Архитектура музейных зданий второй половины XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Бакушкина, Елена Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат наук Бакушкина, Елена Сергеевна
Содержание
Введение
Глава 1. История формирования облика музейного здания
1.1 Подходы к организации целостности комплекса «архитектура -экспонат - человек» в истории развития музейной архитектуры
1.2 Облик музейной архитектуры в контексте архитектурных направлений и течений XX - начала XXI века
1.3 Формирование облика музейных зданий в контексте мировоззренческих концепций XX - начала XXI века
Выводы
Глава 2. Смысловые модели современной музейной архитектуры
2.1 Опыт посещения музейного пространства. Смысловые модели эмоциогенности архитектуры музейных зданий
2.2 Порождение визуальных образов и эмоционально-чувственных процессов при восприятии архитектуры
2.3 Архитектурные сценарии в практике проектирования музейного пространства
2.4 Реализация сценарных решений на основе смысловой модели эмоциогенности архитектуры музейных зданий
Выводы
Глава 3. Типы эмоциогенных архитектурных сценариев
3.1 Тип 1. Сценарий «Построение тактильной картины пространства»
3.2 Тип 2. Сценарий «Построение оптической картины пространства»
3.3 Тип 3. Сценарий «Построение пространства индивидуального сенсорного поля»
3.4 Тип 4. Сценарий «Построение вневременного пространства памяти»
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложения
Приложение 1. Список музейных зданий XX - начала XXI века
Приложение 2. Эмоциогенные архитектурные сценарие. Типология
Приложение 3. Альбом иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Социокультурный образ современного музея: модели архитектурного воплощения2012 год, кандидат наук Чугунова, Анастасия Владимировна
Культурный контекст эволюции музейной архитектуры2018 год, кандидат наук Сурикова Ксения Васильевна
Музеефикация дворцов: актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике2009 год, доктор культурологии Кальницкая, Елена Яковлевна
Пространственная структура современного музея2018 год, кандидат наук Ермоленко Елена Валентиновна
Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек2013 год, кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура музейных зданий второй половины XX - начала XXI века»
Введение
Диссертационное исследование посвящено архитектуре музейных зданий второй половины XX - начала XXI века. Современная архитектура музейных зданий анализируется с точки зрения создания нового опыта взаимодействия с миром музея, ведущего к формированию новых граней личностного развития, опыта, влияющего на восприятие музейной коллекции. В диссертации изучаются процессы создания у посетителей эмоционального фона и когнитивной готовности к восприятию музейного пространства в зависимости от архитектуры музейных зданий. Музейная архитектура способствует получению ответа на запросы музейного сообщества (музейных работников, архитекторов, посетителей и др.) в контексте современных реалий.
Актуальность исследования
Во второй половине XX - начале XXI века роль музеев в научной и общественной сферах была существенно переосмыслена. Сегодня музеи воспринимаются уже не только как хранители культурного наследия прошлого, но и как опыт пространственного восприятия, предназначенный для внутреннего преобразования зрителя.
Музеи - всегда оправы коллекций, всегда - объекты зрения. Зритель создает образ архитектуры музейного здания, и, отталкиваясь от него, строит свои ожидания. И эти ожидания связаны с практикой видения, которая свойственна визуальной культуре эпохи и самого наблюдателя. Большинство из посетителей ходят в музеи полюбопытствовать, но приобретая опыт познания, получают и удовлетворение, и удовольствие [11].
В связи с появлением качественно новых подходов получения и передачи информации возникает вопрос, каким образом музейная институция приспосабливается и трансформируется к новому времени -времени новых форм коммуникации и информационных технологий, в котором меняются парадигмы, разрабатывается новый инвайроментальный
подход как в архитектуре, так и в других сферах жизни. Экологическое сознание человека, взаимодействие с природой и понимание себя в единстве с миром выходят в поле активного осмысления.
Архитектура музеев, организация музейного пространства дают человеку возможность получения нового опыта взаимодействия с окружающим миром, создают условия для возможности перехода границы «привычного зрения» и формируют условия переживания опыта миросозерцания. Поэтому вопросы о том, каким должен быть современный музей, какой образ должна создавать его архитектура, являются актуальными и активно обсуждаются специалистами данной сферы.
С самого начала формирования музеев как учреждений у них кроме задач собирания, изучения, хранения и экспонирования, была еще одна важная функция - просветительская, и в последнее время образовательная функция музеев стала значимым сегментом их деятельности. Сегодня на смену классической стратегии образования, представляющей мир в человеческом измерении, где в центре стоит само знание, приходит гуманитарная стратегия, которая переводит восприятие человеком мира в сферу его внутренней активности, теперь «...эффективность гуманитарного познания определяется не соответствием заданным эталонам, а глубиной постижения действительности» [13].
На начальном этапе становления музейной институции чаще всего человек приходил в музей, чтобы удовлетворить познавательный интерес и, ознакомившись с музейной коллекцией, получить новую информацию о мире. На данном этапе главной среди музейных взаимосвязей является связь человек - экспонат.
В эпоху историзма в XIX веке на первый план выдвигалась связь экспонат - архитектура, поэтому архитектура музейного здания была в большей степени нацелена на усиление идентичной визуальной связи архитектурного пространства музея и экспонируемой в нем коллекции.
С 60-х годов XX века доминантной становится связь архитектура -человек, здание само становится объектом показа, нацеленное привлекать и удивлять посетителей причудливыми формами.
Сегодня объектом музейного интереса становится сам человек и те преобразования, которые происходят в его внутреннем мире при взаимодействии с миром музея. В настоящее время визуальная практика видения окружающего мира изменяется и трансформируется. В связи с этим меняются смысловые модели архитектуры - концептуальные архитектурные идеи (архидеи), которые закладываются при создании образов современных музеев. При проектировании музеев смысловые модели их образов создаются на основе запросов современного человека, которые заключаются в том, что для него особо важным становится чувственно-эмоциональное взаимодействие с окружающим миром, осознание целостности и ценности всех взаимосвязей.
