Автор публицистического текста как субъект высказывания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Горохов, Максим Юрьевич
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Горохов, Максим Юрьевич
Введение.
Глава первая. Автор публицистического текста и реальность.
§ 1. Общие вопросы теории автора.
§ 2. Автор публицистического текста: специфика выражения авторской позиции.
§ 3. Автор как средство самоидентификации читателя и гарант достоверности сообщаемого.
§ 4. Явление мегаавторства.
§ 5. Автор как преобразователь дискурса.
§ 6. Ролевые функции автора в публицистическом тексте.
Их потенциал и взаимодействие.
§ 7. Автор и герой в публицистическом тексте.
§ 8. Автор или соавтор?
Свое и чужое в публицистическом творчестве).
Глава вторая. Автор публицистического текста и его произведение.
§ 1. Текст как многоаспектный феномен: многообразие подходов.
§ 2. Специфика публицистического текста.
§ 3. Текст как объективированная субъектность.
§ 4. Публицистический текст и жанр.
§ 5. Автор как субъект профессиональной техники.
Глава третья. Автор и аудитории.
§ 1. Публицистическое творчество как реакция на запрос аудитории.
§ 2. Формат как механизм реализации прагматики СМИ.
§ 3. Субъективность автора как объект ожиданий аудитории.
§ 4. Дискурс как механизм реализации функций публицистического текста.
§ 5. Неоднородность прагматики публицистического творчества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике2009 год, кандидат филологических наук Кудинова, Людмила Викторовна
Эссеизация текстов как выражение персонального журнализма в современной российской публицистике2007 год, кандидат филологических наук Перевозов, Дмитрий Николаевич
Современные тенденции функционирования публицистического текста: дискурсивный аспект2008 год, кандидат филологических наук Тулупова, Ксения Владимировна
Прагматика публицистического текста: Метаязыковой аспект2000 год, доктор филологических наук Молчанова, Марина Михайловна
Языковой портрет русских публицистов 60-х годов XIX века. Историко-дискурсивное исследование: на материале публицистики А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева2010 год, доктор филологических наук Ширина, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автор публицистического текста как субъект высказывания»
Вторая древнейшая профессия», «зеркало общественной жизни», «четвертая власть» в государстве, «служанка сильных мира сего», «литература на бегу», «организованное злословие». На этом перечисление обозначений понятия «журналистика» не заканчивается. Все они в той или иной мере соответствуют истине. И все не абсолютны. Журналистика необъятна и многолика как сама жизнь.
В основе такой многоликости лежат объективные причины. Среди них можно назвать и повышение роли информации в сегодняшнем мире, обусловленное все убыстряющимся темпом жизни, и развитие технических средств, позволяющих передавать эту информацию со все более высокими скоростью и качеством. Но действие этих и множества других объективных факторов не умаляет роли субъективной составляющей. Перед журналистом по-прежнему стоит необходимость решения ряда творческих задач. И от качества такого решения зависят глубина, значительность, актуальность публицистического выступления, его действенность и эффективность.
С увеличением информационных потоков проблема авторства в журналистике не только не отходит на второй план, но и приобретает совершенно иное наполнение. Существенное влияние на творческий процесс современного журналиста оказывает сам процесс формирования глобального информационного пространства. При этом неизбежным становится нарастание интертекстуальных связей, размывание запланированного эффекта публицистического воздействия (затрудняется реализация авторского целеполагания в условиях повышения субъективных шумов, связанных с все большим включением в процесс смыслопорождения самого читателя - как принципа объединения разрозненных сведений, накопление которых принимает лавинообразный характер). Непредсказуемым становится и подтекст, и затекст - все меняется.
Ежедневно в СМИ озвучивается огромное количество точек зрения. С другой стороны, в журналистской практике популярна концепция, в соответствии с которой важнейшая функция средств массовой информации -простая передача сообщения: журналист не должен оказывать давления на аудиторию - она сама сделает нужные выводы. «Журналистика факта» «выдавливает» автора как субъекта высказывания с информационного пространства. В этих условиях утрачивается главное - творческое познание действительности журналистом. Возникает своеобразный кризис авторства. Преодолеть его можно обретением автором баланса между неизбежным скрипторством и поиском собственного лица.
Возникает закономерный вопрос: каковы перспективы функционирования активного авторского начала в публицистике? И из каких слагаемых складывается само понятие «автор публицистического текста»? Кто это: оракул, предсказывающий судьбу всех и каждого, верховный жрец, выносящий приговоры, не подлежащие переоценке, универс, знающий ответы на все вопросы, беспокоящие окружающих? Или один из тех, кто озабочен судьбой всего сущего; обыкновенный носитель собственной точки зрения, которую он умеет выразить, возможно, чуть точнее, глубже и занимательнее, чем окружающие?
Ответы на эти вопросы кроются в исследовании роли и места автора публицистического текста в коммуникативном процессе, рассмотрении специфических характеристик создаваемого им текста, а также в изучении особенностей читательского восприятия.
Круг вопросов, которые неизбежно возникают в рамках рассмотрения заявленной темы, характеризуется такими ключевыми понятиями, как текст, автор, субъективность, публицистичность, дискурсивность. Выявить качественные характеристики данных понятий, раскрыть их содержание, которое постоянно трансформируется, обогащается новыми смыслами, призвано это исследование.
Актуальность проблемы, связанной с изучением роли автора в современном коммуникационном процессе, сомнений не вызывает. В условиях жесткой конкурентной борьбы за аудиторию автор как создатель текста выступает едва ли не самой значительной фигурой, участвующей в схватках на информационном поле.
Ему принадлежит ведущая роль в получении, обработке и передаче информации, поступающей из внешнего мира. Он активно участвует в коммуникативном процессе, не просто расширяя своими текстами представление аудитории о мире, но и влияя тем самым на изменения, происходящие в реальности: меняясь, аудитория вносит динамику в процесс эволюции цивилизации. Место СМИ (а следовательно, и авторов текстов) в данном процессе трудно переоценить.
В этом смысле фигура автора публицистического текста имеет стратегическое значение - оно определяется тремя направлениями коммуникативного процесса, в котором участвует творец текстов: «автор -реальность», «автор - текст», «автор - аудитория». Эти три направления определили и структуру данной работы, и характер исследований, в пей осуществленных.
