Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.12, кандидат технических наук Кочева, Татьяна Валерьевна

  • Кочева, Татьяна Валерьевна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 1997, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ05.13.12
  • Количество страниц 129
Кочева, Татьяна Валерьевна. Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле: дис. кандидат технических наук: 05.13.12 - Системы автоматизации проектирования (по отраслям). Улан-Удэ. 1997. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Кочева, Татьяна Валерьевна

Введение.

Глава 1. Орнаменты и возможности их автоматизированного воспроизведения

1.1. Общая характеристика орнаментов.

Создание орнаментов и технический дизайн.

1.2. Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента.

1.3. Классификация орнаментов по виду симметрии.

1.3.1. Симметрия розеток

1.3.2. Симметрия бордюров.

1.3.3. Симметрия сетчатых орнаментов

1.4. Цветовое решение орнамента, значение цвета.

Цвет в проектировании.

1.5. Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ.

Выводы.

Глава 2. Автоматизированное проектирование орнаментов монголоязычных народов ;.

2.1. Принципы построения систем автоматизированного проектирования.

2.1.1. Общие характеристики САПР.

2.1.2. Программы САПР, их графические возможности.

2.1.3. Организация данных в САПР.

2.1.4. Информационная поддержка процесса АПР

2.2. Создание базы элементов орнаментов.

2.2.1. Классификация орнаментов для БД

2.2.2. Ввод прототипов в БД.

2.3. Создание пользовательского меню.

2.4. Операции преобразования элементов

2.4.1. Команды редактора ACAD.

2.4.2. Возможности команды STRETCH

2.4.3. Другие способы и возможности преобразования элементов.

2.4.4. Создание новых элементов на основе прототипа.

2.4.5. Оформление углов прямоугольных рамок.

2.4.6. Моделирование узоров для разных способов воспроизведения

2.5. Автоматизированное генерирование орнаментов.9:

Выводы.

Глава 3. Автоматизированное воспроизведение ОМН.

3.1. Вывод на принтер (графопостроитель). Использование орнаментов в оформлении товарных знаков

3.2. Вывод на станок с ЧПУ.

3.3. Использование БД узоров для вышивки.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Системы автоматизации проектирования (по отраслям)», 05.13.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле»

Фактор эстетической привлекательности изделий самого разного назначения начинает играть все большую роль в связи с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынке товаров. Для самой разнообразной продукции необходима тщательная и разносторонняя дизайнерская проработка общих форм объектов и их деталей, приемов и способов украшения поверхностей. Орнаментирование издавна является одних из таких способов - важнейшим и наиболее традиционным. Орнаментами украшают здания внутри и снаружи, разнообразные бытовые предметы, одежду, оружие, книги, сувениры и ювелирные изделия.

Национальный орнамент - выразитель красоты и добра, феномен художественной культуры народа, несущий в себе опыт поколений. Сегодня, в условиях возрождения самосознания народов, больших перемен в жизни общества, естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народное традиционное прикладное искусство. Придание национального своеобразия часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном: стиле.

Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течение многих десятилетий, а то и столетий, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства - раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом направлении сделано очень много. Другое важное направление - отбор наиболее удачных прототипов, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям.

Однако прямое копирование, воспроизведение отобранных образцов обычно невозможно и нецелесообразно.; по многим соображениям с традиционной орнаментикой нужно работать, сочетал мотивы, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования.

Необходимо отметить, что в группу родственных народов., объединенных понятием "монголоязычные народы", входят народы, населяющие Монголию, а с составе России - Бурятию и Калмыкию, причем в результате исторически сложившихся условий жизни бурятского народа национальные орнаменты подразделяются на орнаменты, характерные для восточных или западных бурят. Но в целом орнаменты монголов, бурят и калмыков имеют единое происхождение, они очень походи, и поэтому объединены в данной работе аббревиатурой "ОМН" - "орнаменты монголоязычных народов".

С момента появления орнаменты создавались и переносились на изделия вручную, что определялось способом производства самого изделия. Ритмические повторения рисунка, лежащие в основе орнамента, были обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т.д.) С течением времени орнамент становится самостоятельным элементом искусства, живет своей жизнью, развиваясь и усложняясь; например, в Улан-Удэ были выполнены интересные работы по построению и воспроизведению некоторых типов орнаментов с помощью автоматических механизмов с цикловым программным управлением [1-5].

