Агрессия в контексте проблемы целостности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гельбер, Владимир Анатольевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гельбер, Владимир Анатольевич
Введение.
Глава 1. Методологические основания исследования агрессии в контексте проблемы целостности.
1.1 Первичные представления о Гармонии, Аресе и едином.
1.2. Становление единого в целостность.
1.3. Операциональное свойство целостности как степень целостного понимания формы агрессии.
Глава 2. Деятельно-коллективный и духовный статус агрессии.
2.1. Научные подходы к пониманию агрессии и ее логическое начало.
2.2. Деятельно-коллективная детерминанта агрессии.
2.3. Духовные основания агрессии как сущность бытия человека.
Глава 3. Универсальность агрессии и ее проекция на современные проблемы человечества.
3.1. Проекция целостного понятия «агрессия» на проблему понимания конечной цели человеческого существования.
3.2. Деформация духовности и причины деструктивности в свете целостной агрессии.
3.3. Ненасильственные формы преодоления социальной напряженности и деструктивности в контексте целостной агрессии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Человеческая деструктивность: Основания и формы проявления2002 год, кандидат философских наук Сатыбалова, Елена Владимировна
Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений2011 год, кандидат философских наук Царёв, Александр Сергеевич
Насилие в контексте современной культуры2000 год, доктор философских наук Кугай, Александр Иванович
Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы: историко-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Борисова, Галина Александровна
Толерантность как личностный и культурный феномен2004 год, кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Агрессия в контексте проблемы целостности»
Актуальность исследования. Агрессия — явление, которое на протяжении веков сопутствует истории человечества. Крайним выражением человеческой агрессивности в XX в. был геноцид, а в наступившем XXI в. стал терроризм. Прогрессивные умы человечества постоянно ставят вопросы о причинах возникновения деструктивности и насилия и мерах по их предотвращению.
Академик Н. П. Бехтерева в докладе «Итоги тысячелетия» на Всемирном Конгрессе в 2000 г. отметила, что «современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но, тем не менее, не справляется с организацией сбалансированного мира. Его «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально, торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса - и век кровавый.» [20].
Проблема агрессии, тесно связанная с проблемами власти, насилия, враждебности, согласия, толерантности, во все времена привлекала к себе внимание исследователей, пытающихся проникнуть в ее природу и определить механизмы, причины, способы регуляции и контроля деструктивного поведения. Актуальность исследования агрессии сегодня определяется рядом причин. Несмотря на многочисленные акции и призывы к толерантности, терпимости, согласию, происходит эскалация деструктивного поведения и подъем аномии на всех уровнях социальных отношений. Это проявляется в росте преступности, терроризма, экстремизма, возникновении новых вооруженных конфликтов, в увеличении числа немотивированных разрушительных действий. Социально-экономические преобразования, переживаемые сейчас Россией и ориентированные на развитие личности, повышение ее социально-политической, нравственно-этической, социально-гражданской, социально-психологической, коммуникативной компетентности и культуры, творческого потенциала, проходят на фоне роста деструктивных проявлений в обществе. Формирующееся гражданское общество в современной России нуждается в согласии относительно базовых интересов и ценностей. В связи с этим вновь актуальна потребность в поиске ответа на вопросы, почему люди действуют деструктивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль такое поведение.
Проблемное поле, в рамках которого рассматривается агрессия, чрезвычайно широко. Различные аспекты ее попадают в сферу интересов таких отраслей научного знания, как психология, биология, социология, конфликтология. Несмотря на значительную исследованность проблемы, дихотомия этого понятия сохраняется. Это обусловлено, в первую очередь, противоречивым и парадоксальным характером агрессии, во вторую очередь, множеством подходов, каждый из которых имеет предметом исследования свое проблемное поле, редуцированное к явлениям биологического, психологического; социального, конфликтологического порядка, вследствие чего возникает проблема понимания агрессии.
В силу разнонаправленности в исследовании агрессии появляются также проблемы терминологического и понятийного характера. В науке отсутствует однозначная трактовка и определение понятия «агрессия», что позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследования вкладывать в понятие агрессии свое содержание. В силу того, что число наук, изучающих агрессию, достаточно велико, а единая методологическая база отсутствует, значительна глубина их междисциплинарной разобщенности.
Многоаспектность проблемы агрессии очевидна. При этом она с трудом анализируется и концептуализируется, поэтому настоятельно требует целостного исследования в рамках социальной философии. На наш взгляд, такой подход может быть оптимально реализован при условии структурирования и обобщения научных и междисциплинарных данных в контексте целостности, на базе которой будет выстраиваться социально-философское осмысление проблемы. Отведение роли целостно-теоретического стержня в исследовании агрессии социальной философией обусловлено, с одной стороны, принадлежностью проблемы агрессии к предметной области социальной философии, с другой стороны, своими специфическими возможностями исследования этой проблемы. Такой подход может сформировать единую содержательную платформу, как в рамках целостного дискурса, так и в общем междисциплинарном пространстве. При этом надо отметить, что социальная философия нисколько не умаляет эмпирический материал, полученный в результате психологических, социологических, биологических и конфликтологических исследований агрессии. Более того, для нее важны также обыденные представления и утверждения, касающиеся этого явления.
Целостный подход в исследовании объектов имеет солидную историко-философскую традицию. Для инновационного подхода к агрессии требуется особое внимание к теоретико-методологическим основаниям ее исследования. Поэтому в центр ставится понятие целостности и се операциональная форма. Данный подход является актуальным, теоретическим решением современных проблем деструктивности и терроризма, имеет мировоззренческий, методологический и практический потенциал, объединяя естественнонаучные, гуманитарные, философские исследования агрессии, что, собственно, и определяет выбор темы и ее источниковедческий базис.
Степень разработанности темы исследования. Афористические высказывания об агрессии, встречающиеся во многих памятниках мысли, позволяют отметить если не преемственность трактовок проблемы, то, по крайней мере, движение человеческой мысли в этом русле с древности. Миф об эллинском божестве Аресе - покровителе воинов и сражений, уходит своими корнями в древность. Общие и краткие сведения о нем мы впервые встречаем у Гесиода [97, с.503]. Прокл же даст толкование гомеровского мифа об Аресе и Афродите, которые считаются принципами становления и одновременно родителями Гармонии, объединяющей противоречия как единораздельная целостность.
