Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.21, кандидат наук Сипкин, Павел Андреевич

  • Сипкин, Павел Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.21
  • Количество страниц 184
Сипкин, Павел Андреевич. Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение: дис. кандидат наук: 05.23.21 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Москва. 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сипкин, Павел Андреевич

2.3. Архитектурное «тело»

2.3.1. Исходная мифологема «тела»: «Хаос» и «Мировое яйцо»

2.3.2. Сложносоставное «тело» здания. Сборка здания по аналогии с «Мировым яйцом»

2.3.2.1. Представление «тела» здания как пустого вместилища («чрево»), «Беременный небоскреб»

2.3.2.2. Перфорирование «тела». Канал-траектория в объеме

2.3.2.3. «Страдающее тело». Деформация оболочки здания

2.3.2.4. Формирование «губчатого тела»

2.3.3. Создание квазиорганических форм. «Программная алхимия»

2.3.3.1. Оппозиция ядра и оболочки в Мировом яйце

2.3.3.2. Вытекание и застывание «тела» здания

2.3.3.3. «Опалубка» и заполнение

2.3.3.4. Экстатическое состояние «эмбриональных тел» и пространств

2.4. Сетки и сетчатые построения

2.4.1. «Полоса» активной жизни между стенами. «Орнамент-гобелен». «Полоса-ячейка»

2.4.2. Связка стена-дорога-канал и взаимозаменяемость элементов

2.4.3. «Эшелонированная оборона». Возможность прорыва и преодоления «полосы»

2.4.4. «Полоса» с заполнением из шахматных досок. «Экструдирование» клеток

2.4.5. Эффект «анти-экструдера». Пространственная матрица-решетка

2.4.6. «Подспудная инфраструктура» сети

2.4.7. Сеть как «архипелаг» из островов-кварталов

2.4.8. Перевод плоской сети в объем. «Экструдирование» небоскреба

2.4.8.1. Небоскреб как пустой «контейнер» без конкретной функции

2.4.8.2. «Телескопический» небоскреб - «конденсатор социальной активности»

2.4.8.3. Небоскреб, составленный из коробок. Стопки платформ с разрозненными сюжетами

2.4.8.4. «Проросший» небоскреб. Сеть как поле для выращивания новых форм

2.4.8.5. «Mera-деревня». Сжатие группы небоскребов в вид-открытку

2.4.9. Перевод объема в плоскую сеть. «Спящий небоскреб, уложенный на бок»

2.4.10. Изгибание сети. Расплетение сети на «полосы», появление ядер

2.4.11. Повторный перевод плоской сети в объем. Небоскреб как совмещение сетчатых структур

2.4.12. Повторный перевод объема в плоскую сеть. «Гибкая мозаика из

посевных площадей»

ГЛАВА 3. «МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО» В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПОСТРОЕНИЯХ Р. КУЛХААСА

3.1. «Пространство мусора» как исходная среда для включения комплекса

архитектурных машин Р. Кулхааса

3.2. Комплекс автоматичных операций («производящие машины»)

3.2.1. Накопление материала («машина-конденсатор»)

3.2.2. Отвлечение от материала («абстрактная машина»)

3.2.3. Фильтрация и оцифровка («цифровая машина»)

3.2.4. Систематизация и установление связей («коллекционирующая машина»)

3.2.5. Отбор и приспособление («дарвиновская машина»)

3.2.6. «Кодирование» («программирующая машина»)

3.2.7. Развертывание формы («проращивающая машина»)

3.2.8. Инвертирование формы («инверсионная машина»)

3.2.9. Распространение и «засев» («тиражирующая машина»)

ГЛАВА 4. СБОРКА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Р. КУЛХААСА

4.1. Модели сборки архитектурного объекта

4.1.1. Пространство с переменной функцией («пустой «контейнер»)

4.1.2. Видоизменение и деформация здания

4.1.3. Сборка объемов в сложносоставное образование («конгломерат» из

объемов)

4.1.4. Совмещение различных моделей сборки в одном здании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Графические таблицы

Таблица 1.1. Поворотные факты биографии, основные детские впечатления Р. Кулхааса

Таблица 1.2. Проектная мифология Р. Кулхааса

Таблица 1.3. Существующие исследования творчества Р. Кулхааса

Таблица 1.4. Культурные и художественные влияния на формирование творческой

концепции Р. Кулхааса

Таблица 1.5. Словарь архитектурных терминов как квинтэссенция теоретических

предпочтений Р. Кулхааса

Таблица 1.6. Архитектурные «патенты» Р.Кулхааса как форма записи проектных

действий и эффектов

Таблица 2. Концептуальные блоки и смысловые слои в представлении архитектурного

объекта Р. Кулхааса

Таблица 2.1. Наборы видов-картинок

Таблица 2.2. Траектория движения

Таблица2.3. Архитектурное «тело»

Таблица 2.4. Сетки и сетчатые построения

Таблица 3. «Машинное производство» в пространственных построениях Р. Кулхааса.

Комплекс автоматичных операций

Таблица 4. Сборка архитектурного объекта как воплощение творческой концепции

Р.Кулхааса

Таблица 4.1. Пространство с переменной функцией («пустой «контейнер»)

Таблица 4.2. Видоизменение и деформация формы

Таблица 4.3. Сборка объемов в сложносоставное образование («конгломерат» из

объемов)

Таблица 4.4. Совмещение различных моделей сборки в-одном здании

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследовании. В постиндустриальную эпоху акценты переносятся с массового производства на ускоренное развитие информации и технологии, что позволяет своевременно реагировать на быстрые изменения потребностей общества, зараженного культом массового потребления. В таких условиях архитектурный объект всё более начинает рассматриваться как особый товар с переменными качествами, назначение и стоимость которых зависят от текущей конъюнктуры. Сегодня поиски в архитектуре связаны с активным внедрением программных механизмов и технологий, с калейдоскопичной сменой используемых форм и образов, которые пребывают в постоянном движении и трансформации. При проектировании крупных общественных зданий и комплексов расчет делается на ошеломляющий эффект, роль случайных событий, мгновенное восприятие, выстраивание хитроумных сценариев функционирования, рассчитанных на вовлечение максимального количества посетителей. Традиционный типологический подход, принятый в отечественной архитектуре, не успевает за наметившимися экономическими и культурными трендами. Множится число архитектурных «гибридов», совмещающих особенности разных типов зданий, что особенно проявилось в архитектуре постмодернизма.

Как следствие, большой интерес вызывает опыт архитекторов, которые сегодня умело выстраивают свою проектную деятельность, ведут творческий поиск в условиях «неопределенности, смысловой расплывчатости, нескончаемой игры со «смыслами»1, вырабатывают собственные принципы проектирования, позволяющие решать творческие задачи в постоянно изменяющихся условиях архитектурно-строительного рынка.

Рем Кулхаас дает пример такой успешной, весьма гибкой и разносторонней архитектурной деятельности, связанной как с экономическими и строительными обстоятельствами, так и с культурными смыслами и социальными процессами, сопровождающими проектирование. Его подход предполагает включение в проектирование разных областей, где он выступает как художник, режиссер, социальный инженер, экономист, политик, сценарист, журналист, педагог. Он разработал собственную систему взглядов и проектную мифологию. У него существует устойчивый творческий процесс и особые способы моделирования, направленные на поэтапную проработку и воплощение его творческого замысла, что связано с переводом конкретных обстоятельств проектирования, отвлеченных идей и образов в реалии архитектурных объектов.

1 Добрицына, И.Л. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицына. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 27.

