Адаптация организма учащихся школ исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.00.51, кандидат биологических наук Семашко, Лилия Васильевна

  • Семашко, Лилия Васильевна
  • кандидат биологических науккандидат биологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ14.00.51
  • Количество страниц 187
Семашко, Лилия Васильевна. Адаптация организма учащихся школ исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам: дис. кандидат биологических наук: 14.00.51 - Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия. Москва. 2003. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат биологических наук Семашко, Лилия Васильевна

Введение.

Глава 1. Аналитический обзор литературы.

Глава 2. Методы и организация исследования.

2.1 Методы исследования.

2.2 Организация исследования.

2.3 Авторская система адаптации организма учащихся школ 66 исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

Глава 3. Профессиографические исследования. Влияние 68 профессионального образования на организм учащихся.

3.1 Анализ влияния учебного процесса и концертной 68 деятельности на организм учащихся, получающих специальности исполнителей в области искусства.

3.1.1 Анализ влияния учебного процесса и концертной деятельности на организм учащихся детских музыкальных школ.

3.2 Результаты изучения длительности латентных периодов 78 зрительно-моторной реакции на стереотип положительных и тормозных раздражителей у музыкантов и танцовщиков. х 3.3 Данные изучения тактильной чувствительности пальцев у музыкантов и танцовщиков.

3.4 Определение кожно-гальванической реакции (КГР) и уровня физиологического тремора (реакция на стресс) у музыкантов и танцовщиков.

Глава 4. Влияние методов системы психофизической 84 адаптации (ПФА) на организм учащихся.

4.1 Определение разницы тонуса мышц шеи (на примере трапециевидной мышцы) в моменты напряжения и расслабления.

4.1.1 Влияние партерной пластики, как элемента системы 86 ПФА на формирование опорно-двигательного аппарата учащихся.

4.2 Результаты исследования антиинфекционной 90 резистентности организма учащихся общеобразовательной и творческих школ.

4.3 Результаты исследований сердечно-сосудистой системы 95 и дыхания музыкантов и танцовщиков в процессе учебной и концертной деятельности.

4.3.1 Результаты исследований артериального давления и 95 частоты сердечных сокращений у музыкантов и танцовщиков в процессе учебной и концертной деятельности.

4.3.2 Электрокардиографические исследования сердечной 97 деятельности танцовщиков группы "Синтез", занимающихся по системе психофизической адаптации.

4.3.3 Исследования количества дыхательных циклов в 98 минуту у учащихся, занимающихся по системе психофизической адаптации в процессе релаксации.

4.4 Результаты анкетирования учащихся творческих, 99 общеобразовательных школ и их родителей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия», 14.00.51 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Адаптация организма учащихся школ исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам»

Актуальность исследования.

В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. Нынешняя ситуация со здоровьем детей является следствием многих причин, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее агрессивно проявили себя в последние 10-15 лет (Г.Г. Онищенко, 2001, A.A. Баранов, 2003 г.).

К началу нового тысячелетия установлено изменение структуры функциональных отклонений у детей. Обращает на себя внимание лидерство функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей. Нарастает и распространенность функциональных нервно-психических отклонений. На третьем месте: практически у каждого десятого ребенка - отклонение со стороны опорно-двигательного аппарата. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения. Четвертое ранговое место занимают функциональные нарушения зрения у детей.

При отсутствии своевременной диагностики этих состояний и адекватных мер коррекции они легко переходят в стойкие хронические заболевания. (В.Р. Кучма, 2002 г.).

Негативное влияние социальных и эколого-гигиенических условий современной жизни школьников, безответственность организаторов современного учебного процесса общеобразовательных школ подтверждается специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в результате чего установлены современные особенности формирования детей в России:

•Выраженное увеличение распространенности функциональных нарушений, опережающее темпы роста хронической патологии среди детей;

•Ухудшение состояния здоровья детей, проявляющееся в резком уменьшении количества здоровых детей и увеличении хронически больных детей;

•Изменения структуры функциональных нарушений и хронической патологии среди детей, отражающие в известной степени негативное влияние социальных и эколого-гигиенических условий современной жизни школьников;

•Худшие показатели здоровья девочек по сравнению со сверстниками мальчиками, что является прогностически неблагоприятным фактором в отношении репродуктивного потенциала страны;

•Выраженное влияние на формирование здоровья детей социального неблагополучия жизни, интенсификации учебной деятельности и ранней трудовой занятости школьников. (В.Р. Кучма 2002г.)

Тенденции, характеризующие подобное состояние здоровья российских детей и подростков устойчиво сохраняются. По-прежнему не более 10% детей абсолютно здоровы, зато какая-либо хроническая патология выявлена у 60% детей. Нынешняя ситуация явно ведет к серьезным медико-социальным последствиям. Поэтому педиатры поставили перед собой серьезнейшею задачу: восстановить, сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Одна из ведущих ролей в этой работе принадлежит здравоохранению и, в частности, профилактике заболеваний (A.A. Баранов, 1999г.; В.Р. Кучма, 2002г.; JIM. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина, 2002г.).

Наблюдается несоответствие между методологией и реальным осуществлением формирования системы физического воспитания, оздоровления и профилактики заболеваний. (В.Р. Кучма, 2003 г.).