Следует признать, что само обращение к изучению личности автора в окружающем его мире новым не является. Философы, историки, теологи, эстетики, социологи, литературоведы, лингвисты с разных точек зрения рассматривали и рассматривают взаимоотношения человека-творца с окружающим его миром.
Мир как текст» - это не просто изящная метафора, но и вполне приемлемая формула, характеризующая как многообразие самой реальности, так и разнообразные формы отношений человека с окружающей его действительностью. Осваивая окружающее пространство, человек творит мир, творит самое себя. Этот бесконечный процесс означает постоянно возобновляемое самотворение личности: сменяя друг друга, уходящие поколения передают свой опыт поколениям грядущим.
Применительно к теории автора такая передача опыта имеет принципиальное значение. Как заметили Н. Т. Рымарь и В. П. Скобелев, «любое произведение искусства - это не только монолог, оно хранит в своей структуре громадный опыт человеческого сознания и деятельности; опыт, который художник хотя и перерабатывает, но не может сделать вполне своим - так же, как и сами формы деятельности художника принадлежат не только ему, они созданы человечеством»1.
Сказанное о художественном творчестве, это соображение имеет отношение и к публицистической деятельности, и ко всякой творческой деятельности вообще. Любой субъект сознания существует в природном мире как аккумулятор идей, сформулированных предыдущими поколениями, как связующее звено, соединяющее настоящее с прошлым и будущим. Именно поэтому любой текст - научный, художественный, публицистический - это не монолог (независимо от того, кто выступает в качестве субъекта сознания, - отдельная личность или коллектив), но диалог, продолжающийся' во времени и пространстве, - диалог с миром, диалог с самим собой, диалог с аудиторией.
Художник, по Гегелю, растворяет свою субстанциальность в стремлении объективно изобразить действительность. В свою очередь, Белинский писал, что целостное представление о мире реализуется «в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красок, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом - в творческой концепции (курсив авт. - М. Г.)» . Творчество публициста столь же концептуально, как и творчество любого художника. Специфика лишь в том, что публицист своей субстанциальности и своей точки зрения, как правило, не скрывает - его текст всегда демонстративно обращен к актуальным проблемам дня и всегда позволяет максимально отчетливо определить позицию субъекта высказывания.
1 Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж, 1994. -С. 11.
2 Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова// Полн. собр. соч.: в 13 т.-М., 1954. -Т.4.-С. 219.
Но есть и еще одна особенность публицистического творчества, которая определяется спецификой предмета познания, - речь идет о его документальной основе. Если исходить из того общеизвестного положения, что главным объектом исследования в искусстве (а публицистика также представляет собой особый вид творческой деятельности) является жизнь человека и человеческого общества, то понятно, что в поле зрения публициста оказывается человеческое сознание в его индивидуальных и коллективных проявлениях. В публицистических текстах оно материализуется в виде конкретных характеров: характере автора, характере героя (прямо) и характере аудитории (косвенно, потому что любой публицистический текст не просто порожден общественной практикой человека, но и достаточно четко сориентирован на восприятие конкретной аудитории: в зависимости от канала передачи информации, типа издания, тематических и жанровых интересов потребителя информации).
Архитектура» авторского сознания в публицистике представляет собой сложную конструкцию, вбирающую в себя мировоззрение личности, ее социокультурное и этнонационалыюе самосознание, индивидуальные психофизические особенности, склонность к самовыражению. В конечном счете чем очевиднее для читателя эта «архитектура», тем достижимее цель -максимальное воздействие на аудиторию, помогающее ей осознать границы собственного пребывания в окружающем мире.
Самим фактом своего высказывания автор публицистического текста провоцирует аудиторию к активному освоению реальности. При этом осознаваемый им социокультурный и психологический контекст в определенной степени влияет на характер его творчества. Само же творчество детерминировано не только личностью автора, но и теми социальными и профессиональными обязательствами, которые возлагает на себя творец, предлагая аудитории свой взгляд на происходящее, и теми обстоятельствами действительности, которые данное выступление породили.
Обозначенный круг проблем предопределил объект и предмет диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает автор публицистического текста как носитель и выразитель особого индивидуального сознания, познающего и интерпретирующего актуальную социальную реальность с целью выразить результаты своего исследования действительности в сообщениях, адресованных массовой аудитории.
Предмет исследования составляют принципиальные особенности публицистического авторства, позволяющие выделять его в качестве самостоятельного вида творческой деятельности, который реализует себя в текстах особого типа. В центре внимания находятся вопросы, касающиеся формирования и выражения авторской позиции, способов и прагматической направленности взаимодействия создателя сообщения с аудиторией, а также методов сбора и обработки материала.
Цель исследования - выявить специфику авторской интерпретации реальной действительности в публицистических текстах и проанализировать характер взаимодействия субъекта высказывания с массовой аудиторией.
Диссертант ставит перед собой следующие задачи:
1. Выявить специфику реализации авторского сознания в публицистическом тексте.
2. Показать, как в процессе коммуникации автор расширяет смысловые границы текста, включая в когнитивное пространство ретроспективные связи и перспективные отношения.
3. Показать, как протекает процесс самосозидания личности автора-публициста, соединяющего в своей деятельности навыки профессиональной обработки документального материала с творческим созиданием виртуального мира.
4. Описать стратегию действий автора-публициста, предлагающего, с одной стороны, текст как целостность, а с другой - как фрагмент документальной картины мира, целостность которого существует лишь априорно - в сознании творца текста и в воспринимающем сознании аудитории.
В этой связи на защиту выносятся следующие положения:
1. Автор публицистического текста выступает как субъект сознания, создающий на основе сигналов реального мира собственное документально обоснованное представление о действительности.
2. Биографическая составляющая личности автора публицистического текста не отменяет обобщенного понятия «образ автора», что предопределено характером обработки документального материала (возникновение «образа текста»).
3. Понятие «образ текста» в публицистике означает ту естественную интерпретацию документального материала, лежащего в основе сообщения, которая расширяет смысловое пространство информации, перерабатываемой аудиторией.
4. Автор публицистического текста превращается в соавтора. (Этот процесс имеет два уровня: в ходе создания текста самим автором и в ходе интерпретации его точки зрения аудиторией.)
5. Область реализации коммуникативных намерений автора простирается в сфере пересечения формирующихся вокруг одного и того же текста дискурсивных пространств создателя сообщения и реципиента. В этом смысле дискурс, понимаемый как связь текста и внетекстовой реальности, выступает в качестве механизма реализации прагматики СМИ и средства актуализации взаимоотношений «автор - аудитория».
