Языки городской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Симонова, Оксана Борисовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат философских наук Симонова, Оксана Борисовна
Введение
Глава I. Семиотический механизм городской культуры
1.1 .Коммуникативное основание возникновения города
1.2. Сущность городской культуры
Глава П.Онтология знаков городской культуры
2.1. Сферы «городской семиотики»
2.2. Культурные значения символов пространственной определенности города
Глава III. Тенденции развития языков городской культуры
3.1. Унификация культурной различенности в современной городской культуре
3.2.Языки альтернативных форм городской культуры 105 Заключение 122 Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Человек в городском пространстве: Философско-антропологические основания урбанологии2003 год, доктор философских наук Тыхеева, Юлия Цыреновна
"Петербургский текст" как ресурс формирования городской ментальности2007 год, кандидат культурологии Ефимова, Татьяна Викторовна
Миф города в социокультурном контексте2004 год, кандидат философских наук Давыдов, Валерий Алексеевич
Социокультурное пространство современного города2009 год, кандидат философских наук Тулиганова, Ирина Валерьевна
Город как концепт культуры2004 год, доктор социологических наук Ильин, Виктор Григорьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языки городской культуры»
Актуальность исследования. Городской образ жизни и городская культура во многом определяют современные каноны и стандарты человеческого существования. Бурный рост городского населения (в 1900 г. в городах проживало 13% населения мира, в 2005 г. - 49%; ожидается, что к 2030 году удельный вес городского населения достигнет 60%) актуализирует проблему оценки потенциала городской культуры, распространение которой составляет главное содержание процесса мировой урбанизации.
Актуальность темы исследования определяется также сложностью жизни современных городов, многогранностью проявлений городской культуры, ее полистилистичностью. Современный город мультикультурен, в нем сталкиваются и переплетаются интересы и потребности разнообразных групп населения, рождаются и внедряются новые социокультурные установки, усиливается симуляционность институционализированных форм взаимодействия, усложняется ориентация в пространстве города. Эти обстоятельства актуализируют проблему исследования тех знаковых средств, с помощью которых человек реализует свою идентичность в процессе городской жизни.
Актуальность избранной теме придает также и возрастающая степень репрезентативности современной культуры. Соотношение между высшими образцами культуры и их реальной представленностью в системе городской культуры заставляет искать потаенные смыслы в, казалось бы, однозначно читаемых ситуациях городской жизни. Таким образом, возникает необходимость целостного анализа образцов символического выражения процессов городской культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Города и процессы городской жизни становились предметом исследования самых разных областей знания: истории, социологии, антропологии, культурологии, этнографии, социальной географии.
В работах З.Н.Галича, И.Е.Даниловой, А.В.Журавского, Е.Г.Журавской, Л.А.Зеленова, Ю.С.Колесникова, Г.П.Мельникова, А.С.Панарина, Е.Б.Рашковского, Л.И.Рейснера, Э.В.Сайко, В.В.Сумского и др. исследуется возникновение и история городов, социально-экономическое содержание и культурный потенциал городской жизни. Духовные основы возникновения города, соответствие между моделью мира данной культуры и типом ее территориальной организации анализируют В.Л.Глазычев, А.Э.Гутнов, С.Д.Домников, А.Г.Дружинин, Г.Г.Ершова, С.Я.Сущий.
У истоков исследования города как живой целостности, жизнь которой разворачивается не только по ее собственным законам развития, но и под влиянием поведения составляющих ее граждан, стоят выдающиеся мыслители - Э.Дюркгейм, М.Вебер, Ф.Тённис. Э.Дюркгейм писал: «Города всегда происходят от потребности, побуждающей индивидов постоянно находиться в максимально возможной близости друг к другу; они представляют как бы точки, в которых социальная масса сжимается сильнее, чем в других местах»1. В исследованиях городской жизни с культур-философских позиций, осуществленных Ж.Бодрийяром, Г.Зиммелем, О.Шпенглером, подчеркивалась обезличенность, замкнутость, сегментарность и транзитивность городского образа жизни, интенсификация психологических воздействий на человека со стороны города, возросшая степень рациональности и расчетливости горожан по сравнению с сельскими жителями.
Особая роль города в трансформации культуры в контексте отношений городской и крестьянской культур стала предметом исследования Р.Рэдфилда . Взаимозависимость городского пространства и тех социальных процессов, которые протекают в городах, прослеживалась представителями чикагской социологической школы Э.Берджессом и Р.Парком. Ценность их
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Москва. 1991. С.241.
