Толерантность как личностный и культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна

  • Юровских, Наталья Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 200
Юровских, Наталья Геннадьевна. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2004. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Проблема толерантности в философии и религии.

1. Феномен толерантности в истории философской мысли: проблема основания.

2. Религиозные истоки толерантности.

Глава II. Толерантность в духовном мире личности и межличностных отношениях.

1. «Дух» и «духовность» в контексте религии и философии.

2. Толерантность как духовное качество личности.

3. Диалог и исповедь как универсальные формы толерантности в общении.

Глава III. Толерантность в социокультурных отношениях.

1. Толерантность в межконфессиональных отношениях.

2. Толерантность в политических и правовых отношениях.

3. Феномен толерантности в системе образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность как личностный и культурный феномен»

В современном, стремительно изменяющемся российском обществе происходит смена парадигмы в понимании соотношения индивидуального и общего, различий и единства. Еще недавно приоритетной выступала концепция общего блага, общих интересов и общей судьбы. Сегодня в сознании россиян значительное место занимают релятивистские представления о безграничном разнообразии и ценности различий. Одни исследователи склонны связывать данную тенденцию с состоянием кризиса современной цивилизации, обозначаемого постмодернистской идеей плюрализма во всех сферах человеческой жизни, что ведет к общественной нестабильности. Другие - рассматривают идею плюрализма в качестве возможных источников стабильности и гарантий демократии в современном глобализирующемся мире.

Сегодня благодаря новейшим коммуникационным технологиям и росту социальной мобильности увеличивается плотность межличностных, межгрупповых и международных отношений. В таких условиях увеличивается вероятность встречи с чужими мнениями, идеями, точками зрения, что свидетельствует о необходимости включения в сферу коммуникации устойчивых механизмов взаимодействия без отторжения, вражды, ненависти и насилия. Одним из таких механизмов может служить толерантность, особенно в период перехода от монокультур и недемократических политических систем к политике демократии и мультикультурализму.

Актуальность исследования проблемы толерантности обусловлена, с одной стороны, существованием двух тенденций в общественном развитии (социальные и культурные интегративные процессы в человеческом сообществе, растущая глобализация и вместе с тем увеличение деструктивности, интолерантности в отношениях между государствами Запада и Востока, религиозные и этнические конфликты и распространение международного терроризма, поставившие под угрозу существование человечества), а, с другой, развитием самого философского знания, возрастанием роли в нем философско-антропологической и аксиологической проблематики. Понятие «толерантность» сегодня широко используется в гуманитарном знании: культурологии, психологии, социологии, конфликтологии, религиоведении, теориях права, теории литературы и т.д. Этим понятием пользуются и представители таких наук как социобиология, эволюционная этика, биоэтика, биомедицинская этика, генетика, биология. Весьма широко толерантность исследуется в философском знании: истории философии, онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии, этике, философии культуры, философии религии и философской антропологии. Оно также вошло в обыденное сознание, применяется в средствах массовой информации. Вследствие этого, с одной стороны, происходит спецификация понимания толерантности в рамках предмета разных областей знания, а, с другой стороны, смысл этого понятия размывается, становится в сущностном плане неопределенным.

В связи с этим возникает необходимость в демаркации значения понятия «толерантность» в философском и нефилософском знании, а также в рамках философского знания - в определении его специфики в категориальном составе философской антропологии, что связано с выяснением сущности толерантности как личностного и культурного феномена и форм его существования в проблемном пространстве философской антропологии.

Степень разработанности проблемы. Проблема толерантности широко исследовалась в историко-философских учениях, рассматривающих проблему человека, его сущности и предназначения в средневековой философии (А.Августином, К.С.Тертуллианом), философии Возрождения и Нового времени (Н.Кузанским, Дж.Локком, М.Монтенем, Э.Ротгердамским, Себастьяном Франком), классической немецкой философии (И.Кантом, Л.Фейербахом), философии XX века (М.Бубером, З.Фрейдом, Э.Фроммом, М.Шелером), русской философии XIX-XX веков (М.М.Бахтиным, Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, Н.О.Лосским, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком). В современной отечественной философской антропологии проблемы сущности и существования человека, имеющие методологическое значение для понимания феномена толерантности, разрабатываются Г.С.Батищевым,

В.В.Бибихиным, Б.Т.Григорьяном, В.Д.Губиным, П.С.Гуревичем, В.А.Коневым, К.Н.Любутиным, Б.В.Марковым, Е.Н.Некрасовой, В.Н.Сагатовским и др; проблема духовности человека - К.В.Вазиной, Р.Н.Васильевым, Р.А.Зобовым, М.С.Каганом,

A.А.Какуриным, В.Н.Келисьевым, В.И.Ксенофонтовым, Р.Л.Лившицем, Г.П.Мечниковым, И.В.Силуяновой, П.П.Степановым, В.Г.Федотовой.

В онтологическом аспекте категории «гармония», «порядок», «множественность» и «единство», которые являются универсальными общефилософскими понятийными аналогами «толерантности», исследовались во многих философских учениях, среди которых следует выделить учения Пифагора, Эмпедокла, Пармени-да, Николая Кузанского, Г.Лейбница, метафизики всеединства в русской философии XIX-XX веков, разрабатывающей метафизику Абсолюта, Другого, Иного (С.И.Булгаков, Л.П.Карсавин, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк).

