Зинаида Серебрякова: Проблема индивидуального стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Трегуб, Надежда Ивановна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Трегуб, Надежда Ивановна
Введение. Проблема индивидуального стиля.
Глава I. Становление и расцвет творческой манеры Серебряковой (русский период 1884-1924).
1.1. Истоки творчества Серебряковой: от реалистической школы работы с натуры к приемам модерна и неоклассицизма.
1.2. Расцвет стиля художницы (1909-1915).
1.3 Время политического переустройства: символическая и экспрессионистическая составляющая (1914-1919).
1.4 Соотнесение манеры художницы с новыми требованиями к искусству в Советской России (1922-1924).
Глава II. Развитие индивидуального стиля Серебряковой (французский период 19241967).
11.1. Соответствие индивидуального стиля Серебряковой и европейского ар деко
1924-1928).
П.2 Новый расцвет творчества Серебряковой после "Выставки русского искусства старого и нового" в Брюсселе (1928-1939).
II.3. Поздний период творчества (1939-1967).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Феномен графического искусства К.А. Сомова в контексте развития русского и европейского стиля модерн2011 год, кандидат искусствоведения Ржевская, Елена Александровна
Творчество женщин-художниц в культуре России: На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков2005 год, кандидат культурологии Лебедева, Елена Геннадиевна
Неоклассические тенденции в русской портретной живописи 1900-1910-х годов2011 год, кандидат искусствоведения Амирова, Гульназ Миралимовна
Творчество А. С. Голубкиной и некоторые проблемы развития русской скульптуры конца XIX-начала XX века2003 год, кандидат искусствоведения Калугина, Ольга Вениаминовна
Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения "Мир искусства". Проблемы истории и художественной практики2009 год, кандидат искусствоведения Мозохина, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зинаида Серебрякова: Проблема индивидуального стиля»
Искусство XX в. представляет интерес с точки зрения разнообразия стилевых форм: стиль, направления, течения, объединения, творчество отдельных мастеров находятся в сложнейших взаимоотношениях. Динамичная жизнь двадцатого столетия побудила многих художников к экспериментам, и каждый из них получил свое название. Модерн, в начале двадцатого столетия сменился фовизмом, кубизмом, дадаизмом, сюрреализмом, абстрактным экспрессионизмом. Вместе с ними продолжают развиваться традиции реализма, академизма, символизма, импрессионизма, неоклассицизма.
Диссертация посвящена изучению творчества З.Е.Серебряковой, которое рассматривается в аспекте проблемы индивидуального стиля. В искусствоведческой практике стиль определяется как общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейно-художественного содержания. Определяемое в данном объеме понятие «стиль» может быть применено как к отдельным произведениям или жанрам, к историческим стилям, а также к индивидуальному стилю (творческой манере). Именно последний смысл слова «стиль» применим к искусству Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Некоторые ученые не допускают применения термина «стиль» к отдельному мастеру - в этом случае автор предлагает рассматривать «стиль» как синоним термина «индивидуальная манера».
Актуальность исследования. Серебряковой удалось достичь гармонии индивидуального дарования и общих стилистических устремлений русского искусства начала XX века. В ее творчестве органично сочетаются тонкое восприятие оригинальных художественных концепций времени и своеобразие собственных открытий в живописи и графике.
В данном исследовании на примере стиля Серебряковой, исходя из общетеоретических положений о соотношении субъективного и объективного в художественном сознании и художественной практике, рассматриваются индивидуальные творческие качества мастера в контексте общих черт культуры эпохи. Особый интерес представляет анализ формирования и развития собственной манеры: в творчестве художницы есть как следование в русле популярных тенденций своего времени, так и оригинальные стилистические находки. Проблема эволюции стиля не менее интересна: на протяжении ее творческого пути встречались периоды относительной стабильности манеры, в чем некоторые исследователи видят отсутствие эволюции. Однако это определение верно совсем не для всего творчества художницы.
Актуальность исследования творчества отдельного художника, в частности Серебряковой, определена также обстоятельством, существенным для современной художественной теории и практики. Индивидуальный стиль художницы демонстрирует развитие неоклассической линии в искусстве. Опираясь на традиции, произведения Серебряковой стали новой ступенью развития русского искусства первой половины XX в. Ранее была изучена биография художницы, каталогизирована часть ее произведений, теперь пришло время для более детального стилистического анализа творчества Серебряковой.
Обзор историографии Внимание критиков художница привлекла с самого начала своего пути в искусстве. Одним из первых, кто обратился к ее творчеству, был А. Н. Бенуа («Речь», 1910). В 1910-е гг. появились первые публикации о выставках с участием Серебряковой в журналах "Золотое руно", "Аполлон", позже - в "Ниве", в 1920-е гг. - а в журнале "Жар-птица" (Берлин).
С. Р. Эрнст в 1922 г. при написании биографии художницы опирался на факты, события, суждения которые почерпнул непосредственно от Серебряковой. Основное достоинство его работы в том, что он не ограничивает творческую манеру Серебряковой рамками реалистической школы, а находит их точки соприкосновения с символизмом. Несмотря на то, что монография Эрнста является первым опытом осмысления творческого пути Серебряковой, в ней наиболее полно рассмотрены особенности ее индивидуальной манеры.
В 1929 г. в Ленинграде, в то время как Серебрякова уже 5 лет жила в Париже, вышла брошюра Н. Э. Радлова о творчестве художницы.
Внимание советских исследователей Серебрякова привлекла только в 1965 г.: в связи с ее персональной выставкой в СССР, было опубликовано несколько посвященных ее творчеству статей, включая каталог выставки. Сама Серебрякова принимала непосредственное участие в подборе произведений, и теперь только из упомянутого каталога исследователь может узнать, какие работы художница считала важными и достойными быть представленными публике. Вступительная статья к каталогу А.Н.Савинова позже, в 1974 г., была переиздана отдельной брошюрой.
В 1979 г. В. П. Князевой была написана монография о Серебряковой, где творчество художницы рассматривается во взаимосвязи с культурными процессами эпохи. В ней отмечено влияние импрессионизма в период обучения художницы в Париже в 1905 г., а также классическая ясность ее эскизов панно для Казанского вокзала.
В 1986 г. столетию со дня рождения художницы была посвящена выставка и выпущен каталог, в котором наиболее полно были представлены известные на данный момент работы Серебряковой. К сожалению, издание в большей степени основывалось на работах имеющихся только в отечественных собраниях. В это же время в ГМИИ им. А.С.Пушкина прошла выставка рисунков Серебряковой. Во вступительной статье к каталогу и в позднее вышедшей монографии (2001) Н. И. Александрова отметила поэтическую целостность классического языка таких работ Серебряковой как «Баня» и «Купальщица».
В 1987 г. частично была опубликована переписка Серебряковой (автор-составитель В. П. Князева). Исследователь не отождествляет героев произведений художницы и конкретных исторических персонажей, поскольку Серебрякова как всякий талантливый мастер создает художественные образы. Ее письмам не следует полностью доверять. Художница критически относилась к своим работам, и слова «ничего стоящего не написала» могли относиться к большому циклу работ. В письмах Серебрякова сообщила, что бельгийский дом, где она выполняла росписи погиб во время Второй мировой войны. Этот факт упомянут во всех монографиях о художнице. Однако в последнее время исследовательница Н. А. Авдюшева-Лекомт обнаружила, что «Мануар» и панно сохранились.
