Ахматова - пушкинист: Принципы прочтения текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Можейко, Галина Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Можейко, Галина Николаевна
Введение.
Глава 1. «Образ Пушкина в поэзии Анны Ахматовой».
§ 1. «Смуглый отрок бродил по аллеям.».
§ 2. «Царскосельская статуя».
§ 3. «Здесь Пушкина изгнанье началось.».
§ 4. «Пушкин».
§ 5. Завершённые и незавершённые двустишия и четверостишия.
Глава 2. «Ахматовские "штудии" как опыт прочтения текста».
§ 1. «Сказка о Золотом петушке».
§ 2. «"Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина».
§ 3. «"Каменный гость" Пушкина».
§ 4. «Пушкин и Невское взморье».
§ 5. «Александрина».
§ 6. Страницы из книги «Гибель Пушкина».
§ 7. Сопоставление с некоторыми другими работами о Пушкине поэтов XX века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия: 1999-20092010 год, кандидат филологических наук Слабких, Ксения Эдуардовна
Петербург - Петроград - Ленинград в лирике А.А. Ахматовой и в переводах ее стихотворений на английский язык2009 год, кандидат филологических наук Ботанова, Елена Сергеевна
Пушкин в творческой судьбе Анны Ахматовой1998 год, кандидат филологических наук Сюн Цзун-Хуэй
Ахматова и Пушкин: к вопросу межтекстовых коммуникаций2008 год, кандидат филологических наук Шатихина, Любовь Валентиновна
Трагическое в лирике А. Ахматовой2004 год, кандидат филологических наук Шевчук, Юлия Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ахматова - пушкинист: Принципы прочтения текста»
На протяжении многих десятилетий русские и зарубежные литературоведы обращаются к творчеству Ахматовой. Она испытала и радость славы, и горечь непонимания и клеветы, и все это отражено в её творчестве. Она ищет поддержки, ищет плечо друга, которое помогло бы выстоять, найти себя. И таким другом для неё оказывается Пушкин. Уже в раннем творчестве Ахматовой мы видим доказательства этому:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. (8; 1, 77)
Тему «Ахматова и Пушкин» затрагивали многие литературоведы. Например, в 1915 году критик Н.В. Недоброво в своей статье «Анна Ахматова» (см. ж. Русская мысль -1915. -Кн.УП. С.50 - 68) отметил влияние Первого Поэта России на поэзию Ахматовой. С тех пор литературоведы неоднократно обращали внимание на интерес Ахматовой к Пушкину, на её изучение пушкинского творчества и биографии Поэта. Р.Д. Тименчик выявил источники некоторых пушкинских реминисценций, определив их роль в стихотворениях Ахматовой; Э.Г. Герштейн впервые собрала "пушкинские штудии" Ахматовой и, сопроводив их комментариями, опубликовала в 1989г.; Э.В. Слинина проанализировала пушкинские эпиграфы у Ахматовой, отметив их роль в её поэзии; А.Л. Дмитриев, анализируя пушкинские мотивы с точки зрения лингвистики, указывает на общность языка поэтов двух веков; Г.М. Темненко отмечает историзм поэтического мышления Ахматовой через "пушкинские штудии"; Сюн Цзун - Хуэй рассматривает "пушкинские штудии" как уроки мужества и мастерства.
Несмотря на весьма значительное количество и научные достоинства работ, затрагивающих вопрос о пушкинских мотивах в творчестве Ахматовой, исследований, посвященных разностороннему изучению темы «Ахматова - пушкинист», не много. Это в первую очередь, интересные работы Э.Г. Герштейн («Ахматова - пушкинистка», «Анна Ахматова. Пушкин и Невское взморье»), содержательная статья С.А. Коваленко («Скоро я выйду на берег счастливый»), основательный труд Р.Д. Тименчика «Анна Ахматова в 1960-е годы» и другие. Однако целостного исследования "пушкинских штудий" Ахматовой, их роли и значения в творческой и личной судьбе Ахматовой пока еще нет.
В настоящее время появились чрезвычайно важные материалы, дающие новые возможности осмыслению темы. Это издание пяти книг Р.Д. Тименчика «Анна Ахматова. Десятые годы»; «Анна Ахматова. Requiem»; «Анна Ахматова. Поэма без героя»; «Анна Ахматова. После всего»; «Анна Ахматова. Фотобиография» (1989), двух томов П.Н. Лукницкого «Встречи с Анной Ахматовой» (1991), «Ахматовские чтения» в 3-х томах (1992), «Записных книжек Ахматовой» (1996), трёх книг Л.К. Чуковской «Записки об Анне Ахматовой» (1997), «Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой» В.А. Черныха (1996), «Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла» Л.Г. Кихнея (1997), «Поэтическое творчество Анны Ахматовой» С.И. Кормилова (1998), Собрание сочинений в 6-ти томах и два тома переводов Ахматовой / Составление, подготовка текста, комментарии, статьи Н.В. Королёвой, С.А. Коваленко (1998 - 2002), «Анна Ахматова: Pro et contra» / Составление, вступительная статья, примечания С.А. Коваленко (2001, 2005), «Анна Ахматова. Победа над судьбой» / Составление, подготовка текстов, предисловие, примечания Н.И. Крайневой (2005), «Анна Ахматова в 1960-е годы» Р.Д. Тименчика (2005) и другие.
Изучение творчества Ахматовой - пушкиниста необходимо сегодня для осмысления роли русской литературы и русской культуры. Ахматова 4 предстает перед нами как поэт, продолжающий высшую традицию русской литературы - традицию Пушкина.