В современной отечественной философии наиболее глубоко проблемы толерантности разрабатываются М.Б.Хомяковым, особенно в аспекте анализа проблемы толерантности в средневековой философии; В.В.Шалиным, исследующим феномен толерантности в контексте образования; В.В.Лекторским, создавшим философские модели толерантности на базе различного социокультурного содержания;

B.С.Библером, изучающим проблему диалога культур и цивилизаций; Р.Р.Валитовой, А.А.Гусейновым, Н.Н.Федотовой, Т.Н.Шихардиной, рассматривающими этические проблемы толерантности; Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским, Д.В.Ивановым, О.В.Смысловой, характеризующими толерантность как психологическое взаимодействие в Интернете.

С.Т.Вайман, П.С.Гуревич, Л.Н.Краснопольская, Р.В.Котенко, Л.Н.Новикова, В.Л.Рабинович, И.М.Сиземская, С.С.Труевцева исследуют толерантность в историко-философском контексте; И.В.Гордяскина, А.И.Зеличенко, Л.Н.Круглова, Р.Л.Лившиц, И.Н.Степанова, КВ.Султанов, В.Г.Федотова, В.И.Филатов, З.В.Фомина, С.М.Шалютин - толерантность как духовное качество личности; Н.Д.Арутюнова, А.В.Славгородская - толерантность в процессе научного диалога;

A.Р.Балаян, А.П.Егидес, М.С.Каган, М.М.Ночевник, М.Ю.Орлова, С.Е.Ячин - толерантность в межличностном общении и коммуникации; Ш.А.Амонашвили, М.А.Весна, П.Ф.Комогоров, М.М.Рыбакова, Н.С.Юлина - педагогическую толерантность; В.Д.Жукоцкий, Д.В .Пивоваров, А.Л.Савицкий, М.Б.Хомяков, С.С.Хоружий - религиозную толерантность.

Проблему толерантности как составляющей диалога разрабатывали представители диалогической философии (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, М.Бубер, С.Л.Франк), экзистенциализма (М.Хайдегтер, К.Ясперс) и философии ненасилия (Д.Бонхеффер, М.Ганди, Р.Гвардини, П.Патфорд, Ж.Сорель, А.Швейцер), в отечественной философии (Н.К.Антропова, А.Р.Балаян, Д.В.Джохадзе, А.Журавский, Н.А.Ильина, И.Б.Муравьев). Проблема толерантности затрагивается в многочисленных работах по общению в отечественной философии и психологии (К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буева, Ю.Н.Емельянов, М.С.Каган, И.С.Кон,

B.Н.Куницина, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, Ю.Д.Прилюк, Б.А.Родионов, В.М.Соковник, П.М.Якобсон и др.). Важное значение для понимания толерантности играют работы, в которых исследуется проблема понимания в отечественной (Г.А.Брутян, Е.К.Быстрицкий, С.С.Гусев, Г.И.Рузавин, Г.Л.Тульчинский, В.С.Швырев) и западной (Х.Г.Гадамер, Э.Гуссерль, Ю.Хабермас) философии.

Проблема толерантности анализируется сквозь призму отношений «Я» и «Другогой», феномена раздвоения личности в художественной литературе (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, С.Есенин, Г.Гессе, А.Камю, Ж.-П.Сартр и др.) и философии (М.М.Бахтин, А.А.Грякапов, П.С.Гуревич, Т.Горичева, Д.Орлов, А.Секацкий, В.В.Харитонов и др.).

Для понимания феномена толерантности методологическое значение имеют философские работы, исследующие проблему агрессивности и деструктивности человека: А.Адлера, Ж.Бодрийара, К.Лоренца, В.Райха, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Фуко, К.Хорни, Э.Эриксона и др.

Соотношение феноменов толерантности и интолерантности исследуется в западной и отечественной литературе по конфликтологии (В.И.Андреев, А.Я.Анцупов, Н.В.Гришина, Р.Дарендорф, А.В.Дмитриев, А.Г.Здравомыслов, Д.П.Зеркин, В.Зигерт, Л.А.Козер, Г.И.Козырев, Л.Ланг, М.С.Мириманова, Э.А.Уткин, А.И.Шипилов и др.).

В современной западной философии активно разрабатываются проблемы политической и правовой толерантности (Х.А.Арендт, М.Думмет, И.Иовел, Р.Кристи, Д.Кришна, Г.Кунг, М.Моришима, Дж.Роулс, О.Хеффе, М.Уолцер). В отечественной философии существенные идеи в области политической и правовой толерантности высказывают Т.А.Алексеева, В.В.Бибихин, А.В.Кузьмина, О.Ю.Маликова, А.К.Оганесян, А.С.Панарин, В.Ф.Петренко, Б.Сегаль, Э.Ю.Соловьев.

В связи с требованиями времени, сложившимися историческими и социокультурными условиями, а также с недостаточной теоретической разработанностью проблемы толерантности в философской антропологии, была сформулирована тема исследования: «Толерантность как личностный и культурный феномен».

Проблема исследования состоит в выяснении специфики понимания феномена толерантности в философской антропологии. Разработка этой проблемы включает исследование следующих вопросов: в чем состоит сущность толерантности в аспекте предмета философской антропологии? Каковы теоретические основания толерантности и ее генезис в истории культуры? В чем заключается целостность толерантности и каковы формы ее бытия в духовности личности, межличностных и социокультурных отношениях? Почему несмотря на огромный социокультурный опыт форм и методов социализации и культурной адаптации человека, продолжают существовать в человеческом сообществе различного рода конфликты, войны, акты жестокости, агрессии, терроризма? В чем заключается причина данных явлений, зависят ли они от природы человека, степени его культурности, цивилизованности, условий его жизни в социокультурных отношениях?

