Академические ценности современного университета: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фролова, Елена Владимировна

  • Фролова, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Фролова, Елена Владимировна. Академические ценности современного университета: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2006. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фролова, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1. Академические ценности в социально философском осмыслении.

§ 1. Становление философского дискурса о сущности университета.

§ 2. Мировоззренческие основания современного университета.

Глава 2. Проблема академических ценностей в современной социокультурной ситуации.

§ 1. Ведущие факторы трансформации ценностных ориентаций современного университета.

§ 2. Академические ценности в контексте рыночных отношений.

Глава 3. Принцип ответственности как ценностное основание академического этоса.

§ 1. Университет и его социальное окружение: проблема взаимодействия.

§ 2. Ответственность как ключевой принцип академического этоса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Академические ценности современного университета: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Проблемы образования находятся в центре внимания культурологии, социологии, экономики, педагогики, философии и многих др. отраслей научного знания, в которых образование понимается как фактор экономического развития, средство сохранения и развития культуры, социальный институт, процесс и результат приобретения знаний, социальная и духовная ценность. В последние годы особую актуальность приобрели проблемы связанные с глобализацией образования, становлением массовой системы высшего профессионального образования, финансированием образования, технологизацией процесса образования и др., решаемых с различных методологических позиций. В этой связи обострились вопросы взаимоотношения системы образования и ее социального окружения.

Наиболее серьезным давлениям в наши дни подвергается сфера высшего профессионального образования. Динамика социального развития, в частности, процесс глобализации, формирование общества и экономики, основанных на знании, становление науки как важнейшего фактора социальных изменений, трансформирует не только представление о сущности высшего образования, но и меняет место высшей школы в структуре общества. Государство, гражданское общество, рынок труда, наконец, личность предъявляют сфере образования свои требования, в результате чего расширяется диапазон ответственности высшей школы перед заинтересованными сторонами.

Ведущую роль в системе высшего профессионального образования традиционно играл университет как центр образования, науки и культуры. Современный университет имеет огромное значение в жизни общества и вместе с тем не прекращается полемика о его сущности - целях, ценностях, задачах, специфических функциях. Несмотря на то, что дискуссии на тему «идеи университета», начиная с немецкой классической философии, продол- жаются на протяжении двух столетий, проблема академических ценностей современного университета представляется недостаточно разработанной. Существует необходимость определения основополагающих принципов академической (научно-педагогической) деятельности в контексте таких современных процессов как глобализация, интернационализация, интеграция мирового образовательного пространства, становление массового высшего образования, ускорение темпов роста научной информации, распространение рыночных отношений и др., которые поставили под сомнение традиционные академические ценности, в том числе связанные со служением науке и культуре.

Распространение рыночных отношений в России, затронувшее все сферы общественной жизни, привело к изменению целей, ценностей, задач и функций университета. Коммерциализация высшего профессионального образования, превращение образования в товар привели к трансформации мировоззренческих оснований университета.

Традиционными академическими ценностями университета считаются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований. Однако, как нам представляется, в настоящее время происходит вытеснение традиционных академических ценностей новыми для университета принципами эффективности, конкурентоспособности, качества.

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения академических ценностей университета в современных условиях, что определяет необходимость социально-философского исследования указанных тенденций.

Степень разработанности проблемы. Внимание к проблематике образования не ослабевает с древнейших времен и до наших дней. В западноевропейской традиции первые философские идеи относительно образования содержатся в трудах Платона и Аристотеля.

В дальнейшем вклад в осмысление сущности университета внесли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шлейермахер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт, Д. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ю. Хабермас, Ж. Деррида, Б. Ридингс и др. Их общей задачей было определение фундаментальных ценностей и целей университета.

Историческое развитие университета исследуется в трудах таких отечественных исследователей как О.В. Бадальянц, В.В. Буряк, М.А. Гусаков-ский, Д.А. Литошенко, Е.С. Ляхович, Г.Г. Пиков, А. Согомонов и др.

К проблематике ценностных оснований университета обращаются Р. Барнетт, Б.М. Бим-Бад, П. Бурдье, В.В. Буряк, М. Вебер, Г. Гельмгольц, А.Г. Геринг, С.И. Гессен, А. Грязнов, А. Дмитриев, К. Керр, Е.А. Мамчур, И.А. Огородникова, О. О'Нил, А. Флекснер, М. Хатчинс, Л.А. Ященко и др.

