Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Красюк, Владимир Федорович

  • Красюк, Владимир Федорович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Минск
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 180
Красюк, Владимир Федорович. Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Минск. 1984. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Красюк, Владимир Федорович

БЗВБЩЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС АНТИРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ МАСС И

ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ.

§ I. Диалектика формирования атеистического мировоззрения

§ 2. Социальные условия и культурные предпосылки развития атеизма масс

ГЛАВА П. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ И РОСТ СВОБОДОМЫСЛИЯ

ТРУДЯЩИХСЯ БЕЛОРУССИИ.

§ I. Социально-политическая и антиклерикальная борьба и материалистическое миропонимание.

§ 2. Идейно-политическая борьба и влияние ленинского учения на атеизацию масс.

ГЛАВА Ш. ЭВОЛЮЦИЯ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ.

§ I. Качественные изменения в сознании трудящихся

§ 2. Формирование атеистического мировоззрения белорусского народа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века»

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования исторических предпосылок массового атеизма, его зарождения и становления определяется современными задачами дальнейшего совершенствования атеистической работы, направленной на формирование научного мировоззрения трудящихся. На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалось, что пар -тией проводится целенаправленная работа по коммунистическому воспитанию масс, созданию необходимых условий для всесторон -него развития личности, гармонизации ее интересов и потребностей, но "это не значит., что мы уже решили все вопросы, связанные с Формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало. Предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека"^.

В идеологической работе партии атеистическое воспитание занимает важное место. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что "необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше о внимания атеистическому воспитанию" . Наибольшей эффективности атеистической пропаганды, формированию у трудящихся науч -но-материалистических знаний отвечают конкретные исследования в области истории и теории атеизма, выявление причин сущест -вования религиозных пережитков, всесторонняя критика с марк

1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.63-64. о

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с.72-73. систских позиций сущности религии и ее негативной роли в истории общества, обоснование закономерностей ее отмирания, поиск в условиях развитого социализма принципов и методов фор -мирования атеистического мировоззрения масс. В этой связи весьма актуальным является исследование исторических предпосылок массового атеизма, процесса его зарождения и развития. Изучение истории атеизма и отхода трудящихся от религии, выявление условий превращения сознания из религиозного в атеистическое поможет глубже уяснить особенности современного верующего, определить конкретные пути его отхода от веры и формирования материалистических убеждений. Особенно актуальным оно является в настоящее время, когда в происходящей идеологической борьбе активно используется религия, когда необходимость работы по атеистическому воспитанию возрастает.

Вопросы, связанные с формированием нового человека,борьбой с религиозными пережитками, с выяснением закономерностей развития массового атеизма находят выражение в изучении атеистической мысли и материалистического мировоззрения трудящихся Белоруссии как одного из направлений советской историко-философской науки. Научный интерес представляет рассмотрение этапов формирования нового сознания. Задачи проведения целенаправленной атеистической пропаганды, выявления исторических корней современного массового атеизма настоятельно требуют изучения начала качественного перелома, когда деструкция религиозного миропонимания переходит в развитие и укрепление атеистических взглядов и представлений. Таким периодом в отечественной истории был империализм — эпоха бурной революционной деятельности масс, подготовки и проведения социальных революций. В период империализма произошли существенные сдвиги в различных областях духовной жизни белорусского народа, он являлся важным этапом и в развитии свободомыслия и атеизма*. Именно в этот период происходила ломка сознания масс. Формирование материалистического мировоззрения масс вдет главным образом по мере строительства социалистического общества, но начинается оно в период революционной борьбы за свержение эксплуататорского строя. Размывание религиозного миропонимания и становление атеистических представлений у трудящихся Белоруссии : до Великого Октября происходили в основном стихийно, по мере участия в социальной и антиклерикальной борьбе. И этот период нельзя сбрасывать со счета, он явился важным этапом в развитии атеистического сознания масс.

Изучение истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии в начале XX в. является более содержательным, когда исследуются не только деятельность и взгляды отдельных мыслителей, идеологов, но и развитие атеизма народа. Для того, чтобы полнее выяснить закономерности происходящих процессов в духов -ной жизни общества, необходимо ".трезво следить за цейст -вительным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса /а не только его .авангарда/, именно всей трудящейся массы /а не только ее передовых людей/. Поэтому большое значение цриобретает анализ формирования негативного отношения к религии белорусского народа, выявление атеисти -ческих взглядов у его передовых представителей, ибо ". в истории атеистической мысли следует учитывать не только уровень теоретической мысли, но, насколько это возможно, и сте См.: Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии. — Минск: Наука и техника, 1978, с.268-269. пень атеистичности поведения отдельных социальных групп, классов, общества в целом""®*. Объектом исследования выступают в первую очередь рабочие и крестьяне, однако для наиболее полного изучения происходящих в их сознании процессов частично рассматриваются также те социальные слои и группы, которые по своим условиям жизни и положению тесно соприкасались с ними: передовая интеллигенция, низшее духовенство, учащиеся.

Значительную научную и практическую ценность имеет разработка исследуемых вопросов с точки зрения уровней сознания. ".Пока отсутствуют фундаментальные исследования по истории атеизма, которые ставили бы своей целью конкретный анализ развития атеистического мировоззрения как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания, которые рассматривали бы различные уровни и формы сознания, освобождающегося от религии и уже освободившегося от нее, и, наконец, в которых были бы проо слежены закономерности развития атеизма" . Исследование зарождения массового атеизма требует в первую очередь внимания к обыденному, массовому сознанию. Анализ механизма формирования атеистического мировоззрения на уровне обыденного сознания имеет важное значение, ибо способствует более глубокому пониманию законов развития атеизма. Изучение обыденного сознания и повседневного поведения людей отвечает насущным требованиям коммунистического воспитания, идеологической работы Коммунистической партии по формированию нового человека: "Сердцевиной т

Прокошина Е.С. Очерк свободомыслия и атеизма в Белоруссии в XIX в. — Минск: Наука и техника, 1973, с.5. о

Тажуризина З.А. Исследование проблем истории атеизма в СССР за 10 лет /1967-1977/. — Вестник Московского университета. Сер.УП, философия, 1977, & 6, с.73. всей идейно-воспитательной работы партии является Формирова -ние у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма. Но даже са -мая передовая идеология становится реальной силой лишь тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным дейст I виям, определяет нормы их повседневного поведения .

