Абхазы в структуре северокавказской диаспоры в арабском мире: XVIII-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.15, кандидат наук Гургулия, Эсма Аполлоновна
- Специальность ВАК РФ07.00.15
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат наук Гургулия, Эсма Аполлоновна
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ_3-17
I. ФОРМИРОВАНИЕ АБХАЗСКОЙ ДИАСПОРЫ В СТРАНАХ АРАБСКОГО МИРА (XVIII-XIX ВВ.)_18-44
§ 1. «Восточный вопрос» и столкновение интересов мировых держав на
Кавказе_18-24
§ 2. Махаджирство и переселение абхазов в Османскую империю (XVIII-XIX вв.)_25-44
1. Проблема махаджирства_25-36
2. Абхазский вопрос_37-44
И. АБХАЗЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ АРАБСКОГО
ОБЩЕСТВА (XVIII-XIX ВВ.) _45-90
§ 1. Абхазы в Арабском мире: жизненные стратегии_47-79
§ 2. Хайреддин-паша - Великий просветитель Востока_80-90
III. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АБХАЗСКОЙ ДИАСПОРЫ_91-108
§ 1. Расселение и численность_91-96
§ 2. Система жизнеобеспечения_97-102
§ 3. Социально-профессиональная структура_103-104
§ 4. Духовная культура_105-108
IV. АБХАЗСКАЯ ДИАСПОРА И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА_109-122
§ 1. Проблема репатриации_109-118
§ 2. Международная ассоциация абхазо-абазинскош народа_119-122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_123-127
ПРИЛОЖЕНИЯ_128-180
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _181-192
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК
Исторический опыт развития отношений Кабардино-Балкарии с черкесскими диаспорами Сирии и Иордании: 1966 - 2006 гг.2011 год, кандидат исторических наук Максидова, Диана Феликсовна
Историческая действительность и эволюция художественного сознания писателей черкесского зарубежья: Сравнительно-типологический анализ2006 год, доктор филологических наук Тимижев, Хамиша Тарканович
Вайнахская диаспора в Турции, Иордании и Сирии: История и современность1998 год, кандидат исторических наук Бадаев, Саид-Эми Салавдинович
Черкесская диаспора в Иордании: генезис и современное состояние2003 год, кандидат исторических наук Ганич, Анастасия Алексеевна
Черкесская диаспора в арабских странах: История и современность1998 год, доктор исторических наук Кушхабиев, Анзор Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Абхазы в структуре северокавказской диаспоры в арабском мире: XVIII-XX вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Миграционные перемещения населения всегда составляли неотъемлемую часть истории человечества. Собственно говоря, само образование ойкумены стало результатом последовательных волн миграций древнейшего и последующего поколений жителей Земли, осваивавших новые территории и природно-экологические ниши. С возникновением этнической дифференциации человечества перемещения народов стали сопровождаться транстерриториальным переносом культурных ценностей, которые отныне начинают развиваться в иноэтническом и инокультурном окружении. С этим связано возникновение феномена диаспоры, одному из этнических сегментов которой посвящена данная работа.
Одно из самых заметных диаспоральных образований в мире представляют выходцы с Северного Кавказа, обосновавшиеся в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Образование северокавказской диаспоры - это сложный процесс, требующий комплексного изучения, прежде всего анализа сложной геополитической ситуации, сложившейся в середине XIX века на Кавказе, где столкнулись интересы России, Османской империи, Ирана, Англии и Франции, а также внутриполитические реалии самого Западного Кавказа.
Вследствие ряда исторических факторов и обстоятельств, на территории ряда регионов Ближнего Востока и Северной Африки, входивших в состав Османской империи (ныне - территории независимых стран: Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Египта, Туниса и др.), образовалась значительная по численности, географии расселения и степени общественно-политического влияния северокавказская диаспора с достаточно сложной этнической структурой. В составе диаспоры представлены практически все народы Северного Кавказа: адыги, абазины, осетины, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, большинство народов Дагестана. Составной частью этнической структуры северокавказской диаспоры является ее абхазский сегмент, который и представляет предмет
з
настоящего исследования.
Северокавказская диаспора в Арабском мире известна как ал-шаракис, т.е. «черкесы». Это обстоятельство требует некоторых пояснений. Этноним «черкесы» в прошлом применялся как обобщающий по отношению к нескольким этносам, самоназвание которых было «адыги». К ним относятся современные адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги, предки которых являлись автохтонным населением Северного Кавказа. Адыгский язык вместе с абхазским, абазинским и убыхским языками составляют абхазо-адыгскую группу северокавказской языковой семьи. Название «черкес» утвердилось за адыгами в письменных источниках после XIII века. В странах Ближнего Востока и Северной Африки этим этнонимом стали называть и представителей других северокавказских народов, переселение которых в массовом порядке происходило хронологически гораздо позже, уже в XIX в. На ранних этапах махаджирства1 большую часть северокавказских иммигрантов составляли собственно черкесы, поэтому это название стало собирательным как для всех адыгов, так и для всех выходцев с Северного Кавказа. Как писал турецкий генерал, шапсуг по происхождению Исмаил Беркок в своем труде «История Кавказа», «каждый адыг является черкесом, однако, не каждый черкес является адыгом. Это положение сохраняет свою актуальность и по сей день»2.
Соответственно и в арабском мире, как было упомянуто выше, под общим названием «черкесы», помимо собственно адыгских групп (абадзехов, бжедугов, шапсугов и др.), фигурируют также абхазы, а также представители других северокавказских народов - чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, хотя многие из них не родственны черкесам по языку, а относятся к иным языковым семьям3. Таким
1 Под этим термином понимается вынужденное переселение групп коренного населения Кавказа в Османскую империю во время и после завершения Кавказской войны.
2 Ismail Berkok. Tarihte Kafkasya. Istanbul. 1958. S.65
3 Кавказские махаджиры принадлежат к следующим основным этническим группам: абхазско-адыгской, которая включает в себя кабардинцев, адыгейцев, шапсугов, абхазов, абазинов, а также собственно черкесов; нахско-дагестанской группе: вайнахи (чеченцы, ингуши) и дагестанцы (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и др.); тюркской группе: кумыки, карачаевцы,
4
образом, определения «северокавказская диаспора» и «черкесская диаспора» являются абсолютно идентичными.
