Языковая репрезентация феномена цинизма в интернет-дискурсе: когнитивно-прагматический и лингвокультурный аспекты (на материале русского и английского языков) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Бекетова Анжелика Арсеновна

  • Бекетова Анжелика Арсеновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 157
Бекетова Анжелика Арсеновна. Языковая репрезентация феномена цинизма в интернет-дискурсе: когнитивно-прагматический и лингвокультурный аспекты (на материале русского и английского языков): дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2018. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бекетова Анжелика Арсеновна

Введение

Глава I. Концептуализация феномена «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета

1.1 Лингвокогнитивная и лингвокультурологическая специфика изучения феноменов и концептов как способов формирования языковой картины

мира

1.1.1 Аксиологическая картина мира в когнитивно -языковом сознании

1.2. Лингвофилософское осмысление понятия «цинизм» в когнитивно-

дискурсивной парадигме

1.2.1. Лексикографическое исследование понятия «цинизм» в русском и английском языках

1.3. Место, роль и особенности интернет-коммуникации в современном информационном пространстве

1.4. Особенности электронных текстов (медиатекстов) в дискурсивном

пространстве Интернета

Выводы по главе

Глава II. Языковая актуализация концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета

2.1. Понятие «цинизм» в обыденном когнитивном сознании участников интернет-коммуникации

2.2. Фреймовая модель и слоты концепта «цинизм»

2.3. Реализация концепта «цинизм» вербальными и визуальными средствами

2.4. Троллинг, хейтеринг, буллинг как средства актуализации концепта

«цинизм» в интернет-коммуникации

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковая репрезентация феномена цинизма в интернет-дискурсе: когнитивно-прагматический и лингвокультурный аспекты (на материале русского и английского языков)»

ВВЕДЕНИЕ

Бурное формирование и распространение элементов информационного поля во всех сферах человеческой деятельности, возросшие возможности коммуникации и рост их влияния на психологическую и социальную составляющие общества определяют интерес исследователей в разных сферах гуманитарных знаний к возникшим в связи со сложившейся ситуацией проблемам. Известно, что язык является средством отражения изменений, происходящих в обществе, что обуславливает значительное расширение области лингвистических исследований, их системную корреляцию с другими отраслями гуманитарной науки, что особенно важно в эпоху Интернета.

Актуальным направлением в лингвистике является когнитивно -дискурсивное направление, основанное на сочетании как традиционной лингвистической методологии, так и применении специфических подходов других наук, что способствовало выработке методов исследования, позволивших перевести современную лингвистику на уровень комплексной когнитивной методологии.

Когнитивно-дискурсивная парадигма рассматривает изучение языка в действии, когда «язык представляет собой инструмент, орудие, средство и механизм для осуществления определённых целей и реализации человеком определённых намерений - как в сфере познания действительности и её описания, так и в актах общения, взаимодействия с помощью языка» [Кубрякова, 1995: 217].

Степень разработанности проблемы.

В рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы в настоящей диссертации исследуются феномен цинизма и актуализация одноимённого концепта в смысловом пространстве интернет-дискурса.

В современной отечественной лингвистике существует ряд работ, посвященных исследованию концептов, которые можно определить как смежные с концептом «цинизм». Результаты этих исследований нашли

отражение в многочисленных публикациях и диссертациях: Ю.А. Беркутова «Репрезентация концепта «Лицемерие» в русском языке», 2009; Н.А. Верхулевская «Нравственные концепты в лингвокультурологии (на материале фразеологических оборотов славянских языков)», 2013; О.С. Выстропова «Базисные индивидуально-авторские концепты в поэзии Роберта Бёрнса», 2013; И.В. Гостева «Духовность и нравственность как ценностно-смысловые доминанты в текстах православных СМИ», 2013; Н.А. Земскова «Концепты «истина», «правда», «ложь» как факторы вербализации действительности: когнитивно-прагматический аспект: на материале русского и английского языков», 2006; С.Г. Исаев «Лицо и лицемерие: становление концептов от Древней Руси к XVIII веку», 2007; С.В. Плотникова «Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах», 2000; В.О. Радищева «Концепт «LUGE» в немецком публицистическом дискурсе», 2015. Имеется ряд исследований феномена «цинизм» в различных гуманитарных науках (Слотердайк, 2009; Зеленский, 2013; Гукова, 2015; Облонский, 2016).

