Журналистский дискурс в авторской песне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Кадочникова Софья Андреевна

  • Кадочникова Софья Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 175
Кадочникова Софья Андреевна. Журналистский дискурс в авторской песне: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2018. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кадочникова Софья Андреевна

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения дискурсивных практик и возможности дискурс-анализа художественных

произведений жанра авторской песни

1.1. Дискурс СМИ и медиалингвистика в контексте дискурсивных практик и возможности их анализа

1.1.1. Современное понимание дискурса СМИ

1.1.2. Категория и объект медиалингвистики

1.2. Общие трактовки понятия дискурса

1.2.1. Лингвистическая категория дискурса

1.2.2. Философское понимание дискурса

1.3. Дискурс как метод анализа

1.3.1. Теоретическая и методологическая база дискурс-анализа

1.3.2. Метод и модели критического дискурс-анализа

1.4. Авторская песня как дискурс

1.4.1. Определение и история жанра авторской песни

1.4.2. Теоретико-литературные предпосылки дискурсивного анализа произведений жанра авторской песни

Глава 2. Журналистская дискурсивность произведений жанра авторской песни

2.1. Адаптация информационных журналистских жанров в

медиадискурсе второй половины XX века

2.1.1. Песня-репортаж как синтетический информационно-

лирический тип произведения

2.1.2. Песня-репортаж в контексте медиадискурса 1960-х — 1990-х годов

2.1.3. Журналистское интервью в произведениях жанра авторской песни

2.2. Заимствование черт журналистских текстов и их пародирование в произведениях жанра авторской песни как художественный метод

2.2.1. Освоение категорий информационности и документальности в произведениях авторской песни

2.2.2. Пародирование журналистских текстов в авторской песне как художественный метод

Заключение

Библиографический список,

151

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Журналистский дискурс в авторской песне»

Введение

Тема исследования. Диссертация посвящена авторской песне — синтетическому явлению русской литературы и культуры XX века. Этот жанр творчества предполагает сочетание ролей автора музыки и стихотворного текста, а также исполнителя и аккомпаниатора в одном человеке. Главенствующую, центральную позицию в произведениях авторов (также называемых бардами) занимает поэтическая составляющая, остальные компоненты этого вида творчества становятся вторичными. Эта многокомпонентная форма искусства была предвосхищена еще в начале XX века видными деятелями русского модернизма. К примеру, Андрей Белый в 1907 году предрек распад традиционных форм: «... Разнообразия формы искусства сливаются друг с другом; это стремление к синтезу выражается отнюдь не в уничтожении граней, разъединяющих две смежные формы искусства; стремление к синтезу выражается в попытках расположить эти формы вокруг одной из форм, принятой за центр»1.

Жанр авторской песни возник в 1950-х годах в СССР. Ему свойственны собственная историческая традиция, специфическая стилистика и эстетика3. Эти факторы, а также доминирующая роль стихотворного текста в произведениях бардов позволили жанру укорениться в истории отечественной литературы в качестве поэтического течения, особенной формы поэзии, независимой от официальной государственной цензуры. В истории культуры это явление также понимается как современный фольклорный феномен, самобытный художественный андеграунд. Несмотря на неофициальный характер, изначально явление авторской песни не являлось контркультурным.

1 Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. — с. 142.

2 Каримов И.М. История Московского КСП. — М.: Янус-К, 2004. — с. 506.

3 Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. — с. 52.

Однако со временем записи бардов не только дополнили, но и в некоторых случаях заменяли «официальное» искусство; при этом некоторые авторы и исполнители вступили в конфронтацию с советской властью. Нередко барды в своих текстах иронизировали над современными СМИ и использовали пропагандистские тексты и газетные штампы в качестве материала для пародирования. Таким образом, альтернативная форма искусства стала одним из способов противостояния государственной пропаганде.

Несмотря на то, что официальные СМИ в СССР нередко выступали против отдельных бардов и самого явления авторской песни в целом, ряд исполнителей нашли возможность публиковать свои произведения. Наиболее ярким экспериментом по выведению авторской песни в информационное поле являются произведения бардов-журналистов, подготовленные для издания «Кругозор» во второй половине XX века. Эти материалы подавались редакциями как песни-репортажи, интервью-песни, песни-путешествия, звуковые фотографии и т.д. В диссертации анализируются произведения жанра авторской песни, опубликованные в официальных средствах массовой информации советского периода, описываются их структура, жанровые и стилистические особенности. Важное место в работе занимает исследование бардовских художественных текстов-адаптаций журналистских жанров, демонстрирующих применение медиалексики и полученные с помощью журналистских методов работы с материалом.

Актуальность исследования. Диссертация позволяет рассмотреть произведения авторской песни не только как объекты русской литературы, но и как продукт журналистского творчества. Также большое внимание в работе уделено обработке бардами журналистских жанров и медиалексики в своих произведениях. Это позволяет нам проследить журналистскую дискурсивность авторской песни, — область, которая ранее не

исследовалась ни отечественными, ни зарубежными специалистами. Данный аспект анализа видится нам актуальным в контексте динамики развития современных СМИ, тяготеющих к мультиформатности, конвергенции и универсальности. Результаты исследования будут актуальны в условиях универсализации материалов: тенденции обобщения материалов СМИ, относящихся к одной тематике.