Цель исследования: теоретическое осмысление толерантности как целостности в контексте взаимосвязи сущностно-атрибутивного и онтологически-экзистенциального подходов к человеку в философской антропологии.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

- охарактеризовать историко-философские версии толерантности;

- выявить религиозные истоки толерантности в мировых религиях;

- определить подходы к исследованию «духа» и «духовности» в философии и религии;

- осмыслить толерантность как выражение духовности личности, ее духовное качество;

- охарактеризовать исповедь и диалог как универсальные формы толерантности в общении;

- проанализировать формы толерантности в социокультурных отношениях (нравственных, конфессиональных, политических, правовых, педагогических).

Методологическая основа исследования состоит в использовании концепций диалогической философии, диалоговой концепции культуры, философии жизни, целостности человека; философских методов исследования: исторического и логического, сущностного подхода, системного подхода, целостного подхода, герменевтического метода, принципов детерминизма, развития, плюрализма.

Особую методологическую значимость для работы, определяющей цель исследования и логику развертывания его содержания, имеет целостный подход. Толерантность понимается как целостность, единство личностного и социокультурного, форм ее бытия в индивидуальной, межиндивидуальной и социокультурной жизни человека, свойства личности и ее отношения к миру, а также как единство ее философского, гуманитарно-научного и религиозного знания. В связи с этим автор опирается на историко-философскую традицию исследования соотношения категорий «целое» и «часть».

Научная новизна исследования:

- осуществлен анализ историко-философских учений в виде философских версий толерантности: натуралистической, психоаналитической, коммуникативной, этико-аксиологической;

- выявлены религиозные истоки толерантности путем исследования Священных текстов;

- определены подходы к исследованию «духа» и «духовности» в философии (в форме рационалистической, коммуникативной и аксиологической моделей) и религии;

- дано онтологическое, антропологическое и аксиологическое обоснование толерантности как духовного качества личности;

- показано, что толерантность является сущностью диалога и исповеди, а они выступают в виде универсальных форм толерантности в межличностных отношениях; рассмотрены базовые свойства диалога и исповеди;

- осуществлен сущностный сравнительный анализ толерантности в нравственных, конфессиональных, политических, правовых и педагогических отношениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Историко-философские учения толерантности по критерию понимания сущности человека классифицируются в виде четырех философских версий: натуралистическая, психоаналитическая, коммуникативная, этико-аксиологическая.

2. В натуралистической версии понимание толерантности опирается на признание природно-телесной сущности человека, вследствие чего она рассматривается как естественное, врожденное родовое качество человеческих индивидов, побуждающее их к совместной жизни друг с другом. В психоаналитической версии толерантность трактуется как искусственное моральное правило, ограничивающее де-структивность бессознательных влечений человеческих индивидов и навязываемое им через общество и культуру. Коммуникативная версия, опирающаяся на учение о духовно-коммуникативной сущности человека, характеризует толерантность в аспекте межличностных отношений «Я» и «Ты», которая понимается как неотъемлемая сторона душевно-духовного общения. В этико-аксиологической версии (основанием ее является учение о духовно-нравственной сущности человека) толерантность рассматривается как нравственная ценность и правовая норма, являющаяся результатом общественного договора.

3. В Священных текстах мировых религий (Библии, Коране и Трипитаке) толерантность выступает как сущностное свойство верующего человека, созидаемое в нем через общение с Богом и необходимое для него в отношениях с другими людьми. Толерантность трактуется в священных текстах сквозь призму понятий любви к ближнему, милосердия, сострадания, великодушия, долготерпения, выражая тем самым специфику религии и конфессиональных отношений. Сравнительный анализ вероучений мировых религий свидетельствует о том, что существуют религиозные истоки феномена толерантности.

4. Толерантность реализуется в трех основных формах жизни человека: духовном мире личности, межличностных и социокультурных отношениях. В духовном мире личности толерантность выступает как элемент его структуры, являясь духовным качеством человека-индивида. В межличностных отношениях универсальными формами толерантности являются диалог и исповедь. Толерантность имеет место и в нравственных, религиозных, политических, правовых и педагогических социокультурных отношениях, в связи с чем можно выделить соответствующие социокультурные формы толерантности: нравственную, религиозную, политическую, правовую, педагогическую. Различаясь по специфическим свойствам, субъектам и функциям, все эти формы имеют единое сущностное основание (интегративную сущность человека) и взаимодействуют между собой, обеспечивая жизнь человека в обществе.

5. Нравственная толерантность составляет глубинную сущность основных социокультурных форм данного феномена. Религиозная толерантность характеризует ценности любых религий (кроме человеконенавистнических) в качестве абсолютных ценностей для каждой религии и относительных ценностей для человеческого сообщества. Одной из основных задач религиозной толерантности является объединение верующих для достижения всеобщего мира и преодоления межконфессиональных конфликтов. Основным содержанием политической и правовой толерантности является практическое воплощение прав и свобод личности, идей многополюсного мира, демократии, мультикультурализма. Педагогическая толерантность характеризует сосубъектный гуманный характер отношений в сфере образования между педагогами и учениками, что обеспечивается в общении методами ненасилия, плюрализма, диалога.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит определенный вклад в разработку социальной онтологии диалога, а также концепции толерантности в философской антропологии путем выявления ее историко-философских оснований и религиозных истоков, анализа толерантности как целостного личностного и культурного феномена. Толерантность проанализирована в аспектах духовного мира человека-индивида как духовного качества личности; межличностных отношений в виде диалога и исповеди; социокультурных отношений: нравственных, конфессиональных, правовых, политических, педагогических.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в курсах социальной философии, философской антропологии и аксиологии.