Многочисленные исследования когнитивно-дискурсивного

пространства Интернета отражены в работах Е.Н. Галичкиной «Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках» 2001; D. Crystal «Language and the Internet» 2001; Е.Е. Анисимовой «Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов» 2003; О.В. Лутовиновой «Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса» 2009; О.Ю. Усачёвой «К вопросу о жанрах интернет-коммуникации» 2009; Л.Ю. Шипициной «Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа» 2010; Е.И. Горошко «Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное» 2011; Л.Н. Синельниковой «Дискурс троллинга» 2016.

Однако на настоящий момент отсутствуют исследования, посвященные особенностям объективации концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета.

Актуальность данного исследования обусловлена постоянным интересом исследователей к аксиологическим понятиям и концептам, к которым мы относим концепт «цинизм», а также бурным развитием виртуальной коммуникации, значительным и всё возрастающим влиянием Всемирной Сети на социальные практики интернет-дискурса.

Объектом исследования являются лингвокогнитивные и лингвокультурные характеристики концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета.

Предметом диссертационного исследования являются языковые средства актуализации концепта «цинизм» в интернет-дискурсе.

Материалом исследования послужили тексты форумов, чатов, блогов и пр. мировой сети интернет (на русском и английском языках), в том числе его сегмента - Рунета. Дискурсивно-когнитивному анализу подвергнуто 120 Мегабайт информации, составляющие около 1300 страниц текстов блогов на русском и английском языках, в том числе: http://www.livejournal.ru, http://www.ammeforam.ru/mdex.php?showtopic=69747,

http://www.facebook.com, http://свободныйфорум.рф/threads/Цинизм.8718, http://www.twitter.com, http://www.cynical.ws/cynical_people/,

http://www.bbc.com/news, http://lifehacker.com/how-to-stop-bemg-a-cynical-asshole-1537302138, http://www.huffingtonpost.com/author/hello-949,

https://www.reddit.com/r/readit/,

http://www.cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku=2016121002?

Цель исследования - исследовать и описать лингвистические механизмы объективации концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета. Поставленная цель исследования определяет следующие задачи:

1. Рассмотреть концепт «цинизм» как когнитивный феномен с точки зрения лингвофилософского и психолингвистического аспектов изучения.

2. Выявить моральные ценности виртуальной картины мира через призму концепта «цинизм» и их актуализацию посредством социальных и

дискурсивных практик в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета.

3. Разработать фреймовую модель концепта «цинизм» в когнитивно -дискурсивном пространстве Интернета в русском и английском языках.

4. Проанализировать и описать лингвистические средства экспликации концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета.

Методы и приемы исследования отобраны с опорой на специфику объекта исследования, его целей и задач, языкового материала. Для решения поставленных в данной работе задач применялись следующие методы: общенаучные (понятийный анализ, контент-анализ, интроспективный анализ); лингвистические (метод дискурсивного, контекстуального, этимологического анализа).