Абстрактно-всеобщие определения Ареса, Афродиты и Гармонии трансформируются со временем в чувственно-конкретные категории космологического мышления. Со временем мифическим богами выступают уже не Apec и Афродита, а космическая гармония, космический ритм, космос, который становится универсальным единством «осмысленно-разумного и самодвижно-душевного организованного космического тела». Античная рефлексия со временем оформляется в логическую рефлексию, в которой важное место занимает единое и многое.
Период Средневековья характеризуется отходом от целостного и эстетического понимания единого. Бесчеловечное насаждение идеи Бога находит свое специфическое отражение в конструкциях обыденного сознания. Страх и ужас становятся основой жизни этого мира, оказывая свое влияние на развитие общества на протяжении многих столетий. Как писал Н. Бердяев, существовал «terror antiguus», древний страх, основанный на лжи [17, с.388].
В Новое время важное место занимает проблема свободы и ценности человеческой личности. Меняется самоощущение и моральная схема поведения индивида, принципы его взаимоотношений с миром, представления о собственном месте в нем. Символ естественного состояния людей «Billum omnium contra omnes» («Война всех против всех») как бытия средневекового мышления развивается в идею «Homos homini lupus est» («Человек человеку волк»). Поэтому Левиафан - библейское чудовище используется Т. Гоббсом для описания могущества государства («смертного бога»).
Будучи предметом размышлений, в течение многих столетий, тема агрессии обретает статус самостоятельной проблемы только в XX в. В 1909 г. благодаря А. Адлеру понятие «агрессия» прочно входит в научный оборот. Одновременно происходит расширение его тематики. За этот период создаются основные теории, характеризующие понятие агрессии. В большинстве исследований, которые затрагивают агрессию, сама проблема формулируется достаточно узко, подвергаясь исследованию в рамках определенных наук и их задач. Понятие «агрессия» постепенно трансформируется, приобретая новое значение. В это понятие все больше вкладываются элементы деструктивности. Дуальность теории 3. Фрейда, которая характеризует агрессию, как покровителя любви - Эроса, так и властелина умирания - Танатоса, ученых не устраивает. Проблема агрессии предстает чаще всего в перспективе решения двух проблем. Одна проблема связана с причинами деструктивности агрессии, другая - со средствами ее преодоления и эффективными средствами контроля.
Значительная часть трудов по агрессии посвящена эмпирическим и теоретическим исследованиям, сводящих ее преимущественно к биологической или эволюционной детерминанте (К. Лоренц, Д. Майерс, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Р. Уилсон, К. Лагерспец). В. В. Никонов предпринимает попытку свести понятие агрессия к стрессу, который сложился в процессе эволюции человека. При этом в основе стресса лежит теория, разработанная Г. Селье, который определил стресс в качестве стереотипной и филогенетической реакцией организма, вызываемой любыми воздействиями и сопровождающейся активизацией адаптивных сил организма. Но инстинктивизм рассматривает агрессию односторонне, с точки зрения врожденных импульсов, которые составляют внутреннее напряжение любого живого существа.
Большая часть эмпирических и теоретических исследований принадлежит поведенческому направлению. Ученые, придерживающиеся этого взгляда, считают, что человеческое поведение формируется исключительно под воздействием социального окружения, т.е. определяется не врожденными, а социальными и культурными факторами (А. Бандура, А. Басс, Р. Берон, Д. Ричардсон, Е. Румянцева, В.Н. Кудрявцев, А. Реан, Ю.М. Семенов, Й. Заграфова, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон). А. Басс, исследовавший природу агрессивного поведения, относил к нему любое поведение, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим людям.
Ряд исследователей сконцентрировали свое внимание на систематизации эмпирического и теоретического материала, характеризующего психодинамический характер природы агрессии (3. Фрейд, Э. Фромм, Й. Доллард, В. Миллер, Л. Берковиц, Ле Паж).
Другая часть исследователей представляет эмпирический и теоретический материал, который обосновывает социально-психологический подход (X. Хекхаузен, Дж. Тедеши, Р. Фелсон и др.). Ученые предложили рассматривать агрессию настолько широко, что она стала сливаться у них с понятием власти.
Большое влияние на наше понимание глубинных процессов, происходящих в человеке, оказали работы Ч. Дарвина, И. П. Павлова и И. М. Сеченова. Так, Ч. Дарвин, при всей его приверженности материализму, отмечал, что естественным отбором не объяснить главное в человеке - его нравственное чувство. Он признавал, что нравственность лежит за пределами естественного отбора.
Современные ученые описывали факторы, влияющие на агрессию, используя уже известные критерии теории социального научения. Американские социологи и психологи Дж. Уайт, Э. Маккоби, К. Джеклин, Р. Джин предприняли попытку изучения влияния половых различий на характер враждебного поведения людей. П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О'Нил, Р. Роджерс и др. сконцентрировали свое внимание на изучении воздействий расовых различий индивидов и их влияния на проявления межличностной агрессии. Р. Берон, Д. Зилманн, К. Лоо, Дж. Карлсмит, Ч. Мюллер, Дж. Фридман, X. Холдин занимались природой воздействия окружающей среды и социального воздействия, которые оказывают существенное влияние на проявления агрессивности. С. Тейлор, К. Леонард, Д. Капассо, А. Арменти, Р. Боятжиз, X. Кэппел, Дж. Карпентер доказывали, что такие факторы, как алкоголь и наркотики, достаточно серьезно влияют на рост деструктивных проявлений.
Проблема агрессии активно исследуется и отечественными учеными, но под другим углом зрения. По существу в основе всякой агрессивности лежит определенный конфликт. Именно с точки зрения конфликта рассматривают многие современные российские ученые деструктивные явления в обществе. Российская наука в XX веке исследовала проблему социального конфликта в 16 отраслях знаний. Проведенный более чем в 600 диссертациях анализ проблемы агрессии и конфликта, защищенных за последние 50 лет в нашей стране по разным специальностям, показал, что в них исследуются политические, правовые, социологические, культурологические, биологические, психологические, философские и другие аспекты агрессии и конфликта [7]. А. В. Дмитриев, В. П. Ратников, О. В. Галустова, Н. В. Гришина, А. Я. Шипилов, А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов и другие предложили рассматривать конфликты как источник разрешения социальных проблем, влияющих на развитие общества.