Апробация работы осуществлена на семи конференциях: международной конференции «Толерантность в контексте многоукладности российской культуры» (Екатеринбург, 2001); всероссийской - «Философия ценностей» (Курган, 2004); межрегиональных - «Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма» (Курган, 2000), «Свобода совести и вероуважение - основы межконфессионального согласия и сотрудничества» (Челябинск, 2001), «Язык, литература, культура на пороге тысячелетия» (Курган,

2001), «Толерантность в культуре этнических и межконфессиональных отношений» (Курган, 2002); региональной - «Наука и религия. Проблемы современного гуманизма» (Нижневартовск, 2003). Основные идеи диссертационного исследования раскрыты в 12-ти научных статьях и тезисах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Курганского государственного университета в июне 2004 г. Ряд положений диссертации использован автором в лекционном курсе философии.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Список литературы состоит из 241 наименования, из них на иностранных языках - 7.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Юровских, Наталья Геннадьевна

Выводы по 3 главе

1. В социуме толерантность реализуется в различных социокультурных отношениях, в связи с чем представляется возможным выделение в качестве базовых нравственной, религиозной, политической, правовой и педагогической форм толерантности.

2. Нравственная толерантность основывается либо на душевной склонности индивидов к миру и взаимопомощи, либо на рациональном осознании своего долга по отношению к другим, либо на всеобщем законе права.

3. Религиозная толерантность, возникшая в эпоху Реформации и буржуазных революций как веротерпимость дала импульс для развития правовой толерантности. Она соединяет в себе две противоположные идеи: любви к Богу и ближнему и признание абсолютного авторитета определенного вероучения, вследствие чего содержит в себе возможность конфессиональных конфликтов и войн. Теоретическим способом разрешения этих конфликтов является признание относительной ценности той или иной религии и абсолютной ценности человека и его мирного сосуществования с другими. Практическим способом является диалог различных конфессий.

4. Политическая толерантность реализуется в политических социокультурных отношениях, где она имеет форму консенсуса, компромисса, договоренностей, заключаемых из прагматических соображений пользы. Правовая толерантность базируется на законах права, обеспечивающих равные права и свободы граждан.

5. Педагогическая толерантность основывается на понимании ребенка, учащегося как развивающейся личности и обеспечивает равенство воспитателей и вос-питуемых в аспекте их душевно-духовных качеств. Принципами на основе которых может реализоваться толерантность в системе образования и воспитания, являются принципы плюрализма, свободного воспитания, ненасильственного воспитания, педагогического сотрудничества, воспитания миролюбия, эмпатического общения, диалога. Задачами современной школы являются создание педагогики толерантности, а в практическом плане — гуманизация педагогических отношений и этическое просвещение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование носит теоретический характер и направлено на решение одной из актуальных проблем философской антропологии - понимание толерантности как целостного многогранного личностного и культурного феномена.

В процессе диссертационного исследования были сделаны следующие выводы.

- Различное понимание сущности человека в истории философии позволяет все многообразие проявлений толерантности свести к следующим философским версиям толерантности: натуралистической, психоаналитической, коммуникативной и этико-аксиологической, в которых толерантность характеризуется как, соответственно, естественная потребность человеческих индивидов, их родовое качество; искусственное моральное правило, навязываемое индивидам в процессе воспитания; неотъемлемый атрибут душевно-духовного общения; этическая ценность и правовая норма, являющаяся результатом общественного договора.

- Проведенный сравнительный анализ Священных текстов мировых религий (Библии, Корана и Трипитаки) свидетельствует о том, что хотя феномен толерантности как таковой отсутствует в них, однако религиозные истоки его понимания могут быть обнаружены при анализе таких понятий, как любовь к ближнему, милосердие, сострадание, великодушие, долготерпение.

- При анализе текстов Библии и Корана обнаруживаются две противоположные тенденции: с одной стороны, происходит преодоление нетерпимости (от заповедей Моисея, имеющих форму категорического запрета, к заповедям Христа в форме нравственных основоположений, принимаемых человеком через свободу выбора) и формирование таких душевно-духовных качеств человека, как долготерпение, великодушие, милосердие, доброта, сострадание. С другой стороны, расширяется область нестерпимого, в которую включаются вопросы, касающиеся защиты чистоты конфессиональных вероучений (в Коране) и нарушения формирующихся общечеловеческих ценностей (в Библии).

- Категории «дух» и «духовность» играют методологическую роль для понимания феномена толерантности. «Субъективный дух» в философской традиции обозначает психику и ценности человека-индивида, «объективный дух» - формы духовной культуры и сферы общества. Поэтому для рассмотрения духовности личности вводится понятие «внутренний духовный мир», который понимается как личностная система духовных ценностей.

- Толерантность существует в трех основных формах жизни человека: индивидуальной, межличностной и социокультурной. В индивидуальной жизни толерантность выступает элементом духовного мира индивида, его духовным качеством. Соотношение толерантности и духовности носит диалектический характер, так как, с одной стороны, «толерантность» шире «духовности», ибо представляет общий механизм выражения духовности в сфере индивидуальной жизни, межличностных и социокультурных отношений. С другой стороны, «духовность» шире по содержанию, чем «толерантность», ибо включает последнюю, но не сводится к ней.