Актуальность темы исследования.
Проблема изучения истории и культуры зарубежных черкесов относится к числу наиболее актуальных в современном кавказоведении. Долгое время эта тема по ряду политических и идеологических причин была табуирована для исследователей. Ее изучение началось сравнительно недавно, поэтому многие вопросы нуждаются в полновесном и всестороннем анализе. В значительной мере это относится к изучению зарубежных абхазов и их места в структуре северокавказской диаспоры.
Тему исследования актуализируют также и ряд общеисторических причин. В современном глобализирующемся мире миграционные перемещения людей все более разрушают этнически однородные ареалы ойкумены, образуя значительные диаспоральные анклавы в нетрадиционных местах расселения для носителей данной этнической традиции. Эти процессы все более расширяются, набирают силу, а потому нуждаются в осмыслении и изучении аспектов формирования и функционирования «старых» диаспор, к которым относится и северокавказская, а также их адаптации к условиям меняющегося мира.
Последние события в мире свидетельствуют, что диаспоры все громче заявляют о своих гражданских, политических и гуманитарных правах в странах проживания. Кавказские переселенцы, подвергаясь более чем столетней ассимиляции, сохраняют еще в той или иной степени свои отличительные особенности, в том числе этническое самосознание, языки, обычаи и этническую культуру. Многолетнее стремление северокавказской диаспоры к институированию форм своей культурной деятельности за прошедшие десятилетия реализовано, что определяет актуальность их изучения.
балкарцы, ногайцы, трухмены; иранской группе: мусульмане-осетины и др. Подробнее см: Языки мира: Кавказские языки. М., 1999; История Абхазии. Сухум, 1991. и др.
В качестве нового явления можно отметить усиление внимания диаспоры к процессам, протекающим на исторической родине. Представители диаспоры ревностно откликаются на события, происходящие на Кавказе, их не оставляют равнодушными как позитивные, так и негативные процессы в регионе, в ряде случаев диаспора выступает в качестве активного политического актора, что достаточно ярко проявилось в период драматических событий в Абхазии (1992-1993 гг.) и Чечне (19941996, 1999-2009). В последние годы возросший интерес к «черкесскому вопросу» связан в первую очередь с проведением в 2014 г. Зимней Олимпиады в Сочи.
Растущая нестабильность в мусульманских странах, гражданская война в Сирии, демографические и иные проблемы поднимают значение фактора диаспоры во внутренней жизни республик Северного Кавказа и Абхазии на новый уровень. Одним из выражений этого является широкое общественное движение за репатриацию зарубежных кавказцев на историческую родину, поддержка этого начинания в Абхазии на государственном уровне, а также начавшийся процесс репатриации потомков махаджиров. Эти причины, а также особая историческая роль кавказских переселенцев в странах их компактного проживания, их политический статус в каждой из стран, самобытное духовное наследие, связывающее Арабский мир с Кавказом, возрастание роли диаспор в международных отношениях делают исследования в области истории северокавказской диаспоры в странах Ближнего Востока и Северной Африки чрезвычайно важными и актуальными.
Актуальность исследования определяется еще одним - гуманитарным аспектом: исчезновение любого, пусть самого малочисленного, народа, его языка и культуры, невосполнимо для человечества, ибо каждый из них вносит свой посильный вклад в общечеловеческую культуру, оставляя неповторимый след в истории мировой цивилизации.
В целом можно согласиться с замечанием В.А. Тишкова о том, что в
б
СССР о диаспорах в международно-политическом аспекте фактически не писали, а о некоторых даже и не знали. Именно конфликты и новый характер миграционных процессов конца XX в., активное влияние диаспор на ситуацию и внешнюю политику стран своего происхождения или исхода, а также стран проживания или пребывания придали данной теме общественную значимость и научную привлекательность4.
Степень разработанности темы
Несмотря на широкую распространенность термина «диаспора» в научной литературе, однозначной дефиниции этого понятия нет до сих пор. Действительно, термин «диаспора» употребляется весьма часто, однако в самых различных каннотациях. Видимо, подразумевается, что этот термин настолько ясен, а явление, им обозначаемое, настолько определенно, что особых комментариев просто не требуется. Но применительно к специальной теме даже самый беглый взгляд показывает, что термин используется для обозначения чрезвычайно широкого круга разнородных явлений, что отчасти лишает его эвристического значения. Противоречивость ситуации отразилась даже на страницах разнообразных отечественных и зарубежных энциклопедий и энциклопедических изданий. Практически все они отмечают, что понятие «диаспора» (от греч. diaspora - «рассеяние») возникло для обозначения и осмысления формы и способа многовекового существования еврейского народа в отрыве от страны своего исторического происхождения, среди множества различных народов, культур и религий.
В ряде зарубежных изданий, например, в Encyclopedia Britannica, этот термин по-прежнему трактуется только через призму еврейской истории и относится только к жизни этого народа. Другие словари обычно добавляют, что со временем термин стал употребляться расширительно, для обозначения национальных и религиозных групп, живущих вне стран своего происхождения, в новых для себя местах, в том числе - и на положении
4 Тишков В. А. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) // Диаспоры. 2003. №2. С. 162.
национально-культурного меньшинства5.
По мнению Н.П. Космарской, начиная с конца 1980-х гг. (в России — несколько позже) обозначилась противоположная тенденция — активное проникновение термина «диаспора» в научную литературу, а также в язык политиков, деятелей культуры, журналистов и т. п. В рамках этой расширительной трактовки диаспорами стали называть множество очень разных экспатриированных этнических меньшинств, включая и те, что достигли высокой стадии вынужденной или добровольной ассимиляции, а также те группы, которые, формально проживая за пределами исторической родины, считают себя автохтонами по отношению к территории своего нынешнего расселения6.