В работе предполагается, что у Кулхааса существует творческая концепция, позволяющая учитывать и гибко реагировать на потребности рынка архитектуры, даже в определенной степени воздействовать на него. Несмотря на включенность в архитектурно-строительный «конвейер», ему, во многом благодаря концептуальным установкам, удается сохранять индивидуальное творческое начало и создавать не просто здания, а по-свосму осмысленные и эстетизированные объекты. Возможно, именно в силу такой двойственности ситуации, он сам определяет свою «творческую концепцию» как «машину по фабрикации фантазии».

Творческая концепция в работе понимается как объединяющая такие разнородные составляющие, как проектная мифология и творческий процесс архитектора, включающий различные представления, механизмы проектирования и воплощение проектных решений в постройках.

Кулхаас сравнивает архитектора с «архи-плоттером»3 - с неким механизмом, генерирующим архитектурные продукты. Такое понимание заставляет включить в рассмотрение творческой концепции особое «машинное производство», предполагающее наличие целого комплекса «производящих машин». В отличие от более привычного понятия «машины» как утилитарного механического устройства, в контексте данного исследования под «производящей машиной» понимается некий интеллектуальный механизм, связанный с поиском, переработкой, переосмыслением и сборкой образов, идей и представлений в новый архитектурный объект или «агрегат». Однако такой механизм связан и с индивидуальной манерой, особым видением и способом выражения архитектора, а сам способ такой корреляции во многом предопределяет и направляет проектирование. v

Отсюда, необходимо выработать собственный подход к изучению и провести реконструкцию творческой концепции Рема Кулхааса, что позволит связать воедино различные аспекты его проектной деятельности, яснее представить пути воплощения творческой концепции в архитектуре.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на множество текстов, посвященных творчеству Рема Кулхааса, изучение творческой концепции архитектора еще не становилось темой специального исследования в отечественном научном архитектуроведении. Творческая концепция Кулхааса оказывается на пересечении разных областей знания, к которым необходимо обратиться при определении собственного исследовательского подхода.

Диссертация опирается на положения, изложенные в работах по теории и истории архитектуры4, теоретические подходы к изучению методов проектирования5, модели, связанные

2 Koolhaas, R., Mau, В. S, М, L, XL. О.М.А / R. Koolhaas, В. Mau. - New York: The Monacelli Press, 1995. - P. 782.

3 Koolhaas, R. Delirious New York / R. Koolhaas. - Rotterdam: 010 Publishers, 1994.-P. 213.

4 Труды Ю.П. Волчка, Г. Зедльмайра, Н.Б. Маиьковской, Н.Л. Павлова, A.B. Рябушина, О. Шуази.

5 Работы A.B. Бокова, Р. Вентури, В.Л. Глазычева, Ю.И. Кармазина, М.Н. Полещука.

с пониманием архитектуры как особого языка6, типологические и функциональные исследования7. Обращение к проблематике творческой концептуальной деятельности потребовало включения в рассмотрение отдельных понятий и терминов феноменологии восприятия8, теории образности и восприятия в философии9, экологического подхода к зрительному восприятию10. Работа опирается на результаты исследований творческой концепции в семиологии11, культурологии12, психологии и психоанализе13, мифологии14, фольклоре15, игре16, теории кино17, живописи и рисунке18, описания творческих концепций художников19.

Такая работа была бы невозможной без обращения к самой личности Рема Кулхааса и изучения круга его научных и культурных интересов. При формировании своей проектной мифологии он опирается на отдельные положения философии структурализма20, аспекты, связанные с пониманием архитектуры как своего рода текста, возможностями его анализа, выделением в нем смысловых слоев и тематических платформ. Архитектор использует отдельные операции структурного подхода, такие как: фрагментация, расслоение, разъятие архитектурного объекта на отдельные составляющие, формирование «массива» или «коллекций» элементов и установление связей между ними.

Кулхаас цитирует и развивает идеи представителей философии постструктурализма21: роль случая и событийность в архитектуре; понимание жизни здания как своего рода перформанса,. «хэппенинга»22; интерес к уродливому, дисгармоничному в композиции; «гибридизация» архитектурного произведения за счет включений из разных контекстов. Отсюда ирония художника, понимание ценности парадоксального, даже бессмысленного в произведении, восприятие творчества как нескончаемого путешествия, приключения (номадизм), предполагающего постоянный дрейф и напластование разнородного материала. Как следствие,

6 Тексты Ч. Дженкса, A.B. Иконникова, К. Линча, И.М. Фальковского.

7 Работы A.B. Бокова, A.J1. Гельфонд.

8 Исследования Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Е.В. Петровской.

9 Работы А. Бергсона.

10 Работы Дж. Гибсона.

11 Труды Р. Барта, В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, У. Эко.

12 Работы В.В. Кандинского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского.

13 Статьи 3. Фрейда, К.Г. Юнга.

14 Исследования В.В. Иванова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова.

15 Труды М.М. Бахтина.

16 Тектсы Й. Хейзинги.

17 Тексты М. Антаниони, Б. Бертолуччи Д. Вертова, Д.У. Гриффита, Л.В. Кулешова, Р. Мейера, В.И. Пудовкина, Ю.Н. Тынянова, Р.В. Фассбиндера, С.М. Эйзенштейна и др.

18 Тексты и работы Ф. Бэкона, С. Дали, Ж.Б. Пиранези и других художников.

19 Тексты С.М. Эйзенштейна о Ж.Б. Пиранези; К.Г. Юнга о Парацельсе; Ж. Делеза о Ф. Бэконе, Л.З. Трауберга о Д.У. Гриффите.

20 Исследования Р. Барта, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса.

21 Труды Ж. Бодрийара, П. Вирилио, Ж. Делеза, Ф. Гватгари, Ж.Л. Нанси.

22 Грецкий, М.Н. Структурализм [Электронный ресурс] / М.Н. Грецкий // Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - Режим доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsCenc_philosophy/l 169

определенное внимание в работе уделяется таким сквозным для философии постструктурализма и архитектуры деконструктивизма терминам, как «ризома»23, «складка», «тело», «концепция», «концепт», «производящая машина», «машинная сборка» и «абстрактная машина» и др.

Определенный вклад в становление творческой концепции внесли: работы, посвященные «теории сборки» на стыке архитектуры и социальных процессов, а также теории эволюции, применительно к архитектурному процессу М. Де Ланда; теории самовоспроизводства и саморегуляции форм в природе Ф. Варела и У. Матурана; анализ художественных практик М. Дюшана, П. Клее, И. Кляйна, Ф.Т. Маринетти, Г. Матта-Кларка, П. Мондриана, Ф. Пикабиа, Э. Уорхола; психологические работы 3. Фрейда, К.Г. Юнга и их последующая структуралистская интерпретация Ж. Лакана; социологические исследования Г. Дебора, Р. Ванейгема, А. Лефевра, Н. Кляйн. Материал для анализа дали интервью, взятые Кулхаасом у известных деятелей культуры.24

В своем творчестве Кулхаас развивает отдельные идеи архитекторов русского авангарда25, европейского функционализма и рационализма26, модернизма27, метаболизма28, неофутуризма29, архитектуры постмодернизма30и деконструктивизма31, нелинейной, экологической архитектуры32. Все они в разное время повлияли на мировоззрение и формирование его творческой концепции.

Основным материалом исследования стали его личные теоретические работы33, статьи, материалы магистерской диссертации, пояснительные записки к проектам, каталоги с описаниями проектов.

В отечественном архитектуроведении появились статьи, в которых разбирались отдельные понятия, термины и приемы творческой концепции Кулхааса.34

А.Н. Шукурова пишет о «психомеханическом урбанизме» Кулхааса как способе планирования города; о его понимании здания как «анимированного персонажа», которому

23 Zaera-Polo, A. Notes for Topographic Survey / A. Zaera-Polo // El Croquis. Rem Koolhaas. 1986-1991. - 1992.-N. 53.

24 Интервью с P. Вентури, О. Нимейером, Ф. Феллини, Н. Константом и др.

