Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX в. - начала XX в.: историко-стилевой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор наук Артемова, Евгения Георгиевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 479
Оглавление диссертации доктор наук Артемова, Евгения Георгиевна
Введение
Глава 1. Церковное пение в Петербурге: история, теория,
практика
1.1. Петербургская традиция церковного пения и духовно-музыкальная культура рубежа XIX-XX веков
1.1.1. Развитие петербургской традиции богослужебного пения в
XVIII веке
1.1.2. Стилистические направления и деятельность Придворной певческой капеллы в XIX веке
1.1.3. Духовно-хоровая культура и образование в Петербурге на рубеже XIX-XX веков
1.1.4. Духовная музыка в Петербурге на рубеже XIX-XX веков: традиции
и новации
1.2. Научно-критическая мысль Петербурга о духовной музыке на рубеже XIX-XX веков
1.2.1. Публицистическая панорама Петербурга рубежа XIX-XX вв. в контексте духовно-музыкальной культуры
1.2.2. М. А. Лисицын - критик духовной музыки
1.2.3. Публицистическая деятельность Н. И. Компанейского
Глава 2. Духовно-музыкальное творчество петербургских
композиторов последней четверти XIX - начала XX века
2.1. Творчество композиторов 1880-90-х годов в русле деятельности
Придворной певческой капеллы
2.1.1. Духовная музыка М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова
2.1.2. Композиторские опыты преподавателей и регентов Придворной певческой капеллы: Е. С. Азеев, А. А. Копылов, А. К. Лядов
2.1.3. Г. Ф. Львовский - композитор духовной музыки
2.2. Духовно-музыкальное творчество А. А. Архангельского
2.3. Новые тенденции в духовно-музыкальной композиции на рубеже Х1Х-ХХ веков
2.3.1. Духовно-музыкальное творчество М. А. Лисицына
2.3.2. Н. И. Компанейский - композитор духовной музыки
2.3.3. Духовно-хоровая музыка С. В. Панченко
2.3.4. Духовно-музыкальная деятельность С. М. Ляпунова
2.3.5. Духовно-музыкальное творчество Г. Я. Извекова
2.3.6. Духовные сочинения Н. Н. Черепнина
Глава 3. Проблема стилеобразования в духовной музыке
петербургских композиторов рубежа Х1Х-ХХ веков
3.1. Канон и стиль как основополагающие категории духовно-музыкального творчества
3.2. Принципы стилеобразования духовно-музыкальных сочинений петербургских композиторов в прочтении жанра и формы
3.2.1. Жанр и форма богослужебных песнопений: традиция и интерпретация
3.2.2. Одночастные формы песнопений
3.2.3. Циклические формы богослужебной музыки
3.3. Принципы стилеобразования духовно-музыкальных композиций
в области звуковысотной и многоголосной организации
3.3.1. Классическая и модальная тональность: пути взаимодействия в авторском творчестве петербургских композиторов
3.3.2. Многоголосие: типы организации музыкального пространства в духовных песнопениях петербургских авторов
Заключение
Список литературы
ТОМ и ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Публицистические работы петербургских критиков
духовной музыки
Публицистические труды прот. М. А. Лисицына
Публицистические труды Н. И. Компанейского
Приложение Б. Нотография
Е. С. Азеев
А.А.Архангельский
М.А.Балакирев
Г. Я. Извеков, прот
Н. И. Компанейский
А. А. Копылов
М. А. Лисицын, прот
Г. Ф. Львовский
А. К. Лядов
А. М. Ляпунов
С. В. Панченко
Н. А. Римский-Корсаков
Н. Н. Черепнин
Приложение В. Нотные примеры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки2017 год, кандидат наук Стефанович Дмитрий Владимирович
Церковно-певческая культура провинциального города в ХХ столетии (на примере г. Ростова-на-Дону)2017 год, кандидат наук Сорокина Ульяна Владимировна
Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков: Специфика жанра и организация цикла2004 год, кандидат искусствоведения Ковалев, Андрей Борисович
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века: жанровая типология2018 год, кандидат наук Ковалев, Андрей Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX в. - начала XX в.: историко-стилевой аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение исполнительского, слушательского и музыковедческого интереса к русской духовной музыке дореволюционного периода, активно начавшееся в нашей стране в конце XX века, продолжается по сей день. Литургическая сущность этой музыки определяет постоянную востребованность ее в богослужебной практике, эстетическая ценность вызывает живой интерес исполнителей и слушателей на концертных площадках. Исследователю русская духовная музыка интересна многогранностью стилевой эволюции от древнерусских монодийных образцов до разнообразных авторских текстов XX века, а также оригинальностью языка музыкальных произведений, новизной форм.
