Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Загоруля, Татьяна Борисовна

  • Загоруля, Татьяна Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 232
Загоруля, Татьяна Борисовна. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург. 2005. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Загоруля, Татьяна Борисовна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы толерантности.

1.1. Сущность понятия и генезис проблемы толерантности.

1.2. Современное понимание толерантности и ее модели.

1.3. Отечественные педагогические концепции толерантности и проблема воспитания толерантности в настоящее время.

Выводы по первой главе.

Глава II. Опытно-поисковая работа по созданию и реализации педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся.

2.1. Разработка и реализация педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся в образовательном процесса се.

2.2. Результаты опытно-поисковой работы по актуализации толерантных свойств личности учащихся.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе»

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе толерантности. Социокультурные трансформации XX в., многовековая мировая история межнациональных, межгосударственных и межрелигиозных конфликтов и войн, рост терроризма вызвали необходимость воспитания человека с позитивным, толерантным сознанием и поведением. Толерантность как черта личности и общества определяет устойчивость поведения людей в ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия. Проблема актуализации толерантных свойств личности (ТСЛУ) не выдвигалась как значимая. В советской педагогике она не могла быть поставлена, т.к. противоречила идеологическим, классово-партийным принципам государства и общества. В настоящее время назрела острая социально-педагогическая необходимость воспитания толерантного человека и возникла реальная возможность это осуществить через овладение культурой толерантности, понимания сущности причин и способов воспитания этики принятия инаковости, признания права других быть самими собой во взаимоотношениях с окружающими. Это входит в компетентность современного педагога в качестве важнейшего компонента профессионализма и требует от него высокого уровня гуманизма, творческого подхода к профессиональной деятельности и общению. Следует отметить, что в учебных программах не только прошлых лет, но и в современных, отсутствует понятие толерантность, в то же время имеется потенциал овладения знаниями о проблеме и приобретения адекватных умений, чтобы осуществить толерантные отношения во взаимодействии с участниками образовательного процесса, а также и в социуме.

Гуманитаризация образования как ведущее направление его модернизации включает в себя проблемы воспитания «человека толерантного», что требует изменения содержания и методов преподавания гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин. На наш взгляд, необходимо актуализировать аксиологический смысл проблемы толерантности, которая связана с определенной системой ценностей и проблемой их достижения в обществе, наполненном противоречиями. Анализ исторического опыта убеждает в том, что проблема толерантности актуализируется в переходные эпохи, когда происходит столкновение различных культурных принципов, переоценка ценностей и прежде всего таких, как свобода, демократия, равенство, справедливость, гуманизм.

Нравственный смысл проблемы толерантности заключается в том, что в ее основе лежит не просто терпимость как некая черта характера, а уважение к свободе другого и осознание того, что свобода не является вседозволенностью, и что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. В пограничной ситуации между свободой одного и свободой другого возникают конфликты, рождается насилие как средство их разрешения, противостоять которому может толерантное сознание и поведение.

Социокультурный смысл толерантности в настоящее время заключается в том, что современные информационные системы, электронные средства связи сделали возможными широкие социокультурные контакты, обмен культурными ценностями. Толерантность, как социокультурная установка, позволяет различным культурам вступать во взаимодействие друг с другом и в процессе диалога достигать взаимопонимания.

В условиях глобализации мировых процессов актуальность проблемы толерантности связана с возникшим противоречием между стремлением стран и народов к объединению в рамках единого международного сообщества и их желанием сохранить национальную, религиозную, политическую, культурную идентичность.

В статье 1 «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО в 1995 г., толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [56. С.21]. В статье 4 данной Декларации говорится о том, что «воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. . Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями» [56. С.21].

Исходя из определения понятия личности как устойчивой системы социально значимых черт, мы рассматриваем толерантность как интегративное свойство, базирующееся на ценностях свободы, ответственности, эмпатии, принятия, доверия, доброжелательности, нёнасилия. Толерантность реализуется в целях, ценностях и установках, которые определяют разную степень соответствия поведения человека требованиям общества; и обеспечивают согласованность совместных действий людей на основе поиска значимого общего и достижения компромисса.

В основе толерантности лежит гуманистическая этика, обусловленная социокультурными трансформациями, стимулирующими развитие норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Проведенное нами исследование степени разработанности проблемы позволяет говорить о том, что истоки толерантности связаны с эллинистической и римской культурами, где признавали дохристианскую религиозную терпимость. В средние века имело место инструментальное понимание толерантности как вынужденного средства предотвращения конфликтов. В Новое время получила развитие политическая толерантность, гарантом которой выступало государство.

В современном мире с толерантностью связываются надежды на процветание общества, занимающего более лояльные позиции к людям другого этноса, к иноверцам. В толерантности видится надежный путь преодоления вражды, конфликтов, войн, терроризма, которые могут привести к уничтожению жизни на планете Земля (Уолцер М., Лекторский В .А., Перцев А.В., Хомяков М.Б.).

В ходе анализа литературы нами установлено, что толерантная педаго гика имеет глубокие корни в педагогических учениях отечественных мыслителей: JI.H. Толстого, В.В. Зеньковского, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Об имплицитном присутствии идеи толерантности в их учениях свидетельствуют провозглашаемые ими принципы свободы в обучении и воспитании, творческой реализации личности, «освобожденного ребенка». Идеи свободного образования и воспитания личности в отечественной педагогике созвучны идеям фасилитирующего обучения К. Роджерса, где принятие, доверие, сочувствующее понимание, искренность, свобода выступают условиями для развития свойств толерантности личности.

