Архитектура синагог позднеантичного периода (III–VII вв.) на территории северной Палестины: типология, композиции, декор тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Тарханова Светлана Валерьевна

  • Тарханова Светлана Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 384
Тарханова Светлана Валерьевна. Архитектура синагог позднеантичного периода (III–VII вв.) на территории северной Палестины: типология, композиции, декор: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания». 2016. 384 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тарханова Светлана Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

1. Постановка вопроса

2. Историография

3. Особенности исторического развития и культуры северной Палестины

4. Происхождение названия синагоги. Упоминания синагог и иудео-христианские

отношения в ранних письменных источниках

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Типологическая классификация и периодизация синагог

1.1. Традиционные классификации синагог. Проблема выбора признаков классификации

1.2. Новая классификация на основе архитектурной планировки. Статистика памятников

Глава II. Анализ архитектурной композиции памятников

11.1. Объёмно-пространственные композиции памятников, вопросы реконструкции

11.2. Исследование основных композиционных характеристик синагог. Особенности композиций в связи с проблемой генезиса архитектурных форм

11.3. Проблема перестроек синагог в церкви и церквей в синагоги. Сосуществование

построек обеих конфессий в одном городском пространстве

Глава III. Убранство синагог северной Палестины

III. 1. Ордерные элементы скульптурного декора

III. 1.1. Ионические и коринфские капители

III. 1.2. Композиции из пилястр в синагогах Капернаума и Хоразина

III. 1.3. Антаблементы с мотивом «вьющегося аканфа» («peopled scrolls») в синагогах Капернаума и Хоразина

III. 1.4. Фриз с «тройным меандром» в синагоге в Бараме. Проблема происхождения.26<

III. 2. Резное оформление перемычек и обрамлений проемов. Анализ окна синагоги

Капернаума

III. 3. Композиция мозаичного декора в синагоге Бейт-Альфе. Архитектурный

контекст

Глава IV. Строительная техника

IV.1. Строительные материалы, техника кладки и конструкции

IV.2. Использование сполий (spolia)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список сокращений

Библиография

Источники:

«Чуждый старению или бесплодию, синкретизм вообще кажется условием всякого религиозного творчества»

М. Элиаде

ВВЕДЕНИЕ

1. Постановка вопроса.

Исследование посвящено феномену синагогальной архитектуры северной Палестины!позднеантичного периода, - региона, в котором анклав иудейских построек развивался наиболее свободно и масштабно по сравнению с любой другой частью Средиземноморья и Ближнего Востока. Но положение иудаизма в Римской Империи оставалось во многом маргинальным и обособленным, поэтому развитие синагогального зодчества было лишь относительно свободным и в реальности подчинялось многим ограничениям. Более того, в 438 г. строительство новых синагог было законодательно запрещено (Кодекс имп. Феодосия II), но фактически продолжалось. Значительную роль играло самообособление иудаизма и противопоставление себя окружающей культурной среде, что в период единой Римской империи, которая включила территорию Палестины, приобрело особенный смысл для формирования иудейского искусства. Способ религиозной и художественной самоидентификации иудаизма, вопросы генезиса архитектуры и декора синагог в связи с данными противоречивыми условиями их формирования -представляются сложными и многосоставными.

Большинство синагог имеют форму базилики или проявляют близость к этому архитектурному типу, что направляет работу в русло исследования вполне определенной формы и ее происхождения. Несмотря на кажущуюся простоту данной планировки, вариативность, с которой воспроизводится один лишь базиликальный тип, велико; это обстоятельство заставляет обратиться ко многим

1 Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа Христа. Том II. М. 2002. С. 234. (Далее - Элиаде, История веры, 2002).

4!

традициям региона. Религиозная среда в северной Палестине была разнообразной и конкурентной. Новые здания синагог встраивались в уже существовавший архитектурный контекст, который состоял из построек греко-римского периода. Они включали как классическую архитектуру Декаполиса, так и крупные и локальные ближневосточные традиции (Месопотамия, Сирия, Парфия, Ливан, Египет, Набатея, Хауран и др.). С конца V в. на данной территории под влиянием более сильных школ (эгейской и сирийской) начинает развиваться христианское зодчество. Все эти явления сформировали уникальную архитектурную стилистику монументального зодчества иудаизма, в которой в сложном синтезе соединялись одновременно архаические и новаторские черты.

Хронологические границы исследования охватывают позднеантичный период. Для восточных областей Римской (Византийской) империи его нижняя граница традиционно проходит от правления императора Диоклетиана (кон. III в.), когда произошли значительные изменения в политической, религиозной и культурной жизни. Позднеантичный период заканчивается правлением Ираклия (середина VII в.), когда восточные регионы Империи были окончательно потеряны. Данный отрезок времени обозначается в работе также как «ранневизантийский» или «период Мишны и Талмуда». В геополитическом контексте северной Палестины эти временные рамки прослеживаются по изменениям интенсивности строительства. С конца II в. строительная деятельность в городских центрах замирает, постепенно набирая силу только к рубежу III-IV вв. и достигая наибольшей интенсивности в V-VI вв. После персидского (614 г.) и арабского (636 г.) завоеваний в Палестине заканчивается наиболее яркий период архитектурного развития.

