Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Каршакова, Лидия Борисовна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат технических наук Каршакова, Лидия Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ОРНАМЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
1.1. Анализ работ, посвященных текстильному орнаменту.
1.2. Влияние компьютерных технологий на проектирование текстильного орнамента.
1.3. Аналитический обзор графических редакторов общего назначения как инструментария для проектирования текстильного орнамента.
1.4. Обзор возможностей специализированных графических редакторов
1.5. Методы использования графических редакторов в компьютерном дизайне текстильных орнаментов.36 <
1.6. Методика обучения студентов специальности художественное оформление текстильных изделий профессиональной работе в графических редакторах.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАППОРТНЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.
2.1. Математическое описание мотива и основных параметров раппортной схемы.
2.2. Аналитическое определение характеристик композиции.
Выводы по главе 2.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСКРЕТНЫХ ОРНАМЕНТОВ И СЛОЖНЫХ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.
3.1. Описание алгоритмов для автоматизированного проектирования на основе раппортных схем.
3.1.1. Алгоритм расстановки одного мотива по выбранной раппортной схеме.
3.1.2. Алгоритм расстановки нескольких мотивов по одной или нескольким раппортным схемам.
3.1.3. Алгоритм создания вариантов орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы.
3.2. Разработка программного обеспечения «Орнамент».
3.2.1. Интерфейс программы «Орнамент».
3.2.2. Методика эксплуатации программы.
3.2.3. Особенности работы программы.
Выводы по главе 3.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт2006 год, кандидат искусствоведения Коржуева, Алина Ростиславовна
Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России: История, теория, практика1998 год, доктор искусствоведения Бесчастнов, Николай Петрович
Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций2009 год, кандидат искусствоведения Пархаев, Георгий Олегович
Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х-60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт2013 год, кандидат искусствоведения Щербакова, Анжела Валерьевна
Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России2006 год, кандидат искусствоведения Блюмин, Марина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий»
Актуальность темы исследования
История орнамента уходит в глубь тысячелетий [17]. Первые находки относятся к эпохе палеолита, но и до сих пор он активно используется в художественном творчестве и является неотъемлемой частью жизни людей. Искусство украшения текстильных изделий, предназначенных для изготовления одежды и оформления жилища, возникло одновременно с технологией изготовления ткани [51]. Особенности нанесения бесконечно-повторяющегося узора на ткань обуславливали свои требования к композиции рисунка [7, 8, 13, 36, 44, 51]. За долгое время развития художественного текстиля выработались определенные закономерности, схемы раппортного построения'. Текстильный рисунок является частью культуры, он находится во взаимосвязи с общими тенденциями развития дизайна и испытывает влияние современных информационных технологий [7].
Многовековое развитие позволило соединить в текстильном рисунке достижения проектных технологий, схемы орнаментальных построений и стилевые тенденции изобразительных искусств. В настоящее время для художественно-колористического оформления ткани широко используется нанесение печатного рисунка, это недорогой и распространенный способ производства массовых видов художественного текстиля включает в себя огромный ассортимент различных изделий [9, 81]. Этот способ позволяет дизайнерам ткани использовать печатный текстиль в качестве лаборатории для творческих экспериментов в области текстильной графики. При компьютерном проектировании рисунка для оформления текстильных изделий в качестве универсального инструмента применяются редакторы общего назначения. Существуют зарубежные разработки, которые обладают теми же возможностями, но специфичные функции для текстильного проектирования имеют удобный пользовательский интерфейс [105, 108]. На предприятиях применяются специальные программы формирования изображения на бумаге для термоперевода или на ткани [109].
