Ювелирное искусство Древнего Китая (III тыс.до н.э. - IIIв.н.э.) : типология, технология, художественный стиль" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ван Юэ
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат наук Ван Юэ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие китайского декоративного искусства: от времени Ся до династии Цинь (III тыс. до н.э. - 221 г. до н.э.)
1.1 Династии Ся (ок. 2700 - ок. 1600 гг. до н.э.) - время зарождения ремесел
1.2 Художественный металл в декоративном искусстве династии Шан (1600 - 1040 гг. до н.э.)
1.3 Бронзовое литье и ювелирное искусство Западного Чжоу (1040 - 771 г. до н.э.)
1.4. Продолжение традиций и художественные новации в декоративном искусстве Восточного Чжоу (770-256 гг. до н.э.): эпоха Весен и Осеней (770476 гг. до н.э.) и Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.)
ГЛАВА 2. Бронзовое литье и ювелирное мастерство в декоративном искусстве Древнего Китая периода империи III в. до н.э. - III в.н.э
2.1 Историко-культурная ситуация и развитие художественного ремесла во времена династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
2.2 Правящая династия Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.): виды и техники
художественных ремесел
ГЛАВА 3. Ювелирные украшения Древнего Китая: типология, технико-
технологические особенности и художественная эволюция
3.1 Прическа и украшения головы
3.2. Бусы, ожерелья, нагрудные украшения
3.3. Браслеты и кольца
3.4. Пояса и поясные аксессуары
124
3.5 Орнаментальный декор в ювелирных украшениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Таблица «Типология китайских ювелирных украшений»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Эволюция архитектурного декора Древнего и средневекового Китая: эволюция и художественные особенности2022 год, кандидат наук Жэнь Няньчэнь
Корейский художественный металл XIX - XX веков: Истоки. Эволюция. Традиция1998 год, кандидат культурол. наук Пак, Эдуард Семенович
Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795): традиция и новации2007 год, доктор искусствоведения Неглинская, Марина Александровна
Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв.2012 год, кандидат искусствоведения Чжао, Инна.
Женские украшения тюркских народов Саяно-Алтая: генезис, типология, семантика2024 год, кандидат наук Красавина Маргарита Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ювелирное искусство Древнего Китая (III тыс.до н.э. - IIIв.н.э.) : типология, технология, художественный стиль"»
Введение
Китайская культура очаровывает нас своей историей, в том числе прекрасными страницами искусства художественных ремесел, произведения которых изысканы, вечны и элегантны, они поражают мудростью, глубокой символикой и эстетическим вкусом предков. История производства изделий художественного ремесла Китая уходит корнями в глубокое прошлое, истоки его развития можно проследить, начиная с эпохи палеолита. С развитием политики, идеологии, культуры, производительности труда и постоянным совершенствованием эстетического чувства людей, производство ремесленных изделий на протяжении тысячелетних изменений прошло через непрерывный процесс. Развитие технологий, форм и декора изделий из бронзы, золота и серебра проходило в течение долгого исторического периода, каждый этап которого имел свои особые историко-культурные коннотации. Ювелирное дело развивалось, обогащаясь различными формами и художественными особенностями, каждый этап эволюции характеризовался изменениями условий жизни и быта, мировоззрения, совершенствованием ремесла, демонстрируя тесную связь ювелирных изделий с духовным и материальным миром человека. В связи с изменением исторических условий, частыми завоеваниями и переменами, смешением народов, мышление людей сильно менялось, а развитие ремесла постепенно эволюционировало под влиянием религиозно-философских учений, этики и эстетики своего времени.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения самого раннего периода зарождения художественного ювелирного ремесла в Китае и определении его технико-технологических и художественных особенностей в процессе длительного развития на протяжение более чем трех тысячелетий, чтобы понять своеобразие истоков в сложении форм, декора, типологии китайских ювелирных украшений последующих периодов исторического развития. До настоящего времени изучение ювелирных
украшений древнего Китая носило дискретный характер, как правило, рассматривались отдельные эпохи или регионы. Комплексного исследования в изучении ювелирного искусства Древнего Китая в процессе его эволюции в условиях изменения социальной и экономической структуры общества, формирования различных религиозно-философских систем, интеграции с различными этническими группами и влияниями сопредельных культур, в процессе совершенствования технико-технологических процессов в обработке металлов и других материалов, использовавшихся в ювелирном искусстве, еще не проводилось. На сегодняшний день благодаря археологическим раскопкам, охватывающим различные исторические периоды Древнего Китая, накоплен большой комплекс фактического материала, требующий научного анализа на различных временных и исторических этапах развития этой области художественного ремесла.
Состояние изученности проблемы. Ювелирное искусство Китая на протяжение многих лет являлось объектом исследования китайских, российских и западноевропейских ученых, но в основном их интересы были сосредоточены на памятниках поздних периодов Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), поскольку от этого времени сохранилось большее количество ювелирных украшений, выполненных в различных техниках. Достаточно хорошо также исследованы украшения периодов Тан (618-907) и Сун (960-1279). Однако уже в Древнем Китае сложилась своеобразная типология ювелирных украшений, приоритетные материалы и техники их обработки. Но комплексного научного исследования ювелирных украшений этого периода еще не проводилось. Достаточно хорошо изучено бронзолитейное мастерство древнего периода, связанное с изготовлением ритуальной и церемониальной утвари, также более подробно исследовано искусство резьбы по нефриту. Следует отметить, что данные материалы и техники напрямую связаны с ювелирными украшениями, так как, в отличие от других древних цивилизаций, бронза и нефрит во все
времена были в Китае материалами, наиболее почитаемыми в своем символическом значении. Поэтому исследование техники бронзового литья и обработки нефрита в комплексе с символикой и семантикой изделий и их декора, выполненных в данных материалах, также стали основой нашего исследования. Среди научных работ на русском языке следует назвать работу Виноградского Б.Б. «Китайский нефрит: узоры времени» (2006) и Галанина С.И. «Нефрит в ювелирных украшениях всех династий» (1988). Винокуров С.Е. в статье «Благожелательные образы в произведениях китайского камнерезного искусства из собраний Екатеригбурга» (2013), отмечает характерные приемы и особенности работы китайских мастеров в резьбе по нефриту и благожелательную символику, котрая сформировалась в древности и на протяжение последующих столетий стала одной из главных в изделиях из камня.
Важным для изучения ювелирных украшений являются исследования, посвященные ансамблю национального костюма, так как невозможно рассматривать ювелирные украшения, не понимая, как они функционировали, какую роль играли в акцентах костюмного комплекса. Среди исследований на русском языке следует, в первую очередь упомянуть книгу Сычева Л.П., Сычева В.Л. «Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве» (1975), а также сборник «Одежда народов зарубежной Азии» (1977).
Необходимы для нашей диссертации вопросы историко-культурного развития Китая в отдельные исторические эпохи и религиозно-философских воззрений, объясняющих формообразующие принципы в искусстве и ювелирных украшения, в частности, рассматриваются во многих монографиях обобщающего характера. В российской науке это коллективная монография Крюкова М.В., Переломова Л.С., Софронова М.В., Чебоксарова Н.Н. «Древние китайцы в эпоху централизованных империй» (1983), где подробно рассмотрена история древнего Китая, его этнического состава, соседей, особенности развития хозяйства. В пятой главе рассказывается о материальной культуре
древних китайцев, их одежде, строительстве, пище, музыке, письменности, одежде, но ювелирные украшения не являются объектом исследования авторов.
