Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Выставка современного искусства как социокультурный феномен
1.1. Классификация художественных выставок
1.2. Архитектурное пространство в проектировании современных экспозиций
1.3. Модификация понятия выставки в связи с появлением видов искусства, требующих специализированных экспозиционных площадок
1.4. Коммуникативные функции выставки
Выводы по главе 1
ГЛАВА II. Концептуальное проектирование современной художественной выставки: идеальная модель
2.1 «Концепция» как стратегия системного подхода в проектировании выставки
2.2 Пространство без границ: средовое проектирование
2.3 Живое пространство: интерактивное проектирование
2.4 Пространство изолированное: традиционный подход
Выводы по главе II
ГЛАВА III. Проектирование выставок современного искусства: практический опыт
3.1. Экспонирование современного искусства в Красноярске
3.2. Методическая учебная выставка в Красноярском государственном художественном институте: от концепции к реализации
3.3. Традиционный и концептуальный подходы к экспонированию в выставочных залах Дома художников (Красноярск)
3.4. Выставочно-деловой центр «Сибирь» как площадка для молодежной выставки
3.5. Выставка современного искусства в музейном пространстве
Выводы по главе III
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: История и специфика экспонирования2003 год, кандидат искусствоведения Торопова, Елена Олеговна
Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции1987 год, кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв.2012 год, кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна
Художественная выставка в условиях современной культуры2007 год, кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек»
Введение
Актуальность темы исследования. Выставка как феномен культуры охватывает широкие слои общества и имеет важное социальное значение, она является источником эстетического и познавательного опыта современного человека, средством художественного и культурного воспитания, неотъемлемой частью социальной коммуникации, из чего формируется необходимость и актуальность как теоретического, так и практического исследования разносторонних аспектов выставочной деятельности.
Выставки современного искусства являются полем пересечения разных областей культуры, искусства, науки, образования. По художественным выставкам можно судить о состоянии художественной культуры общества, ведь, являясь синтетическим художественным пространством, выставки современного искусства выходят за рамки традиции, рождая современные творческие практики, синтезируя их и преобразуя традиционную созерцательность восприятия классического искусства в активное участие зрителя в творческом процессе. В связи с модификацией понятия «выставка», расширением ее функций возникает проблема теоретического переосмысления различных сторон экспозиционно-выставочной деятельности в области современного искусства.
Анализируя теоретические исследования в области искусствоведения, культурологии, эстетики, дизайна и архитектуры, можно заключить, что на данный момент они носят разрозненный характер, не дают возможности оценить художественную экспозицию как единую систему. Поскольку в выставках современного искусства в единстве работают концепция, визуальный образ и выставочная площадка, возникает потребность в системном анализе ситуации, что позволит вывести проектирование и организацию выставок на профессиональный уровень. Актуальность рассмотрения выставки современного искусства как системы взаимоотношений пространство -экспонат - человек обусловлена необходимостью комплексного подхода в
работе с произведениями современного искусства и современными зрителями на всех стадиях - от идеи проекта до непосредственной работы на экспозиции.
Изучение поставленной проблемы представляется необходимым и с позиций межкультурной коммуникации, для теории и практики художественно-экспозиционной деятельности важно аккумулировать существенно отличающийся друг от друга опыт мировых и российских выставочных площадок. Анализ экспозиционной деятельности в европейских странах актуален для формулировки концептуальных подходов, для выявления основных принципов проектирования художественных экспозиций. Все это представляет бесспорный интерес в плане практических рекомендаций по созданию выставок современного искусства. Для сибирского региона обозначенные проблемы являются особенно актуальными, так как здесь культура организации современной художественной экспозиции только зарождается, а выставочная деятельность, напротив, развивается стремительно. Можно сказать, что теория «не успевает» за практикой, в результате наблюдается несогласованность рассматриваемых в нашем исследовании элементов экспозиции, появляются случайные, стихийные выставки, сложные по восприятию и не до конца раскрывающие свои художественно-образные возможности.
Вопрос восприятия является одним из центральных в современной художественной практике, так как именно визуальное, творческое восприятие формирует основные оценочные суждения и впечатления о выставке как о культурном явлении, а в случае выставки «современного искусства» данный вопрос стоит особенно остро. Современное искусство имеет широкий спектр подачи художественного материала, вводит новые языки экспонирования, отсюда возникает необходимость структурировать эти процессы и адаптировать их для человека, привычного к восприятию традиционного классического искусства.
Степень разработанности проблемы. Выставка современного искусства как синтетическое культурное явление в настоящей работе подвергается
анализу в системе взаимоотношений пространство - экспонат - человек, поэтому в процессе исследования данную проблему мы рассматриваем с точки зрения разных областей знаний.