Исследование генезиса архитектурных типов и решений заставляет обращаться и к более древним эпохам, а именно - к классической античности, эллинизму, римскому периоду.

Географические рамки исследования включают в себя всю территорию северной Палестины как области наиболее интенсивного иудейского строительства

и центра религиозной власти иудаизма начиная с III в. Благодаря тому, что именно на севере концентрировалось основное еврейское население не только Палестины, но и всего Средиземноморья и Ближнего Востока, синагогальное зодчество на этой территории дает возможность проследить противоречивые процессы внутри самого иудаизма, безотносительно внешней религиозной среды. Его эклектичная архитектурная стилистика была плодом многовекового развития монументальных традиций на данной территории. Синагоги же южных регионов имели свои особенности развития в силу относительной разрежённости и малочисленности иудейских общин. В рассматриваемую территорию вошли Голанские высоты, южные предгорья Ермона, Нижняя и Верхняя Галилея, Кармил, побережье Средиземного моря, Бейт-Шеанская долина и отчасти Самария. Эта территория близко соотносится с политическими границами Палестины Второй, возникшей в начале V в. благодаря историческим и религиозным особенностям данного региона, а также частично охватывает Палестину Первую, Финикию, Арабию.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура синагог позднеантичного периода (III–VII вв.) на территории северной Палестины: типология, композиции, декор»

Актуальность работы.

Синагоги позднеантичного периода остаются не до конца оцененными в контексте общей ранневизантийской архитектуры, в то время как их появление предшествовало строительству церквей и во многом повлияло на формирование образа христианского храма. В силу малочисленности синагог на территории Средиземноморья и Ближнего Востока, их роль в ранневизантийском мире, когда осуществлялся переход от старого мира к новому, многим исследователям представляется несущественной. В общепризнанных монографиях по ранневизантийской архитектуре (Г. Крауфут, Р. Краутхаймер, К. Манго, Р. Мильбурн, А. Якобсон и другие) синагоги не упоминаются. Очевидно также, что ранние традиции иудейского зодчества лежат в основе архитектуры синагог более

2 Евреи были выселены за пределы Иудеи в I—II вв. и их нахождение на этой территории в последующие века номинально было противозаконным.

3 Вот те административные области, памятники которых анализируются в работе: Кесария Панеада, Тетракомия, Иппос, Гадара, Тверия, Диокесария, Ком Наис, Птолемаида, Легио, Дор, Габаа, Кесария, Тир, Нарбаттен, Севастия, Скифополис.

поздних периодов, вплоть до наших дней. По этим причинам изучение ранней

иудейской традиции представляется актуальным для широкого научного контекста.

Если же обратиться к более узкой проблематике, то степень изученности иудейской

архитектуры северной Палестины нельзя признать удовлетворительной.

Рассмотрение синагогального искусства в отрыве от доминирующего

раннехристианского ведет к обеднению общих представлений о данной эпохе, а

также не позволяет использовать богатейший методологический аппарат,

накопленный в византинистике не за один век. Локальные параллели и сравнения

синагог с церквями, проводимые в отдельных исследованиях, не могут решить

данную проблему, она требует более системного подхода. Необходима верификация

ряда датировок синагог, их реконструкций, создание новой классификационной

системы и более широкое, отточенное и рафинированное понимание стилистики

построек, что крайне сложно без использования существующего

историографического опыта в области изучения христианского искусства.

Подобный, предпринятый в диссертации подход поднает изучение синагог на новый

уровень, вносит их в общий контекст позднеантичного искусства и позволяет

проводить планомерные и полномасштабные сравнения между архитектурными

традициями разных религий. Работа является актуальной и важной еще и потому,

что проблемы датировок и атрибуций памятников в истории позднеантичной

архитектуры часто возникают из-за следования априори сформировавшимся

представлениям о линейном развитии искусства, о его типологической эволюции,

из-за ориентации при анализе памятников исключительно на новые архитектурно-

декоративные явления. При этом игнорируются силы архаизирующего начала в

искусстве, которое в провинциях долгое время оставалось влиятельным. Синагоги

представляют собой анклав памятников, в которых последовательно развивались,

именно архаичные тенденции, в то время как при создании местных христианских

храмов, в основном, следовали новаторским. Этот уникальный пример

сосуществования построек с различными стилистическими характеристиками на

одной территории позволяет проследить процесс формирования отдельных

архитектурных и декоративных решений в позднеантичном искусстве региона,

1

составить объективное представление о хронологической последовательности их появления и о специфике развития.