Помимо этого, в исследовании затрагивается такая актуальная проблема медиаисследований XXI века как язык СМИ, которая является одной из наиболее острых. Детерминация лингвистического наполнения СМИ является темой множества научных трудов; проведенный в данной работе анализ медиаконтента определенного периода может помочь развитию исследований в области медиалингвистики. Актуальным сегодня является также исследование нетривиальных форматов в журналистике, сочетающих в себе различные подходы к презентации материала. Обзор песен-репортажей и песен-интервью, а также художественных работ, в которых обыгрывается современный бардам медиадискурс, способен расширить журналистский рубрикатор или поставить вопрос об изменении имеющихся рамок и правил, сформированных в теории медиажанров.

Анализ примеров пародийной интертекстуальности журналистского дискурса в произведениях жанра авторской песни позволяет не только исторически охарактеризовать это явление, но и адекватно проанализировать существующие или существовавшие в журналистском дискурсе 2000-2010-х годов прецеденты. Одним из наиболее очевидных является проект «Гражданин поэт» (изначально — «Поэт и гражданин», позднее — «Господин хороший»), построенный по принципу пародийной обработки актуальной информационной повестки в поэтической манере; такие материалы выходили на радио в аудиоформате, на телевидении и в интернете — в виде роликов (2011-2013 (2014) годы).

Также к идентичной сфере инфотейнмента мы относим творчество исполнителя Семена Слепакова, часто использующего в своем песенном творчестве информационные поводы в качестве темы произведения (представлены в эфире телеканала ТНТ и на видеохостинге YouTube). Сочинение произведений на актуальные темы и использование в них категории информационности имеет глубокую традицию и существует до сих пор. Приведенное исследование могло бы повлиять на привлечение таких материалов в современное информационное поле со стороны руководителей СМИ. Нам представляется, что полученный материал может дополнить и расширить представление о различных жанрах и форматах в мультимедийной журналистике и позволит актуализировать и детерминировать указанные малоизученные жанры и проследить возможности из реализации в современных средствах массовой информации. Проблема исследования состоит в малоизученности журналистской дискурсивности авторской песни, поскольку большинство научных исследований освещают данный жанр с литературоведческой и культурологической точек зрения.

Степень научной разработанности темы исследования. При проведении диссертационного исследования мы опирались на широкий спектр различных научных и художественных работ, а также публикаций в средствах массовой информации, посвященных изучению жанра авторской песни и журналистской дискурсивности. Для выявления черт журналистского дискурса в предложенном материале необходимо было конкретизировать данное понятие. В целях детерминации категории дискурса мы изначально обратились к трудам зарубежных ученых, — в первую очередь Э. Бенвениста, который ввел данное понятие в научное поле. Исследователь трактует дискурс как речевой акт, основываясь на трудах основоположника современной лингвистики Ф. де Соссюра,

который впервые обратил внимание на дихотомию языка и речи4. Бенвенист поддержал эту идею, развив ее в понимание дискурса как инструмента языка, производства сообщений. Декларируя неотделимость дискурса от языка и важность последнего как знаковой системы, Бенвенист обосновал дискурс как лингвистическую категорию и заложил основы понимания дискурса как общекультурного понятия. Эта идея была развита в работах Мишеля Фуко, который представил дискурсивную практику как социально обусловленную систему речи и действия5. По мнению философа, именно дискурсивный анализ является универсальным инструментом для изучения того или иного явления человеческой мыслеречевой деятельности. Позднее М. Фуко предположил, что речь является не набором слов, но действием, преобразующим жизнь человека6. Формирование современной научной детерминации дискурса завершил социолог и философ Ю. Хабермас, назвавший его идеальным видом коммуникации, под властью которого находятся фактически все сферы жизни человека . Для выделения характеристик дискурса в трудах зарубежных исследователей мы обратились к работам М. Стаббса , Т. ван Дейка, П. Серио, М. Иоргенсен и Л. Филлипс . Проанализировав работы отечественных ученых, мы выяснили, что российская научная традиция во многом наследует европейские исследования в области теории дискурса и

4 Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Издательство «Прогресс», 1974.; де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики: Изданный Ш. Балли и А. Сеше при участии А. Ридлингера: Пер. с фр. / Под ред. и с примеч. Р.О. Шор. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

5 Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2012.

6 ФукоМ. Дискурс и истина // Логос. — 2008. — № 2 (65). — с. 159 - 262.

7 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Юрген Хабермас: Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2008.

8 StubbsM. Discourse Analysis: The sociolinguistic Analysis of Natural Language. - Oxford: Blackwell, 1983; ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Герасимова. - М.: ЛЕНАНД, 2015; Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с франц. и португ. -М.: Прогресс, 1999; Jorgensen M., Phillips L. Discourse Analysis as Theory and Method. -L.: Sage, 2002.

его определений. Так, исследователь В.И. Карасик полагает, что важнейшим свойством дискурса как культурного явления становятся его ценностные признаки9. В.Г. Костомаров и Н.Д. Бурвикова предложили разделить термины «дискурсия» и «дискурс», предполагающие осознание полученной информации и полное ее восприятие в том виде, в котором это задумал отправитель. Исходя из этого, мы можем вслед за

Н.Д. Арутюновой, говорить о дискурсе как речи, погруженной в реальную

10

жизнь .