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с конституцией и другими законодательными актами (В.Г.Маймулов, И.В. Корабельников, Л.И. Глушкова и др. 2000 г.). Но внимательное разумное отношение к своему здоровью зависит и от самих граждан. Совместная задача медиков, педагогов и родителей - — формирование ценностной ориентации учащихся на физическое совершенствование, которое повышению умственной работоспособности способствует освоению профессии.

Тема изучения состояния здоровья учащихся творческих школ практически не разработана: в печати встречаются лишь одиночные работы в этой области. Существует проблема гармоничного развития детей и подростков, восстановление хорошей физической формы и психоэмоционального состояния при большой загруженности учебных программ и участия в концертной деятельности.

Для решения задачи приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни наиболее эффективными могут быть средства и методы нетрадиционных видов физических упражнений, способствующих укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, нравственной воспитанности, развитию двигательных способностей.

Решение данной проблемы становится актуальным и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный фон, активизировать не только двигательную деятельность, но и сообщить теоретические сведения, включающие формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению ценностей физической культуры, развитию мотивационно-потребностной сферы личности к самоорганизации здорового образа жизни (Л.И Лубышева., 1992г.) - тем самым способствовать его научно-обоснованному формированию.

Понятие "здоровый образ жизни " и средства его формирования чрезвычайно разнообразны. Именно занятия физической культурой, по мнению многих авторов (А.В Царик., 1990г., 1991г.; М.М Рыжак., 1993г.; В.Д Гончаров., 1995г.; А.В Мартыненко., В.А. Прудников, 1996г.; Е.И.Литвинов, 1996г.; П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, А.П. Душанин., 1996г.; В.И.Столяров, И.М Быховская, Л.И. Лубышева, 1995г.; и др.) в комплексе с другими социальными факторами оказывают непосредственное воздействие на здоровье человека и способствуют формированию здорового образа жизни.

Физическая культура, особенно ее новые, нетрадиционные формы воспитывают устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. (И.А. Анохина, 1992г.; O.A. Богданов, 1992г.; Е.Г. Кириллова, 1997г.; Е.Г. Сайкина, 1997г.; Е.В Зефирова, 1998г.; Т.Н. Борейша, 1998г.; и др.).

Среди учащихся общеобразовательных школ особое внимание привлекают дети, со школьного возраста приобретающие специальности, связанные с исполнительским искусством. Это дети-артисты, учащиеся исполнители: танцовщики, музыканты различных жанров, учащиеся эстетических школ, школ искусств, участники ансамблей танца (эстрадного, народного, классического), хореографических, спортивных, детских музыкальных школ, училищ: музыкальных, хореографических, хоровых школ, студий, частных коллективов, которые несут увеличенную учебную нагрузку.

Изучение влияния обучающего процесса в таком большом объеме на молодой растущий организм представляет особый интерес, так как исследования здоровья учащихся творческих школ практически не проводятся. Именно эта группа детей, подростков, юношей и девушек является важной для изучения, так как именно они подвержены большой психоэмоциональной нагрузке, а танцовщики, спортсмены и цирковые артисты и высокой физической нагрузке.

Здоровых детей становится все меньше. Совершенствование методов поддержания хорошей работоспособности, профилактика заболеваний, вызываемых гиподинамией и умственными перегрузками, обусловлены нарушением равновесия их физической и нервно-психической деятельности. Поэтому важно наблюдение за здоровьем детей и создание восстановительных программ.

На сегодняшний день дети активно развиваются физически до поступления в школу, затем происходит переход к сидячему образу жизни, в результате чего они уже в этом возрасте плохо ходят, сидят, медленно соображают, не хотят учиться, не регулярно едят и это лишь вершина айсберга. Все школьники испытывают отрицательное влияние гиподинамии, которая вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме, рассматриваемые как адаптацию к низкому уровню двигательной активности. Дальнейшие сдвиги относятся уже к области предпатологии и патологии. Далее, по прошествии нескольких лет, ребенок вступает в пубертатный период онтогенеза и у него возникают «взрослые» болезни.

В связи с нарастанием и распространенностью функциональных нервно-психических отклонений у учащихся встает серьезный вопрос о способах охраны психоэмоциональной сферы молодого растущего организма, подвергающегося большим учебным нагрузкам в сочетании с гиподинамией.

Возникла необходимость исследования реакций организма на различные нагрузки, поиск путей возможной нейтрализации негативного фона и создания творчески развивающейся, восстановительной системы регулярных занятий, способствующих открытию новых резервных возможностей, увеличению работоспособности без отрицательных последствий для организма. Данная работа явилась естественным откликом на остро стоящую проблему ухудшения общей картины заболеваемости в данной возрастной группе.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование системы психоэмоциональной и физической адаптации в практике обучения детей и подростков — учащихся творческих школ окажет положительное влияние на растущий организм, улучшит показатели состояния здоровья, снимет излишние мышечные напряжения, вызванные различными причинами, поможет в достижении психоэмоционального комфорта, частично снимет «страх сцены» у «тревожных» солистов, откроет путь к «мышечной радости», свободе и красоте естественного движения человека, будет способствовать профилактике различных психосоматических заболеваний и высвобождению резервных сил организма.