2 Redfield R. The Folk Society.// The American Journal of Sociology, Vol. LII. 1947. работ состоит в конкретном эмпирическом исследовании факторов, детерминирующих поведение человека в городской среде.
Другое направление исследования города, связанное с обращением к образу и стилю жизни горожан, было начато Г.Зиммелем, продолжено Л.Виртом. Именно Л.Вирт в статье «Урбанизм как образ жизни» рассматривает город как источник порождения урбанизма, особого, городского образа жизни с соответствующей системой ценностных ориентаций.
Следует также отметить интересные работы отечественных культурологов и социологов Д.А.Алисова, А.С.Ахиезера, Г.А.Гольца, Л.Б.Когана, Б.В. Кондакова, И.В. Кондакова, М.Г.Лаппо, Ю.Л.Пивоварова, А.А.Правоторовой, О.Н.Яницкого, в которых исследуются функциональные показатели урбанизации, степень распространения городского образа жизни на негородскую территорию, уровень развитости и возраст самого города как показателя степени урбанизированности общества. Необходимость выявления социокультурной сущности города, выполняющего социально-дифференцирующую, социально-интегративную и культуросозидающую функции в историческом развитии общества, была осознана лишь в конце XX в. Исследование роли урбанизации в формировании социокультурного пространства, раскрытие смысла, содержания, особенностей и тенденций осуществления этого процесса было осуществлено в коллективной монографии «Урбанизация в формировании социокультурного пространства»3.
Большое значение для нашей диссертации имеют работы М.Кастельса, посвященные исследованию социокультурных процессов в глобальных городах, развитию технополисов, роли информатизации в будущем развитии городов.
Что касается анализа городской культуры с семиотических позиций, то здесь в первую очередь следует назвать московско-тартусскую
3 См.: Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999. семиотическую школу, в рамках которой развивался как сам семиотический подход, так и применение его к исследованию города (прежде всего -Петербурга)4. Семиотическую модель города (наряду с морфологической, пространственной, инфраструктурной) строит В.С.Ефимов, раскрывая его как сложный, системный могоуровневый объект, развивающийся в социокультурном аспекте5.
Важными для нашей диссертационной работы оказались отечественные исследования, посвященные предмету семиотики, особенностям семиотического подхода и метода. Это направление разрабатывают И.И.Ревзин, В.Розин, В.Н.Садовский, К.Д.Скрипник, Степанов Ю.С. Б.А.Успенский, Ю.Шрейдер, Г.П.Щедровицкий.
Символика общественных пространств города активно изучается архитекторами - начиняя с работы Леона Баттиста Альберти «Десять книг о зодчестве» и вплоть до современных исследований реализации утопических проектов в архитектуре XX в.6 и художественного кода постмодернистской архитектуры7.
Символика же городской культуры с точки зрения социокультурной дифференциации современного города, репертуара символов, ритуалов, обычаев городских субкультур стала предметом исследования культурантропологов и социологов (см. работы П.С.Гуревича, Ю.Н.Давыдова, С.И.Левиковой, С.Я.Матвеевой, Э.А.Орловой,
4 Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города//Текст как семиотическая проблема//М.Ю.Лотман. История и типология русской культуры. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.
5 См.: Ефимов B.C., Ермаков C.B., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация/Юбразование и социальное развитие региона. Барнаул, 1999. № 3-4.
6 См.: Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 1. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
•7
Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.
М.Г.Рабиновича, И.Б.Роднянской, С.Б.Рождественской, Т.Б.Щепанской и др.)
Гипотеза исследования. Город как материализованно-вещественный объект и его образ как феномен духовной жизни человека концентрирует в себе ценности, идеалы социума на определенных этапах социокультурной динамики. Выражение этих ценностей и идеалов носит знаковый характер. В условиях возрастания полистилистичности городской культуры множество текстов городской культуры могут оказаться невостребованными, могут прийти в противоречие друг с другом, но могут находиться в состоянии гармонии, сочетания, взаимодополнения. Гармонизация городской жизни предполагает сочетаемость текстов городской культуры на основе выстраивания стратегии развития города и городской культуры.
Объект исследования: городская культура как система ценностей, идеалов и образцов, в которых фиксируется своеобразие и, одновременно, закрепляется реальная практика городской жизни.
