Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Исакова, Яна Назирбековна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Исакова, Яна Назирбековна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЭТИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА 1840-Х ГГ
§ 1. Специфика драматического очерка «Неосторожность»
§ 2. Специфика жанра пьесы-сцены «Безденежье»
§ 3. Жанровые особенности комедии «Где тонко, там и рвётся»
§ 4. «Нахлебник» - комедия о приживальщике
§ 5. Жанровое своеобразие комедии «Холостяк»
§ 6. Жанровая природа пьесы «Завтрак у предводителя»
ГЛАВА 3. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА
1850-Х ГГ
§ 1. Жанровый полифонизм комедии «Месяц в деревне»
§ 2. «Провинциалка» - «комедия в комедии»
§ 3. Жанровые особенности пьесы-сцены «Разговор на большой дороге»
§ 4. «Вечер в Сорренте»как любовно-психологическая пьеса-сцена
ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА ЖАНРОВ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА 1860-Х ГГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанр картин и сцен в творчестве А.Н. Островского2011 год, кандидат филологических наук Чайкина, Татьяна Васильевна
Формирование представлений о "новой русской комедии" в литературной критике 1840-1850-х гг.: И.С. Тургенев и А.Н. Островский2007 год, кандидат филологических наук Зверева, Ирина Алексеевна
Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII - XIX веков2010 год, доктор филологических наук Зорин, Артём Николаевич
Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева2000 год, кандидат филологических наук Потапенко, Светлана Николаевна
Лирическое начало в творчестве И.С. Тургенева 40-50-х годов XIX века2005 год, кандидат филологических наук Захарченко, Наталья Аркадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева»
ВВЕДЕНИЕ
Перу Тургенева принадлежат не только всемирно известные романы, но и не менее известные повести, рассказы, стихотворения, а также драматургические произведения. Для писателя театр всегда был «самым непосредственным произведением общества, целого быта»1. Тургенев искал пути развития самобытного искусства, пропагандируя и подчёркивая своеобразие русской литературы в целом и драматургии в частности2, поэтому его творчество на протяжении долгого времени привлекает внимание исследований, становясь предметом научного анализа.
Тургеневские пьесы входят в репертуар многих театров, как отечественных, так и зарубежных. Известные русские и европейские актёры высоко ценили талант Тургенева, тогда как многие писатели, современника автора «Месяца в деревне» (А. А. Григорьев, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.) отказывали его пьесам в сценичности, признавая при этом их художественную значимость3.
Многие из задуманных драматургических произведений так и не были завершены автором, и исследователи несправедливо обделили их вниманием, хотя их изучение обогащает представление о мастерстве писателя, о поэтике его произведений. Темы, идеи и образы незаконченных пьес нашли своё воплощение в дальнейшем творчестве Тургенева. В набросках уже заметно
1 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 1. М., 1978. С. 237. Далее ссылки на этот источник обозначены как С (Сочинения) с указанием номера тома римскими цифрами, страниц - арабскими.
2 См. об этом: Алексеев М. П. И. С. Тургенев - пропагандист русской литературы на Западе // Труды Отдела новой русской литературы Ин-та рус. лит. АН СССР. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 61—80.
3 Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены // Время. 1862. №9; Григорьев А. А. Русские журналы в текущем году // Москвитянин. 1651. №5; Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр в Петербурге // Пантеон. 1852. Т. 1. №1; Петров В. Александровский театр. Бенефис Максимова // Санкт-Петербургские Ведомости. 1852. № 19; Смесь. Внутренние известия // Отечественные записки. 1852. №1; Критика. Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. №1; Кони Ф. А. Русский театр. Театральная летопись // Пантеон и репертуар русской сцены. 1850. №1; Некрасов Н. А. III театральные новости (Октябрь 1849) // Современник. 1849. № 11—12.
внимание автора к жанрам, выразившееся в стремлении обозначить его как можно точнее в соответствии со спецификой произведения.
На русскую драматургию середины XIX века, для которой характерно многообразие жанров, оказывали влияние не только европейская литература, но и народная культура, проявившаяся, в частности, в появлении пьес-пословиц, или провербов (С. Энгельгардт «Ум прийдёт - пора пройдёт»), сцен (М. А. Стахович «Ночное», «Святки», Н. В. Гоголь «Утро делового человека, «Лакейская», Н. А. Некрасов «Осенняя скука», «Утро в редакции», пьес-сцен А. Н. Островского), картин («Картины прошедшего» А. В. Сухово-Кобылина, пьесы-картины А. Н. Островского), либретто (А. Н. Островский, В. Н. Немирович-Данченко, М. А. Булгаков).
За всю историю своего развития «драма сохраняла некие устойчивые свои черты, но вместе с тем претерпевала и значительные изменения»1. В XIX веке обнаруживается тенденция к слиянию драматического, трагического и комического начал, что приводит к «деканонизации классицистических жанров»". В. М. Волькенштейн подчёркивал, что даже «самый поверхностный взгляд заметит большую сложность элементов во многих произведениях русского репертуара... где часто весьма причудливо сочетаются черты патетического драматизма с чертами ярко-комедийными»3.
«Жанр» как литературоведческое понятие обозначает литературный вид, «тип поэтической структуры»'1 произведения. При обращении к драматическому тексту необходимо помнить, что особенности жанра в немалой степени объясняются спецификой конфликта, своеобразием сюжета, содержанием, фабулой.
Пьесы Тургенева свидетельствуют о его повышенном внимании к форме произведения, в котором показаны самые различные персонажи (от лакея до дворянина), действующие сообразно своему характеру и изображённые в
1 Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М., 2007. С. 29.