Цель работы: на основе результатов изучения состояния здоровья учащихся школ исполнительского мастерства научно обосновать, разработать, апробировать и оценить эффективность системы адаптации молодого растущего организма к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

Задачи исследования:

1. Провести профессиографический анализ учебного процесса в школах исполнительского мастерства.

2. Исследовать влияние учебного процесса и концертной деятельности на молодой растущий организм учащихся.

3. Разработать систему психоэмоциональной и физической адаптации (ПФА) учащихся, основанную на релаксации, правильном построении тела, развитии мышечного корсета, обучении свободному естественному дыханию.

4. Оценить эффективность воздействия системы ПФА на показатели функционального состояния и здоровья учащихся школ исполнительского мастерства.

Научная новизна. Изучен уровень развития ведущих психофизиологических функций у учащихся творческих школ.

Дана комплексная оценка функционального состояния детей, занимающихся основами творческой деятельности (танцовщиков и музыкантов) в процессе учебной и концертной деятельности.

Впервые определены факторы положительного и отрицательного воздействия на организм учащихся учебного процесса и концертной деятельности.

На основании данных, полученных в результате исследований, научно обоснована и разработана система психоэмоциональной и физической адаптации (ПФА) организма учащихся творческих школ к высоким эмоциональным и физическим нагрузкам. Разработанная система ПФА является совокупностью методов релаксации, рационального движения, развития мускулатуры, способствующей коррекции осанки. Система ПФА, имеющая в своей основе свободу дыхания, рациональность движения, ощущение «мышечной радости» и психоэмоционального комфорта, построена на танцевальной пластике современной хореографии.

Впервые показано, что система ПФА оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат, иммунитет и психоэмоциональную сферу учащихся школ исполнительского мастерства.

Практическая значимость исследования заключается в создании новой системы работы с учащимися всех возрастов и специализаций в области исполнительского искусства на основе пластики и танца. Выполненные исследования позволили научно обосновать систему, обеспечивающую полноценное морфофункциональное развитие организма, становление двигательных навыков и адаптацию к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. На основе системы создана программа с поурочной разработкой на 2 года обучения с возможностью использования в творческих высших и средних учебных заведениях.

Материалы проведенного исследования представляют практический интерес для педагогов творческих школ, тренеров, инструкторов, преподавателей физкультуры, школьных и подростковых врачей, педиатров.

Внедрение результатов работы. На принципах системы ПФА создана программа «Пластика и танец» для студентов факультета Мировой музыкальной культуры Государственной классической академии им. Маймонида. Программа используется на факультете Мировой музыкальной культуры Академии им. Маймонида на отделении джазового пения (Решение Ученого Совета от 5 сентября 2001 г.).

Материалы диссертационного исследования включены в учебный план курса «Общая гигиена» МГМСУ по теме «Гигиена детей и подростков» (Акт о внедрении от 15 января 2003 г.).

Апробация работы

Материалы диссертации были доложены, обсуждены и получили положительную оценку у специалистов на межвузовской научно-профилактической конференции «Современные медицинские проблемы оптимизации безопасности жизнедеятельности населения», посвященной 75-летию со дня рождения член-корр. РАМН заслуженного врача РФ профессора Г.П. Зарубина (МГМСУ, 12 мая 2003), на заседаниях ученого совета Государственной Классической Академии им. Маймонида и кафедры общей гигиены МГМСУ (2002-2003 гг.).

Апробация диссертации состоялась на межкафедральной научной конференции кафедры Общей гигиены и кафедры Общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ 16 апреля 2003 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Влияние основных факторов учебной и профессиональной деятельности на организм учащихся, обучающихся исполнительскому мастерству.

2. Основные принципы и методы системы психоэмоциональной и физической адаптации учащихся школ исполнительского мастерства.

3. Совершенствование двигательных навыков через осознание и выработку правильного (естественного) положения тела в пространстве и формирование рациональности движений.

4. Эффективность системы психоэмоциональной и физической адаптации.

Объект исследования: функциональное состояние организма учащихся школ исполнительского мастерства (танцовщиков, музыкантов) в процессе обучения и концертной деятельности.

Предмет исследования: уровень показателей профессионально-важных функций организма учащихся, овладевающих основами исполнительского мастерства.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, аналитического обзора литературы; главы, посвященной методам и организации исследования; двух глав результатов собственных исследований; главы, посвященной обсуждению результатов исследований; выводов; практических рекомендаций; списка литературы, который содержит 170 источников, в том числе 17 на иностранных языках, а также 5 приложений, в одном из которых излагается технология системы ПФА.

Похожие диссертационные работы по специальности «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия», 14.00.51 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия», Семашко, Лилия Васильевна

Выводы.

1. Проведенный профессиографический анализ учебного процесса и концертной деятельности у учащихся школ исполнительского мастерства (танцовщиков и музыкантов) показал, что в общеобразовательных и музыкальных школах двигательная активность детей и подростков снижена до несоответствующего их возрасту уровня: так испытывают потребность в движении во время занятий по общеобразовательным дисциплинам 90% музыкантов, 87% танцовщиков, а также 62% школьников контрольной группы. Ощущают необходимость устранения эмоционального напряжения 87% музыкантов, 84% танцовщиков, 71% школьников. Продолжительные занятия музыкой в сочетании с гиподинамией и высокой психоэмоциональной нагрузкой во время концертов негативно отражаются на состоянии здоровья музыкантов, среди которых большинство страдает нарушениями зрения и осанки, отличается повышенной тревожностью. Для танцовщиков характерно сбалансированное сочетание высокой психоэмоциональной и физической нагрузок, что оказывает благоприятное действие на молодой растущий организм.