Выбор хронологического периода последней четверти XIX - начала XX века, ограниченный исследованием петербургской духовной музыки, обоснован рядом факторов. Прежде всего, в церковно-певческой культуре этого времени духовно-музыкальная культура Петербурга наименее изучена. Рубеж столетий (1880-1918 годы) вошел в историю церковной музыки как период наивысшего расцвета авторского духовно-музыкального творчества, когда зрелые мастера и юные композиторы искали новых путей для возрождения древней православной традиции. Это явление получило название Нового направления в отечественной духовно-музыкальной культуре. Но обращение к нему исследователей до сих пор сосредотачивалось, главным образом, на изучении духовно-музыкальной культуры Москвы, что естественно, поскольку именно в это время, после длительного доминирования Петербургской капеллы как законодательного органа в развитии русской духовной музыки, идейный центр сместился в Москву, где начала набирать силу Синодальная школа церковного пения. Как известно, композиторы-синодалы в своей деятельности во многом опирались на древнерусскую культуру пения, возрождая забытые традиции русского Средневековья. И Москва действительно стала центром старой певческой традиции, воплощенной новейшими композиторскими средствами.
Выдвижение в отечественной церковной музыке Москвы, или уже -Синодального хора, невольно повлекло за собой ослабление влияния Петербурга, или - Петербургской придворной певческой капеллы. Но, несмотря на то, что к рубежу столетий Петербургская капелла утратила ведущие позиции, в духовно-музыкальной жизни Петербурга продолжали происходить интенсивные процессы: создавалась новая музыка, бурлила концертная жизнь, процветала разного рода организаторская деятельность, развивалась наука и критика, появлялись новые исследования. Тем не менее, научный интерес к духовно-музыкальной культуре Петербурга рассматриваемого в данной работе периода до сегодняшнего дня носил лишь фрагментарный характер: он был обращен к творчеству отдельных композиторов, работавших в русле Синодальной школы. Такой подход не может удовлетворить как потребностям современной музыкальной науки, стремящейся к наиболее полному выявлению роли того или иного исторического этапа музыкальной культуры, так и современной исполнительской практики, нуждающейся в пополнении известного репертуара достойными образцами духовной музыки. Все это определяет актуальность темы диссертации.
Основная проблема исследования - в необходимости системного рассмотрения петербургской православной духовно-музыкальной культуры последней четверти XIX - начала XX века. Системный подход заключается в целостном охвате всех ее сторон, таких как:
- деятельность и творчество петербургских композиторов духовной музыки исследуемой эпохи;
- общественные процессы в духовно-музыкальной культуре Петербурга пореформенного периода (регентское образование, духовно-хоровая жизнь);
- научно-критическая мысль об отечественном церковном пении и идейные предпосылки его развития в Петербурге в 1880-1918 гг.
Ключевой категорией, с помощью которой представляется возможным решение проблемы, является историко-стилевой аспект - сквозь призму его рассматриваются все стороны духовно-музыкальной культуры Петербурга
исследуемой эпохи. Этот аспект выбран потому, что именно в период рубежа XIX-XX веков, когда композиторами велись поиски национального стиля в духовной музыке, особенно остро стоял вопрос о том, каким должно быть новое духовно-музыкальное искусство, чтобы не противоречить «духу церковности» - этот вопрос неоднократно обсуждался на страницах прессы того времени1.
Поставленная проблема диктует, с одной стороны, необходимость выявить степень влияния общественных и научных процессов того времени на формирование стилистической самобытности петербургской духовной музыки, с другой стороны, исследовать стилевые особенности авторских сочинений в русле идейных тенденций того времени и различных традиций - канонической церковной и петербургской, связанной с историей Придворной певческой капеллы.
Объектом исследования является духовно-музыкальная культура Петербурга последней четверти XIX - начала XX века.
Предмет исследования - процесс стилеобразования в авторской духовной музыке петербургских композиторов рассматриваемого периода в контексте развития русской церковно-певческой традиции и научно-критической мысли того времени.
Цель настоящего исследования - реконструкция и анализ духовно-музыкальной культуры Петербурга последней четверти XIX - начала XX века в историко-стилевом аспекте.