Некоторые вопросы творчества Серебряковой затрагиваются в литературе о ее коллегах-современниках. Так К.А.Сомов отмечал ее работы в своих письмах, а А.П.Остроумова-Лебедева - в "Автобиографических записках", но, разумеется эти немногочисленные высказывания по частным поводам не могут воссоздать полной картины эволюции стиля Серебряковой. Долгое время имя художницы было вычеркнуто из истории российского искусства, так как советское искусствознание, как правило, обходило молчанием творчество эмигрантов. В то же время статьи о выставках работ Серебряковой появлялись в русских периодических изданиях, которые выходили за рубежом: "Возрождение", "Звено", "Иллюстрированная Россия", "Мир и искусство", "Последние известия", "Россия и славянство".
В большинстве работ, вышедших в советское время отмечена реалистическая составляющая творчества Серебряковой, что скорее является идеологически необходимым критерием, обусловленным временем издания этих книг, чем действительной характеристикой ее стиля. В указанных исследованиях делался акцент на крестьянских работах Серебряковой, что является одной из важных тем в творчестве художницы. Регулярно упоминается о влиянии на Серебрякову А. Г. Венецианова, что создает несколько одностороннюю картину, так как интерес к крестьянской теме проявляли и многие другие русские художники — С. В. Малютин, Ф. А. Малявин, А.П.Рябушкин, Н. С. Гончарова, А. Е. Архипов, Б. Д. Григорьев и художники круга Абрамцева и Талашкина. Следует отметить, что для Серебряковой тема обнаженной модели была не менее ярким выразителем особенностей ее индивидуального стиля. Утверждение, что Серебрякова следует классическим традициям характерное для большинства работ ей посвященных, создает неверное представление о вторичности работ художницы. В данном исследовании подчеркнуто, что Серебрякова развивает классическое направление в искусстве, учитывая при этом новые средства художественной выразительности первой половины XX в. В трудах тех, кто занимался творчеством Серебряковой довольно односторонне трактуются и причины отъезда художницы во Францию. Из разных аспектов отмечаются только материальные сложности, а собственные задачи ее искусства, как правило, не принимаются во внимание. Частично недооценивается место заказного портрета во французском периоде творчества Серебряковой, заметную салонность портретов следует считать не слабостью манеры художницы, а особенностью индивидуальной манеры, включенность в стилистику ар деко. Справедливо отмечается роль марокканских поездок, но между 1925 и 1958 годами художница совершила всего 37 творческих поездок, о которых говориться мало. Каждое путешествие выливалось в цикл произведений, которые так же заслуживают внимания. Не убедительно звучит мнение о том, что Серебрякова и во Франции осталась русской художницей. В парижском периоде характерно отсутствие следования как «русскому», так и «французскому» стилю - ее творчество приобретает интернациональные черты. Обычно в советских монографиях больше внимания уделено русскому периоду, а французский описан более бегло, что связано с его меньшей изученностью. В данном исследовании сделана попытка исправить этот дисбаланс и представить оба периода как равноценные.
Диссертант опирался в своей работе на фундаментальные труды по истории русского искусства XX в. Д.В.Сарабьянова, Г.Ю.Стернина, Е. А. Борисовой, Н. И. Соколовой (1934), А. П. Гусаровой (1972), Н. П. Лапшиной (1977) и др.
Серьезное исследование, посвященное балетной теме в изобразительном искусстве, проведенное в 1995 г. Т. Портновой, включает большой материал, посвященный творчеству художницы. Глубокий анализ темы в работе «Русская художественная эмиграция в Европе. Первая половина XX века» (2002) провел A.B. Толстой. Принципиально новые аспекты по стилевому развитию XX в. исследовала Т. Г. Малинина в диссертации «Стиль Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» (2002). Французский период творчества художницы во многом включен в орбиту ар деко. В последнее время многие исследователи обратились к вопросам этого стиля, часть из них рассмотрел А. В. Петухов в исследовании «Ар деко и некоторые аспекты художественной жизни Франции первой четверти XX века» (2003). К сожалению, взаимодействие русских эмигрантов и ар деко в нем рассмотрено предельно кратко. В 2003 г. в журнале «Антик respect» были опубликованы материалы Н.А.Авдюшевой-Лекомт о бельгийских росписях Серебряковой.
Исследования о стилях модерн или ар деко в первую очередь посвящены архитектуре, декоративно-прикладным искусствам, графике, и в наименьшей степени живописи. В них имя Серебряковой, как правило не упоминается, поэтому многие черты ее индивидуального стиля, сближающие его с модерном и ар деко, автор выделил самостоятельно.
Цель исследования выявить особенности индивидуального стиля Серебряковой, которые позволили художнице занять особое место в истории русского искусства и искусства русского зарубежья.
В соответствии с поставленной целью формируются основные задачи исследования:
• Рассмотреть процесс формирования индивидуального стиля Серебряковой: истоки, принципы, личностные характеристики и факторы, определившие судьбу ее самой и ее искусства.
• Проследить эволюцию творческой манеры художницы, как в русском, так и французском периодах. Показать, что французский период не менее значим в художественном отношении, чем русский.
• Проанализировать взаимовлияния индивидуального стиля Серебряковой и стиля современной ей эпохи.
Объект исследования: изучение поставленной проблемы проводилось при обращении к подлинным произведениям 3. Е. Серебряковой, а также к репродукциям ее работ, с привлечением разнообразных архивных материалов.
Предмет и границы исследования. Предметом исследования являются принципы формирования и развития индивидуального стиля Серебряковой в историческом контексте искусства XX в. Хронологические рамки исследования охватывают все периоды творческой деятельности художницы (1900- 1967).
Методика исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и стилистический анализы творческого наследия 3. Серебряковой.
В процессе исследования были изучены фонды работ Серебряковой в собраниях Третьяковской галереи, в Русском музее, в Музее личных коллекций и Музее семьи Бенуа в Петергофе, что позволило составить более полное представление о стиле художницы. Метод сравнительного анализа выявил наиболее характерные черты живописной манеры Серебряковой, а также ее эволюцию в разные периоды творчества. Типологический метод исследования показывает близость индивидуального стиля Серебряковой и творческих исканий других художников, как русских, так и европейских (в основном французских). При таком подходе яснее выявляются индивидуальные черты творческой манеры, а также то, что является общими качествами неоклассического направления в искусстве. Все это обогащает индивидуальные особенности стиля Серебряковой.
Научная новизна исследования
• Переосмысление места творческого наследия мастера в истории русского искусства и истории русского зарубежья.
• Определение роли индивидуального стиля Серебряковой в развитии неоклассического направления в искусстве первой половины XX в.
• Выделение в творческой манере художницы черт и тенденций, созвучных искусству современной ей эпохи, а так же выдвижение собственных оригинальных находок, развивающих искусство первой половины XX в.
• Впервые проведен комплексный анализ всего творчества Серебряковой в аспекте его роли и значения в формировании и развитии художественной практики первой половины XX в.
Практическое значение диссертации в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития русского искусства и искусства русской эмиграции 1910-1960 гт. Результаты работы могут быть использованы в научной, музейной и выставочной практике.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации были изложены в виде доклада на 52 Юбилейной Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, и студентов, посвященной 175-летию МГХПУ им. С.Г.Строганова (декабрь 2000), на Научно-практической конференции студентов и аспирантов «Синтез искусств: ансамбль в пространстве жизни» (май 2001).