В современном мире культуры и искусства, все чаще организовываются выставки, посвященные размышлению художников над темами, касающимися личного опыта и поиска ответов на вопросы о трансформации искусства в современном мире. В стремительно меняющейся реальности в сфере искусства происходит постоянная борьба за репрезентацию в виртуальном пространстве. В этой связи представляется особенно значимым обратить внимание на внутренние состояния человека и пристальнее рассмотреть чувственное содержание в противовес аналитическим и пластическим элементам художественного процесса. Эмоциогенность - способность воздействовать на появление эмоций, их распространение и генерализацию, являясь свойством современной музейной архитектуры, отвечающим за эмоционально-чувственное переживание музейного пространства, выходит на первый план.
В связи с пониманием новых задач музейной деятельности становится актуальным провести исследование музейной архитектуры и установить, каким образом архитектура современных музейных зданий способствует
формированию у посетителя опыта переживания целостности, взаимосвязанности окружающего мира и мира сознания, тем самым отвечая на запрос современного музейного сообщества.
Состояние и степень изученности проблемы
Начало XXI века характеризуется стремительным развитием музейного строительства. Проектируются новые музеи, возводятся новые здания для уже известных музеев. Открытие филиала или постройка нового здания существующего музея способствуют не только увеличению пространства для представления многочисленных экспонатов, хранящихся в фондах, но также оживлению конкретного района или территории новой доминантой, обновлению музея за счет новых образов, отвечающих запросам современного зрителя и таким образом привлекающих новую волну посетителей.
«Музейный бум» рубежа XX-XXI веков из-за экономической и политической ситуации обошел Россию [84], но сегодня в связи с открытием филиалов и новых музеев проблемы строительства современных зданий начинают активно обсуждаться, а проекты реализовываться. Это нашло отражение в концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года, в пункте 16 «Проектирование и создание новых музеев» [40].
В настоящее время исследованиями проблем проектирования музейных пространств занимаются специалисты многих ведущих архитектурных школ мира, среди которых преподаватели архитектурного факультета при Политехническом университете Турина (Италия), руководители аспирантских программ по музееведению при университете Лестера (Англия) и университете искусств Филадельфии (США). При Российской академии наук работает лаборатория музейного проектирования.
Также проблемами в области современных музейных пространств занимаются культурологи и музееведы: Е. Н. Мастеница, Л. М. Шляхтина, Л. А. Худякова, А. В. Чугунова, И. Н. Захарченко, К. В. Сурикова. Они
рассматривают социокультурные практики современного музея, новые тенденции в проектировании музейных пространств, анализируют процессы формирования облика современного музейного здания с точки зрения культурологических и музеелогических взглядов.
Проблемы современной музейной архитектуры и концепции ее проектирования хорошо раскрывают непосредственно сами архитекторы, которые строят новые музейные здания и анализируют сущность архитектурных идей и процесс их воплощения: Р. Мэйер (R. Meire) в книге «Richard Meier: The Getty Center» [113]; Р. Пьяно (R. Piano) в книге «Whitney: The Whitney Museum of Art» [153]; Т. Андо (T. Ando) в книге «Tadao Ando at Naoshima: Art Architecture Nature» [118] и др.
Современный итальянский теоретик архитектуры и урбанистического дизайна А. Маротта (A. Marotta) в своей книге «Contemporary Museums» [127] представил обширный обзор современной музейной архитектуры, систематизировав музейные здания по 7 группам в зависимости от выделенных им сущностных особенностей их архитектуры.
Международный архитектурный журнал Speech №12 [159] полностью посвящен музейной архитектуре. На страницах журнала известные архитектурные критики, такие как Н. Фролова, И. Шипова, А. Мартовицкая, Б. Шульц (B. Schulz), описывают историю «музейного бума» границы веков, берут интервью у знаменитых архитекторов, проектирующих музейные здания, анализируют проблемы современного музея, его художественного облика и использования новых технологий.
Определение подходов к целостности организации комплекса «архитектура - экспонат - человек» в контексте истории развития музейной архитектуры способствовал анализ трудов, посвященных истории архитектуры музейных зданий таких исследователей как Э. П. Александера (E. P. Alexander), Т. Ю. Юреневой, В. П. Грицкевича, М. А. Хрусталевой.
Изучению процесса формирования облика музейных зданий в контексте мировоззренческих концепций XX - начала XXI века
способствовали исследования следующих авторов: А. В. Чугуновой, И. Н. Захарченко, Т. П. Калугиной, К. В. Суриковой.
В исследованиях А. А. Будко, Н. Ю. Федотовой, А. В. Лебедева, М. Т. Майстровской содержатся анализ ситуации в области современных преобразований музейного пространства.
Научные труды А. Г. Раппапорта, Е. А. Маковецкого, В. Г. Власова, В. З. Паперного, Е. Асса, Б. Шульца, Н. А. Фроловой, М. Р. Невлютова позволили приблизиться к более точному пониманию проблем современной архитектуры, в частности, вопросов установки новых принципов формирования художественного образа музейных зданий.
В исследованиях А. В. Рыкова, А. С. Мухина, О. А. Кривцуна представлены взгляды на проблемы теории и философии современных искусств.
Распространение идей связанных с особым опытом посещения музейных пространств хорошо прослеживается в серии лекций 2016 года немецкого архитектора Тома Дункана (Tom Duncan) под общим названием «Проектируя опыт посещения музея» и в лекциях датского архитектора Лоне Виггерса (Lone Wiggers) «Музейная архитектура бюро C. F. Moller».
Однако остаются не освященными проблемы, связанные с процессом формирования эмоционального фона посетителя, возникающего при восприятии пространства музея, его когнитивной готовности, влияющей на создание опыта пребывания в музейном пространстве, соответствующего запросу своего времени.
Объект исследования - процесс формирования смысловых моделей эмоциогенности архитектуры музейных зданий, концептуальных архидей, отражающих практику музейного дела конкретного периода и влияющих на формирование когнитивной готовности посетителя к восприятию музейного пространства и коллекций музея.