Среди обобщающих работ, посвященных всем аспектам жизни Древнего Китая, следует упомянуть работу К.В. Васильева «Истоки китайской цивилизации» (1998), книгу К. Дебен-Франкфор «Древний Китай» (2002). Отдельные периоды древней эпохи нашли отражение в исследованиях Кузнецовой-Фетисовой М.Е. «Великий город Шан (Х1У-Х1 вв. до н.э.) и его значение в древней истории Китая» (2015), Белозеровой В.Г. «Традиционное искусство Китая» (2016). Фундаментальным исследованием на русском языке, посвященном философии, политике, мифологии и религии, науке Китая в разные исторические периоды, является шеститомное изданий «Духовная культура Китая» (под редакцией М.Л. Титаренко), дополнительный шестой том которого посвящен искусству Китая (2006-2010). Отдельные разделы этого издания написаны ведущими российскими учеными-синологами. По ювелирному искусству, бронзовому литью, золотому и серебряному делу - это тексты М.А. Неглинской и М.Е. Крацовой. Данные исследователи являются ведущими специалистами в этой области в России. Марина Александровна Неглинская посвятила изучению ювелирного искусства Китая времени Цин (1644-1911) кандидатскую диссертацию, по итогам которой была издана монография «Китайские ювелирные украшения периода Цин (ХУП-начала XX веков). История, семантика, эстетика» (1999), в которой автор также обращается к истокам формообразования традиционных ювелирных украшений. М.Е. Кравцова в обширном исследовании «История искусства Китая» (2004), опираясь на китайские источники и археологические исследования дает более широкую картину развития ювелирных украшений древнего периода от эпохи неолита, периодов Шан, Чжоу и Цинь-Хань. Практически впервые в российской научной литературе она рассматривает истоки золотого и серебряного дела Древнего Китая. Важным вопросом, непосредственно связанным с формами и
4
декором ювелирных украшений, является проблема, касающаяся символики и семантики орнаментальных мотивов и образов в китайском искусстве. Об этом написано достаточно литературы. Эти вопросы затрагивают в своих исследованиях все, кто писал об искусстве Китая. В российской синологии это работы М.А. Неглинской, М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина и др. Но одним из первых о символике и семантике ювелирных украшений еще в дореволюционной России написал Н.И. Веселовский в небольшой статье «Китайские символы в предметах украшения» (1911), а затем в первой половине XX века В.М. Алексеев. Следует упомянуть и диссертации, защищенные на данную тему. Например, Чжан Цзина «Ювелирные артефакты материальной и духовной культуры Китая: структурно-семиотический аспект» (2022) - на соискание ученой степени кандидата культурологии. Фактологический материал по ювелирному искусству был получен из отчетов археологических исследований и диссертаций: Гирченко Е.А. «Неолит и бронзовый век Сычуанской котловины» (2014).
Китайские ученые внесли значительный вклад в исследование предметного мира Древнего Китая. Это обширный археологический материал, который издается как в описании отдельных гробниц и локальных зон раскопок, так и в обзорных периодически издающихся сборниках. В нашей работе мы использовали археологические материалы, где имелись описания артефектов, связанных с художественным металлом, ювелирными украшениями и сопутствующими материалами - нефритом, бирюзой и другими камнями, лакированными изделиями. Среди основных исследований можно назвать сборники «Важные археологические открытия в Китае», которые периодически издает общество «Культурные реликвии» Государственного управления культурными реликвиями. Отдельные публикации посвящены местным археологическим исследованиям: «Гробница Мин Ли Вэньгуй, район Фэнтай, Пекин», изданная Пекинским институтом культурных реликвий (Выпуск 9,
2008), а также «Гробница династии Западная Хань в Мавандуи, Чанша под редакции Чэнь Сончан (2014), «Гробница женщин в руинах Инь», издательства
Института археологии Китайской академии общественных наук (1980). «Раскопки гробницы Лу Жуна и его жены, префекта Вэньчжоу, Юйшаньмин, город Чаншу. Чан Липин» в сборнике «Культура Юго-Востока» (Выпуск 4, 2001).
Интересный фактологический материал получен из региональных публикаций университетов и музеев: «Коллекция культурных реликвий Динчжоу», изданная Бюро культурных реликвий провинции Хэбэй (2003); «Культурные реликвии, обнаруженные в Пекине», Пекинский институт культурных реликвий (2005). Музей Хайдянь. Издательство Пекинского районного музея Хайдянь и культурных реликвий, 2005. «Коллекция золотых и серебряных артефактов» Исторического музея Шэньси (2003).
Важными для данной работы были обширные научные исследования по декоративно-прикладному искусству Китая, где произведения ювелирного искусства рассматриваются в общем контексте исторического развития. Среди таких работ можно назвать: «Новое издание истории китайского искусства и ремесел под редакции Шан Ган (2007); «Очерк истории китайского искусства и ремесел» под ред. Ли Лин, Ван Конг Ган (1996). «История китайского искусства и ремесел» под редакцией Чжан Синя и др. (2007); переработанное и дополненное издание Тянь Цзыбина «История китайского искусства и ремесел» (2010).
Отдельные исследования посвящены искусству нефрита - камню, который с древнейших времен в Китае считался священным, его место в ювелирных украшениях древности весьма значительно, поэтому в диссертации были использованы такие издания как: «Общая история китайского нефрита. Тома о
династиях Цинь и Хань; автора Ли Инде (2014); «Полное собрание сочинений о нефрите, найденном в Китае» в 14 томах, главный редактор Гуфан (2005).
Обработка драгоценных металлов и описание ювелирных изделий с эмалевым декором рассмотрена в таких обобщающих исследованиях как «Полное собрание произведений китайского искусства: декоративно-прикладное искусство». Издание 10. Золото, серебро, стекло и эмали», изданное Государственным управлением культурных реликвий в 1988 году. В этом труде ювелирному искусству Древнего Китая отведен отдельный раздел, который носит в целом описательный характер. В книге «Сущность китайских культурных реликвий из золота, серебра и нефрита» (1994) также даны сведения о ювелирном искусстве всех эпох. В аналогичном издании «Сущность пекинских культурных реликвий» (2004) Чжоу Сюня и Гао Чуньмина, отдельный том посвящен золотым и серебряным артефактам. В нем дано описание техник обработки драгоценных металлов и описание некоторых ювелирных изделий. Специальным исследованием, посвященным именно женским ювелирным украшениям является работа «Китайские женские украшения различных эпох» (1988) Шэнь Циньяна, но в нее не вошли археологические находки последних десятилетий XX - XXI веков. Кроме того, большое внимание уделено ювелирным украшениям периода Мин и Цин. В магистерской диссертации Юй Цзе «Исследование головных уборов и причесок династии Шан (2013) на основании археологических материалов представлен ценный материал по данной типологии ювелирных изделий. В анализе ювелирных украшений важно понимать, какую роль они играли в ансамбле костюма той или иной исторической эпохи, поэтому литература по истории китайского костюма, также была необходима для данной диссертационной работы. К таким публикациям относятся: Чжао Чао «Одежда Юньсян — исследование археологических культурных реликвий китайских костюмов» (2004). Шен Сонгвен «Исследование древних китайских костюмов (2002).
7
«Словарь китайского декоративно-прикладного искусства» (1991) использовался в качестве справочного издания.
Таким образом можно констатировать, что в Китае к настоящему времени собран достаточно обширный археологический материал, касающийся ювелирных украшений древнего периода, начиная с III тыс. до н.э. и до III в. н.э., который требует систематизации и научного анализа. В исследованиях, посвященных истории искусства Китая данного периода, ювелирные украшения упоминаются только в самом общем контексте. Есть работы по ювелирным украшениям, посвященные отдельным историческим периодам или типам изделий, а также технико-технологическим аспектам, однако нет исследования, которое бы обобщило и систематизировало весь накопленный материал, представило его в эволюционном развитии художественных форм и декора.
Источниковой базой исследования являются древние трактаты: «Записи о изучении ремесел» (Као гун цзи), составленный в конце периода Весен и Осеней (770-480 гг. до н.э.), позже он вошел в трактат «Ритуалы Чжоу» (Чжоу ли). Трактат «Исторические записи» (Ши цзи) Сыма Цяня, где есть сведения о ритуалах, одежде, предметном мире императорского Китая.; Забытые повести Юэ, Юэцзюэшу - древний трактат, описывающий царство У Юэ ^й)/ред.Юань Кан и У Пин. династия Восточная Хань (25 - 220 гг.).
Источниками явились и произведения ювелирного искусства из бронзы, золота и серебра, кроме того, из таких традиционных для китайского художественного ремесла материалов, как нефрит и других поделочных камней, а также жемчуга, перламутра, лака, перьев птиц, хранящиеся в музеях: Музей руин Эрлиту Ся Ду; Провинциальный музей Ганьсу; Музей Тяньшуй; Руины Эрлиту; Руины Хуояогоу; Провинциальный музей Хэнань; Провинциальный музей Шаньси; Музей истории провинции Шэньси; Музей истории Китая; Музей Китая; Пекинский дворец-музей; Музей Чэнду; Музей округа Гаотай;
Музей Цзинчжоу; Нанкинский музей; Уханьский музей; Тяньцзиньского музея, литературные источники:
Цель исследования - на основе анализа сохранившихся артефактов ювелирного искусства и исторических литературных источников рассмотреть возникновение и развитие различных видов древнекитайских ювелирных украшений в различных социально-экономических, политических, историко-культурных условиях, под влиянием сложившихся религиозно-философских верований, в процессе взаимодействия с сопредельными культурами, показать эволюцию форм и декора, техник производства ювелирных изделий, возникшие в исторические периоды Древнего Китая.