Что касается современности, то, считаем мы, проблема актуализируется, в частности, Российским правительством принято Постановление от 25 августа 2001 года, утверждающее Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», на реализацию которой предполагалось израсходовать 397 млн. руб. Программа тщательно прописана с организационной и финансовой сторон [201. С.7628]. Актуальность толерантности обусловлена, согласно Программе, «социальной напряженностью в обществе, межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма» [201. С.7628].

Сказанное позволило выделить противоречия между:

- потребностями в толерантной культуре общества и недостаточным вниманием системы образования к проблеме воспитания толерантной культуры у учащихся;

- декларированием значимости формирования установок толерантного сознания и недостаточной разработанностью теории и методики развития толерантных свойств личности;

- ценностью толерантных свойств личности и недостаточной актуализацией их в образовательном процессе.

В связи с вышеизложенным, проблема исследования состоит в необходимости и возможности воспитания толерантной культуры подрастающего поколения, в разработке содержания и'методов актуализации толерантных свойств личности.

Названные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования - «Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать педагогическую модель актуализации толерантных свойств личности и опытно-поисковым путем подтвердить ее эффективность.

Объект исследования: толерантность как социокультурный феномен. Предмет исследования: процесс актуализации толерантных свойств личности при изучении социально-гуманитарных дисциплин.

Гипотеза исследования построена на следующих допущениях:

- учебные дисциплины социально-гуманитарного блока обладают значительным содержательным и технологическим потенциалом для актуализации толерантных свойств личности;

- толерантные свойства личности учащихся могут быть актуализированы в образовательном процессе как личностно значимые и смысложизненные;

- реализация педагогической модели позволит ввести в контекст образования значимые для обучаемых знания о толерантности, создаст необходимые педагогические условия для развития толерантного сознания и овладения умениями и опытом толерантного поведения.

Задачи исследования:

1. На основе историко-генетического анализа научной литературы выявить сущность понятия «толерантность», модели толерантности и проследить эволюцию педагогических концепций толерантности.

2. Разработать научно-обоснованную педагогическую модель актуализации толерантных свойств личности учащихся при изучении социально-гуманитарных дисциплин.

3. Обосновать педагогические условия эффективности реализации педагогической модели в образовательном процессе.

4. В опытно-поисковой работе определить эффективность разработанной педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы отечественных (B.C. Соловьев, Л. Шестов, М.М. Бахтин, А.В. Перцев, М.Б. Хомяков) и зарубежных ученых философов (Дж. Локк, Дж. Мильтон, Р. Уильяме, Ф. Вольтер, К. Поппер, К. Ясперс), психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Роджерс), гуманистические педагогические концепции обучения и воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили); этической педагогики (М.Н.Дудина), витагенного опыта (А.С. Белкин), а также исследователей проблем личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ, синтез, моделирование, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать педагогическую модель актуализации толерантности у учащихся в образовательном процессе; эмпирические — анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование, анализ нормативной и учебной документации, обучающий эксперимент, позволяющие выявить динамику толерантных свойств личности учащихся.

База исследования: в исследовании .приняли участие 365 учащихся вторых курсов, специальностей «Менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Товароведение», «Организация коммерческой деятельности» Екатеринбургского торгово-экономического техникума, в том числе учащиеся 1-го курса (специальность «Программирование») Уральской школы'бизнеса.

Исследование проводилось в течение 4-х лет, в три этапа:

Первый этап (2001-2003 гг.) связан с анализом состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике, разработкой концепции исследования. Уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза и содержание опытно-поисковой работы.

Второй этап (2003-2004 гг.) — сбор и анализ эмпирического материала, полученного методами наблюдения, анкетирования, психолого-педагогического диагностирования. Проведена опытно-поисковая работа.

Третий этап (2004-2005 гг.) — систематизация, обобщение, интерпретация результатов исследования. Были сформулированы педагогические условия, реализация которых способствует развитию толерантных свойств учащихся.

Достоверность полученных результатов и сформулированных выводов обеспечивалась методологической обоснованностью, использованием фундаментальных положений психологии и педагогики, применением методов, адекватных цели и задачам исследования.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

1. Определено понятие актуализация толерантных свойств личности учащихся как гуманистически ориентированные педагогическая деятельность и общение, результатом чего является достижение умений строить конструктивные отношения.

2. Выявлен педагогический потенциал учебных дисциплин социально-гуманитарного блока для актуализации проблемы толерантности и развития у учащихся свойств толерантной личности.

3. Разработана педагогическая модель актуализации у учащихся толерантных свойств личности и подтверждена ее эффективность в опытно-поисковой работе, которая обеспечила позитивную динамику личности.