Предмет исследования - архитектурные сценарии, реализующие смысловые модели эмоциогенности архитектуры современных музейных зданий.
Цель исследования - изучить средства организации взаимосвязей музейного здания и посетителя.
Задачи исследования:
- определить подходы к организации целостности комплекса «архитектура - человек - экспонат» в истории музейной архитектуры;
- систематизировать музейные здания XX века в соответствии с архитектурными стилями, направлениями, методами;
- рассмотреть влияние мировоззренческих концепций XX - начала XXI века на формирование облика музейных зданий;
- выявить актуальный запрос современного музейного сообщества при посещении музея;
- определить понятие «опыт посещения» музеев;
- представить новые принципы порождения визуальных образов в архитектуре музеев;
- установить характер смысловых моделей архитектуры музейных зданий;
- рассмотреть процессы порождения визуальных образов и эмоционально-чувственных ощущений при восприятии архитектуры;
- выделить основные чувственно-эмоциональные типы взаимосвязи человека с окружающим миром;
- определить понятие «архитектурный сценарий»;
- рассмотреть сценографические построения взаимодействия архитектурных объектов в современных музейных зданиях;
- установить архитектурно-художественный метод реализации
архитектурных сценариев на основе смысловых моделей эмоциогенности архитектуры современных музейных зданий;
- рассмотреть основные подходы к анализу личностных переживаний человека;
- рассмотреть роль процесса систематизирования при исследовании и анализе музейных зданий;
- выделить типы эмоциогенных архитектурных сценариев для музейной архитектуры;
- рассмотреть варианты реализации эмоциогенных архитектурных сценариев выделенных типов в эталонных музейных зданиях.
Границы исследования
Рассматривается архитектура музейных зданий, возведенных в период с конца 1950-х годов по сегодняшний день. Нижняя граница этого периода определена датой создания музея, ставшего эталонным сооружением музейной архитектуры XX века: музей им. Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (США, 1959), архитектор Ф. Л. Райт. В нем в цепи взаимосвязей архитектура - человек, архитектура - музейный экспонат, человек -музейный экспонат наблюдается смена доминирующей взаимосвязи. Архитектурная идея этого музея основана на пространственной сценографии, когда на смену главенствующей взаимосвязи первой половины XX века (архитектура - музейный экспонат) приходит взаимосвязь архитектура -человек, в связи с чем можно говорить о начале нового этапа понимания музейной архитектуры.
Материал исследования - музейные здания, возведенные с конца 1950-х годов по настоящий момент. Корпус материала исследования составляет порядка 140 музейных зданий.
Работа проводилась на основе натурных исследований музеев мира с привлечением материалов проектирования и опубликованных личных записей архитекторов, дающих представление о разработке и воплощении идей проектов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:
- разработано понятие «особый опыт посещения музея»;
- разработано понятие «эмоциогенность» как ключевое свойство современной музейной архитектуры, отвечающее за эмоционально-чувственное переживание музейного пространства;
- выделены архитектурные сценарии, направленные на усиление чувственно-эмоциональных взаимосвязей человека с окружающим миром - эмоциогенные сценарии;
- представлен метод реализации архитектурных сценариев на основе смысловой модели эмоциогенности архитектуры современных музейных зданий;
- разработано 4 вида различных типологий, связанных с архитектурой музейных зданий XX - начала XXI века:
1. типология архитектуры музейных зданий на основе стилей, направлений и течений проектирования;
2. типология архитектурно-художественных концепций музейных зданий на основе мировоззренческих концепций XX - начала XXI века (в данной типологии впервые представлены концепции: «Музей - эволюционная спиральность», «Музей -отражение философской идеи», «Музей - опыт миросозерцания»).
3. типология эмоциогенных архитектурных сценариев на основе типов эмоционально-чувственных связей человека с окружающим миром, (осязательный, вибрационный, структурный, генетический), а также философских и мировоззренческих подходов к анализу личностных переживаний человека (феноменологический, инвайроментальный, интроспективный, региональный).
4. типология архитектуры музейных зданий на основе
выделенных типов эмоциогенных архитектурных сценариев.
Теоретическая значимость
Работа связанна с теорией порождения архитектурно-художественных образов музейных зданий и проблемой эмоциогенности их архитектуры. Эмоциогенность архитектуры музейных зданий рассматривается в рамках целостности организации комплекса «архитектура - экспонат - человек», что отвечает новому инвайроментальному подходу соврменности.
Практическая значимость
Результаты исследования имеют практическое значение для архитектурно-проектировочной, экспозиционно-выставочной и музейно-педагогической работы музеев. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве методических и справочных пособий при проектировании музейных пространств. Также материалы работы могут быть использованы в различных видах научно-теоретической деятельности, направленной на расширение диапазона знаний о специфике музейной архитектуры и современной архитектуры в целом, а также будут полезны студентам высших учебных архитектурных заведений, выполняющих задание по проектированию современных зданий, в том числе и музейных.
Методология исследования направлена на комплексное изучение проблем организации взаимосвязи музейного здания и посетителя с учетом инвайроментального подхода современности и на разработку метода реализации эмоциогенных архитектурных
Теоретико-методологическая база исследования опирается на достижения и открытия в отечественном и зарубежном архитектуроведение и музеологии. В основу работы положены идеи разработанные в гуманитарных науках: культурологии, философии, психологии и искусствознания, посвященных широкому кругу проблем восприятия архитектурного пространства.
Анализ стилистических особенностей и художественно-эстетических качеств музейных зданий опирается на исследования проблематики
архитектуры XX, XXI века, представленных в работах А.В. Иконников, О.В. Орельская, В.В. Бычков, Ю.М. Овсянникова, А. Магойа.
Описание чувственно-эмоциональных типов восприятия архитектурного пространства построенно на основе трудов психофизиологов и искусствоведов в области восприятия прострнатсва: Н.А. Берштейна, В.М.Вундта, В.В. Шилина, Р. Арнхейма.