В последние годы именно это второе, производное значение термина «диаспора» становится наиболее употребительным, оттесняя его первоначальную семантику. Такое понимание одним из первых сформулировал Г. Шеффер, который отмечал, что диаспоры образуются путем насильственной или добровольной миграции этнических групп за пределы своей исторической родины (homeland). Они живут в принимающих странах (host countries) на положении меньшинств, при этом сохраняя свою этническую или этнорелигиозную идентичность и общинную солидарность . В дальнейшем было предложено множество определений понятия «диаспора», отражающих различные его аспекты. Так, по определению З.И. Левина, «диаспора - это этнос или часть этноса, проживающие вне своей исторической родины, сохраняющие представление о единстве происхождения и не желающие потерять стабильные групповые характеристики, заметно отличающие их от остального населения страны пребывания»8.
У. Сафран выделяет шесть базовых характеристик «классических»
5 См.: Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятии // Диаспоры. №1,1999. С. 5.
6 Космарская Н.П. Диаспора // Большая российская энциклопедия. - М., 2007. - С. 718-719.
7 Sheffer G. A New Field of Study: Modem Diasporas in International Politics // Modem Diasporas in International Politics. L., 1986. Цит. по Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. № 1,1999. С. 9.
8 Левин З.И. Менталитет диаспоры. M., 2001. С. 5.
диаспор (на примере еврейской и армянской), которые вполне соответствуют особенностям черкесской диаспоры: 1. Рассеивание из единого центра в два или более «периферийных» места или иностранных региона; 2. Коллективная память о стране происхождения и ее мифологизация; 3. Ощущение своей чужеродности в принимающей стране; 4. Стремление к возвращению, или миф о возвращении; 5. Помощь исторической родине; 6. Сохраняющаяся идентификация со страной происхождения и базирующееся на этом чувство групповой сплоченности9.
Что касается объекта данного исследования, то изучение формирования и истории абхазской диаспоры велось крайне неравномерно. Если турецкая часть диаспоры привлекла весьма активное (хотя также не вполне достаточное) внимание специалистов, то историография «арабского» сегмента абхазского зарубежья насчитывает лишь несколько наименований. Первый обобщающий очерк по зарубежным абхазам принадлежит Г.А. Дзидзария10. В его классической монографии по проблемам истории Абхазии позапрошлого столетия на основе огромного количества разнообразных фактических материалов нашли широкое освещение не только вопросы многосложной истории выселения абхазских и других кавказских горцев в Турцию, но и дальнейшая тяжелая судьба махаджиров и их потомков. В монографии даются краткие сведения о пребывании абхазов в Сирии, Иордании, Египте.
Более развернутый очерк написан Ш.Д. Инал-ипа. В своей работе «Зарубежные абхазы»11 он рассматривает вопросы абхазской диаспоры со времени начальных этапов ее образования в первой половине XIX в. и до конца XX в. Опять-таки основное внимание уделяется абхазам, проживающим в Турции, но содержится ряд сведений об абхазах в Арабском мире. Еще один обобщающий очерк по теме можно найти в монографии
9 Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return // Diaspora. 1991. Vol. 1. № 1. Цит. no Попков В. «Классические» диаспоры: к вопросу о дефиниции термина// Диаспоры. № 1, 2002. С. 10-11.
10 Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982.
" Инал-ипа Ш. Д. Зарубежные абхазы. (Историко-этнографичекие этюды). Сухуми, 1990.
«Абхазы», в которой Ю.Г. Аргун описывает абхазов за пределамйГродйны12.
Среди специальных исследований, посвященных изучению конкретной проблемы абхазского зарубежья в Арабском мире, выделяется статья Л.
13
Кучберия на абхазском языке, в которой она детально описывает семейную жизнь абхазов, проживающих в арабских странах. Р.Х. Гожба (в другой транслитерации - Р.Х.Гуажба) предпринял исследование раннего этапа пребывания абхазов в Египте14, а Б.Б. Шинкуба пишет о народах Западного Кавказа и Османской империи во второй половине XIX - первой половине XX вв. и последствиях махаджирства15. Этим в основном исчерпывается историография проблемы в ее узком, абхазском дискурсе.
Широкий взгляд на северокавказскую диаспору в странах Арабского мира позволяет раскрыть многие другие, более общие аспекты проблемы. Ценный фактический материал содержится в монографии A.B. Кушхабиева о черкесской диаспоре в арабских странах в XIX -XX вв.16, главной целью которой является выявление роли и места черкесских иммигрантов и их потомков в социально-политической жизни арабских стран в XIX -XX веках. Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что автор не всегда различает этнические особенности «черкесов», вследствие чего не всегда возможно вычленить материал, относящийся не к собственно адыгам, а к другим этническим сегментам северокавказской эмиграции. Не меньшую ценность представляет другая работа A.B. Кушхабиева, посвященная
17
«Международной Черкесской Ассоциации» и проблемам ее становления .
Богатый материал о жизни потомков махаджиров содержится в
12 Аргун Ю.Г. Абхазы за пределами родины. Абхазы / отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН; Абхазский ин-т гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа AHA. - 2-е изд., исправленное. - M.: Наука, 2012.
13 Кучбериа Л. Араб тъылакук рычтьи апсуаа рхылцщтра ретнографиа акныть // Алашара. Сухуми, 1971, № 5. (на абхазском языке - «Из этнографии абхазов арабских стран»).
14 Гожба P. X. От Кубани до Нила расселились уходящие от родных очагов горцы // Эхо Кавказа. 1993, № 2; Гожба P. X. История кавказской диаспоры в Египте // Абхазоведение. Вып. VII, Сухум, 2012.
15 Шинкуба Б.Б. Народы Западного Кавказа и Османская империя во второй половине XIX - первой половине XX вв. Махаджирство и его последствие // Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2004.
16 Кушхабиев А. В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX-XX вв.). Нальчик, 1997.
17 Кушхабиев А. В. Международная Черкесская Ассоциация: проблемы становления.// Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2004. С. 42.
1 8
монографии Ф. Бадерхана . Автор рассмотрел вопросы истории образования северокавказской диаспоры, также социально-экономическое и социокультурное положение потомков махаджиров в Сирии и Иордании.