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ определяется трудами советских философов, посвященными изучению рассматриваемых вопросов. Атеистическая мысль в Белоруссии эпохи империализма уже привлекала к себе внимание исследователей. Распространение идей марксистского атеизма, рост антицерковных настроений в обществе, развитие антирелигиозных идей в фольклоре и художественной литературе нашли глубокое отражение в работах Е.С. Прокошиной. Атеистическую мысль в художественной литературе этого периода изучали также И.А.Журавлев, Я.И.Михолап. Анти -религиозные мотивы в белорусском фольклоре исследовали в 30-х годах З.Бядуля, Н.М.Никольский, в наше время-М.Я.Гринблат, К.П.Кабашников, А.С.Федосик, А.П.Самаль. Анализ критики религии и церкви в периодической печати проведен А.АЛудниковой. Рассмотрение вопросов борьбы передовых людей того времени с религиозной идеологией содержится в работах О.И.Ефремовой, Н.С.Купчина, Н.В.Рожина. Сущность религиозной философии в Белоруссии начала XX века и борьба с ней передовой общественной мысли раскрыты Т.П.Короткой. Факты борьбы белорусского народа против религии и церкви приводили в своих трудах историки: в 20-х гг. Б.В.Титлинов, в 60-70-х гг. Е.Ф.Грекулов, Л.И.Емелях, Н.В.Павлюченко и др.

1 Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1971, с.83.

Благодаря этим исследованиям дан содержательный анализ развития атеизма в Белоруссии в начале XX века. Тем не менее проблема формирования атеистического мировоззрения белорусского народа в процессе активной социальной и антиклерикальной борьбы изучена еше недостаточно. Не полно раскрыты изменения обыденного сознания масс в этот переломный момент истории, особенности религиозности и формирования материалистических взглядов, идей, настроений в социальной активности трудящихся.

Исследование обыденного уровня сознания в советской философской науке представлено рядом работ А.И.Анищенко, В.Ж.Кел-ле, М. Я. Коваль зона, Т.И.Ойзермана, И.А.Чудинова, А.К.Уледова и других. Внимание авторов привлекали особенности обыденного религиозного сознания, что нашло отражение в работах Н.Н.Андрианова, Ю.Ф.Борункова, Т.Г.Гайдуровой, В.К.Дулумана, Б.А.Ло-бовика, Р.А.Лопаткина, Н.А.Пашкова, В.В.Павлюка, З.А.Тажури-зиной, В.К.Танчера, Д.М.Угриновича. Однако не в полной мере раскрыты диалектика его развития, процесс трансформации религиозного мировоззрения в атеистическое. Несмотря на наличие разработанных категорий, раскрывающих стадии состояния религиозного сознания на пути к безверию, таких, как антирелигиозный скептицизм, религиозный нигилизм, религиозный индифферентизм, не совсем четко прослелсиваются эволюция обыденной религиозности и основные закономерности формирования атеистического мировоззрения на этом уровне сознания.

Все это свидетельствует о необходимости дополнить уже проведенные исследования, что отвечает задачам ".разработки философами мировоззренческих проблем"*. Одной из этих задач является анализ механизма формирования атеистического мировоззрения народных масс на основе конкретных исторических фактов. Сказанное определяет насущную потребность всесторонней разработки вопросов формирования атеистического сознания масс и, в частности, необходимость дальнейшего исследования становления атеистического мировоззрения белорусского народа в начале XX века, закономерностей преемственности атеизма.

ЦЕЛЬЮ диссертации является изучение процесса формирова -ния атеистического мировоззрения трудящихся масс Белоруссии в начале XX в., заключавшегося в размывании под влиянием анти -клерикальной борьбы религиозного миропонимания, в глубоких переменах умонастроения масс, росте материалистических взглядов и представлений.

Для разработки проблемы необходимо решение следующих конкретных задач: провести анализ состояния религиозности населения Белоруссии в конце XIX — начале XX вв.; раскрыть смысл антирелигиозного поведения масс в процессе социальной и антиклерикальной борьбы и значение этой борьбы в ломке религиозного миропонимания; показать влияние ленинского учения и деятельности большевиков Белоруссии на становление атеистических взглядов трудящихся; выявить особенности формирования атеистического мировоззрения масс на уровне обыденного сознания. 0 состоянии и направлениях философских исследований. — Вопросы философии, 1979, № 12, с.11-12.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации находит выражение в исследовании на основе марксистско-ленинских методологических принципов мало изученной проблемы — истории развития атеизма в Белоруссии в эпоху империализма и, превде всего, предпосылок зарождения и начала формирования массового атеизма. Научная новизна работы включает в себя: рассмотрение состояния религиозности и умонастроений трудового населения края в начале XX века; выявление закономерности процесса изменения сознания масс в исторических условиях Белоруссии, связи и взаимодействия форм проявления антирелигиозности; показ процесса становления антирелигиозных взглядов, представлений у широких масс трудящихся Белоруссии в ходе революционного движения; анализ агитационной и пропагандистской деятельности большевиков по мобилизации трудящихся на социальную и антиклерикальную борьбу, воспитанию у них материалистического миропонимания; попытку определения диалектики формирования обыденного атеистического сознания масс; значительный архивный материал, вводимый в научный оборот, свидетельствующий о многообразии выступлений против религии и церкви и отражающий умонастроения народа.