Появление электронно-вычислительных машин позволило создавать компьютерные узоры, по-своему интересные, но ЭВМ дает возможность конструировать орнаменты и в русле народных традиционных мотивов, причем делать это более быстро за счет автоматизированной отрисов-ки симметричных элементов, варьирования цветовой гаммы, изменения масштабов и пропорций фрагментов узора. Выработаны многочисленные специальные приемы работы с изображениями на экране в диалоговых режимах, известно большое число специализированных графических редакторов и пакетов программ, которые используются, например, при выборе рисунков для тканей и обоев. С помощью мощных современных графических компьютерных программ, таких как система автоматизированного проектирования AutoCAD кампании Autodesk и пакет для подготовки иллюстраций CorelDRAW фирмы Corel Corporation возможно создание рисунков практически любой сложности, в многообразных цветовых сочетаниях.

Системы автоматизированного проектирования получили наибольшее распространение в области машиностроения, ¿архитектурных чертежей, то есть именно там, где на графические изображений налагаются многочисленные, очень строгие ограничения,- техническое черчение характеризуется самой жесткой дисциплиной расположения частей изображений, условных обозначений и пр. Однако мир традиционных орнаментальных образов также накладывает существенные ограничения на изображения.

Важно, что САПР в машиностроении тесно связан с технологией, с разработкой программ для автоматического оборудования с ЧПУ. Объединение подходов, развитых, с одной стороны, в дизайне, а с другой - в автоматизированном проектировании в машиностроении представляется перспективным для рассматриваемых задач автоматизированного проектирования и нанесения народных орнаментов.

В первой главе рассматривается орнамент в целом, приводится полная традиционная классификация народных орнаментов и рассматриваются возможности автоматизации конструирования орнаментов с точки зрения их геометрии и возможностей современной компьютерной графики. п

- (

К общим характеристикам орнамента относятся такие, как композиционное построение, цельность при восприятии узора, симметрия и асимметрия рисунка, ритм и пластика.

В традиционной искусствоведческой классификации орнамент отличают во-первых, по используемым мотивам (геометрический, растительный, зооморфный, природный) и во-вторых по виду симметрии, обусловленному формой декорируемой поверхности, орнамент подразделяют на розетки, бордюры и панно (решетчатые орнаменты). Розетки содержат симметрию типа вращение-отражение, в бордюрах присутствует симметрия типа вращение-отражение-перенос по одной оси; панно содержат самую богатую симметрию типа вращение-отражение-перенос по двум осям. Орнаменты, в зависимости от функционального назначения, могут также сочетать эти типы в различных комбинациях. Для классификации используются также названия отдельных элементов.

Достаточно подробно далее рассматривается цветовое решение орнаментов, т.к. цвет является одним из самых сильных декоративных средств. Приводятся известные психофизические характеристики цвета и некоторые символические значения различных цветов в орнаментике монголоязычных народов.

Проводится сравнение задач и методов орнаментирования с методами, используемыми в техническом дизайне, отмечается их схожесть, даже идентичность, - это касается как композиционного построения орнамента или технического изделия, так и общих законов цветового восприятия и влияния.

Далее рассматриваются возможности автоматизированного построения орнаментов с помощью ЭВМ, т.к. орнамент является регулярной, упорядоченной структурой, и правила его построения описываются теорией симметрии, а возможности современных средств машинной графики и графических пакетов прикладных программ позволяют довольно просто и быстро проектировать практически любые орнаменты, а также хранить большие объемы графической информации.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов (ОМН). Рассматриваются общие характеристики САПРов, известные графические программы, общие принципы организации хранения данных в САПР. Обосновывается выбор системы AutoCAD для решения задач автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов.

Следует отметить, что все представленные в тексте иллюстрации, исключая фото и некоторые ксерокопии, выполнены в среде программы AutoCAD и являются частью базы данных ОМН, созданной автором

Отмечается необходимость расширения традиционной классификации, вводятся новые классификационные признаки, такие, как индекс сложности, характерные линии контуров узора, классификация по составу (композиции) орнамента и другие.

В главе приводятся различные методы трансформирования существующих орнаментов, их фрагментов и отдельных элементов, моделирования новых узоров на основании прототипов, а также пример автоматизированного построения орнамента в виде панно по программе.