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов по лингвокультурологии и лингвоконцептологии (А. Вежбицкая, 1997; В.Б. Кашкин, 2000; О.А. Леонтович, 2002; Д.С. Лихачев, 1997; А.В. Олянич, 2004; А.Н. Приходько, 2013; Ю.С. Степанов, 2001, 2007; С.Г. Тер-Минасова, 2000; Н.В. Уфимцева, 2012; P.M. Фрумкина, 1992); по теории дискурса (Н.Д. Арутюнова 1999; В.З. Демьянков1994; В.И. Карасик 2001, 2014; М.Л. Макаров2003; Л.Н. Синельникова 2016; M. Minsky 1975; R. Schank 1973 и др); по коммуникативным практикам и жанрам Интернета (Е.Н. Галичкина 2001; Е.И. Горошко 2011; О.В. Лутовинова 2009; О.В. Пойманова 1997; Л.Н. Синельникова 2011; D. Crystal 2001), по интернет-коммуникации (И.Н. Розина 2005; О.Е. Романовская 2000; Г.Н. Трофимова 2004; Л.Ю. Щипицина 2010).

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепт «цинизм» объективирует поведение человека в определённой ситуации в социуме, относится к аксиологическим концептам. Рассмотрение его через призму аксиологической картины мира позволяет утверждать, что с моральной точки зрения данный концепт актуализирует отрицательное поведение языковой личности.

2. Актуализация концепта отражает технику создания его вербального

портрета и связана с дискурсивной деятельностью человека, которая обусловливает его субъективно-оценочное отношение к концепту. Дискурсивная актуализация концептов осуществляется за счет лексического, синонимического, метафорического, аллюзивного и паремийного приёмов, а также за счет использования лингвистических средств актуализации концепта.

3. Фреймы-сценарии коммуникативных стратегий виртуальной дискурсивной личности «циник» в коммуникативно-дискурсивном пространстве Интернета формируются на аксиологической базе виртуальной картины мира. Ментальная структура концепта «цинизм» представлена слотами фрейма и отражает социальный феномен деградации и утраты моральных ценностей в эпоху Интернета.

4. Интернет-дискурс представляет собой особую сферу коммуникации, в которой такие лингвокультурные проявления концепта «цинизм», как ирония, сарказм, агрессия, пренебрежение и т.п., приобретают вид троллинга, хейтеринга и буллинга (кибербуллинга), а также флейминга, хайпа, холивара, киберсталкинга и реализуются вербальными и гибридными средствами объективации данного концепта.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка определить основные способы реализации структуры и содержания лингвокультурного концепта «цинизм» в когнитивно-дискурсивном пространстве Интернета; выделить его базовый фрейм, лежащий в основе толкования концепта; исследовать вербальные и гибридные средства языковой и внеязыковой объективации данного концепта; описать когнитивный стереотип понятия «цинизм», бытующий в обиходном сознании участников интернет-коммуникации; рассмотреть языковые средства первичной номинации, раскрывающие описываемый концепт.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении результатов исследования проблем интернет-коммуникации; уточнении

понятий теории дискурса в когнитивной лингвистике, в коммуникативистике, ценностной картине мира в целом и в виртуальном дискурсе в частности; раскрытии смыслового наполнения концепта в интернет-дискурсе; описании принципов методики когнитивно-фреймового моделирования на примере концепта «цинизм».

Практическая ценность работы обусловлена перспективой использования её результатов в теоретических исследованиях и в разработке лекционных курсов и практических занятий по теории и практике коммуникации, интернет-коммуникации, лингвокогнитологии, дискурс-анализу и лексикологии русского и английского языков.

Апробация работы. Основные положения данного диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры общего языкознания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», изложены автором в выступлениях на научных конференциях различного уровня, в том числе Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, посвященной памяти профессора Ларисы Ивановны Байковой «Актуальные проблемы современного языкознания», Краснодар 2013; «XIX Международной конференции, посвященной проблемам общественных и гуманитарных наук», Москва 2014; I Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Новые горизонты русистики», Донецк 2014; Научно-практической конференции «Коммуникативные исследования», Омск 2015; Международной научно-практической конференции «Итоги научно-исследовательской деятельности 2016: изобретения, методики, инновации» Москва 2016.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе три статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 181 источник на русском и английском языках. Диссертационная работа содержит 4 таблицы.

