Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Клещенко, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Клещенко, Александр Александрович
Введение.
Глава 1. Концепты телесности и здоровья в контексте философской антропологии.
1.1. Дискурс телесности и здоровья в современной социально-гуманитарной науке и философии.
1.2. Здоровье и ценностные приоритеты современного молодого человека.
Глава 2. Философия и духовно-ценностные мотивации здорового образа жизни современного человека.
2.1. Физическая культура и проблемы духовного здоровья человека
2.2. Феномен «здорового образа мысли».
2.3. Аксиологический потенциал философии в контексте интегративной антропологии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Аксиология телесности в контексте социокультурного развития2008 год, кандидат философских наук Турухина, Евгения Александровна
Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии2007 год, кандидат философских наук Быкова, Елена Сергеевна
Феномен телесности в социокультурном пространстве2006 год, кандидат философских наук Горяинов, Александр Александрович
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты2005 год, доктор философских наук Маслов, Роман Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии»
Актуальность темы исследования. Современный философско-антропологический дискурс включает в себя такие социально ориентированные проблемы как вопрос о формировании здорового образа жизни молодежи, телесности и здоровья человека. Необходимо отметить, что сегодня отсутствует ясная концепция этого формирования. Нет должного понимания, что такое «здоровый образ жизни» как философская категория; набор существующих методов, как правило, сводится к различным оздоровительным мероприятиям и дидактической пропаганде. Это во многом объясняет современную ситуацию, в которой несмотря на все усилия воспитательных мероприятий «нездоровый образ жизни» оказывается более приоритетным. Необходимо сконцентрировать внимание на ценностной мотивации здорового образа жизни.
В этой связи особое значение приобретает проблема взаимосвязи физического и духовного компонентов здоровья человека, в котором, на наш взгляд, выявляется такая важная категория как «здоровый образ мысли». Именно здесь и заключена искомая мотивация к здоровому образу жизни. Ведущую роль, как нам представляется, в процессе формирования здорового образа мысли может сыграть философия. Мудрые слова М. Монтеня о том, что «душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело», имеют большое эвристическое содержание для нашего исследования.
Раскрытие аксиологического потенциала философии и на его основе культуры философского мышления является, таким образом, важной и актуальной задачей в формировании ценностной мотивации здорового образа жизни современной молодежи. Сегодня не просто нужна философия молодежи, но такая модель философии образования, которая могла бы раскрыть духовно-нравственный, гуманистический потенциал философии и показать его значимость в сегодняшней практической жизни. Иными словами, необходима философская антропология, которая сможет з
Хрусталев), социально-психологический и антропологический (В.М. Розин, И.Н. Гурвич, В.Д. Жирнов Г.С. Никифоров). Особое место принадлежит философско-антропологическому осмыслению феномена спорта в структуре человеческой культуры (К. Лоренц, Ж. Jle Гофф). В контексте данных исследований тематизируется проблема физкультуры и спорта как существенных компонентов здорового образа жизни (И.С. Ларионова, Г.А. Ивахненко, Д.А. Изуткин, В.И. Сысоев, И.Г. Карпова и др.).
Вторая группа исследований представлена солидным массивом работ, посвященных различным социально-философским аспектам исследования молодежи, как общефилософского характера, так и различным проявлениям девиантного поведения (В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, М.Н. Руткевич, B.C. Рахманин, В.П. Бабинцев и др.). Особое место занимают работы, в которых девиантное поведение молодежи рассматривается как результат социальной аномии. Впервые такая методология была применена Э.Дюркгеймом и Р. Мертоном. Большинство современных исследований, рассматривающих различные формы социальной патологии, таких как самоубийство, молодежный экстремизм, наркомания, проституция, депрессия, следуют этой методологии (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, С.Н. Дубинин, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова, А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова И др.).
Третья группа работ касается различных философских аспектов исследования молодежи. Это, прежде всего, ювентология, представленная работами В.В. Павловского, а также широкий диапазон вопросов философии образования (A.C. Запесоцкий, A.A. Корольков, А.П. Валицкая, Е.П. Белозерцев и др.). В формулировке образовательно-воспитательной задачи, в которой исследуется «философия человека», начиная от античности до современных философов, принадлежит М.М. Рубинштейну.
Проблемы телесности и здоровья человека традиционно рассматриваются в контексте философской антропологии. Важной дифференциацией в этой области является разделение на интегральную и 5 интегративную антропологию. В контексте интегральной антропологии, объединяющей специалистов в области медицины, физической культуры и педагогики, можно выделить биомедицинскую, клиническую, экологическую и спортивную антропологию (Л.А. Алексина, М.П. Бурых, Т.С. Дорофеева, В.М. Лупырь и др.). Эти направления формируются на стыке естественных наук о человеке и физической антропологии. Интегративная (или педагогическая) антропология, представленная специалистами в области педагогики и педагогической психологии (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.В. Кузин и др.), следуя за идеями К.Д. Ушинского, обобщают различные научные знания о человеке в аспекте воспитания.
Важной для целей нашего исследования является вариант интегративной антропологии, предложенный Ю.М. Резником. По его мнению он призван преодолеть искусственный разрыв, образовавшийся между философской и научной антропологией, между физической и социальной (культурной) антропологией, между антропологией и другими науками о человеке. Интегративная антропология способна раскрыть действительное значение философии, ее возможности выступать в качестве духовно-ценностной мотивации здорового образа жизни современного молодого человека.
В контексте нашего исследования необходимо отметить также работы Э.В. Ильенкова, в которых ставится вопрос о воспитательном значении философии для молодежи. Так, в статье, написанной в 1977 г., которая называется «Философия и молодость», высказан ряд важных идей, которые, мы считаем необходимо включить в современный антропологический дискурс, а также использовать в образовательном процессе. Здесь представлена своеобразная философско-педагогическая программа оздоровления молодежи.
Состояние изученности выбранной темы и определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования. б
Объект диссертационного исследования: здоровье молодежи как социокультурный и антропологический феномен.