Собственная жизненная и творческая судьба. становилась для Ахматовой повторением и предчувствием прошлого и будущего. Отсюда . ощущение своей современности, особой сопричастности Пушкину, . наконец, особое понимание Пушкина в связи с собственным поэтическим опытом".(90; 29)
Один из первых литераторов, сказавший о "пушкинизме" Ахматовой в 1915г., - Н.В.Недоброво, поэт, критик, теоретик литературы, близкий друг и адресат стихов молодой поэтессы. Ахматова всю жизнь ценила высоко статью Недоброво, называя ее "провидческой". Анализируя поэзию Ахматовой, видя в ней "жесткость и твердость", Недоброво завершает статью так: "Пушкин навсегда дал поэту закон.:
Идешь, куда тебя влекут
Мечтанья тайные.
Такой сильный поэт, как Анна Ахматова, конечно, последует завету Пушкина».(61; 50 - 68) И действительно, он сопутствовал Ахматовой на протяжении всего творческого пути. Обращение к великому русскому поэту было для Ахматовой утверждением неразрывности национальной культурной традиции, но оно стало и формой самоопределения поэта.
Исследовательское обращение Ахматовой (в 20 - 60-е годы) к творчеству Пушкина не могло не оказать воздействия на творчество самой Ахматовой. Пушкинские мотивы становятся воплощением эстетических и этических принципов ахматовской поэзии. Ведь Пушкин для Ахматовой -это, прежде всего, реальная судьба реального человека. Все, что касается Пушкина: факт биографии, произведение, строка, образ, - это для Ахматовой художественный импульс, но вместе с тем и объект исследования.
О Поэте говорит Поэт - в этом особенность пушкиноведческих работ Ахматовой. Штудируя творчество Пушкина, она ищет ответы на вопросы, которые время поставило перед ней. Пушкин был необходим ей, Ахматова должна была решить главную проблему: "поэт и время". Сначала обращение к Пушкину являлось неким спасением. Но чем более штудирует Ахматова творчество Пушкина, тем более понимает, что он поэт, чей путь, да и само творчество настолько актуальны и современны, что поможет ей как поэту определить себя в настоящем.
Актуальность исследования заключается в том, что в диссертации сделана попытка проследить причины и цели обращения Ахматовой к Пушкину, роль, которую играло изучение его творчества и биографии в творчестве и судьбе самой Ахматовой. Чем же вызван такой пристальный интерес Ахматовой к творчеству и судьбе великого Поэта? Несомненно, в пушкинском творчестве Ахматова черпает силы в самые сложные периоды своей жизни. Также работы Ахматовой, посвященные Пушкину, ценны двояко: они открывают новое в творчестве Пушкина и помогают нам разобраться в творческом процессе самой Ахматовой. Об этом в свое время точно сказал Б.М. Эйхенбаум: "Историко-литературные работы Ахматовой важны не только сами по себе (они достаточно высоко оценены нашим советским пушкиноведением), но и как материал характеристики ее творческого пути и ее творческой личности: уход от поэтической деятельности не был уходом от литературы и от современности вообще".(95; 9)
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проведён анализ "штудий" Анны Ахматовой (1933 - 1966) и стихотворений, связанных с образом Пушкина, в контексте творчества и выявлена их органическая связь с жизнью и творчеством Ахматовой.
Цели данного диссертационного исследования следующие:
- определение значения работ Ахматовой - пушкиниста в изучении творчества Пушкина,
- анализ "пушкинских начал" в творчестве Ахматовой,
- сопоставление исследований Ахматовой с работами других поэтов-пушкинистов с целью выявления вклада Ахматовой в пушкиноведение.
Таким образом, главные задачи работы «Ахматова - пушкинист (Принципы прочтения текста)» следующие:
1) осмысление образа Пушкина в поэзии Ахматовой;
2) анализ "пушкинских штудий" Ахматовой: статей, посвященных биографии и творчеству поэта, - история создания этих работ, их текстология ("основной текст" и дополнения), темы, значение выбора двух этих тем для пушкиноведения;
3) выявление органических связей "пушкинских штудий" с творческим процессом и личной судьбой Ахматовой.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды выдающихся теоретиков литературы: Ю.М. Лотмана, Л .Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, А.Л. Гришунина, а также выдающихся пушкинистов: Б.В.Томашевского, М.А. Цявловского, П.Е. Щёголева, С.М. Бонди, B.C. Непомнящего и ахматоведов: Б.М. Эйхенбаума, Р.Д. Тименчика, Э.Г. Герштейн, М.М. Кралина, Н.В. Королёву, С.А. Коваленко, В.А. Черных, А. Хейт и др. Основным материалом в работе над диссертацией были «Записные книжки» Анны Ахматовой (1958-1966), Сочинения Ахматовой в 6 т. и два тома переводов (сост., подг. текста, коммент., статьи Н.В. Королёвой и С.А. Коваленко), а также «Ахматова. О Пушкине. Статьи и заметки» (сост., послесл. и примеч. Э.Г. Герштейн).
Метод исследования определяется задачей анализа литературоведческих статей ("штудий") Ахматовой о жизни и творчестве первого поэта России («Последняя сказка Пушкина», «"Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина», «"Каменный гость" Пушкина», «Пушкин и Невское взморье», «Гибель Пушкина» и др.) и стихотворений, в которых возникает образ Пушкина («Смуглый отрок бродил по аллеям.», «Царскосельская статуя», «Здесь Пушкина изгнанье началось.», «Пушкин» и др.). Поэтому избранная тема диссертации определяет выбор герменевтического подхода и историко-литературного метода исследования.