2 Чернец Л. В. Жанры // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С, 158.
3 Волькенштейн В. М. Драматургия. М.,1929. С. 113.
4 Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 4. М,, 1930. С. 109.
4
определённой социокультурной среде. Так, обращаясь к проблеме «маленького человека», Тургенев изменяет этот образ, изображая «бунт» угнетённых приживалыциковв и воспитанниц, наделяя их правом голоса и внутренней силой. В его драматургии появляется новый тип воспитанницы - не робкого существа, зависящего от воли своих благодетелей, а воспитанницы-хищницы, добивающейся своей цели всевозможными путями. В пьесах автора действует «герой-наблюдатель» - умный, образованный, но нерешительный, не способный к решительным действиям человек.
В 1860-е годы Тургенев писал либретто и сценарии опер и оперетт. Большинство из них носит пародийный характер, и, несмотря на то, что сохранились они не полностью, всё же несут на себе печать тургеневского стиля.
Работа Тургенева в области драматургии способствовала развитию таких драматургических жанров, пьесы-сцены, пьесы-пословицы, психологическая драма. Изучение жанрового многообразия тургеневских пьес обогащает представление не только о драматургическом мастерстве автора, но и о жанровом богатстве русской драматургии. Сказанным определяется актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Основы научного осмысления тургеневской драматургии были заложены прижизненной литературной и театральной критикой.
В 1920-е годы пьесы И. С. Тургенева рассматривались Б. В. Варнеке в единстве драматургических приёмов с «новой драмой». При этом Б. В. Варнеке отмечает роль Тургенева в русской драматургии в создании женского образа как центрального персонажа пьесы. Исследователь подчёркивает, что «все эти образы выведены Тургеневым на русскую сцену до 1851 года, стало быть за восемь лет до появления Катерины Островского 1859 года, и уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру»1.
1 Варнеке Б. В. Тургенев-драматург// Венок Тургеневу: Сборник статей. Одесса, 1919. С. 3.
5
Ю. Г. Оксман уделяет особое внимание историко-библиографическому аспекту1. Л. Г. Гроссман выявляет родство драматургии Тургенева с европейскими театральными образцами, отмечая, что «писатель сумел отразить почти все господствующие театральные виды его эпохи»: «испанская пьеса стиля кинжала и чёток, буфонный водевиль, комический гротеск, сатирическая опера», «драма глубоких внутренних конфиктов» .
Проблемам поэтики пьес Тургенева, истории их создания посвящены работы Г. Э. Водневой, Н. М. Кучеровского, Е. М. Аксеновой, Н. В. Климовой, Г. Э. Винниковой, А. Б. Муратова и И. Л. Вишневской3.
Исследовательская мысль А. Л. Штейна Л. М. Лотман, В. В. Основина, Ю. Б. Бабичевой, П. Г. Пустовойта, Б. И. Зингермана, Г. А. Бялого, Ю. В. Лебедева4 направлена на уяснение авторской индивидуальности Тургенева как драматурга в сопоставлении с драматургическим мастерством А. Н. Остров-
1 Оксман 10. Г. И. С. Тургенев: Исследования и материалы. Вып. 1. Одесса, 1921.
2Гроссман Л. П. Театр Тургенева. Пг., 1924. С. 52
3 Воднева Г. Э. Драматургия И. С. Тургенева 40-х годов: Автореферат дисс... канд. филол. наук. Л., 1952; Её же [Примечания] // Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 12т. Т. 9. М., 1956; Кучеровский Н. М. «Сложная психологическая задача» комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Из истории литературы: Сборник-статей. Учёные записки Калужского педагогического института. 1963. Вып. 11. Калуга; его же. Три редакции комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Учёные записки Калужского педагогического института. Вып. IV. Калуга, 1957; его же. Социально-психологическая драма И. С. Тургенева: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1951; Аксёнова Е. М. Драматургия И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / под ред. С. М. Петрова. М., 1959; Климова Н. В. Мастерство И. С. Тургенева-драматурга: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1961; Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1977; Муратов А. Б. Драматургия И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Сцены и комедии. Л., 1986; его же. «Светская комедия» И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник / под ред. проф. В. М. Марковича. Л., 1988; его же. Романтическая драма Тургенева «Неосторожность» // Тургенев И. С. Вопросы биографин и творчества. М., 1990; Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М., 1989.
4 Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962; Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961; её же. Драматургия 30—40-х годов XIX века // История русской литературы. Т. 7. М.; Л., 1955; её же. Драматургия Тургенева и её место в истории русской
драматической классики // Тургенев в современном мире. М., 1987; её же. Островский и драматургия второй половины XIX века // История всемирной литературы: в 9 тт. Т. 7. М., 1991; Основин В. В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Вологда, 1970; его же. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980; Бабичева 10. В. «Новая драма» в России начала XX века // История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1987; её же. На подступах к театру Островского // Бабичева 10. В. Театр Островского. Вологда, 1986; её же. Что ж, либретто, так либретто! // Бабичева Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: На материале творчества М. А. Булгакова. Вологда, 1989; ПустовойтП. Г, Творческий путь Тургенева. Очерк. М., 1977; его же. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М., 1957; Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979; его же. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990; Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1989; его же. Жизнь Тургенева. М., 2006; его же. И. С. Тургенев и А. Н. Островский в начале 1850-х годов // Православная традиция в русской литературе XIX века: сборник научных статей. Кострома, 2010; его же. Тургенев // А. II. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012.
6
ского и А. П. Чехова. Ю. В. Лебедев отмечал, что Тургенев «прокладывал пути к "новой драме" чеховского типа»1.