Таким образом, цель и проблема данного исследования раскрываются в следующих задачах:
- провести исторически достоверную реконструкцию развития духовно-музыкальной культуры Петербурга последней четверти XIX - начала XX века в совокупности общественно-музыкальных, научно-критических и творческих процессов;
1 Крупная дискуссия по вопросам стиля и «духа» новой церковной музыки развернулась в «Московских ведомостях» в 1899-1901 гг., в ней приняли участие А. Т. Гречанинов, А. П. Григоров, свящ. Митрофан Афонский и другие. В дальнейшем вопросы стиля новой духовной музыки и соответствия его церковности также не раз поднимались в отдельных статьях на страницах журналов «Хоровое и регентское дело», «Музыка и пение».
- изучить основные направления научной и критической мысли о духовной музыке петербургских авторов в русле общих тенденций развития отечественного церковного пения;
- исследовать духовно-музыкальное творчество наиболее значимых петербургских композиторов указанного периода в контексте ведущих для того времени научно-эстетических и идеологических изысканий; провести всесторонний анализ их композиций на уровнях фактуры, многоголосной техники, процессов формообразования, гармонии, интонации, ритмики и т.д.;
- определить стилистическую самобытность творчества композиторов Петербурга, как на индивидуальном, так и на эпохальном уровне, в системе идейно-стилевой эволюции духовной музыки рассматриваемого периода и во взаимодействии с канонической традицией.
Основным материалом исследования явились:
- нотные издания духовно-музыкальных сочинений петербургских композиторов, опубликованные до 1917 года: М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Е. С. Азеева, А. А. Копылова, А. К. Лядова, М. А. Лисицына, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, Н. И. Компанейского, С. В. Панченко, С. М. Ляпунова, Н. Н. Черепнина, Г. Я. Извекова;
- русские периодические издания последней четверти XIX - начала XX века;
- документальные источники, связанные с творчеством петербургских композиторов духовной музыки: опубликованные и хранящиеся в архивах письма и документы.
Ограничение материала связано с обращением к духовно-музыкальному творчеству тех композиторов Петербурга последней четверти XIX - начала XX века, которые оставили наиболее заметный след в истории русской духовной музыки. Из большого числа петербургских авторов, сочинявших в тот период музыку на церковные тексты и напевы, внимание сосредоточено на тех, чье творчество занимало ведущие позиции в духовно-музыкальной культуре, и было отобрано
клиросной и концертной практикой. Фактологическая основа исследования ограничена необходимостью реализации основной цели работы.
Методы исследования, объединяющие документально-исторический, музыкально-теоретический и сравнительный анализ, опираются на историко-контекстный принцип. Это позволяет рассматривать все стороны духовно-музыкальной культуры Петербурга исследуемого периода в контексте исторических процессов и идейных устремлений времени. Методологическим ориентиром служат источниковедческий, исторический и теоретический подходы, принятые в отечественном музыкознании и характерные для трудов И. А. Гарднера, Е. М. Левашева, М. П. Рахмановой, Н. С. Гуляницкой, А. В. Лебедевой-Емелиной, С. Г. Зверевой, Н. Ю. Плотниковой, Т. А. Чудиновой, Т. А. Зайцевой и др.
Положения, выносимые на защиту
1. Русская духовно-музыкальная культура Петербурга последней четверти XIX - начала XX века представляет собой историко-культурный феномен, специфика которого определяется:
а) активизацией авторского духовно-музыкального творчества и церковно-хорового движения, ставшего частью общероссийского хорового движения;
б) органичным синтезом в композиторском творчестве приемов, отражающих современные идеи о развитии церковного пения, и особенности петербургской традиции, носителем которой являлось искусство Петербургской певческой капеллы;
в) осмыслением современниками своеобразия петербургской церковной музыки, которое нашло свое отражение на страницах музыкальной периодики и в научно-исторической литературе того времени.
2. Духовная музыка петербургских композиторов последней четверти XIX -начала XX века, представленная в опусах множества авторов, в целом отражает тенденции возникшего на рубеже веков Нового направления, с которыми связано формирование «русского стиля» в духовной музыке.
