Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сурат, Ирина Захаровна

  • Сурат, Ирина Захаровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 238
Сурат, Ирина Захаровна. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1985. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сурат, Ирина Захаровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА И ПРОБЛЕМА НАРОДНОСТИ.

Глава 2. РАСЦВЕТ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИН! И

ЖУКОВСКОГО 18 31 ГОДА.

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРЕ 1832-1839 ГОДОВ

3 АКЛЮЧЕН ИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов»

Понятие "литературной сказки" недостаточно разработано в современном литературоведении. Об этом свидетельствует хотя'бы тот факт, что статья "Сказка" в "Краткой Литературной энциклопедии" посвящена целиком фольклорной сказке, литературная же едва упомянута (281)*. Отдельная статья о жанре литературной сказки в "Краткой Литературной энциклопедии" отсутствует, что само по себе показательно. Как пишет исследовательница скандинавской литературной сказки Л.Ю.Брауде, "порой. понятия "народная" и "литературная" сказка не дифференцируются вообще и слово "сказка" употребляется, когда речь идет как о первой, так и о второй" (172, с.5).

Между тем литературная сказка представляет из себя самостоятельный литературный жанр, тлеющий свои внутренние законы и свою эволюцию. При этом определить границы жанра оказывается достаточно сложно, поскольку литературная сказка объединяет самые разнородные явления. Рассмотрим определение жанра, даваемое Л.Ю.Брауде: "Литературная сказка - авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей" (172, с.6-7; 171, с.234).

Уже в первой части этого определения содержится серьезная проблема. В какой степени авторскими можно считать, к примеру, сказки братьев Гримм? Они, безусловно, созданы на фольклорной основе, однако несут зримый отпечаток личности собирателей. В ! этом и в других подобных случаях трудно провести четкую границу ыежду записью фольклорной сказки и сказкой авторской, литературной. Однако эта граница несомненно существует. Она состоит в наличии или отсутствии авторского замысла, индивидуальной концепции произведения. Согласно этому критерию среди сказочных текстов выделяются следующие: запись фольклорной сказки (которая может быть дословной или менее точной), литературная обработка фольклорной сказки и собственно литературная сказка. По такой классификации сказки братьев Гримм относятся ко второму разряду.

В предлагаемой работе рассматриваются лишь те произведения, которые безусловно можно отнести к собственно литературным сказкам, то есть оригинальные авторские сказки. Однако последние также неоднородны по своей жанровой природе, что отражено в приведенном определении Л.Ю.Брауде. Литературные сказки могут быть основаны на фольклорном материале, а могут быть полностью плодом авторского вымысла, и это определяет принципиальную разницу между двумя жанровыми разновидностями.

Тип литературной сказки, не связанной с фольклором, наиболее ярко представлен в западноевропейской традиции. Особенно выделяются сказки немецких романтиков - Э.Т.А.Гофмана, В.Гауфа, Нова-лиса, В.Вакенродера, Л.Тика, К.Брентано. Как пишет исследовательница немецкого романтизма А.Б.Ботникова, "романтическая сказка -плод чистой фантазии, почти без опоры на традицию. Она не подчиняется никаким канонам и правилам." (170, с.5).

Совершенно иное явление представляет из себя литературная сказка, основанная на фольклорных источниках. Здесь, напротив, жанровая природа произведения в большой степени предопределена традицией, над автором довлеет фольклорный канон, который вступает в самые разные отношения с его творческой волей. Соответст

• венно, такая литературная сказка соединяет в себе черты индиви-. дуального авторского творчества с использованием в большей или меньшей мере традиции фольклорной сказки. Эта традиция уже сама по себе несет определенное содержание, что и позволяет автору литературной сказки сочетать в идейной структуре своего произведения всеобщее, универсальное и индивидуальное, личностное.

В русской литературе рассматриваемого периода представлены оба типа сказок. С одной стороны, это произведения, не имеющие отношения к сказочному фольклору - сказка Антония Погорельского (А.А.Перовского) "Черная курица" (1829), сборник В.Ф.Одоевского "Пестрые сказки" (1833) и его же "Городок в табакерке" (1834). С другой стороны, это сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, В.И. Даля, П.П.Ершова, П.А.Катенина, Н.М.Языкова, связанные в разной степени с народным творчеством. Некоторые исследователи русской литературной сказки рассматривают эти произведения в одном ряду (213; 230, 0.142-144).

По нашему мнению, разница между двумя описанными типами литературной сказки настолько велика, что целесообразно рассматривать их совершенно отдельно. Сказки Антония Погорельского и В.Ф.Одоевского, ориентированные на немецкую романтическую сказку, скорее могут, быть охарактеризованы как фантастические повести. Сказки же Пушкина или Даля вполне оправдывают свое жанрор вое определение тесной связью со сказочным фольклором . Именно такие сказки и являются объектом предлагаемого исследования.

При этом мы ограничиваемся лишь стихотворными сказками, выделяя их в особую жанровую разновидность. В стихотворной сказке наиболее отчетливо проявляются жанровые свойства литературной сказки в отличие от обработок фольклорного сказочного материала. Прозаическая форма литературной сказки, адекватная сказке фольклорной, допускает более или менее точную стилизацию, тогда как в стихотворной сказке уже сама фирма становится проявлением активной творческой воли поэта, знаком установки на самостоятельное авторское произведение. Показательно, что прозаическая сказка, в отличие от сказки стихотворной, так и не дала в первой половине XIX века подчеркнуто авторских произведений, отмеченных печатью творческой индивидуальности (о специфике сказок Даля будет сказано в соответствующем месте). Если прозаическая сказка тяготеет к стилизации фольклора, то стихотворной свойственен личностный лиризм, определяющий ее жанровое лицо.

Уже в "Краткой риторике" А.Ф.Мерзлякова литературная сказка как самостоятельный жанр получила свое теоретическое осмысление. А.Ф.Мерзляков писал: "Вымышленные повествования отличаются друг от друга их содержанием, формою и слогом. Когда их содержание основано на народных рассказах и несбыточных чудесностях, принимают они название сказок. Главное достоинство их состоит в слоге, который отличается легкостью, натуральною живостию и некоторою простотою. Времена рыцарские и баснословные царства фей суть Q обыкновенные магазины для сего рода сочинений" (61,с.79-80)°.

Теория здесь явно обогнала практику: жанра литературной сказки как такового не существовало в России вплоть до 1830-х годов. Однако это не означает, что русская литературная сказка возникла вдруг, на пустом месте. Развитие других жанров, связанных с фольклором, подготовило почву для сказки.

Наиболее близким к стихотворной сказке жанром является жанр сказочно-богатырской поэмы. Этот жанр достиг особого подъема в конце ХУШ - начале XIX века - в это время создаются "Илья Муромец" (1794) Н.М.Карамзина, "Добрыня" (1796) Н.А.Львова, "Бова" (1798-1799) А.Н.Радищева, "Алеша Попович" (1801) и "Чурила Плен-кович" (1801) Н.А.Радищева, "Царь-девица" (1812) Г.Р.Державина и др. Названные произведения отражают определенный интерес к

1 народной поэзии в русской литературе рубежа веков. Важно, одна-* ко, определить принципиальную разницу между этими и подобными им произведениями и более поздними стихотворными сказками.

Авторы сказочно-богатырских поэм ориентировались не столько на фольклор, сколько на чулковско-левшинскую традицию, связанную с западноевропейским рыцарским романомА Использование былинных образов и отдельных сказочных мотивов не определяет поэтики сказочно-богатырских поэм, а имеет орнаментальный характер^. Несмотря на это, роль поэм Карамзина, А.Н.Радищева, Н.А.Радищева, Львова, Державина в формировании жанра литературной сказки достаточно велика, в этих произведениях предпринята, хотя и не последовательная, попытка освоения мотивов и образов народной поэзии. Сказочно-богатырские поэмы непосредственно подготовили появление пушкинского "Руслана и Людмилы" - этапного произведения в овладении сказочной тематикой.

Сложность изучения сказки состоит, в частности, в том, что неустойчивость жанровых представлений определила и неустойчивость термина: "сказкой" в конце ХУШ - первой трети XIX века называли произведения самых разных жанров. С одной стороны, Карамзин назвал своего "Илью Муромца" "богатырской сказкой", а с другой стороны, Пушкин именовал "сказками" не только собственно сказки,но и "Повести Белкина", а также гоголевскую "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (301,т.4,с.133).