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА «ЦИНИЗМ» В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

1.1. Лингвокогнитивная и лингвокультурологическая специфика изучения феноменов и концептов как способов формирования языковой картины мира

Во второй половине ХХ века в связи с антропоцентрическим поворотом в лингвистике активно разрабатывается понятие концепта, которое стало актуальным предметом исследования в языкознании. Концепт является одним из основных понятий лингвокультурологии, концептологии и вплоть до настоящего времени приковывает внимание многих исследователей в области как теоретической, так и прикладной лингвистики - филологов, лингвистов, специалистов по искусственному интеллекту, когнитологов. «С современной точки зрения, лингвистика давно перестала быть наукой только о языке - ведь язык отражает мир таким, как его видит говорящий на этом языке человек, и, тем самым, лингвистика, а в особенности семантика, изучает не только язык, но и сознание человека, и поэтому на данном этапе своего развития она снова может рассматриваться в одном ряду с психологией, философией и всеми традиционно гуманитарными науками» [Рахилина, 1999: 3].

К концу XX века в лингвистической науке появляется понимание того, что любой носитель языка является носителем определённых концептуальных систем, образующих картину мира. Такая концепция вызывает необходимость в определении способов актуализации ментальных процессов, рассмотрение которых лежит в русле когнитологии, науки о познании и результатах отражения мира и предметно-познавательной деятельности людей в их сознании, осмыслении и приведении в определенную систему данных, составляющих базу познавательных процессов. Анализ проблемы языковой концептуализации мира, тесно связанной с взаимоотношениями человека, природы и социума, относится к предмету исследования когнитивной лингвистики, её центральным понятием

является когниция, которая представляет собой, по определению Н.Н. Болдырева, «восприятие мира, и категоризацию, и мышление, и речь, и воображение, и многие другие психические процессы или их совокупность» [Болдырев, 2001: 9].

Существует множество определений понятия когниции. Так, В.З. Демьянков определяет когницию как «предзнание», разновидность мыслительных операций, обслуживающих восприятие (в частности, обработку) и продуцирование как знаний, так и языковых выражений для этих знаний» [Демьянков, 1994: 19]. Исследователь различает когницию -интуитивный процесс и познание - сферу рассудка.

Е.С. Кубрякова относит к когниции «простое наблюдение за окружающим и переработку информации, поступающей к человеку либо извне, либо уже реинтерпретируемой человеком» [Кубрякова, 1994: 35].

Обобщая определения когниции, мы можем заключить, что когниция -основное понятие когнитивной лингвистики, изучающей взаимоотношения языка и мышления. Знания, оценки и мнения в когнитивной лингвистике рассматриваются с точки зрения представления их языковыми структурами, которые хранят, передают, анализируют и интерпретируют информацию, являющуюся энергией языка. Обработка речевого сообщения осуществляется человеком, активным субъектом познания. Через систему знаков естественного языка открывается доступ к внутреннему ментальному лексикону человека. Механизм когнитивной переработки информации получил название концепта.

По мнению Е.С. Кубряковой, «понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов знания». Многие лингвисты выражают единодушие по поводу ментальной природы концепта: концепты - это единицы «ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной

структуры, которая отражает знание и опыт человека» [Краткий словарь когнитивных..., 1996: 90].

Описание концепта в лингвистических исследованиях преследует двоякую цель: 1) изучить на основе языковой семантики видение социумом того или иного «фрагмента мира»; 2) охарактеризовать языковые единицы как единицы, хранящие в себе знание о том или ином «фрагменте мира». При моделировании ментальных конструктов на основе анализа семантического пространства, образованного языковыми единицами, основной задачей исследователя остаётся, прежде всего, изучение языкового знака.

В процессе осмысления процесса когниции в последние годы в лингвистике, наряду с термином «концепт», всё чаще употребляется термин «феномен». Учитывая интерес современных исследователей к включению феноменов в круг актуальных исследований, полагаем логичным разграничить упомянутые термины.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [Ефремова, 2006] приводит следующее толкование слова феномен, представляющее интерес в данном аспекте:

Феномен это: фен'омен, феном'ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии).