- В межличностных отношениях универсальными формами общения и проявления толерантности являются диалог и исповедь, которые можно рассматривать как универсальные способы формирования и развития толерантности. Назначением диалога служит признание инакомыслия, отказ от привилегированного положения тех или иных идей и взглядов, ориентация на коммуникацию, сближение разных позиций, поиск взаимоприемлемых решений. Назначение исповеди заключается в очищении души от разного рода грехов и, тем самым, установлении открытого, доверительного общения между индивидами.

- В социокультурных отношениях нравственная, конфессиональная, политическая, правовая и педагогическая толерантность выступают базовыми формами толерантности, которые различаются специфическими свойствами, функциями и субъектами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна, 2004 год

1. Августин А. Исповедь /Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992. - С.8-222.

2. Антропова Н.К. Проблема диалога в русской философии конца XIX начала XX вв.: Автореф. диссер. . канд.филос.наук. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.-24 с.

3. Аристотель Категории / Аристотель Сочинения в 4-ех т. Т.2. Под ред. З.Н.Микеладзе. -М.: Мысль, 1978. — 687 с.

4. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. — 2003. № 11/12.-С.33-35.

5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского — М.: Можайск-Терра, 2000. С.11-39.

6. Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис. . .канд.филос.наук. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 22 с.

7. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. - 317 с.

8. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы / М.М.Бахтин Собрание сочинений в 7.Т. Т.2. М.: Русские словари, 2000. - 799 с.

9. Белова С. Профессионализм учителя — способность к нескончаемому диалогу // Народное образование. 2001. - № 7. - С.103-110.

10. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОС-СПЭН, 1998.-415 с.

11. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479 с.

12. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А.Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С.344-348.

13. Бердяев Н.А. Я и мир объектов / Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 479 с.

14. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

15. Библер B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С.31 -42.

16. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. - № 4. - С.65-69.

17. Блюмкин В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социальном обществе). Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1974. - 186 с.

18. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энциклопедия, 2003.-1888 с.

19. Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой // Морально-этические нормы, война, окружающая среда / Под ред. И.Г.Фролова. М.: Мир, 1989. - С.123-142.

20. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

21. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994.-415 с.

22. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы философии. 1989. -№12.-С.90-98.

23. Бухараева JI. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. 2001. - № 3. - С. 122-127.

24. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.. М.: Педагогика, 1991. -141 с.

25. Вайман С. Диалогика согласия. По мотивам сочинений М.Бубера // Человек. -1997.-№ 1. -С.70-82.

26. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. на соискание уч.ст.канд.философ.наук. М., 1997. - 160 с.

27. Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестн.Моск.ун-та. Сер.7. Философия. 1996. - № 1. - С.33-37.

28. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И.Б.Новика и В.Н.Садовского. М.: Прогресс, 1988. - 506 с.

29. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

30. Весна М.А. Педагогическая синергетика: Монография. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. 405 с.

31. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. - С. 57-68.

32. Всемирное писание: Сравнительная антология священ, текстов / Пер. с англ. Бур-мистровой JI.M. и др. Под общ. Ред. Гуревича П.С. М.: Республика, 1995.-591 с.

33. Гегель В.Г. Наука логики / В.Г.Гегель. Сочинения в 5 т. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1997. Т.5. - С. 1-695.

34. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. - 695 с.

35. Геллей Г. Библейский справочник. С.- Пб.: Христианское общество «Библия для всех», 1996.-861 с.

36. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С.54-64.

37. Гордяскина И.В. Духовность личности основание для морального выбора. - Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 2000. - 30 с.

38. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.

39. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

40. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

41. Группа политических исследований фонда Bertelsmann. Толерантность: основа демократического взаимодействия (пер. с англ. Е.В.Хомяковой) / Толерантность:

42. Материалы Летней школы молодых ученых «Россия Запад: философские основания социокультурной толерантности: Екатеринбург, сент. 2000 г.: В 2 ч. / Под ред М.Б. Хомякова. Ч. 1. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - С. 188-216.

43. Грякалов А.А. Третий и философия Встречи // М.М.Бахтин: pro et contra. Творчество и наследие М.М.Бахтина в контексте мировой культуры: Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. - (Русский путь). Т.2. - 2002. - С.327-345.

44. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М.Бахтина // М.М.Бахтин как философ / Под ред. П.С.Гуревича. М.: Наука, 1992. - С.83-96.

45. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990. -№ 11.-С.83-89.

46. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. -№ 6. -С.35-41.

47. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.-157 с.

48. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. — 1990. № 3. — С.72-81.

49. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2: И-О. М.: Рус. яз., 1998.-779 с.

50. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4: P-V. М.: Рус. яз., 1998.-688 с.

51. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Около 70000 слов. В 2 т. Т.2. -М.:ГИС, 1958.-1043 с.

52. Джохадзе Д.В. К теории античного диалога // Философия и общество. 1997. -№3.-С. 134-158.

53. Декарт Р. Правила для руководства ума / Пер с лат. Гарнцева М.А. // Р.Декарт. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т.1. М.: Мысль, 1989. - С.77-153.

54. Декларация принципов толерантности, принятая на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Париж: ЮНЕСКО,1995.-16 с.

55. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 129-143.

56. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

57. Достоевский Ф.М. Бедные люди: Романы; Двойник: Петербургская поэма. М.: Сов. Россия, 1985. - 270 с.

58. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман / Ф.М.Достоевский; Худож. И.Глазунов. М.: Худож. лит., 1989. - 334 с.

59. Дубко Е.Л. Судьба морали в психоанализе II Философские науки. 1976. - №3. -С.21-29.

60. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.

61. Есенин С.А. Черный человек /Есенин С.А. Собрание сочинений: в 2 т. Т.1. Стихотворения, поэмы. М.: Сов. Россия, 1991. - С.450-454.

62. Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН, 2000. - 270 с.

63. Жукоцкий В.Д. Человек и религия. Философско-антропологическое введение. -Нижневартовск: Приобье, 1999. 63 с.

64. Журавский А. О некоторых богословских темах в современном исламо-христианском диалоге // Философские науки. 2002. - № 3. - С.103-109.

65. Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы философии. 1989. - №6. - С.3-16.

66. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та,1996.-400 с.

67. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии / Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. - С.486-500.

68. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Изд-во Кузбасс, гос. техн. ун-та, 1999. - 63 с.

69. Зудихина Н.С. Человек в поисках идеальной общности //Человек и его духовные ценности. Курган: Изд-во ЮПИ, 1995. - С.3-11.

70. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. 1999. - № 1. - С.32-40.

71. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Ивин. М.: Гардарики, 2000. - 416 с.

72. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Кризис безбожия / И.А.Ильин. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. - С.285-358.

73. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А.Ильин. Сочинения в 2 т. Т.1. Философия права. Нравственная философия. М.: Медиум, 1993. - С.301-479.

74. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А.Ильин. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 432 с.

75. Ильина Н.А. Диалогичность научной речи // Диалог: лингвистические и методологические аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1999. - С.6-30.

76. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-319 с.

77. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985.- №9. - С.91-102.

78. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

79. Кант И. Из лекций по этике / Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения / Ред-кол.: А.А.Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. - С.296-322.

80. Кант И. К вечному миру / И.Кант. Сочинения в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. -С.257-310.

81. Кант И. Религия в пределах только разума / И.Кант. Трактаты и письма. — М.: Наука, 1989. С.78-278.

82. Кант И. Основы метафизики нравственности / И.Кант. Сочинения в 6 т. Т.4(1). -М.: Мысль, 1965. -С.219-310.

83. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки. 1991. - №7. - С.91-135.

84. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: ВЛАДОС, 2001.-176 с.

85. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения / Дис.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. — Курган, 2000. -175 с.

86. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1989.-350 с.

87. Косич И.В., Мишкинене Ю.Б. Хана Арендт. Философия и политика // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1991. - № 6. - С.83-90.

88. Котенко Р.В. Вопрос о человеке в философии М.Бубера // Человек. — 1997. № 4. - С.63-76.

89. Кофи Аннан. Диалог против конфликтов и насилия (из выступления Генерального секретаря ООН Кофи Анана по вопросу диалога между цивилизациями) // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 7. - С.3-5.

90. Круглое А. Терпимость // Здравый смысл. 1998. - №9. - С.15-28.

91. Круглова Л.Н., Султанов К.В. Духовные отношения: особенности их возникновения и принципы сознательного формирования. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. инта, 1992.- 17 с.

92. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. 1992. №12. - С.21-28.

93. Куликов В.Б. Диалогическая философия и философская антропология /Диалог в философии: традиции и современность / Под ред. проф. М.Я.Корнеева. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. - С.61 -63.

94. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола. Выступление В.А.Лекторского) // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С.3-56.

95. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф.дис.на со-иск.степ.докт.психол.наук. СПб., 1991.

96. Кураев А. Вызов экуменизма. — М.: Международный православный фонд «Благо-вестие», 1998.-240 с.

97. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

98. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии. 1992. -№ 10.-С.103-111.

99. Ламетри Ж. Человек машина. / Ж.Ламетри. Сочинения. - М.: Мысль, 1983. -С. 169-227.

100. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 395 с.

101. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии 1997. №11.- С.46-54.

102. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. - № 3-4. - С. 1418.

103. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д., - 1994.-216 с.

104. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152 с.

105. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С.110-121.

106. Локк Дж. Письмо о веротерпимости / Дж.Локк. Избр.филос.произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. - С.139-184.

107. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. — 719 с.

108. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 368 с.

109. Лосский Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. -Харьков: ФОЛИО, М.: ACT, 2000. 864 с.

110. Лысенко В.Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог человек - общество в традиционных культурах Востока / Под ред. М.Т.Степанянца. - М.: Наука, 1993. -С.121-133.

111. Магомедова Е.В., Лаврухина И.М. Веротерпимость как форма толерантности. -Зерноград: Изд-во Черномор, гос. агроинж. акад., 1999. 19 с.

112. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. / А.С.Макаренко. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. - С.59-116.

113. Макдональд В. Когда терпимость становится грехом // Вера и жизнь. 1996. -№6.-15 с.

114. Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 304 с.

115. Маликова Ю.О. Проблема соотношения политики и морали в философии Ханны Арендт // Полис. 2003. - № 5. - С.98-109.

116. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.1. М.: Изд-во политической литературы, 1953.-640 с.

117. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

118. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3 т. Т.1. Пер. с франц. М.: Голос, 1957-1960.-384 с.

119. Муравский В.А. Толерантность как модус правообразования / Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Выпуск 3. «Дискурс толерантности в глобальном мире». Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2003. — 23-25 с.

120. Муравьев И.Б. Экзистенциальный диалог в современной модальности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. - 19 с.

