Авторское право на произведения архитектуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Люкшин, Алексей Михайлович
- Специальность ВАК РФ12.00.03
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Люкшин, Алексей Михайлович
Введение.
Глава 1. Объект авторского права в архитектуре.
Глава 2. Субъекты авторского права на произведения архитектуры.
Глава 3. Права авторов произведений архитектуры.
Глава 4. Договоры на создание и использование произведений архитектуры.
Глава 5. Гражданско-правовая защита авторских прав на произведения архитектуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о защите авторских прав2003 год, кандидат юридических наук Дикарева, Наталья Федоровна
Правовое регулирование архитектурной деятельности1984 год, кандидат юридических наук Пизуке, Хейки Альфредович
Гражданско-правовая ответственность за нарушение смежных прав: Исключительных прав на фонограмму2003 год, кандидат юридических наук Сухов, Артем Станиславович
Переход исключительного права и предоставление права использования произведения литературы по авторскому праву Российской Федерации2013 год, кандидат юридических наук Маторина, Татьяна Анатольевна
Преступления в сфере авторских и смежных прав: общественная опасность и правила квалификации2004 год, кандидат юридических наук Морозов, Александр Геннадиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторское право на произведения архитектуры»
Актуальность темы диссертационного исследования связана с активизацией строительной деятельности в Российской Федерации в последнее десятилетие. Строительный бум- неизбежно привел к усилившемуся спросу на результаты архитектурной деятельности, т.е. на новые, оригинальные архитектурные проекты, на документацию для строительства, выполненную с использованием новых технических средств. Современных строителей и инвесторов перестали удовлетворять те типовые проекты зданий и сооружений, которые были созданы в предыдущие годы. Заказчиками строительства новых объектов стали не только государственные организации, но и частные компании. Все эти обстоятельства не могли не привести и к активизации архитектурной деятельности.
Несмотря на- принятие в 1993 году Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и в 1995 году Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», отношения по защите авторских прав на произведения архитектуры не стали намного понятнее и однозначнее. Права и обязанности сторон, возникающие в процессе создания и использования произведений архитектуры, закрепленные в различных нормативных актах зачастую противоречат друг другу.
Именно поэтому в диссертационном исследовании, на основании подробного изучения, как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, была сделана попытка сделать практические выводы в отношении возникновения и реализации авторских прав на произведения архитектуры.
Целью диссертационного исследования является исследование отношений в области создания и использования произведений архитектуры в процессе осуществления архитектурной деятельности на основе всестороннего анализа теоретических достижений цивилистики, действующего законодательства и конкретных отношений в сфере архитектурного творчества, выявление закономерностей и особенностей правового регулирования этих отношений и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в архитектурной деятельности.
Методологической основой диссертационного исследования являются методы исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа, сочетание методов как анализа и синтеза, так и метода аналогии. Методологической основой диссертационного исследования являются общие положения теории права, например о соотношении общих и специальных норм права, об императивных и диапозитивных нормах, о приемах толкования норм права и т.д.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных цивилистов: Б.С.Антимонова, М.И.Брагинского, М.М.Богуславского, А.И.Ваксберга, В.В.Витрянского, Э.П.Гаврилова, А.Н.Гейне, М.В.Гордона, О.А.Городова, М.Г.Диканского, В.А.Дозорцева, А.А.Заславского, Н.Д.Егорова, В.Я.Ионаса, О.С.Иоффе, В.О.Калятина, М.И.Никитиной, Х.А.Пизуке, Н.А.Райгородского, И.В.Савельевой,
А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого,
С.А.Чернышевой, Г.Ф.Шершеневича, Т.А.Феддеевой, Е.А.Флейшиц, А.К.Юрченко и других ученых.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в положениях выносимых на защиту:
Произведение архитектуры отвечает всем закрепленным действующим законодательством признакам охраноспособного произведения науки, литературы, и искусства и, вопреки встречающимся в юридической литературе предложениям, не нуждается в дополнительных критериях охраноспособности.
2.Несмотря на прямое указание Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», объект авторского права в архитектуре один, и им является само произведение архитектуры, которое может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта, или архитектурном объекте.
На основе анализа процесса создания архитектурного проекта, сделан вывод о том, что формой воплощения произведения архитектуры является не весь архитектурный проект, а та его часть, которая образует архитектурное решение.
3.Для обеспечения реализации права авторов произведений архитектуры на имя необходимо законодательно обязать собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах этих произведений архитектуры.