Поставленная цель определила круг задач диссертационного исследования:
- охарактеризовать социально-экономический, историко-культурный фон каждого исторического периода, непосредственно повлиявший на типологию и художественные формы ювелирных изделий;
- классифицировать ювелирные украшения каждой эпохи по типам, материалам, характеру декора;
- проанализировать характерные для ювелирных украшений каждого исторического периода орнаментальные мотивы, их символику, связанную с доминирующими в данное время религиозными верованиями;
- описать характерные технико-технологические приемы в формообразовании и декорировании изделий из камня, бронзы и драгоценных металлов;
- выявить технические приемы и характер художественных форм и типов ювелирных изделий, появившихся в результате контактов и влияния сопредельных культур;
Объектом исследования являются различные типы ювелирных изделий Древнего Китая, сохранившиеся в музеях Китая и в музеях восточных культур других стран.
Предметом исследования является развитие и формирование художественных закономерностей в формообразовании и декоре ювелирных украшениях Древнего Китая на различных исторических этапах, раскрытие которых предполагает установление типологизации, своеобразие фори и декора ювелирных украшений в семантической и символической значимости и в процессе художественной эволюции.
Хронологические рамки данного исследования определяются развитием длительного процесса, от зарождения примитивных украшений в эпоху каменного века и далее в процессе эволюции от правления династии Ся (ок. 2700 - ок. 1600 гг. до н.э.) до совершенных в художественном и техническом отношении ювелирных изделий периода Цинь-Хань (221 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Такой большой промежуток времени позволил нам показать эволюцию всех основных типов и художественных форм ювелирных украшений Древнего Китая.
Географические рамки охватывают всю территорию Китая, так как в различные исторические эпохи превалировали и разные локальные территориальные зоны, отмеченные своеобразием и переживавшие расцвет в отдельные периоды развития.
Научная новизна исследования заключается в представлении эволюционной картины ювелирного искусства Древнего Китая с выявлением характерных типов изделий, связанных с особенностями национального костюма, символикой форм и декоративных мотивов даосизма и конфуцианства, а также древними народными верованиями. В диссертации впервые в китайском и российском искусствознании рассмотрена проблема взаимосвязи технико-технологических процессов в формообразовании и декорировании ювелирных
изделий древнего периода на основе сложившейся типологии, но в процессе исторического развития в пластической и декоративной вариативности.
Методы исследования определены содержанием темы, спецификой поставленных задач и научной проблематикой. Ювелирные украшения Древнего Китая рассматриваются как основа дальнейшего развития китайского ювелирного искусства, поэтому базируются на комплексном подходе, включающем историко-культурный метод, как базовый для понимания происходивших в каждый период социально-политических, религиозно-мировоззренческих и культурных процессов, которые во многом определяли и художественные формы искусства данного периода и ювелирного, в частности. В исследовании ювелирных украшений был использован типологический метод, а для выявления их художественных особенностей метод формально-стилевого анализа. Сравнительный метод был необходим для понимания изменения художественной формы в едином типологическом ряду изделий в разные исторические периоды. Технико-технологический метод исследования был главным в анализе процесса изготовления и декорирования изделий и понимания особенностей формообразования. Иконологический метод искусствоведческого исследования был основой в анализе символики и семантики ювелирных украшений в комплексе с раскрытием смысла мотивов и форм благодаря литературным источникам.
Практическая и теоретическая значимость диссертации: результаты исследования могут быть основой для ученых, занимающихся дальнейшей историей ювелирного искусства Китая, материалы диссертации могут использовать в своей творческой практике ювелиры и реставраторы художественного металла. Древние китайские ремесла не только унаследовали традиционные техники, но и заложили прочный фундамент для последующего развития ювелирного дела в Китае, а также современного ювелирного искусства, сочетая традиционные формы с современными технологиями. Глубокий анализ
11
особенностей древнекитайского ювелирного искусства является базой для развития национальных традиций в современном декоративном искусстве Китая. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в составлении учебных программ художественных вузов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ювелирные украшения Китая в процессе эволюции сформировали свою типологию, особенности в формообразовании и приемах декорирования, образовав каноническое и единое стилистическое явление в декоративном искусстве Древнего Китая, став основой для его дальнейшего развития.
2. В древний период ювелирные украшения Китая сформировались как целостная художественно-образная система в единстве всех морфолого-семиотических элементов, обусловленных спецификой форм национального костюма, прически, регламентациями придворной культуры, благожелательно-обереговой символикой.
3. Традиционность типологии, форм, материалов ювелирных украшений не сдерживалась технико-технологическими приемами, которые использовались разнообразно и вариативно, включая новые методы и способы производства как традиционно развивавшиеся, так и заимствованные.
4. Основные типы декора сформировались уже в период Шан (ХУП-Х! вв. до н.э.). Это абстрактно-символические мотивы, представляющие природные явления - гром, ветер, облака и т.п.; мифологические образы - дракона, феникса, таоте; зооморфные образы. Растительные мотивы в орнаментальных композициях не получили развития, но использовались в объемно-пластических элементах украшений позднего периода.
Апробация результатов исследования: некоторые аспекты и проблемы диссертационного исследования были освещены в статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (5 статей) и в выступлении на конференции аспирантов и магистрантов МГАХИ им. В.И. Сурикова.
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие китайского декоративного искусства: от времени Ся до династии Цинь (III тыс. до н.э. - 221 г. до н.э.)
1.1 Династии Ся (ок. 2700 - ок. 1600 гг. до н.э.) - время зарождение ремесел
В позднем первобытном обществе социальная структура постепенно менялась. От формирования рабовладельческих обществ, его расцвета и упадка в периоды династий Ся, Шан и Западная Чжоу до периода Весен и Осеней, Борющихся царств до образования мощной империи в период правления династий Цинь-Хань. Сформировались различные социальные слои, необходимые для управления и координации обществом. По сравнению с первобытным обществом кардинально изменился целый ряд социальных систем и идеологий.
Развитие ювелирного искусства в Китае имеет многовековую историю. Еще в период позднего палеолита в пещере Шаньдиндунского человека были найдены раковины, кости, камни и т.п., окрашенные красным гематитом, их нанизывали как бусы и носили на груди или талии. В этот период у людей уже сформировалось эстетическое чувство, хотя украшения воспринимались в первую очередь, как обереги. Подвески и костяные иглы этого периода могут быть источником самых ранних украшений в Китае.
В период неолита украшения использовались в основном для ритуалов и жертвоприношений, или как средство связи между небом и землей, человеком и богами, а также в тотемических культах. Во времена династии Ся и до Западной Чжоу ювелирные изделия продолжали функционировать как средство общения с небом и землей, с богами и богинями, а не только как личное украшение. Геометрические узоры - самые ранние и широко распространенные орнаментальные мотивы в истории Китая, восходящие к первобытному периоду. Эти узоры включают зигзаги, молнии, спирали, полосы, спиралеобразные водовороты, сосцевидные выступы и меандровые мотивы. Ранние
геометрические мотивы относительно просты, но их формальная структура становится более сложной в период среднего и позднего неолита.
С древности орнаменты призваны были служить счастливыми предзнаменованиями, благими и охранительными символами. Эти уникальные узоры пронизывали все аспекты жизни людей. Они выражали их желание счастья и стремление к добру, становились выразителями их духовных устремлений. Значительное число этих узоров использовались и сохранялись на протяжении многих поколений.
Династия Ся (ок. 2070 - ок. 1600 гг. до н.э.) была первой наследственной династией, зафиксированной в истории Китая. Как принято считать, она насчитывала 14 поколений и 17 императоров (правителя Ся называли «Хоу», когда он царствовал, и «Ди», когда умирал), По преданию династия была основана Юйем, который поставил свою столицу в Янчэне (ныне Дэнфэн, Чжэнчжоу, провинция Хэнань).