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной реализации педагогического потенциала и педагогической модели в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного блока (содержание образования, ориентированное на реализацию феномена толерантности; инновационные формы работы; интерактивные методы обучения - диалог, игра, проект, тренинг; готовность педагога к сотрудничеству с учащимися).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана педагогическая модель актуализации толерантных свойств личности учащихся (ТСЛУ) в образовательном процессе и система ее реализации;

- обоснованы необходимые и достаточные педагогические условия актуализации толерантных свойств личности учащихся на основе введения «значимого знания» и использования инновационных, лично-стно ориентированных технологий.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

- в возможности эффективного использования разработанной научно-обоснованной педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся при изучении социально-гуманитарных дисциплин;

- материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и для их самообразования;

- совокупность положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяет повысить эффективность педагогической деятельности по развитию толерантной культуры преподавателей и учащихся.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась на научных конференциях различного уровня:

- международных: международная научно-практическая конференция «Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность», посвященная 10-летию международного года семьи (Магнитогорск, 2004); 8-я международная конференция памяти профессора JI.H. Когана (Екатеринбург, 2005);

- всероссийских: VII всероссийские историко-педагогические чтения «Парадигмы исторического образования в контексте социального развития» (Екатеринбург, 2003); 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Демографический кризис как угроза региональному развитию России: пути преодоления» (Москва, 2005);

- региональных: научно-практическая конференция, проведенная администрацией Ленинского района г. Екатеринбурга, «Мы за здоровое будущее» (Екатеринбург, 2003); VII региональная научно-практическая конференция «Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании» (Екатеринбург, 2003); научно-педагогическая конференция «Идеи космизма в педагогике и современном образовании» (Екатеринбург, 2004); 2-я межрегиональная научно-практическая конференция "Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях рыночной экономики: состояние, перспективы развития" (Екатеринбург, 2005); межрегиональная научно-практическая конференция "Социализация личности в XXI в.», посвященная 75-летию проф. В.Д. Семенова (Екатеринбург, 2005); а также в публикациях автора", в т.ч. в тематическом сборнике «Формирование здорового образа жизни студентов средних специальных учебных заведений» (Москва, 2004); в сборнике нау-ных трудов «Проблемы теории и истории культуры: исследования и материалы» (Оренбург, 2005); в материалах научных конференций «Научный апрель 2005 на СГФ» (Уфа, 2005).

Положения, выносимые на защиту: .

1. Предметы социально-гуманитарного блока (история, обществозна-ние, философия, социология, политология, управленческая психология), преподаваемые в учебных заведениях, обладают педагогическим потенциалом развития толерантных свойств личности учащихся.

2. Эффективность реализации педагогического потенциала для актуализации толерантных свойств личности учащихся достигается при условии осуществления педагогической модели, включающей в себя понятийно-категориальный аппарат проблемы толерантности, содержание политической, этнической, культурологической, религиозной и коммуникативной толерантности, раскрываемое в адекватных дидактических технологиях (диалоговые, игровые, проектные, тренинговые) на основе фасилитирующей педагогики.

3. Разработанная педагогическая модель актуализации толерантных свойств личности учащихся позволяет влиять на их динамику, развивать рефлексивную культуру у учащихся.

4. Обучение знаниям и умениям толерантного поведения на предметах социально-гуманитарного блока создает в ученическом коллективе более благоприятную психологическую атмосферу, способствует нарастанию коммуникативной толерантности и социальной компетентности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (содержит 242 источника) и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Загоруля, Татьяна Борисовна

Выводы по второй главе.

Во второй главе описан процесс создания и реализации педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся. На основе анализа примерных программ по дисциплинам социально-гуманитарного блока (истории, обществознанию, философии, социологии, политологии, управленческой психологии), изучаемых в учебных заведениях, было обнаружено, что образовательный процесс обладает потенциалом развития политической, религиозной, этнической, культурологической и коммуникативной толерантности. Он может быть реализован в адекватном содержании и технологиях обучения при создании необходимых и достаточных педагогических условий.

В ходе работы нами была выделена совокупность форм (фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа) и методов обучения (сократический диалог, полилог, игра, герменевтический метод, тренинг, проектные методики), способствующих развитию толерантных свойств личности учащихся. Для описания нашего опыта был использован подход «не по предметам, а по проблемам», потому что он позволяет видеть проблему в новых связях и отношениях в разных учебных дисциплинах, интегрируя их потенциал. Проблемами, актуализирующими толерантные свойства личности (по предметам социально-гуманитарного блока), являются: проблемы политических и этно-политических конфликтов; политической социализации личности; демократизации общественной жизни; формирования социальных отношений; формирования и усвоения элементов культуры: знаний, убеждений, ценностей, норм, религии, идеологии; взаимоотношений в семье; в свете проблем выживания человечества в современном мире. Названные проблемы изучались на учебных занятиях и во внеурочное время.

В ходе реализации опытно-поисковой работы на констатирующем этапе был установлен низкий уровень осведомленности о понятии «толерантность» среди учащихся - 8%, в то же время относительно высокий уровень умения проявлять свойства толерантности в общении — 63%.

На поисковом этапе были разработаны две модели: педагогического потенциала толерантности и актуализации толерантных свойств личности учащихся в процессе обучения дисциплинам социально-гуманитарного блока, определены технологии их реализации; составлен и введен в действие план опытно-поисковой работы, в соответствии с которым были определены экспериментальная группа (гр.2-3 «Товароведение», гр.2-6, 2-7 «Менеджмент», всего 83 чел.) и контрольная группа (гр.2-5 «Товароведение», гр.2-8, 2-9 «Бухгалтерский учет», всего 82 чел.). Поисковый этап работы позволил оценить его как достаточный для достижения поставленных перед диссертационным исследованием задач.