25 И.И. Леонидов, Эль Лисицкий, К.С. Малевич, К.С. Мельников, A.M. Родченко, Я.Г. Чернихов.

26Я.Й. Ауд, Х.П. Берлаге, П. Крамер, Ф.Л. Райт, Г. Ритвельд, Дж. Терраньи, О.М. Унгерс.

27 Ле Корбюзье, Л. Мисс ван дер Роэ, Л. Хилберзеймер.

23 А. Исодзаки, К. Кикутаке, К. Курокава, Ф. Маки, К. Танге.

29 А. Бранци («Архизум»), П. Кук («Аркигрэм»), А. Наталини («Суперстудио»), С. Прайс, Й. Фридман,

30 М. Ботта, Р. Вентури, Л. Крие, X. Колхоф, Ч. Мур.

31Ф. Гэри, Ф. Джонсон, Д. Лнбескинд, группа Кооп Химмельб(л)ау, М. Уигли, Б. Чуми, 3. Хадид и др.

32 С. Белмонд, Ф. Гери, Т. Ито, 3. Хадид, П. Эйзенман.

33 Например, Koolhaas, R. Delirious New York / R. Koolhaas. - Rotterdam; 010 Publishers, 1994. - 317 p.; Koolhaas, R., Mau, B. S, M, L, XL. O.M.A / R. Koolhaas, B. Mau. - New York: The Monacelli Press, 1995. - 1344 p.; Koolhaas, R.Content / R. Koolhaas. - Köln: Taschen, 2004. - 544 p.; Koolhaas, R., Orbist, H.U. Project Japan. Metabolism Talks / R. Koolhaas, H.U. Orbist. - Köln : Taschen, 2011. - 684 p. и др.

34 Статьи Г.И. Ревзина, Д. Жуковой, А. Тарханова, В. Белоголовского, А. Гордеевой, Н. Фроловой, Н. Коряковской, Л. Попова и др.

ставится диагноз; об основном приеме формообразования, связанном с нарушением общепризнанных «архитектурных кодов» (совмещение функций, уплощение объемной структуры).35

Л/Г

Э.В.Данилова выделяет повторяющиеся «архитектурные темы» Кулхааса: здание как искусственный ландшафт; «кинематографический променад», путь насквозь через здание, обеспечивающий покадровое восприятие архитектуры как «зрелища искусства кино»; понимание города как «архипелага островов». Она определяет творческий метод Кулхааса как «архитектора-археолога», который составляет из найденных, разновременных городских фрагментов «новый вид музейного экспоната архитектуры».37

Особое внимание в работе уделяется исследованию И.А. Добрицыной38, где показана взаимосвязь отдельных философских положений структурализма и постструктурализма с

39

архитектурой постмодернизма и деконструктивизма , отмечено развитие архитектуры в направлении нелинейности, компьютеризации, "виртуальности. Добрицына анализирует «деконструктивистскую логику» пространственных построений Кулхааса, согласно которой архитектурное «произведение рассматривается как сложная многослойная структура, состоящая из несовместимых, на первый взгляд, включений, возвышенная до сюрреалистического модуса».40 Разбирая проекты парка Ла Виллетт в Париже (1982), и музыкального театра в Гааге (1987), она выделяет специфический «комбинаторный подход» Кулхааса, связанный со смешением и переплавкой разнородных явлений в его архитектурном объекте, использованием отдельных приемов и образов И.И. Леонидова («антигравитационная» метафора, «идея напряженного пространства»41), С. Прайса (принцип «бесплановости и неопределенности»), эстетики и образов супрематизма К.С. Малевича и сюрреализма С. Дали.42 В критических статьях зарубежных исследователей (Б. Лоотсма, Р. Сомол, М. Казне, Дж. Кипнис, Х.У. Орбист, С. Бургдорфф, Б. Занд) и интервью Кулхааса раскрывается его проектная деятельность в социальном и политическом контексте постиндустриального общества. Ч. Дженкс пишет о постмодернистском пространстве проекта «Город плененного

35 Шукурова, А.Н. Психоурбанизм раннего Кулхааса / ОМА / А.Н. Шукурова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. ТРУДЫ МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 7-11 апреля 2014 г. - М.: МАРХИ, 2014. - С. 132-134.

36 Делез, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2010. - 895 с.

37 Данилова, Э.В. Уроки Кулхааса: приношение архитектуре / Э.В. Данилова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. ТРУДЫ МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 7-11 апреля2014 г.-М.: МАРХИ,2014.-С. 127-132.

38 Добрицына, И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре. -416 с.

39 Влиянием философских идей деконструктивизма на архитектуру занимались: П.В. Капустин, Д.Л. Мелодинский, Ю.В. Янушкина.

40 Добрицына, И.А. Указ. соч. - С. 126.

41 Павлов, Н.Л. Леонидов Иван Ильич / Н.Л. Павлов // Энциклопедия Русского Авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3 т. - М.: Глобал Эксперт энд Севис Тим, 2013. - Т. 2. - С. 29-32.

42 Добрицына, И.А. Указ. соч. - С. 122.

Земного Шара» (1972), где выявляет стратегии «радикального эклектизма», сталкивания множества идеологий и господства всеобщего над единичным, отмечает влияние на Кулхааса футуристических техник П. Кука и С. Прайса.43

Работа опирается на монографию Р. Гаргиани44, который собрал и систематизировал значительный биографический, теоретический и^ проектный материал, сформулировал и интерпретировал отдельные концептуальные положения теории Кулхааса и подготовил почву дальнейшего исследования, Гаргиани выделил основные элементы проектной мифологии, использованные Кулхаасом в формообразовании («Берлинская стена», «бассейн с конструктивистами», «аттракционы Кони-Айленда», прямоугольная сеть Манхэттена, «парк кабельных трубопроводов», «город-архипелаг», «объем» и «город-генерик», «губчатое тело»), выявил художественные техники и приемы архитектора в работе с формой («уплощение объемной структуры», «стратегия пустоты или проектирование пустотами», «перфорирование», «складывание») и показал их место и роль в архитектурном произведении. Несмотря на комплексное историческое исследование архитектурного подхода Р. Кулхааса, Р. Гаргиани не ставил перед собой задачу представить творчество мастера как целостную концепцию, находящуюся в постоянном развитии.

Наиболее близкими по подходу к нашему исследованию являются работы О.И. Адамова45, Г.Д. Станишева46, A.A. Шадрина47, О.И. Явейна48, в которых изучается творческий процесс, выявляются отдельные концептуальные действия и показана их связь с образностью и пространственными построениями различных мастеров.

Творчество Кулхааса рассматривалось с различных позиций и в разном контексте, однако до сих пор не удавалось связать воедино различные стороны проектной деятельности архитектора и представить их в виде связной творческой концепции (см. Приложение, табл. 1.3). В работе предполагается изучить творчество мастера в его «живой» процессуальности и саморазвитии проектных идей.

Исследовать процесс проектирования Р. Кулхааса, начиная от первых эскизов и концептуальных положений до их воплощения в архитектуре общественных зданий, включая в

43 Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма/Ч. Дженкс.-М.: Стройиздат, 1985.-С. 121.

44 Gargiani, R. Rem Koolhaas. ОМА. The Construction of Merveilles / R. Gargiani. - Lausanne: EPFL Press, 2008. -352 p.

45 Адамов, О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: А.А. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.01 / Адамов Олег Игоревич. - М.: МАРХИ, 2000. - 30 с.

Станишев Г.Д. Архитектурная цитата в художественном образе здания: автореф. дне.... канд. архитектуры: 18.00.01 / Станишев Георгий Дмитриевич. - М., 1982.-23 с.

47 Шадрин А.А. Композиционная концепция И.А. Голосова (Теория, Практика, Педагогика): автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Шадрин Александр Алексеевич. - М., 1988. - 26 с.

