Валерий Кикта: художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Цуканова, Марина Вениаминовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 291
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цуканова, Марина Вениаминовна
Введение.
Часть I
Глава 1. Художественный мир композитора
1.1. Духовная проблематика как воплощение традиции хорового пения.
1.2. Историческое и художественное время и пространство.
1.3. Сакральные символы и роль программности в творчестве композитора
1.4. Роль хора в системе жанров и становление духовной тематики.
1.5. Микстовые формы: хоровые архетипы в различных сочинениях.
1.6. Диахрония и синхрония не-хоровых и хоровых сочинений.
Глава 2. Панорама хоровых произведений
2.1. Некоторые особенности поэтики: лирические и другие хоровые жанры как истоки духовных сочинений
2.2. Тема памяти и роль жанра поминовения.
2.3. Светские и церковные вербальные источники: индивидуально-авторское воплощение текстов
2.4. Духовно-художественная роль A.C. Пушкина в творчестве композитора
2.5. Тематика хоровых сочинений и ее претворение в основных духовных жанрах
2.6. Художественно-творческое сознание как сознание духовное: время и пространство
Часть II
Глава 3. Малые жанровые формы.
3.1. Классификация малых жанровых форм.
3.2. «Не ридай Мене, Мати, возуракшц во rpoöi».
3.3. Псалмы.
3.3.1. «Покаянный псалм святителя Дмитрия Ростовского».
3.3.2. «Псальма гетьмана 1вана Мазепи».
3.4. Религиозная лирика.
3.4.1. «Молитва во имя Любви».
3.4.2. «Благослови, Господь, Россию».
3.5. «Чудотворная молитва Серафима Саровского».
3.6. «Милосердия! Господи! Ты милосерд!».
Глава 4. Большие жанровые формы
4.1. Классификация больших жанровых форм.
4.2. «Хоровые рождественские фрески».
4.3. «Пасхальные распевы Древней Руси».
4.4. Концерт «Минають дш, минають ночЬ>.
Глава 5. Валерий Кикта и Виктор Попов: поэтика хоровых жанров и их интерпретация
5.1. Традиции школы A.B. Свешникова в Московском хоровом училище.
5.2. Художественно-творческое сознание: композитор и дирижер.
5.3. Юбилейные вехи: феномены духовного творчества.
5.4. Живой творческий опыт.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Духовно-музыкальные сочинения Николая Сидельникова 1980-х – начала 1990-х годов2024 год, кандидат наук Хорошавина Виталия Борисовна
«Преломление духовных традиций в музыкальном искусстве Америки и России 1960-х–1980-х годов (на материале творчества Л. Бернстайна и Р. Щедрина)»2020 год, кандидат наук Панкова Алёна Игоревна
Хоровая музыка Валерия Калистратова: к проблеме "фольклор и композитор сегодня"2014 год, кандидат наук Тихонова, Юлия Валериевна
Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы2006 год, кандидат искусствоведения Карпов, Павел Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Валерий Кикта: художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра»
Для судьбы России в целом, и в том числе для ее культуры, важнейшей вехой является 1988 год - год тысячелетия Крещения Руси. С этой символической даты начинается активное возрождение духовно-музыкального искусства. В творчестве композиторов - В. Агафонникова, Ю. Буцко, Э. Денисова, Г. Дмитриева, В. Кикты, А. Киселева, Р. Леденёва, В. Рубина, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Ульянича и многих других - не тайно, а явно стали появляться сочинения, связанные с сакральной тематикой. С одной стороны, - это новая каноническая музыка на богослужебные тексты, с другой, - светские, концертные произведения на религиозные темы.
Валерий Григорьевич Кикта - композитор, голос которого твердо и ясно прозвучал в этой «симфонии мира». Творчество В. Кикты — образец живого художественного «созерцания», привлекающее слушателя и исследователя неподдельной искренностью, теплотой, одухотворенностью. Творения композитора — яркая национальная картина (русско-украинская, российская), - которая рождается из исторических, фольклорных, литературных прообразов и первоисточников.