О трансформации академических ценностей современного университета под влиянием процессов глобализации пишут такие современные зарубежные авторы как: Ф. Альтбах, Д. Кладис, П. Ниборг, П. Скотт, С. Турай-лич, К. Хюфнер и др. Отечественные авторы, рассматривающие преобразования в сфере высшего образования на фоне общемировых тенденций - В.И. Байденко, Ф.Д. Демидов, М.А. Евдокимов, С.П. Еркович, И.Г. Животовская, Г.Ф. Красноженова, О.В. Кормилицина, С.В. Коршунов, В.Г. Левченко, А.И. Неклесса, A.M. Новиков, Н.Н. Пахомов, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.Д. Урсул, И.Б. Федоров, Л.В. Хазова, К.Д. Чермит и многие другие.

Проблематику трансформации системы высшего образования, связанной с интеграционными процессами в европейском образовательном пространстве освещают: В. Атоян, Э. Беломестнова, М. Бердсадская, В. Белов, И. Бляхеров, О. Боев, Л. Гадрани, В. Галактионов, Л. Денисович, Г. Ермошин, Н. Жалнина, Н. Казакова, О. Карпенко, А. Крылов, М. Минин, С. Могиль-ницкий, В.Нечаев, Ю. Похолков, Д. Пузанков, С. Руднев, 3. Сазонова, В. Сафьянов, В. Сенашенко, А. Слепухин, Э. Соколов, В. Степанова, Г. Ткач, И. Федоров, Н. Фролов, В. Чистохвалов, П. Чубик, Ю. Чучалин, В. Шадриков, С. Шаронова и другие.

Проблемы взаимодействия современного университета с обществом и государством исследуют М. Андреев, А.И. Арнольдов, С. Барабанова, А.А.

Владимиров, В.М. Жураковский, А.С. Запесоцкий, А. Козмински, Л.П. Ку-раков, Н.С. Ладыжец, И. Лошакова, А.И. Ракитов, Г. Силласте и другие.

Отдельно следует выделить авторов разрабатывающих проблемы философии образования - А.П. Огурцова, В.В. Платонова, А.Н. Кочергина и некоторых других.

В процессе исследования нами были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций. В диссертации отражен анализ таких российских нормативных документов в области образования, как ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также ряд международных документов -«Великая хартия университетов», «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века».

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов раскрыты многие проблемы сферы высшего образования, рассмотрена история его развития, отмечены преобразования и современные тенденции в данной сфере, а так же особенности взаимодействия университета с другими социальными институтами. Однако недостаточно внимания уделяется проблеме фундаментальных академических ценностей в современных условиях. В настоящее время мало разработана проблема сохранения и реализации университетом собственных целей и ценностей в ситуации внешнего давления со стороны его социального окружения.

Практическая и теоретическая значимость заявленной проблематики обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является университет как феномен культуры и социальный институт.

Предмет исследования - академические ценности современного университета.

Цель исследования - социально-философский анализ академических ценностей университета в современной социокультурной ситуации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- проследить развитие традиции философского осмысления сущности университета;

- определить место университета в основных сферах жизни общества и в этой связи рассмотреть основные социокультурные модели университета;

- определить основные тенденции трансформации ценностных ориентации современного университета;

- выявить особенности реализации традиционных ценностей академической деятельности в современных условиях;

-раскрыть специфику академической деятельности в контексте рыночных отношений;

-уточнить цели и ценностные основания современного университета как социального института;

-раскрыть сущностные черты академической ответственности; определить объект, предмет, формы академической ответственности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды классиков мировой философской и педагогической мысли, современных отечественных и зарубежных исследователей проблем социальной философии, философии и социологии образования. В своем исследовании автор применяет системный метод; исторический, аксиологический, феноменологический, герменевтический, междисциплинарный подходы.

Научная новизна результатов, полученных автором:

1. Проведен анализ основных социокультурных моделей университета в философском наследии, раскрыты факторы трансформации роли университета в современном обществе.

2. Проанализировано становление традиционных академических ценностей, определено их значение в академической деятельности современного университета.

