Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат наук Бердникова Мария Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат наук Бердникова Мария Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЛИФОНИЧЕСКОМ РОМАНЕ
§1. Теория жанра М.М. Бахтина и полифонический роман: литературная
традиция, инвариант, романный хронотоп
§2. Концепция «романа-трагедии» В.И. Иванова и теория полифонического
романа М.М. Бахтина
§3. Теория полифонического романа М.М. Бахтина: pro et contra
§4. Концепции художественного пространства
в литературном произведении
§5. Современные исследования по проблеме художественного пространства в полифоническом романе Достоевского. Проблема целостности романов «великого пятикнижия»
Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИФОНИЧЕСКОГО РОМАНА «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
§1. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в сопоставлении
с романом «Бесы»: особенности поэтики
§2. Пространство героев-наставников
в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
§3. «Одновременность сосуществования» событий в вечности в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ
В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
§1. Мотив хамства
§2. Мотив сторожа
§3. Мотив гордости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Типология и функционирование номинаций персонажей в полифоническом повествовании: На материале романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2003 год, кандидат филологических наук Маринина, Ирина Анатольевна
Жанровый генезис романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": традиции комедии, водевиля и фельетона2010 год, кандидат филологических наук Солянкина, Ольга Николаевна
Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-1870-х годов2007 год, кандидат филологических наук Сморжко, Светлана Николаевна
Проблема духовного возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2006 год, кандидат филологических наук Чжан Бяньгэ
О природе полифонии в романах Ф. М. Достоевского: Структура диалогического и сюжетного события2000 год, кандидат филологических наук Казаков, Алексей Аширович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)»
ВВЕДЕНИЕ
Жанровая специфика художественного пространства романа на сегодняшний день остается нерешенной теоеретико-литературной проблемой. Учитывая стадиальность развития культуры и литературы, отметим, что данная категория длительное время не отделялась от проблемы художественного времени, а также рассматривалось в связи с проблемой мотива или сюжета, особенностями субъектной структуры организации художественного текста (прежде всего, работы А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, Ю.М. Лотмана). Художественное пространство романа как неканонического жанра в отношении его жанровой специфики становилось предметом изучения еще реже.
Новую главу в изучении жанра открыл М.М. Бахтин, разработавший трехаспектную структуру жанра на материале романа как неканоническом, еще не застывшем жанре. При этом важно подчеркнуть, что понимание жанра у Бахтина связано как с исторической поэтикой (ученый апеллирует к «памяти жанра»), так и с теоретической (разработанная инвариантная модель жанра). В работе «Формы времени и хронотопа в романе» ученый выделяет сюжетообразующую, изобразительную роль хронотопа, который в преломлении рассмотренных «доминантных» хронотопов носит жанрово-типический характер, то есть разделяет жанр романа на определенные разновидности. Вместе с тем в работе «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин пишет о романе Достоевского как о «полифоническом», принципиально новом типе романе для европейской поэтики. В связи с этим возникает закономерный исследовательский вопрос: будет жанрово-типический характер хронотопа определять специфику собственно «полифонического» романа Достоевского? Следует оговориться: в исследовании мы апеллируем к понятию «художественное пространство»; разделение пространственно-временного континуума на художественное пространство и художественное время представляется методологически обоснованным, что
показывают работы структурно-семиотической школы, в частности, Ю.М. Лотмана, который для наглядного моделирования типа культуры и типа произведений использует в качестве отдельного терминологического понятия именно «художественное пространство», а также положения самого М.М. Бахтина, полагавшего, что Достоевский «видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени»1. Учитывая важность категории времени в полифоническом романе, в работе мы также будем обращаться к понятию хронотоп, но в меньшей степени.
На наш взгляд, проблема изучения полифонического романа как разновидности романа во многом пересекается с проблемой изучения метаромана. Так, описывая устойчивость структуры метаромана, В.Б. Озкан отмечает: метароман «не является феноменом того же порядка, что исторический, готический, греческий, рыцарский, плутовской роман и т. д., хотя и по отношению к этим типам романа можно говорить о существовании устойчивых элементов структуры. <...> Дело в том, что он вообще лежит в иной плоскости. Метароман не является романным поджанром, [здесь и далее курсив В.Б. Озкан -прим. М.Б.] как названные типы романной структуры; это параллельный феномен. Метарефлексия может присутствовать в том же рыцарском, историческом, плутовском романе и преломлять текст таким образом, что произведение станет прежде всего метароманом, "романом о романе", пародийной (в тыняновском смысле), критической формой, и только во вторую очередь - рыцарским, историческим, плутовским романом»2. Точно так же «полифонический роман» не относится к особому поджанру романа, поскольку может сосуществовать с другими его поджанрами, а также с такими «параллельными феноменами», как метароман. Следовательно, «полифонический роман» существует на как отдельный жанр, но как особая мировоззренческая, стилевая и эстетическая модификация неканонического жанра романа.
1Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин. М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М., 2002. С. 36.
2 Озкан В.Б. Метароман как проблема исторической поэтики : дис. ... д-ра фил. наук. М., 2013. С. 7.
С учетом приведенных нами замечаний, исследовательские вопросы скорректированы следующим образом: будет ли жанрово-типическая характеристика художественного пространства определять специфику такой модификации романа, как «полифонический» роман Достоевского? А также в чем заключается особая природа художественного пространства «полифонического» романа?
Для ответа на данные вопросы мы обращаемся к творчеству Достоевского, изучение романистики которого на сегодняшний день остается актуальным. Сложность и многоуровневость мира произведений обусловили появление различных концепций, изучающих жанр романа у Достоевского3.
Работы М.М. Бахтина по исследованию романов Достоевского открыли новую главу в достоевистике. Вместе с тем, с новыми литературоведческими открытиями ученого пришли и новые методологические вопросы: так, из проблемы соотнесения полифонической природы романов Достоевского и художественного пространства выходит необходимость подробного рассмотрения дискуссионного вопроса о теории полифонического романа Бахтина, которая сегодня имеет как сторонников, так и противников. При этом значительное место в формировании концепции «полифонического романа» Бахтина принадлежит работам Вяч. Иванова, в частности, его статьям «Достоевский и роман-трагедия», «О сущности трагедии». Обращение к трагедии на уровне жанрового определения романа направляет нас к вопросу об определении жанра Достоевского как романа-трагедии и подробном сопоставлении работ М.М. Бахтина и Вяч. Иванова.
Отметим, что единого взгляда на жанровую специфику произведений Достоевского не было ни в XIX, ни в XX веке. Так, одним из первых подошел к данной проблеме В.В. Розанов, писавший о наличии центра в романе писателя («Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых»). Д. Мережковский
3 Н.Д. Тамарченко выделят четыре авторитетные концепции: «роман-трагедия» (Вяч. Иванов), «авантюрно-философский» роман (Л.П. Гроссман), «идеологический» роман (Б.М. Энгельгардт), «полифонический» роман (М.М. Бахтин). См.: Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. С. 17.