2. Воздействие учебного процесса и концертной деятельности на организм учащихся школ исполнительского мастерства имеет свои особенности, в зависимости от творческой специальности:

- у танцовщиков, по сравнению с музыкантами, выявлен более низкий исходный уровень средних значений артериального давления до уроков

САД - 105,5 мм рт. ст., и ДАД - 64,0 мм рт.ст. против 120,8 мм рт.ст. и 72,4 мм рт.ст., соответственно) до концертного выступления ( САД -109,0 мм рт.ст., ДАД - 68,0 мм рт.ст. против 120,0 мм рт.ст. и 72,0 мм рт.ст., соответственно), а также более низкие показатели артериального давления после концерта (САД -118,0 мм рт.ст., ДАД - 69,0 мм рт.ст. против 128,0 мм рт.ст. и 73,0 мм рт.ст., соответственно);

- латентный период зрительно-моторной реакции на стереотип положительных и тормозных раздражителей у танцовщиков короче, чем у музыкантов, и колеблется в зависимости от раздражителя от 471 до 328 мс, в то время как у музыкантов — от 549 до 416 мс.;

- тактильная чувствительность пальцев рук у музыкантов выше, чем у танцовщиков (1,1+0,06 против 1,47+0,06 условных единиц по Mackworthy), что является профессионально важной функцией для музыкантов;

- устойчивость к стресс-воздействию выше у танцовщиков, чем у музыкантов, что определялось по физиологическому тремору и кожно-гальванической реакции после экспериментального воздействия стресс-фактора. У танцовщиков тремор (количество касаний за равный промежуток времени) меньше (п=16 21,5+2,5 против п=20 26,2+2,2). Кожно-гальваническая реакция на стресс у музыкантов более выражена по сравнению с танцовщиками (2,25+0,07 против 2,54+0,06 LgM ОМ); показатели антиинфекционной резистентности (по тесту колониеобразующих единиц микробов (КОЕм) в группах музыкантов и танцовщиков до и после уроков статистически достоверно не различались, но были ниже, чем у школьников общеобразовательных школ. После сильного психоэмоционального и физического напряжения, связанного с выступлением перед публикой, через 3-5 минут после окончания номера у танцовщиков число КОЕм понижалось, у музыкантов такая реакция не отмечалась;

- по данным анкетного опроса установлено, что утомляемость, беспричинная тревожность, ощущение эмоционального и физического напряжения, ухудшение зрения значительно чаще встречается у музыкантов, чем у остальных респондентов.

3. Изучение учебного процесса у учащихся творческих школ, выявление особенностей воздействия учебной и концертной деятельности на молодой растущий организм, а также анкетный опрос детей, подростков и их родителей позволили обосновать основные принципы и разработать систему психоэмоциональной и физической адаптации.

Основными принципами ПФА является: I

- преодоление мышечного напряжения с помощью свободного, естественного дыхания, в результате чего становится возможным наиболее рациональная работа по коррекции осанки при анатомически правильном положении головы относительно тела; осознание учащимися своих действий и переучивание нерациональных движений или отказ от них;

- с помощью приемов партерной пластики постепенное формирование мышечного корсета, способствующего сохранению естественной осанки, развитие отдельных групп мышц, увеличение эластичности мышц и подвижности суставов;

- снятие психоэмоционального напряжения с помощью танцевальной импровизации на темы, соответствующие как положительным, так и отрицательным эмоциям.

4. Оценка эффективности воздействия системы психоэмоциональной и физической адаптации на функциональное состояние и здоровье учащихся школ исполнительского мастерства показала:

- у учащихся, занимающихся по системе ПФА, по сравнению с контрольной группой, отмечается более четкая и быстрая реакция восстановления АД до нормы после концерта, что указывает на большую адаптированность организма к стрессам, как эмоциональным, так и физическим;

- электрокардиографические исследования свидетельствуют о том, что у учащихся группы "Синтез", которые занимаются по системе ПФА, отмечается благоприятная динамика показателей в процессе обучения;

- по показателям разницы тонуса мышц в момент напряжения и расслабления установлено, что у учащихся вышеуказанной группы вырабатывается высокая способность к произвольной мышечной релаксации;

- по данным анкетирования учащиеся, занимающиеся по системе ПФА, реже испытывают внутреннее напряжение и тревожность, меньше страдают нарушениями сна; испытывают эмоциональный подъем от творчества;

- подавляющее большинство учащихся изъявило желание продолжать занятия по системе ПФА.

Система психоэмоциональной и физической адаптации может быть использована в учебном процессе различных школ исполнительского мастерства.

Практические рекомендации

Для восстановления гармоничной работы важнейших систем молодого растущего организма, профилактики хронических заболеваний нами была разработана и испытана системы психофизической адаптации для учащихся, испытывающих повышенные психоэмоциональные и физические нагрузки, которая может быть включена в учебный процесс.

Результаты исследований отчетливо показали разницу реакций организма учащихся творческих и общеобразовательных школ на профессиональную деятельность и учебный процесс.