Объем и структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии, примечаний и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Русская художественная эмиграция "Первой волны" в Бельгии: 1918-19392009 год, кандидат искусствоведения Авдюшева, Надежда Александровна
Типология пейзажных образов мастеров "Мира искусства" в контексте русской художественной культуры конца XIX - начала XX века2013 год, кандидат искусствоведения Гришина, Екатерина Валерьевна
Творчество В.М. Васнецова в 70-90 гг. ХIХ века: формирование и развитие стиля1987 год, кандидат искусствоведения Ярославцева, Нина Александровна
Формирование творческого метода художников "Голубой розы"2000 год, кандидат искусствоведения Флорковская, Анна Константиновна
Храмовое зодчество А.В. Щусева в контексте архитектурно-художественных исканий неорусского стиля.2011 год, кандидат искусствоведения Кейпен-Вардиц, Диана Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Трегуб, Надежда Ивановна
Заключение
Заканчивая исследование по теме "Зинаида Серебрякова. Проблема индивидуального стиля", видим, что исторические и национальные художественные стили неразрывно связаны с развитием творческой личности художника. Каждый художник, а тем более великий мастер, "сам по себе стиль" и одновременно, так или иначе, соотнесен с творчеством своей эпохи. А стили эпохи, в свою очередь, есть результат творческой активности многих индивидуальностей. Сама Серебрякова не думала о стиле своих работ, она только лишь следовала движению своего вдохновения. Творцы мечтали об искусстве, которое не являлось бы набором легко постигаемых приемов, о стиле, который был бы не просто "стилем", но чем-то ярким, как человеческая страсть. Художественные проблемы, над которыми Серебрякова с упорством трудилась, все чаще привлекают внимание мастеров начала XXI в., не находящих удовлетворения в тех навыках, какие они получают в художественных школах. Научились изображать натуру, правильно рисовать, владеть кистью и красками, можем передать солнечный свет и воздух. Однако многие художники следующего поколения стараются решить задачи, с трудностями которых встретилась Серебрякова: как не потерять свой стиль, свою индивидуальность.
Сегодня работы Серебряковой украшают собрания Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Государственного Музея Изобразительного Искусства им. А. С. Пушкина, Музея семьи Бенуа, Челябинскую областную картинную галерею, Таганрогскую картинную галерею, Донецкий областной художественный музей, Ярославский художественный музей, а также галереи и музеи городов: Алма-Ата, Архангельск, Вологда, Днепропетровск, Калуга, Киев, Курск, Минск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Николаев, Новосибирск, Одесса, Переславль-Залесский, Пермь, Тбилиси, Чебоксары и др. Остается только сожалеть, что основная часть этих сокровищ не выставлена. Личные собрания упомянуты в атрибуции картин, но они часто меняют своих владельцев. Некоторые произведения Серебряковой находятся в европейских коллекциях: в Риге, в собрании французского профессора слависта Ренэ Герра, в коллекции князя Никиты Лобанова-Ростовского. За границей модно собирать произведения русского искусства, работы Серебряковой в том числе. В Париже живет дочь художницы Екатерина, у которой хранится большая часть произведений матери. Серебрякова не очень активно продавала свои работы, сохранилось много и подготовительного, набросочного материала. Что же надо сделать, чтобы достичь такого мастерства: работать с утра до вечера, без выходных дней, отпусков. Живопись дает возможность человеку реализовывать себя неограниченно продолжительное время, пока художник имеет такую потребность.
Итоги исследования — выявлены особенности индивидуального стиля Серебряковой, которые позволили занять художнице собственное место в истории русского искусства и искусства русского зарубежья.
Теоретическая значимость. Результаты данного исследования можно применить в качестве теоретической основы для новых исследований.
Апробация результатов исследования на 52 Юбилейной Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, и студентов, посвященная 175-летию МГХПУ им. С. Г. Строганова (декабрь 2000), на Научно-практической конференции студентов и аспирантов «Синтез искусств: Ансамбль в пространстве жизни» (май 2001).
Прежде чем подводить окончательные итоги следует заметить, что тема не исчерпана в данном исследовании.
Проведенное автором исследование позволяет сделать следующие выводы о своеобразии индивидуального стиля Серебряковой:
• Индивидуальный стиль Серебряковой не сознательно культивировался, а возник за счет устойчивости некоторых психологических позиций и неизменности мировоззрения.
• Основой своего творчества Серебрякова выбрала неоклассические принципы, которые развивались во взаимодействии со стилевыми формами современной ей эпохи: поздний модерн, символизм, экспрессионистические тенденции, ар деко. Неоклассические традиции позволили творчеству художницы провести и свою манеру сквозь исторические стили, сохранив своеобразие индивидуального стиля.
• Работы художницы развивали неоклассическое направление в искусстве первой пол. XX в., в них Серебрякова показала, что достичь обновления в искусстве можно опираясь на исторические традиции, а не отрицая их.
• В творческой манере Серебряковой есть как следование модным тенденциям эпохи (модерн, ар деко), так и создание ярких работ, которые развивали исторические стили. Именно последнее характеризует индивидуальный стиль.
• Неоклассический язык произведений Серебряковой являлся формой и внешней оболочкой для индивидуальных поисков, воплощения картины собственного мировосприятия художницы. В позднем периоде эта оболочка была отчасти разрушена и было достигнуто большее единство между предметом изображением и теми художественными принципами, которые разделяла Серебрякова.
• Творческая манера художницы, актуальная во время «Серебряного века» в России, но не имевшая широкой популярности в годы французской эмиграции, сегодня чрезвычайно интересна и привлекательна для исследователей и зрителей равноправным сочетанием черт индивидуального стиля с общими чертами, свойственным искусству своего времени. Так же для стиля Серебряковой характерны вневременные вечные ценности, устремление к образам высокой культуры, которые оставят актуальным творчество художницы и в будущем.
Согласимся со словами Бенуа, который говорил, что в искусстве Серебряковой столько милой и ласковой прелести, оно такое по существу близкое, оно так просто говорит и сердцу и уму, оно слишком подкупает. С исключительным мастерством она передавала живой блеск глаз, плотность, упругость и сияние тела, естественно красивы ее сочетания красок, с такой классической легкостью ложились мазки ее кисти и штрихи пастели. Никогда и ни в чем у нее не было рутины, нигде не сказывалось рабство готовых формул, и совершенно так же сейчас все искусство Серебряковой остается свободным, оно исполнено радостным возбуждением, в котором пребывает художник во время своей работы. Ее творчество продолжает традиции русского искусства — Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, выступает наравне с художниками своего времени - В. А. Серовым, К. А. Коровиным, Сомовым, продолжается в следующем веке в работах живописцев третьего тысячелетия. Так "чарующий" и "пленительный" талант Серебряковой сегодня собираем по крупицам, что бы отдать дань уважения и восхищения, которое она заслуживала и при жизни. Слова С. Дягилева: "Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное - свободно" -полностью можно отнести к творчеству Серебряковой. Основная часть наследия художницы создана по вдохновению, малая часть ее работ исполнена по заказу. Ее произведения передают очень личное, сокровенное, и для нас не кажется это "частное" творчество чужим, оно нам близко. Талант художницы неоспорим, желание прикоснуться к ее яркому дарованию и устранить несколько односторонний взгляд на работы художницы привело к созданию данной работы. Серебрякова - одна из прекрасных дам такого краткого "Серебряного века", который показал высочайший уровень культуры. Она как бы хотела продлить его в своем искусстве. Обращаясь к ее творчеству, прикасаемся к этому Ренессансу - возможно, чтобы развивать русское искусство на новом уровне.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Трегуб, Надежда Ивановна, 2004 год
1. Авдюшева-Лекомт H. «Мануар не погиб» // Антик respect. Март-апрель, 2003.
2. Автопортрет в русском и советском искусстве. М.: Советский художник, 1977.
3. Автопортрет и портрет в творчестве русских и советских художников. Художники. Выпуск I. М.: Советский художник, 1985.
4. Азизян И. Арт деко: диалог и компромиссы// Искусствознание № 1,2003.
5. Азизян. И. А. Диалог искусств «Серебряного века». М.: Прогресс-Традиция, 2001.
6. Акварели и рисунки русских и советских художников. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1982.
7. Акварель. Ленинград: Аврора, 1974.