Предмет диссертационного исследования: философско-антропологические парадигмы духовно-ценностной мотивации здорового образа жизни молодежи.
Цель: выявление аксиологического потенциала философии в формировании мотивов здорового образа жизни современного молодого человека.
Задачи:
• проанализировать дискурс телесности и здоровья в современной философской антропологии;
• исследовать социальное самочувствие и ценностные приоритеты современной молодежи;
• рассмотреть девиантное поведение молодежи как проявление социальной аномии;
• сопоставить физическую культуру и культуру философского мышления в контексте формирования здорового образа жизни;
• раскрыть потенциал философии в формировании «здорового образа мысли» в контексте интегративной антропологии.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что в контексте современной философской антропологии содержится философско-аксиологический потенциал, полагающий сущностную духовно-ценностную мотивацию здорового образа жизни молодого человека.
Теоретико-методологическая основа исследования: Исследование проведено в рамках системного, диалектического, социологического, сравнительно-исторического методов. Методологические принципы исследования - принципы единства исторического и логического, восхождения от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. Это проявилось в философской аналитике эмпирического социологического материала относительно духовного самочувствия современной молодежи, а также анализа различных форм девиантного поведения. Сравнительно-исторический метод позволил выявить концептуальное ядро инвариантных аксиологических смыслов философии, которые представлены в текстах философов различных эпох (от античности до нынешнего времени).
Научная новизна исследования заключается: во-первых, во введении категории «здоровый образ мысли»; во-вторых, в обосновании интегративной антропологии как философско-антропологической парадигмы, преодолевающей крайности абстрактно-метафизического и эмпирического подхода к человеку, актуализирующей ценностно-гуманистический потенциал философии, способный стать ведущей духовной мотивацией здорового образа жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. В работе выявлены наиболее распространенные концепты и дискурсы телесности и здоровья в современном философско-антропологическом контексте: 1) антропологический дискурс телесности; 2) биоэтический дискурс; 3) экологическая парадигма; 4) социально-психологический дискурс; 5) собственно философский дискурс. Среди вышеперечисленных подходов философский дискурс является наиболее адекватным в исследовании проблем здоровья современной молодежи, поскольку вскрывает антропологическую глубину, неоднозначность и многомерность понятий «здоровье» и «болезнь».
2. В результате обобщения данных, полученных в ходе различных социологических исследований, констатируется, что общее социальное самочувствие современной молодежи проявляется в таких антиценностных установках, определяемых в терминах социальной аномии, как цинизм, равнодушие, гражданская индифферентность, стремление к примитивным наслаждениям (гедонизм), отсутствие желания интеллектуального, нравственного и физического совершенствования, презрение к высоким 8 духовным и культурным идеалам, терпимое отношение к различным формам социального зла, неуважение к честному труду и в целом к труду, привлекательность нездорового образа жизни. Это феномены девиантного поведения, в свою очередь продуцирующие такие конкретные формы как молодежный экстремизм, агрессия, нигилизм, фрустрации, апатия, наркомания, суицидальные тенденции, проституция.
3. Бесперспективность и неэффективность риторической и декларативной (в том числе и политической) пропаганды «здорового образа жизни» проявляется в ее столкновении с реальным эмпирическим опытом педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, социологов и философов, свидетельствующем о неуклонном ухудшении здоровья молодежи во всех аспектах (в духовно-нравственном, психологическом и телесно-физическом). Категория «здоровый образ мысли» содержит в себе ментальную мотивацию к здоровому образу жизни: «правильное» мышление способно выстроить здоровую парадигму жизни на всех уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом и духовно-нравственном).
5. Философская критика абсолютизации жизни и здоровья человека исключительно в категориях спортивного образа жизни («соматизация человека»), показывает, что в ней как раз отсутствуют нравственные измерения человека, акцент делается на физических параметрах в решении проблем улучшения здоровья молодежи («евгенический утопизм»). Философско-антропологическая парадигма «здорового образа мысли», реализуемая в качестве аксиологической установки, выступает реальной основой для формирования здорового образа жизни. Именно философия задает особую, многомерную «оптику» рассмотрения жизни и здоровья, болезни и здоровья, что соответствует парадоксальной глубине, трагичности и неоднозначности человека.
6. Культура философского мышления не менее значима и для физической жизни, чем физическая культура, так как именно посредством философии возможно раскрытие глубинной парадигмы античной пайдейи «в 9 здоровом теле - здоровый дух», которая в современном контексте приобретает новое звучание и смысл. Философия обладает значительным критическим, эвристическим и аксиологическим потенциалом, который наиболее адекватно представлен в контексте современной интегративной философской антропологии, полагающей наиболее перспективные гуманистические образовательные стратегии.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с тем, что в работе определены основные характеристики социального самочувствия современной молодежи, в том числе и его кризисные параметры (девиантное поведение), которые раскрываются в контексте социальной аномии. Рассмотрен воспитательный потенциал философии как главный ценностный мотив в формировании здорового образа жизни современной молодежи. Положения и выводы диссертационного исследования дополняют сферу научного познания в области ювенологии, психологии и социологии молодежи, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке курсов по философской антропологии, социальной философии, этике, социальной психологии, социальной работе, социологии.
Личный вклад автора в получение научных результатов заключается в анализе современной молодежной политики, которая отличается декларативным характером, заключающимся лишь в пропаганде здорового образа жизни, понимаемого преимущественно как физическое здоровье. Выявляется нехватка ценностной мотивации в обосновании здорового образа жизни как целостной категории, охватывающей все стороны развития человека. Для этого автором обосновывается идея об аксиологическом потенциале философии и философской культуры, обосновывается необходимость ее интенсивного и адекватного введения в современный образовательный процесс.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях: регулярных конференциях в ВГУ «Культурология: пересечение научных сфер» (Воронеж, 2008-2011), «Высокие технологии в технике, медицине, экономике и образовании» (Воронеж, 2008), «Структура и содержание модернизации образования и подготовки педагогических кадров» (Новосибирск, 2009), «Актуальные проблемы современного образования» (Воронеж, 2008), в работе городского «Этико-философского семинара им. Андрея Платонова» (Воронеж, 2008-2011), на научных сессиях факультета философии психологии ВГУ (2008-2011), «Веневитиновских чтениях» (Воронеж, 2010), XII Рождественских чтениях на тему «Православное образование в культурной жизни региона» (Елец, 2011).