4. Автор произведения архитектуры может реализовать право на его обнародование только один раз, путем обнародования архитектурного проекта, документации для строительства, разработанной на его основе или отстроенного архитектурного объекта.
5.Признание за авторами произведений архитектуры права на защиту репутации неизбежно ограничивает свободу собственников архитектурных объектов по использованию и распоряжению ими. Правовым основанием для разрешения возникающих по этому поводу споров выступает п. 2 ст. 209 ГК РФ.
6.Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством, а также право требовать от собственника (владельца) архитектурного объекта предоставления возможности осуществить его фото- и видеосъемку следует признать не личными неимущественными правами, как это предусмотрено в Законе РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», а имущественными правами.
7.Поскольку на практике отдельный авторский договор на создание произведения архитектуры чаще всего не заключается, а является элементом смешанного договора на выполнение проектных, а порой и строительных работ, в подобных договорах целесообразно выделить специальный раздел, посвященный вопросам авторского права на произведение архитектуры. Данный раздел должен содержать все существенные условия авторского договора, предусмотренные ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Оптимальной альтернативой этому является заключение отдельного авторского договора на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающего» договор подряда на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ.
8.Действующее авторское законодательство не содержит правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и, или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере относится и к контрафактным экземплярам произведения архитектуры, воплощенного в форме архитектурного объекта.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в нем, могут быть использованы как при совершенствовании законодательства, так и при применении на практике действующего законодательства. Не исключена возможность использования основных положений работы при дальнейшем научном исследовании авторского права на произведения архитектуры, также возможно использование ее в учебном процессе как по специальности «юриспруденция», так и по специальности «архитектура».
Апробация результатов исследования происходила при подготовке, рецензировании и обсуждении его на кафедре гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые научные выводы изложены в опубликованных статьях.
Публикации по теме диссертации:
1. Объекты авторского права на произведения архитектуры. // Арбитражные споры. 2003. № 3.
2. Юридическое лицо как субъект права на произведение архитектуры. // Арбитражные споры. 2003. № 4.
Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Международные стандарты и гражданско-правовая охрана компьютерных программ в Российской Федерации2003 год, кандидат юридических наук Ситдикова, Роза Иосифовна
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения2006 год, кандидат юридических наук Орешкин, Максим Иванович
Защита авторских прав по законодательству Российской Федерации2001 год, кандидат юридических наук Волков, Игорь Сергеевич
Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны2007 год, кандидат юридических наук Яковлева, Раиса Борисовна
Гражданско-правовая охрана авторских прав от контрафакции и плагиата2004 год, кандидат юридических наук Толочкова, Надежда Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Люкшин, Алексей Михайлович
В заключение настоящей главы можно сделать следующие выводы.
1. На практике при создании произведений архитектуры, воплощенных как в форме архитектурного проекта, так и в форме документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и в форме архитектурного объекта, авторский договор в «чистом» виде встречается крайне редко. Это может случаться только при заключении авторского договора на создание той части архитектурного проекта, которая будет являться архитектурным решением, поскольку только на это архитектурное решение могут распространяться нормы авторского права.
В основном авторский договор на создание произведения архитектуры является элементом смешанного договора на выполнение проектных работ. Возможность существования подобных смешанных договоров предусмотрена п.З ст.421 ГК РФ. В нем говорится о возможности заключения договоров с элементами различных договоров, при этом при регулировании отношений по такому договору будут применяться соответствующие правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре. Следовательно, для регулирования отношений сторон по смешанному договору на выполнение проектных работ необходимо применять и нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», и Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», регулирующие отношения по авторскому договору.
2. Следует признать необходимым при заключении смешанного договора на выполнение проектных работ детально регулировать вопросы авторского права на произведение архитектуры, а еще лучше — заключать отдельный авторский договор на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающий» договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Глава 5.
Гражданско-правовая защита авторских прав на произведения архитектуры.
Признание авторских прав за создателями произведений, в том числе произведений архитектуры, недостаточно для развития науки, литературы и искусства. Требуется, чтобы законодательство содержало и эффективные средства защиты этих прав в случае их нарушения. В литературе под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании Действующее гражданское законодательство предусматривает достаточное количество таких мер, или форм, средств и способов защиты авторских прав.
Правом на защиту принято считать возможность применения мер правоохранительного характера, предоставленную управомоченному лицу для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Многие авторы считают, что право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя авторского права в момент нарушения или оспаривания его 2.