Феномен (от греч. 9aivo^svov - «являющееся», «явление») - термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие [Карта слов., URL: httpsV/kartaslov.ra/карта-слова/феномен]. В данном определении интерес представляет способность феномена восприниматься перцептивно, что сближает его с концептом, в котором традиционно, наряду с понятийной составляющей, анализу подвергается образно-перцептивная характеристика.

В некоторых случаях термин «феномен» является практически полным синонимом слова «явление», например, «сленг как лингвистическое

явление». В других случаях его значение приближено к слову «проявление» в сочетании со словами «понимание» или «понятие», что в совокупности дает значение, близкое к термину «концепт»: феномен дискурса, феномен билингвизма, феномен «чужой речи», феномен угрозы. Отдельного рассмотрения требует сочетание «лингвистический феномен концепта»: субъектное положение слова «феномен» уже по формальному признаку показывает доминирующее положение этого термина по отношению к слову «концепт», стоящего в объектной позиции. Таким образом, мы видим, что феномен является более широким понятием, чем концепт. Его (феномена) концептуализация может происходить в различных концептосферах и различных картинах мира.

В настоящем исследовании важное место занимает рассмотрение общефилософского аспекта феномена цинизма (научная картина мира), а также рассмотрения феномена цинизма в процессе его концептуализации в когнитивном стереотипе в обиходном сознании (наивная картина мира) носителей русского и английского языков.

Исследования концепта как многомерной ментальной единицы, бытующей в человеческом сознании в общем и в виртуальном пространстве Интернета в частности, предполагает анализ понятийной, образной и оценочной (перцептивной) информации о некоем фрагменте действительности в вербальной и невербальной форме.

В связи с поставленными целями и исходя из специфики этико-морального концепта «цинизм», считаем необходимым рассмотреть ряд подходов к проблеме концепта с точки зрения смежных гуманитарных дисциплин.

С позиций психологической интерпретации понятия «концепт» (С.А. Аскольдов, 1997; Д.С. Лихачев, 1993; А.А. Залевская, 2001) функция концепта состоит в замещении ряда объектов, их качеств и действий, а задача исследователя - в преодолении различий в понимании.

Уточняя понимание концепта с психологической точки зрения, А.А.

Залевская пишет, что исследование реального концепта требует исключительно комплексного мультидисциплинарного подхода и интеграции научных достижений ученых в различных областях гуманитарных исследований, тесно связывая эти подходы с лингвистической наукой: «концепт - это спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно--когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории» [Залевская, 2001: 39].

Учитывая логический генезис понятия «концепт», в лингвистике невозможно избежать его рассмотрения вне параметров бытовой философии, где «концепт опосредует отношения человека с внешним миром в культурном слое» [Арутюнова, 1999: 303]. Н.Д. Арутюнова рассматривает концепты как философское понятие, образовавшееся «в результате взаимодействия таких факторов, как национальная традиция и фольклор, религия и идеология, жизненный опыт и образы искусства, ощущения и системы ценностей» [Там же: 85].

В современной лингвистике ученые, применяя различные методы исследования, активно рассматривают концепт в лингвокогнитивном (рассмотрение концепта в абстрагированном ментальном плане) (Кибрик, 2009; Кубрякова, 2002; Пименова, 2004; Попова, Стернин, 2010) и лингвокультурном аспектах (рассмотрение концепта в срезе определённой лингвокультуры) (Воркачев, 2004; Карасик, Слышкин, 2009; Карасик, 2012; Степанов, 2007).

К методам анализа, используемым в когнитивной лингвистике, относятся: концептуальное моделирование, когнитивное моделирование, концептуальный анализ, прототипический и фреймовый анализ, объединяемые общим термином «концептуальный анализ», который отражает сущность всех представленных методов.