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философско-методологический анализ проблемы физического совершенства человека2009 год, кандидат философских наук Залевский, Александр Владимирович
Телесно-духовное единство как онтологическое основание субъективности2011 год, кандидат философских наук Малахова, Наталия Владимировна
Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна
Человек как проблема онтологической антропологии М.М. Бахтина: методологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Денисова, Елена Анатольевна
Проблема детерминации индивида в современной философской антропологии2000 год, доктор философских наук Чечулин, Алексей Викторович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Клещенко, Александр Александрович
Заключение
В ходе работы над вопросами аксиологии телесности и здоровья в современной философской антропологии, а также об аксиологическом потенциале философии в формировании здорового образа жизни современной молодежи мы пришли к следующим выводам.
Понятие «здоровый образ жизни» является сегодня одним из наиболее частотных в социально-гуманитарных исследованиях. Это связано с тем, что, как показывают социологические данные последних двух десятилетий, здоровье населения имеет тенденцию к ухудшению. Здесь сформировалась своеобразная «негативная стабильность». Причем это касается не только физических параметров здоровья, но и остальных, не менее важных в структуре целостности человеческого бытия. Речь идет о психологическом, духовно-нравственном и социальном здоровье. И показатели в этой сфере, увы, далеко не позитивные.
Появление ювентологии как интегрального знания о молодежи свидетельствует о возросшем и в обществе, и в науке интересе к проблемам молодежи, чье социальное самочувствие становится все более тревожным. В этом контексте особую остроту приобретает вопрос о здоровье молодого поколения как задача стратегического значения. Молодежная политика государства, которая много места уделяет вопросу формирования здорового образа жизни молодежи, оказывается малоэффективной; социологические данные свидетельствуют о росте девиантного поведения и, в целом, о плохом физическом здоровье современной молодежи. Это делает вопрос об анализе здоровья особо актуальным.
В своей работе мы поставили цель выявить глубинные факторы ухудшения здоровья населения. Для этого необходимо было рассмотреть дискурс здоровья в различных проекциях и измерениях, поскольку само понятие «здоровья» не имеет однозначной трактовки. В античной философии мы обнаружили серьезную антропологическую проблематику, в которой
142 выявляется и отношение к здоровью человека. Обнаруживаются две различные установки по отношению к здоровью, связанные с философскими представлениями Платона и Аристотеля. Если Платону в большей мере присущи аскетические установки, проявленные в концепции дуализма души и тела с явным предпочтением духовного телесному, то Аристотелю свойственен эвдемонистический подход, согласно которому и здоровье, и забота о нем вписаны в этическую иерархию, которая определяет добродетельность человека. Особое место, безусловно, принадлежит «Кодексу Гиппократа», в котором заложены универсальные принципы гуманизма, и впервые в медицинском смысле употребляется понятие «здоровый образ жизни».
Дальнейшее развитие отношения к здоровью в контексте европейской философской культуры развивалось преимущественно в «линиях Платона и Аристотеля». Однако ситуация в XX веке принципиально изменилась, и дискурс здоровья приобрел разноплановый характер, в котором выделяются следующие доминирующие направления:
1) антропологический дискурс телесности;
2) биоэтический дискурс;
3) экологическая парадигма;
4) социально-психологический дискурс;
5) философский дискурс.
В нашем исследовании мы обратили особое внимание на философский дискурс, поскольку он вскрывает неоднозначность и многомерность понятий «здоровье» и «болезнь», что является наиболее перспективным в исследовании проблем здоровья современной молодежи, в том числе ее социального самочувствия.
Рассмотрение здоровья молодежи как социально-философской проблемы правело нас к таким наблюдениям. Прежде всего, была отмечена существенная трансформация традиционного духовного культурноцивилизационного архетипа россиян в постсоветский период отечественной
143 истории. Это нашло отражение в достаточно сложной динамике перемен в духовной жизни молодежи, которая попала в ситуацию «аксиологической смуты». Многие современные исследователи самым серьезным образом отразили это в своих трудах. В ходе нашего диссертационного исследования мы постоянно ссылались на работы В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, A.C. Запесоцкого, A.A. Королькова, B.C. Рахманина и других, что позволило нам сформировать совершенно определенную картину относительно духовного состояния современной молодежи.
Суммируя данные многих социологических исследований, мы выделили основополагающие ценности, определяющие духовное развитие большей части российского населения, в том числе и молодых людей, такие, как индивидуализм, прагматизм и гедонизм. Наиболее отрицательный показатель в анализе ценностного состояния заключается в том, что произошло общее понижение чувства справедливости, что позволяет относиться толерантно к различным формам социальной патологии.
Обращаясь непосредственно к анализу ценностей современной молодежи, мы можем заключить, что общее социальное самочувствие современной молодежи в последние два десятилетия выражается в терминах аномии, апатии, растерянности, неуверенности, ощущении бессмысленности и бесперспективности существования. Это вызывает патологические явления психологического и нравственного порядка, такие, как цинизм, равнодушие, стремление к примитивным наслаждениям, отсутствие желания интеллектуального и духовного совершенствования, презрение к высоким духовным и культурным идеалам, в целом, привлекательность нездорового образа жизни. Это соответствует характеристикам «одномерного общества» и «одномерного мышления», которые были разработаны Г. Маркузе по отношению к духовной культуре общества потребления.
