Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Барышникова, Ольга Олеговна

  • Барышникова, Ольга Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Орел
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 157
Барышникова, Ольга Олеговна. Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Орел. 2013. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Барышникова, Ольга Олеговна

Содержание

Введение

Гл. 1.Красота как главный критерий в определении женского идеала

1.1.Красота как философская проблема

1.2.Связь красоты с проблемой пола

1.3.Красота героини в ракурсе Богородичной традиции

Гл. И.Женский идеал Достоевского: замысел и его художественное воплощение

2.1.Идеал русской женщины и идея эмансипации

2.2.Портретная характеристика «фантастически прекрасной» героини

2.3.Определение пафоса эстетической формулы Достоевского в контексте романа «Идиот»

Гл. III.Характерология «необыкновенно прекрасной» героини Достоевского

3.1. Проблема типологии героинь Достоевского

3.2.Героиня-мечтательница

3.3.Инфернальная героиня Достоевского

3.4.Героиня-сестра как тип загадочной женщины Достоевского

3.5.Юродивая героиня Достоевского

Заключение

Список литературы

150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского»

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в русской научно-философской мысли осуществился поворот к религиозной аксиологии и религиозной этике. Это обусловлено переживанием духовного кризиса и утратой нравственных идеалов в современном обществе. Аксиология привносит новое видение в теологическое постижение художественного наследия Ф.М. Достоевского, по убеждению которого, вне Бога человечество не сможет найти ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Работа посвящена исследованию непосредственной связи между эстетической формулой Ф.М. Достоевского о спасении мира и человека и женскими образами. Женский образ рассматривается в ракурсе главной аксиологической проблемы писателя - проблемы красоты, визуальным воплощением которой, по нашему мнению, в образной системе романов великого «Пятикнижия» выступает тип «необыкновенно прекрасной женщины». Красота героини понимается как попытка писателя художественно воплотить непреходящие духовные ценности.

Проблема женского идеала поднимает вопрос о духовных ценностях самого писателя и возможностях их художественного воплощения средствами искусства. Раскрытие «загадки» красоты способно многое объяснить не только в личности и психологии великого русского писателя, в его индивидуальном отношении к миру, к человеку и к Богу, но и в психологии творчества и диалектике человеческого духа. Этим и определяется актуальность исследования.

Новаторский художественный метод писателя, заключающийся в пристрастии к «исключительным», «фантастическим» явлениям действительности, ж. мог быть в полной мере понят и принят современниками. Женский идеал Достоевского не был отражением общественных воззрений и эстетических вкусов его эпохи. Официальное отношение к Достоевскому в разные исторические периоды существенно изменялось.

Неоднозначная личность Ф.М. Достоевского всегда вызывала интерес в литературных кругах. Уже при жизни писатель стал «легендарной» личностью. Б восприятии современников Достоевский выступал то патологически нездоровой и нравственно ущербной личностью, а то идеалистом и праведником. Практически сразу после смерти Достоевского H.H. Страхов в письме к JI.H. Толстому от 28 ноября 1883 года обвинил своего бывшего друга в страшных пороках. Затрагивая тему отношения Достоевского к женщине, Страхов отметил, что «у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести»1 и что он не мог воплотить прекрасное в женском образе так, как, например, это умел делать Тургенев. Сам И.С. Тургенев в письме к М.Е. Салтыкову (1882 г.) назвал Достоевского «русским де Садом», имея в виду сцены жестокости и проявления сладострастия в его романах: «...и как подумаешь, что на этом нашем де Саде все российские архиереи совершали панихиды и даже предки читали о вселюбви этого всечеловека. — Поистине в странное живём мы время»2.

Для литературного исследования тема личной жизни Ф.М. Достоевского долгое время оставалась закрытой. Это можно объяснить и скрытностью характера самого Достоевского, и заботами Анны Григорьевны, которая ревностно оберегала своего мужа от неприятных переживаний и пыталась сохранить его безукоризненную репутацию, тем более что у такого сложного человека, как он, было много недоброжелателей.

Культура Серебряного века, для которой идея женственности и религиозно-метафизическая теория любви B.C. Соловьёва стали важнейшими концептуальными доминантами, взяла под свои знамёна имя великого писателя и внесла большой вклад в изучение его философско-религиозного наследия. Художественные традиции Ф.М. Достоевского получили развитие в «фантастических» образах поэтов-символистов, самый яркий пример - «Незнакомка» А.Блока. Герои и героини Достоевского, в отличие, например, от классических тургеневских, не про-

1 Голос из могилы (из письма Н. Н. Страхова Л. Н. Толстому). [Электронный ресурс]: http://culturology.livejournal.com/779588.html

2 Никольский Ю. Тургенев и Достоевский (История одной вражды). - София, 1921. // Современные записки. 1921. Кн. V. С. 382.// [Электронный ресурс]: http://www.ernigrantika.ru/bib/102-tur-dost

сто «испытываются» любовью - «они проходят испытание концепцией любви в особых, «экстремальных» условиях»3, как это становится привычным в литературной традиции Серебряного века.