К тому же, термин "сказка" был прочно закреплен за жанром, не^имеющим ничего общего с предметом нашего исследования. Это жанр стихотворной новеллы, широко распространенный в русской поэзии конца ХУШ - начала XIX века. В 1779 году из печати выходит сборник "Басни и сказки" И.И.Хемницера, в 1796 - "Басни и сказки" И.И.Дмитриева, в 1814 - "Басни и сказки" А.Е.Измайлова. В перечисленных сборниках под названием "сказок" фигурируют небольшие стихотворные сюжетные произведения сатирического звучания, близкие по своей жанровой сути к басням, с той разницей, что действуют в них в основном не "аллегорические персонажи, а люди" (308, с.8). Б таких "сказках" преобладает установка на достоверность и нравоучительность. Иногда произведениям этого жанра дается также синонимичное жанровое определение "быль". По мнению А.Н.Соколова, "термин быль как синоним сказки появился, по-видимому, из желания подчеркнуть жизненную, бытовую достоверность этого жанра, существенно отличающегося от сказки в традиционном смысле, как произведения, основанного на далеком от реальной действительности вымысле" (308,с.8). Как видим, такую "сказку" с собственно литературной сказкой объединяет лишь название.

История изучения литературной сказки складывается из двух -типов исследований. Большая их часть посвящена сказкам отдельных авторов - о таких исследованиях говорится в соответствующих местах предлагаемой работы. Меньшая часть исследований посвящена истории жанра в целом, именно на них мы здесь и остановимся, по необходимости кратко.

Первой работой, в которой был собран богатый материал по литературной сказке, стала работа дореволюционного исследователя Н.Н.Трубицына "О народной поэзии в общественно-литературном обиходе первой трети XIX века, вышедшая в 1912 году (317). В этой книге впервые предпринята попытка обобщения обширных сведений по использованию сказочного фольклора в русской литературе первой трети XIX века. На основании просмотра большого количества периодических изданий Н.Н.Трубицын выявил с почти исчерпывающей полнотой многочисленные интересные факты и мельчайшие подробности литературных полемик, развернувшихся вокруг проблемы освоения фольклора, и это является несомненным достоинством книги.

• Важно и то, что в работе Н-. Н.Трубицына жанр сказки рассмотрен , в широком контексте литературного движения, на фоне споров о народности, наряду с другими подобными жанрами - "русской песни", "простонародной" баллады, сказочно-богатырской поэмы. Но работа Н.Н.Трубицына носит обзорный характер, в ней отсутствует анализ поэтики сказок (что, впрочем, предопределено задачами книги). Разнородный фактический материал, собранный в ней, не находит должного осмысления. Несмотря на это, исследование Н.Н.Трубицына до сих пор сохраняет свое научное значение как собрание фактов о взаимодействии народной поэзии и литературы первой трети XIX века.

Первым фундаментальным и систематическим исследованием русской литературной сказки явилась книга И.П.Лупановой "Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века" (Госиздат Карельской АССР, Петрозаводск, 1959). Задачи исследования определены автором следующим образом: "Предлагаемая монография представляет попытку разработки проблемы литературно-фольклорных связей, исходя из истории освоения русской литературой в целом на протяжении сравнительно небольшого исторического периода (первой половины XIX века) одного из популярнейших жанров народного творчества - сказки" (243,с.4). Согласно этой задаче, в книге рассматриваются произведения различных литературных жанров, так или иначе испытавшие на себе влияние фольклорной сказки. Объектом анализа становятся и литературные обработки и переложения фольклорных сказок, и сказочно-богатырские поэмы, и повести или романы, использующие сказочные мотивы, и баллады, и наконец литературные сказки. Монография И.П.Лупановой стала этапной работой в истории изучения литературной сказки. Здесь рассмотрен огромный материал от сборников В.А.Левшина, М.В.Попова, М.Д.Чулкова до сказок Н.А.Некрасова, вводится в научный оборот

Целый ряд не учтенных фактов обращения писателей к миру фоль- < клорной сказки. Книга И.П.Лупановой отличается высокой компетентностью, и добросовестностью исследования. Однако ракурс, избранный исследовательницей, делает изучение литературной сказки в ее книге несколько односторонним. Литературные сказки рассматриваются в работе с позиций фольклориста, то есть с точки зрения того, какой фольклорный материал ложится в основу произведения и как этот материал используется писателем. И.П.Лупанова сосредоточивается главным образом на выявлении фольклорных параллелей к литературным образам и мотивам.

Выяснение этих вопросов, безусловно, необходимо, но этим не может ограничиваться исследование жанра. Рассмотрение литера- турных сказок лишь с точки зрения близости к фольклору значительно обедняет их интерпретацию, поскольку фольклорные традиции определяют только одну сторону содержания и поэтики сказок. В остальном литературные сказки не меньше, чем произведения любого другого жанра живут по законам литературы, а не фольклора.

Односторонность подхода И.П.Лупановой к литературной сказке до некоторой степени восполняется книгой Т.Г.Леоновой "Русская литературная сказка ХЕХ века в ее отношении к народной сказке (поэтическая система жанра в историческом развитии)" (Томск: Издательство Томского университета, 1982). Задачи своей работы' Т.Г.Леонова формулирует следующим образом: "Считаем необходимым рассмотрение сказок писателей в единстве составляющих их компонентов (народно-поэтических и собственно авторских) - компонентов двух художественных систем (фольклорной и литературной), объединенных в произведении в одну жанровую систему" (230,с.8). Именно соотношение фольклорных и литературных элементов (заметим, что разграничить их порою бывает достаточно трудно) становится для исследовательницы той призмой, через которую она изучает историю жанра на протяжении всего XIX века. '

Такая постановка вопроса не вызывает возражений. При этом хочется подчеркнуть, что любой традиционный образ, сюжет (и фольклорный и литературный) входит в произведение не сам по себе, а как часть авторского замысла, и связан таким образом с мировоззренческими основами творчества. Поэтому литературная сказка, как и всякое литературное произведение, требует изучения в контексте всего творчества писателя. Примером подобного подхода к литературной сказке могут служить статьи B.C.Непомнящего о сказках Пушкина (266; 267; 268,c.I43-2II).

К сожалению, в книге Т.Г.Леоновой сказки анализируются как нечто отдельное от творчества писателя в целом. Здесь не ставится вопрос о том, почему пришли к сказкам Пушкин и Жуковский, как связаны сказки Пушкина с другими его произведениями 1830-х гг., или сказки Жуковского - с его лирикой и поздним эпосом. А между тем это все реальные и конкретные проблемы, остающиеся в большой степени неясными. Тенденция изолированного изучения жанра сказалась и в том, что в книге практически отсутствует контекст той или иной эпохи. Это не дает автору возможности показать эволюцию сказки как часть живого литературного процесса во всех ее многообразных связях с другими жанрами и традициями.

Серьезные возражения вызывает и принцип отбора материала в книге Т.Г.Леоновой. Исследование в основном сосредоточено на сказках Пушкина и Салтыкова-Щедрина. Однако автор поставил перед собой задачу изучить историю жанра на протяжении всего XIX века, а эта задача может быть выполнена лишь на самом широком материале. Между тем среди стихотворных сказок в книге не упомянуты три из четырех сказок Жуковского, не говоря уже о сказках менее известных писателей, таких как Е.Б.Кульман, А.А.Фукс, И.Анордист, Ф.Миллер и др. Интереснейшим сказкам Катенина и Язынова отведено по нескольку строк, причем неверно указано название сказки Катенина ("Княжна" вместо "Княжна Милуша"), а также дата ее написания (1834г. - вместо 1832-1833). Среди прозаических сказок не упомянута большая часть сказок Даля и Одоевского, а также сказки С.Т.Аксакова, М.Л.Михайлова, К.Д.Ушинского, В.М. Г аршина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.Г.Гарина-Михайловского, Л.Н. Толстого^. Без учета этих сказок картина истории жанра выглядит искаженно.