Практическая значимость работы состоит в использовании полученных результатов (включая архивные материалы) в вузовских курсах по русской литературе как XIX века при изучении творчества А.С.Пушкина, так и по современной литературе XX века при изучении творчества Анны Ахматовой, в том числе для разработки спецкурсов по проблемам теории и истории литературы, а также в факультативах по русской и современной литературе XIX - XX веков в IX - XI классах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения («Ахматова - пушкинист в школе»; летопись жизни и творчества Анны Ахматовой; подробный список пушкиноведческих работ Ахматовой). Основной объем печатного текста составляет 150 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Демонический комплекс в художественном мире А.А. Ахматовой2010 год, кандидат филологических наук Сискевич, Анастасия Евгеньевна
Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х - 60-х годов1983 год, кандидат филологических наук Служевская, Ирина Петровна
Метафора в ранней лирике Анны Ахматовой: "Вечер"-"Белая стая"-"Anno Domini"2005 год, кандидат филологических наук Трифонова, Наталия Сергеевна
Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой1995 год, кандидат филологических наук Руденко, Мария Сергеевна
Стиль лирики А. Ахматовой, 1909-1922 гг.1999 год, кандидат филологических наук Кон Ен Хо
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Можейко, Галина Николаевна
Заключение
В стихотворениях Ахматовой, где упоминается образ Пушкина, объектом поэтического изображения чаще всего являются места, связанные с Пушкиным: это и Царское Село, и Петербург, и Павловск, и Москва (и Подмосковье), и даже Кавказ. Каждое из этих мест связано с жизнью и Пушкина, и Ахматовой: "аллеи", "лошадки", "треуголка", "сосны", "пни", "город Пиковой Дамы", "золотая луковка" - всё это не только атрибут пушкинской эпохи, но и тот определённый пласт культуры, который зиждется на пушкинских традициях. Она, Ахматова, лишь часть этого мира, этой культуры, но при этом она и «наследница», сохранившая верность идеалам.
Обращение к прозе же, этот "соблазн прозы" реализуется у Ахматовой на сложном этапе её творческой жизни - это период с 1924 по 1936г.г. Стихов в эти годы она писала мало. Вернее, сохранилось немного: не более 20 стихотворений, кстати, одно из них о Пушкине - «Кавказское» 1927года.
Такое мизерное количество стихотворений для поэта неестественно. Но у Ахматовой есть на то объяснения, которые легко прослеживаются в стихотворениях этого периода, и особенно в прозе о Пушкине. Ну а для большинства стихотворений данного времени характерна трагедийная интонация. Вспомним хотя бы то, что в 1921 был расстрелян Николай Гумилёв как контрреволюционер (реабилитирован был только в 1989 по ходатайству Д.С. Лихачёва) и умер после продолжительной тяжёлой болезни A.A. Блок, почитаемый Ахматовой поэт-современник. Основная тема произведений 20-х годов, скорее всего, просматривается в стихотворении «Лотова жена», которое даёт понять нам, читателям, что для лирической героини, как и для самой Ахматовой, прощание с прошлым невозможно, но и неизбежно, и, как бы ни было горько, - это необходимо. .Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
Взглянула - и, скованы смертною болью, Глаза её больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. 21 февраля 1924 Петербург, Казанская, 2 (1,402)
Это стихотворение как бы подводит итог, разделяет всё творчество Ахматовой на две половины. Первый период - примерно до середины 20-х годов (до негласного запрещения печататься), когда так и не был опубликован сборник стихотворений, уже подготовленный к печати. В этот период входят пять сборников: 1912 года, 1914 года, 1917 года, 1921 года и последний сборник, опубликованный в 1922 году, «Anno Domini» и «Anno Domini МСМХХ1» («В лето Господне 1921»). Очень символичным оказалось указание даты в названии сборника. 1921 год - словно черта, разделившая всё творчество да и жизнь Ахматовой на две неравные части: наслаждение творчеством и испытание творчеством. Первые сборники Ахматовой - это удивительный сплав поэзии и любви, раскрывающий душу русской женщины, любящей, страдающей, разлюбленной, но гордой, умеющей достойно ждать.
Затем меняется не только тематика, но и внутренний настрой её стихотворений, то есть начинается своеобразный второй период.
Интересно, что после стихотворения «Лотова жена» следует стихотворение «Муза».
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: " Я ".
Петербург, Казанская,
2 (март) 1924
1,403.)
В строках чувствуется гордость, что Муза Данте (одного из любимых ею поэтов) посетила её и именно в этот тяжёлый для неё как для поэта период. Но почему вдруг о Музе заговорила Ахматова? На самом деле всё очень просто: в следующем стихотворении «Художнику» легко читается ответ:
Войду ли я под свод преображённый, Твоей рукою в небо превращенный, Чтоб остудился мой постылый жар?.
Там стану я блаженною навеки И, раскалённые смежая веки, Там снова обрету я слёзный дар. 1924 (1,404.)
То есть самое главное заключается в том, что Ахматова (её лирическая героиня) не сомневается в обретении "слёзного дара", что муза Данте поможет сохранить его и остаться нужной читателям (глаголы будущего времени "стану" и "обрету" подтверждают это). Этот вопрос очень важен для самой Ахматовой, так как примерно в этот период и начинается негласный запрет на её творчество.
В опубликованных РГАЛИ «Записных книжках Анны Ахматовой (1958 - 1966)» в 1996 году мы неоднократно встречаемся с записями о запрещении её творчества. Например, об этом можно прочитать на стр. 28 -29, 135, 139, 140, 146, 147, 209, 264 - 265, 310 - 311 и т.д., и т.д.
Ахматова подробно описывает каждый сборник, не дошедший до читателя: I
После моих вечеров в Москве (весна 1924) состоялось постановление о прекращении моей лит<ературной> деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на лит<ературные> вечера. (Я встретила на Невском М. Шаг<инян>. Она сказала: «Вот вы какая важная особа. О вас было прст<ановление> ЦК: не арестовывать, но и не печатать».) В 1929г. после «Мы» и «Кр<асного> дерева» и я вышла из союза.
В мае 1934 г., когда рассылались анкеты для вступления в новый союз, я анкеты не заполнила. Я член союза с 1940г., что видно из моего билета. Между 1925 - 1939 меня перестали печатать совершенно. (См. критику, начиная с Лелевича 1922 - 33.) Тогда я впервые присутствовала при своей гражданской смерти. Мне было 35 лет. Изд<ания> «Четки», «Белая стая» и «Anno Domini», напечатанные в Берлине Алянским («Четки» и «Белая стая») и Блохом («Anno Domini»), не были допущены в Сов<ет-ский> Союз.
