Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, доктор филологических наук Ягодкина, Марьяна Валериевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 356
Оглавление диссертации доктор филологических наук Ягодкина, Марьяна Валериевна
Введение.
Глава I. Теоретические основы изучения языка рекламы.
1.1. Язык рекламы: понятие и определение.
1.2. Основные направления в изучении рекламы.
1.3. Функции языка рекламы.
1.4. Жанры телерекламы.
1.5. Формирование образа товара в телерекламе.
Глава II. Построение рекламного сообщения.
2.1. Особенности языка телерекламы.
2.2. Техники вербального воздействия в рекламе.
2.3. Фоносемантический аспект рекламного сообщения.
2.4. Звуковые средства формирования рекламного сообщения.
2.5. Цвет в рекламе как семантический объект.
2.6. Роль невербального компонента языка рекламы в процессе формирования рекламного образа.
Глава III. Взаимодействие реальности и виртуальности в языке рекламы. 268 2. 1. Категория виртуальности и её интерпретации.
2.2. Вербальное формирование реальности в рекламе.
2.3. Номинация в языке рекламы.
2.4. Рекламема как базовая единица языка рекламы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Рекламный текст в коммуникативно-прагматическом аспекте: На материале немецкоязычной печатной и телевизионной рекламы2001 год, кандидат филологических наук Демина, Юлия Владимировна
Сравнение как смыслообразующая доминанта рекламного текста2006 год, кандидат филологических наук Панкова, Ирина Михайловна
Медиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции2010 год, доктор филологических наук Ежова, Елена Николаевна
Особенности испанской рекламы на телевидении: на материале пиренейского национального варианта испанского языка2012 год, кандидат филологических наук Архипова, Светлана Анатольевна
Английский язык в мультимедийном пространстве рекламного дискурса2007 год, кандидат филологических наук Донская, Мария Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности.»
На современном этапе развития науки о языке наблюдается решительный поворот от изучения языка как замкнутой системы к исследованию языка в его многочисленных связях и функциях: язык и культура, язык и политика, язык и идеология, язык и религия, язык и общество, язык и мышление. Об этом свидетельствует формирование комплексных дисциплин (лингвокультурология, социо-, психо-, прагмалингвистика, антропоцентрическая лингвистика и др.) и стремительно развивающаяся лингвистика речи.
Изучение языка связано со многими областями социальной деятельности людей, в том числе и с такой популярной сегодня областью, как реклама. С языковедческой точки зрения реклама представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения - рекламные тексты. Эти тексты в своей совокупности характеризуются: 1) признаками содержания и внешнего оформления, позволяющими отличить их от других — нерекламных - текстов; 2) собственными функциональными признаками; 3) особым местом, которое они занимают в общей совокупности текстов.
Виртуальная реальность базируется на субъективности иррационального потребителя и создаётся на основе специфического эстетического способа целостного осмысления и формирования массовой коммуникации. Таким образом, по отношению к потребителю виртуальность выступает как система иррациональных представлений о мире, основанная на художественно-научном подходе.
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью комплексного анализа рекламных сообщений и рассмотрения языка рекламы как многогранного системного явления, концептуального фрагмента современной вербальной и виртуальной реальности.
Язык рекламы, с одной стороны, структурирует лексику и фразеологию современного русского языка, но, с другой стороны, он берёт своё начало в способах выражения мысли, привычках человека, его мировоззрении. Реклама реализует потенциальные возможности языка и, соответственно, влияет на речевые характеристики личности. Язык рекламы отражает современную языковую картину мира и, в свою очередь, является средством формирования современной языковой картины. Рекламные тексты оказывают влияние на поведение адресатов, используя, в основном, суггестивные методы воздействия на аудиторию, заранее определяя заданный тип поведения. В социально-исторической, экономической и идеологической сферах реклама является уже признанным инструментом воздействия, а сегодня приобретает значительный вес и в политике как средство подачи информации.
Степень научной разработанности проблемы
В отечественной и зарубежной науке накоплен огромный опыт исследований, посвященных изучению рекламы, однако, не все вопросы, затронутые в ходе предлагаемого исследования, в одинаковой мере обеспечены необходимыми источниками и литературой. Это касается прежде всего изучения рекламы как объективного явления современного языкового пространства; отсутствия концепций, позволяющих комплексно исследовать влияние рекламы как на сознание отдельного индивидуума, так и на формирование языковой картины мира общества в целом. Эти сложности имеют объективный характер, и, несомненно, актуализируют проблему исследования.