Для детерминации более узкого понятия, такого как журналистский дискурс, мы обратились к работам как отечественных, так и зарубежных исследователей. Дискурс медиа или СМИ большинство исследователей (такие как В.З. Демьянков, В.И. Карасик, М.Н. Володина, Т. ван Дейк, Н. Фэркло и др.) выделяют как важнейшую социальную категорию11.

Впервые новостные сообщения типом дискурса назвал Т. ван Дейк, он

12

считал информацию основным свойством текстов СМИ . Российский исследователь В.Е. Чернявская связала дискурс СМИ с оппозицией

13

восприятия текста и его создания . В работе Р.К. Потаповой была выдвинута идея взаимного выражения дискурса и текста друг через

9 Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. — с. 226-227.

10 Арутюнова Н.Д. Дискурс [Текст] // Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1990. - С. 136-137.

11 Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. — М.: Изд-во МГУ, 2003; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004; Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. — М.: Академический проект, 2011; Teun van Dijk. News as discourse. - NY, 1988; Fairclough N.L. Media Discourse. London: Edward Arnold, 1995.

12 Teun A. van Dijk. The Analysis of News as Discourse. / In: "News Analysis. Case Studies of International and National News in the Press" (Ed. By Teun A. van Dijk). - Hillsdale, New Jersey, 1988. — pp. 1-30.

13

Чернявская В.Е. Открытый текст и открытый дискурс: интертекстуальность — дискурсивность — интердискурсивность // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы: Сборник научных статей / Отв. ред. д-р филол. наук В.Е. Чернявская. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — с. 7.

друга14. Новейшие исследования Т.Г. Добросклонской, Е.С. Кара-Мурзы и И.А. Шевелевой15 позволяют нам исследовать медиатекст как основу дискурса СМИ и его дискретную единицу.

В определении сути явления авторской песни мы обратились к трудам отечественных исследователей Л.А. Аннинского, Н.А. Богомолова, И.М. Каримова, А.В. Кулагина, И.Б. Ничипорова, Вл.И. Новикова, И.А. Соколовой16 и др. Они солидарны в восприятии данного феномена как явления, подобного общественному движению; результат подобного творчества воспринимается в качестве синтетического явления, предполагающего сочетание автора, исполнителя и аккомпаниатора в одном человеке; при этом в данной системе доминирующую роль играет текст произведения. Следует отметить, что пропевание текстов в истории русской литературы считается укорененной традицией: об этом писали

17

Н.А. Богомолов, А.В. Любимова и др. Наследовании журналистских

14 Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - с. 15.

15 Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2008. — с. 197; Кара-Мурза Е.С. Множественная типология рекламы // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. — М.: Академический проект, 2011. — с. 191-199; Шевелева И.А. Лингвистические особенности дискурса Интернет-СМИ // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — М.: МАКС Пресс, 2010. — с. 50-54.

16 Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. - М.: МАКС Пресс, 2006; Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002; Новиков Вл.И. Авторская песная как литературный факт // Авторская песня. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002; Богомолов Н.А. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. — М.: Новое литературное обозрение, 2004; Кулагин А.В. У истоков авторской песни: Сборник статей. - Коломна: Московский гос. обл. социально-гум. инст., 2010; Каримов И.М. История Московского КСП. — М.: Янус-К, 2004; Аннинский Л.А. Барды. - М.: Согласие, 1999.

17 Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Ст. и материалы. - М.: Новое лит. обозрение. 1995.

— с. 182-183; КузминМ.А. Избранные произведения. / Комм. Лавров А., Тименчик Р.Д.

- М.: Худож. лит., 1990; Любимова А.В. Записи о встречах // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма // Сост. М. М. Кралин. - Л.: Лениздат, 1990. — с. 235-248.

традиций в русскоязычных поэтических текстах описано

18

С.А. Андреевским, А.С. Немзером, К.И. Чуковским, Б. Эйхенбаумом , — на примере анализа творчества Н.А. Некрасова.

Для выявления черт определенных журналистских текстов в произведениях мы обратились к исследованиям теоретиков жанровой системы журналистики: были использованы работы А.А. Тертычного, С.М. Гуревича, М.И. Шостак, А.В. Колесниченко19. В целях дополнения полученного массива знания о стилистике и жанровой системе СМИ мы

обратились к трудам зарубежных исследователей Дж. Бейтмана, Ф.

20

Харберса, Д. Холмса, М. Броэрсма, Л. Флореа .

Научная новизна диссертации. Ранее авторская песня исследовалась как явление литературы и культуры, но не с точки зрения журналистики. В настоящем исследовании проводится анализ важных сторон медиадискурса в произведениях жанра авторской песни,

18 Эйхенбаум Б. О поэзии. — Л.: Советский писатель, 1969; Андреевский С.А. Книга о смерти. — М.: Наука, 2005; Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. - М.: Совет. Писатель, 1966; Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. — М.: Педагогика-Пресс, 1998.