Существование синагог одновременно с церквями является свидетельством альтернативного и своеобразного развития общих традиций древности, которое происходило и в христианстве, и в иудаизме. До сих пор не существовало исследования, показывающего уникальность и одновременно истинный масштаб такого явления как архитектура синагог северной Палестины, позволяющего прослеживать разные грани проблемы межцивилизационных и межконфессиональных взаимодействий. Их изучение в настоящее время представляется особенно актуальным в связи с современными историко-культурными процессами на Ближнем Востоке. Этот регион на протяжении тысячелетий является местом пересечения и взаимообогащения различных цивилизаций.

Проблема соотношения консервативных и новаторских тенденций, прослеживаемая на многих уровнях развития архитектуры и декора синагог, является предметом исследования. Синагоги сконцентрированы на одной небольшой территории северной Палестины, где их развитие продолжалось с непродолжительными перерывами на протяжении долгого времени, начиная с эпохи Второго Храма и заканчивая временем исторических катаклизмов в VII в. Это позволяет отчетливо проследить последовательность всех этапов становления иудейской архитектуры, неразрывность процесса формирования облика синагог.

Автономность культурно-религиозного пространства северной Палестины, с

одной стороны, сковывала творческие возможности иудаизма. Противопоставление

доминирующим традициям было одним из способов самоидентификации

иудейского искусства. В то же время, его изолированность способствовала

своеобразному развитию, заставляя искать решения в самых разных и, как правило,

древних культурных пластах. Это предопределило уникальный характер

архитектуры синагог в регионе, по сравнению с единовременной христианской

традицией, которая существовала в более универсальном контексте на территории

всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Но при всей индивидуальности

8

иудейской архитектуры, в ней действовали общие тенденции эпохи, которые предполагали синтез различных древних традиций (эллинистических и ближневосточных) и их дальнейшую интерпретацию в русле новых стилевых направлений и идей. Раскрытие этого сложного процесса формирования стилистики иудейской архитектуры является составной частью (так что ли?) предмета исследования.

Объектом диссертации являются синагоги северной Палестины позднеантичного периода, общее число которых превышает 80 памятников, не считая тех, от которых остались лишь незначительные фрагменты. Диссертационным исследованием охвачены все эти постройки, но подробно анализируются лишь наиболее сохранные и важные из них: синагоги в Капернауме, Хоразине, Бараме, Хорват-Шеме и Бейт-Альфе.

Специфика исследования предопределяет необходимость обращения к греко-римским истокам сакрального зодчества, к монументальной архитектуре поселений Декаполиса, нескольких независимых городов северной Палестины (Кесария Палестинская, Кесария Филиппова, Диокесария), а также святилищ в Омрите и Кедеше (посвящение неизвестно). Рассматривается и традиция ближневосточного зодчества предшествующей эпохи на соседних территориях, а именно Сирии, Парфии, Египта. Широкий сравнительный анализ синагог и памятников, связанных с иными культовыми и архитектурными традициями, делает необходимым обращение и к ранневизантийским постройкам Восточного Средиземноморья.

Целью работы является раскрытие феномена синагогальной архитектуры северной Палестины позднеантичного периода, с выявлением истоков типологии, композиционных особенностей культовой иудейской архитектуры и специфики декоративного оформления синагог региона. В связи с данной целью решаются следующие задачи:

- определение исторических условий, внешних и внутренних причин, которыми можно объяснить формирование особенностей архитектуры синагог;

- расширение хронологической и географической перспективы изучения синагог, с введением их в общий средиземноморский и ближневосточный контекст, а также в проблематику исследований по позднеантичной эпохе;

- систематизация сведений обо всех известных позднеантичных синагогах северной Палестины;

- учет данных археологии и сохранившихся памятников архитектуры;

- критический анализ существующих классификационных систем типологии синагог северной Палестины; разработка новой классификации;

- верификации устоявшихся представлений об эволюционном развитии позднеантичной архитектуры синагог северной Палестины;

- предложение новых реконструкций и датировок для отдельных памятников, которые способны повлиять на общие теоретические представления обо всем синагогальном зодчестве;

- выявление технических, композиционных, стилистических особенностей иудейской архитектуры; определение их генезиса и развития;

- исследование форм декора и их места в сложении и развитии архитектурных образов.

