Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Полторухин, Андрей Сергеевич

  • Полторухин, Андрей Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 184
Полторухин, Андрей Сергеевич. Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Полторухин, Андрей Сергеевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Путь становления и развития авторского творчества в сфере духовной музыки

1.1. Возникновение авторского духовно-музыкального сочинения

и его развитие в период со второй половины XVII до конца XIX в

1.2. Расцвет авторского духовно-музыкального творчества

на рубеже Х1Х-ХХ вв. (Новое направление)

1.3. Жанровый и стилевой аспекты духовно-музыкального сочинения

Глава 2. Музыкально-художественная деятельность Н. Голованова

2.1. Обшдя характеристика творческой личности

2.2. Влияние обучения в Синодальном училище и хоре

на творческое становление Н. Голованова

2.3. Некоторые особенности авторского стиля Н. Голованова, определяемые взаимным влиянием его регентской, композиторской

и дирижёрской деятельности

Глава 3. Духовно-музыкальное творчество Н. Голованова

3.1. Вопросы периодизации

3.2. Жанровые разновидности и стилевые особенности

3.2.1. Вопросы жанровой классификации

3.2.2. Гармонизация мелодии церковного обихода

3.2.3. Авторское переосмысление церковного песнопения

3.2.4. Свободное авторское сочинение

3.3. Эволюция жанрового и стилевого аспектов

Заключение

Библиография

Приложение. Нотные примеры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова»

Введение

Николай Семёнович Голованов (1891-1953) является одной из наиболее значительных фигур в истории отечественной музыкальной культуры первой половины XX в. Не будет преувеличением сказать, что и по сей день каждому образованному человеку старшего поколения имя Голованова знакомо: большинство помнит его как главного дирижёра Большого театра. У многих эта фамилия также ассоциируется с регулярными трансляциями классической музыки, осуществлявшимися советским радио. Многомиллионная аудитория знакомилась с шедеврами мировой музыкальной классики — оперной и симфонической — в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, которым долгие годы руководил Голованов. До нас дошли записи лишь некоторых произведений, которые он исполнил со своими коллективами, но и их достаточно, чтобы по достоинству оценить масштаб его дирижёрского дарования.

Немногим меньше Голованов известен как пианист, работавший в тесном творческом сотрудничестве с одной из выдающихся певиц своей эпохи Антониной Неждановой. Их семейный союз стал своеобразной творческой мастерской, в которой рождались замечательные по своей художественной цельности и убедительности трактовки вокальных произведений русских и зарубежных авторов. Антонина Васильевна была музой Голованова, для неё он написал целый ряд романсов, с большим успехом исполнявшихся ими в дуэте и снискавших Николаю Семёновичу репутацию не только прекрасного интерпретатора, но и талантливого композитора. Впрочем, наряду с произведениями камерно-вокального жанра в концертах звучали и более масштабные сочинения Голованова: Сюита из оперы «Царица Юрата»1, Увертюра на русские темы и др.

Из всего перечисленного складывается, казалось бы, вполне законченный портрет Музыканта. Между тем, есть ещё одна, очень важная сторона его многогранного таланта, не только дополняющая характеристику художественных

1 В архиве Голованова также встречается название «Принцесса Юрата».

интересов Голованова, но и являющаяся неотъемлемой составляющей его творческой личности. Речь идёт о духовно-музыкальных сочинениях Николая Семёновича для хора а cappella. Данная область его деятельности по известным причинам не освещалась в советский период, хотя некоторые произведения, написанные до Октябрьской революции и опубликованные издательством Юрген-сона, хранились в отечественных библиотеках и частных архивах. О произведениях, появившихся в послереволюционный период, и вовсе не было известно никому, за исключением самых близких композитору людей. И только в 1990 г. статья А. Тевосяна, опубликованная в журнале «Музыкальная жизнь» [144, 145] и познакомившая читателей с неизвестной до той поры сферой творчества великого музыканта, позволила восполнить пробелы в перечне творческого наследия Голованова, по-новому осознать масштаб его личности и переосмыслить место композитора в развитии отечественной музыкальной культуры, поставив его в один ряд с мастерами духовной хоровой музыки рубежа XIX-XX вв.

Духовная музыка для хора а cappella на богослужебные тексты была, пожалуй, одним из самых родных жанров для Голованова, чья музыкантская индивидуальность сформировалась в Синодальном училище— учебном заведении, готовившем регентов и певцов церковного хора. В юные годы сложилась не только профессиональная, но и духовная основа личности Голованова — человека глубоко верующего, православного. Эту веру он сумел пронести через всю жизнь, сохранив её даже в годы, по-настоящему страшные для тех, кто имел неосторожность проявить свои религиозные взгляды. Поэтому именно в хоровых произведениях на богослужебные тексты композитор изливал свои сокровенные чувства и переживания со всей искренностью и яркой эмоциональностью, присущей его характеру. Трудно сказать, надеялся ли автор на публичное исполнение этих сочинений. К счастью, вследствие коренного перелома в отношении к духовной музыке, произошедшего в отечественной культуре в 1980-е гг. и связанного с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, духовное хоровое творчество Голованова, наряду с произведе-

ниями многих других композиторов, было выведено из забвения. Этому немало способствовала публикация всех послереволюционных духовных хоровых сочинений Николая Семёновича, осуществлённая в 2004 г. издательством «Живо-носный источник» [8]. На протяжении последних лет произведения Голованова неоднократно исполнялись различными хоровыми коллективами, однако программа, целиком составленная из духовных песнопений Николая Семёновича, прозвучала пока что лишь однажды . Как известно, убедительность исполнительской трактовки вряд ли возможна без соответствующей теоретической подготовки музыкантов, их осведомлённости и компетентности в вопросах, связанных с творчеством исполняемого автора. Воплощение музыкальных произведений, написанных на богослужебные тексты, и тем самым имеющих непосредственное или опосредованное литургическое предназначение, тем более требует, наряду с изучением творчества композитора, глубинной разработки жанровой специфики и особенностей стиля этих произведений. Необходимостью создать научно-теоретическую базу для успешной концертно-прак-тической деятельности хоровых коллективов, возрождающих к жизни духовно-музыкальное наследие Голованова, определяется актуальность темы настоящего исследования.