3. Выявлены особенности трансформации традиционных академических ценностей, положительные и отрицательные стороны процесса включения рыночных отношений в академическую деятельность.

4. Определены ценностные основания современного университета, к которым относятся институциональная автономия и академическая свобода.

5. Рассмотрен принцип академической ответственности университета в качестве социально-философской категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения и принципа формирующего особый академический этос.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений происходит вытеснение традиционных академических ценностей (институциональной автономии, академической свободы, интеграции обучения и исследования, поиска истины) новыми для университета принципами эффективности, конкурентоспособности, качества. В этой связи возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг, превращению высшего профессионального образования в товар и детерминации академической деятельности рыночными механизмами регулирования.

Таким образом, в основе современных изменений сущности университета как феномена культуры и социального института лежит трансформация ценностных ориентаций.

2. Традиционно сущность и функции университета раскрываются через две основные конкурирующие модели - университет науки и университет культуры. Университет должен производить и транслировать научное знание, кроме того на него возлагается миссия сохранения и распространения культуры. Вместе с тем абсолютизация какой-либо одной из указанных функции негативно сказывается на деятельности университета, а тотальное следование интересам, взаимодействующих с университетом социальных субъектов, ведет к утрате целей и ценностей самого университета как уникального социального института.

Таким образом, университет помимо целей развития науки и сохранения наличной культуры имеет свои уникальные цели, заключающиеся в особом отношении к человеку как автономной личности в целях его самосовершенствования.

3. Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп - гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Взаимодействуя с различными социальными субъектами и одновременно сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, он может сохранить собственную идентичность. Поэтому ценностями современного университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода как свобода в проведении исследований и в процессах преподавания и обучения.

Несмотря на трансформацию ценностных ориентаций, институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.

4. В современной социокультурной ситуации университет не способен существовать изолированно от своего социального окружения. Университеты как государственные, так и негосударственные должны подчиняться законодательному регулированию (что является необходимым условием осуществления национальной политики в высшем образовании); чутко реагировать на потребности общества и личности. Поэтому необходимо согласование приоритетов государственной политики в сфере образования, интересов общества и целей и задач самого университета.

Университет необходимо рассматривать в качестве равноправного партнера в отношениях с государством, гражданским обществом, рынком труда и личностью.

5. Стремясь к реализации принципа автономии, университет должен осуществлять процедуры контроля и внешних гарантий качества. Университетская автономия и академическая свобода являются основой функционирования университета, что подразумевает ответственность. Субъектами ответственности является университет и социальные институты, вступающие с ним во взаимодействие; объектом ответственности является академическая (научно-педагогическая) деятельность. Предметом ответственности может являться административная, финансовая, исследовательская, преподавательская деятельности. В этой связи необходимо выделить внешнюю и внутреннюю ответственность. Внешняя ответственность университета реализуется во взаимодействии с его социальным окружением и означает способность удовлетворять потребности заинтересованных сторон, то есть общества, государства, рынка труда и т.д. Внутренняя ответственность затрагивает различные стороны деятельности студентов, преподавателей, администрации.

Таким образом, ответственность следует рассматривать в качестве категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа представляет собой социально-философский анализ академических ценностей университета. Исследование данной проблемы впервые целостно представлено в диссертационной работе, что обусловливает ее как научно-теоретическую, так и практическую значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при формировании образовательной политики; выработке стратегии развития университетов; в процессе преподавания социальной философии, философии образования, социологии и других учебных дисциплин в высших учебных заведениях; при разработке методических пособий по совершенствованию университетского образования; в дальнейших исследованиях в области философии образования и социальной философии.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологическом семинаре кафедры философии Московского государственного индустриального университета, на различных международных и всероссийских научных конференциях и симпозиумах, а также представлены в публикациях автора.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов, библиографического списка и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фролова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философский дискурс в европейской философской традиции о сущности университета продолжается с момента его возникновения и до настоящего времени. В каждой исторической эпохе существовало собственное представление о сущности, функциях, целях и ценностях университета. Данный вопрос остается актуальным и сегодня. На университет на протяжении его существования в различные периоды истории возлагались различные миссии. Изначально - это служение церкви и государству. И. Кант отмечал его возможность удовлетворять потребности общества. В. Гумбольдт и К. Ясперс 9 полагали, что университет должен служить науке и истине. Д. Ньюмен и X.