Изучению влияния языка рекламы на формирование в сознании адресата особой реальности, непосредственно или опосредованно способствовали работы, в которых рассматривались::
- отличительные черты и особенности информационного общества (Р.Арон, З.Бжезинский, Д. Белл, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Д. Рисмен Ж.Бодрийяр, Д. Бурстин, У.Эко и др.);
- теория рекламы (У.Аренса, К.Бове, С.Веселова, Ю.Гребенкина,
Ф.Панкратова, К. Ротцолла, И. Сэндиджа, О. Феофанова, В.Фрайбургера);
- теории коммуникации (Дж. Брайант, Б. Грушин, Л. Землянова, А. Моль, В. Терин, Л. Федотова, Р. Харрис и др.);
- место и роль рекламы в информационно-коммуникативных процессах современного общества (С. Бориснев, Т. Бороноева, Л.Гармогенова, Е.Головлева, В.Евстафьев, И. Крылов, Р.Мокшанцев, В.Музыкант, А.Назаретян, Е.Песоцкий, В.Полукаров, М.Рогожин, О.Савельева, Э. Смирнов, Ф.Шарков, Г.Шипилова);
- ретроспекция рекламной деятельности (О.Карпухин, А.Костина, Э. Макаревич, Е.Ромат, Э.Старобинский, М.Старуш, Н.Старых, В.Ученова);
- динамика социокультурных процессов современного общества (В.Давидович, М. Каган, В. Межуев);
- вербальный план рекламного сообщения (Р. Якобсон, H.H. Кохтев, В.В. Ученова, А.П. Репьев, Е.С. Кара-Мурза, Ю.В. Шатин, М.М. Блинкина-Мельник, И.Имшинецкая, В.В. Кеворков, И.Морозова, O.A. Ксензенко, Л.В. Матвеева, М.Ю. Папченко).
До настоящего времени язык рекламы изучался как объективное явление вербальной реальности фрагментарно, и лишь синтетический взгляд на взаимодействие компонентов рекламы позволяет раскрыть особенности воздействия рекламного сообщения на сознание человека и раскрыть механизмы такого явления, как формирование виртуальности посредством языка рекламы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые изучается язык рекламы в аспекте формирования виртуальности, при этом язык рекламы анализируется как многокомпонентное явление, знаковая система представления информации, включающая в себя вербальные и невербальные средства атрибуции объекта. В исследовании новым является то, что:
- обобщаются факторы, влияющие на специфику языка рекламы, его сущность;
- указываются механизмы речевого воздействия посредством рекламы; рассматриваются свойства рекламного звукового образа;
- определяются необходимые характеристики звукового компонента в рекламе, производится систематизация видов рекламы в соответствии с критерием используемого звукового материала;
- характеризуется функция цвета как семантического объекта;
- выявляется наиболее частотные цвета и степень их воздействия в рекламном ролике;
- выделяются признаки рекламных текстов, этапы формирования рекламного образа;
- устанавливается, что невербальный компонент рекламного сообщения позволяет формировать семантику сообщения, наряду с вербальным планом раскрывает значение рекламного образа и влияет на восприятие рекламируемого объекта; невербальный компонент является элементом рекламной коммуникации как особой знаковой системы, имеющей свои клише и стереотипы.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования виртуальности посредством языка рекламы.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. исследование истории, современного состояния и особенностей рекламных коммуникаций с целью формирования понятийного аппарата исследования;
2. уточнение понятийного аппарата в изучении рекламы;
3. сущностная квалификация языка рекламы;
4. рассмотрение языка рекламы как многокомпонентного явления;
5. выявление компонентов рекламного сообщения;
6. определение базовой единицы рекламного сообщения, на основе которой происходит формирование виртуальности;
7. раскрытие сущности невербальных компонентов рекламного сообщения в процессе формирования виртуальности;
8. определение семантической доминанты рекламного сообщения.
Объектом исследования являются особенности создания виртуальной реальности на основе языка рекламы.
Предмет исследования - телевизионные рекламные ролики; именно этот материал позволяет наиболее полно наблюдать направления воздействия вербального и невербального компонента языка рекламы.
Исследование языка рекламы производилось с применением комплекса научных методов.
Системно-типологический подход позволил целостно увидеть функции рекламы в современной вербальной реальности.
Исторический метод сделал возможным исследовать развитие рекламы в динамике коммуникационных процессов, когда новые технические средства воздействовали на специфику и особенности рекламы на каждом этапе ее становления.