6. Технологические приемы, связанные со сбором, обработкой и передачей информации от автора аудитории, наравне с чисто техническими задачами решают и задачи когнитивно-герменевтические: способствуют познанию и истолкованию закономерностей реального мира, оптимизируют процесс творческого освоения реальности.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что автор публицистического текста как субъект высказывания имеет собственную ярко выраженную специфику, обусловленную в первую очередь необходимостью создания у аудитории целостной и документально обоснованной картины мира с помощью оперативного информирования реципиентов об актуальных событиях, явлениях и процессах социальной действительности. Данное требование налагает существенный отпечаток на весь творческий процесс создания текста и способствует возникновению авторской позиции особого типа.
Методологическую базу исследования составляют социокультурные концепции авторства и теория социального функционирования СМИ, теоретико-типологические, а также социологические методы исследования. Среди других используемых в диссертации методов можно выделить общенаучные, исследующие теорию автора, а также конкретно-социологические процедуры, в частности опрос журналистов-практиков. Отдельного внимания заслуживает метод включенного наблюдения, который позволил собрать необходимую для построения теоретических выводов эмпирическую базу, так как автор диссертации на протяжении последних пяти лет сотрудничал с рядом воронежских изданий («Газета с улицы Лизюкова», «Воронежское обозрение», «Новая газета в Воронеже», «Воронежский курьер», «Комсомольская правда в Воронеже»), являлся редактором различных выпусков сетевого проекта Издательского дома «Свободная пресса» («Житье-Бытье» Тамбовский выпуск», «Житье-Бытье» Белгородский выпуск», «МОЕ!» Волгоградский выпуск»). Кроме того, особенно следует отметить метод творческого самоанализа, который позволил изнутри исследовать «творческую кухню» современного журналиста в единстве технологических, психологических и собственно творческих аспектов.
Степень разработанности темы. Вопрос об авторе как творце некоего текста, теория исследования этого вопроса имеют давнюю историю. В частности, в отечественной филологии этой проблеме уделяли внимание В.
Г. Белинский, А. А. Григорьев, К. Н. Леонтьев, А. А. Потебня1; в более поздние времена - М. М. Бахтин, 10. Н. Тынянов, В. В. Виноградов, Д. С. Лихачев, 10. М. Лотман, Б. М. Эйхенбаум, Б. О. Корман, Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев2. Нельзя не назвать в этой связи и труды западноевропейских ученых: Гегеля, Гумбольдта, Шеллинга, Ницше3; позже проблема автора нашла свое отражение в работах М. Фуко, Р. Барта, Ж. Деррида4 и др.
Этот список дополнен работами ученых, занимающихся изучением публицистического текста и его автора: Б. Я. Мисонжникова, Л. Г. Свитич, Л. Е. Кройчика, Е. С. Щелкуновой, II. С. Валгиной, 3. Д. Поповой, И. А. Стернина5.
Изучение проблемы автора публицистического текста сегодня имеет особое значение в связи с процессами, протекающими в отечественной журналистике на рубеже XX - XXI веков. Смена режимов в стране, обновление социальных, идеологических и иных парадигм в России обострили интерес к личности, в эти процессы вовлеченной.
В современных средствах массовой коммуникации на первый план все явственнее выходит личность творца - на телевидении и радио, в
1 Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. -М., 1953 - 1959. - Т. 1-13; Григорьев A.A. Эстетика и критика. -М., 1980.-495 е.; Леонтьев K.M. Избранное. - М., 1993. - 397 е.; Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М., 1976.-614 с.
2 Бахтин М.М. Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000. - 336 е.; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - 574 е.; Виноградов В.В. Избранные труды : Поэтика русской литературы. - М., 1976.-511 е.; Лихачев Д.С. Литература - реальность-литература. - Л., 1984. -217 с.; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1999.-447 е.; Эйхенбаум Б.М. О литературе : работы разных лет. - М., 1987. - 540 е.; Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972. - 112 с.; Рымарь H.T., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж, 1994. - 264 с.
3 Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в 4 т. - М., 1968 - 1973. - Т. 1-4; Гумбольдт В. фон. Избранные труды по эстетике. - 2-е изд. - М., 2000. - 396 е.; Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М., 1999. - 607 е.; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки : предисл. к Рихарду Вагнеру. - СПб., 2000.-230 с.
4 Фуко М. Что такое автор? - (hUp://www.mochola.org/pr¡vate/culture.htm) (12.07.2008); Барт Р. Смерть автора. -(http://www.geocities.com/Paris/Palais/6854/bart/brt-7.htrnl) (10.09.2005); Деррида Ж. Письмо и различие. -СПб., 2000.-428 с.
5 Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). - СПб., 2001.-490 е.; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М., 2000.-252 е.; Кройчик Л.Е. Автор публицистического текста как субъект высказывания // Журналистика : информационное пространство. - Воронеж, 2003. -№ 2. - С. 14-21; Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. - Воронеж, 2004. - 191 е.; Валгина П.С. Теория текста : учеб. пособие. - М„ 2003. - 280 е.; Попова З.Д., Стерпин И.А. Текст, дискурс и проблемы эффективности коммуникации // Текст -дискурс - картина мира. - Воронеж, 2005. - Вып. 1. - С. 4 - 8. качественных печатных изданиях внимание аудитории приковано прежде всего к конкретным лицам.
Персонифицированный публицистический текст в самых различных разновидностях по степени интереса и доверия опережает тексты обезличенные. Рост общественного сознания актуализирует роль отдельного субъекта высказывания. И привлекает к нему внимание как аудитории, так и исследователей журналистики.
В этом смысле многие из разработок литературоведения, касающиеся проблемы автора, имеют принципиальное значение и для теории публицистики. В частности, изучение автора как «субъекта творческого переживания» (В. Тюпа); осмысление автора как носителя конкретного сознания («Автор берет па себя ответственность за избираемый им угол зрения на действительность»1); проблема соотнесения автора и образа автора - конкретной биографической личности и некоей маски (особого повествователя, являющегося доверенным лицом автора или демонстративно от него дистанцирующегося); проблема авторитетности высказываемого в СМИ слова; проблема автора как субъекта литературной техники.
В разрабатываемой литературоведами теории автора есть еще один аспект, чрезвычайно важный как для теоретиков публицистики, так и для журналистов-практиков: проблема взаимоотношений автора с аудиторией. И не случайно в связи с этим в теории публицистики активно обсуждается проблема функционирования текста как дискурса: дискурсивное начало публицистического текста теснейшим образом связано с актуализацией отношений между автором и аудиторией в процессе их взаимодействия в акте речевого события.