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Лексика декоративно-прикладного искусства в башкирском языке2018 год, кандидат наук Халилова Алина Даяновна
Китайский костюм эпохи Мин: Орнамент, декоративные особенности и символика2003 год, кандидат искусствоведения Чжань Янь
Семиотика ювелирных украшений в традиционной культуре Казахстана2005 год, кандидат культурологии Мамбетова, Алтын Ибрагимовна
История развития ювелирного искусства таджиков: V - начала XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Умарова, Зарина Ходжамахмадовна
Иконография образа дракона в традиционном китайском декоративно-прикладном искусстве2022 год, кандидат наук Бянь Цзылун
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Юэ, 2023 год
Список литературы
Литература на русском языке:
1. Белозерова В.Г. Традиционное искусство Китая. - М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016 - 628 с.
2. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. - М.: Восточная литература РАН, 1998. - 318 с.
3. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1-3. М.: Восточная литература, 19952006.
4.Веселовский Н.И. Китайские символы в предметах украшения // Сборник археологических статей, поднесенный графу А.А. Бобринскому в день 25-летия председательства его в Императорской археологической комиссии. 1886-1911. -СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1911.-С. 1-12.
5.Виноградский Б.Б. Китайский нефрит: узоры времени - М.: А. Жигульского, 2006. - 160 с.
6. Винокуров С.Е. Благожелательные образы в произведениях китайского камнерезного искусства из музейных собраний Екатернбурга // Десятые Татищевские чтения. - Екатернбург, 2013. С. 366-370.
7. Галанин С.И. Нефрит в ювелирных украшениях Китая. - Кострома: 2022. - 88 с.
8. Дебен-Франкфор К. Древний Китай /пер. с фр. Е. Барсуковой. - М.: Астрель, АСТ. 2002. - 160 с.
9. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. литература, 2006-2010.
10. Инь Да. Достижения китайской археологии за четыре года // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 63. М, 1956. С. 314.
11. Кравцова М.Е. История искусства Китая. - СПб. М, Краснодар: Лань, ТРИАБА, 2004 - 960 с.
12. Краски Китая. Народный костюм и ремесла. Каталог выставки. СПб: Славия, 2007. - 295 с.
13. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. -М.: ГРВЛ, 1983. - 416 с.
14. Кузнецова-Фетисова М.Е. «Великий город Шан» (XIV-XI вв. до н.э.) и его значение в древней истории Китая. - М.: Наука: Восточная литература, 2015. -188 с.
15. Кучера С. Китайская археология. -М.: 1977. -
16. Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин. История, семантика, эстетика. - М.: Компания Спутник +, 1999. - 262 с.
17. Суслова И. В. Головные украшения китаянок и их символика // Одежда народов зарубежной Азии. Л. 1977. С. 230-231.
18. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. - М.: ИВ АН СССР,1975. - 172 с.
19. Установления династии Чжоу (Чжоу Ли) /перевод с китайского и вступительная статья С. Кучеры. - М.: Восточная литература РАН, 2010.
20. Чжан Цзин. Ювелирные артефакты материальной и духовной культуры Китая: структурно-семиотический аспект. Автореферат канд. дис. культурологии. 24.00.01. Белорусский государственный университет культуры. Минск, 2022. - 22 с.
21. Энциклопедия восточного символизма /сост. К.А. Вильямс. - М.: Изд. Ассоц. Духовн. Единства «Золотой век», 1996. - 424 с.
Литература на китайском языке:
22.Шовэнь цзеци/ред. Сюй Шэнь, династия Восточная Хань (25 - 220 гг.).
im Ш 25 220 0
23.Юэцзюэшу; Забытые повести Юэ (древний трактат, описывающий царство У Юэ ^й)/ред.Юань Кан и У Пин. династия Восточная Хань (25 - 220 гг. ).ШШ
144
^о && (^25^-^220^) о
24.МоцзьгКэнчжу/ред.Моцзы. период Чуньцю.
25.Чжоули("Книга этикета эпохи Чжоу" ^)/Автор неизвестен. период Чуньцю (770-476/403 гг. до н.э.) и Борющихся царств (476/403-221 гг. до н.э.). Царство Ци (также обр. в знач.: Китай). ^До
26. Искусство войны /ред. Сюнь Ву, конец периода Чуньцю.
ШШ*
27.Люйши чуньцю (китайский энциклопедический текст эпохи Воюющих царств, созданный в царстве Цинь под патронажем Люй Бувэя (и^^) в III в. до н. э.)/период Чуньцю, период Весен и Осеней (770 — 476/403 гг. до н. э., охватываемый летописью «Чуньцю»)0 ^^^
28.Лунь Хэн (ШШт, «Критические рассуждения») /Ван Чун. династия Восточная Хань (25 -220 гг.). ^^о
29. "И Чжоу шу" ("Оставленные писания Чжоу" - название книги, сборник из 59 разнородных глав и отдельного оглавления, существование которого прослеживается с I в. н. э)/Автор неизвестен. доциньская эпоха или династия Западная Хань.
30. Го Юй • Ци Юй/ ред. Гуань Чжун. Время неизвестен. ЩШ • №Шо
31. Хань Фэй-цзы /ред.Хань Фэй-цзы (название трактата и имя его автора, см. ##). Конец периода Борющихся царст.
32. Цзо-чжуань/ред.Цзо Цюмин (историк из царства Лу, предполагаемый автор «Цзо-чжуань» (); 556—451 гг. до н. э.),поздний период Чуньцю. , &
33. Спор о соли и железе (трактат, описывающий дебаты о государственных монополиях, состоявшиеся в 81 г. до н. э. при ханьском дворе) / Хуанъ Куань, династия Хань. fc^o
34. Исторических записок Сыма Цянь (известный древнекитайский историк). Династии Хань (ранняя 206 г. до н.э. — 8 г. н.э.; поздняя 25 г. — 220 г. н.э.). ^
Е, ПЧ&, МХо
35. Сюй хань шу/ Сыма Бяо (? —306 гг., историк, литератор времен династии Западная Цзинъ), династия Цзинь. ЩЦШ, ^^о
36.Трактование имен (этимологический словарь Шимин) / ред. Лю Си. Период династии Восточная Хань. ^Хо
37. Гробница династии Западная Хань в Мавандуи, Чанша/ ред. Чэнь Сончан. 08.06.2014г. Ш^МШХШ, 2014 ^ 06 П 08 Во
38.Гробница женщин в руинах Инь. Институт археологии Китайской академии общественных наук. Издательство: Культурные реликвии,
1980.
39.История династии Поздняя Хань /ред. Фань Е и др. 432-445 гг. Щ, ^ 432-445 ^o
40. Шицзин (Книга песен). Составлена Конфуцием, династия Чжоу. ЩШ,
ши, МШо
41.Сущность пекинских культурных реликвий. Том «Золотые и серебряные артефакты». Пекинское муниципальное бюро культурных реликвий. Издательство: Beijing Press 2004. • ЖЖ^ХЩШ Шо ШШ±: 2004 ^о
42. Книге гор и морей. Древние книги, существовавшие до эпохи Цинь. Ш/Ш5,
43.Истории южных династий. Ли Яньшоу. династия Тан. Ш °
44. «Шовэнь цзецзы» (первый словарь иероглифов, составленный и упорядоченный по принципу иероглифического «ключа», а также с приведённым анализом строения иероглифического знака). Сюй Шэнь. династия Восточная Хань. ШХМ^» ^Хо
45. Исследование процесса "резьбы по волосам" нефрита династии Хань; Журнал колледжа Хуэйчжоу (издание по общественным наукам); автор: Гао
Липин, Ян Юбин; 2012г.; 32(05): 74-77.
ШЖ ЙЖ 2012 32 (5) : 74-77о
46. Исследование художественных типов, а также культурного значения нефритовых поясных крючков династии Хань; автор: Чжан Наньнань; май 2018
г. /ХГСШФ&ШЕ&ЯШ^Я; 2018^05В.
47. Общая история китайского нефрита- Тома о династиях Цинь и Хань; автор: Ли Инде; Гаитянское издательство, сентябрь 2014; 231-234.ФЩШ^ЖФ. • Ш/Х
2014^о
48. Исследование культурных реликвий, обнаруженных в Королевском мавзолее Цзянду, Даюньшань, Цзянсу; автор: Шан Аймэй; Северо-Западный педагогический университет; 2014.
49. Древний рецепт Полное собрание сочинений о нефрите, найденном в Китае (7); (Цзянсу, Шанхайские тома); научное издательство.