Вторая половина XX века характеризуется активностью появления новых экспозиционных площадок, центров и музеев современного искусства. Анализируя пространство, мы обратились к фундаментальным теориям построения архитектурного экспозиционного пространства известных мировых архитекторов. Ле Корбюзье предложил идею «развивающегося здания» для создания экспозиционных пространств, основанную на принципе Музея неограниченного развития. Л. Мис ван дер Роэ с его концепцией «универсального» музея со свободным восприятием музейного пространства важным условием считает связывание внутреннего пространства музея с окружающей средой. Ф.Л. Райт, напротив, ограждает искусство от внешних факторов среды и обыденной жизни, погружая предметы искусства в замкнутую спираль вертикального развития. Архитекторы конца XX - начала XXI века Р. Роджерс и Р.Пиано, Н. Фостер значительное внимание уделяют технологиям и инженерным конструкциям, рождая тем самым новую эстетику музейного пространства как внутри, так и снаружи. Ф. Гери и С. Калатрава за счет уникальности и особенности архитектурного стиля превращают само здание музея в произведение современного искусства. Д. Либескинд, под стать своему характеру, создает сильные, харизматичные музейные проекты -интеллектуальные пространства, способные говорить с посетителем. Херцог и де Мерон доказывают, что искусство может жить в реконструированных старых фабриках и других технических сооружениях. Проектировщики, работая в тандеме технической и художественной эстетики, создают образцы современной архитектуры, делая их центром культурной общественной жизни.
Несмотря на разность подходов к проектированию экспозиционного пространства, в описанных выше авторских концепциях есть объединяющий элемент, а именно - создание площадки для обмена творческим опытом, возможности межкультурного общения, расширения границ восприятия
современного искусства. В отношении архитектуры как живой структуры заложена способность развиваться и отвечать запросам своего времени. Созданные данными архитекторами новые типы экспозиционного пространства также помогают раскрыть и понять сущность современного искусства, поэтому именно они выделяются нами и берутся за теоретическую основу исследования.
Во второй половине XX века развитие музеев и экспозиционных пространств обобщает и структурирует российский исследователь В.И. Ревякин, предлагая пути формирования художественных музеев и методы их проектирования. В это же время основополагающие исследования выставочной экспозиции в нашей стране ведутся P.P. Кликсом. Им систематизируется мировой опыт создания экспозиций с точки зрения архитектурного пространства, дизайна интерьера и выставочного дизайна. Основной областью исследований Кликса является развитие искусства экспозиции как особого вида проектной деятельности. Современный автор В.В. Литвинов уделяет внимание практической стороне проектирования экспозиций, именно - методам и технологиям, а также отводит главную роль в их создании художнику экспозиционеру (дизайнеру), от которого, по утверждению автора, зависит эффективная работа многих людей, принимающих участие в создании художественной экспозиции.
В теорию архитектурного и художественного проектирования большой вклад внесли монографии Е.А. Розенблюма, B.JI. Глазычева, Г.Б. Миневрина, В.Т. Шимко, В.Н. Ткачева, М.М. Калиничевой, Е.В. Жердева, А.И. Новикова, научные труды которых явились методологической основой нашей работы.
Поскольку одной из задач нашего исследования является разработка новой стратегии проектирования художественных выставок, необходимо рассмотреть также экспериментальные и эвристические подходы в дизайне и организации пространственной среды, которые описывают А.Н. Лаврентьев, Е.Л. Фейнберг и С.А. Саркисов. Данные авторы рассматривают связь современного искусства с наукой и их взаимовлияние, что, безусловно, определяет смысловой и визуальный контекст художественной экспозиции. Б.М. Галеев изучает явление
синестезии, связь визуального искусства с музыкой, чем открывает возможность для исследований в области проектирования пространственной среды выставки не только с точки зрения визуального восприятия, но и с помощью звуковых, тактильных и других ощущений. В таком ракурсе актуальным становится применение высоких технологий для моделирования виртуального пространства, мультимедиа, световых, голографических и других систем.
По истории современного интерьера и экспозиций начала XX века рассмотрены труды Н.К. Соловьева, Дж. Пайла, где проанализированы и выделены наиболее характерные для своего времени произведения, которые позволяют выявить отдельные особенности художественного проектирования и охватыватить принципы создания предметно-пространственной среды в целом.
Особую важность для переосмысления мировоззренческих оснований современного искусства, понимания гуманитарно-нравственных аспектов работы имели публикации по философии и эстетике М. Хайдеггера, В.В. Кандинского, Н.Б. Маньковской, И.А. Добрицыной, В.В. Бычкова.
По теории искусства актуальным для концептуальных положений исследования явился сборник статей Г. Зельдмайра «Искусство и истина», где автор выявляет сущность произведения искусства и его место в художественном процессе. Также он рассматривает важные для современного искусства проблемы интерпретации и восприятия произведения «во времени», особенно это важно для нас в контексте таких видов современного искусства, как перформанс и инсталляция, ведь они рассчитаны на восприятие здесь и сейчас.
Труды Р. Арнхейма и Ю.М. Лотмана изучались с точки зрения специфики художественного восприятия, а также с позиций взаимовлияния пространства и экспонатов на человека, который является важнейшей составляющей исследуемой системы.
Понять коммуникативные функции художественной выставки и методы проектирования системы визуальной коммуникации позволяет анализ
публикаций О.И. Генисаретского, Е.В. Черневича, Г. Почепцова. Как социокультурную практику рассматривает выставку А.П. Захаров.
В контексте выбранной темы особый интерес для нас представляют диссертационные исследования М.Т. Майстровской, в которых она анализирует принципы создания музейной экспозиции с точки зрения архитектуры и дизайна. Е.В. Федина рассматривает крупные культурные события (биеннале и фестивали искусства) как синтетические явления, исследуя их специфику. Е.О. Торопова проводит классификацию художественных выставок по организационному принципу и уровню восприятия. М.В. Дуцев формулирует концепцию создания центра современного искусства как синтетического художественного пространства. Однако эти исследования носят разрозненный характер, не позволяют составить общую картину выставки современного искусства как системы, в которой равными участниками являются пространство, экспонат и человек.