Сложность такого взаимодействия заключается в том, что, с одной стороны, автор и читатель - вполне реальные люди, имеющие возможность вступать в непосредственный контакт друг с другом через Интернет или
1 Тюпа В.И. Категория автора в контексте исторической поэтики (к постановке проблемы) // Проблема автора в художественной литературе. - Устинов, 1985. - С. 24. почтовую связь, а, с другой, оба они как звенья коммуникативной цепочки виртуальны, поскольку в сознании каждой из воспринимающих сторон существуют как некие образы, как некие смоделированные субъекты сознания.
Надо признать, что общая теория автора публицистического текста разработана недостаточно. «Автор», «образ автора», «субъект высказывания», «личность публициста», «концепированный автор» - эти и другие понятия подчас выглядят синонимами.
Между тем автор публицистического текста - фигура знаковая. Его роль как творца текста (а равно как сотворца, модератора, организатора передачи информации и пр.) чрезвычайно важна для понимания и изучения процессов, протекающих в обществе. Если рассматривать публицистический текст как след социально-нравственного бытия социума, то понятно, что характер этого следа в первую очередь зависит от личности того, кто «наследил».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые предпринят комплексный анализ проблемы автора применительно к публицистическому творчеству и выявлена особая специфика субъекта высказывания в данной сфере. Обозначены принципиальные различия между характером формирования и выражения авторской позиции в художественном тексте с одной стороны и в сообщении, реализующем свои функции с помощью средств массовой коммуникации, - с другой.
2. Разработка заявленной темы осуществлена на стыке теоретических положений литературоведения и практики повседневного функционирования современных российских СМИ.
3. Наряду с индивидуальным авторским началом, носителем которого является отдельный субъект профессиональной журналистской деятельности, выявлены и проанализйрованы надличностные, коллективные формы публицистического авторства, возникновению которых способствует нарастание массово-информационных потоков, усиление интертекстуального взаимодействия сообщений СМИ и усложнение их дискурсивных связей.
4. Автор как субъект высказывания исследуется в неразрывной взаимосвязи с читателем как субъектом восприятия и в какой-то степени как соавтором публицистического текста.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения способствуют дальнейшей разработке теории автора применительно к публицистическому творчеству и могут быть полезны для последующего развития теории журналистики и повседневной творческой деятельности. Кроме того, положения и материалы работы могут быть использованы при чтении общих курсов «Основы журналистики», «Теория и методика журналистского творчества», а также в спецкурсах.
Апробация работы проведена на ряде научно-практических конференций факультета журналистики Воронежского государственного университета (Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникации в современном мире» 13 - 14 ноября 2003 г., Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 16 мая 2006 г., Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы», 30 октября - 1 ноября 2006 г. и др.) Материалы, изложенные в диссертации, используются автором в курсе лекций и практических занятий по «Основам творческой деятельности журналиста» (раздел «Аналитические жанры») и на практических занятиях в рамках дисциплины «Выпуск газеты» на факультете журналистики ВГУ. По теме исследования опубликованы 7 научных работ.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
"Дневник писателя" Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология2005 год, кандидат филологических наук Щурова, Валерия Вячеславовна
Авторское "я" в публицистическом произведении1985 год, кандидат филологических наук Старуш, Марина Ивановна
Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 - 2008 гг.)2008 год, доктор филологических наук Клушина, Наталья Ивановна
"Книга публициста": проблемы жанрового своеобразия и современного функционирования2010 год, кандидат филологических наук Никитин, Андрей Анатольевич
Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование2004 год, кандидат филологических наук Щелкунова, Екатерина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Горохов, Максим Юрьевич
Заключение
Процессы, протекающие в рамках массовой коммуникации, а также в обществе в целом, приводят к закономерным изменениям, которые претерпевает и сам принцип информирования, и люди, в нем задействованные. Автор публицистического текста, выступающий на этом поле в качестве одного из ключевых игроков, сталкивается с необходимостью отвечать на новые вызовы времени, трансформируя способы выражения собственной субъективности в соответствии с возникающими запросами аудитории.
Увеличение скорости распространения актуальных сведений и все большая зависимость людей от быстроты их получения формулируют перед сотрудником СМИ главную задачу - оперативно освещать происходящее при максимальной фактической достоверности сообщаемого. При этом у читателей, слушателей или зрителей далеко не всегда сохраняется потребность в личностной трактовке описываемого со стороны субъекта высказывания.
Рыночные механизмы также зачастую способствуют размыванию в текстах авторской индивидуальности под влиянием общей маркетинговой стратегии того или иного средства массовой информации, учитывающего потребности своей целевой аудитории.
В результате, устойчивая тенденция лавинообразного нарастания коммуникационных потоков в сочетании с реалиями конкурентной борьбы в данной сфере имеют своим побочным эффектом деформацию привычной парадигмы авторско-читательского взаимодействия.
В то же время, такая ситуация в своем крайнем проявлении приводит к острой необходимости сохранения автора как определенной отправной точки в хаосе децентрализованного информационного цунами. В отсутствие подобного центра для аудитории становится невозможной оценка получаемых сведений с точки зрения их значимости и достоверности, что затрудняет эффективное использование таких данных.
Именно автор, формулируя собственную концепцию, способен придать общему информационному потоку нужное направление в сознании реципиентов. И поэтому потребность в выраженном субъекте высказывания сохраняется. Однако перед современным публицистом встает необходимость выработки новых подходов к осмыслению реальности и ее последующему отражению в текстах, ориентированных на установление контакта с аудиторией СМИ.
Сама эта реальность сегодня во многом определяется глобальной инфосферой, в рамках которой существуют и автор, и его аудитория. При этом публицист, всецело зависящий от общих принципов функционирования данной системы и наравне со всеми испытывающий на себе ее влияние, в то же время вносит свой вклад в формирование информационной среды.
Таким образом, граница между конкретно-биографической ипостасыо творца и его деятельностью по созданию виртуальной реальности постепенно стирается, в результате чего личность автора претерпевает принципиальные изменения. Публицист вынужден разомкнуть свою творческую индивидуальность навстречу общему информационному потоку, чтобы стать его частью.