Об актуальности данной темы свидетельствует и живой интерес многих виднейших современных музыковедов к изучению русской духовной музыки. Понимание чрезвычайной значимости этого огромного и богатейшего пласта национальной культуры становится поводом для появления всё новых изданий, посвящённых различным этапам развития церковно-певческой культуры и становления авторского духовно-музыкального творчества: от знаменного пения средневековой Руси [32, 33, 36, 37, 73, 74, 88, 89, 98, 124]— до претворения многовековых традиций в разнообразнейшей по своему жанровому составу музыке (духовные концерты, литургийные циклы, отдельные песнопения и произ-

2 8 апреля 2010 г. в рамках IX Московского пасхального фестиваля состоялся первый концерт возрождённого Московского Синодального хора п/у А. Пузакова, в программу которого вошли песнопения из четырёх последних духовных опусов Н. Голованова.

ведения паралитургических жанров) авторов последней четверти XX - начала XXI в. [47, 50, 109]. В частности, значительное внимание уделяется исследованию традиций Нового направления рубежа Х1Х-ХХ вв. [54, 55, 64, 83, 128, 130, 151] и подробному изучению композиторского наследия отдельных его представителей [52, 53, 63, 65, 68, 69, 70, 75, 77, 79, 87, 107, 120, 126, 131], творчество которых оказало заметное влияние на сочинения литургической тематики авторов конца XX - начала XXI в. В этой связи духовно-музыкальное творчество Голованова как одного из последних представителей Нового направления заслуживает самого пристального внимания со стороны исследователей.

Несмотря на всё возрастающий интерес к духовным сочинениям Голованова в исполнительской среде степень разработанности данной темы в научной литературе до сих пор остаётся весьма незначительной. Первые упоминания — завуалированные и беглые — духовных сочинений Николая Семёновича впервые появились в сборниках воспоминаний и писем, первый из которых был озаглавлен именем Голованова (1982) [106, 274], а второй— посвящён памяти Н. Данилина (1987) [108, 237]: в обоих случаях лишь фиксировался сам факт существования этих произведений, без указания названий, дат написания и точного количества. В 1990 г. А. Тевосян впервые представил широкому вниманию духовно-музыкальное хоровое творчество Голованова; однако его статья содержала лишь упоминания общего характера о произведениях до- и послереволюционного периода [144, 145]. А опубликованный им два года спустя в сборнике «Наследие: Музыкальные собрания — II» список духовных сочинений Николая Семёновича впоследствии оказался требующим дополнения и уточнения [104]. Обобщённые сведения о его духовных хоровых произведениях содержатся в статьях М. Рахмановой, посвящённых изучению Нового направления в целом и творчества Голованова в частности, а также в работах Н. Гуляницкой и О. Захаровой, дающих обзорную характеристику его авторского духовно-музыкального наследия [48, 49, 58, 59, 127, 128]. Выборочный теоретико-хороведческий анализ духовных песнопений осуществляется в ди-

пломной работе А. Сорокиной, посвященной хоровому творчеству Голованова [141].

Остальные литературные источники почти не дают точных сведений о данной сфере творчества Голованова. Так, в сборнике писем и воспоминаний, куда наряду с другими материалами вошли и воспоминания самого Николая Семёновича, основное внимание уделяется его дирижёрской деятельности [106]. Гораздо более ценными представляются биографические сведения, содержащиеся в этих книгах и позволившие составить полный и детальный портрет великого музыканта, понять психологические особенности его личности, узнать некоторые обстоятельства, формировавшие его творческую индивидуальность и сопутствовавшие созданию тех или иных произведений. В этом смысле большую помощь в работе оказали также публикации его коллег, современников и последователей, сообщивших интересные детали его творческой жизни, которые дают представление о жизненных ориентирах и художественных идеалах Голованова [16, 19, 95, 138]. Характеристику творческой личности Музыканта удачно дополняют записки самого Николая Семёновича, сделанные им в годы ученичества, а также воспоминания «синодала» А. Смирнова, опубликованные в первом томе издания «Русская духовная музыка в документах и материалах» [132].

Достаточно подробный и достоверный портрет Мастера создан в монографии Г. Прибегиной [119], где автор последовательно раскрывает творческое становление и показывает различные стороны творческой деятельности выдающегося музыканта-универсала. Однако данная работа написана с официальной для своего времени позиции соцреализма, вследствие чего всё внимание автора сосредотачивается на светской художественной деятельности Голованова, тогда как его духовно-музыкальное творчество лишь единожды упоминается в ней как «ряд духовных произведений» [119, 45].

Недостающими штрихами к портрету стали важные сведения о его духовной жизни, приведённые О. Захаровой в предисловии к изданию духовных со-

чинений Голованова, а также «„эскиз" творческих устремлений композитора», предложенный Н. Гуляницкой в качестве обзора нотного содержания того же сборника [49, 59], а также биографические сведения, сообщаемые М. Рахмановой [127].

Вопросы, косвенно связанные с фигурой Голованова и относящиеся к затрагиваемой в диссертации теме истории возникновения и становления авторского духовно-музыкального сочинения, освещаются в работах Т. Владышев-ской, И. Гарднера, Н. Герасимовой-Персидской, Н. Заболотной, А. Ковалёва,

A. Лебедевой-Емелиной, Н. Плотниковой, М. Рахмановой, О. Урванцевой и др. [34, 37, 40, 41, 42, 57, 78, 82, 110, 111, 128, 130, 150, 151]. Объёмные исторические и теоретические исследования отечественных учёных в области развития русской духовно-музыкальной культуры содержатся в сборниках «Русская духовная музыка в документах и материалах», «История русской музыки», «Труды Московской регентско-певческой семинарии» [73, 102, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 146, 147]. Кроме того, обширную информацию по общим вопросам отечественной духовной музыки второй половины XIX - первой четверти XX в. можно найти в трудах И. Гарднера, Н. Гуляницкой, Е. Гущиной, И. Дабаевой, О. Захаровой, С. Зверевой, А. Кандинского, Ю. Келдыша, Е. Левашёва, Л. Ма-лацай, А. Наумова, Ю. Паисова, Н. В. и Н. П. Парфентьевых, Н. Плотниковой,

B. Протопопова, М. Рахмановой, А. Тевосяна и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка целостного охвата духовно-музыкального наследия Голованова, с одной стороны — в тесной взаимосвязи с его исполнительской деятельностью регента, пианиста, симфонического дирижёра, музыкального руководителя оперных спектаклей Большого театра СССР; с другой — с учётом жанровой специфики и стилевых особенностей авторского духовно-музыкального произведения, расцвет которого наступил в творчестве композиторов Нового направления на рубеже XIX-XX вв. Комплексный подход к изучению темы позволяет определить характерные черты авторского воплощения богослужеб-

ных текстов, проследить особенности взаимодействия церковного канона и свободного композиторского творчества.