В основе текстильных орнаментов зачастую лежат композиционные раппортные схемы. Симметрия розеток, бордюров, а также сетчатых орнаментов описана математиками в середине двадцатого века при изучении кристаллографической симметрии [21, 88]. Вместе с широким распространением компьютерной техники появилась возможность автоматически создавать узоры на основе описанных принципов [7,10, 16, 28, 48, 50, 68]. Некоторые аспекты требуют более глубокого анализа, который поможет перевести художественную информацию в компьютерную среду. Одной из самых трудных технических задач при художественном проектировании орнаментов с бесконечно повторяющимся раппортом является маскирование швов пристыковке раппорта. Полноценно эту проблему можно решить, если программное обеспечение будет позволять сразу видеть на экране все повторяющиеся элементы. Программы NedGraphics и AVA предлагают приемлемое решение, но они* являются мало доступными из-за высокой^ стоимости. Использование дорогого программного обеспечения отражается на стоимости .выпускаемой продукции. Кроме того, в указанном программном обеспечении не предусмотрена возможность составления орнаментальных композиции с бесконечно повторяющимся раппортом на основе схем организации мотивов внутри раппорта. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют методические разработки по комплексному использованию компьютерных графических программ в качестве инструмента ху-дожника-орнаменталиста.
Эта работа нацелена на решение вышеназванных проблем и является первым трудом, направленным на создание оптимального набора прикладных программ проектирования орнамента из всего доступного спектра графических редакторов и разработку удобного инструментария для компьютерного поиска новых композиционных решений на основе выбранных раппортной схемы и мотива. Для создания необходимого программного обеспечения-требуются анализ раппортных схем с позиции описания их математическим языком и изложение действий программы на логическом "уровне.
Цель и задачи работы
Целью данной диссертационной работы является создание методов проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе раппорных схем.
Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:
- проведение анализа использования всевозможных типов графических программ на разных этапах компьютерного проектирования текстильного орнамента;
- разработка методик компьютерного проектирования текстильных орнаментов в среде различных графических программ, в том числе и для обучения профессиональной работе в графических редакторах студентов специальности художественное проектирование текстильных изделий;
- математическое описание мотива, основных параметров раппортных схем и аналитических методов определения характеристик текстильного орнамента;
- описание на логическом уровне действий программы расстановки мотивов на основе раппортной схемы;
- разработка программного обеспечения проектирования орнаментальных композиций.
Объектом и предметом исследования являются теория и практика проектирования текстильных орнаментов при помощи информационных технологий, принципы создания орнаментальных композиций на современном этапе.
Методы исследования
В работе используются анализ и обобщение материалов таких литературных источников, как монографии и другие публикации, журналы по дизайну; методов классической механики и аналитической геометрии; базовых методов компьютерной обработки изображений. При решении поставленных задач использовались современный кросс-платформенный инструментарий С)Т и язык объектно-ориентированного программирования С++.
Научная новизна исследования
Диссертация является первым исследованием в области проектирования текстильного орнамента средствами современных компьютерных технологий. В ходе исследования впервые были решены следующие задачи:
- проанализировано использование графических редакторов различных типов на всех этапах компьютерного дизайна текстильного орнамента;
- сделано математическое описание орнаментальных композиций с повторяющимся раппортом и их характеристик, выделены и математически описаны основные параметры раппортных схем;
- формализованы параметры текстильной композиции;
- разработаны алгоритмы создания орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы;
- создана программная реализация разработанных алгоритмов:
Практическая значимость результатов исследования
Внедрение компьютерных процедур в область проектирования орнамента может помочь художнику просматривать комбинаторные варианты в режиме реального времени. Это позволяет расширить выбор орнаментальных решений.
Компьютер давно уже стал помощником художника. В области использования вычислительной техники в искусстве, связанной с живописью и рисунком, существуют два разных подхода. В первом случае компьютер играет роль палитры и холста, с помощью которых художник различными способами создает изображения; при втором подходе художник задает машине программу генерирования изображений, которой та следует, причем сам художник, возможно, даже не знает, что получится в результате; его роль сводится к отбору лучшего варианта и разнообразной коррекции материала.