Научная новизна исследования. В работе на основе сравнительного анализа

строительных традиций иудаизма, язычества и христианства сформирована новая

классификационная система для синагог, предложены новые реконструкции и

датировки наиболее значительных иудейских памятников (Капернаум, Хоразин,

Барам, Хорват-Шема, Газа), которые влияют на представление о развитии всей

остальной синагогальной архитектуры. Впервые особое внимание уделяется

стилистическому анализу отдельных архитектурных и декоративных приемов и их

происхождению. На настоящий момент недостаточная развитость аналитического

аппарата в историографии по синагогам, приводит к тому, что данные

археологических методов работы не всегда совпадают со стилистическими

наблюдениями, хотя в диссертации в ряде примеров после проведенного анализа это

противоречие было снято. Во многих случаях недостаточно определить греко-

римский или ранневизантийский источник заимствования, но необходимо также

10

указать на конкретную архитектурную школу, в которой прием был изначально представлен. Подобный подход позволяет разобраться в сложной эклектичной стилистике иудейского зодчества, выявить и определить ее составляющие. В греко-римский период Палестина была перекрестком нескольких школ зодчества: набатейской, сирийской, классической римской и доминировавшей в то время александрийской. Во многом эта эклектичная ситуация сформировалась в эпоху Ирода Великого, строительная деятельность которого предвосхитила расцвет полисов во II в. Взаимодействие различных архитектурных традиций происходило и в позднеантичный период, что до сих пор не акцентировалось в исследованиях по синагогам. Важно понять, каким образом эта система могла сохраниться после перерыва в строительстве в середине III в. и в середине V в., и в какой мере прежняя региональная школа повлияла на архитектуру синагог. Комплекс этих взаимосвязанных вопросов ставится и решается в данной диссертации впервые. Подобного рода исследование, посвященное архитектуре Египта эллинистического, римского и ранневизантийского периодов, было сделано Ю. МакКензи («Архитектура Александрии и Египта...», 2007). Работа этого автора важна с точки зрения разработанной методологии, но также она значительно облегчает выявление влияний со стороны египетской архитектурной традиции на архитектуру Палестины начиная с греко-римского и заканчивая позднеантичным периодом. По архитектуре сирийских и ливанских регионов, которые также оказывали влияние на Палестину этих периодов, аналогичных полномасштабных монографий пока не существует, поэтому в работе используется целый ряд отдельных исследований.

Методика исследования. В диссертации используется комплексный анализ памятников, который основан на применении методов стилистического, археологического, исторического изучения памятников и архитектурных явлений. Большое значение имел метод изучения памятников в натуре, с детальной фотофиксацией. Выводы и наблюдения построены на тщательном архитектурном анализе, на сравнении исследуемых памятников с греко-римскими языческими святилищами (III в. до н.э. - III в. н.э.) и единовременными византийскими храмами

(^^П вв.). Уделено значительное место анализу художественного образа построек.

2. Историография

Архитектура синагог Палестины.

Историография по синагогам обширна и включает в себя как обобщающие монографии, так и частные исследования. Поскольку многие выводы и теории разных авторов, касающихся одних и тех же вопросов, ранее полноценно не сопоставлялись в одном ряду, значительная часть исследования связана с накопившимися в самой историографии противоречиями. Их объем и проблематика не позволяют представить все работы в одной вводной части, поэтому большинству глав предшествуют историографические разделы с освящением различных теорий. В особенности подробно в соответствующей главе рассматриваются вопросы, связанные с классификациями синагог, где и сосредоточена большая часть историографических наблюдений. Также при анализе отдельно взятых памятников и их декоративных элементов указываются работы археологов, с именами которых связано их открытие, изучение, дискуссии. В данной части диссертации представлен обзор истории открытий и изучения синагог на Святой Земле и других памятников архитектуры, которые важны для раскрытия основной проблематики. В работе приходится прибегать к тому обширному методологическому и концептуальному опыту, который был накоплен при изучении искусства позднеантичной и раннехристианской эпох, в особенности, в области междисциплинарных и межконфессиональных исследований.

История изучения синагог и других памятников монументальной архитектуры Палестины имеет давнюю традицию. Древние постройки привлекали внимание многих европейских ученых уже с конца XIX в. и продолжают интересовать мировое научное сообщество и наших дней. В палестиноведении можно выделить тактовую закономерность развития исследований: периоды активных экспедиций, раскопок и каталогизирования памятников чередуются с этапами теоретических и обобщающих исследований. Путешественники в XIX - начале XX в., такие как В.

Гёрен4, Г. Коль и К. Ватцингер5, капитан Ч. Вилсон6, К. Кондер и Г. Китченер7, Э. Ренан8, М. Вогуэ9, Ш. Клермон-Ганно10 обследовали большое количество синагог и других памятников во время экспедиций по Палестине. В то время они сопрягались с большими трудностями самого разного характера. Проведение раскопок в ряде случаев было еще невозможно, и исследования базировались на археологических разведках и первых полевых наблюдениях. Многие из открытых на заре археологической эпохи памятников продолжают изучаться и сейчас, к ним возвращаются с перерывами даже на десятилетия. Однако, иные памятники к настоящему моменту уже утрачены или находятся в значительно более худшей сохранности. Поэтому обращение к ранним источникам всегда актуально.

В настоящее время раскопки в Палестине ведутся, в основном, израильскими специалистами, хотя впечатляет и степень участия европейских и американских специалистов. В самом начале научной эпохи было организовано Палестинское

4 Guérin V. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine: Galilée, I. Paris, 1880. (Далее - Guérin, Galilee, 1880).