и Вяч. Иванов, по мысли Н.Д. Тамарченко, оказали влияние и на создание теории романа Бахтина. Мережковский показал близость жанра романа и трагедии, отметив второстепенность повествовательной части и важность диалога. Вместе с тем, в соответствии с принципом классической трагедии, Достоевский, по Мережковскому, подчинялся «закону "трех единств" - времени, места и действия» 4. Примером-иллюстрацией трех единств выступает сцена покаяния Раскольникова на площади, к этой «последней» точке романа, по Мережковскому, все стягивается, «к этому трагическому "падению" - катастрофе - все стремится»5. И Розанов, и Мережковский, как считает Н.Д. Тамарченко, сближали
героев Достоевского с самими автором, преимущественно это касается
6
«персонажа-дьявола» .
Примечательно, что схожую позицию относительно творчества писателя высказывал и Л. Шестов . Философ полагал, что у Достоевского лучше получились те главы, где скрыты порок или зло, поскольку Достоевский выдвигал в «защиту такие аргументы, о которых оно и мечтать никогда не смело»8, а главы романа «Братья Карамазовы» «с проповедью добра», по мнению Шестова, получались у писателя слабо. Философ полагал, что Достоевский «умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только он делал попытку изобразить человека, нашедшего, упокоившегося, понявшего, - он сразу впадал в обидную банальность» 9 . На наш взгляд, это положение Шестова отчасти соотносится с утверждением М.М. Бахтина о незавершимости любого человека; если же конкретизировать это положение до специфики романа как жанра, то
4 Мережковский Д. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М. 1995. С. 109.
5 Там же. С. 110.
6 Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 228.
7 О защите «Зла» у Достоевского также писал И. А. Бродский: «Конечно же, Достоевский был неутомимым защитником Добра, то бишь Христианства. Но если вдуматься, не было и у Зла адвоката более изощренного. У классицизма он научился чрезвычайно важному принципу: прежде чем изложить свои выводы, как сильно ни ощущаешь ты свою правоту и даже праведность, следует сначала перечислить все аргументы противной стороны». См. Бродский И. О Достоевском / И. Бродский; пер. А. Сумеркина // Russica-81. New York. P. 209213.
8 Шестов Л И. Философия трагедии. М., 2001. С. 212.
9 Там же. С. 215.
необходимо вспомнить его основные структурообразующие черты и инвариант этого жанра, обращая внимание на то, что образ героя строится также в «незавершенной современности»10.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении жанрообразующей роли художественного пространства при создании полифонического романа, в том числе на материале романа русской классической литературы. Особый интерес представляет рассмотрение художественного пространства полифонического романа Ф.М. Достоевского, исследование данного аспекта на этом материале открывает большие возможности для прояснения закономерностей моделирования художественного мира, совершенствования понятийного аппарата теории литературы. Исследование предлагает собственное решение данной теоретической проблемы на примере романа «Братья Карамазовы».
В отношении степени разработанности темы отметим, что отдельные аспекты в рассмотрении теоретических категорий жанра и художественного пространства полифонического романа поднимались в фундаментальных работах М.М. Бахтина, диссертациях Е.В. Ковиной, Н.К. Шутой, М.М. Меликян, статьях С.И. Гессена, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной. Вопрос о жанровой специфике художественного пространства полифонического романа «Братья Карамазовы» ранее не был изучен.
Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований в ракурсе жанровой специфики художественного пространства полифонического романа Достоевского как в России, так и за рубежом. Существующая полемика относительно концепции полифонического романа в академических кругах, с одной стороны, и расширение сферы употребления слова «полифонический» за их пределами, с другой стороны, объясняют необходимость обращения к теории «полифонического романа» М.М. Бахтина и ее применению на материале романа Ф.М. Достоевского.
10 Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 2003. № 11. С. 62.
Предметом исследования является жанровая специфика художественного пространства, объектом исследования выступает поэтика художественного пространства полифонического романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Цель диссертации: выявление на материале произведения Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» жанрообразующей роли художественного пространства в создании особой модификации романа -полифонической.
Цель определила задачи работы:
1) описать и систематизировать историю изучения художественного пространства в литературоведении в целом и в достоевистике в частности;
2) рассмотреть жанровую теорию М.М. Бахтина в контексте современных антижанровых тенденций;
3) проанализировать дискуссионный вопрос о теории полифонического романа М.М. Бахтина с позиций сторонников и противников данной теории, выявив ключевые особенности в аргументах обеих сторон, что необходимо для изучения художественного пространства;
4) рассмотреть художественное пространство в романе «Братья Карамазовы» с учетом уже имеющихся работ по близким к исследованию темам;
5) определить жанрообразующие особенности художественного пространства полифонического романа на примере романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Основным материалом исследования выступает роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В качестве дополнительного материала выступает роман «Бесы»: специфика художественного пространства, особенности композиции и повествовательной манеры, метафорической роли языка и тематика, а также творческая история произведений дают основание для сопоставления двух романов.
Мы исходим из того, что в литературе существует целый ряд других
полифонических романов: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова11, «Пирамида»
12
Л.М. Леонова, «Голодный год», «Машины и волки» Б. Пильняка ; романы
13
A.И. Солженицына, в частности, «В круге первом» и эпопея «Красное колесо» ; «полифонический тон» присутствует в романе Т. Манна «Волшебная гора», «редуцированную полифонию», по терминологии В.П. Руднева, составляет проза Фолкнера и в особенности его роман «Шум и ярость»14, в более расширенном смысле 15 полифоническую природу имеют современные произведения неклассической художественности, причем не только литературные: роман
B. Пелевина «Лампа Муфасаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» с подзаголовком-автоопределением жанра: «большой полифонический нарратив»16, кинофильм «Ученик» К.С. Серебренникова (2016) по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик» («Märtyrer»), кинофильм «Елена» А.П. Звягинцева (2011)
11 Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: к вопросу взаимодействия литературы и музыки: дис. ... канд. фил. наук. Казань, 2002. 163 с.
12 Ауэр А.П. О поэтике Бориса Пильняка // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы: Межвузовский сборник трудов. Коломна, 1991. Вып. 1. С. 4-15.
Ким Хон Чжун. Поэтика романа Б. А. Пильняка «Машины и волки»: дис. ... канд. фил. наук. СПб., 2004. 145 с.
13 См.: Урманов А.В. Поэтика прозы А. И. Солженицына : дис. ... д-ра фил. наук. М., 2001. 495 с. Спиваковский П.Е. Книга о главном произведении Александра Солженицына (Щедрина Н.М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX в. - М., 2010) // Филологический класс. Екатеринбург, 2012. № 2 (28). С. 122-124.
14 Руднев В.П. Полифонический роман // Полифоническое тело: Реальность и шизофрения в культуре XX века. М., 2010. С. 47.
15 Приводя в пример кинофильмы, априори связанные с драматическим родом (а драма, по Бахтину, не может быть полифонической), мы опираемся на заключительное утверждение Бахтина в «Проблемах поэтики Достоевского», полагающего, что рождение полифонического романа способствовало развитию особого художественного мышления: «можно прямо говорить об особом полифоническом художественном мышлении, выходящем за пределы романного жанра». См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // М.М. Бахтин. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М., 2002. С. 298. Здесь, как нам представляется, и происходит такой знаковый полифонический выход даже за пределы собственно эпического рода. Отметим и расширение сферы употребления слова «полифонический», наблюдаемое в современных исследованиях. См.: Осоргин Р. Как полифоническая пьеса заключенных воплощает икону «О Тебе радуется» // Достоевский и мировая культура. 2019. № 1 (5). С. 41-54. Автор использует такие словосочетания, как «polyphonic play», «the polyphonic icon» [«полифоническая пьеса», «полифоническая икона»; перевод мой - прим. М.Б.].