В третьей главе рассмотрены способы нанесения орнаментов на различные материалы: бумагу, дерево, ткань, керамическую плитку. Полученные нами в системе AutoCAD орнаменты могут быть использованы в самых разных областях - от архитектуры до одежды, от производства печатной продукции до оформления разнообразных бытовых предметов, тем самым повышая эстетический уровень всех сфер жизни.

Рассматриваются разнообразные технологии нанесения узоров (автоматизированные: на вырубающем плоттере, станках с ЧПУ, в вышивальном автомате и механизированные, например, при вакуумном напылении) .

Таким образом, в настоящей работе, посвященной задачам и методам автоматизированного воспроизведения орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле, основные положения, выносимые на защиту, следующие:

1. Изучена существующая система классификации народных орнаментов и разработана на ее основе расширенная многоаспектная классификация орнаментов, их элементов и композиций, на базе которой может быть создана база данных для САПР орнаментов.

2. Осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по уровням: элементы, фигуры, композиции; конкретизированы задачи проектирования и моделирования для каждого из уровней.

3. Предложены методы основных преобразований элементов, фигур и композиций орнаментов.

4. Сформулированы принципы построения систем автоматизированного генерирования декоративных орнаментов на основе их композиционного построения.

5. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования ОМН.

6. Изучены традиционные способы нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации некоторых процессов, исследованы возможности воспроизведения на автоматическом технологическом оборудовании с ЧПУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Системы автоматизации проектирования (по отраслям)», 05.13.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Системы автоматизации проектирования (по отраслям)», Кочева, Татьяна Валерьевна

Основные результаты представленной работы формулируются следующим образом:

1. Определен традиционный типаж изображений фигур и элементов, а также композиционных схем монголо-бурятских орнаментов, систематизированы сведения о семантике орнаментов и о практических способах орнаментирования в различных областях.

2. Обоснована и осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по следующим уровням иерархической структуры: элементы, фигуры, фрагменты, композиционные схемы; конкретизированы задачи и способы автоматизированного проектирования для каждого из уровней.

3. Построена многоаспектная классификация как орнаментов в целом, так и их элементов, фигур, фрагментов. Отдельно классифицированы композиционные построения орнаментальных панно.

4. На основе развернутой классификации, дополняющей традиционные, создана графическая база данных орнаментов. Поиск элементов

- 114 в БД осуществляется с помощью СУБД ABASE., программы для быстрого просмотра чертежей AUTOMANAGER и поискового меню системы AutoCAD.

5. Разработана методика автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов на основе графического пакета AutoCAD и базы орнаментов.

6. Предложен и разработан комплекс дополнительных способов и средств моделирования и генерирования узоров и их элементов с привлечением различных графических пакетов программ, создания дополнительных команд в системе AutoCAD.

7. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования орнаментов в национальном стиле в виде орнаментального панно, которое формируется по программе в диалоговом режиме с оператором.

8. Изучены традиционные процессы формирования и нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации этих процессов, определены сферы применения результатов работы. Орнаменты из базы данных автора используются в качестве образцов для мелкосерийного производства в вышивальном цехе Улан-Уд.энской Тонкосуконной мануфактуры, что подтверждено актом внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Кочева, Татьяна Валерьевна, 1997 год

1. A.c. N 629087 СССР МКИ2 В43 L1./00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ A.A. Алексеев, К.Э. Жигжитов, С.О. Никифоров и др. - Опубл. 25.10.78. - N 39.

2. A.c. N 1108022 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В.В. Слепнев, Ю.Ф. Мухопад, С.О. Никифоров и Др. Опубл. 15.08.84. - N 30.

3. A.c. N 1266759 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для воспроизведения кривых в полярной системе координат/ А.Г. Сумкин, С.О. Никифоров, В.В. Павлов. Опубл. 30.10.86. - N 40.

4. A.c. N 1418071 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В.В. Слепнев, Ю.Ф. Мухопад, С.О. Никифоров и др. Опубл. 23.08.88. N 31.

5. A.c. N 1778020 СССР МКИ2 В43 LI1/00. Устройство для вычерчивания кривых/ А.Г. Сумкин, С.О. Никифоров, И.Б. Челланов. -Опубл. 30.11.92. N 44.

6. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации).- М.: Легпромбытиздат, 1990. 224 с.

7. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие: В 2 т. Т. 1/К.Ф. Фролов, А.Ф. Крайнев, Г.В. Крейнин и др.; Под общ. ред. К.Ф. Фролова. М.: Машиностроение, 1994. - 528 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

9. Экспертные оценки и восприятие искусства. М.: НИИК. Труды. 48, 1976. 176 с.

10. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. 143 с.- 116

11. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ A.B. Иконников. М.С. Каган, В.Р.Пилипенко и др.: Под общ. ред. A.B. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. -335 с.

12. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев, Вища школа, 1982. 149 с.

13. Зайцев A.C. Наука о цвете в живописи. М.: Искусство, 1986. 158 с.

14. Даниэль С.М. Искусство видеть: 0 творческой способности восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

15. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1.972. 339 с.

16. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий/ Под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минерви-на. М.: Высшая школа, 1,986. - 239 с.

17. А. де Моран. История декоративно-прикладного искусства. -М.: Искусство, 1982. 577 с.

18. Челпанов И.Б., Гуань Цзянь. Товарные знаки как произведения прикладного искусства/ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции "Восток-Запад: диалог культур", 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, ВСГАКИ, 1996. С. 47-49.

19. Д. Ядамжав. Монгол ардын хээ угалзын эх д¥рсУуд. Улаан-баатар, 1985. - 95 с.

20. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск, Наука, 1988. 158 с. - С. 74.

21. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века. - М., Наука, 1979. - 206 с.

22. Челпанов И.Б., Кочева Т.В., Гуань Цзянь, Сенди Шокри. Ге- 117 ометрические образы народных орнаментов/Сб. докл. Всероссийск. науч. техн. конф. "Роль геометрии в искусств, интеллекте и САПР" 25-28 июня 1996 г. Улан-Удэ, РШ ВСТТУ, 1996. С. 71-74.

23. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 321 с.

24. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977. 288 с.

25. Ринчинов С.Д. "Символика цвета в народных орнаментах", -"Знамя труда" N 63, 05.04.96.

26. Орехов H.H. Производственная графика: Учебник для СПТУ -М.: Высш. школа, 1988 192 с.

27. В.В. Александров, B.C. Шнейдеров. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-Л.: "Машиностроение", Ленингр. отделение, 1988.- 128с.

28. Тимофеев A.B. Информатика и компьютерный интеллект. М.: Педагогика, 1991. - 128 с.

29. Гельмерих Р., Швиндт П. Введение в автоматизированное проектирование. М. : Машиностроение, 1990. - 1.76 с.

30. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. М.: Мир, 1987. - 272 с.

31. Шпур Г., Краузе Ф.-Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении. М.: Машиностроение, 1988. - 648 с.

32. Котов Ю.В. Как рисует машина. М. : Наука, 1988. - 224 с.

33. Кузьмин Ю.М., Павлова A.A. Злектроиное графотворчеетво// Вычислительная техника и ее применение. 1991. - N 5. - С. 2:1-32.

34. ДьюдниА.К. Графотворчество невидимого профессора, скрытого за экраном дисплея//В мире науки. 1988. - N 7. - С. 80-84.

35. Ж.Н. Кадыров, И.Б. Челпанов. Казахский народный орнамент. Задачи запоминания, генерирования и преобразования средствами вычислительной техники. Наука Казахстана, N 7, 1-15 апреля 1994 г.

36. Уткин И.О., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

37. Наука и религия, N 9, 1996, 4-я стр. обложки.

38. Деннинг В., Эссинг Г., Маас С. Диалоговые системы "человек ЭВМ". Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. -М.: Мир, 1984. - 112 с.

39. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец: Пер с англ.- М.: Мир, 1987. 225 с.

40. Клименко С.В., Смирнова В.В. Компьютерная графика в математике и искусстве./В кн. "Тезисы докладов конференции "Графи-кон-92". М., ИФВЭ, С. 18-21.

41. Савелов A.A. Плоские кривые. Систематика, свойства, применения. (Справочное руководство). М.: Гос. из-во физ.-мат. литературы, 1960. - 293 с.

42. Павлова A.A. Базовая графика версий языка БЕЙСИК, близких к МЗХ//В'ычислительная техника и ее применение. 1991. - N 1. - С. 20-32.