19 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2013; Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для вузов / А.А. Тертычный. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017; Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004; Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика: — М.: Изд. РИП-холдинг, 2002; Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Колесниченко. — М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014.

20 Bateman J.A., Evangelisti Allori, P. & Bathia, V.K. 'Introduction'. In: Evangelisti Allori, P., Bateman, J. & Bhatia, V.K. (eds.). Evolution in Genre: Emergence, Variation, Multimodality. Bern: Peter Lang. — 2014; Harbers F. Between Personal Experience and Detached Information. The development of reporting and the reportage in Great Britain, the Netherlands and France, 1880-2005: PhD Dissertation / Groningen, 2014; Holmes D., Jones P. Key Concepts in Media and Communications. - London: Sage, 2011; Broersma M. J. Form, Style and Journalistic Strategies. An Introduction. in MJ Broersma (ed.), Form and Style in Journalism. // European Newspapers and the Representation of News 1880-2005. -Groningen Studies in Cultural Change, №. XXVI, Peeters, Leuven-Paris-Dudley, MA, 2007; Broersma M. J. Journalism as Performative Discourse. The Importance of Form and Style in Journalism. in V Rupar (ed.), Journalism and Meaning-making: Reading the Newspaper. -Hampton Press, Cresskill, N.J., 2010; Florea L.S. Nouveaux regards sur les genres de la presse écrite. Critères pour une typologie opérationnelle. // Dacoromania, XVII: 2, 2012.

опубликованных в СМИ или исполняемых авторами независимо; определяются жанры песни-репортажа и интервью-песни и их место в информационном потоке второй половины XX века, а также определяются некоторые тенденции пародирования текстов СМИ и обыгрывания категории документальности и информационности в художественных произведениях авторов и исполнителей, имеющих прямое отношение к жанру авторской песни. Важным для исследования направлением анализа является выделение как профессиональных журналистских работ бардов, предназначенных для публикации в СМИ, и определение их места в жанровой системе, так и рассмотрение журналистских приемов как творческого метода в работе над стихотворным произведением. Результаты проведенного исследования показывают, что песни-репортажи и интервью-песни являются неотъемлемой частью журналистского дискурса 1960-1980-х годов в СССР, также прослеживается рефлексия информационных жанров в художественных произведениях бардов, демонстрируются несколько направлений пародирования медиатекстов бардами — лексическая интертекстуальная игра с языком СМИ, имитация журналистских жанров и оперирование категорией информационности для достижения эффекта документальности. Полученные результаты позволяют дополнить выводы ряда исследований, касающихся вопросов определения места жанра авторской песни в системах русской журналистики и литературы. Кроме того, выводы, полученные в ходе исследования, позволяют расширить дефиниции некоторых журналистских жанров.

Объект данного диссертационного исследования — тексты произведений жанра авторской песни.

Предметом исследования являются черты журналистских жанров и языка СМИ, использованные бардами в указанных произведениях.

Цель исследования — определить проявления журналистского дискурса в творчестве бардов второй половины XX века. Цель работы определяет постановку и решение следующих задач:

— рассмотреть журналистский дискурс как явление, возможное для адаптации в художественных произведениях жанра авторской песни;

— выявить в отечественном информационном поле XX века произведения жанра авторской песни;

— определить категорию медиадискурсивности в произведениях жанра бардовской песни;

— рассмотреть концептуальные особенности произведений жанра авторской песни, выведенных в информационное поле;

— определить особенности и форму произведений авторской песни, выведенных в информационное поле;

— детерминировать явление песни-репортажа;

— выявить черты поджанра песни-репортажа, его структуру и особенности;

— определить черты журналистского репортажа в произведениях, обозначенных как песни-репортажи;

— определить самостоятельность произведений поджанра песни-репортажа в СМИ второй половины XX века;

— рассмотреть экспериментальный поджанр интервью-песни, балансирующий на границе авторской песни и журналистики;

— определить проявления черт журналистского интервью в произведениях, обозначенных как интервью-песни;

— определить возможности пародирования черт журналистских текстов в произведениях жанра авторской песни и категоризировать их;

— выявить возможности пародирования журналистских жанров в произведениях жанра авторской песни и категоризировать их;

— рассмотреть особенности художественной обработки журналистских текстов в произведениях жанра авторской песни;

— рассмотреть обыгрывание журналистских категорий в художественных произведениях в качестве художественного метода.

Методология исследования. Для решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, были использованы методы контент-анализа и критического дискурсивного анализа. В ходе работы было изучено 38 публикаций в официальных СМИ советского периода (авторские материалы бардов, опубликованные в журнале «Кругозор» в период с 1964 по 1992 год и таким образом выведенные в информационное поле, и одно выступление на телевидении), а также ряд стихотворных текстов бардов, опубликованных в сборниках и на аудионо сителях.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с 1950-х по 1990-е годы. Выбор хронологических рамок обусловлен периодизацией, принятой литературоведами для обозначения временных рамок существования явления авторской песни.

Гипотеза исследования. В произведениях авторской песни определяется наличие разнообразных проявлений журналистского дискурса: от введения в систему отечественной журналистики в 1960-х годах особых подтипов песни-репортажа и интервью-песен до художественной работы с категорией информационности и пародийного обыгрывания принятых в медиа того времени жанров и лексики.