3. Стилистическая самобытность петербургского церковного пения последней четверти XIX - начала XX века во многом обусловлена влиянием петербургской традиции церковного пения, развивавшейся в русле профессионального искусства Певческой капеллы - оно на протяжении двух предшествовавших столетий регламентировалось государственными интересами и придворным этикетом, ориентированным на западноевропейскую культуру. Основные черты певческого искусства Капеллы - это высокое техническое совершенство исполнения, так называемый «пышный» (концертный) петербургский стиль, представленный в композиторских опусах особыми типами фактуры и изобразительными приемами, ориентация на западноевропейские нормы гармонии и формы.
4. Индивидуальный стиль духовно-музыкальных сочинений, развиваясь в рамках церковной традиции, представляет собой пример взаимодействия канонических принципов с уровнем развития музыкального искусства того времени. В индивидуальном авторском творчестве можно наблюдать дифференциацию стилистических признаков, определяющих оригинальность композиторского почерка и выявляющих общую динамику развития стиля петербургских композиторов - от сочинений М. А. Балакирева, Е. С. Азеева, А. А. Копылова, более тесно примыкающих к традиции Петербургской певческой капеллы, до опусов Н. И. Компанейского, С. В. Панченко, Н. Н. Черепнина, Г. Я. Извекова, наиболее ярко отражающих симбиоз петербургской традиции и идей Нового направления.
5. Научно-критическая мысль о церковной музыке на рубеже Х1Х-ХХ веков представлена в периодических изданиях рядом имен публицистов-петербуржцев -например, Н. Ф. Финдейзена, М. А. Гольтисона, Н. М. Ковина, Н. И. Привалова и др. Но ведущее место среди петербургских публицистов занимают крупнейшие идеологи Нового направления прот. М. А. Лисицын и Н. И. Компанейский - их критическое творчество охватывает все процессы в духовно-музыкальной жизни страны: композиторские, исполнительские, научные, социальные.
Степень изученности проблемы
Духовно-музыкальная культура Петербурга последней четверти XIX - начала XX веков до сих пор становилась предметом исследования ученых лишь фрагментарно, в контексте изучения русского церковного пения пореформенного времени и Серебряного века.
Среди авторов, предпринявших попытки осмыслить место духовных песнопений этого времени в истории русской музыки, а также свидетельствовать о развитии духовно-музыкальной жизни в Петербурге, были в первую очередь сами современники, нередко сочинявшие для церкви, - В. М. Металлов, С. В. Смоленский, А. В. Преображенский, Н. Ф. Финдейзен, М. А. Гольтисон, Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, П. К. Селиверстов, К. П. Нелидов и др. В их исследованиях содержатся первые опыты исторической систематизации русского богослужебного пения, а в публицистических работах - информация, как о духовной музыке той эпохи, так и о концертно-хоровой жизни Петербурга, о регентско-певческом образовании, освещается творчество отдельных петербургских композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, Е. С. Азеева, А. А. Копылова, А. К. Лядова, М. А. Лисицына, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, Н. И. Компанейского, С. В. Панченко и др.
Интерес к духовной музыке рубежа Х1Х-ХХ столетий практически не угасал на протяжении всего прошлого столетия даже в условиях цензуры советской власти, не приветствовавшей популяризацию церковного искусства. Правда, по политическим соображениям тогда на первый план было выдвинуто творчество не дореволюционных композиторов, а наше историческое прошлое - духовная музыка ХУП-ХУШ столетий. Отдельные ученые занимались изучением отечественного духовно-музыкального наследия и за рубежом. Плодом длительных исследований стал капитальный труд И. А. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви», над которым он работал много лет в эмиргации. Нашим соотечественникам этот труд стал известен на рубеже 1980-Х-1990-х годов, в последующие годы он выдержал множество переизданий.
Сведения о духовной музыке содержатся и в энциклопедических изданиях ХХ-ХХ1 веков, таких как Энциклопедический словарь. Брокгауза и Эфрона, выходивший в 1890-1907 годах, Музыкальная энциклопедия 1970-х- 1980-х годов, История русской музыки в 10 томах, издававшаяся с 1883 по 2004 г., Православная энциклопедия, выходящая с 2000 года.
С конца 1980-х годов появляются важные труды для осмысления духовно-музыкального наследия композиторов рубежа Х1Х-ХХ веков, среди которых преобладают исследования церковно-певческой культуры Москвы того времени, поскольку, как было отмечено, именно здесь образовался новый очаг духовно-музыкального творчества и появились выдающиеся образцы нового искусства. Сочинения корифеев московской школы - А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, Н. В. Никольского, С. В. Рахманинова - изучаются в трудах В. П. Морозана, Е. М. Левашева, М. П. Рахмановой, С. Г. Зверевой, Л. В. Малацай, Ю. А. Ефимовой, О. А. Урванцевой.