В этом смысле можно говорить о том, что современная фаза развития российского социума, повторяя западный путь развития, проходит и через его основные патологические формы, прежде всего, через социальную
144 аномию. Социально-философские построения Э. Дюркгейма и Р. Мертона дают необходимый инструментарий, с помощью которого можно сделать один из главных выводов всей нашей работы: девиантное поведение современной молодежи является результатом социальной аномии, которая становится одним из наиболее важных, увы, негативных показателей системного кризиса общества.
В работе мы опирались на многочисленные данные различных социологических, (в том числе и региональных) исследований. Общий итог таков: рост девиаций и дезодаптаций в молодежной группе приобретает стабильный характер. Это сопровождается такими негативными проявлениями аномии, как фрустрации, апатия, депрессивные состояния, наркомания, суицидальные тенденции, проституция, неуважение к духовным ценностям и честному труду. В ходе работы мы выяснили, что такая форма девиантного поведения, как молодежный экстремизм является интегральным показателем наиболее сильного проявления аномии в молодежной среде.
Эти данные помогают выявить закономерность, в которой социальное переходит в психологическое, а психологическое в социальное, образуя прочный круг причин девиантного поведения. Иными словами, нестабильная социальная ситуации способствует усилению психологического дискомфорта в обществе, который, в свою очередь, отрицательно влияет на дестабилизацию социальной обстановки.
В этой ситуации вопрос о кризисном состоянии общества приобретает не только теоретический характер, но характер неотложной конкретной практической проблемы. И нужно сказать, что многое (в том числе и на государственном уровне) делается в этом направлении. Однако эти усилия носят однонаправленный характер, связанный преимущественно с развитием физической культуры и спорта, что вообще отождествляется часто с понятием здоровый образ жизни. Это неправомерно, поскольку это понятие имеет и другие существенные измерения.
Для раскрытия более полного представления о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни мы показали в работе значимость наряду с физической культурой культуры философского мышления. Это аксиологическое расширение понятия здоровый образ жизни, в котором раскрываются его нефизиологические параметры (этические, эстетические, интеллектуальные, общекультурные).
В этом контексте в работе подвергается критике декларативный и пропагандистский характер призывов к здоровому образу жизни, который не приводит к значимым позитивным результатам. Можно бесконечно ругать СМИ и т.д., но нездоровый образ жизни, увы, остается более привлекательным среди молодежи. Не исключено, что декларируемый и пропагандируемый здоровый образ жизни современного человека не отвечает потребностям молодого человека со сложным духовным миром и весьма взыскательными культурными требованиями. Ставка на физкультуру и спорт отнюдь не является панацеей, поскольку за бортом остается огромное количество людей, для которых спорт не является ценностью. Это тоже необходимо учитывать.
В этой ситуации остро стоит вопрос о расширении понятия здорового образа жизни, преодолении одномерного его понимания как физически здорового образа жизни. В этом контексте также возникает проблема, которая систематически игнорируется современной философией образования, а именно ценностная мотивация здорового образа жизни. Чтобы обосновать ценность здоровья, исходя из глубинных факторов человеческого существования, необходимы усилия философского плана.
В этом контексте в задачу нашего исследования входило включение глубинной философской рефлексии относительно мотивации здорового образа жизни. В результате выявились три ключевые позиции:
1. Философия выступает против абсолютизации именно физиологических параметров здоровья, которые приводят к дисгармонии между физическим и духовным (интеллектуальным, нравственным) началом человека;
2. Философия раскрывает большую значимость нефизических аспектов «здорового образа жизни» (этических, эстетических, общекультурных), показывая их позитивную роль в процессе полноценного становления личности;
3. Философия самообосновывает свою собственную ценность в качестве главного аксиологического активатора «здорового образа жизни».
Наиболее важным аспектом включения философии в дискурс здорового образа жизни является то, что философия формирует «здоровый образ мысли». Принципиальными в этом плане оказались размышления Э.В. Ильенкова, который, можно сказать, реабилитировал философию в глазах молодежи. Он показал огромную значимость философии в процессе становления личности, и, прежде всего, в умении мыслить. Мышление не отождествляется лишь с интеллектуальной деятельностью сознания, но затрагивает личность во всей полноте ее этико-эстетических проявлений. Также антропологическая рефлексия русской философии дает более полное представление о нефизиологических аспектах здоровья человека.
Реконструирование взглядов философов различного направления позволило выявить те свойства философии, которые необходимо использовать в образовательном процессе. Эти свойства философии, которые можно назвать свойствами интегративной антропологии, проявляются в таких трех ее фундаментальных чертах, как:
• критическое мышление;
• эвристический потенциал;
• аксиологическая функция.
Эти качества необходимы современному молодому человеку. Приобретя их, он сможет самостоятельно сформировать здоровый образ мысли, который позволит ему выбрать соответствующий его духовному, интеллектуальному, эстетическому миру здоровый образ жизни. Тем самым мы можем заключить, что именно философия обладает наиболее существенным аксиологическим потенциалом в формировании здорового образа жизни. Аксиологический потенциал философии способствует расширению дисциплинарного пространства интегративной антропологии, которая выполняет функции педагогической антропологии как интегративной парадигмы современной гуманитарной науки.
Раскрытие воспитательного потенциала философии ставит проблему ее адекватного преподавания, что затрагивает вопрос о существенной перестройке современной философии образования, очень мало места уделяющей самой философии. Надеемся, что наше исследование продвинет понимание важности и значимости философии в контексте современного воспитания и образования молодых людей.
В свете результатов диссертационного исследования возможна дальнейшая работа в следующих направлениях:
• более детальный и углубленный этический и экзистенциальный анализ таких феноменов философской антропологии как «болезнь» и «здоровье»;
• расширение концептуального пространства «телесности»;
•разработка философско-антропологической методологии практического решения таких вопросов современности как преодоление нездорового образа жизни молодежи, суицидальных влечений, экзистенциального вакуума и т. д.
• философское углубление понятия «здоровый образ жизни»;
• дальнейшая работа по созданию адекватного инструментария, раскрывающего воспитательную сущность философии для современного процесса образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Клещенко, Александр Александрович, 2012 год
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 145-158.