На защиту выносятся следующие положения:

— журналистский дискурс — явление, возможное для адаптации в художественных произведениях жанра авторской песни;

— в некоторых произведениях авторской песни можно выделить как макроструктурные, так и микроструктурные категории

журналистского дискурса, в них могут наследоваться журналистские жанры и может использоваться медиалексика;

— в информационном поле второй половины XX века был представлен поджанр песни-репортажа, имеющий собственную неповторимую структуру, при этом наследующий журналистскому информационному репортажу;

— песни-репортажи являются самостоятельными журналистскими произведениями, балансирующими на границе информационности и художественности (им свойственны такие черты как документальность или основанность на фактах, наличие информационного повода, остросоциальная направленность тематики, наличие элементов расследования, присутствие в материале комментариев героев или очевидцев и авторской позиции, а также художественная выразительность);

— в информационном поле второй половины XX века был представлен поджанр интервью-песни, имеющий собственную структуру, но при этом наследующий журналистский жанр интервью;

— в художественном освоении журналистского дискурса в авторской песне прослеживается три различных подхода, которые при этом не являются взаимоисключающими: адаптация и рефлексия информационных жанров для создания впечатления достоверности в художественном тексте, игра с медиалексикой и стилистикой текстов СМИ в рамках пародирования официального медиадискурса, а также обыгрывание коммуникативных жанров — в рамках сатиры или, напротив, для усиления эффекта документальности.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты эмпирических исследований автора: контент-анализа и критического дискурсивного анализа вышеупомянутых текстов.

Научная значимость исследования заключается в формировании представления об отражении различных аспектов журналистского дискурса в произведениях жанра авторской песни. Полученные результаты можно использовать для последующего более обстоятельного изучения явления авторской песни, а также журналистской жанровой системы советского периода.

Практическая ценность работы обусловлена тем, что выводы и результаты исследования могут быть полезны журналистам как отечественных, так и зарубежных изданий. Кроме того, результаты исследования могут помочь производителям отечественного мультимедийного контента в использовании подобного формата в различных СМИ или же использования ряда инструментов в подаче информационных материалов. Диссертация также может быть использована в научной и учебной работе в рамках изучения журналистских или литературоведческих дисциплин, полезна медиаисследователям, преподавателям, студентам и аспирантам в рамках различных учебных курсов по радио-, печатной и мультимедиа-журналистике.

Апробация результатов проведенного исследования. Выводы, полученные в ходе приведенного исследования, были отражены в статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, а также индексируемых в международных научных базах. Также материалы диссертационного исследования прошли апробацию в докладах для научных конференций.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе представлен обзор существующих западных и отечественных исследователей в области дискурсивных практик и такого

их направления как журналистский дискурс. Также эта часть работы освещает массив исследований, касающихся такого явления как авторская песня, исследует определение и историю жанра, а также обращается к теоретико-литературным предпосылкам к дискурсивному анализу данного явления. Во второй главе речь идет об адаптации жанров журналистики в системе авторской песни, а также о заимствовании черт текстов СМИ и их пародировании в бардовских произведениях. Проводится анализ мультимедийного контента журнала «Кругозор» в период с 1964 по 1992 год и другие выступления бардов в СМИ в указанный период. Далее предпринимается попытка определить категории адаптации и пародирования журналистских произведений в текстах жанра авторской песни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кадочникова Софья Андреевна, 2018 год

- №3.

17. Гласов А. О работе агитпунктов. // Пропагандист и агитатор РККА. - 1939. - Сентябрь. - № 17 (16416). — с. 47 - 48.

18. Глобус / Ред. ст. // Комсомольская Правда. - 1961. - 26 февраля.

19. Городницкий А. Кто не надеется, тот песен не поет / Беседу вел В. Володин. // Совет. музыка. - 1988. - № 6. — с. 30 - 36.

20. Городницкий А. Поющие шестидесятые. // Музык. жизнь. -1991. - № 9-10 (май).

21. Городницкий А. Родом из поющих шестидесятников. // Музыкальная жизнь. - 1992. - №2 (янв.). - с. 8 - 9.

22. Денисов Н. Звездные солдаты. // Правда. - 1971. - 2 июля. - № 183 (19326). — с. 2.

23. Долина В. Двери несвободы. // АПАРТ. - 1997. - №6. - с. 13 -

24. Долина В. Я сама себя открыла / Беседу вел Б. Савченко // Совет. эстрада и цирк. - 1988. - №8. - с. 24 - 25.

25. Дулов А. Все мы — из вольной культуры // Авторская песня. -1994. - №1. - с. 2.

26. Зинин С. Испытатель. // Кругозор. - 1966. - № 1. — с. 5-6.

27. Ким Ю. «Авторская песня — это маленький спектакль» / Беседу записал А. Ольховский // Комсомолец Кузбасса. - Кемерово. - 1986. - 1 февр.

28. Ким Ю. Обращена к человеку / Беседу вела Г. Друбачевская // Советская музыка. - 1988. - №8. — с. 25 - 28.

29. Клячкин Е. .И сбудутся наши надежды / Подгот. Н. Булавинцев // Пензенская правда. - 1988. - 20 февр.