После революции отношение к творчеству Ф.М. Достоевского принимает тенденциозный характер и в принципе становится закрытой темой для отечественного литературоведения. В ракурсе пролетарской критики, не приемлющей религиозного взгляда на сущность жизни и творчества, Достоевский рассматривался с социальных позиций. A.M. Горький высказался о вредном влиянии «карамазовщины» на сознание человека новой формации. Образы Достоевского он охарактеризовал как «садические и болезненные»4, объясняя их появление пристрастием писателя к изображению человеческих страстей и пороков. Вместе с тем Горький признал гениальность Достоевского и увидел в его образах реальную силу, способную влиять на сознание, мировоззрение и поступки читателя.

В.Ф. Переверзев5, руководствуясь классовым подходом к классификации персонажей Достоевского, дал «кротким» и «своевольным» героиням оценки, которые противоречат позиции самого писателя. Критерии оценки женского пер сонажа у В.Ф. Переверзева не отличаются от критериев оценки мужского. Вместе с тем критик впервые выразил мысль о «нетипичности» женских образов, которая исключительно важна в контексте данного исследования.

Обострённый интерес к загадке великого гения возникает в культуре Русского Зарубежья. Психоаналитический метод в изучении творчества, зародившийся в западной традиции, был воспринят и активно пропагандировался в среде русской эмиграции. В 30-е годы XX века Марк Слоним предпринял попытку психоаналитического анализа творчества по отношению к Ф.М. Достоевскому. Интерес исследователя был вызван выходом в свет книги Л.Ф. Достоевской «Ф.М. Достоевский в изображении его дочери» (1922 г.) и дневников А.П. Сусловой «Годы близости с Достоевским» (1928 г.).

3 Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья...». Зинаида Гиппиус и её время. - Орёл, 1991. С. 124.

4 Горький М. О «карамазовщине» // Ф.М.Достоевский в русской критике. -М., 1956. С.389

5 Переверзев В.Ф. Достоевский, Гоголь. -М., 1982

Вопрос психологии творчества побуждает нас обратиться к теории бессознательного и к работам психоаналитиков. В данной работе мы не абсолютизируем психоаналитический метод З.Фрейда. По нашему мнению, он позволяет взглянуть на проблему творчества лишь под определённым углом зрения, не касаясь духовной составляющей творческого процесса. В контексте заявленной проблемы в большей степени значимы не психические механизмы, бессознательно реализующиеся в работе художника, а сфера нравственных отношений, духовная основа творческого процесса. Мы попытаемся проследить, как рождались авторские замыслы, какой проходили путь от возникновения до образного воплощения, какое влияние оказывали женщины на идеи и творческую судьбу писателя, как обогащался его духовный опыт, обретались новые ценности - и, как следствие, изменялся образ идеальной «женщины Достоевского».

Впервые роль женских персонажей в творчестве Ф.М. Достоевского оценил Н.А.Бердяев. Отмечая антропоцентризм творчества Достоевского, философ делал акцент на том положении, что у него «исключительно мужская антропология»6. По мнению H.A. Бердяева, женский образ не имеет в творчестве Достоевского самостоятельного значения, он интересует автора лишь как «момент в судьбе муж чины»7. В нашей работе мы постараемся оспорить категоричность данного утверждения. Достоевский - новатор в изображении взаимосвязей, которые существуют между мужчинами и женщинами. В произведениях его великих современников: Тургенева, Гончарова, Толстого - героиня - самостоятельная личность, способная к осознанному выбору, принятию решения, поступку, рефлексии. Личностная сущность героини Достоевского проявляет себя иначе. Не героиня, а именно герой Достоевского, казалось бы, делает сознательный выбор, претворяет идею в жизнь и переживает её крушение. Однако, раскаиваясь, он парадоксальным образом сохраняет в себе личность, обретает целостность именно благодаря героине, которая как бы лишена личностной сущности.

6 Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. [Электронный ресурс]: http://www.ahmerov.com/book_518_chapter_7_glava_v.html

7Там же.

Важными для нашего исследования являются мысли В.В.Зеньковского, рассматривающего творчество великого писателя в русле христианского мировоззрения. В.В.Зеньковский проблему красоты в творчестве представляет как анти номию: красота как спасение и красота как губительная сила. Приверженность Достоевского к мысли о спасительной миссии красоты философ расценивает как утопический идеал, в котором он сам писатель начинает сомневаться, признавая, что «эстетическая идея помутилась в человечестве»8.