Однотомник ] Двухтомник. Из<дательст>во «Петроград». 1925. (Гессен) — уничтожен. Существует один экземпляр у издателя.
Однотомник. Госиздат, 1940. Ленинград. Уничтожен. Существует один экземпляр у Чагина (редактор, кажется, Рыбасов).
III
Однотомник. Госиздат. Уничтожен. 1946, под ред<акцией> Орлова. Экз<емпляр> у меня. (Сначала ред<актором> был Саянов - отказался. Дымшиц тоже.)
IV
Нечет» — седьмой сборник стихов. Принят в 1946. Возвращен «за истечением срока архивн<ого> хранения». 1952 г. (Ленинград. «Сов<етский>пис<атель>»). (Рукописи у меня.) V
Двухтомное собрание стих<отворений>. 1935(?). Договор с Федором Левиным. «Сов<етский> пис<атель>». Москва. Рукопись возвращена.
VI
Избранное». 1935. «Сов<етский> пис<атель>». Рукопись с пометкой и<здательст>ва у меня. Вместо всего этого в Ташкенте в 1943 г. вышла маленькая книжка «Избранное» под ред<акцией> К. Зелинского (10.000 экз.). Рецензий о ней не было, и ее было запрещено рассылать по стране. Продавалась она в каких-то полузакрытых распределителях. На книге не обозначено место издания. (Запрещали ее, по словам А.Н. Тих<онова>, 8 раз.)
VII
Из шести книг». «Сов<етский> пис<атель>». 1940. Ленинград. Под ред<акцией> Тынянова (10.000 экз.). Через 6 недель была изъята из продажи и из б<иблиоте>к, запрещена в букинист<ической> продаже. (По распоряже-н<ию> Сталина.) Пресса была исключительно ругательная. (См. библиогр<афию>.) .
Избранное. Огонечное из<да>ние. 1946.Уничтожено. Существует один экземпляр у Корниловых.
IX
6 ноября 1958г. в Москве вышла моя книга «Стихотворения». Ред<актор> А. Сурков. Гослитиздат. (25.000 экз.) По словам продавцов, она была распродана в несколько минут. [Рецензий о ней не было.] Писателям в Москве и в Ленинграде давали по ранее составленному списку — многим не хватило. В книге всего 85 стих<отворений> и переводы. X
После пастернаковской истории (1958) был запрещен проектированный сборник стихов по-польски.
XI
В 1963 мне вернули VII сборн<ик> моих стихов «Бег времени» с ругат<ельной> статьей Книпович». (36; 28 - 29)
Итак, стихотворений было мало, однако в этот период она, как уже отмечалось, приступила к прозе, которая интересна нам тем, что это не просто проза, а научно-исследовательские материалы о Пушкине.
Сопоставив факты биографии самой Ахматовой и ее творчества (именно статьи о Пушкине и его произведениях), мы пришли к выводу, что поэт Ахматова обращается к поэту Пушкину в связи с определенными горестными событиями в своей жизни. В этом своеобразном противоречии, которое заключается в том, что после трагедии в личной жизни обязательно следует обращение к Пушкину, и заключается весь смысл (отгадка) обращения к первому поэту России. Он для нее становится другом, утешителем, примером стойкости и мужества. Безусловно, это случайность, но первый арест сына (Льва Николаевича Гумилева) совпадает с работой Ахматовой над «Сказкой о Золотом петушке»
Пушкина. Кстати сказать, беда могла быть связана не только с арестом сына, так как это было более менее предсказуемое событие, но и с арестом друзей - людей, близких ей по духу. Например, в 1934 году Ахматова присутствовала (случайно) при обыске и аресте О.Э. Мандельштама, друга Ахматовой, которого она высоко ценила как поэта. А весной 1936 года после поездки в Воронеж, куда она ездила навестить ссыльного Мандельштама, она пишет стихотворение «Воронеж».
Безусловно, все эти события не могли не отразиться в творчестве самой Ахматовой. Работа над изучением творчества Пушкина давала ей возможность не только отвлечься, но и высказаться. Поэтому она затрагивает одну из важнейших для неё тем: об участи Поэта и Поэзии, о назначении Поэта и Поэзии.
Именно в таком контексте следует подходить к анализу "пушкинских штудий", так как работа идёт на фоне событий середины XX века, собственной судьбы, судьбы своего сына и судьбы своих друзей в условиях культа личности Сталина.
Итак, это будет происходить на протяжении всей ее жизни:
1933 г.
1931 - 1933гг.
1935 г. 1936г.
1938 г. 1940 г.
1946 г. август
- первый случайный арест сына.
- статья «Последняя сказка Пушкина»
- арест сына и мужа Пунина H.H.
- статья «"Адольф" Бенжамина Констана в творчестве Пушкина»
- третий арест JI. Гумилева.
- эпилог из поэмы «Реквием» (прослеживаются пушкинские мотивы).
- постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Исключение Ахматовой из Союза писателей, запрещение печататься.
- статья «Каменный гость» Пушкина.
- четвертый арест сына (в ноябре) и арест H.H. Пунина (в августе).
- статья «Гибель Пушкина».
Обратя внимание на столь необычное противоречие, становится ясным, почему именно к Пушкину обращается Ахматова. Ведь все вопросы, проблемы, вставаемые перед Пушкиным, встают и перед поэтом XX века. Изменилось государство, изменилась политика государства, а Поэт остался в том же положении.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Можейко, Галина Николаевна, 2006 год
1. Ахматова A.A. Вечер. Стихи. -Спб.: Цех поэтов. -1912.
2. Ахматова A.A. Избранное. / Сост. и послесл. H. Банникова. -M.: Худож. литература. -1974.
3. Ахматова A.A. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготов. текста и примеч. В.М. Жирмунского. Вступит, статья A.A. Суркова. -Л.: Советск. писатель. -1976.