48 Явейн, О.И. Проблема пространственных границ в архитектуре: автореф. дис. канд архитектуры: 18.00.01 / Явейн Олег Игоревич. - М., 1982. - 18 с.

рассмотрение различные способы архитектурного моделирования и стратегии реализации и социализации проекта - проблема, на решение которой направлена данная работа.

Цель исследовании - на основе анализа теоретических положений и проектной практики Р. Кулхааса провести реконструкцию его творческой концепции, выявить основные идеи и привлекаемую образность, 'модели и алгоритмы проектирования и проследить особенности воплощения концепции в архитектуре общественных зданий.

Задачи исследования.

1. Провести анализ фактов творческой биографии, теоретического и проектного наследия Кулхааса; выявить философские положения, культурные и художественные явления, оказавшие влияние на формирование его творческой концепции;

2. Выявить и систематизировать основные проектные идеи и привлекаемую образность Кулхааса; проследить группирование образов, преобразования, происходящие с образами в группах: направленность, последовательность и этапы преобразований;

3. Выявить проектные алгоритмы и отдельные операции, связанные с переработкой и переосмыслением, включением и участием привлекаемой образности в пространственных построениях Кулхааса;

4. Представить различные модели «сборки» общественных зданий Кулхааса, включающие концептуальные установки, образность, проектные алгоритмы и приемы.

Границы исследования. Изучается только творческая концепция Кулхааса, творческий процесс, сопутствующая образность и приемы, характерные для его способа пространственного проектирования, а не все возможные концепции в архитектуре и их интерпретации. В область рассмотрения попадают явления в культуре, искусстве и социальной жизни, повлиявшие на формирование творческой концепции архитектора, а также её преломление в реализованных и оставшихся на бумаге архитектурных объектах.

Объект исследования. Рассматриваются результаты архитектурно-творческой деятельности: постройки, -проекты, аналитические схемы, диаграммы, макеты, модели, предварительные эскизы, коллажи, графические и живописные работы, фотографии, сценарии кинофильмов, репортерские статьи, случайные заметки, дневниковые записи, пояснительные тексты, интервью, теоретические труды Рема Кулхааса — всё то, что даёт материал, из которого можно извлечь образы, идеи, ассоциации, а также реконструировать пространственные построения и проектные действия, составляющие основу творческой концепции архитектора.

Предмет исследования. Выявляются концептуальные представления и образно-семантические структуры, возникающие у Кулхааса в процессе создания им архитектурно-пространственных построений; индивидуальная логика и механизмы развёртывания и воплощения концептуальных представлений в ходе становления общественных зданий.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: предложена методика реконструкции творческой концепции архитектора, предполагающая обобщение его теоретического наследия и проектных материалов; выделение образов, идей, ассоциаций, участвующих в проектировании; упорядочение этих образов внутри тематических концептуальных блоков; наблюдение за их динамикой и развитием; установление связей и взаимных влияний между блоками в ходе пространственных построений; вкладывание переработанных образов в смысловые слои произведения; введение в рассмотрение аналогий «машинного производства»; наблюдение за механизмами, направляющими процесс проектирования и становление архитектурных объектов. Методика позволяет расширить представление о творческом процессе архитектора и раздвинуть границы применимости процессуального подхода для изучения образности и пространственных построений при анализе творческих концепций современных архитекторов.

Применительно к проблематике диссертации был результативно использован комплекс существующих методов исследования: сравнительный анализ приемов формообразования и проектных действий Р. Кулхааса и повлиявших на него художников; структурный подход построения моделей, рассматривающий формо- и смыслообразование в проектировании в синхронном и диахронном аспектах; процессуальный подход к изучению архитектурных феноменов, пространственных построений, образности, семантики, образно-семантических полей, который был расширен и углублен за счет введения в рассмотрение «концептуальных блоков» и механизмов саморегуляции и самовоспроизводства, возникающих в творческом процессе архитектора. Проанализированы отдельные операции деконструкции, свойственные способу концептуализирования Р. Кулхааса, что связано с его стремлением адаптировать на архитектурном материале отдельные приемы и подходы философии постструктурализма и деконструктивизма. В архитектурном объекте выделены смысловые слои и структуры, отсылающие к различным контекстам; отмечена «свободная игра ассоциаций»49; калейдоскопическая смена событий и эффектов как заранее продуманных, так привносимых в течение всей жизни объекта. Использованы «машинные аналогии» (Ф. Гваттари), применяемые к анализу становления архитектурных объектов, связанные с переработкой, переосмыслением и сборкой разрозненных концептов и представлений в сложносоставное целое архитектурного произведения.

Изложены основные факты биографии Кулхааса, культурные влияния на его творчество, представления и теоретические положения, составившие основу его проектной мифологии. Определены идеи, образы, проектные мифологемы, их специфика и тенденции развития в

49 Автономова, Н.С. Постструктурализм [Электронный ресурс] / Н.С. Автономова // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Режим доступа:

Ьир://с11с.асааеш1с.ги/с11с.п5(7епс_рЬ!1о5орЬу/944/ПОСТРУКТУРЛЛИЗМ

становлении архитектурного объекта; этапы и стадии творческого процесса изучаемого архитектора. Представлена гипотеза о возможности реконструкции творческой концепции архитектора через выявление разнородной образности, участвующей в пространственных построениях, её обобщение в концептуальный блоки и прослеживание механизмов, управляющих сборкой архитектурного объекта. Выявлена и изложена тенденция к постоянному развитию образов внутри концептуальных блоков; выделены этапы внутриблочной процессуальности; отмечено включение такой процессуалыюсти как эпизодов на разных стадиях общего творческого процесса архитектора. Изучен генезис творческого процесса Кулхааса, предполагающий участие на разных его стадиях микропроцессов преобразования образов и смыслопорождения, происходящих в тематических концептуальных блоках, где подключение отдельных блоков в проектирование управляется и направляется «производящими машинами».

Раскрыто противоречие между алгоритмизированным «машинным производством» и творческим подходом архитектора. Найдены точки соприкосновения и «кооперации» креативной способности архитектора и автоматизмов проектирования. Определены возможности встраивания случайных включений и привнесенных образов в общий цикл сборки архитектурного объекта. Определены несоответствия отдельных положений творческой концепции и их реализации в проектной практике Кулхааса, часть которых остается на бумаге, не переводится на язык пространственных построений, другие же нужны ему скорее как провокация собственной творческой активности и для привлечения внимания общественности к своему творчеству.

Изучены связи отдельных положений творческой концепции Р. Кулхааса с приемами и практиками других творцов, которые прослеживаются на уровне воспроизведения общих схем, включения отдельных техник, проектных образов и способов проектирования. Проведено расширение и дополнение моделей процессуального анализа с введением в него концептуальных блоков, смысловых слоев и машинных аналогий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сипкин, Павел Андреевич, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова, Н.С. Постструктурализм [Электронный ресурс] / Н.С. Автономова // Новая философская энциклопедия. - М: Мысль, 2001. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/encjhilosophy/944/ПОСТРУКТУРАЛИЗМ

2. Адамов, О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: A.A. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.01 / Олег Игоревич Адамов. - М.: МАРХИ, 2000. -30 с.

3. Адамов, О.И. Творческий процесс и прототипы пространственных построений Александра Веснина / О.И. Адамов // Известия высших учебных заведений. Architecton. - 1994. -N2.-С. 26-41.

4. Адамов, О.И. Функционирование функциональной архитектуры / О.И. Адамов // Архитектура. Строительство. Дизайн. - М., 2001. -№1 (23). - С. 37-39.

5. Аристарко, Г. История теорий кино / Г. Аристарко. — М.: Искусство, 1966. —354 с.

6. Базен, А. Что такое кино / А. Базен. - М.: Искусство, 1972. - 383 с.