В когнитивном аспекте концептуальный анализ является также инструментом когнитивного анализа различных дискурсов, при этом выделяются «понятия и концепты, из которых строится картина мира, репрезентирующая иерархию ценностей, и осуществляются ментальные проекции текстовой концептуальной структуры, формирующей сложное и многомерное пространство для интерпретации» [Караулов, 2010: 172].

Классическим трудом является фундаментальное исследование Ю.С. Степанова, в котором автор ввел понятие «константа культуры» для типологического исследования концептов, отражающих интеллектуальную, эмоциональную деятельность в различных национальных картинах мира [Степанов, 2007].

Дальнейшие исследования концепта позволили расширить границы его рассмотрения. Ученые выявили, что концепт как когнитивное образование в сознании отдельного индивида является элементом концептосферы общества, его культуры, т.е. в нем фиксируется коллективный опыт, который одновременно является достоянием индивида [Карасик, 2004: 117].

Новое исследовательское направление - лингвокультурная концептология, возникшее в конце XX в. в рамках лингвистики, специализируется на изучении природы концепта как конструкта национального сознания, формируемого трихотомией «язык - сознание -культура». Наличие компонента «сознание» является отличительной чертой, которая присуща именно лингвокультурной концептологии, в отличие от лингвокультурологии. Лингвокультурная концептология находится в отношениях взаимодополнительности с параллельно развивающейся когнитивной концептологией.

Центральной категорией новой отрасли знания стал лингвокультурный концепт - комплексная ментальная единица, фиксирующая своеобразие культуры и объективируемая в вербальных единицах, необходимых для удовлетворения коммуникативных потребностей членов социума.

При этом в процессе коммуникации наполнение концептов

претерпевает значительные изменения в силу того, что участники коммуникации по-разному интерпретируют значения концептов исходя из личного опыта. Следовательно, в структуре концепта можно выделить несколько составляющих: фактуальный компонент (значение предметной отнесённости), коммуникативно-значимый компонент, культурологический компонент с ценностной составляющей, эмотивный и социальный компоненты, что позволило Ю.С. Степанову включить в состав концепта широкий круг факторов культуры - историю, этимологию, оценочность, ассоциации и др. [Степанов, 2007: 63].

Интегративный подход, включающий в себя понимание и исследование концепта с рассмотренных выше психологической, логической, а также социологической, культурной и лингвистической точек зрения, представляется нам наиболее эффективным.

Концепты являются наиболее значимыми составляющими национально-культурной картины мира. С позиций различных подходов они определяются как способы отражения в сознании «сгустков смысла», поскольку содержат в себе важную культурную информацию, выраженную в виде семиотических знаков языка, искусства, культуры, быта в реальной картине мира, а в последние десятилетия - и в виртуальной картине мира киберпространства.

Категоризация концептов является сложной проблемой в процессе их исследования. М.В. Пименова является автором трехчленной классификации концептов, образующих концептуальную систему, способом актуализации в которой выступает язык. «Все концепты, так или иначе объективированные в языке, могут быть распределены по трем категориальным классам:

I. Базовые концепты, к этому разряду можно отнести те концепты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира; среди них: 1) космические концепты; 2) социальные концепты; 3) психические (духовные) концепты.

II. Концепты-дескрипторы, которые квалифицируют базовые

концепты; среди них: 1) дименсиональные концепты, под которыми понимаются различного рода измерения (размер, объем, глубина, высота, вес и др.), 2) квалитативные концепты, выражающие качество (тепло-холод, целостность (холистичность)-партитивность, твердость-мягкость), 3) квантитативные концепты, выражающие количество (один, много, мало, достаточно-недостаточно).

III. Концепты-релятивы, реализующие типы отношений, среди них: <...> моральные (этические) концепты (честь, долг, обязанность, совесть, стыд, раскаяние; корысть, лесть, подлость, измена, верность)» [Пименова, 2006].