Автор создает произведения самых разнообразных жанров, как-то: тринадцать балетов (в том числе, «Фрески Святой Софии Киевской», «Владимир Креститель», «Откровения»); опусы кантатно-ораториального жанра, концерты для хора и малые хоровые формы; сочинения для оркестра («Фрески св. Софии Киевской», «Владимир-Креститель»); концерты для солистов с оркестром (для фортепиано, 13-ти труб, тубы, гобоя, арфы, флейт); ансамбли для различных инструментов (фортепиано, органа, арфы и других солирующих инструментов); вокальные циклы, песни для детей, юношества и другие произведения.
Ведущее место в творчестве В. Кикты занимают хоровые произведения, которые составляют весьма значительную часть его каталога; они посвящены различной тематике и написаны для всевозможных исполнительских составов. Это оратории и кантаты, ораториальная летопись и действо, циклы и ансамбли, гимны и баллады, молитвы и песнопения, хоровые концерты, поминовения, кант, былина, хоральная прелюдия, прелюдия и фуга, а также хоры на народные и поэтические тексты.
Во множестве хоровых сочинений - на исторические, эпические, философские, лирические и фольклорные темы, - особое место занимают произведения духовной тематики. С одной стороны, - это новая каноническая музыка на богослуэюебные тексты, с другой, - светские, концертные произведения на поэтические темы. Представляется, что в последние десятилетия для В. Кик-ты эта область творчества и духовного «делания» является наиболее значимой и сокровенной.
Художественное осмысление духовных сочинений - процесс сложный и ответственный, требующий от исследователя особого внимания, процесс, требующий погружения в художественное сознание1, и следовательно, побуждающий к многостороннему эстетическому и логическому рассмотрению.
Основная проблема — исследовать «художественный потенциал»*" музыкального произведения, его эстетические, идейно-образные черты, воплощенные в формо-содержании, поэтических средствах композиции. Объектом исследования является творчество В.Г. Кикты. Предмет исследования - индивидуальный авторский стиль в контексте «стиля времени».
В исследовании решаются следующие задачи:
• тематика произведений - её историчность и актуальность, значимость и эмоциональность, мотивированность и оправданность;
• жанровая панорама творчества композитора, связь хорового и нехорового творчества, типы произведений в зависимости от дифференциации художественных приемов;
• поэтика художественного стиля - комплекс выразительных средств, привлекаемых для воплощения художественной задачи.
1 Термин С.С. Аверинцева.
2 Термин А.Ф.Лосева. См.: Проблема художественного стиля. Киев, 1994. С. 219.
В круг субпроблем входят также вопросы, связанные с хоровым исполнительством, вернее, творческим содружеством композитора и дирижера.
Музыкальный материал диссертации:
Крупные формы: «Божественна .Штурпя святого Иоана Золотоустого», 1994; «Хоровые рождественские фрески» (слова народные и канонические) для смешанного хора, баса и ударных, 1995; «Пасхальные распевы Древней Руси» для мужского хора (слова канонические), 1997; оратория «Свет молчаливых звезд» в четырех частях для сопрано, тенора, смешанного хора и ансамбля арф на слова современных итальянских поэтов и В. Кикты, 1999; «Минають дш, минають ночЪ> - концерт для хора на слова Т. Шевченко, 2006.