Использованный в книге Т.Г.Леоновой материал не подвергается необходимой дифференциации. В одном ряду рассматриваются стихотворные и прозаические сказки, а также сказки, ориентированные на фольклор и не связанные с ним. В попытках уяснить типологию жанра Т.Г.Леонова проводит прямую связь между "Сказкой о золотом петушке" Пушкина и сказками Салтыкова-Щедрина - мысль о такой преемственности настойчиво проводится в разных главах книги. Однако и с точки зрения содержания и с точки зрения жанровых особенностей сказок такое сближение представляется по мень шей мере необоснованным. Сказки Салтыкова-Щедрина являются, как известно, аллегорическими памфлетными произведениями остро публицистического звучания (то же самое можно сказать и о сказках Д.Д.Минаева, А.П.Барыковой, П.В.Шумахера, С.А.Басова-Верхоянце-ва). Это скорее псевдосказочные произведения, и слабо выраженная сказочная традиция играет здесь служебную роль, чего никак нельзя сказать о пушкинской сказке. Подобное смещение является результатом недостаточного внимания к мировоззренческому содержанию сказок. Схема эволюции жанра, построенная Т.Г.Леоновой, поглощает в ее анализе индивидуальные особенности рассматриваемых 7 произведений, .

Отмеченные недостатки не отменяют важности и актуальности книги Т.Г.Леоновой. При этом целый ряд вопросов, связанных с историей и поэтикой литературной сказки, еще ждет своего разрешения.

Кроме работ русских и советских исследователей, русской литературной сказке посвящена книга австрийской исследовательницы Рут Паули "Русская стихотворная сказка от Пушкина до Цветаевой. К истории и анализу жанра", вышедшая в Вене в 1978 году (340). Как явствует уже из заглавия книги, в ней рассматриваются лишь стихотворные сказки; с точки зрения хронологии книга охватывает материал ХУШ-ХХ веков. Такие широкие хронологические рамки исследования не позволяют автору работы подробно проанализировать сказки отдельных авторов. Книга Р.Паули мало что прибавляет к исследованиям русских и советских литературоведов, в ней отсутствует концептуальная определенность, а отдельные проо изведения сказочного жанра интерпретируются упрощенно и неточно .

Настоящая работа посвящена стихотворной литературной сказке 1830-х годов. Основная задача работы состоит в том, чтобы обосновать выделение 1830-х годов как наиболее важного периода в истории жанра, в течение которого сказка, интенсивно развиваясь, переживает заметную эволюцию. При анализе сказок акцент делается не на фольклорных параллелях, а на собственно литературной специфике произведений.

В первой главе работы "Литературная сказка и проблема народности" рассматриваются общественно-литературные предпосылки возникновения жанра. Здесь исследуется проблема народности в русской литературе в том ее аспекте, который связан с формированием литературной сказки. В этой же главе сказки 1830-х годов рассматриваются и с функциональной точки зрения, изучается их восприятие в литературной критике и в широких литературных кругах. Таким образом основная задача первой главы сводится к выяснению места сказок в литературном процессе.

- 14

Задача второй главы "Расцвет сказки в творчестве Пушкина и Жуковского 1831 года" - показать значение сказок Пушкина и Жуковского 1831 года для истории жанра. Здесь обосновывается необходимость нового подхода к сказкам Пушкина и Жуковского, а также ставится вопрос о том, насколько идеологически и эстетически закономерным для обоих поэтов было обращение к сказочному жанру. При анализе сказок Пушкина и Жуковского, написанных в ходе так называемого сказочного "соревнования" царскосельским летом 1831 года,преобладает установка на выявление общих черт в содержании и поэтике сказок, в противовес существующей традиции их противопоставления.

В третьей главе "Эволюция жанра в литературе 1832-1839 гг." рассматриваются сказки Пушкина 1833-1834 гг., сказки Катенина, Ершова, Языкова и массовая сказка 1832-1839 гг. Выясняются основные направления развития жанра в указанный период, а также индивидуальные пути поэтов в освоении сказочного материала. Ставится вопрос о том, почему к 1840-м годам литературная сказка отодвигается на периферию литературной жизни.

В заключении подводятся итоги работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сурат, Ирина Захаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральной для русской эстетики второй половины 1820-х -первой половины 1830-х годов была проблема народности. Один из путей разрешения этой проблемы связывался с освоением литературой народной поэзии. С наибольшей глубиной и четкостью проблема народности и фольклоризма поставлена в эстетике Пушкина, вобравшей в себя достижения предшествующей эстетической мысли.

Жанр литературной сказки отразил всеобщее стремление к народности и самобытности, тленно поэтому в начале 1830-х годовсказка выдвигается на авансцену литературной жизни как один из наиболее симптоматичных и актуальных жанров.

По мере появления в печати литературные сказки подвергаются активному обсуждению. Реакция современников на сказку приобретает принципиальное значение в контексте споров о народности в критике первой половины 1830-х годов. Анализ мнений Полевого, Надеждина, Белинского и др. позволяет сделать вывод о непонимании русской критикой специфики сказок Пушкина и Жуковского. Их сказки, так же, как сказки Даля и Ершова были расценены как попытка "подделаться" под фольклор, в точности воспроизвести дух и форму народной поэзии.

Между тем сказки Пушкина и Жуковского являются не подражательными, а глубоко оригинальными произведениями, в которых решается целый ряд эстетических и идеологических проблем.

В работе показано, что обращение Пушкина к сказке в 1830-х годах было закономерным итогом многолетних творческих поисков. Первые стихотворные сказки, написанные Пушкиным болдинской осенью 1830 года, - "Сказка о медведихе" и "Сказка о попе и о.,ра-ботнике его Балде" - своими идейно-художественными особенностями тесно связаны с другими болдинскими произведениями 1830 года. Анализ этих сказок в плане источников, образности, стиля,стиха позволяет уточнить их жанровую специфику и сделать вывод о том, что "Сказка о медведихе" и "Сказка о попе и о работнике его Балде" отражают ранний этап пушкинского сказочного творчества,этап освоения фольклорного материала.

Особое внимание уделено сказкам, написанным Пушкиным и Жуковским в Царском Селе летом 1831 года. В работе оспаривается традиционно сложившееся мнение о неорганичности сказочного жанра для творчества Жуковского. Две стихотворные сказки Жуковского 1831 года - "Сказка о царе Берендее." и "Спящая царевна" подготовлены целом рядом фактов его творческой эволюции.

Идейный комплекс народной сказки оказывается в 1831 году актуальным и для Пушкина и для Жуковского, поэтому их сказочное "соревнование" далеко не случайно. Анализ художественного своеобразия царскосельских сказок 1831 года позволяет существенно скорректировать устоявшуюся традицию противопоставления сказок Пушкина сказкам Жуковского, выявить много общего в их содержании и поэтике. Сказки Пушкина и Жуковского при несомненности индивидуальных различий объединяются общими принципами отбора и обработки источников, общностью тематики и проблематики, принципов организации повествования.

Царскосельские сказки Пушкина и Жуковского отвечают критериям широко понятой народности, в них гармонично сливаются национальное и общечеловеческое, индивидуальное и народное. "Классичность" сказок 1831 года состоит в том, что их личностное содержание соответствует идеалу народной сказки, а их ху--дожественные особенности - народной эстетике.

Сказки Пушкина I833-I834 гг. значительно отличаются от предшествующих. Изменяются принципы отбора и обработки источников, стилистические особенности сказок. Их идейно-тематическое • содержание приходит в несоответствие с фольклорным сказочным каноном. Сказки проанализированы в контексте творчества позднего Пушкина.

Особую разновидность стихотворной сказки предлагает Катенин в "Княжне Милуше". Ориентируясь на западноевропейскую традицию и на традицию русской сказочно-богатырской поэмы, он одновременно иронически переосмысляет ряд образов и мотивов русского сказочного и былинного фольклора. Сказка Катенина занимает особое место в его творческой биографии - она отражает стремление по-своему"приобщиться к актуальным тенденциям литературного процесса. Стиль сказки выдержан в русле пушкинских традиций. Проанализирована роль лирических отступлений в художественном мире сказки. Многие мотивы лирических отступлений находят параллели в поэзии Пушкина (лирика, "Евгений Онегин"). Все это определяет уникальное место "Княжны Милуши" в истории жанра стихотворной сказки.

Специфика сказки Ершова "Конек-Горбунок" состоит в том,что в основе ее поэтики лежит принцип импровизации. Этот принцип . определяет сюжетное построение сказки, ее стилистические особенности. Подробный анализ стиля сказки Ершова позволил выделить образ "простонародного" рассказчика, который создается за счет специфических стилистических средств - просторечных, диалектных, разговорных и просто неправильных, нелитературных форм и выражений. Из этого складывается особый словесный мир ершовской сказки. По своей жанровой природе "Конек-горбунок" заметно отходит от традиций Пушкина и Жуковского.