Метод сплошной выборки применялся при отборе исследовательского материала - рекламных роликов.
Метод компонентного анализа использовался при рассмотрении элементов рекламного сообщения.
Компаративный метод обусловил сравнение особенностей воздействия различных рекламных сообщений в зависимости от ведущего компонента.
При помощи синхронистического метода изучалось воздействие рекламного сообщения в современных условиях существования языка рекламы.
Материалом для исследования послужили рекламные ролики, транслировавшиеся по центральному телевидению в период 2001-2008 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описание процесса формирования виртуальности и роли вербального плана сообщения в этом процессе вносит вклад в современное представление о развитии языка современной российской рекламы и ее становлении как одного из элементов современной культуры в целом. Значимость предпринятого исследования также заключается в том, что в научный обиход введены новые понятия и термины: рекламная аберртшя, рекламный код, виртуальные коннотации, рекламный ореол, рекламема; им даны адекватные определения. Корректируются и углубляются вопросы общей теории рекламы, понятие «язык рекламы». Теоретическая значимость работы определяется также разработкой методики анализа единицы языка рекламы; представленной в работе моделью формирования виртуального образа товара в сознании адресата. В исследовании даны обобщающие схемы, составленные по итогам анализа сущностных характеристик рекламы. В диссертации разработана модель интерпретации рекламного сообщения, практическая реализация которой позволяет расширить границы понимания языковой личности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования языка рекламы могут быть использованы в изучении рекламной коммуникации, при подготовке копирайтеров; а также для установления причин популярности и действенности телерекламы и при разработке методов защиты сознания человека от агрессивного воздействия рекламы. Материалы исследования эффективны и в преподавании русского языка как языка профессионального общения в различных сферах коммерческой деятельности; они могут быть использованы в лекционных и практических курсах по современному русскому языку.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Язык рекламы признаётся своеобразной семиотической системой представления информации.
2. Все единицы рекламного сообщения приобретают особое значение, непосредственно связанное с функционированием в рекламном сообщении.
3. Квалификация рекламного сообщения как единицы коммуникации зависит от фонетического оформления составляющих этого сообщения, лексического наполнения, ассоциативных связей, неизбежно возникающих при восприятии рекламного сообщения, визуального ряда, звукового сопровождения, цветового оформления, мимики, жестов, поведения персонажа рекламного сообщения; координации вербального и визуального элементов сообщения.
4. Большое значение в рекламном сообщении имеет расположение элементов, которое может не совпадать с общепринятым. Так, речевые конструкции оказываются не всегда правильными с точки зрения русского литературного языка, но целесообразными с позиции формирования рекламного образа.
5. Каждое рекламное сообщение имеет свою особую структуру, которая типологизируется в зависимости от назначения.
6. В построении рекламных текстов особую роль играют «рекламемы» - многоплановые единицы, характеризующиеся единением лексической, фонетической, иллюстративной, образной и действенной составляющей.
7. Виртуальная реальность, формируемая посредством языка рекламы, обладает специфическими свойствами: порождённостью, актуальностью, автономностью, интерактивностью.
Гипотеза исследования: язык рекламы - представляет собой основу рекламной коммуникации и имеет семантическую доминанту «хорошо», реализующуюся на всех уровнях рекламного сообщения. Семантическая доминанта рекламного сообщения служит базой для формирования виртуальной реальности в сознании человека, при этом именно телевидение предоставляет возможность для наиболее полной реализации потенциала языка рекламы в форме рекламных роликов, с их вербальным и визуальным воплощением значащих компонентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме научных докладов на Международном симпозиуме, посвященном 75-летию со дня рождения проф. В. П. Жукова (2001-2004 гг., г. Новгород, НовГУ), Межвузовской научно - методической конференции «Проблемы преподавания русского языка в иностранной аудитории» (2003-2005 гг., г. СПб, РГМИ), Межвузовской конференции «Пушкинские чтения» (2000 -2008 гг., СПб, Пушкин, ЛГУ им. A.C. Пушкина), Межвузовской научной конференции «Царскосельские чтения» (2000 - 2007 гг., СПб, Пушкин, ЛГОУ им. А. С. Пушкина), Международной научно-методической конференции «Герценовские чтения» (2000-2009 гг., г. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена), Всероссийской конференции «Слово. Словарь. Словесность: экология языка» (2000-2007 гг., г. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена), Международной школе-семинаре «Лексика, лексикография, терминография в русской, американской и других культурах» (2005 г., Иваново, ИвГУ), Международной научно-методической конференции «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций» (2005 г., Барнаул, АлтГУ), Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке» (2005-2006,гг., СПб, ЛГУ им. А. С. Пушкина, Международной научной конференции «Восьмые международные Виноградовские чтения. Русский язык: уровни и аспекты изучения»: (2005 г., Москва, МГПУ), Международной научной конференции «Дергачевские чтения» (2006-2007 гг., Урал, УГУ им. А. М. Горького), Научно-практический семинар «Профессиональная самореализация личности в современном обществе» (2008 г., СПб, Институт педагогического образования РАО), на кафедральных научных конференциях (2000 - 2008 гг., СПб, Пушкин, ЛГУ им. A.C. Пушкина; 2000 - 2008 гг., СПб, РГПУ им. А.И. Герцена), а также в ряде публикаций по теме исследования.