Несмотря на столь обширный материал, разнообразие тематик, акцентов, ракурсов исследования и достаточно глубокую изученность проблема агрессии не снимается. Это понятие «употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытающему пленника» [160, с.8]. Об идеологических причинах, в силу которых отдается предпочтение упрощенному решению проблемы деструктивности, также высказался Э. Фромм, поставив под сомнение основы идеологических систем и отсутствие возможности избежать проблемы исследователей.
Проблема, таким образом, состоит, во-первых, в большом количестве теорий и подходов (биологической, психологической, социальной, конфликтологической), их противоречивости и необходимости выработки единого - целостного социально-философского понимания агрессии. Во-вторых, в несогласованности теоретических и эмпирических знаний об агрессии, которая проявляется в противоречии уникальности иррационального бытия человека и рациональностью познания, взаимоисключающих друг друга и требующих объединения. В-третьих, в противоречивости метода исследования, где взаимодействие целого и целостности, системы и целостности (когда целостности придают одновременно узкий и широкий смыслы, когда целостность сводится к целому, целостный подход противоположен причинному и исключает его) приводят к противоречивой точке зрения в подходе к самой проблеме агрессии. Это требует разработки единого понятия целостности и извлечение на его основе целостного понятия агрессии.
Обозначенная исследовательская проблема находит разрешение в следующей гипотезе. Агрессия - это социальное явление, характеризующее всеобщий целостный закон социальной формы движения материи, основанный на духовности и гармонии, направленный на освоение жизненного пространства и проявляющийся в познавательной и преобразовательной деятельности людей. Поэтому деформации духовности детерминирует изоляцию людей друг от друга, рождает страх, неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, чувство отчаяния, безысходность, которые, в свою очередь, являются причиной деструктивных проявлений, к которым относится и терроризм. Целостный подход в социальной философии к проблеме агрессия является актуальной потребностью общества, выражающейся в политике направленной на снижение социальной напряженности; дсструктивности и терроризма ненасильственными методами.
Концепция, обосновывающая данную гипотезу, может быть развита при условии целостного социально-философского осмысления агрессии, предполагающего применение понятия целостность, единственная задача которого заключается в том, чтобы опосредовать целостное понятие агрессии, универсальность которой может проецироваться не только на частные случаи жизни человека, но и на глобальные проблемы человечества. Теоретический взгляд на агрессию в контексте проблемы целостности помогает выявить как единые, так и глобальные основания депривации общества, сползание его к всепоглощающей системе потребления, которая перестала быть локальной и представляет собой глобальный процесс потребления самих систем, рождающих глубочайшие социально-экономические кризисы. Целостный подход к проблеме агрессии важен еще и тем, что он характеризует структуру и динамику многих социальных явлений в их остроте и значимости, дает возможность адекватно прогнозировать развитие общества, исключая социальное напряжение и деструктивность.
Объект исследования: агрессия.
Предмет исследования: сущность агрессии и ее влияние на человека в контексте проблемы целостности.
Цель исследования: выявление целостного понятия агрессии, отражающего экзистенциальные, социальные и духовные ее детерминации, разработка операциональной формы агрессии и их проекция на современные проблемы общества, связанные с деструктивностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. обобщить становление единого в целостность для преодоления противоречий, связанных с разным пониманием взаимодействия целого и целостности, системы и целостности, и приводящих к противоречивой точке зрения в подходе к проблеме агрессия. Интерпретировать целостность как объективную реальность и, собственно, понятие «целостность», а также определить операциональную форму целостности для извлечения целостного понятия агрессии;
2. установить состояние изученности агрессии в науке и философии, как в историческом, так и в теоретико-методологическом плане, проецируя проблемы целостности на противоречия в методах. Выявить в процессе анализа теоретических систем логическое начало и установить простейшую неделимую «клеточку», из которой генетически и исторически возникает и развивается агрессия;
3. обосновать двойственную природу «клеточки» как носительницу целостного свойства агрессии, моментами которой выступают противоречия. Исследовать структуру движения взаимопроникновения и развития противоречий до развитого тела агрессии, сконструировать операциональную форму агрессии, универсализирующую ее употребление в разных контекстах и определяющую ее взаимосвязь с фундаментальными проблемами бытия человека, а также обосновать деятельно-коллективную сущность экзистенции человека;
4. выявить духовные основания агрессии, присущие бытийности человека и извлечь целостное понятие «агрессия»;
5. применить целостное понятие агрессии к решению проблемы, касающейся конечной цели сущности существования человека и смысла его бытия, осмысления добра и зла;
6. с помощью целостного понятия агрессия выявить источники современного терроризма;
7. на основании целостного понятия агрессия обозначить практические шаги, направленные на ненасильственные способы снижения социальной напряженности и деструктивности, на искоренение терроризма.
Теоретико-методологические основы исследования.
В целях выявления целостного понятия «агрессия» методологической доминантой выступает понятие целостности. Поэтому целостность в диссертации представлена как объективная реальность и как понятие «целостность», отражающее объективную реальность в сознании. Важным элементом, рассмотрения агрессии в контексте проблемы целостности, выступает операциональная форма целостности, как форма, доведенная до степени целостного понимания.
Важную роль в инструментарии исследования сыграли приемы методологии, основные принципы которой были заложены Н. Кузанским, Г. Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом, И. В. Блаубергом, Б. Г. Юдиным, Э. В. Ильенковым, Э. М. Мирским, В. Н. Садовским, Е.Б. Брюковым, Г. Н. Чусовитиным и другими учеными.
Необходимым условием полноты исследования агрессии выступает не только целостность и понятие целостности, но и понятие системы, а также деятельный и структурно-функциональный методы. Общенаучными методами в диссертации выступают анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, сравнение, а также эмпирико-дискрептивные и понятийные утверждения.