Наш подход заключается в объединении этих двух подходов, т.е. отдельные элементы и фрагменты орнаментов создаются по первому способу (рисования вручную), а вся композиция — по второму способу, т.е. по программе. При этом путем перебора прототипов композиционных решений генерируются новые узоры.
Работа посвящена методам проектирования текстильных орнаментов с помощью современных графических редакторов разных типов, а также разработке способа автоматического составления орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе параллелограмма. Внедрение методов автоматизированного проектирования рисунков тканей отражается на работе и, соответственно, на подготовке художников-стилистов.
Автоматизация разработки орнаментальных композиций ускорит процесс создания новых рисунков для тканей, поможет предприятию текстильной промышленности расширить ассортимент тканей, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.
Апробация результатов исследования
Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались авто-poм^ на конференциях международного и всероссийского уровня, а также внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени А.Н. Косыгина». Результаты исследования используются в следующих дисциплинах: «Математика и информатика», «Построение образов на ЭВМ» и «Компьютерная графика» для специальности художественное проектирование текстильных изделий и «Автоматизированные методы проектирования текстильных изделий» для специальности информационные технологии в дизайне. Студенческие работы, выполненные в рамках этих курсов, демонстрировались в 2010 году на двух выставках:
- «Маяковский продолжается. Проекты и фотоработы студентов МГХПА имени С.Г. Строгонова и МГТУ имени А.Н. Косыгина» в Государственном музее В.В. Маяковского;
- «Компьютерный текстильный дизайн» в ГОУВПО «МГТУ имени А.Н.
Косыгина».
Разработана и зарегистрирована программа «Орнамент» №.2010616146 от 17.09.2010. Программа прошла апробацию на предприятии ЗАО «Дизайн студия «Дуплет».
По теме диссертации имеется 12 публикаций. Опубликованы три статьи в изданиях, входящих в «Перечень.» ВАК РФ; две публикаций — в сборниках научных трудов; пять тезисов научных конференций; изданы методические указания.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на расширенном заседании кафедры графического дизайна и рекламы ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».
Структура и содержание диссертации
Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 153 страницы; она содержит 117 страниц машинописного текста, 26 рисунков, 6 таблиц. Список литературы состоит из 109 наименований; приложение представлено на 35 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий2003 год, кандидат искусствоведения Бесчастнов, Петр Николаевич
Формирование структуры художественного проектирования трикотажных изделий с монораппортным орнаментом2001 год, кандидат технических наук Коробейникова, Валентина Анатольевна
Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль: Проектный аспект2004 год, кандидат искусствоведения Сейедахмади Завиех Сейед Саид
Теория и методы проектирования текстильного орнамента на основе идей русского авангарда2022 год, кандидат наук Патина Татьяна Евгеньевна
Творчество алтайских художников по текстилю второй половины XX века2004 год, кандидат искусствоведения Кирюшина, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Каршакова, Лидия Борисовна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Выполнены анализ, систематизация и классификация существующего программного обеспечения для художественного проектирования текстильного орнамента.
2. Сделан аналитический обзор литературных источников и программного обеспечения, который показал, что не существует технологий расстановки подготовленного мотива по классическим раппортным схемам и автоматизированного поиска новых схем.
3. Приведена методика использования всего спектра доступных инструментов для компьютерного проектирования орнаментальных композиций.
4. Выделены параметры схем орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом. Для этого было сделано математическое описание мотива и раппортных схем, которое позволяет описать любые раппортные сетки, в основании которых лежит не только квадрат, но и любой параллелограмм. Это позволяет осуществить переход от эстетико-смы еловой (художественной) информации к абстрактной, что дает возможность применять современные информационные технологии для проектирования новых орнаментов.