50.Важные археологические открытия в Китае. Издательство: Культурные
реликвии. Государственное управление культурных реликвий, 2003. ФЩМ^Й^ ШШ±: ^ШЮ±о 2003 ^о
51.Важные археологические открытия в Китае. Издательство: Культурные реликвии. Государственное управление культурных реликвий, 2012. ФЩМ^Й^
ШШ±: ^ШЮ±о 2012 ^о
52.Важные археологические открытия в Китае. Издательство: Культурные реликвии. Государственное управление культурных реликвий, 2011. ФЩМ^Й^
ШШ±: ^ШШ±о Ш^М, 2011 ^о
53. Ван Ижи. Метод вставки и эстетическая коннотация женщин на фресках Дуньхуана //Культурные реликвии Сычуани. № 5, 2009. ^^МШИФЙ ^ЙШШ^Д^ЙЯ //И)1МШЮ±о Ш 5 М, 2009 ^о
54. Гробница Мин Ли Вэньгуй, район Фэнтай, Пекин: Пекинский институт культурных реликвий // Культурные реликвии. Выпуск 9, 2008
// «ШШ±о ш 9 М, 2008 ^о
55. Гробница Хань № 1, Мавандуй, Чанша. Издательство провинциального музея Хунань и других культурных реликвий, 1973. 1 ШШ
1973 ^о
56. Государственное управление культурных реликвий. Сущность китайских культурных реликвий из золота, серебра и нефрита. Коммерческое издательство Press и Шанхайское словарное издательство, 1994. ИШ^^Мо Ф H^Wi^ ^ММ^о 1994 ^о
57. Иллюстрированная информация о материальной культуре династии Хань. Шанхай: Издательство: Gu Ji Shanghai Ancient Books, 2011.
Э!о ШШ±: 2011 ^о
58. История китайского искусства и ремесел / ред. Чжан Синя и др. Хубэй: Издательство изобразительных искусств Хубэй, 2007. Ф Щ о ^^Що
2011 ^о
59. Коллекция культурных реликвий Динчжоу //Бюро культурных реликвий провинции Хэбэй. Издательство изящных искусств Линнань, 2003. ^^Н^Х^
2003 ^о
60. Культурные реликвии, обнаруженные в Пекине //Пекинский институт культурных реликвий. Пекинское издательство Яньшань, 2005. //
2005 ^о
61. Музей Хайдянь Издательство Пекинского районного музея Хайдянь и культурных реликвий, 2005.ШШЖ1ШШ±ДЖШ№ХМЗД^,2005
62. Новое издание истории китайского искусства и ремесел / ред. Шан Ган. -Пекин: Издательство высшего образования, 2007. ф о ^ЙШ о ^Ж: 2007 ^о
63. Очерк истории китайского искусства и ремесел / ред. Ли Лин, Ван Конг Ган. - Ляонин: Издательство изящных искусств, 1996.X ?1Мо 1996 ^о
64. Пекинский императорский мавзолей династии Цзинь. Пекинский институт культурных реликвий. Издательство: Культурные реликвии, 2006. ^ЬЖ^^пЖ!
^ЖХШ^Жо ШШ±: Х^ШШ, 2006 ^о
65. Полное собрание произведений китайского искусства: декоративно-прикладное искусство. Издание 10. Золото, серебро, стекло и эмали. Издательство: Культурные реликвии,1988. Ш 10 ^о Щ, Й^ПШ^о ШШ±: 1988 ^о
66. Полное собрание сочинений о нефрите, найденном в Китае. В 14 томах /
глав. ред. Гуфан. Научное издательство, 2005. Ш 14
Ро ^^о 2005 ^о
67. Раскопки гробницы Лу Жуна и его жены, префекта Вэньчжоу, Юйшаньмин, город Чаншу. Чан Липин // Культура Юго-Востока. Выпуск 4, 2001. ^М^ШШ
датш^о 2001 ^ш 4 Мо
68. Словарь китайского декоративно-прикладного искусства/ под ред. У Шаня. Тайбэй, 1991.фЩХЙ^^Ао ^Шо 1991 ^о
69. Сокровища из коллекции Аньхой //Управление культурных реликвий провинции Аньхой. Издательство: Китайский книжный магазин, 2008.
шш±: Ф^М, 2008 ^о
70. Сорок лет археологии в Пекине. Пекинский институт культурных реликвий, Пекинское издательство Яньшань, 1990.4ЬЖ#—И+¥о
Ж^ШШШ±, 1990 ^о
71. Сущность пекинских культурных реликвий. Том «Нефрит». Пекинское муниципальное бюро культурных реликвий. Издательство: Beijing Press, 2002.
^^о ^Ж^^^МШо ШШ±: 4ЬЖШЮ±, 2002
72. Тянь Цзыбин, История китайского искусства и ремесел. Переработанное издание, Издательский центр Востока, 2010.
^ШШФ^, 2010 ^о
73. «Танец цветов Датанг Чун - сущность реликвий Хэцзякуна» / под редакцией Музея истории Шэньси, Школы археологии и гуманитарных наук Пекинского университета, Пекинского университета и Исследовательского центра древних цивилизаций. Издательство "Культурные реликвии, 2003.
^Ш^о ШШ±: 2003 ^о
74. Чжао Чао. Одежда Юньсян — исследование археологических культурных реликвий китайских костюмов. Сычуань: Народное издательство Сычуани, 2004.
Шо ИЛЬ ИЛ1Л^ШЮ±, 2004
75. Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. Китайские женские украшения различных эпох. Сянган, 1988. ЩЩ, #Ш, 1988 ^о
76.Шао Готянь. Сущность культурных реликвий Ао Хань (Шао Готянь, Внутренняя Монголия: Culture Press, 2004. Ш|Ио Ш,
2004 ^о
77. Шен Сонгвен. Исследование древних китайских костюмов. Издательство: Шанхайский книжный магазин, 2002. о Ф 0 i^lff^c Ш Ш±:
2002 ^о
78. Шен Сонгвэн. Исследование древних китайских костюмов. Издательство Шанхайский книжный магазин, 201ШДХо Ф0—^ШШ^о ШШ±: ±
2011 ^о
79. Шэнь Циньян. Коллекция золотых и серебряных артефактов Исторического музея Шэньси. Издательство Народного изобразительного искусства Шэньси, 2003.ВШШ&ШШШ: Мй^о 2003 ^о
80. Юй Цзе. Исследование головных уборов и причесок династии Шан. Магистерская диссертация Университета Чжэнчжоу, 2013. "Т^.
ШЯ.. 2013
Литература на западноевропейских языках:
81. Anyang Li Chi. A Chronicle of the Discovery, Excavation and Reconstruction of the Ancient Capital of the Shang Dynasty. University of Washington Press, Seattle, 1977.
82. Xueqin Li. Eastern Zhou and Qin Civilizations. Yale University Press, New Haven-Londres, 1985.
83. Keightley D.N. The Origins of Chinese Civilisation, University of California Press, Berkeley. 1983.
84. Lawton T. New Perspectives on Chu Culture in the Eastern Zhou Period, Washington D.C., Smithsonian Institution, 1991.
85. Pirazzoli-t'Serstevens M. La Chine des Han, Office du Livre, Fribourg, 1982.
86. Pirazzoli-t'Serstevens M. La Cina. Storia Universale dell'arte, UTET, Turin, 1996.
87. Rawson J. Ancient China. Art and Archaeology, British Museum Publications, 1980.
88. Rawson J. Western Zhou Ritual Bronzes from the Arthur М. Sackler Collections. The Arthur М. Sackler Foundation, Washington, and The Arthur М. Sackler Museum, Harvard University, Cambridge, 1990.
89. Rawson J. Chinese Jade from the Neolithic to the Qing. British Museum Publications, 1995.
90. Segalen V. A. Gilbert de Voisins et J. Lartigue. Mission archéologique en Chine (1914-1917), 2 vol., Librairie Orientaliste Paul Guethner. Paris, 1923-1924.