Предмет исследования: знаковые системы, с помощью которых выражается городская культура.
Цель исследования - выявить целостный характер языков городской культуры.
Задачи исследования:
- выявить коммуникативное основание возникновения города;
- определить сущность городской культуры;
- эксплицировать сферы «городской семиотики»;
- определить значения символов пространственной определенности города;
- выявить тенденции развития языков городской культуры.
Теоретико-методологические основы исследования. Данная работа основана на семиотическом и социокультурном подходах к исследованию городской культуры. Введение термина "социокультурный процесс" позволило П.Сорокину показать, что рассмотрение любого социального взаимодействия невозможно вне контекста культурных ценностей.
Теоретическую основу работы составляют: идеи Ю.М.Лотмана о семиосфере культуры и о городе как сложном семиотическом механизме, генераторе культуры; теория социальной коммуникации; структурно-функциональный анализ; понимание общества как универсальной замкнутой системы, вычленяющейся из окружающего мира на основе коммуникации (Н.Луман).
Научная новизна диссертации выражается в следующих положениях:
- возникновение города рассмотрено в контексте коммуникативных процессов культуры, в которых город выступает как коллективный субъект коммуникации, агент и проводник важнейших культурообразующих идей своего времени;
- городская культура определена с семиотических позиций - как система знаков, благодаря которым организуется, осуществляется и программируется поведение человека урбанизированного общества;
- выделены сферы «городской семиотики», под которыми понимаются системы знаковой коммуникации и сигнализации, протекающие в городе и закрепляющие смыслы и значения городской культуры;
- рассмотрена многоуровневая структура кодирования сообщений городской культуры на примере языка архитектуры;
- выявлены такие тенденции развития языков городской культуры, как вытеснение реальности с помощью иконографических знаковых систем и упрощение процессов интерпретации.
Положения, выносимые на защиту:
1.Город возникает не просто как поселение людей, а как средоточие новых видов их деятельности и посредник разнообразных актов коммуникации: между результатами сельскохозяйственного и несельскохозяйственного труда, между «управленцами» и «управляемыми», между «своим» населением и окружением. Сам город становится коллективным субъектом коммуникативных процессов и, вместе с тем, концентрирует внутри себя целый спектр коммуникаций. Для генезиса и саморазвития города важны экономические (увеличение ёмкости городского рынка и стимулируемое им внутригородское разделение труда), политические (включение города в урбанистическую систему данного, а затем и соседних государств) и духовные факторы. Среди многих духовных факторов становления и развития города следует отметить создание в городе особой среды духовной жизни, принятие особого статуса горожанина в средневековой Европе, признание города идеалом.
Город взял на себя функции управления и организации всего социокультурного пространства. В позднем средневековье города становятся реальными центрами процесса государствообразования. Именно тогда и были заложены основы современной городской цивилизации. Город обеспечивает целостность всей общественной структуры, выступает ее информационным и интегрирующим центром, звеном во внутреннем и международном общении. Город становится активным субъектом экономической, политической, духовной жизни. Одновременно с этим внутри города выделяются различные субъекты внутригородской и внегородской жизни: союзы, гильдии, партии и т.д.
2. В качестве коммуникативного субъекта город служил агентом и проводником главных культурообразующих идей своего времени. Изучение социокультурной истории города показывает, что город всегда включен в культурно-исторический контекст, т.е. может быть понят в единстве с мифологическими, фольклорными, религиозными, художественными, политическими представлениями своего времени. Все эти представления облечены в определенную знаковую форму, в знаковом же виде представлены и сама социокультурная жизнь города. Поэтому так важно представить целостную картину взаимного влияния различных текстов городской жизни на фоне общего для них контекста. Вероятно, контекст задавался единой идеей.
В качестве такой идеи для европейских городов выступал идеал античности, воспринятый средневековым христианским миром - превратить все подвластные земли в цивилизованный мир (под началом Рима). Стремление к единобожию и единовластию выливалось в идею градоцентричности Рима, который противостоял анархии и распаду. Цивилизованный мир под эгидой Рима образует свое пространство, город-мир.
3. С семиотических позиций городскую культуру можно определить как систему знаков, благодаря которым организуется, осуществляется, программируется поведение человека урбанизированного общества. Такое определение позволяет преодолеть имеющееся в исследовательской литературе неправомерное отождествление городской культуры с городским образом жизни, городом, городской средой.