Необходимость систематизировать большое число разнообразных архитектурных сценариев и установить условия формирования смысловых моделей вынуждает использовать четыре основные подхода: феноменологический, инвайроментальный, интроспективный,
региональный. В зависимости от выбранного подхода выделяются чувственно-эмоциональные типы восприятия пространства и соответствующие им архитектурные сценарии.
Для поставленных задач были определены методы и способы решения:
- метод историко-художественного анализа позволил определить подходы к организации взаимосвязи архитектура - человек - экспонат в истории музейной архитектуры;
- метод художественно-стилистического анализа произведений помог определить характерные особенности музейной архитектуры XX века;
- метод систематизации позволил распределить музейные здания XX века в соответствии с архитектурными стилями, направлениями и методами, выявить неоднозначности их композиции, показывающие необходимость в разработке нового подхода к анализу музейной архитектуры;
- индивидуальные методы архитекторов выявляются при рассмотрении архитектурно-художественных концепций организации музейных пространств, в частности концепций: «Музей - эволюционная спиральность», «Музей - отражение философской идеи»; «Музей -опыт миросозерцания».
- метод историко-культурный анализа позволил выявить
актуальный запрос современного музейного сообщества при
посещении музея;
- метод типологизации позволил разработать типологию эмоциогенных
архитектурных сценариев, исходя из типов чувственно-эмоциональных
восприятия пространства.
Одним из значимых методов, применяемых в диссертационной работе, является метод натурного исследования, который использован при выделении характеристики эмоциогенности архитектуры музейных зданий.
В работе применен междисциплинарный подход с привлечением принципов и методов эстетики, психологии, теории архитектуры, культурологии и музеологии. Междисциплинарный подход стал основой разработки метода реализации эмоциогенных архитектурных сценариев на основе смысловых моделей эмоциогенности архитектуры современных музейных зданий.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. При исследовании архитектурных образов современных музейных зданий акцент переносится с внешнего облика зданий на носителя эмоций - посетителя.
2. В современном комплексе музейных взаимосвязей «архитектура - экспонат - человек» доминирует организация целостности всех взаимосвязей. Инвайроментальное сознание человека, взаимодействие с природой и понимание себя в единстве с миром выходят в поле активного осмысления и меняют смысл архитектурных образов.
3. Современная музейная архитектура проектируется на основе смысловой модели эмоциогенности, базирующейся на архитектурно-художественной концепции «Музей - опыт миросозерцания».
4. На основе смысловой модели эмоциогенности современной музейной архитектуры реализуются эмоциогенные архитектурные сценарии.
Апробация результатов исследования
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры художественного образования и декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. Результаты диссертационной работы были представлены в форме докладов на следующих научных конференциях:
- Научно-практической конференции СПбГУСЭ и Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов «Музей и общество. Музей и его статус в системе общественных ценностей» (2013);
- Межвузовской конференции студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена «Искусство и художественное образование» (2014);
- Научно-практической конференции СПбГАСУ «Современные проблемы истории и теории архитектуры» (2015);
- XXI Царскосельской научной конференции «Образ Поднебесной. Взгляд из Европы» (2015);
- Международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения - 2016» (2016).
Идеи исследования обсуждались на международной конференции «Museum Next - 2015» (2015, Женева, Швейцария); на международном Форуме музейного дизайна (2014, 2015, Санкт-Петербург, Россия); на Петербургском образовательном форуме - 2016, на площадке «Музей в развитии профессионализма педагога: новые модели диалога» (2016, Санкт-Петербург, Россия); на 18-м Международном фестивале «Интермузей-2016» (2016, Москва, Россия).
В рамках гранта «Академическая мобильность аспирантов и молодых научно-педагогических работников РГПУ им. А. И. Герцена» была осуществлена поездка в музей Сучжоу и университет Сучжоу (2015, КНР). Идеи диссертации обсуждались с аспирантами архитектурного факультета университета Сучжоу и научными работниками музея.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и трех приложений. Объем основного текста 167 страниц, список литературы содержит 170 наименований. Часть иллюстраций в Приложении 3, выполнены на основе авторских фотографий аспиранта.
Основные положения диссертации отражены в 11 опубликованных статьях в научных изданиях, из них 4 опубликованы в журналах из перечня изданий ВАК.
Глава 1. История формирования облика музейного здания
Музеи представляют собой великолепные оправы коллекций и всегда являются объектами зрелищ. Наблюдающий зритель сразу схватывает образные особенности архитектуры музейного здания и, невольно отталкиваясь от этого образа, строит свои ожидания [12]. Архитектура музейного здания создает физическую оболочку для хранения и выставления коллекций, формирует особую атмосферу музейного пространства, вовлекает посетителя в мир музея, воздействуя на него только ей присущими средствами художественной выразительности, к которым относятся материалы, цвета, фактуры, формы, пропорции пространства и т. д.
В музейной архитектуре можно выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на формирование облика музейного здания.
К внутренним факторам относится организация взаимосвязей между основными элементами музейной структуры, между архитектурой (музейное здание, экспозиционное пространство), человеком (посетитель), экспонатом (предмет музейной коллекции), каждый из которых может доминировать в зависимости от этапов развития музейной архитектуры и подходов к их рассмотрению.
Внешними факторами являются практики видения, свойственные визуальной культуре эпохи и самого наблюдателя. С ними соотносятся идеологии мироустройства, философские и мировоззренческие концепции, архитектурно-художественные идеи, научные открытия, технические и технологические достижения времени и соответственно вытекающие из них канонические, стилистические или новаторские особенности художественной формы.
Чтобы иметь возможность анализировать современную музейную архитектуру и говорить о путях ее развития, о том воздействии, которое она оказывает на посетителя, важно проследить, каким образом исторически проявлялось влияние внутренних и внешних факторов на формирование
архитектурно-художественного образа музейного пространства. Важно понять, каким образом с течением времени изменялся и трансформировался запрос человека, приходящего в музей, а также осознать, каким этот запрос является сегодня и как архитектура музея может способствовать реализации данного запроса.