Определённый вклад в развитие собственно литературоведческого метода в достоевистике внесли исследования советских учёных 60-70 годов, хотя женский образ не становился предметом монографического изучения. Л.П. Гроссман9, В.Я. Кирпотин10, В.Г. Одиноков11 рассматривали героинь в контексте типологии героев. Концептуальное значение для обозначенной в исследовании проблемы представляет работа В.Г. Одинокова «Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского», в которой исследователь высказал мысль об универсальной личности как воплощении идеала писателя.

Погружаясь в проблематику, связанную с идеалом Ф.М. Достоевского, мы принимаем во внимание исследования Т.А. Касаткиной12, A.A. Гачевой13, Е.Г. Новиковой14, Е.Г. Местергази15, которые предлагают рассматривать женский образ писателя в русле гуманистических и православных традиций.

С целью решения проблемы женского идеала Достоевского в ракурсе религиозного миропонимания мы обращаемся к работам зарубежных исследователей разных конфессий. Католический священник Романо Гуардини отождествляет понятие «совершенное» с понятием «завершённое»: «Гибнущая красота, не-

8 Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 2001. С. 432

9 Гроссман Л.П. Достоевский. -М., 1965 (ЖЗЛ)

10 Кирпотин В .Я. Достоевский и русские писатели: сборник статей. - М, 1971

11 Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск, 1881

12 Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. - М.: Наследие, 1996

13 Гачава A.A. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Достоевский и Тютчев. - ИМЛИ им. Горького, РАН, 2004

14 Новикова Е.Г. Христианские тексты и проблема софийности романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Роман Достоевского «Идиот». // Раздумья, проблемы. (Межвузовский сборник научных трудов). - Ивановский государственный университет. 1999.

15 Местергази Е.Г. Вера и князь Мышкин// Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. -M., 2001.

сущая на себе печать отчаяния - и завершённости»16 - воплощение идеальной сферы бытия в предельном, конкретном, завешенном существовании.

Рассматривая красоту как онтологическую проблему, православный французский философ-богослов Оливье Клеман предостерегает от поиска тотальных общечеловеческих ценностей, который осуществляется за счёт свободы. «Я думаю, например, о Достоевском <...>... Как будто пришёл тот момент, когда свобода должна сделать выбор: или разрушиться, или почувствовать, в самой глубине ада, через сияние глаз, - например взора Владимирской Богоматери, - что она сама нуждается в освобождении».17

Женский образ в творчестве Достоевского, его типология, нравственно-эстетическая проблематика - тема, востребованная в современном литературоведении. О героинях писателя исследователи пишут много, рассматривая тему женского персонажа в контексте духовной и социальной свободы, гордости и смирения, проблемы эмансипации, а также в контексте проблемы традиций и новаторства Достоевского в создании женского образа. Из последних диссертационных работ значимы работы Т.В. Гущиной «Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». (Орел, 2004), Т.Ф. Дойнишниковой «Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения» (Улан-Удэ, 2006), Е.В. Кузнецовой «Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (Магнитогорск, 2009), Ф.Ф. Камелья-новой «Романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: типологическое сходство художественных систем (Бирск, 2011). В работе Т.В. Гущиной эволюция характера героини Достоевского определяется степенью развития её внутренней свободы. Е.В. Кузнецова, привнося аксиологический метод в исследование романа «Идиот», в большей степени применяет его к главному герою, рассматривая Мышкина в качестве художественного воплощения идеала личности, а женский образ, в частности образ Настасьи Филипповны, расценивается в данном исследовании как представление героя о возможном идеале. Во-

16 Гуардини Романо. Человек и вера. - Брюссель, 1994. С. 284

17 Клеман Оливье. Отблески света. Православное богословие красоты. - М., 2002. С. 57.

прос о том, насколько соответствуют эти представления представлениям самого Достоевского о красоте женской личности, остается открытым. Таким образом, можно констатировать, что степень разработанности темы исследования незначительна, так как изучение женского образа в ракурсе главной аксиологической проблемы жизни и творчества писателя не становился объектом самостоятельного научного изучения. В представленной работе приводятся доказательства того, что женский образ можно рассматривать как «телесную» форму воплощения представлений писателя об «идеальном» и «прекрасном». Научная новизна исследования. Женский образ в творчестве Ф.М. Достоевского, его типология, художественно-эстетическое значение многократно исследовался литературоведами. Однако при изучении аксиологических и онтологических проблем в художественном мире Достоевского женский образ рассматривался фрагментарно, как средство раскрытия мира героя и его идеи. В центре внимания исследований находился герой как носитель великой идеи самого автора (например, князь Мышкин как воплощение «положительно прекрасного человека»).