Городская культура ориентируется не на природу, а на искусственно созданную человеком среду обитания, помогая индивиду ориентироваться в ней, осваивать ее и производить дальше. Вместе с тем городская культура включает в себя нормы и ценности урбанизированного сообщества, образ жизни, социальную психологию и менталитет горожан, способы и образцы социальной коммуникации и социокультурного проектирования.
В каждом конкретном городе городская культура представлена в той мере, в какой она действительно реализуется в образе жизни, поведении горожан. Поскольку город населен разными по возрасту, идеалам, устремлениям, уровню образования, политическим взглядам, религиозным верованиям и т.д. людьми, то единой городской культуры в действительности в чистом виде мы не встретим нигде. Городская культура -это модель, с помощью которой воспроизводятся существенные характеристики той программы поведения, которая является идеальной для жизни в урбанизированном обществе.
4.Город как искусственная среда, созданная между человеком и природой, создавал свой порядок, выразить и закрепить который необходимо было в знаковой форме. Знаковые системы, закрепляющие специфику городского образа жизни и городской культуры, составляют сферы «городской семиотики». К ним относятся: язык городской архитектуры; процессы наименования и переименования городов, улиц, площадей; символические обозначения положения города по отношению к территории государства и к географической территории; городские обряды, церемонии, праздники; городская мифология; городской жаргон, языки различных субкультур; правила дорожного движения; городская наружная реклама; распорядок городской жизни (в эпоху позднего средневековья и проторенессанса на городских башнях устанавливаются механические часы, которые удовлетворяют потребность в знании точного времен суток и, одновременно, регулируют жизнедеятельность города, поддерживая ее ритмичность), мода горожан.
5.Город - это грандиозный системный объект, существующий не только в пространстве, но и во времени. Символы пространственной определенности города несут в себе значения не только чувственно воспринимаемых характеристик города, но выражают сущностные характеристики преемственности культуры, а в ряде случаев - прерыв этой преемственности.
6. Понятие «язык городской культуры» обозначает знаковую систему, с помощью которой выражаются и транслируются смыслы и значения городской культуры. Языки городской культуры составляют часть языков информационной культуры. В разнообразных языках городской культуры образуется многоуровневая структура кодирования сообщений. Например, языку архитектуры присуще следующее членение: аналогом фонем выступают архитектурные детали (колонны, капители, треугольные фронтоны и т.п.); аналогом морфем - формы сооружений (которые должны соответствовать функции); третий уровень - архитектурный стиль и т.д. Произвольные сочетания различных фонем, морфем и даже уровней членения позволяет знаковым системам архитектуры то подчеркивать и усиливать культурную различенность, то нивелировать ее, то подражать и копировать образцы прошлых эпох.
Языки городской культуры обладают рядом особенностей, способствующих в одних случаях усложнению (через разнообразие), а в других случаях упрощению (через формирование готовых к потреблению образов) связей человека с реальностью.
7. К тенденциям развития языков городской культуры относится вытеснение реальности с помощью иконографических знаковых систем и упрощение процессов интерпретации получаемых сообщений. Посредством этих приёмов реализуются такие направления развития собственно городской культуры, как эмоциональное обеднение, в пределе стремящееся к эмоциональной скудности и скупости; сочетание противоречивых тенденций к унификации культурной различенности и ее дифференциации; исчерпанность стремления к трансцендентному, возвеличивание телесно-вещественного и индивидуально-психологического; автономность городской жизни по отношению к отдельному человеку.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории и истории культуры, социальной философии, связанные с проблемами социокультурной динамики, урбанизационного развития, духовного мира человека. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, социологии, истории и теории градостроительства. Они имеют значение для управленцев различного уровня, политиков, градостроителей.
Апробация работы.