4. Ахматова А. Сочинения в 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. В.А. Черных / Вступит, стат. М. Дудина. -М.: Худож. литература. -1987.
5. Анна Ахматова. О Пушкине. Статьи и заметки. / Сост., послесл. и примеч. Э.Г.Герштейн. -М.: Книга. -1989.
6. Анна Ахматова. Сочинения в 2 т. / Сост., подгот. текста, вступ. стат. КралинаМ.М. -М.: Цитадель. -1996.
7. Ахматова A.A. Сочинения в 6 т. и два тома переводов. / Сост., подгот. текста, коммент., статьи Королёвой Н.В., Коваленко С.А. -М.: Эллис Лак 2000. 1998-2005.
8. Анна Ахматова. Победа над Судьбой / Сост., подг. текстов, предисл., примеч. Н.И.Крайневой. -М.: Русский путь. -2005.
9. Ю.Анна Ахматова: Pro et contra. Антология в 2 т. / Составитель Коваленко С.А. Вступ. стат. Скатова H.H. -СПб.: Изд. Русск. Христианск. гуманит. академии -2001,-2005.
10. П.Адамович Г. Большой поэт и большой человек // Октябрь. -№6. -1986.
11. Альми И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворениях Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. -№2. -М., -1992.
12. Бабаев Э. Пушкинские страницы Анны Ахматовой. // Новый мир. -М., -1987. -№1.
13. Балашова И.А. Пушкинские образы в стихотворном цикле А. Ахматовой «Реквием» // Ахматовские чтения. -Тверь, -1991.
14. Банников Н. Анна Ахматова // Анна Ахматова. Стихотворения. -М.: Советск. Россия. -1977.
15. Барили Г. Статьи о Пушкине Ахматовой и «Разговор о Данте» Мандельштама: Из наблюдений. // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. -№2. -М., -1992.
16. П.Бердяев H.A. О творческой свободе и фабрикации душ. / Русские новости. Париж. 1946. 4 окт.
17. Бодрова H.A. Творчество А.А.Ахматовой в школьном изучении. -Самара, -1992.
18. Валмосова-Бонди Н. Диалог учёного и поэта. // Лит. Газ. 1989. 25 окт.
19. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. -М.: Советск. писатель. -1990.21 .Виноградов В.В. Поэзия А. Ахматовой. -Л., -1925.
20. Вольперт Л.И. «Адольф» Бенжамена Констана в переводах П.А. Вяземского и H.A. Полевого. // Пушкин и его современники. / Уч. зап. Ленингр. гос. пед. инст. им. Герцена. -1970. -№434.
21. Въялицина Н.В. «Египетские ночи» А. Пушкина в интерпретации Анны Ахматовой. // Проблемы современного пушкиноведения. -Л., -1981.
22. Герштейн Э.Г. Ахматова пушкинистка. // Анна Ахматова. О
23. Пушкине. -М.: Книга. -1989.
24. Герштеён Э.Г. Вступительная статья и примечания к статье «Александрина». // Звезда. -1987. №2.
25. Герштейн Э.Г. Предисловие к публикации статьи «Пушкин и Невское взморье» // Прометей. -1974. -Кн. 10.
26. Герштейн Э.Г. и Вацуро В.Э. Заметки Ахматовой о Пушкине. // Временник Пушкинской комиссии Академии наук СССР. 1970. -Л,: Наука. -1972.
27. Голлербах Э. Образ Ахматовой. Антология. -Л.: Ленингр. общ. библиофилов. -1925.
28. Гончарова Н.Г. «"Фаты либелий" Анны Ахматовой». -М.: Рос. гос. библ., СПб: Летний сад. -2000.
29. Гордин Я.А. Ахматова и Пушкин. // Русская мысль. -1989. 23 июня.
30. Дмитриев А.Л. A.C. Пушкин и язык поэзии Ахматовой // Рус. Язык в школе. -1987. -№3.
31. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. -Л.: Советск. писатель. -1968.
32. Долгополов Л.К. По законам притяжения: О литературных традициях в «Поэме без героя» А. Ахматовой. // Русская литература. -1979. -№4.
33. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. -Л.: Наука. -1973.
34. Жолковский А.К. Биография, структура, цитация: ещё несколько пушкинских подтекстов. // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. -№2. -М., -1992.
35. Записные книжки Анны Ахматовой (1958 1966) РГАЛИ -M.-Torino: Giulio Einaudi editore. -1996.
36. Зыкова Г.С. О чужих стихах и чужих сюжетах у A.C. Пушкина. // Русская речь. -1995. -№6.
37. Казанцева А.А. Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Диалог двух поэтов. -СПб.: Росток. -2004.
38. Калугин О. Дело КГБ на Анну Ахматову // Госбезопасность и литература. ~М., -1994.
39. Клейман Н.И. О тексте пушкинского наброска «Когда порой воспоминанье.» // Болдинские чтения. -Горький., 1977.
40. Коваленко С.А. Ахматова и Маяковский. // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1 -М.: Наследие. -1992.
41. Коваленко С.А. Проза Анны Ахматовой. // Сочинения Анны Ахматовой в 6 т. Т. 5 -М.: Эллис Лак 2000. 1998 2005.
42. Коваленко С.А. Свершившееся и недовоплощённое. Поэмы и театр Анны Ахматовой // Сочинения Анны Ахматовой в 6 т. Т. 3 -М.: Эллис Лак 2000. 1998-2005.
43. Коваленко С.А. «Скоро я выйду на берег счастливый» (Литературные и биографические контексты Анны Ахматовой). Сочинения Анны Ахматовой в 6 т. Т. 6 -М.: Эллис Лак 2000. 1998 2005.
44. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. -М.: Изд. Моск. университета. -1998.
45. Королёва Н.В. Анна Ахматова. Жизнь поэта. // Сочинения Анны Ахматовой в 6 т. Т. 1 3 -М.: Эллис Лак 2000. 1998 - 2005.