На формирующем этапе определена содержательная сторона направленности личности, толерантных / интолерантных отношений к окружающему миру, к другим людям как основы жизненной концепции. Для этого были разработаны анкеты, каждая из которых ориентирована на определенный тип толерантности: политический, религиозный, коммуникативный, культурологический, этнический. Также была разработана анкета, ориентированная на выявление роли и значимости жизненного опыта учащихся в их общении с родителями, сверстниками, позволяющая определить наличие таких толерантных свойств личности, как социальный оптимизм, доброжелательность, эмпатия. Была применена методика выявления иерархии ценностных ориентаций М.Рокича. Значимые различия получены во 2-й группе ценностей по переменным (ценностям) «терпимость» и «чуткость». Был проведен факторный анализ с выделением 3-х факторов. Терпимость вошла во 2-й фактор с факторной нагрузкой - 0,679; вместе с ней в фактор вошли такие переменные, как рационализм, независимость, смелость в отстаивании своих взглядов, жизнерадостность. Полученные данные позволяют говорить о сущностной характеристике, которую мы интерпретируем как «принятие инаковости». Полученный результат позволяет говорить о динамике ценностных ориентаций, об осознании учащимися значимости толерантности как ценности жизни, а также сопутствующих ей переменных: рационализма, независимости, жизнерадостности, жизненной мудрости, счастья других и свободы.

Также на данном этапе изучались идеи русского космизма (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский), обсуждались афоризмы житейской мудрости А.Шопенгауэра. Был составлен список известных выражений (по содержанию - толерантных / нетолерантных) с целью определения наиболее предпочтитаемых учащимися. Проведены уроки толерантности по политологии (с использованием материала тренинга Г.У.Солдатовой), где обсуждались проблемы эвтаназии, сексуальных меньшинств, развода, наркомании, действия «зеленых»; занятие «Вера. Молодежь. Толерантность». Мы предлагали анализировать разработанные нами жизненные ситуации (этнического, политического, религиозного, коммуникативного, культурологического характера).

Позитивные результаты, полученные в ходе поисковой деятельности, позволили провести заключительный этап, связанный с расширением использования педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся в образовательной практике и проведения отсроченного среза. Число учащихся (опрос проводился в ЭГ — гр.2-6, 2-7 «Менеджмент», всего 44 чел. и в КГ - гр.2-8 «Бухгалтерский учет», всего 28чел.), рассматривающих толерантность в качестве единственного способа выживания человечества, возросло: с 52% до 71% (ЭГ) и прежний показатель в КГ остался в пределах 40%.

Так как коммуникативность и толерантность востребуются жизнью и требуют изменения содержания образования, наше исследование подтверждает, что толерантность личности должна стать базовым понятием новой педагогической парадигмы.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что использование педагогической модели актуализации толерантных свойств личности учащихся при изучении социальных дисциплин в учебных заведениях может быть эффективным и результативным при обосновании необходимых педагогических условий (о которых речь шла выше).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

Толерантность как социокультурный феномен актуализирована произошедшими значительными изменениями: в жизни, потребовавшими воспитания толерантной культуры отдельного человека и общества в целом. На это нацелена Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)». Для этого необходима разработка теории и методики воспитания толерантных свойств личности учащихся (ТСЛУ), внесение существенных изменений в образовательный процесс.

В ходе исследования было установлено, что толерантность как мировоззренческий, нравственный принципы, необходимые для гармонизации отношений в поликультурном пространстве «я и другой», «свой и чужой», как установка сознания имеет многообразные проявления — этнические, культурологические, конфессиональные, коммуникативные, политические.

Выявлены аксиологический, нравственный, социокультурный аспекты проблемы толерантности, которые развивались в педагогических учениях JI.H. Толстого, В.В. Зеньковского, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, В.А. Сухо-млинского, Ш.А. Амонашвили, в провозглашаемых ими принципах ненасилия, свободы, творческого развития личности, базовых для современной педагогики и образования.

Дальнейшее развитие и реализация названных принципов возможны путем актуализации ТСЛУ, под которой мы подразумеваем процесс перехода потенциальных возможностей в актуальные. Этот процесс обеспечивается адекватным содержанием и технологиями образования, потенциально имеющимися в предметах социально-гуманитарного блока.

Проведенный анализ открыл перспективу разработки двух педагогических моделей - потенциала дисциплин социально-гуманитарного блока (история, обществознание, основы философии, социологии, политологии, управленческая психология) и его актуализации для развития ТСЛУ. Новизна и функциональность моделей обеспечили: 1) разработку понятийно-категориального аппарата проблемы; 2) введение в образовательный процесс содержания политической, этнической, культурологической, религиозной, коммуникативной толерантности; 3) использование диалоговых дидактических технологий - игровых, проектных, тренйнговых, обсуждение жизненных ситуаций, выполнение творческих заданий. ' "

Было установлено, что педагогическая модель актуализации у учащихся толерантных свойств личности реализуется' на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом, нормативном и креативном. В структуре модели нами выделены: а) ценностные педагогические основания, реализуемые в понятиях: Космос, Бог, природа, общество, человек, личность, свобода, ответственность, милосердие, доброжелательность, эмпатия, рефлексия. Педагогическая толе-. рантностъ понимается нами как активная нравственная позиция, гуманистическая ориентация и социальная готовность к терпимости в целях взаимодействия и сотрудничества на субъект — субъектном уровне во имя взаимопонимания между социальными группами, этносами и людьми.