Малые формы: «Великопостная молитва» - хоровая поэма («Отцы пустынники и жены непорочны.» - молитва преподобного Ефрема Сирина в поэтическом «прочтении» А. Пушкина), 1996; «Не ридай Мене, Мати, возураюиц во rpo6i» (слова девятого ирмоса Канона Великой Субботы), 1989; «Христос-Спаситель, помоги», молитва (стихи великой княжны Ольги Романовой), 1990; «Ночь роняет звезды» (слова В. Татаринова), 1993; «Песнь Пресвятой Богородице» (слова канонические), 1997; «Покаянный псалм св. Дмитрия Ростовского», 1997; два хора на стихи Владимира Лазарева: «Молитва во имя Любви», «Благослови, Господь, Россию», 1997-2001; «Чудотворная молитва Серафима Саровского», 2001; «Милосердия! Господи! Ты милосерд!» (слова Н.В. Гоголя), 2003; «Акафист Сергию Радонежскому» (слова В. Кикты), 2008. Etc.
Хоровое духовное творчество В.Г. Кикты, относящееся к Новейшему направлению сакральной музыки конца XX - начала XXI века, будет рассматриваться в соответствии со «стилем времени» и методологией его анализа.
Методология — это сочетание музыковедческих и общегуманитарных подходов, а именно:
• герменевтического, системного, структурного, семиотического, не исключающих сравнительно-исторического и компаративного;
• анализ музыкальных произведений ориентирован на методические приемы, сложившиеся в исторической и теоретической поэтике;
• существенным является также авторское слово, т.е. «слово композитора». Современное состояние российской духовной музыки, а также музыковедения, позволяют разрабатывать и исследовать эту важнейшую проблематику нашей музыкальной культуры.
Каково состояние музыковедческого научного знання в области современной духовной музыки? В последние десятилетия появились труды, посвященные этому важному пласту музыкальной культуры. К ним относятся работы М.П. Рахмановой, В.В. Медушевского, Н.С. Гуляницкой, В.И. Мартынова, Ю.И. Паисова, и др. Симптоматичным явлением нашего времени стали научно-практические конференции, посвященные духовной музыке и публикация их материалов; отметим в частности, сборники трудов Московской государственной консерватории, Российской академии музыки и других российских вузов. Среди авторов статей и докладов - иеромонах Лазарь (Гнатив), М.И. Катунян, Е.А. Николаева, [А.Т. Тевосян] и другие.
Одним из первых систематизирующих трудов в исследовании русской духовной музыки XX века стал труд Н.С. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» (М., 2002). Следующим изысканием автора, продолжившим, в частности, рассмотрение этой проблематики стала монография «Русская музыка: становление тональной системы (XI — XX вв.)». Оба исследования достаточно широко охватывают панораму событий, содержат глубокие и тонкие стилистические «портреты» многих композиторов и отдельных произведений. Вместе с тем, что важно, автор предлагает к дальнейшему рассмотрению целый ряд проблем и гипотез, которые направляют на путь разработки классификации духовных сочинений, изучения авторских художественных стилей, и др. Среди литературы, включающей данную проблематику, можно также назвать ряд коллективных монографий и сборников под редакцией Ю.И. Паисова3, Т.Н. Левой4, Т.И. Науменко5 и М.И. Катунян6.
Особое место занимают высказывания митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), не только автора монографий и статей по богословской тематике, но и профессионального композитора («Божественная Литургия», «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Песнь восхождения» - 2006-2008 гг.)7.
Среди специальной литературы о творчестве В.Г. Кикты отметим исследования Е.А. Николаевой, в том числе, первую монографию «Валерий Кикта: о
Звуки времени» . Книга содержит значительный материал, касающийся жизненного и творческого пути, а также стиля и стилистики произведений. Эти работы содержат значительный исследовательский материал, касающийся жизненного пути, жанровой картины творчества и стиля композитора.
Специальное внимание уделено отдельным жанрам и сочинениям, — таким, как балет, произведения для арфы и органа (Ю. Евграфовым, Н. Шамее-вой, А. Паршиным и др.)
Отдавая должное исследованиям Е. Николаевой и других авторов, отметим, что мало изученными остаются хоровые жанры и, в частности, такая существенная их область, как хоровая духовная музыка. Важно выявить роль сакрального хорового мышления в системе авторского стиля и стиля времени. Разработкой этой проблематики определяется актуальность настоящей работы.