В последние десятилетия возникают важнейшие исторические труды по истории русской духовной музыки. Много ценных исторических источников об исследуемом периоде содержится практически в каждом томе фундаментального труда «Русская духовная музыка в материалах и документах» (составители М. П. Рахманова, А. А. Наумов, С. Г. Зверева): «Синодальный хор и училище церковного пения» (тома I и II, кн. 1 и 2) «Церковное пение пореформенной России. 1861-1918» (том III), «Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания» (том IV), «Александр Кастальский» (том V), «С. В. Смоленский и его корреспонденты» (том VI, кн. 1 и 2), «Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности» (том VII, кн. 1 и 2).
Значительные по важности материалы представляют исследования последних лет петербургских музыковедов, собранные в многотомном энциклопедическом словаре «Музыкальный Петербург» - это вышедшие в свет три книги, посвященные XVIII столетию, и две книги, посвященные XIX веку. Среди содержащихся в них материлов для нашего исследования особый интерес имеют статьи о духовно-
музыкальной жизни Петербурга И. Ф. Петровской и И. А. Чудиновой - в них раскрывается зарождение и разитие традиций хоровой музыки Придворной певческой капеллы. Статьи других авторов этого труда - Л. Н. Березовчук, Е. С. Ходорковской, Г. Н. Добровольской, А. Л. Порфирьевой о музыкальной культуре и концертной жизни Петербурга того времени - также важны для восстановления исторического контекста развития петербургской традиции.
Внимание музыковедов в последние десятилетия, прежде всего, было связано с духовно-музыкальным творчеством петербургских композиторов-классиков -Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева и их учеников - С. М. Ляпунова и Н. Н. Черепнина (например, исследования Т. А. Зайцевой, М. П. Рахмановой Н. Ю. Плотниковой, В. Р. Миллера, А. С. Ляпуновой, В. В. Шелохаева). Многостороннюю характеристику получили и другие сочинители духовной музыки XIX - начала XX столетий - петербуржцы Г. Я. Ломакин, Е. С. Азеев, С. В. Панченко, А. А. Архангельский, Г. Я. Извеков (например, исследования Ю. М. Рогачевой, Ю. С. Горяйнова, Н. Ю. Плотниковой, П. П. Милославского, прот. Сергия Голубцова и др.).
Особый вклад в исследование духовной музыки Х1Х-ХХ веков внесен Н. С. Гуляницкой, осуществившей фундаментальный теоретический анализ духовно-музыкальных опусов с акцентом на поэтике музыкальной композиции. Ее труды включают также замечания о стилистике некоторых опусов петербургских композиторов в аспекте взаимодействия авторского творчества с канонической традицией.
Кроме того, за последние двадцать лет изданы новые учебные пособия для семинарий, духовных академий или православных университетов, содержащие информацию о периоде Нового направления в контексте общей истории духовной музыки - это «История богослужебного пения» В. И. Мартынова, «Духовная музыка» Н. Г. Трубина, «Церковное пение» прот. А. Ширинкина, «История и теория богослужебного пения» А. Б. Ковалева.
Также необходимо упомянуть диссертационные исследования двух последних десятилетий, в которых изучаются разные стороны духовно-музыкальной культуры Х1Х-ХХ веков: это работы Н. Ю. Плотниковой (о гармонизациях древних роспевов в духовной музыке XIX - начала XX в.), А. Б. Ковалева (о жанровой специфике духовной музыки Х1Х-ХХ веков), И. А. Свиридовой (о русском духовном концерте), С. И. Хватовой (о преломлении православной певческой традиции на рубеже ХХ-ХХЗ веков), О. А. Урванцевой, Е. В. Поповой (о стилевом моделировании и жанровом своеобразии духовной музыки рубежа ХХ-ХХ1 столетий), Л. В. Малацай, Ю. А. Ефимовой (монографические исследования об А. В. Никольском), И. П. Овсянниковой (о психологических и временных аспектах в духовной музыке).