Ортега-и-Гассет возлагали на университет миссию сохранения и развития культуры. И все же, на наш взгляд, до настоящего момента не сформировано представление о собственных целях и ценностях университета, несвязанных со «служением» внешним субъектам или идеалам. То есть о внутренних целях и ценностях, которые и позволяют ему оставаться уникальным институтом общества.

Так же университет является не только порождением своей эпохи, но и оказывает обратное влияние, формируя и изменяя ее. Например, университет ф В. Гумбольдта явился необходимым для того времени образованием за недостаточностью развития науки, с другой стороны, по мнению некоторых исследователей, подготовил основания естественно-научной революции. Каждая концепция есть попытка осмыслить сущность, миссию университета, исходя из реалий эпохи. Рассмотренные в данном исследовании концепции не только оказывали влияние на университет на определенных этапах его истории, но и отчасти определили облик университета современного.

Университет как социальный институт достаточно долгое время имел исследовательскую, обучающую, культурную функции. Сегодня он может их утратить, поэтому и должен отстаивать собственные позиции, собственные, присущие только ему цели и ценности.

Современный отечественный университет в последние годы подвергается глубоким трансформациям, меняется понимание его основополагающих целей и ценностей. И даже если и предположить, что он сегодня ориентируется на интересы личности, то осуществляет это по инерции, находясь в ситуации некой растерянности и неопределенности. Повторимся, тенденции современного мира повлияли на изменение облика университета, его мировоззренческих оснований, базовых ценностей. Перед ним в настоящее время стоит задача самоопределения, определения приоритетов, целей и ценности существования.

В сфере российского образования на протяжении нескольких последних лет происходили неоднозначные преобразования. С одной стороны, ее затронули общемировые тенденции (возрастание роли науки и техники, увеличение доли наукоемких производств, глобализация, интеграция в мировое сообщество и т. д.), с другой стороны, собственно кризис российской системы образования. Следствием этих процессов стал ряд негативных явлений, таких как отсутствие долгосрочной государственной образовательной политики, финансирование по остаточному принципу, отсутствие системы распределения специалистов, снижение статуса педагогического и научного работника, в целом, снижение внимания государства и общества к сфере высшего образования. В последние десятилетия значительно увеличились темпы развития и устаревания научной информации. В данной связи университет «не успевает» за формированием нового знания и выполняет функцию трансляции быстро устаревающего знания, что ставит под вопрос необходимость существования университета.

Мы выделили ряд факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций современного университета. Одним из них является распространение рыночных отношений в России, которое затронуло все сферы общественной жизни и привело к изменению целей, ценностей, задач и функций университета. В ходе данного процесса упразднились некоторые функции государства по отношению к системе высшего образования, университет был поставлен в жесткие условия выживания.

Кризис образования в России, а так же образовательных систем практически во всем мировом сообществе так же повлиял на трансформацию ценностных и мировоззренческих ориентаций современного университета.

Следующий фактор - процесс глобализации, который привнес практику бизнеса в сферу образования. Одним из проявлений глобализационных процессов явилось изменение сущности образования, приобретение им коммерческого характера. Образование начало приобретать статус услуги, и это поставило под вопрос существование государственной системы высшего профессионального образования.

Традиционными академическими ценностями университета являются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований, социальная роль университета. Но современный университет под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений утрачивает традиционные ценности - академическую свободу, интеграцию обучения и исследования, свободу в проведении научных исследований и приобретает новые - эффективность, конкурентоспособность, качество. В связи с чем, возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг. Так же традиционные цели - служение науке и культуре в настоящее время оказываются под сомнением.

Таким образом, сам университет рассматриваться как «полезный» институт общества и в данном случае нельзя говорить о равенстве его позиций и позиций остальных социальных институтов. Но, несмотря на трансформацию ценностных ориентаций современного университета, следует отметить, что он имеет собственные уникальные цели и ценности. Это и дает ему право и возможность в современных условиях вступать в равноправные партнерские отношения с государством, обществом, бизнесом.