16 Пелевин В.О. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами: большой полифонический нарратив: [18+] // Виктор Пелевин. М., 2016. 412 с.
и др . Считаем, что роман Достоевского «Братья Карамазовы» - наиболее представительный пример реализации структуры полифонического романа, поэтика которого повлияла на становление русской и зарубежной прозы , а также драматургии как классической, так и неклассической художественности. «Братья
Карамазовы» становится тем произведением, в котором, как отмечает
18
Т.А. Касаткина, писателю нужно было «высказаться всему» . Исследователь полагает, что Достоевский в последние годы жизни полностью осознавал состояние своего здоровья (как показывают его письма), поэтому знал, что «Братья Карамазовы» будет последним его произведением. Нельзя не согласиться с тем, что теперь «задача исследователей - адекватно прочитать "всё", высказанное здесь Достоевским»19.
Отметим, что художественное пространство полифонического романа имеет многокомпонентную уникальную структуру, его сопоставление с
художественным пространством монологического романа не входит в
20
специальные задачи исследования .
17 На сегодняшний день нет собственно филологических или междисциплинарных научных работ, указывающих на полифонический харакер приведенных в исследовании картин отечественного кинематографа. О полифоничности данных фильмов, отсутствии надкругозорной точки зрения, некоторой преемственности режиссеров см. статьи публицистического дискурса, рецензии и интервью, в частности: Грунтовская Алевтина. Дневники «Послания»: «Ученик» Кирилла Серебренникова. [Электронный ресурс]: статья / The Neva room. Электрон.данные. Режим доступа: https://neva-room.ru/dnevniki-poslaniya-uchenik-kirilla-serebrennikova-56317 , свободный (дата обращения 20.09.2019).
Карташов Андрей. Канны-2016: Россия как Египет. 21 мая 2016 г. [Электронный ресурс]: Сеанс. Электрон. журнал. Режим доступа: https://seance.ru/blog/cannes-2016-exoticism-of-the-student/, свободный (дата обращения 20.09.2019).
Ханютин Алексей. Андрей Звягинцев: «Никаких символических смыслов». [Электронный ресурс]: Искусство кино, 2012. № 4. Электрон. журнал. Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2012/04/andrej-zvyagintsev-nikakikh-simvolicheskikh-smyslov , свободный (дата обращения 20.09.2019).
18 Касаткина Т. А. Предисловие // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / под. ред. Т. А. Касаткиной. М., 2007. С. 3.
19 Там же. С. 3.
20 См.: Тамарченко Н.Д. Монологический роман // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С.129. Свительский В.А. Монологизм художественный // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. Г.К. Щенников, А. А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск, 1997. С. 99-100.
Изучение художественного пространства полифонического романа Достоевского позволяет использовать широкий спектр методов: структурно-системного, сравнительного, мотивного, композиционного анализов, а также следующих методологических подходов: теории полифонического романа и эстетики словесного творчества, структурно-семиотического, мифопоэтического. Таким образом, методологической основой исследования стали труды М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.Д. Тамарченко, А.Е. Махова, В.Н. Топорова, Т.А. Касаткиной, Г.К. Щенникова; в диссертации также учитывались работы В.И. Тюпы, Д.М. Магомедовой, В.Б. Озкан, Н.Т. Рымаря, К.А. Степаняна, Л.И. Сараскиной, В.Е. Ветловской, Р.Г. Назирова, О. Меерсон, В. Шмида, Ж. Катто, С.И. Гессена, О.А. Богдановой, А.Б. Криницына, Г.С. Померанца, Е.В. Ковиной, А.Н. Кошечко, Н.К. Шутой, М.М Меликян, философские работы Вяч. Иванова, В.В. Розанова, Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, В. А. Подороги, В.П. Руднева и др.
Положения, выносимые на защиту.
1. Организация художественного пространства является одним из определяющих жанрообразующих факторов в создании такой стилевой и эстетической модификации, как полифонический роман. Хронотопический уровень трехаспектной модели жанра романа, раскрывающий взаимоотношение образа мира и человека, в полифоническом романе занимает «одновременность сосуществования» событий, заключающаяся в пересечении вертикального и горизонтального хронотопов.
2. «Одновременность сосуществования» событий как жанрообразующий фактор полифонического романа разделяется на «истинную» и «ложную» одновременность. «Истинная» одновременность направлена на укрепление связи с вертикальным хронотопом, «ложная» одновременность - на ее разрыв, искажение или умаление. Природа художественного пространства полифонического романа заключается в том, что это пространство определяется свободным выбором конкретного героя по отношению к вертикальному хронотопу.
3. «Одновременность сосуществования» событий и метафизическая граница перехода от внешнего/физического к внутреннему/ментальному, базирующаяся на интериоризованности художественного пространства и границе человеческого «я», определяют специфику художественного пространства полифонического романа.
4. Полифоническая организация романа Достоевского и «одновременность сосуществования» события пересекаются в формуле concordia discors, «несогласное согласие», в своей поэтике восходящей к средневековой культуре и выражающей принцип сосуществования противоположных начал.
Теоретическая значимость работы. Диссертационное исследование расширяет подходы к пониманию жанрообразующей роли художественного пространства, сопоставляя традиционные и новые подходы в изучении полифонического романа. В работе предложена оригинальная классификация значимого для полифонического романа художественного пространства, основанная на формуле М.М. Бахтина «одновременности сосуществования» событий в вечности. Выявленные на примере романа «Братья Карамазовы» особенности художественного пространства в соотнесении с жанровой спецификой расширяют теоретическую базу, необходимую для выстраивания инварианта полифонического романа, а также изучения романистики Достоевского. Теоретическая значимость также проявляется в открытии перспектив для последующего изучения жанрообразующей роли художественного пространства романа.
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследовательской рефлексии, совершенствуют понятийный аппарат теории жанров, категории художественного пространства, могут быть использованы для курса истории и теории литературы в рассмотрении структурных особенностей полифонического романа.