Основные положения диссертационного исследования отражены в 6-ти публикациях и выносились на обсуждение: на международной научно-практической конференции «Город-2006» (г.Ростов-на-Дону, 13-16 марта 2006г.), на межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Обеспечение экономического роста России в условиях глобализации». (Ростов-на-Дону, 2007).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры2004 год, доктор философских наук Филимонова, Ольга Федоровна
Образ города и городской среды2000 год, кандидат философских наук Трушина, Лариса Евгеньевна
Исторический город как текст русской культуры2009 год, кандидат культурологии Веселова, Мария Николаевна
Городская культурная среда: Становление и развитие. Социально-философский аспект1999 год, кандидат философских наук Барышников, Сергей Викторович
Городская среда Вятки конца XIX - начала XX вв. в историко-культурном контексте2010 год, кандидат культурологии Дождевых, Светлана Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Симонова, Оксана Борисовна
Заключение
Город возникает и развивается как организм, интегрирующий в себе различные типы отношений, характерные для тех или иных этапов исторического развития социума. Но само развертывание этих отношений осуществляется внутри и благодаря семиотическому пространству культуры. Это и обусловливает плодотворность применения семиотического подхода, позволяющего выделить главные смысловые характеристики развития городов в поле культуры. Если ограничиться выведением специфики города из внешних показателей его повседневного существования, то абстрактно-всеобщим критерием определения развитости городской среды оказывается структурно-функциональная дифференцированность и технологическая насыщенность городской среды. Основанием для подобных взглядов является некритическое принятие теории модернизации, где «идея города» отождествляется с «идеей индустриализации». В действительности город функционирует за счет энергии культуры данного общества, в особом социокультурном пространстве, являясь носителем исторически определенных отношений, транслируемых в знаковой форме.
Мы увидели, что городскую культуру можно рассматривать с семиотических позиций как систему знаков, благодаря которым организуется, осуществляется, программируется поведение человека урбанизированного общества. Обновление этой системы знаков, или текстов городской культуры составляет семиотический механизм городской культуры, «запускающийся» благодаря и в процессах социальных взаимодействий. Семиотический механизм (как и любой другой социальный механизм) способен трансформировать поведение людей и, в конечном счете, преобразовывать всю культуру.
Символы пространственной определенности города и все другие языки городской культуры, рассмотренные нами, несут в себе значения не только чувственно воспринимаемых характеристик города, но выражают сущностные характеристики преемственности культуры, а в ряде случаев -прерыв этой преемственности.
Если процессы глобализации и агрессивного технологизма способствуют унификации культурной различенности, а средствами при этом выступают современные СМИ и архитектурный функционализм, то противоположная тенденция - дифференциация культурной различенности -прослеживается на материале языков альтернативных форм городской культуры.
В результате проведенного исследования подтвердилась наша гипотеза относительно того, что в условиях возрастания полистилистичности городской культуры ее тексты могут находиться в состоянии гармонии, сочетания, взаимодополнения, но могут оказаться невостребованными или прийти в противоречие друг с другом. Гармонизация городской жизни предполагает сочетаемость текстов городской культуры на основе выстраивания стратегии развития города и городской культуры.
Перспективы дальнейшего исследования этой интереснейшей темы связаны с анализом нового опыта развития городской культуры в различных регионах мира.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Симонова, Оксана Борисовна, 2007 год
1. Аверинцев С. Другой Рим. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.
2. Аймермахер К.Знак. Текст. Культура. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2001.
3. Алексеева Т.И. Процессы урбанизации как смена системообразующих связей//Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М.: Наука, 1999.
4. Алисов Д.А. Урбанизация и культура //Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997.
5. Алисов Д.А. Актуальные проблемы культурологии города/ЛСультурологические исследования в Сибири. Вып.1. Омск, 1999.
6. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т.1-2.
7. Альтернативная культура: Энциклопедия./Сост. Д.Десятерик. -Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005.
8. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. //Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982.
9. Ахиезер A.C., Коган Л.Б., Яницкий О.Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция//Вопросы философии. 1969. № 2. С.43-53.
10. Ахиезер A.C. Методология анализа города как фокуса урбанизационного процесса // Земство. Архив провинциальной истории России. 1994. № 2.
11. Ахиезер A.C. Город фокус урбанизационного процесса// Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
12. Ахиезер A.C. Город и диалог //Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. М.: Мир культуры, 1996.
13. Баранович М. Рязанская губерния. М., 1860.
14. Барт Р. Семиология и градостроительство //Современная архитектура. 1971. № 1.
15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
16. Белый А. Петербург. М., 1994.
17. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
18. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.-Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
19. Боллард Дж. Хронополис // Альманах научной фантастики. М., 1970. Вып.З.
20. Большаков О.Г. Средневековый арабский город/Ючерки истории арабской культуры У-ХУвв. М., 1982.
21. Борхес Х.Л. Аналитический язык Дона Уилкинса //Коллекция. Рассказы. Эссе. Стихотворения. СПб., 1992.