Сказки Языкова отражают процесс значительной эволюции жанра во второй половине 1830-х годов. "Сказка о пастухе и диком вепре" содержит элемент пародии на всю сказочную литературу,,что свидетельствует о некоторой^исчерпанности жанра. Пародийный элемент также свойственен "Жар-птице", однако не этим определяется ее жанровая специфика. "Жар-птица" представляет собой лирическую драму на фольклорный сказочный сюжет, которая вмещает и чистую лирику, и политические аллюзии, и литературно-полемичео-кую проблематику.

Рассмотрение массовой сказки 1830-х годов довершает карти--ну эволюции жанра. Массовая сказка слабо связана с фольклором. -Испытав на себе поверхностное влияние сказок Пушкина и Ершова, она превращается в чисто развлекательный-жанр.

В работе обосновано выделение 1830-х годов как завершенного периода в истории жанра. За этот период литературная стихотворная сказка формируется, переживает свой расцвет в творчестве Пушкина и Жуковского и затем претерпевает значительную эволюцию. Для русской литературы 1830-х годов жанр имел большое значение в связи с проблемой народности, обновления тематики и поэтического языка литературы на основе освоения народного творчества.

К началу 1840-х гг. литературная сказка теряет актуальность и уступает место другим жанрам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сурат, Ирина Захаровна, 1985 год

1. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полы.собр.соч. 5-е изд. т.17,с.206-213.

2. Ленин В. И. Статистика и социология. Полн.собр.соч. - 5-еизд., т.30,с.349-356.

3. Баратынский Е.А. Письмо И.В.Киреевскому, июнь 1832 г. В кн.:

4. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., I95I,c.5I9.

5. Бахтурин К.П. Сказка о Ниле-царевиче и об Ивашке-белой рубашке. В кн.: Бахтурин К.П. Стихотворения.СПб.,1837,с.50-Ш.

6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. М.:

7. Изд-во АН СССР, 1953-1959.

8. Востоков А.Х. Опыт о русском стихосложении. СПб.,1817.-167 с.

9. Вяземский П.А. Несколько вынужденных слов. В кн.:Вяземский

10. П.А. Поли.собр.соч.: В 12-ти т. СПб.,1878,т.I,с.172-177.

11. Вяземский П.А# Разбор второго разговора, напечатанного в te 7

12. Вестника Европы". Дамский курнал3 1824,ч.58,с.75-79.

13. Вяземский П.А.Сочинения: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1982.1.v Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1984. - 464 с.

14. Гердер Й.Г. Избранные сочинения. М.; Л.: Гослитиздат,1959. 1ЛХ, 392 с.

15. Глаголев А.Г. Умозрительные и опытные основания словесности:1. В 4-х т. СПб., 1834.

16. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине. В кн.: Гоголь Н.В.

17. Собрание сочинений: В 7-ми т., М., 1978,т.6,с.63-68.

18. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7-ми т. М.Художественная литература, 1979, т.7. - 429 с.

19. Даль В.И. Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. М.; Л.:1. Гослитиздат, 1961- 463 с.

20. Даль В.И. Полтора слова о нынешнем русском языке. Москвитянину 1842, ч.Х, № 3, с.549-550.26.< Даль В.И.> В.Луганский. Русские сказки. Пяток первый. 1. СПб., 1832. 201 с.

21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка:

22. В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980. 28* Дедушкины прогулки* - М., 1819. - 275 с.

23. Державин Г.Р. Царь-девица. В кн.: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957, с.352-358.

24. Детские сказки. Детский собеседник, 1826, № 2,с.95-122.31. <Дмитриев М.А.> N. Второй разговор между классиком и издателем "Бахчисарайского фонтана". Вестник Европы, 1824, № 5,с.47-62.

25. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.- М.: Наука, 1977. 487 с. 83. Дьячков С.Д. Стихотворная сказка о дурачке и о кладе. - СПб., 1836. - 42 с.

26. Ершов П.П. Конек-горбунок. Стихотворения. Л.: Советскийписатель, 1961. 184 с.

27. Ершов П.П. Конек-горбунок. Стихотворения. Л.: Советскийписатель, 1976; 334 с.

28. Ершов П.П. Сочинения. Омск: Омское обл.гос.изд-во, 1950.294 с.

29. Жуковский В.А, Полное собрание сочинений: В 12-ти т. СПб.: Издание А.Ф.Маркса, 1902.

30. Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4-х т. М.; Л.: Гослитиздат, 1959-1960.

31. Жуковский В.А. Сочинения: В 3-х т. М.: Художественная литература, 1980.

32. Жуковский В.А. Сочинения: В 6-ти т. СПб., 1878,т.6.-688 с.

33. Из неизданной переписки Н.М.Языкова. I. Н.М.Языков и В.Д.

34. Комовский. Переписка I83I-I833 гг. В кн.: Литературное наследство. М.;Л.,1935, т.19-21, с.33-104.

35. Карамзин Н.М. Илья-Муромец. Богатырская сказка. В кн.:

36. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2-х т. М.;Л., 1964,т.2,с.45-57.

37. Катенин П.А. Избранные произведения. М.; Л.: Советскийписатель, 1965. 742 с.

38. Катенин П.А. Размышления и разборы. М.: Искусство, 1981.374 с.

39. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979;439 с.

40. Княжна Милуша, сказка, сочинение Павла Катенина. Молва,1934, ч.7, № 14, с.218-219.

41. Коломийцев Н.А. Бубновый козырь, сказка в стихах. 2-е изд.1. СПб., 1862. 70 с.

42. Кольцов А.В. Письмо В.Г.Белинскому от 28 апреля 1840 г.

43. В кн.: Кольцов А.В. Сочинения: В 2-х т. М., 1961, т.2, с.121.

44. Конек-горбунок, русская сказка, сочинение П.Ершова. Отечественные записки, 1840, т.УШ, Русская литература,с.57-59.

45. Кульман Е.Б. Сказки: В 3-х частях. СПб., 1839. - 288 с.

46. Левшин В.А. Русские сказки: В 10-ти т. М., 1780-1783.

47. Лепиков Я.Е. Грибы. Русская сказка в стихах. Псков,1837. 36 с.

48. Львов Н.А. Добрыня. Богатырская песня. Друг просвещения,1804, ч.З, № 9, с.195-207.

49. Макаров М.Н. Кривич-христианин и Ягая (древняя смоленскаяповесть). Вестник Европы, 1827, июль,№ 13,с.3-16.

50. Максимович М.А. Малороссийские песни.-М.,1827.-ХХХУ1,234 с.

51. Максимович М.А. О народной исторической поэзии в Древней

52. Руси. В кн.: Максимович М.А. Собрание сочинений: В 3-х Киев, 1880, т.З, с.480-498.

53. Максимович М.А. О поэме"Полтава" в историческом отношении.

54. Атеней, 1829, ч.2, № 6,-с.501-515.- 216

55. Максимович М.А. Речь о русском просвещении. М.,1832. - 24с.

56. Мачиха и падчерица. Русская сказка. СПб.,1833. - 41 с.

57. Мекевич B.C. О народности в жизни и в поэзии. М., 1835.59 с.

58. Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ковсем родам сочинений прозаических.-М.,1817. 115 с.

59. Мечислан и Рослана, русская сказка. СПб.,1831. - 95 с.

60. Московский телеграф, издаваемый Николаем Полевым. Ч.1-56.1. М., 1825-1834.

61. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. М.:1. Гослитиздат,. 1958.

62. Никитенко А.В. Дневник: В 3-х т. Л.: Гослитиздат, 1955.-. T.I. XI 1У, 543 с.

63. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1981.

64. Ольхин М.Д. Систематический реестр русским книгам с 1831по 1846 г. СПб., 1846. - ХУ, 96 с.

65. Остафьевский архив князей Вяземских: В 5-ти т. СПб.:

66. Шереметев, 1899, т.1. 1У, 729 с.

67. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат,1950. 472 с.

68. Переписка А.С.Пушкина: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1982.

69. Перро, Шарль. Сказки. М. ;Л.: /Iccide 1936.-XXIX,394с.

70. Песни и сказки пушкинских мест. Л.: Наука,1979.-256 с.

71. Письма В.А.Жуковского к А.И.Тургеневу. М.: Изд-во "Русского архива", 1895. 322 с.

72. Письма П.А.Катенина к Н.И.Бахтину (материалы для историирусской литературы 20-х и 30-х rr.XIX в.). СПб.,1911.-250 с.75; Письма П.В.Киреевского к Н.М.Языкову. М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1935. - 86 с.

73. Письма Пушкина к Е.М.Хитрово. (1827-1832). Л.: Изд-во1. АН СССР, 1927. 400 с.