8. Акварель и рисунок второй половины XIX начала XX века в собрании Государственной Третьяковской Галереи. - М.: Искусство, 1988.
9. Александр Бенуа размышляет. М.: Советский художник, 1968.
10. Александрова Н. Дар коллекционера // Художник, 1986, № 6.
11. Александрова Н. Зинаида Серебрякова. М.: Белый город, 2001.
12. Алексеева Л. К. Два портрета Григория Петникова // Литературная учеба, 1990, №6.
13. Алешина Л. С., Ракова M. М., Горина Т. Н. Русское искусство XIX начала XX века. - М. Искусство, 1972.
14. Алленов. M. М. Русское искусство XVIII начала XX в. - М.: Трилистник, 2000.
15. Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.
16. Амшинская А. Серебрякова 3. // Искусство, 1985, №2.
17. Андроникова М. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.
18. Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие, 1990, №1.
19. Анисимова Н. Будни "Вечного праздника" //Наше наследие, 1991, №4 (22).
20. Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина. Ф. 29, опись III, ед. х. 4121.
21. Аукцион // Деньги. 28 ноября 2001.
22. Аукцион Русский Антиквариат. Иконы, живопись, бронза, графика, монеты, медали. М.: Эверест, 1995.
23. Баланин П. Пополнение коллекции // Художник, 1976, №2.
24. Белич А. Речь // Новое время (газета). Белград, 11.03.1930.
25. Бенуа А. Мои воспоминания. М.: Наука, 1993.
26. Бенуа А. Н. Художественные письма. 1930-1936. Газете "Последние новости", Париж. Сост. И. П. Хабаров, вступ. статья Г. Ю. Стернина. М.: Галарт, 1997.
27. Бенуа А. Прекрасный дар // Художник, 1990, № 3.
28. Бенуа. Художественные ереси// Золотое руно. 1906. №2.
29. Богданов А. А. Марокканская серия Зинаиды Серебряковой // К исследованию русского изобразительного искусства. СПб: РАХ, 1998.
30. Боде М. Русский "серебряный век" закончился во Франции // Коммерсэнт-daily, 1995.22.IV.
31. Бойко M. Н. Судьбы стиля и проблема авторской индивидуальности в кн. Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа. Отв. Ред. О. А. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000.
32. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский Модерн. М.: Галарт, 1994.
33. Борисова Е. Стернин Г. Русский неоклассицизм. М.: Галарт, 2002.
34. Бурляй Я. Влюбленная в Россию // Наше наследие, №45, 1998.
35. Бурцева Э. М. О некоторых характерных особенностях графических произведений 3. Е. Серебряковой // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. III Научная конференция 1997 г. М.: Магнум Аре, 1998.
36. Бушен Д. Дар художника Эрмитажу. Л., Государственный Эрмитаж, 1991.
37. Бялик В. М. Зинаида Серебрякова // Крестьянка, 1998, №4.
38. Васильев А. Красота в изгнании М.: Слово, 1998.
39. Васильева Ж. Русская коллекция в Париже. Монолог Ренэ Герра с предисловием и послесловием // Литературная газета, 1993.17.11. №7.
40. Вейдле В. Мир искусства // Звено (Париж), №1, 1927.
41. Верейский Г. С. Портреты русских художников. Петроград: Комитет популяризации художественных изданий, 1922.
42. Вернова И. Предназначено Петергофу // Наше наследие, 1989, №6 (12).
43. Воинов В. Выставка картин 3. Е. Серебряковой. Л.: Комитет популяризации художественных изданий, 1929.
44. Воинов В. Письмо из Петербурга. Выставка "Мира искусства" // Среди коллекционеров, 1922, №7/8.
45. Воинов В. Собрание А. Коровина // Аполлон, 1917, №4-5.
46. Вологодская областная картинная галерея. Л.: Художник РСФСР, 1989.
47. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.
48. Врангель Н. Любовная мечта современных русских художников // Аполлон, 1909, №3.
49. Второй Российский Антикварный Салон. М. 1997, март.
50. Выставка группы художников "Мир искусства" в Петербурге // Жар-птица, 1922, №8.
51. Выставка 3. Серебряковой в галерее Шарпантье // Иллюстрированная Россия (Париж), 1931, №1.
52. Выставка Зинаиды Серебряковой // Возрождение (газета), Париж, 02.05.1929.
53. Выставка произведений, полученных в дар Государственной Третьяковской Галереей и Государственной картинной галереей СССР. Каталог. М.: Советский художник, 1986.
54. Выставка русской графики XIX начала XX века из фондов музея. - Калуга: Калужский областной художественный музей, 1980.
55. Выставка картин // Возрождение (газета), Париж, 12.07.1929.
56. Выставка картин 3. Серебряковой // Возрождение (газета), Париж, 30.04.1929.
57. Выставка картин "Мира искусства" // Нива, 1912, №26.
58. Выставка картин и рисунков русских художников начала XX века из собрания Ф. Ф. Нотгафта. Каталог. -Л.: Каталог, 1962.
59. Выставка картин русских художников ХУШ начала XX века из частных собраний. - Л.: Изогиз, 1954-55.
60. Выставка натюрморта русских, советских и казахстанских художников из собрания галереи. Алма-Ата: Казахская государственная художественная галерея им. Т. Г. Шевченко, 1975.
61. Выставка произведений русских художников второй половины XIX начала XX века (из частных собраний г. Киева). Каталог. - Киев: КГМРИ, 1958.
62. Выставка русского дореволюционного искусства. Новые поступления. Каталог. М.: ГТГ, 1962.
63. Выставка русского искусства из частных собраний. Минск: Государственный художественный музей БССР, 1961-1962.
64. Выставка русского искусства из частных собраний. Минск: Государственный художественный музей БССР, 1965-66.
65. Выставка русского портрета XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1959.
66. Выставки и художественные дела // Аполлон, 1910, №7.
67. Выставки и художественные дела // Аполлон, 1914, №8.
68. Выставки и художественные дела // Аполлон, 1915, №8-9.
69. Выставки и художественные дела//Аполлон, 1916, №6-7.
70. Выставки и художественные дела. "Мир искусства" // Аполлон, 1913, №9.
71. Выставки и художественные дела. Петербург // Аполлон, 1913, №10.
72. Выставки и художественный дела // Аполлон, 1914, №3.
73. Галеева Т. Прогулки по русскому Монпарнасу // Урал, 1999, №5.
74. Герман М. Модернизм. СПб.: Азбука-классика, 2003.
75. Герман М. Парижская школа. М.: Слово/с1оуо, 2003
76. Гидони А. На выставке "Мира искусства" и "Союза" // Аполлон, 1916, №2.
77. Горьковский государственный художественный музей. Л.: Художник РСФСР, 1986.
78. Государственный Музей Изобразительного Искусства. Альбом. М., 1989.
79. Государственный художественный музей БССР. Л.: Художник РСФСР, 1968.
80. Грабарь И. По Европе // Мир искусства, 1903, т. 9.
81. Грабарь И. Хроника // Мир искусства, 1902, т. 7.
82. Грабарь И. Э. Письма 1917 1941,- М.: Наука, 1977.
83. Графика русских художников от А до Я. М.: Слово/81оуо, 2002.
84. Григорьев Борис и художественная культура XX века. Псков, 2001.
85. Гришковец Е. Идеи мирискусников и архитектурная графика неоклассицизма. В сб. «Свое чужое» в контексте культуры нового времени. М, 1996.
86. Гусарова А. Искусство сияющей жизненности // Художник, 1977, №9.
87. Гусарова А. Мир искусства//Художник, 1996, №1.
88. Данилевич Н. Русское искусство за границей // АНТсЬтотка, 2000, №2.