7. Барт, P. Camera Lucida: Комментарий к фотографии / Р. Барт. - М.: Ad Marginem, 1997. -

233 с.

8. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2014. — 352 с.

9. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2008. - 431 с.

10. Барт, Р. От произведения к тексту / Р. Барт. -М.: Прогресс, 1989. — С. 413-423.

11. Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

12. Белоголовский, В. Здание-икона в агностический век. Беседа с Чарльзом Дженксом [Электронный ресурс] / В. Белоголовский // Пресса www.archi.ru. - 2013. - 10 июня. - Режим доступа: http://archi.ru/world/48410/zdanie-ikona-v-agnosticheskii-vek

13.Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - М.: Медиум, 1996. - 239 с.

Н.Бергсон, А. Материя и память. Собрание сочинений: в 4 томах / А. Бергсон. - М.: Московский клуб, 1990. -1 том. - 336 с.

15. Бодлер, Ш. Цветы зла / 111. Бодлер. - М.: Эксмо, 2014. - С. 224.

16. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.

17. Боков, A.B. Геометрические основания архитектуры в картине мира: автореф. дис. д-ра архитектуры: 18.00.01 / Боков Андрей Владимирович. - М., 1995. - 44 с.

18. Боков, Л.В. Размышления президента союза / A.B. Боков // Градостроительство. - 2010. — №5.-С. 12-14.

19. Ванейгем, Р. Революция повседневной жизни. / Р. Ванейгем. - М.: Гилея, 2005. - 288 с.

20. Васильев, ILIO. Коллаж в зарубежном дизайне 1960-1990-х годов как прототип архитектурного образования: автореф. дис. канд. архитектуры: 05.23.20 / Васильев Николай Юрьевич. - М., 2011. - 23 с.

21. Вертов, Дзига. Из наследия. Собрание сочинений: в 2 т. / Дзига Вертов. - М.: Эйзенштейн-центр, 2008. - 1 т. - 537 с.

22. Вертов, Дзига. Из наследия. Собрание сочинений: в 2 т. / Дзига Вертов. - М.: Эйзенштейн-центр, 2008. - 2 т. - 649 с.

23. Вертов, Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы / Дзига Вертов. - М.: Искусство, 1966. -320 с.

24. Вирилио, П. Машина зрения / П. Вирилио. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 141 с.

25. Волчок, Ю.П. Творчество в архитектуре и современность в логике эволюционного подхода / Ю.П. Волчок // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2013 г. -М.: МАРХИ, 2013. - С. 236-241.

26. Гельфонд, A.J1. Деловой центр как новый тип общественного здания: дис. д-ра архитектуры: 18.00.02 / Гельфонд Анна Лазаревна. - М., 2002. - 297 с.

27. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. - М.: Прогресс, 1988.-464 с.

28. Глазычев, В.Л. Эволюция творчества в архитектуре / В.Л. Глазычев. - М.: Стройиздат, 1986.-496 с.

29. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин. - М.: ACT, Харвест, 1998. - Режим доступа: http://psychology.academic.ru/1055/%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1 %86%D0%B8%D 1 %8F

30. Грецкий M.II. Структурализм [Электронный ресурс] / М.Н. Грецкий // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. - Режим доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/enc_philosophy/l 169

31.Гуссерль, Э. Феноменология/Э. Гуссерль//Логос.- 1991. — №1.-С. 12-58.

32. Дали, С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим / С. Дали. - Кишенев: Axul-Z, 1993.-256 с.

33.Данилова, Э.В. Уроки Кулхааса: приношение архитектуре / Э.В.Данилова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. ТРУДЫ МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 7-11 апреля 2014 г. - М.: МАРХИ, 2014. - С. 127-132.

34. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М.: Логос, 1999. - 224 с.

35. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж. Дслез, Ф. Гваттари. - Спб.: Алетейя, 1998.-288 с.

36. Делёз, Ж. Кино / Ж. Делёз. - M.: Ad Marginem, 2012. - 560 с.

37. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. - М.: Раритет, 1998. - 480 с.

38. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делёз. - М.: Логос, 1997. - 264 с.

39.Делез, Ж. Тысяча плато: Капитализм и-шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. -Екатеринбург: У-Фактория, 2010. - 895 с.

40. Делёз, Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / Ж. Делёз. - СПб.: Machina, 2011. - 176 с.

41.Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. - М.: Стройиздат, 1985. -137 с.

42. Добрицына, И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицына. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 416 с.

43. Дьяков, A.B. Философия пост-структурализма во Франции / A.B. Дьяков. - Ныо-Йорк: Северный Крест, 2008. - 364 с.

44. Дьяков, A.B. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности / A.B. Дьяков. - К.: Курский государственный университет, 2006. - 246 с.

45. Зедльмайр, Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Г. Зедльмайр. -СПб.: Axioma, 2000. - 272 с.

46. Зедльмайр, Г. Утрата середины / Г. Зедльмайр. - М.: Прогресс-традиция, 2008. — 640 с.

47. Иванов, Вяч. Вс. Неизвестный Эйзенштейн — художник и проблемы авангарда. Озорные рисунки Эйзенштейна и «главная проблема» его искусства / Вяч. Вс. Иванов. - М.: Языки русской культуры, 1998.-С. 141-378.

48. Иконников, A.B. Функция, форма, образ в архитектуре / A.B. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. - 288 с.

49. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. -

109 с.

50. Капустин, П.В. Утопия в эволюции архитектурного проектирования. Часть IV. Складки утопизма [Электронный ресурс] / П.В. Капустин //Архитектон: известия вузов. - 2012. - №1(37). -Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_l/20.

51. Кармазин, Ю.И. Творческий метод архитектора: введение в теоретические и методические основы: монография / Ю.И. Кармазин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2005.-496 с.

52. Климов, Э.М. Наглядное моделирование восприятия архитиектурных комплексов в процессе движения: автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.02 / Эрнст Михайлович Климов. - М.: МАРХИ, 1980.- 15 с.

53. Кляйн, Н. NO LOGO: Люди против брендов / Н. Кляйн. - М.:Добрая книга, 2003. - 624 с.

54. Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена / Р. Колхас. — М.: Strelka Press, 2013.-333 с.

55. Кулешов, Л.В. Кадр и монтаж / Л.В. Кулешов. - М.: Искусство, 1961. - 88 с.

56. Кулешов, Л.В. Уроки кинорежиссуры / Л.В. Кулешов. - М.: ВГИК, 1999. - 262 с.

57. Лакан, Ж. Телевидение / Ж. Лакан. - М.: Гнозис, 2000. - 160 с.

58. Латур, Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур. -СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 240 с.

59. Латур, Б. Пересобирая социальное. Введение в акторно-сетевую теорию / Б.Латур // Экономическая социология. — № 2. — Март 2013. — С. 73-87.

60. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. —

512 с.

61. Леонидов, А.И. Геометрия и процесс творчества архитектора: Лекция-беседа о И.И. Леонидове / А.И. Леонидов // Иван Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования / Сост. О.И. Адамов, Ю.П. Волчок, под общ. ред. Н.Л. Павлова. -М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. - С. 54-56.

62. Леонидов, А.И. Сотворение Миров/А.И. Леонидов// Архитектура.-1993.-№12.-С. 8-9.

63. Линч, К. Образ города / К. Линч. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.

64. Липавский, Л. Кровь и сон. / Л.Липавский, А.Введенский, Я.Друскин, Д.Хармс, Н.Олейников. - М.: Ладомир, 2000. - С. 80-81.

65. Лосев, А.Ф. Хаос / А.Ф. Лосев // Мифы народов мира. - М., 1980. - Т. 2. - С. 579-581.

66.Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. - Таллин: Ээсти раамат, 1973. - 138 с.