22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.
23. Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам Х1-ХУН вв. // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб.2.
24. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. М., 1986. № 47.
25. Вебер А. Рост городов в XIX столетии / Пер. с англ. СПб.: Изд-ние Е. Д.Кусковой, 1903.
26. Вебер М. Город // Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
27. Вежбицкая А. Русский язык. // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
28. Вилинбахов Г.В. Основание Петербурга и имперская эмблематика //Труды по знаковым системам. 18. Тарту, 1984.
29. Вишневский А.Г. На полпути к городскому обществу //Человек. 1992. № 1.
30. Галич З.Н. Город на современном Востоке: основные типологические характеристики//Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990 С.81-136.
31. Гарен Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» // Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
32. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
33. Глазычев В.Л. Города России на пороге урбанизации // Город как социально-культурное явление исторического процесса. М., 1995.
34. Глазычев В. Слободизация страны Гардарики // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.
35. Гольц Г.А. Урбанизация как феномен культуры: закономерности социально-информационного разнообразия//Изв. РАН. Сер. Геогр. 1994. № 3.
36. Гольц Г.А. Философско-методологические проблемы урбанистики: направления междисциплинарного синтеза. Аналитич. Обзор//Социальные и гуманитарные науки. Реферативный журнал. Сер.З. Философия. М., 1995. Вып.4.
37. Город и горожане России в XVII первой половине XIX. Сб. статей. М., 1991.
38. Город как социокультурное явление исторического процесса / Отв. ред. Э.В. Сайко М., 1995.
39. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности.- М.: Праксис, 2003.
40. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М.: Стройиздат, 2001.
41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.
42. Гуревич А.Я. Ментальность//50/50: Опыт словаря нового мышления/Под общей ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989.
43. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. Язык архитектуры. М., 1985.
44. Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.
45. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.
46. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. М.: Издательский дом «Книжная находка», 2002.
47. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.
48. Дом человека (экология социально-антропологических процессов). Материалы межвузовской конференции. СПб., СПб. Ун-т, 1998.
49. Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. -М.: Алетейа, 2002.
50. Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании/Юбщественные науки и современность. 1994. № 1.
51. Дридзе Т.М. (Отв. ред. и автор разделов). Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994.
52. Дридзе Т.М. Коммуникативные механизмы культуры и прогнозно-проектный подход к выработке стратегии развития городской среды // Город как социокультурное явление исторического процесса / Отв. ред. Э.В.Сайко. -М.: Ин-т социологии РАН, 1995.
53. Дружинин А.Г. Социально-экономические приоритеты Ростова-на-Дону в контексте южнороссийского регионогенеза//Ростов-на-Дону в XXI веке: концепции, программы, прогнозы. Ростов н/Дону: Ин-т массовых коммуникаций, 1998.
54. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. Л., 1985.
55. Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовое государство», территориальные царства, «полисы», империи//ВДИ. 1982. № 2.
56. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
57. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Москва: Наука. 1991.
58. Ершова Г.Г. Об элементах модели урбанизационных и цивилизационных процессов//Урбанизация в формировании социокультурного пространства. -М.: Наука, 1999.
59. Ефимов B.C., Ермаков C.B., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация// Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1999. № 3-4.
60. Журавская Е.Г. Немарксисткие концепции урбанизации и особенности социальной эволюции развивающихся стран Востока // Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990
61. Заборова E.H. Горожанин в городе. Екатеринбург, 1996.
62. Заборова E.H. Система социальной защиты горожан в исторической ретроспективе//Экономическая реформа в России: проблемы, дискуссии, пути развития. Екатеринбург, 1996.
63. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь //http://magazines.russ.rU/logos/2002/3/zim.html
64. Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
65. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. СПб., 2000.
66. Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Изд-е в двух томах. Т.1. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
67. Иконников A.B. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига, 2006.
68. Ильин И. Постмодернизм. M., 2001.
69. Интервью с Жаком Деррида//Мировое древо. 1992. № 1.
70. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
71. История и культура дневнерусского города. М., 1989.
72. Кампанелла Т. Город Солнца //Утопический роман ХУ1-ХУП веков. М., 1971.
73. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
74. Кингсли Д. Зарождение и развитие городов на земном шаре//География городов. М.: Прогресс, 1965.
75. Киселёва М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста) // Вопросы философии. 1993. N 9.