МЕТОЛрЛОГИЧЕОКОЙ ОСНОВОЙ диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, теоретические положения которых выступают определяющими в исследовании, программные документы Коммунистической партии Советского Союза, положения материалистической диалектики. Применялись общенаучные мето -ды, отвечающие задачам исследования развития атеизма з конкретных исторических условиях. При написании работы использована отечественная и зарубежная философская литература, дореволюционная литература и периодическая печать Белоруссии начала XX века, а также материалы различных фондов Центрального го -сударственного исторического архива БССР /в Минске/.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ выражается в том, что результаты исследования могут быть применены для разработки вопросов истории атеизма и использоваться при рассмотрении теоретических проблем и задач развития атеизма в нашей стране. Практическая значимость исследования определяется также и тем, что его выводы могут способствовать более глубокому познанию закономерностей изменений сознания трудящихся, определению основных этапов отрицания религиозного миропонимания с целью дальнейшего совершенствования атеистической работы. Исследование истории атеизма белорусского народа и теоретичес -кое обоснование проблемы могут быть использованы для органи -зации конкретной, целенаправленной и убедительной атеистической пропаганды и тем самым служить эффективности научно-ате -истического воспитания. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по научному атеизму и спецкурсах по формированию атеистического мировоззрения, в пропагандистской работе партийных организаций и общества "Знание".

МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ ОБСУЖЦАЖСЬ на кафедре марксистско-ленинской философии Белорусского государственного института народного хозяйства им.В.В.Куйбышева, а также в секторе истории философии Института философии и права АН БССР. Основное ее содержание отражено в публикациях и в лекциях для населения республики. Различные положения диссертации были использованы в семинарских занятиях по историческому материализму, а также в подготовке рефератов студентами в секции научного атеизма факультета общественных профессий БГИНХ.

Актуальность проблемы требует продолжения исследования, изучения процесса формирования атеистического миропонимания на уровне обыденного сознания у трудящихся Белоруссии в начале XX века, что представляет часть общего концептуального исследования проблем формирования коммунистического мировоззрения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Красюк, Владимир Федорович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основоположники марксизма писали, что религия ".должна быть. преодолена научно, то есть объяснена историчес -кИд,."*. Этой цели служит и исследование развития атеизма в Белоруссии в начале XX в., формирования у трудящихся материалистического миропонимания. Правомерность исследования обусловливается поисками истоков современного массового атеизма.

Формирование атеистического сознания трудящихся представляет собой сложный процесс. Его содержанием является угасание религиозных представлений и чувств и развитие атеистических взглядов в результате взаимодействия обыденного и теоретического уровней сознания под влиянием социальной практики. На разрешение имеющихся в обыденном религиозном сознании противоречий оказывают глубокое воздействие привнесенные теоретически обоснованные атеистические знания и идеи. Обыденное религиозное сознание постепенно трансформируется в атеистическое. В дореволюционный период преобразования в мировоз -зрении масс носили стихийный характер, превратясь в результате революционной борьбы в целенаправленный осознанный процесс.

Экономические условия начала XX столетия в Белоруссии породили острые социальные и политические противоречия, на -шедшие выражение в революционном и национально-освободительном движении. В нем трудящиеся массы Белоруссии приняли са

- 156 мое активное участие. Развитие капитализма и расширение классовой борьбы способствовали активизации духовной жизни общества, определяли формирование сознания масс, что находило выражение в их отношении к церкви и религии. Несмотря на то, что церковь, зашишая самодержавие, находилась в привилегированном положении, пользовалась его поддержкой, отношение к ней народа изменялось от доверия многин ее положениям к оппозиции, в первую очередь к ее социальной роли. Проведенный анализ архивных и литературных материалов позволяет установить, что степень религиозности трудящихся характеризовалась невысоким уровнем. В целом белорусский народ относился к религии с равнодушием, в его сознании имелись разнообразные материа -листические представления, почерпнутые из повседневной практической жизни. На обыденное сознание трудящихся большое воздействие оказывали не столько насаждаемые церковью христиан -ские догматы, сколько материалистический характер их буднич -ной жизнедеятельности.

Противоречивость социальной жизни определяла и противо -речивость в мировоззрении трудящихся. Окружающая их среда способствовала поддержанию антирелигиозных традиций, противоре -чивость их сознания определяла отсутствие глубоких и прочных религиозных убеждений.

Укреплению антирелигиозных взглядов и настроений, формированию атеистических идей способствовала активная социальная деятельность масс. Революция 1905-1907 гг. пробудила к решительной классовой и антиклерикальной борьбе широкие слои трудящихся. Направленное на экспроприацию церковного и монастырского землевладения и собственности, антиклерикальное движе -ние являлось одной из форм борьбы с церковью. Выступления цротив церкви и духовенства в годы революционного движения, во многом определили содержание обыденного сознания масс. Их повседневная практика наполнялась новым смыслом, укреплявшим материалистические тенденции в мировоззрении и устранявшим многие религиозные убеждения и представления. Революционная, антиклерикальная борьба вела к расшатыванию религиозных устоев, к практическому, "политическому образованию" масс. Атеистические взгляды, знания и опыт трудящихся, обретенные в ходе революционных сражений, осознавались ими под воздействием пролетарской идеологии, которая объясняла и закрепляла.новые идеи и понятия, складывавшиеся в обыденном сознании.

Идеологическая борьба являлась отражением острой политической и экономической борьбы и приобрела широкий размах. Усиление революционного движения и распространение марксизма вызвали попытки реакции укрепить религиозную идеологию, черно-, сотенную пропаганду. Однако партия большевиков последовательно проводила работу по разоблачению социальных позиций церкви и роли религии в обществе, распространяла марксистские знания, вела пролетарскую пропаганду в массах, руководила классовой борьбой.

Идеологическая борьба оставляла глубокий след в обыденном сознании трудящихся. Близкие народу требования социальных перемен были направлены и против церкви, его духовное освобождение было неотделимо от борьбы с религией. Распространение ленинского учения способствовало глубоким изменениям в миро -воззрении масс, стихийные материалистические представления народа нашли теоретическое обоснование, закреплявшееся в ходе революционной борьбы. Атеистические идеи и настроения прояв -лялись в более осмысленном, обоснованном восприятии окружаю

- 158 шей действительности, что вело к переменам в обыденном сознании.