Субъектами права на защиту авторских прав на произведения архитектуры могут являться, прежде всего, сами авторы. Кроме них такими субъектами могут быть их наследники, работодатели и иные правопреемники.
Нарушителями авторского права являются любые лица, нарушающие права и законные интересы обладателей авторского права на произведение архитектуры. Нарушителем может быть и сам автор произведения, если он своими действиями нарушает права соавторов, работодателя или же
1 Сергеев А.П. Указ.соч. С. 365. пользователя, которому он сам и передал определенные имущественные права на использование произведения.
Действующее законодательство предусматривает целый ряд способов защиты авторских прав. Так, ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» называет среди них право требовать от нарушителя признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий нарушающих право, или создающих угрозу их нарушения; возмещение убытков; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права; выплаты компенсации в определенных законов пределах. Та же статья Закона указывает на возможность и иных способов защиты авторского права предусмотренных законодательством. К ним можно отнести способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, в частности признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения.
Вопрос о том, какие конкретно способы защиты авторских прав следует применять при определенном правонарушении, если возможно применение разных способов, должен решать сам субъект права на защиту. Данная позиция основывается на общей норме ст. 9 ГК РФ, которая предоставляет право гражданам и юридическим лицам по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права. Право на защиту является одним из гражданских прав. Подобная позиция важна еще и потому, что на практике встречаются случаи, когда правоприменители диктуют обладателю нарушенного права только определенный способ защиты права, отказывая ему в применении другого способа по мотивам нецелесообразности. Например, правообладателю предлагается требовать взыскание компенсации вместо требования о пресечение действий, нарушающих право. Представляется, что в подобных случаях исключительно правообладатель может выбирать способ защиты нарушенного права.
Одним из первых способов защиты авторского права и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», и ГК РФ называют признание авторского права. Применение этого способа в «чистом» виде осуществляется в случаях присвоения авторства (плагиат) или отрицания нарушителем авторского права принадлежащего правообладателю. Присвоение авторства на произведение архитектуры встречается достаточно редко, так как сами объекты авторского права на произведения архитектуры не столь общедоступны, как иные произведения, кроме, конечно же, отстроенных архитектурных объектов. Гораздо чаще встречаются случаи отрицания принадлежности того или иного авторского права конкретному правообладателю или пользователю.
На практике подобный способ защиты авторского права применяют чаще всего как предварительный шаг к последующему применению других способов защиты, например взысканию компенсации или пресечению действий нарушающих право.
На практике могут быть нарушены самые различные авторские права на произведения архитектуры, например, может осуществляться бездоговорная реализация архитектурного проекта в виде разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта. Для того, чтобы защитить право автора произведения архитектуры реализовывать или давать разрешение на реализацию архитектурного проекта путем разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта, необходимо доказать принадлежность авторского права на архитектурный проект автору или иному правообладателю, т.е. добиться признания этого права за конкретными лицами.
Часть 2 п.1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает право обладателя исключительных прав требовать от нарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты может применяться в тех случаях, когда нарушенное авторское право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий нарушения 1.
Подобный способ защиты исключительных прав на произведения архитектуры применим при таких нарушениях прав автора произведения архитектуры, как изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта, или при изменении архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка). Статьи 20 и 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусматривают, что изменение архитектурного проекта и архитектурного объекта допускается только с согласия автора произведения архитектуры.
Автор произведения архитектуры обнаружив, что в его произведение внесены какие-либо не согласованные с ним изменения, вправе потребовать от правонарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Например, если пользователь внес изменения в архитектурный проект при его реализации, то автор вправе потребовать от него или вернуться к реализации того архитектурного проекта путем создания документации для строительства или строительства архитектурного объекта, который был создан самим автором, или вовсе прекратить реализацию архитектурного проекта.
Если автор обнаруживает, что архитектурный объект изменен, то есть, проведена достройка, перестройка или перепланировка, то он вправе потребовать восстановление положения, существовавшего до изменения самого архитектурного объекта. Насколько это право автора произведения архитектуры реализуемо, ответить трудно. С одной стороны, п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» говорит о том, что изменение архитектурного объекта осуществляется в соответствии с ГК РФ и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». ГК РФ не содержит норм, регулирующих порядок изменения не только произведений архитектуры, но и любых других произведений. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в ч.4 п.1 ст. 15 предоставляет автору произведения такое личное неимущественное право, как право на защиту репутации, то есть право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства. Кроме того, п. 2 ст. 16 того же Закона предоставляет автору исключительное право осуществлять или разрешать переработку произведения. То есть никто не может без разрешения автора изменять архитектурный объект. Автор произведения архитектуры, обнаруживший несанкционированное им изменение архитектурного объекта, вправе выбрать такой способ защиты авторского права, как требование восстановления положения, существовавшего до его нарушения.