Важнейшими задачами в таких условиях являются, с одной стороны, сохранение собственной идентичности, а с другой, - поиск путей воздействия на аудиторию в соответствии с определенным целеполаганием, реализация которого в значительной степени затруднена из-за множественности самых разных влияний на реципиентов.
Насущной необходимостью при этом становятся учет общего информационного фона и использование дискурсивных пространств, сложившихся в сознании читателей, слушателей или зрителей по поводу текстов других авторов.
Происходящее в процессе коммуникации расширение смысловых границ сообщения за счет включения в когнитивное пространство ретроспективных связей и перспективных' отношений происходит в рамках формирования дискурса как механизма взаимодействия в сознании аудитории текста и актуальной внетекстовой действительности. Что ставит перед публицистом необходимость учитывать контекст собственного высказывания и предугадывать потенциальное интертекстуальное взаимодействие, в которое вступит его текст с сообщениями других авторов.
Заметное повышение активности адресата при восприятии публицистического текста вводит в процесс смыслопорождения и самого читателя как соавтора публицистического высказывания. Возникающие субъект-субъектные отношения позволяют говорить о бесконечно возобновляемом в рамках глобальных информационных потоков диалоге взаимно заинтересованных собеседников, каждый из которых привносит в это общение нечто свое.
Таким образом, процесс творческого самовыражения личности публициста посредством обработки документального материала протекает под влиянием встречной активности аудитории, что ставит перед автором необходимость учета ее особенностей и ожиданий.
Суммируя вышесказанное и подводя итог предпринятого диссертационного исследования, можно заключить, что автор публицистического текста - это сложное, многоуровневое образование, включающее в себя разнообразные формы проявления авторской активности, свойственные художественному творчеству (конкретно-биографический субъект высказывания, образ автора, автор-демиург, концепированный и идеальный автор, художник), и вместе с тем сориентированное на установление личностного контакта с целевой аудиторией, обладающей равными правами в процессе порождения смыслов.
Автор-публицист - персонифицированный в реальной личности общий принцип отражения актуальной социальной действительности, проявляющий себя на всех уровнях обработки документального материала.
Это четкое целеполагание, реализующее себя в процессе интерсубъектного взаимодействия с получателями сообщения. Персональная точка зрения, стремящаяся вступить в резонанс с представлениями массовой аудитории.
Это соавтор собственного публицистического высказывания, расширяющий рамки индивидуальной трактовки происходящего с помощью коллективных наработок общественного сознания, а также актуализации обширного потенциала контекстных отношений и интертекстуальных связей.
Кроме того, автор публицистического текста - активный преобразователь множества сформированных в восприятии адресата дискурсивных пространств, создающий на их основе новый дискурс собственного высказывания.
Это гарант достоверности сообщаемого в обезличенном океане информации, а также конкретный адресат этических и эстетических требований со стороны аудитории.
Наконец, автор - субъект творческой деятельности, результатом которой является произведение особого типа - публицистический текст.
В свою очередь, такой текст - это структурно-смысловое единство, имеющее знаковую природу и выступающее средством реализации авторской субъективности, направленной на создание у реципиентов понятийно-образной картины объективной реальности на основе оперативной трактовки актуальных общественных событий, явлений или процессов.
Это центр нарастания дискурса, актуализирующего взаимодействие автора и аудитории.
Это уникальная площадка межсубъектного взаимодействия, направленного на достижение реальных результатов в сфере общественной практики.
Это микроматрица восприятия всей социальной реальности. Ценностный ориентир. Сгущение информационной среды, происходящее по заданному автором принципу.
Помимо всего прочего, публицистический текст - объективированная субъектность, способная дать реципиентам представление о личности творца, а самому автору - помочь разобраться в тайных механизмах собственного бессознательного.
Иными словами, текст - это инобытие своего создателя как общего способа познания и отражения мира. И дальнейшее исследование особенностей публицистического творчества неотделимо от необходимости анализа его практических результатов.
Все, сказанное выше, позволяет также сделать следующие выводы:
1. В современных условиях, когда имя автора и его точка зрения становятся товаром, максимально актуализируются функциональные признаки творца публицистического текста как субъекта высказывания, как созидателя виртуального мира, как социального феномена (конструктора и контролера социальных отношений, социального психолога и т. д.), а также как феномена профессиональной техники.
2. Биографический автор в публицистическом тексте не просто персонифицируется, но и персонализируется, что позволяет говорить о расширении пространства субъекта высказывания, который наряду с признаками реально действующего лица обретает черты «образа автора».
3. Понятие «автор публицистического текста» включает в себя как приметы индивидуально-неповторимой личности творца, так и коллективного мегаавтора как единого целого, реализующего свои творческие задачи в тексте.
4. Текстопорождающая стратегия, характерная для современных российских СМИ, сориентирована на оптимизацию отношений автора с аудиторией, что усиливает такие качества публицистического текста, как дискурсивность, диалогичность и интерактивность. В творческой практике это приводит к возникновению наряду с «образом автора» «образа аудитории», а также «образа текста» как результата взаимодействия создателя и получателей сообщения.
5. Актуализация авторской точки зрения в публицистическом тексте приводит к возникновению в современной российской публицистике новых жанровых образований и дальнейшему расширению жанровых границ интервью, репортажа, очерка, фельетона, эссе.
6. В то же время следует признать, что становление автора как авторитетной фигуры па поле массовой коммуникации в современных российских СМИ наталкивается на достаточно очевидное сопротивление власти, стремящейся подчинить себе процессы, протекающие в медийном пространстве. Стремление к независимости суждений энергично и последовательно подавляется с помощью административного ресурса и экономических рычагов воздействия на средства массовой информации. В этой связи не хочется терять оптимизма: продекларированное стремление создать в России гражданское общество невозможно воплотить без существования думающего, профессионально подготовленного корпуса публицистов.
Подводя итог данной работы и отмечая соответствие полученных выводов исходной гипотезе, стоит отметить перспективность более детального рассмотрения проанализированных тенденций и выявления новых закономерностей, характеризующих особенности функционирования автора публицистического текста как субъекта высказывания в рамках массово-коммуникационных процессов на современном этапе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Горохов, Максим Юрьевич, 2006 год
1. Аграновский В.А. Ради единого слова : (журналист о журналистике) / В.А. Аграновский. М.: Мысль, - 1978. - 168 с.
2. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики : история, теория, практика (публикации разных лет) / А.И. Акопов. Ростов-н/Д., 2002.368 с.