5 Kohl H., Watzinger C. Antike Synagogen in Galilaea. Leipzig, 1916. (Далее - Kohl-Watzinger, Synagogen, 1916). Ученые осуществляли свои экспедиции в рамках программы Deutsche Orient Gesellschaft. Они нанесли на карту и частично раскрыли 11 синагог, следуя по стопам знаменитого американского археолога Э. Робинсона (Edward Robinson). Их роль в изучении синагог до сих пор по достоинству не оценена. Результаты раскопок были опубликованы уже Ватцингером, в то время как Коль трагически погиб во время Первой Мировой войны.

6 Wilson C. Recovery of Jerusalem. A Narrative of Exploration and Discovery in the City and the Holy Land. London, 1871. Вилсон изначально был направлен в Палестину с военной миссией и для инженерных работ в Иерусалиме. Впервые был измерен уровень поверхности земли относительно моря на протяжении всей дороги от Иерусалима до Иерихона

7 Conder C.R., Kitchener H.H. The Survey of Western Palestine: memoirs of the topography, hydrography, and archaeology. Vol I. London, 1881.

8 Renan E. Mission de Phénicie. Paris, 1864. Republ. Beyrouth, 1997.

9 Vogué M., de. Bulletin de l'Œuvre des Pèlerinages en Terre-Sainte: Histoire, Géographie, Ethnographie et Archéologie Biblique et Religieuse. 1863

10 Clermont-Ganneau C. Archaeological Researches in Palestine During the Years 1873-1874. Vol. I-II. PEF. 1899.

Исследовательское Общество. Первым его проектом стали раскопки синагоги рядом с Тверией в 1921 г. Представители многих европейских держав также имеют свои школы и институты в Палестине с давней и непрерывной научной традицией. В этом особенно преуспели Германия (Deutsches Evangelisches Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes)11 и Италия (Studium Biblicum Franciscanum). Россия также участвовала в этом процессе. Стойкий и конкурентно-способный интерес к странам Ближнего Востока, поддерживавшийся на государственном уровне, планомерные и систематичные экспедиции и публикации наших ученых (Н.П. Кондаков12, А.А. Олесницкий13, М.И. Ростовцев14, Ф.И. Успенский15, Я.И. Смирнов16) позволяли находиться на уровне зарубежных школ и обладать весомым научным авторитетом. Православное Палестинское Общество, созданное при содействии императорского двора, было направлено на научно-

17

исследовательские цели и задачи , а также на фактическое закрепление России на

11 Германия осуществляет важнейшие междисциплинарные исследования в рамках Тюбингенского проекта (Kopp H. The Tübingen Atlas of the Middle East: A German multi-disciplinary research project // GeoJournal. Vol. 13, No. 3, The Arab Gulf States. October. 1986. P. 274-276.), а также в рамках проекта Tabula Imperii.

12 Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.

13 Олесницкий А.А. Ветхозаветный Храм в Иерусалиме. СПб., 1889; Idem. Святая Земля. Т.1-2. Киев, 1873.

14 Ростовцев М. Русская археология в Палестине // Христианский Восток. СПб., 1912. Т.1. Вып.3.; Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908; Rostovtzeff M.I. The Near East in the Hellenistic and Roman Times // DOP. Vol. I. Dumbarton Oaks Inaugural Lectures, November 2nd and 3rd. 1940. (1941). P. 25+27-40.

15 Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии. ИРАИК. 1901—1902. Т.7. Вып. 1-2. С. 94212.

16 Смирнов Я.И. Археологические разведки в Иерихоне на месте Палестинского общества, произведённые от 12-го до 21-го ноября 1891 г. // Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 137-142.

17 Общество было организовано В.Н. Хитрово при поддержке князя Сергея Александровича и других членов императорского двора. Основное периодическое издание: журналы Православного Палестинского Императорского Общества. См. по теме: Пиотровский М.Б. Русская археология в

Святой Земле, в котором огромную роль сыграла деятельность о. Антонина Капустина.18 На тех местах, которые его силами и возможностями приобретались для России, были проведены раскопки, в результате которых открыты интересные археологические объекты (все в южной Палестине). Они вошли в общий корпус памятников Святой Земли и изучаются в Израиле и сейчас (лестница эпохи Маккавеев в Гефсимании, византийские и армянские мозаики на Элеоне, гробница Тавифы в Яффе, остатки ранневизантийских построек в Иерихоне, раскопки которых продолжаются в наше время под руководством Л. А. Беляева19 и т.д.).

Первая волна открытий, совершенных во время экспедиций, завершилась рядом публикаций, составленных самими путешественниками. Второй этап изучения был связан с тем, что эпоха экспедиций примерно с 30-х гг. XX в. сменилась планомерными раскопками. Новое поколение исследователей - Б. Багатти20, Э.

