права. Архитектурно-художественный еженедельник. 1916 г. № 38.

28. Гевирц Я. Авторское право на архитектурные произведения. Архитектурно-художественный еженедельник. 1916 г. № 39.

29. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955.

30. Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования. Автореф. кан. дис. Санкт-Петербург, 1999.

31. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и• обязанностей М., 1973.

32. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Автереф. канд. дис. М., 1953.

33. Грингольц И.А. О теории авторского вознаграждения за произведения литературы, науки и искусства. Учен. зап. ВНИИСЗ, 1968.

34. Диканский М.Г. Авторское право в архитектуре. Петроград, 1916.

35. Дозорцев В.А. Природа вознаграждения за изобретательское предложение. Учен. записки Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. Вып. 14. 1968.

36. Дозорцев В.А. Авторское право на новый уровень. Проблемы совершенствования советского законодательства. Вып. 29. М., 1984,

37. Дозорцев В.А. Авторские правомочия. Проблемы современного авторского права. Свердловск, 1980.

38. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы. Советское государство и право. 1977, № 2.

39. Дозорцев В, А. Тенденции развития советского социалистического авторского права. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

40. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. Проблемы современного гражданского права. М., 2000.

41. Евстифеев A.A. Право авторства в системе правомочий изобретателя. Проблемы современного изобретательского права. Свердловск, 1983.

42. Евстифеев A.A. Право авторства в сфере отношений изобретательского творчества. Автореф. кан. дис. Свердловск, 1984.

43. Евстифеев A.A. Становление российского патентного права. Автореф. докт. дис. Екатеринбург, 1999.

44. Зильберштейн И.Л. Авторское право на музыкальное произведение. М., 1960.

45. Зенин И.А. Наука и техника в гражданском праве. М. 1977.

46. Зернин Н.В. Юридические факты в советском авторском праве. Автореф. кан. дис. Свердловск, 1984.

47. Илларионова Т.И. Система охранительных мер в советском авторском праве. Проблемы советского авторского права. М, 1979.

48. Илларионова Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер. Томск, 1982.

49. Ионас В .Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

50. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

51. Ионас В.Я. Произведения творчества в системе советского гражданского права. Автореф. докт. дис. М., 1966.

52. Иоффе О.С. Основы авторского права. М., 1969.

53. Ихсанов У.К. Права авторов произведений изобразительного искусства. М.,1966.

54. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореф. канд. дис. М., 1954.

55. Камышев В.Г. Личные и имущественные права авторов при издании их литературных произведений в СССР. Автореф. кан. дис. М., 1968.

56. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972.

57. Камышев В.Г. Издательский договор на литературное произведение. М. 1969.

58. Кириллова М.Я. Развитие советского права. Свердловск, 1982.

59. Кириллова М.Я. Субъекты авторского права. Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск,1980.

60. Кириллова М.Я. Совершенствование норм авторского права, охраняющих неимущественные и имущественные права автора. Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.

61. Клык Н.Л. Ответственность по авторскому договору. Автореф. кан. дис. Л.,1981.

62. Книга об архитектуре. М., 1973.

63. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

64. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

65. Красавчиков O.A. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.

66. Красавчиков O.A. Единство и дифференциация правовых форм творческих отношений. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

67. Красавчикова Л.О. Авторское право и право гражданина на собственное изображение. Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1980.

68. Красавчикова Л.О. Гражданско-правовая защита чести и достоинства. Екатеринбург. 1993.

69. Кудрявцева Г.А. Авторское право на перевод в СССР. Автореф кан. дис. М.,1970.

70. Луць В.В. Сроки в гражданских правоотношениях. Правоведение. 1989. № 1,

71. Мартынов Б.С. Основные проблемы авторского права. Советское государство и право. 1941, № 4.

72. Мартынов Б.С. Права авторства в СССР. Ученые записки Всесоюзного института юридических наук. Вып. IX. 1947.

73. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

74. Мезрин Б.Н. Условия становления авторских прав. Проблемы советского авторского права. М, 1979.

75. Мезрин Б.Н. Личные неимущественные отношения в предмете советского гражданского права. Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.

76. Мунье Э. Введение в экзистенциализмы. М., 1994.

77. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972. С. 56.

78. Павлов А.И. Авторское право на кинематографическое произведение. Автореф. кан. дис. М., 1971.

79. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936.

80. Панфилов Е.А. Гражданско-правовой институт печати. Проблемы советского авторского права. Свердловск, 1980.

81. Панфилов Е.А. Гражданско-правовое регулирование организации и деятельности советкой печати. Свердловск, 1983.

82. Петров М.В. Авторское право на произведения кино и телевидения. Автореф. кан. дис. М., 1981.

83. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности. Автореферат кан. дис. Ленинград, 1984.

84. Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

85. Право и управление научными организациями. М., 1980.

86. Правовые вопросы научно-технического процесса в СССР. М., 1967.

87. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М., 1972.

88. Райгородский H.A. Юридическое лицо как субъект авторского права. Очерки по гражданскому праву. JL, 1957.

89. Рассудовский В.А. Государственная организация науки в СССР. Правовые вопросы. М., 1971.

90. Рассудовский В.А. Право и научно-техническое творчество. М., 1972.

91. Рассудовский В.А. Правовая охрана авторства и приоритета в науке. М., 1973.

92. Рассудовский В.А. Актуальные проблемы авторского права на научные произведения. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

93. Розина С.И. Авторское право при публичном исполнении произведений. Автореф. кан. дис. М., 1984.

94. Ромовская З.В. Право авторства. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

95. Савельева И.В. Авторский лицензионный договор. Автореф. канд. дис. М. 1980.

96. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

97. Савельева И.В. Право автора на изменение формы произведения. Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 1983, № 1.

98. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Ленинград, 1990.

99. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

100. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

101. Скрипко В.Р. О различиях авторского и изобретательского права. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

102. Табуцадзе Ю.П. Личные неимущественные права авторов произведений интеллектуального творчества. Автореф. канд. дис. М. 1977.

103. Толстой Ю.К. Спорные вопросы авторского права. Вестник Ленинградского университета. 1969. № 23.

104. Усольцева C.B. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория. Автореф. канд. дис. Томск, 1997.

105. Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических стран. М., 1941.

106. Чернышева С. А. Правовое регулирование отношений авторов литературных произведений с издательствами в СССР. Автореф. канд. дис. ML 1970.

107. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М„ 1979.

108. Чернышева С.А. Художественное творчество и закон. М., 1980.

109. Чернышева С.А. Субъективные авторские права (Сущность, способы реализации и охраны). Теоретические вопросы гражданского права. М. 1980•111. Чернышева С.А. Авторское право России. Современные проблемы теории и практики. Автореф. докт. дис. М., 1997.

110. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

111. Чернышева С. А. Правовая регламентация авторских договоров. Проблемы советского авторского права. Свердловск, 1980.

112. Чертков В.Л. Вопросы соавторства. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

113. Чертков В.Л. Защита авторских прав в советском гражданском процессе. Автореф. канд. дис. М. 1966.

114. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.

115. Шугурова М.А. Вопросы авторского права в архитектуре. Проблемы советского авторского права. М., 1979.

116. Эрделевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 1997

117. Юрченко А.К. Издательский договор. Л., 1988.

118. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.

119. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования в изобретательском праве. Проблемы современного изобретательского права. Свердловск, 1983,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.