76. Клокман Ю.Р. Очерки социально-экономической истории городов Северо-Запада России в середине XVIII века. М., 1960.
77. Ключевский В.О. Терминология русской истории // Ключевский В.О. Соч.: В 9-ти тт. Т.6. М., 1989. Специальные курсы.
78. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. -М.: Изд-во «Индрик», 1994.
79. Коган Л.Б. Проблемы урбанизации: город и культура. М., 1981.
80. Коган Л.Б. Быть горожанами. М.: Мысль, 1990.
81. Коган Л.Б. Демократия без городов! Новосибирск, 1993.
82. Коган Л.Б. Требуются горожане! М., 1996.
83. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. - М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
84. Кокс X. Стиль мирского града //Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.
85. Колби Ч. Центробежные и центростремительные силы в развитии городов//География городов. М.: Прогресс, 1965.
86. Колесников Ю.С. Социология города. //Прикладная социология. -Ростов н/Дону: Феникс, 2001.
87. Кондаков Б.В. Пермская земля: реальность и мифы // Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли. М., 2000.
88. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997.
89. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.
90. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.
91. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
92. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития/Общ. ред. Т.И.Заславской. М.: Аспект Пресс, 1995.
93. Лаппо Г.М. Процесс и результаты урбанизации в России // География. 1997. №34.
94. Лаппо Г.М., Пивоваров Ю.Л. Урбанизация и природная среда //Урбанизация как мировой процесс и его география. М., 1974.
95. Ле Гофф Ж. Рыцари-воины и горожане-победители; Урбанистическая метафора Гильома Овернского // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.
96. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
97. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
98. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
99. Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988.
100. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: «Искусство-СПБ», 1994.
101. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001.
102. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Труды по знаковым системам. № 18. Тарту, 1984.
103. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема//М.Ю.Лотман. История и типология русской культуры. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.
104. Лотман Ю.М. Символика Петербурга // Внутри мыслящих миров. Человек Текст - Семиосфера - История. М., 1996.
105. Ю7.Манин Ю.И. Архетип пустого города//Мировое дерево. Arbor mundi. М., 1992. № 1.
106. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. -М.: Юрист, 1994.
107. Ю9.Маравалль Х.А. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
108. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
109. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994.
110. Медведков Ю.В.Человек и городская среда. М.: Наука, 1978.
111. Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб. 1993. Вып.1.
112. Методы изучения расселения/Под ред. Г.М.Лаппо, В.А.Шупера. М.: Инт географии АН СССР, 1987.
113. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 1996.
114. Минц З.Г., Безродный М.В., Данилевский A.A. «Петербургский текст» и русский символизм //Труды по знаковым системам. 18. Тарту, 1984.
115. Мировая урбанизация: географические проблемы. М.: Московский филиал ГО СССР, 1989.
116. Митьки, описанные Владимиром Шинкаревым и нарисованные Александром Флоренским. Л., 1990.
117. Моисеев Н. Мегаполисы //Свободная мысль. 1997. № 3.
118. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
119. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
120. Народонаселение стран мира. Справочник/Под ред. В.Д.Урланиса, В.А.Борисова. -М.: Финансы и статистика, 1984.
121. Ш.Неусыхин А.И. Социологическое исследование М.Вебера о городе //Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
122. Орлова Э.А. Городская среда как культурно-эстетическое явление. М.: Ин-т философии, 1995.
123. Очерки по культурной антропологии американского города. М., 1997.
124. Павленко Н.И., Кобрин В.Б. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.
125. Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V века. М., 1964.
126. Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизованные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12.
127. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Город в пространстве культуры и в процессе урбанизации: методологические аспекты// Урбанизация в формировании социокультурного пространства. -М.: Наука, 1999. •
128. Перцик Е.И. География городов (Геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991.
129. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в современном мире. М.: Знание, 1982. Пивоваров Ю.Л. Эволюция урбанизированного расселения в странах Восточной Европы//Изв. РАН, сер. Геогр., 1993. № 1.
130. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация. Курс лекций. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.
131. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в России на пороге XXI века: антропокультурная парадигма//Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999.
132. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. М., 1998.
133. Поспелов Д.А. Где исчезают виртуальные миры? // Виртуальная реальность. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1998.
134. Правоторова A.A. Образование и городская культура// Мастер-класс.1996. № 1.
135. Правоторова A.A. Городская культура и возраст города// Мастер-класс.1997. № 2-3.