На основе материалов диссертации созданы лекционно-практические курсы: «Язык рекламы как концептуальный фрагмент современной вербальной реальности» (в ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2004-2008 г.) и «Язык СМИ в сфере международной коммуникации» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2007-2009 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и трёх приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Лингвокультурологические и национально-ментальные особенности языка рекламы2006 год, кандидат филологических наук Андерсон, Ольга Владимировна
Вариативность англоязычного рекламного текста как фактор его прагматического воздействия2005 год, кандидат филологических наук Ластовецкая, Мария Анатольевна
Журнальная реклама: лингвокультурный и гендерный аспекты: на материале русского и английского языков2007 год, кандидат филологических наук Беликова, Александра Валерьевна
Речевые манипуляции в современной англоязычной рекламе: Прагматический аспект2001 год, кандидат филологических наук Полетаева, Татьяна Владимировна
Коммуникативная эффективность англоязычной рекламы: Когнитивно-семантические основания2002 год, кандидат филологических наук Иванова, Елена Станиславовна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Ягодкина, Марьяна Валериевна
Заключение
По результатам проведённого исследования установлено, что телереклама обладает наиболее широким диапазоном средств для воздействия на сознание адресата при формировании виртуальной реальности. Своеобразие рекламного сообщения вытекает из его прагматической направленности: рекламное сообщение содержит информацию, назначение которой в том, чтобы воздействовать на сознание и детерминировать поведение адресата. Значение имеют все виды воздействия на сознание адресата, а также специфика восприятия, которая опирается, с одной стороны, на известную коммуникантам ситуацию общения, их общий фон знаний, и, с другой стороны, на «программирование» определенных действий (например: посещение магазина, банка, покупка рекламируемого товара).
Язык рекламы признан семиотической системой представления информации, выраженной знаками разных подсистем: вербальными, невербальными, визуальными, графическими и ауднальными. Содержание рекламного сообщения определяется коммуникативной целью; особенностями автора и адресата сообщения; стандартами данного сообщения. Указанные параметры задают инвариант рекламного сообщения, который является обобщенным представлением о наборе выраженных в произведении содержательных элементов. Эти содержательные блоки существуют в рекламных сообщениях, видоизменяясь в зависимости от типа рекламоносителя и авторской индивидуальности. Конкретное рекламное сообщение представляет собой вариант использования всего многообразия знаковых составляющих языка рекламы.
Доказано, что рекламное сообщение квалифицируется как единица коммуникации, при условии зависимости от фонетического оформления составляющих этого сообщения; лексического наполнения; ассоциативных связей, неизбежно возникающих при восприятии рекламного сообщения; визуального ряда; звукового сопровождения; цветового оформления; мимики, жестов, поведения персонажа рекламного сообщения; координации вербального и визуального элементов сообщения.
Современная реклама становится институтом формирования жизненных образцов, окружающих человека, символических кодов социальных ценностей, которые ориентируют личность, управляют ею, оказывают влияние на судьбу и человека, и общества, в котором он живет. Именно телевизионная реклама обладает огромным потенциалом: ей свойственна комбинация звука, визуального образа и движения, возможность демонстрации продукта и использования спецэффектов. Телевидение создает иллюзию присутствия, что существенно повышает доверие к источнику информации.
Демонстрируемые на телевизионном экране рекламные сообщения являются особым феноменом: они несут свою эстетику, свой образный мир, свои доминанты. Реклама, «усиленная» телевизионным эффектом, становится мощнейшим инструментом воздействия на сознание людей. Все это и позволяет выявить возможности телевизионной рекламы с точки зрения создания виртуального, символического мира, который окружает каждого человека.