30. Кожинов В. Обращение к вечности / Беседу записал И. Павлов // Студенческий Меридиан. - 1986. - №12. - с. 65.

31. Колесов Ю. Будни. Репортаж из КВЦ. // Комсомольская правда. - 1971. 10 июня. - № 135 (14117). — с. 3.

32. Кругозор № 8. - 1974. — с. 2.

33. КусургашевМ. Голубое солнце пустыни. // Кругозор. - 1972. -№ 4. — с. 7 - 8.

34. Литературная газета № 065(4190). - 1960. - 2 июня.

35. Львовский М., Богословский Н. Слово в песне // Вагант-Москва. - 1997. - № 4 - 6. - с. 39 - 42.

36. Лягин А. Прекратить агрессию. // Труд. - 1961. - 19 апреля. -№93 (12265).— с. 1.

37. Мушта Г., Бондарюк А. О чем поет Высоцкий // Советская Россия. - 1968. - 9 июня.

38. Надеин В. Доступен всем глазам // В мире книг. - 1982. - №5. -с. 73 - 75.

39. Некрасов Е. Кто о чем поет // Лит. Россия. - 1988. - 19 фев. - с.

40. Окуджава Б. «Я исповедуюсь перед своим поколением». Беседу вели С. Перминов и С. Гриненко // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. II. М., ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998. — с. 468 - 471.

41. Окуджава Б. Авторская песня: кризис жанра? // Совет. Культура. - 1987. - 28 апр.

42. Окуджава Б. Жанр и время / Беседу вела Г. Друбачевская // Совет. Музыка. - 1988. - № 9. - с. 36 - 40.

43. Отдел добрых услуг «Репортер» // Советский спорт. - 1971. -10 июня. - №134 (7088). - с. 3.

44. Открытое письмо Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза // Правда. - 1963. - 14 июля. - № 195 (16416) - с. 1, с. 4.

45. Павлова Г. Песни, рожденные в вузах // Музыкальная жизнь. -1959. - №10 (май). - с. 4 - 5.

46. Панч П. Вилазка ворога // Лггературна газета (Киев). - 1958. -№ 85. - 28 жовтня.

47. Песня — единая и многоликая / Репортаж с пресс-конференции вели А. Асаркан и Ан. Макаров // Неделя. - 1966. - №1. — с. 20-21.

48. По пути социализма. // Комсомольская правда. - 1971. - 10 июня. - № 135 (14117). — с. 3.

49. Приветственное послание. // Труд. - 1989. - 1 января. - №1 (29648). — с. 3.

50. Рабинов С. Самодеятельная песня в Ленинграде // От костра к микрофону. - с. 28-40.

51. Рабочий космос. // Кругозор. - 1970. - № 8. — с. 1.

52. Роговой И.И. «Завтра идем на ледник с ночевкой.» // Мир Высоцкого. - Вып. 1. — с. 51-71.

53. Слонимерова А. Нечерноземные комсомольцы. // Кругозор. -1979. - № 11. - с. 2 - 3.

54. Степанов Г.В. Стихия языка в стихии споров // Литературная газета. - 1984. - №26.

55. Таиров Л. Глубина. // Кругозор. - 1972. - № 7. - с. 2 - 3.

56. Труд №110 (16545). 11 мая 1975. — с. 2.

57. Труд №254 (17299). 1 ноября 1977. — с. 1.

58. Фокин О. Лицом к огню. // Кругозор. 1973. - № 9. - с. 3 - 4.

59. Фотоинформация. // Известия. - 1982. - 16 ноября. - № 320 (20301). — с. 6.

60. Чеснавичус А. Высшая математика подвига. // Кругозор. -1966. - № 9 — с. 4.

61. Шергова Г. Вечный возраст. // Кругозор. - 1970. - № 10. - с. 1 -

2.

Звуковые материалы

1. 728 километров героизма. Песня-путешествие. // Кругозор. -1965. - № 10. — Звуковая страница 5.

2. Антенны ожидания полны. Песня-репортаж с подводной лодки. // Кругозор. - 1964. - № 2. — Звуковая страница 6.

3. Баллада о ракете. Песня-репортаж Ю. Визбора. // Кругозор. -1968. - № 9. — Звуковая страница 1.

4. В кольце Жигулей. Песня-репортаж о Волге. // Кругозор. -1975. - № 11. — Звуковая страница 4.

5. В семи шагах Полярный круг. Песня-репортаж, записанный на Ямале. // Кругозор. - 1973. - № 12. — Звуковая страница 3.

6. В час, когда рождается корабль. Песня-репортаж. // Кругозор. - 1973. - № 10. — Звуковая страница 2.

7. Вахнюк Б. Земля - Космос: «Без меня не улетай». Песня-репортаж. // Кругозор. - 1970. - № 8. — Звуковая страница 1.

8. Века, спрессованные в уголь. Песня-репортаж Н. Шумакова и А. Черного. // Кругозор. - 1971. - № 5. — Звуковая страница 2.

9. Визбор Ю.И. Интервью, которые нельзя прочесть. Интервью-песни. // Кругозор. - 1964. - № 8. — Звуковая страница 9.