Свойства толерантной личности рассматриваются нами как признаки, составляющие отличительную продуктивную особенность индивида: свобода, демократия, эмоциональная стабильность, терпимость, милосердие, сострадание, доброжелательность, социальная ответственность, эмпатия, критичность мышления, социальная и личностная рефлексия. К развивающим образовательным технологиям педагогики толерантности мы относим диалоговые технологии, игровые, проектные, тренинговые, способствующие совершенствованию учебно - воспитательного процесса через позитивное формирование адекватных свойств толерантности личности учащихся.

Принципы актуализации толерантных свойств личности: а) ненасилие как ценность (или аксиология ненасилия); б) гуманизация и гуманитаризация образования; в) интеграция знаний; г) личностно-ориентированный подход; д) конструктивное (конвенциональное) общение.

Также обоснованы необходимые педагогические условия реализации педагогической модели актуализации толерантных свойств личности у учащихся: а) содержание образования, ориентированное на актуализацию феномена толерантности; б) интерактивные методы обучения (диалог, полилог, игра, проект, тренинг); в) готовность педагога к сотрудничеству с учащимися, создание атмосферы доброжелательности в обучении; г) коррекция учебных программ; д) инновационные формы работы; е). система творческих занятий; ж) мониторинг развития толерантных свойств личности учащихся. Были выявлены критерии эффективности реализации этой модели: а) социально-нравственные мотивы поведения личности;, б) адекватное представление о другом человеке; в) эмпатия; г) дивергентность мышления; д) мобильность поведения; е) социальная активность. Результаты актуализации: а) мотивация на поиск продуктивного решения проблем; б) коммуникативные, конвенциональные умения; в) развитие позитивного взаимодействия на основе толерантности; г) рефлексивная культура учащегося.

На наш взгляд, толерантность становится фундаментом для новой неклассической концепции педагогики. Эффективность педагогической модели актуализации у учащихся толерантных свойств личности подтверждена в опытно-поисковой работе совокупностью результатов, полученных с помощью блока методик (тестирование, анкетирование, методика выявления ценностных ориентаций, наблюдение, анализ творческих заданий и др.), позволивших отследить позитивную динамику толерантных свойств личности учащихся - свобода, ответственность, жизнерадостность, терпимость, эмпатия, смелость в отстаивании своих взглядов, счастье других. Показатели оптимистического прогноза по поводу будущей жизни на планете Земля: в начале работы 25%, в отсроченном срезе 55%. Также значимые различия были получены во 2-й группе ценностей по переменным (ценностям) «терпимость» (0,322; р=0,018) и «чуткость» (0,326; р=0,015); в 1-й группе ценностей — по переменным «свобода» (0,414; р=0,0005) и «счастье других» (0,344; р=0,007). Это означает, что названные ценности после экспериментальной работы стали более значимы для учащихся.

Процесс актуализации ТСЛУ является сложным и требует значительных усилий не только преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, но всего педагогического коллектива, более того общества. Для этого необходимо большое внимание к проблеме толерантной культуры, изучение позитивных и негативных факторов, влияющих на подрастающее поколение и возможность их нейтрализации средствами образования и воспитания.

Общие итоги исследования позволяют сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана и поставленные задачи решены. По теме исследования опубликовано 13 работ. Результаты их внедрены в учебный процесс. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: интеграция всех учебных предметов, обладающих потенциалом развития толерантных свойств личности, усиление внеурочной деятельности педагогов и учащихся, выполнение социально-педагогических проектов, направленных на воспитание культуры толерантности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Загоруля, Татьяна Борисовна, 2005 год

1. Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореферат д.п.н. Тюменского государственного университета. Тюмень. 1987.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М. 1986. 176 с.

3. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. М. 1986. — 176 с.

4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Улыбка моя, где ты? М. 2003.

5. Американская конвенция о правах человека. // Международные акты о правах человека. М. 1999.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 2003. 364 с.

7. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. // Толерантность в общественном сознании России. М. 1998. 126 с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990.— 367 с.

9. Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. М. 1986. — 768 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. — 445 с.

11. Бахтин М.М. Быть значит общаться диалогически. // Учительская газета. 1994. №10.

12. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург. 1996. 344 с.

13. З.Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург. 2001.-236 с.

14. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург. 1999. 135 с.

15. Беляева JI.A. Проблема понимания в педагогической деятельности. Екатеринбург. 1995.

16. Беляева JI.A. Понимающая педагогика как путь к толерантному сознанию. // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы VII региональной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2003. С. 3 6.

17. Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1990. 346 с.

18. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990. 175 с.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. 1996.-398 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989. — 190 с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М. 1991. - 412 с.

22. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.// Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург. 2002. С. 91-96.

23. Большая Советская энциклопедия. Т. 29. М. 1978. — 640 с.

24. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. М. 2003.

25. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб. 2001. 298 с.

26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. 1973. 360 с.

27. Бубер М. Проблема человека. Киев. 1998.

28. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М. 1988. — 383 с.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М. 1994. 415 с.

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск. 2002.-352 с.

31. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М. 1923.

32. Вентцель К.Н Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М. 1918.

33. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М. 1911. — 388 с.

34. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М. 1989. 702 с.

35. Вольтер Ф. Избранные сочинения. М. 1997. 848 с.

36. Воспитательная работа в новых условиях. Опыт учреждений профессионального образования. Науч.-метод. Сборник. Авторы — составители: Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. М. 2004. 280 с.

37. Всеобщая декларация прав человека. // Международные акты о правах человека. М. 1999. С. 43.

38. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.1996. 352 с.

39. Выготский JI.C. Психология развития человека. М. 2003. 1136 с.

40. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М. 2004. 240 с.

41. Гараджа В.И. Социология религии. М. 1995. 224 с.

42. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика. 2002. № 7.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. М. 1995. 448 с.

44. Глухова А.Н. Основы психопедагогики. Екатеринбург. 2001. 12 с.

45. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. 1997. — 205 с.

46. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. 2000. 464 с.

47. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западно-европейской философии. Челябинск. 1996. 159 с.

48. Группа политических исследований фонда Bertelsmann. Толерантность: основа демократического взаимодействия. // Толерантность. Материалы Летней школы молодых ученых. 4.1. Екатеринбург. 2001. С. 188 — 216.

49. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М. 1997. -553 с.

50. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М. 1989. 366 с.

51. Гуревич П.С. Человек и культура. М. 1998. 240 с.

52. Гусейнов А.А. Евангелие от Толстого. // Философия ненасилия Л.Толстого. Екатеринбург. 2002. С. 88 104.

53. Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. №3. С. 80.

54. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М. 2000. — 480 с.

55. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. СПб. 1996.

56. Декларация принципов толерантности. // Учительская газета. №37 от 12 сентября 2000 г. С. 21 22.

57. Декларация прав человека и гражданина. // Международные акты о правах человека. М. 1999. С. 32.

58. Декларация прав народов России. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917—1991 гг. М. 1997. С. 14.

59. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. // Международные акты о правах человека. М. 1999. С. 133.

60. Дзялошинский И.М. Культура, журналистика, толерантность. // Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия. Екатеринбург. 2002. С. 15-36.

61. Днепрова Т.П. Воспитание межнациональной толерантности. Екатеринбург. 2003. 88 с.

62. Доценко E.JI. Психология манипуляции: Феномены и механизмы защиты. М. 1997. СПб. 2003. 304 с.

63. Дудина М.Н. Этика свободы и педагогика ненасилия. //Философия ненасилия Л.Толстого. Екатеринбург. 2002. С.230 245.

64. Дудина М.Н. Зачем изучать историю? Екатеринбург. 2002. 396 с.

65. Дудина М.Н. Философская пропедевтика или философии все возрасты покорны. Екатеринбург. 2000. 426 с.

66. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург. 1997. 124 с.

67. Емельянов Б.В. Дискуссии как форма большевистского политконтроля за инакомыслием. // Толерантность и власть. Пермь. 2002. С. 53 — 54.

68. Емельянов Б.В. Русский менталитет: возможности толерантности. // Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности. Екатеринбург. 2003. С. 48 57.

69. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. 2001. — 400 с.

70. Ершов Ю.Г. Философия права: Учебное пособие. Екатеринбург. 1997. С. 88.

71. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1996. — 317 с.

72. Зеньковский В.В. Педагогика. М. 1996.

73. Зеньковский В.В. Психология детства. М. 1996. — 334 с.

74. История философии под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. М. 1997.-458 с.

75. Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996. 415 с.

76. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М. 1994. 224 с.

77. Кемеров В.Е. Социальная философия: словарь. М. 2003. 558 с.

78. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург. 1998. — 150 с.

79. Кислов А.Г. Проблемы толерантности и современная логика. // Толерантность: Материалы Летней школы молодых ученых. Екатеринбург. 2001. Ч. 1.С. 42-46.

80. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург. 1993. 160 с.

81. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. 2001.- 175 с.

82. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М. 1998. 320 с.

83. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М. 1994. 208 с.

84. Колосницын В.И. Медведев А.В. Личность в истории религии. Свердловск. 1991.-63 с.

85. Комогоров П.Ф. Толерантность в системе образования. // Толерантность в культуре, этнических и межконфессиональных отношениях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган. 2003.

86. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. 1989. — 254 с.

87. Конвенция о правах ребенка. // Международные акты о правах человека. М. 1999. С.315.

88. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. // Международные акты о правах человека. М. 1999. С. 716.

89. Конституция Российской Федерации. М. 1993. — 62 с.

90. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: Учебные материалы к тренингу. Екатеринбург. 1995. 32 с.

91. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М. 2003. 176 с.

92. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М. 2002. 416 с.

93. Краткая философская энциклопедия. М. 1994.

94. Краевский В.В. Проблема научного обоснования обучения: методологический анализ. М. 1997. — 264 с.

95. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. // Педагогика. 2002. № 1. С. 3 -10.

96. Краткая Российская энциклопедия. В 3-х т. М. 2003.

97. Кропотов C.JI. Экономика текста в неклассической философии искусства. Екатеринбург. 1999. 408 с.

98. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб. 2001. 544 с.

99. Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000. — 81 с.

100. Лапицкий М.И. Религиозные основы хозяйственной деятельности. //

101. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск.2002. С. 277-278.

102. Лебедева Н.М., Хотинец В.Ю. Психологические исследования этнической толерантности. Екатеринбург. 2003. — 240 с.

103. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М. 1994. 192 с.

104. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992. 372 с.

105. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Философия, наука, цивилизация. М. 1999. С. 284 292.

106. Ливер Б. Адаптация процесса преподавания к учащимся. // Среднее профессиональное образование. 2002. № 6. С. 42 46.

107. Локк Дж. Сочинения. Том 3. М. 1988. 670 с.

108. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М. 1989. 366 с.

109. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М. 1993. 958 с.

110. Лосский Н.О. История русской философии. М. 1994. — 456 с.

111. Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М. 1987. С. 83 92.

112. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. 1999. 425 с.

113. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. 1999. 478 с.

114. Медведев А.В., Пивоваров Д.В. История и философия религии. Екатеринбург. 2000.-411 с.

115. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь. 1993. 76 с.

116. Меренков А.В. Саморазвитие личности. Екатеринбург. 2001.

117. Михайленко В.И. Толерантность в международных отношениях. // Толерантность. Исследования. Переводы. Информация. О книгах. Екатеринбург. 2001. С. 45-49.

118. Михайлова О.А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста. // Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности. Екатеринбург. 2003. С. 99 111.

119. Морозов А.В. Деловая психология. СПб. 2000. 576 с.

120. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности. Теория, практика, проблемы. Уфа. 2000. — 136 с.

121. Мухаев Р.Г. История политических и правовых учений. М. 2004. — 606 с.

122. На пути к толерантному сознанию. Под ред. А.Г. Асмолова. М. 2000. — 256 с.

123. Наумов Н.Д. Русская педагогика в XX в. Екатеринбург. 2003. — 280 с.

124. Немировская JI.3. Философия. М. 1996. — 214 с.

125. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М. 1995.

126. Николсон П.П. Толерантность как моральный идеал. // Толерантность. Исследования. Переводы. Информация. О книгах. Екатеринбург. 2001. С. 132- 140.

127. Новейший философский словарь. Минск. 1999. 878 с.

128. Новая философская энциклопедия. Т. II, III, IV. М. 2001.

129. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991. С. 230 264.

130. Педагогический энциклопедический словарь. М. 2003. 527 с.

131. Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург. 2002. — 254 с.

132. Перцев А.В. Современный миропорядок и философия толерантности. // Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности.I

133. Екатеринбург. 2003. С. 25-48.

134. Петленко В.П. Валеология человека. СПб. Минск. 1997. Т. 5. — 360 с.

135. Петренко В.П. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М. 2000. 72 с.

136. Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. 494 с.

137. Пидкасистый П.И. Педагогика. М. 2004. 604 с.

138. Погодина А.А. Урок толерантности. // История. Приложение к 1 сентября. 2002. №11. С. 6-7.

139. Подласый И.П. Педагогика. М. 2004. 365 с.

140. Политология в вопросах и ответах. / Под ред. д.ф.н., проф. Ю.Г. Волкова. М. 1999.-472 с.

141. Померанц Г. Выход из транса. М. 1995. — 576 с.

142. Послание о веротерпимости Дж. Локка: точки зрения. Под ред. М.Б. Хомякова. Екатеринбург. 2002. — 277 с.

143. Примерная программа для ССУЗов по истории. ИПР СПО М.2003.

144. Примерная программа для ССУЗов по обществознанию. ИПР СПО М. 2002.

145. Примерная программа для ССУЗов по социологии и политологии. ИПР СПО М. 2002.

146. Примерная программа для ССУЗов по управленческой психологии. ИПР СПО М. 2002.

147. Примерная программа для ССУЗов по философии. ИПР СПО М. 2002.

148. Проекты стандартов школьного исторического образования. // История. Приложение к 1 сентября. 2002. № 33.

149. Психология возрастных кризисов / под ред. А.Е. Тарас. Минск. 2000. -560 с.

150. Психологический словарь. Ростов-на-Дону. 2003. 640 с.

151. Рабочая книга социолога. Под ред. Г.В. Осипова. М. 1976. 512 с.

152. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. 2000. 656 с.

153. Риэрдон Э.Б. Толерантность дорога к миру. М. 2001. — 304 с.

154. Рогов Е.И. Общая психология. М. 2000. 448 с.

155. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., Киев. 1997. 317 с.

156. Роджерс К. Становление личности. М. 2001. — 416 с.

157. Романенко JI.M. Лики российской толерантности. Политические исследования. 2002. № 6. С. 175 180.

158. Романов А. В. Основания религиозной деструкции. // Человек, религия, право: история и современность. Тезисы научно-практической конференции. Екатеринбург. 2003. С. 47 — 49.

159. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1998. Т. 1. 479 с.

160. Рыбаковский Л.Л. Демографическая ситуация в России и перспективы ее развития. // Материалы международной научно-практической конференции «Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность». Магнитогорск. 2004. С. 9 — 16.

161. Рыбцова Л.Л. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Екатеринбург. 1997. — 105 с.

162. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону. 1997.-510 с.

163. Саранцев Г.И. О гуманитаризации, технологизации, стандартизации образования. // Педагогика. 1998. № 8 С. 8 9.

164. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998. — 256 с.

165. Семья: 500 вопросов и ответов. / Под ред. Л.В. Прошиной. М. 1994. -464 с.

166. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 1996.-350 с.

167. Сикорская Г.П. Ноосферное образование: теория и практика. // Материалы научно-педагогической конференции «Идеи космизма в педагогике и современном образовании». Екатеринбург. 2004. С. 39 44.

168. Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции. // Человек. 1995. №5. С. 125-132.

169. Скворцов J1.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. №3.

170. Словарь иностранных слов. М. 1997. 412 с. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М. 1988.

171. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург. 2005. — 184 с.

172. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. М. 2000. — 108 с.