Исходя из вышеприведённой классификации, в настоящей работе концепт «цинизм» определяется как базовый этико-моральный концепт. Поскольку исследуемый концепт актуализирует поведение человека в некой ситуации в социуме, мы определяем его как социальный поведенческий концепт, который «благодаря способности человека к саморефлексии, объективируется, т.е. обретает знаковую оформленность» [Чесноков, 2009:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бекетова Анжелика Арсеновна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

162. Главное - Живой журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livejournal.com/ (дата обращения: 28.01.2018).

163. Значение слова «феномен» [Электронный ресурс] // KARTASLOV.RU — Карта слов и выражений русского языка. - Режим доступа: https://kartaslov.ru/значение-слова/феномен (дата обращения: 15.02.2018).

164. Про циников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lovehate.ru/opinions/40695 (дата обращения: 15.02.2018).

165. Твиттер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.twitter.com (дата обращения: 05.12.2017).

166. Цинизм [Электронный ресурс] // Свободный форум. - Режим доступа: http://свободныйфорум.рф/threads/Цинизм.8718 (дата обращения: 28.01.2018).

167. AnimeForum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.animeforum.ru/index.php?showtopic=69747 (дата обращения: 02.02.2018).

168. Facebook - социальная сеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.facebook.com (дата обращения: 15.02.2018).

169. Basiao, R.R. What do you think of cynicism? [Electronic resource] / R.R. Basiao // Quora. - Access mode: https://www.quora.com/What-do-you-think-of-cynicism/answer/Russel-Rhay-Basiao (дата обращения: 28.01.2018).

170. Cynical People [Electronic resource] // The Cynical Web Site. -Access mode: http://www.cynical.ws/cynical_people (дата обращения:

05.12.2017).

171. Cynicism: An Endless, Useless, and Destructive Cycle [Electronic resource] // The escapist. - Access mode: http://www.escapistmagazine.com/forums/read/18.398406-Cynicism-An-Endless-Useless-and-Destructive-Cycle (дата обращения: 02.02.2018).

172. Deborah Stachelski [Electronic resource] // HUFFPOST. - Access mode: http://www.huffingtonpost.com/author/hello-949 (дата обращения:

02.02.2018).

173. Ilhome.org [Electronic resource]. - Access mode: http://ilhome.org/forum/archive/index.php/t-7003.html (дата обращения: 28.01.2018).

174. Hoffmann, C.P. Privacy cynicism: A new approach to the privacy paradox [Electronic resource] / C.P. Hoffmann, C. Lutz, G. Ranzini // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. - 2016. - Vol. 10, № 4. - Access mode: http ://www.cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku=2016121002 (дата обращения: 02.02.2018).

175. Hyatt, M. 3 Ways to Treat the Scourge of Cynicism [Electronic resource] / M. Hyatt. - Access mode: https://michaelhyatt.com/the-scourge-of-cynicism.html (дата обращения: 30.01.2018).

176. Klosowski, T. How to Stop Being a Cynical Asshole [Electronic resource] / T. Klosowski // Lifehacker. - Access mode: http://lifehacker.com/how-to-stop-being-a-cynical-asshole-1537302138 (дата обращения: 30.01.2018).

177. News [Electronic resource] // BBC. - Access mode: http://www.bbc.com/news

178. Personality and Individual Differences [Electronic resource]. - Access mode: http://www.sciencedirect.com/science/journal/01918869 (дата обращения: 02.02.2018).

179. Thinking While Drinking. A social group for anyone interested in discussing topics that will exercise, stimulate and expand your mind - all while enjoying a drink at different locations near & far [Electronic resource]. - Access mode: http://thinkingwhiledrinking.org/topics/what-cynical-people-really-want/ (дата обращения: 15.02.2018).

180. Reddit [Electronic resource]. - Access mode: https://www.reddit.com/rZreadit/ (дата обращения: 30.01.2018).

181. Why is the Internet so cynical? [Electronic resource] // Quora. -Access mode: https://www.quora.com/Why-is-the-Internet-so-cynical (дата обращения: 15.02.2018).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.