Научно-теоретическая новизна исследования заключается:
1. в преодолении противоречий, связанных с разным пониманием взаимодействия целого и целостности, системы и целостности, приводящих к противоречивой точке зрения в подходе к проблеме агрессии, что придает методологическую защищенность выводам исследования и открывает возможность для целостного изложения понятия «агрессия»;
2. в выделении из теоретических систем, характеризующих агрессию, се логического начала, в определении ее простейшего элемента, ее исходной и неделимой «клеточки» (действия), из которой исторически и генетически возникает развитое тело агрессии;
3. в поуровневом рассмотрении агрессии, а именно, от конкретного к абстрактному и снова к конкретному. Важным при этом выступает исследование двойственной природы «клеточки» (действия), которая обладает диалектическим противоречием, и выступает носителем целостного свойства агрессии, структурно выстраивая объект нашего исследования. Поэтому два элементарных члена (действие и противодействие), образующие бинарный субъект агрессии, рассматриваются в движении, взаимопроникновении и развитии, характеризуя ее деятельно-коллективную сущность. Положенная в потенциальной фазе «клеточка» (действие), рассматривается как становящееся, ставшее и снятое противоречие действия и противодействия. Операциональная форма целостности создает предпосылки для конструирования операциональной модели агрессии;
4. в необходимости духовного обоснования агрессии, присущей бытийности человека, а также применении понятия «целостность» для извлечения целостного понятия «агрессия»;
5. в авторском обосновании с позиции целостности проблемы конечной цели сущности существования человека или смысла его бытия, в разрешении проблемы рационального и иррационального подходов к объяснению категорий добра и зла;
6. в проекции целостного понятия «агрессия» и ее операциональной формы на общественные процессы, что позволяет определить источники современного терроризма;
7. в раскрытии практических шагов ненасильственного характера, направленных на снятие социального напряжения и преодоление терроризма.
В целом, работа направлена на восполнение дефицита исследований, объясняющих природу агрессии и условия ее понимания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблемное поле взаимодействия целого и целостности, системы и целостности, приводящее к противоречивой точке зрения в подходе к проблеме агрессия, разрешается на путях выработки единой концептуальной платформы в подходе к самой целостности. Такой платформой может быть целостность как объективная реальность, характеризующая единство, взаимодействие, движение и развитие, и, собственно, понятие целостность, отражающее единство, взаимодействие, движение и развитие. Разрешение дихотомии целостности (узкого и широкого смыслов) дает исследователю экологически оправданный метод преобразования действительности. Он позволяет проецировать его на социальные объекты, включая агрессию. Поэтому целостность имеет свое социально-философское назначение - осуществлять целостное осмысление того или иного участка рассматриваемой действительности, в связи с этим, областью применения понятия «целостность» и ее операциональной формы выбирается агрессия, что открывает возможность для целостного изложения ее понятия и преодоления, таким образом, ее дихотомии;
2. Проблема агрессии во всей широте ее тематик не принадлежит исключительно современной эпохе. Наличие проблемы агрессии, так или иначе, констатировалось, начиная с древнейших времен. Она находила свое специфическое отражение в обыденном сознании, получая художественное осмысление в произведениях искусства. Эти произведения, с одной стороны, воплотили в себя персонажей Ареса - бога войны, и его жены Афродиты богини любви, придавая им противоречивый характер. С другой стороны, произведения раскрывали идею Гармонии, которая объединяла противоречия как единораздельная цельность. Неслучайно именно Гармония приходится дочерью Ареса и Афродиты. Таким образом, агрессия имеет генетическое и историческое единство с гармонией и любовью, объясняя многообразные явления экзистенциального и социального порядка. Поэтому в термине «aggredi» достаточно четко выделяется элемент <^гесИ», отражающий шаг вперед (действие) без страха. Буква «а» в «а gredi» отражает шаг назад или противодействие. Буква в «а g gredi» выражает соединительный знак, гармонично объединяющий два противоположных начала. Здесь слово «действие» является логическим началом и, одновременно, предметной элементарной конкретностью, исходной «клеточкой», которое содержит в себе в зародышевой форме противоречивую взаимосвязь элементов действия и противодействия как моментов становления развитого тела агрессии.
3. Агрессия, в основе которой лежит деятельность, характеризует человеческую экзистенцию, проявляющуюся в познавательной и преобразовательной деятельности. Проецируя понятие целостности на агрессию, можно утверждать, что агрессия реализуется на двух элементарных своих носителях (действии и противодействии), которые имеют границы и структуру движения, взаимопроникновения и развития до ставшей агрессии. В полных границах своего движения агрессия как коллективный, а точнее как бинарный субъект имеет одну потенциальную и четыре реальные фазы, а именно: ДП, ПД, ПП, ДД. Одна (0-я как действие) лежит в мире возможностей, предъявляющем явления в мире, а четыре (с 1-й по 4-ю) в мире реальном, три из которых (1-я, 2-я, 3-я) во внешнем мире (явлений) и одна (4-я) во внутреннем мире сущностей, отражающей опыт человеческого бытия и ее деятельно-коллективную детерминанту.
4. Агрессия имеет свои духовные основания, являющиеся сущностью бытия человека, что позволяет утверждать, что один человек проявляет свою специфическую природу только через духовные взаимоотношения с другими людьми. Вне этих отношений человек не может существовать. Если гармония лежит в основе взаимодействия в природе, то духовность является сущностью существования человека, его имманентным свойством, определяющим связи между людьми в процессе познавательной и преобразовательной деятельности. Деформация духовного опыта характеризуется проявлением социального напряжения, насилия, деструктивности. Поэтому духовное взаимодействие является импульсом и одновременно целью экзистенции человека, в связи с этим агрессию предлагается рассматривать как закон социальной формы движения материи, основанный на гармонии и духовности, направленный на освоение жизненного пространства и проявляющийся в познавательной и преобразовательной деятельности человека.
5. Понимание агрессии в контексте проблемы целостности позволяет автору выдвинуть свою концепцию по вопросу о конечной цели существования человека и смысла его бытия, а также ответить на вопросы добра и зла, которые не могли быть решены в рамках рационального и иррационального мышления. Конфликт не был снят и в процессе рассмотрения проблемы в соответствии с диалектическим принципом дополнительности, который не позволяет примирить или нейтрализовать противоположные проявления агрессии или смыслы бытия, но представляет их во всем богатстве дихотомий, создавая, таким образом, поле более высокого напряжения противоположностей. Рассматривая агрессию в контексте проблемы целостности, мы можем утверждать, что зло не относится к сущностям, но проявляется только в разумной природе.
6. Целостное понимание агрессии позволяет выявлять источники деструктивности в формах экстремизма и терроризма. Деформация духовного опыта ведет к нарушению интегративных связей между людьми, что вызывает отчужденность, страх, ужас, страдания, болезни или даже гибель. Проблемы в духовном мире человека являются источником многих неразрешимых противоречий.