5. Впервые формализованы следующие характеристики композиции: соотношение площади фона и рисунка; масштаб мотива; наличие второстепенных элементов; статичность или динамичность; симметричность мотива и композиции внутри одного раппорта; равномерность распределения форм; ритмическое движение форм и интервалов; направление мотивов; дискретное распределение мотивов. Введены параметры для автоматического выявления характеристик композиции: количественная мера динамичности для1 одного мотива и композиции в целом; мера симметричности одного мотива и мера симметричности композиции внутри одного раппорта. Предложены варианты оценки таких интегральных параметров, как сложная или простая композиция; завуалированность раппортного построения.
6. Разработаны три алгоритма: базовый алгоритм расстановки одного мотива по выбранной схеме, позволяющий получать эскизы тканей с разным ритмом и масштабом; алгоритм составления композиций на основе расстановки одного или нескольких мотивов по одной или по разным схемам, который предназначен для создания текстильного орнамента разной сложности путем наложения композиций; алгоритм генерации вариантов орнаментальной композиций с бесконечно повторяющимся раппортом при помощи автоматического изменения элементов по заданным параметрам.
7. Создано программное обеспечение для реализации на практике теоретических результатов. Программа «Орнамент» позволяет искать композиционные решения посредством изменения значений параметров проектирования орнамента: угол поворота мотива относительно осей раппорта, масштаб мотива, расстояние между мотивами и др.
8. Разработаны и внедрены в учебный процесс методики обучения студентов специальности художественное оформление текстильных изделий профессиональной работе в графических редакторах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Каршакова, Лидия Борисовна, 2010 год
1. Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. — М., Наука, 1979.-512 с.
2. Балуха К.В. Основы художественного мастерства. Компьютер вместо кисточки. М.: Эксмо, 2007. - 480 с.
3. Балуха К.В. Техника рисунка. Компьютер вместо кисточки. — М.: Эксмо, 2008.-477 с.
4. Белянин M.B. «Photoshop CS3» М.: NT Press, 2008. - 438 с.
5. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2004. 175 с.
6. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, Совъяж Бево, 2004. 431 с.
7. Бесчастнов Н.П. Художественный образ орнамента. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.
8. Бесчастрюв Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. — М: МГТУ, 2003. — 294 с.
9. Бесчастнов П.Н. Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий. — Автореф. канд. дисс. — М., 2003.-24 с.
10. Бесчастнов П.Н. Текстильный фоторисунок. М: МГТУ, 2004. - 233 с.
11. Бесчастнов П.Н., Закутцкая A.A., Каршакова Л.Б. Методические указанияк лабораторным работам «Построение образов на ЭВМ» М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2010. - 37 с.
12. Береснева В .Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 192 с.
13. Борзунов Г.И. Автоматизация работы в среде графического редактора. -М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. 52 с.
14. Борзунов Г.И., Заболотская Е.А., Палаткин М.В., Фирсов A.B. Практикум по дисциплине «Математика и информатика». Часть 2. Основные средства графического редактора. М., РИО МГТУ, 2001. — 36 с.
15. Борзунов Г.И., Аксенова А.Н., Незнанова Н.И. Практикум по дисциплине «Математика и информатика». Часть 3. Использование дополнительных средств графического редактора для создания орнаментальных композиций. М., МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 60 с.
16. БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969. — 1978 г.г.;
17. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос, 2004. 272 с.
18. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М., МГТУ, 2002. 359 с.
19. Варст (В.Степанова) Костюм сегодняшнего дня прозодежда. - ЛЕФ, 1923,№2. - 68 с.
20. Вейль Г. Симметрия. М. Наука, 196.8 99 с.
21. Выготский Л.С. Психология искусства — М.: Искусство, 1986. — 574 с.
22. Гейл К., Каур Я. Мода и текстиль. Рождение новых традиций Минск: ООО «Гревцов Паблишер», 2009 - 240 с.
23. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М., Галарт, 1998. 328 с.
24. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М.: Книга, 1998.-526 с.
25. Глушаков C.B., Гончарова Е.В., Золотарев С.А., Кнабе «Adobe Illustrator CS3. Самоучитель», M.: изд-во ACT, 2008. 480 с.