Достоверность результатов исследования обеспечена единством источниковедческого, исторического и теоретического подходов, применяемых для анализа процессов, происходивших в русской духовно-музыкальной культуре Петербурга последней четверти XIX - начала XX века. Результаты проведенных изысканий подтверждаются опорой на известные методы исследования, разрабатываемые в актуальном музыкознании, а также на богатый документальный материал, в том числе ранее не фигурировавший в отечественном музыковедении.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
1. Проведена наиболее полная на сегодняшний день историческая реконструкция духовно-музыкальной культуры Петербурга последней четверти XIX - начала XX века, системно охватывающая общественно-музыкальные, научно-критические и творческие процессы в историческом и теоретическом ракурсах.
2. Восполнен пробел в области научной мысли о развитии духовной музыки: изучены и систематизированы научно-критические и публицистические работы петербургских авторов того времени.
3. Исследовано и проанализировано духовно-музыкальное творчество наиболее видных петербургских композиторов последней четверти XIX - начала XX века: тех, чья деятельность связана непосредственно с Придворной певческой
капеллой в 1880-90-х годах - М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Е. С. Азеева, А. А. Копылова, А. К. Лядова; композиторов, чье творчество, развивавшееся в тесной связи с дирижерской деятельностью, стоит особняком в конце XIX - начале XX веков - Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского; авторов, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков заявили о себе наиболее смелыми музыкальными решениями в области духовно-музыкальной композиции - М. А. Лисицына, Н. И. Компанейского, С. В. Панченко, С. М. Ляпунова, Н. Н. Черепнина, Г. Я. Извекова.
4. Исследованы и сформулированы принципы стилеобразования в духовной музыке петербургских композиторов последней четверти XIX - начала XX века в контексте проблемы соотношения с канонической традицией и «московской школой», что позволило обобщить достижения Нового направления в истории русской музыки.
5. Рассмотрены жанрово-стилистические особенности сочинений и переложений петербургских композиторов последней четверти XIX - начала XX века с различных ракурсов: исторических традиций духовного пения в Петербурге, взаимодействия с церковно-певческим каноном и индивидуальных авторских достижений в музыкальной композиции. Это позволило составить наиболее полное научное представление о стиле духовно-музыкальных композиций.
6. Систематизированы дореволюционные нотные и публицистические источники, связанные с развитием духовной музыки Петербурга последней четверти XIX - начала XX века, (список указанных источников приведен в приложении).
Теоретическое значение. Вклад данной работы в науку состоит в расширении научного знания о русской духовной музыке рубежа XIX - XX веков. Комплексный подход к рассмотрению духовно-музыкальной культуры Петербурга той эпохи восстанавливает целостную картину, включившую социально-образовательный, научно-критический и сочинительский ракурсы. Кроме того, принципиально новым является научный взгляд через историко-стилевой аспект, позволивший органично
соединить тщательное изучение и систематизацию исторических фактов с теоретическими проблемами духовной музыки того времени.
Практическое значение. Материалы диссертации могут быть востребованы в научных исследованиях об истории отечественной музыки, российскими исполнителями и регентами, обращающимися к творчеству петербургских композиторов духовной музыки, также они могут использоваться в курсах истории и теории русской музыки в специализированных учебных заведениях - лицеях, семинариях, колледжах и вузах.
Апробация результатов исследования
Полученные автором результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета. Материалы работы применяются автором в курсе «История русской музыки» в Московском городском педагогическом университете. Основные положения исследования были изложены на международных научных конференциях: «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2006, 2007, 2008, 2014 гг.), «Музыка и этика» (Московский городской педагогический университет, 2008), «Музыкальная наука на постсоветском пространстве» (Российская академия музыки им. Гнесиных, 2010), «Духовно-нравственное воспитание молодежи средствами искусства» (Московский городской педагогический университет, 2012), «Рождественские чтения» (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2014), «Православная история и традиционная культура» (Ивановка, музей-усадьба С.В.Рахманинова, 2014). Материалы диссертации опубликованы в пятнадцати публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ, в авторской монографии «Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIX-XX веков», а также в девяти статьях, изданных на русском языке в различных рецензируемых сборниках.
Структура работы. Диссертация имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, библиографический список, а также приложения в отдельном томе, содержащие список публицистических работ ведущих петербургских авторов - М. А. Лисицына и Н. И. Компанейского, - рубрикация которого дана по изданиям (Приложение А), нотографию, сформированную по алфавитному принципу (Приложение Б), и нотное приложение, включившее иллюстративный материал к тексту диссертации (Приложение В).