Выбор темы для диссертационного исследования может показаться парадоксальным, так как, на первый взгляд, ни один из женских персонажей не является конкретным воплощением совершенства, а чаще наоборот - противостоит ему. Вопрос в том, почему Ф.М. Достоевский, высоко ценивший идеал «положительной красоты», воплощением которой он считал образ пушкинской Татьяны, прорисовывая прекрасные черты своих героинь, не наделил их цельностью характера «идеальной» героини, вскрывает внутренние противоречия в мировоззрении писателя.

Обращаясь к «аксиологии» Ф.М. Достоевского в его художественном наследии, мы имеем дело не с логически выстроенной системой взглядов на проблему красоты, а с её художественной интерпретацией. Для исследования данной проблемы интерес представляет не только мировоззрение Ф.М. Достоевского, но и его творческая интуиция. Творчество писателя не исчерпывается идейно- худо-

10 1

fi

жественным толкованием. Гениальные откровения Достоевского неожиданно возникали под влиянием взаимоотношений с женщинами, игравшими большую роль в его личной и общественной жизни.

Женский образ Достоевского предлагается рассматривать в его динамике, так как именно способность к эволюции отражает сущность женского идеала в художественной аксиологии писателя. Художественная символика, используемая автором в создании женского образа, задаёт вектор его развития в сторону Богородичного идеала.

Женский идеал, его генезис, эволюция, аксиологическое значение в наследии Достоевского - относительно новая и перспективная тема отечественной дос • тоевистики. Представленная на защиту диссертационная работа призвана стать первой попыткой изучения женского образа в качестве главного носителя красоты в художественном мире писателя. «Фантастически прекрасная женщина» Ф.М. Достоевского рассматривается как литературный тип, воплотивший в себе эстетическое кредо великого писателя и мыслителя.

Теоретическая значимость заключается в выделении типа «необыкновенно прекрасной» героини и представлении его характерологии, учитывающей нравственно-эстетический идеал Ф.М. Достоевского, основывающийся на религиозном понимании красоты; а также в определении метода Ф.М. Достоевского в создании женского образа как новаторского, предвосхитившего символистские идеи рубежа XIX-XX веков в области философии, культуры, художественного творчества, и, особенно, в поэзии, в числе которых важное место занимает актуализация женского начала (идея Софийности, «Прекрасная дама» у Блока). Объект исследования - художественная аксиология и антропология, представленная в романах, составляющих великое «Пятикнижие» Ф.М. Достоевского. Предмет исследования - женский образ в романах Ф.М. Достоевского, его генезис и эволюция, красота женщины в иерархии ценностей писателя. Теоретико-методологической основой исследования стали религиозно-философские труды по проблемам антропологии и аксиологии (Платон, H.A. Бер-

дяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Р. Гуардини, О. Клеман и др.), философские и психологические исследования проблемы пола и женственности (В.В. Розанов., B.C. Соловьёв, М.О. Меньшиков, О.В. Рябов, В. Свинцов), труды по теории художественного восприятия (Л.С. Выготский, З.Фрейд, И. Ней-фельд), литературоведческие исследования поэтики и художественных образов Ф.М. Достоевского (М.М. Бахтин, А.П. Велик, В.Г. Одиноков, В.Е. Ветловская, Г.С. Померанц, Т.А. Касаткина, Л.И. Сараскина, A.A. Гачева, Е.Г. Новикова, Е.Г. Местергази, А.П. Власкин и др.), биографические исследования жизни и мировоззрения Достоевского (Л.П. Гроссман, В.Я. Кирпотин, Б.И. Бурсов, И.Л. Волгин, Г.М. Фридлендер и др.)

Концептуальную основу данного исследования составляют работы философов и ученых, изучавших наследие писателя с религиозно-философских позиций. Обращение к психоаналитическому методу 3. Фрейда и его последователей позволяет вскрыть внутренние причины противоречий в динамике развития и формирования мировосприятия Ф.М. Достоевского, рассмотреть проблему понимания и воплощения идеалов писателя как важную проблему творчества с различных идеологических позиций.

В рамках диссертационного исследования используется комплексный под ход, сочетающий в себе методы: аксиологический, историко-литературный, сравнительно-исторический, биографический, контекстуальный, проблемно-логический, психоаналитический.