43. Дьюдни А.К. Орнаменты: воображение, геометрия, компьютер //В мире науки. 1988. - N 8. - С. 80-83.

44. Дьюдни А.К. •Биоморфы, попкорн и улитки//В мире науки. -1989. N 9. - С. 80-84.

45. Глотов H.A., Бригадин А.Г., Халилев P.P. Автоматизация технологической подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ/Областная научно-техническая конференция молодежи и студентов по техническим наукам и высоким технологиям. Тезисы докладов.- 119

46. Томск: изд. ТПУ, 1995. С. 48.

47. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие для вузов: В 9 кн. /И.П. Норенков. Кн. 1: Принципы построения и структура. М.: Высш. шк., 1986. - 127 с.

48. В.В. Куприянов, О.Ю. Печенкин, М.Л. Суслов, И.С. Уколов. САПР и системы искусственного интеллекта на базе ЭВМ. М.: Наука, 1991.- 159 с.

49. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирования в САПР: Учеб. для втузов по спец. "Вычислительные мши., компл., сист. и сети". М.: Высш. шк., 1990. - 335 с.

50. Принс М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М.: Сов. радио, 1975. - 232 с.

51. Энкарначчо Ж., Шлехтендаль Э. Автоматизированное проектирование: Основные понятия и архитектура систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986. - 288 с.

52. Мир ПК , N 9,10, 1994. С. 31.

53. Мир ПК , N 10, 1995. С. 37.

54. Мир ПК , N 4, 1995. С. 78.

55. Кречко Ю.А. , Полищук В.В. АВ'ГОКАД. Курс практической работы. М.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1995. - 256 с.

56. Геснер Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 1. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 287 с.

57. Геснер Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 2. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 290 с.

58. Корриган Дж. Компьютерная графика: Секреты и решения. -М.: Энтроп, 1995. 352 с.

59. Бугрименко Г.А., Лямке В.Н., Э.-К.С. Шейбокене. Автоматизация конструирования на ПЭВМ с использованием системы AutoCAD. 1993. 336 с.- 120

60. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом.- М.: МИРТ, 1992. 128 с.

61. Бурятский народный орнамент. /Составитель Балдаев Ф.И.: Альбом. Улан-Удэ, Бур.кн.из-во, 1972. - 60 с.

62. Тумахани A.B. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурятское кн. из-во, 1970. 110 с. - С. 33.

63. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1972. 88 с.- С. 17-18.

64. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд-во, 1967. 52 с. - С. 16.

65. Кречко Ю.А. Автокад: программирование и адаптация. М.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1995. - 240 с.

66. Старостина Л.А. Введение в Autocad. Часть I. М.: Концерн "БУТЭК", 1991. 104 с.

67. Прокопенко A.A. Графическая система Аи1осас1//Вычислитель-ная: техника и ее применение, 1.991, N 10, С. 3-28.

68. Бергхаузер Т., Шлив П. Система автоматизированного проектирования Autocad. Справочник. М.: Радио и связь, 1989. 256 с.69". Наградова M. Autocad. Справочник конструктора. М. : "Прометей", 1991. 284 с.

69. Мане В. CorelDRAW! 5: Пер. с нем. М.: БИНОМ. - 208 с.

70. Веркман Каспер Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М.: Прогресс, 1986. - 519 с.

71. В.А. Михайлов. Тамги и метки бурят в конце XIX первой половине XX вв. Улан-Удэ: Изд-во ОНИ "Сибирь", 1993. - 68 с.

72. Райан Д. Инженерная графика в САПР. М.: Мир, 1984. -391 с.

73. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие- 121 для вузов: В 9 кн. /Под ред. И.П. Норенкова. Кн. 3: В.Г. Федорук, В.М. Черненький. Информационное и прикладное программное обеспечение. М.: Высш. шк., 1986. - 159 с.

74. Хювенен Э., Сеипянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование. Пер. с финск. -М.: Мир, 1990. 447 с.

75. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 2: Методы и системы программирования: М.: Мир, 1990. 319 с.

76. Автоматизация поискового конструирования (искусственный интеллект в машинном проектировании)/ А.И. Половинкин, Н.К. Бобков, Г.Я. Буш и др.; Под ред. А.И. Половинкина. М.: Радио и связь, 1981. - 344 с.