1. Для поддержания оптимального уровня их здоровья, в первую очередь, необходим баланс умственной и физической деятельности.

2. Повышение специальной физической активности учащихся общеобразовательных и музыкальных школ.

3. Коррекция осанки с предварительным снятием напряжения и дальнейшим укреплением мышечного корсета, способствующего удержанию правильной, с точки зрения анатомии, вертикальной позы без излишнего напряжения, что улучшит состояние здоровья учащихся, повысит профессионализм исполнителей без расхода дополнительной энергии с повышением работоспособности.

4. Для гармоничного развития учащихся творческих школ рекомендуется ввести систему ПФА в учебный процесс. Занятия по этой системе создают необходимые предпосылки для улучшения работы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и иммунной систем; снимают излишние напряжения, развивают творческие профессионально важные качества у представителей двух обследованных групп исполнителей, оптимизируют профессиональную деятельность и улучшают качество жизни.

5. Для занятий с каждой из исследованных групп рекомендуется ввести коррективы, соответствующие их профессиональной направленности.

6. Для наиболее плавной адаптации к учебному процессу занятия по системе следует начинать с дошкольного возраста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат биологических наук Семашко, Лилия Васильевна, 2003 год

1. Азыдова Г.Ф. Роль условий обучения в общеобразовательных учреждениях в формировании здоровья школьников // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Тезисы конференции НО НЦЗД РАМН. М., 2002. - С. 27-29.

2. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: "Здоровья", 1989. - 213 с.

3. Анастази А., Урабинс С. Психологическое тестирование. 7-е международное изд. — СПб.: "Питер", 2003. — 688 с.

4. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Изд. Центр "Академия" 2002. - 80 с.

5. Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. - С. 156-214.

6. Анохина И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МОГИФК, 1992. - С. 8-12.

7. Аристотель, 384-322 (до н. э.). Сочинения: в 4-х т. Аристотель. АН СССР. Ин-т философии. М.: "Мысль", 1975. Т.1 (Метафизика). - 550 с.

8. Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. — 10 с.

9. Базарова Н. Классический танец. JL: "Искусство", 1975. - 184 с.

10. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. — JI.-M.: "Искусство", 1964. 209с.

11. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — М., 1995.-С.2-7.

12. Баранов A.A. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты // Вестник РАМН. 1999. № 9. — С. 40-42.

13. Баранов A.A. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы. // VIII Конгресс педиаторов России: докл. — М., 2003.-3 с.

14. Баранов A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения. // Российский педиатрический журнал. 1998. №1. — С. 5-8.

15. Баранов A.A., Щеплягина Л.А. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М., 1998. - 63 с.

16. Баскаков В.Ю. Свободное тело. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 224 с.

17. Биологические аспекты кибернетики (сборник работ). — М.: Издательство АН СССР, 1962. 224 с.

18. Бирюк Е.В. Ритмическая гимнастика: Методические рекомендации. Киев: "Молодь", 1986. - 151 с.

19. Бирюкова З.И. Изучение возбудимости коры головного мозга спортсменов методом двигательных условных рефлексов. //Теория и практика физической культуры. 1952. № 15. — С. 502-510.

20. Богданов O.A. Использование общеразвивающих гимнастических упражнений для развития аэробной выносливости студенток. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1992.-С. 29-30.

21. Боголюбская M.C. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.: Мин. культуры СССР, 1983. 92 с.

22. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Учебно-методическое пособие. М., 1982. — 100 с.

23. Борейша Т.И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 37 с.

24. Брайан Хилари. Танцевальная терапия и модерн танец. На материалах Laban Movement Analysis and Bartenieff Fundamentals. // Бэй Гардин (8.14.1996). Выбор критика. С. 3.

25. Брайнс С.Н. Биологическая и медицинская кибернетика. — М.: "Медицина", 1972. 247 с.

26. Бреннан Р. Метод Александера. Пер. с англ. — Киев: "София", 1997.-112 с.

27. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: "Физкультура и спорт", 1990. 206 с.

28. Васильев Т.Э. Начала хатха йоги. М.: Изд. "Прометей" Ml ПИ им. В.И.Ленина, 1990. - 232 с.

29. Венгерова Н.Н. Влияние различных режимов ритмической гимнастики на состояние здоровья и работоспособности студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб: СП ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1993. - 17 с.

30. Вендровска С. 100 минут для красоты и здоровья. ЛИА. Пер. с польского. М.: "Анонс", 1992. - 96 с.

31. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. — Минск: "Полымя", 1982. 144 с.

32. Верхало Ю.Н. Фонотремометр (ФТ-2В) // Теория и практикафиз. культуры. 1964. № 8. 46 с.

33. В движении // Современный танец в Нидерландах. Институт Театра Нидерландов, 1999. - 31 с.

34. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование. // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: "Сов. спорт", 1996. - 96 с.

35. Виленский М.Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи. // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. / Под общ. ред. Н.В. Барышевой. - Самара, 1996. - 192 с.

36. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. Пер. с англ. М.: "Когито-Центр", 2001. - 384 с.

37. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Уч. пособие для уч. заведений. М.: "Сов. Спорт", 1996. - 587 с.