В сибирском регионе исследования, близкие нашей проблематике, также активны. Представляют интерес научные изыскания Д.В. Демкиной, которая формулирует роль куратора в художественном процессе как определяющую, в то время как художник и его искусство занимают вторые позиции. Поскольку в нашем исследовании важную роль играют учебно-методические художественные выставки и выставки молодежного искусства, нам представляется интересной работа В.И. Наумовой, которая рассматривает архитектурно-художественное творчество как уникальный вид деятельности, сочетающий достижения науки и техники. Автор анализирует современные тенденции архитектурно-художественной практики и архитектурного образования. Н.Е. Киселева среди основных функций художественной выставки выделяет образовательную и предлагает на примере наследия алтайских современных художников рассматривать выставку как методическую площадку для обучения студентов архитектурно-дизайнерских специальностей, благодаря чему формируются художественная культура и творческое и проектное мышление.
Необходимо подчеркнуть, что основные проблемы современной художественной экспозиции достаточно активно освещаются в Интернет-источниках, например, электронные ресурсы «Лаборатория музейного проектирования» и museum.ru занимаются теоретическими исследованиями в области художественного проектирования экспозиций, сценарной организации музейного пространства, а также предлагают к практическому применению новые экспозиционные решения музеев и выставок. Портал «Музеи России» дает возможность получить подобную информацию об отечественных музеях. Также в работе использованы справочные данные и публикации из официальных сайтов мировых музеев современного искусства, они являются информационным источником для изучения и анализа современных пространственных видов искусства, которые мы рассматриваем как экспонат (второе слагаемое системы). В качестве материала для изучения и исследования берутся объемно-пространственные композиции и персональные выставки Т. Сарацено, Р. Серра, Дж. Таррелла, Й. Кусама, Р. Икеда, М. Форнса и других.
Таким образом, выставка современного искусства как синтетическое явление изучается с точки зрения разных областей знаний и является особым видом презентации искусства, достижений науки и технологий. Именно диапазон влияния и универсальность подачи арт-материала создают проблемы в изучении и анализе выставки как целостной системы в современном искусствоведении и архитектуре. В изученном теоретическом материале наблюдаются разрозненность и узкая направленность в выборе критериев исследований, что мешает пониманию выставки как целостного культурного явления, осложняет процесс ее всестороннего проектирования. Следовательно, необходимо проанализировать существующие исследования и акцентировать внимание на целостном подходе изучения выставки с целью получения гармоничной системы, отвечающей требованием современного экспонирования.
Объект исследования - выставка современного искусства как синтетическое явление художественной культуры.
Предмет исследования - возникающая при экспонировании современного искусства и объединяющая в себе равноценные составляющие система: пространство (среда), экспонат (язык и инструмент общения), человек (посетитель, зритель).
Цель исследования выявить особенности и принципы выстраивания взаимоотношений пространство — экспонат — человек в системе выставки современного искусства. Предложить модель создания выставки современного искусства как гармоничной системы пространство — экспонат — человек. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности выставок современного искусства, классифицировать существующие экспозиции;
- проанализировать и систематизировать новые пространственные виды современного искусства;
- выявить закономерности и специфику экспонирования пространственных видов современного искусства;
- показать основные функции выставок современного искусства в социокультурном пространстве;
- обозначить взаимовлияющие факторы, гармонизирующие систему пространство — экспонат — человек;
- рассмотреть и обобщить опыт проведения выставок современного искусства (международный, российский, собственный);
- предложить проектные модели организации выставок современного искусства.
Границы исследования:
- теоретическая часть: экспозиционные пространства, выставки современного искусства, начиная со второй половины XX века по сегодняшний день;
- практическая часть: выставки современного искусства Европы, Москвы и Красноярска 2000-2012 годов, выставки современных видов искусства, требующие специализированной площадки.
Методологическую основу исследования составляют теоретические труды Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта и Л. Мис ваи дер Роэ, где проектирование художественного экспозиционного пространства рассматривается как особый вид проектной архитектурной деятельности, выявляются системные принципы моделирования экспозиции.
Введение методов структурного анализа в философско-искусствоведческую интерпретацию произведений искусства у Г. Зельдмайра послужило методологической базой для определения основных принципов восприятия произведений современного искусства. Такие значимые труды Р. Арнхейма как «Новые очерки по психологии искусства» и «Искусство и визуальное восприятие» позволили систематизировать основные элементы художественного процесса.
Для выделения важнейших тенденций развития художественных выставок, связанных с появлением новых видов искусства, начиная с 60-х годов XX века по настоящий день, нами был предпринят сравнительно-исторический анализ.
Типологический метод позволил систематизировать и классифицировать выставки современного искусства, также сгруппировать их в соответствии с принципами организации выставки как события по критериям, рассматриваемым в настоящей работе.
Метод теоретического моделирования помог создать идеальные модели для проектирования выставок современного искусства, определить специфику художественного пространства и стратегию его проектирования.