7. Целостный подход к пониманию агрессии исключает насилие как способ разрешения любых противоречий. Он помогает решать вопросы антиномий в производственных отношениях, снижает напряженность в обществе, способствует преодолению деструктивности и терроризма ненасильственными методами.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В результате диссертационного исследования разработан ряд теоретических положений, которые в совокупности могут лечь в основание новой традиции социальной философии, цель которой - духовное обоснование бытийности человека. Предложенная теория агрессии в контексте проблемы целостности служит не только концептуальной основой для объединения научного и философского материала по агрессии внутри социальной философии, но может использоваться в качестве методологического фундамента при разрешении конкретных проблем в естественных и гуманитарных науках. Концепция агрессии в контексте проблемы целостности и ее проекция на социальные проблемы человека имеет высокий теоретический потенциал при использовании в решении таких хорошо известных общефилософских задач, как построение междисциплинарной концепции человека, объяснение смысла бытия и познания, моделирование целостного - экологического сознания.
Проблемы, вскрываемые в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания социальной философии и других философских дисциплин. Отдельные аспекты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким социально-гуманитарным дисциплинам, как философская антропология, социальная антропология, социология, культурология, а также междисциплинарных спецкурсов (по методологическим и общетеоретическим вопросам конкретных наук). Вводимые в данном исследовании понятия позволят концептуально оформить различные интерпретации проблемы агрессии в рамках философских и частнонаучных исследований.
Основные положения диссертации могут найти практическое применение в вопросах общественного и государственного строительства при разработке целостных, социальных и духовно-ориентированных законов, в разрешении проблем депривации и деструктивности общества, снижении социальной напряженности, экстремизма, национализма и терроризма ненасильственными методами.
Особое практическое значение философские выводы диссертации могут иметь для подготовки психологических курсов по семейной терапии, целью которой является оказание определенного терапевтического влияния на пациентов, страдающих социальной дезориентацией и депривацией.
Апробация результатов исследования. Содержание диссертации отражено в 9 опубликованных работах автора, включая две работы в научных журналах, рекомендованных перечнем ВАК.
Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии Национального исследовательского Томского политехнического университета. Полученные в ходе исследования результаты обсуждались за последние четыре года на российских и региональных конференциях: II Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 2006); III Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 2007); V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009).
Научные журналы, рекомендованные ВАК: «Вестник Бурятского государственного университета», «Государственная служба».
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Национального исследовательского Томского политехнического университета 20 мая 2010.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-философский анализ человека как самоорганизующейся системы2011 год, кандидат философских наук Кишукова, Агнесса Петровна
Социально-философская интерпретация деструктивности в психоаналитических концепциях2006 год, кандидат философских наук Храпов, Сергей Александрович
Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре2011 год, доктор философских наук Шелекета, Владислав Олегович
Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма и акмеизма2011 год, доктор культурологии Мусинова, Наталия Евгеньевна
Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека2007 год, доктор философских наук Ерошенко, Татьяна Игоревна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гельбер, Владимир Анатольевич
Выводы по 3-й главе. Таким образом, проецируя целостность на понимание агрессии, на проблемы деструктивности и терроризма современного общества, мы попытались, не претендуя на максимально полный охват изучаемой области, показать возможности целостного подхода к поставленным проблемам, сделав первый шаг к изучению их сущности под другим углом зрения. Целостный метод в социальных науках отвергает конфликт как способ разрешения противоречия и превращает деструктивное понятие «агрессия» во всеобщий целостный закон социальной формы движения материи. Поэтому применение целостного метода в социальных науках помогает не только сформировать целостное мышление, свободное от дедструктивности и насилия, но оказать влияние на современном этапе на снижение социальной напряженности в обществе, на искоренение терроризма и насилия.
Заключение
Общее состояние дел в решении проблемы понимания природы агрессии и существо предлагаемого целостного подхода показаны во вступительной части диссертации. В качестве же основных выводов из проведенного исследования можно отметить следующие положения.
Научный и философский интерес к проблемам агрессии и существующих теоретико-методологических оснований изучения ее природы является закономерным и необходимым шагом, особенно в условиях современного общества, характеризующегося ростом деструктивности в различных формах экстремизма и терроризма. Несмотря на то, что на протяжении длительного времени агрессия является предметом изучения различных наук, проблема ее глубинного понимания остается нерешенной. Основной причиной, обусловливающей подобную ситуацию, можно назвать отсутствие единой концептуальной платформы в подходе к изучению агрессии.
Не претендуя на исключительность в решении проблем агрессии, автор диссертации предпринял попытку поиска адекватных теоретико-методологических оснований ее изучения. Ясно представляя масштабы трудностей, диссертант предложил один из путей преодоления сложностей в понимании агрессии на основе целостного социально-философского подхода.
В результате проведенного анализа ведущих теоретико-методологических подходов к изучению проблем агрессии было доказано, что ни один из существующих и разработанных в философии и науке подходов, включая системный подход, не может должным образом дать адекватное представление об истинной природе агрессии. Возможности же целостного подхода в осмыслении агрессии в науке и философии фактически не используются.
Поэтому в центре предложенного и отстаиваемого социальноV философского понимания агрессии лежит убеждение о возможности и необходимости применения в анализе агрессии целостного подхода, который позволит преодолевать возникшие проблемы. В связи с этим понятие целостности служит тем средством, с помощью которого в диссертации достигается целостное понятие агрессии. Итак, решая поставленные во введении задачи, мы приходим к ряду выводов, которые в полной мере отражают научную новизну предлагаемого диссертационного исследования.
1. В работе доказана возможность применения понятия «целостность» для выявления целостного понятия «агрессия». Целостность имеет свою историю развития. От мифологических, космологических представлений о едином и многом через их научное оформление в целостность. При этом прослеживается генетическая и историческая связь между такими понятиями, как Apec - бог войны, Афродита — богиня любви, и Гармония - их дочь, выступающая как единораздельная цельность и самодовлеющая данность во все времена.
Становление самостоятельного метода познавательной деятельности на примере первичных представлений о космологических богах и научных представлений о едином и многом — это относительно независимый момент познавательно-преобразовательной деятельности человека, которая, в свою очередь, как элементарная деятельность характеризует целостные степени становления природы логики, что позволяет адекватно, то есть целостно, раскрыть логику самой природы, включая и логику природы агрессии.