46. Королёва Н.В. «И вот чужое слово проступает.» О переводах Анны Ахматовой // Сочинения Анны Ахматовой в 6 т. Т. 7 8 -М.: Эллис Лак 2000. 1998-2005.
47. Королёва Н.В.Облик и поэзия Анны Ахматовой в дневниках и записях Лидии Андриевской. / ж. Роман журнал XXI века. -2002. -№9.
48. Кралин М.М. Времена Ахматовой. // Сочинения Анны Ахматовой в 2 т. -М.: Цитадель. -1996.
49. Кулагин A.B. А.Ахматова пушкинист: (к вопросу о методе исследования) // Вопросы творчества и биографии A.C. Пушкина: Тезисы докладов и сообщ. межвузовск. научн. конф., 23 - 25 апр. 1992г. // Одес. гос. унив. им. И.И. Мечникова. -Одесса, -1992.
50. Лосиевский И.Я. Анна всея Руси. Жизнеописание Анны Ахматовой. -Харьков.: Око. -1996.
51. Лукницкий П.Н. Ранние пушкинские штудии Ахматовой. // Вопросы литературы. -1978. -№1.
52. Лукницкий П.Н. Встречи с Анной Ахматовой. Том I 1924 1925гг. -Paris: YMCA-PRESS. -1991.
53. Лукницкий П.Н. «Когда б вы знали из какого сора.» (Из дневников). // Об Анне Ахматовой. -Л., -1990.
54. Лукницкмй П.Н. Ленинград действует. Фронтовой дневник (22 июня 1941 март 1942г.г.). -М.: Советск. писатель. -1961.
55. Лямкина Е.И. Вдохновение, мастерство, труд (Записные книжки A.A. Ахматовой). // Встречи с прошлым. Вып. 3 -М.: Советск. Россия. -1980.
56. Мальчукова Т.Г. О статье А.Ахматовой «Пушкин и Невское взморье». Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы: Межвузовский сб. Петразаводск. гос. унив. -Петрозаводск., -1991.
57. Маранцман В.Г. «Царскосельская статуя» A.C. Пушкина и A.A. Ахматовой. // Маранцман В.Г. Изучение творчества A.C. Пушкина в школе в 2 ч. -М., -1999. Ч. 2.
58. Мусатов В.В. «Его человеческий голос в его божественных стихах». Пушкинские штудии Анны Ахматовой. // Венок Пушкину (1837 -1987) Альманах библиофила. -М., -1987. Вып.23.
59. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. -М., -1988.
60. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Русская мысль. -1915. -кн. УП.
61. Недошивин В.М. Прогулки по Серебряному веку. Дома и судьбы. -СПб.: Изд. Дом. Литера. -2005.
62. Непомнящий B.C. «Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный.» (О некоторых современных толкованиях Пушкина). // Новый мир. -1974. -№6.
63. Непомнящий B.C. Молодой пушкинист Анна Ахматова. Поэзия и судьба. -М.: Советск. писат. -1983.
64. Никитин А.Г. Секретная рукопись Пушкина: По следам находок и утрат. -М.: Наука. -1992.бб.Ободовская И. Дементьев М. После смерти Пушкина. -М.: ТЕРРА -1999.
65. Обухова Э.А. Фризман Л.Г. Книга о Пушкине неосуществлённый замысел Анны Ахматовой. // Временник Пушкинской комиссии. Вып. -№23.-1989.68.0доевцева И. На берегах Невы. -М.: Худож. литература. -1988.
66. Петербургские сны Анны Ахматовой. «Поэма без героя» (Опыт реконструкции текста) / Сост., вступ. стат., реконструкция текста и комментарий Коваленко С.А. -СПб.: Росток. -2002.
67. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. -М.: Просвещение. -1991.71 .Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура «серебряного века». // «Царственное слово». Ахматовские чтения. -Вып.1 -М.: Наследие. -1992.
68. Саакянц A.A. Анна Ахматова и Марина Цветаева. // «Царственное слово». Ахматовские чтения. -Вып.1 -М.: Наследие. -1992.
69. Серова М.В. Анна Ахматова: Книга Судьбы (феномен "ахматовского текста": проблема целостности и логика внутриструктурныхвзаимодействий). -Ижевск. -Екатеринбург.: Удмурдск. Гос. унив. Уральск. Гос. унив. -2005.
70. Слинина Э.В. Пушкинские мотивы в царскосельских стихах Анны Ахматовой. Два эпиграфа из Пушкина. // Пушкинский сборник. -Псков. -1973.
71. Соколов В.Н. Слово об Ахматовой. // «Царственное слово». Ахматовские чтения. -Вып.1 -М.: Наследие. -1992.
72. Суперфина Г.Г. Тименчик Р.Д. Письма A.A. Ахматовой к В.Я. Брюсову. // Зап. отдела рукописей ГБЛ СССР им. В.И. Ленина. -Вып.ЗЗ. -М., -1972.
73. Струве Н. Восемь часов с Анной Ахматовой. // Анна Ахматова: Pro et contra. Антология в 2 т. -СПб.: Изд. Русск. Христианск. гуманит. академии -2001, -2005.
74. Сюн Цзун Хуэй Пушкин в творческой судьбе Анны Ахматовой. // Дис. МГУ. -М., -1998.
75. Темненко Г.М. Пушкинские традиции в «Поэме без героя» Ахматовой. // Вопросы русской литературы. -Львов. -1989. -Вып.№2
76. Темненко Г.М. Пушкинские традиции в творчестве Анны Ахматовой. // Дис. МПГУ. -М., -1997.
77. Тименчик Р.Д. Ахматова и Пушкинский дом. // Пушкинский дом. -Л.: Наука, -1984.
78. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. Фотобиография / Сост. Морденер В.Я. и Тименчик Р.Д. -М.: МПИ. -1989.
79. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. Десятые годы. / Сост. и примеч. Тименчика Р.Д. и Поливанова K.M. -М.: МПИ. -1989.
80. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. «Reqviem» / Сост., примеч. и предисл. Тименчика Р.Д. -М.: МПИ. -1989.
81. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. «Поэма без героя» / Сост., примеч., вступит, статья Тименчика Р.Д. -М.: МПИ. -1989.
82. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. После всего. / Сост. и примеч. Тименчика Р.Д. и Поливанова K.M. -М.: МПИ. -1989.
83. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. -M.-Toronto.: Водолей. Publishers The University of Toronto. -2005.
84. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А.Ахматовой. -М.: Радуга. -1991.
85. Хренков Д. Анна Ахматова в Петербурге Петрограде - Ленинграде. -Л.: Лениздат. -1989.
86. Цивьян Т.В. Кассандра, Дидона, Федра: Античные героини зеркала Ахматовой // Литературное обозрение. -1989. -N 5.
87. Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой в 4-х частях -М.: Эдиториал УРСС. -1998, 2005.
88. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой в 3 т. -М.: Согласие. -1997.
89. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. -Paris.: Лев. -1922.
90. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт Анализа. -Пбг.: Тип. им. И. Федорова -1923.
91. Эйхенбаум Б.М. Вступительное слово к вечеру A.A. Ахматовой в Доме кино 17 марта 1946г. (РГАЛИ, ф. 1527, оп.1, №180, л.9).
92. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 19 т. -М.: Акад. наук СССР. -1937.
93. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 6т. -М.: Худож. литература.-1956.
94. Пушкин A.C. Болдинская осень. -М.: Молодая гвардия. -1982.210
95. Пушкин A.C. Рабочие тетради. СПб. -Лондон. -1995.
96. Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 гг. -М.-Л.: Акад. наук СССР. -1960.
97. Пушкин и мировая культура. / Междунар. научн. конф. 2-4 фев. 1999 / ред. А.И. Журавлёва. -М.: МГУ им. МБ. Ломоносова -1999.
98. Алексеев М.П. Пушкин и повесть М.Ф. Клингера «История о Золотом Петухе». //Времен. Пушк. Комис. 1979., -Л.: Наука. -1982.
99. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. -Л.: Наука. -1987.
100. Бойко К.А. «Древнеегипетские истоки одного из мотивов «Сказки о Золотом петушке». // Времен. Пушк. Комис. 1979., -Л.: Наука. -1982.
101. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. -М. -Л.: Академия наук СССР. -1950.
102. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. -М.: Моск. рабочий. -1984.
103. Ю7.Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». Жизнь Пушкина в памяти поколений. -М.: Просвещение. -1989.
104. Ю8.Глассе А. Дуэль и смерть Пушкина по материалам архива Вюртембергского посольства. // Временник Пушкинской комиссии. 1977. -Л.: Наука.-1980.
105. Ю9.Глухов В.И. Лирика Пушкина в её развитии. -Иваново: Ивановск. госуд. унив. -1998.
106. О.Городецкий Б.П. Лирика A.C. Пушкина. -Л.: Л.о. Просвещение. -1970.
107. Ш.Гроссман Л.П. Письма женщин к Пушкину. // Репринта, изд. -П.: Подольская фабрика офсетной печати, с изд. 1928 года. -М.: Современные проблемы. -1994г.
108. Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837г. -СПб.: Типография А.С.Суворина. -Репринт, изд. 1900.//
109. Предисл. к репринт, изд. и очерки Д.Алексеева. -М.: Международная педагогическая академия.-1994.; Алексеев Д.А. Тайны гибели Пушкина.
110. Кацик В.О. Удовик В.А. М.С.Воронцов и А.С.Пушкин. -СПб.: ГУП. -1997.
111. Кибальник С.А. Антологические эпиграммы Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы, XII. -Л., -1986.
112. Лобикова Н.М. «Тесный круг друзей моих» Пушкин и декабристы. -М.: Просвещение. -1980.
113. Пб.Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. -Л.: Л.о. Просвещение. -1982.
114. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. -М.: Просвещение. -1988.
115. Ласкин С.Б. Вокруг дуэли. -СПб.: Л.о. Просвещение. -1993.
116. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. -М.: Наука. -1981.
117. Медриш Д.Н. От двойной сказки к антисказке (Сказки Пушкина как цикл) // Московский пушкинист. -М.: Наследие. -1995. -№1.
118. Мельников A.C. «Друзья! Вам сердце оставляю.». Хроника жизни и творчества А.С.Пушкина. -М.: ОЛМА ПРЕСС. -1999.
119. Милюков П.Н. Живой Пушкин. -М.: Эллис Лак 2000. -1997.
120. Михайлова Н.И. «Витийства грозный дар.». -М.: Русский путь. -1999.
121. Набоков В.В. Комментарий к роману A.C. Пушкина «Евгений Онегин». -СПб.: Искусство СПБ -1998.
122. Непомнящий B.C. Пушкин. Избранные работы 1960 1990-х гг. в 2 т. -М.: Жизнь и Мысль. -2001.126.0бодовскаяИ., ДементьевМ. Наталья Николаевна Пушкина. -М.: Сов.1. Россия,-1985.127.0бодовскаяИ., ДементьевМ. После смерти Пушкина. -М.: Сов. Россия.-1980.
123. Последний год жизни Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники / Сост., вступ. очерки и примеч. Кунина В.В. -М.: Правда. -1988.
124. Пущин И.И. Записки о Пушкине. -М.: Дет. лит. -1984.
125. Светлое имя Пушкин (речи, очерки, статьи. о поэте) / Сост. Кунин В.В.-М.: Правда.-1988.
126. Сидоров И.С. Ещё раз об анонимном дипломе и кн. П.В. Долгорукове. //Московский пушкинист. -М.: Наследие. -1995. -№1.
127. Смит Александра. Песнь пересмешника. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой. -М.: Дом-музей Марины Цветаевой. -1998.
128. Солнце нашей поэзии (из современной пушкинианы) / Сост. Осипов Ю.И. -М.: Правда. -1989.