21 22 23 24

Сукеник , Э. Гудинаф , М. Ави-Иона , Дж. Крауфут и другие, - во многом,

Святой Земли (некоторые итоги и перспективы) // URL: http://www.ippo.ru/vostokovedenie/russkaya-arheologiya-v-svyatoy-zemle-nekotorye-itogi-i-perspektivy.html; Беляев Л.А., Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Археологические памятники Русской Палестины по архивным материалам 1870-1910-х годов // РА. 2009. № 4. С. 46-57; Бутова Р.Б., Лисовой Н. Н. К истории русских археологических

исследований в Иерихоне // РА. 2009. № 3. Июль-Сентябрь. С. 153-161.

18

Керн К., архим. Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817—1894). М., 1997. (Перв. издание. Белград, 1934.)

19 Беляев Л. А. Памятники византийского периода в Иерихоне: результаты и перспективы изучения // Российская Археология. 2009. № 3. С. 118-121 // URL:

http://www.ippo.ru/vostokovedenie/pamyatniki-vizantiyskogo-perioda-v-ierihone-rezuljtaty-i-perspektivy-izucheniya.html.

20 Bagatti B. Ancient Christian Villages of Galilee. Jerusalem: Studium Biblicum Franciscanum, Collectio Minor, 37, 2001.

21 Sukenik E. Ancient Synagogues in Palestine and Greece. The Schweich Lecturies on Biblical Archaeology. London, 1934 (Далее - Sukenik, Synagogues, 1934).

22 Основная и самая монументальная его работа - Goodenough E. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. - Vol. I-XIII. NY., 1953-1968.

базировались на научном наследии предшественников, но ученые ввели в научный оборот большое число ранее неизвестного археологического материала и новых теоретических представлений. Еще обозримое на тот момент количество артефактов позволяло ученым быть более сконцентрированными на каких-то определенных объектах, благодаря чему выстраивать выводы и наблюдения было во многом проще, чем сейчас, когда количество открытий увеличилось в сотни раз. Значительная часть современной историографии развивается в русле тех вопросов, которые были поставлены более века назад. Интуитивно ученые старого поколения действительно предугадали многие выводы, к которым нынешняя наука приходит заново, через большее количество исследований и с большей убедительностью. Прежняя школа иногда может даже показаться более сильной по сравнению с нынешней. Это зачастую приводит к тому, что старые теории принимаются на веру, без верификации, и таким образом переходят из одного исследования в другое, с опорой на последний авторитет, вместо критического обращения к первому. Например, за основу даже самых последних исследований берутся реконструкции, предложенные еще Колем и Ватцингером в начале XX в. или Сукеником в 30-х гг.

Пик археологических открытий пришелся на 60-90-е гг. XX в., но и сейчас активность работ высока. Их интенсивность, несмотря на политические и экономические сложности, все возрастает. За последние десятилетия археологическое изучение позднеантичной Палестины превратило представление о ней как малозначительной провинции в понимание того, что она играла заметную роль в архитектурном развитии всего Средиземноморья и Ближнего Востока и была богата постройками нескольких конфессий. Новые открытия памятников или открытия в прежде известных - меняют многие представления об устоявшихся датировках и реконструкциях. Усвоение количества новой информации представляет трудности при ее обобщении в индивидуальных и коллективных

23 Avi-Yonah M. Mosaic Pavements in Palestine // QDAP. II. 1934 (Далее - Avi-Yonah, Mosaic, 1934); Idem. Art in Ancient Palestine. Selected Studies. Jerusalem, 1981 (Далее - Avi-Yonah, Art, 1981); Idem. Oriental Art in Roman Palestine. Rome. 1961 (Далее - Avi-Yonah, Oriental Art, 1961).

24 Crowfoot J.W. Early Churches in Palestine. London, 1941. (Далее - Crowfoot, Churches, 1941).

16

трудах. С 70-х гг. XX в. на помощь пришли первые монументальные каталоги. Важным шагом явилось издание археологической энциклопедии по всем

25

памятникам Израиля под редакцией М. Ави-Йоны. С 90-х гг. началось издание новой, расширенной и обновленной энциклопедии под редакцией Э. Штерна и других26, которое завершилось выпуском дополнительного пятого тома в 2008 г. В этом издании объединены все последние находки, кратко изложены основные теории и библиография по каждому памятнику или сайту, что значительно упрощает и ускоряет дальнейшую работу с ними.

Синагоги удостоились нескольких работ каталогизирующего характера. Первой в их ряду оказалась двухтомная монография немецких ученых Ф. Гуттенмайстера и Г. Реега, где были собраны сведения об иудейских и самаритянских синагогах, с

небольшой вводной частью.27 Еще не успел потерять свою научную ценность

28

монументальный каталог синагог, составленный вскоре после этого М. Хиат. Он объединил сотни отдельных исследований и археологических отчетов; систематизированному описанию памятников и каталогу иллюстраций предшествует подробное вступление, в котором обосновывается разделение памятников по географическому признаку, анализируются предшествующие работы. Во многом, именно эта докторская диссертация, а также обновленный к

29

началу 90-х гг. каталог синагог З. Илана , - предварили и облегчили исследования

25 Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land / Ed. M. Avi-Yonah. Vol. I, II, III, IV. N.Y., 1975.