Поуровневое рассмотрение целостности заключается, в первую очередь, в определении ее логического начала, которое содержит в себе противоречивую связь элементом будущих взаимных превращений. Второй уровень отражает целостную связь противоположных элементов (как например «утверждение и отрицание), которые могут быть выражены двумя словами в форме предиката. Третий уровень целостного свойства выражается уже 8-ю словами, также в форме предикатов (утверждение отрицания, отрицание утверждения, отрицание отрицания и утверждение утверждения), в которых отражается становление и снятие противоречия «утверждение и отрицание». Таким образом, понятие целостности доводится до его операциональной, развитой до степени целостного понятия формы. Поуровневое рассмотрение целостности раскрывает ее качественно-колличественные характеристики. Поэтому становление единого в целостность - это восхождение от конкретного (единого) к абстрактному (многому) и от него вновь к конкретному (единому) -к целостности, но уже на более высоком уровне.
Целостность имеет пять фаз становления. 0-я фаза лежит «в мире возможностей, предваряющей реальный мир». Следующие 3-й фазы «лежат в явительном, внешнем, реальном мире». 4-я фаза — «снятие», «лежит в сущностном, внутреннем, также же реальном мире».
Установлено принципиальное различие между системой и целостностью, целостностью и целым. В диссертации на примере модели целостности показано, как целостность через свое подобие и величину придает всему движение. Поэтому целостность и система соотносятся друг с другом не иначе как абсолютное и относительное, статичное и динамичное, одновременное и последовательное, прерывное и непрерывное, качественное и количественное, внутреннее и внешнее, тождество и различие, стационарность и движение. При этом указанные моменты выступают элементарными носителями целостности более высокого свойства.
Исследование становления целостности на примере учения о едином позволило диссертанту сформировать свое авторское понимание целостности как объективной реальности и, собственно, целостности как понятия, а также выразить его операциональную форму.
Социально-философское значение целостности заключается в том, что она позволяет осуществлять целостное понимание социальных объектов в их движении и развитии, адекватно раскрывая процессы действительности и их сущностные характеристики. Целостный образ мышления призывает нас к экологически оправданному преобразованию действительности, исключая насилие как способ разрешения противоречий, определяя путь Космического становления.
2. В первую очередь, целостный метод дает возможность поуровневого рассмотрения предмета исследования (от конкретного единого к абстрактному многому и от него вновь к конкретному единому и наоборот, от абстрактного многого к конкретному единому), что, в свою очередь, дает возможность установить нижний предел научных теорий, характеризующих агрессию. Это позволяет определить их логическое начало, содержащее в себе в зародышевой форме противоречивую взаимосвязь теории агрессии, выявить реальную нижнюю имманентную границу, элементарную предметную конкретность, исходную «клеточку», из которой исторически и генетически возникает и становится развитое тело агрессии. Поэтому научные и философские достижения в области исследования агрессии здесь не отвергаются, но представляют важный эмпирический материал, на основании которого выделяется элементарный искомый элемент агрессии. Таким простейшим элементом агрессии является действие, которое содержит в себе противоречивую связь моментов становления агрессии - действия и противодействия, в равной степени присущих каждой индивидуальной экзистенции. Это открытие придает агрессии новый деятельный статус, требующий своего обоснования.
3. Целостное понимание природы агрессии связано, таким образом, с проблемой понимания действия, которое немыслимо без движения этого понятия. Целостность дает нам возможность представить понятие «действие» в движении. В этом случае движение понятия связывается с понятием движения, образуя, таким образом, понятие целостного движения, сообщающее нам, что такое движение имеет одну потенциальную фазу, четыре фазы становления. Поэтому в диссертации рассмотрен термин «действие» в контексте целостности, которая, будучи адекватной целостному объекту, сообщает самому рассмотрению целостный характер. Для этого целостный объект взят в полных границах своего самодвижения, а именно - от его исходной простейшей формы в виде «клеточки» (заключающей в себе противоречие всего становления) до итоговой его формы в виде «развитого тела» (в котором это противоречие находит свое полное разрешение). к г
Действие как элементарная единица состоит из себя самой и своей противоположности (действия и противодействия), образуя, таким образом, диалектическое единство противоположностей как одного бинарного субъекта. С помощью операциональной формы целостности диссертант не только выделяет становление целостного объекта — агрессии, но графически показывает целостный предмет исследования - природу взаимодействия (действия и противодействия), когда имманентное свойство противоречий (быть вместе) становится имманентным для всех четырех элементов становления агрессии. Так, движение бинарных образований из потенциальной фазы, проходит четыре реальные фазы становления. При этом три первые фазы лежат во внешнем мире явлений, а одна фаза, четвертая, лежит во внутреннем, сущностном мире и характеризует целостный опыт человека. Давая импульс движению, агрессия через взаимный переход действия и противодействия друг в друга исключает (в фазе противодействие противодействию) борьбу как способ разрешения противоречия, указывая, таким образом, направление процесса движения и развития, что представляет собой общую закономерность развития, которая, утверждается в четвертой фазе взаимодействия (в форме действие действия).
В диссертации показано, что действие и противодействие (взаимодействие) суть всеобщие категории нашего познания, которые являются фундаментальными в науке и философии. Взаимодействие обнаруживается во взаимном изменении взаимодействующих объектов неорганической, живой и социальной природы, принимая форму агрессии.
Таким образом, обосновывается деятельно-коллективная природа агрессии. При этом диссертантом обращено внимание на экзистенциональное равновесие человека, а экологическое (жизненное) пространство является неотъемлемой и важной четью этого равновесия. Все это доказывает предположение, сделанное К. Лоренцом о том, что агрессия является движущей силой, лежащей в основании поведенческих схем. Она не имеет ничего общего с деструктивностью и выступает ее прямой противоположностью. Являясь единицей жизни, агрессия связывает человека с природой и обществом, формируя его мотивационно-смысловые и операционально-технические компоненты.
4. Если взаимодействие в природе пронизано гармонией, то социальная форма движения материи имеет целесообразную направленность развития. Исследуя проблему движения понятия агрессия, мы обнаружили, что понятие «агрессия» не может базироваться только на деятельно-коллективной основе и требует для себя духовного обоснования. Поэтому в диссертации доказываются духовные основания агрессии, которые являются сущностью бытия человека.