Какова поэтика, музыкальная композиция В. Кикты? Отходит ли автор от традиционных принципов или он «обременен» несением многовековой тради
3 Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей и исследований / Сост. Ю.И. Паисов. Выпуск 1 и 2. М., 1999 и 2004.
4 История отечественной музыки второй половины XX века / Отв. редактор Т.Н. Левая. СПб., 2005.
5 Международная научная конференция // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 2007; Исследования молодых музыковедов: Сб. тр. По материалам конф. 29 апр. 2008 / РАМ им. Гнесиных. М., 2008.
6 Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: материалы научной конференции / Ред.-сост. М. Катунян. М., 2004.
7 Иларион (Алфеев), Митрополит. Персональный сайт// http://bishop.hilarion.orthodoxia.org.
8 Николаева Е. Валерий Кикта: Звуки времени. М., 2006. ции? Является ли его художественная манера, естественная и «неброская», подлинным и глубоким проявлением современного эстетического сознания?
В качестве рабочей гипотезы выскажем следующее. Музыка Кикты представляет не только «новое сакральное пространство», но и - шире, новый российский менталитет, охватывающий и синтезирующий историю и религию, классическую музыкальную традицию и фольклорную интонацию. Для В.Г. Кикты - в его духовно-музыкальных произведениях — свойственно сочетание канона и стиля в условиях многоуровневой образной системы. Яркое восприятие окружающего мира, глубинный интерес к историческим, художественным и поэтическим «предметам» преобразуется у композитора в слышание «утонченных движений духа».
Концепция работы отражена в ее структуре, которая предполагает: во-первых, движение от общего к частному, от содержательных моделей и жанровой панорамы творчества к «идиолекту» музыкального языка, воплощенному в хоровых произведениях; во-вторых, характеристику различных «жанровых форм» - от малых (на канонические и поэтические тексты) до крупных (например, хоровой цикл «Пасхальные распевы Древней Руси»).
Концепционность структуры «скрыта» в особой группировке текстов — в ориентации на понятия «художественное время» и «индивидуально-творческое художественное сознание»9. Д.С. Лихачев писал: «Время отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей. Историческое понимание действительности проникает во все формы и звенья художественного творчества»10. Действительно, выявление исторической преемственности жанров и стилистики произведений особенно важно в изучении духовных сочинений. Существенно типологическое сравнение смены их типов и самого содержания поэтики. В музыке, как и в литературе, «осознание многообразия форм движе
9Аверинцев С.С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: Сб. статей. М., 1994. С. 3-38.
10 Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 209. ния» пронизывает музыкальные замыслы и их художественное претворение. В произведениях В. Кикты проявляется объективное и субъективное восприятие времени, что отражается как в жанрах, так и в самой музыкальной ткани произведений.
Распределяя произведения композитора в ориентации на временной круг (в его различных «ипостасях»), мы пытаемся связать «вечное», «вневременное» и авторский модус восприятия и толкования. «Центральным "персонажем" литературного процесса стало не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель, - пишет С.С. Аверинцев, — центральной категорией поэтики - не стиль или жанр, а автор»1
Важно и необходимо выяснить, как в творчестве композитора соподчинены стиль и жанр, как главные категории поэтики связаны с индивидуально-творческим проявлением его художественного credo.
Аверинцев С.С. и др., С. 3-38.
Часть I
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм": конец XX - начало XXI вв.2011 год, кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна
Хоровое творчество Романа Леденева: 1990-е - 2000-е годы2013 год, кандидат искусствоведения Хроменко, Татьяна Евгеньевна
Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века: жанровая типология2018 год, кандидат наук Ковалев, Андрей Борисович
Книга Псалтирь и её отражение в творчестве композиторов XX века2015 год, кандидат наук Лозовская, Наталия Вячеславовна
Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля2013 год, доктор искусствоведения Синельникова, Ольга Владимировна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.