136. Проблемы современной урбанизации/Под ред. Ю.Л.Пивоварова. М.: Статистика, 1972.
137. Пространственное развитие урбанизации: общие закономерности и региональные особенности. -М.: Ин-т географии АН СССР, 1991. МО.Рабжаева М.В., Семенков В.Е. Какая идентичность у жителей Санкт-Петербурга? // Социс. 2003. № 3.
138. Рейснер Л.И. Введение в историко-теоретическое исследование городов и городских систем Востока и Запада//Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
139. Розин В.М. Городская культура, человек, окружающая среда //Вопросы философии. 1980. № 1.
140. Розин В. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001.
141. Российский статистический ежегодник. 1999 год. М., 1999.
142. Ростов-на-Дону в социально-экономической динамике Юга России/Под общей ред. А.Г.Дружинина и Ю.С.Колесникова. Ростов н/Дону: Изд-во Инта массовых коммуникаций, 1997.
143. Сайко Э.В. Урбанизация как социокультурный процесс в стадиальной характеристике исторического развития (переход от доклассового общества к раннеклассовому)//Методологические проблемы исследования становления и развития древнего города. М., 1991.
144. Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис. М., 1996.
145. Сайко Э.В. Урбанизация явление и процесс исторического развития// Урбанизация в формировании социокультурного пространства. -М.: Наука, 1999.
146. Сакс Жанте С. Гуманизация города //Международный журнал социальных наук. 1996. № 14.
147. Сигапов М.Р. Развитие городов Сибири как баз освоения Сибирского севера//Русский город. Вып.9. М., 1990.
148. Синдаловский H.A. Мифология Петербурга. СПб., 2000.
149. Скрипник К.Д. Семиотика. Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2000.
150. Скрипник К.Д., Штомпель JI.A., Штомпель О.М. Умберто Эко. М.: Ростов н/Дону: Издат центр «МарТ», 2006.
151. Советский энциклопедический словарь. -М.: Изд-во «Сов. энц-дия», 1980.
152. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
153. Сочинение «Об обидах Церкви». Пространная редакция // Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. -М.: Индрик, 1998. Прил. № 3.
154. Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. М., 1997.
155. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001.- 990 с.
156. Степанов Ю.С. Семиотика концептов // Семиотика: Антология. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С.603-612.
157. Сущий С .Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. -Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1994.
158. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства. М., 1995.
159. Трущенко О.Е.Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве. М.: Socio- logos, 1995.
160. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М.: Наука, 1999.
161. Урбанизация как мировой процесс и его география. М., 1974.
162. Филарете A.A. Трактат об архитектуре. М., 1994.
163. Флиер А.Я. Рождение храма: опыт самоопределения человека во времени// Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
164. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города государства древней Руси. Л., 1988.
165. Чайлд Г. Прогресс и археология. М., 1957.
166. Шекли Р. Город-мечта, да ноги из плоти // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
167. Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
168. Шкапенко Т.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный: Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2005.
169. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. -М.: Мысль, 1993.
170. Штомпель Л. А. Лики времени. Ростов н/Дону - СПб.: «Компьютериконъ-АРИТА», 1997.
171. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: "Наука", 1993.
172. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004.
173. Яйленко В.П. Платоновская теория основания полиса и эллинская колонизационная практика // Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979.
174. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л., 1985.
175. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М.: Мысль, 1987.
176. Яницкий О.Н. Социология города //Социология в России. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
177. Ш.Яргина З.Н. Эстетика города. -М.: Стройиздат, 1991.
178. Argan G. Citta ideale e citta reale. Storia della'arte come storia della citta.1. Roma, 1984.
179. Bernstein D. Social Class, Language and Socialization// Language and Social Context: Selected Readings. Harmondsworth, 1979.
180. Castells M. The urban question. London: Edward Arnold. 1977.
181. Hohenberg P. M., Lees L.H. The Making of Urban Europe 1000-1950/ Cambridge (Mass.) London, 1985.
182. Pardo Franchetti V. Storia dell' urbanistica. Dal Trecento al Quatrocento. Roma; Bari, 1982.
183. Redfield R. The Folk Society .//The American Journal of Sociology, Vol. LII. 1947.
184. Simoncini G. Citta e societa nel Rinascimento. Torino, 1974. Vol.1.
185. Wirth L. Urbanism, as a way of life //American Journal of sociology. №44. 1938.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.