Цель исследования: определить свойства женской красоты, имеющие безусловную нравственно-эстетическую ценность в художественной аксиологии писателя и служащие авторской идее спасения мира и человека. Задачи исследования:

1) рассмотреть идею Ф.М. Достоевского о красоте как религиозно-философскую проблему в ракурсе исторических эпох и авторских концепций;

2) выявить новаторство художественного метода Ф.М. Достоевского в создании женского образа и изображении драматичных взаимоотношений мужчины и женщины, в интерпретации любви и страсти;

3) выявить причины противоречивости между рациональным представлением Ф.М. Достоевского о женском идеале и его художественно-образным воплощением;

4) предложить характерологию «необыкновенно прекрасной героини» Ф.М. Достоевского в проекции её личностного развития к идеалу Богородичного образа: от уникальности образа к универсальности идеала.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Идеальное» в художественном мире Достоевского следует понимать как норму и потенцию в развитии личности через призму христианской любви и веры в человека. Главным критерием «идеального» в мире Достоевского выступает красота, понимаемая писателем как религиозная проблема.

2. Визуальным воплощением идеи красоты в романах Достоевского является тип «необыкновенно прекрасной женщины». Черты гордости и страдания -проявления красоты в образе героини, приближенной к женскому идеалу писателя. Движущей силой развития образа является антиномия сатанинской гордости (красота Клеопатры) и христианского смирения (красота Мадонны).

3. Характерология «необыкновенно прекрасной женщины» Достоевского актуализирует проблему воплощения религиозной идеи средствами искусства и претворения её в реальность и объясняет причину противоречия между рациональным пониманием и художественным воплощением женского идеала писателя.

4. В характерологии «необыкновенно прекрасной женщины» Достоевского как сущностные грани красоты выступают свойства: мечтательность, искренность, загадочность, жертвенность, на основании которых можно выделить типы характеров: «героиня-мечтательница», «инфернальная героиня», «героиня-сестра», «юродивая героиня». Данные характеры, являясь уникальными, восходят

"Ч 3?

к Богородичному идеалу, который раскрывается не в отдельном романе и не в конкретной героине, а в системе женских образов, представленных в развитии. Достоверность выводов подтверждается опорой на корпус теоретических источников, включающий в себя литературоведческие исследования поэтики и художественных образов Ф.М. Достоевского, биографические исследования жизни и мировоззрения писателя, а также религиозно-философские труды по проблемам антропологии и аксиологии, психологические исследования в области изучения художественного восприятия и психологии творчества. Положения и выводы диссертации подтверждаются филологическим анализом текстов и сравнительным анализом аксиологических воззрений писателя, представленных в документальных и художественных источниках.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов для подготовки лекционных курсов по истории отечественной словесности XIX в. и специальных курсов, посвященных традициям Достоевского в творчестве русских писателей и поэтов конца XIX - XX вв. Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов на всероссийских и международных научно-практических конференциях:

-«Знаменские чтения»: «Церковь и общество: история и современность» (Курск, 2008), «Молодёжь, Общество. Религия: современная модель взаимодействия» (Курск, 2009), «Духовные ценности российского общества в XXI веке» (Курск, 2010), «История и перспективы церковно-общественного соработничест-ва в России» (Курск, 2011);

-«Фетовские чтения» (Курск, 2012, 2013).

По теме диссертации опубликовано 6 статей, в том числе 2 - в журналах, аккредитованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. Объём работы составляет 158 страниц. Список литературы включает 145 наименований.

ъ

I. КРАСОТА КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

ЖЕНСКОГО ИДЕАЛА

1. Красота как философская проблема

Среди философских проблем, исследуемых Ф.М. Достоевским, особое звучание имеет проблема красоты, ставшая судьбоносной для культуры XX века и нашей современности. Может ли красота спасти мир? Какая красота спасёт мир? При каких условиях красота приобретает спасительную силу? Эти вопросы Достоевского остаются онтологически значимыми для человека и сегодня.

Как писатель, обладающий религиозным сознанием, Ф.М. Достоевский неизменно соотносит понятие «красота» с понятиями «добро» и «истина». В своих произведениях он настойчиво доказывает неопровержимое действие духовного закона: красота, возведённая в культ и мыслимая в отрыве от критериев «доброе» и «истинное», порождает вседозволенность, уничтожение границы между добром и злом и, как конечное следствие, гибель человека.

Говоря о красоте в бытовом понимании, мы обычно соотносим красоту внешнюю и внутреннюю, пытаемся дать «красивому» нравственную оценку, так или иначе оценить ее возможную полезность, и в зависимости от того, каково место воспринимаемой красоты в нашем иерархическом мире духовных ценно стей, можем ощущать наслаждение (гармонию) или страдание (внутренний конфликт). То есть, «красота» часто в бытовом понимании выступает оценочной характеристикой той или иной вещи.