Важным исследованием является монография Б.Р. Алиева19, в которой автор освещает историю становления и динамику развития северокавказской диаспоры на территории бывшей Османской империи (современной Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Ирака), а также в Западной Европе и США.
Проблематика махаджирства привлекала также и внимание арабских историков. 'Абд ар-Рахман ал-Джабарти в своем многотомном исследовании Египта под властью Мухаммеда 'Али сообщает ценнейший фактический материал, который помогает в раскрытии темы данной работы20. Некоторые сведения о черкесских мамлюках и их потомках содержатся в книге Расима Рушди, египетского писателя, по происхождению черкеса21. Особый интерес представляет статья Калчо «Из Турции»22, где он, пишет о страшных бедствиях, постигших черкесов «на новой родине» и об их взаимоотношениях с местным населением.
В настоящей работе широко использовались материалы на арабском языке: работа профессора Дамасского университета 'Абд ас-Салама 'Адила -«Общая география Сирии» ; работа американского востоковеда Нормана Льюиса «Nomads and Settlers in Syria and Jordan (1800 - 1980)» в переводе на
арабский язык24; книга «История Кавказа и Черкесии»25, также работа
26
«Черкесские абхазы» .
Отдельные аспекты проблематики темы раскрываются в англоязычных
18 Бадерхан Ф. «Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XIX - первая половина XX века)». М.: Институт востоковедения РАН, 2001.
19 Алиев Б. Р. Северокавказская диаспора: история и современность (вторая половина Х1Х-ХХ вв.). Махачкала, 2001.
20 Ал-Джабарти 'Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммеда Али (1806 - 1821). Т. 4. Перевод с арабского. М., 1963.
21 Рушди Расим. Это моя нация. Нальчик, 1993.
22 Калчо. Из Турции // Московские ведомости, 1865, 24 марта, № 65.
23 Абд ас-Салам Адил. Джуграфийа Сурийа ал-амма. Ат-табаату аль-ауля. Дамаск, 1989 - 1990 (на араб, яз.)
24 Норман Льюис. Рухалятун ва-мустаутинуна фи-Сурийа ва-ал-Урдун (1800 - 1980) // Аль-Иха'а. Амман-Уади-эс-Сир, 1990. - № 31 (на араб. яз.).
25 Мусу'ат. Та'рих ал-Кавказ ва-ал-Шаркас. Хакук ан-нашр махфуза ли-л-му'аллиф. Димашк, 1997 (на араб, яз.).
26 Аль-Абхаз ащ-Шаракиса. Азлюн уа абад. Дамаск, 1994. (на араб, яз.)
работах «Египет в Судане 1820 - 1881» Р. Хилла27, «Новая история Судана»
2g -jo
П. Холта , «Трансформация египетской элиты» Ибрагима Абу-Лухода и
особенно - в книге Карпата Кемаля «Выселение черкесов с Кавказа и Балкан
зо
и их расселение в Сирии» .
Внимание исследователей привлекла выдающаяся фигура Хайреддина-паши - великого просветителя Востока, великого визиря Туниса, великого визиря Османской империи, адмирала, маршала, автора первой Конституция на Востоке. Было несколько попыток изучения его биографии. Безусловно, хотелось бы отметить две книги, изданные на французском языке и посвященные широкой и разносторонней деятельности Хайреддин-паши. В какой-то степени они могут быть признаны источниками. Одна из них издана в Тунисе в 1970 году «Хайдраддин - министр-реформатор (1873-1877)»31, автор Монуки Смида; вторая - «Хайреддин и Тунис (1850-1881)» Г. С. Ван-Крикена 32, изданная в Лейдене в 1976 г. Обе книги переведены с французского Р. Г. Крючковым. Кроме того, Хайреддину посвящен целый рад статей, монографий, на которые ссылаются исследователи, изданы его личные воспоминания - «Наиболее прямой путь к познанию принципов государства»33.
Цели и задачи исследования
Учитывая отмеченную выше скудость историографического обеспечения избранной для исследования тематики, основная цель работы состоит в том, чтобы дать последовательную и всестороннюю характеристику исторического и современного состояния абхазской диаспоры в странах Арабского мира. Хронологические рамки определены периодом с XVIII по XXI вв. Нижняя граница связана с началом
27 Hill R. Egypt in The Sudan 1820- 1881. Oxford, 1959.
28 Holt P. M. A Modern History of Sudan. L., 1961.
29 Abu-Lughod Ibrahim. The Transformation of the Egyptian Elite: Prelude to the Urabi Revolt // Middle East Journale. W., 1957. № 3.
30 Karpat Kemal. The Eviction of the Cherkesses from the Caucasia and the Balkans and their settlements in Syria. Amman, 1980.
31 Smida M., Khereddine: ministre reformateur, (1873-1877), ed. Maison tunisienne de l'édition, Tunis, 1970.
32 G.S. van Kriken, Khayr al-Din et la Tunisie (1850-1881). Leiden: E.J. Brill 1976.
33 Хайреддин. Аквам-аль-масалик фи марифат аль-мамалик. Тунис, 1867.
интенсивного миграционного движения абхазов за пределы исторической родины в регионы Ближнего Востока и Северной Африки; верхняя граница позволяет привлечь к исследованию материал, отражающий динамику политического и социокультурного развития абхазов диаспоры последних полутора десятков лет текущего столетия.
В контексте указанных целей и хронологических рамок определены задачи исследования:
- рассмотреть причины и основные этапы вынужденной миграции населения с территории Абхазии;
- проследить историю формирования абхазской диаспоры на территории Ближнего Востока и Северной Африки;
- охарактеризовать территориальную, демографическую, социально-профессиональную и социокультурную структуру абхазской диаспоры в странах Арабского мира;
- выявить специфику положения абхазов в составе черкесской (северокавказской) диаспоры в регионах рассеяния;
- выяснить роль и место абхазской диаспоры в общественной жизни стран проживания, проанализировать механизмы взаимодействия абхазов с доминирующим арабским окружением;
- рассмотреть современные процессы в абхазской диаспоре в контексте новейших процессов общественно-политического развития арабских стран.