121. Мчедлов М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2002. - № 4. - С.64-70.

122. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. - № 8. -С.3-29.

123. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ф.Ницше. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1996. - С.631-692.

124. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) / Под ред. Г.Радчинского и Я.Бермана. М.: ТОО «Транспорт», 1995. - 302 с.

125. Новикова Л.И., Сиземская И.М. Антиномия личности и общества. Антопософ-ский опыт Бердяева // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. -С.153-159.

126. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Ташкент: Узбекистан, 1985. - 192 с.

127. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1998. - 126 с.

128. Нюрстрем Э. Библейский словарь /Пер. со швед. Под ред. Свенсона И.С. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. - 517 с.

129. Общественная практика и общественные отношения. Философский анализ проблем социального детерминизма. М.: Мысль, 1989. - 384 с.

130. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук,проф.Н.Ю.Шведовой. 13-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1981. - 816 с.

131. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // X. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. -М.: Радуга, 1991.-С.229-476.

132. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

133. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека (Философия религии): Учеб. пособие / Урал. гос. ун-т им А.М.Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.-89 с.

134. Платон. Пир / Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. — С.81-134.

135. Политология: Словарь-справочник. М.: Гардарики, 2000. - 328 с.

136. Пономаренко В.Н. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. - 163 с.

137. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. — М.: Политиздат, 1991. 296 с.

138. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке / Под общ.ред И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.

139. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998.-292 с.

140. Романенко П.М. Парадоксы российской толерантности // Власть. 2003. - № 10. - С.8-15.

141. Романова К.С. Толерантность: конформизм или милосердие / Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Выпуск 3. «Дискурс толерантности в глобальном мире». Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2003. - С.15-16.

142. Росенко М.Н. Основы этических знаний. СПб.: Лань, 1998. - 253 с.

143. Роулс Дж. Теория справедливости (Фрагменты из книги) // Этическая мысль: науч. публицист, чтения / Редкол.: А.А.Гусейнов и др. - М.: Изд-во политической литературы, 1990.- С.229-242.

144. Рудхакришнан С. Индийская философия в 2 т. Т. 1. СПб.: Стикс, 1994. — 643 с.

145. Рузавин Г.И., Герменевтика и проблема интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. 1983. - №10. - С.62-70.

146. Руссо Ж.-Ж. «Эмиль или О воспитании» / Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: кн.для учителя / Сост. С.Я.Кирп. М.: Просвещение, 1992. -С.181-221.

147. Руссо Ж.-Ж. Избранное: Главы и отрывки из сочинений: Пер. с франц. / Жан-Жак Руссо; [Сост. предисл. и примеч. И.Верцмана] Оформл. Л.Зусмана. М.: «Дет. лит.», 1976. - 190 с.

148. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

149. Сабиров В.Ш. Любовь как откровение личности Божественной и человеческой // Человек. 2004. - № 1. - С.76-65.

150. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории) /Прикладная этика и управление нравственным воспитанием / Под ред. В.Н.Сагатовского. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. С.83-89.

151. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1989. - С.319-344.

152. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1988. - 256 с.

153. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Философские науки. 1990. - №12. - С. 101-105.

154. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. -1992.-№2-5.

155. Скворцов JI.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. -1997. № 3. - С.138-155.

156. Славгородская JI.B. Научный диалог (Лингвистические проблемы) / Под ред. Е.С.Троянской; АН СССР; каф. иностр. яз. — Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1996. 166 с.

157. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. - №5. -С.21-32.

158. Снайдер Р. Отказаться от репрессивного стиля воспитания // Семья и школа. -1994.-№ 6.-С.14.

159. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта / Р.Декарт. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1 /Сост., ред., вступ ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989.-С.З-77.

160. Соловьев В. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. - 336 с.

161. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. / В.С.Соловьев. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. - С.259-408.

162. Смоликова В.В. Коммуникативное пространство как объект политологического анализа // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Полит.науки. 2001. - № 1. - С.19-29.

163. Спиноза Б. Приложение, содержащее метафизические мысли. /Пер. с лат. под ред. Соколова В.В. / Б.Спиноза. Избранные произведения в 2 т. Т.1 Под ред. Покровского В. М.: Изд-во политической литературы, 1957. - С.265-316.

164. Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. Пер. с лат. Боровского Я.М. / Б.Спиноза. Избранные произведения в 2 т. Т.1 Под ред. Покровского В. М.: Изд-во политической литературы, 1957. - С.317-358.

165. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. — 2001. № 6. - С.152-156.

166. Степанова И.Н. Базовые ценности индивида // Философия ценностей. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. - С.80-81.

167. Степанова И.Н. Воспитание как социокультурное производство человека. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994. - 209 с.

168. Степанова И.Н. Проблема триединства человека в Библии // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1999. - С.71-78.

169. Степанова И.Н. Философия С.Франка: отношение «Я-Ты» как духовная реальность //Философия ценностей. Курган: Изд-во КГУ, 1998. - С.25-28.

170. Степанова И.Н., Шалютин С.М. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 155 с.

171. Толерантность. Под ред. М.П.Мчедлова. М.: Республика, 2004. - 416 с.

172. Толкование новозаветных посланий и книги Откровения. / Пер с англ. Черева-тая.И. М.: Христианское издательство, 1990. - 593 с.

173. Толстой JI. Исповедь / Л.Толстой. Не могу молчать. М.: Сов. Россия, 1985. -С.39-96.

174. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Вступ. ст. Н.В.Вейкшан (Кудрявой), с.6-32; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 542 с.