26. Голубева О.Л. Основы композиции. — М.: Издательский дом «Искусство»,2004.- 120 с.
27. Грищенкова В.А., Тодоров В.Т. Проектирование тканей на базе компьютерной техники нового поколения. — Текстильная промышленность, № 6, 1998.-с. 16
28. Дерева Р. М. Дизайн трехмерных орнаментальных структур. Дисс. -М., 2006.- 150 стр.
29. Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. Под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина,2007.-408 с.
30. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. М., 1990.-224 с.
31. Жексенаев А.Г. Основы, работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — М.:2008.-80 с.http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Gimp.pdf
32. Жеребцов А.Н. Дизайн двумерных орнаментов. Дисс. - М., 2008. -123 с.
33. Журавлева Н.В., Коновалова М.В., Куликова М.А. Колорирование текстильных материалов. Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 368 с.
34. Информатика: учеб.-справ. Пособие / A.B. Шипунова. — М.: ACT: Астрель, 2009.-315 с.
35. Исаенкова O.A. Способы получения рисунка на ткани. М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. - 28 с.
36. Иттен И. Искусство цвета М.: Изд. Д.Аронов, 2001. - 96 с.
37. Иттен И. Искусство формы. — М.: Издатель Д. Аронов, 2001. — 138 с.
38. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1910. — 108 с.
39. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика,2005.-232 с.
40. Каршакова Л.Б., Фирсов A.B. Математическое описание одномотивных раппортных сеток. Сборник научных работ аспирантов; — М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2009. стр. 71-74.
41. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования С. М.: Вильяме, 2009 — 304 с.
42. Козлов B.I Г. Основы художественного оформления^ текстильных изделий: Учебник для вузов. М., 1981. - 264 с.
43. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева 3.H. Моделирование и художественное : оформление . женской и: детской одежды. М., Легпромбыгиздат, 1990. — 320 с. .
44. Коновалов М.В. Технология полиграфической печати, и допечатнош подготовки изображений:. Учебное'пособие М;: МГТУ им. А.Н:'Косыгина; 2004. - 276 с.
45. Лавреньев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. М:: Гадарики, 2008. -303 с.
46. Лобацкая Е.М., Казарновская Г.В. Проектирование декоративных тканей с использованием ЭВМ ■ Витебск: Сборник статей международной научной конференции «Текстиль, одежда, обувь: дизайн и производство», 2002. — с. 69-70.
47. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М., Владос, 2008. 144 с.
48. Макаров A.A. Автоматизированная система подготовки эскизов тканей. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной? промышленности» (ТЕКСТИЛЬ 99). -М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 1999.
49. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах: Учебник для техникумов. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 208 с.
50. Маргулис Д. Photoshop для профессионалов, классическое руководство по цветокоррекции. М.: ООО «РТВ»-Медиа, 2007. - 400 с.
51. Маргулис Д. Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве — М.: Интелбук, 2006. -480 с.
52. Моль А., Фукс В., Кессер И. Искусство и ЭВМ. М., 1975. - 558 с.
53. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.
54. Немчанинова Ю.П. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде OpenOffice.org Учебное пособие. -М.: 2008. 46 с. http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Draw.pdf
55. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. М.: 2008. - 52 с.http://linux.armd.ru/common/img/uploaded/fllesЛnkscape.pdf
56. Никитин Н.М. Художественное оформление тканей. —М., 1971. 280 с.
57. Орнамент всех времен и стилей. М.:Арт-родник, 2004. — 267 с.
58. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 210 с.
59. Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. — Спб.: БХВ-Петербург, 2002. 496 с.
60. Пономаренко С.И. Adobe Photoshop CS2. Спб.: БХВ-Петербург, 2005 -992 с.
61. Порев В.Н. Компьютерная графика. — Спб.: БХВ-Петербург, 2002. 428 с.