89. Данилевич Н. Цены на русское искусство: взгляд из Лондона // АКТсЬготка, 2000, №3-4.
90. Данилевич Н. Этот неувядающий "Мир искусства". "Альфа-Арт" представляет // Мир музея, 1994, №5(139).
91. Данилова А. Д. // Мир и искусство (Париж), 1930, №15.
92. Дар Н. С. Аржанникова. Музей и коллекционер. Каталог. М.: Советский художник, 1988.
93. Датц В. Деятельный романтизм // Новое время (газета). Белград. 09.03.1930.
94. Деготь Е. Образ русской женщины // Наше наследие, 1988, №2.
95. Детский портрет в русском искусстве. Л.: ГРМ, 1990.
96. Детский портрет в русской живописи XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1991.
97. Дзуцова И. Музы. Тифлисские красавицы начала XX века// Русская мысль №4343 от 30.11-6.16.2000.
98. Дмитриев В. По поводу выставок бывших и будущих // Аполлон, 1914, №10.
99. Дмитриев В. Художницы//Аполлон, 1917, №8-10.
100. ЮО.Днепропетровский художественный музей. Альбом. Киев: Мистецтво, 1981.
101. Донашаева Е. С. Русский культурно-исторический музей в Праге. М.: Российский институт культурологии, 1993.
102. Долгих Е. Феномен Бенуа // Мир музея, 1999, №1-2 (166-167) январь-март.
103. Донецкий областной художественный музей. Новые поступления. Донецк, 1976. Ю4.Дрампян. Р. Г. Государственная картинная галерея Армении. - М.: Искусство, 1982.
104. Дудаков В. Рынок русского искусства существует за счет западных покупателей // АЯТсИгошка. 2001, №1. Юб.Дягилев и русское искусство. М.: Изобразительное искусство, 1982.
105. Дягилев С. Московские новости//Мир искусства, 1903, т. 10.
106. Дягилев С. Основы художественной оценки // Мир искусства, 1899, т. 1.
107. Дягилев Сергей. Пермь. Петербург. Париж. Альбом-каталог. Екатеринбург: Академкнига, 1999. 1 Ю.Евсеев В. Из частных коллекций Ленинграда // Творчество, 1986, №4.
108. П.Ерофеев А. В. Роль объединения "Мир искусства" в развитии русской художественной культуры начала XX века. Автореферат. М.: МГУ, 1983.
109. Еще о выставке "Мира искусства". Выставка этюдов в бюро Добычиной // Аполлон, 1915, №10.
110. Женщина в дореволюционной русской живописи. Каталог выставки. М.: ГТГ, 1925.
111. Живопись и графика России XIX XX вв. Аукцион №1. М. ноябрь, 1994.
112. Живопись и графика русских художников первой трети XX века из собрания Я. Е. Рубинштейна и Т.С.Жегаловой. Каталог выставки. Новосибирск, 1967.
113. Пб.Живопись XII начала XX века из собрания Государственного Русского Музея. - М.: Изобразительное искусство, 1993.
114. Живопись XVIII XX в частных коллекциях Ленинграда / Санкт-Петербурга. - СПб.: Аврора, 1993.
115. Живопись 1920-1930 из собрания ГРМ. М.: Советский художник, 1989.
116. Живопись. Графика. Скульптура XVIII XX века. Музей квартира И. И. Бродского. Альбом-каталог. - Л.: Искусство, 1989.120.3айцева Е. Современное пополнение коллекции Третьякова // Русская мысль (газета), №4302 от 27.0102.02.2000.
117. Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. СПб.: Palase Edition, 1999.
118. Из альбома Г.Л.Гиршман // Новый журнал (Нью-Йорк). Кн.71. 1963.
119. Из собрания Б. Н. Окунева. Русское и советское искусство. Дар семьи коллекционера. Каталог выставки. -Л.: ГРМ.
120. Издательство общины Св. Евгении комитет популяризации художественных изданий 1896-1930. Выставка изданий и оригиналов графики. Каталог. - М.: Добровольное общество любителей книги РСФСР, 1990.
121. Искусство женского рода. Женщины художницы в России XV-XX в. М.: ГТГ-ИНО, 2002.
122. История рисунка. М. Советский художник, 1990.
123. История русского искусства, т. 10, кн. 1. М.: Наука, 1968.
124. Калужский областной художественный музей. Каталог. М.: Искусство, 1976.
125. Кантор А. Искусство женского рода // Искусство. 2002, №5.
126. Кантор А. Русские и немецкие художники в жанре автопортрета // Творчество, 2001, №1.
127. Кантор. А. М. «Тихое искусство» в Европе и в России на рубеже 1920-30 гг. в кн. Русский авангард 1910-20 гг в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
128. Кантор-Гуковская А. Последний из "Мира искусства" // Наше наследие, 1992, №25.
129. Каталог выставки "А. С. Пушкин в изобразительном искусстве" на материалах музеев Украины и частных собраний г. Киева. Киевский музей русского искусства, 1974.
130. Каталог выставки 3. Е. Серебряковой. Живопись, графика. Новосибирск, 1982. НО.Каталог выставки картин группы художников "Мира искусства", 1924.
131. Каталог выставки картин, рисунков и акварелей русских художников из собрания Я. Е. Рубинштейна. Первая треть XX века. Таллин, 1966.
132. Каталог выставки современной графики. Музей Армении. Ереван: Гермес, 1929.
133. Каталог выставки русской живописи и графики XIX XX веков из собрания Д. Л. Сигалова. Дар коллекционера. - Киев: КМРИ, 1993.
134. Каталог отдела русского дореволюционного искусства. Живопись, скульптура, графика. Рига, 1962.
135. Каталог русского и советского искусства. Из новых поступлений. 1967-1974. Живопись, скульптура, графика. Новосибирск, 1977.
136. Нб.Каталог художественных произведений, приобретенных "Обществом поощрения художеств" и переданных в дар государственным музеям, 1921.
137. Киевский музей русского искусства. Киев: Мистецтво, 1986.
138. Климов Е. Е. Русские художники. Сборник статей. М.: Путь жизни, 1974.
139. Князева В. Вечно прекрасное // Художник, 1987, №9.
140. Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М.: Изобразительное искусство, 1979.
141. Козлов Г. Собрание профессора Рамма // Наше наследие, 1990, №6(18).
142. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников (сост., вступ. статья и примеч. Ю. Н. Подкопаевой, и А. Н. Свешниковой). М.: Искусство, 1979, - 624 с.
143. Корнилов П. О книге С. Эрнста "3. Е. Серебрякова" 1922 г// Казанский музейный вестник, 1922, № 2.
144. Косов А. Женственное искусство Зинаиды Серебряковой // Cosmopolitan, 2001, №4.
145. Крестьянин в русской живописи XVIII XX вв. Каталог выставки. - М.: ГТГ, 1924.
146. Криштопенко В. Одесский художественный музей. Одесса: Маяк, 1989.
147. Крошин Г. Пункт прибытия — Бордо, или «Русский Париж» в немецком Вуппертале // "Русская мысль", Париж, N 4469 04.09.2003 Искусство.
148. Кузина М. Н. Тульский областной художественный музей. М.: Советский художник, 1991.
149. Курская областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки. Л.: Художник РСФСР, 1987.
150. Лавровский Л. М. Документы. Статьи. Воспоминания. М.: Всероссийское театральное общество, 1983.
151. Лапшин В. Серебрякова 3. // Искусство, 1965, №11.
152. Лапшин В. Серебрякова. М.: Альбом, 1969.
153. Лапшин В. Союз русских художников Л.: Художник РСФСР, 1974.
154. Лапшина Н. "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977.
155. Левицкая Л. Лицо, маска, маскарад в художественной культуре начала XX в. // Искусствознание. №1, 2002.