1.1 Подходы к организации целостности комплекса «архитектура -
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Оружие как объект музейного экспонирования2008 год, кандидат культурологии Ерешко, Юлия Владимировна
Музейная среда исторического города: ярославский архитектурный опыт2016 год, кандидат наук Сиротина, Татьяна Александровна
Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение2014 год, кандидат наук Сипкин, Павел Андреевич
Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Архитектура мемориально-музейных комплексов: становление – типология – новейшие тенденции2024 год, доктор наук Хомяков Александр Иванович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бакушкина, Елена Сергеевна, 2016 год
Библиографический список
1. Адамович, В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В. В. Адамович, Б. Г. Барин, В. А. Варежкин [и др.]; под общ. ред. И. Е. Рожина, А. И. Урбаха. - 2-е изд., перераб. идоп. -М.: Стройиздат, 1984.- 543 с.
2. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. - М.: Стройиздат, 1984.- 255 с.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1984.- 374 с.
4. Архитектура и мимикрия [Электронный ресурс] // Архитектурная платформа. - Режим доступа:
http://www.archplatforma.ru/?q=1&act=3&catg=38&pags=23&stchng=2.
5. Архитектура и эмоциональный мир человека/Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А.Г. Рапапорт, Г. Ю.Сомов. - М.: Стройиздат, 1985. - 208 с.
6. Асс, Е. Формальный разговор: архитектура музея - от классических фасадов к выражению персональности: открытая лекция в рамках фестиваля «ИнтерМузей» / Е. Асс. - М., 2016 .
7. Бабуров, В. Музей на руинах [Электронный ресурс] / В. Бабуров // Архитектурный вестник. - 2008. - № 1 (100). - Режим доступа: http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/av-1-100-2008/muzei-na-ruinakh.
8. Белоголовский, В. Музей Кимбелл. Личные впечатления / В. Белоголовский // Архитектурный вестник. - 2009. - № 4 (109). - Режим доступа: http://archi.ru/press/russia/19949/muzei-kimbell-lichnye-vpechatleniya.
9. Берштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 496 с.
10. Бескоровайная, С. В. Тенденции нелинейного развития экономической системы России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Бескоровайная Светлана Витальевна. - Саратов, 2007. - 184 с.
11. Блинова, Е. К. Музей - звено в цепи времен / Е. К. Блинова, Е. С. Бакушкина // Знание - Сила. - 2016. - № 3. - С. 94-102.
12. Блинова, Е. К. Пространство и время музея / Е. К. Блинова, Е. С. Бакушкина // Знание - Сила. - 2016. - № 2. - С. 106-112.
13. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 320 с.
14. Бычков, В. В. Художественность как сущностный принцип искусства [Электронный ресурс] / В. В. Бычков // Вопросы философии. - 2015. -Режим доступа: http: //vphil. ru/index.php?option=com_content&task= view&id=1117&Itemid=52.
15. Бычков, В. В. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2011. - № 4. - С. 62-72.
16. В Лионе открыт музей Слияния. Новости культуры [Электронный ресурс] // ТВ-канал «Культура». - Режим доступа: http://tvkultura. ru/article/show/article_id/126542/.
17. Василевич, Е. В. Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XIII-XIX веков: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Василевич Екатерина Викторовна. - СПб., 2010. - 214 с.
18. Веккер, Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 343 с.
19. Власов, В. Г. Дизайн - Архитектура и XXI век [Электронный ресурс] / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 41. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/1.
20. Возвращение к истокам. Музей Сучжоу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //archi. ru/world/2 818/vozvraschenie-k-istokam.
21. Вольф, Х. Интроспективный подход [Электронный ресурс] / Х. Вольф. - Режим доступа: http://studopedia.org/9-155025.html.
22. Вундт, В. М. Введение в психологию: пер. с нем. / В. М. Вундт. - М.: КомКнига, 2007. - 168 с.
23. Гельфонд, А. Л.Архитектурная типология общественных зданий и сооружений:учеб.пособие / А. Л. Гельфонд. - Н.Новгород:Изд-во ННГАСУ, 2003. - 201с.:ил.
24. Гилюк, О. Sverre Fehn: новый регионализм [Электронный ресурс] / О. Гилюк. - Режим доступа: http://www.sibdesign.ru/statyi.php?nomrub= 3&nompro=20&in=1.
25. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/museum/history/.
26. Государственный эрмитаж: официальный сайт. - Режим доступа: https: //www. hermitagemuseum. org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/l ocations/building/B40/?lng=ru.
27. Грицкевич, В. П. История музеев мира: учеб. пособие для студентов ист. факультета / В. П. Грицкевич, А. А. Гужаловский. - Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 2003. - 230 с.
28. Жирнов, А. Д. Искусство паркостроения / А. Д. Жирнов. - Львов, 1977.
- 208 с.
29. Захарченко, И. Н. Воображаемый музей А. Мальро в пространстве современной культуры / И. Н. Захарченко // Мир музея. - 2008. - № 4. -С. 1-4.
30. Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. / А. В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - Т. 1. - 656 с.
- 1055 ил.
31. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. - 288с.: ил.
32. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2007. - 485 с.
33. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви / сост. Г. С. Ляпина, М. М. Персиц, Ю. Б Пищик. - М.: Мысль, 1986. - 669 с.
34. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. - СПб.: Петрополис, 2008. - 244 с.
35. Касавина, Н. А. Экзистенциальный опыт: переживание пути или становление структуры / Н. А. Касавина // Вопросы философии. - 2013. № 7. - С. 63-72.
36. Катернога, М. Т. Архитектура музейных и выставочных зданий / М. Т. Катернога. Киев: Академия архитектуры украинской ССР, 1952. -124 с.
37. Китайская цивилизация. Международное радио Китая [аудиоматериал] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.cri.cn/ 941/2014/09/01/1s522968. htm.
38. Кияненко, К. В. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца [Электронный ресурс] / К. В. Кияненко // Архитектурный вестник. - 2008. - № 3 (102). - Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/av-3-102-2008/o-fenomene-strukture-i-dukhe-mesta-u-knorberg-shultsa.