129. Старина и новизна. -Кн. 17. -1914.
130. Степанов H.JI. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. -М.: Худож. литература. -1974.
131. Томашевский Б.В. Пушкин. -М.-Л.: АН СССР. -1961.
132. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. -Л.: Советск. писатель. -1960.
133. Хмелевская Е.М. Из дневника графини Д.Ф. Фикельмон: Новый документ о дуэли и смерти Пушкина. // Пушкин. Исследования и материалы. -М., -Л., -1956. Т. 1.
134. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества A.C. Пушкина. -М.: Акад. наук СССР.-1951.
135. Чернов А. Два чувства (Где похоронены казнённые на Кронверкском валу Петропавловской крепости декабристы?) // Огонёк. -1987. -№35.
136. Шахмагонов Н.Ф. Пушкин и русские монархи: соратники или враги? -М.: Сокол. -1999.
137. Щёголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. -СПб.: Гуманитарное Агентство «Академический проект». -1999.
138. НЗ.Эйдельман Н.Я. Секретное донесение Геверса о Пушкине // Временник Пушкинской Комиссии, 1971. -Д.: Наука. -1973.
139. Якобсон P.O. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон P.O. Работы по поэтике. -М.: Прогресс. -1987.
140. Бахтин М.М. Проблема текста.
141. Гинзбург Л.Я. О лирике. -Д.: Советск. писатель. -1974.
142. Гришунин A.JI. Исследовательские аспекты текстологии. -М.: Наследие. -1998.
143. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -JI.: Наука-1977.
144. Ковтунова И. Поэтический синтаксис. -М.: Наука -1986.
145. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. -М.: Современник. -1978.
146. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. -Д.: Просвещение. -1972.
147. Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. -Петрозаводск.: Петрозаводск, госуд. унив. -1995.
148. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. -М.: Издат. центр РГГУ. -1998.
149. Проблема текстологии и эдиционной практики: Опыт французских и российских исследователей. / Под общей редакцией Делона М., Дмитриевой Е.Е. -М.: ОГИ. -2003.
150. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. -JL: Худож. литература. -1986.
151. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. -М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей. -1955.
152. Популярная художественная энциклопедия. -М.: Большая Рос. энциклопедия. -1999.
153. Ш.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 т. -М.: Прогресс -1986.
154. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. -М.: Крон -Пресс: Академия. -1997.
155. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 т. -М.: Русский язык. -2002.
156. Шруба Манфред. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890 1917 годов. Словарь. -М.: Нов. литератур, обозрение. -2004.
157. Анненский И.Ф. Избранное. -М., -1987.
158. Ардов М. Ардов Б. Баталов. Легендарная Ордынка. -СПб., -1995.
159. Балог Г.П. Гладкова Е.С. Емина Л.В. Лемус В.В. Музеи и парки Пушкина. -Л.: Лениздат. -1969.
160. Брюсов В.Я. Избранные сочинения в 2 т. -М.: Худож. литература. -1955.
161. Брюсов В.Я. Сочинения в 7 т. -М.: Худож. литература. -1973.
162. Вейдле В. Умирание искусства. -М.: Республика. -2001.
163. Воспоминания об Анне Ахматовой. / Составитель М.М. Кралин. -JL: Лениздат. -1990.
164. Вяземский П.А. Полн. Сочинения в 12 т. -СПб., 1878 1896.
165. Герштейн Э.Г. Мемуары. -СПб.: ИНАПРЕСС. -1998.
166. Гоголь Н.В. Сочинения в 9 т. -М.: Русская книга. -1994.
167. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк-путеводитель / Составитель Г.К. Козьмян. -СПб.: Лениздат. -1992.
168. Гумилёв Л.Н. «Дар слов мне был обещан от природы» (Литературное наследие. Стихи. Драмы. Переводы. Проза.) / Вступит, статья Козыревой М.Г. и Воронович В.Н. -СПб: Росток. -2004.
169. Данилов A.A. Косулина Л.Г. История государства и народов России (учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений). -М.: Просвещение. Мое. учебник. -2003.
170. Дворцы и парки города Пушкина: Лицей. Екатерининский дворец. Камеронова галерея. Екатерининский парк. Александровский дворец и парк. // Альбом. Автор-составитель В.В. Лемус. -Л.: Аврора. -1985.
171. Евтушенко Е.А. Сочинения в 3 т. -М.: Худож. литература. -1983.
172. Жемчужников Л. Мои воспоминания из прошлого. Вып.1. -М. -1926.
173. Ирвинг В. Новеллы. -М.: Худож. литература. -1954.
174. Кюхельбекер В. Сочинения в 2 т. -М. -Л.: Советск. писатель. -1967.
175. Лафонтен Ж. Басни. -М.: Алгоритм. -2000.
176. Найман А. Конец первой половины XX века. -М.: Худож. литература. -1989.
177. Петров А.Н. Город Пушкин. Дворцы и парки. -JL: JI.o. Искусство. -1977.
178. Пунин H.H. Дневники. -М., -1998.
179. Руденская С.Д. Царскосельский Александровский лицей 1811 1917. -СПб.: Лениздат. -1999.
180. Саакянц A.A. Цветаева М.И. Жизнь и творчество. -М.: Эллис Лак. -1999.
181. Франк С.Л. Пушкин как политический мыслитель. / Права и свобода. Первая серия: Вопросы истории и культуры №1. / С приел, и дополн. Петра Струве.- Белград. -1937.
182. Цветаева М.И. Мой Пушкин. -М.: Советск. писатель. -1981.
183. Цветаева Марина. Неизданное. Сводные тетради. -М.: Эллис Лак. -1997.
184. Цветаева Марина. Сочинения в 7 т. -М.: Эллис Лак. -1994.
185. Чаадаев П.Я. Философические письма (письмо второе). -Казань.: Тип. Д.М. Гран. -1906.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.