26 New Encyclopedia of Archaeological Excavations at the Holy Land / Eds. E. Stern, A. Lewinson-Gilboa, J. Aviram. Vol. I-V. 1993-2008. Jerusalem. (Далее - NEAEHL / Ed. E. Stern. Vol. I-V, 19932008)

27 Huttenmeister F., Reeg G. Die antiken Synagogen in Israel. 2 Teils. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 1977.

28 Chiat M.J.S. A Corpus of Synagogue Art and Architecture in Roman and Byzantine Palestine. A Thesis Submitted to the Faculty of the Graduate School. November. 1979. (Далее - Chiat, Corpus, 1979.).

29 Ilan Z. Ancient Synagogues in Israel. Tel Aviv: Ministry of Defence Israel, 1991. (Hebr.)

17

30 31

Р. Хахлили и Л. Левина в конце XX в., в которых заложено основное понимание иудейского искусства на территории Палестины и Диаспоры, раскрыта роль синагоги в ее литургическом и художественном смысле, обозначены этапы развития синагоги как общественного института, поставлены задачи для будущих исследователей. Оба автора также не раз представляли коллективные сборники статей по синагогальному искусству. Важны также сборники статей под редакцией

32

Д. Урман (1994-1998 гг.), к отдельным из которых апеллирует текст диссертации.

33

В вышедшей в 2007 г. монографии Д. Милсона подчеркивается еще не ушедшая в прошлое актуальность работы М. Хиат. Милсон впервые системно объединяет христианскую и иудейскую позднеантичную архитектуру Палестины (с основным акцентом на т.н. «византийских» синагогах), уделяется большое внимание точным датировкам памятников, выстраиваются на этой основе группы по хронологическому принципу, вырабатываются представления об последовательном развитии синагог. Особенно пристально исследуются влияния на синагоги со стороны ранневизантийских церквей, акцентируются те трансформации, которые происходили с архитектурными формами и деталями при переходе от одной сакральной традиции к другой. Работу сопровождает полный и удобно устроенный каталог синагог, в котором учитываются свежие археологические открытия,

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарханова Светлана Валерьевна, 2016 год

Источники:

1. Аркульфа рассказ о Святых местах, записанный Адамнаном. Arculfi Relatio de Locis Snactis seripta ab Adamnano. Книга вторая // URL:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/660-680/Arculf/text2.htm (Adamn. De locis sanctis).

2. Бордосский путник 333 г. // ППС / Пер. И.В. Помяловского. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2). 1882. 55 с. // URL:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B E%D 1%81%D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BF%D 1%83%D 1%82%D0% BD%D0%B8%D0%BA 333 %D0%B3. (%D0%9F%D0%9F%D0%A1, %D0%B2%D1 %8B%D0%BF%D 1%83%D 1%81%D0%BA 2 (%D1%82%D0%BE%D0%BC 1, %D0 %B2%D 1%8B%D0%BF. 2). 1882).pdf

3. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. - М., 2005. - 322 c.

4. Григорий Нисский, свят. О жизни Моисея Законодателя. - М., 1999. - 112 c.

5. Евагрий Схоластик. Церковная история / Под ред. И. В. Кривушина. 3 т. СПб., 2001-2003. // URL: http://myriobiblion.byzantion.ru/evagr.htm

6. Евсевий Кесарийский: Церковная история / Ред. Л.А. Абышко. - Изд-во Олега Абышко, 2013. - 544 с. // URL:

http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html

7. Епифаний Кипрский. Панарион // URL: http ://khazarzar.skeptik.net/books/epiph/panarium/

8. Житие святого Порфирия, епископа Газийского. Нила повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его / Пер. Д. Е. Афиногенова - Москва: Индрик Изд, 2002. - 144 с.

9. Император Юлиан. Письма / Пер. Д. Е. Фурмана, ред. А. Ч. Козаржевского // ВДИ. 1970. № 1-3. С. 211-242, С. 231-, С. 225- // URL: http://simposium.ru/ru/node/10216

10. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. - М., 2003. -162 с.

11. Иоанн Златоуст, свят. Против иудеев. Слово Первое. 6 // URL: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_2/Z01_2_21.htm

12. Иоанн Мосх, преп. Луг Духовный. - М., 2002. - 284 с.

13. Иосиф Флавий. Иудейские Древности. Библиотека «Вехи», 2002. // URL: http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/

14. Карташев А.В. Вселенские Соборы. - М., 1994. - 542 с.