В работах Г. П. Бердникова, в коллективной монографии О. Г. Егорова, Т. А. Савоськиной, Н. Н. Халфиной творчество Тургенева рассмотрено в контексте русской литературы2. Бердников пьесы Тургенева рассматривает как закономерный результат развития русской драматургии в контексте литературных и общественных процессов, а их главной проблематикой объявляются социальные вопросы.
Жанру либретто в творчестве Тургенева посвящены работы Р. Оливье и А. А. Гозенпуда3.
В последнее время заметно возрос интерес к драматургии Тургенева. Появляется ряд работ, посвященных проблемам конфликта особенностям биографизма и рамочного текста драматургии, выявлению лирического начала в его творчестве4. Тем не менее, проблема жанра драматургических произведений писателя ещё не получила специального научного осмысления, чем и объясняется научная новизна исследования, в котором произведён системный анализ жанровых особенностей пьес И. С. Тургенева в контексте русской драматургии, в частности:
- выявлены элементы социально-психологической драмы, физиологического очерка, комедии положений, пародии, водевиля;
1 Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. М., 2006. С. 199.
2 Бердников Г. П. Драматургия И. С. Тургенева // Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1958; его же. Тургенев - драматург // Тургенев и театр / под ред. Г. П. Бердникова. М., 1983; Егоров О. Г., Савоськина Т. А., Халфина Н. Н. Романы И. С. Тургенева: проблемы культуры. М., 2001.
3 Оливье Р. Либретто оперетт и комедий 1867—1869 //Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964; Го-зенпуд А. А. Тургенев - музыкальный драматург // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 12. М., 1986.
4 Патапенко С. Н. Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Вологда. 2000; Захарченко Н. Л. Лирическое начало в творчестве И. С. Тургенева 40—50-х гг. XIX в. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Самара, 2005; Левина Е. Н. Проблема биографизма в творчестве И. С. Тургенева 1840—1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. СПб., 2009; Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII—XIX веков. Автореферат дисс... доктора филол. наук. Саратов, 2010; Дубинина Т. Г. Пушкинские традиции в творчестве И. С. Тургенева 1840-х—нач. 1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 2011.
- рассмотрено такое качество тургеневской драматургии как жанровый полифонизм, проявившийся в соединении как родовых (эпос, лирика, драма), так и видовых начал;
- подробно проанализированы незавершённые пьесы и неосуществлённые замыслы, что позволило выявить комплекс тем и образов, получивший своё развитие в дальнейшем творчестве писателя;
- исследованы либретто и сценарии опер и оперетт как художественно-значимые жанры.
Материалом для исследования послужило драматургическое наследие Тургенева, письма, воспоминания критические статьи и рецензии современников.
Объект исследования - драматургические произведения И. С. Тургенева как законченные («Неосторожность», «Безденежье», «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник, «Холостяк», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Соррен-те», «Слишком много жён», «Последний колдун», «Ночь в гостинице Большого (Великого) Кабана»), так и незавершённые («Искушение святого Антония», «Две сестры», «Вечеринка», «Компаньонка» («Гувернантка»), «17-й №», «Жених», «Шарф», «Судьба», «Недоразумение», «Вор», «Людоед», «Зеркало», «Мимика», «Цыгане», «Либретто комической оперы» («Доблестный пастор»), «Таинственный человек», «Сценарий для Брамса» («Мнимый убийца»), «Консуэлло», «Рыбаки», или «Ундина»).
Предметом научного исследования являются жанровые особенности драматургических произведений Тургенева. В ходе работы выявлен жанровый полифонизм пьес Тургенева, в которых отмечен синтез лирических, эпических и драматических начал.
Цель исследования - изучить жанровые особенности пьес Тургенева, выявив в его драматургии различные жанровые модификации, раскрыть влияние на жанровую природу драматургии Тургенева жанрового мышления 1840—1850 годов.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- в процессе целостного анализа, выявить многообразие жанров в драматургическом наследии Тургенева;
- рассмотреть жанры, темы, характеры, зародившиеся в незаконченных драматургических набросках Тургенева и выявить их влияние на дальнейшее творчество писателя;
- осветить характер влияния западноевропейской драматургии на творчество Тургенева;
- выявить жанровую специфику пьес 1850-х годов («Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Сорренте»);
- проанализировать тексты либретто и сценариев опер и оперетт и охарактеризовать особенности поэтики драматургии Тургенева 1860-х годов.
Методологическую основу исследования составили работы Б. В. Варнеке, Ю. Г. Оксмана, Л. П. Гроссмана, Л. М. Лотман, Ю. В. Бабичевой, М. К. Клемана, С. М. Петрова, Г. П. Бердникова, Г. Э. Винниковой, А. Б. Муратова, А. И. Журавлёвой, И. А. Овчининой, Ю. В. Лебедева, С. Н. Пата-пешсо.
Теоретической базой исследования послужили труды А. А. Аникста, В. М. Волькенштейна, М. М. Бахтина, Б. О. Костелянца, В. Е. Хализева, 10. М. Лотмана, Л. В. Чернец, Ю. Н. Тынянова, Ю. В. Стенника.
Основные методы исследования: типологический, сравнительно-исторический, историко-функциональный, приём целостного анализа текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации представлений о жанровых особенностях драматургии И. С. Тургенева, в изучении влияния тем, жанров и характеров, зародившихся в незаконченных драматургических набросках, на дальнейшее творчество писателя, в исследовании элементов западноевропейской и отечественной литературной традиции, в анализе характеров персонажей, в выявлении специфики конфликта, сюжетного построения, фабулы его пьес.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования в педагогической практике преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской литературы, русской драматургии XIX века, по истории русского драматического и музыкального театров на филологических факультетах, а также в театральных и музыкальных учебных заведениях.