Научная новизна
В диссертационном исследовании впервые представлено специальное изучение истории и этнокультурного развития абхазской диаспоры в странах Арабского мира. На основании сопоставления и анализа источников впервые выявлена динамика расселения и численности абхазов в этом регионе мира. Прослежены основные линии трансформации их этнической культуры в условиях доминирующего арабского окружения и в условиях тесного контактирования с близкородственными адыгами (черкесами). Впервые прослежен процесс эволюции этнического самосознания абхазских
13
диаспорных групп и актуализировавшиеся в их общественном сознании идеи репатриации на историческую родину.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретические аспекты диссертационной работы связаны с
пониманием феномена диаспоры, в частности по дискутируемому и не
/
вполне ясному вопросу о закономерностях функционирования этнической культуры, представляемой группой носителей, в условиях территориального отрыва от традиции и в окружении иноэтничного и инокультурного окружения.
Практическая значимость V работы имеет отношение к актуализированной проблеме взаимоотношений с соотечественниками, оказавшимися по ряду причин за рубежом. Материалы диссертации могут способствовать выработке и уточнению позиции общественного мнения и соответствующих организаций по вопросу о приглашении, расселении и интеграции соотечественников, готовых к реэмиграции на историческую родину.
Методология и методы исследования
Выполнение общих и частных задач диссертационного исследования потребовало применения нескольких методологических подходов и методических принципов.
Исследовательский анализ рассматриваемого материала был осуществлен на основе метода историзма. Это дало возможность анализировать фактологическое множество не в изолированных формальных рамках, а в контексте социально-экономических реалий эпохи, во взаимодействии и соподчиненности причинно-следственных связей, образовавших хронологическую последовательность событийной и процессуальной канвы исторической динамики.
Важное значение имел биографический метод исследования. Примененный в работе, он показал, что анализ индивидуального жизнеописания несет огромный познавательный потенциал, который дает
14
возможность увидеть субъективные стороны социальных процессов, что в конечном итоге определяет панорамную широту в исследовании соответствующей проблемы. Изучение биографий - это важный метод познания истории.
В работе был также применен метод интервьюирования. Основанный на непосредственном общении с носителями интересующей нас информации, он предоставляет очень важный, в ряде случаев уникальный материал, который не обеспечен другими видами источниковедческих ресурсов.
Похожие диссертационные работы по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК
Адыгская литературная диаспора. История. Этнодуховная идентичность. Поэтика2009 год, доктор филологических наук Балагова-Кандур, Любовь Хазреталиевна
Черкесская диаспора в арабских странах: История и современность1998 год, доктор исторических наук Кушхабиев, Анзор Викторович
Переселение дагестанцев в Османскую Империю во второй половине XIX-начале XX века: Причины и последствия2000 год, кандидат исторических наук Абдуллаева, Мадина Изамутдиновна
Абазины на Северном Кавказе и в Турции: XVIII-XX вв.2005 год, доктор исторических наук Тхайцухов, Михаил Семенович
Тема махаджирства в свете проблем формирования исторической прозы адыгских литератур2001 год, кандидат филологических наук Акова, Айшат Алиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гургулия, Эсма Аполлоновна, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX вв.). Составители: Агуажба Р. X., Ачугба Т. А. Сухум, 2008. Кн. I, II
2. Аббас-оглы Адиле. Моя Абхазия... Моя судьба. М., 2009
3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974
4. Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005
5. Ал-Джабарти Абд Ар-Рахман. Египет под властью Мухаммеда Али (1806- 1821). Т. 4. Перевод с арабского. М., 1963
6. Ал-Джабарти Абд Ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). М., 1978
7. Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина, СПб., 1881, т. 33, № 2 (февр.)
8. Бонденштедт Фридрих. По Большой и Малой Абхазии. Москва,
2002
9. Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. Сухум. 1937
10. Записки Ермолова А. П. 1798-1826. М., 1991
11. История адыгов в документах Османского государственного архива. Выпуск 1. - Нальчик, 2009
12. Калчо. Из Турции // Московские ведомости, 1865, 24 марта, № 65
13. Кантемир Д. И. История роста и упадка Оттоманской империи // Аталиков В. И. Страницы истории. - Нальчик, 1987
14. Кукба В. О заграничной командировке в Турцию (1927 г.) // газ. «Республика Абхазия», 2007, № 60 (В. Кукба, 30.III.28 г. Ленинградское отделение Академии наук, ф. 800 Н. Я. Марра)
15. Лакоба С. 3. Очерки политической истории Абхазии. Сухум, 1990
16. Лакоба С. 3. Асланбей. К вопросу о политическом противоборстве в Абхазии в первой трети XIX столетия. Сухум, 1999
17. Ламберти Арк. Описание Колхиды... // СМОМПК. - Тифлис, 1913. Вып. 43.
18. Рушди Расим. Это моя нация. Нальчик, 1993
19. По обе стороны Большого Кавказа.Сборник документов. Т.1. Абазины и «черкесский вопрос» / М. Экзеков, Н. Емельянова. - СПб., 2012.
20. По обе стороны Большого Кавказа.Сборник документов. Т.2. Абхазы / М. Экзеков, Н. Емельянова. - СПб., 2012.
21. Тарба Н. 3. «Шардаамта»- в стране Шам (сирийские заметки) // Советская Абхазия. Сухуми, 27 декабря 1986
22. Туганов Р. У. Мухаджиры: по страницам русской и зарубежной печати. Мир культуры. Вып. I. Нальчик, 1990
23. Тхайцухов М. С. Через Босфор к абазинам - потомкам махаджиров (путеаве заметки и материалы этнографической экспедиции). Черкесск -Карачаевск, 2005
24. Хайреддин. Аквам-аль-масалик фи марифат аль-мамалик. Тунис,
1867
25. Цвижба 3. Соединить два берега // Советская Абхазия. Сухуми, 24 мая 1989
26. Цвижба 3. У одного из семи чудес света // Советская Абхазия. Сухуми, 26 мая 1989
27. Чачхалиа Д. К. У черкесов Иордании и Сирии (путевые заметки) // Хроника абхазских царей. Москва, 2000
28. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Выпуск 2-3, М., 1979-1983
29. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века. Перевод и комментарии. Выпуск 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и По донья. М., 1979
30. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века. Перевод и комментарии. Выпуск 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983
31. Шамба Т. М. Наша цель - суверенная, демократическая Абхазия.