156. Лейкинд О. Л., Махров К. Б., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья 1917 1939гг. - СПб.: Нотабене, 1999.
157. Леонид Пастернак в России и в Германии. М.: Пинакотека, 2001.
158. Леонидов В. Легенда Русского музея // Культура №9 9-15 марта 2000.
159. Леонидов В. Русское искусство, обретающееся за границей // Независимая газета от 11.12. 1999.
160. Литература и искусство русского зарубежья 1917 1940. Каталог книжной выставки. - М.: ГПИБ, 1993.
161. Лифарь С. Мемуары Икара. М.: Искусство, 1995.
162. Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000
163. Лобанов-Ростовский Н. возвращает России позабытые имена// Культура, 31.VI. 1993.
164. Лобанов-Ростовский. Русские аукционы в Лондоне // Русская мысль, Париж №4387, 26 ноября 2001.
165. Лобанов-Ростовский Н. Д. Я взял бы костюм Клеопатры // Мир музея, 1995, №4.
166. Лосев С. Зинаида Серебрякова из "художественного рода Бенуа" // Русская мысль (газета), №4301 2026.01.2000.
167. Лотерея "Мира искусств"//Возрождение (газета). Париж, 3.01.1930.
168. Лотерея "Мира искусства" // Россия и славянство (газета). Париж, 04.01.1930.
169. Лукомский Г. С. Выставка современных женских портретов. СПб.: Аполлон, 1910.
170. Львов Л. К выставке 3. Серебряковой // Мир и искусство (Париж), 1930, №16. Ш.Магула. Выставка "Мира искусства" // Новое время. СПб. 29.01.1912.
171. Маковский С. Женские портреты современных художников // Аполлон, 1910, №5.
172. Маковский С. Проблема "тела" в живописи // Аполлон, 1910, №11.
173. Маковский С. Страницы художественной критики. Кн. Ш. СПб.: Аполлон, 1913.
174. Маковский С. Серебрякова 3. Е. у Шарпантье // Возрождение (газета), Париж, 29.03.1927.
175. Маковский С. Томбола "Мир искусства" // Возрождение (газета). Париж, 16.01.1930.
176. Малинина Т. Г. Истоки и слагаемые стиля ар деко // Антикватория №2 май-июнь, 2003.
177. Малинина Т. Г. Стиль Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Автореферат, 2002.
178. Малянтович В. З.Серебрякова// Последние новости (газета). Париж, 23.12.1930.
179. Манин В. С. О границах автопортрета //Музей-1, 1980.
180. Маркин Э. В душе еще столько нежности, чувства. // Вера, надежда, любовь, 1999.
181. Мерцалова М. М. Дети в мировой живописи. М.: Советский художник, 1968.
182. Мир искусства. 100 лет 1898 1998 из частных собраний московских коллекционеров, а также собрания музея личных коллекций. - М.: ГМИИ им. A.C. Пушкина, отдел личных коллекций, 1998.
183. Мир искусства. К столетию выставки русских и финляндских художников 1898 года. ГРМ, МИИ Финляндии "Атенеум": Palace edition, 1998.
184. Мир искусства. Каталог выставки картин. Петроград, 1915.
185. Мир искусства. Каталог выставки. Петроград, 1922.
186. Мир искусства. Каталог выставки. К 100-летию "Мира искусства" 1898-1998. СПб.: Российская национальная библиотека, 1999.
187. Москва Париж 1900-1930. Каталог выставки. М.: Искусство, 1981.
188. Московский антикварный рынок осень 1992 // Наше наследие, 1992, №25.
189. Музей русского искусства. Коллекция профессора А. Я. Абрамяна. Ереван: Советакан грох, 1989.
190. Музей семьи Бенуа Внешторгиздат, 1992.
191. Наследие «серебряного века». Русская живопись и графика. Фарфоровая пластика датских фабрик. (Каталог выставки. Пермь, 2003) / сост. О. Клименская. Пермь: "Пресс-центр", 2003 — 32 с.
192. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1991.
193. Немировская М. Собрание русской графики // Творчество, 1975, №7.
194. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств. Живопись. Скульптура. Графика. -М.: Советский художник, 1972.
195. Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина. Одесса: Маяк, 1986.
196. Никольский А. Итоги выставки // Новое время (газета). Белград, 05.04.1930.
197. Они унесли с собой Россию. Русские художники-эмигранты во Франции 1920-1970-е гг. Из собрания Ренэ
198. Очерки по истории русского портрета конца XIX начала XX веков. - М.: Искусство, 1964.
199. Паршин С. Мир искусства. М.: Изобразительное искусство, 1993.
200. Пейзаж в русской живописи. Альбом репродукций. М.: Гознак, 1972
201. Петров В. Мир искусства. М.: Изобразительное искусство, 1975.
202. Петрова О. Символизм в русском изобразительном искусстве. СПб.: СПбГУП, 2000.
203. Петухов А. В. Ар деко и некоторые аспекты художественной жизни Франции первой четверти XX века. -М.: Автореферат, 2003.
204. Письмо из Москвы. Московские выставки // Аполлон, 1914, №1-2.
205. Поиски красоты // Мир искусства, 1899, т. 1.
206. Полевой В. М. Новый диалог. Выставки в Париже, Москве и Ленинграде 1974-75 // Искусство, 1976, №4.
207. Попова Э. Радующая видимость // Смена, 1993, № 4.
208. Портнова Т. В. Образы балета в русском изобразительном искусстве конца XIX начала XX века. - М.: автореферат, 1993.
209. Портнова. Т. В. Образы балета в творчестве Серебряковой // Большой театр, 1991, № 10.
210. Портрет в европейской живописи XV начала XX века. Выставка произведений из советских и зарубежных музеев. - М.: Советский художник, 1972.
211. Портрет в русской живописи конца XIX начала XX века. Каталог выставки, Л.: ГРМ, 1975.
212. Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. М. Наука, 1999.
213. Произведения русских и западных мастеров XVI начала XX века из собрания И. С. Зильберштейна. - М., ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей личных коллекций: Родина, 1993.
214. Пружан И., Князева В. Русский портрет конца XIX начала XX века - М.: Изобразительное искусство, 1980.
215. Пунин Н. Рисунки нескольких молодых // Аполлон, 1916, №4-5.
216. Пунте Дель Эсте Р. Коллекция графа Зубова в Буэнос-Айресе // Пинакотека, №8-9 (1999).
217. Пушкарев В. А. Акварели и рисунки в ГРМ XVIII начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1982.
218. Пушкарев В. Мои командировки в Париж // Наше наследие, 1995, №34.
219. Радлов Н. Будущая школа живописи // Аполлон, 1915, №1.
220. Радлов Н. Э. Серебрякова 3. Б. Л.: Комитет популяризации художественных изданий, 1929.
221. Ракова M. М. Русский натюрморт XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1970.
222. РГАЛИ ф. 2650, оп. 2, ед. х. 492.
223. РГАЛИ ф. 2737, оп. 2, ед. х. 169.
224. РГАЛИ ф. 2887, on. 1, ед. х. 456.
225. РГАЛИ ф. 3056, on. 1, ед. х. 110.
226. РГАЛИ ф. 548, on. 1, ед. х. 470.
227. РГ АЛИ ф. 938, оп. 2, ед. х. 377.
228. Результаты продаж произведений художников "Мира искусства" на зарубежных аукционах // Пинакотека, 1998, №6-7.
229. Рисунки 3. Е. Серебряковой. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1987.
230. Рисунки и акварели русских художников конца XVIII начала XX века из частных собраний Ленинграда. Каталог выставки. - Л.: Художник РСФСР, 1964.