173. Соловьев B.C. Оправдание добра. М. 1996. 480 с.

174. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М. 1988.

175. Соловьев Э.Ю. Генезис прав человека и исторические истоки толерантности. // Толерантность. Материалы Летней школы молодых ученых. 4.2. Екатеринбург. 2002. С. 32 41.

176. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М. 1992. 542 с.

177. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. Екатеринбург. 2004. — 218 с.

178. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М. 1990. -286 с.

179. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. 1979. 335 с.

180. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1988. 269 с.

181. Сыродеева А.А. Поликультурное образование. М. 2001. — 191 с.

182. Таранов П. Философия сорока пяти поколений. М. 2000. — 648 с.

183. Тихонравов Ю. В. Религии мира. М. 1996. 335 с.

184. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 104-113.

185. Толерантность в контексте многоукладное™ российской культуры. Екатеринбург. 2001. -397 с.

186. Толерантность в современной цивилизации. Екатеринбург. 2001. — 292 с.

187. Толерантность: Исследования. Переводы. Информация. О книгах. Науч. ред. М.Б. Хомяков. Екатеринбург. 2001. 170 с.

188. Толерантность и поликультурное общество. М. 2003. 175 с.

189. Толерантность и полисубъектная социальность. Екатеринбург. 2001. -212 с.

190. Толерантность и проблема идентичности. М.; Ижевск. 2002. 327 с.

191. Толерантность: сборник научных статей. Ред. М.Б. Хомяков. Екатеринбург. 2000.-112 с.

192. Толерантность: сборник статей. Ред. Н.С. Ладыжец. Ижевск. 2002. -254 с.

193. Толерантность. В 2 ч.: Материалы Летней школы молодых ученых «Россия — Запад»: философские основания социокультурной толерантности. Екатеринбург. 2001.

194. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви. // Философия ненасилия Л.Толстого. Екатеринбург. 2000. С. 1 86.

195. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М. 1992. — 525 с.

196. Тураев В.А. Этнополитология. М. 2001. 400 с.

197. Турбовской Я.С. Тактика реформ и стратегия образования. // Педагогика. 1998. №8. С. 3-24.

198. Уолцер М. О терпимости. М. 2000. 160 с.

199. Успенский П.Д. Психология возможного развития человека. // Наука и религия. 1990. № 8.

200. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т. IV. М. 1994.

201. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005)» // Ведомости нормативных актов РФ. М. 2001. С. 7626 7640.

202. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М. 1992.-350 с.

203. Федоров Н.Ф. Сочинения. М. 1982. 711 с.

204. Филатов С. Современная Россия и секты. // Иностранная литература. 1996. № 8.

205. Философский словарь. М. 2001. 720 с.

206. Философский словарь. М. 1986. -*590 с.

207. Философский энциклопедический словарь. М. 1997. — 575 с.

208. Франк С.Л. Сочинения. М.; Минск. 2000. 800 с.

209. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. 1989. С. 104 -110.

210. Фромм Э. Дианетика: искателям сфабрикованного счастья // Человек. 1996. №2.

211. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. 1993. 415 с.

212. Хаммел С.М. Морфология толерантности. // Толерантность. Екатеринбург. 2000. С. 46 56.

213. Харакас С. Православие и биоэтика. // Человек. 1994. № 2. С. 91 100.

214. Харламов И.Ф. Педагогика. М. 2002. 518 с.

215. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М. 1992.-464 с.

216. Хомяков М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. Екатеринбург. 2000. 296 с.

217. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы: размышления по поводу современной англо-американской теории. // Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности. Екатеринбург. 2003. С. 11 -25.

218. Хомяков М.Б. Философия толерантности: некоторые актуальные проблемы в контексте современных дискуссий. // Толерантность и власть. Пермь. 2002. С. 323 326.

219. Хон P.JI. Педагогическая психология. Принципы обучения. Екатеринбург. 2002. 736 с.

220. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М. 2000. 560 с.

221. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб. 2002. — 224 с.

222. Хрестоматия по истории отечественного государства и права 19171991гг. М. 1997.-592 с.

223. Хьелл, Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1997. 608 с.

224. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Под ред. И.Т. Фролова. М. 1991. 462 с.

225. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М. 1984. 206 с.

226. Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Ростов-на-Дону. 2000. 256 с.

227. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону. 2002. 688 с.

228. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М. 2001. 605 с.

229. Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики. // Религия и право. 2001. № 1.

230. Шестов JI. Сочинения. М. 1995. 432 с.

231. Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск. 1999. -463 с.

232. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. Т. 1. 668 с.

233. Щетинин М.П. С чего начинается учитель? // Учитель. Статьи. Документы. М. 1991. С. 155 156.

234. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 2000. 652 с.

235. Эйнгорн Н.К. Толерантность исторической памяти. // Толерантность и власть. Пермь. 2002. С. 332 333.

236. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1996. — 590 с.

237. Это человек: Антология. Под ред. П.С. Гуревича. М. 1995. — 319 с.

238. Ядов В.А. Россия: трансформирующееся общество. М.2001. 640 с.

239. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М. 1987. 245 с.

240. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996. 95 с.

241. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merril. 1982. -308 p.

242. Sukhomlinska O. Philosophizing with children in Soviet Ukraine the heritage of Vasyl Sukhomlinsky // The journal of philosophy for children «Thinking». Montclair State University. Volume 16, Number 1, 2002. p. 42 48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.