Основные акценты в работе сделаны на выявлении элементов индивидуального композиторского стиля, сложившегося ещё в ранних, студенческих опусах и в последние два десятилетия жизни Голованова замкнувшегося в определённом круге музыкально-выразительных приёмов; на жанровой систематизации рассматриваемых песнопений.

В круг исследования вошли не только сочинения, представленные в современных нотных изданиях и доступные широкому кругу музыковедов, исполнителей и слушателей, но и произведения, опубликованные в 1918 г., хранящиеся лишь в библиотечных, музейных и частных архивах и потому мало известные и весьма редко исполняемые.

Объектом исследования стало духовно-музыкальное наследие Николая Семёновича Голованова. Предметом подробного изучения являются черты индивидуального композиторского стиля, рассматриваемые в неразрывной взаимосвязи с традициями авторского духовно-музыкального сочинения; взаимопроникновение и двустороннее влияние церковного канона и композиторского творчества; признаки жанровой ориентации и тяготения к концертному или богослужебному исполнению.

Материалом для работы послужили духовно-музыкальные сочинения Голованова для различных хоровых составов, созданные им на протяжении всей жизни. В диссертации рассматриваются шесть песнопений для мужского хора (ор. 1) и все песнопения для смешанного хора, составившие орр. 3, 5, 9, 36, 37, 38 и 39 (в сумме — пятьдесят восемь произведений, в том числе сочинения для хора с солистами).

Цель исследования — представить широкую панораму духовного хорового творчества Голованова и проследить особенности индивидуального композиторского стиля с учётом жанровой специфики рассматриваемых произведений в свете их практической направленности в контексте исторического разви-

тия авторского духовно-музыкального сочинения. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, в частности:

• проследить историю становления авторского духовно-музыкального сочинения вплоть до высшей точки его развития в творчестве композиторов Нового направления;

• определить характерные признаки жанрово-стилевой ориентации духовно-музыкальных сочинений на богослужебное или концертное исполнение и выстроить их жанровую классификацию;

• представить многогранную творческую личность Н. Голованова в процессе её формирования, прослеживая неразрывную связь духовного мира композитора с художественными принципами крупнейших представителей Синодальной школы;

• выявить в ходе детального анализа черты композиторской эстетики, признаки индивидуального авторского стиля и характерные особенности взаимоотношения богослужебного канона и свободного творчества в произведениях Голованова в свете его оперно-симфо-нической дирижёрской деятельности и в контексте традиций отечественной духовной хоровой музыки рубежа Х1Х-ХХ вв.

Методология исследования опирается на традиции отечественного музыкознания и определяется спецификой духовно-музыкальных хоровых жанров, в частности, взаимопроникновением богослужебного канона и композиторского творчества. Аналитический разбор жанровой ориентации произведений Голованова отчасти опирается на жанровую систему, предложенную в книге Н. Гуляницкой «Поэтика музыклальной композиции» [50], а также на теоретические разработки Е. Назайкинского, А. Сохора, В. Холоповой [105, 142, 153].

Метод целостного анализа позволил проследить взаимосвязь между авторским прочтением богослужебных текстов и их музыкально-жанровым воплощением, выявить особенности индивидуального композиторского стиля и включить духовно-музыкальное творчество Голованова в контекст художест-

венных традиций Нового направления. Соотнесение авторской музыкальной стилистики рассматриваемых произведений с творчеством композиторов-современников Голованова (А. Кастальского, П. Чеснокова, С. Рахманинова и др.) осуществляется с применением метода сравнительного анализа. С целью проследить пути развития русской духовной музыки на протяжении нескольких веков были использованы элементы исторического анализа. Специфика изучаемого материала, подразумевающая важнейшее значение вокально-тембровых и фактурных приёмов в реализации художественного замысла, потребовала также привлечения элементов хороеедческого анализа.

Согласно цели и задачам исследования структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографию (157 наименований) и приложение, содержащее нотные примеры.

В Главе 7, «Путь становления и развития авторского творчества в сфере духовной музыки», представлена историческая панорама эволюции данного художественного явления с момента его возникновения (середина XVII в.) до периода наивысшего расцвета в конце XIX - начале XX в. Особое внимание уделяется важнейшим этапам развития авторского духовно-музыкального творчества, таким как автономизация эстетической ценности музыки, освоение русскими композиторами опыта западноевропейских коллег, переход от стандартизации музыкально-выразительных и композиционных приёмов к проявлению индивидуальной авторской стилистики, введение элементов фольклорного музыкального языка, а также возрождение интереса к знаменному роспеву и синтезирование классических и национально-песенных композиционных приёмов и принципов музыкального развития в творчестве представителей Нового направления. В заключительном разделе главы рассматриваются вопросы жанровой и стилевой ориентации авторских духовных произведений, разрабатывается двухуровневая система жанровой классификации композиторского творчества с описанием входящих в неё жанровых разновидностей.

Глава 2, «Музыкально-художественная деятельность Н. Голованова», посвящена личности выдающегося музыканта. Масштаб его таланта показан посредством освещения различных сфер его профессиональной деятельности, в которых проявилось многогранное дарование Николая Семёновича как опер-но-симфонического дирижёра, пианиста-концертмейстера и композитора. Отдельно рассматривается влияние обучения в Синодальном училище и хоре на формирование творческой личности Голованова, а также прослеживаются нити взаимного влияния его светской и духовной музыкальной деятельности.