39. Клец, В. А. Стивен Холл. Киасма как центр феноменологической архитектуры [Электронный ресурс] / В. А. Клец. - Режим доступа: http: //research-j ournal. org/arch/stiven-xoll-kiasma-kak-centr-enomenologicheskoj -arxitektury.
40. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf.
41. Лебедев, А. В. Музейное дело [Электронный ресурс] / А. В. Лебедев // ПостНаука. - Режим доступа: http://postnauka.ru/talks/34943.
42. Либескинд, Д. Между линиями: перевод с англ. / Д. Либескинд // Пинакотека. - 2001. - № 12. - С. 16-23.
43. Литвинова, С. А. Сравнительный анализ эстетических принципов инвайронментального искусства и ландшафтного дизайна: Тезисы докладов межвузовского научного форума, 10-11 октября 2013 г., г. Санкт-Петербург / С. А. Литвинова. - СПб., 2013. - С. 46-47.
44. Лобанов, А. В. Структурная методология в архитектуре постмодернизама [Электронный ресурс] / А. В. Лобанов // Архитектон: известия вузов. - 2008. - № 23. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2008_3/2.
45. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. - М.: Социум, 2014. - 484 с.
46. Майстровская, М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / М. Т. Майстровская. - М.: Российский институт культурологии, 1997. - С. 7-23.
47. Маклакова, Т. Г. Архитектура двадцатого века. Современная архитектура: учеб. пособие для арх. -строит. спец. вузов / Т. Г. Маклакова. - М.: АСВ, 2001. - 200 с.
48. Маковецкий, Е.А. К философии музея / Е.А. Маковецкий // Собор лиц. Материалы Всероссийской научной конференции. / Е.А. Маковецкий. -СПб., 2006. - С. 281-287.
49. Мастеница, Е.Н. Музеология в пространстве междисциплинарного взаимодействия / Е.Н. Мастеница // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - №3, том 2. - С. 155-163.
50. Малинин, Н. Пей до дна Татлина. Новый корпус Немецкого исторического музея: не только про их историю [Электронный ресурс] / Н. Малинин // Штаб-квартира. - 2004. - № 4. - Режим доступа: http://archi.ru/press/world/31001/evreiskii-muzei-v-berline.
51. Малявин, В. В. Китайское искусство / В. В. Малявин. - М.: Астрель, 2004. - С. 432.
52. MAXXI - первый национальный Музей современного искусства в Риме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvkultura. ru/article/show/article_id/20408.
53. Молок, Н. Империя Стиля [Электронный ресурс] / Н. Молок // Вокруг света. - 2003. - № 3 (2750). - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/468/.
54. Музей 21 века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //archi.ru/world/20351/muzei-xxi-veka.
55. Мухин, А.С. Новая организация архитектурного пространства музея: на примере Бранли / А.С. Мухин //Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного: сборник научных статей.
- СПб., 2012. - С. 111-117.
56. Невлютов, М. Р. Жак Херсог и Пьер де Мерон. Искусство и архитектура / М. Р. Невлютов // Артикульт. - 2014. - № 14 (2). - С. 3746.
57. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Кн. 1: Общие основы психологии. - С. 219-228.
58. Объемно-пространственнаякомпозиция:учебник длявузов/ А. В. Степанов,В.И.Мальгин,Г.И.Иванова[идр.]. - М.: Архитектура-С, 2004.
- 256 с.
59. Овсянников, Ю. М. История памятников архитектуры: от пирамид до небоскребов / Ю. М. Овсянников. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
60. Орельская, О. В. Современнаязарубежнаяархитектура:учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Орельская. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
61. Притцеровская премия: официальный сайт. - Режим доступа: http: //www.pritzkerprize.com/2012/j ury-citation.
62. Пунин, А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века: 1830-1860-е годы. Ранняя эклектика / А. Л. Пунин. - СПб.: Крига, 2009. - 592 с.
63. Раппапорт, А. Г. Архитектура и память [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт. Режим доступа: http://papardes.blogspot.ru/2011/04/blog -post_03.html.
64. Раппапорт, А. Г. Вода и архитектура / А. Г. Раппапорт // Проект Балтия: вода. - 2007. - № 1. - С. 8-22.
65. Раппапорт, А. Г. Восприятие среды и пространства [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт. - Режим доступа: http://papardes.blogspot.ru/ 2011/09/1978_7651.html.
66. Ревякин, В. И. Проектирование музеев: Монография / В. И. Ревякин. -М.: ГУЗ, 2003. - 150 с.
67. Ринпоче, Й. М. Будда, мозг и нейрофизиология счастья / Й. М. Ринпоче. - М.: Открытый мир, 2009. - 363 с.
68. Родичева, И. В. Инвайроментальные экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы / И. В. Родичева // Общество: политика, экономика, право. -2008. - № 2. - С. 29-30.
69. Рудченко, О. Идеальный музей [Электронный ресурс] / О. Рудченко // Проект классика. - 2002. - Ш-ММП. - Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/est_news/03_2002/03_2002_wn01_ 03.htm#top.
70. Рыков, А.В. Искусство модернизма: основные принципы / А.В. Рыков // Вестник СПбГУ. - 2011. - №4, сер. 2. - С. 51-54.
71. Сапанжа, О. С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика / О. С. Сапанжа / Вопросы музеологии. - 2012. -Вып. 1(5). - С. 6-7.
72. Сапанжа, О. С. Методология теоретического музееведения / О. С. Сапанжа. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -115 с.
73. Сотникова, С. И. Музеология: учеб. пособие для студентов вузов / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 190 с.
74. Степанов,А.В. Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов / А. В. Степанов,Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. - М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
75. Сто великих музеев мира / авт.-сост. Н. А. Ионина. - М.: Вече, 1999. - 508 с.: ил.
76. Сурикова, К. В. Эволюция музейного образа: от мусейона к белому кубу / К. В. Сурикова // Вопросы музеелогии. - 2012. - № 2 (6). - С. 1117.