91. Watson W. L'Art de l'ancienne Chine. Mazenod, Paris, 1979. Электронный ресурс:
92.https://www.sohu.com/a/259673220_822347//^ Чжун из Цзаочжуана, Электронный ресурс, (дата обращения 15.10.2018). Ш^ЭДШФ, ! ^
^ЙШ, 2018 ^ 10 £ 15 So
93.https://www.sohu.com/a/239785388_784982//Древний нефрит как
церемониальный предмет-нефритовый тигр. Электронный ресурс, (дата обращения 07.07.2018).?Ш^Ш^: ВДЙШ, 2018 ^ 07 ^ 07 0О
94.http://www.360doc.com/content/17/0610/05/29976766_661513977.shtml// Красочные нефритовые украшения (часть 1). Электронный ресурс, (дата
обращения 07.07.2018). (±) о 2017 ^ 06 ^ 10 0о
95. http : //www.360doc. com/content/15/0201/13/9165926 445444811. shtml/ Изделия из золота и серебра / Внешний вид золота и серебра-Оценка древнекитайского
золота и серебра. Электронный ресурс, (дата обращения 01.02.2015).
(-) . 2015 т 02 Щ 01 0.
96. https://wwwsohu.com/a/226376968_454965//Традиционные китайские украшения | Миссис Ли и "нефритовый саотоу". Электронный ресурс (дата обращения 26.03.2018). ) | ^Л^ о 2018 ^
03 Я 26 0о
97. https: //www.yuwenmi. com/baike/878462. Мт1//Краткое обсуждение традиционных культурных концепций, содержащихся в древнекитайских
костюмах. Электронный ресурс, (дата обращения 14.01.2022). ^ШШШШ^И^. 2022 т 01 Щ 14 0.
98. https: //www. sohu. com/a/159281317_3 3913 5//Древнекитайский нефрит в коллекции Художественной галереи Чикаго. Электронный ресурс (дата обращения23.07.2017). 2017^07Я 23 0о
99. https://www.thepaper.cn/newsDetai1_forward_18277991// На запястьях древних людей нет узора простого стиля. Электронный ресурс, (дата обращения 27.05.2022). -ЛМ±Й^ШШо 2022 ^ 05 Я 27 Во
100.https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingshare?context=%7B%22nid%22%3 A%22news_9522022377287918252%22%7D&isBdboxFrom= 1 &pageType= 1 &rs=9 29348484&ruk=6OF4zcyJpWEkFpyWIP4eRO&urlext=%7B%22cuid%22%3A%220 uBQi0ulB80divu3g8vy80a2vilNu28mlaHB8luTSt_NaSuЫuvi8Yir3apQkHOQJPtmA
%22%7Р // Культура-бэн^ | Эволюция и характеристики нефритовых поясных
крючков на протяжении веков (на примере западноханьского нефритового поясного крючка с мотивом головы животного в коллекции музея уезда Цзиньсян); Вечерние новости Цзинина; Электронный ресурс, (дата обращения:
19.09202Х)ш-х\1/т\хшш<шжт& с
; Ш^ШШ; ^ШШ, 2021 ^09 л 19 0о
101.https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingshare?context=%7B%22nid%22%3 A%22news_882175208442553 8512%22%7D&isBdboxFrom= 1 &pageType= 1 &rs= 1 823856755&ruk=6OF4zcyJpWEkFpyWIP4eRO&urlext=%7B%22cuid%22%3A%22 0uBOi0ulB80divu3g8vy80a2vilNu28mlaHB8luTSt_NaSuЫuvi8Yir3apOkHOOJPtm A%22%7D// Шэнь Хуа: Курс знаний о культуре нефрита по идентификационным характеристикам нефрита династии Хань с крючками -Класс 11. Виды и характеристики ношения нефрита династии Хань с крючками;
автор: Шэнь Хуа; Электронный ресурс, (дата обращения: 07.11.2022). Ш
Ф^ЙШ, 2022^ 11 Щ 07 0О
102.https://mi.mbd.baidu.com/r/T4ZeGDO9Ow?f=cp&u=f13a8de2161b67c4// Энциклопедия Байду: Династия Хань с крючком; Электронный ресурс, (дата
обращения: 23.03.2022). ШШ: )ЖШШ; Ф^ЙШ, 2022 ^ 03 Щ 23 0о
103.https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingshare?context=%7B%22nid%22%3 A%22news_943 8499363735205421 %22%7D&isBdboxFrom= 1 &pageType= 1 &rs=2 045222182&ruk=6OF4zcyJpWEkFpyWIP4eRO&urlext=%7B%22cuid%22%3A%22 0uBQi0ulB80divu3g8vy80a2vilNu28mlaHB8luTSt_NaSuЫuvi8Yir3apQkHOQJPtm A%22%7D// Резной нефритовый поясной крючок в форме дракона и тигра династии Хань является уникальным в истории нефрита и представляет художественные характеристики нефритового поясного крючка династии Хань;
Электронный ресурс, (дата обращения: 06.06.2020). Х^ШШШ^ШШ^^ШШ.
^ШЖШшШ^^; ^Ш, 2020 ^ 06 £ 06 0О
104.https://baike.so.com/doc/7020473-7243370.html// ((Хуайнаньцзы)) ; династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 24 г. н. э.); автор: Лю Ань; Электронный ресурс.
ЖЙ?; ШХ; Ш, Ф^ЙШО
105. https://d.wanfangdata.com.cn/thesis/Y1740791 // О наследовании приемов ковки и гравировки ручной ковкой. Электронный ресурс, (дата обращения
31.05.2011).^?#1®Ш1^Ш*ЙШ, ^Ш, 2011 ^ 05 £ 31 0О
106.https://wenda.so.com/q/1378396028077712 // Древний процесс изготовления ювелирных изделий, особенности производства различных династий.
Электронный ресурс, (дата обращения 05.09.2013). ЛЖЖ^
ЙШШ^, ^Ш, 2013 ^09£ 05 0О
107. https://wenku.baidu.com/view/24e02adc90c69ec3d4bb7532.html// Традиционный узор , Инь Зелин. Электронный ресурс, (дата обращения 11.06.2016). 2016 ^ 06 Л 11 Во
108. https://www.sohu.cOm/a/395177636_120140635 // Древнее золото Юэ Вана -
гениальное филигранное мастерство. Электронный ресурс, (дата обращения
14.05.2020Шг^)Ш#/15^1Й^1^, Ф^ЙШ,
2020 ^ 05 Щ 14 0О
109.https://wenku.baidu.com/view/583a0M7376baf1ffl4fade3.html // Эволюция древнекитайских ювелирных изделий. Электронный ресурс, (дата обращения: 10.09.2022). + 2022 ^ 09 Я 10 0О
110.http://www.sohu.com/a/252867589_100024294 // _Лю Донжуй. Знаете ли вы названия этих украшений? Электронный ресурс, (дата обращения: 09.09.2018).
Ф^ЙШ, 2018 ^ 09 Щ 09 0О
111.http://www.360doc.com/content/14/1018/08/6932394_417845500.shtml // Ювелирное искусство при древнем дворе. Электронный ресурс, (дата
обращения 18.10.2016). —Ф^ЙШ, 2016 ^ 10Щ 18 0о
112.http://mfo.jewelry.hc360.com/2006/08/18095435746.shtml // Украшения династий Шан и Чжоу. Электронный ресурс, (дата обращение: 12.05. 2022). ^
2022 ^ 05 Я 12 0о
113.http://www.docin.com/p-1359054478.html // История развития ювелирных изделий, (часть 1 ^Электронный ресурс, (дата обращения 15.11. 2020). ФИМ^
ШЛИ , Ф^ЙШ, 2020^ 11 Щ 15 0О
114.http://www.zb580.tv/news/262760.html // История развития китайских ювелирных изделий (часть 2). Электронный ресурс, (дата обращения: 17.11.2020). + аШШ^аМ^Т.^Ш, 2020 ^ 11 Я 17 0.
115.http://www.memora.com.cn/Zhubaobaike/detail/id/2027.htm l_//
Древнекитайские украшения. Электронный ресурс, (дата обращения: 24.07.
+ 2019 ^ 07 Я 24 0.
116.http://www.tslongfeng.com/M/Product/208461559.html // Ли На. Развитие и эволюция тотемов дракона и феникса. Электронный ресурс, (дата обращения
06.03.2019).ЖШЦШЖМ)1^.^ЙШ, 2019 ^ 03 £ 06 0.
117.http://www.192coin.com/trade/detailed/10085.shtml // Династии Шан и Чжоу, украшения из янтаря. Электронный ресурсБ (дата обращения 27.12.2019).
ЙШЙ^Й.^ЙШ, 2019^ 12£ 27 0.
118.https://baike.so.com/doc/5392363-10398867.html // Династии Цинь и Хань. Электронный ресурс, (дата обращения: 20.10. 2021). ^Х. 2021 ^ 10
Л 20 В.