Глава 3, «Жанровые разновидности и стилевые особенности духовных песнопений Н. Голованова», содержит аналитический разбор многочисленных духовно-музыкальных сочинений Николая Семёновича. Начальный раздел главы посвящен вопросам периодизации и опусной систематизации песнопений. Далее рассматривается возможность представления некоторых групп сочинений в качестве циклов в связи с наличием в них объединяющих тематических или образных связей и констатируется тяготение в творчестве Голованова к самостоятельности отдельных произведений. Порядок последующего рассмотрения песнопений учитывает их принадлежность к трём жанровым разновидностям: гармонизация, авторское переосмысление церковного песнопения и свободное авторское сочинение. В процессе разбора отдельных произведений, наряду с прочими особенностями музыкального языка, прослеживаются разветвлённые связи творчества Голованова с наследием мастеров Нового направления, проводятся параллели между отдельными сочинениями разных авторов. Завершающий раздел посвягцён выявлению некоторых закономерностей жанрово-стилевой эволюции духовного творчества Голованова.

В Заключении подводятся итоги проведённого исследования и даются краткие выводы.

Глава 1. Путь становления и развития авторского творчества

в сфере духовной музыки

В течение семи веков, до середины XVII в., древнерусская церковно-певческая культура не знала авторской музыки, а сам термин «музыка» («муси-кия») не имел отношения к богослужебному пению и даже противопоставлялся ему. «Музыка — в ней пишутся бесовские песни и кощунства, и их латиняне поют при игре оркестра музыкальных инструментов...» — такое определение мы находим в одном из древнерусских источников второй половины XVI в., «Азбуковнике» [103, 153]. Идея сущностной противоположности понятий богослужебного пения и музыки имеет своих приверженцев и среди современных исследователей. Одним из ярких представителей этого подхода является В. Мартынов, который, опираясь на текст Священного Писания, утверждает, что «...богослужебное пение и музыка представляют собой не просто различные явления, но явления, диаметрально противоположные друг другу, ибо они олицетворяют собою два не соприкасающихся между собой опыта постижения действительности: направленный внутрь опыт Богопознания и направленный во вне опыт миропознания и мирообустройства» [89, 32]. Напротив, В. Медушевский «примиряет» эти два понятия, считая музыку своего рода проявлением Божией благодати, которая освещает душу художника. Отражая и воспевая в звуках нравственные идеалы, музыка становится «как бы первой ступенью на пути к Богопознанию, обретению Истины во Христе» [76, 16] и тем самым сближается по своему сущностному значению с богослужебным пением. На наш взгляд, оба мнения можно считать справедливыми в применении к тем или иным явлениям композиторского творчества, сменявшим друг друга на протяжении многовекового пути становления и развития авторского духовно-музыкального сочинения.

Древнерусская церковная культура (ХГ-ХУИ вв.) — культура надиндиви-дуальная, надмирная, каноническая. В церковно-певческом искусстве был создан собственный интонационный фонд, одним из вершинных проявлений кото-

poro справедливо считается знаменный роспев. В его рамках от поколения к поколению формировалась и оттачивалась монодийная богослужебная певческая традиция. Важно отметить, что, будучи зафиксированной с помощью специальных знаков — крюков — в богослужебных книгах, эта традиция, тем не менее, опиралась на передачу знаний устным путём. В процессе пения ученик активно осваивал интонационный попевочный фонд, и затем, овладев им, мог в дальнейшем уже самостоятельно распевать новые тексты, возникавшие в результате прославления новых русских святых. Характерной чертой подобного творчества было не проявление индивидуальности, а непрерывность и неприкосновенность традиции. «Древнерусский роспевщик не „сочинял" песнопений, но распространял некую мелодическую систему — конкретный роспев на новые богослужебные тексты, ещё не охваченные этой системой» [88, 168]. То есть, говоря иначе, творчество роспевщиков ещё не было авторским творчеством, преобразующим богослужебный канон.

1.1. Возникновение авторского духовно-музыкального сочинения

и его развитие в период со второй половины XVII до конца XIX в.

XVII век в истории русской культуры — особое время, «встреча двух эпох»3, век смены культурной парадигмы, когда Средневековье уступает место Новому времени. Как отмечает Н. Герасимова-Персидская, «в XVII веке открыта возможность свободного отношения к музыке, музыкальному произведению, путь к многообразным формам жизни искусства в обществе» [41, 39]. Действительно, бурные исторические события — Смута, бунты, войны, последовавшее затем укрепление государственности, церковный раскол — повлекли за собой существенные изменения в самосознании человека. Возникает необходимость активного осмысления и пересмотра жизненных устоев, усиливается восприимчивость к новым веяниям практически во всех сферах человеческой деятельности. Это «время формирования человека нового типа: энергичного, деятельно-

'' Такой подзаголовок носит исследование Н. Герасимовой-Персидской, посвященное этому периоду [41].

го, открытого новым идеям и делам, включённого в общественные движения своего времени, живо заинтересованного в „посюсторонней жизни", в преуспеянии, в овладении новыми знаниями и умениями» [41,9].

Искусство, до этого почти неразрывно связанное с религией, начинает постепенно «обращаться» к человеку, о чём свидетельствует всё возрастающий интерес художников к отражению человеческой индивидуальности в различных проявлениях — будь то личные эмоциональные переживания, воплощённые в музыке, или характерные черты внешнего облика, переданные на живописных полотнах. Так, например, в XVII в. возникает жанр «парсуны», сочетающий в себе черты иконописи и портретной живописи и намечающий дальнейший путь развития портретного жанра.

Выдающийся отечественный музыковед Ю. Келдыш отмечает, что «глубокие изменения во всём строе русской художественной культуры XVII века были связаны с новым отношением к искусству, новым пониманием его значения и места в жизни человека». Но, что особенно важно для нас, «начинает осознаваться самостоятельная эстетическая и познавательная ценность художественного творчества» (курсив мой — А. 77.) [73, 173].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Полторухин, Андрей Сергеевич, 2012 год

Библиография

Богослужебные книги

1. Минея июль. — М.: Изд. Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002.— 4.1.— 632 с.

2. Последование служб в неделю Ваий и Страстную седмицу / Сост. Кустов-ский Е. — М.: Паломникъ, 2002. — 369 с.

3. Служебник. — М.: Изд. Совет Рус. Правосл. Церкви, 2003. — 464 с.

4. Типикон. — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1997. — 583 с.

5. Триодь постная: В 2 ч. — М.: Изд. Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002. — Ч. 2, —384 с.

6. Триодь цветная. — М.: Изд. Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002. — 752 с.

7. Часослов. — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1998. — 351 с.

Нотные издания

8. Голованов К С. Духовные произведения для смешанного хора а cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И.— М.: Изд. Правосл. центра «Живоносный Источник», 2004. — 264 е.: ил.