77. Сучжоуский музей - наследник традиций садово-паркового искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kitaichina.com/ Бе/поёе_31466.htm.
78. Сценарий [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0 %B0%D1%80%D0%B8%D0%B9.
79. Тимофеев, А. И. Философия природы Гегеля: текст лекции / А. И. Тимофеев; ГУАП. - СПб., 2007. - 34 с.
80. Ухналев, А. Храмы и термы Петера Цумтора / А. Ухналев // Капитель. - 2013. - № 1 (23). - Режим доступа: Ш1р://карйе1-spb.ru/artic1e/%D 1 %85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D 1 %8B-%D0%B8-
1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%BC%D 1 %8B-%D0%BF%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%B0-
1 %860/с^ 1 %83%D0%BC%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B0/.
81. Фасадное плетение [Электронный ресурс]: электронный портал АгсЫги. - Режим доступа: http://archi.ru/wor1d/56843/fasadnoe-p1etenie.
82. Федотова, Н. Ю. Современные тенденции музейной модернизации: анализ новых архитектурных проектов / Н. Ю. Федотова // Артикульт. - 2014. - № 16 (4). - С. 49-53.
83. Фролова, Н. Прозрачное присутствие [Электронный ресурс] / Н. Фролова // Портал зарубежной архитектуры. - Режим доступа: http://archi.ru/world/4059/prozrachnoe-prisutstvie.
84. Хрусталева, М. А. Из истории проектирования музейных зданий / М.
A. Хрусталева // Музей. - 2008. - №6. - С. 6-21.
85. Чижова, Л. В. Из истории художественных музеев России: учеб. пособие / Л. В. Чижова; отв. ред. Л. А. Черная.- М., 1991. - 82 с.
86. Чугунова, А. В. Музейная архитектура в контексте современной культуры / А.В. Чугунова // Вопросы музеологии. - 2010. - №1. -С. 34-43.
87. Шилин,В. В. Архитектура ипсихология: краткий конспект лекций / В.
B. Шилин. - Н. Новгород,2011.- 66 с.
88. Шляхтина, Л.М. Социальные практики современного музея: границы доступности / Л.М. Шляхтина // Теоретические основы музеологии. -2011. - №2 (10). - С. 10-15.
89. Шовская, Т. Арт-пространство от Тадао Андо [Электронный ресурс] / Т. Шовская. - Режим доступа: http://www.archplatforma.ru/? act= 1&nwid=3357.
90. Юренева, Т. Ю. Музей в мировой культуре: монография / Т. Ю. Юренева. - М.: Русское слово, 2003. - 536 с.
91. Acropolis museum: official website. - URL: http://www.theacropolismuseum.gr/en.
92. Alte Pinakothek: official website. - URL: https://www.pinakothek.de/ besuch/alte-pinakothek.
93. Altes Museum: official website. - URL: http://www.smb.museum/ museen-und-einrichtungen/altes-museum/home.html.
94. Art Gallery of Alberta: official website. - URL: http: //www.youraga.ca/visit.
95. Art museum Kolumba: official website. - URL: http: //www.kolumba.de/?language=eng.
96. Aspen Art Museum: official website. - URL: https://www.aspenartmuseum.org/.
97. Aukrust museum: official website. - URL: http://www.aukrust.no/.
98. Betcky, A. Take me to the water / A. Betcky // Architectural design: architecture and water. - 1995. - Vol. l 65, № ^ - P. 9-15.
99. Bibat. Museo de Arqueología: official website. - URL: http://www.araba.eus/cs/Satellite?c=DPA_Cultura_FA&cid=122398296295 0&pageid=1193045487374&pagename=DiputacionAlava%2FDPA_Cultura _FA%2FDPA_museo.
100. Biomuseo - museum of biodiversity: official website. - URL: http: //www.biomuseopanama.org/en.
101. Bruno Taut // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/Bruno_Taut.
102. Chichu Art Museum: official website. - URL: http://benesse-artsite.j p/en/art/chichu.html.
103. Dark star. Kunst museum. - URL: http://www.bdonline.co.uk/dark-star/1011542.article.
104. De Young Museum: official cite. - URL: https://deyoung.famsf.org/.
105. Deutsches Historisches Museum: official website. - URL: https: //www.dhm.de/en/about-us/the-buildings .html.
106. Dobrzynski, Ju. H. IT IS WHAT'S INSIDE THAT DAZZLES / Ju. Dobrzynski // Wall Street Journal. - 2007. - June. - URL: http://www.stevenholl.com/media/files/Articles/WSJ_060707_D7.pdf.
107. Eli & Edythe Broad Art Museum: official website. - URL: http://broadmuseum.msu.edu/.
108. EMP museum: official cite. - URL: http://www.empmuseum.org/ about-emp/the-emp-building.aspx.
109. Erweiterungsbau des Folkwang-Museums: official website. - URL: https://www. museum-folkwang. de/.
110. Fondation Beyeler Museum: official website. - URL: http://www.fondationbeyeler.ch/en/museum/impressions.
111. Fondation Louis Vuitton museum: official website. - URL: http: //www.fondationlouisvuitton.fr/en.html.
112. Giebelhausen, M. New museum theory and practice: an introduction / M. Giebelhausen. - Oxford, 2006. - P. 44.
113. Harold, M. W. The Getty Center: Design Process / M. W. Harold, B. Lacy, S. D. Rountree, R. Meier. - Publisher: Oxford University Press, 1991. - 144 p.
114. Hedmark Museum: official website. - URL: http://www.hedmarksmuseet.no/English/Home/tabid/6534/language/en-US/Default.aspx.
115. Herzog & de Meuron: official website. - URL: https://www.herzogdemeuron.com/index/projects/complete-works/151 -175/169-schaulager.html.
116. Holl, S. Anchoring // Prineceton Arch. Press / S. Holl. - New York, 1989. - P. 9-42.
117. Huxtable, A. D. The paradox of Sverre Fehn. Esse Sverre Fehn / A. D. Huxtable. - URL: http://www.pritzkerprize.com/1997/essay.