3. Акопов А.И. Периодические издания : учеб.-метод, пособие для студентов-журналистов / А.И. Акопов. 2-е изд., доп. - Ростов-н/Д.: Книга, 1999.91 с.
4. Аникина Э.М. Лингвокультурная специфика реализации интертекстуальности в дискурсе СМИ : (на материале англо-американской прессы): дис. . канд. филол. наук / Э.М. Аникина. Уфа, 2004. - 232 с.
5. Архангельский А. Спецслужбы и террор / А. Архангельский // Известия. -2006.- 14авг. -с. 6.
6. Ахмадулин Е.В. Западные модели массовых коммуникаций : история формирования, структура, функции / Е.В. Ахмадулин // Филол. вестн. Ростов, гос. ун-та. 2000. - № 3. - С. 36 - 45.
7. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики : учеб. пособие / Е.В. Ахмадулин. М.; Ростов-н/Д. : ИЦ «МарТ», 2006. - 272 с.
8. Барт Р. Писатели и пишушие. (http://www.philology.ru/literaturel/barthes-94c.htm) (12.09.2005)
9. Барт Р. Смерть автора. (http://www.geocities.com/Paris/Palais/6854/bart/brt-7.html) (10.09.2005).
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
11. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. -С. 227-231.
12. Бахтин М.М. Проблема автора / М.М. Бахтин // Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. - С. 206 - 226.
13. Бахтин М.М. Проблема отношения автора к герою / М.М. Бахтин // Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. - С. 32 -49.
14. Бахтин М.М. Проблема текста / М.М. Бахтин // Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. - С. 299 - 317.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Сов. писатель, 1963. - 363 с.
16. Бахтин М.М. Человек у зеркала / М.М. Бахтин // Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000 - С. 240.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 444 с.
18. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова / В.Г. Белинский // Поли. собр. соч.: в 13 т. М., 1954. - Т. 4. - С. 193 - 270.
19. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы : в 2 т. / В.Г. Белинский. -М.: Искусство, 1986.-Т. 1 -2.
20. Богомолова Н.П. Социальная психология печати, радио и телевидения / H.H. Богомолова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. - 127 с.
21. Богоявленский А.Е.' Нравственное напряжение публициста / А.Е. Богоявленский // Современные СМИ : истоки, концепции, поэтика : тез. докл. науч. конф. Воронеж, 1994.-С. 127- 128.
22. Богоявленский А.Е. ПР и публицистика. Ретроспектива смысла : (Из цикла «Эскизы к теории ПР») / А.Е. Богоявленский // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Сер. : Филология. Журналистика. Воронеж, 2005. - № 2. - С. 148 — 169.
23. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1970. - Т. 1. - 608 с.
24. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 1998. -1536 с.
25. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров / В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я. Солганик. -М.: Высш. шк., 1978. 183 с.
26. Валгина Н.С. Теория текста : учеб. пособие. / Н.С. Валгина. М. : Логос, 2003.-280 с.
27. Виноградов В.В. Избранные труды : О языке художественной прозы / отв. ред. Г.В. Степанов, А.П. Чудаков. М.: Наука, 1980. - 360 с.
28. Виноградов В.В. Избранные труды : Поэтика русской литературы / отв. ред. М.П. Алексеев, А.П. Чудаков. М. : Наука, 1976. - 511 с.
29. Власть, зеркало или служанка? : Энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. М.: Союз Журналистов России, 1998.1. Т. 1-2.
30. Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока / Ю.В. Воронцов // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М., 1975. - С. 22 - 25.
31. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. М. : Искусство, 1968 -1973.-Т. 1-4.
32. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства : учебник для вузов по спец. «Журналистика» / В.М. Горохов. М.: Высш. шк., 1989. - 119 с.
33. Горохов В.М. Публицистика и ее эффективность / В.М. Горохов // Горизонты публицистики : опыт и проблемы. М., 1981. - 190 с.
34. Горохов В.М. Слагаемые мастерства : (особенности журналистского творчества) / В.М. Горохов. М. : Мысль, 1982. - 160 с.
35. Горохов М.Ю. Автор или соавтор? : (Свое и чужое в публицистическом творчестве) / М.Ю. Горохов // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. : Филология. Журналистика. Воронеж, 2004.-№2.-С. 134- 138.
36. Горохов М.Ю. Авторство публицистического высказывания / М.Ю. Горохов // Журналистика-2004. СМИ в многополярном мире : материалы науч.-практ. конф., Москва, 2-5 февр. 2005 г. М., 2005. - С. 63 - 64.
37. Горохов М.Ю. Дискурс как механизм реализации функций публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акцепты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 3 - 4. - С. 19-21.
38. Горохов М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 1-2.-С. 10-13.
39. Горохов М.Ю. Реклама двигатель регресса? / М.Ю. Горохов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Коммуникации в современном мире», Воронеж, 13-14 нояб. 2003 г. - Воронеж, 2003. - С. 120 - 121.
40. Горохов М.Ю. «Энергетическая» концепция публицистического текста / М.Ю. Горохов // Коммуникация в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», Воронеж, 16 мая 2006 г. Воронеж, 2006. - С. 17 - 18.
41. Грабельников A.A. Журналистика и массовая коммуникация в диссертационных исследораниях 2004 года / A.A. Грабельников // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2005. - № 1 - 2. - С. 37 — 46.
42. Григорьев A.A. Эстетика и критика / A.A. Леонтьев. М. : Искусство, 1980.-495 с.
43. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по эстетике / В. фон Гумбольдт. 2-е изд. - М. : Прогресс, 2000. - 396 с.
44. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации / С.М. Гуревич. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999.-255 с.
45. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб.: Акад. Проект, 2000. -428 с.
46. Дмитровский АЛ. Категория «личного мифа» и критерии мастерства публициста / A.JI. Дмитровский // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 3 - 4. - С 22 - 27.
47. Евдокимова С. Процесс художественного творчества и авторский текст / С. Евдокимова // Автор и текст. СПб., 1996. - С. 9 - 24. - (Петербургский сборник; вып. 2).
48. Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : толковый словарь терминов и концепций / JT.M. Землянова. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. - 300 с.
49. Золотухин A.A. Перспективы развития региональных СМИ / A.A. Золотухин // Коммуникация в современном мире : материалы науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. - С. 35 - 38.
50. Золотухин A.A. Федерально-региональные газеты в России (1990 2000 гг.): автореф. дис. . канд. филол. наук / A.A. Золотухин. - Воронеж, 2006. -22 с.