74. Плаксин В.Т. О народности в изящных искусствах и преимущественно в словесности. Сын Отечества и СевернМ Архив, 1835,т.XX» УП, ч.169,с.114-137.

75. Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. СПб.,1853. 188 с.

76. Плетнев П.А. О народности в литературе. СПб.,1834.-30 с.

77. Полевой Н.А. Очерки русской литературы: В 2-х т.- СПб.,1839.

78. Попов М.И. Словенские древности или Приключения словенскихкнязей: В 3-х т. СПб., I770-I77I.

79. Пушкин А.С. Полное собрание сочинение: В 10-ти т. Л.:1. Наука, 1977-1979.

80. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17-ти т. М.;Л.:

81. Изд-во АН СССР, I937-I959.

82. Пушкин А.С. Сочинения: В 5-ти т. М., 1892,т.2. - 354 с.

83. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1974.

84. Радищев А.Н. Бова. В кн.: Радищев А.Н. Полн.собр.соч.

85. М.;Л., 1938, т.1, с.22-52.

86. Разговоры Пушкина. М.: Федерация, 1929. - 346 с.

87. Ровинский Д.А. Русские народные картинки: В 5-ти т.1. СПб., 1881.

88. Розен Е.Ф. Стихотворения Ал.Пушкина. 3 часть. Севернаяпчела, 1832, Ш 81, с.1-4.

89. Рукою Пушкина. М.;JI.: Accidentia , 1935. - 926 с.91а Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века.-М.;Л.:Изд-во АН .СССР, 1961. 396 с.- 218

90. Сазонов Н. О составных началах и направлениях отечественнойсловесности в ХУШ и Х1Хстолетиях. Ученые записки Московского Императорского университета, 1835, ч.9, июль, № I, с.81-129.

91. Сенковский 0.И.> Конек-горбунок.Русская сказка. Сочинение .

92. П.Ерщова. Библиотека для чтения, 1834, т.6, to 10, отд.6, с.1.97. < Сенковский О.ИЛКривой бес, русская сказка. Соч. А.Я-ва.

93. Библиотека для чтения, 1835, т.П, отд.6,с.1.98. <Сенковский О.И.>Царь-девица. Библиотека для чтения, 1835,т.П, отд.6, с.1-2.

94. Сказка в стихах о Дадоне, или о том, как дурак сделалсяумным. М., 1838. - 60 с.

95. Сказка о Бур-Коровиче. 2-е изд. - М.,1849. -71 с.

96. Сказки и легенды пушкинских мест. М.;Л.: Изд-во АН СССР,1950. 342 с.W

97. Сказки русских писателей. М.: Детская литература, 1982.- 687 с.

98. Смирнова-Россет А.О. Записки, дневник, воспоминания, письма.- М.: Федерация, 1929. 448 с.

99. Снегирев И.М. Дневник. М., 1904, т.1. - 289 с.

100. Сомов О.М. В поле съезжаются, родом не считаются. Русскийальманах на 1832 и 1833 г.г. СПб.,1832,с.226-229.

101. Сомов О.М. Оборотень,народная сказка. Подснежник. 1829. СПбо, 1829, с.189-225с.189-225.

102. Сомов О.М. Сказка о медведе Костоломе и об Иване купецкомсыне. Царское село, альманах на 1830 г. СПб., 1829, с.148-156.

103. Сомов О.М. Сказка о Никите Вдовиниче. Русский альманахна 1832 и 1833 г.г. СПб.,1832, с.329-356.

104. Старая погудка на новый лад. М.,1795,ч.2. - 227 с.

105. Стихотворения А.Пушкина, часть третья. В кн.: Зелинский

106. А.В. Русская критическая литература о произведениях Пушкина. 2-е изд., М., 1901, ч.З, с.161.

107. Стихотворная сказка (новелла) ХУШ начала XIX века. - Л.:

108. Советский писатель, 1969. 720 с.

109. Телескоп, журнал современного просвещения, издаваемый Николаем Надеждиным. Ч. 1-34. М., I83I-I836.

110. Уткинский сборник. Письма В.А.£уковского, М.А.Мойер и Е.А.

111. Протасовой. М., 1904. - IX, 302, УШ с.

112. Федоров Б.М. Рауль Синяя борода. Сказка в стихах.:- СПб.,1828. 16 с.

113. Фукс А.А. Царевна-несмеяна, народная русская сказка.1. Казань, 1838. 53 с.

114. Царь-девица. м., 1835. - 36 с.

115. Цертелев Н.А. Взгляд на русские сказки и песни и Повестьв духе старинных русских стихотворений. СПб.,1820.-35 с.

116. Чулков М.Д. Пересмешник или Славенские сказки: В 5-ти т.1. М., 1789.

117. Шевырев С.П. Обозрение русской словесности за 1827 г.

118. Московский вестник, 1828, ч.7, Ш I, с.59-84.

119. Шевырев С.П. О значении Жуковского в русской жизни и поэзии. М., 1853. - 84 с.

120. Ш<теве>н И.П. Доктор Еремей, или счастье от беды. Сказкавольными стихами. СПб., 1833. - 57 с.

121. А. Я-в Кривой бес. Русская сказка. 2-е изд. - СПб.,1845. 36 с.

122. Языков Н.М. Письмо А.М.Языкову от 19 января 1846 г. Русская старина, 1903, № 3, с.537.

123. Языков Н.М. Письмо А.Н.Вульфу от 30 июня 1832 г. Санкт

124. Петербургские ведомости, 1866, 29 июня, № 175, с.З.

125. Языков Н.М. Письмо П.М. и А.М.Языковым от 4 ноября 1831 г.

126. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1983, т.Х1, с.275-276.

127. Языков Н.М. Собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1948. 449 с.

128. Языков Н.М. Сочинения. М.: Художественная литература,1982. 447 с.

129. WaUiinу ton. L es сон~1е$. oie С 1 i\ С ham j>x£tsdes. dun elans to. j>ioyfiy\ctde Grenade.Раг<Ч;/Ш, т. Y. 3/2 p.

130. TOT ^ ьил</ fJi* Хл/.лТя J к» D. Ivf. I >. . .

131. Азадовский M.K. Арина Родионовна или братья Гримм? Литературный Ленинград, 1934, № 59 (26 ноября), с.2.

132. Азадовский М.К. А.С.Пушкин. Сказки. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.;Л., 1936, т.I,с.322-329.

133. Азадовский М.К., Томашевский Б.В. О датировке "Сказки о попе1. W —и о работнике его Балде". В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.;Л., 1936, т.2, с.317-324.

134. Азадовский М.К. П.П.Ершов. В кн.: Ершов П.П. Конек-Горбунок. Стихотворения. Л., 1961, с.5-48.

135. Азадовский М.К. Примечания. В кн.: Языков Н.М. Собраниестихотворений. Л., 1948, с.375-426.

136. Азадовский М.К. Пушкинские строки в "Коньке-горбунке". - •

137. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.;Л., 1936, т.2, с.315-317.

138. Азадовский М.К. Сказка, рассказанная Пушкиным Далю. В кн.:

139. Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.;Л., 1939, т.4-5, с.488-490.143* Азадовский М.К. Сказки Пушкина. В кн.: Пушкин А.С. Сказки. Л., 1936, с.I05-113.

140. Азадовский М.К. Сказки Пушкина внародном стиле. Литературное обозрение, 1937, № 2, с.77-80.

141. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.;Л.:1. Гослитиздат, I960. 547 с.

142. Алексеев М.П. Пушкин и повесть Ф.М.Клингера "История о Золотом Петухе". В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1979. Л., 1982, с.59-95.

143. Андреев Н.П. Пушкин и народное творчество. Уч.зап.Ленинградского гос.пед.ин-та им.А.И.Герцена, 1938,Т.Х1У,с.39-69.

144. Андреев Н.П.Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне.- 222 -Л., 1929. 118 с.1. W

145. Аникин В.П. Русские писатели и сказка. В кн.: Сказки русских писателей. М., 1982, с.8-22.

146. Астахова A.M. Исследования советского времени о роли фольклора в литературе. В кн.: Вопросы советской литературы. М.; Л., 1956, т.4, с.288-329.

147. Ахматова А.А. О Пушкине. Л.: Советский писатель, 1977.- 318 с.

148. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина. Звезда, 1933,1. I, с.161-176.

149. Бабушкин Н.Ф. О специфике стиля в художественной литературеи народно-поэтическом творчестве. Уч.зап.Томск, гос. ун-та, 1962, № 42, с.157-169.