175. Труевцева С.С. Трактовка консенсуса у О.Конта // Социологические исследования.-1994.-№ 11.-С.139-141.

176. Тхагапсоев Г. О новой парадигме образования // Педагогика. — 1999. № 1. -С.103-110.

177. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методологии исслед. М.: Мысль, 1980.-271 с.

178. Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. И.Мюржберга. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

179. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКСМОС, 1998. - 264 с.

180. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. - №7. - С.50-58.

181. Федотова В.Г. Душевное и духовное / Человек и духовность / Под ред. В.Г.Федотовой. Рига: Зинатне, 1980. - С.7-22.

182. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. -1987.-№3.-С.11-28.

183. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.-136 с.

184. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003.- № 6. -С.50-58.

185. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. - № 4. - С.5-27.

186. Фейербах J1. Лекции о сущности религии / Л.Фейербах. Избр.филос.произв.: В 2 т. Т.2. М.: Изд-во политической литературы, 1955. - С.490-810.

187. Фейербах Л. Сущность христианства / Л.Фейербах. Избр.филос.произв.: В 2 т. Т.2. М.: Изд-во политической литературы, 1955. — С.7-405.

188. Фейербах Л. Эвдемонизм. / Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. - С.578-641.

189. Филатов В.И. Социально-онтологические основания целостности человека: Монография. М.: Изд-во МГУК; Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 311 с.

190. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.

191. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности / Под ред. В.Н.Гасилина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. — 251 с.

192. Франк С.Л. Душа человека / С.Л.Франк Предмет знания. Душа человека. — СПб.: Наука, 1995. -С.419-632.

193. Франк С. Непостижимое / С.Л.Франк. Сочинения. М.: Правда, 1990. - С.183-603.

194. Франк С. С нами Бог. Три размышления / С.Л.Франк. Духовные основы общества / Под ред П.В.Алексеева. М.: Республика, 1992. - С.217-404.

195. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. - №5. - С.81-91.

196. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / З.Фрейд. Избранное. Книга 1. - М.: Московский рабочий, 1990. - С.3-67.

197. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1998. - 429 с.

198. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

199. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Изд-во политической литературы, 1989. — С. 143221.

200. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А.Чернышевой. — Минск: Харвест, 1992. 252 с.

201. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Изд-во «Смысл», 1995. - 238 с.

202. Хёффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. - № 12. - С. 16-28.

203. Хомяков М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 296 с.

204. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1994.-447 с.

205. Цзян Цзэминь. Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых и богатые помогать бедным // Международная жизнь. -2000. № 10. - С.29-32.

206. Цыганков П.А. Международные отношения: Учеб.пособие. М.: Новая школа, 1996.-320 с.

207. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. -374 с.

208. Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций / РАН ИНИОН / Под ред. Л.В.Скворцова. М.: ИНИОН, 1996. -250 с.

209. Шалин В.В. Образование и формирование культуры толерантности // История (Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. - № 11.- С.8-10.

210. Шалютин С.М. Вера в бога, атгеизм и проблема вседозволенности // Человек и его духовные ценности. Курган: Изд-во КГПИ, 1995. — С.62-81.

211. Шалютин С.М. Педагогические размышления при чтении Нового Завета // Alma mater. 2000. - №5. - С.43-46.

212. Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности // Человек, его ценности и жизненный путь. Барнаул: Изд-во Барнаульского ВВАУЛ, 1997. - С.46-64.

213. Шарп Д. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения политических и этнических конфликтов // Философские науки. 1990. - № 11. — С.78-83.

214. Шарп Д. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992. -№ 8. - С.30-39.

215. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. - №5. - С.63-75.

216. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания / М.Шелер. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филиппова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. М.: Гнозис, 1994. - С.129-193.

217. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1971. - 375 с.

218. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека. Нижний Новгород, 1995.

219. Шихардина Т.Н. Метаморфозы терпимости как моральной ценности // Философия ценностей: Сб. науч. тр. Курган: Изд-во КГУ, 1998. — С.92-93.

220. Шихардина Т.Н. Толерантность как моральный компромисс // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: Тез. Международ, науч. конф., 29-30 мая 2001 года, Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. -С.305-307.

221. Штирнер М. Единственный и его собственность / Штирнер Макс: Пер. с нем. Б.В.Гиммельфарба, М.Л.Гохшиллера, Вступ. ст., примеч. А.Б.Рукавишникова. -СПб.: Азбука, 2001. 448 с.

222. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.

223. Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. Л. Бесковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 304с.

224. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М.Липмана // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С.106-109.

225. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

226. Ячин С.Е., Орлова М.Ю. Диалог как коммуникативный режим // Человек 2001. -№5. - С.142-148.

227. Dummett M. Tolerance // La tolerance aujourd'hui: (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIXe Congres mondial de philosophie (Moscou, 22-28 aout 1993) Division de philosophie et d'Ethique UNESCO, Paris, 1993.

228. Yakovlev Alexander N. Tolerance And Hatred // La tolerance aujourd' hui: (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIXe Congres mondial de philosophie (Moscou, 22-28 aout 1993) Division de philosophie et d'Ethique UNESCO, Paris, 1993.

229. Yovel Y. Tolerance As Groce And as Right // La tolerance aujourd'hui (Analyses phi-losophiwques). Dokument de travail pour le XIXe Congres mondial de philosophie (Moscow, 22-28 aout 1993) Division de philosophie et d'Ethique UNESCO, Paris, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.