2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М. : Наука, 1987.-260 с.
3. Агаркова Е. Ю. Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса / Е. Ю. Агаркова // Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб. ^ Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 91-95.
4. Азаматов Д. М., Девяткина Р. И. Здоровье как константа внутреннего мира человека / Д. М. Азаматов, Р. И. Девяткина // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. -М., 2005.-Т. 4.-С. 706.
5. Алихаджиева И. С. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению / И. С. Алихаджиева // СОЦИС. 2006. - № 5. - С. 82-86.
6. Андреев И. Л., Березанцев А. Ю. Взаимосвязь психического и соматического здоровья человека / И. Л. Андреев, А. Ю. Березанцев // Человек. 2010. - №2. - С. 135-143.
7. Андреева И. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей / И. Н. Андреева, Н. Я. Голубкова, Л. Г. Новикова // Социс. 1989. - №4. - С. 48-56.
8. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы : Избранные труды / П. К. Анохин. М. : Наука, 1978. - 400 с.
9. Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - 240 с.
10. Аристотель Никомахова этика / Аристотель // Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-295.
11. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М. : Прогресс, 1993.-608 с.
12. Багаутдинов А. М. Духовная культура российской молодежи (социально-философский анализ) : автореф. дис. . д. филос. наук / А. М. Багаутдинов. Уфа, 2006. - 48 с.
13. Базовые ценности россиян : Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / под ред. А. В. Рябова и др.. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. - 445 с.
14. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. СПб : РХГИ, 1997. - 464 с.
15. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. М. : Политиздат, 1984. - 205 с.
16. Бибихин В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. СПб. : Наука, 2007.-389 с.
17. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе / Ч. Бидуэлл // Американская социология / под ред. Г. В. Осипов. М. : Прогресс, 1972. -С. 297-314.
18. Бирюкова Э. А. Экология здоровья человека: этико-виртуальныйсрез проблемы / Э. А. Бирюкова // Гуманитарные и естественнонаучные150факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. -Новомосковск, 2008. С. 27-38.
19. Бирюкова Э. А. Духовно-нравственное оздоровление человека: анализ сущности и виртуально-образных форм (этико-философское исследование) : дис. . док. Филос. наук. / Э. А. Бирюкова. Тула, 2010. -368 с.
20. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996. - № З.-С. 51-62.
21. Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером. Кн. 2. Новоевропейская философия / Ж. Бофре. СПб. : Владимир Даль, 2007. - 396 с.
22. Бочаров В. В. Антропология возраста / В. В. Бочаров. СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. - 196 с.
23. Быховская И. М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении / И. М. Быховская // Психология телесности между душой и телом / В. П. Зинченко, Т. С. Леви. -М. : ACT, 2007. С. 53-67.
24. Васильева Г. М., Харченкова Л. И. Духовные и ценностные приоритеты населения России // Бюллетень научной программы Фонда модернизации и развития «Общество». 2007. - Вып. № 2. - С. 300-331.
25. Веневитинов Д. В. Что написано пером, того не вырубишь топором / Д. В. Веневитинов // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. : в 2 т. М. : Искусство, 1974. - Т. 2. - С. 609-615.
26. Виндельбанд В. История древней философии / В. Виндельбанд. -Киев : Тандем, 1995.-368 с.
27. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 148 с.
28. Газарова Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е. Э. Газарова // Психология телесности между душой и телом / В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М. : АСТ, 2007. С. 558-574.
29. Геворкян А. Р. Социализм как воплощение идей византизма / А. Р. Геворкян // Философские науки. 2007. - № 2. - С. 92-109.
30. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии : в 3 Кн. / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1993. - Кн. 1. - 350 с.
31. Гиппократ. Этика и общая медицина / Гиппократ. Спб.: Азбука, 2001.-352 с.
32. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. М. : Харвест, 1999.-752 с.
33. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М. К. Горшков // Социс. 2010. - № 12.-С. 28-42.
34. Гребенщикова Е. Г. Феномен человека и дискурс биоэтики / Е. Г. Гребенщикова // Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетрадигуманитарного семинара / Науч. ред. A.B. Дьяков. Курск : Курс. гос. ун-т, 2007.-С. 190-193.
35. Громов М. Н. Славянофильство как мировоззрение, идеология и философия // А. С. Хомяков мыслитель, поэт, публицист: Сб. ст. по материалам междунар. научн. конф. - М. : Языки славянских культур, 2007. -Т.1.-С. 129-137.
36. Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой философии / М. Н. Громов. М. : ИФРАН, 1997. - 289 с.
37. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 1023 с.
38. Гуревич П. С. Неисчерпаемость антропологического опыта / П. С. Гуревич // Спектр антропологических учений / отв. ред. П. С. Гуревич. М. : ИФ РАН, 2006.-С. 3-10.
39. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. М. : Мысль, 1987. - 589 с.
40. Давыдова Е. В. Измерение социального самочувствия молодежи / Е. В. Давыдова. М. : Рос. АН. Ин-т социологии, 1992. - 50 с.
41. Давыдовский И. В. Общая патология человека / И. В. Давыдовский. М. : Медицина, 1969. - 612 с.
42. Даймонд М. Фитоника: образ жизни XXI века / М. Даймонд. -СПб. : Питер Ком, 1998. 312 с.
43. Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 250-297.
44. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М. : Академический проект, 2009. - 260 с.
45. Делов В. В. Роль молодежи в глобализирующемся мире / В. В. Дел ов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М., 2005. - Т. 4. - С. 641.
46. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов / Лаэртский Диоген. М. : Мысль, 1986. - 571.153
47. Добротворская С. Духовное здоровье молодежи / С. Добротворская // Народное образование. 2002. - № 2. - С. 131-139.
48. Донских О. А. Этика долга и биоэтика / О. А. Донских // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - С. 28-29.