С другой стороны, собственник или владелец архитектурного объекта вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Действующее законодательство никак не регулирует вопрос противоречия интересов автора произведения архитектуры и интересов собственника архитектурного объекта. На практике нередки случаи, когда автор архитектурного объекта не дает согласие его собственнику на изменение этого объекта. И чаще всего собственники архитектурного объекта, игнорируя мнение автора, реализуют свои планы по изменению объекта. Автору же произведения архитектуры не остается ничего иного, как обращаться в суд с требованиями о взыскании компенсации за нарушение авторского права. Но, не исключены ситуации, когда автор не пожелает «продавать» свое право на защиту репутации, и предпочтет настаивать на неприкосновенности своего произведения архитектуры.
Рассматриваемый конфликт интересов автора произведения и собственника этого произведения может быть разрешен путем применения норм ГК РФ. Право автора произведения архитектуры на защиту репутации хоть и ограничивает право собственника этого произведения свободно им распоряжаться, но подобное ограничение соответствует норме п. 2 ст. 209 ГК РФ. Она гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме того, в абзаце 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ прямо сказано, что гражданские права могут быть ограничены в той мере, какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц. То есть право собственности не может быть неограниченным и не может нарушать права иных лиц, в том числе право автора на защиту репутации.
Рассматриваемая ситуация несколько схожа с порядком охраны памятников истории и культуры в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.1 собственники объектов, отнесенных к категории памятников, самостоятельно несут бремя содержания таких объектов. Кроме того, в соответствии с этим же Законом, при переходе прав на объект, отнесенный к памятникам, новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению этого объекта в неприкосновенности. Здесь имеется в виду обязательность согласования с надлежащими государственными органами любых действий по изменению, перестройке и т.д. такого объекта. Таким образом, налицо случай законодательного ограничения прав собственника объекта, отнесенного к памятникам истории и культуры, на свободное распоряжение собственностью.
Подобные ограничения прав собственников можно найти в законодательстве большинства развитых государств.
Представляется, что по аналогии с ограничением прав собственников объектов, отнесенных к категории памятников истории и культуры, можно, дополнительно к уже сказанному, обосновать ограничение прав собственников архитектурных объектов. Конечно, не все архитектурные объекты могут быть отнесены к категории памятников истории и культуры, но никто не может предсказать их судьбу в этом отношении, и не исключено, что какие-либо из них позднее будут отнесены к памятникам. Кроме этого, признание того или иного архитектурного объекта памятником истории и культуры во многом субъективно, а общепризнанно, что произведения, как объекты авторского права, охраняются независимо от их достоинства.
Таким образом, можно утверждать, что ограничение прав собственника архитектурного объекта на перестройку или изменение его без согласия автора архитектурного объекта является обоснованным и необходимым.
Потенциальным же собственникам архитектурных объектов можно порекомендовать уже при заключении договоров на отчуждение этих объектов урегулировать вопрос с правом собственника объекта на последующее его изменение.
Пункт 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает право автора требовать от нарушителя прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 12 ГК РФ говорит о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нет никаких сомнений в том, что речь идет об одном и том же способе защиты гражданских (авторских) прав.
Рассматриваемый способ защиты авторского права может быть применен в случае, если правообладатель обнаружит, что его права кто-либо нарушает
1 СЗ РФ, 2002, № 26, ст. 2519. или своими действиями способен нарушить их. В этом отношении пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, можно назвать «превентивным», по сравнению с предыдущим способом защиты прав, т.е. требованием о восстановление положения существовавшего до нарушения права. Всегда проще не допустить нарушения права, чем восстанавливать положение, существовавшее до его нарушения.
Автор произведения архитектуры или иной обладатель исключительных прав на произведение архитектуры может применить этот способ защиты при обнаружении чьих-либо действий, нарушающих или способных нарушить практически любые авторские права, как личные неимущественные, так и имущественные.