38. Вировец О.И., Кузнецов В.Г. Рекомендации по оценке нервно-эмоционального напряжения летного и диспетчерского состава гражданской авиации с помощью простых биохимических тестов.- М.: Госнии ГА, 1981. 21 с.

39. Виру A.A., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения.- М.: "Физкультура и спорт", 1988. 142 с.

40. Волкова А.П. Некоторые показатели состояния антиинфекционного иммунитета у практически здоровых людей. // Показатели состояния основных систем и органов здорового человека. — М. 1977.-С. 122-148.

41. Волынский A.JI. Книга ликований. Азбука классического танца.- М.: "Артист. Режиссер. Театр", 1992. 297 с.

42. Галдин Л.О. Африканская музыка // Музыкальная энциклопедия. -М., 1973. Т.1.-287 с.

43. Гиршон А. Танцевальная импровизация. Теория, история, практика. Альманах 1. — М., 1999. — 28 с.

44. Горожанин B.C. Регуляция двигательной активности как проблема дифференциальной психологии. // Вопросы психологии. 1977. №2.-С. 52-53.

45. Горчак С.И. К вопросу о дефинициях здорового образа жизни. // Сб. статей Академии Наук Молдова. — Кишенев; Здоровый образ жизни: философские и медико-биологические проблемы. — Кишенев: "Штиица", 1991. С.16-17.

46. Грачева JI.B. Тренинг внутренней свободы. СПб.: "Речь", 2003. -60 с.

47. Граевская Н.Д. Бодрость и здоровье. — М.: "Медицина", 1979. -С. 61-64

48. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1979. — 249 с.

49. Давиденко A.C. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие. СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 1999. - 250 с.

50. Демени Ж. Курс гимнастики. — М.: "Физкультура и туризм", 1932.-158 с.

51. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: "ФиС", 1986. - 249 с.

52. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. — М.: "Флинта", 1999. 558 с.

53. Дункан Изадора (Айседора). Движение — жизнь. — М., Изд. школы Дункан, 1921. — 4 с.

54. Дункан А. Танец будущего (Лекция). Пер. Н. Фалькова. М., 1907.-16 с.

55. Дункан А. Моя жизнь. Пер. Я. Яковлева. — М.: "Федерация", 1930,-298 с.

56. Дюперон Г.А. Краткий курс истории физических упражнений. — Л., 1924.-66 с.

57. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: "СпортАкадемПресс", 2001.-444 с.

58. Жак-Далькроз, Эмиль. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: Шесть лекций. // Театр и искусство. 1913. — 156 с.

59. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: "Просвещение", 1978.-334 с.

60. Иванов A.A., Клемпарская H.H., Шальнов Г.А. Инструкция по применению теста аутомикрофлоры кожи у человека для выявления контингентов и отдельных лиц с повышенным риском-- заболевания. М.: МЗ СССР, 1988. - 6 с.

61. Иванова О.И. Формула красоты. — М.: "Советский спорт", 1990. -48 с.

62. Иванова О.И., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. М.: "Советский спорт", 1998. - 64 е., ил. — (Физкультурная библиотечка школьника).

63. Ильин Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. // Теория и практика физической культуры. 1994. №7.- С.73.

64. К Здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактика заболеваний. — М.: В/о "Водолей", 1994. — С. 80.

65. Карелина A.A. Психологические тесты. В 2-х т. — М.: "Владос", 2003.-С. 312.

66. Карцев И.Д. Проблемы профессиональной пригодности подростков и пути ее развития. // Гигиена и санитария. 1968. № 3. С. 30-34.

67. Кирзон М.Н. О физиологии толкования мышечного тремора и методик анализа тремограммы // Психофизиология труда в промышленности. — Л.: Типогр. им. Лоханкина, 1935. — С. 224-233.

68. Кириллова Е.Г. Индивидуализация процесса физического воспитания девушек 14-17 лет с преимущественным использованием средств ритмопластики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Б.до., 1997. 14 с.

69. Кодзенко В.Н. // Ритмическая гимнастика на службе здоровья: Сб. статей: ком. по физической культуре и спорту при СМ БССР, Белорус. Гос. ин-т физической культуры / Сост. В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль. Минск: "Полымя", 1986. - 104 с.

70. Кождаспиров Ю.Г. Функциональная музыка на уроке. // Физическая культура в школе. — М., 1986. №12. — С. 24-26.

71. Коренберг В.Б. Мини-справочник по статистике. Учебное пособие / Московская государственная академия физической культуры. — Малаховка: МГАФК, 1996. 20 с.

72. Коренберг В.Б. Спортивная биомеханника. — Малаховка: МГАФК, 1999.-192 с.

73. Коротаев H.A. Здоровье и работоспособность артистов цирка. Сборник статей и тезисов научно-практической конференции. (1977-2002 гг.). / Составитель и редактор Коротаев H.A. М., 2002. -С. 64-66.

74. Костина JI.M. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: "Речь", 2003. 160 с.

75. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Изд. 2-е доп. JL, "Искусство", 1976. - 272 с.

76. Крейз Р. К. здоровью через естественную осанку: Александер-метод. М.: "ФАИР-Пресс", 1999. - 224 с.

77. Куду Э.А. О влиянии музыки на образовании двигательных навыков в художественной гимнастике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1962. — 43 с.