Рекламный образ создает конкретные представления о предмете и вызывает положительные эмоции, которые влияют на поведение адресата, при этом формирование образа происходит с учетом индивидуальных особенностей рекламируемого предмета и общих черт, присущих группе предметов. При этом именно телевизионная реклама позволяет наиболее полно применять весь набор вербальных и невербальных средств воздействия на адресата.
В ходе исследования было выявлено, что виртуальная реальность, формируемая посредством языка рекламы, обладает специфическими свойствами: 1) продуцируется активностью внешней по отношению к ней реальности; 2) существует актуально, до тех пор, пока активна порождающая реальность; 3) обладает своим временем, пространством и законами существования; интерактивностыо - может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
Принятие виртуальности в качестве основополагающего элемента рекламного сообщения, позволило объяснить процессы формирования образа товара в сознании адресата. Ориентация на достижение цели в ходе формирования виртуальной реальности базируется на эмоциональных апелляциях; язык рекламы используется как универсальный инструмент программирования, стереотипизации сознания и поведения людей в различных областях жизни. В рекламе значительно сильнее, чем в других видах массовой коммуникации слиты воедино содержательная и эмоциональная информация. Информативный ряд подается через специальные семантические, экспрессивные или художественные образы, при этом сами товары также существуют лишь как образы реальных вещей.
Основной единицой рекламной коммуникации признаётся рекламема, представляющая собой своеобразное единство взаимосвязанных составляющих, где каждая из них обладает особым значением и служит для выражения особого значения, лишь выполняя свою роль в данном комплексе, в связи с чем, возникла необходимость разработки методики её анализа. Такой методикой был признан компонентный анализ. В процессе анализа в исследовательских целях поликомпонентная единица была разложена на составляющие, в связи с чем потребовалось введение новых терминов, обозначающих характеристики языка рекламы:
1) рекламная аберрация - процесс формирования виртуального инварианта объекта рекламы;
2) рекламный код - универсальная схема построения рекламного сообщения: «X - это "хорошо"» (где «X» - объект рекламы, а «хорошо» -семантическая доминанта его представления);
3) виртуальные коннотации - ассоциативные коннотации, программируемые посредством языка рекламы;
4) рекламный ореол - совокупность виртуальных коннотаций, наложенных на образ товара и закреплённых в сознании потребителя рекламным сообщением;
5) рекламема - комплексная единица рекламного содержания с семантической доминантой «хорошо», которая обладает вербальным выражением и может иметь невербальное, визуальное, цветовое и звуковое сопровождение.
Человек, к которому обращена реклама, оказывается «встроенным» в любой рекламный контекст: если говорится о растении, то имеется в виду не растение как самостоятельная ценность, а его способность дать человеку пищу или лекарства; если о техническом устройстве - способность как-то облегчить или изменить жизнь человека; если в рекламе участвуют люди, то они выполняют в ней только служебные роли - демонстраторов или информаторов. Кроме того, в рекламе значительно сильнее, чем в других видах массовой коммуникации, слиты воедино содержательная и эмоциональная информация. Информативный ряд подается через специальные семантические, экспрессивные или художественные образы, при этом сами товары также существуют лишь как образы реальных вещей.
Все эти особенности позволили говорить о наличии особой реальности - реальности рекламы, реальности виртуальной, но, тем не менее, существующей и оказывающей непосредственное влияние на восприятие реальности константной; трансформирующей, искажающей в ходе процесса рекламной аберрации восприятие реально существующих объектов.
В рекламной субкультуре отсутствуют четкие границы между миром вещей и миром людей, между человеком и всем тем, что его окружает. Любое рекламное сообщение - это явное или неявное обращение к человеку, и тем самым оно подразумевает факт его присутствия в качестве соучастника происходящего.
Было установлено, что положительная семантическая доминанта рекламемы продуцируется на основе семантического положительного наращения, заключенного в вербальном плане выражения информации об объекте рекламы.
С целью решения поставленных задач была определена основа виртуальности, установлен теоретический статус концепции виртуализации, произведено рассмотрение особенностей компонентов рекламного сообщения, что позволило прийти к следующему выводу: в рекламном сообщении предметы, образы и явления существуют вне их взаимозависимостей, то есть в форме мозаики вещей, людей и событий, находящихся в связях случайных или вероятностных, но не в причинно-следственных, то есть мир рекламы по своей сути изначально является миром виртуальным.