49. Дубинин С. Н. Проблема наркомании в современном обществе / С. Н. Дубинин // Структура и содержание модернизации образования и подготовки педагогических кадров: сборник научно-методических трудов. -Новосибирск : НИПКиПРО, 2009. С. 92-95.
50. Духовное здоровье молодежи российских регионов в контексте обеспечения ее духовной безопасности (документы и материалы научн-практ. конференции). Белгород, 2008. - 379 с.
51. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. М. : Мысль, 1994. - 399 с.
52. Жирнов В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. 2002. - №6. - С. 32-41.
53. Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / В. В. Журавлев, В. А. Радионов, А. Н. Цепляев. М. : Социум, 2002. - 150 с.
54. Залманов А. С. Чудо жизни. Тысячи путей к выздоровлению / А. С. Залманов. М. : РИПОЛ классик, 1997. - 257 с.
55. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М. : Наука, 2002. - 456 с.
56. Здоровье студентов. Аналитическая записка по материалам социологического исследования / В. С. Рахманин и др.. Воронеж : ВГУ, 1993.-21 с.
57. Зоркая Н. А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение / Н. А. Зоркая // Мониторинг общественного мнения. 2001. - № 2. - С. 52-65.
58. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной российской молодежи / С. П. Иваненков // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. -М., 2005. Т. 3.- С. 644-645.
59. Иванюшкин А. Я. Предмет биоэтики / А. Я. Иванюшкин // Философия и этика : сборник научных трудов : к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М. : Альфа-М, 2009. - С. 694-709.
60. Ивахненко Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения / Г. А. Ивахненко // СОЦИС. 2006. - № 5. -С. 78-82.
61. Изуткин Д. А. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни и их гуманитарное содержание / Д. А. Изуткин // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск :
62. Сибирский государственный медицинский университет, 2006. С. 63-65.155
63. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова. JI. : Изд-во ленинградского унта, 1974.- 167 с.
64. Ильенков Э. В. Философия и молодость / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991,- С. 18-30.
65. Ильин И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. М. : Русская книга, 1996ЩЖТ> 1 -С.
66. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Три речи / И.А. Ильин // Собр. соч : в 10 т. М. : Русская книга, 1994. - Т. 3. - С. 15-89.
67. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия, история, теория / И. М. Ильинский. М. : Голос, 2001. - 696 с.
68. Инновационные пути повышения специальной работоспособности в спорте. Сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. И. Сысоева, В. У. Аванесова. -Воронеж : Источник, 2008. 392 с.
69. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения / П. И. Калью. М., 1988. -67 с.
70. Карпова И. Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / И. Г. Карпова // Развитие личности в образовательном пространстве: Труды 9-й Всероссийской науч.-практ. конференции. Бийск : ГОУВПО «АГАО», 2011.-С. 147-150.
71. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. 2000. №3. - С. 124-128.
72. Кетова Т. Н. Гуманистические аспекты проблемы эвтаназии / Т.
73. Н. Кетова // Фигуры Танатоса. №3, специальный выпуск: Тема смерти вдуховном опыте человечества. Материалы первой международной156конференции, С.-Петербург, 2-4 ноября 1993 г. СПб.: изд-во СПбГУ, 1993. - С. 92-94.
74. Клиндухова Н. А. Основы валеологического воспитания дошкольников / Н. А. Клиндухова // Развитие личности в образовательном пространстве: Труды 9-й Всероссийской науч.-практ. конференции. Бийск : ГОУВПО «АГАО», 2011. - С. 103-106.
75. Климонова Е. С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии : автореф. дис. . канд. филос. наук / Е. С. Климонова. Тула, 2007. - 27 с.
76. Климонова Е. С. Человек и его здоровье: на пути к интегральной парадигме / Е. С. Климонова // Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетради гуманитарного семинара / Науч. ред. A.B. Дьяков. Курск : Курс, гос. ун-т, 2007. - С. 77-84.
77. Каган М.С. Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопр. философии. 1997. - № 9. - С. 40-51.
78. Ковалева А. И. Аномия / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. 2005. - № 4. - С. 155-157.
79. Коплстон Ф. История философии. Средние века / Ф. Коплстон. -М. : ЗАО Центрполиграф, 2003. 494 с.
80. Корольков А. А. Органика культуры / А. А. Корольков. Бийск : «Бия», 2011.-332 с.
81. Кочергин А. Н. Здоровье и патология: биомедицинский и гуманитарный аспект / А. Н. Кочергин // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - С. 87-97.
82. Крамер А. Ю. Заметки о здоровом и нездоровом / А. Ю. Крамер // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006.-С. 99-102.
83. Куда идет российская культура? (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2010. - № 9. - С. 3-60.
84. Кузьмина Т. А. Экзистенциальный опыт и философия / Т. А. Кузьмина //Вопросы философии. -2007. №7. -С. 16-28.
85. Куправа А. Д. Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни в воспитании учащейся молодежи : автореф. дис. .канд. п. наук / А. Д. Куправа. Краснодар, 2005. - 22 с.
86. Кьеркегор С. Или или. Фрагмент из жизни : в 2 ч. / С. Кьеркегор. - СПб. : Амфора, 2011. - 823 с.158
87. Лазаревич Н. А. Экзистенциальные проблемы экологии человека / Н. А. Лазаревич // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - С. 105-108.
88. Ланцев И. А. Экоэтика как идеология устойчивого развития / И. А. Ланцев // Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2006. - С. 108-112.
89. Ларионова И. С. Философия здоровья / И. С. Ларионова. М. : Гардарики, 2007. - 223 с.
90. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. М. : Текст, 2008. - 189 с.
91. Лекторский В. А. О настоящем и будущем (размышление о философии) / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 316.103* В. "л. Болезнь!! п8рсдакти^%^ экзистенциальной
92. Лисаускене М. В. Поколение next прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // СОЦИС. -2006. - №4.-С. 105-111.
93. Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. СПб. : Наука, 2003. -368 с.
94. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. М. : Прогресс, 1994.-272 с.