Основные положения, выносимые на защиту:
- в драматургических набросках, свидетельствующих об интересе Тургенева к жанру комедии, пьесы-сцены, драмы в одном действии, наметились основные темы и характеры, получившие своё развитие в дальнейшем творчестве писателя;
- на драматургии Тургенева, развивающейся в традициях русской литературы, отразилось влияние поэтики проверба, характерного для западноевропейской драмы;
- для драматургии Тургенева характерны черты физиологического очерка («Безденежье», «Нахлебник», «Холостяк», «Разговор на большой дороге»), комедии положений («Провинциалка»), нравственно-психологической драмы («Нахлебник», «Месяц в деревне») и пародийно осмысленные черты романтической мелодрамы («Неосторожность») и водевиля («Завтрак у предводителя», «Провинциалка»);
- в 1840—50-е гг. жанр сцен в творчестве Тургенева претерпевает изменения. Организация драматургического действия основывается на внутренней динамике при минимизированное™ внешнего действия;
- либретто, сценарии и водевиль 1860-х гг. являются самостоятельными и значимыми жанрами в творчестве Тургенева.
Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 - русская литература, в частности следующим областям исследования: п. 3. История русской литературы XIX века (1800—1890-е
ю
годы); п. 7. Биография и творческий путь писателя; п. 8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и её преломлений в художественном творчестве.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы были апробированы на научных конференциях: XV Нижегородской сессии молодых учёных «Гуманитарные науки» (Н. Новгород, 2010), I научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск - Шуя, 2011); III международно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2011); IV международной научно-практической конференции «IV Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2011); IV межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: школа - вуз» (Шуя, 2011); V международной научно-практической конференции «V Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2012);VI международной научно-практической конференции «VI Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2013).
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологи и литературы Шуйского филиала Ивановского государственного университета.
Структура диссертации обусловлена характером выбранной темы и определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОЭТИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА
В 1840-е годы Тургенев обращается в своём творчестве к драматургии, в которой наметились и отразились основные темы и проблемы, получившие своё последующее развитие в дальнейшем творчестве писателя. Тургеневым было задумано большое количество драматургических произведений, многие из которых так и не были реализованы. Авторские замыслы и неоконченные пьесы сохранились в воспоминаниях современников, письмах и в перечне запланированных произведений, датированном 1848 годом. Всего Тургеневым было написано десять пьес, незавершённых осталось двенадцать.
Пьесу «Искушение святого Антония», начало которой датируется в рукописи 8 марта 1842 года, Тургенев писал в Петербурге, во время подготовки к экзаменам по философии. Сведения о работе над драмой сохранились в письмах Тургенева к А. А. и П. А. Бакуниным. 8 апреля 1842 года, Тургенев сообщал: «Три первые (большие) сцены совсем готовы - и к моему возвращению всё, я думаю, будет кончено»1. 30 апреля 1842 года Тургеневым были даны последние из известных сведений о работе над пьесой: «"Искушение" пишется урывками, по ночам - однако готово более половины» (П; I; 196). Но начатая драма так и осталась незавершённой, сохранился лишь незаконченный черновик, содержащий три явления, из которых третье обрывается на середине. Впервые рукопись была опубликована профессором Андре Мазо-ном в журнале «Revue des etudes slaves».
Л. П. Гроссман отметил совпадение заглавия пьесы Тургенева и комедии Проспера Мериме «Женщина - дьявол, или Искушение святого Антония» в цикле «Театр Клары Газуль». Основываясь на сходстве этих заглавий, он относит «Искушение святого Антония» к разряду подражаний Тургенева,
1 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. T. 1.М., 1982. С. 194. Далее ссылки на этот источник обозначены как П (Письма) с указанием номера тома римскими цифрами, страниц - арабскими.
полагая, что «Искушение...» составляет единство с пьесами «Неосторожность» и «Две сестры»1. Эти три произведения, по мнению исследователя, «трилогия Тургенева из коротких пьес о страсти, ревности и смерти, выдержанных в характерной манере знаменитой литературной мистификации»2.
Ю. Г. Оксман убеждён в зависимости «Искушения святого Антония» Тургенева от «Женщины-дьявола...» и говорит о пьесе как о переделке одноименной комедии Мериме . Г. И. Модина также склоняется к мысли о том, что Тургенев написал свою драму под впечатлением от пьесы Мериме4.
Пьесы Мериме отличаются французским остроумием, яркими блестящими диалогами, причудливым развитием сюжета. Как отмечал Р. Н. Симонов, цикл пьес Мериме представлял собой «сложный жанр французской комедии, требующей от актёров большого мастерства, внутренней и внешней техники...»5.
Принципиально новый взгляд на художественные достоинства обнаруживается при детальном рассмотрении «Театра Клары Газуль». Максвел Смит придерживался мнения о том, что пьесы в «Театре...» связаны лишь испанской тематикой и условной фигурой автора, при этом он вообще не рассматривал «Театр Клары Газуль» как единое целое6. Хотя «Театр...» представляет собой не столько ряд пьес, сколько книгу для чтения с внутренним единством и целостностью.