Автор диссертации не претендует на высокий эпитет духовности, но доказывает важность духовности как источника всякого движения и его цели. Духовность сегодня многолика, поэтому взывает много критики. Чаше всего духовность выступает в качестве моральных ценностей и традиций, противоречащей материи и плоти. Поэтому с позиции социальной философии в диссертации предпринята попытка обоснования духовной природы агрессии и ее проявленность в человеке. В диссертации доказано, что не всякое взаимодействие дает импульс развитию человека и поддерживает его здоровье, а только то, которое наделено любовью, лаской, уважением, комфортом. Нарушение целостного, духовного взаимодействия является причиной «сенсорной или социальной депривации», вызывающей у людей расстройство психики, здоровья и являющейся причиной смерти. Поэтому духовность имеет равное значение для выживания человеческого организма, как и голод к пище. Духовность не противоречит материальности и телесности, как это часто утверждается. В то же время духовность это не знания, эмоции, психика или даже идейность, но то, что рождает материю и сознание до их единства, целостности. Духовность не требует доказательства бытия, она есть сама бытие - бытие материи и сознания, рождающее объекты и наделяющее их интегративными связями, а также эксплицирующее одновременно описание этих объектов и связей между ними. Духовные основания агрессии и их проявленность в человеке меняет в корне знание о мотивации человека и
163
5.' открывает перспективу переосмысления категорий, наиболее важных для построения целостной психологии как науки о духовности, порождающей функционирование и строение психического отражения реальности и опосредующей жизнь индивидов. На основании целостного анализа деятельно-коллективных и духовных оснований агрессии и их проявленности в человеке выведено целостное понятие агрессия.
5. Основная философская и духовная проблема, имеющая отношение к установлению конечной цели существования человека и человечества -определение смысла жизни, разрешается в диссертации на пути понимания агрессии в контексте проблемы целостности. Бытие и мышление, представляя собой моменты становления мира, охватываются в единой духовной точке человека, создавая его неделимый мир. Смысл жизни состоит в жизни смысла (пока человек живет - он мыслит, пока человек мыслит - он живет), представляя целесообразное стремление к истине, к нравственности. В этом соединении нет места злу и деструктивности. Духовное начало объединяет сознание и бытие. Духовность имманентна человеческому существованию и является его основной движущей силой, направленной на активацию биологических и психических процессов и социальную интеграцию.
Любое утверждение, обосновывающие первичность материи над сознанием, превращает людей в отношения вещей, овеществляет людей, лишая их духовности, гармонии, свободы, и порождает рабский страх перед будущим. Это рождает злобу, ненависть, зависть, месть, разврат, эгоизм, корыстолюбие, ревность, подозрительность, скупость, тщеславие. Утверждение первичности сознания рассекает смысловое пространство на куски, создавая неразрешимые дихометрии, противопоставления. Духовность снимает проблему первичности материи перед сознанием, объединяя их до единства, целостности - быть вместе, как одним коллективным, а точнее бинарным субъектом.
Одно дело - достигнуть цели диссертации, решая поставленные задачи, другое дело - обосновать выводы исторически. Такая возможность рассмотрена в диссертации. В связи с этим проанализирована самостоятельная философская мысль России, связанная с именами славянофилов И. В. Киреевского и А. С. Хомякова. Их философия была попыткой толковать христианство, опираясь на сочетание религиозной мысли отцов восточной церкви и национальной специфики русской духовной жизни. Неоценимую роль на становление собственно русской религиозной мысли оказали С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В. Ф. Эрн, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, Н. А. Ильин и другие. Их работы были проникнуты целостным духовным содержанием, которые, по мнению Николая Бердяева, не стали в свое время имманентны культурной жизни европейского общества, однако являются, по нашему глубокому убеждению, основой восстановления русской духовности.
6. Агрессия в контексте проблемы целостности и ее операциональная форма являются источниками анализа современных проблем общества, включая терроризм. Для получения целостного понимания об объекте исследования мы применяем целостное понятие «агрессия». Его общеметодологическая функция состоит в том; чтобы опосредовать целостное понимание любого социального объекта и процесса. Так как одним из основных элементов понятия «агрессия» выступает духовность, то вполне логичным становится вопрос об исследовании причин деформации духовного опыта человека и общества. Изучение религиозного опыта дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи, позволяя выделить еще один подход в исследовании причин терроризма. Этот подход можно определить как философско-религиозный.
Религия имеет историю, уходящую своими корнями в древность. Учение древних философов об истине сливается с общечеловеческой Божественной истиной, так как эти философы были как христиане до Христа. Одним из величайших христианских философов был Василий, который в «золотой» век истории христианства соединял богословие христианское с философией. С появлением католической церкви в Европе положение резко меняется.
Страх перед Богом сменяется на страх перед человеком, а духовность замещается личностью главы католического патриархата. Церковь берет на себя не только социальные функции управление обществом, но и претендует на светские привилегии. Чтобы удержать власть, римская церковь учреждает инквизицию, которая погружает Европу в церковный терроризм. Н. Бердяев мудро заметил, что на Бога были перенесены социальные категории господства, власти и силы, что было дурным «социоморфизмом» и «космоморфизмом». Поэтому возник террор - древний страх - ужас, продлившийся почти тысячу лет.
На фоне деформации духовного опыта и в условиях социального напряжения проявляется трансформирование опыта простого способа производства в капиталистический, связанное с началом становления капитала, носителем которого становится владелец денег. Поэтому стремление к «дурной бесконечности» - это мораль капиталиста, вытесняющая всякую духовность и допускающая для разрешения антиномии прав политику устрашения, обмана, запугивания, а при необходимости, открытого насилия.
Общество веками приобретало болезнь сознания, проявившуюся в форме терроризма. Эта болезнь скрыта в деформации, прежде всего, духовного опыта, искажающей познавательную и практическую деятельность человека и утверждающейся время от времени в качестве нормы. Терроризм проник во все логические построения, определения, схемы, образ действий как обычных граждан, так и государственных служащих. При этом элементы терроризма «вмонтированы» в сознание людей и не могут быть выделены в явном виде. В этом заключается основная причина постоянного возобновления терроризма.