15. Максим Исповедник, прп. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. Мартис, 1993. С.154-184 / URL: http:// stjhouse.narod.ru/biblio/maximus_myst.htm#m 1

16. Малала Иоанн. Хронография. Книги XIII-XVIII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2 / Отв. Ред. Н.Н. Болгов. - Белгород, 2014. - 200 с.

17. Палестинский Патерик. Житие преподобного Саввы Освященного. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. - 272 с.

18. Паломничество по Святым местам конца IV века // ППС. Вып. 20. СПб., 1889. - URL: http://krotov.info/acts/04/3/palomn.htm

19. Петра Диакона книга о Святых Местах // Паломничество по Святым местам конца IV в. // ППС / Пер. И.В. Помяловского. Вып. 20. СПб., 1889. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XI/1020-

1040/Petr Diakon/text.phtml?id=5982

20. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Пер. с лат. Г.А. Таворяна М., 1994. - 944 с. (Плиний. Об искусстве)

21. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О Постройках / Пер. С.П. Кондратьева. - М.: Арктос - Вика-пресс, 1996. - 576 с.

22. Путник Антонина из Плаценции // ППС / Пер. И.В. Помяловского. Вып. 39. СПб., 1895. - URL: http://www.krotov.info/acts/06/3/antonin.htm

23. Руфин Аквилейский. Церковная история. Рождение латинской христианской историографии / Пер. В.М. Тюленева. 2002 // URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Rufin_Aquilea/text1.phtml?id=1654

24. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. СПб., 1852. Переизд. с примеч. М. Тимофеева. - М.: Росспэн, 1993. - 240 с.

382

25. Феодосий. О местоположении Святой Земли // ППС / Пер. И.В. Помяловского. 28. СПб., 1891 / URL: http://palomnic.org/xm/history/feodosy/ - Theodos. De situ Terrae Sanctae.

26. Церковная история Ермия Созомена Саламинского. СПб.: Типография Фишера, 1851 // Библиотека Якова Кротова. - URL: http://www.krotov.info/acts/05/2/sozomen_05.htm

27. Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Пер с англ., ред. Брагинской Н. В. Т. I—III (изданы в одном томе). - Москва-Иерусалим, 19972002. - 1400 с.

28. Baldi D. Enchiridion Locorum Sanctorum. Jerusalem, 1935.

29. Choricii Gazaei Orationes, Declamationes, Fragmenta / Ed. J.F. Boissonade. -Lips., 1846. - 364 p.

30. The Chronicle of John Malalas // Eds., trans. E. Jeffreys, M. Jeffreys, R. Scott. -Melbourne, 1986. - 371 p.

31. Egeria: Diary of a Pilgrimage / Trans. G.E. Gingras. - N.Y., 1968. - 287 p.

32. Evagrius Scholasticus. Historia ecclesiastica / Eds. J. Bidez, L. Parmentier. -London, 1898. - 390 p.

33. Epiphanius. Corpus haeresiologicum / Ed. F. Oehler. T. 2-3. B., 1859-1861. (Epiphanius. Adv. haer. (Panarion)).

34. Eusebius. Vita Constantini / Ed. F. Winkelman // Eusebius. Werke. Berlin, 1975. Bd. 1.1. S. 3-151.

35. Eusebius of Caesarea: Demonstratio Evangelica / Trans. W.J. Ferrar . 1920 / URL: http://www.tertullian.org/fathers/eusebius_de_05_book3.htm

36. Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique / Ed. G. Bardy. 3 Vols. Paris, 19521958 (Sources chrétiennes. T. 31, 41, 55).

37. Eusebius. Onomastikon. The Place Names of Divine Scripture including the Latin Edition of Jerome / Trans. into English and with Topographical Commentary by R.S. Notley, Z. Safrai. - Leiden, New York, Köln: Brill, 2005 - 212 p. (Eusebius, Onomastikon, 2005)

38. Fabri F. Wanderings in the Holy Land / Ed. and trans. A. Stewart. 2 Vols. PPTS 7-10. London. 1892-93.

39. John of Nikiu. Chronicle / Trans. R. H. Charles. - London, Oxford, 1916. - 216 p.

40. Itinera Hierosolymitana et Descriptiones Terrae Sanctae. Bellis Sacris Anteriora. Latina Lingua Exarata / Eds. T. Tobler, A. Molinier. Vol. I. Réimpression de l'édition 1879. - Osnabrück: Otto Zeller, 1966. - 267 p., 282 p.

41. Litsas F.K. Choricios of Gaza. An approach to his work, introduction, translation, commentary. Chicago, 1981

42. Socrates Scholasticus. Kirchengeschichte / Ed. G. Ch. Hansen. Berlin, 1995.

43. Strack H.L., Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. -Edinburgh, 1991. - 472 p.

44. Zacharia Rhetor. Historia ecclesiastica vulgo adscripta / Ed. E. W. Brooks. Paris; Louvain, 1919, 1924.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.