10. Визбор Ю.И. Орбита начинается с Земли. Песня-репортаж о первом космонавте. // Кругозор. - 1970. - № 1. — Звуковая страница 4.

11. Визбор Ю. И. Песни Юрия Визбора с траулера «Кострома». Норвежское море. // Кругозор. - 1965. - № 8. — Звуковая страница 8.

12. Визбор Ю. И. Тысяча сто шестьдесят второй день сотворения света. Звуковая фотография «Сотворение света». // Кругозор. -1964. - № 4. — Звуковая страница 3.

13. Да будет старт! Песня-репортаж Ю. Визбора и А. Якушевой. // Кругозор. - 1966. - № 4. — Звуковая страница 6.

14. Звезда испытателя. Рассказывает летчик Виктор Кузнецов. // Кругозор. - 1966. - № 1. — Звуковая страница 3.

15. И до вершины — бой! Песня-репортаж Ю. Визбора с пика Ленина. // Кругозор. - 1967. - № 10. — Звуковая страница 4.

16. И пять океанов земли. Песня-репортаж Юрия Визбора. // Кругозор. - 1968. - № 5. — Звуковая страница 4.

17. Их адрес — Нечерноземье. Песня-репортаж о бойцах стройотряда имени 60-летия ВЛКСМ. // Кругозор. - 1979. - №11. — Звуковая страница 2.

18. «Как пульс, их молоты стучат». Песня-репортаж о кузнецах Уралмаша. // Кругозор. - 1973. - № 9. — Звуковая страница 2.

19. «Как у вас погода в Ленинграде?» Песня-репортаж Бориса Вахнюка о рабочей дружбе. // Кругозор. - 1973. - № 6. — Звуковая страница 2.

20. Микрофон в строю десантников [Репортаж Ю. Визбора]. // Кругозор. - 1965. - № 7. — Звуковая страница 7.

21. Москва одна на свете. Песня-репортаж Юрия Визбора. // Кругозор. - 1972. - № 12. — Звуковая страница 4.

22. «Мой дом — любовь моя.». Песня-репортаж из пустыни Гоби. // Кругозор. - 1971. - № 2. — Звуковая страница 4.

23. На стены, товарищ, под знамя. Песня-репортаж из Бреста. Ведет Борис Полоскин. // Кругозор. - 1966. - № 8. — Звуковая страница 3.

24. На «ты» с ветрами. Песня-репортаж. // Кругозор. - 1969. - № 6. — Звуковая страница 3.

25. Остров сокровищ. Песня-репортаж Ю. Визбора о нефтяниках Каспия. // Кругозор. - 1972. - № 7. — Звуковая страница 2.

26. От Боярки корчагинской: Песня-репортаж Б. Вахнюка о БАМе. // Кругозор. - 1975. - № 8. — Звуковая страница 1.

27. Павел Шклярук прощается с землей. Песня-репортаж Ю. Визбора. // Кругозор. - 1966. - № 9. — Звуковая страница 3.

28. Песня-репортаж нашего специального корреспондента Юрия Визбора. // Кругозор. - 1964. - № 1. — Звуковая страница 10.

29. Песня-репортаж Ю. Визбора «Ты пойми, что такое КамАЗ». // Кругозор. - 1972. - № 8. — Звуковая страница 3.

30. Поделись огнем. Песня-репортаж Ады Якушевой с трассы газопровода Средняя Азия — Центр. // Кругозор. - 1972. - № 4. — Звуковая страница 4.

31. Полотняная эта река. Песня-репортаж Ады Якушевой о ткачихах Вышнего Волочка. // Кругозор. - 1973. - № 13. — Звуковая страница 1.

32. Ракетный часовой. Песня-репортаж Ю. Визбора. // Кругозор. -1965. - № 3. — Звуковая страница 8.

33. Стальной мачетеро. Песня-репортаж Б. Вахнюка. // Кругозор. - 1974. - № 3. — Звуковая страница 4.

34. Там, где начинаются рассветы. Песня-репортаж о летчиках Чукотки специального корреспондента «Кругозора» Бориса Вахнюка. // Кругозор. -1969. - № 5. — Обл. 2.

35. Тропой героев. Песня-репортаж Б. Вахнюка «Оборонная тропа». // Кругозор. - 1989. - № 5. — Звуковая страница 4.

36. Улица имени Первых. Песня-репортаж Б. Вахнюка. Говорят первостроители Комсомольска. // Кругозор. - 1970. - № 10. — Звуковая страница 1.

37. Цена жизни. Песня-репортаж Юрия Визбора. // Кругозор. -1973. - № 4. — Звуковая страница 3.

38. Я — линейный летчик. Песня-путешествие Юрия Визбора. // Кругозор. - 1965. - № 1. — Звуковая страница 7.

39. Я еще вернусь на Молодежную. Песня-репортаж Б. Вахнюка. // Кругозор. - 1972. - № 10. — Звуковая страница 3.

Интернет-источники

1. Басовская Е.Н. От теории публицистики к теории дискурса // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. — 2016. Т. 2 (68). — № 4. — с. 8188. URL: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/02/UZ-4-----kopiya-

5-1.pdf (дата обращения — 29.11.2017).