Сухум, 2003
32. АбГМ. Фонд, личный архив Р.Гожба. Лл. 12-94.
33. РГВИА, ф. 38, оп. 7, д. 428, лл. 7-42. Копия с записки военного советника при Российском посольстве в Константинополе Б. А. Франкини военному министру Д. А. Милютину о необходимости и об условиях скорейшего водворения на Кавказе от 1863 г. не ранее января.
34. РГВИА, ф. 450, оп. 482, д. 17. Микрофотокопия. Описание военных действий русских войск на Кавказе против турок, персов и горских народов (с 1806 по 1812 гг.) XIX в., 2-ая пол.
35. РГВИА, ф. 450, оп. 482, д. 37, лл. 34. Микрофотокопия. Переписка Главного штаба со Штабом главнокомандующего на Кавказе об уступке Абхазии и Сухум-кале турецкому правительству и о подчинении Черноморского войска командиру отдельного Кавказского корпуса. 1820 г., фев.Ю-окт 10.
36. РГВИА, ф. 450, оп. 482, д. 125, лл. 19. Микрофотокопия. Описание «Усиления влияния России в Закавказье и утверждения ее на Кавказской линии с конца XV в. до сер. XIX в.». (Автор не уст.). XIX в., 50-е годы.
37. РГВИА, ф. 38, оп. 7, д. 422. О происках черкесских агентов в Константинополе.
38. Аудио-материал. г.Сухум, 26-27.12.2007 г.
39. Видео-материал. г.Сухум, декабрь, 2007 г.
40. Видео-материалы гостелерадио Республики Абхазия по поездке абхазской делегации в Сирию. Ноябрь, 2007 г. Копия из архива Д.К. Чачхалиа. Информатор: Хани Мале.
41. Видео-материалы. Абхазия, г. Сухум. Октябрь-ноябрь 2013 г.
42. МИД РА намерен активно сотрудничать с абхазской диаспорой в Турции и на Ближнем Востоке http://apsnypress.info/news/5245.html 23.01.2012 19:18 (последнее посещение 24 января 2012 г.)
43. Абхазской правительственной миссии удалось наладить контакты с диаспорой в Сирии, http://apsnypress. info/ne ws/5243.html 23.01.2012
17:48 (последнее посещение 24 января 2012 г.)
44.Обращение к соотечественникам... // Христианская Абхазия. Декабрь 2012, № 12
45. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1 national.html (10.04.2012 г. дата обращения)
Литература:
1. Абхазы /отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун; - 2-е изд., исправленное. -М., 2012.
2. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Гл.редактор Кумахов М.А. Фонд им. Б. X. Акбашева. Моска, 2006
3. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и современность. Нальчик, 2000
4. Аламиа Г. Ш. Время трех конгрессов МАААН // Абаза. 2003, № 1
5. Алиев Б. Р. Северокавказская диаспора: история и современность (вторая половина Х1Х-ХХ вв.). Махачкала, 2001
6. Анчабадзе 3. В. Очерк этнической истории абхазов. - Сухуми,
1976
7. Апсуа казара - Абхазское искусство. Живопись, скульптура, графика. XX век. Русская классика - Сухум - Санкт-Петербург, 2004
8. Аргун А. X. Неугасающий огонь. Сухуми, 1982
9. Ачугба Т. А. Некоторые военно-политические аспекты депортации абхазов в XIX веке // Материалы научной конференции, посвященной 90-летию 3. В. Анчабадзе. Сухум, 2012
10. Бадерхан Ф. «Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XIX - первая половина XX века)». М.: Институт востоковедения РАН, 2001
11. Бартольд В. В. Халиф и султан. Сочинения, т. VI, М., 1966
12. Басария С. П. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношениях. Сухуми, 1923
13. Башаран колледж // Абаза. 02.2006, № 8
14. Березгов Б. Н. Современное положение северокавказских мухаджиров в странах мира (история их расселения и историко-культурные перспективы) // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа в XIX в. и проблемы мухаджирства. Нальчик, 1994
15. Бигуаа В. А. Абхазская литература и литература Северного Каказа. (Историко-культурный контекст. Диаспора). - Москва, 2011
16. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа. М., 2002
17. Босворт К. Э. Мусульманские династии. - М., 1971
18. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.
19. Бэрзэдж Н. Изгнание черкесов (Причины и Последствия). Майкоп, 1996
20. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001
21. Ганич A.A. Черкесская диаспора в Иордании: этнокультурные особенности // Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2004
22. Ганич A.A. Черкесы в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития. Москва: ИСАА МГУ, 2007
23. Гожба Р.Х. От Кубани до Нила расселились уходящие от родных очагов горцы // Эхо Кавказа. 1993, № 2
24. Гожба Р.Х. К истории мореходства у абхазов: мифология, фольклор, история // Абхазоведение. Вып. III, Сухум, 2004
25. Гожба Р.Х. Из истории Мамлюков // Личный архив Чачхалиа Д.
К.
26. Гожба Р.Х. Ашхаруа Рауф. Наши соотечественники // Абаза. 02.2006, № 8
27. Гожба Р.Х. В поисках путей на Родину// Абаза. 05.2010, № 12
28. Гожба Р.Х. Рыцари меча и чести (Новые материалы о Кавказской
конной дивизии).- «Абаза» - общественный, литературно-художественный, научно-популярный журнал Всемирного абхазо-абазинского (абаза) конгресса на русском, абхазском и турецком языках. № 1(12). 05. 2010
29. Гожба Р.Х. История кавказской диаспоры в Египте // Абхазоведение. Вып. VII, Сухум, 2012
30. Гожба Р.Х. Ашанба-Ашъанба Мехмет Феткери Шоену (Из истории диаспоры) // Абхазоведение. Вып. VII, Сухум, 2012
31. Гожба Р.Х. Хирург от Бога // Абаза. 05.2010, № 12
32. Гулиа Д. И. Автобиография // в кн.: Стихи. Москва, 1964
33. Данциг Б. М. Ближний Восток. Москва, 1976
34. Джергения С. На чужом берегу // Абаза. 05.2010, № 12
35. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982
36. Дзидзария Г.А. Ф.Ф.Торнау и его кавказские материалы XIX века. М., 1976
37. Дзидзария Г.А. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухум, 1960
38. Дзидзария Г.А. Абхазское махаджирство XIX столетия. Дзидзария Г.А. Труды. III. Из неопубликованного наследия. Составители: Куправа А. Э., Дзидзария Г. Г. Сухум, 2006
39. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятии // Диаспоры. 1999. № 1.