67. Лотман, Ю.М., Цивьян, Ю.Г. Диалог с экраном / Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян. - Таллин: Александра, 1994. - 216 с.

68. Максимов, О.Г. Рисунок в профессии архитектора: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01 / Олег Григорьевич Максимов. - М., 2000. - 57 с.

69. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. -

347 с.

70. Матурана, У., Варела, Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.

71. Мелодинский Д.Л. «Ризома» как основа понимания масштабности в архитектуре постмодернизма [Электронный ресурс] / Д.Л. Мелодинский //Архитектон: известия вузов. — 2013. -№2(42). - Режим доступа: http://archvuz.rU/2013_2/4

72. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента, 1999. -602 с.

73. Металлические конструкции: в Зт. Конструкции зданий: Учеб. для строительных вузов /

B.В. Горев, Б.Ю. Уваров, В.В. Филиппов, Б.И. Белый. - М.: Высш. шк., 2004. - 2 т. - 528 с.

74. Нанси, Ж.-Л. Согриэ / Ж.-Л. Нанси. - М.: Ас1 Маг^пеш, 1999. - 227 с.

75. Орлова, Э.А. Культурная (социальная) антропология / Э.А. Орлова. - М.: Академический проект, 2004. - С. 394-395.

76. Павлов, Н.Л. Иван Леонидов. Размышления о вселенских истоках русского гения / II.Л. Павлов // Иван Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования. -М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2002. - С. 154-162.

77. Павлов, Н.Л. Антропоморфная природа ортогональной сетки и два направления её развития в архитектурном творчестве / Н.Л. Павлов // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. - М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. - С. 52-55.

78. Павлов, II.Л. Леонидов Иван Ильич / Н.Л. Павлов // Энциклопедия Русского Авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3 т. - М.: Глобал Эксперт энд Севис Тим, 2013. - Т. 2. -С. 29-32.

79. Петровская, Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. - М.: РГГУ, 2012.-281 с.

80. Полещук, М.Н. Архитектура и реализм: теоретико-публицистические очерки: Монография / М.Н. Полещук. - М.: КУРС, 2014. - 208 с.

81. Разлогов, К. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах

C. М. Эйзенштейна/К. Разлогов.-М.: Радуга, 1984.-С. 176-188.

82. Ревзин, Г.И. Авангардист от глобализма. В Россию приехал Рем Колхас / Г.И. Ревзин // Коммерсант. - 2002. - 13 февраля.

83.Рочегова, Н.А. Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции (начальная стадия высшего профессионального образования): автореф. дис. канд. архитектуры: 05.23.20 / Наталья Александровна Рочегова. - М., 2010. - 26 с.

84. Рябушин, А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. — М.:Искусство XXI век, 2005. - 288 с.

85. Садуль, Ж. Всеобщая история кино. Собрание сочинений: в 6 томах. Кино становится искусством. 1909-1914. - М.: Искусство, 1958. - Т.2. - 523 с.

86. Салганик, Р.И. Рекомбинации как творческий прием в искусстве, науке и природе / Р.И. Салганик // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. -М.: Наука, 1988. С. 5-14.

87. Селиванова, А.Н. Творческие поиски в теории и практике советской архитектуры 1930-х годов: автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.01 / Селиванова Александра Николаевна. — М., 2009.-25 с.

88. Сипкин, П.А. Концепт сетчатых построений в архитектуре Рема Кулхааса [Электронный ресурс] / П.А. Сипкин // Международный электронный научно-образовательный журнал "Architecture and Modem Information Technologies" («Архитектура и современные информационные технологии»). - 2014. - N 2(27). - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2014/2kvartl4/sipkin/abstract.php

89. Сипкин, П.А. Концепт тела в архитектуре общественных зданий Рема Кулхааса [Электронный ресурс] / П.А. Сипкин // Международный электронный научно-образовательный журнал "Architecture and Modem Information Technologies" («Архитектура и современные информационные технологии»), - 2014. - N 1(26). - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2014/lkvartl4/sipkin/abstract.php

90. Сипкин, П.А. Концепт траектории в пространственных построениях Рема Кулхааса / П.А. Сипкин // Архитектура и строительство России. - 2014. - № 5. - С. 30-39.

91. Сипкин, П.А. Монтажное измерение в пространственных построениях С.М. Эйзенштейна и Р. Кулхааса / П.А. Сипкин // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы международной научно-практической конференции 9-13 апреля 2012 г.: Сборник статей. - М.: МАРХИ, 2012. - С. 112-119.

92. Сипкин, П.А. Монтажное измерение в пространственных построениях С.М. Эйзенштейна и Р. Кулхааса / П.А. Сипкин // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы международной научно-практической конференции 9-13 апреля 2012 г.: Сборник статей. - М.: МАРХИ, 2012. - С. 112-119.

93. Сипкин, П.А. Подход к изучению творческой концепции Рема Кулхааса / П.А. Сипкин // Наука, ■ образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2013 г. - М.: МАРХИ, 2013. -С. 195-200.

94. Сипкин, П.А. Рисунок как средство построения пространства в архитектуре И.И. Леонидова, Р. Кулхааса / П.А. Сипкин // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. - М.: МАРХИ, 2013. - С. 349-350.

95. Сипкин, П.А. Типы траекторий движения в архитектуре Рема Кулхааса / П.А. Сипкин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда Вестник МГХПА. - 2014. - № 2. — С. 180-195.

96. Соняк, В.М. Пространство в рисунке архитектура. Развитие теории отображения и методов практического изучения в высшей школе: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Соняк Василий Михайлович. - М., 1988. - 23 с.

97. Станишев Г.Д. Архитектурная цитата в художественном образе здания: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Станишев Георгий Дмитриевич. - М., 1982. - 23 с.

98. Тихонов, C.B. Рисунок: Учебное Пособие для вузов / C.B. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. — М.: Стройиздат, 1983. - 296 с.

99. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В.Н.Топоров. - М.: Прогресс, 1995. - 624 с.

100. Топоров, В.Н. Хаос первобытный / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1980. - Т. 2. С. 580-581.

101. Топоров, В.Н. Эней - человек судьбы / В.Н. Топоров.-М.: Радикс, 1993.-208 с.

102. Топоров, В.Н. Яйцо Мировое / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. - М.: Энциклопедия, 1980. - Т.2. - С. 580-581.

103. Трауберг, J1.3. Дэвид Уорк Гриффит'/ JI.3. Трауберг. - М.: Искусство, 1981. -

209 с.

104. Тынянов, Ю.Н. Кино / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.-С. 249-269.

105. Уорхол, Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Э. Уорхол. - М.: Изд. Д. Аронов, 2002. - 224 с.

106. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1997.-576 с.

107. Фальковский, И.М. Архитектурное пространство: речь и изображение / И.М. Фальковский // Architecton. - 1994. - N 1.-С.31-39.

108. JI. Ф. Ильичёв. Философский энциклопедический словарь / JI. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

109. Флоренский, П. Иконостас / П. Флоренский. - М.: ACT, 2005. - 203 с.

110. Фрейд, 3. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве / 3. Фрейд. - М.: Азбука, 2012.-224 с.

111. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. - М.: БелСЭ, 1990. -

166 с.

112. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. - СПб.: Изд-во Ивана Л имбаха, 2011. - 416 с.

113. Хлебников, В. Журавль / В.Хлебников // Творения - М.: Советский писатель, 1986. С. 189-193.

114. Цветков, А. Антология современного анархизма и левого радикализма / А. Цветков. - М.: Ультра.Культура, 2003. - 247 с.

115. Цивьян, Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930 / Ю.Г. Цивьян. - Рига: Зинатне," 1991.-492 с.

116. Шадрин, A.A. Композиционная концепция И.А. Голосова (Теория, Практика, Педагогика): автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.01 / Александр Алексеевич Шадрин. - М., 1988.-26 с.