Традиционно сущность и функции университета раскрываются через две основные конкурирующие модели - «университет науки» и «университет культуры». Исходя из первой концепции, университет предоставляет возможность не простого механического накопления знаний, а приобщения к научным исследованиям, интеллектуального развития личности. И сочетает такие принципы как неразрывная связь процесса обучения и исследовательской деятельности, непрекращающийся процесс познания во благо науке и истине. Здесь цель университета - развитие науки и формирование личности через научную деятельность. В модели «университета культуры» целью является не научный поиск и независимое исследование, а развитие культуры, а основополагающей функцией - выработка ценностных и мировоззренческих ориентиров, формирование и трансляция культуры.

Университет способен производить и транслировать научное знание, так же на него обществом возлагается миссия сохранения и распространения культуры. Но, во-первых, абсолютизация какой-либо одной из данных функции сказывается негативно на деятельности университета. Во-вторых, в настоящее время оба положения ставятся под сомнение. В-третьих, абсолютное следование интересам, взаимодействующих с университетом социальных субъектов ведет к утрате целей и ценностей самого университета как уникального социального института.

Таким образом, университет помимо целей развития науки и сохранения культуры, как и замечено, имеет свои уникальные цели и ценности, заключающиеся в особом отношении к человеку как автономной личности в целях его самосовершенствования. Высшее образование формирует систему ценностей, культурный уровень человека, соответственно, существующих, а так же последующих поколений. Формирование нравственных и духовных ценностей личности определяют не только его облик, но и всего общества в целом. Это подтверждает значимость признания за университетом собственных целей, помимо оказания услуг взаимодействующим с ним субъектам.

Итак, сегодня рыночные отношения порождают необходимость самоидентификации университета. Обостряются вопросы сохранения им собственных функций, подтверждения собственной конкурентоспособности. В целом, изменились основополагающие характеристики образования, оно утратило статус общественного блага, неотъемлемого права человека. Со стороны государства ощущается незаинтересованность государства в сфере высшего образования как в факторе развития общества. В XXI веке традиционные академические ценности университета оказались неспособными противостоять рыночным императивам.

Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп - гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Он постоянно испытывает их влияние на себе, и стремится реализовывать их потребности. Взаимодействуя с различными социальными субъектами и сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, университет может сохранить собственную сущность. Поэтому ценностями современного университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода - свобода в проведении исследований и преподавания. Несмотря на трансформацию ценностных ориентации, в настоящее время институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.

Хотя в настоящее время на фоне трансформаций всех сфер общественной жизни меняется и представление об университетской автономии, академической свободе, утрачиваются устоявшиеся функции университета - исследование, обучение и воспитание. Остро проявляется необходимость определения новых форм ответственности по отношению к обществу, правительству, бизнесу, личности. Подлежит пересмотру взаимодействие университета с другими социальными институтами. Как было сказано ранее, следствием перехода от государственного управления сферой высшего образования к децентрализованной модели, ориентированной на рынок стало сотрудничество, мобильность, открытость образования. Что обострило вопрос о соотношении исследования и обучения в университете. Преследуя только цель обучения специализированным знаниям, последний утрачивает собственные фундаментальные принципы, хотя изначально предполагает исследовательский поиск, производство новых знаний.

Изменения в системе высшего образования обусловлены воздействием на нее разнообразных внешних и внутренних сил. С одной стороны, вполне закономерно университет стремиться сохранить автономию, возможность действовать свободно и независимо. С другой стороны, общество, воздействуя на университет через различные механизмы, пытается обеспечить свои интересы и ценности. Ориентируясь на рынок труда, университет забывает о собственных ценностях и целях и становится учреждением, передающим специализированные знания. Государство, воздействуя на университет, стремится реализовать собственные интересы. Поэтому современный университет для дальнейшего функционирования вынужден сохранять автономию и независимость от внешних факторов, а так же увеличивать свое влияние на социальное окружение. Но он, стремясь к реализации принципа автономии, должен осуществлять процедуры контроля и внешних гарантий качества.