231. Рисунки русских художников конца XIX начала XX века. - Л.: ГРМ, 1974.
232. Рисунок русских и советских художников из коллекции А. А. Сидорова. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1975.
233. Рисунок, акварель, гуашь, пастель конца XIX начала XX века из собрания ГТГ. - М.: Издательство АХ СССР, 1963.
234. Рисунок. Акварель. Собрание ГТГ. М.: Советский художник, 1966.
235. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М.: Республика, 2003.
236. Рождественский Г. Парижские букинисты // Наше наследие, 1998, №46.
237. Румянцева Е. Парижский период Зинаиды Серебряковой // Русская галерея, 1999. №1.
238. Русакова А. А. Символизм в русской живописи М.: Искусство, 1995.
239. Русская выставка в Париже // Россия и славянство (газета). Париж, 05.04.1930.
240. Русская графика 1790-1920. Paris: Galerie de la Scala, 1999.
241. Русская графика XVIII XX века из собрания И. В. Качурина и Я. Е. Рубинштейна. Портреты русских и советских художников первой половины XX века из собрания Я. Е. Рубинштейна. Л., 1982.
242. Русская живопись XVIII начала XX века из частных собраний Ленинграда. Каталог выставки. - Л.: Искусство, 1980.
243. Русская живопись в собраниях Чехословакии. Л.: Художник РСФСР, 1974.
244. Русская живопись второй половины XIX начала XX века. Каталог выставки декабрь 1951 - февраль 1952. -М.: ЦДРИ, 1954.
245. Русская эмиграция во Франции 1917-1947. Paris: YMCA-PRESS, 1999.
246. Русские выставки в Париже // Россия и славянство (Париж). 20.12.1930.
247. Русские красавицы в произведениях живописи и фотографии. М.: Искусство, 1996.
248. Русские художники в Париже// Возрождение (газета). Париж, 1993.07.11.
249. Русские художники от "А" до "Я". М.: СЛОВО/SLOVO, 1996.
250. Русский импрессионизм. СПб.: Palace editions, 2000.
251. Русский музей. 100 лет сокровищнице национального искусства. СПб.: Palace editions, 1998
252. Русский неоклассицизм. Архитектура. М.: Галерея Галарт, 1998.
253. Русский Париж. 1910-60. СПб.: Palace editions, 2000.
254. Русский пейзаж в произведениях художников первой половины XX века. Рисунок, акварель. М.: Московское товарищество "Дягилев-центр", 1991.
255. Русский пейзаж из собрания акционерного коммерческого банка "Бизнес". М.: Авангард, 1995.
256. Русский портрет из московских частных собраний. М.: Советский художник, 1975.
257. Русский рисунок XVIII нач. XX в. Альбом. - Л.: Аврора, 1987.
258. Русский рисунок и акварель. Из собрания Вологодской областной картинной галереи. Каталог. Вологда, 1986.
259. Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция. М.: ЭКСМО, 1995.
260. Русское искусство XV XX в из фондов ГРМ. - Л.: Художник РСФСР, 1989.
261. Русское искусство XVIII начала XX века. Живопись. Скульптура. Новые поступления. Каталог выставки -М.: Государственная Третьяковская галерея, 1999.
262. Русское искусство XVIII начала XX века. Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель. - Иркутск: Иркутский областной художественный музей, 1976.
263. Русское искусство XVIII начало XX века. Рисунок. Портретная миниатюра. Гравюра. Новые поступления. Каталог выставки. - М.: АирАрт, 2000.
264. Русское искусство из собраний музеев Центральной России. Каталог. М.: Красная площадь, 2000.
265. Русское искусство первой трети XX века из собрания Я. Е. Рубинштейна. Каталог выставки. Ярославль: 1974.
266. Русское театрально-декорационное искусство 1880 1930 из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Каталог. - М.: ГМИИ, 1988.
267. Рыбакова Е. Любить искусство большая радость. К столетию рождения 3. Е. Серебряковой // Юный художник, 1984, №12.
268. Рыбинский Н. "Выставка русских художников" в Белграде // Россия и славянство (газета). Париж, 15.03.1930.
269. Савинов А. Н. Серебрякова 3. Е. Ленинград: Художник РСФСР, 1973.
270. Сарабьянов Д. В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним. В кн: Русский авангард 1910-1920 гг. и проблема экспрессионизма. М.: Наука, 2003.
271. Сарабьянов Д. В. "На костре собственного вдохновения" Русский символизм за границей // Наше наследие, 1994, №31.
272. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - М.: Арт-Пресс, Галарт, 2001.
273. Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля. М. Галарт, 2001.
274. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980.
275. Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-хх годов. Очерки. - М., 1971.
276. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998.
277. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989.
278. Северюхин Д. Лейкинд О. Золотой век художественных объединений в России. СПб, 1992.
279. Серебрякова 3. Альбом / автор-составитель Лапшин. М.: Советский художник, 1969.
280. Серебрякова 3. Избранные произведения / Авт.-составитель Т. А. Савицкая. М.: Советский художник, 1989.
281. Серебрякова 3. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1986.
282. Серебрякова Зинаида. М.: Терра, 2001.
283. Серебрякова Зинаида. Письма. Современники о художнице М.: Изобразительное искусство, 1987.
284. Серебрякова Зинаида. Живопись. Графика. Галерея «Дом Нащекина» М.: Финансовая лизинговая компания, 2003.
285. Серебрякова Т. Детство Зинаиды Серебряковой // Юный художник, 1981, №4.
286. Серебрякова Т. Творчество, принадлежащее Родине // Москва, 1965, № 10.
287. Серебрякова. Каталог выставки.: М. Советский художник, 1965.
288. Серебрякова. Сборник иллюстраций. М.: Изобразительное искусство, 1989.
289. Серебрякова. Сборник иллюстраций. Выпуск 2. М.: Изобразительное искусство, 1991.
290. Серебряный век. Мемуары. М.: Известия, 1990.
291. Сидоров А. А. Записки собирателя. Л.: Художник РСФСР, 1969.
292. Скорочкина О. Елена Юнгер: "Я всегда умела быть благодарной жизни" // Петербургский театральный журнал, № 18-19, 1999.
293. Слонимский Ю. Чудесное было рядом с нами: Заметки о петроградском балете 20-х годов. Л.: Советский композитор, 1981.
294. ЗЮ.Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Художники русского театра 1880-1930. М.: Искусство, 1994.311 .Соловьева Б. А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.
295. СР ГРМ, ф. 70, ед. х. 538.
296. СР ГРМ, ф. 70, ед. х. 586.
297. CP ГРМ, ф. 70, ед. х. 587.
298. CP Музея семьи Бенуа ф. 2 ед. х. 74.
299. CP Музея семьи Бенуа, ф. 2, ед. х. 12.
300. СР Музея семьи Бенуа, ф. 2,ед. х. 8.
301. СР Музея семьи Бенуа, ф. 3, письмо от 19.04.1948.
302. Стернин Г. Ю. К вопросу о путях самоопределения в русской художественной жизни 1900-х гг. // Советское искусствознание. 1980, №2.
303. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. - М.: Советский художник, 1984.
304. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. - М.: Искусство, 1988.
305. Стерноу С. А. Арт деко полет художественной фантазии. - Минск: Белвакс, 1997.
306. Суворин М. Выставка русских художников // Новое время (газета). Белград, 15.03.1930.
307. Таганрогская картинная галерея. М.: Изобразительное искусство, 1988.
308. Тастевен Г. По поводу художественных писем г-на А. Бенуа // Золотое руно, 1909, №11-12.
309. Терентюк С. Добрая память //Литературное обозрение, 1990, № 7.
310. Тихонов А. Нечаянная радость. "Русские торги у Sotheby's" 18 ноября // Независимая газета, 04.12.1999.