Исследование позволило выявить основу виртуальности. Основа виртуальности заключается в том, что назначение, функция предмета перестаёт быть центром номинативного намерения; предметные, реальные связи нарушаются, а материальные свойства входят в последующее поименованное понятие на основе сформированных вербальных ассоциаций.
Язык рекламы был рассмотрен как система представления информации, включающая в себя вербальные и невербальные средства атрибуции объекта. В языке рекламы сосуществуют разные типы знаков, система связи которых осуществляется посредством рекламного кода «X -это хорошо». Он действует в человеческом обществе наряду с естественным языком и другими явлениями культуры, хранящими и транслирующими информацию.
Анализ языка рекламы как многокомпонентного сложного семиотического явления позволил прийти к выводу, что базовым элементом, на основе которого происходит создание неконстантного инварианта, является вербальный компонент рекламного сообщения. При построении вербального ряда в рекламном сообщении используются слова с положительной семантикой, что позволяет сформировать виртуальный образ предмета на основе семантической доминанты «хорошо». Рекламное сообщение воссоздает виртуальный вариант мира, где характеристики объекта рекламы в константной реальности не повторяются, но трансформируются.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Ягодкина, Марьяна Валериевна, 2009 год
1. Аграшенков, А. В. Общие основы психологии / А. В. Аграшенков. М., 1977.
2. Айви, А. Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения / А. Е. Айви. Новосибирск, 1995.
3. Айзенберг, М.Н. Менеджмент рекламы / М.Н. Айзенберг. М., 1991.
4. Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф. М., 1985.
5. Алексеева, А. Откровенный мужской разговор, озвученный вслух / А. Алексеева // Рекламный мир. 2000. № 3 (88).
6. Ален, Дж. Ф. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании / Дж. Ф. Ален, Р. Перро // Новое в зарубежной лингвистике (Теория речевых актов). М., 1986.
7. Ален, П. Учимся торговать / П. Ален. Минск, 1996.
8. Алпатов, В. И. История одного мифа: Марр и марризм / В. И. Алпатов. М., 1991.
9. Анатомия рекламного образа / под общ. ред. А. А. Овруцкого. СПб., 2004.
10. Антипов, Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. Н Донских и др.. Новосибирск, 1989.
11. Апдер, X. НЛП: современные психотехнологии / X. Апдер. СПб., 2000.
12. Арацкая, Н. Плюсы и минусы рекламы на радио / Н. Арацкая //Реклама. № 2. 2000.
13. Артеменко, В. Г. Реклама в торговле / В. Г. Артеменко. Новосибирск. 1996.
14. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М., 1999.
15. Артемьева, Е. Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю.1. Артемьева. М., 1980.
16. Арутюнова, Н. Д. Коммуникация. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис / Н. Д. Арутюнова. М., 1992.
17. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев // Асафьев Б.В. Кн. 2: Интонация. Л., 1971.
18. Бажин, Е.Ф. Изучение эмоционального значения цвета / Е.Ф. Бажин, A.M. Эткинд // Психологические методы исследования личности. Л., 1978.
19. Балашова, Е.В. Реклама книги / Е.В. Балашова. Барнаул, 1997.
20. Бандорин, В.Г. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды: автореф. дисс. канд. искусствоведения / В.Г. Бандорин. СПб., 1994.
21. Баранов, Е.К. Экономическая эффективность рекламы товаров и пути ее повышения : дисс. канд. экон. наук / Е.К. Баранов. Киев, 1977.
22. Барт, Р. Риторика образа / Р. Барт // Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
23. Батракова, С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX в. / С.П. Батракова. М., 1990.
24. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле / М. М. Бахтин. М., 1990.
25. Бахтин, М.М. К вопросам самосознания и самооценки / М.М. Бахтин // Собр. соч. в 7 тг. Т.5. М., 1996.
26. Башляр, Г. Психоанализ огня/Г. Башляр. М., 1993.
27. Безгодова, О.В. Паблик рилейшнз в системе политического управления современной России: тенденции развития : дис. . канд. полит, наук / О.В. Безгодова. М.,1997.
28. Бейд, П. Краткая история рекламы / П. Бейд // Америка. 1991. № 419.
29. Бендлер, Р. Из лягушек в принцы. Психотерапия новой волны / Р. Бендлер, Дж. Гриндер. СПб., 1992.
30. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М. 2003.31.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.