С помощью экспериментального метода на практике были проверены основные принципы построения гармоничной системы пространство— экспонат-человек, сформулированные в теоретической концептуальной модели.
Научная новизна:
- проведен сравнительный анализ европейских и отечественных экспозиций; выявлено значение выставок современного искусства, влияние на современного
человека; обозначены связь выставок с культурным развитием общества, а также влияние на различные сферы жизни;
- впервые объединены во взаимозависимую систему основные составляющие выставки современного искусства пространство - экспонат - человек;
- разработаны основные принципы проектирования выставок современного искусства.
Научно-теоретическая значимость работы:
- разработана классификация современных художественных выставок и пространственных видов современного искусства;
- рассмотрен процесс организации выставки современного искусства, начиная с этапа проектирования и заканчивая работой выставки (эскизный проект, техническое моделирование, реализация, действие выставки);
- предложена методическая модель создания выставок современного искусства.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть включены в учебные курсы «Технология выставочной деятельности» для студентов высших учебных заведений, обучающихся в области искусствоведения и социо-культурной деятельности. Предложенная модель может служить концептуальной основой для проектирования и проведения выставок современного искусства. Результаты исследования могут служить методическим пособием по созданию выставки современного искусства как для художников-проектировщиков, так и для кураторов-искусствоведов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выставка современного искусства - это организованная система пространство - экспонат — человек.
2. Выставка - коммуникативное пространство, точка пересечения социальной, образовательной, научной, культурной жизни общества.
3. Синтетические художественные объекты, использующие разные языки, средства и инструменты, формируют явление синестезии при восприятии современного искусства зрителем.
4. Проектная модель выставки современного искусства в системе пространство - экспонат - человек может развиваться в трех концептуальных положениях: пространство без границ, живое пространство, замкнутое пространство.
Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты настоящего исследования были представлены на научно-практических конференциях и опубликованы в научных изданиях. Автор участвовал с докладами в научно-практических конференциях: «Теория и практика цвета» (Красноярск), в I Международной научно-практической конференции МГУ им. М.В. Ломоносова «Научное искусство - Science art 2012» (Москва), во Всероссийской научно-практической конференции «Композиционное мышление как основа профессионального обучения» (Красноярск), «Суриковские чтения, 2012» (Красноярск).
Результаты исследования легли в основу учебного проектирования студентов старших курсов кафедры «дизайн», отделения «дизайн среды» КГХИ: концептуальная модель, предложенная автором, была опробована в качестве методологической основы семестрового задания «интерьеры центра современного искусства. Экспозиция художественной выставки» по дисциплине «художественное проектирование интерьеров» для студентов 5 курса. Различные аспекты исследования были использованы в качестве практических рекомендаций при создании методической выставки для студентов всех курсов этой же кафедры.
Основные положения работы были апробированы в процессе организации и проектирования региональных, всероссийских и международных выставок, проходивших в городе Красноярске.
Материалы исследования были заслушаны и обсуждались на кафедре «дизайн», отделение «дизайн среды» Красноярский государственный художественного института, а также на кафедре искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Оружие как объект музейного экспонирования2008 год, кандидат культурологии Ерешко, Юлия Владимировна
Временные экспозиции музеев Московского Кремля XIX-XX веков: Проблематика и исторический анализ2003 год, кандидат исторических наук Щербина, Екатерина Витальевна
Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций2010 год, кандидат технических наук Серяков, Вадим Александрович
Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона2006 год, кандидат педагогических наук Коробова, Инга Васильевна
Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования.1990 год, кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Порчайкина, Наталья Викторовна
Заключение
В результате проведенного нами исследования были сформулированы основные принципы создания целостной гармоничной системы выставки современного искусства с ее составляющими. Подводя итоги исследования, резюмируем следующие положения:
1. Выставка современного искусства как синтетическая система взаимоотношений пространства, экспоната и человека складывалась в процессе образования и развития новых типов и форм подачи современного искусства. В процессе такого развития понятие выставки постепенно модифицировалось, расширились ее функции и сферы интересов. Выставки современного искусства попадают в поле зрения образования, науки и технологии как способ популяризации и презентации продуктов их деятельности, так как обладают инструментами, образными формами подачи художественного материала, широким спектром влияния на зрителя и имеют широкий общественный резонанс.
2. Выставка является средством всесторонней коммуникации. Художественное пространство становится полем пересечения зачастую полярных сфер, которые обычно не пересекаются вне выставочного пространства. Именно благодаря этому взаимодействию рождаются новые культурные практики и новые типы художественной коммуникации. Универсальность экспозиционных площадок дает широкие возможности для развития современного искусства и свободу для деятельности художников и творческих людей, пришедших на выставку.
3. С развитием выставочной деятельности в сфере науки особый интерес представляют выставки-лаборатории и выставки-исследовательские площадки, которые в игровой форме позволяют молодому поколению получать новое знание через творческий диалог посредством художественных объектов. Образовательная функция художественной выставки в значительной степени используется в самых различных областях науки, чем намечаются тенденции к взаимодействию науки и искусства, а также продвижения и развития актуальной на сегодняшний день междисциплинарной области Science art.