Университет взаимодействует с обществом, государством, бизнесом, личностью, но при этом условием его существования является определенная независимость от их интересов, то есть нахождение баланса между удовлетворением собственных потребностей и потребностей общества, государства, бизнеса, личности. Университетская автономия и академическая свобода как традиционные университетские ценности обеспечивают данный баланс. Благодаря университетской автономии осуществляется независимый поиск истины, сохраняются основополагающие ценности общества. Благодаря академической свободе реализуется свобода членов академического сообщества преподавать, осуществлять исследования и публиковать результаты исследований. Мы приходим к выводу, что в современной ситуации университет не способен существовать изолированно от своего социального окружения. Университеты как государственные, так и негосударственные должны подчиняться законодательному регулированию, что является необходимым условием осуществления национальной политики в высшем образовании, и чутко реагировать на потребности общества и личности.

В настоящее время необходимо согласование приоритетов государственной политики в сфере образования, интересов общества и целей и задач самого университета. Тогда он будет являться равноправным партнером в отношениях с государством, гражданским обществом, рынком труда и личностью.

Как было заявлено, институциональная независимость и академическая свобода - важнейшие составляющие системы традиционных академических ценностей. Институциональная автономия подразумевает осуществление права университета на самостоятельное и независимое принятие решений. А академическая свобода подразумевает свободу для членов академического сообщества в преподавании и исследовании без внешнего вмешательства. Но независимость университета не может пониматься как полная свобода действий во благо каких-либо корыстных интересов и в ущерб качеству обучения. Соответственно автономия ни в коем случае не должна пониматься как игнорирование интересов государства, общества, личности. Государство должно регулировать деятельность университетов посредством законов и финансирования. Независимость университета как основополагающий принцип его функционирования, подразумевает ответственность за инновационную деятельность, фундаментальные и прикладные исследования, применение их результатов в учебном процессе и производстве, так же обеспечение свободы исследования, преподавания. Автономия необходима университету для реализации интересов социального окружения и собственных внутренних целей.

Университет как социальный институт ответственен не только за сохранение культуры, но и самого общества, что и становится возможным только при сохранении им собственных фундаментальных ценностей и принципов. Сегодня угрозу для сохранения сущности и ценностей университета представляют рыночные отношения. Поэтому так необходимо укрепление позиций университета как самостоятельного социального института с присущими ему специфическими целями и ценностями, независимого от внешних изменений, и потому способного функционировать в обществе, в том числе в его переходные или кризисные периоды.

Университетская автономия, академическая свобода и академическая ответственность являются основополагающими принципами академической деятельности. Ответственность следует рассматривать в качестве категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения. Сохраняя традиционные ценности - академическую свободу и институциональную автономию, а так же реализуя принцип академической ответственности, университет приобретет статус самоценного учреждения, в противоположность настоящему статусу - учреждения, оказывающего услуги многим социальным институтам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фролова, Елена Владимировна, 2006 год

1. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций. - Саратов, 1998.

2. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Вестник высшей школы. 2004. № 10.

3. Андреев М. Образование и общество. СПб., 1998.

4. Аристотель. Метафизика // Собр. соч.: В 4 т. М., 1975., Т. 1.

5. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен. М., 2000.

6. Атоян В., Казакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. № 6.

7. Бадальянц О.В. Сущность образования (Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. М., 1996.

8. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.

9. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.

10. Байденко В.И. Диверсификация образования как объект образовательно-философской рефлексии: постановка проблемы // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. М., 1996.

11. Байденко В.И. Образовательный стандарт как философская и научно-теоретическая проблема // Alma mater. 1998. № 10.

12. Байденко В.И., Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2002.

13. Барабанова С. Правовые основы организации высшего образования в России // Высшее образование в России. 2003. № 1.14,15,16,17,1819,20,21,22,23,24,25,26,

14. Бессонов Б.Н. Философия образования // Философские проблемы образования. -М., 1996.

15. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М., 1994.

16. Бим-Бад Б.М. Ведущие представители "философии педагогики" конца XIX начала XX века // Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1871-1917).-М., 1981.

17. Бим-Бад Б.М. Что такое университет // http://www.bim-bad.reability.ru Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996. № 1.

18. Бляхеров И., Руднев С., Соколов Э., Фролов Н. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход // Высшее образование в России. 2003. № 4.

19. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации // Отечественные записки. 2003. №6.

20. Булдаков С.К. О философско-педагогическом смысле понятий "образование", "воспитание", "обучение" // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А.Некрасова. 1999. № 4.

21. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология: Опыт философского исследования. Кострома, 2000.

22. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. М., 1996.27.30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.