Участие в классовой борьбе, пропаганда марксизма вели к массовому охлаждению трудящихся к религии, критике духовенства, проявлениям религиозного индифферентизма. Это выразилось в росте безразличия к религии, игнорировании многих постула тов вероучения, отрицании социальных позиций церкви, антицерковном поведении в будничной жизни. Размывание религиозных чувств, постепенное исчезновение веры в святость и непогрешимость церковных канонов выразились в пренебрежительном отношении к культу, . инертности в церковной жизни. Размывание религиозных представлений масс проявлялось в действиях против церковного культа, что свидетельствовало о пренебрежении и к самой религии, а не только к церкви как эксплуататорской организации. Это закладывало основы для дальнейшего разложения религиозной картины мира.

Происходившие в обыденном сознании трудящихся преобразования вели к его перестройке, переориентации мировоззренчес -ких позиций. Формировались разносторонние атеистические воззрения, представления, идеи. Становление материалистического мировосприятия вело к постепенному отказу от многих положе -ний религиозного вероучения, проявлению враждебности к дог -мам христианства, что явилось основой для эволюции обыденного сознания от религиозного к атеистическому, его ломки.

Подводя итог, необходимо отметить, что условиями и предпосылками формирования атеистического сознания масс являются их революционно-освободительная и антиклерикальная борьба, воздействие марксистской идеологии и антирелигиозная направленность деятельности революционных демократов, рост полити

- 159 ческого сознания, развитие культуры белорусов и атеистических традиций, разоблачение и уяснение реакционной, антинародной . позиции церкви, ее эксплуататорской сущности, лживости проповедуемого духовенством вероучения. Факторами, тормозившими становление антирелигиозного мировоззрения, выступают еще существовавший эксплуататорский строй, черносотенная, религиозная пропаганда,различные пережитки в сознании трудящихся, их зависимость от сил природы.

Формирование атеистического сознания масс исторически детерминировано. В рассматриваемый в исследовании период — эпоху империализма —цельное атеистическое мировоззрение сформировалось у наиболее передовых представителей трудящихся, массовый же разрыв с религией возможен в новых социальных условиях. Однако значение исследуемого периода в том, что в нем зрели предпосылки массового атеизма; классовая борьба, выступления против церкви предопределили падение уровня религиозности и рост атеистических настроений в обществе. И в условиях дореволюционной Белоруссии факты атеизации масс налицо.

Таким образом, можно говорить о предпосылках формирования массового атеизма в дореволюционный период, изучать его формы, тенденции. Коренной слом эксплуататорского строя, создание новых обшесшенно-экономических и политических условий являются основой развития массового атеизма, ". религия бу-. дет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм"? Свершение в Белоруссии социалистической революции, последо -вавшее затем строительство социалистического общества обусловили рост атеизма масс. Так, если по данным официальной статистики, в 1897 г. по России в целом считалось верующих то в 1930 г. в Белоруссии, согласно социологическим исследованиям, общее количество верующих и неверующих составо ляло соответственно 26,7$ и 73,5% .

Рассмотрение процесса формирования атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии на основе конкретного исторического материала помогает глубже раскрыть его в такой важный период истории как борьба за социалистическую революцию и утверждение нового общественного строя. Предпринята попытка анализа цроисходивших изменений в сознании масс, выяснения основных причин и условий их отхода от религии, предпосылок для массового атеизма при социализме. Исследование этих вопросов может способствовать дальнейшему изучению культуры белорусского народа, послужить средством в проведении научно-атеистической пропаганды, в решении задач коммунистического воспитанию по формированию нового человека. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий, с.30.

2 Вольфсон С.Я. Сучасная рэл1г1йнасць. — М1нск: Внд. БАН, 1930, с.14.

-161

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Красюк, Владимир Федорович, 1984 год

1. Маркс К. Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine Zeitung". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. II4-II8.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии'права, Ввёдение. -Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 414-429.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4«4.. Маркс К, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5-9.

5. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. I0I-I55.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том I. Отд. первый, отд. шестой. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 43-156, 545-575.

7. Маркс К. Капитал. Теории прибавочной стоимости. Том 1У. Глава двадцатая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. Ш, с. 65-244.

8. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову 28 декабря 1846 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 401-412.

9. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41-174.

10. Запись беседы КЛаркса с корреспондентом газеты "Chicago tribune? Маркс энгельс ф. Соч. 2-е изд., т. 45,с.467-477.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики". Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.- 162

13. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1У, король прусский. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 487-495.

14. Энгельс Ф. Заметки о Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с. 571-578.

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5-338.

16. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269-317.

17. Энгельс Ф, Введение к работе К.Маркса "Классовая борьбаво Франции с 1848 по 1850 гг." Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с, 529-548,

18. Ленин В.К. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.1, с. 347-534.

19. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. 3, с. 1-609.

20. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с. 1-192.

21. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т. 12, с. 142-147.

22. Ленин В.И. Проект речи по аграрному вопросу во Второй Государственной Думе. Полн.собр.соч., т. 15, с. 127-160.

23. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Полн.собр.соч., т.16, с. 193-413.25* Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т. 17, с. 429-438.

24. Ленин В.И, Об отношении рабочей партии к религии, Полн, собр.соч,, т. 17, с. 415-426.- 163

25. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр.соч., т. 18, с. 7-384.

26. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т. 20, с.19-24.

27. Ленин В.И. К истории национальной программы в Австрии и России. Полн.собр.соч., т. 24, с. 313-315.

28. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн .собр. соч., т. 26, с. 209-265.

29. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр. соч., т. 26, с. 106-110.

30. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн, собр. соч., т. 29, с. 77-218.

31. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр.соч., т. 30, с. 306-328.

32. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн.собр.соч., т. 30, с. 77-130.

33. Ленин В.И. Письма из далека, Полн .собр.соч., т. 31, с.9-59.

34. Ленин В.И. Главная задача наших дней. Полн .собр.соч., т. 36, с. 78-82.

35. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т. 41, с. 1-104.

36. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы коммунистического строительства в СССР. ~М.: Политиздат,I983.~ 31 с.

37. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС15 июня 1983 г. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 5-26.

38. Брежнев Л,И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС- 164

39. ХНУ съезду Коммунистической Партии Советского Союза. В кн.: Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с. 3-106.

40. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. В кн.: Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981, с. 3-80.

41. Черненко К.У. Коммунисты в СССР: Идеологическая основа. Структура. Народ и партия.-М.: Изд. АПН, 1978. 160 с.

42. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983,с. 27-66.

43. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984. 670 е., I л. портр.

44. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии : Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года, В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 67-80.

45. Молодежи — атеистическую убежденность/ Передовая статья.-Правда, 18 октября 1984 г. 292).

46. Абезгауз Э.Е. Рабочий класс Белоруссии в начале XX века. -Минск: Наука и техника, 1977. 168 с.

47. Аграрное движение в России в 1905-1906 гг. Часть I. Спб.: Типограф, тов. "Общественная польза", 1908. - 402 с.

48. Агурский С. Революционное движение в Белоруссии (1863-1917).• Минск: БелГИЗ, 1928. 348 с.

49. Алехина И.В. Особенности работы коммунистических и рабочих партий по атеистическому воспитанию трудящихся в переходныйпериод от капитализма к социализму: Автореф.дис. . канд. философ.наук. М., 1966. - 20 с.

50. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. -М.: Мысль, 1966. 247 с.

51. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Ленин-издат, 1974. - 171 с.

52. Аншценко А.И. Структура общественного сознания. -М.: Высш. школа, 1973. 86 с,

53. Антырэл1Г1йныя казш, частушку прыказки Фальклорны зборщк.-2-е выд., дал. Мшск: Выд. АН БССР, 1961. - 270 с.

54. Аптекшн Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в обществе развитого социализма: Автореф. дис.д-ра философ.наук. Киев, 1982. - 37 с.

55. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения у всех трудящихся — закономерность социализма: Автореф.дис. . д-ра философ.наук. М., 1982. - 45 с.

56. Бабосов Е.М. В.И.Ленин о воспитании нового человека как важнейшей задаче коммунистического строительства. Минск: 0-во "Знание" БССР, 1980. - 22 с.

57. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск: Наука и техника, 1971. - 456 с.

58. Беларуси народ супраць папоу i рэл1ги. 36opHiK фальклорных творау/Пад рэд. Школьскага Н.М. mihck: Выд. АН БССР, 1939.189 с.

59. Берар П. Религия в современном мире. М.: Изд. полит, лит., 1979. - 144 с.

60. Бесправие трудящихся Белоруссии в царской России. Документы из Госархивов БССР по выборам в Государственные Думы. 19051912 годы. Минск: Госиздат Белоруссии. Отд.полит.лит., 1938. - 62 с.

61. Бич М.О. Рабочее движение в Белоруссии в 1861—19о4гг./Ред. Игнатенко И.М, Минск: Наука и техника, 1983. 280 с.

62. Борунков Ю.Ф. Несовместимость научного и религиозного дознания. М.: Знание, 1982. - 64 с.

63. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание, 1972. - 48 с.

64. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.:Мысль, 1971. - 176 с.

65. Брен Я. Особенности религиозного быта крестьян Вельского уезда Гродненской губернии. Вильно, 1887. - 50 с.

66. Бурмакин Э.В. Мировоззрение, наука и искусство. Изв. Томск, политехн.ин-та, 1974, т. 291, с, 8-40.

67. Бурова И.Н, Законы диалектики в познании. M., 1966.-23с.

68. Бядуля 3. Вера, паншчына 1 воля у беларуск1х народных песнях i казках. Mîhck: Саведкая Беларусь, 1924. - 141 с.

69. Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в России в мае-июне 1917 г. Июльская демонстрация. Документы и материалы. М.: Изд. АН СССР, 1959. -687 с.

70. Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии (февраль октябрь 1917 г.). Документы и материалы. Том I. / Ред .коллегия: Горбунов Г. С. и др. - Минск: Госиздат БССР, 1957. - 1006 с.

71. Вольфсон С,Я. Сучасная рэл1Г1Йнасць. Менск: Выд. БАН, 1930. - 118 с.

72. Воранава АЛ. Рабочы рух у БеларусI напярэдадн! I у перыяд рэвалюцы1 1905—1907 гг. М1нск: Выд. АН БССР, 1960.-235с.

73. Всероссийская политическая стачка в Октябре 1905 года. Часть П. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1955. - 610 с.

74. Высший подъем революции 1905—1907 гг. Вооруженные восстания. Ноябрь -декабрь 1905 г. Том 1У. М.: Изд. АН СССР, 1957, 1002 с.

75. Гайдурова Т.Г. Зависимость обыденного религиозного сознания верующих от условий их жизни. В кн.: Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969г с. 12-31.

76. Гиндев Панайот. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. - 366 с.

77. Псторыя БССР. Том П. М1нск: Навука I тэхн1ка, 1972. -687с.

78. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей: Критика клерикал, антикоммунизма, Л.: Лениздат, 1982. -175 с.

79. Гордиенко Н.С, Эволюция русского православия(20—80 гг. XX ст.). -М,: Знание, 1984. 64 с.

80. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (втор. пол. XIX— нач. XX вв.). М.: Наука, 1969. - 184 с.

81. Гринблат М.Я. Белорусы. Минск: Наука и техника, 1968. -287 с.

82. Дакументы I матэрыялы па г^торы! БеларусI. Том П. М1нск: Изд. АН БССР, 1940. - 938 с.

83. Дело о погроме в Орше 21—24 октября 1905 г. Обвинительный акт и судебное следствие. Спб.: Тип. Ш.Брусселя, 1908. -79 с.

84. Документы и материалы по истории Белоруссии (1900—1917 гг.).

85. Том Ш/Под ред. Перцева В.Н. и др. — Минск: Изд. АН БССР, 1953. 1019 с.

86. Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Сборник/Под ред. Залесского А.И., Азарова А.И. Минск: Беларусь, 1964. - 272 е., ил.

87. Дорошевич Э.К., Конон В.М. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. -М.: Искусство, 1972. 320 с.

88. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. -M«: Изд. полит .лит., 1970. 176 с.

89. Ем елях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965. - 201 с.

90. Емелях Л.И, Крестьяне и церковь накануне Октября.'- Л.: Наука. Ленинр. отд-ние, 1976. 182 с.

91. Емелях Л.И. Происхождение религиозных обрядов. Л.: Лениз-дат, 1959. - 78 с.

92. Ефремова О.И. Из истории общественной мысли Белоруссии конца XIX — начала XX века. Минск: Наука и техника, 1972.-175с.

93. Ефремова О.И. Роль ленинской "Искры" в распространении марксизма в Белоруссии. Минск: Наука и техника, 1980. - 118 с.

94. Жанчына у беларускай народнай творчасц1. Mihck: Выд. АН БССР, 1940. - 519 с,

95. Журавлёв И.А. Атеистическая мысль Белоруссии и ее отражение в художественной литературе 1900—1917 гг.: Автореф.дис. . канд.философ.наук. Минск. - 22 с.

96. Игнатенко И.М. Беднейшее крестьянство — союзник пролетариата в борьбе за победу Октябрьской революции в Белоруссии (1917—1918 гг.). Минск: Изд.МВССП0 БССР, 1962. - 498 с.

97. Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии- 169 1.83—I9I7). Минск: Изд. АН БССР, 1958. - 249 с.

98. Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии/íl .С .Прокош-на, Л Л .Короткая, А.АЛудникова и др.; Науч.ред.Е.М.Бабосов, Г.М.Лившиц. Минск: Наука и техника, 1978. - 344 е.

99. Из истории установления Советской власти в Белоруссии и образования БССР. Документы и материалы до истории Белоруссии. Том 1У. Минск: Изд. АН БССР, 1954. - 514 с.

100. История Белорусской ССР. Минск: Наука и техника, 1977. -632 с.

101. История рабочего класса Белорусской ССР. Том I./Под ред. Ша-буни К.И. и др. Минск: Наука и техника, 1984. - 400 е.,ил.

102. KaöanmiKay К.П., Фядос1к A.C. Беларуси народ аб рэл1гН. -Míhck, i960. 32 с.

103. Календарь "Северо-Западного Края" на 1889 г./Под ред.М.За-польского. -М.: Рассвет, 1889. 137 с.

104. Канала Жан. Социальная доктрина церкви и марксизм. М.: Прогресс, 1964. - 415 с.

105. Келле В.Ж. Структура общественного сознания, М.: Знание, 1964. - 48 с.

106. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественное сознание. -М.:Изд. полит.лит., 1966. 56 с.

107. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М.: ГИПЛ, 1959. - 263 с.

108. Кяор 0. Естествознание, религия и церковь. М.: ШПЛ, i960. 133 с.

109. НО. Койта К.К. Свободомыслие и атеизм в Белоруссии во второй половине ХУШ века: Автореф. дис. . канд. философ.наук. -Л., 1980. 21 с.

110. I. Колесник H.A. Ленинский принцип подчинения атеистической ратботы задачам борьбы за коммунизм: Автореф.дис. . канд. философ.наук. -М., 1969. 23 с.

111. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания: Сб. статей/Под ред.проф. Панцхава И,Ф. М,: Изд. Моек .ун-та, 1969. - 282 с.

112. Конон В.М. Демо1фатическая эстетика Белоруссии (1905— 1917 гг.). Минск: Наука и техника, 1971. - 150 с.

113. Короткая Т.П. Религиозная философия в Белоруссии начала XX века: критический анализ. Минск: Наука и техника, 1983. - 108 с.

114. Крестьянское движение в 1917 г./Подготовили к печати Котельников К.Г., Меллер В.Д.). ~ М.; Л.: Госуд.изд-во, 1927. 442 с.

115. Купчин Н.С. Идеи материализма и диалектики в трудах естествоиспытателей Белоруссии (Втор. пол. XIX — нач.ХХ вв.). Минск: Наука и техника, 1972. 159 с.

116. Левицкая А.И. Общественное сознание и его структура. Киев, Вища школа, 1975. - 27 с.

117. Ленинская теория отражения и современность/Под ред. Тодо-ра Павлова и др. София: Наука и изкуство, 1969, - 725 с.

118. Ленсу М.Я. Основы атеистического воспитания(Методические проблемы). Минск: Выш. школа, 1976. - 250 с.

119. Липинский Л.Н. Крестьянское движение в Белоруссии в 1914— 1917 гг. Минск: Изд. Б1У, 1975. - 184 с.

120. Липинский Л,П,, Лукьянов Е.П. Крестьянское и солдатское движение в Белоруссии (1900-1907 гг.). Минск: Наука и техника, 1968. - 195 с.

121. Липинский Л.П., Лукьянов Е.П. Крестьянское движение в Белоруссии в период между двумя революциями. Минск: Наука и техника, 1964. - 258 с.

122. Лисавцев Э.И. Формирование научно-патеистических взглядов трудящихся в процессе их общественно-трудовой и общественно-политической деятельности: Автореф.дис. . канд.фило-соф.наук. М., 1964. - 15 с.

123. Листовки большевистских организаций в первой русской революции 1905—1907 гг. Часть П. -М.: Госполитиздат, 1956.600 с.

124. Лобовик Б.О. Буденна рел1Г1йна ов1дом1Сть (гиосеолог1ЧНий анал1з). Кнв: Вид .К i i в.ун-ту, 1971. - 174 с.

125. Лобовик Б.А. Гносеологический анализ обыденного религиозного сознания: Автореф.дис. . д-ра философ.наук, Киев, 1974. - 44 с.

126. Лукьянов Е.П. Крестьянское движение в Белоруссии накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Минск: Госиздат БССР, 1958. - 176 с.