95. Ляшенко В. П. Предисловие / В. П. Ляшенко // Ларионова И. С. Философия здоровья / И. С. Ларионова. М. : Гардарики, 2007. - С. 5-6.
96. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления / Аврелий Марк // Римские стоики. М. : Республика, 1995. - С. 271-364.
97. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : REFL-book, 1994.-368 с.
98. Мацейна А. Происхождение и смысл философии / А. Мацейна // Историко-философский ежегодник'93. М. : Наука, 1994. - С. 270-282.
99. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. М. : ACT, 2006. - 873 с.
100. Миллер Э. Управляем своим здоровьем : Новый взгляд на старые болезни / Э. Миллер. СПб. : Питер Ком, 1998. - 250 с.
101. Могилев А. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи / А. В. Могилев // Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза: Материалы Международной науч.-практ. конф. Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2011. - С. 9.
102. Молодежь и современность / Сост. В.Т. Лисовский. Л. : Знание, 1975.-200 с.
103. Молодежь в обществе переходного периода: проблемы гражданственности и патриотизма. Материалы научн.-практ. конференции. -Воронеж : ВГУ, 1996. 64 с.
104. Молодежь: тенденции социальных изменений : Сборник статей / Сост. В. Т. Лисовский. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 417 с.
105. Монтень М. Опыты / М. Монтень // Избранные произведения : в Зт.-М. : Голос, 1992.
106. Мухамитянов Ф. Д. К вопросу о физической культуре каксоциокультурном явление и системе / Ф. Д. Мухамитянов // Инновационныепути повышения специальной работоспособности в спорте. Сб. науч. статей160
107. Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В.И. Сысоева, В.У. Аванесова. Воронеж : Источник, 2008. - С. 194-200.
108. Мягков А. Ю., Смирнова Е. Ю. Структура и динамика незавершенных самоубийств / А. Ю. Мягков, Е. Ю. Смирнова // СОЦИС. -2007.-№3.-С. 89-97.
109. Немова О. А. Ценностные установки учащейся молодежи в контексте социокультурного потенциала семьи : автореф. дис. . канд. социол. наук / О. А. Немова. Нижний Новгород, 2005. - 29 с.
110. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. М. : Академический Проект, 2001. - 304 с.
111. Паскаль Б. Мысли. Афоризмы / Б. Паскаль. М. : Астрель, 2011. -332 с.
112. Пермякова Т. В. Нравственные основания здоровья личности / Т. В. Пермякова // Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты: науч.-практ. конф. М. : ООО «Глобус», 2009. - С. 30-32.
113. Песков А. М. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров / А. М. Песков // Вопросы философии. 1994.-№ 5.-С. 92-102.
114. Пигров К. С. Будем новаторами! / К. С. Пигров // Традиции и новации в современных философских дискурсах. Серия "Symposium", Вып. 14. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 125-125.
115. Платон. Государство / Платон // Соч. : в 3 т. / Платон. М. : Мысль, 1971.-Т. З.-Ч. 1,-С. 89-455.
116. Погосян J1. А. Делинквентное поведение молодежи в России: социологический анализ : автореф. дис. . канд. социол. наук / Л. А. Погосян. Ростов-на-Дону, 2002. - 24 с.
117. Подорога В. А. Полное и рассеченное / В. А. Подорога // Психология телесности между душой и телом / В. П. Зинченко, Т. С. Леви. -М. : ACT, 2007.-С. 67-139.
118. Подорога В. А. Боль (Некоторые подходы к этике Ф. Ницше) / В. А. Подорога // Философия и этика : сборник научных трудов : к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М. : Альфа-М, 2009. - С. 459-466.
119. Попов С. В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. СПб. : Союз, 1998. - 253 с.
120. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2003. - 607 с.
121. Психология телесности между душой и телом / В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : ACT, 2007. - 732 с.
122. Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза : матер. Международной научно-практической конференции / Ю. А. Гончарова и др.. Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2011. - 244 с.
123. Развитие личности в образовательном пространстве: Труды 9-й Всероссийской науч.-практ. конференции. Бийск : ГОУВПО «АГАО», 2011. -217с.
124. Рассадина Т. А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадина // СОЦИС. 2006. - № 9.-С. 95-102.
125. Рахманин В. С. Особенности социализации современной молодежи / В. С. Рахманин // Молодежь в обществе переходного периода: проблемы гражданственности и патриотизма. Материалы научн.-практ. конференции. Воронеж : ВГУ, 1996. - С. 3-9.
126. Резник Ю. М. Специфика «интегративной антропологии». Антропология: комплекс наук и проект интеграции знаний о человеке / Ю. М. Резник // Спектр антропологических учений. М. : ИФ РАН, 2006. - С. 65-84.
127. Розанов В. В. Здоровье потомства как народно-государственная задача / В. В. Розанов // Русская государственность и общество (Статьи 19061907 гг.). М. : Республика, 2003. - С. 360-362.
128. Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека / В. М. Розин. М. : Эдиториал УРСС, 2004. - 244 с.
129. Российская наука и молодежь (материалы «круглого слова») / В. А. Лекторский и др. // Вопросы философии. 2004. - № 8. - С. 3-34.
130. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности теории образования и университетскому вопросу: в 2 т. / М. М. Рубинштейн. М. : Территория будущего, 2008. - Т. 1. - 576 с.
131. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002) / М. Н. Руткевич. М. : Гардарики, 2002. - 541 с.
132. Рябий М. М. «Да чисто русская России пред нами явится видней!» От любомудрия к славянофильству / М. М. Рябий. М. : Пашков дом, 2007.-384 с.
133. Сенека. О счастливой жизни / Сенека // Римские стоики. М. : Республика, 1995.-С. 167-193.
134. Скирбекк Г., Гилье Н. Зачем нужно изучать философию? / Г. Скирбекк, Н. Гилье // Философский век. Альманах. Вып. 24 : История философии как философия. Часть 1. СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей. - С. 23-30.