Мериме использует приём литературной мистификации, приписав создание целого цикла вымышленной писательнице Кларе Газуль - яркой и бойкой испанке. Сама Клара Газуль представлена весьма загадочной особой,
1 См. об этом. Лотман Л. M. [Комментарии] II Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 2. М., 1979. С. 529—560
2 Гроссман Л. П. Драматургические замыслы И. С. Тургенева. Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1955.Т. 14. Вып. 6. С. 552
3 Оксман Ю. Г. Сцены и комедии // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Сочинения: в 15 т. Т. 2. М.;Л., 1961. С. 550
4 Модина Г. И. История издания в России философской драмы Г. Флобера «Искушение святого Антония» // Библиотековедение. 2008. №3. С. 52.
5 Симонов P. H. О традициях режиссуры Е. Б. Вахтангова // Мастерство режиссёра: Сборник статей режиссёров советского театра. М., 1956. С. 247.
6 Smith М. A. Prosper Merimee. NY., 1972. P. 33
которая родилась «недалеко от Мотрила, под апельсиновым деревом, на краю дороги», и родословную свою она «выдумала по своему вкусу»1.
Пьесы из «Театра Клары Газуль» проникнуты испанским колоритом, однако увлечение Мериме Испанией не приводит его к характерному для романтиков увлечению экзотикой этой страны. Ироничное отношение к испанскому экзотизму прослеживается во всём цикле.
Остро и едко Мериме передаёт многие реалии испанского быта, метко высмеивая их. В сатирическом плане представлены монахи-инквизиторы, чьи образы неоднократно появляются на страницах «Театра...». Высмеяна их безнравственность, грубость, тупость и отсутствие веры:
Рафаэль. Что повредило мне в его глазах, я знаю. Пустяк! История с еврейкой: я её окрестил, а ей вздумалось вдруг почему-то забеременеть, в обществе это наделало много шума. Но в конце концов, что тут особенного? ;
Д о м и н г о. Каналья служка.. .нашёл у меня, да ещё великим постом, цыплячью ножку и отнёс его высокопреосвященству <.. .> Новый инквизитор [Антонио. - Я. И.]...это сущий демон... и вдобавок этот негодяй исправнее верует («Искушение святого Антония») <...> Разве спокойнее чувствует себя, например, инквизитор, засудивший человека на основании незначительных улик?3.
Мериме высмеивает невежество как прихожан, так и священнослужителей, неравнодушных к вину, дорогим подаркам и хорошеньким женщинам:
ДоньяУрака. Что, муха - постное?
БратБартоломе. Муха? <.. .> А какая муха? Тощая или жирная?
ДоньяУрака. Совсем крошечная.
БратБартоломе. Ну, тогда постное.. .4 («Небо и ад»).
1 Мериме П. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 5—б.
2 См. там же. С. 78.
3 См. там же. С. 106.
4 См. там же. С. 169
Всех служителей церкви, изображённых Мериме, можно охарактеризовать словами героини «Женщины-дьявола, или Искушения святого Антония» Марикиты: «Будь прокляты святоши! Все они развратники!»1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова2008 год, кандидат филологических наук Тимощук, Елена Васильевна
Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века2009 год, доктор филологических наук Журчева, Ольга Валентиновна
Драматургия И. Ильфа и Е. Петрова и водевильная тенденция в отечественной комедиографии 1920-х - 1930-х годов2016 год, кандидат наук Шеленок, Михаил Алексеевич
М.Н. Загоскин как комедиограф: вопросы поэтики2007 год, кандидат филологических наук Кучигина, Светлана Каюмовна
Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX - начала XXI веков2009 год, кандидат филологических наук Шахматова, Татьяна Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исакова, Яна Назирбековна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аксенова Е. М. Драматургия И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / под ред. С. М. Петрова. М., 1959. С. 158—186.
2. Анненков П. В. Заметки о русской литературе прошлого года // Современник. 1849. № 1. III ч. С. 20.
3. Бабичева Ю. В. «Новая драма» в России начала XX века // История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1987. С. 481—493.
4. Бабичева Ю. В. На подступах к театру Островского // Бабичева Ю. В. Театр Островского. Вологда, 1986. С. 4—16.
5. Бабичева Ю. В. Что ж, либретто, так либретто! // Бабичева Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: На материале творчества М. А. Булгакова. Вологда, 1989. С. 25—41.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1953—1959.
8. Белинский В. Г. Русская литература в 1843 году // Отечественные записки. 1844. № 1. С. 39.
9. Бердников Г. П. Драматургия И. С. Тургенева / Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М. 1958. С. 122—187.
10. Бердников Г. П. Тургенев - драматург // Тургенев и театр / Под ред. Г. П. Бердникова. М., 1983. С. 3—96.
11. Библиографическая хроника. Журналистика // Отечественные записки. 1855. №2. С. 120—122.
12. Библиотека для чтения. 1851. № 5—6. С. 43.
13. Бродский Н. Л. Белинский и Тургенев // Бродский Н. Л. Избранные труды. М., 1964. С. 197—224.
14. Бродский Н. Л. И. С. Тургенев // Бродский Н. Л. Избранные труды. М., 1964. С. 225—281.
15. Брянский А. В. Н. Давыдов. Л.; М., 1939. 215 с.
16. Буренин В. Литературная деятельность Тургенева. Спб., 1884. 254 с.
17. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. 640 с.
18. Варнеке Б. В. История русского театра: в 2 ч. Казань, 1910
19. Варнеке Б. В. Тургенева-драматург // Венок Тургеневу: Сборник статей. Одесса, 1919. С. 1—24.
20. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1977. 416 с.
21. Виноградов В. Тургенев и школа молодого Достоевского (конец 40-х годов XIX века) // Русская литература. 1959. № 2. С. 45—72.
22. Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М., 1989. 304 с
23. Воднева Г. Э. Драматургия И. С. Тургенева 40-х гг. Автореферат дис... канд. филол. наук. Л., 1952. 24 с.
24. Воднева Г. Э. [Примечания] // Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 12т. Т. 9. М., 1956. С. 533—543.
25. Волькенштейн В. М. Драматургия. М.,1929. 272 с.
26. Высоцкая Ю. В. Характер комического в сценах А. Н. Островского «Утро молодого человека» // Духовно нравственные основы русской литературы: сборник научных статей: в 2 ч. Ч. 1. Кострома, 2007. С. 231—237.
27. Табель М. Памяти ушедших писателей. Александр Иванович Белецкий (1884—1961) //Литературное наследство. Т. 76. М., 1967. С. 721—735.
28. Герасимов Ю. К. Драматургия символизма // История русской драматургии: Вторая половина XIX—начала XX века. Л., 1987. С. 552—605.
29. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М., 1952. 1937—1952.
30. Гозенпуд А. А. Тургенев - музыкальный драматург // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30т. Сочинения в 12 т. Т. 12. М., 1986. С. 583—632.
31. Гозенпуд А. А. Тургенев: Исследование (серия «Música et litteratura»). СПб., 1994. 200 с.
32. Голубков В. В. Художественное мастерство И. С. Тургенева. М., 1955. 176 с.
33. Григорьев А. А. И. С. Тургенев и его деятельность [Критика] // Русское слово. 1859. №5. С. 22.
34. Григорьев А. А. Театральная критика. М., 1985. 408 с.
35. Григорьев А. А. Русские журналы в текущем году // Москвитянин. 1651. №5. С. 65—72.
36. Громова Н. В. Тургенев и советский театр 1940-х—1980-х годов. Проблема сценической интерпретации. Автореферат дис... канд. искусствовед, наук. Л., 1988. 20 с.
37. Гроссман Л. П. Театр Тургенева. Пг., 1924. 176 с.
38. Гроссман Л. П. Драматургические замыслы И. С. Тургенева. Изв. АН СССР, ОЛЯ. 1955.Т. 14.Вып. 6. С. 347—557.
39. Гроссман Л. П. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. М., 1928.
40. Гуляев Н. А., Богданов Н. А., Юдкевич Л. Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970. 380 с.
41. Гуревич Л. Комедии Тургенева // Современник. 1912. № 5. С. 310—321.
42. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1978—1980.
43. Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л., 1948. 558 с.
44. Долгов Н. А. Е. Мартынов: Очерк жизни и опыт сценической характеристики. СПб., 1910. 67 с.
45. Дружинин А. В. Провинциальные письма // Современник. 1849. № 10. С. 288—293.
46. Дубинина Т. Г. Пушкинские традиции в творчестве И. С. Тургенева 1840-х—нач. 1850-х годов. Автореферат дисс...канд. филол. наук. М., 2011. 24 с.
47. Егоров О. Г., Савоськина Т. А., Халфина Н. Н. Романы И. С. Тургенева: проблемы культуры. М., 2001. 224 с.
48. Журавлёва А. И. А. Н. Островский - комедиограф. М., 1981. 216 с.
49. Журавлёва А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского: Книга для учителя. М., 1986. 208 с.
50. Заметки Нового Поэта о петербургской жизни // Современник. 1855. Т. 54. № Ц—12. С. 266.
51. Захарченко Н. А. Лирическое начало как форма проявления авторского сознания в пьесе И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвётся» // Художественный язык эпохи: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 2002. 78—87.
52. Захарченко Н. Л. Лирическое начало в творчестве И. С. Тургенева 40— 50-х гг. XIX в. Автореферат дисс...канд. филол. наук. Самара, 2005. 20 с.
53. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979. 392 с.
54. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. 521 с.
55. Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII—XIX веков. Авторефератдисс...канд. филол. наук. Саратов, 2010. 38 с.
56. Зотов P.M. Театральная хроника // Северная пчела. 1849. № 231. С. 557.
57. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 2. М., 1969. 592 с.
58. Иван Сергеевич Тургенев: Критико-биографический этюд С. А. Венгерова. СПб., 1877. 353 с.
59. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 4. М., 1979. 432 с.
60. История русской драматургии XVII—первой половины XIX века / под ред. Л. М. Лотман. Л., 1982. 536 с.
61. Кайдаш-Лакшина С. Н. О вишнёвом саде и «Вишнёвом саде» А. П. Чехова // Кайдаш-Лакшина С. Н. О Чехове. О Лакшине. О женщинах. М., 2010. 200 с.
62. Клеман М. К. Иван Сергеевич Тургенев: Очерк жизни и творчества. Л., 1936. 224 с.
63. Климова Н. В. Мастерство И. С. Тургенева-драматурга: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1961. 17 с.
64. Коллинсон-Монрей Л. История династии Сфорца. СПб., 2005. 352 с.
65. Комета. Учебно-литературный альманах, издаваемый Н. Щепкиным. Обзор // Библиотека для чтения. 1851 № 5—6. С. 43.
66. Кони Ф. А. Русский театр. Театральная летопись // Пантеон и репертуар русской сцены. 1850. №1. С. 26—27.
67. Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр // Пантеон и репертуар русской сцены. 1851 № 2. С. 23—24.
68. Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр в Петербурге // Пантеон. 1852. Т. 1. №1. С. 10—12.
69. Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М., 2007. 502 с.
70. Критика. Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. №1. С. 15—16.
71. Кугель А. Р. Как играть Тургенева // Кугель А. Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика. М., 1934. С. 72—81.