78. Куркин Л.Н. Исследование функциональной подвижности нервной системы человека в связи с его спортивной и трудовой деятельностью. Автореф. дисс. кандидата психол. наук. Киев-Черкассы, 1965. - 22 с.

79. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. — М.: "Профиздат", 1987. 250 с.

80. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.: НО НЦЗД РАМН, 2002. - 280 с.

81. Кучма В.Р. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Практическое руководство по гигиене детей и подростков. — М.: ВУНМЦ, 1999. — 606 с.

82. Лазарус Р. Теория стресса и психофизические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологическиереакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.

83. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. — М.: "Терра-Спорт", 2001. 96 с.

84. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Часть 1. М.: "Физкультура и спорт", 1951. — 444 с.

85. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. — М.: "Знание", 1982.-40 с.

86. Литвинов E.H. Физическая культура и здоровье школьников // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. / Под общ. ред. Н.В. Барышевой. — Самара,1996.-192 с.

87. Лич Барбара. Судьба танцора. Преодоление, реальность и выбор в творчестве танцора. — Издание международной организации по содействию творческому развитию профессиональных танцоров,1997.-С. 63-78.

88. Лоуэн А. Психология тела. Пер. с англ. С. Кол еда. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 208 с.

89. Лоуэн А. Секс, Любовь и сердце. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 224 с.

90. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

91. Ляримираль Софи, Рипо Кристина. Растите детей здоровыми от 0 до 15. -М.: "Физкультура и спорт", 1984. - 150 с.

92. Маршак М.Е. Регуляция дыхания у человека. М., 1961. — 160 с.

93. Майкель Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. Пер. с англ. А. Александрова. СПб.: "Лань", 1997. - 400 с.

94. Маймулов В.Г., Корабельников И.В., Глушкова Л.И. и др. Проблемы в реализации законодательства по охране здоровья граждан. //t

95. Экологически обусловленные заболевания человека. Методические проблемы и пути их решения. Материалы пленума. — М.: АМН РФ, 2000.-С. 89-92.

96. Малета Ю.С, Тарасов В.В. Математические методы статистического анализа в биологии и медицине. — М.: Из-во Московского университета, 1981. — 177 с.

97. Малова H.A. Гигиеническая характеристика физической работоспособности школьников 10-12 лет с разными росто-весовыми отношениями: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., 1985. — 24 с.

98. Мальцев В.Н, Шлип М., Саадави А. Анализ информационной системы, контролирующей состояние микрофлоры кожи в норме и патологии. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 1995. №4. — С.95-99.

99. Маринов М.Х., Станев С.Н., Карачолев И.Н. Йога. Sofia: с/о Jus autor, 1982. - 159 с.

100. Мейкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И., Милкова JT.E. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. — М.: "Медицина", 1987. 287 с.

101. Мещеряков Д.Т. Физкультурно-оздоровительная активность студентов-стоматологов. Дис. канд. мед. наук. — М., 2000. — 123 с.

102. Микрофлора кожи человека. Клинико-диагностическое значение Материалы научно-практической конференции. М.: 1989. — 30 с.

103. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. М.: "Спортакадем пресс", 2000. - 202 с.

104. Мюллер И. Моя система для женщин. — Л.: 2-я типография Транспечати НКПС, 1928. 69 с.

105. Никаноров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: "Речь", 2003. - 39 с.

106. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. М.: ГИТИС, 2000. - 440 с.

107. Нобл У.К. Микробиология кожи человека. — М.: "Медицина", 1986.-492 с.

108. Ноэль Э. Массовые опросы. — М.: "Прогресс", 1978. — 397 с.

109. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. // Гигиена и санитария. 2001. № 5. -С. 7-11.

110. Оплавин С.М. Влияние занятий спортивными играми на воспитание быстроты двигательных реакций // Теория и практика физической культуры. 1953. Вып. 5-6. С. 923-928.

111. Орлов A.A. Методика использования статодинамических упражнений для восстановления профессиональной работоспособности людей умственного труда. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., 1990.-17 с.

112. Петровская В Г., Марко О.П. Микрофлора человека в норме и патологии. М.: "Медицина". 1976. - 232 с.

113. Пискунова JI. Правильная ли у вас осанка? // Мир танца. 2002. №1.С. 58-59

114. Пижо П. Психологическое тестирование. 16-е изд. СПб.: "Питер", 2003. - 160 с.

115. Подколзин A.A., Донцов В.И., Мороз И.Н., Дмитриев H.H. Диагностика и лечение синдрома хронической усталости // Методические рекомендации. М.: ВУНМЦ, 1997. — 39 с.

116. Полиевский С.А. Возможности теста аутомикрофлоры кожи как критерия неспецифической антиинфекционной резистентностиспортсмена // Бюллетень № 4 центральной олимпийской академии. М.: ЦОА, 1998. - С. 97-99.

117. Полиевский С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. М., 1974.

118. Понамарчук В.А., Аяшев O.A. Физическая культура и становление личности. — М.: "Физкультура и спорт", 1991. — 169 с.

119. Рахимов С.Р. Психолого-педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины. "Укитувчи", 1979. - 168 с.

120. Родионов A.B. Влияние психологических факторов на спортивные результаты. — М.: "Физкультура и спорт", 1984. 112 с.