Апробация работы состоялась на конференциях, научных семинарах, круглых столах: международная научная конференция «Поэтика текста» (Тверь, ТвГУ, 19-20 февраля 2016 г.), международная филологическая конференция
«Поэтика текста. Памяти И.В. Фоменко» (Тверь, ТвГУ, 10-11 февраля 2017 г.), международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 10-14 апреля 2017 г.), XIX Международные Апрельские юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» (Старая Русса, Новгородская обл.; 20-22 апреля 2017 г.), всероссийская конференция молодых ученых «Поэтика текста литературы и культуры», (Тверь, ТвГУ, 20 мая 2017 г.; 19 мая 2018 г.; 18 мая 2019 г.), XXXII Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность» (Старая Русса, Новгородская обл.; 22-25 мая 2017 г.), международная научная конференция «Его Величество Язык Ее Величества России» (Орел, ОрГУ, 26-28 октября 2017 г.), круглый стол аспирантов и магистров кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ «Революция. Роман. Рамка» (Москва, РГГУ, 24 ноября 2017 г.), международная филологическая конференция «Поэтика текста» (Тверь, ТвГУ, 26-27 января 2018), XX Международные Апрельские юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» (Старая Русса, Новгородская обл.; 19-21 апреля 2018 г.), XXXIII Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность», (Старая Русса Новгородская обл.; 23-26 мая 2018 г.), научный семинар «Нарратология» РГГУ (Москва, РГГУ, 31 мая 2018 г.).
Отдельные положения диссертации представлены в следующих работах автора:
1. Бердникова М.А. «Мальчик у Христа на елке Ф.М. Достоевского»: опыт нетрадиционного анализа текста // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение» - М.: РГГУ, 2016. - № 5 (14). - С. 78- 88.
2. Бердникова М.А. Романы Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы»: к вопросу о сопоставлении // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение» - М.: РГГУ, 2017. - № 2. - С. 69-92.
3. Бердникова М.А. Пространство героев-наставников в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Материалы XXXII Международных Старорусских чтений 2017 года. -Великий Новгород, 2018. - С. 26-34.
4. Бердникова М.А. Граница и мотив сторожа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Новый филологический вестник. - М.: Издательство Ипполитова, 2018. - № 4 (47). - С.122-132.
5. Бердникова М.А. К вопросу о романе-трагедии Ф.М. Достоевского. / М.А. Бердникова // Его Величество Язык Ее Величества России: Сборник трудов международной научной конференции к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). - Орел: ОГУ, 2018. -С. 280-282.
6. Бердникова М.А. «Одновременность сосуществования» событий в вечности в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». - М.: РГГУ, 2019. - № 2. - С. 55-67.
Структура работы определяется исходя из поставленной цели и решаемых задач, теоретических и методологических установок исследования. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию.
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЛИФОНИЧЕСКОМ РОМАНЕ
§1. Теория жанра М.М. Бахтина и полифонический роман: литературная традиция, инвариант, романный хронотоп
На сегодняшний день существенной проблемой остается определение самого понятия «жанра» как важнейшей теоретико-литературной дефиниции. Исследователи зачастую подвергают сомнению систему литературоведческих понятий, в том числе литературных жанров. Немаловажную роль в этом процессе
играют такие работы зарубежных ученых, как «Что такое литературный жанр?»
21
Ж.-М. Шеффера, «Демон теории» А. Компаньона .
А. Компаньон подвергает критике теорию литературы в целом (критическому анализу подвергаются именно семь важнейших теоретических понятий - литература, автор, внешний мир, читатель, стиль, история, ценность). Теория сама по себе «скептическое (критическое) ученичество» 22 , «теория
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" в англоязычных переводах2007 год, кандидат филологических наук Васильченко, Татьяна Валериевна
Концепция романа в историко-литературных трудах М.М. Бахтина2004 год, доктор филологических наук Конкина, Лариса Семеновна
Традиции "идеологического романа" Ф.М. Достоевского в русской прозе конца XIX начала XX века2009 год, доктор филологических наук Богданова, Ольга Алимовна
Значение и функции частного в романах Ф.М. Достоевского2015 год, кандидат наук Пузырёва, Любовь Валерьевна
Вводные жанры в романе: Виды и функции на материале русского классического романа XIX века1999 год, кандидат филологических наук Волкова, Татьяна Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бердникова Мария Александровна, 2020 год
ИСТОЧНИКИ
1. Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. : Мастер и Маргарита. Письма / М.А. Булгаков. - М.: Худ. лит., 1990. - 733 с.
2. Достоевский Ф.М. Полное собраний сочинений: в 30 т. / Ф.М. Достоевский.
- Л. : Наука, 1972-1990.
СПРАВОЧНАЯ И СЛОВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В .И. Даль. - М. : Рус.яз., 1981-1982.
4. Достоевский: Эстетика и поэтика : Словарь-справочник / сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев ; науч. ред. Г.К. Щенников ; ЧелГУ. -Челябинск : Металл, 1997. - 272 с.
5. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения : энциклопедический путеводитель / под ред. Е.А. Цургановой, А.Е. Махова.
- М. : Изд-во Кулагиной : Шгаёа, 2010. - 511 с.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М. : Советская Энциклопедия, 1982.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : А ТЕМП, 2007. - 944 с.
8. Полный церковнославянский словарь (репринтное издание 1903 года) / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - М. : Изд. отдел Московского патриархата, 1993. -1170 с.
9. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Издательство Кулагиной; Шгаёа, 2008. - 358 с.
10. Теория литературы : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа , С.Н. Бройтман ; под ред. Н.Д. Тамарченко. - 5-е изд., испр. - М. : Академия, 2014.
11. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова: - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940.
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - М. : Астрель : АСТ, 2009.
13. Хализев В. Е. Теория литературы / В.Е. Хализев - М. : Высшая школа, 2002. - 438 с.
НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
14. Альми И.Л. О сюжетно-композиционом строе романа «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» : современное состояние изучения. Сборник работ отечественных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. - М. : Наследие, 2001. - С.435-445.
15. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1975. - 279 с.
16. Аристова А.С. Образ природной стихии в книге М.А. Волошина «Неопалимая купина» // Новый филологический вестник. - М., 2017. -№ 3 (42). - С. 123-136.
17. Артемова С.Ю., Миловидов В.А. Внутренняя мера жанра // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. ред. Н.Д. Тамарченко. -М. : Изд-во Кулагиной - Ыгаёа, 2008. - С. 40-41.
18. Ауэр А.П. О поэтике Бориса Пильняка // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы: Межвузовский сборник трудов. - Коломна : КПИ, 1991. -Вып.1. - С. 4-15.
19. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А.А. Афанасьев. - М. : Индрик, 1994.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Баршт К.А. Религиозная мысль и научное познание в художественной системе Ф.М. Достоевского // Вопросы философии. - М., 2011. - № 4. -С. 128-135.
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986. - С.80-160. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1986. - 543 с.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин. - Киев, 1994. - С. 207-492. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. - М. : Русские словари : Языки славянской культуры, 2002. - Т. 6. -505 с.
Бахтин М.М. Слово в поэзии и слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования ранних лет / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 88-113.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - С.234- 407.
Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., Художественная литература, 1975. - С. 447-483.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
Башляр Г. Избранное : Поэтика пространства / Г. Башляр ; пер. с франц. -М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 376 с. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев - Прага : УМСЛ-РКЕББ, 1923. - 238 с.
Богданова О. А. «Братья Карамазовы в Германии : В. Л. Комарович и З. Фрейд о последнем романе Ф.М. Достоевского // Русское литературоведение XX века: имена, школы, концепции: Материалы Международной научной
конференции О.А. Клинга и А.А. Холикова. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. - С. 281-287.
32. Богданова О.А. О происхождении литературоведческого понятия «полифония» // Stephanos. - 2016. - № 3 (17). - С. 220-226.
33. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 632 с.
34. Бродский И.А. О Достоевском // Russica-81 / И.А. Бродский; пер. А. Сумеркина. - New York : Russica Publishers, 1982. - С.209-213. Repr. : The Power of Elements. [L: 157-163].
35. Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» / Р. Л. Бэлнеп; пер. с англ. -СПб.: Академический проект, 1997. - 144 с.
36. Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» : к вопросу взаимодействия литературы и музыки : диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук / Т.Б. Васильева-Шальнева. - Казань, 2002. - 163 с.
37. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. -Л. : Наука, 1977. - 200 с.
38. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. - СПб. : Пушкинский дом, 2007. - 640 с.
39. Ветловская В.Е. Теория «полифонического романа» М.М. Бахтина и этическое учение Ф.М. Достоевского» // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. - СПб. : Пушкинский Дом, 2007. - 640 с.
40. Викторович В.А. Paideia Достоевского // Образовательное пространство детства : исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов III международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 17-24.
41. Владимирцев В.П. Поэтический бестиарий Достоевского // Достоевский и мировая культура. - М. : Раритет, Классика плюс, 1999. - № 12. - С. 120134.
42. Волгин И.Л. Последний год Достоевского / Игорь Волгин ; предисл. Дмитрия Лихачева. - М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. - 780 с. (Игорь Волгин. Сочинения в семи томах).
43. Гаспаров М.Л. Филология как нравственность : о прошлом и будущем, об интеллигенции, о культуре, о школе, о жизни : статьи, интервью, заметки / М.Л. Гаспаров. - М. : Фортуна ЭЛ, 2012. - 283 с.
44. Гачев Г. Д. Космос Достоевского // Проблемы поэтики и истории литературы. - Саранск, 1973. - С. 110-124.
45. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. - М. : Советский писатель, 1988. - 448 с.
46. Гроссман Л.П. Достоевский - художник // Творчество Ф.М. Достоевского / Л.П. Гроссман. - М., 1959. - С.330-416.
47. Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского / Л.П. Гроссман. - М. : Гос. акад. худ. наук, 1925. - 188 с.
48. Гулыга А.В. От редактора // Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / под ред. А.В. Гулыги ; пер. с нем. И.С. Андреевой. - М. : Республика, 1996. -447 с.
49. Гумерова А. Л. Библейские цитаты в романе «Братья Карамазовы» // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения ; под. ред. Т.А. Касаткиной / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - С. 320-331.
50. Гумерова А.Л. Композиционная роль текста в тексте в произведениях Достоевского : библейские цитаты в романе «Братья Карамазовы» : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.08 / Гумерова Анна Леонидовна. - М., 2007. - 129 с.
51. Деханова О. А. Комментарии к «гастрономическому языку» Достоевского как необходимый инструмент «медленного чтения» // Достоевский и мировая культура. - 2018. - № 3. - С. 32-68.
52. Доманский Ю.В. Художественный мир и физическая реальность // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». -М. : РГГУ, 2018. - № 2 (35). - С. 59-69.
53. Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. -Л. : Наука, 1976. - Т 2. - 332 с.
54. Дубинская М.В. Полифонический роман Ф.М. Достоевского и творчество французских писателей-модернистов Андре Жида и Алена-Фурнье : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01, 10.01.03 / Дубинская Маргарита Викторовна. - Тверь, 2016. - 19 с.
55. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию.
- М. : Академический Проект : Трикста, 2010. - 564 с.
56. Дурылин С.Н. Об одном символе у Достоевского // Достоевский : Труды Государственной Академии Художественных наук. Литературная секция. -М., 1928. - Вып. 3. - С.163-199.
57. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов. - М. : Кругъ, 2004. - 560 с.
58. Захаров В.Н. Имя автора - Достоевский : очерк творчества / В.Н. Захаров. -Петрозаводский гос. ун-т. - М.: Индрик, 2013. - 455 с.
59. Захаров В.Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Н. Захаров. - Петрозаводск: изд. ПетрГУ, 2001. - С. 6 -20.
60. Зобов Р. А., Мостепаненко А. М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1974. - С.11-25.
61. Иванов В.В. Сакральный Достоевский / В.В. Иванов. - Петрозаводск, 2008.
- 518 с.
62. Иванов В.И. Борозды и межи / вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. -М. : Астрель, 2007. - 1137 с.
63. Исмаель Аммар Ф.М. Достоевский и декаданс : образы духовных падений в романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Исмаель Аммар. - Краснодар, 2013. - 22 с.
64. Исупов К.Г. Пространство // Достоевский : Эстетика и поэтика : Словарь-справочник / сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев ; науч. ред. Г.К. Щенников ; ЧелГУ. - Челябинск : Металл, 1997. - С. 111.
65. Камю А. Миф о Сизифе // Посторонний : роман. Миф о Сизифе : эссе. Недоразумение : пьеса : [пер с фр.] / Альбер Камю. - М. : АСТ Астрель, 2010. - С. 109-240.
66. Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского / В.К. Кантор. - М. : Худож. лит., 1983. - 192 с.
67. Капилупи Стефано Мария. Вопрос о грехопадении и всеобщем спасении в романе «Братья Карамазовы» // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения ; под. ред. Т.А. Касаткиной / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - С. 187225.
68. Капустин Н.В. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова : жаровые трансформации : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Капустин Николай Венальевич. - Иваново, 2003. - 361 с.
69. Карева Н.В. Символика пространства в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Карева Надежда Валерьевна. - Саратов, 2016. - 181 с.
70. Касаткина Т.А. Без Бога. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 1. // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. - М. ; Иркутск, 2006. - Вып.13. - С. 13-33.
71. Касаткина Т.А. «Идиот» и «чудак»: синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. - 2001. - № 2. - С. 90-103.
72. Касаткина Т.А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский: Материалы и исследования. - СПб., 1994. - Т. 11. - С. 81-88.
73. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века : сб. статей / сост. К.А. Степанян. - М. : Классика плюс, 1996. - С. 67-146.
74. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т.А. Касаткина - М. : ИМЛИ РАН, 2004. - 480 с.
75. Касаткина Т.А. «Отцы и учители.» // Священное в повседневном : Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского / Т.А. Касаткина -М. : ИМЛИ РАН, 2015. - С. 385-394.
76. Касаткина Т.А «Ошибка героя» как прием // Вопросы литературы. - 2015. -№ 5. - С. 159-182.
77. Касаткина Т.А. Предисловие // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / под. ред. Т.А. Касаткиной; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН. - М.: Наука, 2007. -С. 3-9.
78. Касаткина Т.А. Проблемы реального комментария // Новый мир. - 2018. -№ 7. - С. 181-198.
79. Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского / Т.А. Касаткина. - М. : ИМЛИ РАН, 2015. - 528 с.
80. Касаткина Т.А. Темы эпиграфа в романе «Братья Карамазовы»: истоки идеи человеческой солидарности и единства у Достоевского // Достоевский и мировая культура. - Спб. : Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, 2014. - № 31. - С. 38-46.