На практике пресечение действий, нарушающих право или способных нарушить право, чаще всего производится в судебном порядке. Суд может вынести решение о запрещении разработки документации для строительства на основании архитектурного проекта, запрещении строительства архитектурного объекта, запрещении проведения работ по достройке, перестройке, перепланировки архитектурного объекта и т.д.
При применении рассматриваемого способа защиты авторского права на произведение архитектуры не исключены сложности, связанные с восстановлением положения, существующего до нарушения права. Речь идет о праве собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом, в том числе изменять его (перестраивать, достраивать, перепланировать). При защите права автора произведения архитектуры разрешать или запрещать изменение архитектурного объекта, будет нарушено право собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом. Подобные ограничения прав собственника архитектурного объекта на изменение этого объекта обоснованы в настоящей работе выше.
Пункты 3-5 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривают возможность обладателя исключительных прав потребовать от нарушителя возмещения убытков, включая упущенную выгоду:; или взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков; или выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.
Рассматриваемые способы защиты авторских прав применяются на практике чаще всех остальных способов, предусмотренных законодательством. Эти способы, действительно, являются наиболее действенными и осуществимыми, поскольку взыскать денежные суммы с нарушителя авторских прав зачастую проще, чем запретить осуществлять ему какие-либо действия, или, наоборот, понудить его к каким-либо действиям. В данном случае имущественный и личный неимущественный интерес потерпевшего удовлетворяется материальной компенсацией. Хотя, как уже говорилось выше, не всегда возможно оценить в денежной форме личный неимущественный интерес.
Основной формой компенсации ущерба, причиненного потерпевшему, является возмещение убытков. Под ними принято понимать расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, иной реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было бы нарушено. При нарушении авторского права на произведения архитектуры реальный ущерб может выражаться в тех затратах, которые понес потерпевший на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, на юридическую помощь по защите нарушенных авторских прав, на уплату госпошлины при предъявлении иска в суд и пр. Гораздо чаще вместе с требованиями по возмещению реального ущерба потерпевший выдвигает требования по возмещению упущенной выгоды. В отношении нарушенных авторских прав на произведения архитектуры упущенная выгода может выражаться в тех суммах, которые мог бы получить правообладатель при реализации своих прав на произведения архитектуры. Например, автор архитектурного проекта при реализации своего права разрешать его использование путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта мог рассчитывать или на денежное вознаграждение, или на определенную прибыль. Именно сумма этого вознаграждения или размер прибыли и может считаться упущенной выгодой, которую возможно взыскать с нарушителя авторских прав. Разумеется, доказать размер упущенной выгоды должен сам потерпевший.
Понимая, что доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, часто бывает нелегко, законодатель предусмотрел возможность потерпевшего компенсировать понесенные им убытки другими, более простыми способами.
Первый способ - это возможность взыскать с нарушителя авторских прав весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских прав. В данном случае размер ответственности серьезно повышается, так как взыскивается не прибыль, которая может быть мизерной, а весь доход от незаконного использования произведения. В отношении нарушителя авторских прав на произведения архитектуры подобный способ может быть применен, например, при незаконном использовании архитектурного проекта путем разработки документации или путем строительства архитектурного объекта. В строительной практике затраты на создание архитектурного проекта и на подготовку документации для строительства (рабочий проект) всегда включаются в смету строительства. Соответственно, размер затрат проектной или строительной организации именно на создание архитектурного проекта или на подготовку документации для строительства достаточно просто определить и впоследствии взыскать с нарушителя авторских прав.
Второй способ предусматривает еще более простую защиту нарушенных авторских прав путем взыскания компенсации в размере от 10 до 50.000 минимальных размеров оплаты труда. Единственным минусом рассматриваемого способа защиты авторских прав является то, что иногда стоимость архитектурного проекта или документации для строительства превышает максимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством. Но в этом случае потерпевший может прибегнуть к иным способам защиты.
Пункт 4 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит об обязательной конфискации по решению суда контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Далее в рассматриваемой норме говорится об уничтожении контрафактных экземпляров произведений или о передаче этих контрафактных экземпляров обладателю авторских прав по его просьбе. Применение этой кардинальной меры защиты авторских прав на произведения архитектуры практически не встречается на практике.