2. Высоцкий В. Памяти Василия Шукшина. URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=19114

3. Комментарии Н. Нейча к оцифрованному номеру «Кругозора» (№9, 1966). URL: http://www.krugozor-kolobok.ru/66/09/Notes66-09.htm [дата обращения 15.04.2017]

4. Песня о Сибири Юрий Визбор Голубой огонек 1967 год // youtube.com. - 05.09.2012 г. - URL: https://youtu.be/btHLiE2ndGA

5. Чеченская война глазами очевидца — дневник Юрия Шевчука. // youtube.com. - URL: https://youtu.be/-Hqw3FvVeKM

6. Шевчук — о батле с Путиным и войне в Чечне / вДудь // youtube.com. - 07.12.2017 г. - URL: https://youtu.be/98pE29S5Gb4

Книги, статьи, интернет-источники на иностранных языках

1. Bateman J.A., Evangelisti Allori, P. & Bathia, V.K. 'Introduction'. In: Evangelisti Allori, P., Bateman, J. & Bhatia, V.K. (eds.). Evolution in Genre: Emergence, Variation, Multimodality. Bern: Peter Lang. — 2014. — pp. 9-16.

2. Bell A. The Language of News Media. - Oxford, 1991 .

3. Broersma M. J. Form, Style and Journalistic Strategies. An Introduction. in MJ Broersma (ed.), Form and Style in Journalism. // European Newspapers and the Representation of News 1880-2005. - Groningen Studies in Cultural Change, №. XXVI, Peeters, Leuven-Paris-Dudley, MA, 2007.

4. Broersma M. J. Journalism as Performative Discourse. The Importance of Form and Style in Journalism. in V Rupar (ed.), Journalism and Meaning-making: Reading the Newspaper. - Hampton Press, Cresskill, N.J., 2010.

5. Brown G., Yule G. Discourse Analysis. - Cambridge: Cambridge Umversity Press, 1983.

6. Burr V. An Introduction to Social Constructionism. - London: Sage,

1995.

7. Chouliaraki L., Fairclough N. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. - Edinburgh: Edinburgh University

Press, 1999.

8. Corner J. The Scope of Media Linguistics. - BAAL Newsletter,

1998.

9. Discourse and Communication (ed. by Teun A. van Dijk). - Berlin, New York, 1985.

10. Fairclough N.L. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. - London: Routlege, 2003.

11. Fairclough N.L. Critical Language Awareness. London: Longman, 1992.

12. Fairclough N.L. Media Discourse. London: Edward Arnold,

1995.

13. Fairclough N.L., Wodak R. Critical discourse analysis. In T. A. van Dijk (Ed.), Discourse Studies. A multidisciplinary introduction. - Vol. 2. Discourse as social interaction. - London: Sage, 1997.

14. Fiske J. Television Culture. // Studies in Communication Series,

1987.

15. Florea L.S. Nouveaux regards sur les genres de la presse écrite. Critères pour une typologie opérationnelle. // Dacoromania, XVII: 2, 2012. — pp. 131-141.

16. Gergen K. The social constructionist movement in modern social psychology // American Psychologist. - 1985. - №40 (3). — pp. 266-275.

17. Harbers F. Between Personal Experience and Detached Information. The development of reporting and the reportage in Great Britain, the Netherlands and France, 1880-2005: PhD Dissertation / Groningen, 2014.

18. Hoffman M. Zeichenklassen und Zeichenrelationen bei der Verknupfung von Text und Bild. Ein Beitrag zur semiotischen Semantik // J. Pohl, K.-P. Konerding (Hg.). Stabilitat und Flexsibilitat in der Semantik. - 2004.

19. Holmes D., Jones P. Key Concepts in Media and Communications. - London: Sage, 2011.

20. Jorgensen M., Phillips L. Discourse Analysis as Theory and Method. - L.: Sage, 2002.

21. Lacan J. R.S.I. Séminaire 1974—1975. — Paris: A.L.I., 2002.

22. Laclau E. «Discourse». In R. Goodin and P. Pettit (eds), The Blackwe; Companion to Contemporary Political Philosophy. - Oxford: Blackwell, 1993.

23. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. - London: Verso, 1985.

24. Montgomery M. The Media. - British Council, 1996.

25. Stubbs M. Discourse Analysis: The sociolinguistic Analysis of Natural Language. - Oxford: Blackwell, 1983.

26. Teun A. van Dijk (ed.) Handbook of Discourse Analysis. - Vol. 1. - Disciplines of discourse. - Orlando, FL: Academic,1985.

27. Teun A. van Dijk. Structures of News in the Press. / In. "Discourse and Communication" (ed. by Teun A. van Dijk). - Berlin, New York, 1985. -pp. 69-93.

28. Teun A. van Dijk. The Analysis of News as Discourse. / In: "News Analysis. Case Studies of International and National News in the Press" (Ed. By Teun A. van Dijk). - Hillsdale, New Jersey, 1988. — pp. 1-30.

29. Teun van Dijk. News as discourse. - NY, 1988.

30. Teun van Dijk, Kintch W. Strategies of Discourse Comprehension. - London: Academic Press, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.