117. Шуази, О. История архитектуры. Собрание сочинений: в 2 томах / О. Шуази. - М.: Всесоюзная Архитектурная Академия, 1935. - Т.1. - 694 с.

118. Шубенков, М.В. Структура архитектурного пространства: автореф. дис. д-ра архитектуры: 18.00.01 / Шубенков Михаил Валерьевич. - М., 2006. - 58 с.

119. Шукурова, А.Н. Психоурбанизм раннего Кулхааса / ОМА / А.Н. Шукурова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. ТРУДЫ МАРХИ: Материалы международной научно-практаческой конференции 7-11 апреля 2014 г. - М.: МАРХИ, 2014. - С. 132-134.

120. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения. Собрание сочинений: в 6 томах / С.М. Эйзенштейн - М.: Искусство, 1968. - Т. 1. - 679 с.

121. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения. Собрание сочинений: в 6 томах / С.М. Эйзенштейн - М.: Искусство, 1968. - Т. 2. - 778 с.

122. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения. Собрание сочинений: в 6 томах / С.М. Эйзенштейн - М.: Искусство, 1968. - Т. 3. - 778 с.

123. Эйзенштейн, С.М. Метод. Собрание сочинений: в 2 томах / С.М. Эйзенштейн. -М.: Музей кино. Эйзенштейн центр, 2002. - Т. 2. - 689 с.

124. Эйзенштейн, С.М. Монтаж/С.М. Эйзенштейн. - М.: ВГИК, 1998. - 193 с.

125. Эйзенштейн, С.М. Неравнодушная природа. Собрание сочинений: в 2 томах / С.М. Эйзенштейн. - М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2006. - Т. 1. - 688 с.

126. Эйзенштейн, С.М. Неравнодушная природа. Собрание сочинений: в 2 томах / С.М. Эйзенштейн. — М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2006. - Т. 2. - 623 с.

127. Эйзенштейн, С.М. Рисунки / С.М. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1961. - 225 с.

128. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

129. Юнг, К.Г. Дух Меркурий / К.Г. Юнг. - М.: Канон, 1996. - 384 с.

130. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. - СПб: ВосточноЕвропейский институт психоанализа, 1994. — 415 с.

131. Явейн, О.И. Проблема пространственных границ в архитектуре: автореф. дис. канд архитектуры: 18.00.01 / Явейн Олег Игоревич. - М., 1982. - 18 с.

132. Ямпольский, М. Без большой теории? [Электронный ресурс] / М. Ямпольский // «НЛО». - 2011. -№ 110. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/110/ial4.html.

133. Янушкина, Ю.В. Архитектурно-пространственный тип как модель смысловой матрицы эпохи / Ю.В. Янушкина // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2003.

- №3(9). - С.27-30.

134. Янушкина, Ю.В. Деконструкция пространства архитектуры / Ю.В. Янушкина // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., 19-25 сентября 2004г. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2004. - С.146-149.

135. Янушкина, Ю.В. Образы пространственных построений в советской архитектуре 1930-1950-х гг. / Ю.В. Янушкина // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2009. -№14(33).-С.188-195.

136. Янушкина, Ю.В. Особенности архитектурного формообразования в Сталинграде в историко-культурном контексте 1930-1950-х гг.: автореф. дис. канд архитектуры: 18.00.01 / Янушкина Юлия Владимировна. - Волгоград, 2009. - 26 с.

137. Ямпольский, М.Б. Монтаж: Литература, искусство, театр, кино / М.Б. Ямпольский. - М.: Наука, 1988. - 296 с.

138. Adams, Т. Metropolis Now [Электронный ресурс] / T.Adams // The Observer. -2006. - Sunday 25. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/artanddcsign/2006/jun/25/architecturel.

139. Bernsmaïa, R. Forcward: The Kafka Effect / R. Bernsmaia // Deleuze, G. and Guattari, F. Kafka: Towards a Minor Literature. - P. 136.

140. Bjarke, I. Rem Koolhaas is the Le Corbusier of our time [Электронный ресурс] / I. Bjarke. - Режим доступа: http://www.bdonline.co.uk/culture/life-class/bjarke-ingels-%E2%80%98koolhaas-is-our-le-corbusier%E2%80%99/5041851 .article

141. Colomina, B. Privacy and Publicity, modern architecture in Mass Media / B. Colomina.

- Massachusetts: MIT Press, 1999. - 408 p.

142. Daalder, R. Body and soul [Электронный ресурс] / R. Daalder // Rene Daalder Home. -1967. - Режим доступа: http://projects.renedaalder.com/Body-and-Soul-I

143. Debord, G. Society of Spectacle / G. Debord. - Washington : Black & Red, 2000. - 132

P-

144. De Landa, M. Л New Philosophy of Society: Assemblage Theory and Social Complexity / M. De Landa. - NY: Bloomsbury Academic, 2006. - 150 p.

145. De Landa, M. Assemblage Theory, Society, and Deleuze [Электронный ресурс] / M. De Landa. - Lecture, 15.06.2011. - Saas-Fee, Switzerland: The European Graduate School — Graduate & Postgraduate Studies, 2011. - Режим доступа:'http://www.egs.edu/faculty/manuel-de-landa/videos/assemblage-theory-society-and-deleuze/

146. De Landa, M. Deleuze and Genetic Algorithm in Architecture [Электронный ресурс] / M. De Landa. - Lecturc, 09.04.2004. - Saas-Fee, Switzerland: The European Graduate School -Graduate & Postgraduate Studies, 2004. - Режим доступа: http://www.egs.edu/faculty/manuel-de-landa/videos/deleuze-and-genetic-algorithm-in-architecture/.

147. Deleuze, G. Foucault / G. Deleuze. - Minneapolis : University of Minnesota Press. 1986.-208 p.

148. Deleuze, G. and Guattari, F. Kafka: Towards a Minor Literature / G. Deleuze, F. Guattari. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. - 136 p.

149. Dewsbury, J-D. The Deleuze-Guattarian Assemblage: Plastic Habits [Электронный ресурс] / J-D. Dewsbury //'Area. - 8 May 2011. - DOI: 10.1111/j. 1475-4762.2011.01006.x. - L: Royal Geographical Society (with the Institute of British Geographers), 2011. - Режим доступа: http://onlinelibrarv.wilev.eom/doi/10.l 11 l/i.1475-4762.2011.01006.x/full.

150. Eisenstein, S.M. Montage and Architecture / S.M. Eisenstein // Assemblage: a Critical Journal of Architecture & Design Culture. - 1989. - December. - P. 111-133.

151. Flusser, V. The Shape of Things: A Philosophy of Design / V. Flusser. - L.: Reaktion Books, 1999.-192 p.

152. Gargiani, R. Rem Koolhaas. ОМА. The Construction of Merveilles / R. Gargiani. -Lausanne: EPFL Press, 2008. - 352 p.

153. Gerhard, M. Colours / M. Gerhard. - Boston: Birkhauser, 2001. - 376 p.

154. Gibson J. Visually, controlled locomotion and visual orientation in animals. [Электронный ресурс] / J. Gibson // British Journal of Psychology. -1958. - N. 49. - P. 183. - Режим доступа: http://www.cog.brown.edu/courses/cgl 95/pdf_files/CG 195Gibson_l 958.pdf

155. Grunenburg, C. Shopping - A Century Of Art and Consumer Culture / C. Grunenburg. N.Y.: Art Publishers. 2003.-256 p.

156. Guattari, F. Chaosmosis: An Ethico-Aesthetic Paradigm / F. Guattari. Indiana: Indiana University Press. 1995. - 136. p.