119.https://www. sohu.com/a7205189179_528910 // Китайский "узор феникса". Электронный ресурс, (дата обращения 18.11.2017). ФШЙ "Щ^" .^^Й/Ш,
2017^ 11 £ 18 0.
120.https://wenku.so.com/d/1fD6e10b15bd13756ac2009e6a44eb0f // Украшения до эпохи Цинь. Электронный ресурс, (дата обращения 22.05.2019).^ШШ^.^^Й
Ш, 2019 ^ 05 £ 22 0.
121.https://www.docin.com7p-113958409.html // Ли Бань. Оценка классических китайских ювелирных изделий. Электронный ресурс, (дата обращения
02.01.2021).^!. ФШ^Ш^ЙШ^ЙШ, 2021 ^ 01 £ 02 0.
122.http://www.360doc.com/content/20/0114/11/99076_886119460.shtml // «Иллюстрированный сборник трёх миров» (книга издана в 1609 г., посвящена «трём мирам» — «миру Небес», «миру Земли» и «миру людей»). Электронный ресурс (датаобращения: 12.06.2022).Н^Ш#.^^Ш, 2022 ^ 06 Л 12 В.
123.https://jz.docin.com/p-1712893944.html // Чжу Сяояо. Исследование дизайна
упаковки ювелирных изделий в эпоху до династий Цинь и Хань. Электронный ресурс, (дата обращения 21.08.2019). . Ф^ЙШ,
2019^08Щ 21 0.
124.https://www.doc88.com/p-9166708878134.html // История развития китайских ювелирных изделий. Электронный ресурс. (дата обращения 17.08.2020).
^ШЖМ^.Ф^ЙШ, 2020^08Щ 17 0.
125.https://k.sina.com.cn/article_5866703730_15daecb7200100l31b.html // Золотые и серебряные артефакты династий Ся, Шан и Чжоу. Электронный ресурс, (дата
обращения 16.12.2019).Ш^ЙШ^^Ш: ТЙШЙ^Ш^о Ф^ЙШ, 2019 ^ 12Щ 16 0.
126.https://www.doc88.com/p-8019603607614.html //Цзын Жуйши. Культурные реликвии, обнаруженные в мавзолее Юнлин рассказывают о расцвете и упадке золотых и серебряных изделий. Электронный ресурс. (дата обращения: 11. 05.
2021).Ф^ЙШ, 2021 ^ 05 Щ 11 0
127.http://www.360doc.com/content/12/0228/15/3114071_190291980.shtml // Ювелирные изделия период Весны и осени и Борющихся царств. Электронный
ресурс, (дата обращения: 04. 12. 2019).#ШШШЙ^К^о Ф^ЙШ, 2019
^ 12Щ 04 0О
128.https://max.book118.com/html/2020/1211/7023055103003030.shtm //
Традиционная культура китайских ювелирных изделий, династии Цинь и Хань, древние китайские ювелирные материалы и мастерство. Электронный ресурс,
(дата обращения 11.12.2020). ФИ^М^Ш^ ШХ ФШ—ШХММЙ Ф^ЙШ, 2020 ^ 12 Щ 11 0О
129.http://lishi.xuexila.com/qinchao/18795.htm l_// Культурные особенности
династии Цинь. Электронный ресурсю (дата обращения 18.02.2017).ШЖЙ^^
^^О ВДЙШ, 2017 ^ 02 £ 18 0О
130.http://www.360doc.com/content/12/0323/20/9065438_197070914.shtml // Ювелирные изделия времен династий Шан и Чжоу. Электронный ресурс, (дата
обращения: 13.11. 2022).ЙМ1Ш ВДЙШ, 2022 ^ 11 £ 13 0о
131 .https://zhuanIan.zhihu.com/p/86443167 // Исследование единства практического и эстетического искусства и ремесел в династиях Цинь и Хань.
Электронный ресурс, (дата обращения
ВДЙШ, 2019^ 10£ 13 0О
132.https://d.wanfangdata.com.cn/periodicaI/wwjdyjs202203036 // Экспериментальное археологическое исследование литейных форм для изготовления ранних золотых и серебряных ювелирных изделий. Электронный
ресурс, (дата обращения 11.04.2022).
ВДЙШ, 2022 ^ 04 £ 11 0О
133.https://wenda.so.com7q/1632154906210701 // Какова была история развития золотых и серебряных изделий во времена династии Ся? Электронный ресурс,
(дата обращения: 26.07. 2018).^ЙШ, 2018^07£ 26 0О
134.https://wenku.so.com/d/21009c1770db82fede5a685bfcca5bcc // История китайского декоративно-прикладного искусства. Электронный ресурс, (дата
обращения 03.10.2020). ФЩ^^^^о ^ЙШ, 2020 ^ 10 £ 03 0о
135.https://wenku.baidu.com7view/d83869008ad63186bceb19e8b8f67c1cfbd6ee92?a
ggId=9b5ce1d9ce2f0066f5332265&fi^=catalogMam // Декоративно-прикладное искусство династий Цинь и Хань. Электронный ресурс, (дата обращения: 26. 10.
2021).ШХЙ12^*.Ф^ЙШ, 2021 ^ 10Щ 26 0О
136.http://www.360doc.com/content/17/1011/09/44275216_693963617.shtml // Первая династия в истории Китая. Электронный ресурс, (дата обращения: 11.10.2017). ^Ш» 2017 ^ 10 Я 11 0о
137.https://zhidao.baidu.com/question/1823344092926395068.html // Исходная история династии Ся: Почему династия Ся называется Ся? Электронный ресурс,
(дата обращения: 14.07.2017).М^+^ЧМо Ф^ЙШ, 2017^07Щ 14 0О
138.https://m.sohu.com/a/333510273_507379 //Золотые серьги 4000 лет назад выглядели так. Электронный ресурс, (дата обращения: 13.08.2019).4000 ^ШЙ
ЙВД, Ф^ЙШ, 2019^08Щ 13 0О
Иллюстративные приложения 1
¿¡Ж, *Щв
тч ™
Ц- - |У1 1- я
1™ Тг ~
Ил. 1. Девять треножников, по преданию, отлитых Юем. Бронзовое литье, Династия Ся.
Ил. 2. Голова богини, обнаружена в 1983 году на месте храма в Нюхэлян провинция Ляонин. Керамика, глаза, инкрустированные нефритом. Поздний неолит.
Ил. 3. Подвеска из Эрлитоу со стилизованным изображением мифологического существа. Бронза, бирюза. Ок. 1700-1500 гг. до н.э.
Ил. 4. Юйцун - ритуальный предмет. Культура Лянчжу. Неолит. Нефрит, резьба.
Ил. 5. Золотые жезл и маска из тонкого сусального золота. Ковка. XII в. до н.э. Культура Саньсиндуй. Гуаньхань провинция Сычуань.
Ил. 6. Скульптура «Жреца», обнаруженная в жертвенных схронах. Бронза, литье. XII в. до н.э. Культура Саньсиндуй. Гуаньхань провинция Сычуань.
Ил. 7. Схема выплавки бронзового котла в разъемных керамических формах. Техника «керамического веера». Династия Шан. (ХУ!-Х! вв. до н.э.).
Ил. 8. Котел сыму-у. Бронзовое литье. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.). Национальный музей Китая.
Ил. 9. Сосуд в виде фигуры таотё. Бронза, литье. Династия Шан (ХУ1-Х! вв. до н.э.). Пекин, Национальный музей.
Ил. 10. Рисунок дракона куй, сделанный с бронзового рельефа. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 11. Фрагмент бронзового рельефа с изображением дракона куй. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 11. Нефритовая пластина в виде птицы из погребения Фу Хао. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 12. Орнаментальный декор «узор облаков» и «узор молний». Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 13. Декор бронзовых изделий массивный чешуйчатый кольцевой узор. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 14. Горизонтальный S-образный узор в виде петли с завитками на обоих концах. Династия Шан (ХУТ-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 15. Нефритовая фигурка из погребения Фу Хао. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.)
Ил. 16. Золотая шпилька и серьга. Династия Шан (XVI - XI вв. до н.э.). Пекинский институт культурных реликвий.
Ил. 17. Цецюйвэнь (орнамент на древних бронзовых сосудах, представленный рядом продолговатых элементов неправильной формы). Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э).
Ил. 18. Кольцевой узор. Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.)
Ил. 19. Варианты массивного кольцевого узора. Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.).