40. Ибрагимова З.Х. Чечня после Кавказской войны (1863-1875). Москва, 2000
41. Ибрагимова З.Х. Эмиграция чеченцев в Турцию (60-70-е гг. XIX в.). Москва, 2000
42. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран (1516-1574). М., 2001
43. Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. (Историко-этнографические очерки). Сухуми, 1965
44. Инал-ипа Ш. Д. Зарубежные абхазы. (Историко-этнографичекие этюды). Сухуми, 1990
45. Инал-ипа Ш. Д. Садзы. Историко-этнографические очерки. Выпуск XXVIII. Народы Кавказа. Кн. 2. Москва, 1995
46. История Абхазии. Сухум, 1991
47. Кавказский сборник. К. 12. Т. 3 (35) / Под ред. В.В. Дегоева. Москва, НП ИД «Русская панорама», 2006
48. Кавказ: История, народы, культура, религии / Абдулатипов Р. Г., Баисова JI. А., Бобровников В. О. и др.; Ассамблея народов России. - М., Вост.лит., 2007
49. Кавказ в сердце России: На вопросы современности ответы ищем в истории / Сост. В. И. Десятерик, Вад. В. Дементьев. - М., 2000
50. Кавказ в системе международных отношений / Редкол.: В. А. Заир-Бек (отв.ред.) и др. - Тренчин (Словакия). 2006
51. Кантемир Д. И. История роста и упадка Оттоманской империи // Аталиков В. И. Страницы истории. - Нальчик, 1987
52. Кадырбаев А.Ш. Сайф-ад-Дин Хайр-бек - абхазкий «король эмиров» мамлюкского Египта (1517-1522) // Материалы первой международной конференции, посвященной 65-летию В.Г. Ардзинба. Сухум, 2011
53. Кадырбаев А.Ш. Абхазы и их элиты в Османской Турции и в России (Историческая зарисовка) // www.cerc-ivran.ru Абхазия. Записки отдела Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН М.,2012
54. Касумов А. X., Касумов X. А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992
55. Клот-бей. Египет в прежнем и нынешнем состоянии. Перевод с французского.- СПб., 1843. Ч. 1-Й.
56. Комарская Н.П. Диаспора // Большая российская энциклопедия. -М., 2007
57. Крылов А.Б. Постсоветская Абхазия (Традиции. Религии. Люди). М., 1999
58. Крылов А.Б. Религия и традиции абхазов. М., 2001
59. Кудрявцев К. Д. Сборник материалов по истории Абхазии. -Сухум, 1922
60. Кушхабиев А. В. Черкесская диаспора в арабских странах /XIX-XX вв./. Нальчик, 1997
61. Кушхабиев А. В. Международная Черкесская Ассоциация: прблемы становления // Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2004
62. Кушхабиев А. В. К истории расселения черкесов на территории Сирии и Иордании // Москва, Институт Африки
63. Кушхабиев А. В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик, 2007
64. Кушхабиев А. В. Проблемы репатриации зарубежных черкесов: история, политика, социальная практика. Нальчик, 2013
65. Ланда Р. Г. История арабских стран. Москва, 2005
66. Ланда Р.Г. Россия и мир российского ислама. Москва, 2011
67. Левин 3. И. Менталитет диаспоры. М., 2001
68. Марков Е. Очерки Кавказа. Изд. 3. СПб. и М., 1887
69. Маркс К. Лорд Пальмерстон / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. 2 изд. -Т. 10
70. Перминов П. Три эпизода из истории русско-арабских связей в XVIII в. // Азия и Африка сегодня. 1987, № 7, 8, 9
71. Петренко А. В. Русские в новом зарубежье: диаспора или разделенный народ? // Международный совет Российских соотечественников. 18.04.2006 - www.msrs.ru
72. Плещеев Сергей. Дневниковые Записки Архипелагского, России принадлежащего острова Парос в Сирии и достопамятным местам, в пределах Иерусалима находящегося. С краткой историей Алибеевых завоеваний. Российского флота, лейтенанта Сергей Плещеева в исходе 1772 года.-СПб., 1773.
73. Полоскова Т. В. Диаспоры в системе международных связей. Москва, 1998
74. Полоскова Т. В. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты). М., 1999.
75. Попков В. «Классические» диаспоры: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. № 1.
76. Пронштейн А. П., Патракова В. Ф. Советская историческая наука и вопросы изучения кавказского мухаджирства XIX века // Ростов на-Дону, РГУ
77. Сагария Б. Е. Трагедия македонских абхазов. Санкт-Петербург,
1995
78. Симон Апсуа. Рыцари без страха и упрека. // газ. «Отклики Кавказа», 1916. № 73.
79. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования// Социологические исследования. 1996. № 12.
80. Фадеев Р. А. Кавказская война. - М., 2005
81. Хафизова М. Г. Убыхи: ушедшие во имя свободы. Нальчик, 2010
82. Хотелашвили - Инал-ипа М. К. ALA PRIMA ABASGORUM // Абаза. 02.2006, № 8
83. Хотко С.Х. Очерки истории черкесов. СПб, 2001
84. Хотко С. X. Мусульманское духовенство и эмиграционное движение адыгов в XIX веке // Майкоп, АГПИ
85. Цвижба JI. И. Тревожные времена земли абхазской // Газ. «Абхазский университет», 7 декабря 1990
86. Чачхалиа Д. К. Султан Египта и двух морей // Глас народа. 2000, спец.выпуск
87. Чеучева А. К. Северо-Западный Кавказ в политике Великобритании и Османской империи в последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX вв. Майкоп, 2007
88. Чирг А. Кавказская война. Черкесия в огне. Майкоп, 1998
89. Чирикба В. С думой о родине. Диаспора во время грузино-абхазской войны // Абаза. 2003, № 1
90. Чочиев Г. В. Северокавказские (Черкесские) организации в Турции (1908-1923 гг.). Владикавказ, 2009
91. Шамба Т. М. Наша цель - суверенная, демократическая Абхазия. М., 2003. С. 4-5.