150. Бе-гак Б.П. Проблема литературной сказки. Книга и пролетарская революция, 1936, № 6, с.17-26.

151. Белкин Д.И. К истолкованию образа Шамаханской царицы. Вкн.: Временник Пушкинской комиссии. 1976. Л., 1979, с.120-124.

152. Беляев М.Д. Польское восстание по письмам Пушкина к Хитрово.

153. В кн.: Письма Пушкина к Хитрово (1827-1832). Л., 1927, с.257-300.

154. Березина В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века1826-1839). Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1965, т.1, - 102 с.

155. Берков П.Н. Россия в "\A/e6tc^onik " Я.Эникеля. В кн.:

156. Россия и Запад. Л., 1973, с.7-17.

157. Берковский Н.Я. О "Повестях Белкина" (Пушкин 30-х годов ивопросы народности и реализма). В кн.: Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962, с.242-356.

158. Библиотека В.А.Жуковского в Томске. Томск: Изд-во Томского университета, 1978, ч.1. 529 с.

159. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель,1979. 622 с.

160. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М.:

161. Советский писатель, 1967. 723 с.

162. Бобров С.П. Новое о стихосложении А.С.Пушкина. М.: Мусагет, 1915. 39 с.

163. Бойко К.А. Древнеегипетские истоки одного из мотивов "Сказки о золотом петушке". В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1979, Л., 1982, е.131-136.

164. Бойко К.А. Об арабском источнике мотива о золотом петушкев сказке Пушкина. В кн.j Временник Пушкинской комиссии. 1976. Л., 1979, C.II3-I20.

165. Болдинская осень. М.: Молодая гвардия-, 1982. - 428 с.

166. Бонди С.М. Сказки Пушкина. В кн.: Пушкин А.С. Собр.соч.:

167. В 10-ти т. Ы., 1982, т.З, с.583-593.

168. Ботникова А.Б. Сказка немецкого романтизма. В кн.: Немецкая романтическая сказка. М., 1980, с.5-32.

169. Брауде Л.Ю. К истории понятия "литературная сказка". Известия АН СССР: Серия литературы и языка, 1977, т.36, № 3, с.226-235.

170. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука,1979. 208 с. •

171. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины

172. XIX века. Киев; Изд-во Киевского гос.ун-та, 1957. -, .492 с.

173. Василевская Е.К. К характеристике языка сказок Пушкина.

174. Русский язык в школе, 1936, № 6, с.42-53. 175^ Веселовский А.Н. Народность и народная старина в поэзии Жуковского. В кн.: Веселовский А.Н. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1904, с.505-537.

175. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.: Гослитиздат, 1941.- 620 с.

176. Виноградов В.В. Язык Пушкина и его значение в истории русского литературного языка. В кн.: Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-Х1Х веков. М., 1982, с.250-328.

177. Волков P.M. Народные истоки поэмы-сказки А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Уч.зап.Черновицкого ун-та, 1955, т.14, вып.2, с.3-74.

178. Волков P.M. Народные истоки творчества А.С.Пушкина (баллады и сказки). Уч.зап.Черновицкого гос.ун-та, I960,т.44, вып.13. - 236 с.

179. Володин В.Т* Влияние фольклора на язык пушкинской "Сказкио царе Салтане". Уч.зап.Куйбышевского гос.пед.ин-та им.В.В.Куйбышева, 1942, вып.5, 0.II2-I42.

180. Вольпе B.C. Жуковский. В кн.: Жуковский В.А. Стихотворения: В 2-х т. Л., 1939, т.1,0.1 ХЬУШ.

181. Вольпе B.C. Комментарий. В кн.: Жуковский В.А. Стихотворения. В 2-х т. Л., 1940, т.2, с.465-545.

182. Галайда, Злиаш. Сказки Пушкина. (К проблеме реализма сказок). Bxcctb e<xv/a : Stated к/ Peci. \fo , 1975. 82 с.

183. Гаспаров М.Л. К семантике-дактилической рифмы в русском хоpee. S£av/»c poetics. £«aii in Коиог. KiU-tC Таp#II4-I32.

184. Гаспаров M.Л. Русский былинный стих. В кн.: Исследованияпо теории стиха. М., 1978, с.3-47.

185. Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. Л.:1. Наука, 1969. 391 с.

186. Гинзбург Л.Я. О проблеме народности и личности в поэзиидекабристов. В кн.: 0 русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М.;Л.,I960,с.52-93.

187. Горький A.M. О романтизме, "народности", Жуковском. Литературный критик, 1937, № 6, с.85-110.

188. Гофман В.А. Фольклорный сказ Даля. В кн.: Русская проза.1. Л., 1926, с.232-261.

189. Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С.Пушкина.(1830 год).

190. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1977. 192 с.

191. Грибушин И.И. Жанр и метр (фольклорный хореический дольникв песенных стихах Пушкина). В кн.: Проблемы метода и жанра. Томск, 1977, вып.5, с.21-24.

192. Грот Я.К. Очерк жизни и поэзии Жуковского. СПб.,1833.-30 с.

193. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве Пушкина. М.:1. Просвещение, 1973. 303 с.

194. Гуковский Г.А. Примечания. В кн.: Радищев А.Н. Полн.собр.соч. М.;Л., 1938, т.1, с.449-453.

195. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля.

196. М.: Гослитиздат, 1956. 415. с.

197. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Художественная литература, 1965. 355 с.

198. Гуляев Н.А. Литературно-эстетические взгляды Н.А.Полевого.- Вопросы литературы, 1964, № 12,с.69-87.

199. Гуревич A.M., Курилов А.С* Теоретико-литературные взглядыwрусских писателей первой половины XIX века. В кн.: Возникновение русской науки о литературе. М.: Наука, 1975, с.375-412.

200. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М. ;Л.:

201. Изд-во АН СССР, 1963. 205 с.

202. Долгова Н.М. К вопросу об источниках баллады Пушкина "Жених". Уч.зап.Горьковского гос.ун-та им. Н.И.Лобачевского, 1958^ вып.48, с.27-37.

203. Дурылин С.Т. Пушкин и Елизавета Кульман. 30 дней, 1937,2, с.93-86.

204. Елеонская Е. Жуковский переводчик сказок. - Русскийфилологический вестник, 1913, N° 3, с.161-170.

205. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. М.: Гос.учебно-педагогическое изд-во, 1956. 239 с.

206. Ермакова-Битнер Г.В. П.А.Катенин. В кн.: Катенин П.А.

207. Избранные произведения. М.:Л., 1965, с.5-57.205. <Ермакова->Битнер Г.В. Поздний Катенин (стихотворения 30-хгодов). Уч.зап.Лен.гос.ун-та,1939, вып.2,серия филол. наук, с.285-303.

208. Ермакова-Битнер Г.В. Примечания. В кн.: Катенин П.А.

209. Избранные произведения. М.; Л.,1965, с.659-717.

210. Еропкина З.А. История сказки и ее автора. Штурм, 1934,7, с.117-134.

211. Желанский A.M. Сказки Пушкина в народном стиле. М.: Гослитиздат. 159 с.

212. Жирмунский В.М. Русский народный стих в "Сказке о рыбаке иWрыбке". В кн.: Проблемы современной филологии. М., 1965, с.129-136.

213. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель,I1975. 664 с.

214. Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.

215. Жуковского. В кн.: Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1979, с.59-68.

216. Званцева Е.П. Новое и традиционное в сказках В.Ф.Одоевского. В кн.: Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX - начала XX в. Горький, 1981,с.137-144.

217. Званцева Е.П.-Жанр литературной сказки в творчества Антония Погорельского. В кн.: Проблемы эстетики и творчества романтиков. Калинин, 1982, с.43-48.

218. Званцева Е.П, Сказочная традиция в "Истории села Горюхина".- В кн.: Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1980, с.84-90. . ,

219. Зейдлиц К.К. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского (1783-1852).1. СПб., 1883. ХШ, 259 с.

220. Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка. "Сказка о мертвой царевне и о семи, богатырях". Литература в школе, 1982, № 5, с.58-62.

221. Зуева Т.В."Сказка о царе Салтане". В.кн.: Проблемы изучения русского народного поэтического творчества. М.,1980, с .,62-90.

222. Иезуитова Р.В. "Жених". В кн.: Стихотворения Пушкина1820-1830 гг. Л., 1974, с.35-56.

223. Измайлов Н.В.- Очерки творчества Пушкина. Л.: Наука, 1975.- 240 с.