4. Digital технологии занимают значительное место в искусстве и, соответственно, на выставочной площадке в качестве арт-объектов. В области развития технологий художественные выставки интересны не только культурному сообществу, они являются катализатором продвижения технологических открытий и инноваций, чем привлекают ученых-разработчиков к сотрудничеству с современными художниками. Подобная практика расширяет границы восприятия современного человека, дает дополнительные возможности для творчества и появления синтетических видов искусства.
5. Арт-объекты и художественные программы на сегодняшний день выходят за рамки экспозиции и получают свое продолжение в повседневной жизни как прием художественного проектирования пространства. Например, из-за особого влияния на зрителя пространственные художественные композиции получили популярность в рекламном и дизайнерском бизнесе, где полностью или частично используются в качестве творческих концепций для создания знаковых брендовых интерьеров, а также становятся предметом быта современного человека.
6. В процессе исследования была сформулирована модель проектирования выставок современного искусства, которая определяется тремя концепциями, основанными на взаимодействии пространства, экспоната и человека.
Пространство без границ делает возможным проектирование масштабных художественных проектов, требующих свободы в передвижении и восприятии. Дает возможность искусству вписывается в ткань города, организовывать жилую среду посредством арт-объектов и арт-стратегий.
Живое пространство выстраивается на высоких технологиях и позволяет моделировать в физическом пространстве различные виртуальные ситуации, здесь реализуются современные проекты, связанные с синтетическими видами медиа- и цифрового искусства.
Замкнутое пространство сосредотачивает художественную среду внутри экспозиционных интерьеров, для него характерен традиционный подход моделирования отношений внутри изучаемой системы. На первый план выходят личностные переживания, экспозиционное пространство становится индивидуальным и настраивает на персональное общение с экспонатом, что позволяет «достраивать» и представлять художественную ситуацию субъективно.
Результаты данного исследования дают возможность применять разработанные модели на практике, а также развивать и конкретизировать их согласно реальным проектным ситуациям. Стоит отметить, что Красноярск является одним из центров научной и художественной жизни Сибири, однако специализированной площадки с современным подходом к организации пространства, где бы разносторонне взаимодействовала интеллектуальная и творческая молодежь, нет. Разработка такого проекта представляет интерес в качестве создания специализированной особой среды, где бы происходила научная и творческая коммуникация, которая является неотъемлемой частью не только современной научной жизни, но и выставочной деятельности.
Особое внимание сегодня необходимо организации пространства центра современного искусства в Красноярске. Важным считаем формирование центра с акцентом на сибирскую идентичность, что безусловно будет указывать на сохранение традиций и формирование современной культуры Сибири, позволит выделить и представить наш регион в мировом культурном сообществе.
В сегодняшней ситуации очевидна необходимость пересмотра общественной роли музеев, центров искусств в жизни общества. Требуется создание стратегических программ, связанных с реконструкцией существующих музеев, и предложение инновационных проектов для реализации новых площадок. Проведенный нами анализ экспонирования объектов современного искусства известными зарубежными архитекторами, имеющими богатый опыт в проектировании выставочных и музейных пространств, заслуживает дальнейшего углубленного изучения с точки зрения культурологии, социологии, искусствоведения, дизайна и других областей знаний. В целом, в России на данный момент намечается ряд тенденций серьезного отношения к проблемам современного искусства для выстраивания продуктивных стратегий развития и успешного функционирования выставочной деятельности, где комплексный подход к изучению выставки современного искусства как системы взаимоотношений пространство - экспонат - человек может быть использован. л
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна, 2013 год
Библиография
1. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.
2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XI века. М.: НИИ культуры, 1989. 256 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
5. Байкова О.Г. Формирование музейной сети Сибири в конце XIX в. Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1. Омск, 1999. 350 с.
6. Белоголовский В. Белая архитектура Ричарда Мейера // Агентство архитектурных новостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.archi.ru/events/news/news_present_press.html?nid=33634
7. Белоголовский В. Идите и смотрите! МоМА - новый Музей Модернизма в Нью-Йорке //Агентство архитектурных новостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.archi.ru/foreign/news/news_present.html?nid=3109&fl=l&sl=l
8. Богородский C.B. Художественная выставка в условиях современной культуры: учебная программа специальность 17.00.09 «Теория и история искусства». СПб., 2007.
9. Большой проект 80-х: 17-я Молодежная выставка // Художественный журнал. 2003. № 53. [Электронный ресурс]. URL: http://xz.gif.ru/numbers/53/dondurey/
10. Бонет Л. Дизайн выставок Рип-холдинг. М., 2006. 216 с.
11. Бородинский Г. Реконструкция MOMA. Нью-Йорк, США // Татлин. 2005. № 2. С. 72-79.
12. Броновицкая A. ITPOEKTiNTERNATIONAL // Немецкая фабрика печати.2011, февраль. С. 2.
13. Булатов Д. Science art: одного желания прийти в лабораторию недостаточно // О Культуре ярко [Электронный ресурс]. URL: http://www.dareto.ru/dare-to-create/36-dare-to-create/128-science-art------.html
14. Бхаскаран Д. Дизайн и время. Арт-родник. 2007. 256 с.
15. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.
16. Встреча двух миров. Из коллекции Renault art: каталог выставки // Новый Манеж, Renault в России. 2010. 58 е.: ил
17. Галеев Б.М. От самодеятельности - к академическому институту//НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" [Электронный ресурс]. URL: http://prometheus.kai.ru/in_r.htm
18. Галеев Б.М. Синестезия в искусстве: "драма идей" или торжество предрассудков // IV Рос. филос. конгресс. Т. 4: Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. М.: Современные тетради, 2005. С. 163-164.