92. Шамба Т. М., Непрошин А. Ю. Абхазия: Правовые основы государственности и суверенитета. Москва, 2005
93. Шария В. Отечества достойные сыны. Поэзия во всем. [Чачхалиа Д. К. Абаза.] // Абаза. 2003, № 1
94. Шеуджен А. X., Галкин Г. А., Тхакушинов А. К. Земля адыгов. Майкоп, 2004
95. Шинкуба Б. Б. Народы Западного Кавказа и Османская империя во второй половине XIX- первой четверти XX вв. Махаджирство и его последствие // Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2004
96. Экзеков М., Емельянова Н. По обе стороны Большого Кавказа: Сборник документов(1-я половина XIX века). Т. I. Абазины и «черкесский» вопрос. - СПб.: Питер, 2012
97. Экзеков М., Емельянова Н. По обе стороны Большого Кавказа: Сборник документов(1-я половина XIX века). Т. II. Государственная политика и миграционные процессы: абхазы. - СПб.: Питер, 2012
98. Абхазоу В. Абаза - Щамтъ'ылан // Абаза. 2003, № 1 (на абх. яз.)
99. Ебжьноу Р. Аииаира анаэсантэи аиааира... // Абаза. 02.2006. № 8
100. Ешыр-пх,а Л. Фарид (Агазет, «Бзып,», 23 иун, 1993 ш., ак,. Гудоут,а) // Асаркьал, 2001, № 3
101. Кучбериа Л. Араб тъылакук рычтъи апсуаа рхылцщтра ретнографиа акнытъ // Алашара. Сухуми, 1971, № 5 (на абх. яз.)
102. Тарба Н. 3. Щардаамта Щамтъ'ылан. Сухуми, 1986
103. Абд ас-Салам Ад ел. Джуграфийа Сурийа ал-амма. Ат-табаату
190
аль-ауля. Дамаск, 1989 - 1990 (на араб, яз.)
104. Аль-Абхаз ащ-Шаракиса. Азлюн уа абад. Дамаск, 1994. (на араб.
яз.)
105. Ахмад Амин. Зуама ал-ислах фи ал-аср ал-хадис. Каиро, 1948 (На англ. Prominent Reformers in Modern Times).
106. Иурий Фурунув, Б. Флуренский, А. Шутуфа. Аль-китаб аль-абйад ли Абхазийа. Ат-табаату аль-уля. Дамаск, 1995 (на араб, яз.)
107. Монуки Смида. Хайреддин - министр-реформатор (1873-1877). Тунис, 1970
108. Мусуат. Таарих аль-Кавказ у а аль-Шаркас. Хакук ан-нащр махфуза лиль му'алиф. Дамаск, 1997 (на араб, яз.)
109. Норман Льюис. Рухалятун у а мустаутинуна фи Сурийа у аль-Урдун (1800 - 1980) // Аль-Иха'а. Амман-Уади-эс-Сир, 1990. - № 31 (в перев. на араб, яз.)
110. Abu-Lughod Ibrahim. The Transformation of the Egyptian Elite: Prelude to the Urabi Revolt // Middle East Journale. W., 1957. № 3
111. Aruri H. Jordan: a study in political development (1921-1965). The Hague, 1972
112. Circassians in Diaspora // Orient. Bundesrepublik, 1969. № 4/69
113. Doc. Dr. Musa Sasmaz. Immigration and settlement of Abhasians in the Ottoman empire on British documents, 1864-67. Ankara, 2003
114. Dr. M. Fahrettin Kirzioglu Osmanlilarin'in Kafkas-ellerin'ni fethi (1451-1590). Ankara, 1976
115. Haghandouqa M. KH. The Circassians. Amman, Jordan, 1985
116. Hammer-Purgstall J. von. Geschichte des Osmanischen Reiche.s, Bd. 1-10. Pest., 1827-1835
117. Hill R. Egypt in The Sudan 1820- 1881. Oxford, 1959
118. Holt P. M. A Modern History of Sudan. L., 1961
119. Ismail Berkok. Tarihte Kafkasya. Istanbul. 1958
120. Karpat Kemal. The Eviction of the Cherkesses from the Caucasia and
191
the Balkans and their settlements in Syria. Amman, 1980
121. Dr. M. Fahrettin Kirzioglu Osmanlilarin'in Kafkas-ellerin'ni fethi (1451-1590). Ankara, 1976
122. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return//Diaspora. 1991. Vol. 1. № 1.
123. Sheffer G. A New Field of Study: Modern Diasporas in International Politics // Modern Diasporas in International Politics. L., 1986.
124. Smida M., Khereddine: ministre reformateur, (1873-1877), ed. Maison tunisienne de l'édition, Tunis, 1970.
125. G.S. van Kriken, Khayr al-Din et la Tunisie (1850-1881). Leiden: E.J. Brill 1976.
126. P. Гожба. Эти славные имена // Газ. «Республика Абхазия», 1997,
№ 83
127. Газ. «Республика Абхазия», 1997, № 61, № 67, № 81, № 96
128. Газ. «Республика Абхазия», 1998, № 28, № 63, № 69, № 89
129. Руслан Гожба. Кавказская война и исход горцев http://apsnyteka.org/628-gozhba kavkazskaya voina i ishod gortsev.html
130. Руслан Гожба. От Кубани до Нила. http://www.istrodina.com/rodina articul.php3?id=127&n=7
131. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%E9%F0%E5%E4%E4%E8% ED-%EF%E0%F8%E0
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.