Толковый словарь С.И. Ожегова широко определяет понятие красоты как

18

«всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» , не затрагивая субъектную сторону человеческого восприятия явлений и отношений. Философская проблема красоты, безусловно, глубже, так как непосредственно связана с личностным восприятием «прекрасного» и «нравственного». В качестве ар-

18 Ожегов С.И., Шведова Ю.В. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. С. 304

гумента приведём определения понятия, которые демонстрируют сложность философского понимания «прекрасного»:

• «Та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности, не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни - материальной пользы и которая, однако, составляет предмет положительной оценки, то есть признается достойной или одобряется - есть эстетически-прекрасное, или красота. От теоретически-истинного и нравственно доброго она отличается непременным требованием воплощения своего содержания в ощутительных или конкретно-воображаемых реальностях. От материально-полезного прекрасное отличается тем, что его ощутительные предметы и образы не подлежат чувственному хотению и пользованию»19 (В. Соловьёв).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барышникова, Ольга Олеговна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альми И.Л. Романы Ф.М.Достоевского и поэзия. - Л., 1986.

2. Альми И.Л. О поэзии и прозе. - СП-б: Скифия, 2002.

3. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975.

4.Анненский И.Ф. Достоевский. [Электронный ресурс]: /lib.ru/Классика: Аннен-ский Иннокентий Фёдорович. Достоевский.

5.Анненский И.Ф. Речь о Достоевском.// Серия «Литературные памятники». И.Анненский. - М., «Наука», 1979.

6. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. - М., 1979.

7. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. - М., 1974.

8. Белов C.B. Жена писателя: последняя любовь Ф.М.Достоевского. - М., 1986.

9. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви // Русский Эрос. - М., 1991. Ю.Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. [Электронный ресурс]: http://www.ahmerov.com/book_518_chapter_7_glava_v.html.

11. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. [Электронный ресурс]: http: www.humanities.edu.ru/db/msg/31606.

12. Бердяев H.A. О назначении человека. - М., 1993.

13. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1989.

14. Бердяев. H.A. Философия творчества в 2 т. - М., 1989.

15. Бердяев H.A. Спасение и творчество. - [Электронный ресурс]: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1926_308.html.

16. Булгаков С.Н. Очерк о Ф.М. Достоевском. Через четверть века (1881 - 1906). [Электронный ресурс]: http:www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov bulgakov 09htm.

17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание умозрения. - М., 1994 [Электронный ресурс]: http: www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov bulgakov 09htm.

18. Бурданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. - Л., 1987.

19. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Роман -исследование. - Л., 1979.

20. Вайнерман B.C. Достоевский и Омск. - Омск, 1991.

21. Вересаев B.B. Живая жизнь: о Достоевском и Толстом. Аполлон и Дионисий. -М., 1991.

22. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». - JL, 1977.

23. Власкин А.П. Мужское и женское: перспективы непонимания в художественной среде Достоевского. [Электронный ресурс] :http: www.mineralov.ru/vlaskin 1 .htm].

24. Волгин И. Л. Последний год Достоевского. - М., 1991.

25. Врангель А.Е. Воспоминания о Ф.М.Достоевском в Сибири. [Электронный ресурс]: /lib.ru/Классика: Достоевский Фёдор Михайлович в воспоминаниях современников.

26. Выготский JT.C. Психология искусства. // Анализ эстетической реакции. Психология искусства. - М., 2001.

27.Вышеславцев Борис. Достоевский о любви и бессмертии. [Электронный ресурс]: http://www.aquarius-eco.ru //Русский Эрос или Философия любви в России. -М.: Прогресс, 1991.

28. Гачев Г. М. Русский эрос. - М., 2004.

29. Гачева A.A. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Достоевский и Тютчев. - ИМЛИ им. Горького, РАН, 2004.

30. Гизетти A.A. Гордые язычницы/ Творческий путь Достоевского. Сборник статей. СПб, 1921. [Электронный ресурс]: http://elibrary. karelia.ru/.

31. Громова H.A. Достоевский: документы, дневники, письма, мемуары, отзывы литературных критиков и философов /Н.А.Громова - М, АГРАФ, 2000.

32. Гроссман Л.П. История и теория искусств. Поэтика Достоевского. - М., 1925.

33. Гроссман Л.П. Достоевский. - М., 1965 (ЖЗЛ).

34. Гуардини Р. Человек и вера. - Брюссель, 1994.

35.Гуревич П.С. Страсти человеческие. Эрос. - М., 1991.

36. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1971

37. Гущина Т.В. Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». - Орел, 2004.

38. Днепров В.Д. Идеи, страсти. Поступки: Из художественного опыта Достоевского. -Л., 1978.

39. Дойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения. - Улан-Удэ, 2006.

40. Достоевская А.Г. Воспоминания. - М., 1987.

41. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении его дочери. М.- Пб., 1922.

42. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. - Л.: Наука, 1972 - 1990.

43. Достоевский Ф.М. Из записных книжек. - М., 2000.