19. Галерея на Солянке. Современное искусство от мольберта до компьютера [Электронный ресурс]. URL: http://solgallery.ru/exhibitions/68
20. Гельфонд A.JI. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 345 с.
21. Генисаретский О.И. Начало знаний о культуре. М.: ВНИИТЭ, 1969. 340 с.
22. Генисаретский О.И., Черневич Е.В. Визуалистика: об исследовании и проектировании систем визуальной коммуникации. Ч. 2. М.: ВНИИТЭ, 1990. 345 с.
23. Глазычев B.JI. Проектная картина дизайн. Ч. 1. М.: ВНИИТЭ, 1990. 255 с.
24. Глазычев B.JI. Архитектура: энциклопедия. М.: Астрель: ACT, 2002. 672 е.: ил.
25. Глазычев B.JI. Очерки по теории и практике дизайна на западе. Дизайн и искусство [Электронный ресурс]. URL: http://rosdesign.com/design/vglaz5.htm
26. Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. М.: Стройиздат, 1973. 107 с.
27. Гордеева А. Реконструкция по Колхасу [Электронный ресурс]. URL: http://agency.archi.ru/news current.html?nid=41016
28. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность. Терминология и классификация выставочно-ярмарочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: evartist.narod.ru/textll/02.htm
29. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarch.ru/gutnovl .htm
30. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
31. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
32. Додсворт С. Фундаментальные основы дизайна интерьеров: учебное пособие. М.: Тридэ Кукинг, 2011. 184 е.: ил.
33. Драгомиров Д.Ю. Компьютерная трехмерная реконструкция памятников архитектуры // Институт искусства и дизайна. Удмуртский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: http://iiidudsu.ru/index.php?option=com content&task=view&id=204&Itemid=l 13
34. Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики // Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus_Comm.htm
35. Дукельский В.Ю. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие // Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/mmm.htm
36. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация. Нижний Новгород, 2005. 249 с.
37. Ермолаев А.П., Шулика Т.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 464 е.: ил.
38. Ермолаева-Тотмина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
39. Ефимов А., Шулика Т. Открытое проектирование // Музейная экспозиция. Теория и практика музейной экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных статей. М.: Российский институт культурологии, 1997. 178 с.
40. Захаров A.B. Социология культуры: практикум по визуальной социологи [Электронный ресурс]. URL: http://sociologist.nm.ru/study/culturejr5_task.htm
41. Зельдмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. СПб.: AxioMa, 2000. 272с.
42. Иванова О.Н. Понятие gesamtkunstwerk: перевод и смысловые фреймы [Электронный ресурс]. URL: http://www.lmgvomaster.ru/files/327.pdf
43. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы: учебное пособие. СПб., 1996. 264 с.
44. История: красноярский музейный центр [Электронный ресурс]. URL: http://miral .ru/history
45. Kulturologia. Музыка, подвластная математике. Светомузыкальное пространство от Редзи Икеды // Проект Kulturologia.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/210611/14736/
46. Каган М.С. Художественное освоение мира как синкретическое единство четырех основных видов деятельности: человеческая деятельность. М.: Издательство политической литературы, 1974. 250 с.
47. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
48. Калиничева М.М., Жердев Е, Новиков А. и др. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления. Оренбург, 2009. 250 с.
49. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: монография. СПб.: Петрополис, 2008. 244 с.
50. Кан Д. Современная западная музейная теория: что она может сказать о русских музеях эпохи революции и о современном музееведении? // Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации. 2001. Вып. 5. С. 47-51.
51. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 109 с.
52. Киселёва Н.Е. Роль музейных экспонатов - произведений алтайских художников - в развитии творчества и обучении рисунку и живописи студентов архитектурно-дизайнерских специальностей // Наследие и современность (искусство Сибири): материалы международного научно-практического семинара. Барнаул, 2006. 546 с.
53. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с.
54. Коновалова Е. Творческие встречи с красноярскими актёрами [Электронный ресурс]. URL: http://www.newslab.ru/blog/317950
55. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. и др. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. 342 с.
56. Коэн Ж. Ле Корбюзье Тайны творчества: между живописью и архитектурой. М.: ГМИИ им. A.C. Пушкина, 2012. 466 е.: ил.
57. Культура. Наш край. В Красноярском музейном центре открылась IX международная музейная биеннале // Наш край. Рубрика культура [Электронный ресурс]. URL: http://gnkk.ru/
58. Культурология. Музыка, подвластная математике. Светомузыкальное пространство от Редзи Икеды // Проект Kulturologia.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/210611/14736/
59. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
60. Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне. М.: Университетская книга, 2010. 340 с.
61. Ле Корбюзье. Модулор: опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. М.: Стройиздат, 1976. 340 с.
62. Ле Корбюзье Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. 345 с.
63. Лебедев A.B. Музейное проектирование // Лаборатория музейного проектирования. Российский институт культурологи [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus Proj.htm
64. Лебедев A.B. Музей и личность // Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus_Lich.htm
65. Лебедев A.B. Музей и регион // Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus_Reg.htm
66. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. Рудизайн, 2005. 540 с.