157. Guattari, F. Lcs machines architecturales de Shin Takamatsu [Электронный ресурс] / F. Guattari // Chimeres. - 1994. - N21 (755 Ко). - Режим доступа: http://www.revue-chimeres.fr/drupal_chimeres/files/21chil4.pdf (Перевод с фр. О.И. Адамова).

158. Ingels, В. Yes is more. An archicomic on Architectural evolution / B. Ingels. — Koln: Taschen, 2009. - 397 p.

159. Jencks, Ch. The Story of Post-Modernism: Five decades of The Ironic, Iconic and Critical / Ch. Jencks. - Chichester: Wiley, 2011. - 272 p.

160. Jobes, G. Dictionary of Mythology, Folklore, and Symbols / G. Jobes. - NY: Scarecrow press, 1962.-482 p.

161. Koolhaas, R. A Kind Of Architect [Электронный ресурс]. U.S.: Arthouse films. 2007.

- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

162. Koolhaas, R. Copy and Paste. How to turn a Dutch house into a portugese concert hall in under 2 weeks / R. Koolhaas // Koolhaas R. Content. - Koln: Taschen, 2004. P. 302.

163. Koolhaas, R. Dee and Charles Wyly Theatre, USA, Dallas [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2009. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/2009/dee-and-charles-wyly-theater/

164. Koolhaas, R. Delirious New York / R. Koolhaas. - Rotterdam: 010 Publishers, 1994. -317 p. ■

165. Koolhaas, R. Downsview park, Canada, Toronto. / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2000.

- Режим доступа: http://www.oma.com/projccts/2000/downsview-park/

166. Koolhaas, R. Hyperbuilding, Thailand, Bangkok [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2008. - Режим доступа: http://oma.com/projects/1996/hyperbuilding/

167. Koolhaas, R. Idea Vertical Campus [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2004. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/2004/idea-vertical-campus

168. Koolhaas, R. Luxor Theatre, Netherlands, Rotterdam [Электронный ресурс] / R.Koolhaas // ОМА Home. - 1996. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/1996/luxor-theatre/

169. Koolhaas, R. TVCC [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2004. -Режим доступа: http://www.oma.com/proiects/2003/tvcc.

170. Koolhaas, R. ОМА Book Machine at the Architectural Association [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2010. - Режим доступа: http://www.oma.com/news/2010/oma-book-machine-at-the-architectural-association/

171. Koolhaas, R. Prada Sponge, USA, Los-Angeles [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2604. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/2004/prada-sponge

172. Koolhaas, R. Prada Transformer / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2008. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/2008/prada-transformer/

173. Koolhaas, R. Saitama Arena, Japan, Tokyo [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 1994. — Режим доступа: http://www.oma.com/projects/1994/saitama-arcna/

174. Koolhaas, R. Seattle Public Library / R. Koolhaas // ОМА Home. - 2004. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/2004/seattle-central-library/

175. Koolhaas, R. Spigel interview with Dutch Architect Rem Koolhaas: "Evil Can also Be Beautiful" [Электронный ресурс] / R. Koolhaas, M. Matussek, J. Kronsbein // Spiegel Online International. — 2006. - Ausgabe 13. — Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/spiegel/spiegel-interview-with-dutch-architect-rem-koolhaas-evil-can-also-be-beautiful-a-408748.html.

176. Koolhaas, R. Zac Danton, France, Paris [Электронный ресурс] / R. Koolhaas // ОМА Home. - 1991. - Режим доступа: http://www.oma.com/projects/1991/zac-danton

177. Koolhaas, R. ОМА 1987-1998 / R. Koolhaas. - Madrid: El Croquis, 1996. - 434 p.

178. Koolhaas, R. ОМА 1996-2007 / R. Koolhaas. - Madrid: El Croquis, 2007. - 389 p.

179. Koolhaas, R., Mau, B. S, M, L, XL. O.M.A / R. Koolhaas, B. Mau. - New York: The Monacelli Press, 1995. - 1344 p.

180. Koolhaas, R., Orbist, H.U. Project Japan. Metabolism Talks / R. Koolhaas, H.U. Orbist. - Köln : Taschen, 2011. - 684 p.

181. Koolhaas, R.Content / R. Koolhaas. - Köln: Taschen, 2004. - 544 p.

182. Latour, В. Hermant Emilie. Paris: Invisible City [Электронный ресурс] / В. Latour // Bruno Latour Home. . - 2006. - Режим доступа: http://www.bnmo-latour.fr/sites/default/files/downloads/PARIS-INVISIBLE-GB.pdf

183. Latour, B. When thinks strike back: a possible continuation of science studies to the social studies / B. Latour // British Journal of Sociology. - 2000. - Vol.51.

184. Libeskind, D. The Space of Encounter / D. Libeskind. - NY: Universe Publishing, 2000.-224 p.

185. Lootsma, B. Koolhaas. Constant and Dutch Culture in the 1960's [Электронный ресурс] / В. Lootsma // AT Magazine. - 2007. - N 1. - Режим доступа: http://www.architekturtheorie.eu/?id=magazine&archive_id=108

186. Marinetti, F.T. La cucina futurista / F.T.'Marinetti // La Gazzetta del Popolo. - 1930. -28 dicembre.

187. Meriggi, Maurizio. La cittä di Ivan Leonidov tra ansambl' e montaggio / O. Macel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volcok. - Verona: Triennale, Electa, 2007. - P. 38-49.

188. Obrist, H.U. The conversation Series: Rem Koolhaas / H.U. Obrist. - NY : Art Publishers, 2006.-103 p.

189. Prince-Ramus, J. Building a theater that remakes itself [Электронный ресурс] / J. Prince-Ramus // TED.com. - Oct. 2009. - Режим доступа: http://www.tcd.com/talks/joshua_prince_ramus_building_a_theater_that_remakes_itself

190. Rajchman, J. Thinking big - Dutch architect Rem Koolhaas / J. Rajchman // ArtForum. -2009.-29 november.

191. Risselada, M. Raumplan versus Plan Libre : Adolf Loos and Le Corbusier / M. Risselada. -N.Y4: Rizzoli, 1993. - 160 p.

192. Sadler, S. The Situationist City / S. Sadler. Massachusetts : The MIT Press, 1999. -

245 p.

193. Shaviro, S. De Landa, A New Phylosophy of Society [Электронный ресурс] / S. Shaviro. - Режим доступа: http://www.shaviro.com/Blog/?p=541

194. Steele, B. Peter Eisenman & Rem Koolhaas / B. Steele. London : AA Publications, 2010.-131 p.

195. Tafuri, M. The dialectic of the Avant-Garde in Architecture and Utopia / M. Tafuri. -Massachusetts: MIT Press, 1996. - 321 p.

196. Tamboukou, M. Charting Cartographies of Resistance: Lines of Flight in Women Artists' Narratives [Электронный ресурс] / M. Tamboukou. - L.: Centre for Narrative Research, University of East London, 2011. - P. 7. - Режим доступа: httn://roar.uel.ac.uk/1668/l/Charting%20cartographies%20oP/o20resistance.%20author's%20copv.pdf

197. Teitelbaum, M. Montage and modern life: 1919 - 1942 / M. Teitelbaum. - Boston: The MIT Press, 1993.-208 p.

198. Varnelis, K. Programming After Program. Archizoom's No-Stop City / K. Varnelis // Praxis. - N. 8. - 2006. - P. 82-91.

199. Venturi, R. Learning from Las Vegas / R. Venturi. - Massachusetts: MIT Press, 1977. -

193 p.

200. Wigley, M. Constant's New Babylon / M.Wigley. - Rotterdam : 010 Uitgeverij, 1999. -236 p.

201. Zaera-Polo, A. Notes for Topographic Survey / A. Zaera-Polo // Koolhaas, R. ОМА. 1986-1991. - Madrid: El Croquis, 1992. -N 53. - 193 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.