9. Кастальский А. Д. Вечная память героям. (Избранные песнопения панихиды) — М.: Юргенсон, 1917. — 29 с.

10. Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии: В 4 ч. — М.: Синод, типография, 1883. — Ч. III: Песнопения Триоди Постной.— 318 с.

11. Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов: В 2 ч.— М.: Синод, типография, 1909. — Ч. 1: Всенощное бдение. — 101 л.; Ч. 2: Божественная Литургия — 50 л.

12. Римский-Корсаков Н. А. Царская невеста: Опера в четырёх действиях: Пер. для пения с фортепиано Шефера А.: Клавир. —М.: Музыка, 1971. — 272 с.

13. Рождество Христово: Песнопения Двунадесятых праздников. — Вып. 4. — М.: Изд. Правосл. Центра «Живоносный Источник», 2002. — 392 с.

14. Смоленский С. В. Главнейшие песнопения Божественной Литургии, молеб-ного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов С. В. Смоленским. —Вып. 1: Песнопения Божественной Литургии. — СПб., 1893. — 48 с.

15. Триодь нотного пения постная и цветная. — СПб.: Синод, тип., 1899. — 162 л.

Литература по теории и истории музыки

16. Аджемов К. X. Незабываемое: Воспоминания. Очерки и статьи. — М.: Музыка, 1972. — 152 е.: ил., нот.

17. Академия хорового искусства: от училища к ВУЗу. Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий: Сб. ст. и материалов. — М.: ФормаТ, 2006. —405 с.

18. Альшванг А. А. Проблемы жанрового реализма // Альшванг А. Избранные сочинения: В 2 т. — М.: Музыка, 1964. — Т. 1. — С.97-103.

19. Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования / Ред. Васина-Гроссман В. А. — М.: Искусство, 1967. — 543 е.: ил.

20. Аранжировка // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Г. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — С. 37.

21. АртёмоваЕ.Г. О внутренних тенденциях нового направления в русской духовной музыке // Науки о культуре — шаг в XXI век: Сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых учёных / Ред.-сост. Быховская И., Тро-шин А., Миронов Е. — М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. — С. 232-236.

22. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. — 2-е изд. — Д.:

|\/| Л ЛОТ! ТТЛ О 1 070 _1ЛЛ ^

XVXJ' ~> ±J-L IV ± / S , "Т^ V .

23. Белоненко А. С. О современном состоянии изучения русской хоровой культуры // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Чернушенко В., Белоненко А.— Д.: Лен. гос. коне., ЛГИТМиК, 1984. — С. 96-198.

24. Беляев В. О «церковности» духовной музыки // Хоровое и регентское дело. — 1910. —№ 7-8. — С. 175.

25. БрянцеваВ. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Советский композитор, 1976. — 645 е., 17 л. ил.

26. Букреев Н. Ф. К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело. — 1910. — № 4. — С. 89.

27. Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX-первой половины XX столетия. — Казань: Казан, ун-т, 2000. — 188 с.

28. Василенко С. Н. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1979. — 375 с.

29. Василенко С. H. Страницы воспоминаний.— М.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1948, — 188 с.

30. Виноградова Г. Стилевые особенности партесной концертной композиции: Автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02. — М., 1994. — 27 с.

31. Витошинский Е. М. О церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело. — 1910. — № 1. — С. 1-2.

32. Владышевская Т. Ф., Леваилёва О. Е., Кандинский А. И. История русской музыки: Учеб.: В 3 вып. / Ред. Сорокиной Е. и Кандинского А. — М.: Музыка, 1999. — Вып. 1 — 558 е.: нот.

33. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 468 е., [8] л. цв. ил., факс.: нот., портр.

34. Владышевская Т. Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко //Традиции русской музыкальной культуры XVIII века: Сб. ст. / Сост. Кикнадзе Л. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 72-112.

35. Вознесенский И., прот. О высоком достоинстве и благотворном влиянии

„ II г\ — - г* с.г__/ гл___ тт„

на людей церковного пения и w церкийним пении, ul. / ла-

да О. — М.: Талан, 1997. — С. 8-25.

36. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. — М.: Правосл. Св.-Тихоновский Богосл. ин-т, 2004. — Т. 1: Сущность. Система. История. — 498 с.

37. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. — М.: Правосл. Св.-Тихоновский Богосл. ин-т, 2004. — Т. 2: История. — 530 с.

38. Гарднер И. А. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении // О церковном пении: Сб. ст. / Сост. Лада О. — М.: Талан, 1997. — С. 92-96.

39. Герасимова-Персидская Н. А. Партесное многоголосие и формирование стилевых направлений в музыке XVII-XVIII вв. // Тр. отд. древнерус. лих> — д., 1978. — Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы XI-XVII вв. —С. 121-132.

40. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. — М.: Музыка, 1983. — 288 с.

41. Герасимова-Персидская H.A. Русская музыка XVII века: Встреча двух эпох. — М.: Музыка, 1994. — 125 с.

42. Герасимова-Персидская Н. А. Смена парадигмы в музыке Православной церкви XVII века и её специфика на Украине и России // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тезисы докладов / Отв. ред. Франтова Т. — Ростов-на-Дону, 1990. — С. 86-88.

43. Гинзбург Л. М. Избранное: Дирижёры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. — М.: Сов. композитор, 1982. — 304 с.

44. Глаголева А. Очерки традиций древнерусского певческого искусства в хоровой музыке русских композиторов XIX-XX века: Тексты лекций по рус. хор. культ. Самар. гос. ин-та иск. и культ. — Самара, 1997. — 52 с.

45. Гречанинов А. Т. Моя жизнь. — Нью-Йорк: Новый журнал, 1954 — 155 с.

Л /Г 7 А Т* U/ЛЛТЛ/Ч ттт TfA <^ТТГ\П ГЧ // ТТТ ТТЛУЧТСГЧПГ TT ТЛ/ ТТаЛТТ/ЛТТ£»ТТТТТ1

40. 1 рвЧйпиНОб Л. ± . ii^vivwjjldjyu цсрдиопо!а n^vn^/iivnjiliri

// Моск. ведомости. — 1900. — № 53. — С. 10-13.