81. Касаткина Т.А. Философия всеединства Ф.М. Достоевского // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети XX века : к 165-летию Вл. Соловьева. / отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. - М. : Водолей, 2018. - С. 262-271.
82. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций / Т.А. Касаткина. - М. : Наследие, 1996. - 336 с.
83. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. - Л. : Наука, 1978. - Т.3. - С. 41-53.
84. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского / Н.В. Кашина -М. : Художественная литература, 1986. - 318 с.
85. Кибальник С.А. Спор о церковном суде в романе «Братья Карамазовы» (Ф.М. Достоевский и Вл.С. Соловьев) // Проблемы исторической поэтики. -
2018. - Т. 16. - № 2. - С. 140-157.
86. Ким Хон Чжун. Поэтика романа Б.А. Пильняка «Машины и волки» : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Ким Хон Чжун. - СПб., 2004. - 145 с.
87. Кирпотин В.Я. «Братья Карамазовы» как философский роман // Вопросы литературы. - 1983. - № 12. - С.106-135.
88. Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. - Кишинев: Штиинца, 1985. - 206 с.
89. Ковач А. Персональное повествование. Пушкин, Гоголь, Достоевский. -Frankfurt am Main, Berlin: Peter Lang, 1994. - 231 с.
90. Ковач А. Поэтика Достоевского / А. Ковач; пер. с румынского Е. Логиновской. - М. : Водолей Publishers, 2008. - 350 с.
91. Ковина Е. В. Художественная картина мира в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: время, пространство, человек: дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Ковина Екатерина Владимировна. - СПб., 2005. - 266 с.
92. Кожинов В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. - М. : Советский писатель, 1963. - 440 с.
93. Комарович В.Л. Роман Достоевского «Подросток» как художественное единство // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы / под ред. Долинина А.С. - Л. ; М. : Мысль, 1924. - Сб. 2. - С.31-68.
94. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / А. Компаньон; пер. с фр. С. Зенкина. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. - 336 с.
95. Кондратьев Б.С. Мифопоэтика снов в творчестве Ф.М. Достоевского: дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Б.С. Кондратьев. - Арзамас, 2002. - 302 с.
96. Корчинский А.В. Политика полифонии: опасная современность и структура романа у Достоевского и Бахтина // Новое литературное обозрение. - М.,
2019. - № 1 (155). - С. 27-41.
97. Кошечко А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф.М. Достоевского 1860-х годов («Преступление и наказание», «Идиот») : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Кошечко Анастасия Николаевна. - Томск, 2003. - 24 с.
98. Криницын А.Б. Сюжетология романов Достоевского : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Криницын Александр Борисович. - М., 2017. - 460 с.
99. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград, 1976. - Вып. 3. С. 3-13.
100. Лейдерман Н.Л. Теория жанра : исследования и разборы / Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург : УрГПУ, 2010. - 904 с.
101. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг; общ. ред., вступ. ст. и прим. Г.М. Фридлендера. - М. : ГИХЛ, 1957. - 520 с.
102. Лихачев Д.С. «Готические окна» Достоевского // Литература - реальность -литература. Избранные работы: в 3 т. / Д.С. Лихачев. - Л. : Худож. лит., 1987.
- Т. 3. - С.35-57.
103. Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. - Таллин : Александра, 1992. - Т. 1. -480 с.
104. Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 385386.
105. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М. : Искусство, 1970. - 384 с.
106. Магомедова Д.М. Полифония // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной - Шгаёа, 2008.
- С. 174-176.
107. Магомедова Д.М. Понятие «голоса» в эстетике М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. - М. : Издательство Ипполитова, 2005. - №1. -С. 66-77.
108. Макаркин Н.П. О некоторых критических выступлениях в адрес М.М. Бахтина // М.М. Бахтин в современном мире: материалы VI Междунар. саранских чтений, посвящ. 120-летию со дня рождения ученого, Саранск, 2526 нояб. 2015 г. - Саранск : изд-во Мордов. ун-та, 2016. - 404 с.
109. Махов А.Е. Демонический бестиарий и средневековое учение о значении вещей // In Umbra : Демонология как семиотическая система / отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. - М. : РГГУ, 2012. - Вып. 1. -С.290-314.
110. Махов А.Е. Музыка слова : из истории одной фикции // Вопросы литературы. -2005. - № 5. -С. 101-123.
111. Махов А.Е. Структура средневекового образа и изобретение полифонии // Одиссей. Человек в истории : альманах. 2010-2011 / Ин-т всеобщей истории РАН. - М. : Наука, 2012. - С. 117-143.
112. Махов А.Е. Concordia discors // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения : Энциклопедический путеводитель. - М. : Издательство Кулагиной. - Intrada, 2010. - C. 324-327.
113. Медведев П.Н. [М.М. Бахтин] Формальный метод в литературоведении / П.Н. Медведев - М. : Лабиринт, 1993. - 207 с. (Серия «Бахтин под маской»).
114. Меерсон О. Четвертый брат или козел отпущения ex machina? / О. Меерсон // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения ; под. ред. Т. А. Касаткиной / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - С. 565-604.
115. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелетинский -М. : РГГУ, 2001. - 187 с.
116. Меликян М.М. Художественная структура бытия в метаромане Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы») : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Меликян Марина Майскаевна. - Иваново, 2006. -197 с.
117. Мережковский Д. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д. Мережковский. - М. : Республика, 1995. - 621 с.
118. Миловидов В.А. Семиотика литературно-художественного дискурса : монография. - М. : Буки Веди, 2016. - 172 с.
119. Моисеев А.А. Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» и способы его художественного воплощения : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Моисеев Алексей Алексеевич - Нижний Новгород, 2013. -23 с.
120. Моррис М. Где же ты, брате? Повествования на границе и восстановление связности в «Братьях Карамазовых». Перевод с английского Т. Касаткиной под ред. О. Меерсон // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения ; под. ред. Т. А. Касаткиной / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - С. 605-630.
121. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. Мочульский. - М. : Республика 1995. - 608 с.
122. Назиров Р.Г. Равноправие автора и героя в творчестве Достоевского (К концепции полифонического романа) // Русская классическая литература : Сравнительно-исторический подход : Исследования разных лет : сб. ст. / Р.Г. Назиров. - Уфа : РИО БашГУ, 2005. - С. 134-149.
123. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского / Р.Г. Назиров. -Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 160 с.
124. Неклюдов С.А. Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы») : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Неклюдов Степан Алексеевич. - М., 2013. - 24 с.
125. Озкан В.Б. Метароман как проблема исторической поэтики : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.08 / Озкан Вероника Борисовна. М., 2013. - 570 с.
126. Орлова С.А. Мифо-фольклорный контекст романа «Бесы» : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.09 / Орлова Светлана Александровна. - Челябинск, 2010. - 23 с.
127. Осоргин Р. Как полифоническая пьеса заключенных воплощает икону «О Тебе радуется» // Достоевский и мировая культура. - 2019. - № 1(5). - С. 4154.
128. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. В 2 т. Т. 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский / В.А. Подорога ; Ин-т философии РАН. - М. : Культурная революция, Логос, Logos-altera. 2006. -688 с.
129. Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского / Г.Н. Поспелов. - М. : Издательство «Знание», 1971. - 64 с.
130. Полякова Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе : «Идиот» и «Анна Каренина» / Е. А. Полякова. - М.: Российск. гос. гум. ун-т, 2002. -328 с.
131. Померанц Г.С. Есть ли катарсис у Достоевского? Обзор неакадемической критики // Достоевский и мировая культура. - СПб., 1994. - № 2. - С. 14 -24.
132. Портнов Г.О. Поэтика «замкнутого пространства» в раннем творчестве Ф.М. Достоевского : на материале «Петербургской поэмы» «Двойник»: автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Портнов Георгий Олегович. -Самара, 2012. -19 с.
133. Поспелов Г.Н. Творчество Достоевского / Г. Поспелов. - М.: Искусство, 1960. - 202 с.
134. Пумпянский Л.В. Классическая традиция : Собрание трудов по истории русской литературы / отв. ред. А.П. Чудаков ; сост.: Е.М. Иссерлин, Н.И. Николаев ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н.И. Николаева. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 864 с.
135. Рейнус Л. М. О реалиях дома Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. - Л. : Наука, 1985. - Т. 6. - С. 268-270.
136. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского : опыт критич. коммент. / В. Розанов. - Берлин : Разум, 1924. - 266 с.
137. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения ; под. ред. Т. А. Касаткиной / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - 835 с.
138. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» : современное состояние изучения. Сборник работ отечественных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. - М. : Наследие, 2001. - 560 с.
139. Руднев В.П. Полифоническое тело : Реальность и шизофрения в культуре XX века / В.П. Руднев. - М. : Гнозис, 2010. - 400 с.
140. Руднев В.П. Прочь от реальности : Исследования по философии текста / В.П. Руднев. - М. : Аграф, 2000. - 432 с.
141. Русское литературоведение XX века : имена, школы, концепции : Материалы Международной научной конференции О. А. Клинга и А. А. Холикова. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. - 320 с.
142. Русская провинция: миф - текст - реальность / сост. А.Ф. Белоусов и Т.В. Цивьян. - М. ; СПб., 2000. - 491 с.
143. Рымарь Н.Т. Поэтика границы в литертауре: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка / Н.Т. Рымарь. -Siedlce, 2016. - 334 с. - (Wydawca IKRiBL. Slavica sedlcensia. Opuscula; Tom 11).
144. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь ; под ред. С.А. Голубкова. -Куйбышев : Изд-во Сарат. ун-та : Куйбышев. фил., 1990. - 254 с.
145. Садаёси И. Иванов - Пумпянский - Бахтин // Comparative and Contrastive Studies in Slavic Languages and Literatures. Japanese Contributions to the Tenth International Congress of Slavists. - Tokyo, 1988. - P.81-91.
146. Сараскина Л.И. «Бесы» : роман-предупреждение / Л.И. Сараскина. - М. : Советский писатель, 1990. - 480 с.
147. Сараскина Л.И. Достоевский / Людмила Сараскина. - М. : Молодая гвардия, 2011. - 825 [7] с.: ил. - (Жизнь замечательных лююдей: сер. биогр.; вып. 1320).
148. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инвизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века : Сб. статей / Сост. К.А. Степанян. - М., 1996. - С. 270-288.
149. Свительский В. А. Великое пятикнижие // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. - Челябинск: Металл, 1997. - С. 111-112.
150. Свительский В. А. Монологизм художественный // Достоевский : Эстетика и поэтика : Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев ; науч. ред. Г.К. Щенников ; ЧелГУ. - Челябинск : Металл, 1997. - С. 99-100.
151. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / А.П. Скафтымов. - М. : Художественная литература, 1972. - 543 с.
152. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П. Скафтымов.
- М. : Высш.шк., 2007. - 535 с.
153. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Поэтика художественного произведения / А.П. Скафтымов. - М. : Высш. шк., 2007. -С.132-191.
154. Скобелев В.П. Поэтика русского романа 1920-1930-х годов : Очерки истории и теории жанра. - Самара : Самарский университет, 2001. - 152 с.
155. Спиваковский П.Е. Книга о главном произведении Александра Солженицына (Щедрина Н.М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX в. - М., 2010) // Филологический класс. -Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. - № 2 (28). - С. 122-124.
156. Степанян К.А. Биография автора как источник комментария к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура.
- 2018. - № 3. - С. 119-142.
157. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / К.А. Степанян. - М. : Издательство Московского университета, 2018. - 176 с.
158. Степанян К.А. «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Степанян Карен Ашотович. - М., 2007. - 465 с.
159. Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский : герои и авторы в большом времени / К.А. Степанян. - М. : Глобал Ком : Языки славянской культуры, 2016. - 296 с.
160. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского / К.А. Степанян. - СПб. : Крига, 2010. - 400 с.
161. Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. - М. : Изд-во Ипполитова, 2003. - № 11. -С. 62-64.
162. Тамарченко Н.Д. Жанр // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной. - Шгаёа, 2008. - С.69-71.
163. Тамарченко Н.Д. Мифопоэтическое время // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной -Ыгаёа, 2008. - С. 124-126.
164. Тамарченко Н.Д. Монологический роман // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной -Ыгаёа, 2008. - С. 129.
165. Тамарченко Н.Д. Полифонический роман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной - Ыгаёа, 2008. - С. 174.
166. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н.Д. Тамарченко. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. - 203 с.
167. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философско-филологическая традиция / Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2011. - 400 с.
168. Тихомиров Б.Н. Два случая контаминации евангельских текстов в творческой работе Достоевского («Братья Карамазовы») // Достоевский и современность. - Великий Новгород, 2016. - С. 132-144.
169. Тихомиров Б.Н. Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Тихомиров Борис Николаевич. - СПб., 2006. - 567 с.
170. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Цветан Тодоров; пер. с фр. Бориса Наумова. - М.: Дом интеллект. кн., 1999. - 144 с.
171. Томпсон Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти / Д.Э. Томпсон ; пер. с англ. Н.М. Жутовской и Е.М. Видре. - СПб. : Академический проект, 2000. - 344 с.
172. Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М. : Советская энциклопедия, 1982. - Т.2. К-Я. -С. 340-342.
173. Топоров В.Н. Пространство и текст. Исследования по этимологии и семантике. Т.1. Теория и некоторые частные ее приложения. - М. : Языки славянской культуры, 2005. - 816 с.
174. Тюпа В.И. Жанр и дискурс // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2011. -Вып. 15. - С. 31-42.
175. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова) / В.И. Тюпа. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. - 58 с.
176. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. -Новосибирск, 2002. - № 5. - С. 5-31.
177. Урманов А.В. Поэтика прозы А. И. Солженицына : дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.01 / Урманов Александр Васильевич. - М., 2001. - 495 с.
178. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский - М. : Прогресс, 1993. -321 с.
179. Фридлендер Г.М. Достоевский и Вячеслав Иванов // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 1994. - Т. 11. - С. 132-144.
180. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма : Очерки о рус. литературе XIX в. / АН СССР; Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). - Л. : Наука. Ленинг. отд-ние, 1971. - 293 с.
181. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М. : Лабиринт, 1997. - 448 с.
182. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Под ред. Г.М. Фридлендера. -СПб., 1994. - Т.11. - С. 51-80.
183. Христиансен Б. Философия искусства / Б. Христиансен ; пер. с нем. Г.П. Федотова; под ред. Е.В. Аничкова. - СПб. : Шиповник, 1911. - 291 с.
184. Чернышов И.С. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» : текстология и стратегии издания в России : диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук / Чернышов И. С. - Тюмень, 2018. - 241 с.
185. Шайтанов И.О. Проблемы жанровой поэтики // Литературоведение на пороге XXI в. Материалы международной научной конференции МГУ. -М. : МГУ, 1998. - С. 47-52.
186. Шараков С.Л. Идея спасения в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / С.Л. Шараков. - СПб.: СПбГУСЭ, 2011. - 167 с.
187. Шестов Л.И. Философия трагедии / Лев Шестов. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 475 с.
188. Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? / Ж.-М. Шеффер ; пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. - М. : Едиториал УРСС, 2010. - 192 с.
189. Шкловский В.Б. «Вдруг» Достоевского // Избр. : в 2 т. / В.Б. Шкловский. -М., 1983. - Т. 2. - С. 567-574.
190. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард / Вольф Шмид. - СПб. : Инапресс, 1998. - 354 с.
191. Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении (на материале романа Ф.М. Достоевского «Бесы»): дис. ... канд. фил. наук : 10. 01. 08 / Шутая Наталья Константиновна. - М., 1999. -223 с.
192. Щенников Г.К. Конклав // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. - Челябинск : Металл, 1997. - С. 175-176.
193. Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского / Г.К. Щенников. - Свердловск : Сред. Урал. кн. изд-во, 1978. - 175 с.
194. Эмерсон К. Чего Бахтин не смог прочесть у Достоевского. (Диалог достоевсковедов из двух углов. Михаил Бахтин и Роберт Льюис Джексон). // Новое литературное обозрение. - М., 1995. - № 11. - С. 19-37.
195. Ярхо В.Н. Сфинкс // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М. : Советская энциклопедия, 1982. - Т.2. К-Я. - С. 479480.
196. In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв.ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. - М. : РГГУ, 2012. - Вып. 1. - 545 с.
197. Durand G. Les Structures anthropologiques de l'imaginaire: introduction a l'archetypologie generale. Paris, PUF, 1960. 512 p.
198. Einstein A. Fictions that have shaped musical history // Essays on music. - N.Y.: W.W. Norton, 1956. - pp. 3-12.
199. Emerson C. Word and Image in Dostoevsky's Worlds: Robert Louis Jackson on Readings That Bakhtin Could Not Do // Freedom and responsibility in Russian literature: essays in honor of Robert Louis Jackson, edited by Elizabeth Cheresh Allen and Gary Saul Morson. - Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 1995. - pp 245-265.
200. Gottfried von Strassburg. Tristan / Hrsg. von R. Krohn. - Stuttgart, 1990-1991. Bd. 1-3.
201. Morson G.S. Verbal Pollution in "The Brothers Karamazov". Critical Essays on Dostoyevsky. Ed. R.F. Miller. - Boston (Mass), 1986. - pp. 234-242.
202. Winn J.A. Unsuspected eloquence: A history of the relations between poetry and music. - New Haven : Yale University Press, 1981. - XIV, 381 p.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
203. Грунтовская Алевтина. Дневники «Послания»: «Ученик» Кирилла Серебренникова. [Электронный ресурс] : статья / The Neva room. -Электрон.данные. - Режим доступа : https://neva-room.ru/dnevniki-poslaniya-
uchenik-kirilla-serebrennikova-56317, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
204. Карташов Андрей. Канны-2016: Россия как Египет. 21 мая 2016 г. [Электронный ресурс] : Сеанс. - Электрон. журнал. - Режим доступа : https://seance.ru/blog/cannes-2016-exoticism-of-the-student/, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
205. Касаткина Т.А. Идеал монашества и его пропасти и подводные камни в последнем романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [Электронный ресурс] : статья / Livejournal: Блог Николая Подосокорского. Культура, наука, образование. - Электрон. журнал. - Режим доступа : https://philologist.livejournal.com/9132939.html, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 20.09.2019.
206. Касаткина Т.А. «Идиот» как роман о двух природах человека и о присутствии Христа в истории [Электронный ресурс] : видеозапись / Лекторий «Живое общение». - Электрон. данные. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v= i6IQZdto 4, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 20.09.2019.
207. Касаткина Т. А. Косые лучи заходящего солнца. 22.05.2017. XXXII Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». [Электронный ресурс] : аудиозапись / Livejournal: Блог Николая Подосокорского. Культура, наука, образование. - Электрон. журнал. - Режим доступа : https://philologist.livejournal.com/9321587.html , свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
208. Касаткина Т.А. Новые слова вещей. Элемент художественного текста Ф.М. Достоевского. Концепт, цитата, эпиграф. [Электронный ресурс] : Новый мир, 2011. - № 10. - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://magazines.russ.ru/novyi mi/2011/10/ka14.html#1/ , свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
209. Касаткина Т.А. О субъект-субъектном методе чтения [Электронный ресурс] : Новый мир, 2017. - №1. - Электрон. журнал. - Режим доступа :
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6 2017 1/Content/Publication6 6531/Defa
ult.aspx , свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
210. Касаткина Т.А. Темы эпиграфа к «Бедным людям» в романе «Братья Карамазовы». 04.04.2104. XVI Юношеские чтения «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века», г. Старая Русса. [Электронный ресурс] : аудиозапись / Livejournal: Блог Николая Подосокорского. Культура, наука, образование. - Электрон. данные. - Режим доступа : https://philologist.livejournal.com/6453286.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.09.2019.
211. Лотман Ю. М. Культура и интеллигентность [Электронный ресурс] : видеозапись / Цикл лекций Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре». -Электрон. данные. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=PgZCXeDw2fU, свободный. - Данные соответствуют 20.09.2019.
212. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] : информационно-справочная система. - Электрон. поисковая прогр. - Режим доступа: http://ruscorpora.ru, свободный. - Данные соответствуют 25.04.2018.
213. Ханютин Алексей. Андрей Звягинцев: «Никаких символических смыслов». [Электронный ресурс]: Искусство кино, 2012. - № 4. - Электрон. журнал. -Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2012/04/andrej-zvyagintsev-nikakikh-simvolicheskikh-smyslov , свободный. - Данные соответствуют 20.09.2019.
214. Элиот Т. Традиция и индивидуальный талант [Электронный ресурс] : Noblit.ru. - Электрон. данные. - Режим доступа : http://noblit.ru/node/1169 , свободный. - Данные соответствуют 20.09.2019.
215. Эмерсон К. Двадцать пять лет спустя: Гаспаров о Бахтине [Электронный ресурс] : Вопросы литературы, 2006. - № 2. - Электрон. журнал. Режим доступа : http://voplit.ru/eText/2006/2006-2/2006-2/2006-2.html#14 , свободный. - Данные соответствуют 20.09.2019.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.