311. Тихонов А. Русское искусство на западном рынке: рекорды 2002 года // Искусство. 2003. январь-февраль.
312. Толстой А. Беседа с Ренэ Герра "Feci quoel potui" // Пинакотека, 1999, №8-9.
313. Толстой А. В. Время итогов. Художественный мир российской эмиграции в Париже 1920-1930 // Культурная миссия российского зарубежья. Прошлое и современность. М.: Институт культурологии, 1999.
314. Толстой А. В. Русская художественная эмиграция в Европе. Первая половина XX века. Автореферат, М., 2002.
315. Тренева Е. Монолог о матери // Огонек, 1987, №26.
316. Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб.: Славия, 2000.
317. Тульский музей изобразительного искусства. Тула: Лев Толстой, 1998.
318. Турчин В. Весенние выставки Парижа // Творчество, 1974, №8.
319. Турчин В. С. Образ двадцатого. в прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
320. Турчин В. Рождественская ель // Наше наследие, 2000, № 52.
321. Уголок "Мира искусств" //Возрождение (газета). Париж, 28.06.1928.
322. Федоров М. Русским художникам // Возрождение (газета). Париж, 24.02.1928.
323. Федоров М. Русским художникам // Последние новости (газета). Париж, 25.02.1928.
324. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX века. - М.: Советский художник, 1986.
325. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.
326. Фрейнман-Хрусталева Н. С. Новиков А. Л. Эмиграция и эмигранты. СПб.: РАН, 1995.
327. Художественная жизнь Советского Союза // Искусство, 1983, №5.
328. Художественная жизнь Советского Союза// Искусство, 1987, №6.
329. Художественная летопись. Искусство и война // Аполлон, 1914, №8.
330. Художественная летопись. Искусство и война // Аполлон, 1915, №2.
331. Художественные известия во Франции. "Мир искусства" в Париже // Возрождение (газета), Париж, 03.04.1927.
332. Художественные модели мироздания. XX в. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. М.: НИИ PAX, 1999.
333. Художественный род Бенуа за 150 лет в России. Каталог выставки. М., 1999. 351.Чулков Г. Годы странствий. - М., 1930.
334. Шедевры сценографии. Беседы с Никитой Лобановым-Ростовским // Наше наследие, 1988, №3.
335. Шестаков В.П. Искусство и мир в «Мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998.
336. Шмидт И. Зинаида Серебрякова // Творчество, 1965, №9.
337. Эттингер П. Д. Русское искусство за границей // Печать и революция, 1928, кн. 4.
338. ЗбО.Эттингер П. Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1989.
339. Юсупов Ф. Ф. Мемуары в 2-х книгах. До изгнания. В изгнании. М.: Захаров и Вагриус, 1998.
340. Ярославский художественный музей. М.: Изобразительное искусство, 1983.
341. Дзяржауны мастацю музей БССР, Míhck Беларусь, 1990.364100 years of Russian art 1889 -1989 Private collection in the USSR. London/Oxford, 1989.
342. Arivas V. Art deco. N-Y, 1980.
343. Art Russe Angien et Moderne mai juin 1928. Palais des Beaux-arts de Bruxelles.
344. Artisti Russi 1900 1930.150acquarelli dal museo Puskin di Mosca. - Roma: Edizioni carte serete, 1990-1991.
345. Ausstelling Russisher Malerei und Graphik. Berlin, 1930.
346. Barchan P. Sinaide Serebriakova // UHU (Берлин), 1927, №6.
347. Buillon J-P. Art deco. 1903-1940. N-Y.
348. Bowlt J. E. The silver age: Russian art of the Early Twentreth century and the "World of Art" Group. Oriental Research Partners Newtonville, Mass, 1979.
349. Buekle R. George Balanchine ballet master. N-Y.: Random house, 1988.
350. Duncan. A. Art deco. N-Y.: Thames and Hudson, 1988.
351. Exhibition Russian school oil paintings XVIII, XIX and XX centuty. N-Y., 1988.
352. Exposition d'Art Russe. Paris, 1932.
353. Exposition de quelques oeuvres de Zenaide Serebriakova, Paris, 1929.
354. Expositoin de Quelques oeuvres recentes de Z. Serebriakova, Paris, 1927.
355. Expositoin de peinture Russes. Du 22 juin au 12 jullet 1928 shez M. S. Lesnick.
356. La nature morte Russe. Leningrad: Aurora art publisher, 1987.
357. Lissim S. Z. Serebriakova // Mobilier et Decoration, auct 1933.
358. Mir iskusstva. Il Mondo dell'Arte. Artisti Russi 1898-1924. Citta di Torino.
359. Mir iskusstva. Il Mondo dell'Arte. Artisti Russi dal 1898 al 1924. Societa' Editrice Napoletana. Torino mole Antonelliana, 1982.
360. Musee des collections particulières. M.- Rodina, 1993.
361. Paris. Portraits // Beaux-arts. 13 arv 1934, c. 6.
362. Paris-Moscow 1900-1930. Paris: Centre Georges Pompidou, 31 mai -5 novembre 1979.
363. Portret rosyjski i radziecki ze zbiorow muzeow ZSRV. Wystawa, Warszawa, Krakov, Torin: Kwiecien. 1975.
364. Portret v ruskem i sovetskem malirstvi. Praha, 1988-89.
365. Russian and soviet painings 1900-1930. Wasinnton: Revised edition. 1988.
366. Russian art Exhibition, 1924.
367. Russian Art Exhibition. N-Y, 1924.
368. Russian art. Tokyo: Kodansha, 1965.
369. Russian Drawings 18th to Early 20111 Century. Leningrad: Aurora art publisher, 1989.
370. Russian painting. Portraiture. Leningrad: Aurora art publisher, 1991.
371. Russian stage design. Scenic innovation 1900 1930 from the collection of Mr. & Mrs. Nikita D. Lobanov-Rostovsky. Mississippi museum of art. By John G. Bowlt. - N-Y, 1982.
372. Russische malerei 1890-1917. Bilder aus Museen der UdSSR. Stadtishe Galerie Frankfurt am Main 1 October 76 bis 9 januar 77, 1977.
373. Russische and Sowjetische Zeichnungen und Aqarelle von 1900 bis 1930 aus dem Puschin-Museum Moskau der Kunsthalle Mannheim 17 februarbis 22 april 1990.
374. Serebriakova Z. Parise: Syseca, 1995.
375. Soldea I. Painters of Montmartre. Bucharest: Meridiane publishing house, 1986.
376. The Art Gallery of Toronto. Exhibition of works by contemporary Russian artists 9th-31,t may. 1925.
377. The Female Portrait in Russian art. Leningrad: Aurora art publisher, 1974.
378. The Russian Museum. Leningrad: Aurora art publisher, 1979.
379. The world of Art. Movement in early XX century Russia.- Leningrad, Aurora, 1991.
380. Wilhelmi C. Kunstlergruppen in ostlichen und sudlichen Europa seit 1906. Velag Stuttgart: Dr. Ernst Hauswedell & Co, 2001.1. Примечания
381. I Быть может поэтому ее искусство не имело громкой славы, у нее не было легенды как у Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека: она не сошла с ума, не уехала на Таити, не была инвалидом.
382. Далее автор отмечает тему «ню», как самую ценную часть экспозиции.
383. Подводя итоги, Львов отмечает, что художница продолжает работать в быстрой, динамичной форме -это хорошо передает изменчивость жизни и "остается по прежнему драгоценным даром и богатством 3. Серебряковой".
384. В пастелях Серебряковой искусно применен грамотный рисунок и хорошо передан объем при помощи серого цвета, который, вероятно, передает холодные оттенки ее мастерской.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.