67. Лоренс Я., Сколник Л. Дизайн выставок: практическое руководство. М.: ACT, 2008. 345 с.
68. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство-СПб., 2005. 704с.: ил.
69. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: в контексте искусства, архитектуры, дизайна: дис. М., 2002. 340 с.
70. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Тенденции развития // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных трудов. М.: Российский институт культурологии, 1997. 216 с.
71. Майстровская М.Т. Образ и пространство в экспозициях искусств // материалы V Боголюбовских чтений [Электронный ресурс]. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat5/mat5-l.html
72. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство. Архитектура. Дизайн. Тенденции формирования. Ч. 1. М.: Рос. ин-т культурологии: Моск. гос. худ.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова, 2002. 275 е.: ил.
73. Малиновская О., Майстровская. Обзор выставочной деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина (1980— 1990 гг.) // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сборник научных трудов. М., 1997. 177с.
74. Манхейм К. Социологическая теория культуры в ее познаваемости. СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
75. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма: монография. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
76. Марц JI.B. О воспитании визуального мышления. Вып. 4. М.: ВНИИТЭ, 1973. 245 с.
77. Махлина С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции // Музей в современной культуре. СПб., 1997. С. 109-119.
78. Мачульский Г. Мис Ван Дер Роэ: букинистическое издание. М.: Стройиздат, 1969. 256 с.
79. Международная художественная ярмарка: экспо-парк выставочные проекты [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-moscow.ru/1905.html
80. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурного дизайнерского формообразования. М., 2001. 310 с.
81. Миневрин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004. 288 е.: ил.
82. Миневрин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004. 315 с.
83. Минервин Г.Б. Красота и художественная образность в дизайне. Вып. 4. М.: ВНИИТЭ, 1973.
84. Минина С. Почувствуйте разницу // Итоги [Электронный ресурс]. URL: http://www.itogi.rU/archive/2001/3/119670.html
85. Моравский С. Об экспонировании и выставках // Terra incognita [Электронный ресурс]. URL: http://www.terraincognita.in.ua/ti3/03_03ru.html
86. Музейная экспозиция. Архитектурно-художественное решение. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина [Электронный ресурс]. URL: http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009/exposition/glaval/
87. Мира 1. Красноярский музейный центр [Электронный ресурс]. URL: http://miral ,ru/
88. Награды ЕС за современную архитектуру, Mies van der Rohe Award 2007 [Электронный ресурс]. URL:
http://architektonika.ru/2007/04/26/nagrady_es_za_sovremennuju_arkhitektum_m ies_van_der_rohe_award_2007.html
89. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: дис. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2011. 198 с.
90. Научное искусство: тезисы 1 Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, 04-05.04.2012 / под ред. В.В. Миронова. М.: МИЭЭ, 2012. 308 с.
91. Наяда (NAYADA) - системы офисных перегородок [Электронный ресурс]. URL: http://www.nayada.ru/about/news/1120.htm
92. Никишин H.A. Музей и новые технологии [Электронный ресурс]. URL: http^/www.future.museum.ru/lmp/books/m and_nt.htm
93. Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): сб. науч. трудов. М., 1997. 26 с.
94. Норенков C.B. Культурфилософия концептуального проектирования: архитектонический анализ и научные исследования: монография. Н. Новгород: Изд-во НАСУ, 1997. 119 е.: ил.
95. Павлова В. А. Пространственные иллюзии. Методы визуальной коррекции среды: архитектура и современные информационные технологии МАРХИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Pavlova/Article.php
96. Пайл Дж. Дизайн интерьеров: 6000 лет истории. М.: ACT, 2007. 412 с.
97. Положение о региональной молодежной выставке-конкурсе «Молодая Сибирь» // Союз художников России [Электронный ресурс]. URL: http://www.nro-shr.ru/node/333
98. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей». М.: РИК, 2003. 245 с.
99. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2003. 656 с.
100. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Едиториал УРСС, 2003. 312 с.
101. Прилашкевич Е. Стрит-арт вторгся в галерейное пространство Петербурга: искусство ТВ [Электронный ресурс]. URL: http://www.iskusstvo-tv.ru/News/2012/05/16/strit-art-vtorgsya-v-galereinoe-prostranstvo-peterburga
102. nPOEKTiNTERNATIONAL // Журнал по мировой архитектуре. М.: Барт Голдхоорн, 2009. № 23.
103. nPOEKTiNTERNATIONAL // Журнал по мировой архитектуре. М.: Барт Голдхоорн, 2011. № 28.
104. Пространство Вхутемас: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября, 2010 г. М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. 240 с.
105. Пфайффер Б. Райт. Арт-родник. 2006. 96 е.: ил.
106. Райт Ф. Будущее архитектуры. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1960. 247 с.
107. Раппопорт А.Г. Архитектура и эмоциональный мир человека. Эмоции и профессиональное сознание архитектора. М., 1985. 245 с.
108. Ревякин В.И. Выставки: Архитектура и экспозиция. М.: Стройиздат, 1975. 99 с.
109. Ревякин В. И. Проектирование музеев: монография. М.: ГУЗ, 2003. 206 е.:
ил.