51. Золотухин A.A. Формула и формат издания / A.A. Золотухин // Журналистика в 2004 году : материалы науч.-практ. конф. М., 2005. - Ч. 1. -С. 102- 103.
52. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста / Л.Г. Кайда ; под ред. Я.Н. Засурского. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. - 182 с.
53. Колосов Г.В. Журналистский творческий процесс : (общая модель создания публицистического выступления) : метод, разработка для студентов-заочников / Г.В. Колосов, Э.А. Худякова. Воронеж, 1984. - 40 с.
54. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс : пособие по спецкурсу / Г.В. Колосов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1977. - 87 с.
55. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики : учеб. пособие / С.Г. Корконосенко. СПб., 1995. - 287 с.
56. Корконосенко С.Г. Пиармен и журналист : «родственники» или «соседи»? / С.Г. Корконосенко // ПР-диалог. М., 1997. - № 1. - С. 9 - 11.
57. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. -М. : Просвещение, 1972. 112 с.
58. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А Корнилов ; науч. ред. А.И. Станько. Ростов-н/Д : Дон. изд. дом, 1999. - 223 с.
59. Краткий юридический справочник для журналиста : систем, сб. норм, актов, регулирующих деятельность журналиста / сост. Воинов А.Е. ; отв. ред. Симонов А.К.. М.: Права человека, 1997. - 203 с.
60. Кривоносов А.Д. ПР-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 254 с.
61. Кройчик Л.Е. Автор публицистического текста как субъект высказывания / Л.Е. Кройчик // Журналистика : информационное пространство. Воронеж, 2003.-№2.-С. 14-21. '
62. Кройчик Л.Е. О некоторых тенденциях развития современной российской публицистики Л.Е. Кройчик // Акценты : новое в массовой коммуникации. -Воронеж, 2002. № 7 - 8. - С. 8 - 9.
63. Кройчик Л.Е. По существу ли эти споры? По существу! («МТ», «ВЖТ», «ВПТ». Далее что?) / Л.Е. Кройчик // Акценты : новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2006. - № 3 - 4. - С. 6 - 11.
64. Кройчик Л.Е. Публицистический текст как дискурс / Л.Е. Кройчик // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2003. - № 3 - 4. - С. 9-12.
65. Кройчик Л.Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс / Л.Е. Кройчик // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2005. - № 3-4.-С. 11 - 17.
66. Кройчик Л.Е. Публицистический текст как предмет исследования / Л.Е. Кройчик // Журналистика, реклама, связи с общественностью : материалы науч.-практ. конф. Воронеж, 16-17 мая 2002 г. - Воронеж, 2002. - С. 45
67. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика». СПб., 2000. - С. 125 - 167.
68. Куда идем, страна? // Комсомольская правда. 2006. - 25 авг. - С. 8.
69. Кузина С. Из корреспондента «КП» вынули душу / С. Кузина // Комсомольская правда. 2006. - 11 окт.
70. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / Г.В. Лазутина. М. : Аспект Пресс : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. - 238 с.
71. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Журналистика» / Г.В. Лазутина. М. : Аспект Пресс, 1999. - 2006 с.
72. Леонтьев К.Н. Избранное / К.Н. Леонтьев. М. : Рапогъ : Моск. рабочий, 1993.-397 с.
73. Лесков С. Смотримся в Украину, или о чем мечтали бы сегодня Турбины / С. Лесков // Известия. 2004. - 2 дек. - С. 3.
74. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Сов. энцикл., 1987. - 752 с.
75. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература : сб. / Д.С. Лихачев. -Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. - 217 с.
76. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман. -М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 447 с.
77. Лотман Ю.М. Об искусстве / М.Ю. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
78. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи. -М., 1992.-Т. 1.-С. 146- 150. '
79. Манн Ю.В. Автор и повествование / Ю.В. Манн // Изв. Акад. наук СССР. Сер. лит. и яз. 1991. - Т. 50, № 1. - С. 3 - 19.
80. Мельник Г.С. Современная публицистика : смена духовных приоритетов / Г.С. Мельник // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2002. -№3-4.-С. 25-29.
81. Методы журналистского творчества / под ред. В.М. Горохова. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982.- 151 с.
82. Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. -271 с.
83. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста : (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания) / Б.Я. Мисонжников. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. - 490 с.
84. Михайлов С. Колумнистика : американский опыт / С. Михайлов // Журналист. 1998.-№6.-С. 61-64.
85. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки : предисл. к Рихарду Вагнеру / Ф. Ницше. СШ.: Азбука, 2000. - 230 с.
86. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. -СПб. : С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, 2000. 272 с.
87. Перевозов Д.Н. Краткая характеристика «информационного общества» : переход к инфоноосфере / Д.Н. Перевозов // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 3 - 4. - С 12 - 18.
88. Петровская И. Пиар кошмара / И. Петровская // Известия. 2006. -7-9 апр.-С. 5.
89. Попова З.Д. Текст, дискурс и проблемы эффективности коммуникации / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Текст дискурс - картина мира. - Воронеж, 2005. — Вып. 1.-С. 4-8.
90. Потебня A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня ; под ред. М.Ф. Овсянникова и др.. М.: Искусство, 1976. -614 с.
91. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е.И. Пронин. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. - 92 с.
92. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.И. Пронина. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002. 320 с.
93. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики : учеб. пособие / Е.П. Прохоров. 3-е изд., испр. и доп. - М.: РИП-холдинг, 2000. - 307 с.
94. Прохоров Е.П. Публицист и действительность / Е.П. Прохоров. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1973.-318 с.
95. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества / Е.П. Прохоров. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1968. - 102 с.
96. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах : учеб. пособие / Е.П. Прохоров. М. : Пульс, 2001.-38 с.
97. Роль прессы в формировании гражданского общества. М. : Ип-т гуманит. коммуникаций, 1999. - 296 с.
98. Русский толковый словарь / сост.: В. В. Лопатин, JL Е. Лопатина. 8-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 2002. - 882 с.
99. Рымарь Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. Воронеж : ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. - 264 с.
100. Сапунов В.И. Технологии манипулятивного воздействия мировых информационных агентств / В.И. Сапунов // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 3 - 4. - С 31 - 43.
101. Свитич Л.Г. Профессия : журналист : учеб. пособие по курсу «Введение в специальность (журналистика)» / Л.Г. Свитич. М. : Моск. гос. ун-т, 1996. -Ч. 1.-92 с.
102. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. М. : Икар. - 2000. -252 с.
103. Сергунина H.A. Автор литературно-критических высказываний в Интернете как воплощение духа постмодернизма / Н.А Сергунина // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. - № 1 - 2. - С 38 - 43.
104. Система средств массовой информации России : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / под ред. Я.Н. Засурского. М. : Аспект Пресс : изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. - 259 с.
105. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики : (основы теории) / М.И. Скуленко. Киев : Вища шк., 1986. - 174 с.
106. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. М. : Просвещение, 1974 - 509 с.
107. Соколов М. Антифашистская тщетность / М. Соколов // Известия. -2006. 11 апр.-С. 6.
108. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира. -(http://sputnik.mto.rU/Kultura/19/www.gramota.rubookvillage/www.gramota.r u/magrub3a9f.html?id=6) (27.03.2004)
109. Солганик Г.Я. Стилистика текста : учеб. пособие / Г.Я. Солганик. М. : Флинта : Наука, 1997. - 252 с.
110. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990 - 176 с.
111. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы / ред.-сост. М.Ф. Мэллет. М. : Изд-во Рус. ПЕН-центра «ППП», 1993.173 с.
112. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры : учеб. пособие / Б.В. Стрельцов. Минск : Университетское, 1990 - 240 с.
113. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. -М. : Мысль, 1982.- 176 с.
114. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1975. - 154 с.
115. Стюфляева М.И. Человек в публицистике : (Методы и приемы изображения и исследования) / М.И. Стюфляева. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989. - 143 с.
116. Тертычный A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход /'A.A. Тертычный. М. : Гендальф, 1998. - 254 с.
117. Тертычный A.A. Жанры периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / A.A. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2000. - 310.
118. Тертычный A.A. Предъявите ваши аргументы / A.A. Тертычный // Журналист. 1998. - № 9. - С. 62-62.
119. Тертычный A.A. Проблемное выступление / A.A. Тертычный // Журналист. 1998. - № 5. - С. 62 - 64.
120. Тертычный A.A. Психология публицистического убеждения : учеб.-метод. пособие / A.A. Тертычный. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. - 63 с.
121. Тертычный A.A. У полемики есть свои законы / A.A. Тертычный // Журналист. 1999,-№ 10.-С. 63-65.
122. Тоффлер Элвин. Третья волна : пер. с англ. / Э. Тоффлер. М. : ACT, 2004. -781 с.
123. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама : новые тенденции в издании газет / В.В. Тулупов. Воронеж : Кварта, 2001. - 320 с.
124. Тулупов В.В. Российская пресса : дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. Воронеж : Инфа, 1996. - 112 с.
125. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. -М.: Наука, 1977.-574 с. "
126. Тюпа В.И. Художественная реальность как предмет научного познания : учеб. пособие по спецкурсу / В.И. Тюпа. Кемерово, 1981. - 93 с.
127. Уроки Аграновского. М.: Известия, 1986. - 320 с.
128. Ученова В.В. Беседы о журналистике / В.В. Ученова. М. : Молодая Гвардия, 1985.-205 с.
129. Ученова B.B. Гносеологические проблемы публицистики / В.В. Ученова. -М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. 147 с.
130. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров / В.В. Ученова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. - № 4.-С. 17-26.
131. Ученова В.В. У истоков публицистики / В.В. Ученова. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. -211.
132. Фаустов A.A. К вопросу о концепции автора в работах М.М. Бахтина. -(http://teneta.rinet.ru/rus/fe/faustovauthor.htm) (12.07.2005)
133. Федотов М.А. СМИ в отсутствие Ариадны : попытка юридического комментария в лабиринте законов и практики // Власть, зеркало или служанка? : энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. М., 1998. - Т. 1. - С. 232 - 275.
134. Федотова J1.H. Массовая информация : стратегия производства и тактика потребления / JI.H. Федотова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. - 231 с.
135. Федотова J1.H. Социология массовой коммуникации / J1.H. Федотова. -СПб. и др.: Питер, 2003. 396 с.
136. Фрайзе М. После изгнания автора : литературоведение в тупике? / М. Фрайзе // Автор и текст. СПб., 1996. - С. 25 - 32. - (Петербургский сборник; вып. 2).
137. Фуко М. Что такое автор? (http://www.mochola.org/private/culture.htm) (12.07.2006);
138. Хализев В.Е. Теория литературы : учебник / В.Е. Хализев. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 405 с.
139. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс : текстопорождающие практики и коды (1995 2000) / Э.В. Чепкина. - Екатеринбург : Изд-во Урал, гос. ун-та, 2000. - 279 с.
140. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. -М. -.Мысль, 1973.-267 с.
141. Шаповал В.В. Имидж автора в публицистике (роль сленговых и иных заимствований, маркированных как «чужое слово». -http://www.bestreferat.ru/referat-10947.html. (22.04.2004).1. С/
142. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. М. : Мысль, 1999.-607 с.
143. Шкондин М.В. Средства массовой информации : системные характеристики : учеб. пособие / М.В. Шкондин ; под ред. Я.Н. Засурского. -М„ 1995.- 178 с.
144. Шостак М.И. Диалог и полемика : умейте разложить проблему на голоса / М.И. Шостак // Журналист. 1998. - № 2. - С. 61 - 64.
145. Шостак М.И. Журналист и его произведение : практ. пособие / М.И. Шостак. М.: Гепдальф, 1998. - 96 с.
146. Шостак М.И. Репортер : профессионализм и этика / М.И. Шостак. М.: РИП-холдинг, 2001.- 164 с.
147. Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать?» : метод интервью в журналистике / Т.В. Шумилина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. - 137 с.
148. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации : специфика и функционирование : учеб. пособие по спец. «Журналистика» / Е.С. Щелкунова. Воронеж : Родная речь, 2004. - 191 с.
149. Щукина JI. С. Проблема фактоидов в современной телевизионной рекламе / Л. С. Щукина // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 145- 147.
150. Эйхенбаум Б.М. О литературе : работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. -М.: Сов. писатель, 1987. 540 с.
151. Эко У. О прессе // Пять эссе на темы этики. -(http://lib.aldebaran.ru/author/yekoumberto/yekoumbertopyatyessenetemy yetiki/yekoumbertopyatyessenetemyyetiki7.html) (15.05.2006)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.