224. История русской журналистики ХУШ-Х1Х веков /ред. А.В.Западов. М.: Высшая школа, 1973. - 518 с.

225. Калугин В.В. "Залог возрождения". Фольклор и развитие русскойлитературы. Литературная учеба, 1982, № 5,с.186-197.

226. Карпов А.А. Комментарии. В кн.: Анненков П.В. Материалыдля биографии А.С.Пушкина. М., 1984, с.385-436.

227. Киреева З.Н. Катенин и Пушкин. (Проблема историзма). Вкн.: Вопросы художественного метода, жанра и характера в русской литературе ХУШ-Х1Х веков.М., 1975, с.68-81.

228. Климова Д.М. Примечания. В кн.: Ершов П.П. Конек-Горбу-.нок. Стихотворения. Л., 1976,^с.295-324.

229. Колесницкая И.М. Сказки. В кн.: Пушкин. Итоги и проблемыизучения. М.;Л., 1966, с.437-444.

230. Краснов Г.В. Пушкин. Болдинские страницы. Горький: Волго

231. Вятское книжное изд-во, 1984. 224 с.

232. Крупчанов Л.М. Н.А.Полевой и Н.И.Надеждин как предшествен-;ники В.Г.Белинского в литературной критике. Уч.зап. Московского гос.пед.ин-та им.В.И.Ленина, М., 1966, т.248, с.381-417.

233. Кукулевич A.M., Лотман Л.М. Из творческой истории балладыw

234. Пушкина "Жених". В кн.: Пушкин, Временник Пушкинской; комиссии. М.; Л., 1941, т.6, с.72-91.W229: Кулешов В.И.- История русской критики ХУШ-Х1Х веков. М.: Просвещение, 1978. - 526 с.

235. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX в. в, ее отношении к народной сказке (поэтическая система жанра в историческом развитии). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. - 198 с.

236. Лернер Н.О. Заметки о Пушкина. (УП. Начало сказки об Илье

237. Муромце. УШ. Начало сказки "Конек-горбунок"). В кн.: Пушкин и его современники. Материалы и исследования. СПб., 1913, вып.16, с.41-45.

238. Литературно-критические работы декабристов. М.: Художественная литература, 1978. 282 с. 283* Лобкова Н.А. Жанровая структура сказки П.А.Катенина "Княжна Милуша". - В,кн.:-Вопросы структуры произведений русской классики. Владимир, 1983, с.48-60.

239. Лотман Л.М. "Бова" Радищева и традиция жанра поэмы-сказки.- Уч.зап.Ленинградского гос.ун-та, 1939, вып.2, № 33, сЛ34-147.

240. Лотман М.Ю. Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С.Пушкина.- В кн.: Русское стихосложение XIX в. М.,1979,с.145-257.

241. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография пиоателя. Л.: Просвещение, 1982. - 255 с.

242. Лотман Ю.М. Идейная структура "Капитанской дочки". В кн.:

243. Пушкинский сборник, Псков, 1962, с.3-20.

244. Лотман Ю.М. Идейная структура поэмы Пушкина "Анджело".

245. В кн.: Пушкинский сборник. Псков, 1973, с.3-23.

246. Лотман Ю.М. Проблема народности и пути развития литературыпреддекабристского периода. В кн.: О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М. ;Л., I960, с.3-51.

247. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л.: Просвещение, 1980. - 415 с.

248. Лупанова И.П. О двух изданиях (первом и четвертом) сказки

249. П.П.Ершова "Конек-горбунок". В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования. М.; Л., 1958, вып. III, с. 334-442.

250. Лупанова И.П. П.П.Ершов. В кн.: Ершов П.П. Конек-горбунок. Стихотворения. Л., 1976, с.5-52.

251. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателейпервой половины XIX века. Петрозаводск: Гос.изд-во Ка-? рельской АССР, 1959. - 504 с.

252. Майков В.В. "Сказка о рыбаке и рыбке" и ее источники.

253. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1892, № 5 с.146-157.

254. Маймин Е.А. О русском романтизме.-М.:Просвещение,1975.-239 с.

255. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы1830-1833). JI.: Художественная литература. - 376 с.

256. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е.годы1833-1836). Л .^Художественная литератур а, 1982.- 464 с.

257. Манн Ю.В. Поэтика русского.романтизма. М.: Наука, 1976.-375 с.

258. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.).- М.: Искусство, 1969. 304,с.

259. Манн Ю.В. Факультеты Надеждина. В кн.: Надеждин Н.И.

260. Литературная критика.Эстетика. М., 1972,с.3-46.1.w

261. Манн Ю.В. Эстетическая эволюция И.В.Кщюевского. В кн.:

262. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.,1979,с.7г59.

263. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. В кн.: Пушкин вшколе. М., 1951, с.390-400.

264. Матяш С.А. Метрика и строфика В.А.Жуковского.- Русскоестихосложение XIX в. М., 1979, с.14-96.

265. Медриш Д.Н. "Все в безмолвии чудесном." (Паралингвистический элемент в структуре пушкинской сказки) В кн.: Язык и стиль. Мерод, жанр, поэтика. Волгоград,1977,с.51-58.

266. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов.

267. Издание Саратовского ун-та, 1980. 296 с. - .

268. Мейлах Б.С. Пушкин„и его эпоха. М.: Гослитиздат,1958. 698 с.w *

269. Миллер В.Ф. Катенин и Пушкин. В кн.: Пушкинский сборник.1. М., 1900, с.17-40.

270. Миллер В.Ф. Пушкин как поэт-этнограф. М.,1899. - 63 с.

271. Модзалевский Б.Л. Библиотека Пушкина. В кн.: Пушкин и егосовременники. Материалы и исследования. СПб.,1909,.вып. 9-10.

272. Мордовченко Н.И. Белинский и русская литература его времени.

273. M.f Л.:. Гослитиздат, 1950. 284 с.

274. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX в,

275. М. ;JI«: Изд-во АН СССР, 1959. 431 с.

276. Морозов В.Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20-х 30-х гг. XIX века. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. - 306 с.

277. Мохов И. А. К вопросу об изучении сказок Пушкина. Труды

278. Ставропольского гос.пед.ин-та, 1949, вып.4,с.29-46.

279. Мурьянов М.Ф. К тексту "Сказки о рыбаке и рыбке". В кн.:

280. Временник Пушкинской комиссии. 1969. Л., 1971,с.103-106.

281. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М.: Художественная литература, 1972. 575 с.

282. Непомнящий B.C. Заметки о сказках Пушкина. Вопросы литературы, 1972, № 3, с.124-151.

283. Непомнящий B.C. К творческой эволюции Пушкина в 30-е годы.

284. Вопросы литературы, 1973, te II, с.124-168.

285. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине.- М.: Советский писатель, 1?83. 366 с.

286. Непомнящий B.C. Сила взрыва. О пушкинском слове и русскойнародной поэзии. Литература в школе, 1971,№ 3,с.14-24.

287. Непомнящий B.C. Что ждет сказку? Детская литература, 1973,3, с.14-17.

288. Никольский Н.М. Язык сказок Пушкина. Уч.зап.Ульяновскогогос.пед.ин-та. Пушкинский сборник, 1949, с.153-209.

289. Новые материалы к словарю А.С.Пушкина. М.: Наука, 1982.287 с.

290. Орлов В.Н. Николай Полевой. В кн.: Орлов В.Н. Пути и судьбы. Л., 1971, с.313-448.

291. Орлов В.Н. Павел Катенин. В кн.: Орлов В.Н. Пути и судьбы. Л., 1971, с.127-178.

292. Паперно И.А. Переписка'Пушкина как целостный текст (майоктябрь 1831 г.). Уч.зап.Тартусского гос.ун-та, 197.7, вып.420, с.71-82.

293. Пелисов Г.А. О фольклорных основах сказок Пушкина. Советская этнография, 1950, № 4, с.92-106.

294. Петрунина Н.Н., Пушкин и традиции волшебносказочного повествования. (К Поэтике "Пиковой Дамы"). Русская.литература, 1980, № 3, с.20-50.

295. Петухов Е.К. Павел Александрович Катенин. Историческийвестник, 1888, № 9, с.553-575.

296. Плотников И.П. Пушкин и народное творчество. -Воронеж: Воронежское обл.книгоизд-во. 104 с.

297. Поддубная М.И. Творчество Пушкина болдинской осени 1830 г.как проблемно-художественный цикл. Сентябрь. -Jiwdia гом>;са f>0SH«H,-e.n va , 1979, Ро^иаь , 1980, ХП, s.3-34; г.ХШ, 5.3-44.