135. Спектр антропологических учений / отв. ред. П. С. Гуревич. М. : ИФ РАН, 2006.-215 с.
136. Степин В. С. Стратегия ненасилия и развитие цивилизации / В. С. Степин // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика А. А. Гусейнова. М. : Альфа-М, 2009. - С. 551-564.
137. Столович JI. Н. История русской философии. Очерки / Л. Н. Столович. М. : Республика, 2005. - 495 с.
138. Структура и содержание модернизации образования и подготовки педагогических кадров: сборник научно-методических трудов. -Новосибирск : НИПКиПРО, 2009. 296 с.
139. Сысоев В. И. Физическая культура и спорт альтернативное средство профилактики наркомании / В. И. Сысоев // Инновационные пути повышения специальной работоспособности в спорте. Сб. науч. ст. -Воронеж : Изд-во «Источник», 2008 . - С. 331-339.
140. Тищенко П. Д. Тело: философско-антропологическое истолкование / П. Д. Тищенко // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : ACT, 2007. - С. 139-166.
141. Традиции и новации в современных философских дискурсах. Серия "Symposium", выпуск 14. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 156 с.
142. Трохачев С. Ю. Потомок Асклепия / С. Ю. Трохачев // Гиппократ. Этика и общая медицина. Спб. : Азбука, 2001. - С. 5-42.
143. Тульчинский Г. Л. Философская культура России 1970-1990-х / Г. Л. Тульчинский // Философский век. Альманах. Вып. 24 : История философии как философия. Ч. 1. СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей. - С. 278-296.
144. Уваров М. С. Спортивная игротека российской ментальности / М. С. Уваров // Антропология : web-кафедра философской антропологии : сайт. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/sport.html (дата обращения 15.08.2012).
145. Фаулз Д. Аристос / Д. Фаулз. М. : ACT, 2008. - 347 с.
146. Фетисов В. П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии / В. П. Фетисов. Воронеж : ВГЛТА, 2011. - 518 с.
147. Но. Фп.юсофмм и жп-а : сборник ииччиых ф\дои : к 70-.кчию ака-аемика^АдАуГусейнова. M . Альфа^, 2009. - 800,с.
148. Фрумкин К. Г. Прогресс произвол - самоубийство / К. Г. Фрумкин // Антропология : web-кафедра философской антропологии : сайт. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/sport.html (дата обращения 10.08.2012).
149. Фурсей Г. Н. Соборность как основа нашей самоидентификации / Г. Н. Фурсей // Родная Ладога. 2012. - № 1. - С. 205-209.
150. Хагуров Т. А. Учащаяся молодёжь в кризисном обществе / Т. А. Хагуров // СОЦИС. 2010. - № 11. - С. 93-105.
151. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 327-345.
152. Хей JI. Здоровый дух здоровое тело. - М. : ИФ РАН, 1997. - 257с.
153. Хен Ю. В. Евгенический проект: «pro» и «contra» / Ю. В. Хен. -М. :ИФ РАН, 2003.- 153 с.
154. Хендрен Р. Программы сохранения психического здоровья в школах : Материалы Всемирной Организации Здравоохранения / Р. Хендрен, Р. Бирелл Вейсен, Дж. Оли. М. : Вита-Пресс, 1996. - 48 с.
155. Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя / С. С. Хоружий // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : ACT, 2007.-С. 166-193.
156. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. М. : Парад, 2005. - С. 448 с.
157. Хрусталёв Ю. М. От этики до биоэтики : учебник для вузов / Ю. М. Хрусталёв. Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 446 с.
158. Хуклаева О. Душевное здоровье школьников: типичные нарушения и способы их профилактики / О. Хуклаева // Директор школы. -2003. № 2. - С. 79-90.
159. Цой М. И. Эволюция концептов телесности человека : автореф. дис. . канд. филос. наук / М. И. Цой. Тула, 2009. - 23 с.
160. Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетради гуманитарного семинара / Науч. ред. A.B. Дьяков. Курск : Курс. гос. ун-т, 2007. - 244 с.
161. Чикин С. Я. Врачи-философы / С. Я. Чикин. М. : Медицина, 1990.-384 с.
162. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М. : Academia, 2009. - 320 с.
163. Шоломова Т. В. Современный патриотизм как явление массовой культуры / Т. В. Шоломова // Образ России: Сборник научных статей. -Санкт-Петербург : 2009. С. 199-215.
164. Штеренберг М. И. Кризисы и проблемы воспитания / М. И. Штеренберг // Вопросы философии. 2010. - № 4. - С. 158-168.
165. Щавелев С. П. Этика и психология науки / С. П. Щавелев. -Курск : изд-во Курского мед. Ун-та, 2010. 312 с.
166. Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии / Ю. А. Шрейдер // Вопросы философии. 1996. - № 7. - С. 164-181.
167. Юдин Б. Г. Антропологические основания биомедицинского исследования / Б. Г. Юдин // Философия и этика : сборник научных трудов ': к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М. : Альфа-М, 2009. - С. 680-694.
168. Юлина Н. С. Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления / Н. С. Юлина. М. : Канон+, 2005. - 463 с.
169. Ядова М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения / М. А. Ядова // СОЦИС. 2006. - № 10. - С. 78-88.
170. Bennett A. Subcultures or neo-tribes? Rethinking the relationship between youth, style and musical taste / A. Bennett // Sociology. Cambridge, 1999. -Vol. 33,N3.-P. 599-617.
171. Comparative Ethics in Global Age. Washington: The Council for Research in Values and Philosophie, 2006. - 294 p.167
172. Mead M. Culture and Commitment: A study of the Generation Gap / M. Mead. N-Y., 1970. - 220 p.
173. Recchi E. Politics as occupational choice: Youth self-selection for party careers in Italy / E. Recchi // Europ. sociol. rev. Oxford, 1999. Vol. 15, N l.-P. 107-124.
174. Encyclopedia of Bioethics // Ed. by W. Th. Reich. N.-Y.-L. 1995. Vol.1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.