72. Кучеровский Н. М. «Сложная психологическая задача» комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Из истории литературы: Сборник статей. Учёные записки Калужского педагогического института. 1963. Вып. 11. Калуга. С.21—42.
73. Кучеровский Н. М. Дворяне и разночинцы в комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Филологический сборник. Учёные записки. Калуга, 1960. Вып. 8. С. 3—22.
74. Кучеровский Н. М. Социально-историческая драма И. С. Тургенева. Автореферат дис... канд. филол. наук. М., 1951. 14 с.
75. Кучеровский Н. М. Три редакции комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Учёные записки Калужского педагогического института. Вып. IV. Калуга, 1957. С. 165—182.
76. Лебедев 10. В. И. С. Тургенев и А. Н. Островский в начале 1850-х годов // Православная традиция в русской литературе XIX века: сборник научных статей. Кострома, 2010. С. 220—226.
77. Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1989. 207 с.
78. Лебедев Ю. В. Тургенев // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя. 2012. С. 447—451.
79. Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. М., 2006. 607 с.
80. Левина Е. Н. Проблема биографизма в творчестве И. С. Тургенева 1840—1850-х годов. Автореферат дисс...канд. филол. наук. СПб., 2009. 25 с.
81. Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. 582 с.
82. Литературно-энциклопедический словарь. М., 1987. 752 с.
83. Литературная энциклопедия: в 11 т. М., 1929—1939.
84. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.; Л., 1967. 372 с.
85. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. 359 с.
86. Лотман Л. М. Драматургия 30—40-х годов XIX века // История русской литературы. Т. 7. М.; Л., 1955. С. 621—654.
87. Лотман Л. М. Драматургия Тургенева и её место в истории русской драматической классики // Тургенев в современном мире. М., 1987. С. 171—183.
88. Лотман Л. М. [Комментарии] // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 2. М., 1979. С. 529—560.
89. Лотман Л. М. Островский и драматургия второй половины XIX века // История всемирной литературы: в 9 тт. Т. 7. М., 1991. С. 62—76.
90. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII—нач.Х1Х в.). СПб., 1994. 398 с.
91. М. Савина и А. Ф. Кони. Переписка. 1883—1915. Л.; М., 1938. 115 с.
92. Мазон А. Работа Тургенева над романом «Два поколения» // Литературное наследство. Т. 73. Кн.1. М., 1964. С. 39—51.
93. Мазон А. Творческие замыслы, наброски и планы 1840—1850-х годов //Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. С. 17—21.
94. Мериме П. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1983. 416 с.
95. Модина Г. И. История издания в России философской драмы Г. Флобера «Искушение святого Антония» // Библиотековедение. 2008. №3. С. 50—56.
96. Морозов П. О. Реферат о комедиях Тургенева // Ежегодник Императорских театров. XIV. 1903—1904. С. 33—43.
97. Муратов А. Б. «Светская комедия» И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник / под ред. проф. В. М. Марковича. Л., 1988. С. 172—185.
98. Муратов А. Б. Драматургия И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Сцены и комедии. Л., 1986. С. 3—38.
99. Муратов А. Б. Романтическая драма Тургенева «Неосторожность» // И.С. Тургенев: Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 25—32.
100. Муратов А. Б. Тургенев и Чехов: «Завтрак у предводителя» и «Юбилей» // Концепция и смысл: Сборник статей в честь 60-летия проф.
B. М. Марковича. Спб., 1996. С. 273—282.
101. Назарова Л. Н. А. Н. Островский и И. С. Тургенев. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Орёл, 1973. 28 с.
102. Некрасов Н. А. III театральные новости (Октябрь 1849) // Современник. 1849. №11 —12. С. 138-142.
103. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. М., 1948—1953.
104. Некрасов Н. А. Театральные новости // Современник. 1849. № 11—12.
C. 138—142.
105. Овчинина И. А. А. И. Журавлёва об Островском // А. Н. Островский. Материалы и исследования. Вып. 3. Шуя, 2010. С. 3—11.
106. Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. М., 1999. 224 с.
107. Оксман Ю. Г. [Примечания] // Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 10 т.Т. 3. М.;Л, 1929. С. 223—250.
108. Оксман Ю. Г. И. С. Тургенев: Исследования и материалы: Вып. 1. Одесса, 1921. 127 с.
109. Оксман Ю. Г. Сцены и комедии // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Сочинения: в 15 т. Т. 2. М.; Л., 1961. С. 369—469.
110. Оливье Р. Либретто оперетт и комедия 1867—1869 // Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. С. 69—89
111. Основин В. В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Вологда, 1970. С. 237—248.
112. Основин В. В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980. 190 с.
113. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: в 16 т. М., 1941—1953.
114. Отечественные записки. 1843. № 10. С. 221.
115. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века. Л., 1975. 344 с.
116. Павлов Л. В. И. С. Тургенев в 40-ые годы. Автореферат дис... канд. филол. наук. Петрозаводск, 1956. 18 с.
117. Патапенко С. Н. Драматургические опыты И. С. Тургенева 1860-х гг. в контексте театральных исканий начала XX века // Неординарные формы русской драмы XX столетия: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда. 1991. С. 75—88.
118. Патапенко С. Н. Драматургия И. С. Тургенева как предшественница «новой драмы» // Драматургические искания Серебряного века: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1997. С. 53—62.
119. Патапенко С. Н. Природа конфликта в драматургии И. С. Тугенева. Автореферат дис...канд. филол. наук. Вологда, 2000. 20 с.
120. Переписка И. С. Тургенева: в 2 т. М., 1986.
121. Петербургские театры в январе // Отечественные записки. 1852. № 1—2. С. 161—165.