Ил. 20. Винный кубок чжи с чуйлиньвэнь. Бронза, литье. Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.). Музей Гугун. Пекин.
Ил.21. Нефритовый скипетр. Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.).
Ил. 22. Малый скипетр. Нефрит «слоновая кость». Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.)
Ил. 23. Изображения тигра в период династии Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.)
Ил. 24. Теножник дуою. Бронзовое литье. Поздний период Западное Чжоу (1027 до н. э. — 770 до н. э.). Музей истории Шэньси.
Ил. 25. Бронзовый сосуд с инкрустацией медью. Борющиеся царства (475 -221 гг. до н.э.
Б
Ил. 26. Дайгоу с головкой чи ^. Бронза, серебряная инкрустация. Борющиеся царства (475 - 221 гг. до н.э.). Пекин, Музей Гугун.
Ил. 27. Фрагмент декора вазы типа ху с рельефными изображениями. Борющиеся царства (475 - 221 гг. до н.э.). Лондон. Коллекция Ашкенази.
Ил. 28. Чаша из гробницы маркиза И. Золото, литье. Борющиеся царства (475 -221 гг. до н.э.). Пекин, Национальный музей.
Ил. 29. Рукоять кинжала. Золото, литье. Борющиеся царства (475 - 221 гг. до н.э.). Лондон, Британский национальный музей.
Ил. 30. Поясная пряжка. Железо, плакирование серебром, инкрустация золотом. Борющиеся царства (475 - 221 гг. до н.э.). Лондон. Коллекция Ашкенази.
Ил. 31. Поясная пряжка. Бронза, инкрустация бирюзой. Борющиеся царства (475 - 221 гг. до н.э.). Париж. Музей Гиме.
Ил. 32. Терракотовая армия императора Цинь Шихуана. Династия Цинь (221 -206 гг. до н.э.)
Ил. 33. Сосуд в виде носорога. Бронза, литье. Династия Цинь (221 - 206 гг. до н.э.). Пекин. Национальный музей.
Ил. 34. Роспись гробницы Дахутин, Чжэнчжоу, провинция Хэнань. Династия Восточная Хань (25 - 220 гг. н.э.).
Ил. 35. Фрагмент декора медного барабана. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
Ил. 36. Светильник в виде фигуры быка. Бронза, инкрустация золотом. Восточная Хань (25 - 220 гг. н.э.). Пекин, Национальный музей.
Ил. 37. Курильница в виде священной горы Бошань. Бронза, инкрустация золотом. Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.)
Ил. 38. Зеркало с сюжетными композициями. Бронза, литье. Западная Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.).
Ил. 39. Бегущая лошадь. Белый нефрит, резьба. Династия Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.). Городской музей Сяньяна.
Ил. 40. Бронзовое украшение колесницы со сценами охоты. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
Ил. 41. Подставка для оружия. Лак, роспись. Династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.). Гробница №3 в Мавандуй провинция Хунань, г. Чанша.
Ил. 42. Головные уборы скульптур из Саньсиндуя. Династия Шан. XII в. до н.э.
Ил. 43. Примеры женских причесок с шиньонами. Терракотовые скульптуры минцы из гробниц времени Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
Ил. 44. Погребальная скульптура и роспись гробницы эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Головные украшения.
Ил. 45. Конструкция и реконструкция ритуального императорского головного украшения тянь.
Ил. 46. Золотая шпилька. Династии Цинь (221-207 до н. э.) — Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Музей округа Гаотай.
Ил. 47. Шпилька чай. Золото, литье, ковка. Династии Цинь (221-207 до н. э.) — Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Провинциальный музей Ляонина.
Ил. 48. Бронзовое зеркало. Эпоха династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Музей Мааньшань.
Ил. 49. Подвеска с двумя фениксами. Золото, ажурное литье. Династия Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Музей Чжэньцзяна.
Ил. 50. Подвески с парными фигурками фениксов. Золото, ажурное литье. Династия Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Музей Чжэньцзяна.
Ил. 51. Подвески буяо. Золото, ковка, монтировка. Династия Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.)
Ил. 52. Рисунок с изображением феникса сюань-няН-—. Династия Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.).
Ил. 53. Гребень. Дерево, лак, роспись. Эпохи Цинь (221-206 гг. до н.э.). Музей Цзинчжоу.
Ил. 54. Серьги. Золото, белый нефрит, цветные камни. Династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 24 г. н. э.).
Ил. 56. Браслеты. Золото, ковка. Династия Шан (XVI - XI вв. до н.э.). Пекин, Национальный музей.
Ил. 57. Браслеты. Медь, инкрустированная бирюзой. Династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 24 г. н. э.). Музей бронзы Юньнань Лицзяшань.
Ил. 58. Золотые чехольчики для пальцев. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Провинциальный музей Цзилиня.
Ил. 59. Поясной ременный крючок дайгоу. Бронза, литье. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Городской музей Пинляна.
Ил. 60. Рисунок конструкции нефритового поясного крючка (дайгоу).
Ил. 61. Большой поясной ременный крючок с образами дракона и тигра. Нефрит хэтянь, добываемый в районе Хэтянь на юге Синьцзяна, резьба. Династия Хань (206 г. до н.э. - 22 г. н.э.).
Ил. 62. Поясной крючок. Стекло. Династия Западная Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Музей Гуанчжоу.
Ил. 63. Поясной крючок. Нефрит, резьба. Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.). Музей короля Наньюэ.
Ил. 64. Нефритовый поясной крючок. Нефрит, золото. Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.). Музей погребения короля Наньюэ.
Ил. 65. Нефритовый крючок с головой дракона. Белый нефрит. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Провинциальный музей Хэбэй.
Ил. 66. Рисунок конструкции нефритового поясного крючка.
Ил. 67. Поясной крючок с голой человека. Белый нефрит, резьба. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Музей мавзолея династии Хань в Даюньшане
Ил. 68. Поясной крючок. Нефрит, резьба. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Музей Сучжоу.
Ил. 69. Громовые и облачные узоры - традиционные китайские орнаментальные мотивы
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Типология китайских ювелирных украшений
Форма
Название
Назначение
Способ ношения
Цзан Ш
Шпилька для укрепления головного убора
(совершеннолетне го, чиновника, знати)
Двойная головная шпилька
Чай $
Шпилька для укрепления головного убора или прически
Не Ц
Шпилька для укрепления головного убора без декора
Двойная головная шпилька с соединяющим ися концами
г» Л-Л"
Зи ^
Шпильк а. для волос (Если девушке уже 15 лет, ей делают причёску.)
Носили и мужчины, и
женщины.
Хэн Зи ШЩ
Шпильк а для
церемониальн ого головного убора
императора.
Стилизов анная форма дракона
КуоЗи ШЩ
Шпильк а для шиньона.
БуЯо
Шпилька с жемчужными (яшмовыми) подвесками
(женского
головного
убора,
раскачивающие ся при ходьбе)
Цзан Шоу ШШ
Украшени е головки
шпильки для волос Зи.
Чжо Чжэнь 0Ш+
Украшени е на переднем конце шпильки Зи.
Сяо Ча /
Маленькая шпилька чай
ЯньБин ^
Использ уется на
обеих сторонах прически симметрично
Облачны й декор с бирюзой кораллами
и
Тяо Син Ш'Ь
Шпилька укрепляла прическу середине
С
облачным узором
в
Фэн Син
Шпильк ас растительным орнаментом.
Хуашу
Больша я женская шпилька с мотивами листьев и цветов.
Бянь Фан
Тип большой шпильки Цзан, которые плоской стороной прикрепляли к парику на затылке
Ин Луо ЩЩ
Головно е украшение из самоцветов с подвескам которое можно использовать как ожерелье
Лю Су
Шпильк а с подвесками в виде
бахромы, кисти
Шен или ХуаШен
шмш
Шпильк и - головные украшения новобрачной
Де Шэн вЙ
Шпил
ька,
сложное
крашение
для
новобрачно й Хуашен.
Дянь Щ
Накла дки на волосы Женские украшения
Тяо Пай
Бу Яо
длинные подвески
Шу Би ШШ
Гребе нь без декора из дерева и золота
Шу Бэй ШШ
Гребен ь для волос, спинка украшена узором
Цин Хуань ф^
Кольцо
для
закрепления платка
Гуан Чжан
Сетка для волос
Лян Гуан ^^
Мужск
ое
украшение
прически-
шиньона
Мао Дин
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.