110. Ревякин В.И. Художественные музеи. М.: Стройиздат, 1974. 150 е.: ил.
111. Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. М.: Художник РСФСР, 1970. 542 с.
112. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных трудов. М.: Российский институт культурологии, 1997. 216 с.
113. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1982. 288 с.
114. Розенсон А.И. Основы теории дизайна: учебник. СПб.: Питер, 2010. 219 е.: ил.
115. Рязанова A.A. Качественные особенности архитектурного пространства, интегрированного цифровыми технологиями //Архитектон: известия вузов [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ni/2008_2/8
116. Салтанова М.В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея // Вопросы музеологии [Электронный ресурс]. URL: http://history.pu.ru:8080/elbib/Russia/Saltanova.pdf
117. Саркисов C.K. Основы архитектурной эвристики. М.: Архитектура-С, 2004.
118. Сидоренко В.Ф. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне. М., 1977.
119. Скуратовский Г.М. Искусство архитектурного пропорционирования. М., 2001.
120. Современная западная философия: энциклопедический словарь. М.: Российская академия наук, 2009. 450 с.
121. Соловьев Н.К. История современного интерьера. М.: СВАРОГ и К, 2004. 399 с.
122. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 192 с.
123. Степанов A.B., Иванова Г.И., Нечаев H.H. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. 295 е.: ил.
124. Степанов A.B., Малыгин В.И., Иванова Г.И. и др. Объемно-пространственная композиция: учебник. М.: Архитектура-С, 2011. 256 е.: ил.
125. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.: ГАРДАРИКИ, 2006. 345 с.
126. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2008.
127. Толстой В.П., Рязанцев И.В. Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы: материалы и документы. М.: Галарт, 2006. 340 с.
128. Топ-200 величайших художников XX века. 191 место - Джеймс Таррелл: Величайшие творцы XX века [Электронный ресурс]. URL: http://gallery2-
allart.do.am/publ/top 200 velichajshikh khudozhnikov khkh veka/191 mesto dzhe jms tarrell/2-1-0-10
129. Торопова E.O. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства (История и специфика экспонирования): дис. СПб., 2003. 197 с.
130. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. Stige, 2001.
131. Федина Е.В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства: дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: СПбГУП, 2004. 176 с.
132. Федоров М.В. О соотношении утилитарного и эстетического. М.: ВНИИТЭ, 1973.
133. Фейнберг E.JT. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004. 288с.
134. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. 340 с.
135. Хайдеггер М. Искусство и пространство [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000291/index.shtml
136. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы: дис. специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. СПб., 2010. 192 с.
137. Чирков В.Ф Концептуальная выставка. Определение, разработка, осуществление // Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1. Омск, 1999.
138. Что такое современный музей? // Проект Россия. 2005. № 2. С. 5-92.
139. Шатилова Ю.В Москве открылась выставка работ Джеймса Таррелла [Электронный ресурс]. URL: http://www.ltv.ru/news/culture/178397
140. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2007. 160 е.: ил.
141. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М.: ACT, 2008. 320 с.
142. Шукуров Ш.М. Современная архитектура и духовное пространство [Электронный ресурс]. URL: http://prometa.ru/archive/csi/pub/14
143. Щедровицкий Г.П. Дизайн и его наука. Художественное конструирование. М.: ВНИИТЭ, 1966. 250 с.
144. Щербакова A.A. Музейное проектирование // Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus Proj.htm
145. Энгстрем, Ч. Утверждение концепции экомузеев в Швеции // Museum. 2004. № 148. С. 5-10.
146. Ackermann М., Birnbaum D. Tomas Saraceno. Staatliche Museen zu Berlin Distanz, 2011. 45 p.
147. Claire Zimmerman, Mies Van Der Rohe. Taschen, 2010. 96 p.
148. Cohen J. Le Corbusier / Jean-Louis Cohen. Taschen, 2006. 96 p.
149. Guggenheim Bilbao Museoa, Presentations of the Permanent Collection, // The Matter of Time. 2011. URL: http ://www. guggenheim-bilbao.es/secciones/programacion_artistica/nombre_exposicion_claves.php?idioma=e n&id_exposicion=64
150. Guggenheim. Nueva York-Venecia-Bilbao-Berlin. Kliczkowski. Correagrafic, S.L. Barcelona. Espana, 2001.
151. Jodidio P. Architecture Now Museums. TASCHEN, 2011.416p.
152. Rapport. Experimentalle raumstrukturen von J. Mayer H. Berlinische Galerie, 2011. 79 p.
153. Simon N. The Participatory Museum. 2010: Participatorymuseum. URL: http://www.participatorymuseum.org/read/
154. The Bauhaus Collection. Bauhaus Archive Berlin. Museum of Design. Bauhaus-Archiv e.V. // Museum fur Gestaltung. Berlin, 2010. 208 p.
155. The Research Centre for Museums and Galleries (RCMG): University of Leicester. URL: http://www2.le.ac.uk/departments/museumstudies/rcmg
156. U-SPACE: музей современного искусства и художественные галереи «Эрарта». URL: http://www.erarta.com/customers/u-space
157. Vyzoviti S. Folding Architecture Spatial, Structural and Organizational Diagrams. BIS Published Het Sieraal Building Postjesweg 1, 1057 DT Amsterdam, The Netherlands. 144 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.