122. Петров В. Александровский театр. Бенефис Максимова //Санкт-Петербургские ведомости. 1852. № 19. С. 76.
123. Петров С. М. Драматургия Тургенева // Петров С. М. И. С. Тургенев. М, 1961. С. 125—150.
124. Письма о современном искусстве // Русская мысль. 1900. № 2. С. 172—180.
125. Поляков М. Я. Русский театр в кривом зеркале пародии // Русская театральная пародия XIX—начала XX века. М., 1976. С. 6—38.
126. Поляков М. Я. Язык пародии и проблема структуры стиля // Литературное направление и стили. М., 1976. С. 115—130.
127. Пустовойт П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века М., 1957. 126 с.
128. Пустовойт П. Г. Творческий путь Тургенева. Очерк. М., 1977. 138 с.
129. Пыпин А. П. Списки пьес Тургенева в собраниях Ленинградской библиотеки имени Луначарского // О театре. Л., 1940. С. 201—214.
130. Рахманькова Е. А. А. Н. Островский - либреттист. Шуя, 2011. 156 с.
131. Русская литература (раздел Критика и библиография) // Современник. 1848. № 12. С. 198.
132. Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. №1. С. 15—16.
133. Русские драматурги XVIII—XIX вв. Монографические очерки: в 3 т. Т. 2: Первая половина XIX века / под ред. Г. П. Бердникова. М.; Л., 1961. 461 с.
134. Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены // Время. 1862. №9. С. 128—130.
135. Русский мир. 1862. № 6. С. 157-158
136. Рыбакова Ю. П. [Примечания] // Тургенев И. С. Сцены и комедии. М., 1984. С. 465—495.
137. Рыбакова Ю. П. Тургенев-драматург // Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 9. М., 1979. С. 259—283.
138. Садовников Д. Ii. Встречи с И. С. Тургеневым // Русское прошлое. 1923. №1. С. 74—86.
139. Санкт-Петербургские Ведомости. 1873. № 319 от 19 ноября. С. 2.
140. Седова Е. В. «Сцены» и «картины»: к постановке проблемы [на материале пьес А. Н. Островского] // Драма и театр: Сборник научных трудов. Тверь, 2002. Вып. 4. С. 40—50.
141. Симонов Р. Н. О традициях режиссуры Е. Б. Вахтангова // Мастерство режиссёра: Сборник статей режиссёров советского театра. М., 1956. С. 203— 285.
142. Скабичевский А. Женщины в пьесах А. Н. Островского // Северный вестник. 1887. №8. С. 151 — 190.
143. Смесь. Внутренние известия // Отечественные записки. 1852. №1. С. 60.
144. Комета, учёно-литературный альманах, Изданный Николаем Щепкиным. Москва. 1851 // Современник. 1851. № 5—6. С. 5.
145. Созина Е. К. Архетипические сюжеты и литературные мотивы в пьесах И. С. Тургенева // Драма и театр: Сборник научных трудов. Тверь, 2002. № 4. С. 51—61.
146. Соколова В. Ф. Драматические «сцены» и «картины» как особый жанр драматургической литературы 50—60-х годов XIX века // Русская драматургия и литературный процесс: Сборник научных трудов. СПб.; Самара, 1991. С. 172—201.
147. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М., 1954. 516 с.
148. Стенник Ю. В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Д., 1974. С. 168—202.
149. Театральна хроника // Воронежские губернские ведомости. 1850. № 20. С. 160—164.
150. Театральная энциклопедия: в 5 т. Т. 5 // Гл. ред. С. С. Мокульский. М., 1967. 1136 с.
151. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. М, 1978—1992.
152. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М., 1978—1986.
153. Тучкова-Огарёва Н. А. Воспоминания. М., 1959. 382 с.
154. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 270—281.
155. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи: в 2 т. Т. 2. М., 1984. 503 с.
156. Хализев В. Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование. М., 1986. 260 с.
157. Чайкина Т. В. Жанр картин и сцен в творчестве А. Н. Островского. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Иваново, 2011. 22 с.
158. Чайкина Т. В. Жанр сцен в творчестве А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 3 / отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2010. С. 85—93.
159. Чернов Н. М. Из разысканий о Тургеневе // Тургенев и современники / под ред. М. П. Алексеева. JL, 1977. С. 212—221.
160. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 13. М., 1978. 400 с.
161. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 7. М., 1955. 640 с.
162. Чичерин А. В. Тургенев и его стиль // Чичерин А. В. Ритм образа. М., 1980. С. 26—52.
163. Чудаков А.П. Полвека русской драматургии // Вопросы литературы. 1971. №9. С. 214—219.
164. Чуйко В. В. // Отечественные записки. 1849. № 11. С. 156—159.
165. Шаталов С. Е. И. С. Тургенев в современном мире. М., 1987. 319 с.
166. Шаталов С. Е. Проблемы поэтики И. С. Тургенева. М., 1969. 328 с.
167. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М., 1979. 312 с.
168. Швирц Г. «Последний колдун». Рижская постановка оперы // Тургеневский сборник. Матреиалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Д., 1969. Т. V. С. 285—289.
169. Швирц Г. Представление оперетты «Последний колдун» // Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. С. 208—224.
170. Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962. С. 227—235.
171. Якобсон Р. О. Работы по поэтике: Переводы. М., 1987. С. 250—253.
172. Ямпольский И. Поэзия Тургенева // И. С. Тургенев. Стихотворения и поэмы. Л., 1970. С. 5—60.
173. Smith М. A. ProsperMerimee. NY. ,1972.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.