77. Эндерде Г.и др. Программные средства машинной графики. Международный стандарт вК5: Пер. с англ./Г.Эндерле, ККэнси, Г. Пфафф. М.: Радио и связь, 1988. - 480 с.

78. Автокад: справочник команд. Казань: ГАРМОНИЯ Комьюни-кейшнз. 1994.-336 с.

79. Хорафас Д., Легг С. Конструкторские базы данных. М.: Машиностроение, 1990. - 224 с.

80. Гладков С.А. Программирование на языке Автолисп в системе САПР Автокад. М.: "Диалог-МИФИ", 1991. - 96 с.

81. AutoCAD. Полезные рецепты / ВайбараВ.А., Заболоцкий Д.В., Кнеллер М.И., Усвятцев О.В.; Под ред. М.И. Кнеллера. М.: Радио и связь, 1994. - 208 с.

82. Иванов О.Н., Чайкин A.A., Шевченко В.Н. Язык программирования AutoLISP. Курс для учебных центров и самостоятельного изучения. М.: TRINIKA ltd., 1992. - 213 с.

83. Поспелов Д. Новые горизонты искусственного интеллекта. /"Наука и жизнь", N 3, 1996. С. 84-91.

84. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. М., Мир, 1985. - 332 с.

85. Римский Г.В. Теория систем автоматизированного проектирования. Мн.: Навука i тэхнша, 1994. - 631 с.

86. Смородинский A.B., Моисеев В.А., Стовманенко Л.М., Посудина О.Ю. Автокад для новичков и профессионалов. М.: Компьютер, Финансы и статистика, 1991. - 144 с.

87. КочеваТ.В., Никифоров С.О., Слепнев В.В. Технические средства машинного воспроизведения орнаментов. Улан-Удэ. Тезисы конф. ВСТИ., 1992. С. 34.

88. Кочева Т.В. Бурятский орнамент. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1995. 16 с.

89. Никифоров С.О., Кочева Т.В., Очиров В.Д. Анализ и параметрический синтез механизмов для машинного орнаментирования изделий. /Тез. 2 международн. конф. "Механизмы переменной структуры и вибрационные машины", 5-7 октября 1995, Бишкек, 1995. С. 83-85.

90. Никифоров С.О., Кочева Т.В. Автоматизированное формирование народных орнаментов./ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции "Воеток-Запад: диалог культур", 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. С. 45-47.

91. Александров U.C. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. -М.: Наука, 1979. 511 с.

92. Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М.: Наука, 1981. - 344 с.

93. Корн Г'., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -М.: Наука, 1984. 832 с.

94. Фоли Дж., ван Дэм А. Основы интерактивной машинной графики. Ч. 1, 2. М.: Мир, 1985.

95. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. М.: Радио и связь, 1982 - 152 с. -(Кибернетика).

96. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981 - 144 с. - (Кибернетика).

97. Бугрименко Г.А. АВТОЛИСП язык графического программирования в системе AutoCAD. - M.: Машиностроение, 1992. - 144 с. -("Пользователю ПК").

98. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ.- М.: Мир, 1975.- 124

99. Валери П. Об искусстве.- М.: Искусство, 1976. 118 с.

100. Ю.В.Сидоров, М.В.Федорюк, М.И.Шабунин. Лекции по теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1976. - 408 с.

101. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1986. - 544 с.

102. Фокс А., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве. М.: Мир, 1982. 304 с.

103. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М.: Машиностроение, 1980. - 240 с.

104. Математика и САПР: В 2-х кн., Кн. 1. /Шенен П., Коснар М., Гардан И. и др. М.: Мир, 1988. - 204 с.

105. Джамп Д. AutoCAD. Программирование. М.: Радио и связь, 1992. - 336 с.

106. Узоры симметрии./под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека. М.: Мир, 1980. - 269 с.

107. Тодорой Д.Н. Языки машинной графики: Справочник. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1980. - 251 с.

108. Лавров С.С. Основные понятия и конструкции языков программирования . М.: Финансы и статистика, 1982. - 80 с.

109. Кречко Ю.А. AutoCAD: программирование и адаптация. Учеб.-справ, издание. М.: Диалог-МИФИ, 1995. - 235 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.