Современная психология, в частности бихевиоризм, большое внимание уделяет вопросам манипулирования поведением человека. Поэтому здесь можно усматривать сознательное намерение правящих элит применять манипулятивные психологические техники с целью контроля общества, целенаправленного воспитания законопослушных и исполнительных его членов. Поэтому и возникают многочисленные теории по агрессии, сводящиеся к изучению возможностей контроля над людьми. Теоретическое обоснование агрессии в контексте целостности позволяет утверждать, что деструктивность поведения людей связана, в первую очередь, с деформацией духовного опыта, заключающейся в тенденции, направленной на изоляцию людей друг от друга и замещение духовности идеологией потребления.
7. Агрессия в контексте проблемы целостности позволяет решать задачи по снижению социальной напряженности, деструктивности и искоренению терроризма ненасильственными способами. Практическим шагом в этом направлении является возвращение к духовно-нравственному воспитанию человека, общества, нации. Проблема агрессии, затронутая в диссертации, дает знание о том, что человек не «материальная» и не экономическая единица, а неповторимая живая душа, способная стремиться к нравственному совершенствованию. Потому важным является создание таких условий в обществе, когда духовность человека признается неприкосновенной и высшим проявлением его свободы. В этом случае можно верить в нравственный прогресс всего общества.
Важным инструментом влияния на снижение социальной напряженности является теоретический подход к агрессии в контексте проблемы целостности, отрицающий насилие как способ разрешения социальных конфликтов и дающий высокий эффект при практическом применении в деле искоренения терроризма. М. Ганди говорил, что его страна сделала феноменальный шаг вперед под защитой идеи ненасилия. Для этого необходима достаточно напряженная подготовка, чтобы ненасилие стало составной частью менталитета.
Необходимым условием для возникновения целостного общества является обеспечение прав граждан на труд и экономическую самостоятельность, основанную на базе частной собственности. Рыночные, цивилизованные отношения - это один из существенных признаков целостного гражданского общества, где не существует монополий, олигархических кланов, а антиномии прав товаропроизводителей и владельцев предприятий сведены к минимуму за счет малого, среднего и крупного бизнеса, а также сильно развитых профсоюзов. Поэтому единство развитых рыночных отношений предполагает многообразие форм собственности, охватывающих государственную собственность, государственно-частное партнерство, частную собственность во всех ее проявлениях. Важным моментом создания целостного гражданского общества и правового государства является достижение такого уровня их организации, когда между обществом и государством создаются связи, отражающие высокий уровень самоорганизации, саморегуляции и развития форм общественного государства или государственного общества, обеспечивающих его прогресс.
Адекватным методом влияния на террористическую деятельность будут являться: децентрализация политики и экономики; общественная и государственная поддержка основных конфессий, а именно: православия, мусульманства, иудаизма, буддизма; установление православной церковью диалога с католической; усиление степени ответственности СМИ в информационном пространстве, в том числе и в блогах, за все происходящее в нашем обществе; игнорирование признания организаций террористической, экстремистской, националистической направленности; подавление информации террористической, экстремистской, националистической направленности, а также информации, которая пропагандирует любое насилие; сопровождение такой информации темами социальной направленности (научно-познавательные, духовные программы, фильмы о добре и любви и т. д.); стратегия государства и общества, направленная на невступление с террористами в переговоры при похищении людей, захватах самолетов и.т. д.; систематическое проведение дискуссий и круглых столов в медиапространстве с представителями власти, духовенства и общественными деятелями о социальных проблемах и террористических угрозах, включая интернациональные круглые столы; духовное, целостное возрождение русского общества через развитие общечеловеческих принципов в духе христианской гуманности; возрождение систематического развития христианского
168 мировоззрения в лучших традициях славянофилов; введение наук, исследующих духовные знания, и т. д. Важным элементом ненасильственного решения проблем терроризма является оппортунизм. Этим понятием мы обозначаем практику, основанную на принципе ненасилия, противоречащую интересам террористических организаций, снижающую их активность и блокирующую их деятельность за счет повышения издержек на подготовку террористических актов, а также создание истинно свободных условий жизни людей, направленных на повышение их уровня жизни.
Автор, безусловно, отдает себе отчет в том, что для эффективного использования предложенного метода необходимо сформировать теоретико-исследовательскую традицию в рамках социальной философии, которая уже имеет богатый опыт обобщения. Научным фундаментом становления новой традиции в философии могла бы служить духовность, а краеугольным камнем научного метода могла бы выступать целостность, призывающая к экологически оправданному преобразованию действительности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гельбер, Владимир Анатольевич, 2010 год
1. Аверьянов, А. Н. Система: философская категория и реальность / А. Н. Аверьянов; -М.: Мысль, 1976. 188 с.
2. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы /
3. A. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
4. Адлер, А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова: пер. с нем. И.
5. B. Стефанович/ А. О. Адлер. Спб.: Университетская книга, 1997. С. 42-68.
6. Алексеева, Е. Террористами не рождаются, ими становятся / Психология террористов и серийных убийц // Е. Алексеев. Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
7. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев -М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 230 с.
8. Антология мировой философии: В 4-х т. / Философия древности и средневековья М.: Мысль, 1970. - Т. 1. - 496 с.
9. Анцупов, А. Я, Прошанов, С. JI. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607диссертаций. XX век / А. Я. Анцупов, С. JI. Прошанов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 704 с.
10. Анцупов, А. Я. Шипилов, А. И. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
11. Аристотель. Метафизика / Избранные сочинения: В 4 -х т. М.: Мысль, 1976.-Т.1.-550 с.
12. Аристотель. Физика / Избранные сочинения: В 4 -х т. М.: Мысль, 1981. -T3.-613 с.
13. Асмус, В. Ф. История античной философии / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1985.-320 с.
14. Асмус, В. Ф. Платон / В. Ф. Асмус. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 160 с.
15. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1980.-212 с.
16. Айзек, А. Популярная физика. От архимедова рычага до квантовой механики / пер. с англ. М. Г. Барышникова // А. Айзек. М.: ЗАО Центрополиграф, 2006. - 753 с.
17. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. М.: Просвещение, 1999. - 202 с.
18. Беликович, JI. Н. Иезуиты вчера и сегодня / Новая и новейшая история // JI. Н. Беликович. М.: 1967. - № 4.17.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.