298. Померанцева Э.В. Сказка. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. М., 1971, т.6, с.880-882.

299. Попов П.А. Новые материалы о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

300. ЛитературныЙ критик, 1940, № 7-8, с.230-245.

301. Прийма Ф.Я. Проблема национального и общечеловеческого внаследии Пушкина. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1974, т.7, с.5-24.

302. Путинцев A.M. Сказка П.П.Ершова "Конек-горбунок". и ее источники. Труды Воронежского гос.ун-та, 1925, т.1,с.339-358.

303. Пушкаревич К. Польская революция I830-I83I гг. и Пушкин.

304. В кн.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: М.;Л., 1931, т.6, с.288-290.

305. Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.;Л.: Наука, 1966.- 663 с.

306. Р-ов П. Об источниках сказки "О рыбаке и рыбке" Пушкина.-Живая старина, 1893,.вып.1, с.91-95. 288v Розанов И.Н. Катенин. В кн.: Розанов И;Н. Пушкинская плеяда. М., 1923, с.92-167.

307. Розанов И.Н. Песни русских поэтов. В кн.: Песни русскихпоэтов. М., 1936, c.IX - XI Ш.

308. Розенфельд Б.Л. Сказки Пушкина. А.С.Пушкин. 1837-1937.- Ы., 1937, с.43г-71. .

309. Русинов Н.Д. Угличское Петухово и "Сказка о золотом петушке". Русская речь, 1981, fe 2, с.132-134.

310. Русская литература и фольклор (XI ХУШ в.в.)-. - Л.:1. Наука, 1970. 332 с. ,

311. Русская литература и фольклор (первая половина XIX века).1. Л.: Наука, 1976. 455 с.

312. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М.: Художественнаялитература, 1982. 351 с.

313. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М.; Художественная литература, 1975. 255 с.w 11

314. Семенко И.М. Комментарий. В кн.: Жуковский В.А.Сочинения:

315. В 3-х т. М., 1980, т.З, с.555-608.

316. Сидяков Л.С. Болдинская лирика как этап эволюции пушкинскойлирики на рубеже 1830-х годов. Болдинские чтения. Горький, 1978, вып.З, с.4-14.

317. Сиповский В.В. Пушкин. Жизнь и творчество. СПб., 1907.1. ХХУ1, 618 с. .

318. Сиповский В.В. "Руслан и Людмила". К литературной историипоэмы. Пушкин и его современники. Материалы и исследования. СПб., 1906, вып.4, с.59-84.

319. Скобелев В.П. Об особенностях фольклорного сказа в "русских сказках" Даля. В кн.: Проблемы литературных жанров. Томск, 1975, с.70-71.

320. Словарь языка Пушкина: В 4-х т. М.: Государственноеизд-во иностранных и национальных словарей,I956-I96I.

321. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. 2-е изд. - М.: Гослитиздат, 1953. 527 с.

322. Слонимский А.Л. Сказки Пушкина. В кн.: А.С.Пушкин. Сказки. М. ;Л., 1933, с.3-37.

323. Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о прижизненных изданиях

324. Пушкина. М.: Изд-во всесоюзной Книжной Палаты, 1962. -631 с.

325. Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой.половины ИХ в.- Л., 1972, ч.1. 264 с.

326. Соболев П.В. Эстетика Белинского. М.: Искусство, 1978.,- 240 с.

327. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первойw —половины XIX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1955.- 692 с.

328. Соколов А.Н. Стихотворная сказка (новелла) в русской литературе. В кн.: Стихотворная сказка (новелла) ХУШ -начала XIX века. Л., 1969, с.5-42.

329. Соколов Ю.М. Пушкин и народное творчество. Литературныйкритик, 1937, № I, с.121-150.

330. Соколова В.К. Пушкин и народное творчество. Советскаяэтнография, 1949, № 3, с.З-И.

331. Степанов В.П. Литературные реминисценции у Пушкина (I."Записки" С.А.Порошина и "Сказка о золотом петушке"). В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1972, Л., 1974, с.I09-112.

332. Сумцов Н.Ф. А.С.Пушкин. Харьков, 1900. - 1У,350 с.

333. Толстяков А.П. Пушкин и "Конек"горбунок" Ершова. В кн.:

334. Временник Пушкинской-комиссии. 1979. Л.,1982, с.28-36.

335. Томашевский Б.В. О стихе "Песен западных славян". В кн.:

336. Томашевский Б.В. О стихе. Л-., 1929, с.64-72.

337. Томашевский Б.В. Пушкин; В 2-х т. М. ;Л., Изд-во -АН СССР,1.59-I96I.

338. Томашевский Б.В. Сказка; об орле. (Из бумаг Пушкина). Вкн.: Пушкин. Исследования и материалы. М. ;Л., 1956, т.1, с.236-238.

339. Трубицын Н.Н. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX века (очерки). СПб., 1912. - ХУ1, 593 с.

340. Трубицын Н.Н. О сказках Жуковского. Варшава,1913. - 17 с.

341. Трубицын Н.Н. Пушкин и русская народная поэзия. В кн.:

342. Пушкин А.С. Пол.собр.соч.: В 6-ти т. СПб., 1910, т.4, с.52-87.

343. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.:1. Наука, 1979. 574 с.

344. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969.424 с.

345. Утков В.Г. Гражданин Тобольска: 0 жизни и творчестве П.П.

346. Ершова, автора сказки "Конек-горбунок". Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979. - 144 с.

347. Утков В.Г. Дороги "Конька-горбунка". М.: Книга, 1970.112 с.

348. Дявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина.м.2 Изд-во АН СССР, 1951, т.1. 879 с. ,325. Черных П.Я. Заметки о языке "Конька-горбунка". - Новая

349. Сибирь, 1935, te И, с.136-142. 326. Чернышев В.И. Имена действующих лиц в сказках Пушкина о Царе Салтане, о Золотом Петушке, о Мертвой царевне. -- В кн.: Пушкин и его современники. Материалы и исследования. СПб., 1908, вып.6, с.128-132.

350. Чернышев В.И. Пушкин и русская сказка. В кн.: Сказки илегенды пушкинских мест. М.;Л., 1950,с.278-287.

351. Шенрок В.И. К биографии Н.М.Языкова. Русская старина,1903, № 4, с.143-153.

352. Шнеерсон М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина. Уч.зап.Ленинградского гос.ун-та, 1939,№ 46,вып.3,с.176-200.

353. Шомина В.Г. Жанры русской поэзии первой половины XIX векаи фольклор. Калинин, 1980. - 80 с.

354. Шомина В.Г. Романтизм и народная сказка. В кн.: Проблемыромантического метода и стиля. Калинин, 1980,с.75-83.

355. Яворский Ю.А. К истории пушкинских сказок. Львов, 1899.17 с.

356. Языков Д.Д. П.П.Ершов. М., 1894. - 21 с.

357. Ярославцев А.К. Петр Павлович Ершов, автор сказки "Конекгорбунок". СПб., 1872. - 200, ХП с.

358. Ярхо Б.И. Свободные звуковые формы у Пушкина. В кн.:

359. Аг% poctica . Стих и проза. М., 1928, вып.2,с.169-181.336. ^JakoiboH, Rokn^h. Ха it atue doms de Pouxhk'm.p. i5)-№.ciicofioHj Иомап. Си Pi<slciVi's U5|>0HSeS ~to^t>Ck-Ли: Jakoi 1ои( ROMCXH. 4><t£zctecl u/bitfHjs. lVvtS( \/.p.20^-193.

360. И8. ^owhcih. №a\f jc &j)ic № ise, 7и : ^л ko и.

361. Se&c+ecf v/t.^ik.js, Pau^)l36ej v\ FF р^Ц-НЪ. 333. Ил-гои( A^dxe. L<i Ct«it clu Co^ с1'оъ\ PoucIa k. iv^tt ^z-v/Yhj. Меваис^ь ей de ^uit^ Le(jio.s>,j>uS&€s рлг С Jeiud-e-i ьСа\Ге1.1. P«rms; УIY> p. ZOG-ZIO.- 237

362. ЪкО. Pau6i Ruth. 2>as .tuss» *c/ie \febi»«'dzx-U* i/ои

363. PuOrt* ^iS CVefaetfa: гиг. Се /oAf-с ии(/c/es Ceut.es.-V/ien; WGO, ШгЧ^Ч*

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.