62. Применение вычислительной техники для решения колометрических задач в текстильной промышленности. Дмитриев Л.Н. и др. — М.: 1970. —46 с.
63. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Посмодернизма. М.: ООО «Магма», 2004. - 518 с.
64. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
65. Самсонов B.C. Типовые устройства красильно-отделочного оборудования. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2001. - 159 с.
66. Сафьянников Н.М., Буренева О.И. Компьютерная система проектирования тканей. Текстильная промышленность, № 4, 1998. - с. 34-35
67. Севостьянов П.А. Математические методы обработки данных. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 256 с.
68. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореф. докт. дисс. М., 1990. 33 с.
69. Синегуб-Лавренко A.A., Анисимов В.И., Тарасова JI.A. Фотомеханические способы изготовления форм для печати на тканях. — М.: Издательство научно-технической литературы РСФСР, 1961. — 152 с.
70. Соболев H.H. Набойка в России. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1912.-107 с.
71. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. M.-JL, 1934. -432 с.
72. Соколова Т.Н. Орнамент почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972. - 176 с.
73. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003 296 с.
74. Страустрап Б. Введение в язык Си++ , 1995. — 480 с.
75. Сысолятин А.Г., Годунова И.П. Динамические композиции. М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2010. - 28 с.
76. Таньшина З.А. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 1920-1930-х гг.— Автореф. канд. дисс. — М., 2009.-26 с.
77. Татаринов Я.В. Лекции по классической динамике. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-296 с.
78. Ткач Д.Г. Художественное проектирование франзуского сюжетного текстильного печатного рисунка. — Дисс. -М., 2008. — 184 стр.
79. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообазования в дизайнерском творчестве. -М.: АСТ:Астрель, 2007. 239 с.
80. Фирсов A.B. Теоретические и прикладные аспекты разработки автоматизированных систем управления проектированием тканых полотен — Дисс.-М., 2007.-351 стр.
81. Фокина JI.B. Орнамент. Учебное пособие . — М., Феникс., 2005. 172 с.
82. Шикин А. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: ДИАЛОГ- МИФИ, 2001. - 288 с.
83. Шилдт Г. Исскуство программирования на С++. Спб.: БХВ-Петербург, 2005 477 с.
84. Шлее М. Qt 4: Профессиональное программирование на С++. СПб.: «БХВ-Петербург», 2007. - 831 с.
85. Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве, 2 изд., М., 1972.-339 с.
86. Эксперимент в дизайне. Учебное пособие. Сост. А.Н. Лаврентьев. М.: Издательский дом «Универстиетская книга», 2010. — 244 с.
87. Яковлева Н.Б., Каршакова Л.Б. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Построение образов». — ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. 35 с.
88. Bowles M., Isaac C. Digital Textile Design: Portfolio Skills. Laurence King Publishing, 2009. - 192 c.
89. Chipkin Frederick L. Adobe Photoshop for Textile Design for Adobe Photoshop CS3. Origin inc., 2007.- 149 c.
90. Chipkin Frederick L.GIMP for Textile Design. Origin inc., 2008. - 112 c.
91. Cole D. Textiles Now. Laurence King Publishing, 2008. - 272 cxp.
92. Cole D. Patterns. Thames & Hudson, 2007. - 240 c.
93. Cole D. The Pattern Sourcebook. A Century of Surface Design Laurence King, 2009. - 304 c.
94. Exciting World of Pattern Design. Feierabend Unique Books, 2009. — 700 c.
95. Herald J. Experimental Pattern Sourcebook. 300 Inspired Designs from Around the World Rockport, 2010. -335 c.
96. Lieser W. Digital Art. h.f.ullmann, 2009. - 288 c.
97. Madarena S.M. Patters in Fashion Koln, Evergreen, 2009. - 192 c.
98. The New Textile. Trends+Traditions. London: Thames & Hudson Ltd, 2001.- 192 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.