47. Гуляницкая Н. С. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью /Ред.-сост. Паисов Ю. И. — М.: Композитор, 1999 — С. 117-149. ,

48. Гуляницкая Н. С. Неизвестный Н. С. Голованов // Труды Московской ре-гентско-певческой семинарии. 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения: Сб. ст., восп., арх. док. — М.: Паломникъ, 2005. — С. 206-211.

49. Гуляницкая Н. С. Н.С.Голованов: духовный композитор: Вступит, ст. // Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора а cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И.— М.: Изд. Правосл. центра «Живоносный Источник», 2004. — С. 8-14.

50. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. — М.: Языки славянской культуры, 2002. —432 с.

51. Гуляницкая Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). — М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. — 180 с.

52. Гущина Е. Э. Духовная музыка М. М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. —М., 2008. — 282 с.

53. Дабаева И. 77. Павел Чесноков: Штрихи к портрету // Жизнь религии в музыке: Сб. ст. — СПб.: С.-Петерб. гос. коне. им. Н. А. Римского-Корсакова, 2007. — С. 88-102.

54. Дабаева И. П. Рубежи веков в истории русской духовной музыки // Искусство на рубежах веков: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Ростов-на-Дону: РГК, Гефест, 1999. — С. 211-229.

55. Демченко А. Проблема духовности и русская культовая музыка начала

VV -г-ч^-г/.^ // Г^т/ЧТТЛЛПТЛАТТТТЛ гт глтгттт "V"V патгп TT ТТЧ /VAnTIO CT Ai\70LTl/Q ' TО T/ГГ»ХЛ

yvyv J3CiVa // UlCltt Ю^ппал IVJJiDIJpa /V/V Dv^xva Ja л) лиохшл 1V1J omivu. X v^nvui

докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Франтова Т. — Ростов-на-Дону, 1990. —С. 128-130.

56. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ред.-сост. Гинзбург Л. М. — М.: Музыка, 1975. — 630 с.

57. ЗаболотнаяН. Отношение мастеров партесного письма к проблемам творчества // Филёвские чтения: к 300-летию памятника архитектуры XVII столетия «Церковь Покрова в Филях» (1690-1693 г.): Русская культура 2-й половины XVII - начала XVIII в.: Материалы Всесоюз. науч. конф. (19-21 декабря) 1988 г. — М., 1993. — Ч. 2. — С. 3-10.

58. Захарова О. И. Духовные произведения Н. С. Голованова // Гимнология: Матер. Междуднар. науч. конф. «Памяти прот. Димитрия Разумовского»: / Отв. ред., сост. Лозовая И. Е. / МГК им. П. И. Чайковского, Науч. центр рус. церк. муз. им. протоиерея Димитрия Разумовского.— Вып. 1: В 2 кн. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, Композитор, 2000. — Кн. 2. — С. 619-624.

59. Захарова О. И. Н. С. Голованов: устои творчества и жизни: Вступит, ст. // Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора а cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И. — М.: Изд. Правосл. центра «Живонос-ный Источник», 2004. — С. 3-7.

60. Захарова О. И. Примечания // Голованов Н. С. Духовные произведения для смешанного хора а cappella. / Ред. и примеч. Захаровой О. И. — М.: Изд. Правосл. центра «Живоносный Источник», 2004. — С. 249-262.

61. Захарова О. И. Предисловие // Алябьев А. Литургия св. Иоанна Златоуста ре минор: Для мужского квартета (или хора) без сопровождения. — М.: Музыка; Изд. Правосл. центра «Живоносный источник», 2002.— С. 3-4.

62. Захарова О. И. Танеев в жизни и творчестве Н. С. Голованова // Новое птаир^о _л/г • ппп //тт^я_р*гчч 9пп7 -г 131-139

63. Зверева С. Г. А. Д. Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. — М.: Вузовская книга, 1999. — 240 е., 4 л. ил.

64. Зверева С. Г. К вопросу о «нерусском» стиле в русской музыке рубежа Х1Х-ХХ вв. // Вестник Рос. гуман. науч. фонда. — М., 1997. — № 1. — С. 158-165.

65. Зверева С. Г. А.Д.Кастальский. // История русской музыки: В 10 т.— М.: Музыка, 1997. — Т. 10 А. — С. 274-306.

66. ИгошевЛ. Очерки по истории русской музыкальной культуры XVII века. — М.: Лилия, 1997. — 75 с.

67. Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях.—М.: 1987. — 159 с.

68. Кандинский А. И. О литургии, ор. 31 Рахманинова // Келдышевский сб.: Муз.-ист. чтения пам. Ю.В.Келдыша: 1997 г. / Сост. Зверева С. — М.: ГИИ, 1999, —С. 66-116.

69. Кандинский А. И. Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения // С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения: Науч. тр. / Сост. Кандинский А. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. —С. 15-29.

70. Кандинский А. И. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью / Ред.-сост. Паисов Ю. И. — М.: Композитор, 1999 — С. 66-117.

71. Кастальский А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Муз. современник. — 1915. — № 2, окт. — С. 31-45.

72. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. — М.: П. Юргенсон, 1909.— 33 с.

73. Келдыш Ю. В. Древняя Русь. Х1-ХУП века. — М.: Музыка, 1983. — 382 с. (ЛЛс\ л'г»г»Vглтт ллл^ггитт/т/г• В 1Пт - т п

^х XV 1. ¥ У XXV/XX 1*1^ чЛЛ^И • -I—' 1 V 1 .5 X. х у •

74. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М.: Сов. композитор, 1978. — 509 с.

75. Келдыш Ю. В. С.В.Рахманинов // История русской музыки: В 10 т.— М.: Музыка, 1997. — Т. 10 А. — С. 69-133.

76. Ковалёв А. Б. Богослужебное пение и духовная музыка: к вопросу о различии понятий и их историческом взаимодействии // Вестник АХИ. — 2011,— № 1._ С. 13-22.

77. Ковалёв А. Б. Духовные сочинения С.В.Рахманинова: к проблеме жанровой специфики // Гедевановские чтения: Сб. ст. и материалов. / ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. — М., 2011. — С. 86-93.

78. Ковалёв А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII -XXвеков: Специфика жанра и организация цикла: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. — М., 2004. — 310 с.

79. Козлова Е. Б. Духовная музыка А. В. Никольского // Журн. Моск. патриархии. — 1994. — № 6. — С. 103-110.