В рассматриваемой норме указывается на обязательность принятия судом этой меры в отношении контрафактных экземпляров. При этом возникает ряд вопросов. В частности, могут ли являться контрафактными экземплярами такие объекты авторского права на произведения архитектуры, как архитектурный проект, документация для строительства, созданная на основе архитектурного проекта и сам архитектурный объект? Аналогичный вопрос возникает в отношении признания контрафактности изображений архитектурного объекта. Наконец, возможна ли конфискация конрафактного экземпляра произведения архитектуры с его последующим уничтожением или передачей обладателю авторских прав?
Пункт 3 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» дает определение контрафактного экземпляра произведения. Им признается экземпляр произведения, изготовление или распространение которого влечет за собой нарушение авторского права. В ст. 4 Закона экземпляром произведения называется копия произведения, изготовленная в любой материальной форме.
Кроме того, в этой же статье Закона дается определение воспроизведения произведения, как изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения, или в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что контрафактными могут быть следующие произведения архитектуры:
- незаконно изготовленные копии архитектурного проекта;
- документация для строительства, незаконно созданная на основе архитектурного проекта;
- незаконно изготовленные копии документации для строительства, законно созданные на основе архитектурного проекта;
- архитектурный объект, незаконно созданный на основе архитектурного проекта;
- незаконно созданная копия архитектурного объекта, созданного на основе архитектурного проекта;
- незаконно изготовленные изображения архитектурного объекта.
Таким образом, созданные с нарушением авторского права произведения архитектуры должны считаться контрафактными. Это мнение поддерживается и некоторыми авторами 1.
Вопрос о возможности конфискации контрафактных экземпляров произведений архитектуры решается по-разному в отношении к разным произведениям. Не возникает сомнений в отношении возможности конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных экземпляров архитектурного проекта, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и изображений архитектурного объекта. Принятие подобных мер возможно и не столь затруднительно.
Возможность же конфискации и уничтожении контрафактного архитектурного объекта в литературе ставится под сомнение. Например, A.A. Заславский считает, что уничтожение контрафактной продукции не должно применяться к контрафактному архитектурному объекту . С этим мнением трудно согласиться, поскольку для конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактного архитектурного объекта нет никаких препятствий. В частности, конфискация большого контрафактного тиража произведения литературы, его уничтожение или передача правообладателю ничем не отличается от конфискации контрафактного архитектурного объекта.
Таким образом, меры по конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных произведений архитектуры возможны и могли бы стать действенным средством по предотвращению нарушений авторских прав на произведения архитектуры. Однако подобные меры практически не применяются, т.к. суды стремятся заменить их взысканием с нарушителей денежных сумм, что провоцирует новые нарушения авторских прав на произведения архитектуры.
В заключение настоящей главы можно сделать вывод, что для защиты авторских прав на произведения архитектуры можно использовать все способы защиты, предусмотренные как ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», так и ст. 12 ГК РФ. Отдельно следует сказать, что нет никаких правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере может относиться и к таким контрафактным экземплярам произведений архитектуры, как архитектурный объект, т.е. отстроенное здание, сооружение и т.д.
1 См. например: Заславский A.A. Указ.соч. С.21.
2 Там же. С.21.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Люкшин, Алексей Михайлович, 2004 год
1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2002.
4. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.
5. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.
6. Ган Б.М. Авторское право в редакционно-издательском деле. М.,1932.
7. Гейне А.Н. Авторское право на произведения зодчества. СПб.,1905.
8. Гордон М.В. Советское авторское право. 1955.
9. Гражданское право: Учебник в 3-х томах.// Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. М., 2002.
10. Ю. Диканский М.Г. Авторское право в архитектуре. Петроград, 1916. П.Заславский A.A. Авторское право в области архитектуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2001.
11. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.
12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.,1972.
13. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.
14. Макагонова М.В. Авторское право. М., 1999.
15. Мартынов Б.С. Право авторства в СССР.// Ученые записки института юридических наук. Выпуск IX. 1947.
16. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972.
17. Панкевич Б.И. Объект авторского права.// Записки Новороссийского университета. 1878.
18. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.
19. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М., 1972.
20. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.
21. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999.
22. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.
23. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
24. Хейфец И.Я. Авторское право. М., 1931.
25. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве. М., 1996.
26. Чернышева С.А. Произведения архитектуры в системе объектов авторского права.// Интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы правового регулирования. Казань, 2000.
27. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.
28. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914.
29. Якуб Д.Б. Вопросы авторского права на произведение архитектуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Харьков, 1970.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.