118. Jodidio, P. Tadao Ando at Naoshima: Art Architecture Nature / P. Jodidio, Tadao Ando. - Publisher: Universe; Exp Rev edition. - 2009. -October 27. - 200 p.
119. Judisches Museum Berlin: official website. - URL: http: //www.jmberlin. de/.
120. Kiasma: official website. - URL: http://www.kiasma.fi/ru/.
121. Kolkata Museum of Modern Art: official website. - URL: http : //kmomamuseum.org/about-kmoma/architecture/index. html.
122. Kunsthistorisches Museum Wien: official website. - URL: https : //www.khm.at/en/.
123. Kunstmuseum Liechtenstein: official website. - URL: http : //www.kunstmuseum.li/?page=2148&lan=en.
124. Kyushu geibunkan museum: official website. - URL: http : //www.kyushu-geibun.jp.
125. Lacayo, R. THE ART THAT LIES BENEATH / R. Lacayo. - URL: http://www.stevenholl.com/media/files/Articles/TIME_3-19-2007.pdf.
126. Lille Métropole musée d'Art modern: official website. - URL: http : //www.musee-lam.fr/.
127. Marotta, A. Contemporary Museums / A. Marotta. - UK: Skira, 2010. - 351 c.
128. MAS Museum an de Stroom: official website. - URL: http : //www.mas .be/en/content/about-mas.
129. MAXXI museo: official website. - URL: http://www.fondazionemaxxi.it/.
130. Menil Collection: official website. - URL: https://www.menil.org/.
131. Modern Art Museum of Fort Worth: official website. - URL: http : //www.themodern.org/.
132. MUSE - Museo delle Scienze: official website. - URL: http : //www.muse.it/it/Pagine/default.aspx.
133. Musée d'Unterlinden: official website. - URL: http://www.musee-unterlinden.com/musee/architecture/.
134. Musée d'art moderne André Malraux: official website. - URL: http : //www.muma-lehavre.fr/en.
135. Musée des Civilisations de l'Europe et de la Méditerranée: official website. - URL: http://www.mucem.org/.
136. Musée des Confluences: official website. - URL: http://www.museedesconfluences.fr/.
137. Museo nazionale archeologico di Taranto: official website. - URL: http : //www.museotaranto. org/web/index.php?area=1 &page=home&id=0&ln g=en.
138. Museo Soumaya: official website. - URL: www.soumaya.com.mx/.
139. Museum Brandhorst: official website. - URL: http://www.museum-brandhorst.de/.
140. Museum of Architecture // ArcSpace. URL: http://www.arcspace.com/ features/toyo-ito--associates/museum-of-architecture-/.
141. Museum of Contemporary Art in Niteroi // Wikiarquitectura. URL: http://en.wikiarquitectura.com/index.php/Museum_of_Contemporary_At _in_Niteroi.
142. Museum of Modern Art: official website. - URL: http : //www.moma.org
143. Museum of Tomorrow: official website. - URL: https://www. museudoamanha.org.br/en
144. Nagi Museum Of Contemporary Art: official website. - URL: http://honyaku.j-
server.com/LUCNGT/ns/tl.cgi/http%3a//www.town.nagi.
okayama.jp/moca/?SLANG=ja&TLANG=en&XMODE=0&XCHARSET
=utf-8&XJSID=0.
145. New building of the Nelson Atkins Museum of Art: official website. -URL: http://www.nelson-atkins.org/.
146. Ningbo History Museum. Architectural magazine DOMUS. - URL: http://www.domusweb.it/en/from-the-archive/2012/03/03/ningbo-history-museum.
html.
147. Ningbo History Museum: Official website. - URL: http : //www.nbmuseum.cn.
148. Norsk bremuseum: official website. - URL: http: //www.english.bre. museum.no/.
149. Ordos Art and City museum: official website. - URL: http://www.i-mad.com/work/ordos-museum/?cid=4.
150. Ordrupgaard art museum. New wing: official website. - URL: http://ordrupgaard.dk/en/zaha-hadids-building/.
151. Parrish Art Museum: official website. - URL: http://parrishart.org/.
152. Perot Museum of Nature and Science: official website. - URL: http: //www.perotmuseum.org/.
153. Piano, R. Whitney: The Whitney Museum of Art / R. Piano. -Publisher: Fondazione Renzo Piano. - 2015. - May 1. - 196 p.
154. Prospectus by Museum Next Geneva 2015. - URL: https: //issuu.com/museumnext/docs/museum_next_2015_brochure_digital.
155. Qatar museums: official website. - URL: http://www.qm.org.qa/ en/project/national-museum-qatar.
156. Saint Louis Art Museum: official website. - URL: http://www.slam.org/.
157. Schaulager: museum official website. - URL: http://www.schaulager. org.
158. Solomon, R. Guggenheim Museum: official website / R. Solomon. -URL: https://www.guggenheim.org/.
159. Speech museum. - 2013. - № 11. - 288 c.
160. Suzhou Museum: official website. - URL: http://www.szmuseum. com/EN/Englishlndex.aspx.
161. Tado Ando: official website. - URL: http://www.tadao-ando .com/index_eng.html.
162. Taubman Museum of Art: official website. - URL: http: //www.taubmanmuseum.org/main/.
163. The Clark museum: official website. - URL: http://www.clarkart.edu/.
164. The Kimbell Art Museum: official website. - URL: https: //www.kimbellart.org/.
165. The Nelson-Atkins Museum of Art. Steven Holl Architects. - URL: http://www.archdaily.com/4369/the-nelson-atkins-museum-of-art-steven-holl- architects.
166. The Palestinian Museum: official website. - URL: http: //www.palmuseum. org/.
167. Toyo Ito Architecture Museum: official website. - URL: http: //www.tima-imabari .j p/en/.
168. Victoria and Albert Museum: official website. - URL: http: //www.vam.ac. uk/.
169. Vitra Design Museum: official website. - URL: http://www.design-museum.de/de/informationen.html.
170. Zaha-Hadid: official website. - URL: http://www.zaha-hadid.com/.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.