80. Компанейский Н. И. О стиле церковных песнопений // Рус. муз. газ. — 1901.— №37. — Стб. 852-856; №38. — Стб. 886-891; №39. — Стб. 925-930; № 40. — Стб. 1283-1288.

81. Кривоногое В. Духовная музыка, её эстетические и художественные аспекты // Вопросы музыкальной педагогики. — Абакан: Изд. Хакас, гос. ун-та, — 1998. —С. 37-43.

82. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура России екатерининской эпохи. — М: Композитор, 2010. — 304 е.: нот. прим., ил.

83. Левашёв Е. М. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью / Ред.-сост. Паи-сов Ю. И. — М.: Композитор, 1999 — С. 6-41.

84. Лисицын М. А., прот. Обзор духовно-музыкальной литературы: 110 авто-

ТТТТТТОГГ ТТ1ТТ/ЛГЧЛП лк тт гг 1 ОП1 _

purs, »JIVWJJAJ i JW --v^ I WJIJfl-inCl/l 1 Jfiiiwi рслЦ^лл,

327 c.

85. Лисицын M. А., прот. О новом направлении в русской церковной музыке. — М., 1909, —33 с.

86. Лисицын М. А., прот. Церковь и музыка. — СПб., 1902. — 25 с.

87. Малаг^айЛ.В. Александр Никольский: творческая биография: Монография. — М.: Дека-ВС, 2010. — 548 с.

88. Мартынов В. И. История богослужебного пения: Учеб. пос. — М.: РИО Федеральных архивов, Русские огни, 1994. — 240 с.

89. Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. — М.: Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000. — 223 е.: ил.

90. Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-пев-ческой системе. — М.: Филология, 1997. — 208 с.

91. Медушевский В. В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пос. / Науч. ред. Школяр JI. — М.: Флинта: Наука, 1998. — С. 260289.

92. Медушевский В. В. О сущности, многообразии и критериях оценки церковного пения // Христианство и мир: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Христианство-2000». Самара (16-18 мая), 2000 г. / Ред. ОгудинаН.— Самара, 2001. — С. 418-428.

93. Медушевский В. В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия: Матер, конф. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.— С. 20-45.

94. Медушевский В. В. Музыковедение: проблема духовности // Сов. музыка. — 1988. — № 5. — С. 6-15.

95. Мелик-Пашаее А. Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы / Ред., пер., сост. Глезер Р. В., Шмелькина М. С., Мелик-Пашаев А. А. — М.: Музыка, 1976. —302 е., [9] л. ил.

96. Металлов В. М. О национализме и церковности в русской духовной музыке. — М.: Русская Печатня, 1912. — 15 с.

97. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. — [б. м.]: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. — 160 с.

98. Мещерина Е. Г. Музыкальная культура Средневековой Руси: Изд. 2-е, дополн. и перераб. — М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2008. — 320 с.

99. Мироносицкий П. Несколько замечаний о так называемой «церковной музыке» // Христианские чтения. — 1895. — Май-июнь. — С. 598-616.

100. Митр. Вениамин (Федченков). О богослужении Православной церкви.— М.: СТСЛ, Отчий Дом, 2001. — 582 с.

101. Морозова А. О поэтике духовных песнопений русских композиторов XVIII - начала XX в. // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. — Челябинск: Южно-уральский гос. ун-т, 2001. — С.121-129.

102. Московская регентско-певческая семинария. 1998-1999. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. ст., восп., арх. док. — М.: Святитель Киприан, 2000. — 368 с.

103. Музыкальная эстетика России Х1-ХУП веков / Сост. текстов, пер. и общая вступит, ст. Рогова А. — М.: Музыка, 1973. — 244 с.

104. Наследие. Музыкальные собрания - II. — М.: ЦММК им. М. И. Глинки, 1992,- 144 с.

105. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. — М.: ВЛАДОС, 2003.— 248 с.

106. Н.С.Голованов, Литературное наследие: Переписка. Воспоминания современников. / Сост. ГрошеваЕ., РуденкоВ. — М.: Сов. композитор, 1982.— 296 е.: ил.

107. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов: Жизнь и творчество. — М.: Композитор, 2004. — 599 е.: [6] л. фот.

108. Памяти Н. М. Данилина: Сб. ст. / Сост. - ред. Наумов А. — М: Сов. композитор, 1987. — 312 с.

109. Парфентъева Н. В., Парфентъев Н. П. Русская духовная музыка XX века // История современной отечественной музыки: Учеб. пос. / Ред.-сост. Долинская Е. — Вып. 3 — М.: Музыка, 2001. — С. 398-452.

110. Плотникова Н. Ю. Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова // Римский-Корсаков Н. А. Собрание духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения. — М.: Изд. Совет Рус. Правосл. Церкви, 2001. —С. 5-18.

111. Плотникова Н. Ю. Многолосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX - начала XX веков: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02.—М., 1996, —Т. 1, —264 е.; Т. 2 — 166 с.

112. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. — JL: Academia, 1924. — 124 с.

113. Переложение // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Г. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. —С. 418.

114. Полторухин А. С. Влияние С. В. Рахманинова на становление творческой личности Н. С. Голованова // С. Рахманшов: на злам1 стол1ть. — Вип. 7: Мистецтво як 3aci6 збереження пам'ят1 народу (до 65-р1ччя перемоги у Великш Впчизнянш вшш). — Ч. I : Науков1 статп учасниюв VII М1жнародного науково-теоретичного симпоз1уму «С.Рахманшов: на злам1 столггь» / niд ред. кандидата мистецтвознавства, професора НацюнальноТ юридично'1 академп Украши ím. Ярослава Мудрого Л. М. ТрубшковоТ. — Харюв: ФОП Носань В. А., 2010. — С. 148-157.

115. Полторухин А. С. Голованов-композитор: песнопения мастера в современной исполнительской практике // Из наследия композиторов XX века:

Матер, творч. собр. молодых исследователей в Союзе моек. коми. — М., 2006. — Вып. 5. — С. 132-140.

116. Полторухин А. С. Духовная музыка Николая Семёновича Голованова // Муз. академия. — 2011. — № 3. — С. 37-40.

117. Полторухин А. С. Духовно-музыкальные сочинения в творчестве Н. С. Голованова // Вестник АХИ.-2011. — № 1. — С. 48-60.