121. Рубинштейн Н. Психология танцевального спорта. // Мир танца. 2001. Вып. 3.-С. 42-44.

122. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: "Медгиз", 1960.-254 с.

123. Сергеева J1.C. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000. - 290 с.

124. Сиднева JI.B., Гориянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. — М.: МО РФ, 2000. — 74 с.

125. Собчик JI.H. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: "Речь", 2003. - 219 с.

126. Соколова И.В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни. Дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. - 160 с.

127. Сорокина О. Притяжение. // Вестник контактной импровизации в России № 2. СПб.: Общ-во А-Я, 2000. - 16 с.

128. Стоквис Онно, Вейк Тития. В движении. /Современный театр' в Нидерландах. Институт театра Нидерландов, 1999. - 31 с.

129. Сухарев А.Г. Гигиена физического воспитания // Гигиена детей и подростков. М., 1986. - С. 188-214.

130. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: "Медицина", 1991. 269 с.

131. Сухарева Л.М., Коваль В.И., Богун Т.Ф. и др. Роль врача в профессиональной ориентации школьников // Здравоохранение Рос. Федерации. 1991. № 11. С. 20-21.

132. Сухарева Л.М., Раппопорт, И.В. Звездина. Состояние здоровья'и физическая активность современных школьников. // Гигиена и санитария. 2002. № 3. С. 52-55.

133. Тулинцева А.Г. К вопросу изучения общественного мнения по проблеме "Массовая физическая культура экология, здоровье, образ жизни". (Философские и социально-педагогические аспекты). //Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 61-62

134. Тулинцева А.Г. К вопросу изучения общественного мнения по проблеме "Массовая физическая культура, экология, здоровье, образ жизни" (Философские и социально-педагогические аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 61-62.

135. Туревич K.M. О валидности лабораторных проб силы и баланса нервных процессов // Типологические особенности высшей нервной деятельности. М., 1965. - С. 23-33.

136. Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. Из-во АН СССР, 1963.-321 с.

137. Федоров А.П., Сергеева JI.C. Телесно-ориентированная психогтерапия. Хрестоматия. — СПб, 2000. 290 с.

138. Фельденкрайз М. Сознавание через движение. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 160 с.

139. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков. Пер. с англ. Пануш М. — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. — 224 с.

140. Фесс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология (Сборник статей). М.: Прогресс, 1975. — 283 с.

141. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте. — Харьков: "Основа", 1994. 131 с.

142. Царик A.B. Пути и факторы формирования потребности в физическом совершенствовании человека. // Теория и практика физической культуры. 1984. № 3. С. 32-35.

143. Черныш В.И, Набоков A.B. Математический аппарат биологической кибернетики. — М.: "Медицина", 1964. 364 с.

144. Швейцер Йозеф. Воспитание ребенка. Пер. с чешского. М.: "Медицина", 1982. - 336 с.т

145. Шенкман, Рейф И. Гимнастика в постели // Будь здоров. 1997. № 3. — С. 69-70.

146. Шоттенолоэр Гертруда. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. СПб.: Издательство Пирожкова, — 2001. - 256 с.

147. Штурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: "Речь", 2003.-192 с.

148. Bakker F.C. Personality differences between young dancers and non-dancers. //Personality and Individual Differences. 1988. № 9. P. 5-6.

149. Bamberger J. Growing up prodigies: the midlife crisis. New Directions in Child. Developmen. 1982. T. 17. P. 25-30.

150. Chalmers B. The development of a measure of attitude towards instrumental music style. // Journal of Research in Musical Education. 1978. №26.-P. 50

151. Davies J.B. The Psychology of Music. London: Hutchinson, 1978. -P. 25-30.

152. Dowling W.J., Harwood D.L. Music Cognition. London: "Academic Press", 1986.-218 p.

153. Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. — New York: "Aldine de Gruyter", 1989.-285 p.

154. Frich E. Mett Metox "Jazz-dance". Weingarten, 1988. - P. 34-36.

155. Goldstein A. Thrills in response to music and other stimuli. Physiological Psychology. № 8. 1980. P. 126-129.

156. Kemp A. The personality structure of the musician: the significance of sex differences. // Psychology of music. № 10. 1982. P. 48-58.

157. Mackworth N.H. Finger numbness in very cold winds. // J. of applied physiology. V. 5. № 9. P. 133-143.

158. Pradier J.M. Towards a biological theory of the body in performance. New Theatre Quarterly. № 6. 1990. P. 86-98.

159. Macdonald Robert, Nese Caro. Secrets of Alexander Technique DK Natural Health. New-York, 2000. - 224 p.

160. Rouget G. Music and Trance. A Theory of the Relatons Between Music and Possession. Chicago: University of Chicago Press, 1985:-P. 15-16.

161. Salmon P. Stress inoculation techniques and musical performance anxiety. // G.D. Wilson (ed). Psychology and Performing Arts. -Amsterdam: Swets andZeitlinger. 1991.-P. 15-21.

162. Shurr. Modern-danc. -New-York, 1980. 120 p.

163. Sloboda J. A. Musical excellence-how does it develop? // M.J .A. Howe (ed). Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society. 1990. - P. 14-45.

164. Wills G., Cooper C.L. Pressure sensitive: popular musicians under stress. London: Sage, 1988. - P. 51-60.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.