127. Лукьянов Е.П., Воронова АЛ. Революция 1905-1907 гг. в Белоруссии. Минск: Госиздат БССР, 1954. - 58 с.

128. Льюис Джон. Наука, вера и скептицизм. -М.: Прогресс,1966.-232 с.

129. Мазуров К. В братской семье народов Советского Союза. -Коммунист Белоруссии, 1957, МО, с. 8-25.

130. Майзель Л.Н. 1905-1907 гг. на Беларуси Хронгка падзей. -Míhck: Партыйнае выдавецтва, 1934. 534 с.

131. Майхрович A.C. Белорусские революционные демократы. Важнейшие аспекты мировоззрения. Минск: Наука и техника, 1977.207 с.

132. Марат Я.Н. Политика Ватикана и католической церкви в Западной Белоруссии (1918—1939). Минск: Беларусь, 1983.-320с.

133. Марат Я.Н. Традиции свободомыслия и атеизма на Гродненщи-не Гродно: Гроднен.обл.орг.о-ва "Знание", 1968. - 29 с.

134. Мартюхова М.А. Общественно-политическое движение в Белоруссии в связи с выборами и деятельностью I Государственной думы: Автореф. дис. . канд.истор.наук. Минск,1982.-17 с.

135. Миловидов А.И. Западно-русские православные братства, их современное значение и задачи. Вильно: Русский почин, 1912. - 89 с.

136. Миронов М.Е. Общественное сознание и его структура. -М., 1968. 26 с,

137. Mixanan Я.1. Беларускхя П1сьменн1к1 аб рэлхгП, М|нск, 1961. - 36 с.

138. Школьск! Н.М. Жывёлы у звычаях, абрадах i вераннях бела-рускага селянства. Менск: Изд. АН БССР, 1933. - 136 с.

139. Никольский Н.М. История русской церкви. 2-е изд., переем, и доп. М.; I.: Моск. рабочий, 1931. - 398 е.

140. Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии. Минск: Изд. АН БССР, 1959. - 183 с.

141. Николаева Л .В. Общественное сознание и его структура. -М.: Изд.Моек.ун-та, 1977. 23 с.

142. Носков А.Н., Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974. - 94 с.

143. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1978* - 100 с.

144. Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание. Вопр.философии, 1967, £ 4, с. II9-130.146. 0 состоянии и направлениях философских исследований, -Вопр. философии, 1979, # 12, с. 3-17.

145. Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1976. - 87 с.

146. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. -М.: Мысль, 1982. 191 с.

147. Основы марксистско-ленинской философии. 4-е изд., переработ. М.: Политиздат, 1979. - 463 с.

148. Очерки Белоруссии. Историческое прошлое Белоруссии; настоящий быт белорусов; нравы и обычаи белорусов. Спб., 1876. - 41 с.

149. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии/Под ред. Мешкова Н.М. Часть I (1883-1920 гг.), 2-е. изд.-Минск: Беларусь, 1968. - 505 с.

150. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 г.). Минск: Наука и техника, 1973.-557с,

151. Пашков Н.А. К вопросу о характере обыденного религиозного сознания православных христиан, В кн. : Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. M., 1969, с. I48-I6I.

152. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. -М.: Мысль, 1984. 205 с.

153. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Том Ш. -М.: Госполитиздат, 1957. 784 с.

154. Поспелова А.И. Эволюция религиозного сознания и становление атеизма народностей Северо-Востока: Автореф.дис. . канд. философ, наук. Л., 1983. - 21 с.

155. Пракошына К. Пыташп атэ1зму у беларускай грамадскай думцыдр.пал. XIX — пач. XX стагоддзяу). Míhck: Дзяржвыд.БССР, i960. - 71 с.- 174

156. Прокошина Е.С. Очерки свободомыслия и атеизма в Белоруссии в XIX веке. Минск: Наука и техника, 1973. - 226 с.

157. Революционное движение в Белоруссии 1905—1907 it. Документы и материалы. Минск: Изд. АН БССР, 1955. - 746 с.

158. Революционные события в Гомеле и Гомельской области в годы первой русской революции 1905—1907 гг. Сборник документов и материалов. Гомель: Полеспечать, 1955. - 214 с.

159. Робертсон А. Рационализм в теории и на практике. М.: Изд.иностр.лит., 1958. - 132 с.

160. Рожин Н.В. Газета "Северо-Западный край". Очерк общественно-политических, философских и эстетических позиций.1902-1905 гг. Минск: Изд. БГУ, 1970. - 167 с.

161. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 3. Витебск, 1887,444 с.

162. Саладков И.И. Социально-экономическое положение Белоруссии до Великой Октябрьской социалистической революции (кон. XIX — нач. XX вв.). Минск: Изд. БГУ, 1957.- 163с.

163. Самаль А.И. Некоторые вопросы мировоззрения народа в белорусском дореволюционном фольклоре/Под ред. Лущицкого И.Н.Минск: Изд. МВССПО БССР, 1962. 64 с.

164. Самаль А.И. Передовая общественно-политическая и философская мысль в Белоруссии (по материалам дореволюционного фольклора): Автореф. дис. . канд.философ.наук. Минск, 1963. - 17 с.

165. Сержпутоуск1. Приюп и забабоны беларусау-паляшукоу. -mihck, 1930. 383 с.

166. Сержпутовский А.К. Сказки и рассказы белорусов-полешу-ков. Спб., I9II. - 185 с.

167. Скрынченко Д.В, Трагедия белорусского народа. Минск: Тип. С.Некрасова, 1908. - 18 с.

168. Спиркин А.Г. Мировоззрение. В кн.: Философ.энцикл.словарь. М., 1983, с. 375-376.

169. Спиркин А. Мировоззрение» В кн.: Философ.энцикл. М., 1964, т. 3, с. 454-455.

170. Спиркин А.Г. Молодежь: ее интересы, стремления и идеалы.-М.: Молодая гвардия, 1969. 143 с.

171. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

172. Среди болот и лесов. Краткий рассказ о Белоруссии и бело-русах/Сост. М.Гуленко. М.: 1903. - 64 с.

173. Тажуризина З.А. Исследование проблем истории атеизма в СССР за 10 лет (1967—1977). Вестн. Моск.ун-та, серия УП, философия, 1977, № 6.

174. Тажуризина З.А. Мистификация обыденных отношений в суевериях. -В кн.: Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969, с. 68-88.

175. Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860-1905 гг. Л.: Госиздат, 1924.166 с.

176. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Петроград: Изд. "Былое", 1924. - 192 с.

177. Товаров A.B. Историко-статистическая справочная книга Минской епархии. Минск, 1903. - 202 с.

178. Угринович Д.М. Общий кризис капитализма и религия. М.: Знание, 1979. - 64 с.185, Уледов А. Структура общественного сознания, Теорет,-со-циологич, исследование, М.: Мысль, 1968. - 324 с.

179. Федорова Т.Н. Общественно-политическая мысль в Белоруссии и "Минский листок" (1886-1902 гг.). Минск: Наука и техника, 1966. - 132 с.

180. Фролов В. Общественное сознание и его структура. Рига, 1967. - 19 с.190, Фядосiк А. Антырэл1г1йныя матывы у беларуск1м фальклоры.-Mîhck: Выд. АН БССР, 1963. 135 с.

181. Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: Изд. БГУ, 1972. - 277 с.

182. Холличер В. Природа в научной картине мира. 3-е изд.перераб. и доп. - М.: Прогресс, 1966. - 567 с.- 177

183. Церковь в истории России (Di в, 1917 г.). Критич.очерки/ Отв.ред. Смирнов H.A. - М.: Наука, 1967. - 336 с.

184. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. -Л.: Наука. Ленингр. отднние, 1982. 314 с.

185. Чудинов И.А. Обыденное сознание масс, Л.: ИздЛенингр. ун-та, 1973. - 120 с.

186. Шабуня К.И. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Белоруссии в революции 1905-1907 гг. Минск: Изд. МВССПО БССР, 1962. - 435 е., 6 отд.л.табл.

187. Шейн П.В. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края. Том Ш. Спб,, 1902. - 535 с.

188. Щушкова А.П. Развитие атеистического сознания народных масс (по материалам народного творчества): Автореф. дис. . канд, философ.наук. M., 1970. - 14 с.

189. Экономика Белоруссии в эпоху империализма. I900-1917 гг./Под ред. Г.Т.Ковальского и др. Минск: Изд. АН БССР, 1963, -422 с.

190. Энпшен Шарль. Происхождение религии. М.: Изд.ин-та лит., 1954. - 294 с.201. pederowski M. Lud bialoruski na Rusi Litewskiej. Tom IY.~ Warszawa, 1935.- 490 s.

191. Federowski M. Diabelskie skrzypse.- Warsawa: Ludowa spôîdiel-nia wydawnioza, 1973.- 314 s.

192. Центральный государственный исторический архив БССР (ЦГИА):

193. Ф.136. Минская духовная консистория, о.1, д.36722, д.36723,д .36724, д.36776, д. 36781, д.36915, д.36916, д. 37053, д.37054, д.37065, д.37070, д.37071, д.37078, д.37151, д.37174, д.37183, д.37224, д.37400, д.37523, д.37563, д. 37898.

194. Ф.259. Земские начальники. Минская губерния, с.1, д. 47.

195. Ф.299. Минское губернское правление, о.2, д. 10837.

196. Ф.1416. Витебское губернское правление, о.2, д.20010, д.20917, д.20918, д.20983, д. 21668, д. 22155, д.23801, д. 23951, д. 24211, д.24576, д. 24578, д. 24717, д.24748, д. 24788, д. 25022, д. 25079, д.25366, д.25371, д.25695; о.б, д.692, д.981, д.986.

197. Ф.2001. Канцелярия Могилевского гражданского губернатора, o.I, д. 1594, д. 91724.

198. Ф.2548. Витебский Марков мужской монастырь, o.I, д.1515.

199. Ф.2694. Благочинный Полоцкого монастыря, o.I, д.79.

200. Дореволюционная периодическая печать

201. Белорусский учительский вестник, 1910, №5.

202. Братский листок. Орган Минск. Православн. народа, братства во имя Животворящ. Креста Господня, 1910, & I.215. Век, 1907, & 10.

203. Витебский вестник, 1917, № 73.

204. Гродненские впархиалъные ведомости, 1906, № 7.

205. Гродненские епархиальные ведомости, 1906, Jfe 9-10.

206. Гродненские епархиальные ведомости, 1906, $41.

207. Гродненские епархиальные ведомости, 1906, $ 44.

208. Гродненские епархиальные ведомости, 1906, J6 45-52.

209. Минские епархиальные ведомости; 1907, Jê I.

210. Минские епархиальные ведомости, 1907, № 2.

211. Минские епархиальные ведомости, 1907, $ 3.- 180

212. Минские епархиальные ведомости, 1907, Js6.

213. Могилевские епархиальные ведомости, 1891, & 22,227. Наша Н1ва, 1906, 4.228. Наша HiBa, 1906, Ш*229. Наша н!ва, 1906, № 7.230. Наша ндва, 1907, Jfe 29.231. Наша HiBa, 1907, £ 30.

214. Отклики на жизнь, 1915, Jfe 6.

215. Полоцкие епархиальные ведомости, 1901, $ 10.

216. Полоцкие епархиальные ведомости, 1903, №6.

217. Полоцкие епархиальные ведомости, 1903, Ml.

218. Полоцкие епархиальные ведомости, 1905, № 4.

219. Полоцкие епархиальные ведомости, 1905, Д- 23-24,

220. Полоцкие епархиальные ведомости, 1906, Ш I.

221. Современная летопись, 1912, Д1 4.

222. Современная летопись, 1912, & 18.

223. Современная летопись, 1912, J^ 20.

224. Современная летопись, 1912, №.21,

225. Современная летопись, 1912, Jfe 29.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.