118. Полторухин А. С. Николай Семёнович Голованов и Московское Синодальное училище церковного пения // Академия хорового искусства: от училища к ВУЗу: Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий: Сб. ст. и материалов. — М.: Форма Т, 2006. — С. 246-251.

119. Прибегина Г. А. Николай Семёнович Голованов: Популярная монография. — М.: Музыка, 1990. — 142 е., [48] л. ил.

120. Протопопов В. В. Музыка русской литургии: Проблема цикличности: Исслед. — М.: Композитор, 1999. — 200 с.

121. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII'веке. — М.: Музыка, 1989. —96 с.

122. Протопопов В. В. Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. — М.: Музыка, 2000.— 144 с.

123. Протопопов С., прот. О художественном элементе в церковном пении //Богословский вестник. — 1901. — Февраль. — С. 252-292; Март — С. 452-492.

124. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России: (Опыт историко-технического изложения): В 3 вып. — М., 1867-1869. — 380 с.

125. Рахманинов С. В. Литературное наследие: В 3 т. — М.: Сов. композитор, 1980.— Т. 3, —576 с.

126. Рахманова М. П. Гречанинов А. Т. // История русской музыки: В 10 т. — М.: Музыка, 1997. —Т. 10 А. — С.170-216.

127. Рахманова М. П. Николай Голованов: возвращение// Православие и современность. — 2010. — № 17(33). —С. 109-114.

128. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: В Ют. / Ред. Корабельниковой Д., ЛевашёваЕ. — М.: Музыка, 2004.— Т. 10Б: 1980-1917. —С. 392-456.

129. Рахманова М. П. Огромное и ещё едва тронутое поле деятельности // Сов. музыка. — 1990. — № 6. — С. 67-74.

130. Рахманова М. П. Русская духовная музыка в XX веке // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. — М.: ГИИ, 1997. — С. 371-405.

131. Рахманова М. П. Страстная седмица в духовном творчестве Гречанинова //Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью / Ред.-сост. Паисов Ю. И.— М.: Композитор, 1999 —С. 41-65.

132. Русская духовная музыка в документах и материалах / Сост., вступит, ст. и коммент. Зверевой С., Наумова А., Рахмановой М. — М.: Языки рус. культуры, 1998. — Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Boen., дневники, письма. — 688 с.

133. Русская духовная музыка в документах и материалах / Гос. ин-т искусствознания, Гос. центр, музей муз. культ, им. М. И. Глинки / Сост., вступит, ст. и коммент. Зверевой С. Г. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. 2. Кн. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Исслед., док., периодика. — 679 е., 1 л. ил. : табл., ноты.

134. Русская духовная музыка в документах и материалах / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр, музей муз. культ, им. М. И. Глинки / Сост., вступит, ст. и коммент. Зверевой С., Наумова А., Рахмановой М. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — Т. II. Кн. 2: Концерты, периодика, программы. — 640 с.

135. Русская духовная музыка в документах и материалах / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр, музей муз. культ, им. М. И. Глинки / Сост. Наумов А., Рахманова М., вступит, ст., подгот. текста и коммент. Рахмановой М.; Поместный Собор Рус. Правосл. Церкви 1917-1918 гг. / Вступит, ст., подгот. текста и коммент. Зверевой С. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918). — 904 с.

136. Русская духовная музыка в документах и материалах / Гос. центр, музей муз. куль. им. М. И. Глинки / Подгот. текста, вст. ст. и коммент. Кабановой Н.; науч. ред. Рахманова М. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. 4: Степан Васильевич Смоленский: Воспоминания: Казань, Москва, Петербург. — 688 с.

137. Русская духовная музыка в документах и материалах. / Гос. ин-т искусствознания, Гос. центр, музей муз. культ, им. М. И. Глинки / Ред.-сост., автор вступит, ст. и коммент. Зверева С. — М.: Знак, 2006. — Т. 5: Александр Кастальский: Ст., матер., воспоминания, переписка. — 1032 е.: ил.

138. Светланов Е. Ф. Музыка сегодня: Сб. ст., рец., очерков. —М.: Сов. композитор, 1985. — 270 с.

139. Смоленский С. В. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве // Рус. муз. газ. — 1900. — № 47. — Стб. 1245-1248.

140. Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения. — СПб.: тип. М. Д. Рудометева, 1899. — 77 с.

141. Сорокина А. Н. Хоровое творчество Н. С. Голованова // Дипл. раб. — М., 1999.— 186 с.

142. СохорА.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. — М.: Музыка, 1968. — 103 с.

143. Сюита // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Г. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. —С. 529-530.

144. ТевосянА.Т. Загадки Голованова // Муз. жизнь.— 1990.— № 1.— С. 10-12.

145. ТевосянА.Т. Загадки Голованова (продолжение) // Муз. жизнь.— 1990, —№2, —С. 6-8.

146. Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов.— М.: Па-ломникъ, 2002. — 496 е., 33 с. нот.

147. Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов.— М.: Па-ломникъ, 2005. — 432 с.

148. Тугаринов Е. С. Великий русский регент В.С.Орлов. — М.: Музыка, 2004.— 398 е.: ил.

149. Урванцева О. А. Жанровая модель в духовно-концертной музыке (на примере Херувимской) // Вестник Челябинского гос. ун-та. — Вып.48: Филология. Искусствоведение. — 2010. — № 32 (213). — С. 176-182.

150. Урванцева О. А. Концепции авторского и канонического в русской духовной музыке начала XX века: Очерки. — Магнитогорск: Магнитогорская гос. коне., 1999. — 21 с.

151. Урванцева О. А. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества С.В.Рахманинова): Автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02.— Магнитогорск, 1997. — 21 с.

152. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Христианство и культура. — М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. — С. 508-520.

153. ХолоповаВ.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пос.— СПб.: Лань, 2002. — 320 с.

154. ХолоповаВ. Н. Понятие «музыка» // Муз. академия. — 2003. — № 4. — С. 1-18.

155. ХолоповаВ. Н. Формы музыкальных произведений. — СПб.: Лань, 2001. —496 с.

156. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм.— М.: Музыка, 1964. — 159 с.

157. ШабалинД. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия. — Краснодар: Сов. Кубань, 2007. — Т. 3-4: Матер, и исслед. по древнерус. муз. — 911с.

№1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.