Первая глава посвящена обзору духовно-музыкальной культуры Петербурга последней четверти XIX - начала XX века в контексте исторических влияний Придворной певческой капеллы и Нового направления духовной музыки рубежа Х1Х-ХХ веков. Отдельное внимание уделено вопросам образования, хорового движения, критической и исследовательской мысли в области духовного пения, проанализированы периодические петербургские издания дореволюционного времени и публицистическая деятельность петербургских критиков, среди которых первое место занимают М. А. Лисицын и Н. И. Компанейский.
Вторая глава содержит историко-аналитический обзор духовной музыки тринадцати ведущих петербургских авторов исследуемого периода. Биографический принцип, примененный в этой главе, позволяет, с одной стороны, подробно осветить духовное творчество каждого композитора в контексте его жизни и музыкальной деятельности, с другой, проследить те общие черты в стилистике музыкальной композиции, которые проявляются в сочинениях авторов одной эпохи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления: конец XIX - начало XX вв.2017 год, кандидат наук Капитонова, Жамиля Газизьяновна
Традиции древнерусского певческого искусства в творчестве современных композиторов: Произведения для хора a cappella2005 год, кандидат искусствоведения Бровина, Ирина Валентиновна
Наследие В.Ф. Комарова в контексте русской духовно-музыкальной культуры второй половины XIX века2017 год, кандидат наук Рыбакова, Надежда Эдуардовна
«Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление»2018 год, доктор наук Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Петербургская ветвь в Новом направлении, Н.И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко2003 год, кандидат искусствоведения Артёмова, Евгения Георгиевна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Артемова, Евгения Георгиевна, 2015 год
и - я.
Ъ У
г гТгг Ш
Г мггг
вне-гда р (Все)"
по - мя - ну ~р
ш нам Си - о - ка.
Ал - ли-лу -
ТГ
J и ^
р
Г г
г < «■" г
I
На вербиих посредее-го о-бе Р ~
си - хом ор - га Р
ны на - ша.
и и -в-
£
ы
г ^ г г г г г
На вербиих посреде е - го о - бе Р -
си - хом ор - га - - иы на - ша. Р
I
Умеренно РР
Свыше пророцы
М.А.Балакирев
5У * Г Г Г
I
Свы- ше про;
Я;. 1 I %
ро- цы
Тя прея-
воч- вес-
та» ша, От-
ро- ко-
1§|
Свы- иге про-
ро- цы
Тя нред-
воз- всс-
ти- ша. От-
ро- к«^
ш
Свы- ше про-
тт=г=п
ро- цы яс
Та пред-
воз- вес-
ти- ша, От-
ро- ко-
ш
?
цг. Стам- ну,
жезя. скри-
жаль. ки-
свеш- ник, трЗ'
вот.
це. Стам- ну.
жезл, скри-
жаль, ки-
свеш- ник, тра
це. Стам- ну.
жехч, скрм-
свеш- пик, тра-
Ыее^эе^
Херувимская песнь
М. А. Балакирев
Медленна
-X—¡м— -¡Н Л /з J 1
У Ер И . же хе.ру . ^р г ви . мы, г— и . же г г г хе . ру . ви . -г— мы.
1г г
(¿К Л Л 1—1— I«!- ^ < рЬ- р!-¡Ьп
—р р Г-Р- и. же хе . ру _ т— Г ви . мы, Е V г хе.ру.ви . т т—?— -г— мы -р—г- тай . но
1 Л 1 Л ; =д= Лр Г Г г"
| ^ ^ ^ 1 л л -1 |Я 1 1 РР -1.
об - ра -ц-У '¿1................................«г-р..... зу - Ю - У ще, об . ра . зу . Ю - -г- ще.
«1- Л 2 ^ Л Л |=| J■
? Г г р р И Жи. во.тво к^й г . ря . щей —^-р,—^- Тро _ и _ це I я * я -г—И—Г-(•— Три.свя.ту . ю —г- песиъ.
- * Я- 1 Г г 1 ^ Л *1 J
2*. р 7
J .1
Щ .1 ^
^ Р Г
т/
Л-
Ж
РР
Т1
те,
песнь при . пе .
ва - ю - ще,
при.пе.ва . ю .
Тро . и. це
Овете Тихий
9
Муз. Е. Азеева
Ти. хий свя
Г
Свс . те
А
ТЫ
ШШеШ.
я
а
ела
вы
Без
4
I----------
<1-
смерт .на.го От.
Р
та. го, Бла
ца,
Не
бес . на.го, Свя_
жен . на .
=МЕ£
ЗЕЕЗЕ
1-г
й
т
ш
зде
го, И . и .