44. Достоевский Ф.М., Достоевская А.Г. Переписка (Изд. подгот. Белов C.B., Ту-пиманова В.А.) - М., 1978.

45. Духовный мир человека. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта +, 2005.

46. Евграфов Г. «.. .и бездны мрачной на краю». http://ricolor.Org/history/cu/lit/4/evg/.

47. Евграфов Г. Любовь и рулетка, http://www.hrono.ru/wedenie.php.

48. Ермакова М. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе.-Горький, 1973.

49. Ермилова Г.Г. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: поэтика, контекст. [Электронный ресурс]: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/186662.html М., 2007.

50. Ермилова Г.Г. Событие падения в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». [Электронный ресурс]: http: //dll.botik.ru/az/lit/ontologl/cont.htm.

51. Ефремова Т.Ф. Толковый сорварь русского языка. М., 1999.//Вопросы литературы-М., 1997, №4.

52. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. - М., 1991.

53. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М., 1996.

54. Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского// Эстетические исследования: методы и критерии. - М., 1996.

55. Зеньковский В.В.История русской философии в 2 т. - М.: Академический проект. 2001.

56. Иванов В. В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. - Петрозаводск, 1993.

57. Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» - М., ИМЛИ РАН, 2004.

58. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. - М., Наследие, 1996.

59. Касаткина Т.А. Как мы читаем русскую литературу: о сладострастии. //Новый мир, 1999, №7.

60. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского. - М, 1986.

61. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. М., 1975.

62. Кашурников H.A. Феноменология юродства в романе Достоевского «Братья Карамазовы». [Электронный ре-

cypc]:http:/www.newruslit.ru/for_classics/Dostoevsky/art_090503.

63. Кирпотин В.Я. Достоевский и Белинский. - М., 1976.

64. Кирпотин В.Я. Достоевский - художник. - М., 1978.

65. Кирпотин В.Я. Достоевский и русские писатели: сборник статей. - М, 1971.

66. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского Статьи, исследования. - М., 1983.

67.Клейман Р. Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. -Кишинев, 1985.

68. Клеман О. Отблески света. Православное богословие. - М., 2002.

69. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. - М., 1971.

70. Корнейчук Д. В любви он хотел понимания. Личная жизнь Федора Достоевского: женские мотивы, http://www.hrono.rn/statii/2006/krn_dostoev.html.

71. Корякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. - М., 1989.

72. Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья...». Зинаида Гиппиус и её время. -Орёл, 1991.

73. Кузнецов Ю. Аксиология учения Иисуса Христа.//Московские новости. 2006,№41.

74. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология Достоевского. - Орёл, 2009.

75. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событийное, Временное, Вечное. -М„ 1991.

76. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.6.[Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/lose006/txt56.htm.

77. Леонтьев К. О всемирной любви. [Электронный ресурс]: http: www.knlontiev.narod.ru.

78. Леонтьев К.Н. Достоевский о русском дворянстве / К.Леонтьев. Избранное. -М., 1993.

79. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. // Бог и мировое зло. - М., 1994.

80. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. - М., 1998.

81. Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. М.: Современный писатель, 1998. [Электронный ресурс]: http:/www.rus-sky.com/history/library/menshikov3/.

82. Меньшиков М.О. О любовной страсти. - М., 1998,

83. Меньшиков М.О. Памятник Святой Ольге. [Электронный ресурс]: http:www.lindex.lenin.ru/start.htm.

84. Мережковский Д.С. В тихом омуте. - М., 1991.

85. Местергази Е.Г. Князь Мышкин и проблема веры в романе "Идиот" [Электронный ресурс]: http://komdost.narod.ru/mester.htm.

86. Мир словарей. [Электронный ресурс]: http://mirslovarei.com/search fil.

87. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией 3. Фрейда. //З.Фрейд,психоанализ и русская мысль. - М., 1994.

88 .Нечаева B.C. В семье и усадьбе Достоевского /Письма М.А. и Ф.М. Достоевских/ -М., 1939.

89. Никольский Ю. Тургенев и Достоевский (История одной вражды). - София, 1921. // Современные записки. 1921. Кн. V. С. 382.// [Электронный ресурс]: http://www.emigrantika.ru/bib/102-tur-dost.

90. Новейший философский словарь /Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

91. О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881- 1931. -Сборник статей. М., 1990.

92. Ожегов С.Н., Шведова Ю.В. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.

93. Орвин Д.Т. «Идиот» и проблема любви к другим и себялюбия в творчестве Ф.М. Достоевского.// Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения, - М., 2001.

94. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск, 1981.

95. Панченко A.M. Юродство как зрелище// Лихачёв Д.С., Панченко A.M., По-нырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984.

96. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 1990.

97. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М., 1982.

98. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского. Москва, 1912. [Электронный ресурс] : http ://revsoc. org/archives/3335.

99. Платон. Сочинения в 3 т. (Под ред. А.Ф.Лосева) - М., 1968.

100. Погребная В.П. Ф. М. Достоевский-публицист о женской эмансипации и женском творчестве. [Электронный ресурс] :http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_sk/2010_1 /files/SC 110_42.pdf.

101. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990.

102. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. - М., 1996.

103. Розанов В.В. На лекции о Достоевском. Библиотека «Вехи», 2000[Электронный ресурс]: http//www.vehi.net./rosanov/dost 3.html.

104. Розанов В.В. Уединенное. - М., 1990. т.2.

105. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

106. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. - М., 1981.

107. Роман Достоевского «Идиот». Раздумья, проблемы. (Межвузовский сборник научных трудов). - Ивановский Государственный Университет, 1999.

108. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ под редакцией Т.А.Касаткиной. - М., Наследие, 2001.

109. Рябов О.В. Русская философия женственности. - Иваново, 1999.

108. Сальвестрони Симонетта. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. - СПб, 2001.

110. Сараскина Л.И. Федор Достоевский. Одоление демонов. - М., 1996.

111. Сараскина Л.И. Возлюбленная Достоевского. Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. — М.: Согласие, 1994.

112. Сараскина Л.И. Лебядкина. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru

113. Свеченовская И. Достоевский. Поединок со страстью. - СПб., 2006.

114. Свинцов В. Достоевский и «отношения между полами» (Сексуальные мотивы в творчестве Достоевского в контексте биографии писателя) // Новый мир, 1999, «№ 5.

115. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот»// Нравственные искания русских писателей. - М., 1972.

116. Слоним М. Три любви Достоевского. - М., 1991.

117. Соловьев B.C. Смысл любви //Философия искусства и литературная критика. -М., 1991.

118. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Философия искусства и литературная критика. -М., 1991.

119. Соловьёв B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина. - [ Электронный ресурс]: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/pfk/pik-041-.htm

120. Степанян К. Диалог с Достоевским. " Москва [Электронный ресурс] http://magazines.russ.rU/znamia/1996/2/n9.html.

121. Степанян К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе "Идиот". //Вопросы литературы, 1985, № 9.

122. Суворов А. Достоевский как феномен. [Электронный ресурс]: www.moskvam.ru/2001/11/suvorow.htm.

123. Суслова А.П. Годы близости с Достоевским. Дневник - повесть - письма. -М., 1991.

124.Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» (нравственная философия Достоевского). - М, Знание//«Этика, 1991, №5.

125. Тихомиров Б.Н. Лазарь, гряди вон! - СПб.: Серебряный век, 2005.

126. Тоичкина A.B. Пути решения проблемы идеала в художественном творчестве Достоевского. 60-е годы XIX века: от «Записок из подполья» к «Идиоту». - М., 2002.

127. Труайя А. Федор Достоевский. - М., 2007.

128. Тюхова Е.В. Тургенев и Достоевский (Типологическая общность и родовое своеобразие). - Курск, 1981.

129.Ушаков Д.Н. Толковый словарь. - Бука, 2007. [Электронный ресурс].

130. Фасмер М. Этимологический словарь в 4 т. - СПб, 1996.

131. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1991.

132. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. - М., 1990.

133. Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. Под ред. A.C. Долинина. - Л, АНСССР, 1935.

134. Ф.М.Достоевский в русской критике. Сборник статей. - М., 1956.

135. Философский словарь Владимира Соловьева. - [Электронный ресурс]: http://www.magister.msk.rU/library/be/k/kr0002.htm.

136. Фридлендер Г.М. Эстетика Достоевского» // Достоевский — художник и мыслитель. - М.,1972.

137. Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. „Серебряный век". - М., 1995.

138. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1991, т. 1.

139. Фрейд 3. Художник и фантазирование. (Пер. К. М. Долгова). - М: Республика, 1995.[Электронный ресурс]: http://www.klex.ru/5bk.

140. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. - М., 1963.

141. Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. -М.: Республика, 1999.

142. Шестов Л. Пророческий дар /К 25-летию смерти Ф.М. Достоевского. [Электронный pecypc]http://www.magister.msk.ru/library/philos/shestov/shest04.htm.

143. Энциклопедия «Русская цивилизация». - [Электронный ресурс]: http://enc-dic.com/enc_rus/Krasota-528.html.

144. Яннарас X. Вера Церкви. Апофатическое познание. [Электронный ресурс]: http://www.pagez.ru/olb/04505 .php.

145. Turner С. J. G. DostoevskyAs Idiot. Universiti of British Columbia. [Электронный ресурс]: Utoronto.ca/tsq/DS/06/l73.shtml.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.