-А-А-А-
СУ
се Хрис.
те! При
J_
шед. ше на
А А А
—ш.... __... „р.
за
пад
■/Т1 А
-кг у ж
Р
Ш^к
ё
ш
соли
АТ^А
—¡аь_~_
на, I.
ви . дев . ше
.Л.
свет
ве .
п_А
чер
4'
г~т—г
а
Э1
НИИ, ПО
л
ем
От .
ца,
Сы . на и Свя
А А) * ^
та
А.
го
р
Херувимская
р
Е. Азесв
ruarti
=Г
Wт
^ же 1 á_
т=
Хе ру
•в-
и
ви
*
4 J J
tf
a lempo П J л
S- мы sx таи Г3 ^ Л li l" Iñ f/ J J r w--- ^ F
Itr-="'- Í^Xfr [ —Э" ---
ri»7i i-ii ¡T-4 1
ю rJ -Je»— ще, íter ■iCi r i об Л » r l^JJ pa m S - зу Pl »
/meo rttard
"Под Твою
Шьё--Е
<0 «ш • тел, ргшл Га© » Ю «» - 1
П. ^ , п Л Л
ГфХ ♦ &
J 1
к
фщфщ-^ф
га • с*. />Ь • г»
I» - дм
Де - к»
«О • ЛС - НИ
л i и
им
- * ШЙ *
иг ♦ яре
р *
№ 4 „Слава Отцу и Сыну"
Не очень скор«
т
л Б.
зЫ=
Замедляя
} 1 я
I1 ШЛ/
ва_ ки веи<ов,а_ Цинь.
Прежний темп
т=т=т
ны_ не и
г г р Р
при- СНО и во
л
ГТ
Е_ ди_ но,
И
Т=Р
рс«_ ный
¡УУШ
1 МП
I
Ши
../■I 1 I
Г=РТ
Сы_ ив и /1
■■■ >
1—1
Слои 80 1
¿а
>0_ЖИЙ.бвЗ_
пг
смер«. ген
-8Р
(сый, и из_|
1 'Л Л
пгг
во_ ли_ выи сла_
1 *
Г' г Г < Г г 1|> £ р Г- ^^
Постепенно усиливая
& Н .......Ц'..... ¿]' Г.........г ИМИ м у •V и у.......
^ г ММ _ ЛОЖ- но во. чв_ ло_ 1 1 г^ъ 1 р р ее - чи_ вый. ,и.........^ <1> 1 1 СЯ, рас. и ^ 1......................1 - ГШЫЙ-СЯ , 1 1 г Г г жо, Хри-Сте .} \ Г"8
гг*Н-Ьп т)—^-1-1 т1~— Г"! '"Г.........—1......."1
Сй^с- Бо- же, 1 / 1 смер_ти _ ю 1 ¿р т=г= смерть по. т р пра- Г 1 ВЫЙ, е- I1 I1 )'- дин сый Свя- у || 1»
"Г Г Ч—1 г г Т Г........ Ч-1-1-
Замедляя
Прежний темп
Хк—к , 1
Г V V цы, спроислав.
к
ым
Хвалите Господа с небес
А. Копылов
р Не очень медленно
II
Т2
Бар. Бас
Хва - ли - те, хва - ли - те Гос - по - да с не - бес,
А
Л Л .1 А> л л
хва
г г 'г ?ЕгЕЕ!Е
А А Л
А 1 '
Р' "г *г
¥
ли - те, хва - ли - те Гос - по - да с не - бес,
хва
^ II I;! [! 1|* И ^ Ц] > г 1г 'Г
хва - ли - те, хва
и
✓ Л
хва - ли - те - Е - го,
□У
—р= ли
хва
хва - ли - те Е
А
те Е - го,
ли го
те Е
го
в выш
«■И-1 Л 1.1
"г г 'т г г 'г г г г
ли
те Е - го.
хва - ли
те Е - го
16 ✓ Л
Ш
в выш
них. них.
Ал
ли - лу
ал
А_А
ли
Г Г 'Г
?=
в выш
с/ них.
¿и
„и! 1 1 А А.*
лу - я,
ал
ли - лу
,,) ,1 X Г Г Г 1с.
=4== г Г Г г
Херувимская песнь № 3
Медленно .]= 56
Муз. А. Копылова Замедляя.
ру- ей- мы тай- но, тай- но,тай-но об-ра- эу- ю-
ш
т
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.